Таблица по истории культура древней руси. Достижения руси в области культуры

Cлайд 1

Культура Киевской Руси в X-XII веке Выполнила: учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №10» г. Калуги Гусарова О.Н.

Cлайд 2

КУЛЬТУРА – это вся преобразовательная деятельность человека, выраженная в материальных и духовных памятниках и ценностях.

Cлайд 3

ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ: Дошедшие до нас памятники связаны главным образом с церковью и христианской идеологией Наличие анонимности в работе (художник не должен оставлять своё имя на творении, т.к. это эгоистично по отношению к Богу) Оказания влияния на древнерусскую культуру Византии и принятие христианства Но в тоже время слабая связь с культурой Западной Европы Не появление чего-то одного, а множество направлений в культуре Др. Руси (устного народного творчества, литературы, зодчества, живописи и др.)

Cлайд 4

Форма заполнения таблицы направлений культуры Древней Руси: (на примере фольклора) Направление культуры Название вида направления и его особенности Пример Устное народное творчество или фольклор Былины– поэтические воспоминания народа о различных эпохах его истории. Главный герой БОГАТЫРЬ и основная тема – освобождение земли Русской и защита ее. Илья Муромец-могучий воин, Добрыня Никитич-рассудительный воин, Микула Селянинович –пахарь-земледелец

Cлайд 5

ПИСМЕННОСТЬ: Азбука – великий шаг каждого народа. Он нуждается в своей письменности, книгах и литературе. Рождение славянской письменности это заслуга греческих миссионеров Кирилла и Мефодия, который придумали «кириллицу» (А- «аз», Б- «буки», В- «веди», Д- «добро» и т. д.)

Cлайд 6

Кирилл и Мефодий. Кирилл (в миру Константин, по прозвищу Философ), и Михаил (после пострижения в монахи - Мефодий), братья из г. Солуни просветители славян, создатели славянской азбуки, проповедники христианства. Канонизированы и почитаются как святые и на Востоке, и на Западе. В православии почитаются как святые равноапостольные.

Cлайд 7

Первые древнерусские книги были как в Европе рукописными и дорогими. Книги были украшены МИНИАТЮРАМИ – небольшими изящными картинками. Писали на ПЕРГАМЕНТЕ (выделанная телячья кожа) Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать лебединым и даже павлиньим пером имел царь. Рукописи большого формата писали в два столбца Стали появляться переводы византийский церковный книг, жизнеописания христианский святых Открывались школы при монастырях и церквях Пример 1-х книг 1056-1057 гг. «Остромирово Евангелие», 1115 г. «Мстиславово Евангелие», 1073 г. «Изборник» - сборник изречений.

Cлайд 8

В Остромировом Евангелии - три большие иллюстрации, на которых изображены апостолы Марк, Иоанн и Лука (составители Евангелия). Евангелист Иоанн Евангелист Лука Евангелист Марк

Cлайд 9

Cлайд 10

ЛИТЕРАТУРА представлена Житием, Летописями, Словом Житие- литературное описание людей, причисленных к лику святых (житие о Борисе и Глебе, автор Нестор) Летопись- предание с ежегодными записями о текущих событиях («Свод игумена Никона» 70-е г. XIв., «Начальный Свод» 1093-95 гг., «Повесть временных лет» 1113г., автор – монах Киево-Печерской лавры Нестор, «Поучение детям», автор В. Мономах) Слово- одно из самых ранних (написано между 1037-1050 г.г.) и выдающихся произведений древнерусской литературы, торжественное или поучающее обращение. Автор Слова - Иларион, первый митрополит из русских, поставленный на киевскую митрополию из священников в 1051 г. («Слово о Законе и Благодати».

Cлайд 11

СЛОВО О ПЛЪКУ ИГОРЕВЕ, ИГОРЯ СЫНА СВЯТЪСЛАВЛЯ, ВНУКА ОЛЬГОВА Древнерусский текст Не лепо ли ны бяшетъ, братие, начяти старыми словесы трудныхъ повестий о пълку Игореве, Игоря Святъславлича? Начати же ся тъй песни по былинамь сего времени, а не по замышлению Бояню! Боянъ бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы. "Слово о полку Игореве" - известнейший памятник древней русской литературы - описывает неудачный поход на половцев новгород-северского князя Игоря Святославича в союзе с Всеволодом, Владимиром и Святославом Ольговичем (1185 г.). По времени написания "Слово" относят к 1187-1188 году.

Cлайд 12

Cлайд 13

Отрывок из Повести временных лет, XII в. О расселении славян Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем – славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ. Поляне же жили в те времена отдельно. И были три брата: один по имени Кий, другой – Щек и третий – Хорив, а сестра их – Лыбедь. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев.

Cлайд 14

Cлайд 15

Cлайд 16

СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ МИТРОПОЛИТА ИЛАРИОНА И все это увидев, возрадуйся, и возвеселись, и восхвали Бога Благого, всего устроителя. Ты видел уже, если не телом, то духом: Господь показывает тебе все сие. Тому радуйся и веселись, что семена веры твоей не иссушены зноем неверия, но с дождем Божия поспешения принесли обильные плоды. Радуйся, апостол во владыках, не мертвых телами воскресивший, но нас, душою мертвых, умерших от недуга идолослужения, воскресивший. Ибо твоею (волей) ожили и жизнь Христову познали. Скорчены были бесовской ложью, но твоею (волей) выпрямились и на путь жизни вступили. Слепы были от бесовской лжи, но твоею (волей) простерлись сердечными очами; ослеплены (были) неведением, но твоею (волей) прозрели для света Трисолнечного Божества. Немы были, но твоею (волей) заговорили. И ныне уже, малые и великие, славим Единосущную Троицу. Радуйся, учитель наш и наставник благоверия! Ты правдою был облечен, силою препоясан, истиною обут, умом венчан и милостью, как гривной и утварью златой, красуешься.

Cлайд 17

Из "Поучения" Владимира Мономаха Я, худой, дедом своим Ярославом, нареченный в крещении Василием, отцом возлюбленным и матерью благословенным, своею из рода Мономахов... и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях (т.е. перед смертью - В.Г.), помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться. Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра…….. …..И потом собрал я эти полюбившиеся слова и расположил их по порядку и написал. Если вам последние не понравятся, начальные хоть возьмите. Ибо как Василий учил, собрав юношей: иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне: "Есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свирепствовать словом, не хулить в беседе, не смеяться много, стыдиться старших, с нелепыми женщинами не беседовать, глаза держать книзу, а душу ввысь, избегать суеты; не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почет. Если кто из вас может другим принести пользу, от Бога на воздаяние пусть надеется и вечных благ насладится". "О владычица Богородица! Отними от сердца моего бедного гордость и дерзость, чтобы не величался я суетою мира сего" в ничтожной этой жизни.

Cлайд 18

ЖИТИЕ И ХОЖЕНИЕ ДАНИИЛА, ИГУМЕНА РУССКОЙ ЗЕМЛИ "Житье и хожение Даниила, Русьскыя земли игумена" не только древнейшее описание паломничества в Святую Землю, но и одно из первых замечательнейших созданий древней русской литературы. Исследователи предполагают, что Даниил пострижен в Киево-Печерском монастыре, позднее стал игуменом одного из монастырей Черниговской земли и возглавил русских паломников, совершивших "хожение" в Святую Землю в 1104-1107 гг. Я, недостойный игумен Даниил, худший из всех монахов, смиренный, одержимый многими грехами, недоволен во всяком деле добром, понужден был своими помыслами и нетерпением, захотел видеть святой град Иерусалим и землю обетованную. И с Божией помощью посетил Иерусалим и видел Святые места, обходил всю землю Галилейскую и Святые места около града Иерусалима, где Христос ходил своими ногами и великие чудеса показал в тех местах Святых. И видел все своими очами грешными, что беззлобивый Бог позволил мне увидеть и что я долгое время жаждал увидеть Братья и отцы, господа мои, простите меня грешного и не хулите мое худоумие и грубость, что написал о святом граде Иерусалиме и о земле той доброй и о своем хоженье по святым местам. Кто путешествовал со страхом Божиим и смирением, тот не погрешит никогда против милости Бога. Но я неподобно ходил по святым местам, во всякой лености и слабости, в пьянстве и творил всякие неподобные дела. Однако, надеясь на милость Божию и на вашу молитву, полагаю, простит Христос мои бесчисленные грехи. И вот описал свой путь и места святые и не горжусь и не хвалюсь своим путешествием, что будто бы сотворил доброе дело: ничего доброго в путешествии не делал, но только ради любви к святым местам написал обо всем, что видел своими глазами, дабы не забыть то, что пришлось недостойному мне увидеть.

Cлайд 19

ЗОДЧЕСТВО Можно поделить на два типа: А) деревянное (крестьянские избы, боярские терема, характеризующиеся многояросностью строений, наличие пристроек, худ. резьбой по дереву) Б) каменное (храмы, церкви, соборы. Часто применяется тип строительства заимствованный из Византии – крестово-купольное строение).Пример, в Киеве Десятинная церковь(25-главая ц. Успения Богородицы), Софийский собор 1037г., в Новгороде Софийский собор, но проще по постройке, всего 5 глав, сохранился до наших дней, в Чернигове Спасский собор и др.

Cлайд 20

Cлайд 21

Успенский собор во Владимире 1158-1160 Церковь Покрова на Нерли 1165 г. Дмитриевский собор во Владимире 1194-1197 гг. Золотые ворота во Владимире 1158-1164 гг. Каменные строения

Cлайд 22

Софийский собор в Киеве,1037г. является первым значительным памятником древнерусского зодчества храм был сооружен на месте битвы киевлян с печенегами, окончившейся полным разгромом кочевников первоначальная София Киевская была деревянной, и только несколько лет спустя Ярослав Мудрый начал возводить на ее месте монументальный каменный храм.

Cлайд 23

Собор Святой Софии. Новгород Собор Святой Софии – главный православный храм Великого Новгорода, возведенный в 1045–1050 годах. Является древнейшим сохранившимся храмом на территории России, построенным славянами.

Cлайд 24

Cлайд 25

Кирилловская церковь (середина XII века) на окраине древнего Киева - Дорогожичах.

Cлайд 26

ЖИВОПИСЬ Представлена в виде: А) фресок – роспись водяными красками по сырой штукатурке. Б) мозаики – рисунок или узор из разноцветных камешков, кусочков стекла. А) икон - живописное - реже рельефное - изображение богов и святых, являющееся предметом религиозного поклонения.

IX –XIII ввXIV-XVввXVI вXVII в Письменность, просвещение 1. Создание славянской азбуки (Кирилл и Мефодий) 2. Монастыри – центры книжности и образования. 3. Берестяные грамоты как свидетельства распространения грамотности в городах и пригородах 1. Замена пергамента бумагой. 2. Центрами книжности по- прежнему остаются монастыри – зарождение книгопечатания Иван Федоров. Первая книга – «Апостол»- 1564, «Часослов» , Псалтырь Переписка И.Грозного с А.Курбским. 3. Начальные знания о солеварении, истории 1.Рост печатной продукции. 2.Появление государственных и частных библиотек – открытие Славяно-греко- латинской академии Симеоном Полоцким г – «Букварь» В.Бурцева, «Грамматика» М. Смотрицкого 5. « Синопсис»- исторический труд И. Гизеля


IX –XIII ввXIV-XVввXVI вXVII в литература 1.« Повесть временных лет» Нестора (нач. XII века) 2.« Слово о законе и благодати» митрополита Илариона(40-ые годы XI века» 3.« Поучение детям»В.Мономах XIIв 4.« Слово о полку Игореве» (о событиях 1185г) 5.« Слово и Моление» Д. Заточника (XII- XIIIвв) 1.Софоний Рязанец «Задонщина»-конец XIV в. 2.Творчество Епифания Премудрого «Житие Сергия Радонежского» 3. Аф. Никитин « Хождение за три моря» 4. «Житие Ал. Невского» (XIII- XIVвв) 1. Сильвестр «Домострой» 2.А. Курбский «История о великом князе Московском» 3.Энциклопедически й труд «Великие Четьи-Минеи» под рук. Макария 4. Филофей «Москва- Третий Рим» 5. Ермолай Еразм « Повесть о Петре и Февронии» 6.Появление жанра публицистики (Иван Пересветов и Авраамий Палицын) 1.Появление жанра исторической повести «Повесть о Азовском сидении» (1642) 2.Появление автобиографическ их произведений «Житие протопопа Аввакума» 3.Сатирические повести 4.Творчество Симеона Полоцкого 5. Вирши – поэтические произведения любовных, бытовых, сатирических мотивов


IX –XIII ввXIV-XVввXVI вXVII в архитектура 1.Десятинная церковь в Киеве 2.Софийский собор в Киеве Софийский собор в Новгороде() 4.Золотые ворота в Киеве 5.Дмитриевский собор во Владимире() 6.Успенский собор во Владимире() 7.Покрова на Нерли Успенский собор Московского кремля (1326; 1475 А. Фиораванти) 2.Благовещенский собор Московского кремля()домовая церковь царской семьи 3.Грановитая палата – М. Фрязин Место торжественных приемов 4.Троице-Сергиев монастырь -1337г. 5.Андроников монастырь(Москва, 1427) 6. Кирилло-Белозерский монастырь-(Вологда 1397) 7. Соловецкий монастырь (Архангельск) 1.Строительство Китай- города (Ф. Конь) 2. Стена Белого города(Ф. Конь) 3. Новодевичий монастырь (в честь взятия СмоленскаВасилием III) 4. Церковь Вознесения в Коломенском 1532 (в честь рождения Ивана Грозного) 5. Архангельский собор Московского кремля А.Фрязин () Усыпальница русских царей. 6. Казанский собор. Барма. Постник (в честь взятия Казани Иваном IV) 7. Колокольня Ивана Великого Бон Фрязин.1505г 1.Появляется новый стиль- нарышкинское барокко 2.Дворец в Коломенском Работа зодчих Бажена Огурцова, Лариона Ушакова, Чирина, Савина.


IX –XIII ввXIV-XVввXVI вXVII в живопись 1.Иконопись Алимпия 1.Иконопись Феофана Грека. Роспись Благовещенского собора. 2. Творчество Андрея Рублева () 1.Иконопись Диони сия. () Успенский собор. 2.Строгановская школа живописи 1.Появление жанра парсуны 2.Симеон Ушаков ()мастер оружейной палаты путешественники Аф. Никитин – исследование Крыма, Турции, Индии. «Хождение за три моря» 1.Семен Иванович Дежнев () исследование Сибири, проход из Ледовитого океана в Тихий, пролив между Азией и Америкой 2.Хабаров Ерофей Павлович () освоение Амура. 3.Атласов Владимир Васильевич ()- исследование Камчатки


Тест по культуре. * А1 Укажите наиболее ранний по времени постройки собор? 1)Софийский в Киеве 2) Дмитриевский во Владимире 3) Софийский в Новгороде 4) Успенский во Владимире * А2. Популярный на Руси жанр, в котором повествование шло по годам: 1) хроника 2) летопись 3) житие 4) хождение * А3. Прочтите отрывок из литературного произведения и укажите год, к которому оно относится: « Не прилично было нам, братья, начать старинными словами тяжкое повествование о походе Игоря Святославовича… Начнем же, братья, повесть от старинного Владимира до нынешнего Игоря…» 1)))) 1224 * А4. При каком правителе сложился уникальный кремлевский ансамбль, который поражает своей красотой и ныне? 1) Иване Калите 2) Дмитрии Донском 3) Иване III 4) Симеоне Гордом * А5. При каком князе была сформирована идея « Москва – третий Рим» 1) Иван III 2) Иван Калита 3) Дмитрий Донской 4) Василий III


* А6. Автором « Хождения за три моря» является 1) Аристотель Фиораванти 2) Федор конь 3) Алевиз Фрязин (Новый) 4) Марко Фрязин * А7. Храм, построенный Грозным в честь победы над Казанью 1) Василия Блаженного 2) Успенский собор 3) Ивановская церковь 4)церковь Вознесения * А8.Назовите художника, работавшего в Оружейной палате в 17 веке 1) Георгий Зиновьев 2) Иван Максимов 3) Тихон Филатьев 4) Симон Ушаков * А9. Какие из зданий построил архитектор Казаков а) Дом Губина б) Голицынскую больницу в) Зимний дворец г) здание Сената в Московском Кремле д) здание Академии художеств е) Михайловский дворец 1) АБГ 2) АВГ 3) БГЕ 4) АВД * А10. Кто организовал первый профессиональный театр? 1) Волков 2) Пашкевич 3) Сумароков 4) Шлыкова


* А 11 Об «обмирщении культуры» 17 века свидетельствует 1) появление парсуны 2) принятие закона об обязательном начальном образовании 3) начало книгопечатания 4) открытие Академии наук * А 12 Об «обмирщении культуры» 17 века свидетельствует 1) появление профессионального театра 2) переход на новое летоисчисление 3) начало книгопечатания 4) создание Славяно-греко-латинской академии * А13 « Поляне жили в те времена отдельно … и были три брата -Хорив, Щек, Кий и их сестра –Лыбедь. И построили город и назвали в честь брата своего – Киевом…» 1)« Соборное уложение 2) « Русская правда» 3) « Поучение Владимира Мономаха» 4) « Повесть временных лет» * А 14 « Отцом» русского театра называют 1) Бирона 2) Волкова 3) Радищева 4) Ползунова * А 15 Создателем первой паровой машины считают 1) Бирон 2) Волков 3) Ползунов 4) Рокотов * А 16 В древнерусской литературе « Житием» называли 1) погодную запись событий 2) описание деятельности христианских святых 3) поучение князей наследникам 4) народные эпические сказания


* А 17 Живописное художественное произведение малых размеров получило название 1) витраж 2) заставка 3) филигрань 4) миниатюра * А 18 Русский портретист 18 века 1) Рокотов 2) Кипренский 3) Брюллов 4) Воронихин * А 19 Появление книгопечатания в России связано с именем 1) Симеона Ушакова 2) Ивана Пересветова 3) Андрея Курбского 4) Ивана Федорова * А 20 Русские архитекторы 18 века 1) Татищев, Щербаков 2) Казаков, Баженов 3) Шубин, Аргунов 4) Конь, Чохов * А 21 Мореплаватель, открывший пролив между Азией и Америкой 1) Беринг 2) Поярков 3) Ушаков 4) Нахимов * А 22 С именами Феофана Грека, Дионисия, Симеона Ушакова связано развитие 1) ювелирного искусства 2) зодчества 3) летописания 4) иконописи *


В1 Расставьте в хронологическом порядке появление исторических памятников * А) Собор Василия Блаженного б) «Повесть временных лет» в) «Слово о полку Игореве» г) белокаменный Кремль в Москве * В2 Соотнесите * А) Даниил Заточник 1) «Задонщина» * Б) Софоний Рязанец 2) «Моление» * В) Нестор 3) «Поучение детям» * Г) Владимир Мономах 4) «Повесть временных лет» 5) «Домострой» * Соотнесите: * А) Марко Фрязин 1) «Троица» * Б) Андрей Рублев 2) Грановитая палата * В) Аристотель Фиораванти 3) Архангельский собор * Г) Алевиз Новый Фрязин 4) Успенский собор Московского Кремля 5) Казанский собор


* Список литературы: * 1. История с древнейших времен до конца XVIII века., учебник для вузов. Под ред. А.Н. Сахарова. М: Аст., 2003 * 2.В.Н. Александров История русского искусства, Минск, 2007 * 3.Л. А. Беляев. Крепости и вооружение Восточной Европы. М: « Бук Хаус»,

по дисциплине «Культурология»

по теме: «Культура Древней Руси»


ВВЕДЕНИЕ

1. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

2. ПИСЬМЕННОСТЬ И ЛИТЕРАТУРА

3. АРХИТЕКТУРА

4. ЖИВОПИСЬ

5. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Культура Древней Руси – явление уникальное. По словам исследователя, «древнерусское искусство – это плод подвига русского народа, который на краю европейского мира отстаивал свою независимость, свою веру и свои идеалы». Ученые отмечают открытость и синтетичность (от слова «синтез» – сведение в единое целое) древнерусской культуры. Взаимодействие наследия восточных славян с византийскими и, следовательно, античными традициями создало самобытный духовный мир. Время его формирования и первого расцвета – X-первая половина XIII в. (домонгольский период).

Русский народ внес ценный вклад в мировую культуру, создав уже сотни лет назад немеркнущие в веках произведения литературы, живописи и зодчества. Знакомство с культурой Киевской Руси и русских княжеств эпохи феодальной раздробленности убеждает нас в ошибочности существовавшего некогда мнения об исконной отсталости Руси.

Русская средневековая культура Х-XIII вв. заслужила высокую оценку как современников, так и потомков. Восточные географы указывали пути к русским городам, восхищались искусством русских оружейников, готовивших особенную сталь (Бируни). Западные хронисты называли Киев украшением Востока и соперником Константинополя (Адам Бременский). Ученый пресвитер Теофил из Падерборна в своей технической энциклопедии XI в. восхищался изделиями русских златокузнецов – тончайшими эмалями на золоте и чернью на серебре. В списке стран, мастера которых прославили свои земли тем или иным видом искусства, Теофил поставил Русь на почетном месте – впереди нее только Греция. Утонченный византиец Иоанн Тцетцес был настолько очарован русской резьбой по кости, что воспел в стихах присланную ему пиксиду (резную коробочку), сравнивая русского мастера с легендарным Дедалом.

1. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Устное народное творчество включает пословицы и поговорки, песни и сказания, частушки и заговоры. Составной частью искусства Руси являлось музыкальное, певческое искусство. В «Слове о полку Игореве» упоминается легендарный сказитель-певец Боян, который «напускал» свои пальцы на живые струны и они «сами князьям славу рокотали». На фресках Софийского собора мы видим изображение музыкантов, играющих на деревянных духовых и струнных инструментах – лютне и гуслях. Из летописных сообщений известен талантливый певец Митус в Галиче. В некоторых церковных сочинениях, направленных против славянского языческого искусства, упоминаются уличные скоморохи, певцы, танцоры; существовал и народный кукольный театр. Известно, что при дворе князя Владимира во время пиров присутствующих развлекали певцы, сказители, исполнители на струнных инструментах.

Важным элементом всей древнерусской культуры являлся фольклор – песни, сказания, былины, пословицы, афоризмы. В свадебных, застольных, похоронных песнях отражались многие черты жизни людей того времени. Так, в древних свадебных песнях говорилось и о том времени, когда невест похищали, «умыкали», в более поздних – когда их выкупали, а в песнях уже христианского времени шла речь о согласии и невесты, и родителей на брак.

Особое место в исторической памяти народа занимали былины – героические сказания о защитниках родной земли от врагов, зафиксированные на бумаге в XIX в. Народные сказители воспевают подвиги Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, Вольги, Микулы Селяниновича и других былинных богатырей (всего в былинах действуют более 50 главных героев). К ним обращают они свой призыв: «Вы постойте-тко за веру, за отечество, вы постойте-тко за славный стольный Киев-град!» Интересно, что в былинах мотив защиты отечества дополнен мотивом защиты христианской веры. Крещение Руси было важнейшим событием в истории древнерусской культуры.

2. ПИСЬМЕННОСТЬ И ЛИТЕРАТУРА

С принятием христианства началось быстрое развитие письменности. Письменность была известна на Руси в дохристианские времена (упоминание о «чертах и резах», середина I тыс.; сведения о договорах с Византией, составленных на русском языке; находка под Смоленском глиняного сосуда с надписью, сделанной кириллицей – азбукой, созданной просветителями славянства Кириллом и Мефодием на рубеже X-XI вв.). Православие принесло на Русь богослужебные книги, религиозную и светскую переводную литературу. До нас дошли древнейшие рукописные книги – «Остромирово Евангелие» (1057) и два «Изборника» (сборника текстов) князя Святослава (1073 и 1076). Утверждают, что в XI-XIII вв. в обращении находилось 130-140 тыс. книг нескольких сот названий: уровень грамотности в Древней Руси был по меркам средневековья весьма высок. Есть и другие доказательства: берестяные грамоты (их археологи обнаружили в середине XX в. в Великом Новгороде), надписи на стенах соборов и ремесленных изделиях, деятельность монастырских школ, богатейшие книжные собрания Киево-Печерской лавры и Софийского собора в Новгороде и др.

Бытовало мнение, что древнерусская культура была «немой» – она, как полагали, не имела самобытной литературы. Это не так. Древнерусская литература представлена различными жанрами (летописание, жития святых, публицистика, поучения и путевые заметки, замечательное «Слово о полку Игореве», не принадлежащее ни к одному из известных жанров), она отличается богатством образов, стилей и направлений.

В XI-XII вв. на Руси появляется летописание. В летописях описывается не только последовательность происходивших событий, но и содержатся библейские тексты, фиксируются документы, приводятся комментарии составителей летописей. Древнейшая из дошедших до нас летописей – «Повесть временных лет» – создана около 1113 г. монахом Киево-Печерской лавры Нестором. Знаменитые вопросы, которыми открывается «Повесть временных лет»: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и как Русская земля стала есть», – уже говорят о масштабе личности создателя летописи, его литературных способностях. После распада Киевской Руси возникли самостоятельные летописные школы в обособившихся землях, но все они, как к образцу, обращались к «Повести временных лет».

Другим жанром древнерусской литературы является житие. Житие (агиография) повествует о святой жизни церковнослужителя или светского лица, возведенного в ранг святого. Житие требовало от своего автора твердого следования установленным правилам. Житие композиционно делилось на три части: введение, центральную часть, заключение. Во введении автор должен был обязательно извиняться за недостаточное умение в писании. А заключение посвящалось восхвалению героя жития. В центральной части описывается непосредственно биография святого. Житие относится к дореалистичному жанру, т.к. описываются только положительные свойства героя. Отрицательные опускаются. В результате получается « приторный» образ святого. В данном случае житие близко подходит к иконописи. Летописцу Нестору приписывают, по преданию, авторство жития, посвящённого убиенным Борису и Глебу, а также основателю Киево-Печерской лавры – игумену Феодосию.

Из произведений ораторско-публицистического жанра выделяется «Слово о Законе и Благодати», созданное Иларионом, первым русским по происхождению митрополитом, в середине XI в. Это размышления о власти, о месте Руси в Европе. Замечательно «Поучение» Владимира Мономаха, написанное для сыновей. Князь должен быть мудр, милосерден, справедлив, образован, снисходителен и тверд в защите слабых. Силы и доблести, верного служения стране требовал от князя Даниил Заточник, автор блестящего по языку и литературной форме «Моления».

К согласию и примирению князей призывал и неизвестный автор величайшего произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (конец XII в.). Реальное событие – поражение северского князя Игоря от половцев (1185- 1187) – стало лишь поводом к созданию «Слова», изумляющего богатством языка, стройностью композиции, силой образного строя. Автор видит «Русскую землю с огромной высоты, охватывает мысленным взором огромные пространства. Опасность угрожает Руси, и князья должны забыть распри, чтобы спасти ее от погибели.

Существенным отличием русской культуры от культуры большинства стран Востока и Запада является применение родного языка. Арабский язык для многих неарабских стран и латинский язык для ряда стран Западной Европы были чуждыми языками, монополия которых привела к тому, что народный язык государств той эпохи нам почти неизвестен. Русский же литературный язык применялся везде – в делопроизводстве, дипломатической переписке, частных письмах, в художественной и научной литературе. Единство народного и государственного языка было большим культурным преимуществом Руси перед славянскими и германскими странами, в которых господствовал латинский государственный язык. Там невозможна была столь широкая грамотность, так как быть грамотным означало знать латынь. Для русских же посадских людей достаточно было знать азбуку, чтобы сразу письменно выражать свои мысли; этим и объясняется широкое применение на Руси письменности на бересте и на «досках» (очевидно, навощенных).

3. АРХИТЕКТУРА

Серьезным вкладом в историю мировой культуры является русская средневековая архитектура. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек, прежде всего, выражал свое восприятие строительной красоты, чувство пропорций, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Если деревянная архитектура восходит в основном к Руси языческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской. К сожалению, древние деревянные постройки не сохранились до наших дней, но архитектурный стиль народа дошел до нас в позднейших деревянных сооружениях, в древних описаниях и рисунках. Для русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек – клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений.

§ 22. Древнерусская культура

Условия развития культуры

Долгое время определяющим в духовной жизни славян являлось язычество. После креще­ния на смену ему пришло иное, во многом противоположное мировоззрение. Язычество было основано на культе природы и ее явлений, любви к земной жизни. В христианстве земное называлось бренным и преходящим, а настоящей жизнью считалась жизнь после смерти.

В результате взаимодействия язычества и христианства на Руси сложилась своеобразная культура. Она развивалась в рамках христианства, но вобрала в себя многие языческие мотявы и обряды, сохранившиеся и поныне, например такие, как празднование Масленицы.

Через христианство были восприняты многие достижения античной, особенно древнегреческой культуры. Велико было влияние и культуры южных славян, прежде всего болгар. Немалое значение имело также влияние кочевых народов, как древних (скифы, сарматы), так и современных Руси (ха­зары, половцы). Наконец, Русь имела широкие связи с За­падной Европой и воспринимала ее культуру.

Письменность и литература

Для Руси было характерно широкое распространение грамотности. Для Европы того вре­мени это было необычно. Неслучайно дочь князя Ярослава Мудрого королева Франции Анна в письме отцу высказыва­ла свое удивление низким уровнем образованности жителей королевства по сравнению с Русью. Католичество считало важной письменность лишь на латинском языке, недоступ­ном большинству населения. Православие же допускало чте­ние Библии на национальных языках. Это делало грамотность гораздо более доступной и распространенной.

Письменность существовала на Руси еще до принятия хри­стианства. Свидетельство тому - сообщение летописи о тек­сте договоров Олега и Игоря с Византией. Вместе с христи­анством на Русь попала письменность, создана славянскими просветителями Кириллом и Мефодием.

Об уровне образованности в Русских землях свидетельству­ют берестяные грамоты - письма людей самого разного социального статуса, пола и возраста. О грамотности горожан говорят и надписи на гончарных и других изделиях.

Важнейшим произведением древнерусской литературы яв­ляется «Повесть временных лет». Традиционно ее авто­ром считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Однако это устоявшееся в российском национальном созна­нии мнение не соответствует научным данным. Монах Нестор является автором двух произведений древнерусской литературы - «Чтение о Борисе и Глебе» и «Житие Феодосия Пе­черского». Описание жизни и гибели русских святых в «Чте­нии о Борисе и Глебе» кардинальным образом расходится с изложением этих же событий в «Повести временных лет». В действительности «Повесть временных лет» - сложное произведение, вобравшее в себя фрагменты разных летописей и литературные труды многих авторов.

К числу выдающихся русских писателей относится митро­полит Иларион. В своем философско-публицистическом тру­де «Слово о Законе и Благодати» он обосновывает полноправ­ное место Руси среди других христианских стран, раскрыва­ет смысл Крещения Руси.

Литературными памятниками являются произведения Владимира Мономаха, автора многих писем-посланий и «По­учения» детям. «Поучение» наполнено глубокими философскими размышлениями о смысле жизни, об обязанностях правителя, о соотношении нравственности и политики. Одно­временно это первая автобиография на русском языке.

Философско-религиозные искания отразились в таких про­изведениях, как «Слово» и «Моление» Даниила Заточни­ка, и др.

Все эти произведения написаны в русле христианской тра­диции, но были и труды, где языческие черты преобладали над христианскими. Это прежде всего самый известный памятник древнерусской литературы - «Слово о полку Игореве». В нем рассказывается о неудачном походе новгород - северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. В поэтической форме дается широкая панорама жиз­ни Руси того времени. Неизвестный автор «Слова» призывал князей объединиться для борьбы с общим врагом.

Архитектура и изобразительное искусство

Первые камен­ные христианские храмы строили на Руси мастера из Визан­тии. Но уже в них проявились самобытные черты русской архитектуры. Древнейшая из сохранившихся построек - Софийский собор XI в. в Киеве, но позже он был значи­тельно перестроен. Совсем немного уступает ему по древности

Софийский собор в Новгороде, сохранившийся почти в первозданном виде. Это величественное и суровое сооруже­ние, характерное для Северной Руси.

В XII в. вырабатывается особый русский тип однокупольных храмов. Больше всего их сохранилось во Владимире - Суздальской земле. Самый известный храм - церковь По­крова на Нерли, возведенная при Андрее Боголюбском. Правда, ныне она также несколько изменила свой вид по сравнению с первоначальным. Храм поражает красотой и гар­монией. Не менее прекрасны Успенский и Дмитриевский со­боры Владимира, церкви Суздаля, Переяславля-Залесского и др. Самостоятельные архитектурные школы сложились в Новгороде, других землях.

Многие соборы были украшены каменной резьбой и релье­фами. В них проявилось не всегда совпадающее с аскетиче­скими идеалами церкви стремление древнерусских мастеров к прекрасному. Изображения животных, растений, людей говорят о сохранении языческих мотивов в изобразительном искусстве.

Художественное творчество Древней Руси представлено также фресками, иконами, мозаиками.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

    В чем состояли особенности развития древнерусской культу­ры?

    Почему общий уровень грамотности в Древней Руси превышал уровень грамотности в Западной Европе?

    Дайте краткую характеристику известным памятникам древ­нерусской литературы.

    Какие архитектурные памятники Древней Руси вам известны? Если вам приходилось видеть какие-либо из таких памятников, опишите свои впечатления от них.

    Заполните таблицу.

Произведение литературы, время его. создания

КУЛЬТУРА РУСИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО XVII В.

Создание славянской азбуки (монахи-миссионеры Кирилл и Мефодий), монастыри – образовательные и научные центры, библиотека и школа Ярослава Мудрого

1073 – Остромирово Евангелие

1076 – Мстиславого Евангелие

В средневековой Руси была довольно широко распространена грамотность. 14в. – появление бумаги (из Европы). На смену торжественному "уставному" письму пришел более быстрый полуустав. Конец 15 в. – скоропись.

1)Рост потребности в грамотных людях

2) образование было начальным, носило церковный характер, малодоступно (получалось в монастырях, домашних условиях, обучались богословским дисциплинам по религиозным произведениям)

3) Письменность – на бумаге «скорописью»

1553 – книгопечатанье, 1563 – 1-я типография Ивана Федорова, 1564 – первая печатная книга – «Апостол», 1565 – «Часослов», 1574 – 1-й букварь (во Львове)

Быстрое развитие системы образования6 начальные школы, специальные школы. Школа в Немецкой слободе; рост печатной продукции, создание государственных (Польского приказа) и частных (Ордина-Нащокина, Голицына) библиотек, Славяно-греко-латинская академия в Москве (1687)

1634 – букварь В. Бурцева

1682 – напечатана таблица умножения

1665 – школа в Спасском монастыре

1649 – школа при Андреевском монастыре

Летописание

Киево-Печерский монастырь – центр возникновения летописания

1073 – древний свод

1060 – Летопись монаха Никона

193 – начальный свод (игумен Киево-Печерской лавры Иван)

1113- Повесть Временных Лет (Нестор)

Центры летописания – Новгород, Москва (началось при Иване Калиите), Тверь.

Особенность -общерусский характер, патриотизм, идея единства Руси. Троицкая летопись (начало 15 в.), Московский летописный свод (кон 15в.)

«Лицевой летописный свод» (Никоновская летопись), «Летописец начала царства, хронографы.

30-е – «Новый летописец» (последняя летопись)

Литература

«Слово о законе и благодати» (митрополит Илларион, 10в.), «Сказание о Борисе и Глебе»(1015г.), Поучение Владимира Мономаха(12в.), «Слово о полку игореве»(≈1185), Моление Даниила Заточника (12в.), Житие Феодосия Печерского (1074г.), Русская Правда (1016,-1072)

Повести: "Слово о погибели Русской земли", "Повесть о разорении Рязани Батыем", "Повести о Шавкале", "Задонщина","Сказание о Мамаеве побоище", "Повесть о Петре и Февронии"

"Хождение за три моря"

Жития: Александра Невского, митрополита Петра, Сергия Радонежского и др.

1-й русский хронограф (сер. 15в.)

40-е – Великие Четьи-Минеи (митрополит Макарий)

Иван Пересветов – «Сказание о царе Константине», «Сказание о Магомете-Салтане», программа преобразований в стране.

Андрей Курбской – «История о великом князе Мосовском», переписка с Иваном Грозным.

«Домострой» (Сильвестр)

Исторический: «Синопсис» (И.Гезель), «История России (Медведев), «Повесть об Азовском сидении» (Порошин)

Жития: Печерский, Радонежский, Аввакум

Сатира: высмеивание церковных служителей, судей и чиновников («Повесть о Ерше Ершовиче» и др.)

Светская повесть-драма («Повесть о горе-злосчастии» и др.)

Стихи с бытовыми, сатирическими, любовными мотивами

1687 – «Вирши» (Семеон Полцкий)

Архитектура

989 – Десятинная церковь (Киев)

1037- Софийский собор (Киев)

1045 – Золотые ворота (Киеве)

1052 – Софийский собор (Новгород)

1036 – Спасский собор (Чернигов)

1158-1164 – Княжеский замок (Боголюбово)

1164 – Георгиевская церковь (Ладога)

1165 – Храм Покрова на Нерли

1197 – Дмитриевский собор (Владимир)

1198 – храм спаса на Рядине (Новгород)

Новгород, Псков: церкви Николы на Липне (конец 13 в.), Федора Стратилата, Спаса на Ильине улице (1361), Спасопреображения (1374) Федора на Горке (начало 15 в.). Каменный кремль (Новгород – 1302, Псков – 15в.), Грановитая палата (1433).

Тверь: храм Спасо-Преображения (1285-1290)

Москва:

Складывание Московского стиля зодчества (вторая четверть 15 в.)

Первая половина 15 в.: Успенский собор в Звенигороде (1400 г.), собор Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода (1405 г.) и Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422 г.)

Московский кремль: Иван Калита – дубовые стены, 1367 – белокаменный кремль, конец. 15 – начало 16 в. – завершение строительства ансамбля (Успенски собор (1476-1479), Благовещенский собор (1484-1489))

Архитектурный ансамбль Соборной площади: Архангельский собор (1505-1508), колокольня Ивана Великого (1505-1508,1600). Светские знания Московского кремля: Княжеский дворец (Грановитая палата 1487-1491)

Храмовое строительство:

Крестово-купольные: Успенский собор в Троицко-Сергиевом монастыре, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, Софийский собор в Вологде, соборы в Туле, Суздале, Дмитриеве.

Шатровые: церковь Вознесения в с. Коломенском (1532), храм Василия Блаженного (1555-1561)

Кремли: в центральных городах, в Москве: Китай-город (1535-1538), Белый город (1585-1593), деревянные стены на Земляном валу.

1)Обмирщение зодчества

2)Гражданское строительство (здания Печатного и Монетного дворов, палаты думного дьяка Аверкия Кириллова, дом боярина Троекурова

3)Каменное строительство

Шатровое (Спасская башня Московского кремля – 1628, церковь Рождества Богородицы в Путинках, храм Гроба Господня в Иерусалиме – 1652)

-«каменное узорочье» (Теремной дворец царя Алексея Михайловича, церковь Троицы в Никитинках, Николы в Пыжах и Хамовниках, собор Вознесения в Устюге и т.д.)

-«нарышкинское барокко» (церковь Покрова в Филях)

4)деревянное зодчество (дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском)

Живопись

Мозаика – Богоматерь Мария-Оранта в Киевской Софии

Фрески – Киевской Софии и Спасо-Нередицы (Новгород)

Иконопись – Владимирская Богоматерь, Спас Нерукотворный, миниатюры в Остромировом монастыре

Новгородская иконописная школа

Псковская иконописная школа

Московская школа (основана на Растово-Суздальской)

Появление фресок

Феофан Грек (Архангельский собор в Кремле, Благовещенский собор в Кремле, церковь Рождества Богородицы, церковь спаса на Ильине).

Андрей Рублев (икона «Троица», фресковая роспись Успенского собора, иконы Звенигородского чина, Троицкого собора Тоицко-Сергиевого монастыря в Загорске, Благовещенского собора Московского кремля)

Иконопись: Дионисий (фрески храма Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре под Вологдой), «бытийное письмо» (Золотая палата царского дворца), богороднический цикл «О тебе радуется».

Книжная миниатюра

1)Обмирщение

2)Иконопись: годуновский стиль, строгановская школа (Прокопий Чирин), слияние годуновского и строгановского стилей (Оружейная палата, С.Ф.Ушаков – «Троица»)

3)последний взлет фресковой живописи (церковь Ильи Пророка, храм Иоана Предтечи в Толчкове)

4)Парсуны (портреты царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, Л.К.Нарышкина, Г.П.Годунова

Общественно-политическая мысль

Культурное единство и определенная устойчивость социальных и этнических процессов. Поворотный момент – принятие христьянства, которое влилось в язычество принеся новое миропонимание, но и оставляя многие традиционные праздники.. Борьба за независимость Русской церкви от византийского владычества.

70-е годы 14 в. – ересь стриголников. В 1375 г. новгородские стригольники были казнены. 15в. – Новгородо-московская ересь (жидовствующих). В 1504 году были сожжены.

Основные идеологии – превосходство светской власти над церковной ("Сказание о князьях владимирских"), превосходство церковной власти над светской ("Повесть о белом клобуке")

В начале XVI в. старцем Филофеем была выдвинута теория "Москва - третий Рим".

В то же время уже в XVI в. началось обмирщение культуры, то есть отказ от исключительно религиозного мировоззрения, церковной тематики. Прежде всего это выразилось в распространении рационалистических взглядов. В XVI в. сохранились традиции русских рационалистических ересей. Важнейшей темой публицистики XVI в. становятся поиски "правды"( Федор Карпов, Иван Пересветов, Андрей Курбской, Иван 4).

Оживление общественно-политической мысли в первой четв.XVII в. было связано с потрясениями Смутного времени. В середине столетия из-за церковного раскола происходит частичный раскол русского общества.

Наука

Были хорошо развиты ремесла и специальности к ним прилегающие, с принятием православия многие научные достижения Средневековья пришли на Русь через Византию.

С конца XIII в. началось возрождение ремесленного производства, прежде всего обработки металла. Широко распространилось литейное дело - отливка медных пушек и колоколов, церковной утвари и предметов обихода. В ювелирном деле распространились чеканка и гравировка.

На высоком уровне находилась обработка дерева.

В XVI в. продолжалось развитие ремесла. Свидетельством высокого искусства русских литейщиков служит царь-пушка, отлитая Андреем Чоховым в конце XVI в. Очень развито было ювелирное дело, особенно работа по серебру. Быстро совершенствовалось строительное дело. Были освоены новые приемы кладки стен и кровли.

Обследование Сибири Ермаком.

1)Процесс накопления научных знаний

2)География и географические открытия: С.Дежнев – пролив между Азией и Сев.Америкой (1648), Е.Хабаров – карта Приамурья (1649), А. Булыгин – обследование побережья Охотского моря, В.Атласов – обследование Камчатки и Курильских островов

3)Распространение в России знаний других народов

4)опыты теоретического осмысления и обобщения («Устав ратных, пушечных и других дел» А.Михайловым)

Вывод: Культура Руси после крещения стала на одну ступень с общеевропейской культурой и стала достойной ее представительницей. После Батыева нашествия произошел упадок культуры, которая не смотря ни на что начала возрождаться с хозяйством крестьян. Одной из важнейших тем этого периода становится патриотизм и процесс объединения земель. Постепенно отслеживается закономерный процесс обмирщения культуры и ее реагирование на общественно-политические изменения. Предыдущее после Ордынского ига века подготавливали качественный скачок национальной культуры и науки в последующем столетии.