Владислав Городецкий: биография. Как архитектор городецкий изменил лицо киева Спорная художественная ценность

Все архитекторы ошибаются. Ошибки лучших из них становятся достопримечательностями, как Дом с химерами Владислава Городецкого в Киеве. Мимо проходят основные туристические маршруты, но доступ внутрь серьезно ограничен, поскольку здание занимает департамент протокола президента Украины.

В конце XIX века Киев ощутил наконец последствия индустриализации. Российская империя богатела, но богатства теперь доставались новым людям. Помещиков с их поместьями и наследственную аристократию затмили вышедшие из низов промышленники и финансисты. Они по-другому зарабатывали и по-другому тратили деньги. Созданный буржуазией спрос на недвижимость для жилья и инвестиций спровоцировал строительный бум 1890-х — 1900-х годов.

Среди архитекторов того времени не оказалось великих. Спустя 100 лет наиболее известно имя Владислава Городецкого, место которому в истории сохранил помпезный, обруганный критиками, неудачный с инженерной точки зрения «Дом с химерами». Большинство адресованных ему упреков звучат очень современно и до сих пор применяются по отношению к громким строительным проектам.

Спорная репутация архитектора

Сын украинских помещиков польского происхождения приехал в Киев в 1889 году после окончания Императорской академии искусств и вскоре женился на дочери владельца двух дрожжево-винокуренных заводов. Новые связи помогли получить первые заказы на проектирование склепов и дворовых туалетов. «Строительная контора домовой канализации архитектора В. В. Городецкого» — так называлось его первое бюро.

Помогло увлечение стрельбой. Владислав вступил в Киевский отдел Императорского общества правильной охоты, построил тир и вошел в круг самых влиятельных жителей города. Уже в следующем году Городецкого пригласили в состав Домостроительного общества, которое застраивало прилегающий к Крещатику район. Совместно с директором общества Шлейфером Городецкий спроектировал самый дорогой в городе отель «Континенталь». Заработок он вложил в цементный завод «Фор» купца Евгения Зайцева, вместе с которым часто охотился. В 1902 году Зайцев отдал Городецкому подряд на строительство четырехэтажного доходного комплекса в самом центре, на углу Крещатика и Прорезной, с огромным для того времени бюджетом в 800 тысяч рублей.

К своему 40-летию и строительству собственного дома Городецкий подходил с резюме, в котором значились несколько коммерческих зданий, Музей древностей и искусств (ныне — Национальный художественный музей) по проекту Петра Бойцова, Николаевский костел по проекту Валовского, и Караимская кенасса, главным украшением которой стали лепные украшения итальянца Элио Саля. Достройка чужих проектов и отсутствие собственного выраженного стиля были среди причин того, что в советской литературе Городецкого зачастую лишали статуса архитектора и называли инженером.

Интерьеры «Дома с химерами»

Непрозрачная сделка по покупке земли

Для постройки собственного дома Городецкий присмотрел на крутом склоне улицы Банковой два участка, объявленных непригодными для строительства. Дождавшись, пока из-за отсутствия покупателей цена упадет до минимума, архитектор купил у Домостроительного общества землю на деньги, одолженные в Обществе взаимного кредита. Директором обеих фирм был партнер Городецкого по строительству «Континенталя» Шлейфер. Залогом стало еще не построенное здание. Теперь его называют «Дом с химерами».

Рискованная схема финансирования

Пузырь на рынке недвижимости в Киеве надувался безоглядным кредитованием. Чтобы пройти весь процесс от покупки земли до оформления интерьеров дома, Городецкий взял 30 ссуд.

Участок в 1 550 квадратных метров обошелся в 15 640 рублей. Под залог земли получены средства на строительство первого этажа. Под залог первого этажа взяты деньги на второй, под залог второго — на третий. Так за 65 тысяч были закончены шесть этажей и крыша. Еще 59 тысяч рублей стоил один только первый год из двух лет отделочных работ.

Элитарность

К началу XX века в Киеве существовала 36-разрядная градация жилья по комфортабельности и годовой плате. Помимо расположения дома и площади квартиры, учитывался этаж (чем ниже, тем лучше) и набор услуг: отопление, электричество, телефон, холодильные камеры в подвале, наличие швейцара и посыльного, стоянка для экипажей и гараж. Аренда квартиры площадью до 100 квадратных метров в центральных кварталах стоила около 300 рублей в год. Семикомнатная люксовая квартира с полным сервисом на Николаевской улице (теперь — Архитектора Городецкого) обходилась в 700.

В «Доме с химерами» семье Городецкого отводилась квартира площадью 380 м² на первом этаже с кабинетом, двумя гостиными, столовыми, будуаром, спальней, детской, комнатой для гостей, прихожей, тремя комнатами для прислуги, кухней, комнатой для мытья посуды, ванной комнатой, двумя хозяйскими туалетами и кладовой.

Другие сдавались: двухкомнатная на первом этаже — за 420 рублей в год, трехкомнатная — за 540, 6-комнатная на втором этаже — за 1 200, 8-комнатная на третьем — за 2 000, 10-комнатная на четвертом и 9-комнатная на пятом — за невероятные 3 500 рублей каждая, 8-комнатная на шестом — за 2 750 рублей в год. В доме был грузовой лифт, общая прачечная, ледник, сараи для дров и экипажей, коровник для поставки свежего молока, винные погреба.

Ненадежное инженерное решение

Крутой склон на купленном Городецким участке земли заставил его применить новые конструкционные решения. Во-первых, у дома две высоты: с фасада он трехэтажный, а в сторону Крещатика смотрят шесть этажей. Во-вторых, у дома два разных фундамента: ленточный на горке и укрепленный полсотней буронабивных бетонных свай внизу.

Свайная технология была для Киева начала XX века новой, и архитектор не сумел правильно ее применить. За несколько десятков лет лежащие на разных фундаментах части здания раскололись. В некоторых местах трещина достигла ширины 40 сантиметров. Для спасения дома в конце 1990-х понадобился капитальный ремонт с забиванием 177 новых опор.

Спорная художественная ценность

По первоначальному проекту дом имел две шатровые крыши и обходился без скульптурного декорирования. Решение обильно украсить фасад пришло, когда в 1901 году ударил строительный кризис, и спрос на недвижимость резко упал. Многочисленные скульптуры из бетона должны были выделить дом среди ряда новостроек и привлечь жильцов, а также загрузить мощности завода «Фор» — напомним, Городецкий владел его акциями.

Скульптор Элио Саль не поставил на «Дом с химерами» ни единой фигуры химеры. Зато там есть олени, антилопы, слоны, питон, носороги, крокодил, карпы, жабы, пантера, орел и варан. Рекламный ход, выданный за художественный прием, современники не оценили. «Отвратительное уродство», «наглое творение», «неудачное наследие средневековых готических зданий», — писали киевские газеты.

Тем более оценить здание не могли советские критики. «Яркий образец претенциозного декаданса, упадка буржуазных вкусов», «чрезмерно экстравагантный особняк, перегруженный фантастическими скульптурными изображениями», — писали они спустя 30-40 лет.

Ненужность дома. Несостоятельность владельца

При полном заполнении квартир аренда ежегодно приносила бы Городецкому 13 910 рублей. В 2 300 рублей обходилось техническое обслуживание здания, 4 410 надо было отдать в счет долгов. Однако очередь желающих поселиться в «Доме с химерами» не стояла. Отпугивали цены, шум запущенного по улице Банковой трамвая, давящий дизайн интерьеров, расставленные тут и там охотничьи трофеи хозяина.

В 1909 году Городецкий впервые заложил «Дом с химерами», в 1912 году — опять, и потом уже не смог выкупить. Непоправимый урон бюджету архитектора нанесло осуществление мечты — участие в африканском сафари. Туром для трех киевлян по Кении руководил зоолог, выпускник Парижского университета. Ему помогали два следопыта, два оруженосца, конюх, три личных слуги для туристов, два повара, два препаратора, кинолог, четыре охранника и почти 150 носильщиков.

Жертвой увлечения Городецкого стали 104 животных, включая льва, крокодила и двух носорогов, а также его особняк.

На устроенном кредиторами аукционе дом выкупил сотрудник французского консульства. Потом — Первая мировая, революция, национализация. В советское время в доме жили актеры соседнего Театра имени Франко и размещалась поликлиника для руководства ЦК КП(б)У. После реконструкции 2003 года, когда по чертежам и рисункам Городецкого восстановили интерьер и росписи на стенах, «Дом с химерами» стал использоваться для протокольных мероприятий президента Украины.

В 1920 году Владислав Городецкий эмигрировал в Польшу. Умер и похоронен в Иране, где строил вокзал по заказу американской компании.

(Все фото, кроме подписанных иначе, — Валентин Бо)

Слева — единственное дошедшее до нашего времени фото Владислава Городецкого. Справа — памятник Городецкому в киевском Пассаже. Фото Сергея Супинского / AFP / East News

100 великих украинцев Коллектив авторов

Владислав Городецкий (1863–1930) архитектор

Владислав Городецкий

архитектор

Владислав Владиславович Городецкий родился 23 мая (4 июня) 1863 г. в селе Шелудьки Подольской губернии.

Отец был унтер-офицером Ольгопольского уланского полка, имел бронзовую медаль на Андреевской ленте. По болезни выйдя в отставку, вернулся в отцовское имение Жабокричи Подольской губернии и был избран попечителем сельских хлебных запасных магазинов. Вскоре он женился на Леопольдине Глюзинской, дочери помещика из соседнего села Шелудьки. Там и родился первенец, которого, как и отца, назвали Владиславом.

После рождения ребенка молодая семья перебралась в Жабокричи - родное село главы семьи. Жили небогато, но и не бедно. Четырехместная карета, кучер, четверка лошадей, конь для верховой езды, конюшня, фортепьяно фабрики Зейтнера, бильярд… Когда Владиславу исполнилось 10 лет, все это, как, и само имение, пришлось продать за долги. Семья вынуждена была вернуться в Шелудьки.

До 16 лет Городецкий получал домашнее образование. В 1879 г. Владислав отправляется в Одессу, где становится «реалистом» - учащимся реального училища (среднего учебного заведения технического профиля). В реальном училище св. Павла его меньше всего увлекали профилирующие «точные» предметы, значительно больше интересовало все, связанное с рисованием и черчением. Это хорошо видно из оценок в аттестате, выданном ему в июне 1884 г.: алгебра - «4», механика - «3», физика - «4», геометрия - «4»… Зато по предметам, где требовались таланты рисовальщика или чертежника, неизменно стоит высший балл - «5». Более того, уже в пятом классе будущий архитектор получил из самого Петербурга свидетельство Совета Императорской академии художеств (!) о том, что постановлением особой конкурсной комиссии он удостоен похвалы за классный ученический «рисунок ручной кистью с гипса». Через два года выпускник Городецкий награжден педсоветом училища похвальной грамотой за «благонравные и отличные успехи по рисованию». Владислав решает подавать документы в Императорскую академию искусств в Петербурге.

Рисунки Городецкого произвели сильное впечатление на приемную комиссию, и его решили принять. Но - в виде исключения: согласно уставу академии, туда принимали лиц в возрасте от 16 до 20 лет. Абитуриенту Городецкому было уже 22… Тем не менее, перспективный юноша был зачислен в студенты.

Суровый петербургский климат не способствовал успешной учебе. Он часто болел, из-за чего вынужден был пропускать занятия, а то и вовсе оставлять на время Петербург, чтобы подлечить здоровье. Закончив четыре курса, он по состоянию здоровья покидает столицу и идет в помощники главного архитектора Киевского учебного округа.

В. Городецкий в Африке во время сафари.

В течение двух лет Городецкий занимается практической работой: принимает участие в проектировании и сооружении здания Уманской прогимназии. Главный архитектор Киевского учебного округа военный инженер-подполковник Николай Чекмарев остался доволен своим помощником и отправил на официальном бланке хвалебный отзыв в Академию искусств. Руководство учебного заведения согласилось засчитать два года отсутствия своего воспитанника как прохождение практики и восстановило его в числе студентов.

Однако петербургский климат не рекомендуется Городецкому. Ничего не остается, как письменно обратиться к Совету Академии с просьбой выдать большую серебряную медаль. «А если я этого не достоин, - пишет в письме Городецкий, - то звание классного художника III степени». Академия художеств сочла возможным присвоить ему лишь звание классного художника III степени. Документ, подписанный великим князем Владимиром, давал право «производить постройки». Но Городецкий хочет большего - ему нужен диплом об окончании Академии. И в декабре 1890 г. он высылает сделанный им архитектурный проект Уманской прогимназии с просьбой засчитать его в качестве дипломной работы и выслать диплом об окончании Императорской академии искусств. Столичная профессура оценила присланный проект как выполненный абсолютно профессионально. В начале 1891 г. Городецкий получил академический диплом.

Пожив немного в Жабокричах у родителей, Владислав отправляется в Киев - теперь уже дипломированным архитектором. И сразу же оказывается в гуще событий: Киев в последнее десятилетие XIX века переживал настоящий строительный бум. Молодой архитектор получает заказ от аристократической семьи баронов Штейнгелей. В связи со смертью баронессы Марии Штейнгель, жены «железнодорожного короля», Городецкому заказали проект семейной усыпальницы на Аскольдовой могиле, с которым он справился блестяще. Имя архитектора приобрело известность. Когда в 1894 г. в Киеве началось сооружение городской канализации, власти привлекают к этому серьезному проекту и Городецкого. Он тут же основывает «Строительную контору домовой канализации архитектора В. В. Городецкого» и все заказы проводит через эту контору. Это была пока что весьма прозаическая работа (контора проектировала дворовые туалеты), но позволила Городецкому заявить о себе не просто как об архитекторе, но владельце солидной строительной фирмы.

В это время началась активная застройка бывшей усадьбы Ф. Меринга. Это был масштабный проект: предстояло проложить четыре новых улицы, площадь, возвести множество домов и вспомогательных пристроек. Речь шла об элитной застройке, поскольку бывшая усадьба непосредственно примыкала к главной улице - Крещатику. О таком заказе можно было только мечтать! Исполнителями стали молодые киевские архитекторы Г. Шлейфер и В. Городецкий. Владислав проектировал новые улицы, а также стал архитектором ряда домов на нечетной стороне Николаевской улицы, в одном из которых и поселился.

Оригинальность проектов талантливого архитектора привлекает внимание новых заказчиков. Так появились дом Бендерского (ныне - пл. Л. Толстого), здание Страхового общества «Россия» на Крещатике (с популярной среди киевлян кондитерской «Жорж» на первом этаже) и другие.

В 1897 г. в Киеве состоялась сельскохозяйственная и промышленная выставка - грандиозное событие в жизни всей империи. Было известно, что выставку посетят члены императорской семьи. Будущие экспоненты специально заказывали для себя павильоны, в которых можно было бы наиболее удачно представить свою продукцию. Несколько заказов получил и Городецкий - от графов Юзефа Потоцкого, Карла Потоцкого и Горного отдела. Выставку посетило более миллиона человек, павильоны, сооруженные Городецким, произвели сенсацию. В репортажах о выставке о них писали отдельно. Особенно поразил публику павильон графа К. Потоцкого, возведенный в виде изящного дворца с пышным декором. Совсем в другом стиле был построен павильон графа Юзефа Потоцкого - он напоминал миниатюрный охотничий замок. А павильон Горного отдела был спроектирован Городецким в виде подземелья с имитацией настоящей шахты…

Не прошло и десяти лет, как Городецкий приехал в Киев, а он уже обошел по популярности многих киевских метров архитектуры. Обратили на архитектора внимание и «табачные короли» купцы Когены. Они пригласили его для сооружения кенасы - караимского молитвенного дома на ул. Ярославов Вал, 7. Это здание в мавританском стиле, торжественно освященное в 1902 г., до сих пор является одним из красивейших зданий города.

Еще одним следствием успеха на сельскохозяйственной и промышленной выставке стало предложение возвести в Киеве римо-католический костел. Первое место на конкурсе занял молодой архитектор С. Воловский - недавний выпускник Института гражданских инженеров. Собственно, подавая свой проект на конкурс, он был еще студентом. Поэтому, беря во внимание неопытность автора, власти не решились вверить в его руки столь серьезное строительство. Тем более, что строить предстояло на увлажненных грунтах вблизи речки Лыбедь, что создавало дополнительные сложности. Стали искать опытного архитектора - излишне уточнять, что выбор пал на Владислава Городецкого…

Опытный архитектор во многом переработал и дополнил проект. Именно после этого костел обрел те изящные формы, которыми вот уже 100 лет все восхищаются. Первый камень нового костела заложили летом 1899 г. Строительство длилось десять лет, и лишь 6 декабря 1909 г. состоялось освящение, храма.

Между тем, Городецкий находится на пороге создания одного из самых удивительных своих творений. Весной 1901 г. за столиком одного из ресторанов встретились три знаменитых киевских архитектора - Владислав Городецкий, Александр Кобелев и Владимир Леонтович. Городецкий поделился новостью, дескать, недавно приобрел участок земли на крутом откосе по ул. Банковой, 10. «Зачем? - удивился Кобелев. - Ведь там и построить-то ничего нельзя». «Как это нельзя?» - вспыхнул Городецкий и рассказал о своем замысле соорудить на участке большой жилой дом. Кобелев приложил руку ко лбу Городецкого и сказал: «Вы сумасшедший, сударь. Только сумасшедшему может придти в голову такая идея!». В результате между Городецким и Кобелевым было заключено пари. Спорщики взяли в свидетели Леонтовича. Ровно через два года в определенный условиями пари день и час Городецкий не без восторга показывал изумленным коллегам свой дом, со временем названный «Дом с химерами»…

Здание похоже на таинственный замок. «Призматическая масса его четырех. этажей густо украшена скульптурой из бетона, - описывал здание искусствовед С. Гиляров. - С углов крыши спускают свои усы-щупальпы безобразные дельфины, их хвосты, переплетаясь, четко профилируются на фоне неба. На спинах дельфинов сидят женские фигуры с трезубцами в руках; вдоль карнизов разместились огромные лягушки; по стволам колонн, обрамляющих парадный вход, вылезают бодрые ящерицы; в орнамент капителей вплетены морды носорогов, а наличники окон изображают слоновьи головы». Еще пышнее решены внутренние интерьеры. Парадная лестница обрамлена с двух сторон сказочными птицами, хватающими острыми когтями белые мраморные ступеньки. Над всем этим возвышается скульптурная композиция из двух огромных фантастических рыбьих фигур, винтообразно закрученных и увитых водорослями. Сверху водоросли увенчаны цветами, в которые вмонтированы лампочки в белых матовых шарах. Стены вдоль лестниц покрыты лепниной - гирлянды битой дичи, оленьи рога и прочие охотничьи трофеи.

Сам хозяин поселился в квартире № 3, а остальные шесть сдавал в аренду. Жилье здесь было экстра-класса: достаточно сказать, что здесь квартировал Всеволод Голубович - премьер-министр Украинской Народной Республики.

Похоже, Городецкий собирался выстроить рядом с «Домом с химерами» еще один дом. Во всяком случае, он приобрел соседний участок земли, расположенный на точно таком же крутом склоне (сейчас на этом месте расположена лестница, ведущая вниз, к площади Ивана Франко). На таком участке, как и на предыдущем, можно было соорудить только нечто совершенно невиданное, ибо с точки зрения обычных правил здесь ничего строить нельзя. Увы, на соседнем участке архитектор так ничего и не построил. Осенью 1911 г. он уехал охотиться в Африку. Слишком большие затраты на сафари поставили его в затруднительное материальное положение. Летом 1912 г. Городецкий вынужден был заложить принадлежащую ему недвижимость - «Дом с химерами». Выкупить здание ему так и не удалось… В 1913 г. знаменитый «Дом с химерами» перешел в собственность Даниила Балаховского - французского консульского агента в Киеве.

Городецкий работал не только в Киеве. В Черкассах он построил женскую гимназию (благодаря которой в этом городе получил широкое распространение стиль модерн), церковь, различные торговые помещения. В Житомирской области - виллу А. Добровольского. В Симферополе - собственный завод углекислоты и искусственного льда. В Евпатории - собственную виллу. В 1911 г. широко отмечалось 50-летие отмены крепостного права. В связи с этим по всей Российской империи начали сооружать памятники Александру II. Юбилейный комитет обратился к Городецкому с просьбой принять участие в разработке архитектурной части этого проекта. Памятник императору тиражировался в большом количестве копий и рассылался по всем сельским управлениям и волостям Киевской губернии… Так что без преувеличения можно сказать, что произведения Городецкого находились в каждом селе и в каждой волости.

Началась мировая война. Строительство в Киеве (как и в других городах) было практически прекращено. Вслед за мировой войной последовали две революции, гражданская война. Власть в Киеве менялась 16 раз. При большевиках в Киеве ничего нового не строилось - кроме разве что сомнительных памятников революционным вождям. О строительстве зданий и речи не было - тем более в изысканном стиле, присущем Городецкому.

Знаменитый архитектор мало интересовал советскую власть. В 1920 г., оставшись без средств к существованию, 57-летний архитектор навсегда покидает Киев и уезжает в Польшу.

В Варшаве Городецкий работает архитектором в министерстве общественных работ. Проектирует курорт, занимается реставрацией Вишневецкого дворца. В 1923 г., достигнув пенсионного возраста, выходит в отставку. А вскоре открывает собственное архитектурное бюро и выполняет заказы американской инвестиционной компании «Генри Улен и К°»: проектирует для разных городов Польши водонапорную башню, крытый рынок, мясокомбинат, электростанцию, казино, баню.

Сотрудничество с компанией «Генри Улен и К°» оказалось настолько удачным, что американцы предложили ему отправиться в Иран в качестве главного архитектора их новых проектов. Железнодорожный вокзал в Тегеране, сооруженный зодчим, принес ему известность в этой стране. Он получает заказ правительства Ирана на планировку новых городов, строит театр, гостиницу… И, наконец, именно на нем остановил свой выбор глава государства Реза-шах Пехлеви, подыскивая архитектора для сооружения своего дворца.

Дворец для иранского шаха Городецкий решил в стиле знаменитых сказок «Тысячи и одной ночи». Этот восточный шедевр получился воздушным, легким и одновременно удобным, приспособленным к жаркому климату Ирана. Казалось, в творческой жизни архитектора начинается новый этап - он востребован, ценим, уважаем. Ему заказывает проект сам глава государства… Увы, дворец иранского шаха оказался лебединой песней архитектора. 3 января 1930 г. у него случился сердечный приступ и в тот же день его не стало. Похоронили В. Городецкого на римо-католическом кладбище Тегерана.

…Несмотря на то, что имя Владислава Городецкого в течение десятилетий не упоминалось в Украине ни в энциклопедиях, ни в специальных монографиях, ни в экскурсиях по городу, киевляне бережно хранят память об этом удивительном архитекторе, чьи работы во многом определяют лицо Киева. Построенные им дома, и в первую очередь «Дом с химерами», в силу своей необычности обросли самыми невероятными легендами.

Настоящее возвращение архитектора в город, который он любил и где прожил более 30 лет, оказалось возможным лишь в 1990-е годы, когда о нем стали писать, сняли документальный фильм. Одна из красивейших улиц Киева, в проектировании и строительстве которой Городецкий принимал непосредственное участие, - бывшая Николаевская - в 1996 г. названа улицей Архитектора Городецкого.

Из книги Все монархи мира. Западная Европа автора Рыжов Константин Владиславович

Владислав Король неаполитанский из Анжуйской династии, правивший в 1386 – 1414 гг. Сын Карла III и Маргариты Дурацио.Ж.: 1) с 1392 г. Констанция, дочь герцога Клермонского Манфреда Киаромонти; 2) с 1402 г. Мария, дочь короля Кипра Панова I (род. 1382 г. ум. 1404 г.); 3) с 1406 г. Луиза, дочь Иоанна

Из книги Мысли, афоризмы и шутки знаменитых мужчин автора

МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ (1475–1564) итальянский скульптор, живописец, архитектор Благодарение Богу, что я всегда желаю большего, чем могу достичь. * * * Мелочи ведут к совершенству, а совершенство не мелочь. * * *ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ Если бы никто никогда не рисковал, Микеланджело

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГО) автора БСЭ

Фрэнк Ллойд РАЙТ (1867–1959) американский архитектор Чтобы по-настоящему похудеть, достаточно отказаться от трех вещей - завтрака, обеда и ужина. * * * Дайте мне излишества жизни, и я охотно обойдусь без необходимого. * * * Врач может похоронить свою ошибку, архитектор - разве

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПЕ) автора БСЭ

Из книги Словарь современных цитат автора Душенко Константин Васильевич

Пётр (древнерус. архитектор) Пётр (гг. рождения и смерти неизвестны), древнерусский архитектор, строитель Георгиевского собора (начат в 1119) Юрьева монастыря в Новгороде. П. приписываются также др. соборы города - Николо-Дворищенский (на Торговой стороне; заложен в 1113) и

автора Холл Аллан

ГОРОДЕЦКИЙ Сергей Митрофанович (1884-1967), поэт 171 Звоны-стоны, перезвоны, / Звоны-вздохи, звоны-стоны.«Весна (Монастырская)» (1906) Часто цитируется: «Стоны, звоны,

Из книги Преступления века автора Бланделл Найджел

ЛЕ КОРБЮЗЬЕ Шарль (Le Corbusier, Charles Edouard, 1887-1965), французский архитектор 90 Дом – это машина для жилья. // Une maison est une machine-?-habiter.«По направлению к архитектуре» (1925) Ср. также у Льва Толстого: «Notre corps est une machine ? vivre» – «Наше тело есть машина для жизни» («Война и мир», т. 3, ч. 2, гл. 29 –

Из книги Царское Село и Павловск автора Ермакова Светлана Олеговна

ЛИСИЦКИЙ Эль (Лазарь Маркович) (1890-1941), архитектор, дизайнер, график 268 Клином красным бей белых!Текст супрематического плаката

Из книги Зачарованные острова автора Лысяк Вальдемар

МИС ВАН ДЕР РОЭ Людвиг (Mies van der Rohe, Ludwig, 1886-1969), немецко-американский архитектор 457 Меньше – значит больше. // Less is more. Девиз архитектурного стиля «универсальной формы» (с конца 1930-х гг.). Ср. также высказывание английского писателя Кингсли Эмиса: «Больше – значит хуже»

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

Из книги автора

АДОЛЬФ ГИТЛЕР: Архитектор геноцида Германию, униженную поражением в первой мировой войне, охватило отчаяние. Но нашелся человек, который пообещал немцам вернуть утраченную национальную гордость.Для этого, убеждал он, надо строить газовые камеры для "врагов нации" и -

Из книги автора

Архитектор Камерон и Павловский парк На характер творческого решения ансамбля в Павловском существенно повлияли некоторые предпосылки. Камерону приходилось считаться с мнением наследника престола и с его материальными возможностями. Кроме того, архитектор должен был

Из книги автора

Из книги автора

ГОРОДЕЦКИЙ, Сергей Митрофанович (1884–1967), поэт 730 Звоны-стоны, перезвоны, Звоны-вздохи, звоны-стоны. «Весна (Монастырская)» (1906) ? Городецкий С. М. Стихотворения и поэмы. - Л., 1974, с. 130 Часто цит.: «Стоны, звоны,

Из книги автора

ПЛАТОН (ГОРОДЕЦКИЙ) (1803–1891), митрополит Киевский и Галицкий 310 Наши церковные перегородки до неба не доходят. Приписывается. Согласно митрополиту (затем патриарху) Сергию (Страгородскому), Платон «как-то при объезде епархии, посещая католический костел, публично в

Из книги автора

ХАУАРД, Эбенезер (Howard, Ebenezer, 1850–1928), английский архитектор 39 Город-сад. // Garden city. «Завтра: Мирный путь к настоящим реформам» (1898) 2-е изд. книги (1902) вышло под загл. «Города-сады завтрашнего дня». В 1899 г. Хауард основал ассоциацию

Родился в мае 1863 года в польской шляхетской семье на Подолье в селе Шолудьки (ныне в Немировском районе Винницкой области). В 1890 году окончил Императорскую Академию художеств в Петербурге. В том же году переехал в Киев, где прожил 30 лет.

Городецкий был владельцем цементного завода «Фор» под Киевом и реализовывал большинство своих проектов из своего бетона.

В 1920 году эмигрировал в Польшу . В 1928 году американская компания, инвестировавшая деятельность Городецкого в Польше, пригласила его на должность главного архитектора синдиката по сооружению персидских железных дорог, и он переехал в Тегеран . 3 января 1930 года Владислав Городецкий умер. Похоронен на армянском кладбище Долаб в Тегеране.

Творчество

  • 1890 - Южнорусский машиностроительный завод, Киев, ул. Жилянская, 101.
  • 1897-1899 - Дом национального художественного музея Украины, Киев, ул. Грушевского, 6. Центральный портал представляет собой классический древнегреческий ордер, а горельеф во фронтоне изображает аллегорию торжества искусств. Пара величественных львов стерегут здание. Возведён из бетона и является уникальным в своем роде.
  • 1899-1909 - Костёл Святого Николая, Киев , ул. Красноармейская, 77. Построен в готическом стиле - с двумя шпилевыми башнями, традиционным круглым окном - «розой», с насыщенным лепным декором.
  • 1900 - Караимская кенасса в мавританском стиле, Киев, ул. Ярославов Вал, 7. Во время реконструкции был уничтожен купол.
  • Мебельная фабрика Кимаера, Киев, ул. Архитектора Городецкого, 13
  • Доходный дом, Киев, ул. Красноармейская, 25.
  • 1901-1903 - Дом с химерами - собственный доходный дом в стиле модерн, Киев, ул. Банковая, 10. Расположен на крутом склоне, поэтому на улицу выходят фасады в три этажа, а во двор - шестиэтажные. Украшен снаружи и внутри множеством скульптурных деталей. Их выполнил итальянский скульптор и близкий друг архитектора - Элио Саля (1864-1920), соавтор всех архитектурных произведений Городецкого в Киеве .
  • Гимназии в Умани и Черкассах .
  • Больница в Мошнах .
  • Сахарный завод в Шпикове.
  • Мавзолей Потоцких в с.

, Иран

Владисла́в Владисла́вович Городе́цкий (настоящее имя - Лешек Дезидерий Владислав Городе́цкий , польск. Leszek Władysław Horodecki ; 23 мая [4 июня ] -3 января ) - архитектор , работавший преимущественно в Киеве , после эмиграции в 1920 году - в Тегеране .

Биография

Родился в мае 1863 года в польской шляхетской семье на Подолье в селе Шолудьки (ныне в Немировском районе Винницкой области). В 1890 году окончил Императорскую Академию художеств в Петербурге . В том же году переехал в Киев, где прожил 30 лет.

Городецкий был владельцем цементного завода «Фор» под Киевом и реализовывал большинство своих проектов из своего бетона.

В 1920 году эмигрировал в Польшу . В 1928 году американская компания, инвестировавшая деятельность Городецкого в Польше, пригласила его на должность главного архитектора синдиката по сооружению персидских железных дорог, и он переехал в Тегеран . 3 января 1930 года Владислав Городецкий умер. Похоронен на римо-католическом кладбище Долаб в Тегеране.

Творчество

  • 1890 - Южнорусский машиностроительный завод, Киев, ул. Жилянская, 101.
  • 1897-1899 - Городской музей древностей и искусств по проекту П. С. Бойцова (Киев, улица Михаила Грушевского , 6) . Центральный портал представляет собой классический древнегреческий ордер, а горельеф во фронтоне изображает аллегорию торжества искусств. Пара величественных львов стерегут здание. Возведён из бетона и является уникальным в своём роде.
  • 1898 - зрительный зал театра Соловцова , Киев, площадь И. Франко, 3. Оформленный в стиле рококо , по своему удобству этот театральный зал в начале XX века был признан одним из лучших в Европе.
  • 1899-1909 - Костёл Святого Николая , Киев , ул. Большая Васильковская , 77. Построен в готическом стиле - с двумя шпилевыми башнями, традиционным круглым окном - «розой», с насыщенным лепным декором.
  • 1900 - Караимская кенасса в мавританском стиле, Киев, ул. Ярославов Вал, 7. Во время реконструкции был уничтожен купол.
  • Мебельная фабрика Кимаера , Киев, ул. Архитектора Городецкого, 13
  • Доходный дом, Киев, ул. Большая Васильковская , 25.
  • 1901-1903 - Дом с химерами - собственный доходный дом в стиле модерн , Киев, ул. Банковая , 10. Расположен на крутом склоне, поэтому на улицу выходят фасады в три этажа, а во двор - шестиэтажные. Украшен снаружи и внутри множеством скульптурных деталей. Их выполнил итальянский скульптор и близкий друг архитектора - Элио Саля (1864-1920), соавтор всех архитектурных произведений Городецкого в Киеве .

Память

Именем Городецкого в Киеве названа улица , ведущая от площади Независимости к дому с химерами, бывшая Николаевская, в советское время - Карла Маркса.

Напишите отзыв о статье "Городецкий, Владислав Владиславович"

Примечания

Литература

  • Малаков, Дмитро. Архітектор Городецький . Киев: Кий, 1999.
  • A. Macлюкoв М. Ганцева «Киев в стиле модерн»

Ссылки

  • Алексей Браславец; Дмитрий Шленский. . Проверено 4 октября 2010. .

Отрывок, характеризующий Городецкий, Владислав Владиславович

Элен, возвратившись вместе с двором из Вильны в Петербург, находилась в затруднительном положении.
В Петербурге Элен пользовалась особым покровительством вельможи, занимавшего одну из высших должностей в государстве. В Вильне же она сблизилась с молодым иностранным принцем. Когда она возвратилась в Петербург, принц и вельможа были оба в Петербурге, оба заявляли свои права, и для Элен представилась новая еще в ее карьере задача: сохранить свою близость отношений с обоими, не оскорбив ни одного.
То, что показалось бы трудным и даже невозможным для другой женщины, ни разу не заставило задуматься графиню Безухову, недаром, видно, пользовавшуюся репутацией умнейшей женщины. Ежели бы она стала скрывать свои поступки, выпутываться хитростью из неловкого положения, она бы этим самым испортила свое дело, сознав себя виноватою; но Элен, напротив, сразу, как истинно великий человек, который может все то, что хочет, поставила себя в положение правоты, в которую она искренно верила, а всех других в положение виноватости.
В первый раз, как молодое иностранное лицо позволило себе делать ей упреки, она, гордо подняв свою красивую голову и вполуоборот повернувшись к нему, твердо сказала:
– Voila l"egoisme et la cruaute des hommes! Je ne m"attendais pas a autre chose. Za femme se sacrifie pour vous, elle souffre, et voila sa recompense. Quel droit avez vous, Monseigneur, de me demander compte de mes amities, de mes affections? C"est un homme qui a ete plus qu"un pere pour moi. [Вот эгоизм и жестокость мужчин! Я ничего лучшего и не ожидала. Женщина приносит себя в жертву вам; она страдает, и вот ей награда. Ваше высочество, какое имеете вы право требовать от меня отчета в моих привязанностях и дружеских чувствах? Это человек, бывший для меня больше чем отцом.]
Лицо хотело что то сказать. Элен перебила его.
– Eh bien, oui, – сказала она, – peut etre qu"il a pour moi d"autres sentiments que ceux d"un pere, mais ce n"est; pas une raison pour que je lui ferme ma porte. Je ne suis pas un homme pour etre ingrate. Sachez, Monseigneur, pour tout ce qui a rapport a mes sentiments intimes, je ne rends compte qu"a Dieu et a ma conscience, [Ну да, может быть, чувства, которые он питает ко мне, не совсем отеческие; но ведь из за этого не следует же мне отказывать ему от моего дома. Я не мужчина, чтобы платить неблагодарностью. Да будет известно вашему высочеству, что в моих задушевных чувствах я отдаю отчет только богу и моей совести.] – кончила она, дотрогиваясь рукой до высоко поднявшейся красивой груди и взглядывая на небо.
– Mais ecoutez moi, au nom de Dieu. [Но выслушайте меня, ради бога.]
– Epousez moi, et je serai votre esclave. [Женитесь на мне, и я буду вашею рабою.]
– Mais c"est impossible. [Но это невозможно.]
– Vous ne daignez pas descende jusqu"a moi, vous… [Вы не удостаиваете снизойти до брака со мною, вы…] – заплакав, сказала Элен.
Лицо стало утешать ее; Элен же сквозь слезы говорила (как бы забывшись), что ничто не может мешать ей выйти замуж, что есть примеры (тогда еще мало было примеров, но она назвала Наполеона и других высоких особ), что она никогда не была женою своего мужа, что она была принесена в жертву.
– Но законы, религия… – уже сдаваясь, говорило лицо.
– Законы, религия… На что бы они были выдуманы, ежели бы они не могли сделать этого! – сказала Элен.
Важное лицо было удивлено тем, что такое простое рассуждение могло не приходить ему в голову, и обратилось за советом к святым братьям Общества Иисусова, с которыми оно находилось в близких отношениях.
Через несколько дней после этого, на одном из обворожительных праздников, который давала Элен на своей даче на Каменном острову, ей был представлен немолодой, с белыми как снег волосами и черными блестящими глазами, обворожительный m r de Jobert, un jesuite a robe courte, [г н Жобер, иезуит в коротком платье,] который долго в саду, при свете иллюминации и при звуках музыки, беседовал с Элен о любви к богу, к Христу, к сердцу божьей матери и об утешениях, доставляемых в этой и в будущей жизни единою истинною католическою религией. Элен была тронута, и несколько раз у нее и у m r Jobert в глазах стояли слезы и дрожал голос. Танец, на который кавалер пришел звать Элен, расстроил ее беседу с ее будущим directeur de conscience [блюстителем совести]; но на другой день m r de Jobert пришел один вечером к Элен и с того времени часто стал бывать у нее.
В один день он сводил графиню в католический храм, где она стала на колени перед алтарем, к которому она была подведена. Немолодой обворожительный француз положил ей на голову руки, и, как она сама потом рассказывала, она почувствовала что то вроде дуновения свежего ветра, которое сошло ей в душу. Ей объяснили, что это была la grace [благодать].
Потом ей привели аббата a robe longue [в длинном платье], он исповедовал ее и отпустил ей грехи ее. На другой день ей принесли ящик, в котором было причастие, и оставили ей на дому для употребления. После нескольких дней Элен, к удовольствию своему, узнала, что она теперь вступила в истинную католическую церковь и что на днях сам папа узнает о ней и пришлет ей какую то бумагу.

Первое, что любой киевлянин вспоминает, услышав имя Владислава Городецкого, — это знаменитый Дом с Химерами — одиозное сооружение правительственного квартала города. А между тем, каждый житель столицы прекрасно знаком со многими другими творениями известного архитектора: это и “музей со львами”, и знаменитый готический костел, и искусная караимская кенасса. Но обо всем по порядку.

Киев времен Городецкого

Портрет Городецкого, которого иногда называют «киевским Гауди»

Лешек Владислав Городецкий — поляк по происхождению, родившийся в 1863 году в Подольской губернии Российской империи, ныне — Винницкая область Украины. Получив образование в одесском реальном училище и закончив императорскую академию искусств в Петербурге, приехал в Киев в 1890 году и осел здесь на плодотворные 30 лет , оставив ярчайший след в истории архитектуры города.

Рубеж веков в истории Киева ознаменовался экономическим подъемом и, как следствие, началась “строительная лихорадка” — возводились гостиницы, банки, строились учебные заведения, библиотеки и читальные залы, театры, фабрики и заводы, а особенно массово начали возводить многоэтажные доходные дома.

Прогуляйтесь центральными улицами города — Крещатик, Городецкого, Большая Житомирская, Прорезная, Институтская и многие другие — они до сих пор сохранили разнообразие архитектурных находок строителей города того времени. Здесь, как и в начале прошлого века, сдаются квартиры, обустраиваются офисы, пестреют вывески магазинов.

Уже через несколько лет своего пребывания в Киеве, архитектор, художник, ювелир, предприниматель и охотник Городецкий получает статус главного архитектора города. Он умело прибегает к архитектурным стилям разных эпох и одним из первых начинает использовать в своей инженерной практике новый строительный материал — железобетон .

За свою многолетнюю карьеру Владислав Городецкий построил в Киеве и в целом по Украине более 30 сооружений — фабрики, заводы, религиозные сооружения, мавзолеи, музей, больницу и другие. К сожалению, некоторые из его творений до наших дней не дошли. Мы же прогуляемся сегодня по сохранившимся “визитным карточкам” нашей столицы — 3 самых популярных сооружения архитектора Городецкого.

Национальный художественный музей Украины, или “музей со львами”


Здание Национального художественного музея сегодня

Многие постройки архитектора Городецкого были выполнены в стиле историзм . Таким было и здание Музея древности и искусств (официальное название — Киевский художественно-промышленный и научный музей императора Николая Александровича, ныне Национальный художественный музей Украины). Это был первый музей Киева, построенный при содействии интеллигенции и промышленной элиты города — Ханенко, Терещенко, Хвойки и других известных меценатов, которые не только финансировали строительство здания, но и подарили новому музею первые коллекции предметов искусства. Официальное открытие музея состоялось 23 декабря 1904 года .

Здание построено в неоклассическом стиле, в нем ясно видны элементы античного храма с дорическими колоннами и портиком, скульптурные композиции выполнил известный итальянский скульптор Элио Саля . Это первая совместная работа двух мастеров, положившая начало созданию серии самых известных зданий нашей столицы. Для Музея древностей и искусств итальянец выполнил композицию фронтона здания, двух львов у лестницы парадного входа и грифонов по бокам здания.

Фонды музея содержат шедевры украинской и мировой живописи, крупное собрание украинских икон, скульптуры и графики, охватывают период от времен Киевской Руси до современности. В музее часто проходят выставки современного искусства.

Адрес: Киев, ул. Грушевского, 6

Караимская кенасса


В январе 1902 года в Киеве была освящена Караимская кенасса , построенная Городецким при содействии караимского мецената и табачного фабриканта Соломона Когена , фабрики которого “окуривали” весь Киев. Со времени своего появления в Киеве караимская община вынуждена была снимать дом для молитв. Соломон Аронович, будучи одним из самых богатых киевлян, имел возможности исправить это положение.

Сооружение было построено в мавританском стиле и напоминает элементы дворцового комплекса Альгамбра с резными каменными стенами в виде арабесок. Купол кенассы, оцинкованный железом и увенчанный шпилем, не сохранился до наших дней, однако мы и теперь можем любоваться великолепной лепниной, выполненной уже известным нам скульптором Элио Салем с использованием дорогого и нового для тех времен материала — цемента .

Сейчас в здании находится Дом Актера , куда вы можете сходить на концерт камерной музыки или посмотреть театральное представление. Репертуар на ближайший месяц вы можете найти по ссылке http://actorhall.com.ua/

Адрес: Киев, ул. Ярославов Вал, 7

Костел Святого Николая

Отдаляясь от центра по Большой Васильковской, вы непременно остановитесь возле неоготического сооружения, устремляющегося вверх своими острыми башнями. Это римско-католический собор Святого Николая , построенный Городецким в 1909 году. К этому времени старый Александровский костел в Киеве уже не мог вместить всех прихожан, потому было принято решение о строительстве нового костела в память пребывания в Киеве царя Николая II .

В конкурсе проектов победил молодой архитектор С.Воловский , предложивший постройку в стиле средневековой европейской готики. Руководство проектом взял на себя опытный мастер своего дела В. Городецкий, значительно изменивший первоначальный проект. Для доработки проекта архитектор совершил путешествие в Вену , в результате чего прообразом многих элементов киевского костела стал Вотивкирхе — храм середины 19 века, расположенный возле Венского университета.


Глядя на Костел святого Николая архитектора Городецкого, можно вообразить, что находишься в Вене

В постройке киевского костела Городецкий впервые использовал закладку фундамента на бетонных сваях (в виду того, что грунт был неустойчив из-за протекающей там речки Лыбедь ), в конструкции использовался железобетон. Храм богато украшен лепниной, имеет традиционное круглое окно-розетку. Скульптурные работы были выполнены в мастерских Э.Саля . К огромному сожалению, росписи и витражи храма не сохранились. В центре главного портала расположена Богоматерь с Младенцем, над розеткой — фигура Христа-Спасителя, у его ног Богоматерь, Мария Магдалина и Иоанн, еще выше — скульптура архистратига Михаила, поднявшего меч во знаменование убийства крылатого дракона. Слева и справа от входа в храм — фигуры Святого Петра и Святого Николая. Обратите внимание также на интересные скульптурные композиции боковых порталов и богатый цветочный орнамент костела.

Сейчас в здании костела помимо богослужений проводятся концерты органной музыки . Орган современный, был специально для костела изготовлен фирмой «Rieger-Kloss» , Чехословакия, в 1980 году. Познакомиться с репертуаром Национального дома органной и камерной музыки Украины можно на сайте http://www.organhall.kiev.ua/

Адрес: Киев, ул. Большая Васильковская, 77

О других зданиях, построенных творцом современного облика нашей столицы Владиславом Городецким, мы обязательно напишем в будущем. В заключение лишь добавим, что в 1920-м году в связи с революцией Городецкий вынужден был покинуть Киев, обосновавшись сначала в Польше, потом в Иране, которым подарил также ряд замечательных архитектурных сооружений, сохранившихся до наших дней.

Три киевских шедевра архитектора Городецкого обновлено: Май 7, 2015 автором: Id-UA