Кто купил вишневый сад в пьесе. Кто купил вишневый сад

Образ сада в пьесе "Вишневый сад" неоднозначен и сложен. Это не просто часть усадьбы Раневской и Гаева, как может показаться на первый взгляд. Не об этом писал Чехов. Вишневый сад - образ-символ. Он означает красоту русской природы и жизни людей, которые его взрастили и восторгались им. Вместе с гибелью сада погибает и эта жизнь.

Центр, объединяющий персонажей

Образ сада в пьесе "Вишневый сад" является центром, вокруг которого объединяются все герои. Сначала может показаться, что это лишь старые знакомые и родственники, которые собрались по воле случая в поместье, чтобы решить житейские проблемы. Однако это не так. Антон Павлович неслучайно объединил персонажей, представляющих различные социальные группы и возрастные категории. Их задача - решить судьбу не только сада, но и свою собственную.

Связь Гаева и Раневской с усадьбой

Раневская и Гаев - русские помещики, которые владеют усадьбой и вишневым садом. Это брат и сестра, они чуткие, умные, образованные люди. Они способны ценить красоту, очень тонко ее чувствуют. Поэтому им так дорог образ вишневого сада. В восприятии героев пьесы "Вишневый сад" он олицетворяет собой красоту. Однако эти персонажи инертны, из-за чего не могут ничего сделать для спасения того, что им дорого. Раневская и Гаев при всем своем душевном богатстве и развитости лишены ответственности, практичности и чувства реальности. Поэтому они не могут позаботиться не только о близких людях, но и о себе. Эти герои не хотят прислушаться к совету Лопахина и сдать в аренду принадлежащую им землю, хотя это принесло бы им приличный доход. Они считают, что дачи и дачники - это пошло.

Почему усадьба так дорога Гаеву и Раневской?

Гаев и Раневская не могут сдать землю в аренду из-за чувств, связывающих их с поместьем. У них особое отношение к саду, который для них как живой человек. Многое связывает этих героев со своей усадьбой. Вишневый сад представляется им олицетворением ушедшей молодости, прошлой жизни. Раневская сравнила свою жизнь с "холодной зимой" и "темной ненастной осенью". Когда помещица вернулась в усадьбу, она снова ощутила себя счастливой и молодой.

Отношение Лопахина к вишневому саду

Образ сада в пьесе "Вишневый сад" раскрывается и в отношении к нему Лопахина. Этот герой не разделяет чувств Раневской и Гаева. Он считает их поведение нелогичным и странным. Этот человек удивляется тому, почему они не хотят прислушаться к очевидным, казалось бы, доводам, которые помогут найти выход из затруднительного положения. Следует отметить, что Лопахин тоже способен ценить красоту. Вишневый сад восхищает этого героя. Он считает, что прекраснее его ничего нет на свете.

Однако Лопахин - практичный и деятельный человек. В отличие от Раневской и Гаева, он не может лишь любоваться вишневым садом и сожалеть о нем. Этот герой стремится сделать что-то для его спасения. Лопахин искренне желает помочь Раневской и Гаеву. Он не перестает убеждать их в том, что следует отдать в аренду и землю, и вишневый сад. Это необходимо осуществить как можно скорее, так как аукцион будет уже скоро. Однако помещики не хотят к нему прислушаться. Леонид Андреевич может только клясться в том, что имение никогда не будет продано. Он говорит, что не допустит аукциона.

Новый владелец сада

Тем не менее аукцион все-таки состоялся. Владельцем имения стал Лопахин, который не может поверить собственному счастью. Ведь его отец и дед работали здесь, "были рабами", даже в кухню их не пускали. Покупка имения для Лопахина становится своеобразным символом его успешности. Это заслуженная награда за долгие годы труда. Герой хотел бы, чтобы его дед и отец встали из могилы и смогли порадоваться вместе с ним, увидеть, насколько их потомок преуспел в жизни.

Отрицательные качества Лопахина

Вишневый сад для Лопахина - это всего лишь земля. Ее можно купить, заложить или продать. Этот герой в своей радости не посчитал себя обязанным проявить чувство такта по отношению к бывшим хозяевам купленной усадьбы. Лопахин сразу же принимается вырубать сад. Он не захотел дожидаться отъезда бывших владельцев поместья. Бездушный лакей Яша чем-то похож на него. В нем напрочь отсутствуют такие качества, как привязанность к месту, в котором он родился и вырос, любовь к матери, доброта. В этом отношении Яша является полной противоположностью Фирсу, слуге, у которого необычайно развиты эти чувства.

Отношение к саду слуги Фирса

Раскрывая необходимо сказать пару слов и о том, как к нему относился Фирс, самый старый из всех в доме. Долгие годы он преданно служил своим господам. Этот человек искренне любит Гаева и Раневскую. Он готов оберегать этих героев от всех бед. Можно сказать, что Фирс - единственный из всех персонажей "Вишневого сада", наделенный таким качеством, как преданность. Это очень цельная натура, что проявляется во всей полноте в отношении слуги к саду. Для Фирса поместье Раневской и Гаева - родовое гнездо. Он стремится оберегать его, как и его обитателей.

Представители нового поколения

Образ вишневого сада в пьесе "Вишневый сад" дорог лишь тем героям, у которых с ним связаны важные воспоминания. Представителем нового поколения в является Петя Трофимов. Судьба сада его и вовсе не интересует. Петя заявляет: "Мы выше любви". Тем самым он признается в том, что не способен испытывать серьезные чувства. Трофимов смотрит на все чересчур поверхностно. Он не знает настоящей жизни, которую пытается переделать, основываясь на надуманных идеях. Аня и Петя внешне счастливы. Они жаждут новой жизни, для чего стремятся порвать с прошлым. Для этих героев сад - это "вся Россия", а не конкретный вишневый сад. Но можно ли полюбить целый мир, не любя своего родного дома? Петя и Аня теряют корни в стремлении к новым горизонтам. Взаимопонимание между Трофимовым и Раневской невозможно. Для Пети нет воспоминаний, нет прошлого, а Раневская глубоко переживает потерю усадьбы, поскольку она родилась здесь, ее предки также здесь жили, и она искренне любит поместье.

Кто спасет сад?

Как мы уже отмечали, является символом красоты. Спасти ее могут только люди, способные не просто ее ценить, но и бороться за нее. Деятельные и энергичные люди, приходящие на смену дворянству, относятся к красоте только как к источнику наживы. Что же будет с ней, кто же ее спасет?

Образ вишневого сада в пьесе Чехова "Вишневый сад" - это символ родного очага и прошлого, дорогого сердцу. Можно ли смело идти вперед, если за спиной раздается стук топора, который разрушает все то, что раньше было свято? Необходимо отметить, что вишневый сад - это и Ведь неслучайно такие выражения, как "ударить топором по дереву", "растоптать цветок" и "подрубить корни", звучат бесчеловечно и кощунственно.

Итак, мы вкратце рассмотрели образ вишневого сада в понимании героев пьесы "Вишневый сад". Размышляя над поступками и характерами персонажей произведения Чехова, мы задумываемся также о судьбе России. Ведь она для всех нас является "вишневым садом".

Вспомнился мне спектакль «Вишневый сад», который привозил в Минск московский МХАТ. В спектакле были заняты Смоктуновский, Проклова, Щербаков, но несмотря на это блестящее созвездие актеров, спектакль всё равно показался ужасно скучным.
Никогда не понимала, почему даже зарубежные известные актрисы в своих интервью всегда заявляют, что мечтают играть в пьесах Чехова. Вернее, я никогда не понимала пьес Чехова. Его рассказы – да, это прелесть, особенно «Шуточка». А пьесы – не знаю ничего скучнее, особенно «Вишневый сад».
Ну о чем там? Занудство какое-то. Подумаешь, приехала хозяйка, продала имение, все разъехались в разные стороны, забыли Фирса. Ну почему, почему премьера спектакля имела такой оглушительный успех и идет на сцене до сих пор? Может, я чего-то не знаю?
А собственно, что я знаю?
Что там продают-то? Вишневый сад? Столько шума из-за пары вишневых деревьев?
Это я так думала. Потому что в пьесе площадь считают в десятинах, а я не знаю, что такое десятина. А оказывается, поместье Раневской - больше тысячи ста гектаров .
ЛОПАХИН. Если вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое 25 тысяч в год дохода. Вы будете брать с дачников самое малое по 25 рублей в год за десятин у.
25.000 руб: 25 руб = 1000 десятин. А десятина - это 1,1 гектара. Вот это масштаб…

Ещё немного о цифрах:
Имение покупает купец Лопахин. Ключевая фраза пъесы:
ЛОПАХИН. Я купил!... Сверх долга я надавал девяносто, осталось за мной .
Мы не понимаем этой фразы, не знаем реалий того времени. А она для действующих лиц главное, что они хотели услышать.
Он купил имение на аукционе и "сверх долга надавал девяносто тысяч". Долг заберет себе банк, где имение было заложено. Все, что сверх долга, - получат владельцы. Он подарил им девяносто тысяч. (За полторы тысячи можно купить 40 гектаров с домом и прудом.)
В спектаклях это место, эта реплика выглядит репликой дурака. Люди все потеряли и почему-то должны кричать "ура". Но если бы зрителю стало ясно, что им, нищим, свалилось богатство (больше трех миллионов долларов по-нынешнему) - тогда стало бы понятно, что это кульминация пьесы. Тут за внешней бесстрастностью скрываются сильнейшие эмоции

А зачем купил?
РАНЕВСКАЯ. Я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом...
Он слышал, как она говорит "продавайте и меня вместе с садом", и понял (ошибочно!), что можно купить сад вместе с ней .

А зачем она ему?
Так любит же он её! Давно мечтает о ней, с 15 лет. (Кстати, Раневской всего 35 лет, а играют её обычно старухи)
«Вишневый сад»-то, оказывается – пьеса о любви !
Начинается она с того, что Лопахин рассказывает горничной о своем первом знакомстве с Раневской. Обычно эту сцену артисты играют спокойно, как бы вводя зрителей в курс дела. А ведь если задуматься: с чего это вдруг богатый купец разоткровенничался перед горничной? А волнуется он, ждет встречи с долгожданной любимой, поэтому хочет говорить о ней со всеми подряд.
ЛОПАХИН. Любовь Андреевна прожила за границей пять лет. Не знаю, какая она теперь стала... Хороший она человек. Легкий, простой человек. Помню, когда я был мальчонком лет пятнадцати, отец мой покойный ударил меня по лицу кулаком, кровь пошла из носу... он выпивши был. Любовь Андреевна, как сейчас помню, еще молоденькая, такая худенькая, подвела меня к рукомойнику. "Не плачь, говорит, мужичок, до свадьбы заживет..."
Вот тогда он и влюбился в неё, первой робкой обожающей любовью. И став богатым, надеется, вдруг она признает его равным, достойным.
Даже надушился ради встречи, во как.
ГАЕВ. А здесь пачулями пахнет.
Пачули – это сильные духи. Мы не знали этого, когда при СССР в школе проходили Чехова. Думали, что Гаев хочет презрение к купцу выразить, мол, воняет от него.
Мелочи? Скорее, акценты, расставленные Чеховым. Жаль, за 100 лет, что играют «Вишневый сад», потерялся смысл этих акцентов.
Вот он и купил вишневый сад, хотел дать денег так, чтобы не оскорбить. Это как бы свадебный подарок. Однако любовь не купишь. Не сложилось у Лопахина. Деньги у него берут, а любовь не дарят.

Наоборот, жестокая Раневская пытается пристроить за него Варю.
РАНЕВСКАЯ. Ермолай Алексеич, я мечтала выдать ее за вас, да и по всему видно было, что вы женитесь. Она вас любит, вам она по душе, почему это вы точно сторонитесь друг друга. Не понимаю!
Только не любит Лопахин Варю. У него на Варю не... как бы это повежливее сказать... у него к Варе нет тяги. И она его не любит. Он - её спасение, а не любовь. У нее, как и у него, нет тяги.
Так что пьеса, скорее, о разбитых надеждах.Единственная бурно проявленная эмоция - Варя рыдает, так и не получив предложения от Лопахина. А ведь она так надеялась! Она входит к нему в комнату и делает вид, что что-то ищет, чтобы не потерять лицо. А ведь внутри у неё всё трепещет!
Проклова эту сцену играет, повернувшись спиной к зрителям, что называется "с каменной мордой". Это просто преступление перед зрителями.

Вот теперь становится понятным резкий контраст двух высказываний Лопахина, разделенных всего несколькими репликами.
То он говорит, что купил имение, «прекраснее которого ничего нет на свете», то
ЛОПАХИН. …Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья!
Раз рухнули все надежды, то пусть и деревья падают. Не цвести любви в вишневом саду. Поэтому и плакали первые зрители на премьере пьесы, которая для нас – символ скуки.

Скажу прямо, я не сама до всего этого додумалась, а вычитала у Александра Минкина. Изложила здесь кратенький конспект. Кто в силах прочитать целиком, вот ссылка.

Применение метода DCF (discounted cash flow) к пьесе Чехова может изменить взгляд на классику. Спустя 110 лет "Деньги" наконец разобрались, почему и насколько Любовь Раневская продешевила, продавая поместье.


ЕЛЕНА ЧИРКОВА


Доходы и подходы


"Если мужчина мотает, все-таки в его мотовстве какой-нибудь смысл есть; а бабьей глупости меры не положено. Нужно любовнику халат подарить — она хлеб продает не вовремя за бесценок; нужно любовнику ермолку с кисточкой — она лес продает, строевой, береженый, первому плуту",— выговаривает в пьесе Островского "Лес" состоятельный сосед помещице Гурмыжской. 50-летней вдове грозит разорение, но она тем не менее отдает за бесценок лесной участок, чтобы потратиться на годящегося ей в сыновья ухажера.

Те же порывы движут и Любовью Андреевной Раневской из "Вишневого сада". Ее нежелание пустить свое подмосковное имение под дачи обычно объясняют горечью расставания с садом: "Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад". Дело, конечно же, не в любви к прекрасному. Как раз таки к вырубке ведет выбранный ею вариант — продажа имения на залоговом аукционе, где выставляются активы, полученные банком в обеспечение кредита, в случае, если должники не могут по нему рассчитаться. А ведь были другие варианты.

Вариант Ермолая Алексеевича Лопахина — поделить усадьбу на участки и сдавать в аренду: можно брать по 25 рублей за десятину (1,09 га) и получать 25 тыс. в год. О другом вспоминает старый слуга Фирс: "В прежнее время, лет сорок-пятьдесят назад, вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили и, бывало... сушеную вишню возами отправляли в Москву и в Харьков. Денег было! И сушеная вишня тогда была мягкая, сочная, сладкая, душистая... Способ тогда знали..." Наверняка эти возможности существуют и сейчас: рядом — крупный город, сады и огороды не у всех. Имение очень большое: раз 25 рублей за десятину принесли бы 25 тыс., их там не меньше 1 тыс. Усадьба состоит из вишневого сада и "земель вдоль реки", площадь под садом неизвестна, но это большая часть усадьбы, иначе вишневые деревья не нужно было бы рубить под строительство дач, тем более что участки с видом на реку ценятся выше.

По моим прикидкам, в конце XIX века вишня стоила на базаре примерно 30 копеек за килограмм (известно, что помидоры шли по 45 копеек, а картофель — по 10 копеек). Допустим, в поместье оптом перекупщик дал бы 10 копеек, издержки составляли половину этой суммы, тогда прибыль могла достигать 5 копеек с килограмма, или 50 рублей с тонны. Из садоводческих справочников известно, что на одной десятине высаживается 400 вишневых деревьев, урожайность 10 кг с дерева — скромная. Получается, что с десятины можно было собрать 4 т вишни и выручить за них 200 рублей. С учетом того что сад плодоносил раз в два года, чтобы заработать 25 тыс. рублей, которые Раневская могла получить, вырубив сад и сдав участки в аренду, нужно, чтобы под вишней было 22% площади имения. Сад же явно был гораздо больше.

Оба варианта предполагают, однако, что Раневская продолжит обслуживать кредит — имение-то в залоге. Сколько ушло бы на это? Из пьесы известно, что "ярославская бабушка" прислала 15 тыс. рублей, но этого не хватит, чтобы уплатить проценты. Когда Лопахин выкупает сад на аукционе, он дает на 90 тыс. больше долга. Допустим, залоговая стоимость имения в банке составляла 70% рыночной: Государственный дворянский земельный банк, основанный в 1885 году, выдавал ссуды под залог имений в размере 60-75% их рыночной оценки. Разумно предположить, что Лопахин дал рыночную цену, ведь конкуренция какая-никакая на аукционе была. Тогда 90 тыс.— это 30% стоимости имения, оно стоит 300 тыс. рублей, а долг по закладной составляет 210 тыс. Процентная ставка — 5,75%. Банк постепенно понижал ее с этого уровня до 3%, но кредит у Раневской старый. Итак, годовые проценты составляют 12 тыс. рублей.

На первый взгляд это противоречит тому, что 15 тыс. "ярославской бабушки" не хватит, чтобы погасить проценты, но в Дворянском банке существовала льготная система рассрочек процентных платежей, могла накопиться и задолженность за прошлые годы. Без учета этого долга, если бы Раневская сдала поместье под дачи, она имела бы чистыми тысяч тринадцать (25 тыс. минус 12 тыс.) в год, продавала бы вишню — зарабатывала бы не меньше.

Любовь Андреевна выбирает продажу имения. В результате она получает те самые 90 тыс., которые на аукционе Лопахин дал сверх долга. Положить эти деньги в банк можно под 4% — это приносит 3,6 тыс. в год, но проценты по закладной платить теперь не нужно. Все равно это почти в четыре раза меньше дохода от сдачи поместья под строительство дач. Плюс к тому продажа имения несла в себе большой риск, можно было не выручить и 90 тыс. На аукционе было всего три участника: брат Раневской Гаев с 15 тыс. "ярославской бабушки" — смехотворной суммой, купец Дериганов, который "сверх долга сразу надавал тридцать" тысяч, и Ермолай Лопахин. Если бы не он, Раневская получила бы максимум 30 тыс. рублей — положенные под проценты, они приносили бы всего 1200 рублей в год. Вполне возможно, что не случилось бы и этого: Дериганов мог дать такие деньги, лишь завидев Лопахина.

Рублевка даром


Получила ли Раневская рыночную цену за свое имение? Сомнительно. Лопахинская цена — 300 рублей за десятину. Кое-какие финансовые условия подобных сделок есть в "Анне Карениной". Действие романа происходит в начале 1870-х, первая версия "Вишневого сада" написана в 1898-м, но большой инфляции в период между этими годами не было. В "Карениной" Левин мрачно констатирует, что Стива Облонский даром отдал лес купцу Рябинину — по 200 рублей за десятину, да еще в рассрочку, тогда как стоил он по крайней мере 500 "чистыми деньгами". А ведь речь не о корабельном, а всего лишь о "дровяном" лесе, да еще и на приличном удалении от Москвы — в Тульской губернии.

Заодно Левин объясняет Облонскому, почему больше никто не давал: "...ни один купец не купит... если ему не отдают даром, как ты... Он и не пойдет на дело, где ему предстоит десять, пятнадцать процентов, а он ждет, чтобы купить за двадцать копеек рубль". Чтобы дело выгорело, другим купцам Рябинин дал отступного. Скорее всего, подобное творилось и на аукционе, где ушло с молотка поместье Раневской. Второй индикатор стоимости земли — цены на заливные луга под покос, которые Левин сдавал в аренду крестьянам, там же, в Тульской губернии. Сначала Левин просил по 20 рублей за десятину, потом нашел, что земля стоит дороже, стал требовать 25, местные мужики не дали этой цены и отбили других арендаторов, тогда Левин стал убирать луга сам и выручил "почти вдвое". Капитализируем арендную ставку 25 рублей за десятину под 5%, получим те же 500 рублей, что и за "дровяной" лес. Можно прикинуть и цену в современном выражении. Коэффициент пересчета дореволюционных рублей — 1050, за десятину Раневская получила, стало быть, 315 тыс. рублей, а за сотку — 2863 рубля, или меньше 100 долларов.

Найдем имение Раневской по приметам: 1) 20 верст (примерно 20 км) от тогдашней Москвы; 2) железная дорога только что проложена; 3) стараниями купцов на его месте возник дачный поселок; 4) под это вырубили большой вишневый сад; 5) рядом с поместьем река. В последней четверти XIX века в Подмосковье называемые ныне стародачными поселки возникли у Малаховки, станции железной дороги Москва--Рязань, и окрест станции Одинцово дороги Москва--Смоленск — это Переделкино, Барвиха, Немчиновка, Жуковка и Николина Гора — словом, Рублевка.

Сад, подобный тому, с которым не хотели расставаться Любовь Раневская и ее брат Леонид Гаев, в чеховские времена приносил около 200 руб. с десятины

Фото: Фотохроника ТАСС/Фото ИТАР-ТАСС

В районе Малаховки у разорившихся помещиков земли скупали купцы-девелоперы, а на Рублевке действовали и купцы, и сами предприимчивые помещики — владельцы земли. Так, братья Немчиновы взяли у государства 1100 десятин в аренду около 16-й версты Брестской дороги, получили разрешение на строительство железнодорожной платформы и возвели и платформу, и одноименный поселок — Немчиновку, то ли имени себя, то ли близлежащей деревни Немчиново. Поселок Барвиха обязан появлением генералу А. Б. Казакову, который решил поднять доходность своего подмосковного имения строительством дач, то есть, по сути, генерал реализовал лопахинский вариант, приплюсовав к нему кирпичный заводик, работавший на местных глинах.

Вишневый сад, по всей видимости, выдуман Чеховым. Иван Бунин писал в "Автобиографических заметках": "...вопреки Чехову, нигде не было в России садов сплошь вишневых: в помещичьих садах бывали только части садов... и ничего чудесного не было и нет в вишневых деревьях, совсем некрасивых, как известно, корявых, с мелкой листвой, с мелкими цветочками в пору цветения... Чехов не знал усадеб, не было таких садов". В Переделкино, однако, под дачный поселок был вырублен большой яблоневый сад. Возможно, он и есть прототип сада Раневской.

Итак, скорее всего, поместье Раневской располагалось на Рублевке — в престижнейшем и в то время месте ближайшего Подмосковья: там рядом река Сетунь, а платформа Немчиновка не далее чем в 3 км.

Такие земли должны были заведомо стоить больше, чем луга и леса Тульской губернии. Лопахин, хоть и оказался победителем аукциона, купил с выгодой. С другой стороны, и при такой низкой цене он сильно рисковал, поскольку его инвестпроект был в лучшем случае долгосрочным, в худшем же дачные участки распродать полностью было нельзя.

Средний размер подмосковного дачного участка составлял одну десятину, имение Раневской можно было превратить в тысячу участков, и отнюдь не одно подмосковное имение было продано хозяевами под дачи или ушло с молотка. Между тем спрос серьезного масштаба пока не сформировался. 1895 год — это подъем и в экономике, и на фондовом рынке, появляется прослойка разбогатевших на нем, но в Малаховке до революции в совокупности возникло всего 300 дач. Немчиновы затеяли проект, когда собрали 30 заявок, Казаков тоже начинал со "штучного" строительства: железную дорогу проложили в 1872 году, а к 1890-му в Барвихе проживало всего 93 человека.

Впрочем, у девелопера помимо низкой цены приобретения земли был еще один источник экономии — на строительстве. Как свидетельствует Бунин, дачи и тогда сдавались с недоделками. Герой его рассказа "Муза" (из сборника "Темные аллеи"), действие которого происходит в начале XX века, "в мае переселился в старинную подмосковную усадьбу, где были настроены и сдавались небольшие дачи". Его бревенчатая дача была "не совсем достроена — неконопаченые стены, неструганые полы, печи без заслонок, мебели почти никакой". Сапоги его, валявшиеся под кроватью, от постоянной сырости "обросли бархатом плесени".

Любовь и мотовство


Вернемся к Раневской и попытаемся представить, что такое жизнь на 3,6 тыс. в год (300 рублей в месяц) и 13 тыс. в год (1100 в месяц) на рубеже XIX и XX веков. В 1900 году врач в земской больнице получал 80 рублей в месяц, учитель — 80-100, начальник почтовой станции — 150-300, полковник — 320, генерал — 500-750, министр — 1500. На 300 рублей Раневская жила бы как полковник, а на 1100 — лучше генерала и похуже министра. 300 дореволюционных рублей — это 315 тыс. нынешних, а 1100 — 1 млн 155 тыс. На 300 рублей в месяц Раневской было не прокрутиться — она жила на широкую ногу, надо было двух дочерей содержать, а 1100, пожалуй, хватило бы, если бы она умерила свое мотовство.

Любовь Андреевна выбирает вариант "по-быстрому продать все", потому что "ей в Париж по делу надо". Там у нее любовник. Раневской пришлось расстаться с "дачей возле Ментоны", курортного городка на Французской Ривьере, чуть южнее Монако, купленной ради жизни с ним. Дачу продали за долги, и парочка переселилась в Париж, где возлюбленный ее полностью "обобрал", а когда деньги закончились, сошелся с другой. Раневскую же "вдруг потянуло в Россию, на родину". Но не успела она приехать, как получила телеграмму из Парижа, где он "просит прощения и умоляет вернуться...". Стремглав туда, и, ясное дело, 15 тыс. "ярославской бабушки", которые так и не были ей возвращены, надолго не хватит.

Понимала ли Раневская, что творила? Да! Лопахин на протяжении месяцев ее каждый день "учил", каждый день "твердил одно и то же". Теперь она потеряет последние средства, а с ними и своего французского хахаля, но таково ее решение, просто трубный зов сильнее экономического интереса.

По мнению Бунина, недолюбливавшего "Вишневый сад", в этой пьесе совсем невероятным было то, что "Лопахин приказал рубить... доходные деревья с таким глупым нетерпением, не давши их бывшей владелице даже выехать из дому: рубить так поспешно понадобилось... очевидно лишь затем, что Чехов хотел дать возможность зрителям Художественного театра услыхать стук топоров". Нет. Лопахин рубил столь поспешно, чтобы звук топора услышала отъезжающая Раневская.

Первая постановка пьесы Чехова “Вишневый сад” не была понята зрителями. Актеры пытались сыграть драму. Этим они нарушили авторский замысел, ведь Чехов точно обозначил жанр своего произведения – комедия.
Долгое время проблема жанра “Вишневого сада” вызывала самые противоречивые мнения. Но истина была на поверхности. В своей пьесе Чехов представил еще одну сцену общей “человеческой комедии”, которую сами люди играют каждый день. Главное событие пьесы – продажа с аукциона имения помещицы Анны Андреевны Раневской и ее брата Гаева. Это центральное событие организует всех действующих лиц комедии.
Странно то, что хозяева сада даже не пытаются его спасти, выкупить. Они только горюют, причем не столько по саду, сколько по ушедшему времени. Более того, накануне торгов эти герои устраивают дорогостоящий бал в доме.
Что же губит этот сад? В пьесе этот образ имеет конкретный и символический смысл. Вишневый сад когда-то приносил богатые плоды, славился на всю Россию. Теперь, ранней весной, он зацвел белыми, прекрасными цветами. Но хозяева всегда находятся вне его пространства. Они смотрят на сад из окна, видят его издалека, но ни разу не зайдут в него.
Все действующие лица пьесы противоестественны. Купец Лопахин, который претендует на этот сад, обладает душой артиста. Ему дорога Раневская, здесь вырос он сам. Из этих мест происходил его отец – простой крестьянин, который вскоре сумел разбогатеть. Лопахин собирается вырубить старый сад и арендовать освободившуюся территорию дачникам. Компаньонка Раневской, Шарлотта Ивановна, не знает своих родителей, не имеет паспорта. Она развлекает гостей своими забавными фокусами. Характер этой женщины поразительно напоминает поведение Раневской.
Единственный правдоподобный персонаж в пьесе – это старый слуга Фирс. Только он является истинным хранителем вишневого сада. Но о нем забывают так же, как о саде, запирают в опустевшем заколоченном доме.
Все действие пьесы напоминает фарс. Создается ощущение, что все герои связаны лишь случайными связями. Они ведут призрачную, несчастливую жизнь. Раневская, прямая наследница вишневого сада, в свое время навлекла на себя гнев родителей. Здесь погиб ее маленький сын. Долгое время Раневская прожила заграницей. Она привыкла сорить деньгами, делает вид, что не понимает значения происходящего. Эта героиня тратит деньги своей юной дочери Ани, которые присылает племяннице ростовская тетушка. Брат Раневской, Гаев, в буквальном смысле проел на леденцах и бильярде родовое состояние.
Все эти важные детали говорят о практической неприспособленности героев к жизни. То и дело Раневской присылают телеграммы из Парижа. Сначала она делает красивые позы, не читает их. Но в четвертом действии “неожиданно” принимает решение уехать за границу.
Дворяне больше не могут полностью отвечать за свои ничтожные поступки. Это означает, что такие хозяева ведут сад к гибели. Но винить в рубке сада только Раневскую и Гаева было бы несправедливо. Фактически они рады избавиться от него, в саду их ничто не держит. Вековые дворянские традиции уже не имеют былого значения. Наступает новая эпоха, время упадка “дворянских гнезд”. Оно опасно не только коренными переменами в жизни общества, но и разрывом человеческих отношений.
Истинные чувства подменяются у этих героев иллюзией. Именно поэтому любовные линии Яши и Дуняши, Пети и Ани, Лопахина и Вари не привели к подлинному расцвету чувства. Конфликт между героями находится вне их воли.
Не они одни виноваты в происходящих событиях. Во многом влияет “все имеющиеся сложение жизни в целом”. В бытовом течении жизни, домашних разговорах, будничных отношениях проступают противоречия, глубинные социальные конфликты. У всех героев пьесы наблюдается внешняя и внутренняя дисгармония, “нескладица”. В доме Раневской царит общее неблагополучие.
Олицетворение этого явления – конторщик Епиходов. Его называют “тридцать три несчастья”. Епиходову не везет во всем. Герой вынужден каждый раз брать деньги в долг. Даже когда он садится, под ним постоянно ломается стул.
Общее неблагополучие коснулось и Вари. В последнем акте ее ключи от имения находятся уже в руках купца Лопахина. Вишневый сад предложил рубить именно он. Недаром в конце комедии за сценой раздается стук топора.
Решение Лопахина экономически оправдано. Сад давно утратил былое хозяйственное значение. Но это один из самых редких садов России, это ее достояние, однако подобное обстоятельство не помешало Лопахину начать уничтожать его.
Есть в пьесе молодая пара, которая противостоит старшему поколению своим отношением к жизни. Это совсем юная дочь Раневской – Аня и Петя Трофимов, который в свое время был репетитором у сына Раневской. Они не являются главными героями пьесы и стоят в стороне от основного события. Аня могла бы стать наследницей матери и дяди. Но ей нечего наследовать из-за легкомысленного поведения своих родственников. Духовная жизнь девушки сложилась вне традиций ее семьи.
Автор уделяет особое внимание изображению этих героев. Он описывает прозрение Ани под влиянием Пети Трофимова. Петя внушает девушке мысль о бесплодности праздного существования, вызывает в ней стремление приобщиться к иной, наполненной смыслом и пользой жизни.
Аня очень любит свой дом, фамильный сад. Но “вечный студент” всячески убеждает ее в том, что продолжение прошлой жизни здесь безнравственно: “Ведь так ясно. Чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычайным, непрерывным трудом”.
Аня весело расстается с погибшим имением: “Начинается новая жизнь, мама. Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час, и ты улыбнешься, мама!”. В этих словах Ани звучат мысли Пети Трофимова о том, что “вся Россия – наш сад”.
Эти молодые герои далеки от быта усадьбы. Свои будни они проводят в разговорах. Вся их роль в пьесе сводится к переоценке прошлого и подготовке будущего. Аня и Петя уже далеки от сада. Он олицетворяет для них ушедшее время. Поэтому винить этих героев в гибели сада неправомерно.
Но неужели все персонажи так равнодушны к вишневому прекрасному саду?! Чехов – сложный, тонкий художник слова. Он никогда не дает прямых ответов на поставленные вопросы. Читатель сам должен подумать и найти решение. Думаю, что в гибели вишневого сада виновато время. Именно время – главный герой этой пьесы, ее основная движущая сила.
Сад – своеобразный символ двух систем ценностей: хозяйственных и духовных. Это многогранный образ. Сад олицетворяет традиции. Таков закон жизни: старое должно уступить место новому.
В то время, когда была написана комедия, вся Россия переживала кризис. Все новое более действенно. Сад – это определенный этап жизни героев. Как бы ни жалели его одни, ни стремились забыть о нем другие, этот образ навсегда останется частью их жизни.
Люди часто боятся перемен, идеализируют прошлое, беспомощно цепляются за него. Герои пьесы не способны строить иное будущее. Жить в ногу со временем, быть хозяином своей судьбы, каждую минуту творить что-то доброе – вот к чему призывает нас автор “Вишневого сада”.

Сочинение по литературе на тему: Кто виновен в гибели вишневого сада? (по пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”)

Другие сочинения:

  1. Лопахин, правда, купец, Но порядоч­ный человек… А. П. Чехов А. П. Чехов писал К. С. Станиславскому, что “роль Лопахина центральная. Если она не удастся, то… и пьеса вся провалится”. Автор постоянно напоминает, что “это не купец в пошлом смысле этого Read More ......
  2. Ло­пахин относится к Раневской с необыкновенной нежностью. Ка­жется, он ее по-настоящему лю­бит. Во всяком случае, нет оснований сомневаться в его готовности помочь владельцам вишневого сада. Но понять Раневскую он просто не в состоянии. Почему она, как ему кажется, так равнодушна Read More ......
  3. Вишневый сад – образ сложный и неоднозначный. Это не только конкретный сад, являющийся частью усадьбы Гаева и Раневской, но и образ-символ. Он символизирует не только красоту русской природы, но, главное, красоту жизни людей, взрастивших этот сад и восторгавшихся им, той Read More ......
  4. Конец жизни Чехова пришелся на начало нового века, новой эпохи, новых настроений, устремлений и идей. Таков уж неумолимый закон жизни: то, что когда-то было молодым и полным сил, становится старым и дряхлым, уступая дорогу новой – юной и сильной жизни… Read More ......
  5. Конец жизни Чехова пришелся на начало нового века, новой эпохи, новых настроений, устремлений и идей. Таков уж неумолимый закон жизни: то, что когда-то было молодым и полным сил, становится старым и дряхлым, уступая дорогу новой – юной и сильной – Read More ......
  6. В пьесе “Вишневый сад” А. П. Чехов поднимает важнейшую социальную тему рубежа 19-20-х веков – тему гибели “дворянских гнезд”. В этом произведении отчетливо показано прощания новой, молодой, завтрашней России с прошлым, отживающим, обреченным. “Старое” и “новое” время в пьесе символизируют Read More ......
  7. А. П. Чехов называл “Вишневый сад” комедией. Значит, и герои этой пьесы должны были быть комичны. Но все не так просто, поскольку за “комедией” Чехова скрыта глубокая философская драма. Персонажи пьесы вызывают не только смех: в “Вишневом саде” ситуация из Read More ......
  8. Центральное место в пьесе занимают образы помещиков-дворян Раневской и Гаева. Они – потомки богатых владельцев великолепного поместья с прекрасным вишневым садом. В былые времена их имение приносило доход, на который жили его праздные хозяева. Привычка жить трудами других, ни о Read More ......
Кто виновен в гибели вишневого сада? (по пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”)

«Вишневый сад»- вершина русской драматургии начала 20-го века, лирическая комедия, пьеса, ознаменовавшая начало новой эпохи развития русского театра.

Основная тема пьесы автобиографична - обанкротившееся семейство дворян продает с аукциона свое родовое имение. Автор, как человек прошедший сквозь подобную жизненную ситуацию, с тонким психологизмом описывает душевное состояние людей, вынужденных в скором времени покинуть свой дом. Новаторством пьесы является отсутствием деления героев на положительных и отрицательных, на главных и второстепенных. Все они делятся на три категории:

  • люди прошлого - дворяне-аристократы (Раневская, Гаев и их лакей Фирс);
  • люди настоящего - их яркий представитель купец-предприниматель Лопахин;
  • люди будущего - прогрессивная молодежь того времени (Петр Трофимов и Аня).

История создания

Чехов начал работу над пьесой в 1901 году. В связи с серьезными проблемами со здоровьем, процесс написания был довольно нелегким, но тем не менее, в 1903 году работа была окончена. Первая театральная постановка пьесы состоялась через год на сцене Московского художественного театра, став вершиной творчества Чехова как драматурга и хрестоматийной классикой театрального репертуара.

Анализ пьесы

Описание произведения

Действие происходит в родовом имении помещицы Любови Андреевны Раневской, вернувшейся из Франции со своей юной дочерью Аней. На железнодорожной станции их встречают Гаев (брат Раневской) и Варя (ее приемная дочь).

Финансовое положение семьи Раневских близится к полному краху. Предприниматель Лопахин предлагает свою версию решения проблемы - разбить земельный участок на паи и отдавать их в пользование дачникам за определенную плату. Барыня тяготится этим предложением, ведь для этого придется распрощаться с ее любимым вишневым садом, с которым связано много теплых воспоминаний юности. Добавляет трагизма тот факт, что в этом саду погиб ее любимый сын Гриша. Гаев, проникнувшись переживаниями сестры, обнадеживает ее обещанием, что их родовое поместье не будет выставлено на продажу.

Действие второй части происходит на улице, во дворе имения. Лопахин, со свойственной ему прагматичностью, продолжает настаивать на своем плане спасения поместья, но на него никто не обращает внимания. Все переключаются на появившегося учителя Петра Трофимова. Он произносит взволнованную речь посвященную судьбе России, ее будущему и затрагивает тему счастья в философском контексте. Материалист Лопахин скептически воспринимает молодого учителя, и оказывается, что только одна Аня способна проникнуться его возвышенными идеями.

Третье действие начинается тем, что Раневская на последние деньги приглашает оркестр и устраивает танцевальный вечер. Гаев и Лопахин при этом отсутствуют - они уехали в город на торги, где имение Раневских должно пойти с молотка. После томительного ожидания, Любовь Андреевна узнает, что ее имение куплено на торгах Лопахиным, который не скрывает радости от своего приобретения. Семейство Раневских приходит в отчаяние.

Финал целиком посвящен отъезду семейства Раневских из их родного дома. Сцена расставания показана со всем присущим Чехову глубоким психологизмом. Заканчивается пьеса удивительно глубоким по содержанию монологом Фирса, которого хозяева в спешке забыли в имении. Финальным аккордом звучит стук топора. Рубят вишневый сад.

Главные герои

Сентиментальная особа, владелица поместья. Прожив несколько лет за границей, она привыкла к роскошной жизни и по инерции продолжает себе позволять многое, что при плачевном состоянии ее финансов по логике здравого смысла должно быть ей недоступным. Будучи легкомысленной особой, весьма беспомощной в житейских вопросах, Раневская не желает что-либо в себе менять, при этом она полностью отдает себе отчет в своих слабостях и недостатках.

Преуспевающий купец, многим обязан семейству Раневских. Его образ неоднозначен - в нем сочетается трудолюбие, расчетливость, предприимчивость и грубость, «мужицкое» начало. В финале пьесы Лопахин не разделяет чувств Раневской, он счастлив, что несмотря на крестьянское происхождение, смог позволить купить имение хозяев своего покойного отца.

Как и своя сестра, весьма чувствителен и сентиментален. Будучи идеалистом и романтиком, для утешения Раневской, придумывает фантастические планы спасения родового имения. Он эмоционален, многословен, но при этом совершенно бездеятелен.

Петя Трофимов

Вечный студент, нигилист, красноречивый представитель русской интеллигенции, ратующий за развитие России только на словах. В погоне за «высшей правдой» он отрицает любовь, считая ее мелким и призрачным чувством, чем безмерно огорчает влюбленную в него дочь Раневской Аню.

Романтичная 17-летняя барышня, попавшая под влияние народнических Петра Трофимова. Безоглядно поверив в лучшую жизнь после продажи родительского имения, Аня готова на любые трудности ради совместного счастья рядом с возлюбленным.

87-летний старик, лакей в доме Раневских. Тип слуги старого времени, окружает отеческой заботой своих хозяев. Остался прислуживать своим господам даже после отмены крепостного права.

Молодой лакей, с презрением относящийся к России, мечтающий уехать за границу. Циничный и жестокий человек, хамит старому Фирсу, непочтительно относится даже к родной матери.

Структура произведения

Структура пьесы довольно проста - 4 действия без деления на отдельные сцены. Время действия - несколько месяцев, с конца весны по середину осени. В первом действии происходит экспозиция и завязка, во втором - нарастание напряжения, в третьем - кульминация (продажа имения), в четвертом - развязка. Характерной особенностью пьесы является отсутствие подлинного внешнего конфликта, динамизма, непредсказуемых поворотов сюжетной линии. Авторские ремарки, монологи, паузы и некоторая недосказанность придают пьесе неповторимую атмосферу изысканного лиризма. Художественный реализм пьесы достигается за счет чередования драматических и комических сцен.

(Сцена из современной постановки )

В пьесе доминирует развитие эмоционально-психологического плана, главным двигателем действия являются внутренние переживания героев. Автор расширяет художественное пространство произведения с помощью ввода большого количества персонажей, которые так и не появятся на сцене. Так же эффект расширения пространственных границ дает симметрично возникающая тема Франции, придающая арочность форме пьесы.

Итоговый вывод

Последняя пьеса Чехова, можно сказать - его «лебединая песня». Новизна ее драматургического языка является прямым выражением особой чеховской жизненной концепции, которой характерно необыкновенное внимание к мелким, на первый взгляд незначительным деталям, заострение внимания на внутренних переживаниях героев.

В пьесе «Вишневый сад» автор запечатлел состояние критической разобщенности русского общества своего времени, этот печальный фактор часто присутствует в сценах, где персонажи слышат только себя, создавая лишь видимость взаимодействия.