Зарплаты директоров учреждений культуры. Как зарабатывают самые высокооплачиваемые деятели культуры

Независимый профсоюз актеров театра и кино направил обращение в Роструд и Министерство культуры РФ с просьбой проверить и обосновать зарплаты руководства ведущих российских театров. По мнению представителей организации, некоторые директора и худруки получают необоснованно завышенные зарплаты, которые отличаются от средних окладов артистов в 8–15 раз.

Так, например, худрук петербургского Александринского театра Валерий Фокин получает 8,4 млн рублей в год, худрук Российского молодежного театра Алексей Бородин - 6,4 млн, худрук ярославского Театра драмы имени Федора Волкова Евгений Марчелли - 4,4 млн, директор Театра кукол имени Образцова Ирина Корчевникова - 2,5 млн, директор театра «Сатирикон» Анатолий Полянкин - 5,7 млн.

Кроме того, высокие оклады имеют заместители руководителей и главные бухгалтеры театров. К примеру, главный бухгалтер Мариинского театра Марина Бабушкина зарабатывает больше, чем гендиректор Большого театра Владимир Урин (8 млн рублей в год). Каждый из заместителей директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича получал в 2014 году в среднем 4 млн рублей в год. Заместитель директора по работе со зрителем МХТ имени Чехова Наталья Виноградова получает 6,7 млн рублей в год.

Почему в театрах, которые финансируются государством, руководители получают порядка 600 тыс. рублей в месяц, в то время как простые работники цехов и артисты вынуждены считать копейки до зарплаты? Мы обратились в ведомства за разъяснениями, потому что эта ситуация должна быть отрегулирована, - рассказал председатель Независимого профсоюза актеров театра и кино Денис Кирис.

При этом, по информации базы данных trud.com, зарплаты артистов российских театров в среднем составляют около 30 тыс. рублей в месяц. Самые крупные оклады у московских актеров - в среднем 50 тыс. рублей; в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Перми и Сочи - около 30 тыс. рублей. В Новосибирске, Екатеринбурге, Волгограде и других менее крупных городах зарплаты артистов редко превышают 20 тыс. рублей. При этом зарплаты руководителей театров этих регионов сравнимы с заработком столичных директоров и худруков.

В Министерстве культуры пояснили, что заработная плата руководителя подведомственных учреждений культуры формируется индивидуально, в зависимости от квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы (оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты).

Размер должностного оклада руководителя федерального учреждения определяется трудовым договором в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости федерального учреждения, - сказали в пресс-службе Минкультуры.

Генеральный директор Малого театра Тамара Михайлова считает, что любой востребованный актер «зарабатывает несравненно больше, нежели главный бухгалтер театра».

Я ни в коей мере не хочу сравнивать актеров и главных бухгалтеров, потому что каждый работает по своему профилю. Но главный бухгалтер в нашем театре - это человек, который отвечает за все финансы, в данный момент несет ответственность за стройку и реконструкцию, отвечает за деньги, которые выделяет Минкультуры на госзадание, за зарплату каждого сотрудника, за правильность расчета. Любой актер в лучшем случае бывает задействован пять раз в месяц. Если это актеры из массовки, то они работают больше, но у них и норма другая. Артистам, которые востребованы, некогда чужие деньги считать, - сказала Михайлова.

Председатель московской городской территориальной организации Российского профсоюза работников культуры Лидия Фомина сказала, что современная система театрального дела провоцирует безответственность.

Очень часто в защиту своих высоких зарплат директора и главбухи говорят о том, что они материально ответственны. Вспомните хотя бы один случай, чтобы кого-то из руководства театров наказали по итогам финансовых проверок. Недавно уволили Алексея Малобродского, директора «Гоголь-центра». В театре многомиллионные долги, о чем публично заявил глава департамента культуры. В чем заключается материальная ответственность бывшего директора? Почему к нему нет никаких вопросов? - интересуется Лидия Фомина.

В мае Министерство культуры опубликовало декларацию о доходах руководителей подведомственных учреждений. Сведения впервые предоставлялись по форме, утвержденной Указом президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации». В документе впервые указывались не только доходы руководителей учреждений, но также их замов и главных бухгалтеров.

Рекордсменом по заработкам традиционно стал художественный руководитель - директор Мариинского театра Валерий Гергиев. За прошедший год он заработал из разных источников 339,7 млн рублей. Помимо руководства Мариинским театром, Гергиев возглавляет Лондонский симфонический оркестр (контракт истекает в конце 2015 года). По данным СПАРК, маэстро также является совладельцем центра творческих встреч «Эльба», организующего музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей». Кроме того, в собственности дирижера находится 15% акций ООО «Евродон» - компании, специализирующейся на производстве мяса птицы. По примерным оценкам, оборот компании за 2013 год составил около 5 млрд рублей.

Как и в 2013 году, в пятерку лидеров вошли художественный руководитель - директор МХТ имени Чехова Олег Табаков (48,2 млн рублей) и худрук Театра наций Евгений Миронов (43,4 млн рублей). Примечательно, что конкуренцию богатейшим театральным деятелям не может составить первый заместитель министра культуры Владимир Аристархов: за 2014 год он заработал 36,5 млн рублей.

Генеральный директор Большого театра Владимир Урин не вошел даже в двадцатку самых богатых управленцев в области культуры. Общий доход Урина составил 7,2 млн рублей.

Власти Эквадора лишили Джулиана Ассанжа убежища в лондонском посольстве. Основатель WikiLeaks задержан британской полицией, и это уже назвали самым большим предательством в истории Эквадора. За что мстят Ассанжу и что его ждет?

Программист и журналист из Австралии Джулиан Ассанж приобрел широкую известность после того, как в 2010 году основанный им сайт WikiLeaks опубликовал секретные документы Госдепартамента США, а также материалы, касающиеся военных действий в Ираке и Афганистане.

Но узнать того, кого полицейские, поддерживая под руки, выводили из здания, было довольно сложно. Ассанж отпустил бороду и совсем не был похож на энергичного мужчину, каким до сих пор представал на фотографиях.

По словам эквадорского президента Ленина Морено, в убежище Ассанжу было отказано из-за неоднократного нарушения им международных конвенций.

Ожидается, что в полицейском участке в центре Лондона он пробудет до тех пор, пока не предстанет в Вестминстерском магистратском суде.

Почему президента Эквадора обвиняют в предательстве

Бывший президент Эквадора Рафаэль Корреа назвал решение нынешнего правительства самым большим предательством в истории страны. "То, что он (Морено. - Прим. ред.) сделал, - это преступление, которое человечество никогда не забудет", - заявил Корреа.

Лондон, напротив, поблагодарил Морено. В британском МИД считают, что справедливость восторжествовала. У представителя российского дипломатического ведомства Марии Захаровой другое мнение. "Рука "демократии" сжимает горло свободе", - отметила она. В Кремле выразили надежду, что права арестованного будут соблюдены.

Эквадор укрывал Ассанжа, потому что бывший президент придерживался левоцентристских взглядов, критиковал политику США и приветствовал публикацию WikiLeaks секретных документов о войнах в Ираке и в Афганистане. Еще до того как интернет-активисту понадобилось убежище, он успел лично познакомиться с Корреа: брал у него интервью для канала Russia Today.

Однако в 2017 году власть в Эквадоре сменилась, страна взяла курс на сближение с США. Новый президент назвал Ассанжа "камнем в ботинке" и сразу дал понять, что его пребывание на территории посольства не затянется.

По мнению Корреа, момент истины наступил в конце июня прошлого года, когда в Эквадор с визитом прибыл вице-президент США Майкл Пенс. Тогда все и решили. "Можете не сомневаться: Ленин - просто лицемер. Он уже договорился с американцами о судьбе Ассанжа. А теперь пробует сделать так, чтобы мы проглотили пилюлю, говоря, что Эквадор якобы продолжает диалог", - заявил Корреа в интервью каналу Russia Today.

Как Ассанж наживал новых врагов

За день до ареста главный редактор WikiLeaks Кристин Храфнссон рассказал, что за Ассанжем велась тотальная слежка. "WikiLeaks раскрыл масштабную шпионскую операцию в отношении Джулиана Ассанжа в посольстве Эквадора", - отметил он. По его данным, вокруг Ассанжа понаставили камер и диктофонов, а полученные сведения передавались администрации Дональда Трампа.

Храфнссон уточнил, что Ассанжа собирались выдворить из посольства неделей раньше. Этого не произошло только потому, что WikiLeaks обнародовал данную информацию. О планах властей Эквадора порталу сообщил высокопоставленный источник, однако глава эквадорского МИД Хосе Валенсия опроверг слухи.

Выдворению Ассанжа предшествовал коррупционный скандал вокруг Морено. В феврале WikiLeaks опубликовал пакет бумаг INA Papers, где прослеживались операции офшорной компании INA Investment, основанной братом эквадорского лидера. В Кито заявили, что это заговор Ассанжа с венесуэльским президентом Николасом Мадуро и бывшим главой Эквадора Рафаэлем Корреа с целью свергнуть Морено.

В начале апреля Морено пожаловался на поведение Ассанжа в лондонской миссии Эквадора. "Мы должны защитить жизнь господина Ассанжа, но он уже перешел все границы в смысле нарушения соглашения, к которому мы с ним пришли, - заявил президент. - Это не значит, что он не может свободно говорить, но он не может лгать и заниматься хакерством". При этом еще в феврале прошлого года стало известно, что Ассанжа в посольстве лишили возможности взаимодействовать с внешним миром, в частности ему отключили доступ в интернет.

Почему Швеция прекратила преследование Ассанжа

В конце прошлого года западные СМИ со ссылкой на источники сообщили, что Ассанжу предъявят обвинения в США. Официально это так и не подтвердили, однако именно из-за позиции Вашингтона Ассанжу пришлось укрыться в эквадорском посольстве шесть лет назад.

Швеция же в мае 2017-го прекратила расследование двух дел об изнасиловании, в которых обвиняли основателя портала. Ассанж потребовал от правительства страны компенсацию судебных издержек в размере 900 тысяч евро.

Ранее, в 2015 году, шведская прокуратура также сняла с него три обвинения за истечением срока давности.

Куда привело расследование дела об изнасиловании

Ассанж прибыл в Швецию летом 2010 года, надеясь получить защиту от американских властей. Но попал под следствие по делу об изнасиловании. В ноябре 2010-го в Стокгольме выдали ордер на его арест, Ассанжа объявили в международный розыск. Его задержали в Лондоне, однако вскоре выпустили под залог в 240 тысяч фунтов.

В феврале 2011-го британский суд постановил экстрадировать Ассанжа в Швецию, после чего последовал ряд успешных для основателя WikiLeaks апелляций .

Британские власти поместили его домашний арест перед тем, как принять решение об экстрадиции в Швецию. Нарушив данное властям обещание, Ассанж попросил убежища в посольстве Эквадора, которое и было ему предоставлено. С тех пор Великобритания имеет собственные претензии к основателю WikiLeaks.

Что теперь ждет Ассанжа

Как сообщили в полиции, мужчину повторно арестовали по запросу США об экстрадиции за публикацию засекреченных документов. В то же время заместитель главы британского МИД Алан Дункан заявил, что Ассанжа не вышлют в Соединенные Штаты, в случае если ему там будет грозить смертная казнь.

В Великобритании Ассанж, скорее всего, предстанет перед судом во второй половине дня 11 апреля. Об этом говорится на странице WikiLeaks в Twitter. Вероятно, британские власти будут добиваться максимального срока заключения в 12 месяцев, сообщила мать мужчины со ссылкой на его адвоката.

В то же время прокуратура Швеции рассматривает возможность возобновления расследования по обвинению в изнасиловании. Адвокат Элизабет Масси Фритц, представлявшая интересы пострадавшей, будет этого добиваться.

Судя по всему, в области балета и других видов искусств мы вполне можем конкурировать с остальным цивилизованным миром. По крайней мере, если не по качеству спектаклей, то по доходам руководителей театров. Министерство культуры обнародовало данные о среднемесячных зарплатах звезд, которые "рулят" подведомственными учреждениями культуры.

ПО ТЕМЕ

Самым богатым оказался Валерий Гергиев – худрук и одновременно директор Мариинского театра. В 2016-м он получал 12 857 163 рубля в месяц.

В Москве же наибольший оклад у Олега Табакова. Только на посту худрука МХТ им. Чехова он зарабатывал по 935 994 рубля (это не считая возглавляемой им "Табакерки" и театрального колледжа).

Чуть скромнее аппетиты у главы Малого театра Юрия Соломина – 746 698 рублей. Далее идут худрук театра им Евг. Вахтангова Римас Туминас с зарплатой в 661 421 рубль и петербуржец – Андрей Могучий из БДТ им. Товстоногова, которому платили 603 235 рублей.

Гедиректору Большого театра Владимиру Урину из бюджета доставалась 559 271 рублей. Валерию Фокину из Александринского театра на карточку каждый месяц "капало" по 517 434 рубля.

Евгений Миронов из Театра наций заслужил 458 919 рублей. Прославленная Татьяна Доронина из МХАТ им. Горького – 389 686 рублей. Замыкает список Алексей Бородин из Молодежного театра – он имеет 353 358 рублей. Получается, что Бородин получает в 35 раз меньше, чем Гергиев.

Министерство культуры РФ на своём сайте опубликовало данные о среднемесячных зарплатах руководителей подведомственных учреждений за 2016 год

Средний возраст руководителей ведущих театров Москвы уже перевалил за 80! Почему мастера культуры не спешат уходить на заслуженный отдых, даже если их силы на исходе?

Ответ на этот вопрос, возможно, кроется в отчете Министерства культуры РФ. На своем сайте оно опубликовало данные о среднемесячных зарплатах руководителей подведомственных учреждений за 2016 год.

ДЛЯ СПРАВКИ : Юрию Соломину (Малый театр) и Олегу Табакову (МХТ им Чехова) по 81. Александру Ширвиндту (Театр сатиры) - 82, Татьяне Дорониной (МХАТ им. Горького), Галине Волчек («Современник») и Марку Захарову («Ленком») - по 83 года. Некоторые из них уже с трудом передвигаются самостоятельно, но готовы приезжать на работу даже в инвалидной коляске.

Самым высокооплачиваемым оказался худрук и директор Мариинского театра Валерий Гергиев . В среднем каждый месяц минувшего года он получал по 12 миллионов 857 тысяч 163 рубля. Его коллега из Санкт-Петербургской академической филармонии, по данным Минкульта, зарабатывал 976,2 тысячи рублей в месяц. А гендиректору Музея-заповедника «Московский Кремль» Елене Гагариной (дочке первого космонавта) выплачивался оклад 964,2 тысячи рублей.

Дорогие мои старики: СОЛОМИН, ШИРВИНДТ, ЗАХАРОВ

Чуть меньше - по 936 тысяч - падало на карточку Олегу Табакову . Но, помимо руководства МХТ, Олег Павлович, как известно, еще возглавляет театр «Табакерка» и театральный колледж. Эти учреждения финансируются из бюджета Москвы, но данные о зарплатах своих работников культуры столичный департамент пока не публиковал. Поэтому на сегодняшний момент не известно, например, об окладах Марка Захарова , Александра Ширвиндта , Галины Волчек. Их театры также финансируются не из федерального, а из московского бюджета.

Галина ВОЛЧЕК. Фото: ИТАР-ТАСС

Среди руководителей других знаменитых «очагов культуры» выделяется Юрий Соломин. Его средняя зарплата в 2016 году составляла 746,7 тысячи. Коллега Юрия Мефодьевича из МХАТа Татьяна Доронина задекларировала сумму почти вдвое меньше - 389,6 тысячи.

Руководитель Большого Московского цирка Эдгар Запашный каждый месяц минувшего года получал 499,7 тысячи. Одним из самых низкооплачиваемых стал Константин Райкин из «Сатирикона» - 247,5 тысячи рублей.

Известного музыканта Юрия Лозу - который, помимо прочего, имеет экономическое образование - не удивили размеры окладов худруков.

- Наш бюджет и не такие нагрузки выдержит, - иронизирует Лоза. - Откуда же, как не из бюджета, брать зарплаты этим деятелям культуры? Ведь они по сути ничего не производят. Обидно, что и среди наших олигархов нет работяг. Они ничего сами не создали, живут на нефтяной игле. Хапнули в свое время на приватизации народных богатств, а теперь и в ус не дуют. Вот и наши худруки точно так же подстроились: знают, где деньги брать. Либо от тех же олигархов, либо от государства, которое для них, по сути, является олигархом. Поэтому для бедных, простых людей культура ничего и не делает, только для богатых! Поэтому и фильмы не для народа снимают, и спектакли не для народа ставят.

В театре директор получает миллион рублей, а монтажник сцены - в тридцать - сорок раз меньше, - продолжает Лоза. - А от последнего, между прочим, безопасность актеров зависит. Разве это справедливо? Надо сокращать эту безумную разницу в заработках. Я тоже больше своих музыкантов получаю, но не во столько же раз! Это мои коллеги, и они работают столько же, сколько и я, стоят за мной на сцене, играют. Так что совесть мне не позволяет их обдирать.

Как минимум четырнадцать театров в 2013–2017 годах заключили более 60 контрактов на общую сумму, превышающую 97 миллионов рублей со своими собственными руководителями как с физическими лицами или индивидуальными предпринимателями. Театры нанимали своих художественных руководителей в качестве актеров и режиссеров, а также арендовали у них помещения и реквизиты для постановок.

Так, руководитель «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман получал от своего театра в среднем примерно по 440 тыс. руб. за постановку одного спектакля, руководитель Театра имени Пушкина Евгений Писарев - по 480 тыс. руб., руководитель Театра на юго-западе Олег Леушин - по 180 тыс. руб., руководитель «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников - по 345 тыс. руб. За актерскую игру в своих театрах Олег Табаков и Олег Меньшиков зарабатывали более чем по 600 тыс. в месяц, Надежда Бабкина - 520 тыс. в месяц.

Юрий Куклачев заключил два контракта на аренду помещений с собственным сыном на 3,76 млн руб., а Павел Слободкин два года снимал помещение своего театрально-концертного центра у компании, в которой владеет 50%-й долей, за 38,6 млн руб. При этом все они продолжали получать зарплату художественных руководителей государственных театров.

Как правило, сделки от лица театра подписывали заместители художественных руководителей. Очевидно, что они зависят от своих непосредственных начальников и не могут принимать решения вопреки их интересам. А значит, это не освобождает руководителей театров от конфликта интересов.

Все контракты заключены на безальтернативной основе - с единственным поставщиком. В обосновании контракта указывалось, что художественные руководители театров лучше прочих могут поставить спектакли и исполнить в них роли.

ИП Евгений Писарев выступает в спектакле режиссера Евгения Писарева (фото с сайта Театра имени Пушкина)

Помимо этого, затруднительной представляется проверка факта согласования: гипотетически, руководители театров могут согласовать сделки в департаменте культуры задним числом после получения запроса прокуратуры о предоставлении документов по сделкам.

Например, спектакль «Зеленая зона» Евгения Марчелли был показан до согласования с Министерством культуры РФ.