Переславль залесский горицкий монастырь расписание работы музеев. Краеведческий музей в горицком монастыре в переславле-залесском

Отношение к провинциальным краеведческим музеям у меня сложное. Чаще всего они бедные, достаточно скудные на экспонаты и очень похожие друг на друга. Поэтому в глубинке последнее время мы ходим в них крайне редко. А зачем тратить время, если один дублирует по сути другой?

Переславский музей-заповедник стал в этом плане приятным исключением. Очень хороший музей, интересный. Здесь есть что посмотреть и порассматривать. Много достойных экспонатов, есть и шедевры, отлично подобранная разнообразная коллекция древнерусского искусства XV-XVIII вв. (икон) и русской живописи.
Когда я ходила по залам музея, я уже знала, что обязательно напишу о нем.
Во-первых, очень хочу показать вам все, что увидела. Подробно показать, потому что есть такая возможность. Здесь разрешают фотографировать во всех залах.
Во-вторых, хочу пригласить вас побывать здесь лично. Переславский музей-заповедник располагается на территории бывшего Горицкого монастыря. Здесь особенная атмосфера, и все воспринимается по-другому.


Согласны, что музеи, располагающиеся на территории монастырей, кремлей и других исторических мест, имеют особенные? Прочитала, что к 2018 году монастырь передадут церкви. Недавно такую же новость услышала и про Рязанский кремль. У меня к этому отношение сложное. С одной стороны, храм, в котором располагается музей, вызывает внутреннюю боль. Особенно, когда находится в плачевном состоянии. В Переславском музее-заповеднике, к сожалению, так. С другой стороны, мне нравится, что я могу просто купить билет и смотреть старинную архитектуру спокойно. В Переславле-Залесском и так монастырей хватает, из некоторых выгоняют тех, кто пришел без юбки, в очень грубой форме. Создается впечатление, что история (а монастыри - это наша история) только для избранных.

Впрочем, я отклонилась от темы. Сейчас вы можете приехать в Горицкий монастырь , в стенах которого располагается музей, со спокойным сердцем. Купите билеты и ходите, сколько хотите. Будут вопросы, обращайтесь к смотрителям. Редко в каком музее я видела более приятных, открытых, гостеприимных смотрителей, чем в Переславском музее-заповеднике (ну если только в музее-заповеднике в Юрьеве-Польском, который также, как этот, находится в бедственном положении на территории ). Смотрители - лицо музея. Они тоже играют роль в том впечатлении, которое в результате оказывает на посетителей музей.

Итак, Переславский музей-заповедник располагается в бывшем Успенском Горицком монастыре. Подробно о его истории и архитектуре я рассказывала в статье . Поэтому сегодня покажу вам музейные экспозиции и выставки. Располагаются они в нескольких постройках монастыря: Трапезной палате и здании Духовного училища, Всехсвятской церкви и Никольской надвратной церкви. Мы посетили их все. Представляю вам свои фотографии.

Первое место, куда мы пошли, это музей, расположенный в Трапезной и в здании Духовного училища. Вот они на фотографии ниже.

Здания красивые, но их состояние оставляет желать лучшего.

Музею уже почти 100 лет. По ощущениям, вывеска на музее не многим младше.




Иконопись XV - XVIII вв.

Все иконы музея собраны в первые годы советской власти из разоренных храмов и монастырей. Это уникальные экземпляры переславской иконописи. Переславль-Залесский был одним из центров иконописного дела, входившим ростово-суздальскую школу.

Иконы на фото ниже - из Федоровского монастыря г. Переславль-Залесский. Иконы очень старые - XVI век, уникальные. "Одигитрия", "Троица", "Федор Стратилат", "Никола".

На стене слева - первая икона апостолы Петр и Павел (XV век). На стене справа - "Иоанн Златоуст", "О тебе радуется", "Одигитрия" (XVI век).

Царские врата несохранившегося Введенского храма, который стоял в устье реки Трубеж напротив храма Сорока Мучеников. Это настоящий шедевр ажурной резьбы по дереву.














Русская живопись XVIII - XX вв.

Следующая экспозиция - живопись XVIII - XIX оставляет также очень приятное впечатление. Этими полотнами пополнился музей еще в первые годы советской власти, когда старинные дворянские усадьбы "освобождались" от всего ценного. Коллекция музея представляет большую художественную и историческую ценность. Есть здесь полотна Шишкина, Поленова, Коровина, Маковского, Бенуа, Семирадского, Дубовского и др. Основу этой экспозиции положила коллекция купца Свешникова.

На этих картинах (1844 г.) изображены дети одной семьи - Темериных - Николай, Александра, Петр. Автор - Павел Колендас.

Есть и картины неизвестных художников.

Генрих Семирадский "Опасный урок".





Константин Маковский "Дети".

Мемориальная экспозиция Ф.И.Шаляпина

В переславских лесах великий певец Федор Шаляпин построил себе дачу, настолько он был покорен красотой здешней природы. В музее устроена небольшая экспозиция, посвященная Шаляпину. Все вещи подлинные, предоставлены музею дочерью певца.









Еще несколько экспозиций.

Деревянная скульптура и резьба XVI - XIX вв.

Христос в темнице.

Народное искусство



Выставка "Переславль. Сто лет назад"

Экспозиция, посвященная истории Переславля и его жителям, мне очень понравилась.





Грани войны

Извещение-похоронка.



Перед уходом из этого музейного здания сделала вот такой снимок. Пригодится.



Выставка "Венок усадьбам: первые поступления переславского музея"









Картины из усадьбы Самсоновых в Бектышево Переславского уезда.








(Переславль-Залесский).

Лето 1918 г. - начинается сбор коллекций.

Музей в 1950-х

Сотрудники музея устраивали передвижные выставки в клубах и библиотеках колхозов Переславского района. Выставки рассказывали о прошлом Переславского края, показывали образцы советского изобразительного искусства. В вестибюле музея постоянно работала выставка «Экспонаты, поступившие в музей за последнее время».

При музее постоянно работал музейно-краеведческий совет, куда входили не только работники музея, но и простые краеведы. Здесь работали учитель А. В. Валединский, землеустроитель Н. А. Лихарев, бухгалтер Д. П. Перемиловский (колхоз имени Калинина), библиограф Васильев.

Переславский музей выпустил серию фотографических открыток, на которых показаны архитектурные, исторические, историко-революционные памятники старины и живописные уголки переславской природы.

В самом начале декады сотрудники музея заложили яблоневый сад. Тут росли яблони многих сортов - анис, апорт, антоновка, грушовка. Были также груши и сливы, крыжовник и смородина. В 1954 г. музей собрал 5 т яблок и 520 кг слив. В музейном питомнике выращивались саженцы морозостойкой яблони и груши.

В 1950 г. открылся новый зал музея, посвящённый Великой Отечественной войне. Здесь были размещены портреты главнокомандующего Сталина, полководцев Будённого, Василевского, Конева, Толбухина, Мерецкова и других. На 36 картинах были показаны эпизоды военной и тыловой жизни. В витринах лежали личные вещи Героев Советского Союза В. А. Котюнина, Н. И. Наколаева и В. В. Пыряева, письмо героя-краснодонца Ивана Туркенича к молодёжи фабрики «Красное эхо». На особом стенде были размещены портреты переславских Героев Советского Союза Николаева, Котюнина, Чурочкина и Пыряева, уроженцев Переславля генералов П. Н. Найдышева и М. И. Марьина.

В том же 1951 г. Переславский музей получил щедрый подарок от Ольги Людвиговны Делла-Вос-Кардовской: 50 картин её и её мужа Дмитрия Николаевича Кардовского. Вместе с работами его учеников-кардовцев картины составили особый раздел советского изобразительного искусства в картинной галерее Переславского музея.

В 1952 г. сотрудники музея устроили в клубе имени Дзержинского историческую выставку. Тут были показаны фотографии, рисованные виды исторических памятников и книги, рассказывающие о прошлом города Переславля.

В марте 1954 г. открылась выставка «Животноводство Переславского района». Тут были показаны практические приёмы работы лучших доярок колхоза «Борьба» - Татьяны Ефимовны Морозовой и Веры Алексеевны Окуневой. Успехи совхоза «Новоселье» показаны на примере доярок П. С. Побалковой, К. Ф. Евстигнеевой и А. Ф. Беднюковой. Выставлены фотографии самых продуктивных коров. На стенде «Кормовая база» был показан станок для изготовления торфоперегнойных горшочков, такое горшочки, механическая кукурузосажалка. Особой темой стала работа Ярославского конского племенного рассадника с центром Переславле, который выращивал коней породы «Советский тяжеловоз». Опыт овцеводов был иллюстрирован современным стригальным аппаратом.

В 1956 г. открылся переславский Дом творчества Художественного фонда СССР, в первые годы рассчитанный на живописцев. Появился тематический поток картин, передающих переславские виды. Поэтому с 1957 г. Переславский музей наладил тесное сотрудничество с этим Домом творчества, и в музейных залах появился тематический раздел «Переславль-Залесский в творчестве советских художников». В двух залах было показано более 150 произведений руки 70 художников и скульпторов.

В 1957 г. Валерия Дмитриевна Пришвина подарила музею личные вещи писателя Михаила Михайловича Пришвина. В фонды музея поступили куртка, домотканый халат, деревянные сапожные колодки и три долгоиграющие патефонные пластинки с записью рассказов М. М. Пришвина в исполнении автора.

В 1957 г. отдел природы Переславского края был переведён с первого этажа пристройки (то есть из здания духовного училища) в другое помещение, а залы первого этажа были отданы картинной галерее. Началась реэкспозиция картинной галереи. В строительстве новой художественной экспозиции участвовали сотрудники Русского музея искусствовед И. Я. Богуславская и реставратор Н. Н. Померанцев.

В этом же году снова открылся отдел природы. Тут была показана геологическая история Плещеева озера, его обитатели - цапли, утки, чайки, 16 пород рыб. Два зала рассказывали про лес и его обитателей с помощью диорам и биологических групп, где звери и птицы выступали сценами в естественной обстановке. Выставлена часть огромной коллекции жуков переславца С. Геммельмана, гербарии лекарственных растений местных лесов и полей, собранные врачом Г. А. Карташевским. Однако в новых залах площадь отдела природы уменьшилась в два раза. Экспозиция Н. В. Кузнецова была разобрана. Теперь экспозиция отдела пропагандировала деятельное изменение природы, показывала мичуринские сорта, предложенные для переславских садоводов, и рассказывала об агрономических технологиях академика Лысенко.

В 1959 г. исполнилось 40 лет работы музея. К этому году музей занимал 45 экспозиционных залов с общей площадью 2 тысячи квадратных метров. Работали четыре отдела: картинная галерея, отдел природы, отдел истории края и отдел истории советского периода.

В феврале 1959 г. Переславский краеведческий музей был реорганизован в историко-художественный. Теперь он мог представить не только историю Переславля, но и более широкий круг художественных работ из своей коллекции. В музей начали поступать картины из республиканских художественных фондов. Центральная художественно-реставрационная мастерская взялась за реставрацию художественных ценностей из музейного хранилища.

Сотрудники реорганизованного музея расширяли художественную экспозицию. 27 января 1959 г. новые залы картинной галереи были открыты для обозрения.

Переславльский музей-заповедник расположен в Ярославской области. Он основан был в середине XVIII века в зданиях бывшего монастыря. В статье изложена история Переславль-Залесского музея-заповедника, а также рассказано о памятниках, которые находятся на его территории.

Горицкий монастырь

В XIV веке на территории современного Переславского музея-заповедника был построен монастырь. Исторических сведений о нём сохранилось немного. Известно, что в средние века он владел сёлами Воскресенское, Ермолово, Кружково, Ильинское и другими. В двадцатые годы XVIII века произошел пожар, в котором сгорел архив. В пятнадцатом столетии на протяжении тридцати лет в этом монастыре служил святой Даниил — основатель Свято-Троицкого монастыря. Других сведений об этом храме нет. В 1744 году он был закрыт и переоборудован в усадьбу тогдашнего епископа. Спустя сорок лет и усадьба была закрыта.

На протяжении многих десятилетий бывший монастырь пребывал в плачевном состоянии. Огромная территория поросла травой, была покрыта грудами мусора. Среди объектов, которые входят в состав Переславского музея-заповедника лишь ворота, южная ограда и церковь Всех Святых относятся к XVII веку. Впрочем, храм подвергся полной реконструкции и утратил первоначальный облик.

Основание музея

Сбор коллекций для Переславского музея-заповедника начался за несколько месяцев до его открытия, которое произошло в 1919 году.

В 20-е годы в музей были привезены художественные ценности, которые некогда находились в усадьбах и монастырях. В этот период всё, что принадлежало храмам, было национализировано. Спустя несколько лет после революции в музей также поступила коллекция картин, конфискованная у купца Свешникова. Дата открытия музея-заповедника — 28 мая. Картинная галерея, краеведческий и художественно-бытовой отделы были размещены в здании бывшего духовного училища, который находился на территории упрощенного монастыря. Это учебное заведение было закрыто еще при Екатерине II.

В начале тридцатых годов краеведческое движение перестало вписываться в официальную идеологию. Соответствующие отделы в музее-заповеднике были закрыты. Многие специалисты-краеведы были отправлены в ссылку. Не избежал этой участи и сотрудник Переславского музея-заповедника М. Смирнов.

Музейный центр на протяжении многих лет выполнял политико-просветительские функции. Был назначен новый директор, который прежде трудился обычным рабочим на фабрике "Красное эхо" и никаких знаний ни в истории, ни в краеведении не имел. В одном из отчетов о работе музея он назвал этот комплекс, ранее включавший ценные художественные произведения, "кузницей пролетарского искусства". Что под этим словосочетанием подразумевал директор, неизвестно, но на долгие годы музей, как и прочие учреждения в Советском Союзе, являлся инструментом идеологической пропаганды.

Расцвет Переславль-Залесского музея-заповедника в советский период пришелся на пятидесятые годы. В клубах и библиотеках города устраивались передвижные выставки, на которых демонстрировались образцы исключительно советского искусства, хранившиеся в заповеднике. В эти годы коллекция музея пополняется новыми экспозициями, полностью отвечающими духу времени.

Некоторое время на территории Переславль-Залесского государственного музея действовала фотовыставка. Кроме того, была выпущена серия открыток, предназначенных прежде всего для гостей города. На фотографиях были изображены живописные переславльские пейзажи, старинные памятники архитектуры.

На территории заповедника сегодня расположен огромный яблоневый сад. Заложили его сотрудники музея в пятидесятые годы. Это мероприятие, конечно, преследовало не только эстетические цели. Здесь произрастали довольно редкие морозостойкие сорта груш и яблок. Ежегодно сотрудники музея собирали несколько сотен килограммов плодов.

После окончания войны в музее-заповеднике был открыт новый зал, посвящённый участникам ВОВ. На стенах разместили портреты Буденного, Сталина, Василевского, Конева. Впрочем, висели они здесь недолго. Спустя год после открытия зала, посвященного Великой Отечественной войне, музей-заповедник принял в дар коллекцию картин одного из местных художников. С каждым годом увеличивалось количество экскурсий. А в 1957 году вдова Михаила Пришвина подарила заповеднику личные вещи писателя.

Как сегодня выглядит Переславль-Залесский заповедник? Каковы отзывы об этой уникальной музейной зоне?

"Серебряная кладовая"

В музее действует немало интересных выставок. Среди экспозиций стоит называть "Серебряную кладовую", в которой собрано большое количество произведений русского декоративно-прикладного искусства. Здесь можно увидеть ювелирные изделия, изготовленные ещё в шестнадцатом столетии. Их чудом удалось спасти в двадцатых годах прошлого века. Экспозиция "Серебряная кладовая" открыта была в конце восьмидесятых. А спустя двадцать лет коллекцию дополнили произведения московских златокузнецов и серебряников. Стоимость входа в этот отдел музея составляет 100 рублей.

"Венок усадьбам"

Эта экспозиция посвящена сотрудникам музея, благодаря которым многие коллекции были сохранены в начале двадцатых годов. Здесь хранятся и фамильные портреты, и предметы быта, которые почти 100 лет назад были вывезены из близлежащих усадеб. Большая часть коллекции была сохранена благодаря первым музейщикам — Смирнову и Елховскому. Цена в этот зал тоже составляет 100 рублей.

"Древнерусская живопись"

В эту коллекцию входят произведения живописи, созданные в 15-19-м столетиях. Стоит еще раз подчеркнуть, что большая часть памятников культуры, которые сегодня могут видеть посетители музея, сохранилась благодаря небольшому количеству энтузиастов, профессиональных искусствоведов и любителей, спасавших на свой страх и риск ценные экспонаты в начале 20-х годов.

Переславль-Залесский в древности был центром иконописного дела. Здесь трудилось немало мастеров, немногие произведения которых, к счастью, сохранились до наших дней. Они писали иконы не только для храмов, расположенных в этом городе, но и для московских монастырей. В экспозицию "Древнерусская живопись" входят произведения, созданные Федотом Протопоповым, а также представителями иконописной династии Казаринова. Вход - 160 рублей.

"Русская живопись 18-20-го веков"

Основа этой коллекции была заложена в середине XIX столетия. В основном она состоит из произведений живописи, которыми владел купец Свешников. А именно картинами Шишкина, Каменева, Дубовского, Поленова. Согласно отзывам о Переславль-Залесском музее-заповеднике, эта экспозиция одна из самых интересных. Причём посетители уверяют, что внимания достойны не только картины прославленных художников, но и произведения, относящиеся к жанру провинциального портрета, созданные в 18-19-х веках. Стоимость входа в этот зал составляет 160 рублей.

Филиалы

Сегодня здесь собрано более восьмидесяти экспонатов. Открыты выставки, посвященные иконописи, деревянной скульптуре, русской живописи. Адрес Переславского музея-заповедника: Музейный переулок, дом 4. Один из выставочных залов находится на улице Ростовской, в доме 10. В состав музея входит Спасо-Преображенский собор, Музей-усадьба Ганшиных, Музей-усадьба "Ботик Петра I", картинная галерея Кардовского.

Спасо-Преображенский собор

В северовосточной части России среди белокаменных памятников этот храм самый древний. Толщина стен составляет около одного метра. Облик этого одноглавого храма довольно сдержанный, строгий. История Спасо-Преображенского собора начинается в середине XII века. Тогда он был расписан фресками. Вероятно, имел более праздничный облик. Но при реставрации, осуществленной в 90-е годы 19-го столетия, фрески сняли и уложили в ящике. Там они хранились много лет в абсолютном беспорядке.

С исторической точки зрения этот собор довольно интересен. И не только потому, что он один из самых древних белокаменных храмов. Здесь крестились многие князья, в том числе и Александр Невский, который, как известно, родился в Переславле.

Ботик Петра I

Согласно одной из версий, этот музей самый древний в России. Он является филиалом Переславского музея-заповедника и находится в селе Веськово. В конце XVII века Пётр I заложил на территории будущего музея верфь. Здесь строились ладьи для плавания по Плещееву озеру. Открытие флотилии сопровождалось грандиозным празднованием. Это событие стало первым шагом к созданию флота. Корабли, к сожалению, не уцелели. До наших дней сохранился единственный ботик, сделанный самим царем.

Музей-усадьба Ганшиных

Здесь когда-то находилась усадьба представителей известного в Переславле купеческого рода. Но прославилась постройка благодаря Владимиру Ленину, который создавал здесь свой очередной опус. В 1894 году будущий революционер здесь размышлял о судьбах пролетариата. А спустя шестьдесят лет на усадьбе сотрудники одной из местных фабрик установили памятную доску. В начале девяностых, как и прочие музеи, усадьба была закрыта. Требовались серьёзные реставрационные работы, которые в планы местных властей не входили. Музейные экспонаты сохранились благодаря небольшому количеству энтузиастов.

Переславль-Залесский музей-заповедник - государственный историко-архитектурный и художественный музей, учреждённый в начале XX века на территории бывшего Горицкого Успенского мужского монастыря. Один из самых больших музеев, расположенных в российской глубинке. В фондах музея насчитывается более 80 тысяч экспонатов.

Об истории и экспозициях музея

В начале 1918 года Переславское духовное училище, располагавшееся в зданиях бывшего , было упразднено, а уже в мае 1919 года монастырскому комплексу был присвоен статус Переславского краеведческого музея. Основателем и первым директором музея стал российский историк Михаил Иванович Смирнов - исследователь Переславского края, много сделавший для того, чтобы музей вскоре после основания открылся для посетителей.

Первые экспозиции краеведческого музея располагались в 8 залах бывшего духовного училища и были посвящены истории края. Работал художественно-бытовой отдел, в котором демонстрировались изъятые из дворянских усадеб вещи и предметы быта и церковные ценности из закрытых переславских монастырей и храмов, а также функционировала картинная галерея, произведения живописи для которой специально были привезены из .

В 1922 году музей реорганизовали, в результате чего в нём появились другие отделы - художественный с работами передвижников, культурно-исторический с коллекциями образцов местной флоры и фауны. Начали функционировать метеорологическая станция и естественно-историческая лаборатория, а также библиотека, насчитывавшая более 16 тысяч томов.

Спустя год в музее появился церковный отдел, а ещё через некоторое время - социально-экономический и археологический отделы и ленинский уголок.

Для любителей истории и с целью привлечения новых посетителей в музее была хорошо организована просветительская работа - для всех желающих были открыты краеведческие кружки, работал лекторий, проводились всевозможные конференции. Выступали на этих мероприятиях члены научно-просветительского общества, созданного при музее в 1919 году. Масштабные исследовательские работы первого директора М. И. Смирнова легли в основу печатных материалов о крае, выпускаемых музеем с 1927 по начало 1930-х годов.

Созданный с целью изучения и сохранения памятников культуры и истории Переславского края, в начале 1930-х годов музей претерпел кардинальные изменения. Вместо научно-исследовательской работы его основным направлением стала политико-просветительская деятельность. В 1930 году М. И. Смирнов был арестован и осуждён, а новым директором музея назначен Константин Иванович Иванов, проработавший на этой должности 40 лет (с 1930 по 1970 год).

В соответствии с новыми целями были полностью реорганизованы экспозиционные площадки - появились отделы социалистического строительства, природы и производительных сил, историко-революционный, антирелигиозный, истории развития общественных формаций и художественный. Сотрудниками музея проводились выездные художественные выставки, представлявшие картины переславских художников и сопровождавшиеся рассказами о богатой событиями истории .

На постоянной основе при музее работал музейно-краеведческий совет, в который входили не только штатные сотрудники, но и местные краеведы - учителя, землеустроители, библиографы. Музейными работниками была напечатана серия фотографий, посвящённая памятникам истории, архитектуры и живописным уголкам местной природы, а директором музея К. И. Ивановым составлен «Путеводитель по Переславскому краю».

В 1950 году заработал зал музея, посвящённый Великой Отечественной войне, а в 1958 году открылся отдел природы. В художественных залах демонстрировались картины Заслуженного деятеля искусств РСФСР Д. Н. Кардовского, его супруги и учеников, действовали всевозможные выставки, работали отделы природы и истории края, картинная галерея и отдел истории советского периода.

В феврале 1959 года краеведческий музей был реорганизован в историко-архитектурный и художественный музей-заповедник и его коллекции пополнились произведениями живописи из республиканских фондов, а со временем - образцами деревянной скульптуры XV-XIX веков, лицевого и орнаментального шитья XVI-XVIII веков, коллекциями темперной живописи, икон, керамики, графики, стекла, нумизматики, фотоматериалов, оружия, культового и бытового металла, старопечатных книг и документов.

В настоящее время экспозиции музея размещаются в зданиях бывшего монастыря и насчитывают более 80 тысяч экспонатов, работают отделы: учёта и хранения, научно-исследовательской и экспозиционной работы, экскурсионно-туристический, научно-информационный, музейной педагогики, действует научная библиотека. В одной из деревянных часовен у входа на территорию музея располагается касса.

На улице Ростовской, 10 открыт культурно-выставочный центр, а филиалами музея являются музей-усадьба «Ботик Петра I», расположенный в селе Веськово, музей-усадьба Ганшиных в селе Горки и в Переславль-Залесском.

Научными сотрудниками музея проводятся экскурсии, художественные лекции, циклы занятий и интерактивных уроков для разновозрастных групп школьников об истории и природных особенностях края, об искусстве Древней Руси, о быте крестьян XIX - начала XX столетий, а также праздники «Рождественская сказка», «Сударыня Масленица», «Ночь в музее» и экскурсионно-художественные программы. В экспозиционных залах действуют постоянные и временные выставки.

Информация для посетителей

  • Музей-заповедник находится на территории Горицкого Успенского монастыря по адресу: , город Переславль-Залесский, переулок Музейный, 4.
  • Добраться до Переславля-Залесского из Москвы можно автобусом (автовокзалы у метро «Щёлковская», «Проспект Мира» и «ВДНХ»), потом по городу автобусом № 1 до остановки «Музей».
  • Музей работает ежедневно с 10.00 до 17.00 часов в зимний период (с 1 октября по 30 апреля) и с 10.00 до 18.00 часов в летний период (с 1 мая по 30 сентября). В понедельник экспозиции закрыты, но сама территория доступна для посещений. Последний вторник месяца - санитарный день. Важно знать, что 1 января музей закрыт.
  • Все вопросы, касающиеся заказа экскурсий или стоимости билетов уточнять по телефонам, указанным на официальном сайте музея-заповедника.

История заповедника начинается в 1919 году. К этому времени монастырь был уже полтора века как заброшен и постепенно разрушался. Так что большевики в какой-то мере спасли его здания. Повезло еще и с директором. Руководить поставили Михаила Ивановича Смирнова - краеведа, сына местного священника. Первые экспонаты для музея он искал в опустевших дворянских усадьбах.

Однажды Смирнов отправился в село Гагаринская Новосёлка. Там в маленьком флигеле некогда усадебного дома жили три женщины - княгиня Наталья Гагарина и ее дочери. В самом же доме обосновалась трудовая коммуна «Молот». Когда Смирнов зашел, он увидел, как красногвардейцы прямо на столе режут селедку. А стол был непростой - выполненный из 600 сучков карельской берёзы, подобранных по размеру и склеенных между собой. Красногвардейцы не сопротивлялись и отдали Смирнову стол, который и сейчас хранится в музее.

В другой раз он приехал в одну из деревень. Там был широкий ручей, и мостом через него служили… надгробные плиты. Общими с крестьянами усилиями их перевезли в музей. На плитах - даты смерти, в основном относящиеся к первой половине XIX века.

В Нагорском исполкоме Смирнов нашёл кость мамонта, хранившуюся в архиве земского начальника.

А однажды сотрудников музея чуть не побили. Они перевозили в выставочные залы оружие. Все были в рабочей одежде, и процессию приняли за восстание крестьян.

Вот так и начиналась богатейшая коллекция, которая сейчас насчитывает более 90 тысяч экспонатов. Это один из самых крупных музейных комплексов России, с несколькими филиалами - усадьба «Ботик Петра I» , усадьба Ганшиных , Спасо-Преображенский собор XII века.

Здесь хранятся, без преувеличения, сокровища. Коллекции русских икон, живописи, деревянной резной скульптуры, редкие книги…

Впрочем, было время, когда все эти духовные артефакты не устраивали советскую власть. Она требовала артефактов идеологических, приходилось директору как-то выкручиваться. Помогал ему в этом, например, художник Дмитрий Кардовский. В 1926 году, получив лошадь и тележку от Переславского райисполкома, они отправились в Горки, чтобы сделать эскизы усадебного дома. Пробыв там весь день, Кардовский создал несколько зарисовок. Так появилась знаменитая советская картина «В. И. Ленин в Горках, Переславского уезда». В музее она находится и сейчас.

С 1929 года вектор музейного развития официально меняют - с научно-исследовательского на политико-просветительский. Меняют и директора. Вместо Михаила Смирнова назначают рабочего фабрики «Красное Эхо» Константина Иванова. Спустя два года он отчитается: «Мы превратили музей в действительную кузницу пролетарской культуры, в культкомбинат». Вот названия некоторых отделов того времени: «Природа и производительные силы», «Социалистическое строительство», «Антирелигиозный отдел» (в стенах древнего монастыря!)

Сегодня всё пролетарское стало историей и вспоминается лишь с улыбкой. Пройдет еще какое-то время, и, возможно, также с улыбкой будут вспоминать, что музей в нашей стране когда-то размещался в стенах святой обители. Планируется, что скоро Переславский заповедник покинет стены Горицкого монастыря и здесь возродится монашеская жизнь.

А пока выставочные залы работают в прежнем режиме, всю информацию об экспозициях и экскурсиях можно найти на официальном сайте музея-заповедника.

Дороги России