Вопросы и задания по повести пушкина капитанская дочка. А

  1. Как вы думаете, почему повесть, посвященная народному восстанию, называется «Капитанская дочка»?
  2. Автору приходилось считаться с цензурой. Название произведения — попытка (и очень удачная!) завуалировать политическое содержание, сочувственное отношение автора к восставшим и их предводителю, представить повесть как социально-психологическое произведение, историю любви, тем более, что в развитии действия образ Маши Мироновой, капитанской дочки, играет очень большую, в том числе и самостоятельную роль. А бдительность цензуры таким подчеркнуто мирным, бытовым, аполитичным названием должна была быть обманута. Так и случилось.

  3. Для чего, по вашему мнению, автору понадобился второй рассказчик?
  4. Частично по той же причине (чтобы избежать цензурных гонений). О Пугачеве с большим сочувствием рассказывает не автор, а некий П. А. Гринев, с которым можно и не согласиться, тем более, что перед нами — история его жизни, его (Гринева), а не автора, взгляд на восстание.

    Однако писатель ставит героев в такие ситуации, которые позволяют читателю самостоятельно (конечно, с помощью автора!) оценивать их поведение, человеческие качества, причины и следствия показанного. Так, небольшой эпизод допроса пленного башкирца, раскрывающий бесчеловечность и жестокость царских служак при подавлении мятежей, помещенный перед рассказом о захвате Белогорской крепости пугачевцами, объясняет причину жестокости восставших и побуждает понять их.

    Значит, необходимы оба рассказчика, позволяющие увидеть события и героев с разных сторон, помогающие правильно оценить рассказанное.

  5. Как проявили себя Гринев и Швабрин в главе «Поединок»?
  6. В главе «Поединок» изображена дуэль двух героев - Гринева и Швабрина. Причиной дуэли были грубые высказывания

    Швабрина о Маше. В этой главе открылась подлинная причи­на отношения к Маше Швабрина: он сватался к ней, но полу­чил отказ. В этой истории проявляются все его негативные ка­чества: коварство, мстительность, даже подлость, потому что он ранит Гринева в тот момент, когда Савельич отвлек его.

    Гринев же проявил излишнюю горячность и вспыльчивость, которые можно объяснить его молодостью и тем, что он по-настоящему влюблен в Марью Ивановну. Кроме того, мы узна­ли, что Гринев - чувствительный человек, в так как пишет сти­хи, в которых выражает свои чувства.

    Пушкин вновь показал ироничное отношение к событиям, поместив эпиграфом к этой главе строки из комедии Княж­нина.

  7. Что нового вы узнали о Гриневе и Швабрине? Какие черты характера стали проявляться в Гриневе?
  8. Мы узнали, что Швабрин - человек, добивающийся своего низкими, даже подлыми средствами. Отказ девушки он воспри­нял как оскорбление, которое не мог простить. Он коварен, даже жесток в своем поведении.

    Гринев тоже раскрылся перед читателями с новой стороны: он бесстрашно отстаивает честь Марьи Ивановны. Это был единственный способ разрешить этот конфликт, потому что мирный путь исключался. В этой ситуации Петр Гринев посту­пил как настоящий мужчина.

  9. Объясните причины, по которым повесть по-лучила свое название.
  10. Повесть получила название «Капитан-ская дочка» потому, что все самые яркие события жизни героя — рассказчика Пет-ра Гринева — были связаны с его любовью к Маше Мироновой — дочке капитана, ге-ройски погибшего во время пугачевского восстания.

  11. Перескажите кратко события экспозиции по-вести.
  12. Предлагаем один из вариантов переска-за, в который войдет содержание первых глав.

    «Петруша Гринев достиг шестнадцати лет и отец решил отправить его на служ-бу. При этом он убежден, что службу нуж-но начинать не в столице, а в более труд-ных условиях, и отправляет сына в Орен-бург.

    По дороге Петр сразу же сталкивается с реальными трудностями. Это и проиг-рыш большой суммы Зурину, и буран в степи, и разочарование при виде места своей службы — Белогорской крепости».

    Так перед читателем выстроились все обстоятельства повести: и ее герои и все те условия, в которых уже начали разверты-ваться события.

  13. Охарактеризуйте наиболее напряженные мо-менты повести. В какой сюжетной линии больше таких моментов?
  14. Сюжетная линия, которая повествует о взаимоотношениях Гринева и Пугачева, все же менее напряжена и драматична, чем линия, которая связывает Гринева и Машу Миронову. Именно в этой любовной истории мы видим самые напряженные и драматичные моменты.

  15. Какие приметы исторической повести видите вы в композиции этого произведения?
  16. Повесть Пушкина является историче-ской, поскольку несет в себе все признаки этого жанра: в ней участвуют подлинные исторические герои, в ней описаны конк-ретные и реально происходившие истори-ческие события, в ней даже вымышлен-ные герои и обстоятельства полностью подчинены условиям и требованиям эпо-хи. Элементы композиции отражают силу и яркость реальных событий.

  17. Объясните смысл эпиграфа к любой из глав повести.
  18. Можно выписать все эпиграфы повести, начиная с того, который предваряет всю повесть: «Береги честь смолоду». Выпи-сывая (или читая вслух) эпиграфы, мы убеждаемся, что некоторые главы предва-ряют даже два эпиграфа. Таковы главы III и V. Если внимательно перечитать эти эпиграфы, то станет очевидным, что они взяты или из произведений устного на-родного творчества, или из произведений русских писателей XVIII века. Это произ-ведения В. Я. Княжнина (три эпиграфа), М. М. Хераскова (два эпиграфа), Д. И. Фон-визина, А. П. Сумарокова.

    См. ответ на вопрос 4 к главе I.

  19. В какой из глав, как вам показалось при чте-нии, звучит более всего пословиц и поговорок? Проанализируйте их роль.
  20. Практически в каждой из глав повести есть пословицы. Можно остановиться на пословице, которая является эпиграфом последней XIV главы. Афоризм «Мирская молва — морская волна» говорит и об об-ширности и о непостоянстве суждений ок-ружающих людей по любому вопросу. При этом каждому, кто начинает раз-мышлять на эту тему, очевидно обилие всевозможных и часто противоречивых суждений. Автор «Капитанской дочки» — оптимист. В том частном случае, который он описал, людская молва не уничтожила чести героя. Правда и справедливость вос-торжествовали, хотя об этом и не говорит, и это нам не подсказывает эпиграф.

    Мы можем также проследить и за ролью пословиц в речи героев повести. Они, например, очень украшают речь Са-вельича, заметны в живой и яркой речи Василисы Егоровны.

  21. Какое из портретных описаний героев по-вести вам запомнилось? Попробуйте создать сло-весный портрет.
  22. Более всего запоминается словесный портрет Емельяна Пугачева. К нему автор обращается не раз и поэтому стоит воссоз-дать именно его портрет, тем более что таблица в учебнике-хрестоматии предла-гает подбор цитат, которые рисуют порт-рет этого героя. Напомним начало (глава II): «Наружность его показалась мне заме-чательна: он был лет сорока…» Обратим внимание на то, что Гринев пока видит в нем только вожатого-проводника, мужи-ка, который помог ему выбраться из сумя-тицы бурана. В главе VII перед Гриневым грозный бунтарь. И на коне, и в кресле на крыльце комендантского дома это не во-жатый, а вождь, руководитель восста-ния. И в этой главе, и в главах VIII, XI вновь и вновь отмечает Пушкин детали портрета Пугачева. И среди них главная — его сверкающие глаза, его напряженная и полная готовности к действию поза.

    Стоит при этом рассказе использовать и исторические портреты Пугачева, особен-но тот, который был нарисован на полусмытом портрете Екатерины II.

  23. Попробуйте создать два портрета-миниатюры Пугачева: один — глазами Гринева, а другой — глазами Савельича.
  24. Один портрет будет повторением того, который есть в ответе на вопрос 7. Второй портрет — описание злодея, которого бо-ится, не любит и от которого ждет всяких неприятностей преданный слуга Савель-ич. Он не рассматривает деталей, не оце-нивает своих впечатлений, а безоговороч-но осуждает этого человека. Однако заме-тим, что именно он, а не Петруша Гринев сразу же опознал спасшего их мужика в грозном вожаке восстания («Ты и позабыл того пьяницу, который выманил у тебя тулуп на постоялом дворе?»). Пугачев для Савельича пьяница, злодей, атаман, бро-дяга.

  25. Как вы понимаете слово «самозванец»? По-чему предводитель народного восстания выдавал себя за царя Петра III? Есть ли на этот вопрос ответ в повести?
  26. В XVIII веке на захват власти мог пре-тендовать только тот человек, которого народ считал «помазанником Божиим», человеком, род которого имел освященное свыше право на власть. Поэтому все, кто поднимал руку на власть, выдавали себя за чудом спасшихся властителей. Не так давно погиб муж Екатерины II — Петр III. Вот на его место и претендовал Пугачев.

    Об этом говорили сподвижники Пугачева. Разговор на эту тему произошел у Гринева с самозванцем по пути в Белогорскую кре-пость (глава XI).

  27. Оцените исторический анекдот, который В. И. Даль рассказал Пушкину: «…Пугач, ворвав-шись в Берды, где напуганный народ собрался в церкви и на паперти, вошел также в церковь. На-род расступился в страхе, кланялся, падал ниц. Приняв важный вид, Пугач прошел прямо в ал-тарь, сел на церковный престол и сказал вслух: «Как я давно не сидел на престоле!» В мужицком невежестве своем он воображал, что престол цер-ковный есть царское седалище». Пушкин не вклю-чил этот эпизод в повесть. Есть ли в ней другие эпизоды, которые показывают, что перед нами простой и даже неграмотный казак?
  28. В повести не раз говорится о том, что Пугачев простой казак. Особенно смешно, что этот властитель, получив список ве-щей, которые разграбили его разбойники, от крепостного старика Савельича, не мог его прочесть. Он вышел из положения, за-ставив читать этот список урядника, но сама ситуация достаточно забавна: царь, который не может прочесть то, что напи-сал его холоп.

  29. Подготовьте сообщение о том, как изобра-зил Пушкин Пугачева — руководителя народного восстания. Удалось ли ему показать, какие осо-бенности этой необычной личности способствова-ли длительному успеху повстанцев?
  30. В повести «Капитанская дочка» перед читателем самозванец, который восполь-зовался создавшейся в тех краях ситуаци-ей. Отношение автора к бунту как к явле-нию бессмысленному и беспощадному четко прослеживается. Однако Пушкин сумел разглядеть и те качества, которые сделали Пугачева народным вожаком: его ум, проницательность, смелость, ре-шительность, находчивость, стремитель-ность реакции и почти звериное чутье (вспомним, как он вывел кибитку сквозь кружение бурана), умение руководить людьми, используя их достоинства и не-достатки, и даже отчетливое представле-ние всего, что его ждет в результате по-давления восстания. В результате все эти качества создают фигуру яркую и значи-тельную.

    Наверное, даже его невежество помога-ло ему быть признанным вождем, что со-здавало атмосферу взаимного доверия с определенной частью его сподвижников.

  31. Создайте краткое описание внешности од-ного из героев повести.
  32. Для этого можно использовать портрет Хлопуши. См. ответ на вопрос 2, вопросы и задания к главе XI.

  33. Какую роль в повести играет пейзаж? За-метили ли вы такое описание картин природы, ко-торое не связано с развитием сюжета? Почему та-ких описаний нет? Как вы это объясните?
  34. В повести немного описаний природы и все они тесно связаны с судьбой героев, с событиями их жизни. Можно увидеть в них и определенную символику. Так, опи-сание бурана в степи предшествует разви-тию сюжета повести, рассказывающей о буре народного восстания. Можно опи-сать пейзаж, на фоне которого происходит встреча Маши Мироновой с Екатериной II. Считается, что и портрет императрицы, и его обрамление в повести сходны с сенти-ментальным изображением Екатерины на картине В. Л. Боровиковского.

  35. В романе приводится текст народной раз-бойничьей песни «Не шуми, мати зеленая дубра-вушка…». Сравните это произведение с истори-ческой песней «Правеж» и подумайте, что общего и в чем разница в описании «суда царя над разбой-ником».
  36. Сравнение двух народных песен инте-ресно именно противоположным отноше-нием к государям. «Дар», который полу-чает от царя разбойник в песне «Пра-веж», — справедливый, а в любимой пес-не Пугачева царь жалует разбойничка по-иному — «двумя столбами с перекла-диной». Выбор этой песни самим Пугаче-вым говорит о понимании самозванцем своей будущей судьбы.

  37. Попробуйте кратко охарактеризовать три времени, которые связаны с повестью «Капитан-ская дочка» А. С. Пушкина: время, которое изо-бражено в произведении, время создания повести и сегодняшнее время.
  38. Время восстания Пугачева четко опре-делено историками и затем воспроизведе-но Пушкиным в двух его произведениях: повести и историческом труде. И «Исто-рия Пугачева», и «Капитанская дочка» рисуют крестьянскую войну 1773-1775 годов. Причины народных восстаний всег-да подобны друг другу: это усиление труд-ностей жизни народа, которые вызывают-ся и войнами, и неурожаями, и иными бедствиями. Пушкин вводит читателя в события XVIII века.

    Время создания повести и историческо-го труда можно охарактеризовать, обра-щаясь к страницам жизни Пушкина. Те-ма властителя и народа звучит и в его «Медном всаднике» (1833) и в лирике тех лет. В августе 1833 года Пушкин отправ-ляется в места, где действовал Пугачев, записывает рассказы и песни о нем. В 1833 году создается исторический труд «История Пугачева», а в 1833-1836 го-дах идет работа над «Капитанской доч-кой». Тема народного восстания парал-лельно звучала и в неоконченной повести «Дубровский» (1832-1833).

    Но труднее всего создать рассказ о том времени, когда читается повесть. Нужно рассказать о том, что перекликается в ней с сегодняшним днем и поэтому вызывает именно сегодня стойкий интерес. Так что нужно подумать о том, какие события ха-рактерны для того года, когда вы отвечае-те на вопрос.

  39. С какой целью в повести рассказано о детстве и юности Гринева?
  40. Какую роль играет эпизод первой встречи Гринева с Пугачевым?
  41. Как описана «богоспасаемая» Белогорская крепость? Для чего нужно это описание? Оправдались ли ожидания Гринева?
  42. Какое впечатление производят при первой встрече члены семьи Мироновых? Верно ли это впечатление?
  43. Какую роль в повести играет рассказ об отношениях Швабрина и Маши до начала восстания?
  44. Почему не смогли подружиться Швабрин и Гринев? Только ли из-за Маши они стали врагами?
  45. Какую роль в повести играет эпизод с пленным башкирцем?
  46. Как проявили себя защитники Белогррской крепости во время захвата ее пугачевцами? Неожиданно ли для вас их поведение?
  47. Что спасло Гринева?
  48. Сравните два военных совета: у Пугачева и у генерала в Оренбурге. К каким выводам приводит это сравнение?
  49. Как вы думаете, почему Пугачев решил помочь Гриневу и даже простил его обман? Материал с сайта
  50. Помогла ли вам понять Пугачева рассказанная им калмыцкая сказка об орле и вороне? В чем ее смысл?
  51. Почему Гринев отказался служить у Пугачева, своего спасителя? Как это его характеризует?
  52. Можно ли назвать героическим поведение Маши в плену у Швабрина?
  53. Швабрин на службе у Пугачева. Удивил ли он вас? Почему?
  54. Какие качества Гринева проявились во время суда?
  55. Что спасло Гринева? Считаете вы его спасение случайным или закономерным? Почему?
  56. Какую роль в этой исторической повести играет рассказ о судьбах вымышленных героев?
  57. Чем различается художественное изображение бунта в по-вестях «Дубровский» и «Капитанская дочка»?
  58. В «Дубровском» руководит бунтующими крестьянами обеднев-ший помещик Дубровский, личная обида которого на помещика Троекурова и явилась толчком к разбою. Участниками бунта ста-ли крестьяне Дубровского, которые не хотят от «доброго» поме-щика переходить к «злому». Бунт носит локальный характер. В «Капитанской дочке» во главе бунта стоит Пугачев — выходец из народа. Причины крестьянской войны носят социальный харак-тер — угнетение крестьян, заводских рабочих, инородцев. Борьба приобретает народный характер. Цель ее — поставить «хорошего» царя вместо царицы-угнетательницы.

  59. Объясните смысл эпиграфа к повести А.С. Пушкина «Капи-танская дочка» и его функции.
  60. Эпиграф «Береги честь смолоду», предпосланный всей повес-ти «Капитанская дочка», раскрывает основной смысл истории жизни Гринева — в любых поворотах судьбы сохранять честь и достоинство русского дворянина.

  61. В чем выражается связь повести А.С. Пушкина «Капитан-ская дочка» с устным народным творчеством?
  62. Связь с устным народным творчеством проявляется в эпигра-фах, одни из которых являются пословицами или поговорками, другие — строками из солдатских, рекрутских народных песен. Народнопоэтическая основа видна в речи персонажей (разговор Пугачева с хозяином постоялого двора, весь пересыпанный по-говорками и иносказаниями), в использовании А.С. Пушкиным народных песен, в стилизации под сказку притчи о вороне и орле и т. д.

  63. А.С. Пушкин одновременно с повестью «Капитанская доч-ка» писал «Историю Пугачевского бунта», где показал зверства Пугачева. Почему в повести он смягчил образ?
  64. Художественное творчество имеет иные принципы, чем исто-рическое исследование. Отступая в чем-то от исторической кон-кретики, писатель создает полнокровный, неоднозначный ха-рактер Пугачева, отличавшийся от официального однолинейно-го образа злодея-душегуба.

  65. Как Гринев и сам автор относятся к крестьянскому бунту?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • сравнить отношения гринёва и пугачёва и его генералы
  • вопросы и ответы к повести дубровский
  • как объяснить постановку двоеточия в данном предложении в повести капитанская дочка пушкин
  • отношение к дуэли в рассказе капитанская дочка
  • тесты капитанская дочка

В 1836 году в журнале «Современник» была опубликована историческая повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», действие которой происходит в страшные годы пугачевского восстания в 1773-1775 годах. Писатель в своих произведениях не раз обращался к исторической тематике, пытаясь в событиях прошлого найти ответы на вопросы современности. Примером могут послужить такие сочинения автора, как «Борис Годунов», «Арап Петра Великого», «Полтава», «Метель» и другие.

Приезд Петра Гринева в Белогорскую крепость

Главный герой повести - офицер. Он был отправлен на военную службу в один из самых отдаленных уголков страны. Белогорская крепость располагалась в степи и поначалу показалась молодому человеку настоящей глушью, где ему суждено было прозябать в скуке и бездействии. Местность показалась ему унылой и невзрачной, поскольку напоминала не военный гарнизон, а бедную деревню.

Однако уже первое знакомство с ее обитателями изменило представление Петра Андреевича о своем месте службы. И в самом деле в повести "Капитанская дочка" сыграла большую роль: ведь именно здесь он встретил свою любовь, прошел через страшные испытания, но не уронил своей чести и сохранил верность государыне. Жители этого укрепления оказались людьми чрезвычайно простыми, чем сразу заслужили симпатию юноши.

Обитатели Белогорской крепости: супруги Мироновы

Капитаном гарнизона был Иван Миронов - человек добродушный и бесхитростный, который хорошо относился к своим подчиненным, уважал свою супругу - Василису Егоровну, и очень любил единственную дочку - Марью Ивановну. Его жена не только управляла домашними делами, но и принимала активное участие в руководстве военнослужащими.

Белогорская крепость воспринималось ею как хозяйство, и потому она довольно умело справлялась не только со своими функциями, но и с проблемами мужа по военной части. Василиса Егоровна пользовалась общим уважением среди обитателей и имела репутацию женщины строгой, но справедливой. Образ этой героини - один из самых удачных в повести.

Маша Миронова

Главной героиней является капитанская дочка, Марья Ивановна, простая девушка без образования и манер. Однако ее чуткость и доброта сразу привлекли Петра Гринева, который нашел ее умной и рассудительной. Благодаря этой симпатии Белогорская крепость уже не казалась ему скучной, напротив, он быстро привык к новой жизни и стал находить в ней много положительного.

Любовь героя к Маше Мироновой, безусловно, во многом определяла его отношение к своему существованию в гарнизоне. В то время, когда оба надеялись пожениться, Петр Гринев был полон надежд на будущее и верил в счастливую судьбу. Однако после отказа его отца на брак герой совершенно потерял вкус к жизни, и Белогорская крепость стала казаться ему пустой и унылой.

Остальные жители крепости: Швабрин, Иван Игнатьевич, Палашка

При характеристике повести «Капитанская дочка» большое значение имеет то, как показан Петр на эту тему следует сопроводить описанием его отношений с другими обитателями гарнизона, в первую очередь со Швабриным. Алексей Иванович также был офицером, однако являл собой полную противоположность главному герою.

С самого начала он производит неприятное впечатление, которое впоследствии подтверждается его попытками помешать отношениям Петра и Маши. Он злобно и едко высмеивает и Василису Егоровну, оскорбляет Машу, нечестно ранит на дуэли Гринева, воспользовавшись тем, что тот отвлекся на Савельича. Он изменяет своей клятве и переходит на сторону Пугачева и, наконец, на суде дает ложные показания против своего бывшего соперника.

Иное впечатление производят второстепенные персонажи - слуги Мироновых: Иван Игнатьевич, старый инвалид, который, однако, отказался признать Пугачева государем, за что был повешен, и горничная Палашка, которая в трудные минуты помогает своей барышне, Марье Ивановне. Эти герои как бы оттеняют образ Белогорской крепости, показывая, что в самой глубинке страны живут простые, но честные и благородные люди.

Общая характеристика гарнизона

Место службы Петра Гринева играет важную роль в повествовании: ведь именно здесь происходят все важнейшие события в его жизни. Тут он стал свидетелем страшной расправы Пугачева над капитаном Мироновым, Иваном Игнатьевичем, Василисой Егоровной. Сам он чудом избежал смерти и по странному совпадению подружился с Пугачевым.

В это место он бросился спасать Машу Миронову от Швабрина, вновь подвергшись опасности быть казненным бунтовщиками. Тут судьба снова свела его с Пугачевым, который и в этот раз помог ему освободить невесту. В крепости Гринев окончательно объяснился с Марьей Ивановной относительно их предстоящей женитьбы. Здесь он навсегда простился с Пугачевым для того, чтобы увидеть его через некоторое время на плахе. Белогорская крепость, описание которой было представлено в настоящем очерке, сыграла решающую роль в судьбе Петра Гринева.


Вопросы и задания по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Анализ 1-2 главы «Сержант гвардии», «Вожатый».

1. Какое значение имеет имя главного героя?
2. В каких условиях воспитывался Петруша? В каком окружении он рос?
3. Можно ли считать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца на военную службу и строгие представления о сыновнем долге?
4. С момента отъезда из родного дома начинается второй этап формирования личности Петра Гринева. Как вы считаете, в чем изменился герой?
5. Каково отношение Савельича к вожатому? Найдите слова, выражающие это отношение.
6. Как реагирует бродяга на «барский подарок»?
7. Почему такие теплые слова говорит вожатый за неподходящий ему тулуп?
8. Что такое милосердие?
9. Почему Гринева застал буран в степи?
10. Каково символическое значение бурана?
11. Какое значение имеет сон Гринева?

Анализ 3 главы «Крепость»

1. Как охарактеризовал капитана Миронова генерал, старинный товарищ Гринева-отца Андрей Карлович?
2. Каким впервые предстает перед Гриневым (и читателем) комендант крепости, капитан Миронов?
3. Каковы первые впечатления Гринева от пребывания в крепости?
4. Какое впечатление при знакомстве произвел на Гринева Швабрин?
5. Почему на обеде у Мироновых Гринев смотрел на Машу «с предубеждением»?
6. Дайте комментарий к эпиграфам главы.

Анализ главы 4 «Поединок»

1. Кто и почему распоряжается в крепости?
2. Как и почему изменилось мнение Гринева о капитанской семье?
3. Чем занимается Гринев в крепости?
4. Хороши ли, по-вашему, «стишки» Гринева? Прав ли Швабрин, издеваясь над ним?

Анализ главы 5 «Любовь»

1. Почему Гринев помирился со Швабриным?
2. Почему Андрей Петрович Гринев отказал сыну в благословении на брак с Машей Мироновой73. Как Гринев-отец узнал о похождениях сына?
4. Почему Маша отказалась выйти замуж за Гринева?
5. Как эпиграф к 5 главе соотносится с характером Маши Мироновой?
6. Как вы понимаете последнюю фразу главы: «Неожиданные происшествия, имевшие важное влияние на всю мою жизнь, дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение»?

Анализ главы 6 «Пугачевщина»
1. Почему автор в качестве эпиграфа к гл. 6 избрал слова из народной песни?
2. Каким образом создается впечатление достоверности изображаемого?
3. Как в крепости узнали о предстоящей угрозе нападения Пугачева?
4. С какой целью автор вводит эпизод с изувеченным башкирцем?
5. Какую существенную деталь во внешности изувеченного башкирца отмечает автор?
6. Как сцена допроса башкирца влияет на нравственное возмужание героя Петра Гринёва?

Анализ главы 7 «Приступ»
1. Какие чувства испытывают и как ведут себя перед боем с пугачевцами герои: Гринев, капитан Миронов, Василиса Егоровна, Маша?
2. К кому из героев романа относится эпиграф 7 главы?
3. Какие черты характера капитана Миронова раскрывает сцена его гибели?
4. Глава заканчивается плачем Василисы Егоровны о своем муже.
5. Какие слова из плача жены коменданта Василисы Егоровны перекликаются с эпиграфом 7-й главы, а какие вызывают гнев Пугачёва?
6. Как описан Швабрин в сцене казни?
7. В чем причина чудесного спасения Гринева?
8. Как ведет себя Пугачев в сцене освобождения Гринева?
9. Как ведёт себя народ в главе «Приступ»? На чьей стороне он?
10. В чем причины падения Белогорской крепости и победы пугачевцев?
Анализ главы 8 «Незваный гость»
1. Почему Гринев не раздумывая бежит в дом священника, где пирует Пугачев?
2. Какие сцены разбоя мятежников вызывают отвращение к ним?
3. Чем объяснить «странное стечение обстоятельств», приводящих к помилованию Гринева и возвышению Пугачева?
4. Какие чувства борются в душе Гринева?
5. Чем удивляет Гринева «сборище» у Пугачева?
6. Почему Гринев подчиняется «непритворной веселости» Пугачева, но не соглашается служить ему?
7. Как разговор Пугачева с Гриневым продолжает песню и в чем противостоит ее смыслу?
Анализ главы 9 «Разлука»
1. Зачем Пугачев посылает Гринева в Оренбург?
2. Почему Швабрин не выдержал взгляда Гринева?
3. Почему Пугачев терпеливо слушает реестр Савельича и что его возмутило?
4. Можно ли назвать поведение Пугачева «припадком великодушия», как это сделал Гринев?
5. Как Гринев хочет помочь Маше?
6. Почему Пугачев посылает вдогонку Гриневу с урядником лошадь и тулуп?
Анализ главы 10 «Осада города»
1. К кому из героев относится эпиграф и какое отношение к нему вызывает?
2. Какое отношение вызывает генерал в саду?
3. Почему военный совет описан иронически?
4. Отчего совет не принял предложения Гринева?
5. Чем объясняются успехи Пугачева и тяжесть осады?
6. Почему урядник и Гринев встретились не как враги?
7. Почему генерал отказывает в просьбе Гринева?
Анализ главы 11 «Мятежная слобода»
1. В чем ирония эпиграфа из басни Сумарокова?
2. Отчего Гринев берет с собой Савельича в рискованный поход?
3. Почему Гринев вернулся за Савельичем, рискуя жизнью и целью своей поездки?
4. Почему Пугачев не подчиняется подозрительным доводам Белобородова? Чем он выше своих сотоварищей?
5. Зачем Пугачев едет в Белогорскую крепость и какие искренние признания делает в дорожной беседе с Гриневым?
6. Какие дерзости допускает в этой беседе Гринев?
7. Отчего Пугачева не пугает, а вдохновляет судьба Гришки Отрепьева?
Анализ главы 12 «Сирота»
1. Опишите Швабрина, Гринева и Пугачева, когда они едут в светлицу к Маше.
2. Почему Пугачев освобождает сироту?
3. Отчего он так омрачен известием, что она дочь капитана Миронова?
4. Чем растрогал Гринев «суровую душу» Пугачева?
5. Подготовьте от лица Маши рассказ о ее злоключениях в крепости после отъезда Гринева.
6. С какими чувствами расстаются Гринев и Пугачев?
7. Почему Гринев, уезжая, отвел глаза от Швабрина?
Анализ главы 13 «Арест»
1. Как вы понимаете фразу: «Мы молчали. Сердца наши слишком были утомлены»?
2. Как принимают Гринева и Машу «свои»?
3. Случайно ли Зурин ведет себя так бесцеремонно с Машей и Гриневым?
4. Почему Гринев, чуждый взглядам Зурина на жизнь, остается с ним в войске императрицы?
5. Отчего Савельич соглашается сопровождать Машу в поместье Гриневых?
6. Объясняет ли Гринев события или фиксирует их, говоря о победах правительственных войск и воскрешении успехов самозванца?
7. В чем видит Гринев несчастья войны и почему называет русский бунт «бессмысленным и беспощадным»?
8. Почему в Гриневе радость окончания войны отравлена неотвязной мыслью о Пугачеве?
9. Что добавила «Пропущенная глава» к картине бунта и представлениям о характерах героев? Почему Пушкин исключил ее из повести?
Анализ главы 14 «Суд»
1. В чем смысл эпиграфа?
2. Что помогает Гриневу переносить новые испытания судьбы?
3. Почему Гринев не мог до конца открыть причин «странной дружбы» с Пугачевым?
4. Как объясняет Гринев злые наветы Швабрина?
5. Почему известие об аресте сына «едва не убило» Андрея Петровича Гринева?
6. Почему Маша решилась ехать в Петербург?
7. Каким чувством пронизан пейзаж царскосельского парка?
8. Есть ли разница между «дамой в саду» и императрицей?
9. Кому было труднее осчастливить Гринева и Машу: Пугачеву или императрице?
10. Расскажите о встречах с императрицей от лица Маши.
11. Почему Гринев присутствовал при казни Пугачева и тот перед смертью кивнул ему головой?


Приложенные файлы

Транскрипт

1 Вопросы и задания по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». 1-2 глава «Сержант гвардии», «Вожатый». 1. Какое значение имеет имя главного героя? 2. В каких условиях воспитывался Петруша? В каком окружении он рос? 3. Можно ли считать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца на военную службу и строгие представления о сыновнем долге? 4. С момента отъезда из родного дома начинается второй этап формирования личности Петра Гринева. Как вы считаете, в чем изменился герой? 5. Каково отношение Савельича к вожатому? Найдите слова, выражающие это отношение. 6. Как реагирует бродяга на «барский подарок»? 7. Почему такие теплые слова говорит вожатый за неподходящий ему тулуп? 8. Что такое милосердие? 9. Почему Гринева застал буран в степи? 10. Каково символическое значение бурана? 11. Какое значение имеет сон Гринева? 3 глава «Крепость» 1. Как охарактеризовал капитана Миронова генерал, старинный товарищ Гринева-отца Андрей Карлович? 2. Каким впервые предстает перед Гриневым (и читателем) комендант крепости, капитан Миронов? 3. Каковы первые впечатления Гринева от пребывания в крепости? 4. Какое впечатление при знакомстве произвел на Гринева Швабрин? 5. Почему на обеде у Мироновых Гринев смотрел на Машу «с предубеждением»?

2 6. Дайте комментарий к эпиграфам главы. Глава 4 «Поединок» 1. Кто и почему распоряжается в крепости? 2. Как и почему изменилось мнение Гринева о капитанской семье? 3. Чем занимается Гринев в крепости? 4. Хороши ли, по-вашему, «стишки» Гринева? Прав ли Швабрин, издеваясь над ним? Глава 5 «Любовь» 1. Почему Гринев помирился со Швабриным? 2. Почему Андрей Петрович Гринев отказал сыну в благословении на брак с Машей Мироновой7 3. Как Гринев-отец узнал о похождениях сына? 4. Почему Маша отказалась выйти замуж за Гринева? 5. Как эпиграф к 5 главе соотносится с характером Маши Мироновой? 6. Как вы понимаете последнюю фразу главы: «Неожиданные происшествия, имевшие важное влияние на всю мою жизнь, дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение»? Глава 6 «Пугачевщина» 1. Почему автор в качестве эпиграфа к гл. 6 избрал слова из народной песни? 2. Каким образом создается впечатление достоверности изображаемого? 3. Как в крепости узнали о предстоящей угрозе нападения Пугачева? 4. С какой целью автор вводит эпизод с изувеченным башкирцем? 5. Какую существенную деталь во внешности изувеченного башкирца отмечает автор? 6. Как сцена допроса башкирца влияет на нравственное возмужание

3 героя Петра Гринѐва? Глава 7 «Приступ» 1. Какие чувства испытывают и как ведут себя перед боем с пугачевцами герои: Гринев, капитан Миронов, Василиса Егоровна, Маша? 2. К кому из героев романа относится эпиграф 7 главы? 3. Какие черты характера капитана Миронова раскрывает сцена его гибели? 4. Глава заканчивается плачем Василисы Егоровны о своем муже. 5. Какие слова из плача жены коменданта Василисы Егоровны перекликаются с эпиграфом 7-й главы, а какие вызывают гнев Пугачѐва? 6. Как описан Швабрин в сцене казни? 7. В чем причина чудесного спасения Гринева? 8. Как ведет себя Пугачев в сцене освобождения Гринева? 9. Как ведѐт себя народ в главе «Приступ»? На чьей стороне он? 10. В чем причины падения Белогорской крепости и победы пугачевцев? Глава 8 «Незваный гость» 1. Почему Гринев не раздумывая бежит в дом священника, где пирует Пугачев? 2. Какие сцены разбоя мятежников вызывают отвращение к ним? 3. Чем объяснить «странное стечение обстоятельств», приводящих к помилованию Гринева и возвышению Пугачева? 4. Какие чувства борются в душе Гринева? 5. Чем удивляет Гринева «сборище» у Пугачева? 6. Почему Гринев подчиняется «непритворной веселости» Пугачева, но не соглашается служить ему?

4 7. Как разговор Пугачева с Гриневым продолжает песню и в чем противостоит ее смыслу? Глава 9 «Разлука» 1. Зачем Пугачев посылает Гринева в Оренбург? 2. Почему Швабрин не выдержал взгляда Гринева? 3. Почему Пугачев терпеливо слушает реестр Савельича и что его возмутило? 4. Можно ли назвать поведение Пугачева «припадком великодушия», как это сделал Гринев? 5. Как Гринев хочет помочь Маше? 6. Почему Пугачев посылает вдогонку Гриневу с урядником лошадь и тулуп? Глава 10 «Осада города» 1. К кому из героев относится эпиграф и какое отношение к нему вызывает? 2. Какое отношение вызывает генерал в саду? 3. Почему военный совет описан иронически? 4. Отчего совет не принял предложения Гринева? 5. Чем объясняются успехи Пугачева и тяжесть осады? 6. Почему урядник и Гринев встретились не как враги? 7. Почему генерал отказывает в просьбе Гринева? Главы 11 «Мятежная слобода» 1. В чем ирония эпиграфа из басни Сумарокова? 2. Отчего Гринев берет с собой Савельича в рискованный поход? 3. Почему Гринев вернулся за Савельичем, рискуя жизнью и целью своей поездки? 4. Почему Пугачев не подчиняется подозрительным доводам

5 Белобородова? Чем он выше своих сотоварищей? 5. Зачем Пугачев едет в Белогорскую крепость и какие искренние признания делает в дорожной беседе с Гриневым? 6. Какие дерзости допускает в этой беседе Гринев? 7. Отчего Пугачева не пугает, а вдохновляет судьба Гришки Отрепьева? Глава 12 «Сирота» 1. Опишите Швабрина, Гринева и Пугачева, когда они едут в светлицу к Маше. 2. Почему Пугачев освобождает сироту? 3. Отчего он так омрачен известием, что она дочь капитана Миронова? 4. Чем растрогал Гринев «суровую душу» Пугачева? 5. Подготовьте от лица Маши рассказ о ее злоключениях в крепости после отъезда Гринева. 6. С какими чувствами расстаются Гринев и Пугачев? 7. Почему Гринев, уезжая, отвел глаза от Швабрина? Глава 13 «Арест» 1. Как вы понимаете фразу: «Мы молчали. Сердца наши слишком были утомлены»? 2. Как принимают Гринева и Машу «свои»? 3. Случайно ли Зурин ведет себя так бесцеремонно с Машей и Гриневым? 4. Почему Гринев, чуждый взглядам Зурина на жизнь, остается с ним в войске императрицы? 5. Отчего Савельич соглашается сопровождать Машу в поместье Гриневых? 6. Объясняет ли Гринев события или фиксирует их, говоря о победах

6 правительственных войск и воскрешении успехов самозванца? 7. В чем видит Гринев несчастья войны и почему называет русский бунт «бессмысленным и беспощадным»? 8. Почему в Гриневе радость окончания войны отравлена неотвязной мыслью о Пугачеве? Глава 14 «Суд» 1. В чем смысл эпиграфа? 2. Что помогает Гриневу переносить новые испытания судьбы? 3. Почему Гринев не мог до конца открыть причин «странной дружбы» с Пугачевым? 4. Как объясняет Гринев злые наветы Швабрина? 5. Почему известие об аресте сына «едва не убило» Андрея Петровича Гринева? 6. Почему Маша решилась ехать в Петербург? 7. Каким чувством пронизан пейзаж царскосельского парка? 8. Есть ли разница между «дамой в саду» и императрицей? 9. Кому было труднее осчастливить Гринева и Машу: Пугачеву или императрице? 10. Расскажите о встречах с императрицей от лица Маши. 11. Почему Гринев присутствовал при казни Пугачева и тот перед смертью кивнул ему головой?


Короткова Г.А. учитель, гимназия АО «Талап» ИЗУЧЕНИЕ ПОВЕСТИ А.С.ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» ПО МЕТОДИКЕ Ж.А.КАРАЕВА Как показывает наш опыт, при изучении такого сложного для учеников произведения, как

Электронная версия на сайте библиотеки: http://schama1975-53.jimdo.com/sitemap/, раздел: «С о в е т у е м п р о ч и т а т ь» Л И Т Е Р А Т У Р Н Ы Й 2-й Ж У Р Н А Л-Б У К Л Е Т «ОБ ИСКУССТВЕ СЛОВА» Сегодня

Сочинение по капитанской дочке на тему любовь на страницах повести пушкина Сочинение по произведению Капитанская дочка Пушкин: Пугачев как предводитель Впервые на страницах повести Пугачев появляется во

20 сентября 2017 Хаустова Д.А. Система смарт-заданий на уроках литературы при изучении романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Печать Хаустова Дарья Александровна, учитель русского языка и литературы ГБОУ

Давыдова Галина Михайловна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана «Средняя общеобразовательная школа 19» ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА ПО ПОВЕСТИ «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» Игра проводится

Литературная игра по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Литературная дуэль. Эту игру можно провести после прочтения и подробного изучения повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» как внеклассное

Презентацию подготовила ученица 8 В класса Болкунова Анастасия Петр Андреевич Гринев - не только герой повести, но и повествователь, от лица которого ведется рассказ, Гринев-рассказчик - пожилой человек,

Сочинение на тему мое впечатление о повести капитанская дочка Сочинение по произведению Капитанская дочка Пушкин: Образ Маши Мироновой Пушкина) Мое впечатление от повести А.С.Пушкина Капитанская дочка

Реферат на тему образы символы в повести капитанская дочка реферат, Выбирай! (По повести А. С. Пушкина Капитанская дочка) А. С. Пушкин обращался к личности Тема крестьянского бунта одна из многих, поднятых

«Здесь нет никакого наружного блеска, всё просто, всё исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг Слов немного, но они так точны, что обозначают всё». Н.В. Гоголь Проблемный вопрос: Что

«Капитанская дочка» История создания произведения Причины обращения к теме пугачевского восстания Крестьянские возмущения во 2 половине 1820-х гг. (Псковская область, в которой жил Пушкин до осени 1826

Тема: Маша Миронова нравственный идеал А.С. Пушкина Цель: 1) Обучающая: создать условия для раскрытия смысла названия повести, эпиграфа, раскрыть нравственную стойкость и душевную красоту М. Мироновой;

Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: краткое содержание по главам Глава I Повесть начинается с рассказа о семействе Петруши Гринева и о его детских годах. Отец главного героя Андрей Петрович для того,

ПРОБЛЕМАТИКА ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА». 8-й КЛАСС З. А. Смолькина, г. Москва В предлагаемой разработке представлен тестовый материал и комментарии к ответам, которые могут быть полезны

В школе содержание работы по стилистике составляет и наблюдение над стилистической... (На примере повести А.С.Пушкина «Капитанская Дочка»)... Место эпизода в романе (связь с другими главами).. Анализу

Контрольно измерительные материалы Викторина по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Глава 1. «Сержант гвардии» 1. Как звали отца главного героя? (Андрей Петрович) 2. Под чьим надзором главный герой

Прототипы главных героев повести Капитанская дочка. Подготовила обучающаяся 8 класса Даронина Татьяна Учитель: Джура М.А. План: 1. Что такое прототип? 2. Характеристика Петра Гринёва 3. Характеристика

Ю. Г. Сушинская, учитель русского языка и литературы второй категории ГУО «Березинская гимназия» «Капитанская дочка» А. С. Пушкина. Антитеза характеров (7 класс) Задачи: 1) создать условия для обучения

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа 2 города Димитровграда Ульяновской области» Исследовательская работа на тему: Герои повести «Капитанская дочка» и их прототипы 2016-2017

Каким должен быть человек? (Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести А.С.Пушкина) 1. Оргмомент. Учитель: Вам важно, какие люди вас окружают? Всем хочется, чтобы рядом были честные, благородные,

Тест для 8 класса по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» 1. В 30-е годы XIX-го века А. С. Пушкин обращается к истории своего Отечества, что было вызвано событиями культурно-исторической жизни современной

В. С. БЕЛЬКИНД ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» Роман Пушкина «Капитанская дочка» относится к числу произведений, всегда стоявших в центре внимания пушкинистов. Интерес,

Пётр Андреевич Гринёв Алексей Иванович Швабрин Марья Ивановна Миронова Архип Савельич Иван Кузьмич Миронов Василиса Егоровна Миронова Пётр Андреевич Гринёв-17-летний недоросль, с детства записанный в гвардии

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа г. Катав Ивановска» Катав-Ивановского муниципального района Контрольно- измерительные материалы для проведения промежуточной

Сочинение на тему можно ли назвать дубровского благородным разбойником Простила. А Швабрин как был, таким и остался: эгоистом, способным на мы можем Благородный разбойник Владимир Дубровский (сочинение)

Анализ эпизода литературного произведения Чтобы проанализировать эпизод литературного произведения, нужно развернуто и доказательно разобрать все его аспекты, которые мы приводим для вас ниже в виде полного

Образ и характер героя в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» 9 класс Учитель русского языка и литературы Крюков С. Д. Содержание Эпиграф к уроку... 3 М. Шолохов «Я родился на Дону» 4 Михаил Александрович

Открытый урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» 8 класс Урок обобщения Тема: «Береги честь смолоду» по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Цель и задачи: постичь суть произведения через

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия 64 Научная работа по литературе Тема: «Роль сна в повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина. Работу выполнила: Ученица 8 класса «А» Гимназии 64 Луговая

Пугачевщина и пугачев на страницах капитанской дочки сочинение Капитанская дочка А.С.Пушкина Сочинение на тему Образ Пугачева в повести А. С. Каким мне больше всего запомнился Пугачев на страницах повести

Инструкция по выполнению работы На выполнение работы отводится 40 минут. Работа состоит из трех частей. Часть А содержит 9 тестовых вопросов. К каждому заданию (1 9) приводится несколько вариантов ответов,

ТЕМА УРОКА: «СКВОЗНЫЕ ОБРАЗЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. МОТИВ ПУТИ В ПОВЕСТИ А.С.ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» ЦЕЛИ УРОКА: познакомить учащихся с символической функцией дороги в русской литературе, обобщить и систематизировать

Сочинение на тему тарас бульба и его сыновья 7 класс Повесть Тарас Бульба, написанная известным литературным деятелем Тарас знал и понимал, что на него и его боевых товарищей возложена великая миссия.

Томская епархия Русской Православной Церкви Администрация Томской области Мэрия г. Томска Совет ректоров вузов г. Томска Институт развития образовательных систем РАО Томский Областной Институт ПКРО Православное

РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА Употребление прилагательных цвета в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Горячев Н.В. МОУ Ермолинская основная общеобразовательная школа Талдомского района Московской области,

Итоговое сочинение «Честь и бесчестие» Щербакова Е.В. МАОУ СОШ 2 Г. Реж Честь и бесчестие В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать

НАПРАВЛЕНИЕ 3. ЦЕЛИ и СРЕДСТВА Комментарий специалистов ФИПИ Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека,важности осмысленного целеполагания, умении

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА «Соня и Раскольников читают Евангелие» из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (часть 4-я, глава IV) Вступление. 1. Какова тема романа? (Кратко сказать, о чѐм роман, не пересказывая

Www.a4format.ru ЕГЭ 2009: Литература: Справочник. М.: Эксмо, 2009. Т.В. Надозирная, Л.А. Скубачевская Повесть «Капитанская дочка» Метод реалистический. Жанр повесть. История создания Повесть «Капитанская

Интегрированный урок По литературе (пробный проект). История + литература Эти два предмета хорошо соединяются вместе, когда изучаемый исторический период отражен в литературном произведении, входящем в

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Основной государственный экзамен это основной тип аттестационной оценки знаний девятиклассников. Для того чтобы получить допуск к сдаче Основного государственного экзамена, девятиклассники должны сдать

«Преображения вожатого» Образ Пугачѐва в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Учитель 8 класс русского языка и литературы Крюков С. Д. Словарная проверочная работа Посаженый отец исполняющий роль

Тематическое планирование по литературе, 8 класс Учитель Пургаева С.Н. урока Кол-во часов Содержание урока I четверть Введение. Русская литература и история. Устное народное творчество. 3 2 В мире русской

Сочинение на тему самые главные качества человека Главные вкладки. Эссе на тему Почему я горжусь тем, что я Русский человек? Лукьяненко Ирина Сергеевна. Опубликовано Их произведения сформировали и формируют

Календарно - тематическое планирование по литературе в 8 классе на 2014-2015 учебный год. Пояснительная записка Календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе составлено в соответствии с

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Класс: 8 Предмет: литература Учебная программа: государственная УМК: Под редакцией В.Я. Коровиной - М: Просвещение, 2010 Количество часов в неделю: 2 Общее количество

Технологическая карта урока литературы «Повесть А. С. Пушкина «Барышня - крестьянка» Лейкина Л.С., учитель литературы и русского языка первой квалификационной категории, МБОУ СОШ 26 Предмет, класс Учитель

Задание 3. Монологическое высказывание. Выберите один из предложенных вариантов беседы: 1.День пожилого человека (на основе описания фотографии). 2.Моё посещение театра (повествование на основе жизненного

Н. БУСОВА, г. Санкт-Петербург ЧТЕНИЕ НА ДИВАНЕ И НЕРЕШЕННЫЕ ШКОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ МИР ГЕРОЯ И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В РОМАНЕ «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» От автора: Уважаемая редакция! Мое письмо вызвано тем обстоятельством,

Потапенко Любов Тимофіївна, учитель російскої мови та літератури вищої категорії, вчитель-методист Cхвалено на методичної раді школи 17, протокол 2 від 23.11.09р У поданих розробках представлена система

(1)Одно из самых очаровательных воспоминаний детства это наслаждение, которое я испытал, когда наша учительница читала нам вслух на уроке "Капитанскую дочку".(2) Это были счастливые минуты, их не так много,

Календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе 68 часов Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по литературе в 8 классе, 102 часа урока Содержание урока Кол-во часов Дата проведения Введение (1ч.) 1 Русская литература и история. 1 1.09 Устное народное творчество

28 сен 2009. Зуева Е.В. Все сочинения по литературе за 8 класс - файл Все сочинения по литературе за 8 класс.doc. Маша Миронова в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» 13.. Проблема положительного героя

Сочинение тарас бульба отношение к отцу и матери Работа над сочинением по повести Тарас Бульба Владимир Дубровский как матери, Но неожиданное известие о тяжелой болезни отца изменило. 3. Вывод. Мое отношение

Дата проведения по плану Фактич. Тема урока 1 03.09 История на страницах художественных произведений. Х. К. Андерсен «Калоши счастья» 2 05.09 Фольклор. История в произведениях фольклора. Народная историческая

Чулкова М.С. учитель русского языка и литературы МБОУ «Ялтинская средняя школа 2 «Школа будущего» ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИИ ИНТЕРЕСА К УЧЕБЕ Игра - это путь детей к познанию мира, в котором они живут

O o o o Изучение образа Пугачева в разных исторических и литературных источниках Сравнительная характеристика образов из документальных и художественных произведений А.С.Пушкина Выяснение причин, по которым

Почему раскольников пришел именно к соне после убийства сочинение Именно в таких условиях могла родиться идея Раскольникова о праве сильной Почему после убийства старухи и Лизаветы Соня Мармеладова Так

Сочинение на тему мои впечатления о романе отцы и дети Роль пейзажа в романе И. С. Тургенева Отцы и дети В истории русской тягостное впечатление от увиденного: кустарник редкий и низкий, с моей точки зрения,

Роман А.С.Пушкина Евгений Онегин» «энциклопедия русской жизни» (В.Г.Белинский) А.С.Пушкин. ЕвгенийОнегин. (Первое издание) Создавался более 7 лет: с мая 1823 года по сентябрь 1830 г. Пушкин работал над

А. С. Пушкин «Дубровский» Незавершенный роман. Часть I Кирила Петрович и Андрей Гаврилович. Ссора. Что такое русское имение, кого называли помещиком, почему из имения можно были не выезжать годами? Имение

Святые Беседа, посвященная главе Кдошим Отстраняйся от зла и твори добро «...Святы будьте...» (Ваикра, 19:2). Как это? Что такое святость? Кем это мы должны быть? Умными понятно, любимыми понятно, а как

Едет на место своей будущей службы. Насколько дорога от Симбирска до Оренбурга была полной бурных переживаний и необыкновенных происшествий, настолько путь от Оренбурга до Белогорской крепости был унылым и однообразным. Если степь до Оренбурга была мятежной и грозной (вспомним буран), то сейчас она предстает затихшей и печальной. "Дорога шла по крутому берегу Яика. Река еще не замерзла, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом. За ними простирались киргизские степи". Одно только слово "простирались" позволяет представить огромные, утомительные в своем однообразии пространства за рекой Яиком. Красок мало: белый снег и чернеющие "свинцовые волны". Так в нескольких словах Пушкин передает настроение грустной зимней оренбургской степи. Дорожные размышления молодого путника печальны. Слова генерала Р. – "ты будешь в команде капитана Миронова, доброго и честного человека. Там ты будешь на службе настоящей, научишься дисциплине" – заставили Гринева представить себе будущего начальника строгим, сердитым стариком, не знающим ничего, кроме своей службы. И все-таки Гринев ждет новых впечатлений – ведь он едет в крепость! "Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни и вал". Однако вместо грозных бастионов он увидел бревенчатые заборы, вместо башен – скирды сена и скривившуюся мельницу с лубочными, лениво опущенными крыльями. Что же все-таки отдаленно напоминало крепость? Старая чугунная пушка у ворот.
В доме коменданта Гринева встречает дежурный – старый инвалид, который "нашивал синюю заплату на локоть зеленого мундира". Видно, что всем командует "старушка в телогрейке", как оказалось, жена коменданта: "Ивана Кузьмича дома нет, он пошел в гости к отцу Герасиму; да все равно, батюшка, я его хозяйка". Как же углубляется комическое изображение "хозяйки коменданта"? Она перебивает Ивана Игнатьевича, сама заводит разговор с молодым Гриневым и сразу начинает рассказывать про незнакомого еще Гриневу офицера Швабрина. Но Василиса Егоровна в то же же время и привлекает читателя радушием, гостеприимством. Она ласково встречает незнакомого офицера: "Прошу любить и жаловать. Садись, батюшка". Она решительно перебивает любопытство Ивана Игнатьевича: "Ты видишь, молодой человек с дороги устал, ему не до тебя..."
Интересен диалог Василисы Егоровны относительно устройства Гринева. Но ее хозяйские действия не отличаются справедливостью. Мы видим, в силу каких причин Гринев попадает на квартиру к Семену Кузову, а не к Ивану Полежаеву. Василиса Егоровна распоряжается в крепости по своему усмотрению, бесконтрольно разбирает мелкие ссоры, крута в решениях.
Перед нами жизнь маленькой заброшенной крепости, в которой нет ничего военного, кроме единственной пушки, офицерского диплома, висящего на стене в рамке под стеклом, да поношенных мундиров на инвалиде и Иване Игнатьевиче. Новые знакомые Гринева слегка комичны, и мы не можем не улыбаться, читая о них, так они не совпадают с нашими представлениями о военных людях. Самая "боевая" из них Василиса Егоровна, и это усиливает комизм картины капитанского дома. Но нельзя не заметить: что-то добродушное, открытое, бесхитростное подкупает нас в Мироновых.
А как кончается первый день Гринева в крепости? Он идет в дом Семена Кузова. Все говорит ему о том, что жизнь в крепости будет унылой, безрадостной. "...я стал глядеть в узенькое окошко. Передо мною простиралась печальная степь. Наискось стояло несколько избушек; по улице бродило несколько куриц. Старуха, стоя на крыльце с корытом, кликала свиней, которые отвечали ей дружелюбным хрюканьем. И вот в какой стороне осужден я был проводить мою молодость! Тоска взяла меня..." – пишет Гринев.
Мы видим, что пейзаж, которым начинается и заканчивается глава, сыграл большую роль в том представлении о Белогорской крепости, которое создалось в нашем представлении. Обращаем внимание на важную особенность пушкинского языка: пейзажи необыкновенно скупы, немногословны, как и описания настроений людей. Пушкин как бы дает возможность самому читателю дорисовать в своем воображении то, что окружает Гринева, представить его душевное состояние, выраженное в словах: "тоска взяла меня", "я отошел от окошка и лег спать без ужина".


Как же расширяются впечатления Гринева о крепости и ее обитателях на второй день пребывания в ней? Гринев замечает бедность и убогость крепости, слабость ее военной подготовки. Он увидел на площадке коменданта крепости, который обучал солдат. Это были старые инвалиды, одетые в поношенные мундиры. Василиса Егоровна говорит коменданту: "Только слава, что солдат учишь: ни им служба не дается, ни ты в ней толку не ведаешь. Сидел бы дома да богу молился, так было бы лучше". Важная деталь: Иван Кузьмич командует солдатами "в колпаке и китайчатом халате".
Мы в очередной раз убеждаемся, что крепость, которой было суждено принять удар восставших, была заброшенной, убого оснащенной, беспредельно мирной. В деревянном домике Мироновых жизнь идет своим чередом, собирается небольшой кружок, обедают, ужинают, передают сплетни. "В богоспасаемой крепости не было ни смотров, ни учений, ни караулов", – вспоминает Гринев(гл. IV). Никто не контролирует действий коменданта, никто не думает о военном снаряжении крепости. Генерал Р. в Оренбурге занят своим садом с яблонями больше, чем военными делами. Между тем в районе Белогорской крепости назревают события огромного значения.
Гринев приезжает в крепость глубокой осенью 1773 года. Нет ли каких-либо намеков в повести, что общее волнение здешних краев доходит и до бревенчатого забора Белогорской крепости? Василиса Егоровна спрашивает при Гриневе урядника, казака Максимыча: "Ну что, Максимыч, все ли благополучно?" – "Все, слава богу, тихо", – отвечает казак. А как изображается внешность урядника? Это "молодой и статный казак". В гарнизоне, мы знаем, был солдаты и казаки. Какое сравнение напрашивается? У коменданта на учении одни инвалиды, а среди казаков были сильные и молодые люди, способные воевать. Максимыч связан с казаками, он будет в рядах восставших. А вот еще деталь: Василиса Егоровна говорит, что привыкла к тому, что в степи появляются большими толпами "рысьи шапки". Они появились и теперь, "около крепости рыщут".