Как показывает пушкин отношение высшего света к. Характеристика евгения онегина Евгений Онегин в деревне

А. С. Пушкин сумел обогнать свою эпоху - он создал абсолютно уникальное произведение, роман в стихах. Образ Евгения Онегина великий русский поэт сумел преподнести совершенно особым образом. Герой выступает перед читателем сложным и неоднозначным. И его изменения проявляются на протяжении всего произведения в динамике.

Онегин - представитель высшего света

Описание характера Онегина в романе «Евгений Онегин» можно начать с тех характеристик, которые дает А. С. Пушкин своему герою. Это следующие «факты»: во-первых, Онегин является аристократом из Санкт-Петербурга. Что же касается его отношения к окружающим людям и жизненной философии, то поэт описывает его как «эгоиста и повесу». Подобное воспитание культивировалось в дворянской среде того времени. Дети высокопоставленных особ отдавались на попечение иностранных воспитателей. И к началу юности гувернеры обучали их основным навыкам, наличие которых можно проследить и у главного героя пушкинского произведения. Онегин владел иностранным языком («и по-французски совершенно…»), умел танцевать («легко мазурку танцевал»), а также обладал хорошо развитыми навыками этикета («и кланялся непринужденно»).

Поверхностность образования

В начале произведения Онегин описывается через авторское повествование. Пушкин пишет о душевном недуге, который постиг его героя. Описывая характер Онегина в романе «Евгений Онегин», можно подчеркнуть: первопричиной этой «хандры» вполне может быть тот конфликт, который характеризовал отношения Онегина с обществом. Ведь с одной стороны, главный герой подчинялся установленным в дворянском социуме правилам; с другой - внутренне бунтовал против них. Нужно отметить, что хотя Онегин и был воспитанным, это образование не отличалось особой глубиной. «Чтоб не измучилось дитя, всему учил его шутя» гувернер из Франции. Помимо этого, Онегина можно назвать и соблазнителем. Ведь он умел «казаться новым, шутя невинность изумлять».

Основные черты в начале произведения

Онегин является очень противоречивой личностью. С одной стороны, его неприглядными качествами характера являются эгоизм и жестокость. Но с другой, Онегин наделен тонкой душевной организацией, он очень раним, и обладает духом, стремящимся к истинной свободе. Именно эти качества и являются наиболее привлекательными в Онегине. Они делают из него еще одного «героя нашего времени». Знакомство с главным героем происходит в первой главе, во время его раздраженного и желчного монолога. Читатель видит «молодого повесу», который ни в чем не видит ценности и смысла, испытывает равнодушие ко всему на свете. Онегин иронизирует по поводу болезни своего дядюшки - ведь она оторвала его от светской жизни, однако ради денег он способен какое-то время потерпеть «вздохи, скуку и обман».

Быт Онегина

Такая образованность была свойственна представителям его круга. Характер Онегина в романе «Евгений Онегин» на первый взгляд может показаться легкомысленным. Онегин в беседе легко мог процитировать несколько стихов или латинских фраз, а его ежедневная жизнь проходила в совершенно однообразной среде - балы, обеды, посещение театров. Быт главного персонажа произведения поэт представляет посредством описания кабинета Онегина, которого он называет «философом в осьмнадцать лет». На столе у главного героя рядом Байроном находится столбик с куклою, а также большое количество разнообразных туалетных принадлежностей. Все это дань моде, увлечениям, аристократическим привычкам.

Но больше всего душу главного героя занимает «наука страсти нежной», что также можно упомянуть в описании характера Онегина в романе «Евгений Онегин». Однако после знакомства со своим главным героем Пушкин предупреждает читателей о том, что не стоит поддаваться соблазну воспринимать Онегина как «пустышку» - он вовсе не таков. Все светское окружение и привычный жизненный уклад не вызывают у главного героя никакого энтузиазма. Этот мир наскучил Онегину.

Хандра

Жизнь главного героя была совершено спокойной и безоблачной. Его пустое существование заполняли развлечения и заботы о собственной внешности. Главным героем овладевает «английский сплин», или же русская хандра. Сердце Онегина было пустым, а ум не находит себе применения. Ему опостыл не только литературный труд. Главный герой берется за книгу, однако и чтение не доставляет ему никакого удовольствия. Ведь Онегин разочаровался в жизни, и поверить книге он не в состоянии. Овладевшую им апатию главный герой называет «разочарованием», с охотой прикрывая себя образом Чайльд-Гарольда.

Однако главный герой не хочет и не умеет по-настоящему трудиться. Поначалу он пробует себя в качестве писателя - однако выполняет эту работу «зевая», и вскоре откладывает ее в сторону. И такая скука подталкивает Онегина к тому, чтобы путешествовать.

Онегин в деревне

В деревне главный герой снова сумел «воспрять духом». Он счастлив наблюдать за красотами природы, и даже делает попытки облегчить жизнь крепостных крестьян путем смены тяжкой барщины на «легкий налог». Однако снова Онегина догоняет его мучительница - скука. И он обнаруживает, что и в деревне испытывает те же самые чувства, что и в аристократической столице. Онегин рано просыпается, плавает в реке, но все равно ему наскучивает и эта жизнь.

Поворотное знакомство

Однако декорации меняются после того, как главный герой знакомится с Ленским, а потом и с сестрами Лариными, живущими по соседству. Близкие интересы и хорошее воспитание позволяют сблизиться Онегину с Ленским. Главный герой обращает внимание на старшую сестру, Татьяну. А в ее сестре, Ольге (которая являлась возлюбленной Ленского), Онегин видит только лишь «безжизненность черт и души». Черты характера Татьяны в романе «Евгений Онегин» противопоставляют ее главному герою. Она близка к народной жизни, несмотря на то, что плохо говорит по-русски.

Ее лучшие черты были воспитаны няней, которая передала Татьяне понятие о нравственном долге, а также основы народного мироощущения. Цельность характера Татьяны в романе «Евгений Онегин» проявляется в смелости, с которой она делает признание возлюбленному, а также в благородстве ее намерений, верности супружеской клятве. Отповедь Онегина делает ее взрослее. Героиня меняется внешне, однако сохраняет лучшие качества характера.

Что касается характера Ольги в романе «Евгений Онегин», то этой героине поэт отводит второстепенную роль. Она хороша собой, однако Онегин сразу видит ее душевную пустоту. И этот характер очень быстро вызывает неприятие у впечатлительного читателя. В образе Ольги великий русский поэт выражает свое отношение к ветреным девушкам своей эпохи. Об их портрете он говорит так: «Я прежде сам его любил, но надоел он мне безмерно».

Характер Ленского в романе «Евгений Онегин»

Ленский предстает перед читателем в образе свободолюбивого мыслителя, который получил образование в одном из европейских университетов. Поэзия его овеяна духом романтизма. Однако Пушкин спешит предостеречь читателя о том, что в действительности Ленский остается невеждой, обычным русским помещиком. Хотя он и симпатичен, однако не слишком утончен.

Порядочность героя

Онегин отвергает чувства Татьяны. На все ее любовные признания он отвечает грубой отповедью. В этот момент времени искренность и чистота чувств деревенской девушки оказываются Онегину не нужны. Однако Пушкин оправдывает своего героя. Онегин отличался порядочностью и честностью. Он не позволял себе глумления над чувствами другого человека, над его наивностью и чистотой. К тому же, причиной отказа Лариной была холодность самого Онегина.

Поединок с Ленским

Следующая поворотная точка в раскрытии характера Онегина - это его дуэль с Ленским. Но в этом случае Онегин не демонстрирует благородства, предпочитая не отказываться от поединка, исход которого был предопределен. Над решением Онегина подобно дамоклову мечу висело мнение общества, а также извращенность существовавших в той среде ценностей. И главный герой не открывает свое сердце чувству настоящей дружбы. Ленский погибает, и Онегин расценивает это как собственное преступление. И бессмысленная смерть друга пробуждает «сон души» главного героя. Характер Евгения Онегина в романе «Евгений Онегин» меняется: он понимает, насколько одиноким является, и его отношение к миру приобретает другие оттенки.

Повторная встреча с Татьяной

Вернувшись в столицу, на одном из балов главный герой снова встречает «ту самую Татьяну». И его очарованию нет предела. Она замужняя женщина - но лишь теперь Онегин оказывается способным увидеть родственность их душ. В любви к Татьяне он усматривает возможность своего духовного воскресения. Кроме того, Онегин узнает, что ее любовь к нему тоже еще жива. Однако для главной героини оказывается совершенно неприемлемой мысль о возможной измене законному мужу.

В ее душе происходит поединок между чувствами и долгом, и разрешается он не в пользу любовных страстей. Татьяна оставляет Онегина на коленях в одиночестве. И сам поэт также покидает своего героя именно во время этой сцены. Чем закончится его жизнь, остается неизвестным. Исследования литературоведов и историков показывают, что поэт планировал «отправить» Онегина на Кавказ, или же превратить его в декабриста. Однако это осталось тайной, которая была сожжена вместе с заключительной главой произведения.

Автор романа и его главный герой

Многогранность характеров в романе «Евгений Онегин» раскрывается в процессе сюжетного развития поэмы. Описывая те события, которые происходили в произведении после дуэли Онегина с Ленским, Пушкин включает в текст небольшое упоминание о молодой горожанке. Она спрашивает, что произошло с Ольгой, где теперь находится ее сестра, и что с Онегиным - где «этот пасмурный чудак»? И автор произведения обещает рассказать об этом, но не теперь. Пушкин специально создает иллюзию авторской свободы.

В этом приеме можно усмотреть как замысел талантливого рассказчика, который ведет непринужденный разговор со своими читателями. С другой стороны, так Пушкин может быть охарактеризован, как настоящий мастер, который в совершенстве владеет избранной манерой подачи произведения. Автор произведения выступает в качестве одного из персонажей романа только в отношении самого Онегина. И это указание на личные контакты выделят главного героя среди других персонажей. Пушкин упоминает о «встрече» с Онегиным в столице, описывает то первое смущение, которое охватило его во время этой встречи. Такой была манера общения главного героя - язвительные шутки, желчь, «злость мрачных эпиграмм». Также Пушкин сообщает читателю об общих планах увидеть со своим главным героем «чуждые страны».

Урок 34

Цель: определить роль автора в романе, роль лирических отступлений, отношение автора к героям

Задачи с позиции УУД :

1. Предметные.Знать: сюжет и содержание романа; тео ретико-литературные понятия автор,ли рический герой, лирические отступления. Понимать: значение лирических отступ лений в раскрытии идеи романа; роль образов природы, изобразительно-выра зительных средств в лирических отступле ниях; отношение автора к героям; смысл эпиграфов к роману и к отдельным главам. Уметь: прослеживать развитие образа автора в романе; выразительно читать лири ческие отступления наизусть

2.Метапредметные: Понимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи самостоятельно, под руководством учителя. Воспринимать учебное задание, контролировать свои действия в процессе его выполнения.

3. Личностные: Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способ действий. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Ход урока.

    Проверка д/з.

    Письмо Татьяны к Онегину

    Актуализация опорных знаний учащихся

1)Тест по роману «Евгений Онегин» .

1. «Евгений Онегин» - произведение

а) реалистическое,

б) романтическое,

в) соединяет в себе черты обоих методов.

2. Евгений Онегин - это герой

а) положительный,

б) отрицательный,

в) нельзя сказать однозначно.

3. Как сам Пушкин определяет жанровое своеобразие произведения?

а) «даль свободного романа»,

б) «собранье пестрых глав»,

в) и так, и так.

4. Чей портрет висел в деревенском кабинете Онегина?

а) Александра I ,

б) Наполеона,

в) Байрона.

5. Какое значение имеет образ Онегина, являющегося Татьяне во сне?

а) воплощает ее представление об Онегине как о демоническом герое,

б) предсказывает смерть Ленского от руки Онегина,

6. Почему в конце романа Татьяна отказывает Онегину, хотя продолжает его любить?

а) чтобы наказать его за жестокую холодность,

б) потому что с точки зрения ее нравственности узы священного брака нерушимы,

в) потому что она не может и не хочет строить свое счастье на несчастье другого человека

7. Как вы полагаете, искренно ли чувство любви Онегина к Татьяне и его перерождение?

а) да, потому что он серьезно страдает,

б) нет, потому что его привлекла не «смиренная девочка», а лишь блистательная дама,

в) в чувстве Онегина наполовину искренности и любви, а наполовину тщеславия.

8. Какая проблема была для Пушкина более важной в романе?

а) проблема социальной свободы,

б) проблема воспитания дворянской молодежи, политическая проблематика.

9. Для чего Пушкин вводит в роман зеркальную композицию (две любви, два письма, две отповеди и т.д.)?

а) чтобы унизить Онегина и возвысить Татьяну,

б) чтобы показать, что все люди подчинены единым психологическим законам,

в) чтобы показать нравственное и духовное возрождение Онегина.

10. Чем различались круг чтения Онегина и круг чтения Татьяны?

б) Татьяна читала писателей-сентименталистов, а Онегин - романтиков,

в) Татьяна читала любовную литературу, Онегин - философскую.

11. Почему роман Пушкина продолжает сохранять свою актуальность?

а) потому что отражает характерные черты своей эпохи,

б) потому что допускает различные интерпретации своего смысла,

в) потому что ставит общечеловеческие проблемы, актуальные во все века.

Ответы: 1 а. 2 в.3 в. 4 в.5 а, б. 6 б, в. 7 а, в. 8 б. 9 б, в. 10 б, в. 11 в, б.

2 Беседа по вопросам:

1. О каких фактах биографии автора рассказано в начале восьмой главы? (Рассказывается о лицее, ссылке, вспоминается Кавказ, Крым, Молдавия, но главное - раскрывается внутренний мир, движение творческой мысли,развитие души автора.

Пять строф понадобилось Пушкину, чтобы вспомнить всю жизнь. Была молодость - она ушла, были друзья - их погубили. Но осталась память о них, верность тем идеям, за которые они отдали жизнь, пошли в Нерчинские рудники. Осталась муза, она неизменна, она всегда останется чистой и светлой, поможет жить.)

2. Был ли Онегин в первой главе чужим для светского общества? (Нет, «свет решил, // Что он умен и очень мил».)

3. С новым появлением Онегина появляется целая серия вопросов. Где он был три года? (Отрывки из путешествия Онегина ответят на вопрос, с каким грузом пришел он к осени 1824 г. Маршрут: Москва - Нижний Новгород - Астрахань - Кавказ - Крым - Одесса... Онегин знакомится с родиной.)

4. Начинаются пересуды о нем («корчит чудака»). Почему свет настороженно его принимает? (В высшем свете привычны не люди, а «приличьем стянутые маски». Те, кто не похож на них - странны, непонятны.)

5. Какой совет дают представители света Онегину? (Советуют Онегину быть «добрым малым», как все.)

6. Почему Онегин попал, как Чацкий, с корабля на бал? (В нем появилась глубокая внутренняя жизнь, которой не было раньше, зародилась непримиримая вражда к обществу.)

7. И вот происходит новая встреча героев. Появляется Татьяна, и Онегин узнает и не узнает ее. Как описывает Пушкин, какой не была Татьяна, без чего обходилась? Чем она выделяется из светского общества? (Простотой и естественностью.)

8. Почему восьмая глава вызывает больше всего споров и толкований? (Пушкин не дает психологического обоснования событий, поступков, фактов.)

9. Почему Онегин, не полюбивший Татьяну в деревне, теперь охвачен такой всепоглощающей страстью? (изменились герои, обновленный Онегин теперь может оценить всю глубину души Татьяны.)

10. Что изменилось в Татьяне? (Она научилась «властвовать собою», как ей советовал Евгений когда-то.)

11. Что чувствует Онегин, увидя Татьяну?

12. Возможно ли было счастливое воссоединение Онегина и Татьяны?

    Работа по теме урока.

1. Слово учителя .

Попробуйте представить его внешность. Кроме белого пятна перед вами ничего не возникнет. Мы немало знаем об Авторе – о его судьбе и духовном мире, о литературных взглядах, даже о винах, которые он любит. Но Автор в «Евгении Онегине» -- это человек без лица, без внешности, без имени.

Автор – повествователь и одновременно «герой» романа. В Авторе отразилась личность самого создателя «Евгения Онегина». Пушкин отдал ему многое из того, что пережил, перечувствовал и передумал сам. Однако отождествлять Автора с Пушкиным – грубая ошибка. Необходимо помнить, что Автор – это художественный образ. Соотношение между Автором и Пушкиным, создателем романа, точно такое же, как между образом любого человека, чья «биография» частично совпадает с реальной биографией Пушкина, а духовный мир и взгляд на литературу являются отражением пушкинских.

Почему Автор все время размышляет о любви и дружбе, проводит Онегина через горнила обоих чувств? (Любовь и дружба для Пушкина – две вещи, на которых испытывается человек, они раскрывают богатство души или ее опустошенность).

Только ли из характеристик Автора мы можем охарактеризовать героев?

2.Работа с опорной схемой.

Главное действующее лицо – повествователь =

Спутник Онегина

Антипод Ленского-поэта защитник «Татьяны милой»

Лирические отступления – составная часть сюжета.

Образ повествователя раздвигает границы конфликта – в роман входит русская жизнь того времени во всех ее проявлениях.

Несмотря на четкость композиции, создается впечатление, что автор относится к ней легко и небрежно – поэт пропускает события в жизни героя, строчки, строфы, опускает целую главу («Путешествие Онегина»), оставляет открытой развязку. Все это соответствует принципам поздней лирики. Пушкин утверждает авторское право на произвольное построение «свободного» романа.

v . Автор в системе художественных образов романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Автор в системе художественных образов романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин" В русской литературе своеобразие жанра нередко определяло своеобразие смысла. "Евгений Онегин" похож на прозаический роман: в нем есть сюжет, есть герой, героиня и любовная коллизия. В то же время это в стихах, "свободный роман". Эпическое начало в "Евгении Онегине" представлено героями и их взаимоотношениями, а лирическое - образом автора.

Это позволяет Пушкину связать далекие друг от друга явления жизни, события, понятия и изобразить жизнь шире, чем в романе прозаическом. Какое же место занимает образ автора среди других образов романа? Прежде всего приглядимся к главным героям "Евгения Онегина": какие представления о жизни, о мире они несут в себе, и чем отличается их мироощущение от мировоззрения автора.Главное действующее лицо романа - . Именно его характеристике посвящена вся первая глава.

Автор рассказывает о детстве "молодого повесы", о его юности. Онегин явлен нам как "типичный представитель" большого света, отличающийся от своих сверстников лишь тем, что "рано чувства в нем остыли".

Уже в первой и второй главах ярко и разносторонне показано отношение повествователя к Онегину. С одной стороны, автору "нравились его черты, мечтам невольная преданность, неподражаемая странность и резкий охлажденный ум". Однако здесь уже намечается и та грань, которая разделяет Онегина и автора: во-первых, у героя нет той тонкой восприимчивости к поэтическим сторонам жизни, которая свойственна повествователю. Различны их взгляды на многие сферы тогдашней русской жизни: театр, балы, деревню. Вот отношение Онегина к деревенской природе: Два дня ему казались новыУединенные поля…

На третий роща, холм и полеЕго не занимали боле… А вот что говорит о деревне автор: Я был рожден для жизни мирной,Для деревенской тишины;В глуши звучнее голос мирный,Живее творческие сны. Различно и отношение Пушкина и Онегина к любви, дружбе. Постепенно расхождение между героем и автором будет только углубляться и наиболее полно проявится в различном восприятии ими поэтической натуры Татьяны, второй главной героини романа.

Сюжет романа будет развиваться так, что Онегин убьет друга на поединке и до двадцати шести лет доживет "без цели, без трудов". Герой, пытаясь избавиться от страдания, вызванного гибелью Ленского, отправится странствовать по России и наконец вернется в Петербург еще более опустошенными одиноким. Таким и предстанет он перед нами в восьмой главе.Любимая героиня автора - Татьяна.

Она не такая, как ее провинциальное окружение, это очевидно, и этим героиня близка автору. В ней много общего с повествователем: отношение к любви, к дружбе, к жизни. Пушкин наделил ее стремлением к устойчивости.

Она избирает опорой в жизни единственную ценность - , а если построить жизнь на сентименталистском представлении о мире ей не удается, то героиню ждет трагедия.В романе есть еще один герой - Ленский. Он по своему мироощущению близок Татьяне. У обоих романтический склад души, они оба верят в любовь и дружбу.

Если же сравнивать Онегина и Ленского, то становится очевидным, что они противостоят друг другу по восприятию жизни, по отношению к ней: один - романтик, идеализирующий жизнь, другой - холодный скептик, в ценности жизни сомневающийся. Молодой поэт автору симпатичен, но его искренность, неподдельность чувств и наивность все же вызывают улыбку. Даже называя его поэтом, автор не имеет в виду человека, пишущего стихи, он вкладывает в это слово другое значение: человек с поэтическим складом души, склонный к романтическим мечтаниям. В Ленском "персонифицировано особое душевное состояние", свойственное юности. Он уходит из жизни так же закономерно, как уходит из жизни человека эта прекрасная пора.

Автор "уводит" молодого поэта из жизни потому, что тот интересен и дорог ему прежде всего своим душевным состоянием, юношеской возвышенностью. Но такое состояние не вечно. В системе образов романа есть только один "гармоничный" человек - автор.

Он способен преодолеть и романтическую замкнутость, которой окружил себя Ленский, и сентименталистские представления о мире, которыми живет Татьяна, и сомнения, которые ведут по жизни Онегина. В. Г. Белинский назвал роман "одним из самых трагических произведений русской литературы". Почему же мы не воспринимаем его таким? Думается, благодаря образу автора, который, следуя за героями, оказывается способен разрешить все противоречия, найти выход из любой ситуации.

Почему же? Потому что он поэт. Автор не убегает от действительности, а находит красоту и радость в самой жизни. Жизнь течет, продолжается, и она прекрасна - вот к чему приводит нас Пушкин.

iV . Итог. Рефлексия Вывод:

Что вы узнали нового о характере героев романа?

Какие черты биографии Пушкина отразились в лирических отступлениях?

- Какова их композиционная роль?

Автор проявляется в романе в нескольких «ролях»: и как герой романа, и как рассказчик, и как лирический герой, выражающий свои чувства и переживания. В лирических отступлениях Пушкин определяет критерии ценности человеческой личности, пытается привлечь читателя к обсуждению вечных,общечеловеческих проблем. Это философское отношение к жизни, смерти и бессмертию, к вечному движению времени и быстротечности человеческой жизни, это раздумья о связях человека с окружающими людьми, о творчестве, таланте, способностях, об отношении к Родине. Образом автора в романе объединяются картины русской жизни, и он является связующим звеном в «энциклопедии русской жизни».

    Принимает участие в судьбе героев.

    Делится с читателем своими мыслями и чувствами.

    Рассуждает о нравах и морали общества.

V . Д/з. Роль лирических отступлений в романе

Практическая работа по анализу лирических отступлений организуется в группах.

Общий вопрос:

Группа 1.О поэзии и замысле романа(гл. I, стр. LVII-LX).

Группа 2.О смерти и бессмертии(гл. II, стр. XXXVIII-XL).

Группа 3. О русском языке и женском образовании

(гл. III, стр. XXVII-XXX).

Группа 4.Об отношениях человека с друзьями, родней

и женщинами(гл. IV, стр. XVIII-XXII).

Группа 5.О вечном движении времени и быстротечности человеческой жизни(гл. VI, стр. XLIII-XLVI).

Группа 6.О Родине и Москве(гл. VII, стр. XXXIII-XXXVIII).

Группа 7.О музе и судьбе поэта(гл. VIII, стр. I-VI).

Группа 8.О смысле жизни(гл. VIII, стр. IХ-ХII).

Группа 9. О читателях и финале романа (гл. VIII,стр. XLIX-LI).

План анализа лирических отступлений

1. Культурноисторический комментарий.

2. Общая тема и центральная проблема.

3. Место в композиции главы и романа в целом.

6. Языковые и стилевые особенности.

Отчеты групп о результатах миниисследований.

Глава №1.

1. Как изображает А.С.Пушкин воспитание и образование Е.Онегина в 1-ой главе. Каким он представляется вам?

2. Расскажите о нравственных принципах Е.Онегина, его взаимоотношениях с людьми светского общества.

3. Опишите день Онегина. Как показывает А.С.Пушкин типичность времяпровождения? Как изображение быта героя помогает понять условия его воспитания и формирования характера?

4. Расскажите, как пытался Онегин выйти из порочного круга? Что дала ему попытка?

5. Прочитайте конец первой главы и ответьте на вопрос: что ожидало Онегина в деревне? Как относится автор к жизни в «деревенской тишине»?

7. Объясните обилие иностранных слов в 1-ой главе. Как вы понимаете слова поэта: «…мой бедный слог гораздо б меньше мог пестреть иноплемёнными словами…»?

8. Как рисует А.С.Пушкин разочарованность Е.Онегина?

9. В чём, по-вашему, различие между Онегиным и лирическим героем 1-ой главы? Найдите в тексте подтверждение вашей мысли.

10. Каково отношение Пушкина к своему герою. Найдите подтверждение вашим мыслям в тексте.

Глава №2.

11. Прочитайте о том, как протекала жизнь дядюшки Онегина в деревне. Расскажите о быте, времяпрепровождении и обычаях провинциального барства.

12. Как складывались отношения Онегина с соседями -помещиками. Сравните обвинения соседей в адрес Онегина с обвинениями в адрес Чацкого.

13. Проанализируйте строфы, посвященные Владимиру Ленскому. Выделите слова и выражения, характеризующие отношение автора к нему. Как относится автор к поэтическому творчеству Ленского?

14. Найдите в тексте, как А.С.Пушкин описывает роман Владимира Ленского и Ольги Лариной. Как эти отношения характеризуют героев. Как относится автор к любви Ленского?

15. Как складывались отношения Онегина с Ленским? Верите ли вы в возможность дружбы «от делать нечего»? Что объединяло Онегина и Ленского? О чем размышляли, спорили Онегин и Ленский?

16. Какой жизненный уклад царствовал в семействе Лариных? Расскажите о быте, времяпрепровождении и обычаях провинциального барства.

18. Покажите, в каких условиях воспитывалась Татьяна Ларина, какие факторы влияли на формирование её характера.

19. История жизни матери Татьяны Лариной. Кто из её дочерей пойдёт по её пути, по-вашему? Докажите свою точку зрения.

Глава №3.

20. Сравнить портрет Ольги, данный автором во второй главе, с портретом, данным ей Онегиным в третьей главе. Пощадил ли Онегин чувства своего друга?

21. Почему Татьяна решила, что Онегин — тот, кого она ждала? Что подготовило её отношение к нему. Как Пушкин объясняет это?

22. История жизни няни Татьяны Лариной. Почему о любви Татьяна говорит со старой няней? Сравните две любви, две судьбы. Почему она не понимает страданий своей воспитанницы? Сопоставьте рассказ няни Т. Лариной о её замужестве с историей любви матери Татьяны, её сестры и сделайте вывод о традициях России.

23. Какие строфы и как объясняют читателю смелый поступок Татьяны — решение писать Онегину, открыть свою душу? Прочитайте вслух в классе письмо Татьяны. Как оно отражает ее чувство?

24. Найдите строфы, в которых показано томительное ожидание Татьяной ответа на свое признание. Как в романе показано смятение героини, ее страх перед долгожданной встречей?

25. Прочитайте последнюю строфу (XLI) третьей главы. Почему автор заканчивает главу на самом напряженном и интересном событии?

Глава №4.

26. С чего начинается четвертая глава. Как вы думаете, почему? Чьи это мысли? Автора? Онегина? Прочитайте строфы VIII—XI, что они добавляют в характер Е.Онегина?

27. Прочитайте исповеди Онегина. Этот монолог литературоведы называют по-разному: исповедь, проповедь, отповедь. А как думаете вы? Свой ответ аргументируйте. Что эти строфы подчеркивают в характере героя.

29. Чем занимается Онегин после объяснения с Татьяной? Перечитайте картины природы в 4-ой главе. Какую роль они играют в тексте?

Глава №5.

30. Какие новые стороны характера Татьяны открываются нам в пятой главе? Что роднит её с крепостными? Как Пушкин обосновывает эпитет «русская душою»?

31. Перечитайте сон Татьяны. Для чего, по-вашему, Пушкин передаёт так подробно это сновидение? Как рисует Пушкин состояние Татьяны на именинах? Какие образы, сюжеты сна сбудутся на именинах Татьяны?

32. Расскажите о том, как проходит праздник «Именины Татьяны» в доме Лариных (по 5-6 главе романа), как ведут себя гости. Перечитайте строфы ХХV-ХХIХ, воспроизведите «карикатуры всех гостей», как мысленно делал это Онегин. В этих строфах найдите слова и выражения, характеризующие отношение к гостям самого автора.

33. Как мог чувствовать себя Онегин, попав на этот «пир огромный»? Чем вызвано его раздражение и недовольство? На кого обращается его гнев? Что он сделал?

34. Что испытывал Ленский, видя игру Онегина с Ольгой? Почему Ольга так себя ведёт? Чьи переживания волнуют автора и почему?

Глава №6.

35. Чем заканчивается пятая глава? Что предвещает? Какое продолжение в шестой главе находит мщение Онегина Ленскому? Почему Онегин принял вызов?

36. Прав ли юный поэт, обвиняя Ольгу? Почему он изменил своё отношение к ней? К какому выводу пришел?

37. Последняя ночь Ленского. Мелкий бунт Онегина против неотвратимой дуэли. Друзья или враги? Два варианта судьбы Владимира Ленского.

Глава №7.

38. Как передаёт Пушкин в строфах I-ХIII 7-ой главы грустно - задумчивое настроение, чем оно вызвано?

39. Татьяна в доме Онегина. Что дает для раскрытия образов Онегина и Татьяны этот эпизод? Какое впечатление произвело на неё чтение книг?

40. Воспроизведите, используя текст 7-ой главы, прощание Татьяны с деревней? Почему Пушкин задерживает наше внимание на этом эпизоде?

41. Найдите в 7-ой главе строки, рисующие въезд Лариных в Москву. Какое настроение охватывает поэта при воспоминании о картинах Москвы? Какими предстают перед нами московские дворяне в изображении А.С.Пушкина? Сравните их с грибоедовскими персонажами.

Глава №8.

43. Как показывает Пушкин отношение высшего света к вернувшемуся из путешествия Онегину? Почему свет настороженно его принимает? Какой совет дают представители света Онегину? Почему поэт берёт его под защиту?

44. Откуда приехал Онегин и что с ним произошло за время отсутствия? Что он видел в путешествии?

45. Перечитайте новую встречу героев. Какое впечатление произвела на Онегина Татьяна? Как подготавливает Пушкин это впечатление? Чем она выделяется из светского общества? Что чувствует Онегин, увидев Татьяну?

46. Как передаёт Пушкин волнение Онегина при первой встрече, наедине с Татьяной, при ожидании нового свидания, после приглашения на вечер? Что изменилось в Татьяне? Сохранились ли в ней прежние черты? Докажите текстом 8-ой главы.

47. Сопоставьте, как рисует Пушкин чувства Татьяны, влюблённой в Онегина, и переживания Онегина, сейчас любящего Татьяну (главы 3 и 8). Можно ли сравнить эти чувства по глубине и искренности. Почему Онегин, не полюбивший Татьяну в деревне, теперь охвачен такой всепоглощающей страстью?

48. Перечитайте письмо Онегина. Каким предстаёт перед нами герой в этом послании? Перечитайте сцену объяснения Татьяны с Онегиным (8-ая глава). Какие чувства владеют героями? Возможно ли, было счастливое воссоединение Онегина и Татьяны?

49. Как вы понимаете строфы ХLYIII-LI (прощание автора с героем и романом)?

Главный герой романа — молодой помещик Евгений Онегин , это человек со сложным, противоречивым характером. Воспитание, которое получил Онегин, было губительным. Он вырос без матери. Отец, легкомысленный петербургский барин, не обращал на сына внимания, поручив его «убогим» гувернерам. Вследствие этого Онегин вырос эгоистом, человеком, который заботится только о себе, о своих желаниях и который не умеет обращать внимание на чувства, интересы, страдания других людей. Он способен обидеть, обидеть человека даже не замечая этого. Все красивое, что было в душе юноши, так и осталось неразвитым. — скука и леность, однообразные удовлетворения при условии отсутствия реального, живого дела.

Образ Онегина не выдуман. В нем поэт обобщил черты, типичные образы для молодых людей того времени. Это люди, обеспеченные за счет работы и крепостных крестьян, которые получили беспорядочное воспитание. Но в отличие от большинства представителей правящего класса, эти юноши умнее, чувствительнее, добросовестнее, благороднее. Они недовольны собой, своим окружением, общественным устройством.

Онегин по взглядам и по требованиям к жизни стоит выше не только своих сельских соседей-помещиков, а и представителей петербургского высшего света. Встретившись с Ленским, который получил высшее образование в наилучшем университете в Германии, Онегин мог спорить с ним на любую тему, как с равным. с Ленским открывает в душе Онегина скрытые за маской холодного эгоизма и равнодушия возможности верных, дружественных отношений между людьми.

Увидев впервые Татьяну, еще даже не пообщавшись с ней, не услышав ее голоса, он сразу ощутил поэтичность души этой девушки. В отношении к Татьяне, как и к Ленскому, раскрылась такая его черта как доброжелательность. Под влиянием событий, изображенных в романе, в душе Евгения происходит эволюция, и в последней главе романа Онегин уже совсем не тот, которым мы видели его раньше. Он влюбился в Татьяну. Но его любовь не приносит , ни ему, ни ей.

В романе «Евгений Онегин» Пушкин изобразил легкомысленного юношу, который даже в любви не может дать себе совета. Убегая от мира, Онегин не смог убежать от себя. Когда он понял это, было уже поздно. Татьяна теперь не верит ему. И это открывает Онегину глаза на самого себя, но ничего не изменить.

Краткая характеристика Евгения Онегина | Декабрь 2014

Образ и характеристика Евгения Онегина в одноименном романе Пушкина

Онегин . Герой романа предстает перед читателем человеком и обыкновенным (похожим на многих других), и необыкновенным, простым и сложным. Эта сложность и даже противоречивость были отражением той сложной, противоречивой эпохи, которая и порождала подобные характеры. В начале романа перед нами молодой человек, живущий по законам и обычаям светского общества. Он уезжает из Петербурга не в порыве свободолюбия на экзотический Кавказ, а в обыкновенную деревню за прозаическим наследством дядюшки. Ничего исключительного, загадочного, как у героев романтических поэм, в нем нет. Знаменательно, что романтики не поняли замысла Пушкина и не смогли оценить новых, реалистических принципов изображения действительности. А. А. Бестужев, прочитав первую главу романа, с недоумением писал поэту в марте 1825 г.: «Вижу человека, которых тысячи встречаю наяву». Он считал, что именно поэтому Онегин не достоин стать героем художественного произведения.

Однако Онегин при всей его типичности обладает такими индивидуальными, неповторимыми чертами, которые делают его «лишним» для общества Буяновых, Петушковых, Скотининых. Широко распространенный термин «лишний человек» (Онегин оказался первым в этом типологическом ряду) должен восприниматься как отрицательная характеристика а первую очередь не героя, а среды, для которой незаурядные люди оказываются неудобными, ненужными, лишними. В этом обществе не может быть полноты человеческого существования. Разочарование Онегина в светской жизни, в окружающих его людях, в себе самом, наконец, как раз и свидетельствует о таких его незаурядных внутренних, душевных качествах, которые, к сожалению, он так и не смог нигде проявить. О незаурядности Онегина свидетельствует и круг его друзей, в число которых входят Кавелин, Чаадаев (об этом Пушкин упоминает в 1-й главе) и, что особенно важно, сам автор, называвший Онегина своим добрым приятелем. И то обстоятельство, что в кабинете Онегина находится портрет Байрона, бюст Наполеона, также наполнено определенным смыслом, являлось своего рода «сигналом» для читателя, помогая ему лучше понять мироощущение героя романа.

Белински так передавал свое впечатление от Онегина:

«…Бездеятельность и пошлость жизни душат его; он даже не знает, чего ему надо, чего ему хочется; но он знает, и очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность».

И именно потому, что светское общество убило в нем «страсть сердца и теплоту души», он и не смог понять Татьяну, ее доверчивую любовь. В современное литературоведении не прекращается спор о возможности нравственного возрождения Онегина. Высказывается мнение, что вспыхнувшая у Онегина любовь к Татьяне имеет источником всего лишь «мелкое чувство светского самолюбия и тщеславия». Исследователи, придерживающиеся этой точки зрения, исходят из концепции, согласно которой в лице Онегина «типизирована историческая обреченность дворянского сословия», в силу чего ни о каком возрождении пушкинского героя не может быть и речи. Смысл соотношения образов Онегина и Татьяны в таком случае определяется понятиями: с одной стороны - «опустошенность» и с другой - «внутренняя цельность». Существует и иная концепция, в соответствии с которой эволюция характера Онегина представляется несомненной, особенно если учитывать воздействие на героя романа путешествия, предпринятого им после убийства Ленского. По мнению Г. П. Макогоненко, после разгрома декабристов совершенно неясен был путь борьбы с самодержавно-крепостническим строем. Поэтому Пушкин показал нравственное возрождение личности Онегина через любовь.

Пушкинское открытие обогатило литературу: нравственная ценность человека, его общественная позиция стали обнаруживаться в сфере частной, интимной жизни, «проверяться любовью», как пишет исследователь. Наиболее объективно к решению этого действительно очень сложного вопроса подошел в свое время Белинский, учитывавший специфику пушкинских оценок, его диалектический подход в изображении человеческих характеров и перспектив их развития: «Что сталось с Онегиным потом? - спрашивал критик.- Воскресила ли его страсть для нового, более сообразного с человеческим достоинством страдания? Или убила она все силы души его, и безотрадная тоска его обратилась в мертвую, холодную апатию? - Не знаем, да и на что нам знать это, когда мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца?».

Характеристика Евгения Онегина | Ноябрь 2015

Характеристика и образ Евгения Онегина

Герой пушкинского романа в стихах Евгений Онегин предстает перед нами в разные периоды своей жизни. Вся первая глава посвящена описанию его юности.
Юность Онегина

«Молодой повеса» — этими словами коротко можно охарактеризовать Евгения в это время. Он нигде не служит, ведет светскую жизнь, бывает на балах и обедах, уделяет много внимания своей внешности. Он умеет казаться умным и тонким, на самом же деле знания его поверхностны, и он пользуется ими только чтобы произвести впечатление.

Он любит женщин, но его увлечения поверхностны. Пользуясь своим обаянием, он покоряет женщин, а затем быстро остывает.

Евгений Онегин в деревне

В конце концов Евгений охладевает к такому образу жизни. Пресытившись и балами, и женским вниманием, он собирается путешествовать, но тут умирает его дядя, и Евгений остается наследником поместья.

Здесь мы узнаем Онегина с другой стороны. Не побоявшись вызвать неудовольствие здешних помещиков, он заменяет для крепостных барщину легким оброком. Сбежав от столичных развлечений, он и в деревне не посещает соседей, зато близко сходится с наивным, но искренним Ленским .

Убийство друга и отвергнутая любовь

Эта дружба заканчивается трагически. Пылкий юноша отправляет Евгению вызов. Онегин сознает, что лучше извиниться перед другом, но самовлюбленность заставляет его надеть привычную маску равнодушия и принять вызов. Ленский гибнет от руки Онегина.

Получив письмо Татьяны, Евгений был тронут. Он симпатизирует Татьяне, но еще не любит ее. Не испытав ни разу настоящей любви к женщине, пользуясь ею, как разменной монетой, он вообще не способен всерьез воспринимать это чувство. Поэтому Евгений, как обычно, входит в роль опытного, холодного сердцем человека, при этом проявляющего благородство. Евгений не воспользовался чувствами Татьяны, но не ушел от искушения прочитать нотацию влюбленной девушке.

Умейте властвовать собою:
не всякий вас, как я, поймет,
к беде неопытность ведет.

Прозрение Онегина

Прошло несколько лет и ему довелось жестоко пожалеть о своей холодности. В зрелом возрасте его уже не интересуют эффектные позы, он меньше сосредоточен на себе. Встретив Татьяну, замужнюю даму, в совершенстве изучившую искусство «властвовать собой», Евгений беззаветно влюбляется в нее. Время не лечит его, проходят месяцы, а он по-прежнему думает только о ней, доводя себя почти до безумия.

Происходит объяснение; он узнает, что Татьяна по-прежнему любит его, но не собирается нарушать верность мужу.

Пушкинский герой способен на настоящие чувства, но ранняя приверженность свету портит его, заставляя жертвовать любовью и дружбой в пользу позерства. Когда же Онегин, наконец, начинает «быть», а не «казаться», многих ошибок уже не исправить.

Характеристика Евгения Онегина — | Декабрь 2014

Человек и среда в «Евгении Онегине»

Роман «Евгений Онегин» - величайшее создание А. С. Пушкина и при этом уникальное, не имеющее аналогий по жанру в русской и мировой литературе. Роман является поэтическим изложением событий, где описание современной поэту жизни русского общества органично сливается с лирическим дневником автора, с его размышлениями о времени и о себе. Саму русскую жизнь Пушкин изображает с небывало широким, подлинно энциклопедическим размахом, и в то же время делает это со свойственным ему лаконизмом, в предельно сжатой форме.

Роман А. С. Пушкина - первое в русской литературе реалистическое произведение, и все типичные образы, представленные в нем автором, заключают в себе широкие художественные обобщения.

Это и образ Евгения Онегина - русского молодого человека, представителя вольнолюбиво настроенной и вместе с тем неудовлетворенной жизнью, скучающей, разочарованной дворянской молодежи первой четверти XIX века. Это и образ Татьяны Лариной - реальный, вместивший все лучшие черты «натуры глубокой, любящей, страстной» (В. Г. Белинский). Это и характерный для пушкинского времени образ Ленского - романтика «из Германии туманной», и образ русской, непосредственной Ольги. Второстепенные образы романа (помещики, столичное и московское дворянство) столь же жизненны и реалистичны.

Каждый герой романа является ярким примером, типичным представителем определенного круга людей, определенного общественного слоя. В то же время, каждый образ сформировался под действием среды, в которой живет герой, наиболее полно впитал в себя ее черты и нравы, в ней получил воспитание и образование. Среда наложила отпечаток на взгляды и мировоззрение всех героев «Евгения Онегина» и сделала их именно такими, какими мы видим их на страницах романа.

В самом начале перед читателями предстает типичный образ, индивидуализированный, жизненный и правдивый. Автор сразу срывает ореол таинственности с главного героя романа- Евгения Онегина: перед нами выступает характер персонажа- «молодого повесы», эгоиста и скептика с острым и злым языком.

В коротком вступлении А. С. Пушкиндает его биографию:

Сперва Madame за ним ходила
Потом Monsieur ее сменил.
...Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой...

Среда, к которой принадлежал Евгений Онегин, и сформировала его убеждения, мораль и интересы. В первой главе автор иронизирует над его ученостью, глубиной экономических познаний, и этот тон сохраняется до конца романа: Перед читателем предстает светский молодой человек:

Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
...Свет решил, что он умен и очень мил.

Социальное положение и воспитание определили основные черты характера героя:

...рано чувства в нем остыли,
Ему наскучил света шум;
...Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели...

А. С. Пушкин рисует портрет эгоиста, не умеющего обращать внимания на чувства других людей, способного с легкостью обидеть, оскорбить, даже не заметив этого.

Однако Онегин трезво мыслит, он требователен к себе. Белинский видел незаурядность личности этого героя: «Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям». Но разочарование в жизни, в окружающих людях, в самом себе и отличало его от, массы столичных, дворян, Онегин, «желая много», не удовлетворился «ничем» (В. Г. Белинский).

Будучи знатоком «науки страсти нежной», Евгений Онегин сумел разглядеть в Татьяне Лариной глубину ее натуры, простоту, грусть, одиночество, непохожесть на других, «доверчивость души невинной». Нигде не упоминая о возвышенных поступках главного героя, в четвертой главе А. С. Пушкин замечает:

"Не в первый раз он тут явил
Души прямое благородство."

В своих критических статьях В. Г. Белинский называл Онегина «эгоистом поневоле», отлично понимающим «людей и их сердца»: герой был «живо тронут» письмом бедной девушки.

Однако в отношениях с Ленским Онегин открыто демонстрирует свою привязанность к устоям светского общества. Презирая их, он не смог преступить эти законы. Ярким примером тому является поведение героя на именинах Татьяны, дуэль с другом. Даже удалившись от высшего света, Онегин не упускает случая воспользоваться своим прошлым опытом: флиртует с невестой Ленского, понимая, что именно это обидит и унизит друга более всего. Согласие на дуэль с молодым, неопытным, пылким юношей Онегин дает мгновенно, без раздумий и сомнений. Влияние обычаев, среды, воспитавшей его, здесь проявляется наиболее полно. Реакция Онегина почти инстинктивна, но это дань силе влияния «общественного мнения», «шепота, хохота глупцов». Внутренний голос говорит герою, что он не прав, но Онегин полностью находится в плену общества, от которого бежит, ненавидя свет, но правила которого соблюдает строго.

Драма Онегина в том, что, несмотря на свой ум и неудовлетворенность светской жизнью, он не может порвать с ней, не может найти для себя значимую цель в жизни. Он является порождением петербургского общества, видя его негативные черты. Противоречивость натуры была типична для дворян-интеллигентов. Она хаpaктepизyeт героев литературы критического реализма, и автору жаль своего героя: Судьба Онегина глубоко трагична, он не находит своего места в жизни. «Вспомните, как воспитан Онегин, и согласитесь, что натура его была слишком хороша, если ее не убило совсем такое воспитание» (В. Г. Белинский).

Образ уездной барышни - Татьяны Лариной - не менее типичен. Прожив в деревне среди «бедных поселян», на лоне природы все детство и юность, она и в столичном обществе сохранила нерушимость воспоминаний, впечатлений, черт характера.

Близость к народной жизни, к русской природе, особая атмосфера простоты, незатейливости в семье с «привычками милой старины» повлияли на мировоззрение, взгляды Татьяны, Сильная привязанность к няне пробудила в ней интерес к слухам, гаданиям, преданьям:

Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны...
...Она любила на балконе
Предупреждать зари восход,
Когда на бледном небосклоне
Звезд исчезает хоровод...

Девушка была безразлична к интересам поместного дворянства, но одиночество сохранилось в ней и в Петербурге, где она оставалась столь же равнодушной к «пышной роскоши» столичного дворянства. «Законодательница мод», «равнодушная княгиня» в глубине души осталась прежней - сердечной и искренней, душевно чистой, безыскусственной, верящей в «избранную мечту» - такой, какой она была в «жизни полевой».

Совершенно по-иному повлияла среда на пламенного, восторженного юношу - Владимира Ленского. «Полурусский сосед» из «Германии туманной» совершенно не был приспособлен к действительности, не знал жизни:

От сладкого разврата света
Еще увязнуть не успев,
Его душа была согрета
Приветом друга, лаской дев...

Мир, в котором был воспитан Ленский, не имел ничего общего с реалиями, в которых он оказался. Сочетание возвышенного идеала и слабого знания людей заставляло Ленского реагировать на все по-своему, воспринимать жизнь со своих позиций, что и привело его к трагическому финалу. По словам Белинского, «это не была одна из тех натур, для которых жить - значит развиваться... Это был романтик и больше ничего».

Саму среду в «Евгении Онегине» составляют поместное и московское дворянство, петербургский свет. Изображая лишь нескольких представителей того или иного круга, давая обобщенные образы, А. С. Пушкин сумел со всей полнотой нарисовать целые слои общества, различающиеся и по нравственному, культурному облику, и по быту.

Наиболее полнокровно все поместное дворянство с его нравами и обычаями было представлено в романе на балу в честь именин Татьяны:

С своей супругою дородной
Приехал толстый Пустяков;
Гвоздик.....превосходный
Владелец нищих мужиков;
Скотинины, чета седая...
...И отставной советник Флянов;
Тяжелый сплетник, старый плут,
Обжора, взяточник и шут.

Здесь автор даже использует «говорящие» фамилии, наделяя помещиков в основном негативными чертами: они безжалостные крепостники, люди низкой культуры, сплетники, обладающие примитивными, низменными интересами (все их разговоры «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне»).

На фоне остальных А. С. Пушкин выделяет семью Лариных:

Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У ццх на масленице жирной...
Водились русские блины...

В день Троицын, когда народ.
Зевая, слушает молебен,
УмЪльно на пучок зари
Они роняли слезки три...

Семья Лариных- это та среда, в которой выросла Татьяна, впитав в себя всю доброту, простоту, патриархальность, сердечность.

Но в них не видно перемены,
Все в них на старый образец...
Все то же лжет Любовь Петровна,
Иван Петрович также глуп,
Семен Петрович так же скуп...

Типичность характеристик Пушкин подчеркивает многообразием примеров, укладывающихся под одно, общее правило - грибоедовская Москва.

В петербургским свете, Где вырос Евгений Онегин, где сложился его характер, основные взгляды и мировоззрение, Пушкин говорит еще более, зло:

Тут был, однако-, цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лица,
Необходимые глупцы.

...И даже глупости смешной
В тебе не встретишь, свет пустой!

Отношение автора к этому кругу людей ясно уже с первых страниц романа, где автор представляет главного героя: свет не предъявил особых требований ни к широте знаний, ни х образованию, ни к личным качествам человека.

Каждый герой романа является продуктом и жертвой того общества, в котором вырос, получил образование, воспитание, где сложились его основные жизненные принципы и позиции. Пушкинская реалистическая «энциклопедия русской жизни» позволяет нам увидеть типичные обобщенные характеры в типичных условиях.

Пушкина очень интересовали процессы, происходящие в обществе того времени. Он удивительно полно сумел изобразить жизнь, быт и нравы дворянства. «Евгений Онегин» является бесценным источником познания русской жизни первой четверти XlX вeкe.