Биография. Айседора дункан - восхитительная терпсихора Айседора дункан сообщение

Айседора Дункан - человек искусства, американская танцовщица, одна из родоначальниц (вместе с Лои Фуллер) танцевального стиля «модерн», или свободного танца. Эта женщина также была женой выдающегося русского поэта Сергея Есенина. Перед вами биография Айседоры Дункан, изложенная кратко.

Краткая биография

Кто такая эта странная женщина? Итак, Дора Анжела Дункан родилась в мае 1877 года в городе Сан-Франциско, штат Калифорния. Её семья была интеллигентной и творческой.

Всего в семье было четверо детей. Юная Дора рано пошла в школу, но и бросила её рано - в 13 лет, так как, по её мнению, американская система образования была бесполезна для жизни. По другой версии, это произошло из-за крайней бедности семьи, и девочка вынуждена была зарабатывать себе на хлеб уроками танцев.

Именно в этом возрасте Айседора всерьёз заинтересовалась музыкой и танцами. Не только она - все её братья и сёстры тоже хорошо пели и танцевали.

В 18 лет Дункан совершила смелый поступок, который предопределил её дальнейшую судьбу. Она переехала в Чикаго, где познакомилась с танцовщицей Лои Фуллер. Они выступали вместе, и их стиль - свободный, пластический танец - сразу полюбился зрителям. Образ Айседоры был действительно экстравагантен: например, выступала она в греческом хитоне и босиком (или в лёгких сандалиях).

Айседора Дункан была знакома с такими выдающимися русскими деятелями искусства и политики, как:

  • Константин Станиславский (театральный режиссёр и педагог).
  • Анатолий Луначарский (нарком просвещения).
  • Сергей Есенин (поэт).

Судьба Айседоры Дункан неразрывно связана с судьбой России. Когда она приезжала сюда в первый раз, то познакомилась с Константином Сергеевичем Станиславским, великим русским режиссёром театра и педагогом.

Во второй раз в Россию её позвал Анатолий Васильевич Луначарский. Мужчина предложил ей открыть в юной Советской Республике школу танцев. В 1921 году Айседора приехала в РСФСР. Бытовые условия были достаточно тяжелыми, однако Дункан вдохновенно работала.

Тогда же молодая танцовщица познакомилась с Сергеем Есениным и вскоре стала его супругой – в том же году они поженились. Их история любви невероятно романтична, а вот брак был непростым и продлился всего три года. Есенин и Айседора Дункан не смогли построить счастливую семью: в 1924 две творческие натуры расстались из-за накопившихся противоречий во взглядах.

Танцовщице не суждено было стать счастливой женой и матерью. Через несколько лет после развода бывший муж Айседоры и любовь всей её жизни умер, и спустя какое-то время после его трагической гибели последовала за ним в Вечность и она. Как оказалось, в любви не важна национальность...

У Айседоры Дункан было трое детей от разных мужчин, но все они погибли в раннем возрасте. Зато шесть учениц великой танцовщицы выросли и продолжили её дело совершенствования танцевального искусства. В Википедии есть статьи о нескольких из них.

Айседора Дункан погибла в Ницце в 1927 году при достаточно трагических обстоятельствах. Она ехала на автомобиле, и её длинный красивый шарф попал в ось колеса. Великая танцовщица умерла от удушения собственным красивым аксессуаром. Ей было тогда всего пятьдесят лет. Смерть этой женщины стала невосполнимой потерей для всего танцевального мира.

Айседора Дункан была похоронена на кладбище в Париже.

Вклад в искусство

Вся творческая деятельность великой танцовщицы была направлена на формирование нового типа человека - человека будущего, женщины, не обременённой устаревшими стереотипами и условностями. На становление идеалов Айседоры Дункан большое влияние оказал немецкий философ и мыслитель Ницше, одержимый идеей воспитания нового, более совершенного и интеллектуального поколения людей.

Творчество этой великой танцовщицы проповедовало свободу от условностей и надуманной красоты. По мнению Айседоры, танец абсолютно не представляет собой истинного искусства, если не несёт душевной боли, мечты и одухотворённости. Линия не является прекрасной сама по себе - в ней должен быть глубокий смысл, иначе это просто линия.

Значительное место в жизни Дункан занимала борьба за права женщин, за и свободу женщины быть самой собой.

Танец Айседоры Дункан во многом наследует традиции греческой классической школы. Античные танцы привлекали её ещё с ранней юности. В творчестве этой танцовщицы основными чертами можно считать следующие:

  • Импровизация и свобода движения.
  • Искреннее выражение мыслей и чувств.
  • Отсутствие надуманности, кокетливости, фальши.

Чтобы закрепить свои идеи в истории танцевального искусства, Айседора Дункан написала книгу, вышедшую в свет под названием «Танец будущего».

В 2016 году на экраны вышел фильм «Танцовщица» о Дункан, где главные роли сыграли Лили Роуз-Депп и Луи Гаррель.

Как у любого великого человека, у Айседоры Дункан было то, за что её называли странной, даже сумасшедшей. Читателю будет интересно узнать, что знаменитая танцовщица была:

  • Бисексуальной ориентации.
  • Атеисткой.
  • Новатором.

Она всей душой поддержала Великую Октябрьскую революцию, не побоявшись поехать в послевоенный Петроград организовывать танцевальную школу. Нужно отдать должное смелости, которую ежедневно проявляла Айседора Дункан.

Например, доподлинно известно, что в последние годы жизни, в Нью-Йорке, танцовщица не скрывала того, что она «красная», и даже гордилась этим. И это несмотря на то, что к советской России американцы в то время относились не особенно хорошо.

Одни люди называли Айседору сумасшедшей, другие - великой. И те, и те были правы, ведь каждый гений немного сумасшедший… Но с её смертью мир потерял человека, готового бросить всё на алтарь искусства.

Айседору Дункан по праву можно назвать великим художником танца. Её вклад в современное искусство сложно переоценить. Исключительно благодаря таким преданным своему делу мастерам творческая мысль продолжает развиваться, постепенно выводя человечество на новые и новые ступени развития. Автор: Ирина Шумилова

Дункан, Айседора - американская танцовщица. Анджела Изадора Дёнкан, урождённая Dora Angela Duncan (Isadora Duncan) родилась в Сан-Франциско 27 мая 1877 года. В Большой советской энциклопедия (БСЭ) год рождения 1878 указан ошибочно. Имя и фамилия танцовщицы правильно произносится Изадора Дёнкан, однако в России её всегда называли Айседора Дункан. По национальности Айседора Дункан была ирландка. Дети Айседоры Дункан утонули вместе с няней в 1913 году. Дидре, дочке Гордона Крэга, было 7 лет, а Патрику, сыну Париса Юджина Зингера было всего 4 года. Сама Дункан трагически погибла в Ницце 14 сентября 1927 года. Похоронена на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Дункан - новатор и реформатор хореографии, давшая в своих танцах, освобожденных от формалистических классических балетных форм, пластическое воплощение музыкального содержания. Она противопоставила классической школе балета свободный пластический танец. Использовала древнегреческую пластику, танцевала в хитоне и без обуви. Одной из первых использовала для танца симфоническую музыку, в том числе Шопена, Глюка, Шуберта, Бетховена, Вагнера. Айседора мечтала о создании нового человека, для которого танец будет более чем естественным делом. Своим танцем восстанавливала гармонию души и тела. Она открыла людям танец в чистом виде, «самоценном исключительно в самом себе», построенном по законам чистого искусства. В гармоническом искусстве танца Айседоры Дункан стремление к гармонии и красоте выражено в идеальной форме. Отталкиваясь от музыки, она пришла в движении к гармоническому канону, и именно поэтому стала главной и единственной основоположницей всего танцевального модерна. Дункан добилась идеального соответствия эмоциональной выраженности музыкальных и танцевальных образов. Это был новый подход к искусству танца, новый метод творческого выражения, который находился за пределами эстетических рамок традиционной балетной школы. Движение рождалось из музыки, а не предшествовало ей.

В 13 лет Айседора бросила школу, и серьезно занялась музыкой и танцами. Как самостоятельная танцовщица Дункан впервые выступила в Будапеште в 1903 году, после чего, в 1903 г. она вместе с семьей совершила паломничество в Грецию. Первую свою школу танцев она открыла вместе со старшей сестрой Элизабет в 1904 году в Германии в городе Грюневальде. В Россию она приехала впервые 10 января 1905 года. В конце 1907 г. Дункан дала несколько концертов в Санкт-Петербурге. В то время она подружилась со Станиславским. 16 апреля 1915 года состоялось первое представление второй части "Патетической симфонии" Чайковского. В июле 1921 Дункан приехала в Советскую Россию по приглашению А.В.Луначарского и Л.Б.Красина, и организовала в Москве для детей рабочих хореографическую школу (особняк на ул. Пречистенка, 20), куда было принято около 60 девочек в возрасте от 4 до 10 лет. Первое выступление Дункан в Москве состоялось 7 ноября 1921-го года на сцене Большого театра в дни празднования четвертой годовщины Октября. Находясь в России (1921-24), вышла замуж за поэта С.Есенина и вместе с ним выезжала в США (1922-23). В 1922 году у Айседоры возникли крупные неприятности после нескольких интервью, в которых она высказалась об атеизме и о большевистской революции в России. Её последние выступления в Нью-Йорке состоялись 13 и 15 января 1923 года в Карнеги-холл. После развода с Сергеем Есениным, в 1925 году, возвратилась в США, где подвергалась травле как “большевистская шпионка”. Была лишена гражданства США за ведение “красной пропаганды”. В результате была вынуждена переехать во Францию, где и оставалась до последних дней жизни. В 1925 школа, основанная Дункан в России, была лишена государственного финансирования, тем не менее школа и студия просуществовали до 1949 года. После отъезда Дункан студией руководила её приёмная дочь Ирма. Школа была закрыта по идеологическим соображениям, как пропагандирующая «болезненное, декадентское искусство, завезенное в нашу страну из Америки». Однако, за Дункан последовали «пластички-босоножки» Л.Н.Алексеева и С.Д.Руднева, которые создали студии пластики и музыкального движения, продолжающие работать и до настоящего времени. В России изданы две книги Айседоры Дункан: «Танец будущего» (М., 1907) и «Моя жизнь» (М., 1930).

Сегодня в разных странах мира, - Америке, Франции, Германии, Швеции, Венгрии, Греции и России, последователи искусства Айседоры Дункан сохраняют и развивают традиции её танца. Сделана запись оригинальной хореографии Дункан в нотах, выпущены книги по технике танца, отсняты на видео оригинальные танцы Дункан в исполнении современных танцоров. В 2001 году в Санкт-Петербурге был создан Культурный Центр Чистых искусств имени Айседоры Дункан (Дункан-Центр), в рамках деятельности которого, начиная с 2002 года, проводится ежегодный Международный открытый некоммерческий фестиваль памяти Айседоры Дункан (Фестиваль Дункан).

Между 1906-1912

To seek in nature the fairest forms and to find the movement which expresses the soul in these forms—this is the art of the dancer. ... My inspiration has been drawn from trees, from waves, from clouds, from the sympathies that exist between passion and the storm."

«Искать в природе самые красивые формы и найти такое движение, которое выразит душу в этих формах — это - искусство танцора.... Мое вдохновение вызвано деревьями, волнами, облаками, той общностью, которая существует в страсти и шторме.»

А. Дункан танцует в театре Диониса, Афины, 1903 г.

ROBERT EDMOND JONES: "Come away! her dancing says. Come out into the splendid perilous world! Come up on the mountain-top where the great wind blows! Learn to be young always! Learn to be incessantly renewed! Learn to live in the intemperate careless land of song and rhythm and rapture! Say farewell to the world you know and join the passionate spirits of the world’s history! Storm through into your dreams! Give yourself up to the frenzy that is in the heart of life, and never look back, and never regret!"

«Встаньте!» -говорит ее танец. Выйдите наружу в этот ослепительный и опасный мир! Поднимитесь на горную вершину, где дует сильный ветер! Учитесь быть молодыми всегда! Учитесь постоянно возрождаться! Учитесь жить на суровой беззаботной земле песен, и ритма, и восторга! Скажите «прощай» миру, который вы знаете, и присоединяетесь к страстной душе мировой истории! Пусть стихия войдет в Ваши мечты! Посвятите себя неистовству, которое находится в сердце жизни, и никогда не оглядывайтесь назад, и никогда не сожалейте!"

Далеко в глубь столетий погружается душа, когда танцует Айседора Дункан; назад к утру мира, когда величие души находило свободное выражение в красоте тела, когда ритм движения соответствовал ритму звука, когда движения человеческого тела были едины с ветром и морем, когда жест женской руки напоминал распускающиеся лепестки розы, её нога, ступающая на дерн, была подобна листу, падающему на землю. Когда весь пыл религиозной веры, любви, патриотизма, жертвы или страсти находил свое выражение под звуки кифары, арфы или бубна, когда мужчины и женщины танцевали перед своими очагами и своими богами в религиозном экстазе, или же в лесах, или у моря, потому что их переполняла радость жизни; каждый сильный или положительный импульс передавался от души к телу в абсолютной гармонии с ритмом вселенной.
Мери Фентон Робертс

Айседора и ее ученицы, 1908 г. (фотограф Paul Berger )

В Венеции, 1903 г.

Фотографии Arnold Genthe, сделанные в Нью-Йорке в 1915-18 гг. во время визита А. Дункан в Америку:

Айседора танцует всё, что другие говорят, поют, пишут, играют и рисуют, она танцует Седьмую симфонию Бетховена и «Лунную сонату», она танцует «Весну» Боттичелли и стихи Горация.
Максимилиан Волошин

CARL SANDBURG ("Isadora Duncan"): "The wind? I am the wind. The sea and the moon? I am the sea and the moon. Tears, pain, love, bird-flights? I am all of them. I dance what I am. Sin, prayer, flight, the light that never was on land or sea? I dance what I am."

"Ветер? Я - ветер. Море и луна? Я - море и луна. Слезы, боль, любовь, полеты птиц? Я - это они все. Я танцую себя, какая я есть. Грех, молитва, полет, свет, такой, которого никогда не было на земле или море… Я танцую себя, какая я есть."

SHAEMAS O’SHEEL: "What glorious things she makes the soul remember! Once we were young, and the leaping blades of our desire striking the granite facts of life lit lively fires of wonder. We were simple, so that when the moving beauty of nature and the joy of each other’s company stirred us to ecstasies, we sought free and natural expression; we danced—we danced as the movements of waves and branches, and as the exquisite beauties of our own bodies suggested. Such memories she evokes by her subtle gestures and movements. … The morning of time dawns on our spirits again, and once more we have a sense that hears the gods."

"Какие великолепные вещи она заставляет душу вспомнить! Когда мы были молодыми, нетерпеливые клинки нашего желания вонзались в гранитные факты жизни и зажигали живые огни удивления. Мы были проще, и когда движущаяся красота природы и радость общения друг с другом вызывали в нас экстаз, мы искали свободное и естественное выражение чувств; мы танцевали — танцевали, повторяя движения волн и веток, так, как изящная красота наших собственных тел это предполагала. Такие воспоминания она вызывает своими изящными жестами и движениями. … Утро времени наступает в наших душах опять, и еще раз у нас появляется интуитивная способность слышать богов."

Сергей Есенин, Айседора Дункан и ее приемная дочь Ирма. 1922 г.

Ок. 1923 г.

1923 г.

С. Есенин и А.Дункан

Быстрое движение ей было необходимо, как воздух. Айседора , дитя свободы, скорость любила не меньше, чем танец . «Даже если бы я могла знать, что эта поездка станет для меня последней, то велела бы гнать во весь опор. Я снова влюблена», - сказала она за несколько минут до своей смерти. И села в авто к своему «греческому богу с колесницей»…

Любимый красный шарф был ее неизменным спутником - кусок алой ткани как символ свободы, как образ сполохов огня - страсти и жажды жизни.

…Она верила в то, что танцевать ее научила сама богиня Терпсихора. У Айседоры было кровное родство с Грецией. Ее танцевальные номера были похожи на ожившие сцены с античной вазы. В греческой тунике вместо пачки, босоногая - шокировала достопочтенную публику начала 20 века и заставляла ее преклоняться и трепетать.

«Дунькин платок», - так называл ее знаменитый шарф второй ее муж Сергей Есенин. Влюбленный столько же в Дункан, сколько и в ее славу, певец «страны березового ситца» не мог понять всей глубины ее личности. У Дункан эта любовь была любовь-отчаяние.

Танец «Апаш». Его Айседора танцует в Москве. В Страну Советов она сбежала из Парижа за новой свободной жизнью - подальше от излишней, как ей тогда казалось, буржуазности искусства. Она - самая популярная женщина российской столицы 1921 года. Она танцует мистичный танец с шарфом, как со своим партнером. Апаш, хулиган, - Айседора. Красный шарф - красивая, страстная женщина. Гибкое тело шарфа вьется в руках, пальцы сдавливают шарфу-партнеру горло и ломают хребет. Труп призрачного партнера лежит на полу обездвиженный. Публика рукоплещет. Есенин же видит в нем себя: «Сердце сжимается. Точно это я у нее под ногами лежу. Точно это мне крышка". Этот шарф, яркий, красный, тревожащий, сыграет самую трагическую роль в судьбе знаменитой танцовщицы. Также как и автомобиль.

Не раз попадала в автомобильные аварии. Знаков-предостережений было много в ее судьбе. С авто была связана самая большая трагедия всей ее жизни. В 1913 году она с детьми возвращалась в Версаль из Парижа, где они обедали у отца ее сына, миллионера Париса Зингера. Она вышла в Нейи - посмотреть, как репетируют ученицы в ее танцевальной школе. Старенький Рено с ее детьми, Патриком и Дейдрой, а также их гувернанткой, поехал дальше по набережной Сены. Через 100 метров машина едва не столкнулась с такси, резко затормозила и заглохла. Шофер вышел завести ее с заводной рукояткой и забыл поставить машину на тормоз. Авто стремительно съехало в реку. Машину с пассажирами смогли поднять только спустя полтора часа. Разумеется, было уже поздно.

Долгие годы она жила с этой болью. Ее преследовали видения. Третий ребенок, которого она родила, чтобы заглушить свою неизбывную боль, прожил всего лишь несколько часов. Ее многочисленные романы были обречены: «Искусство и любовь не способны жить вместе». Ее золотоволосый мальчик, Сергей Есенин, повесился в том же номере гостиницы «Англетер», где они были когда-то так счастливы вдвоем. Жизнь зашла в тупик. Ей было 50. И, несмотря на горделивую, как и тридцать лет назад осанку, она чувствовала огромную усталость.

14 сентября 1927 года. Ницца. После концерта она отправилась ужинать с друзьями в маленькое кафе на набережной дез Англез - с Иваном Николенко, с которым они обсуждали съемку ее танца, и давней подругой Мэри Дэсти. У Мэри были предчувствия - она умоляла Айседору никуда больше сегодня не ездить. Но у Айседоры уже было назначено свидание. У нее была новая любовь - «красивый, как греческий бог» Бенуа Фалькетто, владелец гаража «Гельвеций». Ей так нужна была хотя бы капля тепла и нежности.

Он появился перед кафе на своем двухместном гоночном автомобиле, Айседора сбежала по ступенькам, не захотев даже надеть пальто, забросила на плечо свой красный шарф, с желтой птицей, лазоревыми астрами и иероглифами, села в авто и воскликнула «Прощайте друзья, я еду к славе». Машина тронулась. Мэри закричала «Твоя шаль, Айседора, твоя шаль» - красный шарф протянулся к земле, как красная струйка крови. Проехав 9 метров, машина остановилась. Однако было уже поздно. Айседора была мертва. Шарф попал в ось колеса и сломал ей шею. Смерть была мгновенной. Она ничего не успела почувствовать.

В 9.30 в клинике Сен-Рош врачи зафиксировали смерть великой танцовщицы. Бенуа все время повторял «Я убил Мадонну». Но его ли это была вина? Свидетели произошедшего оставили противоречивые показания и об имени водителя, и о марке машины. Это не была Бугатти, как до сих пор принято считать. Питер Курт, биограф Дункан, изучил все газетные заметки о трагическом случае в Ницце - это был сверхпопулярный в двадцатые годы во Франции гоночный автомобиль Амилькар Гран Спорт. В той модели не было крыла - ничто не мешало шарфу спадать прямо на колесо.

Автомобиль-убийца и шарф-убийца. Два соучастника, затянувших петлю на шее богини танца.

Тело Айседоры увезли в Париж в заваленном цветами вагоне, кремировали и похоронили на кладбище Пер-Лашез, рядом с ее матерью и детьми. Ее оплакивал весь Париж, великую танцовщицу и женщину с трагичной судьбой.

А йседора Дункан в своем творчестве пренебрегла устоявшимися правилами и канонами и создала собственный стиль и пластику. Ее «танцы босоножек» стали основой модернистского направления в танцевальном искусстве.

Танцующая Бетховена и Горация

Анжела Айседора Дункан родилась в Сан-Франциско в 1877 году в семье банкира Джозефа Дункана. Отец вскоре ушел из семьи, и матери, Мэри Айседоре Грей, пришлось много работать, чтобы содержать четырех детей. Однако она часто говорила: «Без хлеба обойтись можно, а без искусства нет» . В их доме всегда звучала музыка, в семье много читали, разыгрывали античные трагедии. Маленькая Айседора начала танцевать уже в два года. А в шесть лет она открыла первую «школу танца» для соседских детей: учила их движениям, которые придумывала сама. В 12 лет, давая уроки, юная танцовщица уже могла подрабатывать. Спустя год она бросила школу и посвятила все свое время танцам, изучению музыки, литературы и философии.

В 1895 году семья переехала в Чикаго. Дункан работала в театре, выступала в ночных клубах. Ее видение танца отличалось от классических представлений. Балет, по мнению танцовщицы, был лишь комплексом механических движений тела, не передающих душевных переживаний. В ее танце тело должно было стать проводником ощущений.

«Нет такой позы, такого движения или жеста, которые были бы прекрасны сами по себе. Всякое движение будет только тогда прекрасным, когда оно правдиво и искренне выражает чувства и мысли».

Айседора Дункан

Айседору вдохновляла античность. Ее идеалом стала танцующая Гетера, изображенная на греческой вазе. Дункан заимствовала ее образ: выступала босиком, в полупрозрачной тунике, с распущенными волосами. Тогда это было ново и необычно, многие восхищались и стилем танцовщицы, и оригинальностью ее пластики. Движения Дункан были довольно простыми. Но она стремилась станцевать всё - музыку, картины и стихотворения.

«Айседора танцует всё, что другие говорят, поют, пишут, играют и рисуют, она танцует Седьмую симфонию Бетховена и «Лунную сонату», она танцует «Primavera» Боттичелли и стихи Горация» .

Максимилиан Волошин

Танец будущего

В начале XX века семья переехала сначала в Лондон, потом в Париж. В 1902 году актриса и танцовщица Лои Фуллер предложила Айседоре отправиться в турне по Европе. Вместе они создавали новые композиции: «Танец серпантин», «Танец огня». «Божественная босоножка» - Дункан стала очень известной в европейской культурной среде.

Айседора Дункан. Фото: biography-life.ru

Айседора Дункан. Фото: aif.ru

Айседора Дункан. Фото: litmir.net

В 1903 году она ездила в Грецию, где обучалась древнегреческому пластическому искусству, а потом переехала жить в Германию. В Грюневальде Дункан купила виллу и набрала воспитанников, которых учила танцевать и фактически содержала. Эта школа проработала до Первой мировой войны .

«Я не собираюсь учить вас танцам. Я просто хочу научить вас летать, как птицы, гнуться, как молодые деревца под ветром, радоваться, как радуется под майским утром бабочка, дышать свободно, как облака, прыгать легко и бесшумно, как серая кошка».

Айседора Дункан

У Дункан появились собственные философские взгляды. Она считала, что учить танцевать нужно всех, чтобы это стало для людей «естественным состоянием». Под влиянием философии Ницше Дункан написала книгу «Танец будущего».

В 1907 году Айседора выступала в Санкт-Петербурге. Ее концерты посещали члены императорской семьи, Михаил Фокин, Сергей Дягилев , Александр Бенуа , Лев Бакст , артисты балета, литераторы. Тогда же танцовщица познакомилась с Константином Станиславским . Позже в своей книге он вспоминал ее слова: «Прежде чем идти на сцену, я должна положить себе в душу какой-то мотор; он начнет внутри работать, и тогда сами ноги, и руки, и тело, помимо моей воли, будут двигаться» .

Айседора Дункан. Фото: livejournal.com

Айседора Дункан. Фото: lichnosti.net

Айседора Дункан. Фото: diletant.media

Айседора Дункан вдохновляла многих своих современников: художников Антуана Бурделя, Огюста Родена, Арнольда Роннебека. Позировала для Эдварда Мейбриджа, который сделал серию динамичных фотографий танцующей Дункан. Известная балерина Матильда Кшесинская говорила, что у этой танцовщицы не будет последователей, но ее танец станет частью современного балета. В отношении классических танцев она была права: движения рук в балете вскоре стали более свободными под влиянием «дунканизма».

Дункан-Есенины

Вспоминая неудавшуюся семейную жизнь родителей, Дункан не стремилась выйти замуж. У танцовщицы был недолгий роман с режиссером Гордоном Крэгом, который стал отцом ее дочери Дейдры. Потом она родила сына Патрика от Париса Юджина Зингера (наследника Исаака Зингера, производителя швейных машин). В начале 1913 года маленькие дети Дункан трагически погибли. От самоубийства танцовщицу удержали воспитанницы ее школы в Германии: «Айседора, живите для нас. Разве мы - не ваши дети?»

В 1921 году Айседору Дункан пригласили в Москву, где она организовала школу танцев для детей из пролетарских семей. Тогда же танцовщица впервые встретилась с Сергеем Есениным . «Он читал мне свои стихи , – рассказывала потом Айседора. – Я ничего не поняла, но я слышу, что это музыка и что стихи эти писал гений!» Поначалу они общались через переводчиков: она не знала русского, он - английского. Вспыхнувший роман стремительно развивался. Они называли друг друга «Изадора» и «Езенин».

«Есенин впоследствии стал ее господином, ее повелителем. Она, как собака, целовала руку, которую он заносил для удара, и глаза, в которых чаще, чем любовь, горела ненависть к ней. И все-таки он был только партнером, он был как кусок розовой материи - безвольный и трагический. Она танцевала. Она вела танец».

Анатолий Мариенгоф

В 1922 году Дункан и Есенин поженились, чтобы иметь возможность вдвоем поехать за границу. Они оба стали носить двойную фамилию: Дункан-Есенины. Пробыв некоторое время в Европе, пара отправилась в Америку, где Айседора занялась поэтической карьерой Есенина: организовала перевод и публикацию его стихотворений, устраивала поэтические чтения. Но в Америке Есенин страдал депрессией, все чаще устраивал скандалы, попадая на первые полосы газет. Пара вернулась в СССР, вскоре Айседора уехала в Париж. Там же она получила телеграмму: «Я люблю другую женщину, женат, счастлив».

Спустя два года жизнь поэта трагически оборвалась в гостинице «Англетер». Еще через полтора года в Ницце погибла Айседора Дункан: она была удушена собственным шарфом, который попал в колесо автомобиля. Прах Айседоры Дункан захоронили на кладбище Пер-Лашез в Париже.

90 лет назад на Английской набережной погибла Айседора Дункан

Имя этой танцовщицы известно практически каждому русскоязычному человеку, кто хоть немного знаком с творчеством Сергея Есенина. И, конечно, все знают историю трагической гибели Айседоры в автомобиле. Сегодня, 14 сентября, исполняется 90 лет с того дня, как она села в злополучный кабриолет и выехала на Променад.

Успешная в карьере и несчастная в личной жизни

Айседора родилась в Сан-Франциско в 1878 году. В 13 лет забросила школу и занялась исключительно музыкой и танцами. Через пять лет девушка удивила чикагских зрителей. Она двигалась босиком и в греческом хитоне, что вызывало шок у консервативной публики. Но впоследствии ее танец совершил революцию в мире хореографии, а сама Айседора стала выдающейся артисткой той эпохи.

В начале XX века Дункан переехала в Европу, где выступала весьма успешно. В 1904 году она родила дочку от своего любовника, театрального режиссёра-модерниста Эдварда Гордона Крэга. Жизнь с ним у танцовщицы не сложилась. И в скором времени она познакомилась с Парисом Юджином Зингером. Пара жила в Болье-сюр-мер, на мысе Сен-Жан-Кап-Ферра и в Париже. В 1910 году Айседора подарила Зингеру сына. Но, к сожалению, этот союз тоже распался.

Через три года после рождения сына в Париже случилась трагедия. У автомобиля, в котором находились двое детей Айседоры и няня, отказали тормоза. Машина упала в Сену, а пассажиры не смогли выбраться. Выжил только шофер. После обрушившегося на нее горя Айседора полностью отдалась работе. Гастролировала по всему миру и занималась преподаванием.

«Он красный! И я тоже!»

В 1921 году Дункан была приглашена в Советский Союз для создания собственной школы танца. Очарованная Октябрьской революцией, Айседора без раздумий, отправилась в Россию, где и повстречала Сергея Есенина. Их роман вспыхнул с первой встречи, несмотря на 18-летнюю разницу в возрасте. Уже через полгода они жили вместе, а в 1922 году поженились. Чуть позже танцовщица уехала на гастроли в США, вместе с ней отправился Есенин. В Америке Дункан постоянно носила красный шарф, скандируя: «Он красный! И я тоже!».

Эта поездка стала началом конца красивого романа. Ссоры, пьянство, рукоприкладство наполнили их отношения, оставив в прошлом безумную страсть и любовь. Дункан прощала Сергею все выходки, но его чувства безвозвратно охладевали. Уже не стесняясь, он говорил при всех: «Вот пристала! Липнет, как патока!»

В 1923 году супруги вернулись в Москву, а еще через месяц Дункан покинула Советский Союз навсегда и в одиночестве. Она приехала в Ниццу, куда тут же прилетела телеграмма: «Люблю другую. Женат. Счастлив. Есенин».

В сердце Лазурного берега она начала строить жизнь заново. На авеню Калифорнии Дункан открыла школу танцев, где успешно преподавала. Как пишут местные газеты, попасть к ней в класс было достаточно сложно, от желающих не было отбоя. Сама Дункан поселилась на вилле недалеко от школы. Как и всякая женщина, Айседора любила красивые вещи. Так, танцовщица была неравнодушна к дорогим нарядам, украшениям и автомобилям. В Ницце она стала клиенткой Benoît Falchetto, который не только обслуживал ее транспорт, но и продавал интересные машины.

Смерть на «Проме»

14 сентября 1927 года в Ницце был теплым солнечным днем. Айседора вышла во двор, чтобы осмотреть Amilcar, небольшой кабриолет, который механик Benoît Falchetto пригнал к ее дому. Глаза загорелись, она непременно хотела прокатится на нем. Одетая в легкое платье и повязанная длинным белым шарфом, 50-летняя танцовщица села на пассажирское сиденье. Водитель выехал на Английскую набережную, где Айседора увидела своих друзей. Она помахала им шарфом и прокричала «Я улетаю к славе!». Дальше произошло страшное. Не проехав и двадцати метров, Айседора оказалась задушена этим самым шарфом. Его края попали в спицы колеса. Вызванным на место врачам оставалось лишь констатировать смерть.

Ницца, как и все Лазурное побережье, хранит в своих улицах, домах и площадях немало историй. Часто гуляя по ним, мы не замечаем и не слышим эха далекого прошлого. Но если приглядимся внимательно, то увидим, что на некоторых зданиях, остались таблички в память о людях, которые делали историю нашего города. Например, если вы остановитесь у дома №239 на Английской набережной, то вспомните, что именно здесь Айседора «улетела к славе», а чуть дальше будет улица, названная в честь знаменитой танцовщицы.

Если вам нравятся новости Kotazur и вы хотите быть в курсе событий Лазурного побережья, подпишитесь на нашу страницу в