План был ли иной путь у катерины. Был ли выбор у Катерины? Возможные варианты развития сюжета

Драма «Гроза» А. Н. Островского была написана по личным впечатлениям драматурга после путешест-вия по верхней Волге, куда он отправился по поруче-нию Морского министерства для сбора сведений об экономическом состоянии края и особенностях быта местного населения. Основная тема пьесы — столкно-вение между старыми традициями и новыми веяния-ми, между стремлениями к свободе и теми обществен-ными и семейно-бытовыми порядками, которые гос-подствовали в предреформенной России. Но, кроме общей темы, произведение раскрывает и ряд частных тем, в числе которых — семейно-бытовой уклад купеческо-мещанской среды и положение женщины в этой среде.

Бесправность женщины в семье мы видим на при-мере Катерины, главной героини пьесы. Катерина вы-росла в патриархальной, религиозной, любящей се-мье. О своем детстве она вспоминает: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, рабо-тать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю... Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу но ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью... Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы — у нас полон дом был странниц да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, жития разные, либо стихи поют... Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было! »

Выйдя замуж за Тихона, она попадает в чужую се-мью, где совсем другая атмосфера: «Да здесь все как будто из-под неволи». Н. Добролюбов пишет в статье «Луч света в темном царстве»: «Катерина вовсе не принадлежит к буйным характерам, никогда не до-вольным, любящим разрушать во что бы то ни стало... Напротив, это характер по преимуществу созидаю-щий, любящий, идеальный», но «убитая дневной ра-ботой и вечной неволей, она уже не может с прежней ясностью мечтать об ангелах...», ее энергии требуется иной выход.

Катя — духовно богатая, поэтически возвышенная натура, тонко чувствующая, немного экзальтирован-ная. Полюбив Бориса, Катерина пугается силы и глу-бины своего чувства. Будучи воспитана в религиоз-ных традициях, героиня понимает, что это большой грех — замужней женщине любить другого мужчину. Автор показывает душевные страдания своей герои-ни, она пытается бороться со своим чувством: «Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти...». Возможно, если бы Варвара не устроила встречу Катерины с Борисом, измены бы и не случилось, ведь как героиня пытается сама себя отговорить от свидания: «Что она делает-то? Что она только придумывает?.. Вот погибель-то? Вот она! Бро-сить его, бросить далеко, в реку кинуть, чтоб не на-шли никогда». Но «чувство любви к человеку, жела-ние найти родственный отзыв в другом сердце, по-требность нежных наслаждений...» сильнее женщины: «Ну, уж, знать, там ему и быть! Видно, сама судьба того хочет!.. Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь...»

Не в силах противостоять любви, Катерина изме-няет мужу с Борисом. Сознание своей вины тяжким грузом ложится на ее душу, хотя даже Варвара, сест-ра Тихона, учит ее жизни: «А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая ж неволя себя мучить-то!»

Измена Катерины — это жажда свободы и счастья. Ведь замуж ее отдали рано, как подмечает Варя: «Молоду замуж-то тебя отдали, погулять-то в девках не пришлось; вот у тебя сердце-то и не уходилось еще». В страсти к Борису «заключается для нее вся жизнь; вся сила ее натуры, все ее живые стремления... к нему вле-чет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей беззапретной свободы».

Она не идет на нравственные компромиссы, как Варвара («только бы шито да крыто было»). Ведь Ка-терина могла бы и дальше встречаться с Борисом втайне от мужа. Но она испытывает отвращение ко лжи и обману и терзается чувством вины. На мой взгляд, даже не столько перед мужем, свекровью, сколько перед Богом, так как ее понятия о морали ре-лигиозно окрашены.

Я считаю, что самоубийство Катерины — не столь-ко побег от деспотизма свекрови и способ избежать позора, косых взглядов горожан, сколько спонтанное решение, выход, который Катерина неожиданно от-крыла для себя. Это видно из ее монолога: «Куда те-перь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в моги-лу — все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в мо-гилу! В могиле лучше... А об жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет, нет, не пойду! Придешь к ним, они ходят, говорят, а на что мне это? Ах, темно стало! И опять поют где-то? Что поют? Не разберешь... Умереть бы теперь... Что поют? Все равно, что смерть придет, что сама... а жить нельзя! Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться... Руки крест-накрест складывают... в гробу! Да, так... я вспомнила. А поймают меня, да воротят домой на-сильно... Ах, скорей, скорей! Друг мой! Радость моя! Прощай!»

Из монолога видно, что и мысль о побеге возникает, но отметается как неудачная. А будущая жизнь в доме Кабановых видится бессмысленной, лишенной радости. Муж, хоть и жалеет ее, не может защитить от нападок матери; Борис не смог (или не захотел) за-брать Катерину с собой. Возможно, если бы у героини были дети, она не приняла бы такого страшного реше-ния. Но тогда, наверное, и не случилось бы измены. «Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать — ангелы ведь это...»

Но, с другой стороны, с самого начала в разговоре с Варварой в речи Катерины появляются мысли о смер-ти. Возможно, Катерина покончила бы жизнь само-убийством, даже если бы и не случилось измены. Сама жизнь в доме свекрови была тягостной. «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»

Она не думает о том, что смерть — это тоже грех, возможно, даже более тяжкий, чем измена. После признания в измене положение в доме становится еще более тягостным, настолько, что и смерти Катерина уже не боится. Смерть ей представляется избавлени-ем от ее беспросветной жизни: «В могиле лучше... Под деревцом могилушка... как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит... весной на ней травка вы-растет, мягкая такая... птицы прилетят на дерево, бу-дут петь, детей выведут, цветочки расцветут: жел-тенькие, красненькие, голубенькие,... всякие... Так тихо! Так хорошо!..»

В поведении Катерины есть и слабые, и сильные стороны. Но Катерину нельзя ни осуждать, ни опла-кивать, перед ее мужеством можно только прекло-няться как перед трагической героиней, у нее можно учиться мужеству героической воли.

Катерина Кабанова – героиня драмы А.Н. Островского «Гроза»
Замечательная женщина, доставшаяся в жены Тихону, слабому и безвольному человеку, не способного противостоять железной воле, деспотичности своей матери, Марфе Игнатьевне Кабановой, которая все время издевается над Катериной., сживает «со света белого».
Действие происходит в городе Калинове, «темном царстве».
В этом городе живут люди, не способные ценить красоту, требующие полного подчинения, злобные, лживые, подлые, по своей сути.
Таково большинство.
Катерина – одна из немногих, кто может противостоять этому.
Она чуткая натура, живая, способная любить, истинно чувствовать.
Всем своим существом Катя стремится противостоять «жестоким нравам» города.
Она была счастлива в родительском доме и с большим трепетом и любовью относилась к матушке «в ней души не чаяла».
«Гроза» - это высшее достижение Островского в предреформенные годы (1859 г.)
Центральный конфликт пьесы, задуманной как социально-бытовая драма, постепенно достигает истинного трагизма. Это происходит благодаря образу Катерины Кабановой.
Катерина – натура чистая, светлая, она любит и чувствует жизнь абсолютно искренне.
Книги, свечи, иконы – тот мир, который Катя любила. Это человек с высокой духовностью, душевной чистотой.
Это в ней самой, и остальной мир, порочный, людьми, живущими во тьме, полной темноте своей корысти, низости. Она для них была слишком прекрасна, для того мира, в коим она вынуждена была существовать.
Более всего самой Катерине нужна была поддержка, опора, она нежная, хрупкая, как цветок, нежный, беззащитный, ее ранимая душа не выдерживает грубого обращения.
Раньше для нее такой опорой была маменька.
Катя жила в своем мирке, где ей было спокойно, тепло, уютно.
В заботе, ласке и любви.
В замужестве она все теряет. Ее прежний мир разрушен, а новый для нее слишком жесток, мрачен, угрюм.
В нем нет ничего. Со стороны мужа она не получает ничего, кроме обостренного чувства одиночества. Пустота, холод, боль.
Катя медленно умирает. Душа ее увядает.
Жизнь «птички в клетке» - ее претит.
Улететь, убежать, взлететь высоко в небеса гордой и свободной птицей, не закованной в цепи устоев, традиций, которым чуждо любое обновление.
Свобода нужна ей как воздух, но нечем дышать. Единственное спасение – в молитвах, в обращении к Богу.
Мне видится, как Катерина, молясь, вспоминает то веселое беззаботное и счастливое время, когда юна, радуешься каждому дню, мгновению, секунде, дышишь полной грудью и чувствуешь себя свободной, от предрассудков, страданий, боли, где тебя понимают и любят.
Катя живет прошлым, но от этого душа стонет.
Хочет быть счастлива с мужем, любить его, но не может.
Катя кротко пытается примириться с «кабановскими нравами», но желание быть свободной сильнее.
Борис для несчастной женщины, словно спасительная соломинка, она хватается за нее, чтобы выжить.
Страсть захватывает ее целиком. Погружает в омут, помощи выбраться из него она просит у Господа, но не может перебороть искушение.
Ей была нужна поддержка мужа, свекрови, но никто из них ее не поддержал.

Я думаю, что для Кати существовал иной путь, без страха и упрека, и это не самоубийство.
Просто нужно перестать чувствовать себя жертвой, не искать поддержку и опору в других, ждать, что кто-то придет и поможет, а стать самой опорой для себя. Ведь ее богатый внутренний мир может дать ей и силы, и свободу.. Надо только не бежать и не искать опору в Борисе, как спасении, живя прошлым или жалея себя.
Противостоять «темному царству» Калинову, Кабанихе и Дикому, уничтожить все то, зло, подчинившее себе город.
Катерина – очень сильная личность, но ее беда в том, что она не осознает этого.
Прежде всего, нужно слушать себя, свое сердце, душу и не зависеть от внешних обстоятельств, они не способны сломить и покорить, думаю, Катерина сделала это сама.
Своей излишней впечатлительностью, иногда граничащей с сумасшествием, своей фанатичной религиозностью, своим смирением с судьбой, надеждой, верой, в кого-то, но не в себя.
Катя не смогла отдаться чувству к Борису, хотя оно захватывало ее целиком.
Не смогла раскрыть свой внутренний потенциал, свои удивительные способности тонко чувствовать, любить, ощущать гармонию с природой и с Богом.
Катерина – великая женщина, великий человек.
Про таких людей говорят, «поцеловал Господь».
Прекрасная. Будьте такими, цветами, в жизни любимых мужчин.
И только любовь, свет, «луч» сверкающего света души, идущий из глубины тебя, освещает тебе путь в любом, самом «темном» царстве. Светите для любимых. Будьте счастливы. И никогда не отрекайтесь от чувства, ведь именно, так не найдя выхода поступила Катерина, находите силы, с добротой и лаской относиться к родным людям, чтобы и они чувствовали: вы любите.

Главное действующее лицо драмы - Катерина - молодая женщина, невестка Кабанихи. Катерина - цельная натура, воспитанная волжским раздольем. В ее характере драматург подчеркнул пробуждение сознания, искреннее глубокое чувство любви и независимости, нежность, любовь к красоте и непреодолимое влечение к гармоничной и счастливой жизни. Эти черты характера не позволяют ей примириться с деспотизмом и ложью; она органически не переносит тех домостроевских порядков, которые противоречат естественным потребностям человека, вступает с ними в трагический конфликт, ведет упорную неравную борьбу, насколько хватает сил и, наконец, погибает в водах Волги, несчастная, но не сдавшаяся.


Образ Катерины обрисован реалистически и воплощает существенные черты характера русской женщины накануне освободительной реформы. Развитие характера Катерины так естественно и ярко представлено, что точно передает нам историю страшной, трагической жизни, приходившейся на долю бесправной женщины в старой царской России.


С самого детства Катерина воспитывается в духе религии и покорности. Замуж ее отдали за Тихона Кабанова без ее согласия и без любви. Она была слишком молода и не понимала этого чувства. Это все произошло как во сне. Сопротивляться родителям она не смела и решила лучше терпеть, чем причинять неприятности родным. В доме Кабановой Катерина не встретила гуманного отношения к себе ни со стороны мужа, ни со стороны свекрови. Наоборот, ей запрещалось иметь свое суждение, свое чувство, и в материальном отношении она находилась в прямой зависимости от свекрови. Вскоре у нее появляется тоска по счастью и любви, желание найти отзыв в сердце близкого человека.


«Ночью, Варя, не спится мне, - говорит она, - все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья, да горы, а точно меня кто-то обнимает так горячо, горячо и ведет меня куда-то и я иду за ним, иду».
В детстве Катерина любила романтически мечтать. Этот романтизм поддерживался в ней религией и томительно бедной однообразной жизнью. Ее воображение работало неутомимо и уносило в какой-то поэтический мир. Суровая действительность, бессмысленные бредни странниц превращались у нее в золотые храмы, необыкновенные сады. В дальнейшем мы видим, как мрачная и горестная жизнь отрезвляет ее и приводит к реальному воззрению. Очутившись в застенках кабановского дома, Катерина не мирилась с унижением и рвалась к свету, воздуху, хотела предаваться мечте, смотреть на Волгу, любоваться природой, но ее держат в неволе, попирают ее стремления. Она сначала, как и прежде, ищет ответа и опоры в религии, но не находит уже в ней утешения, не может с прежней ясностью воображать идеальный мир.


«Лезет мне в голову мечта какая-то. Никуда я от нее не уйду. Думать стану - мыслей никак не соберу, молиться - не отмолюсь никак. Языком лепечу слова, а на уме совсем не то: точно мне лукавый в уши шепчет».
Катерина возмужала, в ней сформировался реальный взгляд на жизнь. Она понимает, что дом Кабановых - та же тюрьма; муж ей опостылел, потому что он находится под башмаком матери и живет животной жизнью без всяких стремлений. «Как же любить-то тебя», - прямо заявляет она Тихону. А Варваре о Тихоне она скажет: «И на воле-то он словно связанный». Сначала Катерина, находясь в плену традиций, боялась новых мыслей, тревожилась за будущее, старалась сдержать свои порывы. Но охватившая ее страсть оказалась выше всего: она искренно полюбила племянника Дикого Бориса и решила уйти из дома Кабановой. Бориса она полюбила потому, что он не похож на других, гуманен, может быть другом, признающим право человеческого достоинства за другим.


Трагизм положения Катерины усугубляется тем, что она, разрывая оковы лживой морали, не могла окончательно победить в себе те традиции, которые ей привили религия и воспитание и которые парализовали и ослабляли ее борьбу. Ей с детства привили какой-то страх. Жизнь ее наполнена противоречием: то она смело делает новый шаг, то плачет, молится. За каждую мысль она ждет какой-то кары, боится; ей кажется, что гроза убьет ее, как преступницу. Этот страх поддерживают в ней окружающие. Ее пугает Феклуша рассказами о конце света, наводит ужас полусумасшедшая барыня, грозящая клюкой: «Все в огне гореть будете в неугасимом».

Но вольнолюбие разжигает в ней ненависть к миру косности и лжи. «В неволе-то кому весело? Вот хоть я теперь - живу, маюсь, просвету не вижу», - говорит она. И в своих поступках она так далеко зашла, что уж не могла возвратиться к прежнему положению. Если нельзя наслаждаться солнцем, радостью, любовью, то она и не хочет жить. Когда о ее связи с Борисом узнали и когда Борис уехал из Калинова, Катерина трагически переживала одиночество и пришла к мысли о смерти. Вот какими словами драматург передал ее настроение в последнем монологе:
«Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу!., что в могилу! В могиле лучше... Под деревцом могилушка... как хорошо... А о жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет, нет, не надо... Нехорошо.! А люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны».
Катерина не хотела жить в рабстве и предпочла смерть жизни.

«Гроза» - одна из самых известных пьес А. Н. Островского. Популярность произведения обусловлена тем, что автору удалось создать совершенно новый женский образ в русской литературе. Катерина – главная героиня «Грозы» отличается своей внутренней силой и глубиной. Девушка стала олицетворением протеста против патриархальной системы - «лучом света в темном царстве». Но ее «света» не хватило для победы над этим душным и затхлым миром, поэтому все заканчивается самоубийством Катерины. С момента написания пьесы прошло более 150 лет, но до сих пор открытым остается вопрос о том, был ли у Катерины иной путь?

На самом деле в «Грозе» могли быть представлены различные выходы из сложившейся ситуации. Но подходили ли они Катерине? Многие из современных людей не понимают, почему героиня не воспользовалась самым простым, по их мнению, выходом – разводом. Но в обществе того времени браки были церковными, и как считалось, заключались «на небесах», поэтому разводы были очень редки и допускались, в основном, только в дворянских семьях, представители остальных сословий должны были прожить друг с другом всю жизнь до самой смерти.

Катерина могла бы попробовать развестись, но ничего кроме унижений это, скорее всего, не принесло бы. Самый счастливый исход - побег девушки с Борисом. Но ее любимый оказался не принцем, а лишь слабохарактерным эгоистом, оставившим Катерину одну разбираться со всеми проблемами. Еще одним благополучным путем для героини мог стать монастырь. Она могла бы посвятить свою жизнь служению Богу, так как была очень религиозной, но замужних женщин в монастыри не брали, поэтому ее обязательно вернули бы к Тихону.

Самый вероятный вариант развития событий – продолжение жизни Катерины с мужем. Но этот вариант был бы настолько труден для девушки, что вскоре она все равно бы свела счеты с жизнью. Слабохарактерный муж, издевательства Кабанихи и соседей, узнавших об ее неверности, постепенно довели бы девушку до «грани», кроме того, Катерина не смогла бы жить с Тихоном, помня о своей измене и о своей потерянной любви.

Итак, смерть Катерины стала, на мой взгляд, единственным выходом из ситуации. Остальные варианты были не осуществимы или все равно бы привели к гибели героини. Самоубийство девушки стало закономерностью, она не смогла бы примириться с положением дел, принять свою измену, предательство возлюбленного. Катерина приняла решение, которое не требовало компромиссов с окружающим миром и совестью и показалось ей правильным.

Вариант 2

Катерина – одна из центральных героев пьесы Александра Николаевича Островского «Гроза». Это молодая девушка, выросшая в любви и почитании Бога. Детство её было беззаботно и счастливо. Однако девушка была выдана за Тихона Кабанова, сына своенравной овдовевшей купеческой жены Кабанихи, которого она так и не смогла полюбить.

Катерина оказывается в городе Калинове. Хоть он и стоит на прекрасной реке Волге, почти никто не замечает её красоты. В городе царят "разврат и пьянство", люди делятся на несчастных бедных и корыстных богатых, у купеческих домов стоят высокие заборы, за которыми купцы "семью тиранят", стремятся "ограбить сирот".

Обстановка города Калинова с его "жестокими нравами", по словам жителя города – учёного Кулигина, уклад в семье Кабановых, при котором сын не смеет ни в чём перечить матери-тирану, – всё это чуждо свободолюбивой Катерине. И даже вера хоть сколько-нибудь не сможет объединить Катерину с новым окружением, потому что вера их совсем иная, не чистая, не светлая, но демонстративная и на страхе построенная.

Из безысходности Катерина решается на отчаянный шаг – она совершает самоубийство, зная при этом о греховности своего поступка.

Был ли шанс "лучу света в тёмном царстве", как назвал Катерину критик Н. А. Добролюбов, оставаться жить, оставаться светить и дальше?

Я считаю, что иного выбора у Катерины не было.

Катерина нуждалась в поддержке и опоре и, казалось бы, могла бы найти всё это в своей любви, в Борисе. Но он не смог ей помочь, как и все прочие жители города, включая подругу Варвару, любящего Тихона и сострадающего Кулигина. Город и его жители погрязли в безнравственности и безнадёжности. И тайные встречи с любимым Борисом, с последней надеждой противоречат морали, и тяжело даются самой Катерины, совсем не облегчая её участь.

Катерина кончает жизнь самоубийством: она бросается в Волгу. Я думаю, что при всех обстоятельствах, характере Катерины, этот поступок был для неё лучшим исходом, потому что она не смогла бы и дальше жить "из-под неволи", в грехе и при нелюбимом муже. Самоубийство – это самое последнее, что может совершить с собой человек, но Тихон после смерти жены говорит, что завидует ей. Этот факт ещё больше усугубляет и без того печальную картину, нарисованную Островским.

В драме раскрывается тема одного из самых страшных грехов – самоубийства. Однако читатель по прочтении пьесы может внутри себя оправдать героев, живущих в жёстких рамках всестороннего контроля.

Несколько интересных сочинений