Мертвые души основная идея. «Мертвые души», анализ произведения Гоголя

Цели урока: 1. напомнить учащимся о важнейших событиях в

период создания «Мертвых душ».

2. познакомить с творческой историей поэмы

«Мертвых душ»; вызвать интерес к этому

произведению;

3.познакомиться с главным героем – Чичиковым

в процессе работы над первой главой.

4. помочь учащимся увидеть губернский город NN

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературе

10 класс (2 часа)

Тема: Николай Васильевич Гоголь.

Творческая история «Мертвых душ». Композиция. Жанр. Роль 1 главы в раскрытии идейного замысла писателя.

«Чичиков… нашел, что город ничем

не уступал другим губернским городам.

(Все города были тогда примерно

такими же).

Н.В.Гоголь.

Учитель русского языка и литературы

Сушкова Неля Александровна.

Цели урока: 1. напомнить учащимся о важнейших событиях в

Период создания «Мертвых душ».

2. познакомить с творческой историей поэмы

«Мертвых душ»; вызвать интерес к этому

произведению;

3.познакомиться с главным героем – Чичиковым в

В процессе работы над первой главой.

4. помочь учащимся увидеть губернский город NN/

Предварительная подготовка к уроку (вопросы для самостоятельной работы):

  1. Какие события общественной жизни России 30-х годов 19 века оказали влияние на жизнь Н.В.Гоголя и его современников?
  2. Рассказать о взаимоотношениях Н.В.Гоголя с А.С.Пушкиным.
  3. Какие произведения создал Н.Гоголь по совету А.Пушкина.

Поисково-творческая работа с текстом: на протяжении урока ведется работа с изобразительно-выразительными средствами языка.

Работа с перфокартами: контрольный срез знаний по теме урока.

Ход урока:

1. Беседа по вопросам домашнего задания:

Ребята, сегодня мы с вами приступаем к изучению поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души».

Мы познакомимся с историей создания поэмы, а также с главным героем Чичиковым. Определим роль 1 главы в раскрытии идейного замысла писателя.

Итак, обратимся к вопросам домашнего задания.


1. Какие события в общественной жизни России 30-х годов 19 века оказали влияние на жизнь Н.Гоголя?

30-е годы 19 века – это время реакции и общественного застоя после поражения декабристского восстания, расправы царизма с восставшими, крушения всяких надежд на свободу.

М.Лермонтов в стихотворении «Дума», обращаясь к своим современникам, дал общественно-политическую характеристику эпохе 30-х годов: духовный застой, равнодушие к царящему в жизни злу.

Современник Н.Гоголя А.Герцен писал: «Первые годы, последовавшие из-за 1825 г, были ужасны. Понадобилось не менее десятка лет, чтобы человек мог опомниться в своем горестном положении порабощенного и гонимого существа. Людьми овладело глубокое отчаяние и всеобщее уныние…». А.Герцен вопрошал6 «Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования…?»

В.Белинский в своей статье о стихотворении М.Лермонтова «Дума» передает весь ужас своей эпохи. Он писал:»Это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти!...И кто же из людей нового поколения не найдет в нем разгадки собственного уныния, душевной апатии, пустоты внутренней и не откликнется на него воплем, свои стоном?»

В такой обстановке Н.Гоголь решил написать «Мертвые души», которые « потрясли всю Россию».

2. Каковы были взаимоотношения Пушкина с Гоголем. Какие произведения написаны Гоголем по совету А.Пушкина?

В 1831 году Гоголь познакомился с друзьями Пушкина – А.Дельвигом, В.Жуковским, П.Плетневым, а затем и с самим А.Пушкиным.

Гоголь читал все произведения своего кумира, для него много значило дружеское внимание Ии одобрение Пушкина. Замысел и «Ревизора», и «Мертвых душ» Гоголю помог найти Пушкин.

В 1837 году Гоголь находился за границей в Париже, где его и застало известие об убийстве Пушкина, что явилось для него тяжелейшим потрясением.

2. Слово учителя об истории создания «Мертвых душ».

Да, ребята, действительно, Пушкин высоко ценил талант Гоголя, и он посоветовал ему заняться литературой.

Запишите тему урока и эпиграф.

Гоголь приступил к написанию «Мертвых душ» в 1835 году. «Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь», - писал он. А чтобы показать всю Русь, надо ее хорошо знать.

Он наблюдает жизнь, собирает различные материалы, изучает русскую действительность, видит в ней много подлецов, казнокрадов, взяточников.

В «Мертвых душах» огромное количество действующих лиц. Все социальные слои крепостной России: чиновники, помещики, крепостные крестьяне. Да и сам автор выступает как действующее лицо.

«Мертвые души» были задуманы трехчастным произведением по налоги с «Божественной комедией» Данте: ад, чистилище, рай..

- На уроках культурологи вы изучали «Божественную комедию» Данте, вспомните, каков ее сюжет?

Коли мы говорим об аналогии, как выдумаете, кого из героев поэмы Гоголь задумал провести через чистилище к нравственному и духовному возрождению?

Безусловно, вы правы. Только Чичикова и Плюшкина автор хотел провести через чистилище к духовному и нравственному возрождению Ведь только эти герои имеют биографию. Если есть прошлое, значит, есть и будущее. Остальные герои статичны, в них нет движения, а если нет движения – нет жизни. Гоголь как бы воплощает христианский завет: «…и последние будут первыми».

6 лет Гоголь работал над 1 томом. Во 2 и 3 томах Гоголь хотел показать положительных героев, а также нравственное возрождение Чичикова. Этого писателю не удалось. 2 том Гоголь сжег, а к 3 так и не приступил. Из дошедших до нас черновиков видно, что положительные герои ему не удались.

Гоголь очень любил Россию и свято верил в ее достойное будущее, но пути преобразований он не видел.

«Русь, куда же несешься ты? Дай ответ. – Не дает ответа».

Изначально «Мертвые души» были задуманы как роман, но позже Гоголь определяет жанр своего произведения как эпическая поэма.

Почему поэма? Каковы особенности этого жанра?

В поэме много лирических отступлений и вставных конструкций, в которых автор передает сои чувства, переживания, что характерно для этого жанра.

Какова композиция этого произведения?

Замысел изъездить с Чичиковым всю Русь определил и характер композиции. Она построена как история похождений приобретателя Чичикова, покупающего «мертвые» души.

1 глава - губернский город

2-6 гл. – посвящены помещикам, «хозяевам жизни»:

2гл. -Манилов

3 гл. - Коробочка

4 гл. – Ноздрев

5 гл. – Собакевич

6 гл. Плюшкин

7-10 гл. – губернское общество

11 гл. - биография Чичикова.

Говоря о Гоголе, мы не можем не остановиться на художественной особенности его творчества. Гоголь – гениальный русский сатирик. Сила Гоголя – в его юморе. Это «смех сквозь слезы». И с первых страниц поэмы мы слышим эту горькую иронию, переходящую в сатиру.

3.Аналитическая работа с текстом произведения.

Итак, мы приступаем к работе над 1 главой. Ее можно считать

экспозицией поэмы и в то же время завязкой , так как здесь мы знакомимся с главным героем, который приехал в губернский город N.

С какой целью герой приехал в город? Подтвердите текстом.

(У него есть какой-то замысел. Это и является завязкой действия.)

А теперь нам понадобятся таблицы, положите их перед собой и будем одновременно работать с тестом и с таблицей.

Анализ 1 главы. «Знакомство с городом N».

Кто приехал в город N? (какой-то господин).

Чем он так замечателен? Что вы о нем можете сказать? (..ничего нельзя о нем сказать определенного, он никакой: «ни толстый и ни тонкий, ни стар, ни молод, недурен, но и не красавец»).

Обратил ли кто-нибудь внимание на нового человека в городе? (никто, обратили внимание только на его бричку),

Почему на бричку? (потому что по экипажу мужики судят о человеке).

Далее мы следуем за своим героем и оказываемся в гостинице. Какое впечатление оставляет описание гостиницы? Ощущение запущенности, заброшенности, разрухи… Но она была такая, какие бывают гостиницы в любом губернском городе: ни лучше, ни хуже.)

- Вот наш герой осматривает свою комнату, может быть, мы сейчас с ним познакомимся поближе, узнаем, что это за человек? (нет, вместо героя мы опять видим только его вещи6 чемодан, ларчик, колодки, жареная курица, которые много говорят о свеем хозяине).

- Во всякой гостинице есть общая зала, куда и отправляется наш герой. Какое впечатление произвело на вас это описание? (Опять же запущенность, кругом грязь и самое главное, такую залу можно найти в любом губернском городе.В тексте много слов, которые подчеркивают типичность явления: те же, та же, все то же, что и везде.)

Что вы можете сказать об этом эпизоде? (Гоголь опять подчеркивает типичность явления, но самое главное, что поражает, нигде нет людей, а только перечисляются наименования блюд).

Продолжаем следовать за Чичиковым. Куда он отправляется после обеда?

(посмотреть город).

Остался ли Чичиков доволен осмотром города? (да, город никак не уступал другим губернским городам).

Далее Чичиков заглянул в городской сад. Что вы можете сказать об этом эпизоде? (Здесь особенно чувствуется присутствие автора. Только здесь уже не добрый юмор, а едкая ирония. Ведь сад имеет очень жалкий вид, а как расписан в газетах. Гоголь обличает и лицемерие и чинопочитание граждан.)

И вот наступил следующий день! Куда же отправился Чичиков? (наносить визиты городским сановникам).

Кого он посетил первым? (губернатора).

Что мы можем сказать о губернаторе? (был ни толст, ни тонок, был большой добряк, сам вышивал по тюлю)

Достаточно ли это для характеристики главы города? (Нет, губернатор должен заботиться о благосостоянии своих граждан, а город в запущенном состоянии и жителей мы не видим вообще.)

Кого он еще посетил? (прокурора, вице-губернатора…)

Как эти визиты характеризуют Чичикова? (Чичиков хорошо знает людей, он знает, как кому польстить, как создать о себе благоприятное впечатление. В итоге его все приглашали в гости. Так было получено и приглашение на бал в дом губернатора).

Чичиков, как глиняный сосуд, принимает обличие, которое в нем хотят видеть. Он, как зеркало, отражает все, что видит.

Понаблюдаем за героем, когда он готовится к вечеринке. Чем вызвана такая внимательность к своему внешнему виду? (Чтобы должным образом решить свои дела, он должен был производить на всех хорошее впечатление. И он знал, как это сделать.)

Следуя за Чичиковым, мы оказываемся у губернаторского дома.И что же мы видим? (Только что Чичиков ехал по темным, безлюдным улицам, а губернаторский дом освещен как для бала, словом, все как нужно. Опять типичность явления: губернаторский дом в любом городе должен выделяться своим богатством.)

И вот мы с Чичиковым на балу. Как характеризует Гоголь гостей на вечеринке? Что это за люди, похожие на мух? Чем они занимаются? (Ничем. Они бестолково носятся врозь и кучами. Они хотят, чтобы их заметили. Может удастся занять какую-нибудь должность, хоть немного, но выше той, которую они имеют. В развернутой метафоре дается характеристика их жизненных целей. И неважно, кто в этих фраках. Они все обезличены, главное – одежда, мундир, фрак – показатель социальной принадлежности).

А какие здесь мужчины? В чем суть сопоставления «Толстых» и «Тонких»?

(Опять же, мужчины здесь как и везде, обезличены, они разделяются только по габаритам. Одни – толстые, другие – тонкие. Толстые – это почетные чиновники города, они заботятся о своем благополучии. А тонкие, наоборот, с радостью проматывают состояние, оставленное им в наследство. Это те, кто управляет городом и которые ни на минуту не задумывались о благосостоянии города и его жителей.

С кем еще знакомится Чичиков на вечеринке? (С помещиками Маниловым и Собакевичем).

Ребята, вот мы с вами и закончили анализ 1 главы. Подведем итоги.

Какова была цель нашего урока? Достигли ли мы ее? (Комментарий учащихся.)

Итак, мы познакомились с историей создания «Мертвых душ», определили жанр произведения, познакомились с композицией, с главным героем Чичиковым и губернским городом.

Нам осталось с вами определить роль 1 главы в раскрытии идейного замысла писателя. Это вы сделаете самостоятельно.

Но прежде, чем вы приступите к творческой работе , мы проведем небольшой тест на выявление знаний по истории создания поэмы.

  1. Закрепление. Контрольный срез по изученному материалу.

(Работа с перфокартами).

  1. Назовите эпоху, отраженную в поэме «Мертвые души».

А) конец 20-х – начало 30-х гг. 19 века.;

Б) 30 – 40-е гг. 19 в.,

В) Отечественная война 1812 г.

  1. Сюжет «Мертвых душ» был подсказан:

А) В.А.Жуковским;

Б) А.С.Пушкиным;

В) В.Г.Белинским.

  1. В основе сюжета «Мертвых душ» лежит:

А) конфликт между помещиками и городскими чиновниками;

Б) драматическая судьба капитана Копейкина;

В) авантюра Чичикова с покупкой «Мертвых душ».

4.Известно, что замысел Гоголя – «изъездить вместе с героем всю Русь и вывести множество самых разнообразных характеров» - предопределил композицию поэмы. Она построена:

А) как любовные похождения Чичикова, занятого поисками богатой невесты;

Б) как история похождений «предпринимателя» Чмчмкова, покупающего «мертвые души»;

В) как попытки главного героя найти свой путь деятельности и смысл жизни.

5.Какое впечатление вначале произвел Чичиков на жителей губернского города:

А) человека, с которым «никак нельзя говорить, как с человеком близким… никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич, такой подлец!»;

Б) опытного светского человека, умеющего поддержать разговор на любую тему, говорящего «ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует»;

В) человека-манекена, «ни то ни се».

6. Укажите, в чем суть аферы Чичикова:

А) «мертвые души» нужны Чичикову для приобретения весу в обществе;

Б) «мертвые души» нужны Чичикову для удачной женитьбы;

В) Чичиков хотел заложить умерших крестьян в Опекунский совет под видом живых, а затем, получив под залог ссуду, скрыться.

7.Какова судьба второго и третьего томов «Мертвых душ»:

б) не были написаны Гоголем;

В) написан второй том, белову4ю рукопись которого Гоголь сжег за девять дней до смерти; к третьему писатель не приступал.

8. Кого из писателей можно сравнить с Н.В.Гоголем (по стилю, характеру обличительного смеха, способу отражения действительности);

А) А.П.Чехова;

Б) М.Е.Салтыкова-Щедрина;

В) Ф.М.Достоевского.

9. Н.В.Гоголь скончался 21 февраля 1852 года. Царское правительство запретило писать о его смерти. И все же появился небольшой некролог: «Гоголь умер! Какую русскую душу не потрясут эти два слова?!..»

А) В.Г.Белинский;

Б) Н.Г.Чернышевский;

В) И.С.Тургенев.

Проверить тесты во время выполнения творческого задания и объявить в конце урока.)

5. Творческая работа. Наблюдение над стилем писателя.

Наступило время для творческой работы. Вам нужно еще раз обратиться к тексту 1 главы и выписать слова, словосочетания, синтаксические фигуры и тропы, которые говорят о типичности явлений, описанных в 1 главе и сделать выводы.

6.Итоги урока:

Объявить оценки за контрольный срез;

Заслушать 1-2 творческие работы;

Вывод: Мир Гоголя – это предметный мир, вещественный. Вещи громко заявляют о себе, они независимы, самодостаточны. А материальный мир у Гоголя пустой. Чем он наполнен? Чем живут чиновники? Ничем. Сплетни, пересуды, обман, стремление к самообогащению.

Прокомментировать и объявить оценки, полученные в ходе работы на уроке.

7. Домашнее задание: Перечитать 2-3 главу, сделать сравнительную характеристику 2-х помещиков: Манилова и Коробочки, руководствуясь планом сравнительной характеристики героев.


Гоголь. "Мертвые души" Какая главная проблема произведения. Какая основная тема произведения. И какие были отношения и получил лучший ответ

Ответ от ГАЛИНА[гуру]
По словам Гоголя, суть первого тома "Мертвых душ"
заключается в том, чтобы показать недостатки,
пороки и слабости русского человека:
"...В книге... изображен человек, взятый из нашего же
государства... Взят он больше затем, чтобы показать
недостатки и пороки русского человека, а не его
достоинства и добродетели, и все люди, которые
окружают его, взяты также затем, чтобы показать
наши слабости и недостатки; лучшие люди и
характеры будут в других частях..."
(Н. В. Гоголь, "К читателю от сочинителя",
предисловие ко второму изданию первого тома "Мертвых душ")
Основная проблема поэмы - это духовная смерть и
духовное возрождение человека.
Автор исследует причины нравственной деградации
помещиков, чиновников, Чичикова, выявляет удручающие
последствия этого процесса.
Одновременно Гоголь, писатель с христианским мировоззрением,
не теряет надежды на духовное пробуждение своих героев.
О душевном воскресении Чичикова и Плюшкина Гоголь
собирался написать во втором и в третьем томах своего
произведения, однако этому замыслу не суждено
было осуществиться.
Источник: подробно

Ответ от Владимир Поболь [гуру]
у Чичикова с помещиками, - я правильно вас понял?


Ответ от Ира Кузьменко [активный]
Тематика и проблематика. В соответствии с главной идеей произведения - показать путь к достижению духовного идеала, на основе которого писателем мыслится возможность преобразования как государственной системы России, ее общественного устройства, так и всех социальных слоев и каждого отдельного человека - определяются основные темы и проблемы, поставленные в поэме «Мертвые души». Будучи противником любых политических и социальных переворотов, особенно революционных, писатель-христианин считает, что негативные явления, которые характеризуют состояние современной ему России, можно преодолеть путем нравственного самосовершенствования не только самого русского человека, но и всей структуры общества и государства. Причем такие изменения, с точки зрения Гоголя, должны быть не внешними, а внутренними, то есть речь вдет о том, что все государственные и социальные структуры, и особенно их руководители, в своей деятельности должны ориентироваться на нравственные законы, постулаты христианской этики. Так, извечную русскую беду - плохие дороги - можно преодолеть, по мнению Гоголя, не тем, чтобы поменять начальников или ужесточить законы и контроль за их исполнением. Для этого нужно, чтобы каждый из участников этого дела, прежде всего руководитель, помнил о том, что он ответственен не перед вышестоящим чиновником, а перед Богом. Гоголь призывал каждого русского человека на своем месте, при своей должности делать дело так, как повелевает высший - Небесный - закон.
Вот почему так широка и всеохватна оказалась тематика и проблематика гоголевской поэмы. В ее первом томе акцент сделан на всех тех негативных явлениях в жизни страны, которые необходимо исправить. Но главное зло для писателя состоит не в социальных проблемах как таковых, а в той причине, по которой они возникают: духовное оскудение современного ему человека. Именно потому проблема омертвения души становится в 1-м томе поэмы центральной. Вокруг нее группируются все остальные темы и проблемы произведения. «Будьте не мертвые, а живые души!» - призывает писатель, убедительно демонстрируя то, в какую бездну попадает тот, кто утратил живую душу. Но что подразумевается под этим странным оксюмороном - «мертвая душа», давшим название всему произведению? Конечно, не только сугубо бюрократический термин, использовавшийся в России XIX века. Зачастую «мертвой душой» называют человека, погрязшего в заботах о суетном. Галерея помещиков и чиновников, показанная в 1-м томе поэмы, являет перед читателем такие «мертвые души», поскольку всех их характеризует бездуховность, эгоистические интересы, пустая расточительность или поглощающая душу скупость. С этой точки зрения «мертвым душам», показанным в 1-м томе, может противостоять только «живая душа» народа, предстающая в авторских лирических отступлениях. Но, конечно, оксюморон «мертвая душа» толкуется писателем-христианином и в религиозно-философском смысле. Само слово «душа» указывает на бессмертие личности в ее христианском понимании. С этой точки зрения символика определения «мертвые души» содержит противопоставление мертвого (косного, застывшего, бездуховного) начала и живого (одухотворенного, высокого, светлого). Своеобразие позиции Гоголя состоит в том, что он не только противопоставляет эти два начала, а указывает на возможность пробуждения живого в мертвом. Так в поэму входит тема воскрешения души, теме пути к ее возрождению. Известно, что Гоголь предполагал показать путь возрождения двух героев из 1 го тома - Чичикова и Плюшкина. Автор мечтает о том, чтобы «мертвые души» российской действительности возродились, превратившись в подлинно «живые» души.
Но в современном ему мире омертвение души затронуло буквально всех и отразилось на самых различных сторонах жизни.

Основная тема поэмы “Мертвые души” - тема настоящего и будущего России. Беспощадно ругая порядок, который существовал в стране, Гоголь был уверен В том, что Россия будет процветающей страной, что настанут времена, когда Россия станет идеалом для других стран. Эта убежденность возникала из ощущения огромной творческой энергии, которая таилась в недрах народа. Образ родины в поэме выступает в качестве олицетворения всего великого, на что способен русский народ. Возвышающийся над всеми картинами и образами, нарисованными в поэме, образ России овеян горячей любовью автора, посвятившего свой творческий труд родной стране. В своей поэме Гоголь обличает тех, кто мешал развитию творческих сил нации, народа, беспощадно развенчивает “хозяев жизни” - дворян. Люди, подобные Манилову, Собакевичу, Плюшкину, Чичикову, не могут быть создателями духовных ценностей.

Воплощением могучего взлета жизненной энергии, устремленности в будущее является изумительный образ России, подобно птице-тройке мчащейся в необъятную даль. “Не так ли и ты, Русь, что бойкая и необгонимая тройка, несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади... летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства”. Лирические высказывания автора насыщены высокой патетикой. “...Какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль!

Русь!” Одну за другой Гоголь набрасывает картины русской природы, возникающие перед взором путешественника, мчащегося по осенней дороге. Не случайно застою поместных хозяев писатель противопоставляет стремительное движение России вперед. В этом выражается его вера в будущее страны и народа. Лирические размышления писателя о живом характере трудолюбивой русской нации принадлежат к числу наиболее проникновенных страниц, согретых неугасимым пламенем патриотизма. Гоголь прекрасно понимал, что изобретательный ум и творческие дарования русского народа только тогда обратятся в могучую силу, когда они будут свободны. Горячо веря в великое будущее России, Гоголь, однако, неясно представлял себе путь, по которому она должна была прийти к могуществу, славе и процветанию.

“Русь, куда же несешься ты, дай ответ? Не дает ответа”. Писатель не знал реальных способов, с помощью которых можно было бы преодолеть противоречия между состоянием подавленности страны и ее расцветом. В своем обличении социального зла Гоголь объективно отражал протест широких слоев народа против крепостнического строя. Именно на этой почве вырастала его бичующая сатира, разоблачающая владетелей крепостных душ, чиновных правителей. Работа над вторым томом поэмы совпала с глубоким духовным кризисом писателя.

В этот период жизни стали неотвратимо проявляться тенденции буржуазного развития. Гоголь ненавидел царство мертвых душ, но капитализм пугал его. Гоголь, как человек глубоко верующий, выступал против всякой революции. Такова была его жизненная установка. Если смех Салтыкова-Щедрина направлен непосредственно на подрыв общественных устоев, то смех Гоголя в основе своей созидателен и гуманистичен. Обладая гениальным даром, Н. В. Гоголь создал выдающееся произведение.

Лирические страницы поэмы, посвященные народу, - лучшие в произведении. Гогольбесконечно любит свою страну и ее народ.

Возможно это вас заинтересует:

  1. Загрузка... Пьеса “Вишневый сад” занимает особое место в творчестве А. П. Чехова. До нее мысль о необходимости изменения действительности он пробуждал, показывая враждебность человеку жизненных...

  2. Загрузка... Все развитие русской литературы, особенно литературы критического реализма, связано с именем Николая Васильевича Гоголя. Бесспорно то место, которое определил ему в свое время ВТ...

  3. Загрузка... Поэма «Мертвые души» - вершина творчества Н. В. Гоголя. Этот русский писатель правдиво изобразил жизнь России и 30-х годах XIX века. Замысел «изъездить вместе...

  4. Загрузка... Н. В. Гогольвсегда считал поэму “Мертвые души”, работанад которой длилась около 17 лет, главнымпроизведением своей жизни. В письмах В.Жуковскому он восклицает: “Клянусь, я что-тосделаю,...

  5. Загрузка... В поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» нашло отражение «все хорошее и дурное, что есть в России от нас» (Н. Гоголь). «Мертвые души» -...

Определить основную идею поэмы «Мертвые Души» не совсем просто. Объясняется это, прежде всего, тем, что мы имеем теперь лишь небольшую часть этого произведения, – лишь первую часть, да отдельные разрозненные куски второй – то, что не было уничтожено самим Гоголем . Таким образом, судить обо всем идейном содержании произведении мы не имеем возможности. А затем положение критика затрудняется тем, что в его распоряжении есть толкования, которые дал «Мертвым Душам» сам автор, и обещания, которые он хотел выполнить при окончании поэмы, но не успел. По собственному признанию Гоголя, он сам сначала писал без всяких серьезных целей. Пушкин дал ему сюжет, благодарный для его таланта; Гоголь увлекся комизмом тех положений, которые легко вплетались в этот сюжет, – и стал писать «карикатуру», «не определивши себе обстоятельного плана, не давши себе отчета, что такое должен быть сам герой. Я думал просто, – говорит Гоголь, – что смешной проект, исполнением которого занят Чичиков, наведет меня на разнообразные лица и характеры». Это свободное, чисто художественное творчество и помогло Гоголю создать лучшие страницы первой части «Мертвых Душ» – те страницы, которые вызвали у Пушкина восклицание: «Господи! как грустна Русь». Восклицание это поразило Гоголя – он увидал, что из «шалости» его пера, из его шутливого, несерьезного, произведения может выйти нечто крупное, идейно содержательное. И вот, поощренный Пушкиным, он задумал показать в «Мертвых Душах» «с одного боку Россию», т. е. полнее, чем в «Ревизоре » , изобразить отрицательные стороны русской жизни.

Чем более углублялся Гоголь в свое произведение, – тем слабее делалось влияние Пушкина; чем самостоятельнее делалось отношение Гоголя к его работе, – тем сложнее, искусственнее, тенденциознее делались его замыслы. Прежде всего, он проникся идеей расширить пределы изображаемого, – захотел показать Россию уж не «с одного бока», а всю целиком – зло и добро, в её жизни заключенное; потом он стал думать о «плане» для своего уже начатого произведения, – он задавал себе «тревожные вопросы о «цели» и «смысле» своего труда. И тогда поэма «Мертвые Души» в его воображении разрослась в три части. Вероятно, позднее он усмотрел в ней аллегорический смысл. По его идее, три части «Мертвых Душ» должны были, в законченном виде, соответствовать трем частям «Божественной Комедии » Данте : первая часть, посвященная изображению только зла – должна была соответствовать «Аду »; вторая часть, где зло не было так отвратительно, где начинается просвет в душе героя, где выводятся уже некоторые положительные типы – отвечала бы «Чистилищу», – и, наконец, в заключительной третьей части, Гоголь хотел представить в апофеозе все то добро, которое заключалось в душе «русского человека», – эта часть должна была соответствовать «Раю». Таким образом, появилось то искусственное громоздкое построение «Мертвых Душ», та хитрая систематизация материала, с которым не справился Гоголь.

Но, кроме этой задуманности композиции, Гоголю помешала свободно творить еще и моральная тенденция. Все выраставшие заботы о своем «душевном деле», об очищении своего сердца, пагубным образом отразились на его творчестве. И вот, «Мертвые Души» понемногу обратились в какую-то «сточную трубу», куда он сливал свои воображаемые и действительные «пороки» . «Герои мои потому близки душе, говорит он, что они из души, – все мои последние сочинения – история моей собственной души». Он сам сознавался, что, когда в нем усиливалось желание избавиться от разных душевных пороков, он «стал наделять своих героев, сверх их собственных «гадостей» – своими собственными. И, по его словам, это помогло ему самому сделаться лучше...

Итак, сам Гоголь дает нам три толкования идеи «Мертвых Душ» – 1) начало её (первая часть) – бесхитростное изображение своеобразных лиц и характеров, взятых из русской жизни. Характерная черта, объединяющая почти всех героев первой части – безотрадная пошлость, полная бессознательность жизни, непонимание её целей и смысла: с «этого боку» представил он «русское общество», 2) произведение «Мертвые Души» должно было охватить всю Россию, – все зло и добро, в ней заключенное. В таком широком толковании русской действительности видел Гоголь «службу» перед родиной – и 3) произведение это должно было служить ему лично, в деле его духовного самосовершенствования. На себя он смотрел, как на «моралиста», который не только укажет согражданам на то зло, которое вносят в жизнь отдельные порочные деятели, но нарисует и те идеалы, которые спасут родину.

Идея «Мертвых Душ» с точки зрения критики и читателя

Нетрудно понять, что теперь для читателя «Мертвых Душ» не совсем понятна эта авторская идея: он имеет перед глазами только первую часть поэмы, в которой мелькают лишь случайные обещания на то, что в будущем рассказ примет иной характер, – до личного «душевного дела» писателя читателю нет дела. Поэтому приходилось судить произведение, оставив замыслы автора, не копаясь в его душе. И вот, современная и последующая критика, вопреки Гоголю, сама определила идею произведения. Как раньше в «Ревизоре», так и в «Мертвых Душах» усмотрено было желание автора указать на безобразие русской жизни, которое, с одной стороны, зависело от крепостного права, с другой стороны, – от системы управления Россией. Таким образом, идея «Мертвых Душ» большинством была признана обличительной, автор – причислен к благородным сатирикам, смело бичующим зло современной действительности. Словом, произошло то же, что раньше было с «Ревизором»: 1) идея автора была одна, а результаты его творчества привели к выводам, которых он совсем не желал, не ожидал... 2) как относительно «Ревизора», так и относительно «Мертвых Душ» нам приходится устанавливать идею произведения не только без помощи автора, но даже вопреки его желаниям: мы должны видеть в этом произведении картину отрицательных сторон русской жизни, и в этой картине, в её освещении, усмотреть великий общественный смысл произведения.

Николай Васильевич Гоголь – один из самых загадочных писателей 19 века. Его жизнь и творчество полно мистики и тайн. Наша статья поможет качественно подготовится к уроку литературы, к ЕГЭ, тестовым заданиям, творческим работам по поэме. При анализе произведения Гоголя “Мёртвые души” в 9 классе важно опираться на дополнительный материал, чтобы ознакомиться с историей создания, проблематикой, разобраться, какие художественные средства использует автор. В “Мертвых душах” анализ специфичен по причине содержательной масштабности и композиционных особенностей произведения.

Краткий анализ

Год написания – 1835 -1842 гг. В 1842 году опубликован первый том.

История создания – идея сюжета подсказана Гоголю Александром Сергеевичем Пушкиным. Автор около 17 лет работал над поэмой.

Тема – нравы и жизнь помещиков на Руси 30-х годов 19 века, галерея человеческих пороков.

Композиция – 11 глав первого тома, объединённых образом главного героя – Чичикова. Несколько глав второго тома, которые уцелели и были найдены и опубликованы.

Направление – реализм. В поэме есть и романтические черты, но они вторичны.

История создания

Николай Васильевич писал своё бессмертное детище около 17 лет. Эту работу он считал самой важной миссией в своей жизни. История создания “Мёртвых душ” полна пробелов и загадок, а также мистических совпадений. В процессе работы над произведением автор тяжело заболел, будучи на грани смерти, он внезапно чудесным образом исцелился. Гоголь принял этот факт за знак свыше, который даровал ему шанс закончить своё главное произведение.

Идею “Мертвых душ” и сам факт их существования как социального явления подсказал Гоголю Пушкин. Именно Александр Сергеевич, по словам автора, натолкнул его на мысль написать масштабное произведение, способное раскрыть всю сущность русской души. Поэма была задумана как произведение в трёх томах. Первый том (опубликованный в 1842 году) был задуман, как собрание человеческих пороков, второй – давал возможность героям осознать свои ошибки, а в третьем томе – они меняются и находят путь к правильной жизни.

Будучи в работе, произведение много раз правилось автором, менялись его основная мысль, персонажи, сюжет, сохранялась только суть: проблематика и план произведения. Второй том “Мёртвых душ” Гоголь закончил незадолго до своей смерти, но по некоторым сведениям он же сам и уничтожил эту книгу. По другим источникам, она была передана автором Толстому или кому-то из близких знакомых, а после – утеряна. Существует мнение, что эта рукопись до сих пор хранится у потомков высшего общества гоголевского окружения и когда-нибудь будет найдена. Третий том автор не успел написать, но о его предполагаемом содержании есть сведения из достоверных источников, будущая книга, её идея и общая характеристика, обсуждались в литературных кругах.

Тема

Смысл названия “Мёртвых душ” двоякий: это само явление – продажа мёртвых крепостных душ, переписывание их и передача другому хозяину и образ людей, подобных Плюшкину, Манилову, Собакевичу – их души мертвы, герои глубоко бездуховны, пошлы и аморальны.

Главная тема “Мёртвых душ” – пороки и нравы общества, жизнь русского человека 1830-х годов 19 века. Проблемы, которые поднимает автор в поэме, стары, как мир, но показаны и раскрыты они так, как свойственно исследователю человеческих характеров и душ: тонко и масштабно.

Главный герой – Чичиков скупает у помещиков давно умерших, но ещё числящихся крепостных крестьян, которые нужны ему только на бумаге. Таким образом он планирует разбогатеть, получив оплату за них в опекунском совете. Взаимодействие и сотрудничество Чичикова с такими же мошенниками и шарлатанами, как он сам, становится центральной темой поэмы. Желание разбогатеть всеми возможными способами свойственно не только Чичикову, но и многим героям поэмы – это болезнь века. То, чему учит поэма Гоголя, находится между строк книги – русскому человеку свойственен авантюризм и тяга к “лёгкому хлебу”.

Вывод однозначен: самый правильный путь – жить по законам, в ладу с совестью и сердцем.

Композиция

Поэма состоит из полного первого тома и нескольких сохранившихся глав второго тома. Композиция подчинена главной цели – раскрыть картину русской жизни, современной автору, создать галерею типовых персонажей. Поэма состоит из 11 глав, насыщена лирическими отступлениями, философскими рассуждениями и чудеснейшими описаниями природы.

Всё это время от времени прорывается сквозь основной сюжет и придаёт произведению неповторимую лиричность. Произведение заканчивается колоритным лирическим размышлением о будущем России, её силе и могуществе.

Первоначально книга была задумана как сатирическое произведение, это повлияло на общую композицию. В первой главе автор знакомит читателя с жителями города, с главным персонажем – Павлом Ивановичем Чичиковым. Со второй по шестую главы автором даётся портретная характеристика помещиков, их неповторимый уклад жизни, калейдоскоп причуд и нравов. Следующие четыре главы описывают жизнь чиновничества: взяточничество, самоуправство и самодурство, сплетни уклад жизни типичного русского города.

Главные герои

Жанр

Чтобы определить жанр “Мёртвых душ”, необходимо обратится к истории. Сам Гоголь определил его как “поэма”, хотя структура и масштабность повествования близки повести и роману. Прозаическое произведение названо поэмой в силу его лиричности: большого количества лирических отступлений, замечаний и комментариев автора. Также стоит учесть, что Гоголь провёл параллель между своим детищем и поэмой Пушкина “Евгений Онегин”: последняя считается романом в стихах, а “Мёртвые души” – наоборот, поэмой в прозе.

Автор подчёркивает равнозначность в своём произведении эпического и лирического. Критика придерживается другого мнения по поводу жанровых особенностей поэмы. К примеру, В. Г. Белинский назвал произведение романом и с этим мнением принято считаться, так как оно вполне обосновано. Но по традиции гоголевское произведение называют поэмой.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 3599.