Какая наука отвечает за ошибки в словах. Самые серьезные ошибки науки

Орфографические ошибки - это нарушение правил. Возможно, кто-то не обращает на них никакого внимания при чтении того или иного текста, но многих они попросту раздражают. Не беда, если человек не заметил собственной опечатки, но слишком большое количество ошибок в простейших словах уже может натолкнуть на определенные выводы об уровне грамотности. Сегодня мы рассмотрим наиболее распространенные орфографические ошибки, примеры которых можно встретить не только на форумах, где люди пишут так же, как и говорят, но и в готовых текстах сайтов, претендующих на серьезность.

Конечно, самая популярная ошибка - это пресловутый в глагольных окончаниях -тся и -ться. Как же, наконец, выучить, в каком случае он нужен, а в каком - нет? Тут и учить ничего не надо. Возьмем для примера маленькое предложение: «Она начала одеваться». Ключевое слово здесь - «одеваться». Следовательно, она начала что делать? Одеваться. Вы видите в конце вопроса «что делать» мягкий знак? Это означает, что в глаголе он тоже должен стоять. А вот в слове «одевается», которое отвечает на вопрос «что делает», мягкого знака быть не должно, потому что его нет и в конце вопроса. То же самое происходит с глаголами, отвечающими на вопросы "что сделать" (одеться) и "что сделает" (оденется).

Многие умудряются делать поистине уникальные орфографические ошибки в таких словах, как «симпатичный», «ухажер», «спасибо», «охота», «в общем». Вероятно, полагает, что слово «симпотичный» произошло от слова «симпотный», а никак не от «симпатия», а слово «ухожер» - от «уходить», а не «ухаживать». А вот чем руководствуются те, которые пишут «спосибо», «охото» и «вообщем» - наука пока не выяснила. Иногда на сайтах всевозможных агентств можно увидеть слово «агенство». Очень странно, что серьезная, на первый взгляд, фирма не знает, что в ней работают агенты, и именно поэтому слово «агентство» пишется через букву «т».

Невероятно часто встречаются такие орфографические ошибки, как «так же» и «также». Чтобы понять, нужно ли писать слитно или раздельно, достаточно запомнить проверочные слова: «также» - «тоже», «так же» - «точно». Если есть сомнения, каким образом написать слово «также», попробуйте мысленно заменить его на слово «тоже». Если смысл предложения не потерялся, значит, пишем слитно. Если же впереди можно поставить слово «точно» (чтобы получилось «точно так же»), значит, пишем раздельно. Например: «У меня также (тоже) есть эта книга», «Закат (точно) так же прекрасен, как и рассвет».

Быть может, сегодня очень модно делать орфографические ошибки, но все же, как можно написать (и даже произнести) фразу: «Мое/твое день рождение»? Ведь празднуется что? День. День чего? Рождения. Этот день рождения чей? Мой/твой. Следовательно, предложение нужно и писать, и произносить как «Мой/твой день рождения».

Если данная статья кого-то убедила, что делать орфографические ошибки - «не комильфо», значит, автор не зря ее писала. Задумайтесь о своей грамотности, ведь она играет далеко не последнюю роль в нашей жизни.


хранитель изящной словесности

баловАть, баловАться, балОванный

бАрмен

бОчковое

водопровОд, газопровОд, мусоропровОд, нефтепровОд, но: электропрОвод

договОр (и договОры)

жалюзИ

завИдно

каталОг

квартАл

красИвее

кулинАрия и кулинарИя (оба варианта равноправны )

мАркетинг

мастерскИ

наращЁнные

новорождЁнный

обеспЕчение

облегчИть

откУпорить

пЕтля (петлЯ – уместно в обиходной речи )

позвонИшь, звонИт, звонЯт

пулОвер

свЁкла

танцОвщик, танцОвщица

творОг и твОрог (оба варианта равноправны )

тирамисУ

тОрты

тОтчас

тУфля

фенОмен

чЕрпать

Что написано пером…

Коварство всех правил и списков в том, что в голове они не задерживаются: прочитал – забыл. Есть несколько способов удержать в памяти полезную информацию, в нашем случае – слова с правильными ударениями.

#щасспою. Сложное для вас слово нужно произнести вслух громко, четко, несколько раз (можно и напеть) и… при свидетелях. Пусть друзья или коллеги вас поддержат и присоединятся к вашему ударному флешмобу со своими проблемными словесами («Венеция красИвее Парижа, красИвее, красИвее, красИвее Парижа», «мне звонЯт, мне звонЯт», «мой парень бАрмен, бАрмен, бАрмен»). Такова наша психология: то, что мы делаем не одни, лучше запоминается.

#чудноемгновенье. Тем, у кого развито воображение, проще всего привлекать к делу запоминания любой информации ассоциации и образы, с нею связанные. Вот, например, полезный овощ свЁкла, а продает его румяная бабушка ФЁкла. А отличный специалист по мАркетингу знает все о том, как держать мАрку!

#графомания. Помните, как в школе, изучая иностранный язык, мы составляли диалоги и рассказы с новыми словами, подбирали к ним рифмы или придумывали забавные стихи? Принцип работает и для родного великого и могучего, надо лишь дать волю фантазии! Много готовых шпаргалок гуляет по Интернету, берите на заметку: «Долго ели тОрты – не налезли шОрты», «Ты нам шторы не вози, мы повесим жалюзИ», «ФенОмен звонИт по средАм, приняв договОр по годам», «ЗвонИт звонарь, звонЯт в звонок, чтоб ты запомнить верно мог!».

И, конечно, всегда выручат словари и справочники: орфографический, орфоэпический словарь (в переводе с древнегреческого «орфоэпия» означает правильное произношение»), словарь ударений. Не подведут и онлайн-ресурсы: порталы Грамота.ру (обязательно загляните в раздел «Запоминалки») и gramma.ru, Яндекс.Словари, сайт orfogrammka.ru, – которые, в отличие от печатных изданий, всегда под рукой благодаря вездесущему Интернету. Давайте говорить красиво!

Мы не раз писали о том, что тексты на сайте должны быть качественными. Но качество заключается не только в отсутствии переспама, наличии полезной информации, правильной структуре и т.д. А и в том, насколько грамотно они написаны. Многие не обращают внимания на элементарные ошибки в своих текстах, а они способны оттолкнуть клиента. Поэтому в этой статье мы остановимся на самых распространенных из них.

1. Размытое описание, которое можно подставить к любому товару

Лишь прочитав второе предложение, посетитель сайта понимает, что текст о вилке. Первое предложение может быть практически о любом предмете (например, о телефонной гарнитуре, резинке для волос, поясе).

И прежде чем писать текст о вилке, задумайтесь, нужен ли он вообще. Вероятнее всего, общих характеристик (материал изготовления, предназначение) будет достаточно.

2. Употребление абстрактных эпитетов-определений:

В чем проявляется «незаменимость» кастрюль остается загадкой. Неизвестны и особенности «очень качественных» мячей. Предложения легко переделать, например, так: У нас можно приобрести алюминиевые и чугунные кастрюли; Мы продаем баскетбольные мячи класса indoor из синтетической кожи и резины.

3. Словосочетания-шаблоны:

Они не несут никакой информации, зато могут раздражать читателя.

Наряду с шаблонами часто встречается однотипный контент. Например, страница сайта аптеки:

Видимо, текст для страниц категорий создавался с помощью одного шаблона (основную часть товаров составляют лекарства). Из-за этого халат оказался препаратом.

Конечно, если у вас большое количество товаров, уследить за этим сложно, но постарайтесь учесть это, продумывая шаблон.

4. Нагромождение местоимений, особенно личных и притяжательных.

Ваш читатель понимает, что это ваш магазин, ваши консультанты и ваш товар…

У примера есть еще один «грех» – последнее предложение. Необходимо следить за правильностью классификации. А пока оно выглядит как предложение: «Ручки бывают шариковые, синие и пластмассовые». Выбирайте один параметр для классификации (цвет / размер / фасон / материал изделия).

5. Лишние синонимы, громоздкие предложения

Синтаксис должен быть простым и понятным. Не следует использовать замысловатые деепричастные обороты, предложения на три и более строки, т.к. их сложно и неинтересно читать. Тем более, сразу бросаются в глаза пунктуационные ошибки в употреблении оборотов.

Заменяйте сложные бессмысленные предложения простыми, но информативными. Например:

«В нашем интернет-магазине есть сотейники, чугунные и керамические сковородки. Посмотреть каталог посуды для жарки можно тут» – подобная конструкция выглядит яснее.

6. Неправильные окончания слов

Казалось бы, невинная ошибка. Но она может оттолкнуть клиента:

Особенно, если вы решили продать «жалюзю» 🙂

Иногда неправильное окончание существительного вызвано невнимательностью к языку клавиатуры:

7. Лишнее преувеличение свойств предмета, чересчур эмоциональное повествование:

Сюда же относится использование оценочного слова «лучше». Во-первых, это ваша субъективная оценка. Во-вторых, зачастую его словоформу используют совместно с прилагательным «самый». Это ошибка, ведь слово «лучший» – уже превосходная степень прилагательного «хороший», исключающая наличие дополнительных характеристик.

8. Неверный порядок слов в предложении

Классическая схема словосочетания – «прилагательное + существительное». Обратный порядок призван обратить внимание на что-то обширное (например, название фильма «Калина красная» ). Однако в статье лучше воздержаться от нарушения порядка этих слов.

Ключевой запрос должен быть введен естественно.

Часто причиной грубых «сшитых наспех» предложений становится погоня за уникальностью:

Этот пример лучше переделать, например, так: «Удачливого и везучего человека англичане называют “родившимся с серебряной ложкой во рту” ».

Похожая ситуация возникает, когда ключевой запрос включается в обход правил логики.

Слово «оптом» (как и все предложение в целом:)) абсолютно нелогично. Понятно, что оно – часть ключевого запроса. Но такое неестественное вхождение отталкивает читателя и может насторожить поисковую систему.

9. Нагромождение предлогов

Переписать это предложение можно, например, так: «В нашем интернет-магазине можно найти различные виды спортивного снаряжения… ». Ищите способы обойти нагромождение, а не пишите сразу «как получилось».

10. Перенасыщение текста ключевыми словами

Иногда частое использование ключевых слов выглядит нелепо и даже смешно:

«Юбка купить » – интересная вещь. Такое включение запроса уже давно не актуально.

К тому же было бы странно, если бы имидж девушки включал «мужские » юбки. Если не вспоминать про килт, словосочетание «женская юбка » – плеоназм, о котором тоже надо упомянуть.

11. Речевая избыточность (или плеоназм)

Прилагательные из таких словосочетаний («пожилая старуха», «женские роды» ) можно убрать, смысл предложения при этом потерян не будет.

«Приятельница» плеоназма тавтология (например, «проливной ливень», «станцевать танец», «соленая соль» ) также негативно влияет на стилистику.

12. Неверное число глагола:

Разумеется, глагол должен сочетаться с существительным.

13. Пропущенные или лишние знаки препинания

Порой отсутствие пробела, запятой или лишнее тире может негативно повлиять на читателей: отвлечь их от сути, исказить смысл текста.

14. Распространенная ошибка – неверное написание предлогов, деепричастий и наречий

Неправильно:

Правильно:

Объяснить правильное написание лучше на примере:

Не_смотря . Иду и не смотрю под ноги – «Иду, не смотря под ноги »
Несмотря . На улице дождь, но я иду гулять – «Иду гулять, несмотря на дождь » (вопреки).

Наряду с ошибками в предлогах очень популярно неправильное употребление союзов «также» и «чтобы»:

Если обобщать, «также» пишется слитно в значении «тоже» и в случаях, когда его можно заменить союзом «и», раздельно – когда присутствует сравнение. Как и в предыдущем случае, лучше приведем пример:

Так_же . «Расписал проблему так же подробно, как коллега » (сравнение; сделал подобно кому-то).
Также . «Поменял фото, поправил текст. Также привел дополнительные рекомендации » (в том числе, и).

Слитное написание союза «чтобы» передает значение цели. Раздельное написание встречается намного реже, чем слитное.

Пример:
Чтобы Читаю книги, чтобы много знать (цель)
Что_бы Не хочу читать, что бы мне ни говорили .

15. Отсутствие прописной буквы в начале предложения

Этот скриншот – пример не только отсутствия заглавной буквы, пунктуационных ошибок и частого использования местоимения. «Вы» и его словоформы – достаточно проблемный случай в копирайтинге. Кто-то полагает, что употреблять это слово с большой буквы нужно лишь при личном обращении, кто-то употребляет всегда.

В любом случае важно выбрать только один вариант. Как говорится, «любое безобразие, лишь бы единообразие».

16. «Детская» ошибка – неправильное написание тся/ться (не ленитесь ставить вопрос к глаголу, чтобы выяснить его вид):

Важно что сделатЬ? — позаботитЬся

Сможете что сделатЬ? — убедитЬся

17. Опечатки (как самый примитивный вид ошибок) режут глаза и могут стимулировать пользователя уйти с сайта.

18. Банальные заголовки

(…а каждый мужчина нет?)

(…кто этого не знает?)

Если придумать интересное название трудно, можно попробовать в качестве заголовка взять какое-то предложение из текста или воспользоваться нашими .

19. Суржик

20. Слепая вера в Word

Довольно часто он неправильно «распознает» конструкции, пишет о возможном несогласовании предложения. Ориентируйтесь на собственные знания грамматики, пользуйтесь словарями.

В данном примере эти слова просто не занесены в словарь текстового редактора, он их не знает, поэтому считает неправильно написанными.

ВЫВОД

Упомянутые выше ошибки с филологической точки зрения относятся к абсолютно разным категориям. Но, как ни крути, их источник – невнимательность и в какой-то степени лень.

Прежде чем размещать текст на своем сайте:

1) Подумайте, действительно ли эта информация будет кому-то полезна/интересна. Может, стоит попробовать ввести продвигаемые запросы по-другому, не в ущерб читабельности?

2) Отложите текст хотя бы на день и пересмотрите его. Скорее всего, вы захотите что-то поправить.

Желаем вам вдохновения, гармонии и успехов!

Подписаться на рассылку

Грамматические ошибки совершают даже грамотные люди. Нетрудно заметить, что одни правила русского не вызывают сложностей, а на других регулярно спотыкается большинство. Дело не столько в том, что эти правила сложны. Скорее, они просто неудобны, а некоторые имеют столько исключений и особенностей применения, что их изложение занимает целый лист - кажется, что их невозможно выучить, не будучи академиком.

Рассмотрим наиболее типичные ошибки в русском языке, совершаемые не школьниками, а достаточно грамотными людьми.

Что считается грамматической ошибкой?

Грамматическая ошибка - это нарушение общепринятой устоявшейся нормы. Грамматическими называют любые ошибки, касающиеся словообразования (например, для использован не тот суффикс), морфологии (например, неправильное склонение глагола), синтаксиса (например, несогласованный с основым предложением

Следует отличать грамматические ошибки от орфографических или речевых.

Самые распространенные ошибки связаны с пунктуацией:

1. Многие привыкли выделять "однако" запятыми и очень удивляются, когда Word подчеркивает запятую после него, как ошибку. Более внимательные замечают, что ошибкой запятая после "однако" считается лишь тогда, когда оно стоит в начале предложения. Действительно, если значение этого слова аналогично "все-таки", "тем не менее", и оно стоит в середине предложения, то оно считается вводным, и его нужно выделить запятыми. Если же оно означает "но", как, например, в предложении "Однако она его не понимала" (= "Но она его не понимала"), то запятую ставить не нужно.

2. Нередко возникает путаница со знаками "тире" и "двоеточие". Многие, сталкиваясь со в которых пропущен союз, интуитивно понимают, что нужно поставить более "солидный" знак, нежели запятая. Но какой именно? Правило на самом деле достаточно простое. Нужно подобрать наиболее подходящие слова вместо пропущенного союза.

Если по смыслу подходят такие слова, как "что", "а именно", то нужно ставить двочеточие. А также двоеточие ставится, если первое предложение оканчивается на слова, обозначающие восприятие и предполагающие, что после них будет идти описание. Это могут быть слова: видеть, понимать, чувствовать и т. п.

Помню (что): был вечер, играла тихая свирель.

Он был сложным человеком (а именно): вспыльчивым, желчным, угрюмым.

Я сразу его узнал: (потому что) на нем был один желтый ботинок.

Вижу: плывет баржа, на ней босой мальчик, загорелый, незнакомый, но сверкает улыбкой и уже в следующу секунду машет мне рукой.

Если вы можете вставить такие слова, как "а", "но", "и", "словно", "это", "поэтому", "словно", то нужно использовать тире.

Широко шагнул (и) - штаны порвались.

За морем телушка (это) - полушка, да рупь перевоз.

Подул ветер - (поэтому) застонал, заскрипел старый бор.

Тире ставится также тогда, когда в начале предложения можно добавить слова "если" или "когда".

(Когда) Подумал о Грише - он тут как тут.

(Если) Получу гонорар - махнем на море!

Грамматические ошибки, относящиеся к морфологии

Сложности вызывают "нн" в суффиксах (хотя стеклянный, оловянный, деревянный помнят все), особенно трудно разобраться с двойным "н" в наречиях. А также многих смущает употребление частиц не/ни. Немало образованных людей, незаметно для себя, ошибаются в управлении. Как правильно, "контроль за" или "контроль над"? Путаница между ними - это еще одна популярная грамматическая ошибка. Пример:

  • контроль за качеством исполнения;
  • контроль над исполнением приказа;
  • контроль уровня воды.

Какой вариант правильный? Все. Тот или иной вид управления в данном случае подбирается в зависимости от особенностей последующего слова. Например, "контроль над" употребляется перед отглагольными существительными (исполнить - исполнение). Есть и другие тонкости.

В этой статье упоминаются далеко не все распространенные грамматические ошибки. Вполне можно научиться не совершать их, изучив правила. Надеемся, нам удалось продемонстрировать, что познание тайн родного языка - дело увлекательное, и порой достаточно поверхностного знакомства с правилом, чтобы осознать всю его логику и целесообразность. Надеемся также, что вы заметили варианты употребления описанных выше правил в самой статье, а не только под заголовками "примеры".

1
. Орфографические ошибки
– это неправильное написание слова; она может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных – в безударном положении, для согласных – на конце слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях. Такую ошибку можно только увидеть, услышать ее нельзя: на площаде, о синим карандаше, небыл, кто то, полапельсина.

2. Графические ошибки - разновидность ошибок, связанных с графикой, т.е. средствами письменности данного языка, фиксирующими отношения между буквами на письме и звуками устной речи. К графическим средствам помимо букв от­носятся: различные приемы сокращения слов, использование пробелов между сло­вами, различных подчеркиваний и шрифтовых выделений. Графическими ошибками стано­вятся различные описки и опечатки, выз­ванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания.

3. Орфоэпические (фонетические) ошибки – ошибки произношения и ударения.

Орфоэпические ошибки

Вид ошибки, недочета

Примеры ошибок, правка

Неблагозвучие - несовершенное сочетание звуков, неудобное для произношения и неприятное для слуха

Вд руг взг рустнулось др у г у

Зияние - стечение нескольких гласных. Бывает внутренним (несколько гласных стоят рядом в одном слове) и внешним (стечение гласных при соедин. слов)

Рад ио узел

у Тан и и у О ли…

Нарушение закона ритмического равновесия (длина слова+чередование ударных и безударных слогов)

Сад был гол, пуст, стар…

Неуместное использование сложносокращенных слов

Письма в Игарку пересылают через Упрглавсевморпуть (управление главного североморского пути)

Скопление неблагозвучных причастий с - вш, ш, ащ, ящ, ущ, ющ-.

соединяют регулиру ющ ие, управля ющ ие…приборы регистриру ющ ие и показыва ющ ие…

Неверное употребление предлогов, имеющих фонетические варианты

о всем этом, с штатными преподавателями

Употребление заимствованных слов, неологизмов, рождающих произносительные трудности

оратор впадал в экзальтацию демонстрировал свою эрудицию

Аллитерация - повторение одинаковых или сходных согласных

как прием: "Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят-бегут и будят сонный брег, бегут и блещут и гласят."

Ассонанс - повторение одинаковых или сходных гласных

Эт у проблем у мы обс у ждали с у чены ми с ми ровы ми им ена ми

Анафора - повторение начальных букв в словах

как прием : З адремали з везды з олотые, з адрожало з еркало з атона...

Эпифора - повторение конечных звуков в словах

как прием: Вечеро м сини м , вечеро м лунны м ..

Вставка лишних звуков в лексеме

Юрис(т)консульт

Перестановка звуков в лексеме

Пу(о)ло(у)вер

Пропуск звуков в лексеме

Флюо(-)рография

Замена звуков в лексеме

Кон(м)форка

Несоблюдение закона смягчения твердых согласных

Библиот[э]ка

Несоблюдение закона оглушения звонких согласных на конце слов

Любо[в"]

Неверное произнесение сочетания ЧН

Как ШН произносится -чн- в словах конечно (=да), скучно, нарочно, прачечная, девичник, Никитична , др. и во фразеологизмах старая перечница, к шапочному разбору, др.

Несоблюдение правила перехода е в о под ударением после мягкого согласного перед твердым

По норме: Жёлчь, белёсый, манёвры, шофёр. Искл.: афера, опека, хребет, шлем, валежник, желчегонный, атлет, многоженец

Неразличение омографов

Языков а я кафедра - язык о вая колбаса, в дом о вой книге - добрый домов о й

Несоблюдение правила переноса ударения в кратких прилагательных и причастиях женского рода и некотор. глаголах прошедшего времени женского рода с основы на окончание

По норме: зАнят - зАнято - зАняты - занятА, пОнял - пОняли - понялА

4. Грамматические ошибки - это ошибки в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.

Словообразовательные ошибки

Вид ошибки

Примеры ошибок, правка

Ошибочное словообразование ,

в том числе словосочинительство (создание несуществующей производной единицы, которую нельзя рассматривать как окказиональную,т.к. в языке работают нормативные словообразовательные модели с тем же значением)

зай ца та (вместо зайчата), раз думчивый взгляд (вместо задумчивый взгляд), трудолю бим ый (трудолюбивый), над смехаться (насмехаться)

мот ов щик, реценз ист

Сравнительная и превосходная степени сравнения прилагательных образуются двумя способами:

Простым: с помощью суффиксов или суффиксов+приставок,

Аналитическим: с помощью слов БОЛЕЕ, НАИБОЛЕЕ, САМЫЙ и положительной степени сравнения прилагательного.

Недопустимо использование этих двух способов одновременно.

Красивый – красивее (нейтр.), красивейший (кн.), быстрый – побыстрее (разг.), (наи)быстрейший (кн.);

Более красивый (кн.), самый умный (нейтр.)

Этот рассказ более интереснее , чем предыдущий (норма: более интересен / интереснее).

Неправильное образование наречий

Неверное образование личного местоимения 3 л.: по норме местоимение получает начальное Н

    после простых и наречных предлогов (кроме наречных Дат.п.)

    после предлогов Род.п.

Кроме его, ради ее (устар. Норма: кроме н ее, ради н его)

Около н его; Искл.: внутри их, вне их

Неверное образование форм от глаголов класть/положить. Корень класть употребляется в гл. несов. в., -лож- употребляется в гл. сов. в., несов. в. с частицей -ся , образованных от инфинитива лечь

Норма:

Шапку на стол (что делай?) не клади .

Куда ты мою книгу (что сделал?) положил ?

Снег (что делает?) ложится на поля.

Морфологические ошибки

Вид ошибки

ошибок, правка

Ошибочное употребление имен существительных общего рода: местоимения, определения и глаголы при них имеют род в соответствии с полом человека: Он был такой умница. Она была такая умница. Мой визави; моя визави. НО: шляпа, тряпка , др. имеют согласование по ж.р.

Ее величество впервые посетило северную столицу (норма: посетила).

Ошибочное употребление существительного для наименования женщины по профессии: в официальном стиле сущ. употребляется только в муж.р. Докторша, генеральша (разг.-прост.) по сравнению с нейтр. доктор, генерал воспринимаются как обозначение замужней женщины по профессии или званию мужа.

И.Иванова принята на должность секретарши (норма для офиц. речи: секретаря).

Ошибочное употребление параллельных форм рода, которые имеют семантическое (гарнитур мебели – гарнитура шрифтов) или стилистическое (лит. - устар/разгов/простор/проф. ) различие

Отметка в табели (норма: в табеле, искл., устар.: Петровская табель о рангах); Лесной просек (проф., норма: Лесная просека ) был неширок.

Определение рода несклоняемых заимствований, аббревиатур без учета того, что:

Неодушевленные предметы (кроме кофе и родовых наименований понятий, по отношению к которым несклоняемое существительное выступает как видовое) относятся к среднему роду,

Одушевленные предметы (кроме называющих женщин леди, мадам, фрау, женские профессии травести, инженю , подразумевающих самку животного) относятся к мужскому роду;

Географические наименования, компании, фирмы, СМИ приобретают род по роду опорного слова «Фигаро», ж.р.; Сухуми, м.р.; Миссисипи, ж.р.

Аббревиатуры приобретают род по стержневому слову, НО аббревиатуры с гласными внутри ТАСС, НАТО, ОМОН, УБОП, РОЭ, ЗАО, РОНО, др. часто приравниваются к аналогичным по окончаниям нарицательным существительным

Черное кофе (Искл., норма: черный)

Одно евро (Искл., норма: один)

Последнее пенальти (норма: последний = удар)

Жирный иваси (норма: жирная = сельдь)

Динго кормил (норма: кормила = самка) щенков.

Дружественный КНР (норма: дружественная, т.к. республика)

РОНО приветствовал (совр. вариативная, более частотная норма: приветствовало) выпускников.

Ошибочное определение рода сложных существительных. Правило:

При первой неизменяемой части род определяется по второй части,

При изменении обеих частей род определяется по первому слову.

Сложн ый ион-сетка (норма: Ион-сетка, ж.р.); длинный меч-рыба (норма: меч-рыба, ж.р.)

Строг ий женщина-посол (норма: женщина-посол, ж.р.); нов ый платье-костюм (норма: платье-костюм, ср.р.)

Ошибочное образование формы формы В.п. у неодушевленного существительного, как у одушевленного, и наоборот

Опросить двадцать двух учеников (норма: двадцать два ученика). Принять валет, туз (норма: валета, туза).

Купить куклы, НО : кормить кукол.

Я попросила ветер ка (норма: ветерок).

Запрягли в сани дв а медведя (норма: двух медведей).

Изменение рода при образовании падежных форм существительных

пирожок с повидл ой (норма: с повидлом), февральск ий (норма: февральская) лазурь

Ошибочное склонение несклоняемых существительных

играть на пианин е , ехать на метр е (норма: пианино, метро)

Образование форм множественного числа у существительных, имеющих только единственное, и наоборот

поднос ча ев (норма: чая); Многие чуд а техники (норма: чудеса). Небо затянулось облак ом (норма: облаками).

Неверное образование падежных форм разносклоняемых существительных

не хватает врем я (норма: времени)

Неверное изменение сложных существительных

    со второй частью в роли приложения (склоняется первая часть),

    с несклоняемой первой частью.

Довольны новой диван-кроватью (норма: новым диваном-кроватью).

Направился к автомату-закусочной (норма: к автомат-закусочной).

Выбор флексии Тв.п. мн.ч. существительных ж.р. 3 скл. без учета временных критериев нормы

Контроль осуществляется солдатскими матерьми (норма: матерями) НО: лечь костьми (фразеол.)

Выбор флексии Пред.п. ед.ч. м.р. без учета

    синтаксического значения (обстоят., объектн.)

    степени фразеологизаци

    наличия определения

    стилистического оттенка

    характера речи (проза/стихи)

    характера предлога

В дым у (норма: в дыме – объект), вылетавшем из трубы, сверкали искры.

На хорошем счет е (норма: счету).

Скачки происходили на большом круг у (норма: круге).

В отпуске (кн.) – в отпуску (разг.)

В саду у барина в пруде , В прекрасной ключевой воде Лещи водились (И. Крылов).

На берег у о берег е, в стро ю о стро е

Выбор вариантов флексий Им.п. мн.ч. м.р. производится без учета того, что:

    окончание –а/-я часто имеет стилистически сниженную окраску (разг., прост., проф.),

    во многих словах предпочтительна форма на -ы/-и (искл. устар. же мчуги, сорты ), НО в некоторых словах окончание -а/-я закрепилось как норма: директора, доктора, профессора

Иногда окончание мн.ч. служит для различения слов по значению

календар я , месяц а (норма: календари, месяцы)

договоры, инспекторы

Пропуск и (занятий) - пропуск а университет)

Ошибки в выборе окончаний сущ. Род.п. мн.ч.:

м.р. – -ОВ/-ЕВ; ж.р., ср.р. – нулевое.

Исключения: названия парных предметов одежды и обуви (сапог, погон, НО носков);

Названия некоторых групп людей (армян, солдат, гусар, НО аварцев, китайцев);

Названия некоторых единиц измерения (ампер).

Пять килограмм (разг.; кн. норма: килограммов) банан (разг.; кн. норма: бананов). Ящик антоновских яблок ов (устар., норма: яблок).

Выбор флективного варианта сущ. Род.п. ед.ч. без учета:

    стиля речи

    наличия определения

    глагольного или именного характера конструкции

    характера предлога

    степени фразеологизации

    количества слогов и происхождения слова

Норма:

Килограмм сахару (разг.) – сахара (кн., нейтр.)

Привезли превосходного виноград а

Чаще: налить суп у (глаг.+сущ.) – тарелка суп а (сущ.+сущ.)

Крикнуть с испугу, не был ни разу

Говорить без умолк у

Квас а/ разг.- у, воск а/ разг.- у, НО: шоколад а, мармелад а

Изменение иноязычных фамилий без учета того, что они склоняются, если

    оканчиваются на согласный и относятся к мужчинам. Искл.: фамилии на -ых/-их, -аго/-яго, -ово, фамилии, созвучные с названиями животных или предметов

    оканчиваются на безударный -а/-я (кроме фамилий с предшествующей -и-, финских фамилий)

    оканчиваются на ударный -а и являются славянскими

Норма: Черняк

Научные труды Головн ых , Шамбин аго .

К гражданину Ремень (вариант: Рем е н ю )

Выступление Стаса Пьех и, рассказы Гул иа, встреча с Куусел а

написать белорусу Сковород е , но: написать французу Дюм а

Неверный выбор флексии Тв.п. ед.ч. По норме: иноязычные фамилии на -ин, -ов имеют окончание -ом/-ем, а русские - ым.

Дарвин ом , Чаплин ом

Путин ым

Ошибочное употребление местоимения свой: оно должно указывать на принадлежность чего-либо субъекту действия.

Неразличение в падежных формах местоимений-числительных м. р. оба и ж. р. обе

Норма: Оба бойца, обе студентки.

Употребление краткой формы прилагательных без учета

    терминологичности/относительности/временности значения

    предикативной функции

    синтаксически зависимых элементов

    стилистической принадлежности

Противоположная стена глуха (норма: глухая). Лекция была очень удачная (норма: удачна) по форме и содержанию. Он был слеп (норма: слепой) от рождения. Она холодная (норма: холодна) как лед.

Изменение числительных без учета того, что

    в порядковых числительных склоняется только последнее слово

    в количественных числительных склоняется каждая часть каждого слова. Исключения: 40, 90, 100 имеют только 2 формы (сорок - сорокА )

    в дробном числительном дробная часть управляет рядом стоящим сущ. и ставит его в Род.п. ед. ч.

Норма:

В две тысячи втор ом году.

Пять ю ст ами

пять ю десять ю пять ю .

45,6 кг = сорок пять целых и шесть десятых килограмма

Ошибочное употребление собирательных числительных, которые не сочетаются

    с наименованием лиц женского пола

    с названиями животных, кроме детёнышей (разг. речь)

    с неодушевлёнными сущ. ед. ч.

Двое студентов, но: две студентки.

Две собаки, но: двое щенков.

Двое саней, но: две тетради.

Неверное употребление составных числительных на 2, 3, 4, которые сочетаются только с сущ. в ед. ч. По норме сущ., не имеющие ед.ч., не должны употребляться в таких конструкциях, как 22 сутки (следует исправить на 22 дня или употребить в косвенном (род.) падеже: в течение (около) двадцати двух суток. В других случаях возможна перестройка предложений типа Вереницей двигались 22 сани и 3 розвальни с использованием предлога из: Двигалась вереница из двадцати двух саней и трех розвальней).

Приобрели оптом 24 ворота (норма: 24 экземпляра/штуки ворот).

Синтаксические ошибки

п/п

Вид ошибки

Примеры ошибок, правка

Нарушение согласования

Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающ имися джазом;

Я хочу всех научить теннису - этому очень хорош им спорт ом (научить чему? теннису, какому спорту? хорошему)

Нарушение глагольного и предложного управления:

    замена одного падежа другим,

    замена падежного управления предложным, и наоборот

Нужно сделать свою природу более красивую (норма: красивой) . Благодаря погоды (норма: чему? – Дат. п.: погоде). Все поймут о том, что это правильно.

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

При подлежащем, выраженном собирательным существительным (большинство, меньшинство, число, часть, ряд и т.п.) и собирательными числительными (пятеро, четверо), сказуемое употребляется во множественном числе, если действие было сознательным, активным, и в единственном, если действие было пассивным.

Большинство возражали против такой оценки его творчества. Не вечно (ед.ч.) ни лето, ни жара (форма ед.ч. вместо формы мн.ч.). Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения (правильно: это художественная сторона произведения);

Большинство лампочек перегорел о .

Пятеро рабочих остал о сь без зарплаты.

Четверо рабочих остал и сь на дежурстве.

Ошибки в построении предложения с однородными членами

1) разные формы в ряду однородных членов

2) различное структурное оформление однородных членов, например, как второстепенного члена и как придаточного предложения

3) различное управление однородными членами при общем зависимом слове

Идет (наст. вр., несов. вид) и сказал (прош. Вр., сов. вид). Все были рады, счастливы и веселые.

Я хотел рассказать о случае с писателем и почему он так поступил норма: (и о его поступке);В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

Страна любила и гордилась поэтом (норма: любила поэта и гордилась им).

Если наряду с названием профессии в мужском роде стоит имя собственное женского рода, то определение может иметь форму женского рода, если относится к имени лица, и мужского рода, если относится к названию профессии. Сказуемое (не в официальной речи) ставится в женском роде.

Молод ая хирург Бойцова, недавно защитивш ий диссертацию (норма: молодой хирург Бойцова…защитившая...).

Молодой врач выписал (неофициальная норма: выписала) рецепт.

Употребление деепричастного оборота

    вне связи с субъектом, к которому он относится,

    в неопределенно-личном или безличном (без инфинитива) предложении

Читая текст , возникает такое чувство… (норма: Когда читаешь текст, возникает…)

Жизнь должна быть показана такой, как есть, не приукрашивая и не ухудшая ее.

Прослушав запись , мне показалось…

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом:

    разрыв причастного оборота,

    рассогласование причастного оборота

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами .

Между записанными темами на доске разница невелика. Трио, специально приехавшие из Омска.

Ошибки в построении сложного предложения

    oтрыв придаточного от определяемого слова,

    нарушение порядка слов,

    неверное употребление союза

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.

Люди в 188 раз двигались больше.

Мы ждали , что нам помогли .

Смешение прямой и косвенной речи

Он сказал, что я буду бороться (имеется в виду один и тот же субъект: Он сказал, что он будет бороться)

Нарушение границ предложения, например, неоправданная парцелляция

Когда герой опомнился. Было уже поздно.

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию , его принял главный редактор. Когда они поговорили , писатель отправился в гостиницу.

Неудачное употребление местоимений (двойное подчинение: местоимение может заменять любое из впереди стоящих существительных)

Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю.

Кроме того, к типичным можно отнести и грамматико-синтаксические ошибки :

1) связанные с употреблением частиц: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника ; отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, кото­рые они должны выделять): В тексте всего раскрываются две проблемы , ограничительная частица «всего» должна стоять перед подлежащим: « всего две проблемы».

2) неоправданный пропуск (эллипсис) подлежащего: Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста;

3) неправильное построение сложносочиненного предложения: Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «ум­ный» связывалось представление о вольноду­мстве .

4) нарушение согласования в роде и числе субъекта и предиката в разных предложениях текста: Я считаю, что Родина - это когда каждый уголок напоминает о прошедших днях, которые уже нельзя вернуть. Которое ушло навсегда и остается только помнить о них.