Снижение затрат на перевозку. Пути снижения себестоимости пассажирских перевозок

» Экономия на транспортировке грузов

Экономия на транспортировке грузов

Сейчас для торговли нет никаких границ, поскольку доставка товара из одного конца света в другой уже не представляется слишком дорогостоящим и длительным процессом. Тем не менее, затраты на перевозку груза в составе расходов на сбыт могут составлять от 50% и более. В связи с этим многие компании, мыслящие стратегически пытаются оптимизировать расходы на транспортировку. Сделать это можно с помощью основных принципов логистики.

Принципы организации логистики

Экономия при транспортировке грузов может достигаться за счет двух эффектов:

  • экономия благодаря масштабам грузоперевозки;
  • экономия за счет дальности маршрута.

Регулируя два эти параметра – масштаб и дальность, – можно сократить затраты на 1 единицу веса или на 1 км. Если наладить логистическую систему эффективно не удается, рекомендуется использовать услуги по перевозке грузов опытной компании, которая присутствует на рынке давно, имеет внушительный парк транспорта и склады по всей территории региона, где планируется производиться доставка.

Чтобы обеспечить безопасности грузом, можно осуществить яркими светоотражающими цветами или хотя бы нанести светоотражающие элементы на корпус ТС.

Учитывая данные принципы логистики, можно существенно снизить долю издержек на перевозку товара в структуре расходов на сбыт. Это позволяет повышать конкурентоспособность за счет снижения цены на товар.

Другие способы оптимизации логистических расходов

Если еще несколько лет назад на территории стран СНГ логистические цепочки поставок формировались хаотично, то уже сейчас активно перенимается отечественными логистическими компаниями и предприятиями, которые вынуждены перевозить грузы, западная практика. К примеру, раньше при поступлении товара или сырья в порт, судно разгружалось, а товар перевозился на склад. Лишь потом он отправлялся получателю, который мог находиться в городе, где и порт прибытия товара. В итоге получаются двойные траты. Сейчас активно применяется схема использования промежуточных складов, чтобы убрать лишнее звено в цепочке поставок – дальний склад материнской компании.

Если нет возможности использовать эффект масштаба грузоперевозок из-за малогабаритных товаров, можно сэкономить с помощью сборных грузов, то есть перевозить товары в контейнерах. В таком случае оплачивается только место, занимаемое в контейнере.

Следует отметить, что авиаперевозки на сегодняшний день являются самыми дорогостоящими, в то время как самый бюджетный вариант – автоперевозки. Тем не менее, сборная перевозка позволит сократить расходы и при транспортировке посредством самолета. Необходимо только дождаться комплектации и накопления нескольких грузов в одном направлении. Доставка товара по морю обходиться несколько дешевле, чем самолетом, но времени занимает больше.

Если перевозки организовываются регулярно, легче арендовать или купить собственный транспорт таких размеров, который будет наиболее оптимальным для ваших грузов с учетом частоты поездок и количества партий.

Автоперевозки на данный момент являются самыми популярными, потому что:

  • они исключают лишние погрузки и разгрузки, а значит, снижают риски повреждения товара;
  • позволяют доставлять груз от двери к двери;
  • отсутствие четкого расписания, то есть можно отправить груз в любой момент и по пути следования регулировать скорость доставки.

Железнодорожный транспорт наиболее оптимальный для наземной транспортировки крупногабаритных грузов, когда к месту назначения нет автодороги, и транспортировка должна осуществиться как можно скорее.

Издержки транспортные - совокупность затрат, связанных с перевозками грузов и пассажиров. При перевозке грузов производятся затраты:

    на погрузочно-разгрузочные работы,

    на перемещение (перевозку) грузов от пунктов производства до мест потребления и на тару (упаковку), если последняя необходима только для перемещения груза, а не для его хранения или реализации (продажи);

    при перевозке пассажиров - на обслуживание пассажиров в пунктах отправления и назначения (вокзалах, портах, станциях), на перемещение пассажиров разными видами транспорта.

Затраты на перевозку грузов и людей внутри предприятий не относятся к народно-хозяйственным издержкам, а включаются в издержки производства, так как являются частью технологического процесса производства той или иной продукции (перевозки сырья и топлива со складов в цехи, материалов и полуфабрикатов из цеха в цех, готовой продукции из цехов на склады готовых изделий; спуск в шахту и подъём из шахты горняков подъёмными лифтами, канатными дорогами и т. п.).

Различают:

    общественные издержки

    издержки транспортных предприятий.

В общественные необходимо включать, помимо затрат на перевозки грузов и пассажиров транспортом общего пользования, также и затраты промышленных предприятий на перевозки по подъездным путям, связывающим их с транспортом общего пользования. К общественным относятся и затраты народного хозяйства на перевозки пассажиров транспортом общего пользования.

Издержки транспортных предприятий слагаются из их затрат на перевозку, погрузку-выгрузку грузов, их хранение и т. п. Абсолютная величина издержек зависит от объёма и стоимости перевозок. Полного ежегодного учёта издержек не производится.

Анализ транспортных расходов . Транспортные расходы в общей сумме издержек обращения достигают 20%. К ним относятся расходы на железнодорожные, водные и автомобильные перевозки. Размер транспортных расходов во многом зависит от поставщиков, но особенно от самих торговых предприятий. Сокращение транспортных расходов можно обеспечить за счет полной загрузки машин, сокращения пробега порожняком, уплотнения машино-дня, увеличения использования прицепов и тягачей, расширения практики централизованной и кольцевой доставки товаров в торговую сеть, продажи товаров по образцам.

На уровень транспортных расходов оказывают влияние ряд факторов, влияние которых можно измерить способом цепных подстановок или абсолютных разниц. К таким факторам относятся:

Изменение объема и структуры товарооборота;

Изменение удельного веса перевозок, произведенных при помощи различных транспортных средств;

Изменение дальности пробега;

Изменение тарифа.

Результат влияния объема товарооборота несет на себе и действие изменения его структуры. По транспортным расходам колебание сумм в зависимости от характера перевозимого товара весьма существенно. Вес, объем, частота завоза и другие особенности товара влияют на расходы по его перевозке. Влияние структуры товарооборота на сумму и уровень транспортных расходов можно измерить в том случае, если в торговой организации ведется их учет по товарным группам. Однако это встречается весьма редко. Поэтому такой расчет выполнить практически невозможно.

Взаимосвязь транспортных расходов и указанных выше факторов можно представить в виде следующей формулы:

TP = Т * П * ТС

где ТР - транспортные расходы; Т - количество грузов; П - средний пробег транспорта; ТС - тарифная ставка.

Уменьшение количества автомобилей используемых для доставки или увеличение количества точек доставки при имеющемся количестве автомобилей. Что в любом случае приведёт к увеличению объёма доставок с минимальными затратами.

Сокращение количества машин

Уменьшение затрат на заработную плату водителей

Увеличение тоннажа перевозок

Увеличение количества точек доставки

Увеличение средней загрузки рейса

Затраты, связанные с транспортировкой продукции от продавца к покупателю:

    расходы, связанные с подготовкой продукции к отгрузке (проверка продукции по количеству и качеству, отбор проб, упаковка);

    расходы на погрузку продукции на транспортные средства внутреннего перевозчика;

    оплата тарифов на перевозку от пункта отправления до пункта перевалки на магистральный транспорт;

    оплата тарифов на погрузку груза на магистральные транспортные средства;

    оплата стоимости транспортировки продукции международным транспортом;

    оплата страхования груза при доставке;

    оплата таможенных пошлин, налогов и сборов при переходе таможенной границы;

    расходы по хранению продукции в пути и пунктах перегрузки;

    расходы по выгрузке груза в пункте назначения;

    расходы по доставке продукции со склада покупателя до пункта конечного назначения.

Основные направления снижения затрат на перевозки:

    снижение затрат на топливо путем выбора оптимальных мест заправки с учетом стоимости топлива в различных странах;

    снижение затрат на «суточные» и «квартирные» путем нормирования времени выполнения рейса;

    уменьшение расходов на дорожные сборы за счет выбора оптимального маршрута, а также применение смешанных автомобильно-морских, автомобильно-железнодорожных сообщений;

    повышение производительности труда.

Себестоимость перевозок составляет основу тарифов на услуги

транспорта. Поэтому её снижение обеспечивает улучшение финансового состояния транспортного предприятия или индивидуального предприни- мателя. Кроме того, на грузовом автотранспорте появляется возможность понижения уровня тарифов и условий для снижения себестоимости про-

дукции других отраслей экономики и для расширения сферы их обслужи- вания транспортом. Снижение тарифов на пассажирские перевозки явля- ется важнейшим фактором увеличения объёма перевозок и повышения благосостояния населения.

Себестоимость в каждом отдельном предприятии определяется усло- виями труда, степенью технической вооружённости, уровнем производи- тельности труда, организацией производства и управления им, условиями снабжения и сбыта, степенью использования оборотных фондов, уровнем цен, установленных на средства производства, и т.д.

Основные пути снижения себестоимости перевозок грузов и пасса-

жиров на автотранспорте следующие:

повышение производительности труда;

повышение качественных показателей использования подвижного

снижение технико-экономических норм; экономия материальных и денежных ресурсов; сокращение административно-хозяйственных расходов.

Рост производительности труда, улучшение технико-эксплуата-

ционных показателей, экономия материалов являются факторами, зави- сящими от работы предприятия. Не зависят от деятельности предприятия: тип подвижного состава; уровень цен на топливо, запасные части и другие материалы; дорожные условия; вид перевозок (грузовые, пассажирские).

Рост производительности труда позволяет сокращать общественно необходимый труд для производства единицы продукции. За счёт увели- чения производительности труда представляется возможным выполнить тот же объём транспортной работы с меньшим числом водителей и других категорий работающих.

Рост производительности труда водителей тесно связан с ростом производительности подвижного состава.

На уровень производительности подвижного состава и себестоимо-

сти перевозок существенное влияние оказывают технико-эксплуата-

ционные показатели. По характеру влияния они делятся на две группы.

В первую группу входят грузоподъёмность автомобилей, коэффици- ент использования грузоподъёмности и коэффициент использования про- бега. С увеличением показателей этой группы производительность под- вижного состава повышается без увеличения, а часто и при снижении пробега. Поэтому себестоимость перевозок в расчёте на единицу транс- портной работы снижается как по группе постоянных, так и по группе переменных затрат.

Увеличить значение коэффициента использования пробега можно за счёт выявления потенциальных грузоотправителей и грузополучателей, внедрения рациональных маршрутов и технологий перевозок грузов и пассажиров, совершенствования оперативного управления транспортным процессом и т.д.

Значение коэффициента использования грузоподъёмности можно увеличить за счёт рациональной укладки груза в кузове автомобиля, при- менения прицепов и полуприцепов, наращивания бортов при перевозке легковесных грузов и т.д.

Большую роль в улучшении показателей первой группы в настоящее время играет компьютеризация выбора оптимальных вариантов эксплуа- тации подвижного состава, основанная на применении экономико- математических методов и моделей.

Во вторую группу входят время пребывания автомобилей в наряде за сутки, время простоя под погрузочно-разгрузочными операциями, техни- ческая скорость, коэффициент технической готовности и коэффициент выпуска (использования) автопарка. С улучшением показателей данной группы производительность подвижного состава растёт при соответст- вующем увеличении пробега, а значит, и переменных расходов. Сумма накладных расходов остаётся постоянной. Хотя переменные расходы уве- личиваются, однако в целом себестоимость перевозок снижается, потому что рост производительности подвижного состава происходит в большей степени, чем общая сумма расходов.

Одним из главных резервов повышения производительности труда

водителей и производительности подвижного состава является сокраще-

ние времени простоя автомобилей под погрузочно-разгрузочными опера-

циями и оформлением транспортных документов.

При повышении коэффициента технической готовности автопарка увеличивается, соответственно, и коэффициент выпуска автомобилей на линию.

Средствами достижения высокого значения коэффициента выпуска автомобилей являются совершенствование производственно-технической базы и технологий выполнения процессов ТО и ремонта подвижного со- става, совершенствование оперативно-производственного планирования на предприятии.

На автобусных перевозках снижение себестоимости достигается вследствие повышения эксплуатационной скорости, коэффициентов ис-

пользования пробега и вместимости автобусов, увеличения продолжи-

тельности рабочего дня водителей.

При больших расстояниях перевозок удельный вес переменных за- трат больше, чем постоянных. В этой связи на указанных расстояниях нужно стремиться к экономии переменных затрат, разрабатывать для это- го соответствующие мероприятия.

Из всех технико-эксплуатационных показателей наибольшее влияние на себестоимость автомобильных перевозок оказывают: коэффициенты использования пробега и грузоподъёмности.

Значение всех технико-эксплуатационных показателей зависит от уровня организации труда, состояния материально-технического снабже- ния, применяемых систем заработной платы.

Снижение себестоимости от сокращения затрат на ТО и ремонты может быть достигнуто за счёт совершенствования организации ТО, ме- ханизации работ и т.д. Снижение расхода на автошины (износ и ремонт) можно получить за счёт правильной технической эксплуатации – регули- ровкой ходовой части автомобиля, умелым вождением, поддержанием нормального давления и т.д.

Величина накладных расходов (административно-управленческих и общепроизводственных) зависит в основном от режима работы и пробега подвижного состава, а также от мощности ЛТП, структуры парка, площа- ди застройки, штатного расписания и т.д. Основным способом сокраще- ния накладных расходов является сокращение административно-управле- нческого аппарата, достигаемое за счёт механизации и автоматизации управленческого труда, внедрения компьютерных технологий и т.д.

Снижение себестоимости перевозок может быть достигнуто за счёт улучшения организации труда работников и системы заработной пла- ты. Одной из особенностей автомобильного транспорта являются боль- шие затраты труда водителей, ремонтных рабочих и административно- технического персонала на выполнение транспортной работы, ТО и TP подвижного состава. В соответствии с этим в структуре себестоимости перевозок большой удельный вес занимает заработная плата.

7 2

Производительность труда водителей может быть увеличена в ре- зультате снижения потерь рабочего времени по различным причинам. Водители в первую очередь ответственны за повышение производитель- ности автомобиля путём увеличения коэффициентов использования про- бега и грузоподъёмности.

Реализация всех перечисленных обязательств уменьшает расходы на содержание автомобильного парка по всем статьям и обеспечивает значи- тельное снижение себестоимости перевозок.

Контрольные вопросы

1. Что такое себестоимость перевозок?

2. Чем отличаются прямые и косвенные затраты?

3. Приведите классификацию затрат на выполнение перевозок.

4. Что такое калькуляция?

5. Какие основные виды калькуляции различают?

6. Назовите основные пути снижения себестоимости перевозок гру-

зов и пассажиров на автотранспорте.

При определении методов транспортировки и выборе перевозчика необходимо сравнивать различные транспортные затраты. Грузоотправитель должен использовать методы транспортировки грузов с минимальной тарифной стоимостью. Метод объединения грузов до полной загрузки товарного вагона является одним из способов снижения затрат на транспортировку. Комбинирование и объединение грузов хотя и замедляет процесс доставки, однако значительно снижают стоимость транспортировки. Транспортные тарифы в автомобильном, железнодорожном, воздушном и морском транспорте имеют значительные различия. Требования к скорости доставки может потребовать увеличения расходов по перевозке грузов.

Если принятая система транспортировки не удовлетворяет полностью требованиям потребителей, следует рассматривать альтернативные методы транспортировки. При этом можно выбрать метод, который будет не только удовлетворять интересам потребителей, но и вполне согласовываться с другими факторами, учитывающимися при транспортировке грузов. Следует не забывать, что самая быстрая доставка будет неудовлетворительной, если её стоимость неоправданно высока. Быстрая доставка груза, при которой товару наносится большой ущерб, также не является решением проблем. Необходимо выбрать такую систему транспортировки, которая обеспечивала бы быстрое обслуживание без нанесения грузу ущерба и вела к значительному снижению стоимости перевозки.

Повреждение товара при его транспортировке приводит к повышению стоимости обслуживания потребителя. Если в результате перевозок по железной дороге товары подвергаются сильному повреждению, следует искать пути транспортировки этого же товара другим, более безопасным способом. Например, перевозка некоторых видов товаров воздушным транспортом может сократить процент ущерба, наносимый грузу во время транспортировки, и, таким образом, снизить стоимость перевозки.

В некоторых случаях потребитель сам решает вопрос о способе перевозки и выборе перевозчика. Принимая на себя право выбора средств транспортировки, потребитель может потребовать от оптовой фирмы доставку груза авиационным транспортом, в то время как при обычных обстоятельствах доставка того же груза осуществляется автомобильным транспортом. Специальные требования потребителя к средствам транспортировки и маршруту движения удовлетворяются за счёт повышения стоимости обслуживания.

При выборе метода транспортировки следует учитывать характер упаковки товаров. Товары должны быть удовлетворительно упакованы для обеспечения их безопасности во время транспортировки. Упаковка товара должна обеспечивать снижение всевозможных повреждений товаров без повышения при этом их стоимости. Затраты труда в большой степени влияют на стоимость упаковки. Затраты труда на упаковку могут значительно превысить стоимость товара. Тип упаковки влияет на способ транспортировки и в некоторых случаях ведёт к повышению стоимости перевозки. В свою очередь тип упаковки зависит от специфики товара. Например, материалы, представляющие опасность для жизни или имущества, должны быть упакованы с особой тщательностью, дорогостоящие товары требуют более надёжной упаковки, чем менее ценные товары. Таким образом, упаковка товара влияет как на способ, так и на стоимость транспортировки.

Маркировка на упаковочной таре должна быть чёткой и ясной. Размытая, неразборчивая маркировка может быть причиной задержки, потери товара или неправильной его доставки.

В маркировке должно чётко отражаться название грузополучателя и грузоотправителя. Неправильное написание названий предприятий, ошибки в названиях и номерах улиц и зданий ведут к задержкам в доставке грузов.

Себестоимость перевозок зависит от объема годовой работы транспорта, поэтому как правило, себестоимость перевозок ниже по ряду причин: ниже в них накладные эксплуатационные расходы; ниже себестоимость ремонтных работ; выше производительность труда обслуживающего персонала; выше коэффициент выпуска подвижного состава и др. Кроме того, в крупных предприятиях имеются резервы по снижению себестоимости перевозок.

Главнейшие мероприятия по снижению себестоимости предприятия ООО «Транспортник» могут быть определены из следующих положений. Как отмечалось выше, эксплуатационные расходы подразделяют на зависящие от пробега "(т. е. от объема перевозок и ему пропорциональные) и не зависящие от пробега и по величине примерно постоянные при определенной величине хозяйства.

Общие расходы на эксплуатацию могут быть снижены за счет следующих мероприятий: повышения общей производительности труда путем внедрения новой техники и технологии по содержанию подвижного состава, стимулирования и правильной организации труда всего обслуживающего персонала, сокращения удельного расхода электроэнергии и горючего.

Из всех показателей, приведенных в знаменателе формулы, важными показателями являются эксплуатационная скорость и коэффициент использования подвижного состава. Повышение эксплуатационной скорости позволяет выполнить тот же объем перевозок меньшим числом подвижного состава, увеличить производительность единицы подвижного состава и одновременно снизить штат водительского персонала.

Пути повышения эксплуатационной скорости включают целый комплекс мероприятий. Основными из них являются:

Рациональное размещение остановочных пунктов на транспортной сети с учетом минимальных затрат времени пассажирами на поездки;

Повышение пропускной способности остановочных пунктов и элементов транспортной сети;

Введение рациональной системы регулирования движения на пересечениях транспортных сетей и в узлах;

Выявление резервов времени в поездных и маршрутных расписаниях путем систематического хронометража;

Упорядочение движения всех видов транспорта на городских дорогах и др.

Повышение коэффициента выпуска подвижного состава на линии также позволяет повысить производительность работы среднесписочной единицы подвижного состава и снизить потребность в инвентарном парке транспортных средств. Что касается таких показателей, как среднесуточное число часов работы единицы подвижного состава и вместимости, то их следует рассматривать как установочные.

Систематическое снижение расходов - основное средство повышения прибыльности функционирования любого предприятия. В условиях рыночной экономики, когда финансовая поддержка убыточных предприятий является не правилом, а исключением, как это было при административно-командной системе, исследование проблем уменьшения затрат обращения, разработка рекомендаций в этой области - один из краеугольных камней всей экономической теории.

Одним из возможных вариантов снижения затрат является их прогнозирование. Целью разработки прогнозов является определение ожидаемой прибыли на предстоящие годы. Без знания своих возможностей по получению определенной прибыли предприятия не могут принять решения по прогнозу хозяйственной деятельности на предстоящий период и не могут выявить источники финансирования развития материально-технической базы. Предприятия очень часто нуждаются в прогнозах и на более длительный срок. Об этом свидетельствует опыт работы предприятий Италии, ФРГ, Франции и других стран.

Процесс прогнозирования расходов состоит из следующих этапов:

Анализ показателей расходов в увязке с конечными результатами за 3-5 предшествующих лет и их критическая оценка;

Определение тенденций изменения расходов по статьям и общему объему;

Изучение доли общей величины расходов в доходах от деятельности за предшествующие годы (3-5 лет), выявление причин изменения и прогнозирование этой доли;

Расчеты влияния факторов на изменения расходов по отдельным статьям и общему объему в прогнозируемом периоде.

Обычно прогнозы разрабатывают по основным статьям расходов (занимающим боле 70% в их совокупной величине). Остальную часть расходов оценивают по их доле в затратах за прошлые 3-5 лет. Затем суммируют основные статьи расходов и их остальную часть, и на этой основе устанавливают общую величину затрат.

Основными методами прогнозирования и планирования расходов по отдельным статьям являются: опытно-статистический метод; технико-экономические расчеты, основанные на использовании норм, нормативов и лимитов; прямые расчеты расходов по статьям исходя из базисной величины с учетом особенностей формирования и тенденций изменения отдельных элементов затрат; экономико-математическое моделирование путем учета влияния основных факторов на уровень расходов по статьям и в целом по предприятию.

Одним из принципов разработки планов является оптимизация их показателей. Соответственно этому плановые уровни и сумма расходов должны представлять собой величину рациональных затрат. Уменьшение расходов является одним из условий снижения розничных цен и укрепления своих позиций на рынке в условиях конкуренции. Поэтому при наличии нерациональных расходов и потерь их размер по уровню и соответственно сумме должен быть выше плановых показателей. На практике завышенные плановые уровень и сумма расходов не позволяют при сопоставлении с ними фактических показателей дать правильную оценку процессу расходования средств.

Предприятия должны выполнять расчеты ожидаемых изменений расходов в предстоящем периоде. Такие расчеты позволяют увязать перспективы развития материально-технической базы, подготовки кадров и достижение высоких конечных результатов с финансовыми ресурсами и служат основой совершенствования планирования расходов.

Особенности прогнозирования расходов по отдельным статьям видны из нижеприведенных положений.

Каждый из факторов оказывает определенное влияние на расходы. Такие процессы, как непрерывный рост объемов хозяйственной деятельности, концентрация и специализация, рост производительности труда, ускорение оборачиваемости средств, вложенных в товарные запасы, соблюдение режима экономии, повышение уровня работы коммерческого аппарата на основе использования маркетинговых исследований и т. п. создают предпосылки для снижения уровня расходов. Однако во многих предприятиях составляют значительную долю и увеличиваются расходы на содержание материально-технической базы (в результате проведенных переоценок основных фондов была завышена их стоимость). Предприятиям следовало привлечь оценщиков, особенно для определения стоимости крупных объектов, имеющих значительный износ, проводить при необходимости консервацию основных средств, проводить маркетинговые исследования, так как очень часто коммерческий аппарат ведет закупку товаров, не пользующихся спросом. Это замедляет скорость обращения товаров и ведет к ослаблению роли этих пред приятий на рынке. В результате у таких предприятий уменьшаются объемы деятельности и увеличиваются расходы. Большинство в указанных секторах составляют предприятия с небольшим объемом продаж, что оказало влияние на увеличение уровней их расходов. Каждому предприятию необходимо учитывать те и другие факторы и управлять процессами так, чтобы использовать их в целях повышения эффективности хозяйственной деятельности.

При прогнозировании расходов на оплату труда исходят из оптимизации соотношений темпов роста объемов деятельности с темпами роста фонда оплаты труда и темпов прироста производительности труда с темпами прироста заработной платы.

Величину транспортных расходов возможно прогнозировать на основе экономико-математической модели, функции которой отражают изменения объема и структуры товарооборота, тарифов на перевозки грузов, среднего расстояния перевозок. Эти расходы можно определять исходя из базисного уровня, изменений транспортного грузооборота с учетом изменений среднего расстояния перевозок, класса грузов, тарифов и участия поставщиков в доставке товаров.

Затраты по оплате процентов за пользование займами возможно прогнозировать на основе экономико-математической модели, в которой отражены оборачиваемость товаров в днях, доля собственных средств в оплате за товары и ожидаемые процентные ставки за представляемые займы.

Расходы по эксплуатации и содержанию материально-технической базы определяют на перспективу в соответствии с темпами роста среднегодовой стоимости основных фондов и объемов хозяйственной деятельности и с учетом темпов роста расходов на амортизацию в связи с повышением доли активной части основных фондов.

На основе обобщения указанных расчетов пред приятия обосновывают планы капитальных вложений и другие показатели перспективы и учитывают все эти показатели и в процессе планирования расходов на предстоящий год.

Также в процессе планирования расходов предприятия учитывают:

Результаты анализа отдельных статей расходов и выявленные резервы их экономии;

Показатели, разрабатываемые предприятиями на предстоящий (плановый) период (объем товарооборота по общему объему и отдельным статьям, необходимые товарные запасы, доходы, прибыль и др.);

Нормативы расходования средств, материалов, действующие тарифы на грузовые перевозки, коммунальные услуги и др.;

Факторы, которые будут влиять на изменения расходов по отдельным статьям в планируемом периоде;

Показатели расходов за отчетный период по другим предприятиям, в целом;

Прогнозные расчеты расходов и основные на правления экономии расходов в планируемом периоде.

Расходы в ООО «Транспортник» могут быть снижены за счет снижения затрат на материальные ресурсы, которые на предприятии отражаются по статье «Прочие затраты» (условно-переменные).

1. Резервы снижения прочих условно-переменных расходов.

Около 6% прочих затрат занимают расходы на электроэнергию. Экономия данных затрат (планируемое снижение затрат в ООО «Транспортник» на 2010 г. составляет 15%) может быть выражена следующим образом:

605 15 / 100 = 91 тыс.руб.

Соответственно, планируемое снижение расходов за счет экономии электроэнергии может составить 91 тыс.руб.

2. Резервы снижения трудовых затрат.

Подготовка рабочего места, полная его загрузка;

Применение передовых методов и приемов труда.

Предприятие планирует за 2009 г. снизить трудовые затраты путем оптимизации организационной структуры управления на 3%.

1129 3 / 100 = 34 тыс.руб.

Сокращение трудовых затрат в ООО «Транспортник» за счет выявленных резервов на 3% позволит снизить расходы на 34 тыс.руб.

3. Резервы снижения расходов по транспортировке

Расходы при транспортировке занимают около 8% от суммы прочих затрат предприятия.

Планируемое снижение расходов при транспортировке в ООО «Транспортник» на 5% за счет экономии топлива позволит снизить затраты на 16 тыс.руб.

310 5 / 100 = 16 тыс.руб.

Таким образом, общее снижение расходов от внедрения предлагаемых мероприятий может составить 141 тыс.руб. или 1,4% от общей суммы расходов за 2010 г. (141 / 10183 · 100 = 1,4). ООО «Транспортник» должно стремиться к сокращению затрат, проводя грамотную финансовую политику, но и не забывая о потребителях своих товаров. Сокращение себестоимости позволит получить предприятию большую долю прибыли, что в значительной степени укрепит его финансовое положение.