Чем характеризуется очерк как жанр литературы. Образные ценности, отображенные в портретных очерках российских и латвийских средствах массовой информации

Очерк это эпический, прозаический жанр с ярко выраженной организующей ролью авторского «я». Находится на стыке художественной литературы и публицистики. Границы, отделяющие Очерк от других эпических жанров, весьма условны и подвижны. Очерк сохраняет особенности образного отражения жизни , используя средства художественной изобразительности, и в связи с этим приближается к рассказу От рассказа и повести, выделяющихся последовательностью событий, вытекающих одно из другого и обусловленных конфликтными ситуациями между персонажами, Очерк отличается свободной композицией, организуемой «рассказчиком» или идейным «заданием». «У очеркового жанра есть свои специфические, трудно и лишь отчасти преодолеваемые слабости - отрывочность, малый охват действительности, неизбежная сжатость, локальность. Но у очерка есть такие преимущества, каких нет у многих других видов словесного художества. В нем может соединяться и сюжетный рассказ, и сценка, и статистическая выкладка, и публицистический выпад, и поучение » (Щеглов).

Первые Очерки (нравоописательные и нравоучительные) появились в эпоху Просвещения в Англии на страницах журналов «Болтун» (1707-11) и «Зритель» (1711-14) Р.Стиля и Дж.Аддисона. Заимствования из английской нравоучительной журналистики предопределили появление Очерков, описывающего будничную действительность и рядового героя в Германии, Италии, в России (сатирические журналы Н.И.Новикова «Трутень», 1769-70 и «Живописец», 1772-73). В 18 веке не только разрабатываются разнообразные формы очерковой литературы, но и устанавливается специфически жанровое содержание Очерков - «характеристики» типов, носителей распространенных недостатков и «пороков», подвергавшихся сатирическому заострению и осмеянию. В очерковом творчестве Ч.Диккенса («Очерки Боза», 1836, определяемые автором как «маленькие зарисовки подлинной жизни и нравов») и У.М.Теккерея («Книга снобов», 1847) намечались мотивы и темы их будущих романов. Большую серию Очерков, обозначивших основные типы «Человеческой комедии», опубликовал О.Бальзак. Его повесть «Гобсек» (1830) выросла на базе Очерков «Ростовщик» (1829). В отличие от просветителей, в творчестве которых Очерк являлся характеристикой определенного «общечеловеческого» порока, у авторов «физиологических очерков» (и прежде всего Бальзака), пытавшихся применять новые методы естественных наук (отсюда название - «физиология») для осмысления закономерностей общественной жизни, Очерк превращается в характеристику социальных типов , представителей различных слоев общества. В 20 веке русский « » полемически противопоставил литературу факта художественному вымыслу, стремясь обосновать ведущее значение фактографического Очерка в развитии литературы (сходные взгляды выражали и представители французской «литературы факта» 1930-х - Р.Доржелес, А.Лондр, П.Ами). В то же время получает распространение Очерк, пронизанный разнообразными лирико-философскими размышлениями: «Зеленые холмы Африки» (1936), «Смерть после полудня» (1932) Э.Хемингуэя, «Планета людей» (1939) А.де Сент-Экзюпери. В 1929 начал выходить учрежденный М.Горьким, полагавшим, что Очерк занимает промежуточное место между исследованием и рассказом, журнал «Наши достижения» - своеобразная лаборатория советских очеркистов. Поток очерковой литературы породила вторая мировая война (Ж.Лаффит, Дж.Олдридж, К.Симонов, В.Гроссман, Й.Эренбург, Л.Леонов).

Виды Очерка

Различают Очерк художественный и публицистико-документальный . Художественный Очерк творчески типизирует характеры, передавая «статику» их бытия, изображает устойчивые отношения между людьми, сложившиеся в их общественной и частной жизни. Объектом «нравоописательного» анализа в художественном Очерке предстает не только среда в целом или ее типические представители, но и отдельная личность, взятая в ее нравственно-психологическом аспекте. «Обобщенные», «неадресные» персонажи в Очерке - один из признаков его художественности. К художественным Очеркам относят «Записки охотника» (1852) И.С.Тургенева, «Очерки бурсы» (1862-63) Н.Г.Помяловского, очерки В.А.Гиляровского, К.Г.Паустовского. Художественный Очерк представлен различными композиционными разновидностями: Очерк мемуары, Очерк биография, лирико-философский Очерк. Путевой Очерк - самая «древняя» художественная разновидность жанра: «Отрывок путешествия в *** И*** Т***», опубликованный в журнале Н.И.Новикова «Живописец» в 1772; «Поездка в Ревель» (1821) А.А.Бестужева, «Путешествие в Арзрум» (1835) А.С.Пушкина, очерковая проза И.А.Гончарова («Фрегат «Паллада», 1855-57), А.П.Чехова («Из Сибири», 1890, и «Остров Сахалин», 1893-94), М.Кольцова, И.Эренбурга, М.Шагинян. Публицистико-документальный Очерк обычно рассматривают как жанр публицистики.

Очерк

Очерк

ОЧЕРК - литературный жанр, отличительным признаком к-рого является художественное описание по преимуществу единичных явлений действительности, осмысленных автором в их типичности. В основе О. как правило лежит непосредственное изучение автором своего объекта. Основной признак О. - писание с натуры. В других литературных жанрах типизация создается путем обобщения отвлекаемых автором характерных черт множества единичных явлений; типическое конструируется здесь при помощи вымысла, фантазии, опирающихся на наблюдения этих явлений. В очерке вымысел играет значительно меньшую роль, чем в других жанрах. Типизация в О. достигается, помимо выбора типичных явлений, отбором особенно типичных для явления черт. Из описательного по преимуществу характера О. вытекает и композиционное его построение. В О. может совсем отсутствовать сюжет или он во всяком случае ослаблен. Автор О. часто переходит от одного характеризуемого явления или его стороны к другому, лишь в общей форме намечая их зависимость. Не связанный необходимостью наглядно, в образной форме показывать развитие действия, автор О. чаще, чем авторы других жанров, вмешивается в ход описываемых событий от первого лица. Это дает очеркисту возможность более свободной группировки материала, возможность многообразных сопоставлений, аналогий и пр. В О. гораздо большее значение, чем напр. в рассказе, имеют публицистические рассуждения, научные обобщения, иногда даже статистический материал. Язык О. в большей мере, чем язык любого другого литературного жанра, включает элементы языка публицистического и научного. Черты О. как жанра не остаются постоянными. В разные исторические периоды и у разных классов выступают и усиливаются то одни характерные стороны жанра, то другие; меняется само положение О. среди прочих жанров. О. встречается в истории литературы в самые разнообразные эпохи. Но в определенное время О. получает особенно важное значение, выдвигаясь на передний план лит-ой жизни. Это бывает прежде всего в период формирования пробуждающимся классом своей лит-ой идеологии, когда активная позиция класса требует безотлагательного вмешательства в новые жизненные условия. Те же обстоятельства обусловливают выдающееся значение О. и у класса укрепившегося, но резким поворотом истории поставленного перед необходимостью по-новому осознать мир.
Примером приведенных выше положений могут быть иллюстрации из истории русского О. Так, расцвет О. в новой русской литературе мы наблюдаем в годы промышленного роста, когда обостряется капитализация определенных кругов дворянства и крепнет буржуазия (1840-е гг.), в годы бурного подъема революционно-демократического (революционно-крестьянского) движения (1860-1870-е гг.) и в эпоху диктатуры пролетариата.
О. 1840-х гг. носили название «физиологических очерков» (см.). «Физиологические очерки» оформились под влиянием французских буржуазных «физиологических очерков», среди которых особенным успехом пользовались выпуски, объединенные заглавием «Les francais peints par eux memes», P., 1839-1842. Многие французские «физиологические очерки» переводились и переиздавались на русский яз. («Физиология» Бальзака, «Физиология любителя наслаждений» Джемса Руссо, 1843, и мн. др.). Из оригинальных русских «физиологических очерков» наиболее интересны сборники «Наши, списанные с натуры русскими», 1841 (составлен. Башуцким), «Физиология Петербурга», 2 чч., 1844-1845 (ред. Некрасова), «Очерки русских нравов, или лицевая сторона и изнанка рода человеческого», 6 вып., 1843 (Булгарина), «Повести, сказки и рассказы» Казака Луганского, 4 чч., 1846. В буржуазном журнале «Финский вестник» (1845-1847) был организован специальный отдел «Нравоописатель», где из номера в номер печатались «физиологические очерки». «Физиологические очерки» стали в 40-е гг. значительным явлением в разных классовых лит-pax: либерально-дворянской (Башуцкий, Григорович, Тургенев и другие), буржуазной (Булгарин и другие), либерально-мелкобуржуазной (Даль и др.) и разночинческой, революционно-демократической (Белинский, Некрасов и др.). Героями «физиологических очерков» были почти исключительно люди «низшего звания», обитатели подвалов и окраин капиталистического города, впервые становившиеся объектом художественного познания в большой лит-pe. При всем различии подхода к своей теме у писателей каждой из указанных классовых групп «физиологические очерки» ставят в центре внимания профессионально-бытовую характеристику социального типа. Стремление воспроизвести тип с натуры, уловить профессиональную диференциацию, которая становилась характерным выражением разделения труда развивавшегося товарного хозяйства, - такова была основная установка «физиологического очерка». В статье «Русская литература в 1845 г.» Белинский признает «физиологический очерк» В. И. Луганского (В. И. Даля) «Денщик» одним из «капитальных произведений русской литературы»: «В физиологических очерках лиц разных сословий он (Луганский) - истинный поэт, потому что умеет лицо типическое сделать представителем сословия, возвести его в идеал не в пошлом и глупом значении этого слова, т. е. не в смысле украшения действительности, а в истинном его смысле - воспроизведения действительности во всей ее истине. Колбасники и бородачи, Дворник и Денщик - образцовые произведения в своем роде, тайну к-рых так глубоко постиг В. И. Луганский». Н. В. Гоголь в письме к П. А. Плетневу так характеризует В. И. Даля как автора «физиологических очерков»: «Он не поэт, не владеет искусством вымысла, не имеет даже стремления производить творческие создания; он видит всюду дело и глядит на всякую вещь с ее дельной стороны... Все у него правда и взято так, как есть в природе. Ему стоит, не прибегая к завязке ни к развязке, над к-рыми так ломает голову романист, взять любой случай, случившийся в русской земле... чтобы вышла сама собой наизанимательнейшая повесть... Его сочинения - живая и верная статистика России...» (письма Гоголя). «Физиологические очерки» буржуазии и либеральной мелкой буржуазии давали тщательное описание; обилие подробностей, сравнительную бесстрастность по отношению к излагаемому, заключавшую в себе принятие как должного существующих социальных противоречий. Дворянские «физиологические очерки» отличались от прочих прежде всего тематически: помимо городских «низов» внимание барина приковывал и крестьянин. В отличие от буржуазных «физиологических очерков» дворянские беднее по материалу, больше внимания уделяют психологии характеризуемых типов и крепко пропитаны сентиментальной идеализацией их. Классическим образцом дворянской идеализации являются «Записки охотника» Тургенева. Тургенев идеализировал мужика и доказывал в своих О. тождество морально-психологической природы помещика и крестьянина. Революционно-демократические разночинческие «физиологические очерки» отличались резким подчеркиванием социального положения изображаемых низов. «Воспроизведение действительности во всей ее истине» (Белинский), направленное против безразличного описательста буржуазных «физиологических очерков» и против очерков дворянских, сентиментально идеализирующих, было основным принципом революционно-демократических физиологий. «Физиологические очерки» имели большое значение в истории русской литературы как один из важнейших жанров натуральной школы (см.).
Просветительский О. получил особенно большое значение в литературе 60-70-х гг. Решетников, Левитов, Н. Успенский значительную часть своего творчества отдали О. В отличие от дворянских и буржуазных О. предыдущей поры просветительские О. 60-70-х гг. давали более богатый фактический материал и значительно более правильную обрисовку социального положения эксплоатируемых низов, прежде всего крестьянина. Очерковая лит-pa заняла в 60-70-е гг. положение опасного конкурента господствующей дворянско-буржуазной литературы, стоявшей по художественной культуре, легко доступной господствующим классам, гораздо выше О. Это значение очерковой литературы и ее авторов признавалось даже врагами революционной демократии. Достоевский писал Страхову в 1871 об одном из очеркистов того времени: «Нового слова, заменяющего помещичье, еще не было, да и некогда. Решетниковы ничего не сказали, но все-таки Решетниковы выражают мысль о необходимости чего-то нового в художественном слове, но уже не помещичьего, - хотя и выражают в безобразном виде». В устах Достоевского знаменательно это относительное признание сил Решетникова, хотя оно и высказано с вполне понятным враждебным отношением к писателю, примыкающему к революционной демократии. На громадное значение О. как жанра, наиболее пригодного для правдивого показа новых социальных слоев, указывала и передовая критика. Шелгунов в статье «Народный реализм в литературе» критиковал стремление того же Решетникова перейти от очерков к роману: «Не было ли бы лучше дать ряд монографий вроде жизни рабочих на соляных варницах, на заводах, на железных дорогах, жизнь людей подвальных этажей и петербургского Никольского рынка, но все это в подробных специальных картинах. Чем такая галерея монографий хуже эпизодических картин на те же темы, связанных в один сюжетный роман, в к-ром для интереса и ради уступки традиции впущена общей связью Пелагея Прохоровна и сердечный элемент нежной любви... Решетников слаб именно тем, что... он как бы не понял своего новаторского значения... и оставил свою роль, не разыграв ее до конца... стал на ту дорогу, по к-рой шли беллетристы высшей школы». Литература революционного народничества продолжала дальнейшую разработку О. Наиболее значительным народническим очеркистом был Глеб Успенский (см.). Либеральное народничество 80-х гг. точно так же дало большое число очерков (Златовратский, Вл. Короленко и др.), которые не имели однако того значения, как очерки революционной демократии. Революционно-демократические (просветительские и народнические) очерки не переросли в сколько-нибудь значительные повести и романы, так как крестьянская демократия не могла в то время вследствие неблагоприятных условий широко развить свою художественную культуру.
В условиях пролетарской диктатуры и строительства социализма развитие очерка приобретает ряд существенных особенностей. Прежде всего богатство практической деятельности пролетариата, освоение новых участков действительности, перестройка отношений людей друг к другу, к труду обусловили расширение тематики очеркового творчества: Советский О. начал свое существование в первые годы восстановительного периода (очерки Л. Рейснер о гражданской войне, об Урале, Донбассе, о революционном движении на Западе, очерки М. Шагинян на производственные темы, очерки Дм. Фурманова). Живые зарисовки событий эпохи гражданской войны, путевые наблюдения - таково главное направление советского О. этого периода. Толчок в своем развитии получает О. в условиях перехода страны к социалистической реконструкции. Возникает проблемный О., посвященный вопросам восстановления производства, новому быту, собиранию кадров рабочих и т. п. Как и вся советская литература, О. многообразен в зависимости от классовой идеологии писателя-очеркиста. Так например мелкобуржуазная группа писателей «Леф» выдвинула ряд очеркистов, давших образцы очеркового творчества, в к-рых господствовало объективистское изображение, демонстрация вещей, хозяйственных процессов или утверждалось голое делячество. Индустриальные натюрморты давал Б. Кушнер. Практицизм, оперативность, передача организационно-деловой стороны процесса преобладали в очерках С. Третьякова. Эта установка очеркистов «Леф» на передачу фактов самих по себе сочеталась с игнорированием явлений классовой борьбы, с неуменьем показать человека, с приглушением своего авторского отношения к действительности. В дальнейшем развитии советского очерка узость творческой практики и теории очеркистов-лефовцев особенно становится ясной. Плеяда пролетарских очеркистов поставила темой творчества производство, строительство новых отношений в деревне. В очерках Вл. Ставского, Жиги и др. пролетарских очеркистов факты действительности подвергались обобщению, типизации, вскрывалось всемирно-историческое значение наблюденных примеров. Воздействие на читателя достигалось не только подбором красноречивых самих по себе явлений, но и партийностью освещения их. Значительную роль в развитии советского О. сыграла группа очеркистов «Комсомольской правды» - Б. Галин (кн. очерков «Переход»), Г. Киш («Исповедь молодого инженера»), З. Чаган («Сегодня»), Я. Ильин («Жители фабричного двора»). Заслуга этих очеркистов состоит в том, что в своем творчестве они поставили проблемы социалистической организации труда; обладая публицистич. темпераментом, они подняли на принципиальную высоту злободневные факты, хотя и не избежали излишней патетичности и некоторой стилизации их изображения.
В выполнении задачи воспитания масс «на живых конкретных примерах и образцах из всех областей жизни» (Ленин) советский О. играет выдающуюся роль именно потому, что, беря материалом изображения плодотворную практику переделки действительности, он заключает в себе большую познавательно-организующую силу. Не случайно поэтому, что с каждым годом О. все более и более завоевывает для себя место в газете, в журналистике. Начиная с 1928-1929 вокруг газет «Правда», «Комсомольская правда», в целом ряде журналов (напр. «Работница») организуются группы очеркистов. В 1929 по инициативе М. Горького основан журнал «Наши достижения», целиком состоящий из О., показывающих строительство, успехи науки, техники, изобретательство.
Связана с жанром очерка работа по истории заводов. Не случайно одна из первых книг, вышедших в серии истории заводов, - «Люди Сталинградского тракторного» - написана бывшими комсомольскими очеркистами Я. Ильиным и Б. Галиным.
В связи с тем, что лит-pa в условиях пролетарской диктатуры становится делом широких масс, О. играет в советской литературе особо значительную роль. Многие начинающие писатели используют жанр О. в первых своих литературных опытах. Так, призыв ударников в литературу дал большие результаты на очерковом фронте (очерки Тарасевича, Салова, Михайлова и др.). Очерки Жиги «Думы рабочих», «Новые рабочие» развернулись из рабкоровских заметок. Глубокое знание рабочего быта, внимание к изменениям, происходящим в быту и в психике рабочего, делают, по словам М. Горького, очерки Жиги «живой книжкой».
При всех своих положительных качествах советский О. еще не свободен от недостатков. Сковывает очерковое творчество еще сравнительно низкий культурный уровень многих очеркистов. Особые свойства очеркового жанра, широкая возможность включения в О. разнообразных явлений по смежности, широкий простор, который представляет О. для сравнений и ассоциаций, не использованы по-настоящему. Советский О. зачастую излишне локален, ограничен непосредственно наблюдаемыми событиями, поверхностен, автор не всегда справляется с задачей обогатить изображаемое сопоставлениями. Не всегда удовлетворителен яз. советских О., подчас наблюдается подчиненность очеркиста яз. протоколов и резолюций, в результате чего изображаемое живое явление обесцвечивается. Но советская литература имеет и образцы очеркового творчества (очерки таких писателей, как М. М. Пришвин, К. Г. Паустовский, М. С. Шагинян и др.).
Развитие советского О., его разнообразие вызвали разные оценки и споры о месте О. в художественной лит-pe. Дискуссия по этому вопросу широко развернулась в 1928-1929 между «Лефом» и марксистской критикой. Возражая против недооценки очерка, против отношения к нему как к «низшему» художественному жанру, имеющему только агитационно-пропагандистское значение, - точка зрения, в к-рой сказались предрассудки барства буржуазных теоретиков-эстетов, - «Леф» своевременно выступил за культуру О. Но лефовцы неверно истолковывали О., противопоставляя его всем другим жанрам художественной литературы, считая «литературу факта» господствующим типом советской литературы. Проведенное в плане подготовки к всесоюзному съезду писателей совещание очеркистов (июнь 1934) показало огромное значение О. на современном этапе соц. строительства. Очерк завоевал себе почетное место не только в центральной прессе, но и в газетах и изданиях краев, областей, районов.
Являясь одним из жанров советской литературы О., как и вся советская лит-pa в целом, своими особыми средствами - показом характерных явлений, типических изменений психики людей - решает задачу создания стиля социалистического реализма.Библиография:
«Литература факта», Сборник материалов работников «Лефа», изд. «Федерация», М., 1929; Эльсберг Ж., Проблемы очерка, «Октябрь», 1931, II (История развития очерковой литературы); Корабельников Г., За писателя - пролетарского революционера, «Октябрь», 1931, III (Выступление на Всероссийском производственном совещании очеркистов РАПП); Галин Б., За действенность очерка, «На литературном посту», 1931, IV; Ставский В., Об очерке и очеркистах, «На литературном посту», 1931, IV; Об итогах производственного совещания очеркистов, «На литературном посту», 1931, X (Резолюция секретариата РАПП); Никольский А., За боевой большевистский очерк, «Ленинград», 1931, XII; Потапов Н., Рабочий очерк в литературе, «Журналист», 1931, XXIII; Перцов В., Писатель на производстве. Опыт постановки вопроса, изд. «Федерация», М., 1931; Лузгин Мих., За боевой художественный очерк, Изд-во писателей в Ленинграде, Л., 1931 (обработанные стенограммы докладов и выступлений автора на рапповских пленумах и производственном совещании писателей-очеркистов; ср. отзыв Плиско Н., «Марксистско-ленинское искусствознание», 1932, III); Бобрышев В., Об очерке (Проблема очерка), «Наши достижения», 1932, VIII; Мазурин Б., Очеркист прошлого столетия, «На литературном посту», 1932, № 13-14; Михайлова А., Перестроились ли наши писатели?, «Перелом», 1932, IV; Перцов В., Человек в техническом очерке, «Октябрь», 1932, IX.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

О́черк

Малая форма эпического рода литературы, произведение, основное содержание которого не в развитии и разрешении конфликта, а в описании чего-либо: определённого явления, среды, феномена. Очерк может быть как литературным, так и публицистическим. Задача очерка – представить как можно более полную картину, описать что-либо, чтобы дать читателю представление об этом и натолкнуть его на определённые выводы. Напр., «Очерки бурсы» Н. Г. Помяловского рассказывают о быте бурсаков, сочетая авторские описания с небольшими сценками из жизни училища. Очерки «Районные будни» (1952-56) В. В. Овечкина, повествующие о социально-трудовой неустроенности русской деревни, управляемой посредством «бурного администрирования» и «залпов директив» свыше, – художественно реалистичные в изображении зла и бедствий и публицистичные, с уклоном к утопизму в размышлениях о справедливости. Очерки делятся на собственно художественные (напр., «Записки охотника» И. С. Тургенева , «Москва и москвичи» В. А. Гиляровского ), среди которых выделяются очерки-мемуары (напр., «Дневные звёзды О. Ф. Берггольц ) и путевые очерки (напр., «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина ); публицистические (напр., «Власть земли» Г. И. Успенского ) и полностью документальные (напр., «Деревенский дневник» Е. Я. Дороша). Жанр очерка был очень популярен в литературе 19 в., особенно в работах натуральной школы – т. н. физиологические очерки, документально фиксировавшие жизнь народа.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .


Синонимы :

Смотреть что такое "Очерк" в других словарях:

    очерк - очерк, а … Русский орфографический словарь

    Слово очерк в современном русском языке, в русском языке XIX и XX вв. имеет три основных значения: 1) Контур, очертание. Например: «Какой превосходный, изящный очерк, какая свежесть и прозрачность продолговатого лица, внезапно открывшегося от… … История слов

Изучение жанров публицистического текста можно организовать в форме творческой мастерской.

С помощью учителя обучающиеся знакомятся с новым жанровым понятием, анализируют образцы, самостоятельно подбирают материал, пробуют написать текст сочинения. Предлагаем материал для изучения портретного очерка.

Работа в творческой мастерской

I. Введение понятия «портретный очерк».

Ребята, предложите свой ход работы над понятием «портретный очерк».

Можно заглянуть в словари, отыскать ключевое слово, найти ассоциации...

1. Словарная работа.

Словарную работу проводят ученики, отыскивая

Происхождение ключевого слова по этимологическому словарю («портрет» происходит от франц. «portrait», что означает изображение оригинала, «trait pout trait» — «черта в черту», «черта за чертой»);

Значение по толковому словарю («портрет» — слово многозначное: 1) живописное, фотографическое или иное изображение человека, 2) описание внешности персонажа в литературном произведении, образ литературного героя, 3) характерные черты человека (перен., разг.)).

Выводы из наблюдений: портрет как жанр изобразительного искусства нами не рассматривается. Обратимся к деталям. Прилагательное «портретный» соотносится с существительным «портрет», то есть обозначает соответствие внешнему облику человека, «портретной» называли комнату в дворянских домах, где висели портреты. Но все эти данные не приближают нас к понятию «портретный очерк».

2. «Мозговой штурм».

Выдвигайте свои предположения.

В словосочетании слово «портретный» имеет совершенно особый смысл. Скорее всего, здесь ключевое слово — «очерк».

Очерк - это жанр публицистики, обращённый к личности человека, рассказывающий о деятельности человека, его жизни и взглядах.

Похож портретный очерк на биографию? А чем отличается?

Да, очерк и биография близки, это ведь жизнеописание человека. Но важное отличие в том, что в очерке есть автор, который выражает своё отношение к тому, о ком рассказывает.

В биографии главное — что и когда совершил человек.

В портретном очерке есть описание внешности, а в биографии этот элемент необязателен.

В биографии нет характеристики человека другими лицами, которые его знали, вместе с ним работали.

Иногда о самом человеке многое расскажет его собственная речь, какие-нибудь яркие высказывания.

Очерк по сути похож на рассказ. В очерке соединены известные нам типы речи: повествование о жизни человека, описание его внешности, рассуждение о принципах и позиции того, кто занимается какой-либо профессиональной деятельностью.

Разве биография может передать внутренний мир человека, его чувства, настроения?

Выводы из обсуждений: из высказанных предположений уже можно определить тему портретного очерка, цели и задачи автора, композиционные части, стиль и даже типы речи.

II. Проверка гипотез.

1. Анализ первого портретного очерка (название от учеников скрыто).

Какие наши гипотезы находят подтверждение в этом тексте?

Каким вы представили Григория Александровича Гуковского?

Какой заголовок у этого текста?

ОТЕЦ

Его имя — Григорий Александрович Гуковский. Он был известный учёный, на его лекции сбегались толпы... Но я пишу не об учёном, которого лучше, чем я, знают друзья и ученики, я пишу о своем отце и о той культуре отцовства, которой он обладал.

Такова была наша семейная традиция: воспитанием детей руководил мужчина. Правильно это или нет — не знаю. Но так сложилось. И для меня главным лицом всегда был отец.

Сколько себя помню, отец всегда работал. Зимой, когда я вставала впотьмах, у него давно горел свет — он сидел за столом. Или его уже не было: ушёл в университет читать лекции. Я завтракала сама и шла в школу с сознанием, что тоже иду на работу.

Постепенно я стала понимать, что он пишет с раннего утра за своим письменным столом. Про «Недоросль», про Крылова и Державина. О литературе XVIII века. Вот почему на его полках столько старых книг, которые мне разрешается трогать с непременным условием ставить на то же место.

Книги свои он любил самозабвенно. Я имела право их читать, но ни я, ни мать не допускались к священнодействию: отец всегда сам чистил книги. Два раза в год он с утра влезал на лестницу с влажной тряпкой и бережно протирал каждую книжечку.

Мы жили в деревянном доме. В комнатах печи были старинные, изразцовые: у меня голубая, у него — зелёная. Отец топил эти печи, сам чистил дымоходы. Когда я лезла за ним в трубу, он не отгонял, только просил переодеться. Он всё умел... Когда мой сын впервые влез на лестницу и сменил перегоревшую пробку, я почувствовала себя счастливой. До сих пор мужчина, не умеющий своими руками выполнить любую работу по дому, вызывает у меня брезгливое недоумение.

Отец чтил понятие дома, семьи. Семья — это был праздник. Дом вела, конечно, мать. Отец любил всё, что делала мать, и радостно подчинялся ей.

Я любила его без памяти — как отца. Но, кроме того, он был для меня идеалом мужчины. Знаю: он был некрасив, но понимаю женщин, которые до сих пор утверждают, будто он был красивый: это ученицы, те, кто видел его в работе. Он научил меня чувствовать себя женщиной: подвигал стул, всегда пропускал в дверь впереди себя; не помню ни разу, чтобы я, вернувшись из отъезда, не нашла у себя в комнате цветов...

Не было темы, которой бы он избегал в разговорах со мной. Раз или два в месяц он проводил со мной целый вечер — читал вслух. До сих пор я слышу его голос, когда перечитываю «Полтаву», «Медного всадника», «Горе от ума»... — да, наверно, почти всю русскую классику. Он вообще меня не воспитывал. Не помню ни одного нравоучения, выговора, никаких нотаций. Он сердился на меня, как сердятся на равного человека. И он не прятал от меня своей жизни — наоборот, вводил, втягивал в неё, заражал меня своей жизнью. В детстве я была этим счастлива.

Отец был самый сильный, самый умный, самый мужественный из всех мужчин. Теперь, прочитав его письма друзьям, я знаю, как нелегко, иногда страшно и одиноко ему бывало, как он хватался за любую работу, чтобы мы не испытывали лишений. Тогда я этого не видела. Он был центром мира, вокруг него кипели люди, всем было с ним интересно, всем он был нужен, всем помогал.

(По Н.Г. Долининой.)

В тексте речь идёт о личности известного учёного-литературоведа, о его деятельности, отношении к семье, знакомым.

Это не биография, потому что здесь много оценочных слов.

Перед нами образ заботливого отца, внимательного мужчины, страстного книголюба, филолога.

Выводы из анализа текста: предметом очерка выступает личность, о которой даётся определённое представление, показаны ценностные ориентиры героя очерка.

2. Анализ второго портретного очерка (название предъявлено учащимся).

Прочитайте текст и выясните, соответствует ли заголовок целям и задачам автора.

Докажите, что этот текст является портретным очерком.

Какие новые элементы портретного очерка заметили?

ДОМ НА СОРОТИ

Он встаёт на заре. Затапливает печь. Утро окрашивает малиновым цветом верхушки оконных стёкол. Дом, крайний на усадьбе, начинает струить лёгкий дымок. Из окна видны закованные в серебро дубы и липы, занесённая снегами Сороть, зелёно-чёрный бор вдали.

А на дворе собираются пичуги. И ждут, когда человек откроет форточку и высыплет на крышу пристройки, что расположена под окном, ежедневный привычный «паёк», так необходимый им, не улетающим на зиму из северных краёв. Воробьи и синицы, снегири и галки — сколько их перебывало здесь в этот ранний час... Случается, хозяин дома Семён Степанович Гейченко, заработавшись допоздна, разрешает себе подняться на часок позже. Однако не тут-то было! Вежливо, но настойчиво в окошко постучат: тук-тук-тук... «Ты что, забыл? Вставай!»

— Иду, иду, — и открывается форточка.

Весной и летом, с утра до ночи в борах, рощах, в синеве небес и над полями, сплетаясь с шумом листвы и журчанием ручьёв, льётся разноголосый ликующий гимн жизни.

Пушкин, открывший для себя здесь русскую природу, заслушавшись, забывал свои невзгоды. И тогда...

В гармонии соперник мой
Был шум лесов, иль вихорь буйный,
Иль иволги напев живой...

Шестого июня 1941 года Семён Степанович Гейченко, музейный работник Ленинграда, с мандатом уполномоченного Академии наук по организации пушкинского праздника, верховодил на Михайловской поляне. И может быть, тогда эти места, хранящие незримое присутствие поэта, запали в сердце Гейченко.

Ещё гремела война, когда он, худой и бледный, после тяжёлого ранения, в кителе без погон, с пустым рукавом, вернулся сюда навсегда.

Заповедника не было. Фашисты, отступая, сожгли дом поэта. В окрестных рощах повсюду мины и колючая проволока. Под трёхсотлетним дубом, патриархом здешних лесов, был оборудован дот. Лишь благодаря стремительному натиску наших войск фашисты не успели разрушить Святогорский монастырь, у белых стен которого покоится прах поэта.

Всё тогда было в развалинах. Люди жили в землянках. Но в начале июня 1945 года на Михайловской поляне собрался народ. Высокий, стремительный в движениях человек, только что назначенный директором заповедника, читал Пушкина.

Залечивал раны музей-заповедник. В лесах, рощах опять наметились тропки, протоптанные людьми, приходящими к Пушкину. Директор и главный хранитель Пушкиногорья из землянки перешёл в дом на краю усадьбы. Он тоже восстановлен, как дом Пушкина, домик няни и всё вокруг. Открылось Тригорское, где у Пушкина было столько счастливых минут. Открылось Петровское, вотчина предков поэта. Поднял этажи районный центр Пушкинские Горы и превратился в современный уютный городок.

И уже много раз предлагали Семену Степановичу переехать в благоустроенную квартиру, где не надо колоть дрова и топить печь, где по утрам комнаты не выстывают, как у него в старом доме, где не надо ходить по воду. А он и слышать об этом не хочет. Удобства, конечно, вещь хорошая, но будет ли у него то, что ему послано судьбой?

Вечером, когда усадьбу покидают последние экскурсионные группы, в Михайловском становится необычайно тихо. Закончен трудовой день, полный забот и дел, связанных с большим хозяйством. Директор заповедника вновь садится у окна с видом на Сороть. На столе — очередная рукопись, письма, книги. И может быть, в этот час незримо и привычно входит сам Александр Сергеевич. Сбросив шубу, протягивает к пылающей печурке озябшие руки. И у них идёт беседа, начавшаяся ещё тогда, когда хранителю Пушкиногорья было чуть больше сорока.

Ираклий Андроников, хорошо знавший Семёна Степановича, подметил, что он живёт в каком-то удивительном духовном состоянии пушкинского времени. Для него наш великий поэт — современник. Кажется, он знает о нём всё, точно прожил с ним рядом целую жизнь. Он дышит воздухом, которым дышал Пушкин, слышит птиц, певших ему, видит ту же Сороть, те же неоглядные дали, пьёт воду из того же колодца, живёт и работает бок о бок с потомками тех, кто жил рядом с Пушкиным, пел ему песни, рассказывал сказки, поверял свои беды и радости.

Всё это дало хранителю музея счастливую возможность представить с наибольшей полнотой и достоверностью михайловский период, сыгравший огромную роль в творчестве Пушкина, период, когда он из первого стихотворца своего времени вырос в величайшего национального поэта.

«Пушкин и Пушкиногорье живут в нашем сознании неотъемлемо, как родной дом, родная земля, родная история, — пишет С. С. Гейченко, предваряя одну из своих книг. — Всё пушкинское свято».

Во всём, что делается в заповедных местах, каждая деталь многократно выверена, каждый штрих не случаен. И потому усадьба и всё вокруг предстают такими, каким могли быть при Пушкине. А за всем этим стоял многолетний подвижнический труд главного хранителя музея — Семёна Степановича Гейченко.

(По В. Воробьёву.)

Заголовок содержит некую загадку, метафору: дом на Сороти существует благодаря стараниям удивительного подвижника С.С. Гейченко.

Этот текст является портретным очерком, потому что в его основе лежит описание жизненного пути и деятельности директора Пушкинского заповедника. Характер героя развёрнут на фоне необычной ситуации - восстановления усадьбы поэта. Автор восхищается талантом, упорством, трудолюбием своего героя.

В начале очерка есть вставка - пейзажная зарисовка.

Вывод первый: пейзаж как элемент портретного очерка нужен:

1. в качестве контрастного сравнения между внутренним состоянием героя и окружающей его природой,

2. как средство в раскрытии человеческого характера,

3. в качестве фона для портрета героя,

4. как приём в раскрытии мировоззренческих позиций героя.

Есть много важных деталей, ассоциаций, связанных с миром Пушкина.

Вывод второй: из обилия впечатлений выделяется опорная деталь, которая служит для создания символического образа Пушкина.

Приёмы обыгрывания деталей в портретном очерке:

1. образная трактовка тех или иных событий,

2. создание ассоциативных связок,

3. передача особенностей внешних и внутренних человеческих проявлений.

В этом очерке образ человека создаётся через внешний и внутренний портрет.

Свойства внешнего портрета

Выделение каких-то внешних деталей и возможность заглянуть в мир души человека, в мир его эмоций и чувств.

Связь с психологическими особенностями личности.

Манера одеваться, привычные позы, жестикуляция, мимика.

Документальная точность отображения.

Свойства внутреннего портрета

Характер героя даётся в нетривиальной ситуации.

Важно обнаружить такой «участок» на жизненном пути героя, который содержит неординарные трудности.

Описание таланта, упорства, трудолюбия и других значимых качеств личности.

Можно использовать метод условности или прибегнуть к ассоциациям.

III. Этапы работы над портретным очерком.

Напомним основные этапы работы:

1. Выбор героя.

2. Изучение источников.

4. Способы оформления.

Начнём по порядку.

1. Выбор героя.

Какого героя можно выбрать?

Можно написать о хорошо знакомом, близком человеке, о незнакомом или знаменитом человеке.

Люди, осуществившие своё предназначение, добившиеся чего-то значительного в жизни.

Герои утверждают те или иные культурные ценности.

По человеку можно судить о характере эпохи, с него можно брать пример решения жизненных задач.

2. Изучение источников.

Источниками, которые могут понадобиться, служат чьи-то высказывания, в том числе интервью или цитаты героя будущего очерка, документальные свидетельства, воспоминания, общественное мнение.

1) Яркая цитата.

2) Жизненный путь (семья, образование, родной город, путешествия, чем знаменит).

3) Поприще (успехи в творчестве, профессии).

4) Жизненные принципы, кредо.

5) Достижения, награды.

6) Планы на будущее (реализованные или нет).

4. Способы оформления.

Чтобы очерк состоялся, необходимо проверить его оформление:

1) Придумать и критически оценить заголовок, отражающий основную идею.

2) Проверить источники, на которые будете ссылаться, сделать их список.

3) Необязательно стремиться к полному описанию образа героя, можно обойти какие-либо стороны деятельности, выделив основное.

4) Связать основной идеей содержание очерка, придав ему оригинальность и новизну.

5) Чётко выделить абзацы, придумать связки между ними, соблюдать логичность и последовательность.

6) Быть этически корректным.

7) Все факты и утверждения выверить.

IV. Самостоятельная работа над очерком дома.

Сочинения обучающихся

Лисова Екатерина

Любовь к родной деревне

На закате дней Фёдор Алексеевич Абрамов, русский писатель и публицист, сказал про себя: «…Мы, крестьянские дети, отравлены комплексом неполноценности на всю жизнь». Казалось бы, что могло заставить состоявшегося, успешного человека, лауреата Госпремии и счастливого семьянина произнести такие слова?

Жизнь писателя была тяжёлой с самого детства. Росли без отца, и матери одной пришлось воспитывать пятерых детей. На третьем курсе обучения на филологическом факультете война вынудила Абрамова пойти на фронт, где с ним приключилось нечто страшное, но при этом удивительное.

Фёдору Алексеевичу перебило пулями ноги во время одной операции. Почти все его товарищи, принимавшие участие в ней, погибли. И вечером, когда собирали убитых, один боец неожиданно пролил воду на лицо неподвижно лежащего Абрамова, и тот застонал. Если бы не эта счастливая случайность, то, возможно, Фёдор Алексеевич не выжил бы. И сам писатель счёл это происшествие настоящим чудом и огромным везением. Ещё одним чудом он считал то событие, когда при проезде по Дороге жизни из блокадного Ленинграда уцелела лишь та машина, в которой он ехал. И всю свою последующую жизнь Федор Алексеевич трудился не покладая рук во имя погибших товарищей.

После войны Абрамов продолжил учёбу, поступил в аспирантуру, защитил диссертацию. В те годы он встретил свою жену, Люду Крутикову, которая стала для него не только любимой женщиной, но и верным соратником...

Куда бы ни занесла жизнь Фёдора Алексеевича, волновала его сердце лишь жизнь в деревне. Он был одним из так называемых писателей-«деревенщиков». В каждой его работе видна любовь к природе, простому сельскому люду и его жизни. Село Пекашино, описанное им в тетралогии «Братья и сестры», стало неким прообразом его родной деревни Верколы. И в течение всей своей жизни Абрамов верил, что словом многое можно изменить в жизни общества, поэтому часто ставил в своих публикациях острые вопросы, поднимал проблемные темы, указывал людям на бесхозяйственность в селе. Отовсюду приходили отклики на такие статьи.

Прожил Фёдор Алексеевич всего 63 года. Его похоронили в родной деревне, возле дома, построенного его руками. Рассказывали, как на похоронах слышалось пение журавлей над Верколой. Птицы будто провожали в последний путь родного деревенского писателя...

Смолянинов Дмитрий

О фантасте Кире Булычёве

«Кирилл Булычёв» - псевдоним, а настоящее имя знаменитого писателя-фантаста - Игорь Всеволодович Можейко. Почему был выбран именно этот псевдоним? А всё очень просто: он скомпонован из имени жены и девичьей фамилии матери писателя. Позже имя «Кирилл» на обложках свежеизданных томов стали сокращать до «Кир», так и получился известный сегодня «Кир Булычёв».

Кратко расскажем о жизни этого добродушного седобородого старика с тёмными глазами. Он закончил Институт иностранных языков имени Мориса Тореза, два года работал переводчиком и корреспондентом в Бирме, а после возвращения на родину стал научным сотрудником Института востоковедения Академии СССР и продолжал трудиться в этой организации до последних своих дней. За свою жизнь он подарил мировой литературе более четырёхсот произведений в жанре научной, детской и юмористической фантастики.

Автора всех этих замечательных книг критика довольно долгое время не воспринимала всерьёз. По его же собственным словам, «фантаст заранее проигрывает сравнение с автором сочинений о сельском быте, например, о тяжёлой судьбе сталеваров или о какой-нибудь очередной революционной трагедии». Писателя можно понять - он жил и творил в Советском Союзе под жёстким взором цензуры.

И всё же, когда в 80-е годы журнал «Детская литература» разослал по библиотекам анкету с вопросом «Кто самый читаемый автор?», ответ был практически единодушен: Кир Булычёв. Часто юные писатели добавляли: «Кир Булычёв - лучший писатель всех времён и народов!»

В последние годы жизни писатель обращался к исторической фантастике, написал несколько романов из неоконченного цикла «Река Хронос», а также издал мемуары под названием «Как стать фантастом».

Пятого сентября 2003 года Игорь Можейко скончался от онкологического заболевания. Он ушёл, но завет его остался в наших сердцах и будет ярко гореть в них пляшущей искоркой. Завет этот прост - нужно лишь говорить правду о мире и человеке.

Проскурина Татьяна

Жизнелюбивый автор книг

Жизнерадостность, стойкость, улыбчивость, оптимизм - этими словами можно описать кредо современной писательницы Виктории Токаревой. Родилась она в Ленинграде. В детстве, однако, юную Викторию мало интересовала литература и больше привлекала медицина. Но - вот парадокс! - она получила музыкальное образование.

После замужества, уже в Москве, работая в детской музыкальной школе учителем пения, она начинает писать прозу. Внимание читателей Токарева привлекла первым же своим рассказом, который назывался «День без вранья».

Достаточно посмотреть на фотографию этой женщины, и уже поднимается настроение. Как мне кажется, секрет успеха писательницы на 90 % заключён в её жизнелюбии. По высказываниям Виктории Токаревой сразу становится понятно, что возраст для неё - всего лишь цифры. Сама она говорит так: «Пятьдесят пять лет - это юность старости».

Имя этой писательницы для многих стало своеобразным символом поколения. Произведения Токаревой смешные, яркие. Она пишет о простых людях. В них мы можем узнать себя, свои поступки, над некоторыми можно посмеяться, о каких-то пожалеть. Мне кажется, что её произведения читать приятно и очень легко. Можно открыть первую страницу и потом не заметить, как прочёл всё до конца.

Не стоит забывать, что Виктория Токарева проявила себя ещё и как прекрасный сценарист. Её многие знают по фильмам «Мимино» и «Джентельмены удачи». Несмотря на успехи в карьере Викторию Самойловну можно спокойно назвать семейным человеком. Хотя о своей личной жизни она говорить не любит, но и секрета из этого не делает. Она уверяет, что с мужем она прошла многое, но им удалось сохранить семью и она это высоко ценит.

Читателям книги Токаревой нравятся своей многогранностью, эмоциональностью. Она правдиво и точно подмечает важные детали, указывает на те «неприятные моменты», о которых мы сами в глубине души знаем, но боимся себе в них признаться. Писательницу волнуют обычные, будничные вещи, из комичной ситуации она помогает сделать глубокие философские выводы.

Литература

  1. Горохов В.Н. Газетно-журнальные жанры. - М., 1993.
  2. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.
  3. Портретный очерк / http://rudn.monplezir.ru/ocherk_kak_napisat.htm
  4. Сулицкая Н.М. Портретный очерк / http://festival.1september.ru/articles/504793/
  5. Шостак М.И. Журналист и его произведение. - М., 1998.

Очерк - вид художественно-публицистического жанра, выделяющимся развернутым построением, глубиной творческой мысли, наличием художественного вымысла и искусным переплетением таких жанров, как беллетристика и документалистика. В очерке при помощи журналистских приемов можно воссоздать события, явления или человеческие портреты.

Понятие "очерк" имеет неясное происхождение. Хотя существует мнение, что к его появлению причастен А.М. Горький, который в одном из своих писем указывал, что исходным в определении текста, имеющего известную литературную форму, как "очерка" является глагол "очерчивать". Среди родоначальников отечественного очерка исследователи российской журналистики называют имена Короленко, Чехова, Успенского и др. В советское время: Горький, Кольцов, Полевой, Симонов, А.А. Аграновский и многие другие. С точки зрения подготовки очерк один из наиболее трудоемких. Жанровую природу очерка определяет соединение трех начал социологического, публицистического и художественного.

  • 1. Социологическое - направленность на исследование общественных отношений и проблем.
  • 2. Публицистическое - опора на факт. Художественное - стремление создать достоверную картину действительности с помощью образного мышления, при котором картины, ситуации и явления социально типизируются.

Современному очерку чаще всего свойственна документальная насыщенность, часто в ущерб художественности. Типичные черты современного очерка:

  • 1. Журналист избирает в качестве предмета отображения типичный для сегодняшней действительности случай.
  • 2. Повествование ведется от лица биографического автора, то есть лица реально существующего.
  • 3. Драматургия произведения строится на классическом для художественных творений конфликте добра, справедливости, закона (с одной стороны) и зла, несправедливости, преступности (с другой стороны).
  • 4. Характеры в очерке "рисуются" путем детальной проработки наиболее значимых и эмоционально насыщенных эпизодов, подробного описания фактов.

Портретный очерк . Предмет - личность. Для автора очень важно обнаружить "участок" на жизненном пути героя, который содержит некие неординарные трудности, обладает драматическим характером. Порт. очерк. возникает в результате художественного анализа личности героя, опирающегося на исследование разных ее сторон. Найти полноценный портретный очерк на страницах современной российской прессы довольно не просто. Большинство портретов известных людей возникают чаще всего в результате относительно краткого изложения их биографий или описаний карьеры и некоторых деловых характеристик.

Проблемный очерк . Предмет отображения - проблемная ситуация. По своей логической конструкции может быть сходен со статьей. Как и в статье, в проблемном очерке автор выясняет причины возникновения проблемы, пытается определить дальнейшее развитие, выявить пути решения. Отличие: в проблемном очерке развитие проблемной ситуации никогда не представляется "в голом виде", т.е. в виде статистических закономерностей или обобщенных суждений, выводов и т.п., что свойственно статье как жанру. Проблема в очерке выступает как преграда, которую пытаются преодолеть вполне конкретные люди с их достоинствами и недостатками.

Путевой очерк. Относится к наиболее ранним формам текстов, ознаменовавших становление журналистики. Это объясняется тем, что подобная путевому очерку форма отображения действительности была чуть ли не первой в художественной литературе. А поэтому являлась хорошо освоенной. Авторами, прославившими путевой очерк стали А.С. Пушкин, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, А.А. Бестужев и др. Из всех очерковых форм путевой очерк в наибольшей мере претендует на авантюрность сюжета (первоначальный смысл слово "авантюра" "приключение"). Подобная авантюрность задается самим характером подготовки данного типа публикации. Поскольку путевой очерк представляет собой описание неких событий, происшествий, встреч с разными людьми, с которыми автор сталкивается в ходе своего творческого путешествия, то и сюжет очерка отражает собой последовательность этих событий, происшествий, встреч, являющихся содержанием путешествия (приключений) журналиста. Путевые очерки могут преследовать самые разные цели. Так, главным для журналиста может стать показ того, как в разных городах, районах, через которые он проезжает, решается какая-то одна проблема (например, как государство заботится об инвалидах).

Инструкция

Очерк - один из наиболее трудоемких журналистских материалов. В центре портретного - личность, характер. Приступая к написанию произведения, обозначьте для себя два вектора, два объекта предстоящего жизнеописания. Первый - это социальные отношения вашего героя с его окружением, второй - его внутренняя жизнь.

Написанию очерка предшествует сбор материалов о вашем герое. Беседы с ним и с теми, кто его хорошо знает - основные источники информации. Главное - , о котором будете писать, почувствовать его, узнать о том, чем он , чем гордится в этой жизни и о чем больше всего сожалеет. Выберите ключевые моменты.

Без ссылки на основные вехи биографии в очерке не обойтись, но главное здесь - не подменить интересный изложением анкетных данных. Читателю интересна натура в действии. Рассказать о положительных чертах характера вашего героя (честности, трудолюбии, настойчивости и других) вы должны не простым перечислением, а фактами. Покажите, как он вел себя в неординарных ситуациях, в драматические моменты своей жизни.

Портретный очерк или словесный портрет не обязательно должен состоять только из описания внешности вашего героя, его походки и . Характеристики его внешнего облика могут послужить вам отличным зеркалом, отражающим его внутренний мир. Как про глаза говорят, что они – зеркало души, так и руки могут многое рассказать .

Но не ограничивайте себя описанием только вашего визуального впечатления от портретируемого. Подключите и другие каналы восприятия: слух, осязание, даже обоняние. Как звучит голос того, о ком вы собираетесь написать? Как выражается характер через голос персонажа? Каково на ощупь его рукопожатие? Есть ли у него какой-то особенный ?

Вы можете пойти еще одним путем – описать какой-нибудь яркий случай из жизни вашего персонажа и тем самым проиллюстрировать, как через поступок проявляется характер, дать портрет в действии, показать вашего героя в жизни, а не просто в обрамлении слов.

Очерк - это художественно-публицистический жанр, для него характерен синтез художественного описания и аналитического начала. В проблемном очерке автор поднимает и анализирует какую-либо политическую, экономическую, социальную, философскую или культурную проблему. Цель такого очерка - понять причину возникновения проблемы и проанализировать дальнейшие пути ее развития.

Инструкция

Чтобы написать проблемный очерк, нужно хорошо разбираться в той теме, которую вы выбрали. Очерк предполагает глубинный , ограничиваться здесь поверхностными описаниями нельзя. Поэтому прежде, чем начинать создавать проблемный очерк, изучите явление, почитайте необходимую литературу, посмотрите, что писали по этому поводу другие . Проблема должна касаться лично вас, быть для вас интересной и важной, только серьезное отношение к теме и неподдельное желание разобраться в сложной ситуации может сделать очерк по-настоящему и правдивым.

Авторское «я» в очерке выражается очень ярко. Помните о том, что писать нужно от первого лица, знакомить читателя именно со своим видением проблемы. Вы должны глубоко проникнуться проблемой, ярко обрисовать ее перед читателем и выразить свое отношение. Для того чтобы придать очерку драматизм, можно сталкивать противоположные мнения. Разыщите нескольких , каждый из которых относится к проблеме по-разному, конфликт в очерке важен точно так же, как и в большинстве прозаических .

Очерк не должен быть перегружен всевозможными цифрами, статистиками и графиками. Использование сухой и точной информации - это статьи. Очерк же живым художественным языком. Если вы все-таки хотите использовать статистические данные, сопровождайте их собственными комментариями и примерами, цифры должны восприниматься читателем легко. Старайтесь сделать так, чтобы ваш очерк напоминал или . Допускаются пространные размышления и параллели с другими художественными текстами или событиями. Главное - не забывать о достоверности. Вся информация, которую сообщает , должна быть правдивой и проверенной. Очерк допускает художественные обороты, но вымысла в нем быть не должно.

Видео по теме

Путевой очерк – это журналистский жанр, в котором может проявить себя как профессионал, так и начинающий журналист. Он относится к тем жанрам, которые стояли еще у истоков журналистики и имеет некоторые отличительные особенности.

Инструкция

Поставьте цель, которую будет преследовать ваш путевой очерк. Для чего вы его пишете? Может быть, чтобы рассказать людям о том, что вас взволновало? Или, быть может, вы хотите таким образом отразить политическую или культурную ситуацию в той или иной стране? Цели могут быть самыми разными, поэтому их нужно сформулировать заранее и постоянно держать в голове.

Отправьтесь в путешествие. Писать путевой очерк просто фантазируя нельзя. Это именно тот жанр, который предполагает ваше личное присутствие в описанном месте. Не столь важно, куда вы отправитесь - в кругосветное путешествие или в соседнюю деревню. Главное, что вы должны глазами видеть то, о чем пишете, переживать это на собственной шкуре.

Во время путешествия делайте какие-то важные пометки. Не обязательно сразу садиться и писать весь очерк целиком. Просто запоминайте события, интересные моменты, детали местного колорита, которые вы заметили, отмечайте, что вам понравилось и не понравилось. Помните, что вы не должны концентрировать свое внимание на какой-то определенной личности – это уже выходит за рамки понятия классического путевого очерка.

Делайте фотографии. Человеческая память не слишком долговечна, и чтобы написать действительно качественный и интересный очерк, лучше освежить воспоминания. И в этом вам помогут не только ваши пометки, но и фотоснимки. Вы можете также вести аудиодневник – записывайте на диктофон какие-то вещи, которые вас взволновали, привлекли ваше внимание.

Соберите все свои предварительные записи и снимки, внимательно их изучите. Теперь напишите полноценный качественный текст. Отложите его на некоторое время и вернитесь к нему снова. Возможно, вы захотите чем-то дополнить его, что-то в нем доработать.

Мотивация сотрудников на лучшее выполнение своих должностных обязанностей может быть денежная или нематериальная. Конечно, первое всегда предпочтительнее, но и о втором варианте забывать не стоит. Внимание к сотрудникам со стороны руководства ценится очень высоко.