Презентация на тему правда и ложь. Классный час "правда и ложь" Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

Правда и ложь народной мудрости

«Фантазер обманывает себя,

а лжец других»

Ф.Ницше


За все время ложь прошла несколько этапов развития - ото лжи с целью выживания до лжи с целью подделать историю, скрыть информацию. К 20 веку стало существенным изучение проблемы лжи в психологии.

Ложь по определению Толкового словаря русского языка Ожегова, - «намеренное искажение истины неправда».


Цель: изучить виды и причины проявления лжи.

Задачи:

  • Познакомиться с понятиями: правда ложь, и обман в истории человечества.
  • Выяснить психологические причины, лживого поведения в раннем детстве.
  • Исследовать виды и причины проявления лжи.
  • Проанализировать какие литературные произведения детских писателей, направлены на развитие честности и правдивости, обучают на примерах литературных персонажей избавляться ото лжи.


Виды лжи:

  • пассивная ложь, т.е. не сказать о том, что знаешь (она подразделяется на: полную, частичную и молчание);
  • активная ложь, т.е. ложный рассказ заранее подготовлен (она состоит из: полностью придуманной лжи и наполовину правды и лжи.

На I этапе нашего исследования мы провели анкету- опрос, среди учащихся 3- 4 классов. Для обсуждения темы исследования предложили притчу «Что легче?»

Ребята ответили на предложенные вопросы: Почему обманывать плохо? Почему ложь - показатель несовершенства человека? Кто и в каких ситуациях чаще обманывает - дети или взрослые. Что заставляет людей лгать: забота о своем благополучии или мысль о благополучии другого человека? Кого можно считать большим обманщиком: первобытного или современного человека? Обманывали вас хотя бы раз? А кого обманывают животные? Можно ли необычное поведение животных считать обманом?


Первая сказка о правде и лжи, дошедшая до нас из глубины веков, называлась «О правде и кривде». Она была написана более трех тысяч лет назад, в эпоху правления египетских фараонов. В этой сказке подлый человек всю жизнь обманывает и обирает своего честного брата. А потом обманщик попадается на свою же удочку. Подросший племянник придумывает огромного несуществующего быка и возвращает награбленное. Справедливость восторжествовала - лгун был наказан.




В древней Греции и Риме лжи почти не было . Законы этих древних государств отличались от наших. Каждый человек мог безнаказанно сказать правду другому человеку, даже самому царю.


Ученые, медики и психологи говорят нам, что человек, который лжет, рискует здоровьем. У него поднимается кровяное давление, учащается дыхание, сердцебиение.

Лгун испытывает стресс, а это плохо сказывается на всем организме человека


На II этапе нашего исследования п ровели опрос среди учащихся 4 классов по теме:

Кому мы чаще всего лжем?

Ответили на предложенные вопросы:

Я обманываю своих родителей?

Ежедневно я обманываю учителей?

Я обманываю друзей?

По телефону я лгу практически каждый день?

При знакомстве с новыми людьми я всегда им лгу?

Я лгу своим одноклассникам?

Считаете ли вы себя лжецом?


Признаки лжи

  • Утечка информации – лжец нечаянно выдаёт себя противоречий информацией.
  • Информация о наличии обмана – лжец своим поведением выдаёт лишь то, что он говорит неправду, но истинная информация по-прежнему не известна. Зная, что нам лгут, мы не всегда можем сказать, что именно от нас пытаются скрыть.

Виды детской лжи:

  • Ложь-игра
  • Ложь-манипуляция
  • Ложь из страха


Выводы

  • Младшие школьники чаще всего обманывают себя, преувеличивают или недооценивают себя и свои способности. В основе всех причин лежит несовершенство человека: страх, лень, недоверие или неуважение к людям. Чем совершеннее человек, тем меньше у него необходимости лгать.
  • В сказках и литературных произведениях можно найти материал, который поможет детям стать увереннее, терпеливее, правдивее, научит слушать и слышать окружающих, принимать противоречивость и многообразие мира. Слова забываются - ощущения остаются. И это не просто ощущения, а переживания, которые прочно связаны с определенным способом поведения героев сказки в соответствующей ситуации.
  • Сказка не оставляет ребенка равнодушным делает его активным участником происходящего, переживающим вместе с героями каждую неудачу и каждую победу.

Спасибо за внимание

Есть правда мудрая, седая, Через насилие она. Проходит облик не меняя, ей себе онп всегда верна. Она доказывает «Честно, Мой друг, ты прожил жизнь свою, А ложь и ловкость, как известно, Я, истина, не признаю». Незрима пусть твоя награда, Но право получают с ней Спокойным и открытым взглядом. Всегда смотреть в глаза людей.

МБОУ гимназия № 103 г . Минеральные Воды

Декада правовых знаний

Деловая игра

для учащихся 4 классов

"Правда и ложь"

Подготовили и провели:

педагог-психолог М.А. Гацуца

классный руководитель 4 Г класса

Бесмельцева Д.А.

Цель: формировать нравственные качества – честность, справедливость, выяснить, что обозначает понятие «обман», его морально-этические стороны, каковы могут быть его последствия. Помочь детям сделать выбор в пользу правды.

Оборудование: презентация о правде и лжи, проектор, компьютер, костюмы: судья, прокуроры и адвокаты; тесты для детей; советы адвоката, написанные на доске, рисунки.

Ход классного часа

- Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами собрались на деловую игру, в ходе которой судья и присяжные вынесут вердикт «Помогает ли ложь в жизни?»

(Класс поделен на «прокуроров», «адвокатов», «присяжных» и «судью»)

1. Обсуждение понятий «правда», «ложь».

На доске: детские рисунки «Правда и ложь», запись пословиц:

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Учитель:

- Как вы понимаете слово «ложь»? (Намеренное искажение истины.)

– Какие близкие по значению слова можно подобрать? (Неправда, обман.)

– Когда человек прибегает ко лжи? Зачем?

– На Земле с давних пор любовь и ненависть, добро и зло, правда и ложь ходят рядом. Очень трудно порой говорить правду, но если человек хотя бы раз солгал, ему потом от этого избавиться сложно.

2. Анкетирование учащихся.

1. Считаешь ли ты, что можно обманывать в таких случаях (нужное подчеркнуть):

– чтобы похвастаться? Да Нет

– чтобы не испортить с кем-то отношения? Да Нет

– чтобы избежать наказания? Да Нет

– чтобы добиться выгоды? Да Нет

– по привычке? Да Нет

– чтобы помочь кому-то пережить тяжёлое событие? Да Нет

2. К чему может привести ложь?

3. Всегда ли нужно «резать правду в глаза»?

4. Чем отличается ложь от фантазии?

3. Тест «Твое мнение».

Проверим, случается ли тебе обманывать.

Согласен ли ты с этими утверждениями? Отметь кружком те утверждения, которые соответствуют твоему принятию их.

1. Настоящий друг – это тот, кто никогда не обманывает своего друга.

3. Настоящий друг – это тот, кто никому не выдаст секреты своего друга.

4. Настоящий друг – это тот, кто не станет смеяться над бедой или неудачей своего друга.

5. Настоящий друг – это тот, с кем всегда интересно и никогда не скучно.

6. Настоящий друг – это тот, кто постарается защитить от обидчика.

О б с у ж д е н и е т е с т а.

– Ты согласен с большинством утверждений? Если согласен, то попробуй в каждом утверждении вместо слов НАСТОЯЩИЙ ДРУГ поставить короткое слово Я. Ну как, получается?

С о в е т З н а й к и.

Подумай, что тебе надо изменить в себе – в своём характере, привычках, увлечениях, чтобы и с тобой людям захотелось дружить.

4. Анализ детских рисунков.

5. Чтение и анализ басни Л. Н. Толстого.

ЛГУН

(басня)

Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать:

– Помогите, волк! Волк!

Мужики прибежали и видят: неправда. Так сделал он и два, и три раза, случилось – и вправду набежал волк.

Мальчик стал кричать:

– Сюда, сюда скорее, волк!

Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, – не послушали его.

Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

Л. Н. Толстой

– Почему не прибежали на помощь люди?

– А вы попадали в подобные ситуации?

– Как вы поступаете, если:

 получили двойку;

 потеряли сменную обувь;

 опоздали на урок;

 гуляли, не успели до прихода мамы убрать в комнате?

6. Обсуждение, анализ пословиц.

Учитель. Но у русского народа есть еще одна мудрость: «Ложь во спасение». Как же объяснить такую фразу? Когда человек может прибегнуть к такому?

– Вспомните, как в сказках называется ложь и какое наказание следует, если говорить неправду. (К. Коллоди «Приключения Пиноккио» – растет нос; Н. Носов «Приключения Незнайки…» – мальчики превращались в ослов.)

– А как люди в обществе относятся к лгунам? (Ответы детей.)

7. Анализ рассказа Л. Н. Толстого.

ПРАВДА ВСЕГО ДОРОЖЕ

Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видел.

Отец пришел и спросил:

– Кто разбил?

Мальчик затрясся от страха и сказал:

– Я.

Отец сказал:

– Спасибо, что правду сказал.

Л. Н. Толстой. Рассказы из «Азбуки»

– Почему отец сказал такие слова?

– Как бы вы поступили на месте мальчика?

– Какому человеку легче жить на свете: правдивому или лживому?

– Когда трудно говорить правду?

– Какими близкими по значению словами можно заменить слово «правда»? (Истина, честность.)

– Можно ли заменить словом «фантазия»? Почему?

На свете так бывает,

Порой не разберешь:

С тобою правда рядом

Иль вкрадчивая ложь.

Как в этом разобраться?

Как научиться жить,

Чтоб только с правдой рядом,

А с ложью не дружить?

Бывает ложь красива,

А правда так горька,

Но человеку честному

Та горечь не страшна!

Давайте мы, ребята,

На свете честно жить,

Не будем лгать, а только

Правду говорить!

Дидактический материал

ЭХ!

– Эх, – вздыхали рыбаки, –

Это разве судаки?

Раньше вытащишь, бывало,

Хвост, бывало, в полруки.

– Эх, – вздыхали судаки, –

Раньше были червяки…

Червяком одним, бывало,

Наедалось полреки.

– Эх, – вздыхали червяки, –

Раньше врали рыбаки!..

Мы послушать их, бывало,

Сами лезли на крючки!

7. Итог классного часа.

– Подумайте и спросите родителей, в чем заключается разница между обманом и фантазией.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Презентацию на тему "Правда и ложь" (3 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Разные. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 6 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Правда и ложь

Подготовила: ученица 3Б класса Андриянова Юлия

Слайд 2

Правда-это когда человек говорит правду, честно и не лжет.

Ложь-это когда человек говорит неправду, обманывает других.

Слайд 3

Маленький Володя с мамой приехал в гости к тёте в другой город. У тёти тоже были дети. Они с Володей играли, бегали. И вот в одной из комнат они стали играть в догонялки. В комнате на столе стоял хрустальный графин. Володя нечаянно толкнул стол, графин упал и разбился. Дети испугались и притихли. Но они даже не заметили, кто из них толкнул стол. В комнату вошла тётя. Она спросила, кто из них толкнул графин. Все ответили, что это не они. Володя испугался, что его накажут. Тогда тётя сказала, что графин видимо сам спрыгнул со стола. Все рассмеялись, а Володя ушёл в другую комнату и сел в уголок. Ему было стыдно за свою ложь. Он долго переживал. Когда они вернулись домой, Володя попросил маму написать тёте, что это он разбил графин. И больше никогда в жизни он не лгал и не терпел, если это делали другие.

Слайд 4

1)Как звали мальчика, героя рассказа?

2)К кому приехал мальчик?

3)С кем приехал мальчик?

5)Что победило: правда или ложь?

4)Кто разбил вазу?

Слайд 5

Слайд 6

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • …тем, что не подтверждается объективной реальностью. Когда мы находимся в Интернете, являющемся полностью информационной средой, мы имеем дело не с реальностью, а только с информацией о ней.

  • Эта информация может быть как правдивой, так и ложной.

  • Правдивая информация ВСЕГДА опирается на реальные факты, доступные независимой проверке. На интернет-жаргоне информация о реальных фактах называется «пруф», от английского proof link – «ссылка на доказательство»


Поиск «пруфов» -

  • это неизбежная часть работы по установлению истины.

  • Для примера можно рассмотреть сетевой проект под названием «Wikipedia». Это сетевая энциклопедия, писать и править которую может любой желающий. Казалось бы, при этом условии она просто обязана состоять из лжи, невежества и абсолютного бреда, но на практике этого не происходит, именно благодаря тому, что каждый приведённый в ней факт должен быть подтверждён соответствующим «пруфом»


Основные виды лжи

  • Выдумка

  • Искажение

  • Умолчание


1. ВЫДУМКА

    Как не странно, труднее всего опровергнуть не полу-правду (хоть как-то опирающуюся на реальный мир), а откровенно фантастическую выдумку. Прямой способ опровержения (предъявить противоречащую лжи правду) работает с выдумкой далеко не всегда – просто потому, что такой правды не существует, поскольку явления, о котором говорится в ложном сообщении, не существует в принципе.

  • Для примера можно попробовать опровергнуть существование невидимых магических единорогов. Естественно, доказательств их существования нет – но ведь нет и доказательств их НЕсуществования!

  • Тем не менее, несколько вариантов опровержения выдумки всё же существуют.


Опровержение выдумки – метод «Где пруф?»

  • По законам логики, доказательством несуществования явления является отсутствие доказательств его существования .

  • Примером эталонной выдумки является легенда о существовании так называемого «Плана Даллеса» - якобы написанного в 1945г. главой ЦРУ Аланом Даллесом плана развала СССР путём «морального разложения» его граждан.

  • Никаких доказательств того, что данный «план» действительно был - нет, а его текст представляет собой компиляцию из монологов отрицательных героев нескольких книг («Бесы» Ф.М.Достоевского, «Вечный зов» В.Иванова), опубликованную только в 1993г., и только на русском языке.


«Где пруф?»

  • Естественно, лжец попытается создать ощущение, что доказательства есть. В случае с «Планом Даллеса» обычно ссылаются на книгу А. Даллеса «Размышления о реализации американской послевоенной доктрины против СССР», 1945 г.

  • Биография и библиография Даллеса не являются секретом. Стоит ли упоминать, что этой книги в них нет?


Псевдо-научные теории.

  • Отдельным типом «выдумок» являются псевдо-научные теории. Для борьбы с ними научным сообществом был выработан так называемый «критерий фальсифицируемости ». Он заключается в том, что научной считается только та теория, для которой можно поставить опровергающий её эксперимент.

  • Если теория не допускает такого эксперимента – она не может являться верной.


2. Искажение

  • Второй вид лжи – искажение.

  • В этом случае берётся реальный факт/документ/событие/цитата, и изменяется (либо вырывается из контекста) таким образом, что её смысл меняется.

  • Искажение можно разоблачить, отыскав ссылку на оригинал , и ознакомившись с ним.


3. Умолчание

  • Формально умолчание не является ложью, но практически работает точно так же – раскрывается именно та часть правды, которая требуется для того, чтобы произвести на читателя нужный эффект. Об остальном умалчивается.

  • Умолчание часто применяется в статьях о политике и истории.

  • Для разоблачения умолчания требуется найти то, о чём умалчивает говорящий, пользуясь альтернативными источниками информации . Благодаря Интернету они, как правило, доступны.


Умолчание порождает…

  • …непонимание, и вражду.

  • Сегодня мы живём в эпоху всемирного обмена информацией – и, несмотря на то, что электронные переводчики всё ещё далеки от совершенства, можем узнать мнение всех сторон какого-либо конфликта – а не только той, которая говорит на нашем языке.


«Культура и цивилизация» - Существование единой общечеловеческой культуры. Свойства культуры. Массовая культура. Культура имеет три аспекта. Три типа цивилизаций. Цивилизация. Отношение к культуре. Типы культур. Национальные культуры. Научные подходы к пониманию цивилизации. Дайте определение цивилизации. Понятия «цивилизация» и «культура».

«Сущность и структура культуры» - Реальная жизнь. Формы искусства. Искусство помогает осмыслить прошлое. Культура и символ. Природа и культура. Современный подход. Учебный материал. Возвращение блудного сына. Предпосылка художественной деятельности. Храм Христа Спасителя. Витрувианский человек. Значимость физической культуры. Прачки.

«Развитие современной культуры» - Направления культуры. Причины кризиса культуры. Элитарная культура. Позитивное влияние. Ослабление связей поколений. Разновидности культуры. Закончился ХХ век. Ускоренный прогресс. Народная культура. Основные направления в развитии современной культуры. Массовая культура. Пассивное потребление.

«Категория культуры» - Культура и общество. Культура и техника. Проблема. Познание. Этимология слова. Социальная реальность. Категория культуры. Культура и мир ценностей. Культура и смысл. Универсальный язык общения. Культура. Культура и человек.

«Развитие сферы культуры» - Мониторинг достижения целевых показателей. Указ президента. План мероприятий. Увеличение доли представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов. Задача. Увеличение посещаемости музейных учреждений. Увеличение доли музеев. Увеличение доли театров. Динамика примерных (индикативных) значений. Увеличение средней суммы одного гранта.

«Социология культуры» - Интеграция культуры. Какой элемент культуры оказывает максимальное влияние. Празднование Масленицы, гадание на Святках. Процесс поглощения одной культуры. Динамика культуры. Примеры субкультур. Массовая культура. Изучение английского языка. Контркультура. Культурная депривация. Функции культуры. Классификация культуры.

Всего в теме 23 презентации