Обязательно ли поминать на 40 дней. Вы спрашивали…

Ценность любой жизни во многом соотносится с тем, что она рано или поздно заканчивается. Согласно православной традиции, после похорон душу покойного ожидает переход в мир иной. Считается, что дальнейшая участь человека зависит не только от совершенных им при жизни деяний, но и от того, как его поминают родственники и друзья. Особое значение для самоопределения души в загробном мире имеют 9 и 40 дни после смерти. Так как же их следует отмечать?

Общие правила поминок

Православные организуют поминки, чтобы отдать дань уважения покойному родственнику. Люди вспоминают добрые дела, совершенные человеком при жизни, отмечают его положительные качества. На поминках ни в коем случае нельзя скандалить, спорить или ссориться. Негативные эмоции родственников и друзей, как говорится, могут осложнить путь душе покойного в лучший мир.

По этой же причине неуместны рыдания, отчаяние и громкие сожаления об уходе любимого человека. В православной традиции смерть считается неизбежным и закономерным исходом жизни, это вовсе не трагедия. Верующие люди полагают, что хорошему человеку не стоит бояться Божьего суда. Поэтому на поминках принято вести себя спокойно, сдержанно и доброжелательно.

Совместная трапеза объединяет родственников, друзей и сослуживцев умершего. Рассылать приглашения на поминки не положено. Считается, что все, кому это важно, сами должны поинтересоваться о месте и времени данного события. Но не возбраняется невзначай упомянуть в разговоре о хлопотах по поводу организации поминальной трапезы, которыми заняты родственники. Это подскажет человеку, что ему следовало бы прийти, если он сам сочтет необходимым присутствие на данном мероприятии.

Несмотря на русские застольные традиции, православные поминки не предполагают употребления спиртных напитков. Хотя это правило зачастую нарушается, ведь устоявшиеся в народе представления о достойных проводах покойного в мир иной в этом вопросе не совпадают с религиозными канонами. Но в любом случае, поминки не должны превращаться в банальную пьянку, ведь это сакральное действо, а не повод для веселья и плясок.

Как правило, на поминки принято одеваться скромно, в одежду темных тонов. Для женщин обязательны платки. Если умерший был пожилым человеком, то родственники усопшего носят траур в течение 40 дней с момента его смерти. По трагически ушедшим из жизни молодым людям – мужьям, женам, детям – скорбят до 1 года, все это время придерживаясь темных тонов в одежде.

9 дней – начинаются мытарства души

Согласно религиозным канонам, на девятый день после смерти начинаются так называемые мытарства души, когда она преодолевает различные препятствия, созданные грехами. В этом покойному помогают ангелы. В результате, добрые дела, совершенные человеком при жизни, должны перевесить его нехорошие поступки.

Поминки, организованные на 9 день, призваны помочь душе усопшего преодолеть все преграды на пути к вечной жизни. Поэтому на эту дату родственники заказывают в церкви заупокойный молебен, ставят свечки перед иконами и читают молитвы, чтобы Всевышний принял душу умершего в свое Царствие. А в доме можно зажечь лампаду в память об ушедшем человеке.

В этот день родственники и все, кто чувствует потребность в этом, посещают могилу, приносят туда цветы. Считается, что человеку, душа которого начала этап покаяния и очищения от грехов, важно то, как вспоминают о нем живые, молятся ли о нем.

Обязательным блюдом во время поминальной трапезы является кутья. Это каша, которую готовят из цельных зерен пшеницы (реже из ячменя, риса или другой крупы) с добавлением орехов, изюма или других сладостей, блюдо поливают медом или медовой сытой. Как правило, кутью подают в самом начале поминок.

Перечень угощений, предлагаемых гостям на 9 день, различается в зависимости от региона России. Но есть и общие моменты. Сразу после кутьи подают первое блюдо – суп или щи. Второе может быть мясным или постным, все зависит от того, на какое время пришлось поминовение. Кроме того, на столе часто находятся рыбные блюда и студень. А заканчивается трапеза блинами или оладьями.

Из напитков, которые традиционно пьют на поминках, следует упомянуть компот, квас и кисель. Хозяева могут также приготовить различные каши, пироги, голубцы, фаршированный перец, овощные салаты. Кроме того, на столе обычно стоят яблоки и другие фрукты.

На 9 день после смерти родственника принято подавать людям милостыню в церкви и на кладбище с просьбой помолиться за упокой души умершего. Угощенья, оставшиеся после поминок, также раздают.

40 дней – окончательное прощание

Очень важной вехой в прощании с покойным являются 40 дней после его смерти. Именно в это время душа человека, как считается, окончательно покидает наш бренный мир. Для православных это значимая дата, которая отделяет земную жизнь от вечной.

По истечении 40 дней душа может в последний раз посетить важные для нее места, повидать родственников и друзей, а затем на Небесах принимается окончательное решение о дальнейшей судьбе покойного. Поэтому данные поминки очень важны, ведь добрые слова, сказанные людьми об усопшем, обязательно будут учтены Высшим судом.

В этот день непременно следует заказать заупокойную службу в церкви, молиться о душе умершего. Во время поминальной трапезы запрещено не только употреблять алкогольные напитки, но и петь песни и веселиться. Угощенье, как правило, мало отличается от поминок на 9 дней, разве что вместо первого блюда подаются разнообразные салаты. Кутья и сдобные блины или оладьи являются обязательными блюдами этой трапезы.

За столом на 40 дней принято вспоминать не только покойного, но и других родственников, покинувших мир живых в обозримом прошлом. Гости по очереди произносят поминальные речи. А человек, которому предоставлено слово, должен вставать. Затем покойного обязательно следует почтить минутой молчания.

На 40 дней вещи умершего следует раздать тем, кто в них нуждается. При этом людей просят помянуть покойного добрым словом. Родственники оставляют себе только фотографии и другие предметы, ценные как память о дорогом человеке. Если какую-то из вещей покойного никто не взял, то ее нельзя выбрасывать, а следует отнести в храм или отдать на благотворительность.

Согласно православным традициям, на сороковой день решается судьба души человека. И именно мы, живые люди, своими действиями можем добиться лучшей участи для умершего. О том, что необходимо делать и как провести этот день, расскажем в этой статье.

40 дней со дня смерти - очень важная и ответственная дата, ведь именно в этот день, по православным канонам, душе умершего выносится вердикт относительно ее дальнейшего местонахождения. И если сама душа уже не в силах что-либо изменить и исправить ради лучшей участи, то сделать это могут родственники усопшего. Мы расскажем вам о том, что делать после 40 дней, а также о том, каким образом живые могут спасти душу покойного.

Первое, и самое важное, что необходимо делать не только конкретно в этот день, но и во все предыдущие, - молиться. Молитва является наиболее простым и верным способом уговорить высшие силы быть милосердными и изменить вердикт в лучшую сторону. Молитва 40 дня может быть как домашней, так и церковной. Если вы молитесь дома, можете прочесть кафизмы из псалтиря, в церкви же заказывается сорокоуст. За всех, помимо самоубийц, батюшка и прихожане будут молиться вместе с вами. Также за людей, которые самостоятельно приняли решение уйти из жизни, нельзя подавать заупокойные записки. Однако и в этом случае могут быть исключения. Если вы получили благословение от священника, то вы имеете полное право просить службу за близкого. Если же вам не удалось получить такого разрешения, помните о том, что никто не может запретить вам самостоятельно молиться о душе покойного. Полезно также будет исповедаться самому и привести к исповеди своих близких.

Вместе с молитвой во имя спасения души усопшего вы можете принести в жертву свой отказ от какого-либо греха хотя бы на некоторое время. К примеру, вы можете отказаться от сигарет или алкоголя - это также принесет пользу душе вашего близкого. Даже простой отказ от просмотра телевизора в пользу молитвы станет большим утешением и радостью для покойного.

Еще одна важная традиция на 40 дней - проведение поминок . За поминальным обедом должны находиться верующие люди, так как те, кто не верят в Бога, не смогут одним только своим присутствием помочь душе человека. Отмечать 40 дней необходимо постной и простой едой, без кулинарных изысков, особенно, когда поминки попадают на время поста. Если же в это время постов нет, постарайтесь также не тратить крупную сумму на ублажение гостей. Умейте расставлять приоритеты: деньги, которые вы собираетесь потратить на дорогие блюда, лучше отдать нуждающимся (нищим, инвалидам, сиротам). Этим вы принесете душе умершего гораздо больше пользы. Основным блюдом должна быть кутья, которая символизирует перерождение души. Каждый из присутствующих должен съесть ее хотя бы одну ложечку, после чего может приступать к другим яствам.

Не воспринимайте поминальные 40 дней как возможность собраться с друзьями и родными. Помните о том, что это не светское мероприятие или застолье. Веселье, песни и алкоголь, конечно, запрещены церковью, но и вы сами должны понимать, что поминание умершего никак не может сочетаться с шутками и смехом. Внимательно следите и за ходом беседы. Нередко случается такое, что во время поминок собираются люди, которые давно не виделись друг с другом. И когда разговоры о покойном плавно переходят в разговоры об обыденных делах, насущных проблемах или, что еще хуже, о том, что и кому достанется в наследство от умершего, поминки следует завершать.

Обязательно посетите кладбище на 40 дней. С собой возьмите свечу и цветы. Самыми популярными цветами для умерших являются гвоздики, тюльпаны и орхидеи, однако на могилу к близкому вы также можете приносить ирисы, фиалки, калы и розы. Для ушедшего из жизни принято приносить четное количество цветов, чему есть простое объяснение. Дело в том, что четные числа являются символом жизни и смерти, то есть начала и конца, а вот нечетные обозначают продолжение и движение. Возлагая цветы на 40 дней на надгробный памятник , вы выказываете уважение умершему, демонстрируете вашу большую любовь к нему, а также подчеркиваете важность потери.

Все 40 дней по усопшему необходимо соблюдать траур. Он подразумевает под собой особое поведение и одежду. Вещи, которые мы носим, помогают создать нам определенное настроение и даже побуждают к молитвам. Поэтому все эти дни постарайтесь носить простую, строгую и закрытую одежду без вычурностей.

В подготовке и проведении сорокового дня, в первую очередь важно подумать об усопшем и его душе, а детали меню, количество цветов и другие подобные вещи - это дело второстепенное.

Остались вопросы? Задайте их на нашем форуме.

Столовую, кафе или ресторан для организации поминального стола вы найдете в разделе Проведение поминок нашего портала

Общепринятую традицию поминовения усопших в народной культуре, берущую своё начало чуть ли не во временах древнеславянских тризн, можно условно разделить на четыре вида:

  1. поминки на третий день по смерти (т.н. «третины»).
  2. на девятый день (девятины).
  3. на сороковой.
  4. на годовщину и ежегодные поминки в день кончины человека.

Все эти поминки принято относить к «частным», посвященным конкретным людям – в отличие от календарных, посвящённых всем умершим. По своей сути они представляют собой продолжение обряда похорон и в языческой традиции рассматривались как последовательный переход души из мира живых в мир мёртвых. Христианство не только восприняло эту точку зрения, но и адаптировало её к своей концепции, наполнив каждый случай частного поминовения сакральным смыслом. С этой позиции наиболее важным в её традиции являются поминки на сороковой день.

Сороковины и их значение в культуре

Однако было бы неправильным говорить, что какое-либо сакральное значение сороковины приобрели лишь с христианизацией славян. Ещё в дохристианскую эпоху они являлись главной датой частного поминовения и его завершающим этапом, после которого следовало лишь поминовение усопшего в первый год по смерти и затем ежегодно, что символизировало его присоединение ко всем умершим. Тем самым у большинства славянских народов он лишался индивидуального поминовения. И хотя, например, сербы могли устраивать частные поминки вплоть до седьмой годовщины со дня кончины, а болгары – до девятой, это было скорее по желанию, нежели по традиции.

Частота частных поминок у различных славянских племён (славяне могли отмечать и двенадцатый день, и двадцатый, и три недели) была связана с тем, что, по тогдашним представлениям, до сорокового дня душа умершего находится на земле. Она может вернуться в дом и во двор, откуда ушла на третий и девятый день (третины и девятины соответственно), витает возле могилы, ходит там, где бывал покойный при жизни. Вся обрядовость этого периода и была связана с этапами ухода души, её проводами и своеобразным предотвращением возвращения покойника, чтобы он не вернулся и не стал каким-либо образом досаждать живым. В этом смысле сороковины являлись чем-то вроде окончательной точкой: если на третий день душа умершего покидала дом, а на девятый – двор, то на сороковой она окончательно оставляла землю. Если всё было сделано правильно и по традиции, так, что душа оставалась довольной своими проводами, то живые могли быть спокойны: умерший становился их защитником и более не беспокоил их.


Христианство поддержало эту традицию, однако не только лишь потому, что его распространители ставили своей целью приобщить язычников к новой религии различными путями. В христианской традиции было своё значение сорокового дня, во многом сформировавшееся под влиянием погребальных обычаев ближневосточных племён. Например, согласно Библии, сороковой день – это:

  1. день вознесения Иисуса Христа.
  2. день третьего преставления души перед Богом, который наконец определяет её загробную участь и место, где она будет пребывать до Страшного Суда.
  3. последний день оплакивания праотца Иакова и пророка Моисея.
  4. последний день поста, по истечении которого Моисей получил от Бога скрижали Завета с десятью заповедями.
  5. день, когда пророк Илия достиг горы Хорив (Синай).

Нетрудно увидеть некоторые весьма значимые пересечения между христианскими и языческими славянскими представлениями о сороковом дне, благодаря чему в своё время и произошла относительно лёгкая адаптация одной культуры к другой в этом отношении.

Порядок поминовения

Народные традиции поминовения усопшего на сороковины, которые в разных местностях назывались по-разному, уже настолько сплелись с церковными, что практически невозможно отделить их друг от друга. Очень часто старики, живущие в деревнях и рассказывающие об обычаях сорокового дня, называют церковными те традиции, которые по своей сути являются исконно языческими. Возможно, в этом проявился адаптационный момент христианства к языческому сознанию, когда священники в тех или иных местностях были вынуждены на многие обычаи закрывать глаза, а то и участвовать в их соблюдении, тем самым невольно освящая своим авторитетом ту или иную традицию. Общепринятым для всех областей явлением было ставить на окно возле красного угла или на стол «помин» для покойного и предков, которые в этот день могли наведаться его помянуть. Помин представлял собой хлеб или блин и стакан с водой (со временем изощрённо превратившийся в стакан с водкой), которую ежедневно меняли, выливая старую за окно. На Смоленщине к этому помину прилагалась незажжённая свеча.

Помимо этого, во многих областях придерживались таких обычаев:

  1. стелить постель покойному на той лавке/кровати, где он спал. После сороковин её относили в церковь или раздавали нищим. Кроме того, снимался запрет живым ложиться на это место или ещё каким-либо образом его занимать.
  2. вешать у окна в доме или на улице полотенце, чтобы душа могла утереться. После сороковин с ним делали то же самое, что и с постелью.
  3. вешать снаружи еловую лапу, чтобы покойник мог узнать свой дом, а идущие мимо чтобы его помянули, и полотенце/ленту/шнурок, которым на похоронах перевязывали руки и ноги умершего человека. После поминок их относили на погост или сжигали.
  4. посещать кладбище и устраивать поминки прямо там, приглашая тех, кто в день похорон рыл могилу (Смоленщина).

В канун сороковин в некоторых местностях было принято:

  1. топить баню (на Заонежье), а также идти на кладбище, снимать венки с могилы и сжигать их, тем самым символизируя последний день горя по умершему. С ним же было связано особо истовое причитание во время поминок на сороковой день.
  2. высыпать пшено, где все сорок дней стояла свеча, на могилу или за задние ворота «для птичек» вместе с чтением молитвы, стоя лицом в сторону заката (Владимирщина).
  3. устраивать ночные бдения с чтением молитв и духовных стихов и поминальный ужин, который потом превращался в поминки на кладбище и в поминальную трапезу дома (Смоленщина).
  4. печь печенье в виде «лестницы» с семью ступеньками-перемычками, по которым душа поднимается в небо, и после обеда идти на кладбище, провожая душу (некоторые южнорусские области).
  5. угощать возле ворот киселём и сытою (разведённым водой мёдом) всех жителей деревни (Рязанщина).
  6. трижды поклонившись, есть и раздавать на перекрёстках драчены, блины, канун (северо-западные области, возможно, Рязанщина).
  7. открывать ворота и кланяться с причитаниями на все стороны света, начиная с востока (Тамбовщина).

Кроме того, как мы уже упоминали, снимались многие запреты траура, который было принято соблюдать вплоть до сорокового дня (собственно, и сам траур по большому счёту считался завершённым). Например, после сороковин разрешалось:

  1. трогать и оформлять могилу.
  2. оставлять дом пустым и запирать его.
  3. трогать одежду умершего.
  4. гасить свет (в некоторых местностях).
  5. ложиться/на кровать/лавку, которую при жизни занимал покойный (и уж тем более спать на ней).
  6. убирать траурные украшения из дома, снимать занавеси с зеркал и отражающих предметов.
  7. раздавать или даже сжигать одежду умершего.

Официальная церковь, конечно же, неодобрительно относилась к таким обычаям, считая их пережитками язычества и указывая на то, что единственное, чем нужно заниматься на сороковой день помимо поминок – это молитвами, чтобы загладить с их помощью грехи покойного и облегчить его загробную участь. Однако она же не запрещала эти проявления скорби, предпочитая разъяснять своим прихожанам особенности поминовения на сороковой день по христианским канонам. Особенно указывалось на:

  1. скромность и сдержанность в приготовлении и оформлении поминальной трапезы.
  2. недопущение спиртного.
  3. нежелательность поедания поминального обеда на кладбище.
  4. избегание по возможности излишней скорби по покойному, в особенности – её внешних проявлений.

Подобная позиция православных священнослужителей сохранилась и по сей день, и надо отметить, что с ней (особенно с её последним пунктом) согласны многие экстрасенсы. По их мнению, покойному бывает очень неуютно, когда родственники слишком сильно их оплакивают. Иногда покойник даже может приходить к ним во сне с просьбой «отпустить его» и не скорбеть по нему так сильно, потому что ему «мокро лежать». Можно по-разному относиться к мнению экстрасенсов, однако в любом случае это, на наш взгляд, хороший повод для того, чтобы задуматься о допустимой для живых степени горя по ушедшему.

Меню сороковин

Что же касается вопроса о том, каким должно быть поминальное угощение на сороковой день, то ответ на него крайне прост: за образец берётся поминальный стол, который делается родственниками умершего в день похорон. Его обязательными элементами должно быть следующее:

  1. кутья с мёдом – каша из зёрен пшеницы, перловой крупы или ячменя, которые со временем были заменены на рис. При её приготовлении допускается использовать также мак, изюм, орехи, молоко, варенье, иногда – черёмуха. Кутья на поминальном столе – это символ воскресения и круговорота жизни, и поедая её, человек как бы приобщается этого круговорота и становится его частью. Каждый её элемент не только символизирует что-то своё, но и является чем-то вроде пожелания достатка, сладости, удовольствия и высокого урожая. Разрешается готовить как богатую кутью, включающую в себя все вышеперечисленные компоненты, так и бедную. Единого рецепта кутьи не существует, все рецепты похожи друг на друга, но вместе с тем и отличаются в зависимости от регионов.
  2. мясной бульон с фрикадельками, суп-лапша или борщ – опять-таки, в зависимости от местности проживания.
  3. сдобные (или постные) блины. Принципиальная разница между ними в том, что постные блины делаются не на молоке, а на воде.
  4. картошка с мясом, обычно тушеная или в виде пюре, подающаяся как гарнир. При желании это блюдо можно заменить гречневой кашей.
  5. котлеты или курица.
  6. какое-нибудь рыбное блюдо, обычно – жареная рыба.
  7. компот из сухофруктов или кисель.

Необязательными элементами меню сорокового дня, которые можно готовить по желанию и по возможности, являются:

  1. пироги с рисом, грибами или творогом или пирожки с картошкой и со сметаной (в последнее время этот элемент становится регулярным).
  2. нарезанный сыр или колбаса (за исключением поста, когда эти продукты под запретом).
  3. один-два салата из свежих овощей.
  4. любимое блюдо покойного. Однако если оно слишком сложно в приготовлении или экзотическое – например, фуа-гра под белым вином, – то лучше его не готовить. Народная традиция призывает к скромности, и православная церковь вполне с ней в этом согласна.
  5. винегрет.
  6. оливье.
  7. различные закуски и салаты.
  8. различные соленья.

Также готовят специальные поминальные кулёчки со сладостями (конфетами и печеньем), которые после окончания трапезы каждому уходящему гостю. Следуя народной традиции, надо обязательно следить за тем, чтобы конфет и печенья в этих пакетиках было чётное количество. Можно дополнить этот сладкий поминальный набор постной булочкой.

Обычно на сороковины приглашаются родственники и ближайшие друзья умершего, а в идеале – все, кто к нему хорошо относился. Вместе с тем не мешает подойти к организации поминок рационально и прикинуть, сколько человек можно угостить поминальным обедом без излишнего обременения семейного бюджета (увы, но суровую реальность не отменял никто, даже представители Бога на грешной земле). Это же касается не только количества гостей, но и формирования меню: не стоит поражать воображение гостей обилием и разнообразием угощений. Если поминки выпадают на дни поста, то само собой разумеется, что в поминальном меню не должно быть никаких мясных блюд. Борщ в этом случае можно варить постный, заменив мясо фасолью или грибами, а картошку пюре уместно будет заменить гречневой кашей, о чём мы уже упоминали. То же самое касается и блинов: с учётом обязательности этого символического блюда на поминальном столе священниками рекомендуется делать их не скоромными, а постными. Также желательно не устраивать поминки в будние дни поста, а переносить их вперёд на ближайшие выходные дни. Если же сороковой день выпал на Пасху или на любой день пасхальной недели, то его лучше всего перенести вообще на неделю вперёд, на начало Радоницы. Это же рекомендуется сделать и в том случае, если этот день попадёт на Рождество: перенести его на неделю вперёд, предварительно проконсультировавшись со священником.

Некоторые рецепты поминального стола

Конечно, каждой хозяйке хочется разнообразить строгую поминальную трапезу чем-нибудь особенным, чтобы, с одной стороны, угодить душе покойного (особенно если он при жизни любил вкусно поесть), а с другой стороны – угодить родственникам и приглашённым на поминки гостям. Однако вовсе необязательно превращать поминальный обед в застолье наподобие той же древнеславянской тризны, вкладывая в него чуть ли не все свои сбережения. Вполне достаточным будет прибавить к блюдам из обязательного и общепринятого меню одно-два угощения из необязательного. А чтобы облегчить приготовление этих блюд, мы с удовольствием поделимся рецептами приготовления некоторых, которые наверняка разнообразят ваш стол.

О том, как готовить ту же картошку пюре с мясом или салат оливье, нет нужды много распространяться. А вот, например, рецепт приготовления такой закуски, как рулеты из ветчины:

  1. тонко нарезать 300 гр. ветчины (в том случае, если вы её приобрели в целом виде).
  2. приготовить начинку: отварить вкрутую 3 яйца, отделить желтки от белков и натереть их в разные миски (белки – на крупной тёрке, желтки – на мелкой); на той же крупной тёрке натереть 2 плавленых сырка или 200 гр. твёрдого сыра; вымыть, высушить и мелко порезать зелень; очистить и выдавить через чесноковыжималку 2 зубчика чеснока.
  3. соединить все компоненты начинки (кроме желтков), добавить майонез и хорошо её перемешать.
  4. разложить ветчину, выложить на край каждого ломтика по 1 ст./дес. ложке начинки и свернуть в виде рулета.
  5. каждый рулет обмакнуть в майонез и обвалять в тёртых желтках.
  6. выложить на блюдо листики салата, на них разместить рулеты и украсить зеленью.

Или – не менее простой закуски под названием «помидоры с рыбным салатом»:

  1. вымыть 5-6 помидоров, срезать у них верхушки и аккуратно вынуть мякоть с помощью чайной ложечки.
  2. отварить и натереть на крупной тёрке (или порезать) 5 яиц, смешав их с мякотью помидоров.
  3. размять вилкой содержимое 1 банки консервов в масле, заправить его майонезом и по желанию добавить немного тёртого на мелкой тёрке сыра, затем посолить, поперчить и добавить зелень.
  4. соединить и перемешать тёртые яйца и консервы.
  5. посолить помидоры внутри и заполнить их начинкой, затем выложить на тарелку и украсить зеленью, при желании – горстками тёртого сыра или зелёным горошком.

Наконец, вот рецепт уже упомянутого нами печенья «лесенки»:

  1. сделать закваску: размешать 1 пакет сухих дрожжей с 5 ст. л. сахара, добавить в смесь 300 мл. подогретого молока, 3 яйца и 50 гр. сливочного масла, затем всыпать 3 ст. л. муки, перемешать и поставить в тёплое место на 30 мин.
  2. засыпать сахаром по вкусу полкилограмма свежих или мороженых ягод (можно использовать любой сорт). При желании можно немного подержать их на медленном огне.
  3. оставшуюся муку (всего по рецепту нужно полкилограмма муки) просеять, всыпать в ёмкость, сделать посередине углубление и постепенно добавлять закваску.
  4. всё вымешать, притрусить сверху мукой, чтобы тесто не пересохло, и поставить в тёплое непродуваемое место ещё на 2-3 часа, обмяв ещё два раза в течение этого времени.
  5. когда тесто будет готово, обвалять его в муке, смешанной с ароматными приправами, затем разделить на две части. Из одной сделать лепёшку, а из второй – лесенку.
  6. выложить ягоды на лепёшку, сверху накрыть лесенкой, украсить её ягодами и изюмом, смазать желтком или молоком, оставить на 15-20 мин. и затем поместить в духовку при температуре +200 на 20 мин.

С этим печеньем связан один очень интересный обычай гадания, который, пожалуй, очень ярко показывает, насколько народные традиции смешались с религиозными представлениями. В старину его бросали с колокольни и по количеству кусков, на которые оно разлеталось, гадали о будущей судьбе души умершего человека. Если от лесенки отпадало несколько кусочков, то душе был уготован рай, поскольку считалось, что покойный вёл праведный образ жизни; если же лесенка разлеталась на мелкие кусочки, то умерший был грешником и его родным предстояли долгие дни молитв для облегчения загробной участи его души.

Заключение

Без сомнения, каждому знакомы боль и горе, связанные с утратой близких ему людей. Обычно в таких ситуациях любые слова кажутся банальными и ненужными, но без них было бы намного хуже переживать подобные трагедии. Смерть человека создаёт такое странное состояние, когда хочется побыть одному и в то же время стремишься к другим близким людям, чтобы они разделили это горе. С этой точки зрения поминки по усопшему можно рассматривать не только как дань традиции, но и как некое психотерапевтическое мероприятие.

Принято считать, что поминки нужны больше живым, чем мёртвым. Отчасти это так и есть: мёртвые живы в памяти и будут живы до тех пор, пока о них помнят. С другой же стороны, для верующих людей нет никаких сомнений в том, что их духовная помощь умершим людям в виде поминок и молитв действительно помогает их душам по смерти обрести заслуженное место в раю. Поминки – это прежде всего возможность собраться за одним столом всем его близким людям вспомнить умершего добрым словом (например, о добрых делах, сделанных им, о хороших чертах характера), помолиться за него и порадоваться за то, что его душа наконец-то обрела покой. Поэтому церковь и призывает:

  1. не превращать поминальные обеды в любой день – на девятый ли или на сороковой – в праздники живота.
  2. не вести за столом в этот день разговоры на бытовые или отвлечённые темы и не допускать, чтобы поминки переросли в обмен сплетнями или в ссору.
  3. вести себя скромно, степенно и сдержанно.
  4. дать возможность всем, кто хочет, произнести поминальную речь (на практике она превращается в поминальный тост).
  5. обязательно помолиться перед началом трапезы и в самом её конце. Кроме того, если покойный был крещён, вовсе не будет лишним в этот день подать в церковь записку «Об упокоении».

И наконец, перед началом обеда желательно сбрызнуть кутью святой водой.

Как бы это ни было печально, но рано или поздно мы сталкиваемся со смертью близких. И этот трагический момент хорошо бы знать на поминки 40 дней, какой порядок проведения. Почему важно поминать на сороковины?

Если сильно не углубляться в церковные подробности, можно просто сказать, что спустя сорок дней после смерти душа предстает перед Всевышним, чтобы «узнать» куда она попадет в рай или ад. И как весомый аргумент в пользу души, то, как о человеке и о его прижизненных деяниях вспоминают его родные и близкие.

Так как самое важное для души умершего – не застолье, а молитвы, именно поэтому в сороковой день после смерти человека, обязательно посещение церкви. Там близкие родственники в церкви запиской просят помолиться об упокоении.

Важно! В церкви заказывают литургию об упокоении только того человека, который был православным христианином, причем крещенным.

На сороковины родственники, находясь в церкви, должны молиться о прощении всех грехов умершего. К тому же они ставят свечи за упокой. Выходя из церкви желательно раздать милостыню.

Посещение кладбища

Еще на сороковой день после смерти близкого обязательно нужно посетить место его захоронения. На кладбище принято зажигать свечу или лампадку и молиться. Желательно, чтобы на кладбище в этот день были самые близкие, чтобы не было гама и громких разговоров. Не стоит брать с собой спиртное и закуску, чтобы помянуть умершего.

Поминальный обед

Поминальная трапеза или поминки на 40 дней, порядок проведения какой-то особо сложный не предполагают. Главное, чтобы были приглашены все, кто хочет проститься с умершим. Обычно это близкие родственники, друзья, хорошие знакомые и сослуживцы почившего.

Одно время на поминки не приглашали ни кого, люди сами приходили, чтобы почтить память и засвидетельствовать свое почтение близким умершего. Тогда накрывали несколько столов, чтобы никто не остался голодным. Сейчас время немного другое и без приглашения к столу приходить не принято.

Что подают на стол

Поминальный обед на сороковины не должен быть роскошным. Деликатесами заставлять стол не принято. Блюда должны подаваться простые, не изысканные. При этом обязательно наличие горячих блюд. Спиртные напитки на поминальный обед Церковь не приветствует. Однако в наши дни без этого сороковины редко обходятся. В таком случае стоит избегать игристых вин. Принято подавать водку, коньяк и красное вино. А вот избытка спиртного на поминальном столе быть нет должно, чтобы поминки не закончились песнями, а тем более, танцами.

Обязательно на столе должна присутствовать кутья или канун. Это блюдо из цельного зерна с изюмом, медом и орехами. Принято подавать борщ, щи, свекольник, куриный бульон с лапшой – выбор блюда зависит от местности. На поминальном столе обычно присутствует каша, мясные и рыбные блюда. А также разные закуски.

Важно! Считается, что количество блюд на поминальном столе на сороковой день после смерти должно быть четным.
Перед тем как приступить к трапезе, обязательно нужно прочесть молитву «Отче наш». Затем присутствующие должны вспоминать о хороших поступках умершего. Говорится о положительной роли, которую он сыграл в чьей-то жизни. Нельзя сплетничать и вспоминать неугодные Богу дела.

Хорошо если есть «ведущий» поминального обеда. Это может быть приглашенный посторонний человек или кто-то из гостей. Такой человек нужен для того чтобы разговоры не уходили в ненужное русло, а также чтобы в необходимый момент немного развеять печаль. Так как в сороковины принято говорить речи, в первую очередь их произносят ближайшие родственники, а затем все остальные.

Существуют и обычаи, связанные с сервировкой стола на поминальный обед. К примеру, не подают вилки и ножи - все едят ложками, оставляют пустую тарелку с приборами для умершего. К тому же стол для такой трапезы не накрывают «веселенькой» скатертью, то есть она должна быть однотонной.

День проведения сороковин

Многих интересует вопрос: обязательно на 40 дней после смерти проводить поминки день в день или можно позже. Не желательно сороковины отмечать раньше, так как это связано с днем, когда душа встанет перед Судом Божьим. Позже 40 дней справляют, если поминки выпадают на Седмицу, то есть неделю, предшествующую Пасхе или непосредственно на Пасху.

В таком случае поминки переносят на . Верующие люди, которые постятся, переносят поминки на субботу, воскресенье и дни, когда разрешается есть рыбу. В таком случае на столе не будет мясных блюд.

И в завершении:

  • Что нельзя делать до 40 дней после смерти родственника – это плакать, стенать и всячески убиваться за умершим. Считается, что душа не найдет упокоения, если будет видеть такие страдания родных.
  • На сороковины обязательно поминают покойного. Конечно, важна и трапеза, но нельзя забывать о молитве. Причем в течение 40-ка дней после смерти родственники должны молиться об умершем ежедневно.
  • Посещая кладбище, еду на могилке для покойного не оставляют. Лучше ее отдать нуждающимся.

Каждому хотелось бы как можно дольше не знать о том, что такое поминки 40 дней и про порядок проведения их. Но, к сожалению, никто не вечный. Если есть сомнения по проводу правильности своих действий в скорбное время, лучше за советом обратиться в церковь.

Спрашивает: Инна

Отвечает: Редакция сайта

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно поминать 40 дней - день в день или можно раньше/позже?. Большое спасибо!


Уважаемая Инна!

Домашние молитвы и поминовения должны быть совершены на 40-ой день, а поминальный стол можно перенести.

Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.

Перед трапезой следует совершить литию — краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву “Отче наш”. Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (коливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед — сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.

Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты — не есть скоромного.

От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Вином усопших не поминают! Вино — символ земной радости, а поминки — повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что “пьяные” поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название — поминки). Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба “для усопшего” является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Напротив, существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Им же можно раздать одежду и вещи усопшего. Православные люди могут рассказать о многочисленных случаях удостоверения из загробного мира о великой помощи усопшим вследствие творения милостыни их родственниками. Более того, многих людей потеря близких побуждает сделать первый шаг к Богу, начать жить жизнью православного христианина.

Так как после смерти человек уже не может за себя молиться, и мы должны это делать за него. Поэтому панихида и домашняя молитва об усопших очень полезны, как и добрые дела, творимые в их воспоминание — милостыня или пожертвование на Церковь. Но особенно полезно им — это поминовение на Божественной литургии. Было много явлений мертвых и других событий, подтверждающих, как полезно поминовение усопших. Многие, умершие в покаянии, но не сумевшие явить его при жизни, были освобождены от мучений и получили упокоение. Именно поэтому в Церкви постоянно возносятся молитвы об упокоении усопших.

Так, один ныне здравствующий архимандрит рассказывает следующий случай из своей пастырской практики.

“Было это в тяжелые послевоенные годы. Приходит ко мне, настоятелю деревенского храма, заплаканная от горя мать, у которой утонул ее восьмилетний сынишка Миша. И говорит она, что Миша приснился ей и жаловался на холод — был он совсем без одежды. Говорю ей: «А осталась ли какая его одежда?» — «Да, конечно». — «Раздай-ка ее друзьям Мишиным, наверняка им пригодится».

Через несколько дней она говорит мне, что опять видела Мишу во сне: он был одет как раз в ту одежду, которая была отдана его друзьям. Поблагодарил он, но теперь пожаловался на голод. Посоветовал я сделать для деревенских детишек — друзей и знакомых Миши — поминальную трапезу. Как ни трудно в тяжелое время, но что не сделаешь для любимого сынишки! И женщина, чем могла, угостила детей.

В третий раз пришла она. Очень меня благодарила: «Миша во сне говорил, что теперь ему и тепло и сытно, только моих молитв не хватает». Научил я ее молитвам, посоветовал не оставлять и на будущее дела милосердия. Стала она ревностной прихожанкой, всегда готовой откликнуться на просьбы о помощи, по мере сил и возможностей помогала сиротам, нищим и убогим”.

Особенно хорошо говорит о том, что мы можем сделать для умерших, Архиепископ Иоанн (Максимович): «Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на Литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: "Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих".

Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на Литургии. Это им всегда необходимо, особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям. Тело тогда ничего не чувствует: оно не видит собравшихся близких, не обоняет запаха цветов, не слышит надгробных речей. Но душа чувствует молитвы, приносимые за нее, благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним.

О, родные и близкие покойных! Делайте для них то, что нужно и что в ваших силах, используйте свои деньги не на внешнее украшение гроба и могилы, а на то, чтобы помочь нуждающимся, в память своих умерших близких, на Церкви, где за них возносятся молитвы. Будьте милосердны к усопшим, позаботьтесь об их душе. Тот же путь лежит и перед вами, и как нам тогда захочется, чтобы нас поминали в молитве! Будем же и сами милостивы к усопшим.

Сразу же позаботьтесь о сорокоусте, т. е. ежедневном поминовении на Литургии в течение сорока дней. Обычно в церквах, где служба совершается ежедневно, усопшие, которых так отпевали, поминаются сорок дней и более. Но если отпевание было в храме, где нет ежедневных служб, сами родственники должны позаботиться и заказать сорокоуст там, где есть ежедневная служба».

Позаботимся же об ушедших в иной мир до нас, чтобы сделать для них все, что мы можем, помня, что блажени милостивии, яко тии помиловани будут (Мф. 5, 7).