Стратегии предприятий малого бизнеса в условиях кризисных явлений.

В условиях кризиса в нашей экономике возрастают риски остановки деятельности не только крупных, но и малых предприятий. Государство просто обязано в таких условиях предпринимать шаги на увеличение финансовой поддержки малого бизнеса.

По данным государственной статистики до кризисных 2009 - 2015 годов наблюдался рост малых предприятий, индивидуальных предпринимателей. Неуклонно рос и объем инвестиций в малые предприятия.

Принимались нормативные акты, которые создавали условия для финансовой поддержки малого бизнеса.

На сегодняшний день эти достижения утрачены. Упали инвестиции, снижена ликвидность, растут неплатежи.

Читателю на заметку: компания «Таблбург» предлагает услуги по комплексному оформлению различных интерьеров, будь-то торговые центры, банки, офисные здания, супермаркеты и многое другое. Достаточно чтобы убедиться в высоком качестве продукции и квалификации мастеров компании. Это давно по праву оценили многие владельцам офисов, магазинов, нотариальных контор или предприятий, которые воспользовались услугами «Таблбург».

Малый бизнес не так активно использует кредиты, как крупные и средние предприятия. Кредиты используются, как правило, для увеличения оборотных средств, в то время как крупные предприятия используют кредиты еще и для создания новых производств.

Таким образом, для малых предприятий большое значение имеют краткосрочные кредиты. А их-то банки и не выдают, или выдают под огромные проценты. Важно учесть и тот факт, что в регионах работают небольшие банки, которые сами попали в сложную ситуацию и не могут полноценно кредитовать малое предпринимательство.

Следующая беда малого бизнеса это его зависимость от спроса в России. За границей продукция и услуги малого бизнеса почти не востребованы.

Спрос внутри страны очень низкий, что приводит к снижению оборотных средств. Возникает необходимость в снижении издержек производства, сокращении объемов производства.

Растет риск приостановки производственной деятельности и может исчезнуть вся инфраструктура поддержки малого бизнеса.

В таких условиях не исключен уход малого бизнеса в тень. При отсутствии средств, неизбежно сокращение деятельности. Для высвобождения средств предприниматели перестанут показывать прибыль, платить «белую» зарплату. Это приведет к снижению налоговых выплат. Укрытие доходов неизбежно. Если методы действующего налогового администрирования не изменить, возникнет излишнее давление, направленное на поддержание достигнутого уровня, что только усугубит бедственное положение малого бизнеса.

Справедливости ради, отметим, не все малые предприятия оказались в таком сложном положении. Если предприятие производит дешевую продукцию и услуги массового спроса, не использует кредиты или гарантированно пользуются поддержкой банков, выполняют муниципальные или государственные заказы, то такие малые предприятия сегодня имеют высокий шанс успешно работать.

Для преодоления влияния кризиса на малый бизнес необходимо принять срочные меры по созданию финансовой базы. Значение финансовой поддержки через банки играет решающую роль. Можно разместить государственные средства в частных банках, которые начнут кредитовать малые предприятия.

Большое значение может иметь создание гарантийных фондов, которые будут давать поручительства и залоги малым предприятиям, не имеющим необходимого имущества для обязательств при получении банковских кредитов.

Положительный опыт создания таких гарантийных фондов уже имеется. Они успешно работают в Москве, Ленинградской области, Санкт-Петербурге, в Свердловской и Воронежской областях, в Ханты-Мансийске и Удмуртии. Суммарная капитализация этих фондов составляет 3,5 миллиардов рублей. Выдано гарантийных кредитов более 5 миллиардов рублей. Важно не останавливаться на достигнутом и увеличивать количество таких гарантийных фондов и продолжать развивать уже существующие.

Следующей действенной мерой по поддержке малого бизнеса является имущественная поддержка. Поскольку, арендные ставки и цены на недвижимость оказывают сильное влияние на издержки предприятий, необходимо добиться снижения стоимости аренды нежилых помещений, земельных участков, которые находятся в собственности РФ, а так же региональной и муниципальной собственности.

Важнейшим направлением является, так же, стимулирование спроса на товары и услуги малых предприятий отечественного производства, вытеснение с рынка импортных товаров. Нельзя допустить снижения федеральных, региональных и муниципальных заказов для малых предприятий. Существует даже норма, обязывающая федеральные и региональные власти размещать не менее 10% госзаказа на торгах, проводимых для предприятий малого бизнеса. Номенклатура таких товаров и услуг утверждена специальным постановлением Правительства РФ.

Установлен предел: 2 миллиона руб. на товары и 3 миллиона руб. на услуги. Для привлечения малого бизнеса желательно увеличить эти пределы.

В этих условиях у малых предприятий появятся дополнительные средства для развития своей деятельности.

Можно привлечь электронные средства для объединения и размещения заказов для малых предприятий.

Говоря о стимулировании спроса, можно добавить, что желательно принять меры по регулированию импорта товаров, установить квотирование, дополнительные таможенные пошлины.

Для развития малого бизнеса в кризис необходимо работать одновременно в трех секторах: 1. разумное налоговое регулирование; 2. уменьшение административных препятствий; 3. поддержка малых предприятий кадровыми ресурсами;

В налоговой сфере для новых малых предприятий можно установить налоговые льготы («налоговые каникулы»).

Такое налоговое послабление будет стимулировать малый бизнес к росту производства и сокращению использования «теневых» схем.

В сфере преодоления административных препятствий необходимо как можно скорее принять пакет законов, уменьшающих давление на малый бизнес, сокращение лицензирования и замена его страхованием ответственности, замена сертификации декларациями соответствия. Уменьшение издержек на лицензирование и сертификацию приведет к увеличению свободных средств, которые можно направить на дальнейшее развитие.

С помощью новых законов регламентировать проверки малых предприятий и сократить их количество в отношении малого бизнеса.

Что касается кадрового сектора, то необходимо привлечь уволенных с крупных и средних предприятий работников и повысить производительность труда на малых предприятиях. Важную роль могут сыграть муниципальные службы занятости.

23 Января 2009

Влияние кризисных явлений в экономике Российской Федерации на малый бизнес

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ СИСТЕМНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1. Основные особенности сегмента малого предпринимательства с точки зрения воздействия на него кризисных явлений в экономике Российской Федерации

По данным Федеральной службы государственной статистики РФ число малых предприятий на 1 января 2008 года превысило 1100 тыс. единиц, а индивидуальных предпринимателей – 3,4 млн. человек. В 2007 году продолжились тенденции к увеличению объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях. Итоги деятельности субъектов малого предпринимательства за 2007 год можно рассматривать как положительные. Можно констатировать, что тенденции к росту данного сектора отмечаются уже в течение нескольких последних лет. Кроме того, в 2006-2008 годах была активизирована государственная политика по созданию благоприятных условий для развития предпринимательских инициатив как на федеральном, так и региональном уровнях. Так, принято новое законодательство о развитии малого и среднего предпринимательства, одобрен ряд нормативных актов, направленных на упрощение доступа малых предприятий к финансовой и имущественной поддержке. Принимаются определенные меры по устранению административных барьеров.

Однако указанные положительные тенденции развития сектора малого предпринимательства могут быть сняты воздействием как общих, так и специфических факторов, обусловленных кризисными явлениями в экономике зарубежных стран и Российской Федерации, зафиксированных в третьем квартале 2008 года.

К общим негативным факторам, оказывающим влияние на деятельность малых предприятий, можно отнести снижение ликвидности, неплатежи, низкая инвестиционная активность.

К специфическим факторам в свою очередь относятся следующие.

Во-первых, это резкое сокращение доступа к дополнительным финансовым возможностям и возможностям для инвестирования.

Несмотря на то, что в настоящий момент зависимость от банковского сектора и банковского финансирования малых предприятий в отличие от крупных и средних предприятий не является сильно выраженной, кризис ликвидности в банковском секторе сократит возможности банков для выделения дополнительных кредитов малым предприятиям. Как правило, представители малого бизнеса в меньшей степени пользуются кредитами (по сравнению с более крупными коллегами) для реализации проектов по расширению бизнеса и созданию новых производств. Субъекты малого предпринимательства используют кредиты в основном для пополнения оборотных средств, закупки товаров у крупных производителей, оптовиков. Другими словами, у малого бизнеса велика доля (и потребность) краткосрочных и среднесрочных кредитов. Однако банки, ограниченные в своих ресурсах из-за кризиса, не смогут удовлетворить спрос со стороны малых предприятий на получение таких кредитов. При этом в большей степени влияние банковского кризиса почувствуют на себе малые предприятия, работающие с небольшими региональными банками, которые в настоящий момент испытывают наиболее значительные сложности с ликвидностью и уже не имеют возможности предоставлять кредиты субъектам МП.

Кроме того, в условиях дефицита средств филиалы крупных федеральных и региональных банков с большой долей вероятности будут ужесточать требования к заемщикам, в том числе поднимать процентные ставки по кредитам, что приведет к тому, что не все субъекты малого предпринимательства, желающие получить кредит и имеющие соответствующее обеспечение, смогут рассчитывать на его получение.

Во-вторых, необходимо обратить внимание на высокую зависимость малого бизнеса от внутреннего спроса. Данный фактор заключается в том, что малый бизнес в основном ориентирован на удовлетворение потребностей населения и предприятий, действующих в России. Доля экспортоориентированных малых предприятий очень низка. Снижение платежеспособного спроса на товары и услуги малых предприятий окажет значительное негативное влияние на деятельность малого бизнеса. Так, сокращение спроса приведет к сокращению оборотных средств, что в свою очередь заставит предприятия урезать издержки за счет сокращения объема выпуска продукции, сокращения штатов, приостановки проектов собственного развития и расширения деятельности.

В-третьих, для малого бизнеса (особенно в сфере розничной и мелкооптовой торговли, производства строительных материалов) станет нецелесообразным использование при работе с крупными производителями и поставщиками схемы «предоплата за продукцию – отгрузка продукции»), поскольку из-за кризиса ликвидности и затруднения доступа к финансовым ресурсам предприятия не будут иметь возможности привлекать заемные средства для закупки необходимых товаров. Это в свою очередь приведет к приостановке деятельности отдельных малых предприятий, бизнес-процессы которых основываются на указанной схеме.

В-четвертых, кризисные явления увеличивают риск приостановки деятельности и даже распада инфраструктуры поддержки малых предприятий. Так, в случае сокращения активности малых предприятий и их спроса на информационные, маркетинговые, образовательные и иные бизнес-услуги, которые предоставляются организациями инфраструктуры поддержки, некоторые организации инфраструктуры могут прекратить свое существование. При этом продолжится деятельность только тех организаций, которые специализируются на предоставлении малым предприятиям финансовых услуг, например, микрофинансовых организаций, венчурных фондов, фондов прямых инвестиций, гарантийные фонды. Возможно, именно эти институты в условиях отсутствия банковского финансирования станут единственным источником заемных денег для малого бизнеса.

В-пятых, кризисные явления могут спровоцировать уход в теневой сектор малых предприятий. В условиях отсутствия средств и платежеспособного спроса субъекты малого предпринимательства будут вынуждены сокращать масштабы деятельности. Чтобы высвободить дополнительные средства, многие предприятия будут минимизировать налоговые поступления, принимать максимальные усилия по экономии издержек, в том числе укрывать собственные доходы. При этом в условиях существующего налогового администрирования возникает и другой риск: на малый бизнес может оказываться излишнее административное давление с целью сохранения существующего уровня налоговых платежей от конкретных предприятий.

В целом можно отметить, что вследствие существования кризисных явлений в экономике, субъекты малого предпринимательства будут:

1) замораживать все проекты, которые направлены на развитие и расширение (приостанавливается покупка нового оборудование, вложения в инфраструктуру, наем и обучение персонала, освоение новых земельных участков, открытие новых торговых точек, совершенствование методов управления, организации производства и сбыта и т.п.);

2) прикладывать все усилия по сокращению инвестиционных и налоговых расходов;

3) пересматривать методы работы с контрагентами (например, предприятия будут отказываться от предоплаты на покупаемый товар и предъявлять более серьезные требования к покупателям, чтобы избежать возможности неплатежей за отгруженную продукцию)

4) будут наращивать привлечение заемных средств с нелегальных кредитных рынков (от ростовщиков и криминальных кредитных касс – «общаков») и перестанут пользоваться кредитными услугами легального рынка кредитования, поскольку доступ к ним будет ограничен.

Безусловно, кризис повлияет не на все малые предприятия. Ущерб от экономического кризиса для отдельных субъектов малого предпринимательства будет не очень сильным. К таким предприятиям прежде всего относятся:

  • предприятия, производящие недорогую продукцию массового спроса и предоставляющие относительно дешевые услуги населению;
  • предприятия, производящие товары/услуги с неэластичным спросом;
  • предприятия, не использующие в своей работе заемные средства;
  • предприятия, имеющие постоянные и налаженные отношения с банками, которые могут предоставить кредиты в сложный момент;
  • предприятия, имеющие административную поддержку и работающие по государственному / муниципальному заказу.

2. Основные болезненные и уязвимые точки малого предпринимательства

Кризис может обусловить значительное количественное сужение малого бизнеса, то есть уход с рынка (прежде всего «в тень») части малых предприятий, вынужденных временно свернуть или полностью прекратить свою легальную хозяйственную деятельность, сокращение численности занятых на малых предприятиях, снижение объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях.

Анализ специфики кризисных явлений и специфики малого бизнеса позволяет выделить следующие проблемные и уязвимые точки субъектов малого предпринимательства.

Таблица 1.

Категория субъектов малого предпринимательства (МП) Проблемные точки
Субъекты МП, которые активно используют заемные средства для производства, оказания услуг отсутствие доступа к банковскому финансированию переоценка залогового обеспечения, ухудшения условий кредитования, проблемы с оборотными средствами, переход к теневому кредитованию в форме нелегальных кредитных услуг ростовщиков и организованных преступных группировок
Субъекты МП, производящие продукцию для средних и крупных предприятий снижение спроса на продукцию, риск неплатежей со стороны контрагентов
Субъекты МП, оказывающие производственные, маркетинговые, кадровые, информационные, консультационные и прочие услуги снижение спроса на услуги, риск неплатежей
Субъекты МП, действующие в сфере строительства (производство строительных материалов, выполнение строительных и ремонтных работ) снижение спроса на продукцию и услуги, снижение стоимости продукции, тогда как материалы могли быть закуплены по высоким ценам начала – середины года
Субъекты МП, действующие в оптовой и розничной торговле повышение стоимости импортной продукции, проблема с оборотными средствами, в среднесрочной перспективе – снижение спроса на продукцию
Субъекты МП, действующие в сфере общественного питания и ресторанном бизнесе
Субъекты МП, оказывающие услуги в сфере транспорта снижение спроса на продукцию и услуги, снижение рентабельности и ликвидация отдельных предприятий
Субъекты МП, работающие по государственному и муниципальному заказу снижение объемов заказов в 2009 году, неоплата произведенных работ в 2008 г. повышение конкуренции за государственный и муниципальный заказ
Субъекты МП, реализующие инвестиционные проекты направленные на модернизацию, расширение производства отсутствие финансовых средств для развития, замораживание проектов развития
Все субъекты МП административное давление на бизнес, увеличение числа проверок, снижение оборачиваемости капитала, увольнение наемных работников

Основные существующие или возможные проблемы у субъектов малого предпринимательства все-таки носят финансовый характер:

1) отсутствие оборотных средств;

2) отсутствие доступа к банковским кредитным услугам, как для решения проблемы с оборотными средствами, так и для реализации начатых или намеченных инвестиционных проектов;

3) отсутствие свободного доступа к займам государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства в связи с малыми размерами их финансовых активов и ограниченным бюджетным финансированием этих фондов;

4) снижение спроса на продукцию, при неизменном уровне издержек грозит ухудшением показателей оборачиваемости капитала, снижением нормы прибыли и рентабельности бизнеса;

5) риск неплатежей от контрагентов – отказ от работы с некоторыми контрагентами, снижение прибыли, повышение рисков «затоваривания».

3. Меры, направленные на снижение воздействия кризисных явлений на малое предпринимательство

Для решения указанных проблем и предотвращения негативного влияния кризисных явлений на деятельность субъектов малого предпринимательства должны быть приняты меры, направленные на создание финансовой базы малого бизнеса и снижение издержек малого бизнеса.

Возможными мерами, направленными на снижение влияния кризисных явлений на деятельность малых предприятий, могут выступать:

  • меры в области увеличения финансовой поддержки;
  • меры в области имущественной поддержки;
  • меры, направленные на стимулирование спроса на товары и услуги малых предприятий;
  • меры в области информационной поддержки.

Необходимо принять ряд решений, направленных на увеличение финансовой поддержки малого предпринимательства. Так, можно увеличить объемы кредитования малого предпринимательства по программам государственных банков (например, Внешэкономбанка), а также провести специальный конкурс по размещению средств государственного бюджета в негосударственных банках (кредитование частных банков), при этом данные ресурсы в свою очередь негосударственные банки должны будут потратить на расширение кредитования малых предприятий.

Еще одной мерой в области финансовой поддержки может стать увеличение финансирования программ поддержки малого предпринимательства, осуществляемого по результатам конкурса по отбору субъектов РФ, бюджетам которых в 2008 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства субъектами РФ. При этом дополнительные средства, выделяемые из государственного бюджета, можно пропорционально разделить между субъектами РФ-победителями данного конкурса, а основной акцент сделать на увеличении объемов прямой финансовой поддержки малых предприятий и организаций, образующих финансовую инфраструктуру поддержки малых предприятий, в том числе таких мероприятий, как субсидирование расходов малых предприятий, выделение грантов начинающим предпринимателям, создание и развитие микрофинансовых организаций, гарантийных фондов, фондов инвестиций.

Другой действенной мерой в области финансовой поддержки выступает создание новых и расширение действующих гарантийных фондов (фондов поручительств) – специальных некоммерческих фондов, предоставляющих поручительства и залоги за субъектов малого предпринимательства, у которых недостаточно собственного имущества для полноценного обеспечения обязательств по банковским кредитам. Формирование и использование гарантийных фондов направлено на упрощение доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным услугам наиболее надежных кредитных организаций, предъявляющих высокие требования к финансовой прозрачности заемщиков и экономической надежности финансируемых проектов. Опыт создания гарантийных фондов имеется в г. Москве, г.Санкт-Петербурге, Ленинградской, Воронежской, Свердловской областях, Республике Удмуртия, Ханты-Мансийском АО и других субъектах Российской Федерации. За счет средств федерального бюджета в 2006-2007 годах поддержано создание 23 региональных гарантийных фондов с общей капитализацией 3,3 млрд. рублей. Обеспечены гарантиями кредиты предпринимателей на сумму свыше 5 млрд. рублей. Необходимо и дальше создавать гарантийные фонды, а также создавать условия для развития действующих фондов.

Второй группой мер являются меры в области имущественной поддержки. В условиях вынужденного сокращения издержек арендные ставки и цена недвижимости будут оставаться значительным фактором, влияющим на себестоимость продукции и услуг малых предприятий. Соответственно мерой, направленной на облегчение доступа к имуществу а также сокращение издержек малых предприятий, может стать снижение ставок по аренде нежилых помещений и земельных участков, находящихся в федеральной, региональной и муниципальной собственности.

Отдельной группой мер выступают специальные серы, направленные на стимулирование спроса на товары и услуги малых предприятий и замещение импорта. Здесь нужно обратить внимание на недопустимость снижения объемов федеральных, региональных, муниципальных заказов, предназначенных для малых предприятий. В соответствии с законодательством о размещении государственных и муниципальных заказов государственный заказчик обязан размещать 10-20% государственного заказа исключительно на тогах, проводимых для субъектов малого предпринимательства по отдельной номенклатуре товаров, работ, услуг, утвержденной Постановлением Правительства РФ. При этом стоимость заказа, который размещается на таких торгах, не должна превышать 3 млн. рублей на работы и товары и 2 млн. рублей на услуги. С целью привлечения малых предприятий к выполнению государственного заказа можно увеличить верхнюю границу, установленную для размера начальной (максимальной) цены заказов. Это позволит малым предприятиям, работающим по государственным контрактам, получить доступ к дополнительным средствам, которые они могли бы использовать на поддержание и расширение своей деятельности, а также повысит интерес к участию в государственных закупках у малых предприятий-потенциальных участников заказа. Кроме того, с целью расширения доступа малых предприятий к государственному заказу можно создавать специальные электронные площадки, которые объединяли бы заказы, предназначенные для малых предприятий и размещаемые различными государственными заказчиками, а также служили бы средством широкого информирования субъектов малого предпринимательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, в которых участниками размещения заказа являются такие субъекты.

Определенное воздействие стимулирование спроса на товары и услуги малых предприятий может также оказать использование мер регулирования импорта ввозимых товаров. Такими мерами могут стать квотирование, а также введение дополнительных таможенных пошлин на товары, связанные с потреблением (прежде всего, продукты питания).

В условиях кризиса необходимо уделять внимание и осуществлению специальных информационных мероприятий и акций (включая поведение специальных семинаров, конференций, брифингов, размещение информации на сайтах федеральных и региональных органов государственной власти, посвященных вопросам малого предпринимательства), направленных на разъяснение информации:

  • об особенностях кризиса;
  • о влиянии кризиса на деятельность малых предприятий;
  • об особенностях управления в условиях кризиса;
  • о дополнительных возможностях доступа малых предприятий к финансовым и имущественным ресурсам.

4. Меры, направленные на развитие малого предпринимательства в условиях «кризиса»

Меры, направленные на развитие малого предпринимательства в условиях экономического кризиса, можно разделить на три группы:

  • меры в области налогового регулирования;
  • меры в области сокращения административных барьеров;
  • меры в области кадровой поддержки малых предприятий.

Меры в области налогового регулирования могут предполагать предоставление «налоговых каникул» для вновь образованных предприятий и производств, созданных в результате осуществления инвестиций в форме капитальных вложений (например, временное освобождение от налогов на прибыль, имущество, земельного налога предприятий, работающих по общей системе налогообложения, и временное освобождение от уплаты единого налога предприятий, работающих по специальным режимам налогообложения).

С целью высвобождения у малых предприятий дополнительных средств целесообразно сократить общую налоговую нагрузку на малые предприятия за счет снижения отдельных налогов (ЕСН в первую очередь). В целом снижение налогов для малых предприятий послужит стимулом к росту и увеличению производства, а также будет способствовать сокращению теневого сектора.

Кроме того, необходимо продолжить работу по устранению административного барьеров, препятствующих деятельности малых предприятий. Следует рекомендовать ускорить принятие пакета законопроектов, направленных на сокращение давления на бизнес за счет упорядочения государственного и муниципального контроля, замены лицензирования страхованием гражданской ответственности, ограничения внепроцессуальных прав милиции и обеспечением возможности замены обязательной сертификации декларированием соответствия. Прежде всего, требуется дальнейшее упорядочение принципов и регламентация порядка проведения проверок малых предприятий, сокращение количества контрольных и надзорных мероприятий, проводимых в отношении малого бизнеса. Реальные изменения должны произойти не только в идеологии, но и в правоприменительной практике. C целью упорядочения проведения налоговых поверок общий порядок проведения контроля можно распространить и на налоговый контроль.

В части замены обязательной сертификации декларированием принятие соответствующего закона необходимо дополнить практическими шагами по оптимизации данной формы оценки соответствия. В приоритетном порядке необходимо подготовить предложения по существенному сокращению перечня сертифицируемых видов продукции и уточнению единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия.

При этом представляется целесообразным придерживаться целевой установки по сокращению доли видов продукции, подлежащей обязательной сертификации, до 50% в 2009-2010 гг. и установить четкий график по дальнейшему сокращению сферы обязательной сертификации с закреплением конкретных показателей результативности его реализации. Сокращение издержек на сертификацию, которые являются серьезным барьером для малого бизнеса (причем затраты на сертификацию существенно возрастают для продукции высокого передела и инновационных секторов), приведет к увеличению свободных средств предприятий, часть из которых может быть направлена на инвестиции.
[В абсолютном выражении по оценкам, основанным на результатах независимых выборочных опросов предприятий и данных Ростехрегулирования, общие расходы предприятий (с дорасчетом по всему кругу) на обязательную сертификацию только в рамках системы ГОСТ Р в 2004 г. составили от 50 до 85 млрд. руб.]

Необходимо также упростить доступ малых компаний к электросетям и установить низкие фиксированные цены для подключения к энергомощностям малых предприятий.

Учитывая высвобождение большого количества трудовых ресурсов, уволенных со средних и крупных предприятий, можно предпринимать определенные меры по привлечению данных сотрудников на малые предприятия и тем самым повысить производительность труда в сегменте малого бизнеса. Определенную роль здесь может сыграть активизация работы государственных и муниципальных служб занятости с конкретными малыми предприятиями по трудоустройству на них новых сотрудников.

Иванова Е.А.

Кандидат экономических наук, Донской государственный технический университет

СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ

Аннотация

Кризисные явления в экономике диктуют новые требования к стратегиям и стандартам управления предприятий малого бизнеса, что позволяет им «остаться на плаву» и повысить свою конкурентоспособность и устойчивость. Малый бизнес является тем «локомотивом» экономики, который позволит подняться на новый виток развития и обеспечить экономический рост страны. Предприниматели должны использовать качественно новые стратегии развития, менять свои ориентиры и бизнес-установки в деятельности предприятия.

Ключевые слова : малый бизнес, стратегия, принципы управления, конкурентоспособность.

Ivanova E.A.

PhD in Economics, Don State Technical University

THE STRATEGY OF THE ENTERPRISES OF SMALL BUSINESS IN CONDITIONS OF CRISIS

Abstract

The crisis in the economy dictate new requirements to policies and standards of management of small businesses, allowing them to “stay afloat” and to increase their competitiveness and sustainability. Small business is the “engine” of the economy, which will rise to a new stage of development and economic growth of the country. Entrepreneurs should use qualitatively new strategy for the development, improvement, change their orientation, and business installations in the enterprise.

Keywords: small business, strategy, principles of management, competitiveness.

Сложные системные преобразования, которые сейчас происходят в отечественной экономике, заставляют по-новому взглянуть на те отрасли и сферы, которые позволяют поднимать экономику страны в условиях санкций и ограничений. И важная роль в экономическом росте и импортозамещении принадлежит малому бизнесу.

С марта 2014 г. действует пакет санкций (финансово-экономических, научно-технологических, торговых и др.), введенных правительствами ряда стран в отношении России. А в результате сокращается объем внешней торговли Российской Федерации и уменьшается приток в страну иностранных инвестиций, что влечет за собой ряд негативных последствий.

Современная «война санкций» ограничивает переоснащение производственных предприятий с помощью средств и новых технологий зарубежных партнеров и инвестиций. Большинство европейских и американских компании полностью приостановили поставки технологий и оборудования в Россию . Непосредственно, это отражается и на малом бизнесе.

Малое предпринимательство является важным составным элементом рыночной экономической системы. Оно проникает во все системы экономической и социальной жизни общества: в производство, коммерцию, сферу финансов, теневую экономику, мир искусства и духовных ценностей.

Малое предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, обеспечивает специализацию и кооперацию, позволяет повысить гибкость и эффективность любого бизнеса .

Малый бизнес выполняет серьезные экономические и социальные задачи .

Общеизвестно, что дифференциация малого бизнеса в России объясняется несопоставимостью условий развития малых предприятий в Москве и Санкт-Петербурге и в остальных регионах страны .

Поддержка малого и среднего бизнеса в зарубежных странах имеет большое значение, так как является базой для стабильного развития экономики в этих странах. Развитие малого и среднего бизнеса в зарубежных странах идет более быстрыми темпами, чем в России .

К настоящему времени система поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) достигла невиданных ранее в нашей стране масштабов. В 2008 – 2013 гг. в российском малом, а в 2009 – 2010 гг. и в среднем бизнесе наблюдался бурный рост числа предприятий, характерный для периодов грюндерства.

Бурный рост, который можно условно назвать второй волной современного российского грюндерства в сфере МСП, начался в период кризиса 2008 – 2009 гг. За два года число малых предприятий (включая микро) выросло на 17%, а к концу 2013 г. – на 53% (табл. 1). Количество микропредприятий за этот период выросло на 65,2%. Отметим, что именно на малые предприятия (включая микро) приходятся наибольшие количество занятых и доля оборота российских субъектов МСП.

Таблица 1 – Характеристика малых предприятий России в 2008- 2013 гг.

Показатель 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Число предприятий, тыс. 1348 1578 1644 1837 2003 2062
% 100 117,1 122,0 136,3 148,6 153,0

В 2008 – 2014 гг. федеральные власти реализовали почти все предложения общественной организации “ОПОРА России”, предложения других российских союзов предпринимателей по ликвидации избыточных административных барьеров. В стране активизировалась работа по созданию специальных антикоррупционных механизмов в сферах деятельности государственных органов с повышенным риском коррупции. Создан институт защиты прав предпринимателей – федеральный и региональные омбудсмены по предпринимательству .

В то же время субъекты малого предпринимательства испытывают ряд проблем и трудностей, к которым можно отнести:

– более высокий уровень риска, вызывающий неустойчивое положение на рынке;

– зависимость от крупных компаний;

– слабая компетентность руководителей;

– повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

– трудности в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов;

– неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) .

Анализ статистики говорит о том, что в 2013 году в РФ прекратили деятельность 932,8 тыс. индивидуальных предпринимателей (ИП), из них 98% по собственному решению. Такие решения обусловлены простотой процедуры ликвидации ИП, а также личной ответственностью ИП за несоблюдение требований законодательства.

Целесообразно при более детальном исследовании эффективности государственной помощи малому бизнесу в конкретном регионе рассматривать и другие мероприятия по поддержке предпринимателей, такие как: наличие бизнес-инкубаторов и технопарков, эффективность мероприятий по популяризации предпринимательства, количество микрозаймов, выданных на развитие, и другие .

Можно выделить четыре основных принципа совершенствования действующего механизма государственной поддержки малого бизнеса.

  1. Квоты субсидирования бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ развитиямалого бизнеса определяются исходя из темпов роста сектора, а не его абсолютной величины (таким образом поощряются происходящие сегодня позитивные изменения, а не давно достигнутые результаты).
  2. Отказ от множественности видов субсидирования, распределяемых разными ведомствами по непрозрачным для регионов критериям, в пользу 4 – 5 широкоцелевых субсидий, которые субъект РФ может использовать с большей самостоятельностью.
  3. Центр ответственности за сокращение пространственной асимметрии переносится на региональный уровень.
  4. Для повышения экономической эффективности государственного финансирования на региональном уровне определяются перспективные направления развития малого бизнеса внутри каждого из муниципальных образований, и дальнейшая финансовая поддержка местных бизнес-проектов осуществляется только в указанных направлениях.

Таким образом, вместо существующей политики “консервации” достигнутого в стране уровня развития малого и среднего бизнеса и его ускоренного “восстановительного роста” в узком кругу и без того “развитых” субъектов РФ федеральным и региональным властям предлагается развивать способность прогнозировать будущие запросы городских округов и сельских муниципальных районов в соответствии с имеющимися приоритетами и природным, человеческим, материально-техническим и иным потенциалом .

Одним из направлений повышения конкурентоспособности малых предприятий в особенности, можно назвать использование развитых конкурентных преимуществ, основанных на конкурентных стратегиях.

Стратегическое планирование в малых фирмах либо отсутствует совсем, либо носит фрагментарный характер .

Итак, в основе предпринимательского взгляда на процесс построения стратегии лежат следующие предпосылки:

1) стратегия должна существовать у руководителя в форме перспектив развития;

2) формировать стратегию руководитель может на уровне сознания и основана она на интуиции руководителя.

3) контроль осуществления стратегии остается за руководством;

4) необходимо иметь гибкое и продуманное стратегическое мышление;

5) предприятие малого бизнеса отличается гибкостью, реагирующей на все указания руководства;

6) для предпринимателей характерен поиск стратегий и отсутствие влияний прямых конкурентов в рыночных нишах .

Стратегическое планирование и управление отечественных предприятий характеризуется тем, что руководители предприятий проводят собственные исследования и прогнозы влияний внешней среды, определение ассортиментного перечня товаров и услуг, порядок расчета себестоимости и затрат, формируют ценовую политику, самостоятельно должны выбирать поставщиков, разработать собственную сбытовую политику и влиять на потребительское поведение. Все вышеприведенные задачи требуют единую сформированную и эффективную стратегию функционирования и развития предприятий.

Важное значение в стратегическом планировании малого бизнеса играют долгосрочные цели, направленные на достижение ключевых результатов и формирование конкурентных преимуществ. При этом важно выделить ключевые области, определяющие долгосрочные цели: место на рынке, инновации и технологии, маркетинг, производственный процесс, управление финансами и персоналом, менеджмент предприятия .

Ежегодно можно наблюдать разорение предприятий малого бизнеса, поскольку риски достаточно велики, а успех деятельности зависит от правильных стратегий.

Основными причинами разорений предприятий можно отнести:

1) недостаточный уровень компетентности учредителя и работников,

2) нехватка или отсутствие управленческого опыта руководителя;

3) нет перспектив и планов развития не среднюю и долгосрочную перспективу;

4) отсутствует стратегическое планирование;

5) расширяется деятельность без знаний реальных объемов ресурсов;

6) нехватка информаций о потребителях и поставщиках;

7) несоответствующие системы учета и документооборотов;

8) неактуальные данные маркетинговых исследований;

9) семейственность бизнеса;

10) правовые проблемы с законом;

11) неоптимальное делегирование обязанностей;

12) отсутствует сбалансированное управление финансами .

В кризис лучшая стратегия для реального сектора – представить, что выручка или прибыль компании сократилась вдвое. Каждому предприятию, как и государству, нужны три сценария развития событий и три набора действий в зависимости от каждого из них:

Оптимистичные – для персонала и внешних аудиторий;

Пессимистичные – для внутренних нужд;

Реалистичные .

Краткий список обязанностей руководителя, как считает Александр Высоцкий, основатель Школы Владельцев Бизнеса и «Высоцкий Консалтинг»:

Добиваться производства продуктов

Отдавать распоряжения,

Повышать ответственность подчиненных,

Разрабатывать инструкции и политику,

Организовывать

Планировать

Координировать деятельность

Инспектировать

Обучаться и обучать подчиненных .

Кризисные явления в экономике заставляют предприятия малого бизнеса по-новому взглянуть на цели, задачи и стратегию развития. Важной целью является сохранение лидерских позиций, повышение конкурентоспособности, высокие финансовые показатели. Самое важное, сохранять гибкость и мобильность, адаптация к реалиям, учитывать влияние явлений в экономике, политике, внешней среды, что характерно для современных отечественных предпринимателей.

Литература

  1. Казанцев, С.В. Оценка влияния экономического спада и антироссийских санкций на регионы РФ// ЭКО. Всероссийский экономический журнал. – 2016. – №5.-С.55.
  2. Федорова, Е., Федотова, М., Николаев, А. Оценка влияния санкций на результаты деятельности российских компаний // Вопросы экономики. – 2016. – №3-С.34
  3. Смирнов, Д.В.Особенности институциональной инфраструктуры малого и среднего предпринимательства в региональной экономической системе: монография/ Д.В. Смирнов, В.В. Салий. – Ростов:Издательство «Азов-печать», 2015.- С.4-5
  4. Князькина, Е.В. Адаптация как фактор конкурентоспособности малых строительных предприятий региона в условиях нестабильной экономической ситуации: монография.– Самара, Самарск. гос. арх.-строит. ун-т., – 98 c.
  5. Подшивалова, М. Качество социально-экономических институтов, формирующих среду развития малого бизнеса//Вопросы экономики. -2014.-№6.-С.97-111
  6. Багова, А. Опыт поддержки малого и среднего бизнеса в зарубежных странах (на примере Германии и Франции) // Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом». – 2013. -№ 1. -С. 7 – 12
  7. Росстат (www.gks.ru).
  8. Виленский, А.Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в современной России на второй волне грюндерства//Вопросы экономики.-2014.-№11. – С.95-106
  9. Низова, Л.М., Малинкина, И. В. Предпринимательство на региональном уровне: приоритеты и проблемы // ЭКО. Всероссийский экономический журнал. – 2016.- № 1.- C. 70-76
  10. Александров, П. Некоторые институциональные изменения в развитии малого предпринимательства //Общество и экономика. – 2015.- № 10.-C. 92-97
  11. Алещенко, В.В. Малый бизнес: пространственное развитие и приоритеты государственной политики// ЭКО. Всероссийский экономический журнал.- 2014.- № 11.-C. 132
  12. Князькина Е.В. Адаптация как фактор конкурентоспособности малых строительных предприятий региона в условиях нестабильной экономической ситуации: монография. – Самара. Самарск. гос. арх.-строит. ун-т, – 98 c.
  13. Минцберг, Г.Стратегическое сафари: Экскурсия по дебрям стратегического менеджмента / Генри Минцберг, Брюс Альстранд, Жозеф Лампель; Пер. с англ. - 2-е изд. - М. : Альпина Паблишер, 2016. - 365 с.
  14. Фомичев, А.Н. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов / А. Н. Фомичев. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. - 468 с.
  15. Лозик, Н.Ф. Стратегический менеджмент: учебное пособие / Н.Ф. Лозик, М.Н. Кузина, Д.В. Царегородцев; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. А.А. Семеновой. - М. : Издательство «Русайнс», 2015. - 152 с.
  16. Воронин, А.Д. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / А.Д. Воронин, А.В. Королев. – Минск: Вышэйшая школа, 2014. – 175 с.: ил
  17. Цветков, В. Выручка компании упала в два раза: выжить помогут девять экспресс-советов//Генеральный директор.- 2016.-№6. – С.33
  18. Высоцкий, А. Краткий список обязанностей руководителя//Стандарты управления бизнесом.-2016.-№12.-С.88-90

References

  1. Kazantsev, SV Assessing the impact of the recession and anti-Russian sanctions on the regions of the Russian Federation // ECO. Russian Economic Journal. – 2016. – №5.-P.55.
  2. Fedorov, EA, Fedotov, Moscow Nikolaev, A. Assessment of the impact of sanctions on the results of Russian companies // Questions of economy. – 2016. – №3-P.34
  3. Smirnov, D.V.Osobennosti institutional infrastructure of small and medium-sized enterprises in the regional economic system: Monograph / DV Smirnov VV Saly. – Rostov: “Azov-print” Publisher, 2015.- S.4-5
  4. Knyazkina, EV Adaptation as a factor in the competitiveness of small construction companies in the region in an unstable economic environment: Monograph Samara, Samara. state. arh.-building. University Press, 2011. -. 98 c.
  5. Podshivalova, M. Quality of social and economic institutions that form the environment of small business // Problems of Economics. -2014.-№6.-S.97-111
  6. bugs A. Experience of supporting small and medium-sized businesses in foreign countries (for example, Germany and France) // Business Law. The app “Business and Law in Russia and abroad.” – 2013. -№ 1. C. 7 – 12
  7. Rosstat (www.gks.ru).
  8. Vilna, A.Gosudarstvennaya support for small and medium-sized businesses in Russia today for the second wave of Gründerzeit // Questions ekonomiki.-2014.-№11. – S.95-106
  9. Nizova, LM, Malinkin, IV Entrepreneurship regional priorities and problems // ECO. Russian Economic Journal. – 2016.- № 1.- C. 70-76
  10. Aleksandrov, P. Some institutional changes in the development of small business // the Society and economy. – 2015.- № 10.-C. 92-97
  11. Aleshchenko, VV Small business: spatial development and public policy priorities // ECO. National Economic zhurnal.- 2014.- № 11.-C. 132
  12. Knyazkina EV Adaptation as a factor in the competitiveness of small construction companies in the region in an unstable economic environment: a monograph. – Samara. SAMARA. state. arh.-building. University Press, 2011. – 98 c.
  13. Mintzberg, G.Strategicheskoe safari tour of the wilds of strategic management / Henry Mintzberg, Bruce Ahlstrand, Joseph Lampela; Trans. from English. – 2nd ed. – Moscow: Alpina Publisher, 2016. – 365 p.
  14. Fomichev, AN Strategic Management: A Textbook for universities / AN Fomichev. – M .: Publishing and Trading Corporation “Dashkov and K °», 2014. – 468 p.
  15. Lozik, NF Strategic Management: textbook / NF Lozik, MN Cousin, DV Tsaregorodcev; under the total. Ed. Dr. ehkon. Sciences, prof. AA Semenova. – M.: “Rusayns” Publishing House, 2015. – 152 p.
  16. Voronin, AD Strategic Management: Textbook. Benefit / AD Voronin, AV Korolev. – Minsk Higher School, 2014. – 175 p .: silt
  17. Tsvetkov, V. The company’s revenue fell two-fold: to help survive nine express tips // General direktor.- 2016.-№6. – P.33
  18. Vysotsky, A. A short list of duties of head // Management Standards biznesom.-2016.-№12.-S.88-90

Успешный и постоянно развивающийся бизнес – основа благополучия экономики страны. Однако в условиях господствующего в России кризиса в сфере бизнеса возникло множество проблем, затрагивающих различные отрасли и порождающих неопределенность и неуверенность в завтрашнем дне. Что принесет российскому бизнесу кризис в текущем году?

Ни у кого уже не осталось иллюзий на счет того, что кризисные явления пройдут незаметно для бизнеса. Даже крупные российские компании испытывают финансовые трудности, а будущее некоторых средних и мелких компаний и вовсе находится под большим вопросом.

2008 год не ушел бесследно: проблемы в банковском секторе и на фондовом рынке привели к снижению курсов акций компаний. Добавим сюда отток иностранного капитала из страны, сокращение или местами полное свертывание инвестиционных проектов, снижение объемов экспорта.… В результате таких изменений компании должны были в сжатые сроки сократить все возможные издержки, что, к сожалению, в первую очередь сказалось на стремительном сокращении рабочих мест.



Кризис - последствия для бизнеса


В начале 2009 года кризис повлиял на бизнес, как малый, так и крупный, очень сильно, что привело к следующим последствиям:

- снижение доходов населения отражается и на снижении покупательского спроса на товары и услуги, что в свою очередь приводит к сокращению объемов их реализации и к убыткам компаний;

- ужесточенные требования банков к потенциальным заемщикам , увеличенные процентные ставки по ссудам, а также отказ самого населения от оформления новых займов в связи с потерей рабочих мест или снижением доходов, приводят к сокращению размеров выдаваемых авто- и ипотечных кредитов;

- вследствие низкого спроса на автомобили и жилье возникают проблемы у автопроизводителей, автодилеров, строительных организаций и кооперативов ;

- жилищное строительство замораживается , а на складах торговых организаций происходит затоваривание;

- снижение объемов выдаваемых кредитов отражается на финансовых показателях деятельности банков и страховых компаний, призванных сопровождать большинство кредитных операций, что снова влечет за собой повышение процентных ставок и страховых тарифов.

Описание подобных взаимосвязей, вызванных , можно, наверное, продолжать бесконечно, поэтому от того, как будет развиваться бизнес в 2009 году, зависит судьба компаний и организаций различных сфер деятельности, а также рядовых граждан, вовлеченных в этот замкнутый круг.

Разговоры сегодня ведутся в основном об оздоровлении экономики страны и бизнеса в текущем году. Подразумевается здесь то, что выживут наиболее конкурентоспособные компании, которые сумеют быстро приспособиться к новым экономическим условиям и грамотно выстроить систему менеджмента. Остальным же фирмам придется покинуть рынок навсегда.

Т.е., во-первых, ожидается сокращение числа предприятий бизнес-сферы.

Во-вторых, в связи с охлаждением международных связей ожидается снижение импорта иностранной продукции в 2009 году и выход на первые позиции на рынке отечественных производителей.

В-третьих, «сдутие» искусственно завышенных цен на некоторых рынках, например, в сфере недвижимости. Это можно наблюдать уже сегодня.

И, наконец, волна поглощений и слияний, когда представители крупного и среднего бизнеса будут объединяться и поглощать друг друга, чтобы пережить кризис.


Пережить кризис...


Удержаться на плаву компании смогут, придерживаясь, так называемой, стратегии выживания, когда нужно будет отказаться от всех рисковых проектов и инвестиций, а уделить внимание может быть и менее прибыльным, но более надежным направлениям деятельности. В любом случае, кризис – явление временное. Рано или поздно он закончится, и представителям бизнеса можно будет воплощать в жизнь самые различные идеи. Но смогут сделать это только те, кто сумел отказаться от высокого риска во время кризиса.

Бизнесу в кризис необходимо также принимать во внимание, что справляться по большей степени придется собственными силами, поскольку размеры банковских кредитов, особенно международных, резко сократятся. Поэтому еще одно конкурентное преимущество окажется у тех компаний, которые имеют наименьшую долю участия заемного капитала, особенно иностранного.

В выигрыше также окажутся торговые сети, принадлежащие какой-либо российской финансово-промышленной группе, т.к. у них будет возможность дополнительного финансирования. «Одиночкам» же придется труднее, т.к. основным источником ресурсов для них является только кредитование.

В наименьшей степени кризис затронет крупный бизнес с государственным участием, поскольку помогать Правительство сможет только избранным.

То, как сложится судьба бизнеса в 2009 году, также во многом зависит и от курсов рубля и мировых валют, от цен на нефть, влияющих на ВВП в целом, от взаимоотношений России с Западом и США и от

Падение стоимости национальной валюты – это хорошо для стран с развитой экономикой: начинается рост внутреннего потребления, люди стараются покупать продукты отечественных производителей и путешествовать внутри страны. Но в России все сложно: больше половины товаров – импорт, до 90% лекарств тоже приходит из-за границы, а внутренний туризм не развит.

Конечно, в конце 2014 года потребительский спрос вырос практически во всех сферах: от электроники и бытовой техники до ювелирных изделий и автомобилей. Рост индекса потребительского доверия на фоне всеобщей стагнации – характерный феномен и вообще явление временное. С начала 2015 года началась совсем другая история, но ответа на вопрос, что делать, когда все рухнет, нет ни у кого. Как кризис повлияет на бизнес и что ждать в такие тяжелые времена? Попробуем разобраться.

Что было, что будет и что, собственно, делать?

  • Понижение потребительского спроса.

Спрашиваете, что принесет бизнесу кризис? Меньше клиентов. Они нынче затягивают пояса: каждый десятый снижает число покупок. Падение зарплат и сокращение реальных доходов играют свою роль – люди уже как-то меньше верят в светлое будущее и улучшения своего материального положения не ожидают.

Что делать? Не забывайте о специальных предложениях, которые помогут стимулировать спрос. И помните: сегодня все большую роль начинают играть долговечность, срок годности, состав… и настроение на момент покупки.

  • Приоритет цены.

Реальные доходы населения упадут, как минимум на 2,8% – так говорят официальные данные Минэкономразвития, так что смело умножайте это число на свой коэффициент доверия к нему. Неприятное следствие: размер начнет иметь большее значение, особенно если речь идет о цене. Не самое приятное влияние кризиса на бизнес.

Что делать? Если демпинговать не входит в ваши планы, то вспомните, о чем мы говорили в прошлом пункте и обратите внимание на продление качества предлагаемых товаров. Кроме того, постарайтесь отказаться от кредитов и условий работы на постоплате. Эффективный шаг – пересмотреть своих поставщиков и выбрать тех, кто подешевле и поближе, чтобы максимально сократить время доставки.

  • Импортозамещение.

Рост курса доллара и евро заставил выпить лишнюю рюмку коньяка почти всех предпринимателей, которые так или иначе связаны с импортом – одним словом, вообще почти всех. В стране, где даже до 90% всех лекарств приходит из-за рубежа, по-другому и невозможно: даже если производство находится в России, многие импортируют ингредиенты и оборудование. Что уж говорить про тех, у кого весь бизнес завязан на поставках? Многие уже отменили заказы новых коллекций и распродают остатки. Гораздо больше повезло тем, кто производит все в России и продает зарубеж… но много вы знаете таких компаний?

Что делать? Где возможно – постарайтесь сократить долю импорта: увеличьте линейку отечественных товаров, переходите на российское оборудование, комплектующие, ингредиенты. Например, продуктовые магазины уже гораздо охотнее продают российские сыры и мясо. А если невозможно – что ж, затяните пояс вслед за своими покупателями, повышайте цены, корректируйте ассортиментную матрицу, открывайте магазины по ликвидации остатков, пейте валерьянку. Скоро все это закончится и будет на вашей улице праздник.

  • Рост тарифов на доставку.

Если вы думаете, что у вас все плохо – посмотрите, как кризис сказался на бизнесе экспедиционных компаний. В результате санкций, объем грузоперевозок внезапно сократился на 20-40%, а рентабельность перевозчиков резко снизилась с 17% до 8%. Параллельно с этим уменьшается спрос, увеличивается себестоимость, растут риски. До 80% логистического рынка занимают ИП, которые не имеют финансовой подушки. Ухудшают ситуацию рост транспортного налога и введение налога для большегрузов, катающихся по федеральным трассам.

Что делать? Смириться. Не ругаться из-за цен. И помнить: число игроков сократится, а качество перевозок несколько снизится. Внимательно выбирайте, к кому обращаться за логистическими услугами.

  • Сложности в получении кредитов.

Эльвира Набиуллина еще в ноябре поделилась с общественностью о замедлении темпов кредитования. В реальности банки и правда не торопятся увеличивать свои кредитные портфели – и, увы, это касается не только частных лиц, но и компаний. Объем пролонгированных кредитов уже достиг 20%, требования к заемщикам ужесточаются, а бизнесу, как известно, нужны не такие суммы, как пенсионеркам из Подольска.

Что делать? Откажитесь от кредитных линий. Да, постарайтесь это сделать. Если же без заемных средств никак не получается или вам необходимо срочно перекредитоваться, воспользуйтесь альтернативой. Ею, например, может стать факторинг – залога не требуется, активы не замораживаются.

  • Сокращение персонала.

Рост безработицы был замечен еще в 2014 году и, по мнению экспертов, он продолжит увеличиваться. Но незначительно. Сокращения ради снижения расходов – это уже не модно: рынок труда с 2009 года значительно поменялся и большинство идет на эти меры только для того, чтобы сохранить бизнес. Отрицательной динамики по количеству вакансий не наблюдается, чего не скажешь про зарплаты: статистика говорит, что они уже упали на 2%, а про реальное значение и говорить грустно.

Что делать? Если есть возможность, не ужимайтесь: чтобы сохранить команду, можно проводить политику открытых дверей, рассказывать о планах компании и демонстрировать уверенность в завтрашнем дне. А если ее нет, то делайте как все: в первую очередь под сокращения идут все те, кто не приносит прямой пользы компании. Но найдете ли вы столь же компетентных специалистов после кризиса – тот еще вопрос.

Рост рекламного рынка составил в 2014 году всего 1,2%, по сравнению 10% годом ранее. Впрочем, это как раз понятно и очевидно. Интересно то, как кризис влияет на распределение рекламных бюджетов бизнеса: все большей популярностью пользуется digital-реклама. По слухам, в 2015 году она вырастет еще на 15-20% и заставит многие компании отказаться от роликов на Первом канале в пользу Глобальной Сети. Мобильная реклама также вырастет на уже привычные всем 40-45%.

Что делать? Вкладываться в рекламу в Интернете и мобильную рекламу, разумеется! Это и полезнее, и дешевле, и эффективнее. Также рекомендуем особое внимание уделить e-mail-маркетингу и социальным сетям: россияне, как известно, являются лидерами по времени, проведенному онлайн, а влияние социальных ресурсов на решение о покупке может вырасти до 37%.

Какое влияние кризис окажет на ваш бизнес зависит от множества факторов. Больше всего, конечно, повезло тем, у кого западные клиенты и западные инвестиции, а также тем, кто поставляет свою продукцию из России зарубеж. Но и российские табачники тоже неплохо себя чувствуют… в общем, помните: все проходит и кризис тоже скоро закончится. А если вы только планируете открыть свое дело – не бойтесь. Главное, выберите наиболее интересную перспективную сферу деятельности и дерзайте! Начинать в кризис даже легче, чем адаптироваться: ничто не мешает вам танцевать на пепелище.