Психология и педагогика. Волевой акт и структура волевого акта


Активность личности, вызываемая естественными и культурными, материальными и духовными потребностями и приобретающая целенаправленный характер, реализуется в разнообразных действиях, с помощью которых осуществляется преобразование человеком окружающего мира.

Мотивационная сфера человека

Действия человека определяются различными побуждениями. Они возникают у него в процессе его жизнедеятельности при обеспечении своего существования и удовлетворения запросов, появляющихся в соответствии с теми требованиями к жизни, которые присущи окружающему обществу и его культуре. "Пружины", толкающие человека на различные действия, заложены в многообразных побудителях его активности, которые психологически выступают в виде влечений, желаний, стремлений, получающих при определенных условиях характер жизненных задач. Человек целеустремленно стремится их разрешить.

Совокупность желаний, устремлений, побуждений различного рода, т. е. всех побудительных сил личности, приобретающих характер мотивов действий, поступков и форм деятельности, образует особую, достаточно существенную область психической жизни человека, которую называют мотивационной сферой или направленностью личности. В мотивационной сфере коренятся предпосылки активности, возникающей в процессе сложных связей человека с окружающей действительностью.

Побуждения к действию, которые образуются у человека, имеют различный характер по своей сущности и психологической природе. Это может быть действие по невольному импульсу - мгновенная реакция на полученное воздействие, и это может быть реакция отсроченного типа - действие уже обдуманное, возникающее на основе взвешивания соображений, точного представления результата действия и т. д.

Существуют различные типы действий человека с точки зрения уровня их сознательности и характера их обусловленности задачей - задачей непосредственной, сиюминутной, или связанной с далекой, но важной для человека целью. Действия человека могут быть подразделены на две категории: непроизвольные действия и произвольные действия.

Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознанных побуждений (влечений, установок и т. д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Примером непроизвольных действий могут служить поступки человека в состоянии аффекта, растерянности, страха, изумления.

Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее осуществление. Особую группу произвольных действий составляют так называемые волевые действия. Волевые действия - это сознательные действия, направленные на определенную цель и связанные с усилиями, требующимися для преодоления препятствий, стоящих на пути к цели.

В мотивационной сфере человека заключены основы самых разнообразных его действий - непроизвольных и волевых, осознанных и мало осознанных.

Каков же механизм возникновения у человека побуждений и их реализации в действии (или в их задержке и даже угашении)? Он определяется динамическими процессами, проходящими в мотивационной сфере. Но следует помнить, что мотивационная сфера человека не автономная система, действующая независимо от сознания, отбрасывающая одни желания, стремления, побуждения и принимающая другие. Мотивационная сфера связана со всей личностью, которая в самом характере мотивационной сферы и проявляет свое существо.

Мотивационная сфера как область актуальных и потенциальных (возможных) побуждений человека имеет особую структуру. Различного рода побуждения человека к действиям образуют в его сознании определенную иерархию. Это значит не только то, что у человека существуют более сильные и менее сильные мотивы, но то, что для него существуют мотивы более важные и существенные и менее важные. Они и представлены в его сознании в известной иерархии как более значимые и менее значимые. Это и определяет, почему человек в своих действиях руководствуется таким-то мотивом (вернее, их комплексом), а не другим мотивом (или их группой). Сказанное не означает, что в жизни человека всегда и на все время сохраняется такая иерархия мотивов. Она меняется с возрастом и развитием человека. То, что представляется существенным побуждением для ребенка, может очень мало значить для юноши, но зато у юноши появляются другие, очень значимые для него побуждения.

Меняется иерархия мотивов и в связи с изменениями личности. Мы знаем, что мотивы действия человека определяются разными побудительными силами. Это могут быть органические потребности, примитивные влечения и интересы высшего порядка, связанные с духовными запросами. И эти побуждения, в зависимости от процесса формирования личности, могут занимать разное место в ее структуре. Например, в ходе развития личности примитивные влечения как побудители действия отступают на задний план, зато актуализируются запросы высшего порядка в круге побуждений человека. Но при нарастающем регрессе личности (алкоголик, наркоман, психически больной) органические потребности выступают на первый план по значимости побуждений по сравнению с другими категориями побуждений.

Мотивационная сфера человека характеризуется динамичностью. Соотношение и иерархия мотивов может меняться в зависимости от характера восприятия и осмысления человеком наступившей ситуации. Значимость побуждений может изменяться в зависимости от обстоятельств. В момент опасности (пожар) человек может отнестись с безразличием к всегда дорогим и ценным ему предметам и действовать, руководствуясь другими мотивами.

Почему возникает в психике человека иерархия мотивов, сказывающаяся на характере его поступков, на избираемых им путях действия? Она возникает в ходе становления личности человека среди окружающих его людей, в процессе жизни в обществе с его установлениями, системой ценностей, жизненным укладом. Это происходит оттого, что человек осваивает определенные нормы общественного поведения в соответствующих ситуациях. В ходе личностного присвоения общественных норм у человека образуются представления о должном, правила, идеалы поведения, которые превращаются для него в такое психологическое образование, как долженствование, становящееся побудительной причиной поступков. У человека возникают в сознании нравственные правила и требования к самому себе, образуется по отношению к известному кругу действий переживание "надо", которое, будучи результатом переработки представлений о должном, слившихся в некое целостное переживание, становится побудителем (мотивом) действия. В такие действия человек включает свою сознательную активность, отбрасывает, а иногда подавляет другие импульсы и желания и совершает, несмотря на возможные трудности, намеченные действия.

В зависимости от определившегося пути развития личности мотивационная сфера может характеризоваться преобладанием по значимости одних видов мотивов, например мотивов нравственного порядка, или же мотивов другого типа. Структуру мотивационной сферы или направленности личности отчетливо характеризует то, какова природа наиболее значимых для нее мотивов (эгоистических или общественных, мотивов узкого или широкого плана), какого рода мотивы становятся ведущими при определении путей и форм действования в различных обстоятельствах жизни. Структура мотивационной сферы человека как система побудительных сил, определяющих формы проявлений активности человека, является выражением целостного облика всей его личности, динамической формой выражения его сущности.

Мотивационная сфера имеет прямое отношение к волевой деятельности человека, потому что в мотивационной сфере заложены те побудительные силы, которые направляют человека к совершению волевых действий, определяют характер и психологические условия осуществления волевого акта.

Личность и волевая деятельность

Волевая деятельность человека заключается не просто в выполнении поставленных им перед собой осознанных целей: нужен карандаш - взял его, требуется бумага - протянул за ней руку. Эта деятельность имеет специфический характер. Суть ее заключается в том, что человек подчиняет целям, стоящим перед ним и имеющим для него большую значимость, все другие мотивы поведения, которые имеют для него меньшую значимость.

Воля представляет собой особую форму активности человека. Она предполагает регулирование человеком своего поведения, торможение им ряда других стремлений и побуждений, предусматривает организацию цепи различных действий в соответствии с сознательно поставленными целями. Волевая деятельность заключается в том, что человек осуществляет власть над собой, контролирует собственные непроизвольные импульсы и в случае необходимости подавляет их. Проявление воли, т. е. систематическое осуществление человеком различного рода волевых актов и волевых действий, представляет собой такого рода активность личности, которая связана с участием в ней сознания. Волевая деятельность обязательно предполагает целый ряд актов, характеризующихся широкой степенью осознанности личностью ее усилий и особенностей осуществляемых психических процессов. Тут и оценка сложившейся ситуации, и выбор пути для будущего действия, и отбор средств, нужных для достижения цели, принятие решения и т. д.

В ряде случаев волевая деятельность связана с принятием таких решений, которые определяют жизненный путь человека, выявляют его общественное лицо, раскрывают его моральный облик. Поэтому в осуществление таких волевых действий вовлечен весь человек как сознательно действующая личность. Человек при этом исходит из установившихся взглядов, убеждений, жизненных установок и моральных принципов. При выполнении ответственных волевых действий, значимых для жизненного пути человека, в его сознании актуализируются (оживляются) в форме отдельных мыслей, чувств все его взгляды, установки, убеждения и накладывают свою печать на оценку ситуации, на характер принятого решения, на выбор средств для его выполнения.

В биографиях многих общественных деятелей и деятелей культуры можно найти такие эпизоды, когда принятие решения ярким светом освещало их духовный облик. Л. Н. Толстой, публикующий статью "Не могу молчать!" по поводу жестоких репрессий царского правительства; А. М. Горький, пишущий обращение "С кем вы, мастера культуры?"; Георгий Димитров, выступающий не в роли обвиняемого, а как обвинитель на организованном фашистами процессе о поджоге рейхстага, - все они, осуществляя ответственный волевой поступок, раскрывали тем самым свое мировоззрение, вкладывали в поступок мир своих идеалов и нравственных принципов. Значительные образцы волевого поведения дали люди в годы Великой Отечественной войны. Военная летопись содержит бесчисленное множество подвигов наших героев.

Важнейшие особенности волевой деятельности

Волевая деятельность характеризуется в психологическом плане рядом существенных особенностей.

Одно из важных свойств протекания волевой деятельности в целом или отдельного волевого акта - осознание свободы осуществления действия - "могу поступить так, а могу иначе". Здесь нет переживания неизбежного следования обстоятельствам, в которых человек совершенно не властен и которым он фатально подчиняется. Напротив, налицо переживание свободы выбора решения. И это чувство свободы выбора решения связано с переживанием ответственности за свои намерения и действия.

Что же это означает? Материалистическая психология не признает свободы воли, о которой говорят идеалисты, подразумевающие, что осуществляемый человеком духовный акт есть беспричинный, автономный, не подчиненный ничему другому акт, кроме собственных желаний человека.

В действительности все действия человека, хорошо или плохо осознаваемые, являются объективно обусловленными. И мы можем с большей или меньшей точностью сказать, почему он совершил именно такой поступок. Волевая деятельность человека полностью детерминирована. Она обусловлена сформировавшимся складом личности, характером ее мотивов и жизненных целей, возникших как результат различных воздействий в условиях общественной жизни человека. Вместе с тем в качестве непосредственной причины волевой деятельности могут выступать разнообразные жизненные обстоятельства, которые и определяют волевое действие.

Волевая деятельность человека объективно обусловлена, но это совсем не означает того, что психологически она осознается как некая принудительная внешняя необходимость, за осуществление которой человек не несет ответственности. Такое представление неправильно. Совсем напротив, только при детерминистическом взгляде и возможна строгая и правильная оценка, а не сваливание чего угодно на свободную волю".

Характерная особенность волевой деятельности заключается в том, что волевое действие всегда осуществляет человек, как личность. Именно в связи с этим волевое действие и переживается как акт, за который человек полностью отвечает. Во многом благодаря волевой деятельности человек осознает себя как личность, осознает, что он сам определяет свой жизненный путь и судьбу.



Здравствуйте, дорогие читатели и наши постоянные посетители!
Наша команда экспертов рада приветствовать на образовательном портале, где мы оказываем помощь в вопросах, связанные с самыми популярными дисциплинами, такими как русский язык, физика, психология и т.д. Вы задали следующий вопрос, что такое «воля» и «волевые действия»? Буду ждать вашего экспертного мнения.

Для начала необходимо отметить такой факт, что психология многоступенчатая и многоуровневая. И для того, чтобы ее усвоить наиболее эффективно, рассмотрим следующие понятия, к которым мы будем обращаться по мере разбора сегодняшней темы: ЛИЧНОСТЬ, ПСИХОЛОГИЯ, ВОЛЯ, ВОЛЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ.

  1. ЛИЧНОСТЬ – это относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.
  2. ПСИХОЛОГИЯ – это сложная и многоуровневая наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, а также функционирования психики человека, а также группы людей.
  3. ВОЛЯ – это способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления.
  4. ВОЛЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ – это такие действия, которые мы совершаем в реальной жизни непроизвольно.

Отметим, что удовлетворение человеческих потребностей происходит в деятельности, которая имеет активный, целенаправленный и мотивированный характер. Оно реализуется с помощью действий, порожденных разными побуждениями. Причины активности, имея различную психологическую природу, реализуются как влечения, желания и стремления. Стремление — побуждение, выражающееся в чувственном переживании потребности. В момент возникновения оно еще не имеет конкретной предметной определенности.

Виды действий человека существуют следующие:

  1. Непроизвольные действия. Их осуществляют при возникновении не осознаваемых или недостаточно осознаваемых побуждений. Они имеют импульсивный характер, лишены какого-либо четкого плана (например, в состоянии паники). По психофизиологической природой непроизвольные действия бывают врожденные и приобретенные.
  2. Произвольные действия. Содержание и средства реализации таких действий, подчиненных сознательным целям человека. Они неразрывно связаны с отражением цели и средств ее достижения и охватывают стремление к цели, предварительное представление о цели и двигательное представление.

Рассчитываю, что Вы смогли выявить для себя что-то полезное и новое. Если же остались какие-то незатронутые вопросы, помните, что Вы всегда можете задать волнующий вас вопрос, наша команда будет рада его рассмотреть и обосновать.
Удачи и успехов в работе и учебе!

Воля – одно из самых сложных и неразработанных понятий вy. Все действия человека можно разделить на 1)непроизвольные автоматические действия; 2) произвольные действия (исходя из поставленной цели – подчиняется воле).

Существует два подхода в изучении воли:

1. Воля – это процесс, который регулирует достижение цели. Это схема сложнейших процессов, которые обеспечивают связь между намерением человека и его действиями. Т.е. решение чела, его намерение – это то, что понимается под волевыми действиями. Воля – это то, что заставляет выполнять принятые решения.

2. Воля – это процесс, который укоренен в личностных целях, планах. Связано со свободой воли (свободой выбора).

Воля как произвольная регуляция . Произвольная регуляция организует произвольное поведение, реализуемое через произвольные, т.е. мотивированные (сознательные, преднамеренные) действия. Произвольное управление является интегральным y-физиологическим процессом, т.к. оно, с одной стороны, включает помимо волевого усилия ряд др. психологических феноменов: мотивы, интеллектуальную активность, нравственную сферу личности, но, с другой стороны, базируется на физиологических процессах и особенностях их протекания (свойствах ЦНС).

Главная функция В. - сознательная регуляция активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения НС-ы. Т.о., в качестве конкретизации главной функции выделяются 2 другие: активизирующая и тормозящая. Сознательность действий - характеризует волевое поведение. Волевое поведение всегда связано с преодолением препятствий - внутренних или внешних, но главное условие волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является осознание значения поставленной цели, осознание необходимости ее достичь

Воля как саморегуляция . Воля – это самоуправление своим поведением с помощью сознания, которое предполагает самостоятельность человека не только в принятии решения (свобода воли), но и в инициации действий, их осуществлении и контроле. Главной сущностью воли является самость. Именно она отличает произвольное управление от непроизвольного. Самость – это сознательное преднамеренное планирование челом своих действий в соответствии с собственными желаниями, мотивациями, это отдача самому себе команды для начала действия, стимуляция самого себя, осуществление самоконтроля за своими действиями, состояниями.



Функциональная структура произвольного управления

Произвольные и волевые действия. К ним относятся познавательные и психомоторные действия. Э.Ш.Натанзон выделил ряд действий, которые можно считать произвольными: сознательные, сознательные с непредвиденными результатами, умышленные, волевые, импульсивные, аффективные, негативистские, внушаемые (внушенные), нечаянные и даже бесполезные. Выделение этих действий базируется на характере мотивов. Волевые действия – это разновидность произвольных действий, спецификой которых является использование при достижении цели волевого усилия. Эти действия связаны с преодолением затруднений, требующих больших затрат энергии и сопровождающиеся переживанием внутреннего напряжения. К волевым действиям относят : всматривание (при плохой видимости), прислушивание (при плохой слышимости), принюхивание, концентрация внимания, припоминание, сдерживание побуждений, проявление большой силы, быстроты и выносливости, т.е. все те сенсорные, мнемические и двигательные действия, осуществление которых требует проявления значительного волевого усилия. Волевое действие всегда предполагает борьбу мотивов, по этому признаку его можно отличить от остальных.

Сознательные и бессознательные компоненты волевого действия : управление действием ведется на двух разных уровнях. 1 – сознательный (существует выбор, постановка целей, работают моральные нормы); 2 – физиологический уровень (преднастройка на действие, проявляются бессознательные мотивы, которые формируют тонус мускулатуры, который и обеспечивает выполнение действий.

Гипотеза Иванникова. Процесс волевого действия – это процесс борьбы между мотивами, часть из которых неосознаваемая. Задача построения и выполнения волевого действия заключается в том, чтобы увеличить силу мотива, который обеспечивает выполнение действия и уменьшить силу тех мотивов, которые блокируют выполнение действия. При этом ведущим механизмом является механизм намеренного изменения смысла действия. а) волевые действия развиваются в соц. подчинении (подчиняются требованиям общества);



б) Подчинение идеальным целям, а не реальным объектам.

Этапы волевого действия . (по Н. Аху) 1) Представление о цели и возможностях ее достижения – «Предметный момент». Чел видит некоторый предмет, к которому он стремится. Это постановка цели.

2) «Актуальный момент» – усиливается первоначальное намерение, чел говорит: Я хочу это сделать; при этом отсекаются все другие альтернативы. В современной трактовке – борьба мотивов.

3) Волевой акт сопровождается «Моментом состояния», под которым понимается некоторый переживаемый уровень усилия. В этом отличие волевого действия от обычного.

4) «Наглядный момент» - переживание напряжения в отдельных частях тела.

(поРубинштейн С.Л.) 1 – актуализация побуждения и постановка целей; 2 – обсуждение и борьба мотивов;

3 – решение о действии; 4 – исполнение действия. Классификация волевых качеств (по В.К.Калину):

1.базальные (первичные): энергичность, терпеливость, выдержка, смелость.

2.системные (вторичные): храбрость, настойчивость, дисциплинированность, самостоятельность, целеустремленность, инициативность. В этих качествах наиболее выражена личностная саморегуляция деятельности.

высшее и наиболее сложное системное качество – самоуправление организацией Y функций, т.е. способность и умение легко создавать и поддерживать такую функциональную организацию, которая наиболее адекватна целям и условиям деятельности

Как особую форму регуляции поведения понимает волю Л.М. Веккер. Он выделяет три формы регуляции: непроизвольную, произвольную и волевую . Воля есть высшая форма произвольной регуляции поведения.

Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности.

Сталкиваясь с препятствиями, человек либо отказывается от действия в выбранном направлении, либо «наращивает» усилия, чтобы преодолеть барьер, т.е. осуществляет особое действие, выходящее за границы его изначальных побуждений и целей; это особое действие заключается в изменении самого побуждения к действию. Человек намеренно привлекает дополнительные мотивы, иначе говоря, строит новый мотив. Важную роль в построении новых мотивов играет воображение человека, предвидение и идеальное «проигрывание» тех или иных возможных последствий активности.

Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций - побудительной и тормозной, и в них себя проявляет.

Побудительная функция обеспечивается активностью человека. В отличие от реактивности, когда действие обусловливается предшествующей ситуацией (на оклик человек оборачивается, брошенный в игре мяч отбивает, на грубое слово обижается и т.д.), активность порождает действие в силу специфики внутренних состояний субъекта, обнаруживающихся в момент самого действия (человек, нуждающийся в получении необходимой информации, окликает товарища, испытывая состояние раздражения, позволяет себе грубить окружающим и т.д.).

Тормозная функция воли , выступающая в единстве с побудительной функцией, проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности.

Человек способен тормозить пробуждение мотивов и выполнение действий, противоречащих его представлению о должном, способен сказать «нет!» побуждениям, осуществление которых могло бы поставить под удар ценности более высокого порядка. Регулирование поведения было бы невозможным без торможения. Примеры тормозной функции воли могли бы быть взяты как из области высочайших проявлений человеческого духа (способность выдержать жесточайшие пытки в плену, чтобы не выдать своих), так и из сферы повседневной жизни (способность сдерживать свои чувства, не давая выход агрессии во взаимоотношениях с коллегами, способность довести до конца начатое дело, устояв перед соблазном все бросить и заняться чем-либо более привлекательным и т.д.).

Волевые действия характеризуются рядом признаков.

1. Уровнем сложности . Существуют весьма сложные волевые действия, которые включают в себя целый ряд более простых. Основой усложнения действий является тот факт, что не всякая цель, которая ставится нами, может быть достигнута сразу. Чаще всего достижение поставленной цели требует выполнения ряда промежуточных действий, приближающих нас к поставленной цели.

2. Связь с преодолением препятствий . Эти препятствия могут быть внутренними или внешними. Внутренними, или субъективными, препятствиями являются побуждения человека, направленные на невыполнение данного действия или на выполнение противоположных ему действий. Например, школьнику хочется играть с игрушками, но в это же время ему необходимо делать домашнее задание. В качестве внутренних препятствий могут выступать усталость, желание развлечься, инертность, леность и т. д. Примером внешних препятствий может служить, например, отсутствие необходимого инструмента для работы или противодействие других людей, не желающих того, чтобы поставленная цель была достигнута.

Следует заметить, что не всякое действие, направленное на преодоление препятствия, является волевым. Например, человек, убегающий от собаки, может преодолеть очень сложные препятствия и даже залезть на высокое дерево, но эти действия не являются волевыми, поскольку они вызваны прежде всего внешними причинами, а не внутренними установками человека.

3. Осознанность. Важнейшей особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является сознание значения поставленной цели, за которую надо бороться, сознание необходимости достичь ее. Чем более значима цель для человека, тем больше препятствий он преодолевает.

Обычно мы более или менее ясно осознаем то, ради чего совершаем те или иные действия, знаем цель, достичь которой мы стремимся. Бывают же случаи, когда человек осознает то, что он делает, но не может объяснить, ради чего он это делает. Чаще всего это бывает тогда, когда человек охвачен какими-то сильными чувствами, испытывает эмоциональное возбуждение. Подобные действия принято называть импульсивными. Степень осознания таких действий сильно снижена. Совершив необдуманные действия, человек часто раскаивается в том, что сделал. Но воля как раз в том и заключается, что человек в состоянии удержать себя от совершения необдуманных поступков при аффективных вспышках. Следовательно, воля связана с мыслительной деятельностью и чувствами.

4. Связь с мышлением. Воля подразумевает наличие целеустремленности человека, что требует определенных мыслительных процессов. Проявление мышления выражается в сознательном выборе цели и подборе средств для ее достижения. Мышление необходимо и в ходе выполнения задуманного действия. Осуществляя задуманное действие, мы сталкиваемся со многими трудностями. Например, могут измениться условия выполнения действия или может возникнуть необходимость изменить средства достижения поставленной цели. Поэтому для того, чтобы достичь поставленной цели, человек должен постоянно сличать цели действия, условия и средства его выполнения и своевременно вносить необходимые коррективы. Без участия мышления волевые действия были бы лишены сознательности, т. е. перестали бы быть волевыми действиями.

5. Связь с чувствами. Эта связь выражается в том, что, как правило, мы обращаем внимание на предметы и явления, вызывающие у нас определенные чувства. Желание добиться или достичь чего-либо, точно так же как избежать чего-либо неприятного, связано с нашими чувствами. То, что для нас является безразличным, не вызывающим никаких эмоций, как правило, не выступает в качестве цели действий. Однако ошибочно полагать, что только чувства являются источниками волевых действий. Часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда чувства, наоборот, выступают препятствием к достижению поставленной цели. Поэтому нам приходится прилагать волевые усилия к тому, чтобы противостоять негативному воздействию эмоций. Убедительным подтверждением того, что чувства не являются единственным источником наших действий, служат патологические случаи потери способности переживать чувства при сохранении способности осознанно действовать. Таким образом, источники волевых действий весьма разноплановы.

Строение волевого действия.

Волевое действие имеет сложное строение и состоит из ряда взаимосвзанных звеньев.

1. Осознание цели действия и связанного с ней мотива. При ясном осознании цели и мотива, вызывающего ее, стремление к цели принято называть желанием.

Но не всякое стремление к цели носит достаточно осознанный характер. В зависимости от степени осознанности потребностей их разделяют на влечения и желания. Если желание осознанно, то влечение всегда смутно, неясно: человек осознает, что ему чего-то хочется, чего-то не хватает или ему что-то нужно, но что именно, он не понимает. Обычно люди переживают влечение как специфическое тягостное состояние в виде тоски или неопределенности. Из-за своей неопределенности влечение не может перерасти в целенаправленную деятельность. Поэтому влечение часто рассматривают как переходное состояние. Представленная в нем потребность, как правило, либо угасает, либо осознается и превращается в конкретное желание.

Следует отметить, что далеко не всякое желание приводит к действию. Желание само по себе не содержит активного элемента. Прежде чем желание превратится в непосредственный мотив, а затем в цель, оно оценивается человеком, т. е. «фильтруется» через систему ценностей человека, получает определенную эмоциональную окраску. Все, что связано с реализацией цели, в эмоциональной сфере окрашивается в положительные тона, равно как все, что является препятствием к достижению цели, вызывает отрицательные эмоции.

Имея побуждающую силу, желание обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. В свою очередь, при формировании цели особую роль играет ее содержание, характер и значение. Чем значительнее цель, тем более мощное стремление может быть вызвано ею.

2. Борьба мотивов и принятие решения. Желание не всегда сразу претворяется в жизнь. У человека иногда возникает сразу несколько несогласованных и даже противоречивых желаний, и он оказывается в весьма затруднительном положении, не зная, какое из них реализовать. Психическое состояние, которое характеризуется столкновением нескольких желаний или нескольких различных побуждений к деятельности, принято называть борьбой мотивов. Борьба мотивов включает в себя оценку человеком тех оснований, которые говорят за и против необходимости действовать в определенном направлении, обдумывании того, как именно действовать. Заключительным моментом борьбы мотивов является принятие решения, заключающегося в выборе цели и способа действия. Принимая решение, человек проявляет решительность, при этом он, как правило, чувствует ответственность за дальнейший ход событий.

Борьба мотивов и последующее принятие решения рассматриваются как основное звено волевого акта.

3. Исполнение волевого действия. Оно имеет сложную структуру. Исполнение принятого решения необходимо осуществить в определенный срок. Если исполнение решения откладывается на длительный срок, то в этом случае принято говорить о намерении исполнить принятое решение. Обычно мы говорим о намерении, когда сталкиваемся со сложными видами деятельности: например, поступить в вуз, получить определенную специальность. Простейшие волевые действия, такие как утолить жажду или голод, изменить направление своего движения, чтобы не столкнуться с идущим навстречу человеком, исполняются, как правило, сразу. Намерение по своей сути является внутренней подготовкой отсроченного действия и представляет собой зафиксированную решением направленность на осуществление цели. Однако одного намерения недостаточно. Как и в любом другом волевом действии, при существовании намерения можно выделить этап планирования путей достижения поставленной цели . План может быть детализирован в разной степени. Для одних людей характерно стремление все предусмотреть, спланировать каждый шаг. В то же время другие довольствуются лишь общей схемой. не реализуется сразу. Для реализации спланированного действия необходимо сознательное волевое усилие . Под волевым усилием понимается особое состояние внутреннего напряжения, или активности, которое вызывает мобилизацию внутренних ресурсов человека, необходимую для выполнения задуманного действия.

Исполнительный этап волевого действия может получить двоякое выражение: в одних случаях он проявляется во внешнем действии, в других случаях, наоборот, он заключается в воздержании от какого-либо внешнего действия (такое проявление принято называть внутренним волевым действием).

Воля - высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели.

Среди уровней регуляции поведения выделяются следующие:

1. Непроизвольная регуляция:

  • допсихические непроизвольные реакции;
  • образная (сенсорная и перцептивная) регуляция.

    2. Произвольная регуляция:

    • речемыслительный уровень регулирования.

    3. Волевая регуляция . Структура и содержание волевого действия:

    • Возникновение побуждения и предварительная постановка цели
    • Стадия обсуждения и «борьба мотивов» как столкновение в процессе выбора того или иного действия противоречивых тенденций, желаний, побуждений.
    • принятие решения относительно выбора того или иного варианта поведения- это своего рода фаза «разрешения» борьбы мотивов. На данном этапе возникает либо чувство облегчения, связанное с разрешением ситуации и снятием напряжения, либо состояние беспокойства, связанного с неуверенностью в правильности принятого решения;
    • исполнения реализация принятого решения, воплощение того или иного варианта действий в своем поведении (деятельности).

    В большинстве случаев принятие решения и волевое поведение в целом связаны с большим внутренним напряжением, приобретающим иногда и стрессовый характер. Наличие волевого усилия, переживаемого субъектом как его психическая реальность, является очень характерной особенностью волевого акта.

    Волевая регуляция – это прижизненное образование. Волевая регуляция связанна с проявлением усилий, реализующих активность личности, направленную на сознательную мобилизацию её психических и физических сил.

    Волевое усилие – механизм волевой регуляции, средство мобилизации субъектом своих психических и физических возможностей.

    Волевое действие – действие осознанное и целенаправленное, принятое по решению самого субъекта. Ситуация преодоление трудностей как внешних, так и внутренних, детерминированных дополнительными побуждениями, связями с изменениями смысла действия (нельзя с одного раза решить проблему, нужно приложить какие-то усилие).

    Волевое поведение – целенаправленное поведение личности, проявляется в умении управлять собой, своими действиями и поступками на основе стремления к достижению определенной цели, путем реализации специальных действий. Специфика волевого регулирования.

    Воля и регуляция деятельности.

    Традиционно считается, что главное для возникновения волевого регулирования - наличие преград, препятствий при достижении цели.Л. М. Веккер считает, что волевое регулирование начинается там, где имеется как минимум двухуровневая иерархия программ деятельности, где необходимо соотнести уровни этих программ и выбрать среди них тот уровень, который отвечает критериям интеллектуальной, эмоционально- нравственной и общесоциальной ценности.

    Примерно тот же смысл вкладывал в понятие воли И. М. Сеченов, когда писал, что воля - это деятельная сторона разума и моральных чувств.

    Волевое регулирование включает в себя следующие компоненты:

    1. когнитивный
    2. эмоциональный
    3. поведенческий (деятельный)

    В структуру волевого акта включаются следующие составляющие:

    1. побуждение и осознание цели;
    2. борьба мотивов;
    3. акт принятия решения;
    4. исполнение.

    Волевое действие связано с потребностями, но не вытекает из них непосредственно. Оно опосредовано осознанием побуждений к действию как мотивов и его результата как целей (С. Л. Рубинштейн).

    Воля возникает, когда человек способен к рефлексии собственных влечений, может как-то отнестись к ним. Воля неразрывно связана с наличным планом действий. Посредством волевого действия человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом.

    Основные характеристики воли. Волевая регуляция поведения. Понятие воли одно из самых древних, его пытался изучить Аристотель. Декарт. Оно было введено как понятие объяснительное. По мнению Аристотеля, понятие воли было необходимым для объяснения порождения действия, основанного не на желаниях человека, а на разумном решении о его существовании. Понимая, что само по себе знание не обладает побудительностью, но постоянно сталкиваясь с реальностью этических поступков человека, когда действие осуществляется не потому, что так хочется, а потому, что так надо, Аристотель был вынужден искать силу, способную инициировать такое поведение.

    Проблема воли, по Аристотелю, есть проблема придания предмету действия побудительной силы и тем самым обеспечение побуждения к действию (или торможение при необходимости снижение побудительной силы предмета действия).

    Раньше воля рассматривалась как надприродная сила, которая имеет приоритет над другими психическими процессами. Абсолютной воли нет. О воле мы можем говорить тогда, когда возникает побуждение:

    1. Фаза воления: желание + стремление + мотив.
    2. Фаза выбора: борьба мотивов, принятие решения.
    3. Фаза реализации действием, решение превращается в телесное действие. Наше решение, поведение детерминировано сильным мотивом. В концепции Аристотеля воля определяла не только инициацию произвольных действий, но и их выбор и их регуляцию при осуществлении. Причем сама воля могла пониматься и как самостоятельная сила (образование) души, и как способность человека к определённой активности, идущей от него самого.

    Т.о., первой парадигмой, в рамках которой была поставлена проблема воли, было порождение действия человека, идущего от него самого. Рассмотрение воли в контексте порождения действия предполагает прежде всего побудительную функцию воли, а такой подход можно условно обозначить как мотивационный, он является самым мощным в исследовании воли.

    Он характеризуется тем, что воля анализируется как способность к инициации действий, или к усилению побуждения к действию при его дефиците, вследствие внешних или внутренних препятствий, отсутствия актуально переживаемого желания к действию, наличия конкурирующих с выполняемым действием мотивов. В зависимости от представлений о механизмах такой способности воля понимается:

    • либо как самостоятельное психическое образование,
    • либо как самостоятельная сила непсихологической природы,
    • либо как мотивационное или эмоциональное образование (желание, аффекты, потребности),
    • либо сводится к состоянию мозга как механизма регуляции.

    Позже был сформулирован второй подход к исследованию воли, подход «Свободного выбора». В рамках этого подхода воля наделяется функцией выбора мотивов, целей и действий. Одной из тенденций развития этого подхода является перевод исследований выбора и, более широко, принятия решений в такие направления исследований, которые прямо не связаны с проблемой воли и имеют свой концептуальный аппарат. Поэтому актуальными задачами подхода «свободного выбора» являются вычленение волевых аспектов проблемы выбора и разработка адекватных методов их экспериментального исследования.

    В рамках этого подхода можно выделить два варианта представлений о воле:

    1. Воля рассматривается как самостоятельная сила (волюнтаристический тип теории);
    2. Воля сводится к функционированию познавательных процессов (интеллектуалистические теории).

    Т.о., в современной психологии проблема воли представлена двумя вариантами: как проблема самодетерминации (мотивационный подход и подход «свободного выбора») и как проблема саморегуляции (регуляционный подход).

    Когда человек добровольно принимает нравственные нормы, высший нравственный закон и руководствуется им в своих поступках, мы можем говорить о том, что человек нравственно свободен. Быть свободным - это значит повиноваться разуму, а не страстям (Лейбниц, Спиноза).

    В психологии свобода выбора понимается, когда человек в результате борьбы мотивов выбирает тот, который более силен. Современными исследователями воли являются Селиванова, Иванников, Платонов, Воля определяется ими как сознательная регуляция человеком своего поведения в результате преодоления внутренних и внешних препятствий на пути и цели. Структура воли: Цель; Уровень притязания; Волевое усилие; Борьба мотивов; Принятие решения; Выполнение.

    Волевое усилие может быть на любом этапе волевого действия, связанного с преодолением преград. Волевое усилие - форма эмоционального стресса, мобилизующего все внутренние ресурсы человека, создающего дополнительные мотивы к действию и переживаемые психические состояния значительного напряжения (Иванников). Психологическим механизмом волевого усилия является привлечение нового мотива, тем самым изменение смысла действия с целью усиления первичного побуждения.

    Функции воли.

    • Побудительная;
    • Тормозная (сдерживает нежелательные действия)

    В западной психологии:

    • инициирование действия (формирование намерения);
    • поддержка первичного намерения в активное состояние вплоть до достижения цели.
    • преодоление препятствия.

    Волевая регуляция поведения.

    Волевая регуляция является частным видом произвольного управления и характеризуется использованием значительных волевых усилий, направленных на преодоление препятствий и трудностей, т.е. является механизмом самомобилизации.

    Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание.

    Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти,: мышления и речи.

    Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

    Часто суждение о наличии или отсутствии волевой регуляции (волевого поведения), выносят на основании достигаемых человеком результатов. Однако можно стараться преодолевать трудность, но не преодолеть её.

    В обыденном употребление понятие «волевая регуляция» отождествляется с представлением о «силе воли». В связи с этим принято делить людей на волевых и безвольных.

    Конкретное содержание волевой регуляции понимается психологами по-разному.

    «Сила воли» как сила мотива. Волевая активность человека определяется силой мотива (потребности), т.к. последняя влияет на степень проявления волевого усилия: если я очень хочу достичь цели, то я буду проявлять и более интенсивное и более длительное волевое усилие. Поэтому нередко силу воли подменяют силой мотива: раз хочу, значит делаю. Ю.Ю.Палайма считает, что «сила воли» - это, по существу, сила мотива и что человек сильной воли - это прежде всего человек с сильной мотивацией поведения. Поэтому именно имеющийся у человека механизм волевой регуляции определяет большие или меньшие возможности реализации хотения.

    «Сила воли» как борьба мотивов. Часто силу воли сводят лишь к «борьбе мотивов», которая является одним из внутренних препятствий для деятельности. Имеется много ситуаций, когда выбора того или иного альтернативного решения не требуется, а волевая регуляция необходима, т.к. на пути к достижению цели встречаются различные препятствия, трудности. В таких ситуациях потребность сохраняется, но сопутствующей энергии для преодоления возникших затруднений и достижения цели не хватает и требуется включение волевого механизма для усиления энергетики действия.

    Включение в регуляцию эмоций. Некоторые психологи полагают, что мобилизация (дополнительная энергитизация) осуществляется за счет эмоции, возникающей при наличии препятствия как реакция на рассогласование «надо-не могу», «не хочу - но надо». Однако при этом не следует волевое усилие подменять подобной эмоциональной реакцией. Кроме того, волевые усилия применяются и на фоне отрицательных эмоций, которые способствуют не мобилизации, а демобилизации возможностей человека. Поэтому главным механизмом мобилизации энергии считается волевое усилие.

    «Сила воли» как самостоятельное волевое качество. Моральный компонент воли (например, чувство долга) неспецифичен по отношению к разным волевым качествам, «силы воли», проявляемой одинаково во всех ситуациях нет. Один и тот же человек, как показывает практика и эксперименты, при встрече с различными трудностями ведет себя по-разному: в одних ситуациях он проявляет большую «силу воли», в других - незначительную.

    Поэтому справедливо положение А.Пуни о том, что проявления воли всегда конкретны и обусловлены теми трудностями, которые человек преодолевает. С другой стороны, попытки определить «силу воли» как некий абстрактный показатель также некорректны, равно как и выделение людей с высоким, средним и низким уровнями волевого развития. «Сила воли» как общеличностный конструкт - либо продукт корреляционного анализа самооценок различных волевых проявлений, между которыми в большинстве случаев обнаруживаются связи, либо принятое за «силу воли» какое-либо одно волевое проявление, чаще всего целеустремлённость и настойчивость. Более правильно говорить о различных проявлениях «силы воли» (волевой регуляции), называемых волевыми качествами.