Гофман музыкальные произведения. Эрнст гофман краткая биография

Творчество Эрнста Теодора Амадея Гофмана (1776-1822)

Один из ярчайших представителей позднего немецкого романтизма – Э.-Т.-А. Гофман , который был уникальной личностью. Он совмещал в себе талант композитора, дирижера, режиссера, живописца, писателя и критика. Довольно оригинально описал биографию Гофмана А.И. Герцен в своей ранней статье «Гофман»: «Всякий божий день являлся поздно вечером какой-то человек в один винный погреб в Берлине; пил одну бутылку за другой и сидел до рассвета. Но не воображайте обыкновенного пьяницу; нет! Чем более он пил, тем выше парила его фантазия, тем ярче, тем пламеннее изливался юмор на все окружающее, тем обильнее вспыхивали остроты». О самом же творчестве Гофмана Герцен писал следующее: «Одни повести дышат чем-то мрачным, глубоким, таинственным; другие – шалости необузданной фантазии, писанные в чаду вакханалий. <…> Идиосинкрасия, судорожно обвивающая всю жизнь человека около какой-нибудь мысли, сумасшествие, ниспровергающее полюсы умственной жизни; магнетизм, чародейная сила, мощно подчиняющая одного человека воле другого, – открывает огромное поприще пламенной фантазии Гофмана».

Основной принцип поэтики Гофмана – сочетание реального и фантастического, обычного с необычным, показ обыденного через необычное. В «Крошке Цахесе», как и в «Золотом горшке», обращаясь с материалом иронически, Гофман ставит фантастичность в парадоксальные взаимоотношения с самыми будничными явлениями. Действительность, каждодневная жизнь становится у него интересной при помощи романтических средств. Едва ли не первым среди романтиков Гофман ввел современный город в сферу художественного отражения жизни. Высокое противостояние романтической духовности окружающему бытию происходит у него на фоне и на почве реального немецкого быта, который в искусстве этого романтика превращается в фантастически злую силу. Духовность и вещественность вступают здесь в противоречие. С огромной силой показал Гофман мертвящую власть вещей.

Острота ощущения противоречия между идеалом и действительностью реализовалась в знаменитом гофмановском двоемирии. Тусклая и пошлая проза обыденной жизни противопоставлялась сфере высоких чувств, способности слышать музыку вселенной. Типологически все герои Гофмана делятся на музыкантов и немузыкантов. Музыканты – духовные энтузиасты, романтические мечтатели, люди, наделенные внутренней раздробленностью. Немузыканты – люди, примиренные с жизнью и с собой. Музыкант вынужден жить не только в области золотых снов поэтической мечты, но и постоянно сталкиваться с непоэтической реальностью. Это рождает иронию, которая направлена не только на реальный мир, но и на мир поэтической мечты. Ирония становится способом разрешения противоречий современной жизни. Возвышенное сводится до обыденного, обыденное поднимается до возвышенного – в этом видится двойственность романтической иронии. Для Гофмана была важна идея романтического синтеза искусств, который достигается путем взаимопроникновения литературы, музыки и живописи. Герои Гофмана постоянно слушают музыку его любимых композиторов: Кристофа Глюка, Вольфганга Амадея Моцарта, обращаются к живописи Леонардо да Винчи, Жак Калло. Будучи одновременно и поэтом, и живописцем, Гофман создал музыкально-живописно-поэтический стиль.

Синтез искусств обусловил своеобразие внутренней структуры текста. Композиция прозаических текстов напоминает сонатно-симфоническую форму, которая состоит из четырех частей. В первой части намечаются основные темы произведения. Во второй и третьей частях происходит их контрастное противопоставление, в четвертой части они сливаются, образуя синтез.

В творчестве Гофмана представлены два типа фантастики. С одной стороны, радостная, поэтическая, сказочная фантастика, восходящая к фольклору («Золотой горшок», «Щелкунчик»). С другой стороны, мрачная, готическая фантастика кошмаров и ужасов, связанная с душевными отклонениями человека («Песочный человек», «Эликсиры сатаны»). Основная тема творчества Гофмана – взаимоотношения искусства (художников) и жизни (обывателей-филистеров).

Примеры подобного разделения героев встречаем в романе «Житейские воззрения кота Мурра» , в новеллах из сборника «Фантазии в манере Калло»: «Кавалер Глюк» , «Дон Жуан», «Золотой горшок» .

Новелла «Кавалер Глюк» (1809) – первое опубликованное произведение Гофмана. Новелла имеет подзаголовок: «Воспоминание 1809 года». Двойственная поэтика заглавий свойственна почти всем произведениям Гофмана. Она обусловила и другие черты художественной системы писателя: двуплановость повествования, глубокое взаимопроникновение реального и фантастического начал. Глюк умер в 1787 году, события новеллы относятся к 1809 году, а композитор в новелле действует как живой человек. Встреча умершего музыканта и героя может интерпретироваться в нескольких контекстах: либо это мысленная беседа героя с Глюком, либо игра воображения, либо факт опьянения героя, либо фантастическая реальность.

В центре новеллы – противопоставление искусства и реальной жизни, общества потребителей искусства. Гофман стремится выразить трагедию непонятого художника. «Я выдал священное непосвященным…» – говорит Кавалер Глюк. Его появление на Унтер ден Линден, где обыватели пьют морковный кофе и толкуют о башмаках, кричаще нелепо, а потому фантасмагорично. Глюк в контексте повести становится высшим типом художника, который и после смерти продолжает творить, совершенствовать свои произведения. В его образе воплотилась идея бессмертия искусства. Музыка трактуется Гофманом как тайная звукопись, выражение невыразимого.

В новелле представлен двойной хронотоп: с одной стороны, присутствует реальный хронотоп (1809 год, Берлин), а с другой стороны, на этот хронотоп накладывается другой, фантастический, который расширяется, благодаря композитору и музыке, которая размыкает все пространственные и временные ограничения.

В этой новелле впервые обнаруживает себя идея романтического синтеза разных художественных стилей. Она присутствует за счет взаимных переходов музыкальных образов в литературные и литературных в музыкальные. Вся новелла переполнена музыкальными образами и фрагментами. «Кавалер Глюк» – музыкальная новелла, художественное эссе о музыке Глюка и о самом композиторе.

Еще один тип музыкальной новеллы – «Дон Жуан» (1813). Центральная тема новеллы – постановка оперы Моцарта на сцене одного из немецких театров, а также интерпретация ее в романтическом ключе. Новелла имеет подзаголовок – «Небывалый случай, происшедший с неким путешествующим энтузиастом». Этот подзаголовок раскрывает своеобразие конфликта и типа героя. В основе конфликта лежит столкновение искусства и обыденной жизни, противостояние истинного художника и обывателя. Главный герой – путешественник, странник, от имени которого ведется повествование. В восприятии героя донна Анна является воплощением духа музыки, музыкальной гармонии. Через музыку ей открывается высший мир, она постигает трансцендентальную реальность: «Она призналась, что для нее вся жизнь – в музыке, и порою ей чудится, будто то заповедное, что замкнуто в тайниках души и не поддается выражению словами, она постигает, когда поет». Впервые возникающий мотив жизни и игры, или мотив жизнетворчества, получает осмысление в философском контексте. Однако попытка достичь высшего идеала заканчивается трагически: смерть героини на сцене оборачивается смертью актрисы в реальной жизни.

Гофман творит свой литературный миф о Дон Жуане. Он отказывается от традиционного толкования образа Дон Жуана как искусителя. Он – воплощение духа любви, Эроса. Именно любовь становится формой приобщения к высшему миру, к божественной первооснове бытия. В любви Дон Жуан пытается проявить свою божественную сущность: «Пожалуй, ничто здесь, на земле, не возвышает так человека в самой его сокровенной сущности, как любовь. Да, любовь - та могучая таинственная сила, что потрясает и преображает глубочайшие основы бытия; что же за диво, если Дон Жуан в любви искал утоления той страстной тоски, которая теснила ему грудь». Трагедия героя видится в его раздвоенности: он сочетает в себе божественное и сатанинское, созидательное и разрушительное начала. В какой-то момент герой забывает о своей божественной природе и начинает глумиться над природой и творцом. Донна Анна должна была спасти его от поисков зла, так как она становится ангелом спасения, но Дон Жуан отвергает покаяние и становится добычей адских сил: «Ну, а если само небо избрало Анну, чтобы именно в любви, происками дьявола сгубившей его, открыть ему божественную сущность его природы и спасти от безысходности пустых стремлений? Но он встретил ее слишком поздно, когда нечестие его достигло вершины, и только бесовский соблазн погубить ее мог проснуться в нем».

Новелла «Золотой горшок» (1814), как и рассмотренные выше, имеет подзаголовок: «Сказка из новых времен». Жанр сказки отражает двойственное мироощущение художника. Основу сказки составляет бытовая жизнь Германии конца XVIII – начала XIX века. На этот фон наслаивается фантастика, за счет этого и создается сказочно-бытовой мирообраз новеллы, в которой все правдоподобно и в то же время необычно.

Главный герой сказки – студент Ансельм. Житейская неловкость сочетается в нем с глубокой мечтательностью, поэтическим воображением, а это, в свою очередь, дополняется помыслами о чине надворного советника и хорошем жаловании. Сюжетный центр новеллы связан с противопоставлением двух миров: мира обывателей-филистеров и мира романтиков-энтузиастов. В соответствии с типом конфликта все действующие лица образуют симметричные пары: Студент Ансельм, архивариус Линдгорст, змейка Серпентина – герои-музыканты; их двойники из обыденного мира: регистратор Геербранд, конректор Паульман, Вероника. Тема двойничества играет важную роль, так как генетически связана с концепцией двоемирия, раздвоения внутренне единого мира. В своих произведениях Гофман пытался представить человека в двух противоположных образах духовной и земной жизни и изобразить бытийного и бытового человека. В возникновении двойников автор видит трагизм существования человека, потому что с появлением двойника герой утрачивает целостность и распадается на множество отдельных человеческих судеб. В Ансельме нет единства, в нем живут одновременно любовь к Веронике и к воплощению высшего духовного начала – Серпентине. В итоге духовное начало побеждает, силой своей любви к Серпентине герой преодолевает раздробленность души, становится истинным музыкантом. В награду он получает золотой горшок и поселяется в Атлантиде – мире бесконечного топоса. Это сказочно-поэтический мир, в котором правит архивариус. Мир конечного топоса связан с Дрезденом, в котором властвуют темные силы.

Образ золотого горшка, вынесенный в заглавие новеллы, приобретает символическое звучание. Это символ романтической мечты героя, и в то же время довольно прозаическая вещь, необходимая в быту. Отсюда возникает относительность всех ценностей, помогающая, вместе с авторской иронией, преодолеть романтическое двоемирие.

Новеллы 1819-1821 гг.: «Крошка Цахес», «Мадемуазель де Скюдери», «Угловое окно».

В основе новеллы-сказки «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» (1819) лежит фольклорный мотив: сюжет присвоения подвига героя другим, присвоение успеха одного человека другим. Новелла отличается сложной социально-философской проблематикой. Главный конфликт отражает противоречие между таинственной природой и враждебными ей законами социума. Гофман противопоставляет личностное и массовое сознание, сталкивая индивидуального и массового человека.

Цахес – низшее, первобытное существо, воплощающее темные силы природы, стихийное, бессознательное начало, которое присутствует в природе. Он не стремится преодолеть противоречие между тем, как его воспринимают окружающие и тем, кто он есть в действительности: «Было безрассудством думать, что внешний прекрасный дар, коим я наделила тебя, подобно лучу, проникнет в твою душу и пробудит голос, который скажет тебе: «Ты не тот, за кого тебя почитают, но стремись сравняться с тем, на чьих крыльях ты, немощный, бескрылый, взлетаешь ввысь». Но внутренний голос не пробудился. Твой косный, безжизненный дух не мог воспрянуть, ты не отстал от глупости, грубости, непристойности». Смерть героя воспринимается как нечто равноценное его сущности и всей жизни. С образом Цахеса в новеллу входит проблема отчуждения, герой отчуждает все лучшее от других людей: внешние данные, творческие способности, любовь. Так тема отчуждения переходит в ситуацию двойничества, утраты героем внутренней свободы.

Единственный герой, который не подвластен волшебству феи – Бальтазар – поэт, влюбленный в Кандиду. Он единственный герой, который наделен личностным, индивидуальным сознанием. Бальтазар становится символом внутреннего, духовного зрения, которого лишены все окружающие. В награду за разоблачение Цахеса он получает невесту и чудесную усадьбу. Однако благополучие героя показано в конце произведения в ироническом ключе.

Новелла «Мадемуазель де Скюдери» (1820) – один из ранних примеров детективной новеллы. Сюжет основан на диалоге двух личностей: мадемуазель де Скюдери – французской писательницы XVII века – и Рене Кардильяка – лучшего ювелирного мастера Парижа. Одна из главных проблем – проблема судьбы творца и его творений. По мысли Гофмана, творец и его искусство неотделимы друг от друга, творец продолжается в своем произведении, художник – в своем тексте. Отчуждение произведений искусства от художника равносильно его физической и нравственной смерти. Созданная мастером вещь не может быть предметом купли-продажи, в товаре умирает живая душа. Кардильяк через убийство клиентов возвращает себе свои творения.

Еще одна важная тема новеллы – тема двойничества. Все в мире двойственно, двойную жизнь ведет и Кардильяк. Его двойная жизнь отражает дневную и ночную стороны его души. Эта двойственность присутствует уже в портретном описании. Двойственной оказывается и судьба человека. Искусство, с одной стороны, является идеальной моделью мира, оно воплощает духовную сущность жизни и человека. С другой стороны, в современном мире искусство становится товаром и тем самым оно утрачивает свою неповторимость, свой духовный смысл. Двойственным оказывается и сам Париж, в котором разворачивается действие. Париж предстает в дневном и ночном образах. Дневной и ночной хронотоп становятся моделью современного мира, судьбы художника и искусства в этом мире. Таким образом, мотив двойничества включает в себя следующую проблематику: саму сущность мира, судьбу художника и искусства.

Последняя новелла Гофмана – «Угловое окно» (1822) – становится эстетическим манифестом писателя. Художественный принцип новеллы – принцип углового окна, то есть изображение жизни в ее реальных проявлениях. Жизнь рынка для героя – источник вдохновения и творчества, это способ погружения в жизнь. Гофман впервые поэтизирует телесный мир. Принцип углового окна включает в себя позицию художника-наблюдателя, который не вмешивается в жизнь, а только обобщает ее. Он сообщает жизни черты эстетической завершенности, внутренней целостности. Новелла становится своеобразной моделью творческого акта, сущность которого в фиксации жизненных впечатлений художника и отказ от их однозначной оценки.

Общую эволюцию Гофмана можно представить как движение от изображения необычного мира к поэтизации обыденной жизни. Изменения претерпевает и тип героя. На смену герою-энтузиасту приходит герой-наблюдатель, на смену субъективному стилю изображения приходит объективный художественный образ. Объективность предполагает следование художника логике реальных фактов.

Эрнст Теодор Амадей Гофман родился 24 января 1776 года Кёнигсберге, умер 25 июня в Берлине в 1822 году. Первоначально носил имя Эрнст Теодор Вильгельм, но, будучи поклонником Моцарта, изменил имя в 1805 г. Кроме этого, великий Гофман, как композитор, работал под псевдонимом Иоганн Крейслер (Johannes Kreisler).

В Кёнисгберге Гофман прожил двадцать лет, получил университетское образование, начинал свои первые робкие шаги в живописи, музыке, литературе. Гофману еще не было и двадцати лет, когда он полюбил Доротею Хатт, которую он обучал музыке и которая была замужней дамой, почти на десять лет старше его. В глазах обывателей Кёнигсберга это была скандальная история. Собственно, эта мещанская публика и заставила юношу покинуть город. В одной из новелл, включенных в его «Ночные пьесы», которая называлась «Майорат» и была написана в 1816-17 годах, где действие, связанное со смертью и привидениями, происходит на соседнем берегу Балтийского моря, воссоздал Гофман образ своей любимой и историю своей юношеской любви, скрыв правду за художественным вымыслом. Образы, навеянные воспоминаниями о прошедших в Кёнигсберге детстве и юности, воскресают также в его «Враге музыки», который был написан в 1814 году и высмеивал доморощенный «центр виртуозов» (из крейслерианы в «Фантастических пьесах в манере Калло»), а также в истории жизни капельмейстера Крейслера, описанной в главном произведении Гофмана – «Житейские воззрения кота Мурра» (1819-1821). В 1796 году Гофман покинул Кёнигсберг, и лишь однажды вернулся в этот город для последней встречи с ним в 1804 году. Тогда же он получил известие о смерти Доры Хатт.

Биография

Родился Гофман в семье прусского королевского адвоката Кристофа Людвига Гофмана (1736-1797). Его отец был способным адвокатом, человеком мечтающим и увлекающимся. Мать, Ловиза Альбертина Дерфер, по характеру – полная противоположность своему супругу. Когда мальчику было три года, его родители разошлись. С этого времени Эрнст воспитывался в доме бабушки по материнской линии Ловизы Софи Дерфер под влиянием своего дяди-юриста, а отец через четыре года перевелся в Инстербург.

Дом Дерферов – это собрание характеров, которые так или иначе помогли духовно сформироваться будущему писателю. Бабушка была неизменно добра, Эрнст всегда искренне почитал ее. Мать Гофмана с годами все более замыкалась в себе и потихоньку старела, болезнь и душевные муки отвратили ее от мира сего. 13 марта 1797 года она скончалась от апоплексического удара.

Пожалуй, самым близким человеком, которому Гофман поверял свои тайны, была его тетушка Иоганна Софи Дерфер. Остроумная, общительная и веселая, она была другом и единомышленником своему племяннику. Гофман будет с благодарностью вспоминать ее как своего ангела-хранителя.

Нужно сказать и о дяде Гофмана Отто Вильгельме Дерфере. Он вел размеренный образ жизни, любил во всем ясность и порядок. С помощью дяди Гофман сближается с ректором реформатской школы Стефаном Ванновским, который открыл в нем несомненные художественные задатки; занятия музыкой с кантором и соборным органистом Христианом Подбельским, уроки у художника Земана также были организованы дядей Отто.

В 17 лет Гофман встречает ту, которая покоряет его сердце. Это очаровательная молодая женщина Дора Хатт, жена виноторговца, вдвое старше ее. Она берет уроки музыки у Гофмана, студента кёнигсбергского университета. Любовь к Доре Хатт была долгой, трепетной и трагичной для Гофмана. Как ни скрывали Гофман и Дорат Хатт свою любовь, слухи об их «скандальной» связи поползли по домам дерферовских знакомых и спустя какое-то время стали предметом широкого обсуждения среди кёнигсбергских обывателей.

22 июля 1795 года Гофман успешно сдает первый экзамен по юриспруденции и становится судебным следователем при кёнигсбергском окружном управлении. В это время он много читает Шекспира, Стерна, Жан Поля, Руссо. Сочиняет музыку, с удовольствием рисует, пишет романы «Корнаро, мемуары графа Юлиуса фон С.» и «Таинственный». К сожалению, эти романы до нас не дошли.

Из-за отношений с Дорой Хатт отношение пуританствующих кёнигсбергских обывателей к Гофману сильно изменилось. Жить стало трудно. В доме Дерферов на семейном совете решено было послать Гофмана в силезский город Глогау, к дяде Иоганну Людвигу, который занимал там пост советника верховного суда. Родственники думали, что время и расстояние излечат душевные раны молодого человека. А он сам между тем писал своему другу: «…Потерять ее – мысль эта пригибает меня к земле; сомневаюсь, что в горах Силезии буду дышать вольнее! Что еще способно удержать меня в этом городе, где я заперт в четырех стенах и где со святой простотой пытаются втиснуть дух мой в догматы предрассудков. Ах, дорогой друг, перечень всех мерзостей, ежедневно напоминающих мне о гнусном моем положении, займет весь лист. Молния какого разгневанного божества швырнула меня в круг этих людей! Мне не дают ни часу побыть одному. Со смертью матушки все стало в десять раз нелепее, и до полуночи меня истязают длиннейшими нравоучениями. Предпринять что-либо разумное я в не силах…»

В июне 1796 года Гофман отправляется в Глогау. До 1807 года он работал на государственной службе в разных чинах, в свободное время занимаясь музыкой и рисованием. Но попытки зарабатывать на жизнь искусством не увенчались успехом. Лишь после 1813 года дела его пошли лучше после получения небольшого наследства. Место капельмейстера в Дрездене ненадолго удовлетворило его профессиональные амбиции. После 1815 г. он потерял это место и вынужден был снова поступить на госслужбу, уже в Берлине. Однако новое место давало и заработок, и оставляло много времени для творчества.

Свое мировоззрение Гофман выражает в длинном ряде бесподобных в своем роде фантастических повестей и сказок. В них он искусно смешивает чудесное всех веков и народов с личным вымыслом, то мрачно-болезненным, то грациозно-веселым и насмешливым.

В свою пору немецкая критика была не очень высокого мнения о Гофмане, там предпочитали романтизм, глубокомысленный и серьезный, без примеси сарказма и сатиры. Гораздо популярнее Гофман был в других странах Европы и в Северной Америке. В России Белинский назвал его «одним из величайших немецких поэтов, живописцем внутреннего мира», а Достоевский перечитал всего Гофмана по-русски и на языке оригинала.

Умер Гофман в Берлине 25 июня 1822 года в возрасте 46 лет. Похоронен на Иерусалимском кладбище Берлина в районе Кройцберг.

Гофман и Кёнигсберг

Гофман родился в Кёнигсберге в доме №25 по Фрацёзише Штрассе (сейчас ул. Шевченко). На чуть возвышающейся площадке перед газоном у Нижнего Замкового пруда, примерно там, где стоял когда-то этот дом, калининградцы поставили в память о писателе камень-валун с надписью «Здесь жил в доме №25 Э.Т.А. Гофман (родился в 1776, умер в 1822)».

После развода родителей Гофман переехал в доме бабушки и дяди по материнской линии, который находился где-то вблизи современного калининградского эстакадного моста. В этом доме он прожил до 1796 года.

Осенью 1782 г., в возрасте шести с половиной лет, Гофман был принят в Бургшуле (латинская реформатская школа). Ректором был Стефан Ванновский, оказавший влияние на эстетические вкусы Э.Т.А. В течение двух веков школа несколько раз переезжала и в итоге преобразовалась в гимназию №1 на улице Кропоткина.

В шестнадцать с половиной лет Гофман поступил на юридический факультет Кёнигсбергского университета Альбертина. Его здание находилось в северо-восточной части острова Кнайпхоф, рядом с Кафедральным собором. Кафедральный собор входил в комплекс зданий Альбертины. В нем преподавал Иммануил Кант, правда, Гофман его лекции, ни разу не посетил.

В 1796 году из-за любовной связи с замужней Дорой Хатт, о чем стало известно обывателям Кёнигсберга, Гофману пришлось покинуть Кёнигсберг. Впоследствии он приезжал сюда, но навсегда не вернулся, хотя его и приглашали. Так, 22 февраля 1814 года в Лейпциг, где он в это время жил и работал в оперной труппе Иозефа Секонды, пришло письмо с предложением занять место музыкального директора театра. Предложения Гофман не принял.

В последний раз Гофман приехал в Кёнигсберг 24 января 1804 года, в день своего рождения. Ему было уже двадцать восемь лет, он был женат, жил и служил в Плоцке, куда его сослали из Познани за распространение карикатур на знатных людей города. Женился Гофман в Познани на польке Михалине Рорер-Тшциньской, дочери городского писаря.

По приезде в Кёнигсберг Гофман останавливается у дяди Отто. Каждый вечер бывает в театре. Слушает оперы В. Мюллера, К. Диттерсдорфа, Э.Н. Мегюля, арии из опер Моцарта; смотрит спектакли по пьесам Ф. Шиллера и А. Коцебу.

13 февраля 1804 года Гофман сделал запись в дневнике: «– Происшествие! – нет, не происшествие, – событие – важное для ума и сердца – возвышает сегодняшний день над его унылыми старшими братьями. – Молодая цветущая девушка, прекрасная, как Магдалина Корреджо, – с фигурой грации Анжелики Кауфман, предстала вечером передо мной! – это была Мальхен Хатт…»

Да, это была дочь его возлюбленной Доры Хатт, с которой он порвал все отношения шесть лет назад. К тому времени Дора уже, к сожалению, умерла. Встреча Гофмана с Мальхен Хатт произошла в доме Отто Дерфера 13 февраля 1804 года. А накануне умер Иммануил Кант, и, конечно, дядюшка Гофмана рассказывает о похоронах философа.

15 февраля 1804 года Гофман навсегда покидает Кёнигсберг. Он живет в Варшаве, Берлине, Бамберге, Лейпциге, Дрездене. Плодотворно работает в театрах (сочиняет музыку к спектаклям, режиссирует, пишет декорации, заведует репертуаром), пишет и издает «Фантазии в манере Калло», «Ночные рассказы», «Серапионовы братья», «Эликсир сатаны», «Житейские воззрения кота Мурра».

Умер Гофман в Берлине. Надпись на памятнике гласит:

«Э.Т.А. Гофман род. в Кёнигсберге в Пруссии 24 января 1776 года. Умер в Берлине 25 июня 1822 года. Советник апелляционного суда отличился как юрист как поэт как композитор как художник. От его друзей».

Новелла «Майорат» (1817)

«Недалеко от берега Балтийского моря стоит родовой замок баронов фон Р., названный Р …ситтен. Его окрестности суровы и пустынны, лишь кое-где на бездонных зыбучих песках растут одинокие былинки, и вместо парка, который обыкновенно украшает замок, к голым стенам господского дома с береговой стороны примыкает тощий сосновый лес, чей вечно сумрачный убор печалит пестрый наряд весны и где вместо радостного ликования пробудившихся к новому веселию птичек раздается лишь ужасающее карканье воронов, пронзительные крики чаек, предвестниц бури».

Теодор (от лица которого ведется повествование), приехавший в замок Росситтен со своим дедом из К., в первую же ночь своего пребывания здесь испытывает сильнейшее потрясение. В полночь, когда он остается в зале один, «…вдруг кто-то тихо и медленно, мерными шагами проходит через залу, и вздыхает, и стонет, и в этом вздохе, в этом стоне заключено глубочайшее человеческое страдание, безутешная скорбь». И дальше, вспоминая свою встречу с призраком, молодой человек так описывает свое состояние: «…кровь стынет в моих жилах, холодный пот выступает на лбу; оцепенев, сижу я в креслах, не в силах подняться и еще менее того вскрикнуть». Чувства Теодора понять можно, труднее понять и объяснить с точки зрения «здравого смысла» все те загадочные события, которые случаются в замке. Это и астрологические занятия старого барона, и смерть его сына Вольфганга, и поступки Даниеля, и, наконец, смерть прекрасной Серафины. Автор держит читателя в напряжении до конца новеллы, когда стряпчий Ф. открывает Теодору загадки майората.

В этой новелле Гофман во многом преодолевает художественные стереотипы ранних романтиков. Так, в отличие от них, он структурирует не единый интроспективный мир (мир, порожденный сознанием героя), а два: внезамковый и замковый. Первый из них – это мир казуальный; в нем господствуют закон и причинно-следственные отношения. Он физически завершен, закончен. Есть города К., Вена, есть Курляндия, Швейцария. Все обыденно и понятно, и этот мир определяется как данность, как нечто, существующее независимо от чьей-либо воли и обстоятельств.

Замковый мир – это мир тайны, загадок, с необычным течением жизни и судеб людей, он являет собой своеобразный центр физической незавершенности. Даже род барона Родериха фон Р. обрывается, не получив продолжения.

Жизнь разных миров имеет общие точки соприкосновения, однако сознания героев этих миров развиваются параллельно и одновременно совмещаются. Художественный парадокс такого совмещения сознаний состоит в том, что Гофман создает своеобразное экспериментальное поле диалога сознаний, несущих в себе в конечном счете спор между традиционным логико-понятийным стилем мышления и критически осмысленным Гофманом – романтическим. Так он показывает сложность и многомерность внутреннего мира человека, полилогичность его сознания.

Новелла «Майорат», помимо литературного, конечно же, вызывает и научный интерес, так как, помимо вымышленной истории о замке баронов Р., содержит скрупулезно воспроизведенную реальную обстановку в поселке Росситтен в конце XVIII века.

Замок Росситтен был возведен в 1372 г. в одноименном поселке (сегодня – пос. Рыбачий) на берегу Куршского залива. Замок не обладал собственным конвентом, или «советом рыцарей», и подчинялся комтурии Кёнигсберга. Его функция заключалась в осуществлении контроля над проходившей по косе дороге, по которой то и дело мчались лихие куршские всадники. Кроме того, замок Росситтен и его сосед через залив замок Винденбург служили для тевтонских рыцарей местом ночлега в тех случаях, когда они производили обычные в XIV веке набеги на Литву.

Замок использовался и в мирных целях. После 1379 года здесь содержали 30 лошадей. Замковой администрацией контролировалась ловля рыбы в заливе и море: надзором за рыболовством занимался фишмайстер. В 1404 г. при замке стал действовать кирпичный завод, продукцию которого поставляли в активно строящиеся в то время Мемельбург и Кёнигсберг.

После установления в 1422 г. мира с литовцами жизнь на косе входит в мирную колею. Орденские власти интенсивно развивают политику заселения косы немецкими, литовскими и, в основном, куршскими (из Курземе/Лифляндии) колонистами. И все же основным населением поселка Росситтен стали переселенцы из Германии. Посад рядом с замком, где они первоначально селились, и стал ядром позднейшего поселка Росситтен.

С наступлением мира Росситтенская крепость потеряла свое военное значение. Постепенно строения замка ветшали; воды залива размывали замковую гору, на которой он стоял. Если в списке фортификационных укреплений Пруссии, в 1525 г. представленном последнему Великому Магистру Альбрехту Бранденбургскому, замок еще упоминается как одна из самых маленьких, но пригодных для использования крепостей, то в 1595 г. уже отмечены серьезные разрушения, традиционно связываемые с процессами размыва под действием вод Куршского залива. В 1605 г. упомянута замковая капелла. Несмотря на отсутствие действий по поддержанию строений замка в порядке, еще в 1748 г. упоминались сохранявшиеся здесь остатки сводчатых помещений и подвалы. О груде камней, оставшихся на месте прежней крепости, люди, жившие в Росситтен, сложили миф о братьях-великанах (подобные балтские по своему происхождению легенды распространены в Восточной Европе на широких пространствах между Балтикой и верхним течением реки Оки).

Музеи Гофмана

Известно о трех музеях Э.Т.А. Гофмана в мире. Один из них недавно открылся в Калининграде, второй расположен в городе Бамберге (Германия), а третий – в г. Светлогорске, прямо рядом с гостиницей «У Домика Гофмана», той, что в переулке сказочника.

Музей Гофману в Калининграде был открыт в 2009 году в здании бывшего кинотеатра «Ленинград». Кинотеатр функционировал до 1997 г., сейчас в этом здании располагается районная музыкальная школа имени Гофмана.

Переулок Э.Т.А. Гофмана появился на карте Светлогорска в 2005 году, после активного обсуждения этого вопроса депутатами и жителями города на страницах местных газет. В переулке создан своеобразный музей, посвященный Гофману и Калининграду-Кёнигсбергу. Здесь находится гостиница «Дом сказочника» («Hoffmann Hause»). Туристы могут осмотреть экспозицию под открытым небом – макет средневекового Кёнигсберга, скульптуры героев гофмановских новелл. В здании отеля находится выставка, посвященная жизни и творчеству Гофмана, и небольшая картинная галерея из работ, созданных художниками на международных пленэрах «Светлогорские слезы Раушена», ежегодно проходящих в курортном городе. Художественным руководителем и вдохновителем пленэров является заслуженный художник России Мелехов О.А.

Список использованной литературы:

  1. Альбрехт Д. Пути в Сарматию. Десять дней в стране пруссов: места, тексты, знаки. – Москва: Прогресс-Традиция, 2000.
  2. Гофман Э.Т.А. Избранное. – Калининград: Кн. изд-во, 1994.
  3. Минакова Р.Д. Земландия: путешествие во времени. – Калининград: Живем, 2011.
  4. Э.Т.А. Гофман. Майорат, или драматическая история, которая случилась на Куршской косе. – Калининград: Элемент, 2011.

Гофман, Эрнст Теодор Амадей (Вильгельм), один из оригинальнейших и фантастичнейших немецких писателей, родился 24 января 1774 в Кенигсберге, умер 24 июля 1822 в Берлине.

По образованию юрист, он избрал судейскую профессию, в 1800 стал асессором камергерихта в Берлине, но скоро за несколько оскорбительных карикатур был переведен на службу в Варшаву, а с нашествием в 1806 французов окончательно лишился должности. Обладая недюжинным музыкальным талантом, он существовал уроками музыки, статьями в музыкальных журналах, был оперным капельмейстером в Бамберге (1808), Дрездене и Лейпциге (1813-15). В 1816 Гофман снова получил должность члена королевского камегерихта в Берлине, где и умер после мучительных страданий от сухотки спинного мозга.

Эрнст Теодор Амадей Гофман. Автопортрет

Музыкой он с юности занимался с любовью. В Познани он поставил на сцене оперетту Гете «Шутка, хитрость и месть»; в Варшаве – «Веселые музыканты» Брентано и кроме того оперы: «Каноник из Милана» и «Любовь и ревность», текст которых сам составил по иностранным образцам. Он написал также музыку к опере «Крест на Балтийском море» Вернера и оперную переделку «Ундины» Фуке для берлинского театра.

Приглашение собрать рассеянные в «Музыкальной газете» статьи побудило его издать сборник новелл «Фантазии в манере Калло» (1814), возбудившие значительный интерес и доставившие ему прозвище «Гофман-Калло». Далее последовали: «Видение на поле Дрезденской битвы» (1814); роман «Эликсиры Сатаны» (1816); повесть-сказка «Щелкунчик и мышиный король» (1816); сборник «Ночные этюды» (1817); эссе «Необыкновенные страдания директора театра» (1818); сборник «Серапионовы братья» (1819-1821, куда входят известные шедевры «Майстер Мартин-бочар и его подмастерья», «Мадемуазель де Скюдери», «Артурова зала», «Дож и догаресса»); повести-сказки «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» (1819); «Принцесса Брамбилла» (1821); романы «Повелитель блох» (1822); «Житейские воззрения кота Мурра» (1821) и ряд поздних произведений.

Гении и злодеи. Эрнст Теодор Амадей Гофман

Гофман был крайне оригинальной личностью, одаренной необычайными талантами, дикий, невоздержный, страстно преданный ночному разгулу, но в то же время отличный деловой человек и юрист. При резкой и здоровой рассудочности, благодаря которой он быстро подмечал слабые и смешные стороны явлений и вещей, он, однако, отличался всевозможными фантастическими воззрениями и удивительной верой в демонизм. Эксцентричный в своем вдохновении, эпикуреец до изнеженности и стоик до жесткости, фантаст до уродливейшего безумия и остроумный насмешник до лишенной всякого воображения прозаичности, он соединял в себе самые странные противоположности, каковые свойственны и большинству сюжетов его повестей. Во всех его произведениях замечается прежде всего отсутствие спокойствия. Его фантазия и юмор неудержимо влекут читателя за собою. Мрачные образы – постоянные спутники действия; дико-демоническое врывается даже в будничный мир филистерской современности. Но даже в самых фантастичных, бесформенных произведениях проявляются черты великого дарования Гофмана, его гений, его кипучее остроумие.

Как музыкальный критик, он стоял за Г. Спонтини и итальянскую музыку против К. М. ф. Вебера и расцветавшей немецкой оперы, но содействовал пониманию Моцарта и Бетховена . Гофман был кроме того отличным карикатуристом; ему принадлежат несколько карикатур на

Биография

Гофман родился в семье прусского королевского адвоката Кристофа Людвига Гофмана (1736-1797), однако когда мальчику было три года, его родители разошлись, и он воспитывался в доме бабушки по материнской линии под влиянием своего дяди-юриста, человека умного и талантливого, склонного к фантастике и мистике. Гофман рано продемонстрировал способности к музыке и рисованию. Но, не без влияния дяди, Гофман выбрал себе стезю юриспруденции, из которой всю свою последующую жизнь пытался вырваться и зарабатывать искусствами.

Герой Гофмана старается вырваться из оков окружающего его мира посредством иронии, но, понимая бессилие романтического противостояния реальной жизни, писатель сам посмеивается над своим героем. Романтическая ирония у Гофмана меняет свое направление, она, в отличие от йенцев, никогда не создает иллюзии абсолютной свободы. Гофман сосредоточивает пристальное внимание на личности художника, считая, что он более всех свободен от корыстных побуждений и мелочных забот.

Произведения

  • Сборник «Фантазии в манере Калло» (нем. Fantasiestücke in Callot"s Manier ), содержит
    • Очерк «Жак Калло» (нем. Jaques Callot )
    • Новелла «Кавалер Глюк» (нем. Ritter Gluck )
    • «Крайслериана» (I) (нем. Kreisleriana )
    • Новелла «Дон Жуан» (нем. Don Juan )
    • «Известие о дальнейших судьбах собаки Берганца» (нем. Nachricht von den neuesten Schicksalen des Hundes Berganza )
    • «Магнетизер» (нем. Der Magnetiseur )
    • Повесть «Золотой горшок » (нем. Der goldene Topf )
    • «Приключение в новогоднюю ночь» (нем. Die Abenteuer der Silvesternacht )
    • «Крейслериана» (II) (нем. Kreisleriana )
  • «Принцесса Бландина» (1814) (нем. Prinzessin Blandina )
  • Роман «Эликсиры сатаны » (нем. Die Elixiere des Teufels )
  • Сказка «Щелкунчик и мышиный король » (нем. Nußknacker und Mausekönig )
  • Сборник «Ночные этюды» (нем. Nachtstücke ), содержит
    • «Песочный Человек» (нем. Der Sandmann )
    • «Обет» (нем. Das Gelübde )
    • «Игнац Деннер» (нем. Ignaz Denner )
    • «Церковь иезуитов» (нем. Die Jesuiterkirche in G. )
    • «Майорат» (нем. Das Majorat )
    • «Пустой дом» (нем. Das öde Haus )
    • «Санктус» (нем. Das Sanctus )
    • «Каменное сердце» (нем. Das steinerne Herz )
  • Новелла «Необыкновенные страдания директора театра» (нем. Seltsame Leiden eines Theater-Direktors )
  • Повесть «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер » (нем. Klein Zaches, genannt Zinnober )
  • «Счастье игрока» (нем. Spielerglück )
  • Сборник «Серапионовы братья» (нем. Die Serapionsbrüder ), содержит
    • «Фалунские рудники» ((нем. Die Bergwerke zu Falun )
    • «Дож и догаресса» ((нем. Doge und Dogaresse )
    • «Мастер Мартин-Бочар и его подмастерья» (нем. Meister Martin der Küfner und seine Gesellen )
    • Новелла «Мадемуазель де Скюдери» (нем. Das Fräulein von Scudéry )
  • «Принцесса Брамбилла» (1820) (нем. Prinzessin Brambilla )
  • Роман «Житейские воззрения кота Мурра » (нем. Lebensansichten des Katers Murr )
  • «Ошибки» (нем. Die Irrungen )
  • «Тайны» (нем. Die Geheimnisse )
  • «Двойники» (нем. Die Doppeltgänger )
  • Роман «Повелитель блох» (нем. Meister Floh )
  • Новелла «Угловое окно» (нем. Des Vetters Eckfenster )
  • «Зловещий гость» (нем. Der unheimliche Gast )
  • Опера «Ундина» ().

Библиография

  • Теодор Гофман. Собрание сочинений в восьми томах. - С.-Петербург: «Типография братьев Пантелеевых», 1896 - 1899 гг..
  • Э. Т. А. Гофман. Музыкальные новеллы. - Москва.: «Всемирная литература», 1922 г..
  • Э. Т. А. Гофман. Собрание сочинений в семи томах. - Москва.: «Издательское Товарищество "Недра"», 1929 г.. (под общей редакцией П.С.Когана. С портретом автора. Перевод с немецкого под редакцией З.А.Вершининой)
  • Гофман. Избранные произведения в трех томах.. - Москва.: «Государственное издательство художественной литературы», 1962 г.
  • Э.Т.А. Гофман. Крейслериана. Житейские воззрения кота Мурра. Дневники.. - Москва.: «Наука», 1972 г.
  • Гофман. Собрание сочинений в шести томах.. - Москва.: «Художественная литература», 1991-2000.
  • Э.Т.А. Гофман. Эликсиры сатаны.. - Москва.: «Республика», 1992г. - ISBN 5-250-02103-4
  • Э.Т.А. Гофман. Крошка Цахес, по прозванию Циннобер. - Москва.: «Радуга», 2002 г.. - ISBN 5-05-005439-7

Балеты по произведениям Э. Т. А. Гофмана

  • Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик » (первая постановка в 1892 году).
  • Коппелия (Коппелия, или Красавица с голубыми глазами, фр. Coppélia) - комический балет французского композитора Лео Делиба . Либретто написано по новелле Э. Гофмана «Песочный человек» Ш. Нюитером (Charles Nuitter) и балетмейстером спектакля А. Сен-Леоном).
  • Балет С. М. Слонимского «Волшебный орех» (первая постановка в 2005 году).

Экранизации

  • Орех Кракатук, - фильм Леонида Квинихидзе
  • Щелкунчик и мышиный король (мультфильм) , 1999 год
  • Щелкунчик и Крысиный Король (фильм в формате 3D), 2010 год

В астрономии

В честь героини произведения Гофмана «Принцесса Брамбилла» назван астероид (640) Брамбилла (англ.) русск. , открытый в 1907 году.

  • Гофман в своем имени Эрнест Теодор Вильгельм изменил последнюю часть на Амадей в честь любимого композитора Моцарта .
  • Гофман является одним из писателей, повлиявших на творчество Э. А. По , Г. Ф. Лавкрафта , а также М. М. Шемякина . Оказал влияние на творчество российского рок-музыканта, лидера групп Агата Кристи и Глеб Самойлоff & the Matrixx Глеба Самойлова .

Примечания

Литература

  • Берковский Н. Я. Предисловие.//Гофман Э. Т. А. Новеллы и повести. Л.,1936.
  • Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. Л., 1973.
  • Ботникова А. Б. Э.Т.А.Гофман и русская литература. Воронеж, 1977.
  • Ветчинов К. М. Похождения Гофмана - следователя полиции, государственного советника, композитора, художника и писателя. Пущино, 2009.
  • Карельский А. В. Эрнст Теодор Амадей Гофман // Э. Т. А. Гофман. Собр. Соч.: В 6 т. Т. 1. М.: Худ. лит-ра, 1991.
  • Миримский И. В. Гофман // История немецкой литературы. Т. 3. М.: Наука, 1966.
  • Тураев С. В. Гофман // История всемирной литературы. Т. 6. М.: Наука, 1989.
  • Русский круг Гофмана (составитель Н. И. Лопатина при участии Д. В. Фомина, отв. редактор Ю. Г. Фридштейн). - М.: Центр книги ВГБИЛ им М. И. Рудомино, 2009-672 с: ил.
  • Художественный мир Э. Т. А. Гофмана. М., 1982.
  • Э. Т. А. Гофман. Жизнь и творчество. Письма, высказывания, документы / Пер. с нем. Составл. К. Гюнцеля.. - М .: Радуга, 1987. - 464 с.

Гофман Эрнст Теодор Амадей (1776-1822) — немецкий писатель, композитор и художник романтического направления, получивший известность благодаря сказкам, сочетающим мистику с реальностью и отражающим гротескные и трагические стороны человеческой натуры. Самые известные сказки Гофмана: , и многие другие сказки для детей.

Биография Гофмана Эрнста Теодора Амадея

Гофман Эрнст Теодор Амадей (1776-1822) — — немецкий писатель, композитор и художник романтического направления, получивший известность благодаря рассказам, сочетающим мистику с реальностью и отражающим гротескные и трагические стороны человеческой натуры.

Один из самых ярких талантов XIX в., романтик второго этапа, оказавший воздействие на писателей последующих литературных эпох вплоть до настоящего времени

Будущий писатель родился 24 января 1776 в Кёнигсберге в семье адвоката, изучал право и работал в различных учреждениях, однако карьеры не сделал: мир чиновников и занятия, связанные с писанием бумаг, не могли привлечь умного, ироничного и широко одаренного человека.

Начало самостоятельной жизни Гофмана совпало с наполеоновскими войнами и оккупацией Германии. Во время работы в Варшаве он стал свидетелем ее захвата французами. Собственная материальная неустроенность накладывалась на трагедию всего государства, что рождало раздвоенность и трагически-ироническое восприятие мира.

Разлад с женой и лишенная надежды на счастье любовь к своей ученице, которая была моложе его - женатого человека - на 20 лет, усиливали ощущение чуждости в мире филистеров. Чувство к Юлии Марк, так звали любимую им девушку, легло в основу самых возвышенных женских образов его произведений.

В круг знакомых Гофмана входили писатели-романтики Фуке, Шамиссо, Брентано, известнейший актер Л. Девриент. Гофману принадлежат несколько опер и балетов, наиболее значительны из которых «Ундина», написанная на сюжет «Ундины» Фуке, и музыкальное сопровождение к гротескным «Веселым музыкантам» Брентано.

Начало литературной деятельности Гофмана приходится на 1808-1813 гг. - период его жизни в Бамберге, где он был капельмейстером в местном театре и давал уроки музыки. Первая новелла-сказка «Кавалер Глюк» посвящена личности особо чтимого им композитора, в название первого сборника включено имя художника - «Фантазии в манере Калло» (1814-1815).

Среди самых известных произведений Гофмана – новелла «Золотой горшок», сказка «Крошка Цахес по прозванию Циннобер», сборники «Ночные рассказы», «Серапионовы братья», романы «Житейские воззрения кота Мурра», «Эликсир дьявола».