Психологический тренинг на сплочение коллектива. Игры и упражнения на сплочение группы

Формирование благоприятного микроклимата – задача каждого ответственного руководителя. От показателей психологического комфорта напрямую зависит качество и эффективность труда. Нередки случаи в управленческой практике, когда сотрудник предпочитает коллектив и привычную обстановку, более высокой оплате труда.

Микроклимат представляет собой сложный психологический организм, раскрывающий или подавляющий индивидуальные особенности участников. Поскольку все сотрудники имеют личные особенности характера и точку зрения, то их восприятие трудового процесса проходит через призму собственного взгляда на решение задач. Поэтому для качественного взаимодействия коллектива значимую роль играют не личные особенности сотрудников, а их эффективное сочетание.

В задачу психологов входит проведение , направленных на адаптацию и внедрение всех индивидуальных качеств работников в единый коллектив. Создание дополнительных неформальных связей и межличностных симпатий. Демократическим путём помочь каждому участнику занять своё комфортное место, и стать продуктивной единицей с высоким КПД.

Тренинг на сплочение коллектива состоит из нескольких этапов.

1. Знакомство с ведущим (психологом). Разъяснение правил ”игры” и условий. К ним относятся: проявление активности, говорить исключительно от себя, слушать друг друга не перебивая, не обсуждать за пределами тренинга происходящие упражнения, каждый участник вправе прервать занятие и покинуть тренинг, лично сообщив об этом коллективу.

2. Создание доброжелательной атмосферы , разминка. Фаза контакта.

Веселый счет

Время – 5 – 7 минут.

Цель – снятия внутреннего напряжения и психологического дискомфорта.

Описание – ведущий называет любое число, не превышающее количество участников в группе. Согласно этому числу (например, 5) должно синхронно подняться, не сговариваясь 5 человек.

Упражнения на сплочение позволяют участникам тренинга почувствовать себя единой слаженной командой. Тренинги командообразования традиционно включают в себя большое количество упражнений на сплочение. Однако профессиональные тренеры используют упражнения на сплочение и в тренингах на другие темы. Ведь хорошие упражнения на сплочение поднимают тонус группы, повышают её включенность и нацеленность на результат, что в свою очередь увеличивает результативность тренинга. Упражнения на сплочение в короткие сроки превращают разрозненную группу в единый, слаженный и четко работающий механизм. За это их и ценят.

Мы подобрали для вас 5 качественных упражнений на сплочение , которые есть в свободном доступе и пользуются заслуженной популярностью у тренеров-практиков. Эти упражнения помогут вам создать эффективный и интересный тренинг.

Упражнение «Фигуры»

Цель : Эта игра на сплочение команды. В ходе данной игры можно отследить многие моменты, важные для тренинга командообразования. Например, роли участников, динамику группы и т. д.

Размер группы : 6-20 человек

Время : 10-15 минут

Ресурсы : Вам потребуется веревка длиной равной 1 м * количество участников.

Инструкция : Для выполнения следующего упражнения нужно, чтобы вся группа встала в круг. Возьмите в руки веревку и встаньте так, чтобы образовался правильный круг. Теперь закройте глаза и не размыкая их, постройте квадрат. Использовать можно только устные переговоры. Когда вы посчитаете что задание выполнено, дайте мне знать. Задание выполнено?

Откройте глаза. Как вы считаете, вам удалось выполнить задание?

Выслушиваем ответы, но не комментируем их.

Сейчас я предложу вам в таких же условиях построить другую фигуру. Сможете построить ее за более короткое время? Хорошо. Предлагаю повторить эксперимент. Закрываем глаза. Ваша задача построить равносторонний треугольник.

Подводим итоги упражнения :

  • Вы довольны результатом группы?
  • Какие факторы оказывали влияние на успешность выполнения задания?
  • На какие из этих факторов вы могли повлиять?
  • Какие выводы вы сделаете из упражнения?

Упражнение «Интеллектуальный футбол»

Цель : Это упражнение на сплочение хорошо тренирует навыки командной работы.

Размер группы : 8-20 человек

Время : 20-25 минут

Инструкция : Сейчас мы с вами поиграем в футбол. Не расстраивайтесь те, кто не умеет играть в него или у кого не подходящая форма одежды. Мы сыграем в интеллектуальный футбол. Для этого, в начале, делимся на две команды — все как в настоящем футболе. Затем выберите защитников, нападающих и вратаря. Каждая команда должна придумать для другой команды по 5-7 вопросов на разные темы: кино, живопись, спорт, политика и т. д. Играем так: команда задает вопрос и кидает мяч нападающим противника. Если они не справились с вопросом — передают мяч защитникам, а затем вратарю. Если ответ и в этом случае не найден — засчитывается гол.

Итоги упражнения:

  • Как вы себя чувствуете?
  • О чем это упражнение?
  • Что вам помогало?
  • Что мешало?
  • Какие выводы можно сделать на будущее?

Упражнение «Ассоциации»

Цель : Это очень простое и интересное упражнение поможет каждому участнику тренинга прояснить для себя понятие «команда».

Размер группы : 8-20 человек

Время : 10-15 минут

Инструкция : Коллеги, наш тренинг называется командообразование. Предлагаю каждому прояснить для себя значение понятия «команда». Упражнение, которое мы сейчас с вами проведем, вроде бы простое, но это не совсем так. Вы в этом убедитесь, когда увидите, какими интересными и неожиданными могут быть взгляды наших коллег на многие вопросы.

1. Возьмите ручки и бумагу.

2. Ваша задача — услышать мой вопрос и записать первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову.

  • a. Если команда — это постройка, то она…
  • b. Если команда — это цвет, то она…
  • c. Если команда — это музыка, то она…
  • d. Если команда — это геометрическая фигура, то она…
  • e. Если команда — это название фильма, то она…
  • f. Если команда — это настроение, то она…

3. Проведите опрос участников по тем ассоциациям, что вы назвали…

Итоги упражнения:

  • Что вам понравилось в этом упражнении?
  • Какие ответы были для вас самыми интересными?
  • Какие ответы удивили вас?
  • О чем нам говорит это упражнение?

Упражнение «Собери ПК»


Цель
: Это упражнение на сплочение показывает группе преимущество открытого общения и командной работы.

Размер группы : 8-20 человек

Время : 20-35 минут

Ресурсы : Предварительно готовим 4 конверта с «паззлами» из больших фотографий ПК. Фотографии абсолютно одинаковые. При подготовке конвертов нужно так перемешать «паззлы», чтобы в каждом конверте оказалась часть деталей от других «паззлов».

На работу у вас максимум 15 минут.

Итоги упражнения:

  • Как вы себя чувствуете?
  • Что сейчас происходило?
  • Чем вы можете гордиться?
  • Что не получилось?
  • Как это упражнение связано с работой?

Упражнение «Арифметические действия»

Цель : Выводы из данного упражнения на сплочение хорошо демонстрируют плюсы партнерских отношений, плюсы сплоченной команды.

Размер группы : 8-20 человек

Время : 7-10 минут

Ход упражнения : Для следующего упражнения нам нужно встать в круг. Ведущий встает в круг вместе с участниками.

Наверное, все мы учились в школе и помним что такое арифметические действия. Следующее упражнение подразумевает, что мы можем сложить, отнять, разделить и умножить. Все могут? Тогда начнем. Суть упражнения заключается в том, что нам нужно будет по кругу делать арифметические действия, т. е. первый участник, например я, называет какое-либо число. Следующий по кругу участник должен назвать одно из четырех арифметических действий:

  • минус
  • умножить
  • разделить

Следующий за ним участник должен назвать какое-либо число. Следующий участник должен в уме посчитать результат и к получившемуся числу применить какое-либо арифметическое действие. Упражнение идет по кругу до тех пор, пока я не остановлю кого-нибудь из участников и не спрошу: «Какое число получилось в результате всех предыдущих действий?».

Если участник отвечает не правильно, мы фиксируем ошибку и начинаем упражнения заново. Если он прав счет продолжается до следующей остановки.

Итоги упражнения:

  • Как вы себя чувствуете?
  • Что сейчас происходило?
  • Как это соотносится с темой нашего тренинга?
  • Какая стратегия была бы правильной в этой игре?
  • Какие выводы вы сделали после упражнения?

Мы представили вашему вниманию 5 качественных упражнений на сплочение, которые есть в свободном доступе. Поскольку эти упражнения взяты из свободных источников, то нужно учитывать, что они:

  • доступны многим тренерам и могут быть уже известны участникам ваших тренингов. Это стоит уточнить, прежде чем проводить упражнения;
  • не содержат подробной инструкции проведения упражнения. А не секрет, что просто знать упражнение и знать, как именно его провести — это две большие разницы. Обычно тренеру требуется 2-3 раза провести упражнение, чтобы понять, как же проводить его наилучшим образом.

Если вам понадобятся:

  • самые лучшие упражнения для тренингов
  • эксклюзивные упражнения , известные только малому кругу тренеров-профессионалов
  • упражнения с подробно прописанной тренерской методикой их проведения , раскрывающей всю «подводную часть» тренерской работы и поясняющей как именно провести упражнение и подвести итоги упражнения, чтобы прийти к наилучшему результату,

то вы всегда можете подобрать такие упражнения на Этот портал вырос на базе крупнейшего тренингового центра «Синтон». За более чем 30 лет работы центром «Синтон» была собрана, наверное, крупнейшая база лучших игр и упражнений для бизнес-тренингов и личностных тренингов.

И когда мы поняли, что тренеры постоянно сталкиваются с проблемой нехватки качественного материала для тренингов, мы собрали команду тренеров-профессионалов, которые:

  • отбирают только самые лучшие, самые яркие и эффективные упражнения по самым разным тренерским темам,
  • профессионально и подробно описывают скрытую методику их проведения !

Приятно, что теперь вы можете приобрести наши тренерские методички упражнений по самым доступным ценам в разделе .
Из упражнений на сплочение рекомендуем вам посмотреть, прежде всего, такие упражнения:

Прекрасное упражнение-разминка, быстро повышающее энергетику, активность и вовлеченность участников тренинга, повышающее уровень доверия в группе. Это одновременно и яркая разминка, и сильное упражнение на сплочение команды.

Упражнение красивое, редкое, и то, что называется «незаезженное». Оно способно заинтересовать даже опытную и искушенную в тренингах аудиторию.

Одно из самых эффективных упражнений, позволяющих за 30-60 минут наглядно продемонстрировать участникам тренинга, что выгодно быть единой командой, что стратегия «Win-Win» в бизнесе и в жизни существенно эффективнее других стратегий.

Это, несомненно, упражнение-бриллиант, которое точно стоит положить в свою тренерскую копилку.

Крайне эффективное командообразующее упражнение, требующее участия и тотальной вовлеченности всей группы. Перед участниками ставится сложнейшая задача, решить которую можно только совместными усилиями, мобилизовав все свои личностные качества, деловые навыки и умение работать в команде.

Упражнение «Титаник» гарантировано «цепляет» участников тренинга и запоминается как одно из самых ярких упражнений тренинга.

Эффектное упражнение-разминка, подходящее для многих тем тренингов. Занимая всего 10-15 минут упражнение позволяет тренеру быстро поднять уровень энергетики группы и повысить мотивацию участников на дальнейшее обучение.

Упражнение наглядно демонстрирует участникам, что мы часто по привычке начинаем «бороться», вместо того, чтобы действовать единой командой.

Сильное и интересное упражнение, которое позволяет научить участников одной из мощных техник эффективной коммуникации и решения конфликтов.

С помощью техники «Внутренний переводчик» участники смогут лучше понимать людей, сохранять спокойствие и позитивный настрой в общении, а, значит, смогут и эффективно работать в команде.

Особенно ценно, что техника «Внутренний переводчик» мало распространена, эксклюзивна, поэтому её с успехом можно использовать для притязательной аудитории, для опытных участников, которые хотят «чего-то новенького».

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Презентация директора


    Универсальное и результативное упражнение
    , способное существенно расширить знания участников тренинга о самопрезентации, оценить их умение производить первое впечатление, поработать с уверенностью, вербальными и невербальными способами общения, а заодно и ускорить процесс распределения ролей, включить группу в «рабочее состояние» и подвести к стадии активной работы.

    Упражнение подходит для всех тренингов, в которых затрагивается тема коммуникаций и презентаций. «На ура» проходит в тренингах уверенности и лидерства . Может оказаться полезным и эффективным на тренингах руководителей.
    Упражнение способно зарядить группу энергией и мотивировать на усердную работу.
    Упражнение для тренинга рекомендовано профессиональным тренером Д.Швецовым, автором книги "Укрепление личности".

  • Вижу цель, не вижу препятствий

    Сильное и действенное упражнение на целеустремленность, предоставляющее участникам тренинга возможность проработать свои сомнения и возможные препятствия на пути к своей цели. Упражнение повышает энергетику и мотивацию группы на дальнейшее обучение. Тренер сможет наглядно продемонстрировать участникам , как возникающие незначительные препятствия могут мешать достижению важных целей, и как легко их преодолеть , просто имея должную целеустремленность.

    Особенно важно то, что в рамках данного упражнения каждый участник тренинга поработает со своей собственной важной целью , в результате чего существенно повысятся шансы на её успешное достижение, а у участников существенно повысится мотивация к достижению цели и уверенность в себе.

    Объем тренерской методички: 7 страниц. Бонусы! Дополнительная модификация упражнения, позволяющая сделать его яркой и эффектной концовкой тренинга и 4 варианта подходящего музыкального сопровождения.

  • Супер-разминка "Брось мяч быстрее!"

    Прекрасное упражнение, которое существенно повышает энергетику, активность и вовлеченность участников тренинга, помогает быстрому возникновению доверия в группе. Это одновременно и яркая разминка , и упражнение-вызов , которое повышает мотивацию участников на обучение и красивым и запоминающимся образом подводит группу к теме следующей мини-лекции.

    Особая прелесть упражнения в том, что оно универсально , его можно с успехом использовать для большинства популярных тем тренингов: командообразование, продажи, переговоры, управленческие тренинги, тренинги лидерства, влияния, целеполагания…

    Упражнение обычно проходит бодро, энергично, активно, мощным образом вовлекает всех участников тренинга. Оно хорошо запоминается группой, и к его результатам тренер может ещё не раз возвращаться в последующие дни тренинга…

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Косиновская средняя общеобразовательная школа»
Курского района Курской области

Минитренинг
на сплочение коллектива
для подростков на тему:
«Один за всех и все за одного»

Педагог – психолог О.А. Черткова

п. Косиново
2013 г.
Минитренинг

Цель: развитие сплоченности коллектива с помощью системы специально организованных упражнений и создания обстановки взаимного уважения, доверия и сотрудничества.

Задачи:
- образовательная: учить школьников внимательно выслушивать инструкции к упражнениям, четко их выполнять, формировать навыки слаженной практической работы в коллективе;
- развивающая: развивать такие личностные качества обучающихся как целеустремленность, активность, инициативность; стимулировать организованность, собранность и умение правильно и объективно оценивать свои поступки и поступки окружающих;
- воспитательная: воспитывать эстетические чувства и интересы, а также стремление к укреплению дружеских, сплоченных отношений в классе, способствующих повышению успеха совместной деятельности;
- психологическая: помочь обучающимся разобраться в себе путем развития волевых и эмоциональных качеств, развивать способность к эмпатии, корректировать умение правильно оценивать себя и других с целью укрепления чувства уверенности в себе и коллективизма, обогатить кругозор и опыт общения.

Предполагаемый результат: создание благоприятного климата в коллективе, хорошее настроение.

Оборудование: мяч, стулья, ноутбук.

Продолжительность классного часа: 65 минут

Список использованной литературы

1. Игры, обучение, тренинг, досуг. Педагогические игры. Под. ред. В.В. Петрусинского. кн. 5; М.: ГЦ «Энроф» М, 1994.
2. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками под ред. М.Р. Битяновой – Питер, 2002.
3. Самоукины Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы). – М.: 1992.

Структура классного часа
I. Вводная часть.
II. Основная часть.
III. Завершение работы.

План
1. Вводная часть. Организационный момент. Сообщение темы и цели классного часа. Приветствие (5 мин).
2. Игра «Аналогии» (10 мин).
3. Игра «Циферблат» (5мин).
4. Игра «Угадай кто» (15 мин).
5. Игра «Все вместе» (5 мин).
6. Релаксационная пауза (20 мин).
7. Завершение работы. Обмен впечатлениями и подведение итогов (5 мин).

Ход занятия:

II. Основная часть. Инструкция к проведению специально подобранных упражнений, их реализация и объяснение психологического смысла.

Игра «Аналогии»
Психологическая цель: развивать качества креативной личности (образность, гибкость, оригинальность); предоставить возможность увидеть себя глазами одноклассников, адекватно и сообразно оценивать себя и других.
Инструкция: группа образует полукруг. Желающий из данной группы становится перед всеми, и каждый из участников сравнивает его в зависимости от поставленных вопросов:
 если время года, то какой (ая) он (она)?
 если река, то какой (ая) он (она)?
 если конфликт, то какой (ая) он (она)?
Обсуждение результатов: какие эмоции у вас возникли при выполнении этого упражнения? Что нового узнали о себе и о других? Сложно ли вам было придумывать ассоциации?

Игра «Циферблат»
Психологическая цель: Тренировка внимания, включение участников в активное групповое взаимодействие.
Инструкция: Участники, сидящие в кругу, образуют «циферблат часов» - каждый из них соответствует определенной цифре. Проще всего, если участников 12 - тогда каждому соответствует одна цифра. При другом числе играющих кому-то придется изображать 2 цифры или, наоборот, на какие-либо цифры придется по 2 человека. Это несколько осложнит игру, но и сделает ее более интересной. Если участников более 18, то целесообразно сделать сразу 2 циферблата. После этого кто-нибудь заказывает время, а «циферблат» его показывает - сначала встает и хлопает в ладоши тот, на чью цифру пришлось показание часовой стрелки, затем - минутной. Первые 1-2 заказа времени может сделать ведущий, потом - каждый из участников по кругу.
Обсуждение результатов: краткий обмен впечатлениями, а также соображениями о том, какие качества развиваются в этой игре и для чего они нужны.

Игра «Угадай кто»
Психологическая цель: развивать сплоченность, невербальную коммуникацию, внутреннюю эмоциональность, инициативность, сообразительность и гибкость мышления при помощи поз, движений, жестов, пантомимики.
Инструкция: для начала упражнения нам понадобится двое добровольцев. Они становятся друг напротив друга, так, что один стоит лицом ко всему классу, а второй – спиной к классу. Ведущий по очереди указывает на одного человека из класса, и тот, кто стоит лицом должен объяснить стоящему спиной, кого ему показали с помощью мимики, изображая характерные, отличительные манеры поведения, жесты указанного человека. После того, как человек отгадан, он выходит на место отгадывающего и пытается отгадать того, кого будут показывать ему. Игра продолжается до тех пор, пока не будет отгадан каждый присутствующий.
Обсуждение результатов: какие сложности вызвала данная игра? Что на ваш взгляд было сложнее – изображать или угадывать одноклассников?

Игра «Все вместе»
Психологическая цель: Сплочение, ломка пространственных барьеров между участниками.
Инструкция: для выполнения данного упражнения вам необходимо стать в круг и сомкнуться как можно плотнее и в таком положении выполнять различные команды, которые я буду вам говорить, при этом нельзя допустить, чтобы круг разорвался.
Команды:
- сделайте два маленьких шага и один большой;
- сделайте маленький шаг, присядьте, встаньте и сделайте большой шаг;
- сделайте маленький шаг, большой шаг, прыжок и большой шаг;
- сделайте маленький шаг, большой шаг и перевернитесь на 180 градусов.
Обсуждение результатов: какие сложности вызвала данная игра?

Релаксационная пауза
Сеанс релаксации состоит из входа, основной части и выхода. Чтение текста осуществляется под спокойную музыку звуков природы. (Приложение 1)

III. Завершение работы. Обмен впечатлениями и подведение итогов.

Какие эмоции преобладали у вас во время занятия?
- Что дало, чему научило вас данное занятие?

Приложение 1.
Сеанс релаксации (вход)
- Устройтесь поудобнее, займите такое положение, которое кажется вам наиболее комфортным. Закройте глаза и до конца упражнения не открывайте их и не шевелитесь.
Ваше тело начинает постепенно расслабляться. Вы чувствуе¬те, как исчезает напряжение в мышцах. С каждым произноси¬мым словом каждый мускул тела все больше наполняется ощу¬щением покоя и приятной вялости. Ваше дыхание ровное, спо¬койное. Воздух свободно заполняет легкие и легко покидает их. Сердце бьется четко, ритмично.
Обратите свой внутренний взор к пальцам правой руки. Кончики пальцев правой руки как буд¬то касаются поверхности теплой воды. Вы чувствуете пульсацию в кончиках пальцев. Возникает ощущение, что рука постепенно погружается в теплую воду. Эта волшебная вода омывает вашу правую кисть, расслабляет ее и подымается вверх по руке... До локтя... Еще выше... Вот уже вся ваша рука погружается в при¬ятную теплоту, расслабляется... По венам и артериям правой руки бежит свежая обновленная кровь, даруя ей отдых и питая новыми силами... Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично... А теперь ваш внутренний взор обращается к пальцам левой руки.
Кончики пальцев левой руки как буд¬то касаются поверхности теплой воды. Вы чувствуете пульсацию в кончиках пальцев. Возникает ощущение, что рука постепенно погружается в теплую воду. Эта волшебная вода омывает вашу левую кисть, расслабляет ее и подымается вверх по руке... До локтя... Еще выше... Вот уже вся ваша рука погружается в при¬ятную теплоту, расслабляется... По венам и артериям левой руки бежит свежая обновленная кровь, даруя ей отдых и питая новыми силами... Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично...
Обратите луч своего внимания к ногам. Ступни расслабля¬ются. Они чувствуют приятное тепло, напоминающее тепло от огня, горящего в камине. Ощущение такое, как будто ваши ноги стоят на каминной решетке. Доброе, ласковое тепло поднимает¬ся по ногам вверх, даруя живительное расслабление и отдых мышцам... Напряжение исчезает... И вот уже мышцы ног рас¬слабляются - от кончиков пальцев до бедра... Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично...
Есть еще один источник тепла в вашем теле. Он - в районе солнечного сплетения. Словно маленькое солнышко пропитыва¬ет своими животворящими лучами ваши внутренние органы и дарит им здоровье, помогает лучше функционировать... Рас¬правляются, расслабляются мышцы живота и груди... По всему телу распространяется приятное расслабляющее тепло, которое создает ощущение покоя и отдыха... Исчезает напряжение в плечах, в шейном отделе, и нижней части затылка... Вы чувст¬вуете, как скопившееся здесь напряжение растворяется и исчезает... Уходит... Если вы лежите, то ваша спина ощущает доб¬рую силу земли через поверхность, на которой вы лежите... Эта сила позволяет вам расслабиться и вливает в ваше расслаблен¬ное тело новую, свежую энергию... Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично...
Теперь ваш внутренний взор обращается к лицу. Расслабля¬ются мышцы лица... Уходит напряжение из скул... Из челюс¬тей... Губы становятся мягкими и податливыми... Разглаживают¬ся морщинки на лбу... Веки перестают подрагивать... Они про¬сто сомкнуты и неподвижны... Все мышцы лица расслаблены... Легкий, прохладный ветерок омывает ваше лицо... Он приятен и добр - этот воздушный поцелуй... Воздух несет вам свою це¬лебную энергию... Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично...
Все ваше тело наслаждается полным покоем... Напряжение спадает, растворяется, уходит... Усталость улетучивается... Вас наполняет сладостное ощущение отдыха, расслабленности, по¬коя... Покоя, наполняющего вас новыми силами, свежей и чис¬той энергией...
Вы расслаблены и свободны. Вы можете оказаться там, где вам хочется быть. Там, где вам хорошо. Для кого-то, может быть, это его собственный дом, для кого-то - это уголок двора, где он любил прятаться в детстве. А для кого-то - просто по¬лянка в летнем лесу, где можно валяться в траве и увидеть над собой ослепительную голубизну... Побудьте немного в этом мес¬те. Напитайтесь позитивной энергией этого дорогого для вас места
А теперь пойдем дальше...

«Горная вершина»
...Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон Вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам хотелось бы оказаться там. И вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по труднодоступной и опасной крутизне, потому что вы... можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик. Это орел, парящий над скалами... Мгновение - и вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них... Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под вами... Да¬леко внизу - игрушечные рощицы, крошечные дома в долинах, миниатюрные человечки... Ваш зоркий глаз способен различить самые мелкие детали развернувшейся перед вами картины. Вглядитесь в нее. Рассмотрите подробней...
Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролета¬ющих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудес¬ное ощущение свободного полета, независимости и силы! На¬сладитесь им...
Вам не составляет труда достигнуть любой самой высокой и недоступной для других вершины. Выберите себе удобный уча¬сток и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор...
Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновав¬шие вас проблемы! Оцените - стоят ли они усилий и пережива¬ний, испытанных вами! Спокойствие, даруемое высотой и силой, наделяет вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения мучавших вас вопросов... С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки...
Пауза.
Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство по¬лета. Пусть оно надолго запомнится вам... А теперь вновь пере¬неситесь в себя, стоящего у подножия горы... Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое восприятие мира... Поблагодарите его...
Вы снова здесь, в этой комнате. Вы вернулись сюда после своего удивительного путешествия...

Выход из сеанса
...И вновь переноситесь сюда, в эту комнату, начинаете ощущать свое тело...
Сейчас я начну считать от семи до одного. С каждой следую¬щей цифрой вы станете все больше выходить из состояния рас¬слабленности - вплоть до того момента, когда я назову цифру "один" и вы встанете отдохнувшими, бодрыми, полными новых сил и энергии.
С этого момента голос ведущего должен также становиться бо¬лее бодрым, звучным, эмоциональным. Однако спешить здесь не нужно.
Итак, семь... Вы чувствуете, как к вам возвращается ощуще¬ние собственного тела... Вялость и апатия отступают. Вы начина¬ете возвращаться в свое нормальное состояние. Шесть... Ваши мышцы наполняются силой и энергией... Вы пока неподвижны, но пройдет несколько мгновений, и вы сможете легко встать и начать двигаться... Пять... Сохраняется состояние спокойствия, но оно начинает наполняться ощущением силы и возможности действовать... Расслабленность заменяется собранностью... Четы¬ре. Вы чувствуете, что окончательно пришли в себя и уже готовы к проявлению активности. Бодрость и энергия все больше наполняют вас. Три. Пошевелите ступнями. Вы полностью чувству¬ете свои ноги и способны легко напрячь мышцы. Пошевелите пальцами рук. Медленно сожмите пальцы в кулак. Два. Не от¬крывая глаз, поворочайте головой. Вы бодры, наполнены силой и энергией. Вы хорошо отдохнули. Вы спокойны и уверены в се¬бе. Один. Открыли глаза. Встали. Не делайте это слишком быстро.

Тренинговое занятие на сплочение классного коллектива

"Мы одно целое"

Составила педагог-психолог МБОУ школы №8 г.о.г. Кулебаки, Нижегородской области Никулина Ю.С.

Цель: сплочение классного коллектива и построение эффективного взаимодействия учащихся друг с другом .

Задачи:

Создание благоприятного психологического климата;

Преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков;

Развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражения чувств других людей;

Сплочение коллектива, формирование взаимного доверия.

Возраст : школьники 12 - 13лет.

Состав участников: группа 10 - 12 человек.

Оборудование: ручки, листы, бейджики, ватман, цветные карандаши.

Режим работы : 50-55 минут

Актуальность : В сплоченном коллективе взаимопомощь - это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.

Структура тренинга:

Приветствие - 2 минуты

Цель, задачи - 2 минуты

Разминка - 2 минуты

Основная часть - 40 минут

Рефлексия - 5 минут

Ход тренингового занятия:

Разминка - погружение - 2 минуты

Упражнение «Ладони» - 5 минут

Игра «Танец с листком» - 15 минут

Упражнение «Волшебный стул» - 15 минут

Игра «Мои предпочтения» - 5-10 минут

Упражнение «Картинки» - 10 минут

Рефлексия

Структура : ученики рассаживаются в кругу.

Ход занятия

1. Приветствие (2 мин).

Цель: Установление контакта с детьми.

Ведущий, представляется и говорит о целях тренинга.
Инструкция:

Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам предоставляется прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, - выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, - скажем, все вокруг зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались "Леночка" или "Ленуля" или особенно необычно и ласково, как обращалась мама в детстве. А кто-то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя, и написать его на бейджике. Все остальные члены группы - и ведущие тоже - в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени.

А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, по очереди каждый одевает бейджик, затем представляется и говорят с каким настроением они пришли на занятие и чего ожидает от него.

Ведущий представляется и говорит о правилах групповой работы.

Правила работы в группе.

Время : 2 минуты.

Ресурсы : ватман с уже написанными правилами.
Ведущим устанавливается определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно. Правила выписываются на листе ватмана, и после принятия группой, закрепляются на видном месте
Список правил: ( Каждый пункт правил поясняться ведущим. )
1.Слушать друг друга.
2.Не перебивать говорящего.
3.Уважать мнение друг друга.
4.Я -высказывание.
5.Безоценочность суждений.
6.Активность
7.Правило «СТОП»
8.Конфедециональность.

2. Разминка - погружение

Время : 2 мин.

Цель: Поднять настроение, и настроится на дальнейшие упражнения , выравнивание эмоционального фона, сплочение участников группы в единую команду для достижения конечного результата работы.

В начале нашего занятия хотелось бы узнать:

У кого сейчас хорошее настроение, похлопайте в ладоши;

Поменяйтесь местами те, у кого в классе есть друзья;

Поменяйтесь местами те, кто уверен в себе;

Похлопайте в ладоши те, кто хорошо знает своих одноклассников;

Потопайте те, кто согласен с пословицей: «Один в поле не воин»;

Кивните головой те, кто знает, что мы сегодня будем делать на занятии.

3.Основная часть.

Вступительное слово, определение темы, целей тренинга (3 мин).

Сегодня я проведу для вас тренинг на сплочение. На данном занятии мы поговорим о вашем классе, о взаимоотношениях друг с другом.

Цель нашего тренинга - это сплочение коллектива и построение эффективного к взаимодействия друг с другом.

Сплочение - это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо когда тебя понимает и поддерживает твой товарищ, услышать и помочь когда необходима эта помощь, и понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

Упражнение «Ладони»

Время: 5 мин.

Участники стоят или сидят в кругу.

Ведущий выполняет какое-то движение и «передает» его соседу справа, который в свою очередь «передает» это движение также соседу справа. Сосед справа продолжает выполнять данное движение до тех пор, пока не «получит» от соседа слева новое движение, которое он должен «передать». Затем ведущий начинает выполнять другое движение и т. д.

Д в и ж е н и я:

а) трение ладони о ладонь;

б) щелканье пальцами;

в) хлопанье ладонями по бедрам;

г) топанье ногами;

д) хлопанье по бедрам;

е) щелканье пальцами;

ж) аплодисменты поднятыми вверх руками.

Упражнение направлено на повышение групповой сплоченности; способствует развитию внимания.

Игра «Танец с листком»

Время: 20 мин.

Упражнение выполняется в парах. Для выполнения упражнения лучше использовать соответствующую музыку. Каждой паре предлагается взять по одному листу бумаги, встать лицом друг к другу и соприкоснуться головами «лоб в лоб». Лист бумаги при этом прокладывается между лбами. Задача каждой пары - двигаться по комнате, удерживая свой лист лбами. Руки при этом необходимо заложить за спину. При этом участникам нельзя долго стоять на месте и нельзя разговаривать. Парам необходимо найти каналы интуитивного понимания партнера. Партнеры, которые уронили листок, должны замереть в тех позах, в которых они находятся в момент, когда их листок коснется пола, и должны оставаться в них до окончания общей процедуры игры. Она закончится тогда, когда останется только одна пара.

В задании есть лазейка, которую не сразу замечают участники. Замереть нужно только в тот момент, когда листок коснется пола. А пока он падает, можно успеть принять более удобную позу, хотя бы выпрямиться. Кто-то даже успевал сесть на стул. Но иногда участники так и стоят - «лоб в лоб». На эти моменты следует обратить внимание в процессе обсуждения.

Упражнение «Волшебный стул».

Время: 15 -20 мин.

Это упражнение не только позволяет приобрести и развить навыки получения и передачи обратной связи, но и создает условия для обратной связи среди всех участников занятия.

В нашем кругу сегодня место чуду и волшебству! Здесь в кругу стоит «волшебный» стул. Что в нем необычного? Человек, который садится на него, становится обладателем уникальной возможности услышать от нескольких человек из группы обратную связь. Это могут быть и критика, и положительные высказывания.

Тем, кто дает обратную связь, необходимо делать это, используя правила обратной связи; тому, кто сидит на «волшебном» стуле, нужно внимательно все выслушать, не оправдываясь, не благодаря, а просто принимая информацию. Затем на «волшебном» стуле окажется следующий участник. Итак, кто хотел бы первым сесть на «волшебный» стул?

Вопросы:

- Что вы чувствовали, когда получали обратную связь?

- Что удивило?

- Удалось ли вам следовать правилам?

- Хотите ли дать обратную связь группе?

Игра «Мои предпочтения»

Время: 5 -10 мин.

Раздайте листы и попросите участников задумать свой любимый цвет, а затем описать его тремя словами (например для синего - прохладный, расслабляющий, отстраненный).

Попросите участников ответить на вопрос: «Если бы у Вас в зоопарке была возможность сфотографироваться с любимым животным, кого бы Вы выбрали?» Далее описать животное тремя словами (например описание тигра - сильный, опасный, напружиненный).

Попросите участников задумать свой любимый город и придумать для него три характеризующих его слова (например для Санкт-Петербурга - интеллектуальный, деловой, освежающий).

Сообщите участникам, что:

- три характеристики цвета - это то, как видят их окружающие;

- три характеристики животного - как они видят себя сами в общении с окружающими;

- три характеристики города - какими они хотели бы видеть себя в работе.

Вопросы для обсуждения результатов с группой:

- Что вы думаете о результатах этого упражнения?

- В какой степени результаты упражнения могут дать настоящий ключ к восприятию себя?

- В чем риск и цена того, чтобы воспринимать, описывать и оценивать человека, используя ограниченные и неконкретные характеристики?

Упражнение «Картинки».

Время: 10 мин.

Оно является диагностическим для выявления взаимоотношений в классе и позволяет создать условия для обратной связи от участника ко всей группе.

Сейчас каждому из вас я раздам лист А4 и цветные карандаши. За несколько минут необходимо нарисовать картину «Каким я вижу наш класс». Ваши художественные способности здесь не важны, главное - то, как вы видите свой класс, какие образы у вас возникают. На создание картин у вас есть 10 минут.

А сейчас, когда картины готовы, каждый по очереди проведет презентацию своего рисунка, рассказывая, почему именно таким он получился, что на нем изображено.

Вопросы:

- Насколько совпадает ваше представление о группе с представлениями других?

- С чем вы согласны, а с чем нет?

- Что показалось неожиданным?

Процедура "Спасибо за приятное занятие"

Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие! Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

Спасибо вам большое, что пришли на данное занятие, надеемся, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, надеемся, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. До свидания.

Рефлексия:

Какие чувства испытывали?

Что нового узнали о себе, о группе?

Чему научились?

Как это пригодиться в будущем?

Что было важным?

Над чем вы задумались?

Что происходило с вами?

Что нужно развивать на будущее?