Эмоциональные дальтоники: почему не все способны осознать собственные чувства. Эмоции

Чувства и эмоции тесно связаны с нашими внутренними качествами, они просто являются отражением того, что происходит у нас внутри. Мы часто боимся и отрицаем собственные эмоции, путаем эмоции с чувствами, чувства с состояниями.

Пообщавшись с людьми, побывав на множестве тренингов и проведя не одну консультацию, мы убедились, что люди совсем не осознают своих эмоций. О нет, они не бесчувственные болваны, они продолжают испытывать весь спектр эмоций, совершенно не понимая, какую именно эмоцию они испытывают в данный момент. Самый простой и распространенный вопрос на всех тренингах и психологических консультациях: «Что ты сейчас чувствуешь?» - ставит людей в тупик.

Совершенно невозможно разобраться со своими проблемами, если не можешь даже определить, что ты чувствуешь к тому или иному человеку или ситуации, или по поводу того или иного события.

Что вызывает чувства и эмоции

Не только наши чувства и эмоции не осознаются сами по себе, но и их причины остаются для многих загадкой.

Эмоций и чувств огромное количество и окончательного их перечня нет ни в психологии, ни в физиологии. Причина этого в том, что многие эмоции и чувства - это явления исключительно социальные. Появление новых эмоций или приобретение ими иного значения обусловлено развитием общества. Многие эмоции и чувства мы не ощущаем при рождении, а научаемся им у наших родителей, родственников, друзей, знакомых и даже у TV и киноиндустрии. Все они вместе взятые с самого раннего детства показывают и рассказывают нам, что мы должны чувствовать, как и в каких ситуациях. Если ты не испытываешь определенную гамму чувств и ощущений по какому-то конкретному поводу, тебя считают странным, не от мира сего или и того лучше – бесчувственным и эгоистичным.

Врожденные эмоции человека

Помимо социально обусловленных эмоций, есть еще и врожденные. Это эмоции, имеющиеся у младенца с рождения. Некоторые специалисты к врожденным причисляют эмоции, которые проявляются у младенца вскоре после рождения, где социальный фактор и обучение родителями играет, по-видимому, минимальную роль. Список этих эмоций очень мал и ни ученые, ни психологи, не пришли к единому мнению, какие именно эмоции в него должны входить. Многие соглашаются, что радость - довольство, интерес - возбуждение, удивление - испуг, гнев - злость, отвращение, страх – вот те эмоции, которые являются врожденными, остальным нас научили.

Мы думаем, что пора «вынуть голову из песка» и разобраться, что мы чувствуем на самом деле, что вызвало у нас эту эмоцию и кто нас «научил» чувствовать именно так, а не иначе.

Читайте и удивляйтесь:-)

А

Азарт - эмоциональное состояние, которое отличает очень сильный интерес к происходящему и упорное желание продолжать.

Виды азарта:

  • Ресурсный азарт - в этом состоянии эффективность действий очень высокая.

Азарт при занятии любимым делом; азарт предпринимателя; азарт при освоении новых знаний.

  • Азарт разрушительный - в нём самоконтроль, как правило, утрачивается.

Азарт игрока в казино.

Апатия - состояние полного равнодушия, незаинтересованности, отсутствие эмоций и чувств. Личность с апатическими проявлениями не испытывает ни удовольствия, ни неудовольствия. Часто апатия рассматривается как результат выраженного и длительного тяжелого стресса. Она представляет собой продукт защитной борьбы против невыносимых чувств отчаяния и одиночества либо угрозы смерти. Внешне проявления апатии носят характер отчужденности – «отказа» от объективного мира, но анализ нередко выявляет сохранившиеся бессознательные привязанности, отрицаемые либо дезавуированные защитой.

Б

Безмятежность - невозмутимо спокойное состояние.

Безнадежность - полное отчаяние, отсутствие всяких надежд.

Безопасность - это спокойное и уверенное состояние духа у человека, который считает себя защищенным от угрозы или опасности.

Безразличие - состояние полного равнодушия, незаинтересованности.

Беспокойство – эмоциональное состояние, характеризующееся испытанием волнения, тревоги, неудобства, неприятным предчувствием дурного. Возникает под влиянием мало понятных и неизвестных факторов внешней среды или внутреннего состояния самого человека.

Беспомощность - негативное состояние, вызванное неблагоприятными ситуациями, которые нельзя ни предупредить, ни преодолеть.

Бессилие - растерянность и сильная досада при сознании невозможности поправить тяжелое положение дел, выйти из опасного или трудного положения.

Бешенство - состояние крайней степени раздражения.

Благодарность – чувство обязанности, уважения и любви к другому человеку (в частности, выраженные в соответствующих действиях) за оказанное им благодеяние.

Блаженство - состояние полного и невозмутимого счастья, наслаждения, состояние высшей удовлетворенности, сверхчувственного неземного счастья.

Бодрость - состояние высокой энергетики, избытка сил и желания что-либо делать.

Боль - тягостное ощущение, отражающее психофизиологическое состояние человека, которое возникает под влиянием сверхсильных или разрушительных раздражителей. Душевная боль - это специфическое психическое переживание, не связанное с органическими или функциональными расстройствами. Зачастую сопутствует депрессии, душевному расстройству. Чаще продолжительна и связана с потерей близкого человека.

Брезгливость - взыскательность, привередливость в отношении чистоты, соблюдения правил гигиены (относительно еды, одежды и др.).

В

Вдохновение - состояние легкости, возможности творить, ощущение "все по силам, все получается!", делание с энтузиазмом и удовольствием.Состояние духовного обновления, нового рождения, воли к творчеству, душевного подъема, внутреннего озарения и страсти.

Веселье - беззаботно-радостное настроение, характеризующееся желанием смеяться, забавляться.

Вина - аффективное состояние, характеризующееся проявлением страха, угрызений совести и самоупреков, ощущением собственного ничтожества, страдания и потребности в раскаянии.

Влюбленность - сильное положительно окрашенное чувство (либо комплекс чувств), объектом которого является другой человек, сопровождающаяся сужением сознания, следствием чего может быть искажённая оценка объекта влюблённости.Острое эмоциональное переживание, влечение к объекту сексуального выбора. В. может быстро угаснуть или же перейти в устойчивое чувство любви.

Вожделение - страстное желание, сильное чувственное влечение, сексуальное влечение .

Возмущение - крайнее недовольство, негодование, гнев.

Волнение душевное - то же, что и физиологический аффект, состояние, снижающее способность лица понимать значение своих действий или руководить ими.

Воодушевление - повышенное желание что-то делать. Воодушевление - это предступень вдохновения, чуть менее эмоционально яркое состояние. Вдохновение возникает и развивается из воодушевления.

Восторг - переполняющая радость. Во что выльется это переполнение энергией - вопрос следующий…

Восхищение - радостное состояние любования, сияние от красоты и благодарность за красоту.

Враждебность - сильная неприязненность к кому-либо, в том числе ненависть, зложелательность.

Высокомерие - мерить взглядом кого-либо, с высоты своего величия – презрительная надменность. Отрицательное моральное качество, характеризующее неуважительно-презрительное, надменное отношение к др. людям (к отдельным личностям, определенным социальным слоям или людям вообще), связанное с преувеличением своих собственных достоинств я себялюбием.

Г

Гнев - адресная агрессия через открытое прямое давление на партнера. Мир враждебный. Гнев обычно выражается энергичным мощным криком.

Гордость - ощущение силы, свободы и высоты положения. Уважение человека, себя за свои или чьи-либо достижения, кажущиеся значимыми.

Гордыня - это кривая гордость. Уверенность человека, что он сам является единственной причиной его успехов. «Я знаю за всех как лучше для всех».

Грусть - эмоциональное состояние, когда окружающий мир кажется серым, чужим, жестким и неудобным, окрашенным в красивые прозрачно-серые и минорные тона. Часто, когда грустно хочется плакать, хочется одиночества. В грусти мир еще не враждебен, но уже не дружелюбен: он только обычен, неудобен и чужой, колкий. Обычно причина грусти - трудное событие в жизни: расставание с близким человеком, потеря близкого человека. Грусть не врожденная, а приобретенная эмоция.

Д

Двойственность - чувство раздвоенности, в результате противоположных внутренних побуждений что-то делать.

У

Уважение - позиция одного человека по отношению к другому, признание достоинств личности. Позиция, предписывающая не причинять вреда другому: ни физически – насилием, ни морально – суждением.

Уверенность - психическое состояние человека, при котором он считает некоторые сведения истиной. Уверенность является психологической характеристикой веры и убеждений человека. Уверенность может быть как результатом собственного опыта личности, так и результатом воздействия извне. Например, уверенность может появиться у человека помимо (а иногда и против) его воли и сознания под воздействием внушения. Чувство уверенности личность может вызвать у себя и путём самовнушения (например, аутогенной тренировки).

Увлечение (сверхценное) – одностороннее и интенсивное увлечение, занимающее неподобающее место в жизни человека, имеющее для него несоразмерно большое значение, особый смысл. Способность сильно увлекаться чем-либо или кем-либо связана с системой личностных ценностей и идеалов. Это, например, спортивный фанатизм, за которым, возможно, скрывается чувство неполноценности, или слишком пристальное внимание, уделяемое своей внешности, за которым может скрываться неуверенность в себе.

Удивление - это кратковременная, быстро проходящая реакция на внезапное, неожиданное событие; психическое состояние, когда что-то кажется странным, необычным, неожиданным. Удивление возникает, когда есть диссонанс между воображаемой картиной мира человека и тем, что происходит на самом деле. Чем сильнее диссонанс, тем сильнее удивление.

Удовлетворение - чувство довольства и радости по поводу исполнения своих желаний и потребностей, по поводу удачно сложившихся условий, своими действиями и т.д. Удовлетворение, как правило, приходит по достижению цели. Маленьким детям удовлетворение еще может принести сама работа, процесс, а не результаты ее выполнения. Взрослым в связи с социализацией все тяжелее получать удовлетворение от процесса.

Удовольствие - чувство, переживание, сопровождающее удовлетворение потребности или интереса (то же, что наслаждение). Удовольствие сопровождает уменьшение внутреннего напряжения (физического и психического), способствует восстановлению жизненных функций организма. За удовольствием всегда стоит желание, которое, в конечном счёте, как индивидуальное желание, общество стремится взять под контроль. Однако в процессе социализации происходит ограничение естественной установки на удовольствие. Расширяющиеся функциональные контакты с окружающими требуют от человека контролировать своё стремление к удовольствию, откладывать получение удовольствия, терпеть неудовольствие и т.п. Принцип удовольствия проявляется в противостоянии общественным требованиям и правилам и выступает в качестве основы личной независимости: в удовольствии человек принадлежит самому себе, освобождён от обязательств и в этом плане - суверенен.

Удрученность – угнетенное, мучительное, томительное состояние (от нищеты, болезни, других неблагоприятных обстоятельств, вследствие серьезных неудач).

Ужас – внезапный и сильный страх, внутреннее содрогание, высшая степень страха, пронизанного отчаянием и безнадежностью при столкновении с чем- то угрожающим, непознаваемым и чужим; головокружение от предчувствия тотального фиаско. Ужас для человека всегда принудителен, навязан извне - и в том случае, когда речь идет о психическом наваждении.

Умиление – чувство покойной, сладостной жалости, смирения, сокрушения, душевного радушного участия, доброжелательности.

Умиротворение - состояние полного покоя, удовлетворения.

Унижение – индивидуальные или групповые действия, направленные на понижение статуса человека обычно каким-то смущающим или обижающим человека путем. Некоторыми общими действиями, считающимися унижающими, являются оскорбительные слова, жесты, телодвижения, пощечины, плевки в его сторону и т. п. Некоторые специалисты считают, что ключевым моментом является то, что унижение определяется сознанием самого униженного. Для того чтобы быть униженным, человек должен считать это действие унижающим. Для некоторых людей унижение является удовольствием и источником возбуждения (напр., в сексуальных ролевых играх), но для подавляющего числа – тяжелым испытанием, которому они не хотят подвергнуться. Унижение сопровождается крайне болезненным эмоциональным потрясением и затрагивает самые чувствительные части человеческого самоуважения. Если ударить по нему слишком сильно, даже скромный человек может ответить агрессией.

Уныние – безнадежная грусть, упадок духа, потеря надежды на достижение желанного или насущного.

Упоение – состояние восторга, наслаждения, «восхищенье, восторг, нравственное, духовное охмеленье».

Усталость - физическое и психическое состояние утомления, характеризующееся ослаблением реакции, вялостью поведения, сонливостью, невнимательностью. Усталость возникает от перегрузки, от сильного напряжения, от переживаний трудностей, горя, конфликтов, от долгого занятия нудной, рутинной работой. Такое состояние – результат либо плохой организации труда, либо слабого здоровья, но причина усталости в большом количестве нерешенных межличностных и внутренних конфликтов, которые, как правило, не осознаются.

Ф

Фрустрация – состояние, возникающее в результате переживания по поводу невозможности достижения намеченных целей и удовлетворения влечений, крушения планов и надежд.

Ш

Шок (эмоциональный) - сильная эмоция, сопровождающаяся физиологическими потрясениями. Шок возникает в результате появления в жизни нового элемента, к которому субъект не способен немедленно приспособиться.

Психологи, различают:

  • слабый и мимолетный шок, на уровне приятного и неприятного;
  • шок, вызывающий более или менее долгую неприспособленность (сильная эмоция, потеря дорогого существа);
  • шок, вызывающий долгую неприспособленность и тем самым даже приводящий к безумию.

Э

Эйфория – психическое состояние радостного возбуждения и энтузиазма, сопровождающееся приподнятым настроением, возбуждением, ликованием.

Экзальтация - эмоциональное состояние приподнятой оживленности с оттенком неестественной восторженности, у которой вроде бы нет повода. Проявляется то в виде мечтательного настроения, то необъяснимого воодушевления.

Бойтесь своих желаний! Они сбываются рано или позд...

Мне 22 года, недавно переехал в другой город, работаю системным администратором.
Проблема в том, что у меня абсолютно нет эмоций. С детства я не понимал как мне жить в этом мире, друзей не было, к родным никогда не обращался, все проблемы решал сам. В итоге начитался книжек по психологии, в частности изучил проекции и как ими управлять, в итоге проецировал на себя такого человека которого считал идеальным, всегда и везде вел себя правильно, все действия выверены, над любым действием и словом думал, сравнивал с тем самым "Идеальным человеком", представлял как бы он повел себя в данной ситуации и делал так же. В итоге проблемы появились тогда, когда начались отношения с девушками, я ничего не чувствую к ним, кроме физического влечения. На деле получается так, что если девушка любит меня - я люблю ее, изменяет мне - я изменяю, делает мне больно - я делаю ей больно. Так я и понял что существую я как зеркало, я не знаю как себя вести по-другому, а внутри одно и то же: меня любят, а мне все равно, со мной расстаются, а мне все равно. Так же я недавно уехал жить в другую страну, на родине у меня остались родители, маленький братишка, все друзья, но опять же я не чувствую к ним ничего, я не скучаю, я не злюсь, я не радуюсь, когда говорю с ними по телефону.
Как говорится "сам себе психолог - это как сам себе стоматолог, трудно, неудобно и чревато последствиями". Совсем недавно я понял что последствия уже наступили, я не понимаю что мне делать дальше, я устал от масок, устал от проекций, я не хочу никого зеркалить, я хочу чувствовать, я хочу нормальной жизни, но не понимаю как мне себя вести и что мне делать, ведь у меня нет своих эмоций, я ворую чужие. Пожалуйста, помогите мне.

...устал от масок..

Маска прилипла? Расшатывайте ее. Каждый день устраивайте себе час ЧЕГОХОЧУДЕЛАНИЯ.

Стойте на голове, валяйтесь на полу кричите, стройте рожи, хохочите и пр.

После этого опишите свои чувства. Словарик чувств можно посмотреть здесь:

http://www.b17.ru/blog/610/

Работа с психологом в реале - в помощь

Хороший ответ 7 Плохой ответ 2

Здравствуйте, Сергей! Похоже, вы немного запутались - где вы "зеркало", а где настоящий. Ваши чувства никуда от вас не делись. Просто от того, что вы долгое время их прятали от себя - утратилась способность свободно и легко их выражать.

Предлагаю вам на время отойти от вашего идеального образа. Он вам мешает понять, кто вы есть на самом деле, чего хотите ВЫ, а не идеальный образ. Слушайте себя. Старайтесь почувствовать себя - что вам нравится, а что нет, что вызывает интерес, а что скуку. Со временем способность быть живым вернется к вам. С девушками тоже все наладится.

Сергей, вы правильно написали Как говорится "сам себе - это как сам себе стоматолог, трудно, неудобно и чревато последствиями"

Иногда лучше обратится к специалисту, чтобы он помог тебе решить проблему. Может, вам тоже лучше выбрать себе психолога , который вам поможет разобраться в себе? Выберите себе специалиста, к которому испытываете доверие, походите к нему на встречи - сбережете себе и нервы и время!

Удачи вам!

Хороший ответ 4 Плохой ответ 0

Добрый день, 19 лет, у меня пропали какие-либо эмоции и чувства. Не могу точно назвать в какой именно момент времени и связано ли это с каким-то одним конкретным событием. В школе (класса до 8-9) я был общительным, весёлым, у меня постоянно была как минимум пара друзей или какая-нибудь компания, с которыми я проводил почти всё свободное время. В общении с девочками у меня проблем тоже не было. Но в школе была одна девчонка, которую я сильно любил, хотя толком не знал - я даже с ней почти общался, потому что она вечно была с кем-то ещё и я думал, что не смогу с ней общаться и т.Д., Но мне было достаточно того, что она мне очень нравилась внешне и в общем её образ, а остальное - положительные качества, какой-то дополнительный интерес, как мне сейчас кажется, я додумал для себя сам. В один прекрасный момент мне устроили с ней встречу - меня посадили с ней за одну парту на все уроки. А с ней я был максимально стеснительный, сидел всё время молча - если и говорил что-то. То это были какие-то вопросы по урокам, но этого было совсем немного. Я даже боялся показываться ей, почти всё время я сидел уткнувшийся носом в тетрадь, заслонив рукой своё лицо, что бы не видеться с ней зрительно. Моё времяпрепровождение в школе превратилось в одно - волнение. Почему я просто не пересел, хотя, наверное, была возможность? Как же, со мной сидит "любовь всей моей жизни", быть с ней больно, но... Не то, чтобы даже приятно, не могу точно сказать, почему именно я терпел это, - наверное,я хотел быть ближе к ней хотя бы так и надеялся. Что это выльется хотя бы в дружбу (как ни странно,я потом узнал,что она до конца относилась ко мне нормально,хотя вряд ли считала меня другом). Параллельно с этим / из-за этого я сильно увлёкся компьютером, появился интернет, бросил гулять со своей компанией на улице и начал потихоньку замыкаться на себе, появилось волнение во многих ситуациях,сопровождающее меня и по сей день, когда я пытаюсь выйти на какое-то общение. В последние годы школы моё общение было таким же, как и остаётся сейчас, - я не испытываю интереса или каких-либо эмоций во время разговора, мне просто всё равно. Иногда я могу заинтересоваться чем-то, но это обычно какой-нибудь один вопрос и после этого разговор затухает. Сейчас обычно я общаюсь, когда есть какое-нибудь общее занятие, когда же оно кончается, наступает множество неловких пауз, которые я пытаюсь прервать хоть какими-то вопросами к собеседнику, но мне обычно всё равно на ответы на эти вопросы, и в какой-то момент и они кончаются, мне становится скучно или просто не знаю, что говорить, тогда после ещё одной длинной паузу я прощаюсь и ухожу. Иногда, когда ко мне обращаются или чего-то рассказывают я, логически понимания, что нужно делать в таких ситуациях, стараюсь показывать свою заинтересованность, немного расспрашиваю, улыбаюсь, но на самом деле мне всё равно. Сразу прошу прощения за такую простыню текста, где, наверное. Утонуть можно от количества воды, пытался расписать всё, что пришло в голову. В каком направлении мне стоит двигаться и что делать, чтобы вернуть эмоции и чувства?

Вопрос психологу:

Добрый день! Последнее время я испытываю полное безразличие к своей жизни. Всегда во всем ищу какой то смысл. Не вижу смысла посещать свою работу, общаться с коллегами, в том числе спорить, шутить, смеяться и проявлять активность. В личной жизни такая же ситуация, безумно люблю своего молодого человека, но почему то перестаю видеть смысл в наших отношениях, хотя в них все замечательно. Даже стала сомневаться в своих чувствах к нему. Как будто пустота внутри. Это состояние меня пугает. Полное отсутствие эмоций и положительных и негативных. С чем это может быть связано? Буквально неделю-полторы назад я чувствовала наоборот нервное расстройство, была жуткая паранойя, что мой парень меня не любит, что не хватает денег и времени на радости жизни. Пыталась всячески себя успокоить, ведь нет повода переживать, я сама придумывала себе проблемы. В итоге поняла, что их у меня нет. Но я переживаю, что у меня не обычное спокойствие, а настоящая апатия, которая может привести меня к необдуманным поступкам. Ведь я на грани от мысли уволиться с работы и расстаться с молодым человеком. Понимаю что так делать не надо, но что то как будто заставляет меня сделать это. В голове только одна мысль "У меня нет желания это продолжать". Стоит ли мне уйти в депрессию с головой и прожить ее в полном одиночестве или есть способ как прийти в себя?

На вопрос отвечает психолог Соколова Анна Викторовна.

Елизавета, добрый день.

Читаю ваше письмо и меня создается две версии происходящего с вами: либо у вас осенняя хандра, либо в вашей жизни необходимы перемены. Есть и третья версия: и то и другое вместе.

И я склоняюсь больше ко второму варианту. Елизавета, в жизни бывают такие моменты, когда нам просто необходимы перемены, когда мы не можем жить по-старому, когда мы чувствуем, что живем не так как хотим и у нас складывается ощущение, что мы занимаемся не тем, о чем мечтали. Индикатором такого положения вещей является отсутствие интереса к привычному ходу событий в нашей жизни, внутренняя опустошенность, нежелание делать привычные дела и продолжать отношения с любимым и близким человеком. Елизавета, мне нравится, то что вы достаточно разумно относитесь к сложившейся ситуации и пытаетесь разобраться и не идти на поводу у эмоций.

Давайте проанализируем вашу ситуацию. И для этого, попытайтесь ответить на свой вопрос самостоятельно: С чем может быть связано ваше состояние? Чем это было вызвано? Соответствует ли это Вашим ценностям/планам/образу жизни?

А теперь давайте попытаемся найти выход из данной ситуации:

Что бы Вы сделали, если бы ничто не влияло на Ваше решение? Что бы Вы сделали, если бы можно было все начать сначала? Что бы Вы сделали, если бы можно было переиграть всю ситуацию заново? Если бы я была в вашей шкуре и попросила бы у вас совета, что бы вы посоветовали мне в первую очередь? Каковы возможные решения этой проблемы?

А сейчас давайте определимся с целями:

Чего Вы хотите?Покопайтесь глубоко в себе и найдите ответ, это ключевой вопрос.

В чем заключается Ваша цель?

На что Вы рассчитываете в итоге?

А теперь давайте разработаем план действий для выхода из ситуации и получения желаемого результата:

Как Вы можете изменить ситуацию в лучшую сторону?

Какие существуют варианты возможных действий?

Что бы Вы выбрали, если бы на Ваше решение не влияли внешние факторы? И что Вы будете делать теперь? Каким будет ваш первый шаг? Когда? Какой второй шаг вы сделаете?

А теперь поговорим о ваших ресурсах:

Что Вам необходимо для принятия решения?

Какими ресурсами Вы располагаете?

Елизавета, ответив на эти вопросы у вас сложится понимание ситуации, ее причины и пути выходы из нее, вы сможете понять, чего именно вы хотите и как этого достичь.

А если все-таки у вас осенняя "печалька"?

Вот некоторые признаки осенней хандры:

Нежелание общаться

Замкнутость

Пассивность, нежелание вести активную деятельность

Сонливость

Раздражительность

Обидчивость

Бессоннтица

Повышенная усталось

Проблемы с аппетитом

Уменьшение светового дня

Скачки атмосферного давления

Учащение магнитных бурь

Сезонная перестройка организма

Что с этим делать?

1.Используйте по-максимуму это время года!

2.Растворитесь в любимой книге!

3.Балуйте себя вкусными травяными чаями.

Это жалоба, которую приходится слышать очень часто. Отсутствие чувств, пленочка безразличия, которая незаметно затягивает целую жизнь, заболачивает ее скукой, равнодушием и мутной бессмысленностью. Пыльная рутина и постоянная усталость — вечные спутники этого состояния.

Позвольте представить, перед Вами госпожа Апатия. Дама неброская, одетая во что-то серое и бесформенное, тихо и незаметно обосновалась в углу комнаты. Удивительно, и как только, при всей ее вялости и неподвижности, ей удается так быстро захватить власть над всеми, кто оказывается рядом.


Первый путь формирования апатии — это следствие блокировки чувств.

Зашкаливающие токсические эмоции могут быть настолько болезненны и непереносимы, что их осознание и проживание воспринимается, как угрожающее жизни. Невозможно тяжелое. Тогда единственный способ как-то с ними справится — это приглушить их, подавить, заморозить. И это правда работает! Как будто анестезию провели — боли нет, только легкий холодок. Вот только невозможно выборочно подавить лишь боль. Подавляется все скопом: и радость, и удовольствия, и жизненная энергия. Это состояние оглушенного оцепенения, вялой раздавленности, нескончаемой усталости, которая не проходит с отдыхом. Тело тяжелое, словно нагруженное гирями, простейшие действия могут даваться с огромным трудом. Порой даже встать, умыться и одеться становится небольшим подвигом.

В острой, выраженной форме это бессилие придавливает тяжелой плитой, не позволяет ходить на работу, невозможно сосредоточиться вообще ни на чем. Сплошная вата в голове. На пике этих переживаний может возникать состояние болезненного психического бесчувствия — когда сама неспособность ощущать чувства, становится настолько тотальной и всеобъемлющей, что сама по себе причиняет очень мучительное страдание. Человек готов и хотел бы почувствовать любую боль, лишь бы ощутить себя живым, а не деревянным Буратино. Но не может.

Часто эти переживания не столь выражены, а создают пыльный, годами стелющийся фон, мерно высасывающий силы. Болезненные анестезированные чувства не дают о себе знать, а заморозка все же не столь тотальна, чтобы полностью лишить жизни. Можно ставить цели, добиваться результатов, даже пытаться развлекаться. Все это, правда, будет позванивать холодным металлом или напоминать ярко раскрашенный искусственный пластик, но, что поделать. Приходится платить цену за освобождение от боли. Это депрессивный (анестетический) вариант развития апатии. И он обычно хорошо поддается лечению. При острых формах основной упор идет на медикаментозное лечение, при хронических возрастает роль психотерапии. Но эта психотерапия будет несладкой — чтобы возродить чувства, придется оживить и пережить всю ту боль, что когда-то была заморожена.


Второй путь, по которому разрастается апатия — это не распознавание чувств.

"Я не знаю, что я чувствую" — вот типичные слова для таких пациентов. Что-то подкатывает к горлу, застревает в груди. Но как это назвать, какие слова подобрать для описания своих ощущений — непонятно. Часто близкие эмоции словно слеплены между собой, не проводится внутреннего различия между, скажем, грустью и тоской или восторгом и радостью. Порой от всего спектра человеческих чувств остаются только два спрессованных полуфабриката: позитив и негатив. В другом случае проблема даже не в том, чтобы назвать чувство, а просто чтобы его заметить, зафиксировать. Многим, наверное, знакома ситуация, когда взбешенный человек, яростно уверяет окружающих, что он ни капельки ни злится. Просто не осознавая, не отслеживая, что с ним происходит.

А теперь представьте себе, что точно по такому механизму, совершенно не фиксируя, что они чувствуют, и даже не представляя, не замечая, как они эти чувства проявляют вовне, некоторые люди проживают большую часть своего времени. Либо, даже если по какому-то счастливому стечение обстоятельств, чувство все же будет замечено, забывается оно очень быстро. Не оставляет в памяти сколько-нибудь значимого следа. Было — и как корова языком слизала. Что-то смутное едва доносится из глубин сознания, словно было не вчера, а несколько лет назад.

Получается, что эмоциональная жизнь у таких людей может быть очень бурной и насыщенной. Вот только проходит вся мимо сознания. Не осмысленное, не замеченное, не названное чувство обречено остаться импульсивным порывом, мимолетным всплеском, и нет никакой возможности при таком раскладе, выстраивать свою жизнь ориентируясь на самого себя, на свои ощущения. Ведь они так и остаются за семью печатями. Вроде как есть, вроде растаскивают в разные стороны, но что это, как, откуда берется и чем вызвано — загадка.

А на уровне сознания остается только пустота. Все смазывается, затирается, забывается. Слепливается в один невнятный спутанный ком. Нет возможности услышать себя, и кажется, что внутри и нет ничего. Это алекситимический путь возникновения апатии. Лекарства тут уже не смогут помочь никак. Только психотерапия. Причем долгосрочная. Это очень непросто для таких людей научиться прислушиваться к самим себе, замечать, что с ними, находить точные слова для описания своих чувств. А еще — запоминать их, оставлять в памяти, позволять им расцвечивать дни и годы. Это как будто учиться владеть мышцей, о существовании которой никогда раньше не подозревал.


Ну и еще один вариант возникновения апатии — это просто отсутствие чувств.

Они не заблокированы, и не то чтобы не распознаются. Их правда нет. Это, если можно так выразится, ядерный вариант апатии, истинный. Ее дефицитарный вариант. Чувства могут быть порушены в результате психического заболевания, просто не сформироваться при развитии. Скажем, при различных формах аутизма. Не зря люди, страдающие психическими расстройствами часто находят у себя как бы симптомы аутизма — там действительно много общего. Поражаются в первую очередь эмоции отвечающие за социальную компетентность, умение почувствовать состояние другого человека, да и вообще понять, как люди находят друг с другом точки пересечения.

В несколько других вариантах эти дефициты существуют при патологиях характера. Там не сформированы вовсе либо недоразвиты высшие эмоции, такие как способность к любви, благодарности, сопереживанию. Связи с другими людьми формальны, механистичны. Мир человеческих отношений превращается тогда в пустынный и выхолощенный, пропитанный ритуализованными играми, главная цель которых заполнить пустоту и хоть немного развеять скуку. Все, что происходит между людьми превращается в пустозвонный фарс, бессмысленную показуху, крысиные гонки. Нет личной сопричастности к тому, что происходит, все делается формально, для галочки, потому что положено.

Работать с дефицитами очень сложно. Чтобы вырастить, прорастить в себе чувства, которые были стерты либо вовсе всегда отсутствовали, научиться их испытывать, нужно колоссальное душевное усилие, причем систематическое, в течение длительного времени. Это кропотливая, очень затратная работа, которая длится годами. На такое решаются обычно от полной непереносимости того, что происходит сейчас. Зато результат этой работы, если удается достичь успеха — как будто сухое дерево зацвело. Мне кажется, это того стоит. Впрочем, тут каждый решает за себя сам.