Сценическое действие. Сценическая история пьесы «Ревизор Органичное сценическое действие

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Если бы актёры просто стояли или сидели на стульях на сцене, при этом рассказывая о предмете постановки – разве вы бы назвали это театром? Даже несмотря на то, что современное искусство приучило нас ко всякому – нет. Драматическое искусство – это действие, представление, активность образов, чувств, игра страстей. С течением времени менялся театр, но смысл, заложенный в самом слове древними греками, не изменился. Театр – это зрелище, а его основа – действие.

Сценическое действие – краеугольный камень и основа актерского и театрального искусства, который соединяет в себе все составляющие игры актера. В нём они объединяются в целостную систему мыслей, чувств, движений. В этой статье мы предлагаем вам небольшое разъяснение этого важного и объёмного понятия.

Природа сценического действия

Искусство как образное осмысление действительности существует в разных формах и видах. Отличительной чертой каждого, выдающей его специфику, является материал, который для создания художественных образов. Для музыканта это звук, для писателя – слово. Для актёра таким материалом является действие. В самом масштабном понимании, действие – это волевой акт, направленный на достижение определённой цели. Актёрское или сценическое действие – одно из основных выразительных средств, единый психофизический процесс достижения цели в борьбе с предлагаемыми обстоятельствами малого круга, выраженный каким-либо образом во времени и пространстве. Через него артист воплощает свой сценический образ, раскрывает цели, внутренний мир персонажа и идейный замысел произведения.

Говоря простыми словами, сценическое действие – это умение видеть, слышать, двигаться, думать и говорить в данных предлагаемых обстоятельствах для реализации образа. Таким определение кажется более понятным, но в то же время оно отсылает нас к выводу о сложности структуры составляющих частей. По сути, действие подразумевает их слаженную работу и является синтезом , .

Психические действия характеризуются направленным влиянием на психику (чувства, сознание, волю) как другого человека, так и свою собственную. Уже с этого определения видно, что психические действия в профессии актёра – одна из главных категорий, ведь через неё реализуется роль. Они также разнообразны – просьба, шутка, укор, предупреждение, убеждение, признание, похвала, ссора – это лишь короткий список примеров.

Психические действия в зависимости от средств осуществления бывают словесными и мимическими. Они одинаково применяются в разных ситуациях. Например, человек вас разочаровал. Вы можете сделать ему выговор, а можете – посмотреть с укоризной и покачать головой, не произнося ни слова. Разница в том, что мимика более поэтична, но не всегда понятна со стороны, слово же – более выразительно.

Как было сказано выше, физическое действие невозможно без психического, ровно, как и наоборот. Для того чтобы утешить человека, выразить ему поддержку, нужно сначала подойти к нему, положить руку на плечо, обнять. Психическое действие в таком случае накладывает отпечаток на выполнение физического. Ведь никто не станет бежать, подпрыгивая, к человеку, чтоб утешить его в горе.

Но и физическое действие влияет на психическое. Представим такую ситуацию. Желая склонить человека к какому-то действию, вы хотите поговорить с ним наедине. Выбираете момент, заводите его в комнату, и, чтоб никто вам не помешал, хотите закрыть дверь на ключ. Но найти его ни в карманах, ни на журнальном столике рядом, не можете. Это приводит к раздражению, суетливости, накладывает отпечаток на разговор.

Из всего этого напрашивается простой вывод – хороший актёр должен одинаковое внимание уделять как физической, так и психической стороне предполагаемой роли и, соответственно, развивать необходимые навыки.

Органичное сценическое действие

Из самого определения видно, что действия актёра должны быть гармоничными, натуральными, правдоподобными, лишь в таком случае можно достичь органичности роли и представления. Чтоб быть достоверным, сценическое действие артиста должно обладать такими качествами как:

Индивидуальность. Личный характер и его неповторимость являются одним из тех качеств, которые придают сценическому действию достоверность. К. С. Станиславский писал: «Пусть актер не забывает, что нужно всегда жить от своего собственного существа, а не от роли, взяв у последней лишь ее предлагаемые обстоятельства».

Уникальность. Мы уже писали о необходимости импровизации, которая каждый спектакль делает неповторимой. Лучше всего это отражает требование К. С. Станиславского каждый раз играть «сегодня, здесь, сейчас».

Эмоциональность. Действие должно быть не только логичным и последовательным, что необходимо для чувства правды, но и принимать окраску, которая передаёт порыв и страсть, воздействуя на зрителя.

Многомерность. Как и в жизни, на сцене сосуществование различных поведенческих тенденций, их смена, даёт ощущение достоверности.

Как развить описанные способности? Ответы на эти вопросы имеются в предыдущих статьях блога. Вспомним основные положения.

Во-первых, актер должен всё время «находится на сцене». Не думать о зрителях, не замечать их, сосредотачиваясь на предлагаемых обстоятельствах постановки. Для этого нужно развивать .

Во-вторых, начинающему артисту важно уметь управлять своим телом. – важная составляющая . Оно не только делает игру выразительной, но и способствует достоверности всего действия.

В-третьих, актёр должен научиться жить повторными чувствами, вызывать в себе эти чувства, несмотря на условность декораций и всего произведения.

В-четвертых, действие как психофизический акт невозможно без овладения мастерством слова. – необходимый и полезный навык.

На развитие актёрских навыков ищите в тренинге на нашем сайте и блога.

Александринский театр в первый день постановки «Ревизора» был переполнен. Привилегированная публика, привыкшая смотреть на театральные представления как на легкое развлечение, была ошеломлена глубокой жизненной правдой гоголевской комедии. Комедия Гоголя «наделала много шуму» (так записал в своем дневнике цензор А. В. Никитенко) и вызвала широкие толки в обществе. Реакционные круги злобно обвиняли автора в клевете на чиновников. Гоголь выдумал «какую-то Россию и в ней какой-то городок, в который свалил он все мерзости, которые изредка на поверхности настоящей России находишь...» - писал реакционер Вигель.

Совершенно иначе воспринята была гениальная комедия Гоголя передовыми общественными кругами. В. В. Стасов вспоминал, что вся тогдашняя молодежь была от «Ревизора» в восторге. «Мы наизусть повторяли потом друг другу, подправляя и пополняя один другого, целые сцены, длинные разговоры оттуда». Но большинство актеров не поняли глубины и жизненности комедии и играли ее как шаблонный водевиль, а реакционная критика и раздраженные пьесой правительственные круги злобно нападали на автора «глупого фарса». Впоследствии Гоголь в «Театральном разъезде» с горькой иронией говорил об этом отношении господствующих кругов, передавая слова некоего «господина»: «Осмеять! Да ведь со смехом шутить нельзя. Это значит разрушить всякое уважение, вот что это значит. Да ведь меня после этого всякий прибьет на улице, скажет: „Да ведь над вами смеются; а на тебе такой же чин, так вот тебе затрещина!“ Ведь это вот что значит». Его собеседник на это отвечает: «Еще бы! Это сурьезная вещь! говорят: безделушка, пустяки, театральное представление. Нет, это не простые безделушки; на это обратить нужно строгое внимание. За эдакие вещи и в Сибирь посылают. Да, если бы я имел власть, у меня бы автор не пикнул. Я бы его в такое место засадил, что он бы и света божьего не взвидел».

Писатель был глубоко потрясен как самим исполнением пьесы, так и отношением к ней враждебно настроенной привилегированной публики: «...„Ревизор“ сыгран, - писал Гоголь по поводу первого представления комедии, - и у меня на душе так смутно, так странно... Я ожидал, я знал наперед, как пойдет дело, и при всем том чувство грустное и досадно-тягостное облекло меня».

«Ревизор» был отправлен в III Отделение 27 февраля 1836 года для разрешения к представлению. Второго марта получена резолюция: «Одобряется к представлению». Цензор Ольдекоп как будто не читал комедии. Он написал спешно: «Пьеса не заключает в себе ничего предосудительного». «Ревизор» был разрешён к печати 13 марта, а 19 апреля 1836 года его смотрели в Петербурге в Александрийском театре, 23 мая 1836 года - в Москве в Малом театре. Городничего играл в Петербурге И.И. Сосницкий, в Москве - М.С. Щепкин. Петербургской постановкой Гоголь остался недоволен.

В статье «Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует „Ревизора"» автор давал следующие наставления актёрам: «Больше всего надобно опасаться, чтобы не впасть в карикатуру. Ничего не должно быть преувеличенного или тривиального даже в последних ролях. Напротив, нужно особенно стараться актёру быть скромней, проще и как бы благородней, чем как в самом деле есть то лицо, которое представляется. Чем меньше будет думать актёр о том, чтобы смешить и быть смешным, тем более обнаружится смешное взятой им роли.

«Ревизор». Афиша первого представления пьесы в Петербурге. 1836 г.

Смешное обнаружится само собою именно в той сурьёзности, с какою занято своим делом каждое из лиц, выводимых в комедии. Все они заняты хлопотливо, суетливо, даже жарко своим делом, как бы важнейшею задачею своей жизни. Зрителю только со стороны виден пустяк их заботы. Но сами они совсем не шутят и уж никак не думают о том, что над ними кто-нибудь смеётся. Умный актёр, прежде чем схватить мелкие причуды и мелкие особенности внешние доставшегося ему лица, должен стараться поймать общечеловеческое выражение роли. Должен рассмотреть, зачем признана эта роль; должен рассмотреть главную и преимущественную заботу каждого лица, на которую издерживается жизнь его, которая составляет постоянный предмет мыслей, вечный гвоздь, сидящий в голове. Поймавши эту главную заботу выведенного лица, актёр должен в такой силе исполниться ею сам, чтобы мысли и стремления взятого им лица и как бы усвоились ему самому и пребывали бы в голове его неотлучно во всё время представления пьесы. О частных сценах и мелочах он не должен много заботиться. Они выйдут сами собою удачно и ловко, если только он не выбросит ни на минуту из головы этого гвоздя, который засел в голову его героя. Все эти частности и разные мелкие принадлежности, которыми так счастливо умеет пользоваться даже и такой актёр, который умеет дразнить и схватывать походку и движенье, но не создавать целиком роли, - суть не более как краски, которые нужно класть уже тогда, когда рисунок сочинён и сделан верно. Они - платье и тело роли, а не душа её. Итак, прежде следует схватить именно эту душу роли, а не платье её».

Портрет Н.В. Гоголя на репетиции пьесы «Ревизор» в Александрийском театре. Рисунок П.А. Каратыгина. 1836 г.

Комедия Гоголя вызвала в обществе самые противоречивые оценки. Многие смеялись, видя в «Ревизоре» не более как забавный фарс. В числе смеявшихся был и император Николай I, воскликнувший: «Ну, пьеска! Всем досталось, а мне больше всех». Большинство чиновников, присутствовавших на представлениях, угадывало серьёзный разоблачительный смысл комедии. «Комедия была признана многими либеральным заявлением, - писал князь П.А. Вяземский, - вроде, например, комедии Бомарше „Севильский цирюльник", признана за какой-то политический брандскугель, брошенный в общество под видом комедии... Одни приветствовали её, радовались ей как смелому, хотя и прикрытому, нападению на предержащие власти. По их мнению, Гоголь, выбрав полем битвы свой уездный городок, метил выше... С этой точки зрения другие, разумеется, смотрели на комедию как на государственное покушение: были им взволнованы, напуганы и в несчастном или счастливом комике видели едва ли не опасного бунтовщика». Гоголь писал М.С. Щепкину 29 апреля 1836 года: «Действие, произведённое ею [комедией], было большое и шумное. Чиновники пожилые и почтенные кричат, что для меня нет ничего святого, когда я дерзнул так говорить о служащих людях. Полицейские против меня, купцы против меня, литераторы против меня. Бранят и ходят на пьесу; на четвёртое представление нельзя достать билетов. <...> Если бы не высокое заступничество Государя, пьеса моя не была бы ни за что на сцене, и уже находились люди, хлопотавшие о запрещении её. Теперь я вижу, что значит быть комическим писателем».

Правда, сказанная Гоголем, поднялась до высокого обобщения. Этого Гоголю чиновничье племя простить не могло. Его начали обвинять в сокрушении устоев общества - ведь именно основателями устоев считали себя персонажи комедии и тысячи их прототипов. «Сказать о плуте, что он плут, считается у нас подрывом государственной машины; сказать какую-нибудь только живую и верную черту - значит, в переводе, опозорить всё сословие и вооружить против него других или его подчинённых», - с болью отмечал Гоголь. Он очень точно сформулировал мысль о положении писателя-сатирика в России: «Грустно, когда видишь, в каком ещё жалком состоянии находится у нас писатель. Всё против него, и нет никакой сколько-нибудь равносильной стороны за него. „Он зажигатель! Он бунтовщик!" И кто же говорит? Это говорят люди государственные, люди, выслужившиеся, опытные люди, которые должны бы иметь сколько-нибудь ума, чтоб понять дело в настоящем виде, люди, которые считаются образованными и которых свет, по крайней мере русский свет, называет образованными. Выведены на сцену плуты, и все в ожесточении, зачем выводить на сцену плутов».

Вопросы и задания

  1. Прочитайте статьи учебника и другие доступные вам материалы о комедии «Ревизор». Подготовьте сообщение о творческой и сценической истории комедии.
  2. Почему комедия Гоголя была воспринята чиновничьим миром и всеми ревнителями сословных порядков резко отрицательно? Какое обоснование для этого даёт сам писатель?

Живое слово

Посмотрите одну из современных театральных постановок пьесы и напишите на нее рецензию.

Сцена

Зрительский зал, лоджии и сцена (в центре)

См. также

  • Поворотный круг (театр)
  • Поворотное кольцо

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Сцена" в других словарях:

    сцена - ы, ж. лат. scène нем. Szene, пол. scena <гр. skene шатер, палатка. 1. Специальная площадка, где происходит представление. БАС 1. <Онегин>С мужчинами со всех сторон Расклянялся, потом на сцену В большом рассеяньи взглянул, Отворотился и… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    СЦЕНА, сцены, жен. (лат. scena от греч. skene, букв. шатер). 1. Место, где происходит театральное представление. Оборудование сцены. Сцена отделена от зрительного зала занавесом. || только ед., перен. Театр, театральная деятельность. Полвека на… … Толковый словарь Ушакова

    - (лат. scena). 1) возвышенное место в театре, на котором представляется пьеса. 2) то же, что явление, часть акта оперы или иного драматическ. представления. 3) происшествие в действительности или изображение его на картине. Словарь иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка

    См. случай, театр делать сцену... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. сцена случай, театр; сценическая площадка, сценка, педжент, подмостки, картина, объяснение, зрелище,… … Словарь синонимов

    - (иноск.) театръ. Ср. Онъ обладаетъ феноменальнымъ голосомъ... есть у него и наружность, пригодная къ сценѣ... Кажется, чего больше?... Тяпъ ляпъ и выйдетъ корабль; взялъ, костюмъ надѣлъ, да и дѣйствуй хоть въ «Пророкѣ». П. Боборыкинъ. На ущербѣ.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Жен., франц. явленье, происшествие в лицах, или изображенье его на картине; | часть драматического представленья, выход, явленье; | место, где что либо происходит, поприще, со всею обстановкой, особ. помост в театре. Явиться на сцену, выдти,… … Толковый словарь Даля

    - (латинское scaena, от греческого skene), 1) площадка, на которой происходит представление (театральное, эстрадное, концертное и др.). Древнейший вид европейской сцены древнегреческая орхестра. Тип театральной сценической площадки, близкий… … Современная энциклопедия

    - (лат. scaena от греч. skene),1) площадка, на которой происходит представление (театральное, эстрадное, концертное и др.).2) В пьесе, спектакле часть действия, акта.3) В широком смысле то же, что театр … Большой Энциклопедический словарь

    СЦЕНА, ы, жен. 1. Специальная площадка, на к рой происходит представление (в 3 знач.). Вращающаяся с. Освещение сцены. 2. перен. Театр, театральная деятельность. Деятель сцены. Жизнь, отданная сцене. Сойти со сцены (также перен.: оставить поле… … Толковый словарь Ожегова

    См.: Акт Аппетит В. В. Виноградов. История слов, 2010 … История слов

    сцена - СЦЕНА1, картина, устар. явление СЦЕНА2, площадка, подмостки, эстрада … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Книги

  • Сцена , Дорошевич В.М.. "В нашем новом проекте вы найдете как книги из «золотого фонда» классической русской литературы, так и редкие, почти забытые, произведения авторов, оставшихся в тенисвоих великих…

Открытый урок литературы по теме: «Творческая и сценическая история создания комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». 8-й класс.

Цели урока:

Повторение известных сведений о жизни и творчестве Н.В.Гоголя

    Знакомство с творческой и сценической историей создания комедии, развитие восприятие учащимися литературного произведения.

Воспитание любви к творчеству писателя, нравственных качеств учащихся, приобщение к искусству, театру.

Оформление, оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, отрывок из спектакля «Ревизор», отрывок из фильма Леонида Парфенова «Птица-Гоголь», иллюстрации к комедии.

Тип урока вводный

Вид урока смешанный (сочетание различных видов урока – урок-лекция, киноурок и др.)

Методы информационные, частично-поисковые, иллюстративно-объяснительные, наглядные методы обучения.

Предварительное домашнее задание индивидуальные сообщения.

Ход урока.

1. Слово учителя

На предыдущих уроках мы изучали произведения Пушкина и Лермонтова. А сегодня познакомимся с творчеством другого писателя. Я предлагаю вам посмотреть фрагмент фильма, и вы сами попробуете определить тему нашего урока.

(Видеоролик «Гоголь «Ревизор» начало»)

Да, вы не ошиблись. Мы будем говорить о Н.В. Гоголе и его знаменитой комедии «Ревизор». Эта комедия оставила неизгладимый след в истории драмы и театра. Произведение было написано почти два столетия назад, но до сих пор не сходит со сцены. (Слайд 1)

2. Рассказ учителя о некоторых биографических данных Н.В.Гоголя.

Учитель. Николай Васильевич Гоголь часто называл себя путником и считал своим домом дорогу. Но всё – таки есть несколько мест на земле, которые были для него дороги.

Гоголя нельзя представить без Васильевки, без Диканьки, без Сорочинец, где он родился, без Петербурга, где стал писателем…

Давайте же отправимся в путешествие по страницам жизни великого писателя, вглядимся в живые черты тех мест, которые помнят его. (Слайд 2)

Н.В.Гоголь родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии

Сюда Мария Ивановна, мать Николая Васильевича приехала, чтобы спасти дитя, потому что двое предыдущих детей её родились мёртвыми. Мальчик был необыкновенно слаб и худ, но выжил. Опасаясь за его жизнь, целых 6 недель маленького Николая наблюдал доктор, и спустя два месяца мать с ребёнком отправились в родную Васильевку. О новорождённом доктор сказал: «Славный будет сын!» Он, конечно, имел в виду жизнь и здоровье, но получилось так, что слова обрели иной смысл, и сын Марии Ивановны и Василия Афанасьевича стал славным сыном России. (Слайд 3,4)

Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке. (Слайд 5)

Культурным центром края являлись Кибинцы, имение Д. П. Трощинского (1754-1829), дальнего родственника Гоголей; отец Гоголя исполнял у него обязанности секретаря. В Кибинцах находилась большая библиотека, существовал домашний театр, для которого отец Гоголь писал комедии, будучи также его актером и дирижером. (Слайд 6)

В мае 1821 поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях - как художник-декоратор и как актер, причем с особенным успехом исполняет комические роли. (Слайд 7, 8)

После окончания гимназии Гоголь мечтает о государственной службе, мечтает быть юристом, чтобы искоренять неправосудие, царившее кругом. В 1828 году он отправляется в Петербург. В Петербурге Гоголь пытается найти место для службы, но безуспешно. В это же время начинает писать. Пробует себя и в поэтическом жанре и в прозаическом. (Слайд 9, 10)

Какие произведения Гоголя вам известны?

Именно здесь, в Петербурге в 1835 году Гоголь замыслил написать знаменитую комедию «Ревизор». Это драматическое произведение. (Слайд 11)

Для чего предназначено драматическое произведение? (Постановка на сцене театра)

Почему Гоголь решил обратиться к театру?

Какие факты биографии Гоголя говорят о его интересе к театру?

( Отец, В.А.Гоголь-Яновский, писал комедии для домашнего театра, богатого вельможи Троицкого, в них Гоголь играл вместе с родителями.

А ещё Гоголь выступал на сцене в гимназии в Нежине. На небольшой сцене лицеисты любили по праздникам играть комические и драматические пьесы. Играли пьесы и готовые и самостоятельно написанные. Гоголь и Прокопович были первыми авторами и исполнителями. )

Учитель. У нас на уроке работают библиографы . Ребята получали опережающее задание: найти интересные сведения об отношении Гоголя к театру.

Библиограф 1 .Вот однажды сочинили они пьесу из малороссийского быта, в которой немую роль дряхлого старика малоросса взялся сыграть Гоголь. Разучили роль и сделали несколько репетиций. Настал вечер спектакля, на который съехались многие родные лицеистов и посторонние. Пьеса состояла из двух действий; первое действие прошло удачно, но Гоголь в нём не являлся, а должен был явиться во втором. Публика тогда ещё не знала Гоголя. Во втором действии на сцене малороссийская хата. Возле хаты стоит скамейка; на сцене никого нет.

Вот является дряхлый старик в простом кожухе, в бараньей шапке и смазанных сапогах. Опираясь на палку, он едва передвигается, кряхтит, хихикает, кашляет. Да наконец захихикал и закашлял таким удушливым сиплым старческим кашлем, с неожиданным прибавлением, что вся публика грохнула и разразилась неудержимым смехом. А старик преспокойно поднялся со скамейки и поплёлся со сцены, уморивши всех со смеху.

Библиограф 2. С этого вечера публика узнала и заинтересовалась Гоголем как замечательным комиком. В другой раз Гоголь пытается сыграть роль старика - скряги. В этой роли Гоголь практиковался более месяца, и главная задача для него состояла в том, чтобы нос сходился с подбородком. По целым часам просиживал он перед зеркалом и пригинал нос к подбородку. Пока, наконец, не достиг желаемого. Сатирическую роль дяди- скряги сыграл он превосходно, морил публику смехом и доставил ей большое удовольствие. Все думали тогда, что Гоголь поступит на сцену, потому что у него был громадный сценический талант.

Учитель . Какие интересные истории из жизни Н. В. Гоголя!

Да, все думали тогда, что Гоголь будет актёром. Но у него было большое желание писать для сцены. Кроме того, по мнению Гоголя, театр имел большое воспитательное значение. Это кафедра, с которой читается разом целой толпе живой урок. Он мечтал о комедии.

Комедия – один из видов драмы, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех.

Посмотрите на слайд, здесь изображены 2 маски, какую из них можно отнести можно отнести к комедии, почему? (смеётся).

Почему же Гоголь решил обратиться именно к комедии?

(смех помогает обнажить пороки общества (пошлость, угодливость, чинопочитание, взяточничество, ложь, авантюризм, равнодушное отношение к служебному долгу), человек больше всего боится смеха). (Слайд 12)

3. Творческая история создания комедии «Ревизор». Фрагмент фильма Леонида Парфенова «Птица – Гоголь».

Что легло в основу создания комедии Н.В.Гоголя?

4. Сценическая история комедии.

Учитель. Сюжет есть, комедия готова за удивительно короткий срок, два месяца понадобилось Гоголю для создания пьесы. «Ревизор» был принят к постановке в петербургском Александринском театре.

Биограф 3. Гоголь вплотную занялся режиссёрской работой. Перед началом репетиций Гоголь сам читал текст актёрам, заботился о костюмах, о декорациях, о манере игры. Его замечания точны, требования определённы. Гоголь не хочет, чтобы комедия выглядела как весёленький пустячок. Не развлекать публику, а тревожить её едким и острым смехом, обнажающим нелепости и уродство действительности – вот цель Гоголя. (Слайд 13)

Премьера была назначена на 19 апреля 1836 года. Гоголь очень волновался. У афиш и касс собрались любители театральных новостей. « Петербург - большой охотник до театра. Если вы будете гулять по Невскому проспекту в свежее морозное утро… зайдите в это время в сени Александрийного театра: вы будете поражены упорным терпением, с которым собравшийся народ осаждает грудью раздавателя билетов,»-писал Гоголь.

И вот, наконец, первый спектакль. Великолепный зал лучшего в Петербурге театра полон. Ложи и первые ряды партера сияют звёздами сановников и драгоценностями дам. В царской ложе-Николай 1 с наследником, будущим Александром 2. На галёрке теснятся представители демократического круга. В театре много знакомых Гоголя: Жуковский, Крылов, Глинка. (Слайд 14)

Анненков так рассказывал о первом представлении: « Уже после первого акта недоумение было написано на всех лицах, словно никто не знал, как должно думать о картине, только что представленной. Недоумение это возрастало с каждым актом. Аплодисментов почти не было, зато напряжённое внимание, судорожное усиленное следование за всеми оттенками света, иногда мёртвая тишина показывали, что дело, происходящее на сцене, страшно захватывало сердца зрителей.

Царь на представлении много смеялся и аплодировал, желая подчеркнуть, что комедия безобидная и не стоит принимать её всерьёз. Он отлично понимал, что его гнев окажется ещё одним подтверждением правдивости гоголевской сатиры. Выходя из ложи, Николай I сказал: «Ну, пьеска! Всем досталось, а мне – более всех!»

5. Парад действующих лиц.

Учитель: Давайте и мы отправимся на премьеру комедии Гоголя «Ревизор». Театр начинается с афиши. На слайде мы видим афишу первого представления «Ревизора» в Александринском театре. Пришло время познакомиться с действующими лицами комедии.

Внимание: «парад» героев. (Слайд 15-22)

(на слайдах фотографии известных актеров в ролях из «Ревизора» или рисунки из хрестоматии). Учебник с.19-21

«Городничий - Антон Антонович Сквозник-Дмухоновский. Уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко ни тихо, ни много ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего тяжелую службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нем стриженые, с проседью».

«Анна Андреевна, жена его, провинциальная кокетка, еще не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей. Очень любопытна и при случае выказывает тщеславие. Берет иногда власть над мужем потому только, что тот не находится, что отвечать ей; но власть эта распространяется только на мелочи и состоит в выговорах и насмешках. Она четыре раза переодевается в разные платья в продолжение пьесы.» Марья Антоновна – дочь Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского (Городничего)

« Хлестаков, молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколькр приглуповат и, как говорят, без царя в голове, - один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Одет по моде».

« Осип, слуга , таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет. Говорит сурьезно, смотрит несколько вниз, резонер и любит себе самому читать нравоучения для своего барина. Голос его всегда почти ровен, в разговоре с барином принимает суровое, отрывистое и несколько даже грубое выражение. Он умнее своего барина и потому скорее догадывается, но не любит много говорить и молча плут. Костюм его -серый или синий поношенный сюртук».

« Бобчинский и Добчинский, оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга; оба с небольшими брюшками; оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками. Добчинский немножко выше и сурьезнее Бобчинского, но Бобчинский развязнее и живее Добчинского.»

« Ляпкин-Тяпкин, судья, человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес. На лице всегда значительная мина. Говорит басом с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом - как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют».

« Земляника, попечитель богоугодных заведений , очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив».

Учитель:

Вот таковы наши основные действующие лица комедии «Ревизор».

Задание:

Перелистайте пьесу «Ревизор», определите, сколько актов (действий) в ней и из скольких явлений состоит каждый акт? (5 действий, в каждом от 6 до 16 явлений)

Сколько действующих лиц? Кого мы не назвали? (25 конкретных дейст. Лиц разного ранга и положения, множество гостей, купцов Уже чтение афиш дает возможность предположить, что в комедии показана широкая картина жизни, своеобразная анатомия уездного города: здесь и глава администрации – городничий, и чиновники: смотритель училищ, судья, попечитель богоугодных заведений, полицмейстер; уездный лекарь, полицейские чины, городские помещики и городские дамы, и купцы, и мещане, и слуги.)

После постановки “Ревизора” на сцене Гоголь полон мрачных мыслей. Его не во всем удовлетворила игра актеров. Его удручает всеобщее непонимание. В этих обстоятельствах ему трудно писать, трудно жить. Он решает уехать за границу, в Италию. Сообщая об этом Погодину, он пишет с болью: “ Писатель современный, писатель комический, писатель нравов должен по дальше быть от своей родины. Пророку нет славы в отчизне”. Но едва только он покидает пределы родины, мысль о ней, великая любовь к ней с новой силой и остротой возникает в нем: “Теперь передо мной чужбина, вокруг меня чужбина, но в сердце моем Русь, не гадкая Русь, но одна только прекрасная Русь”.

Как вы думаете, почему Гоголь был полон мрачных мыслей? (Гоголь был не понят публикой, недоволен постановкой пьесы: «Я был сердит и на зрителей, меня не понявших, и на себя самого, бывшего виною тому, что меня не поняли». Комедия не укладывалась в рамки обычного водевиля, поэтому Гоголь от актеров требовал естественности и правдоподобия на сцене)

Смех – единственное “честное, благородное лицо в комедии” (если успеем)

Учитель: Сегодня Н. В. Гоголь является одним из самых популярных писателей. Его творчество – на 3-м месте в мире после Библии и произведений Ф. М. Достоевского. Прежде всего, он известен широкой публике как автор комедии "Ревизор". Она ставилась на сцене разных театров сотни раз. И сегодня, если посмотрим афиши различных театров страны и мира, то увидим непременно «Ревизора». Это один из самых успешных и популярных спектаклей и сегодня.

В чём же секрет её бессмертия? Почему проблемы, затронутые автором, актуальны и в настоящее время? Не узнаем ли мы среди действующих лиц героев сегодняшнего века? Чему учит нас великий сатирик? На эти и другие вопросы нам предстоит ответить в ходе изучения комедии.

6. Объявление домашнего задания. (Слайд 23)

1. Подготовить сообщение: “Образ Городничего”, “Образ Хлестакова” (по таблице).

Таблица “Характеристика образа”

Внешность

Характер

Речевые

Поступки