Скачать презентацию на тему рубенс. Презентация на тему "изобразительное искусство барокко"

Слайд 2

Скульптурные шедевры Лоренцо Бернини

«Экстаз Святой Терезы»

Слайд 3

Подлинным шедевром скульптурного творчества Бернини стала алтарная композиция «ЭкстазСвятой Терезы»для римского собора Сайта Мария делла Витториа. Композиция раскрывает один из эпизодов записок испанской монахини Терезы, жившей в XVI в. и позднее причисленной церковью к лику святых. В своих записках она рассказала, как однажды к ней во сне явился ангел и пронзил ей сердце золотой стрелой:

«В руке ангела я увидела длинную золотую стрелу с огненным острием; мне показалось, что он вонзил ее несколько раз в мое сердце... Боль была так сильна, что я не могла удержаться от крика, но в то же время испытала такую бесконечную сладость, что... пусть бы эта боль длилась вечно».

Слайд 4

Перед Бернини стояла непростая задача изобразить сверхъестественное явление, поэтому скульптурная группа была задумана как видение во сне. Автору удалось виртуозно передать в мраморе высшее напряжение чувств героини. Мастер скрывает от зрителя точки опоры фигур, ему удается представить их парящими в облаках.

Слайд 5

Нереальность происходящего подчеркнута пучками лучей на заднем плане и клубящимися облаками, на которых полулежит Святая Тереза, бессильно запрокинув голову. Ее веки полузакрыты, она словно не видит представшего перед ней нежного и улыбчивого ангела. Страдание и наслаждение переплетаются в ее болезненно-восторженном облике. Эмоции героини доведены до крайнего предела, до исступления, но при этом у зрителя не создается впечатления неестественности ее чувств. Эффект мистического видения скульптор подкрепил светом, падающим в дневное время сквозь желтое стекло окна собора.

Слайд 6

Да, Бернини победил мрамор, он действительно сделал его «гибким, как воск».

К лучшим творениям Бернини принадлежат и фонтаны, которыми он украсил Рим. Самые известные из них - фонтан Тритона (1637) и Четырех рек (1648-1651) - блестящее сочетание экспрессивной барочной пластики с бурлящей и пенящейся водой.

Лоренцо Бернини. Фонтан Четырех рек. Фрагмент. 1648-1651 гг. Рим

Слайд 7

Живопись барокко

Изобразительное искусство барокко наиболее ярко и выразительно представлено декоративной монументальной живописьюпокорявшей и ослеплявшей современников своим праздничным блеском, накалом страстей, неукротимой энергией и динамикой. Пышные композиции украшали стены и потолки (плафоны) дворцов и храмов, загородных резиденций знати и парковых павильонах.

Слайд 8

Главные ее темы - торжество Божественной справедливости и прославление на небесах Христа, Богоматери и святых, а также античные аллегорические сюжеты, прославление воинских побед, утверждение новых законов, идея неограниченной власти государства и церкви.

Слайд 9

Гиацинт Риго. Портрет Людовика 14. 1701г. Лувр. Париж.

Характерные черты барокко нашли отражение в жанре парадного портрета. Художники видели свою главную задачу в передаче противоречивых чувств и переживаний, тончайших психологических оттенков человеческой души.

Слайд 10

Ни один придворный живописец конца XVII - начала XVIII в. не мог пройти мимо жанра парадного портрета.

«Все они создавали огромные портреты с изображением поколенным или в рост, где зритель попадал в царство пышных занавесей и торжественных колонн, переливчатого шелка, тяжелого бархата, расшитой золотой парчи, громоздящихся складок, необъятных мантий, гигантских париков и взбитых, как пена, кружев, блеска декоративных лат, орденских цепей, звезд, лент, сияния драгоценных камней, самоуверенных лиц и поз, указующих перстов, жезлов, скипетров, атрибутов могущества, ранга, титула, нагромождаемых в таком изобилии, что от них начинает кружиться голова...

Это был роскошный театр власти, достигшей полного самоупоения и вполне разучившейся отличать видимое от реального, показное от действительного, а точнее, верящей только одной желаемой, льстящей ей видимости»

(В. Н. Прокофьев)

Слайд 11

Сколько напыщенности и самолюбования в портрете Людовика XIV, выполненном французским художником Гиацинтом Риго (1659-1743)! Поразительны театральность и вычурность позы, высокомерный и снисходительный взгляд «короля-солнца», чрезмерная роскошь одеяния, богатство торжественных драпировок и атрибутов королевской власти. Картина, первоначально предназначавшаяся в качестве подарка племяннику испанского короля, так понравилась заказчику, что он пожелал оставить оригинал у себя. В Испанию была отправлена копия.

Слайд 12

Рубенс - король живописи

Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауэл (1577-1640), фламандский живописец. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Т.Верхахта, А. ван Норта, О.Вениуса (ван Вена). В 1600-1608 Рубенс побывал в Италии, где изучал произведения Микеланджело, живописцев венецианской школы, братьев Карраччи, Караваджо. Вернувшись в Антверпен, Рубенс занял место главного придворного живописца правительницы Фландрии инфанты Изабеллы Австрийской. Уже в его первых после возвращения картинах проявилось стремление к переработке итальянских впечатлений в духе национальных художественных традиций.

Слайд 13

При упоминании имени Рубенса приходят на память пышные фламандские красавицы с золотистыми волосами, сцены охоты и битв, вакханалии, великолепные пейзажи с клубящимися облаками, стремительно низвергающимися водопадами, могучими тенистыми деревьями, безбрежными далями лугов и полей...

Слайд 14

Питер Пауэл Рубенс (1577-1640) принадлежит к числу выдающихся художников мира. Один из биографов так писал о значении его творчества:

«История искусства не знает ни единого примера столь универсального таланта, такого мощного влияния, такого непререкаемого, абсолютного авторитета, такого творческого триумфа».

Слайд 15

Питер Пауэл Рубенс,

Автопортрет с Изабеллой Брапт. 1609-1610 гг. Старая Пинакотека, Мюнхен

Посмотрите а его портрет и вы поймете, насколько талантлив был этот начинающий художник. Красивое лицо Рубенса спокойно и преисполнено чувства собственного достоинства. Модный, щегольской костюм с широким кружевным воротником, шляпа с высокой тульей и металлической брошкой, кожаные туфли с изящными подвязками подчеркивают его аристократичность и тонкий художественный вкус. Он сидит с молодой женой в беседке, увитой зеленью и цветущей жимолостью. С видом ласкового покровительства он слегка склонился к жене, его рука опирается на шпагу. Выразительные глаза обращены прямо к зрителю, их бесконечно добрый взгляд полон тихого и безмятежного счастья. Две склоненные друг к другу фигуры, красноречивый жест соединенных рук символизируют внутреннее согласие и любовь.

Слайд 16

Питер Пауэл Рубенс. Битва амазонок с греками. 1615-1619 гг. Старая Пина котека, Мюнхен

Да, это был период покоя, труда и тихого счастья в жизни художника. В 1609 г. Рубенс был назначен придворным живописцем, а это, в свою очередь, поднимало его престиж в обществе и открывало путь к свободному творчеству. В заказах не было недостатка, число поклонников его таланта постоянно росло. Его заказчиками были французская королева Мария Медичи, принцесса Нидерландов Изабелла, генуэзские купцы...

Слайд 17

Рубенс обладал колоссальной работоспособностью. В шесть часов после утренней мессы он шел в мастерскую к рабочему столу или мольберту, делая десятки эскизов и рисунков на бумаге или картоне. Затем он обходил учеников, специализировавшихся на каких-то элементах картины, прописывал уже готовые композиции, едва касаясь кистью отдельных частей полотна. Им создано около полутора тысяч самостоятельных произведений и еще столько же в сотворчестве с учениками - невероятная цифра для человека, прожившего всего 63 года! Убедительный комментарий к словам Делакруа: «Рубенс - Бог!»

Слайд 18

Питер Пауэл Рубенс,

Союз Земли и Воды. 1618 г.

Государственный Эрмитаж, Санкт Петербург

В аллегорической картине «Союз Земли и Воды» он прославляет союз двух природных стихий, без которых невозможна жизнь человека. Землю олицетворяет мать богов Кибелла, воду - бог морей Нептун. На границе своих владений они заключают союз, который освящает крылатая богиня Виктория, возлагающая золотую корону на голову Кибеллы. Из-под скалы навстречу зрителю выплывает трубящий приветствие тритон. Очаровательные путти веселятся и играют в потоках льющейся воды.

Слайд 19

Эта картина заключала в себе глубокий смысл, связанный с надеждой Рубенса на скорейшее процветание родины. После разделения Нидерландов на Северные и Южные Фландрия потеряла выход к морю и, следовательно, лишилась выгодных торговых морских путей. Союз двух природных стихий - Земли и Воды - это надежда на установление мира, мечта художника о союзе Фландрии с морем.

МХК, 11 класс

Урок № 3

Изобразительное искусство барокко

Д.З.: Глава 3, ?? (с.31), тв. задания (с.31-32)

© А.И. Колмаков


ЦЕЛИ УРОКА

  • Дать представление об особенностях архитектуры барокко;
  • расширять кругозор, навыки анализа художественных произведений;
  • воспитывать национальное самосознание и самоидентификацию, уважение к культуре других народов планеты, к интернациональному культурному наследию.

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

  • П.П. Рубенс;
  • декоративная монументальная живопись;
  • «Автопортрет с Изабеллой Брант»;
  • «Союз Земли и Воды»;
  • античная мифология;
  • «Снятие с креста»;
  • А. ван Дейк;
  • Л. Бернини;
  • «Экстаз Святой Терезы»;
  • фонтан Четырёх рек

Универсальные учебные действия

  • исследовать сопоставлять определять оценивать прослеживать проводить осуществлять оценивать готовить
  • исследовать причины тяготения изобразительного искусства барокко к декоративно-монументальной живописи и выявлять его характерные черты;
  • сопоставлять художественно-образное содержание произведений Рубенса;
  • определять эстетическую, духовную и художественную ценность творений Рубенса;
  • оценивать художественную интерпретацию произведения искусства с позиций современности;
  • прослеживать эволюцию художественных образов и особенности их трактовки в творчестве художника;
  • проводить сравнительный анализ произведений Позднего Возрождения с творениями мастеров барокко;
  • осуществлять поиск, отбор и обработку информации о фламандских живописцах барокко в Интернете;
  • оценивать значение творчества отдельного архитектора в истории западноевропейского искусства;
  • готовить презентацию, стенд или выставку по заданной тематике;

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет стиль барокко в изобразительном искусстве (на примере творчества Рубенса и Бернини)?


подвопросы

  • Живопись барокко. Творчество Рубенса. Главные темы и художественные принципы живописи барокко. Основные этапы творческой биографии Рубенса. Характерные особенности его живописной манеры (на примере известных произведений).
  • Скульптурные шедевры Лоренцо Бернини. Особенности обработки мрамора и бронзы, световые эффекты, искусство имитации и тонкий психологизм (на примере скульптурных шедевров мастера)

Творчество

Рубенса

Живопись

барокко.

  • В изобразительном искусстве барокко преобладали сюжеты, в основе которых был заложен драматический конфликт религиозного, мифологического или аллегорического характера.
  • Барокко в изобразительном искусстве наиболее ярко и выразительно представлено декоративной монументальной живописью, покорявшей и ослеплявшей современников своим праздничным блеском, накалом страстей, неукротимой энергией и динамикой.

Я. Йорданс. Бобовый король.

Ок. 1638 г. Государственный

Эрмитаж, Санкт-Петербург


Живопись

барокко

Главные темы монументальной живописи?

  • торжество Божественной справедливости и прославление на небесах Христа, Богоматери и святых;
  • античные аллегорические сюжеты;
  • прославление воинских побед, утверждение новых законов;
  • идея неограниченной власти государства и церкви.

Коронование девы Марии,

1595-1598. Барокко, болонский академизм. Италия Болонья. Национальная пинакотека.


Творчество

Рубенса

К выдающимся художникам барокко можно отнести фламандского мастера Питер а Пауэл а Рубенс а (1577-1640), принадлежавшего

к числу «универсальных

гениев искусства, которые не замыкаются в границах того или другого жанра, но умеют откликнуться на самые различные стороны жизни» (М. В. Алпатов).

Художник Эжен Делакруа называл его «Гомером живописи», а Карл Брюллов находил в его картинах «роскошный пир для очей».

П. П. Рубенс. Автопортрет. Ок.1638-1640 г. Художественный музей, Вена


Творчество

Рубенса

Художественные полотна Рубенса отличают:

  • свободное построение композиции;
  • объёмная пластика форм;
  • сильные цветовые эффекты;
  • тончайшая игра красочных оттенков (они полны напряжённой динамики, буквально светятся сочными, яркими краскам и, которые художник накладывал жидким прозрачным слоем таким образом, чтобы сквозь них просвечивал тёплый красноватый подмалёвок);
  • письмо длинными волнистыми мазками;
  • грузные тела в его композициях
  • воспринимаются лёгкими, исполненными изящества и грации.

П.П. Рубенс. Автопортрет с Изабеллой

Брант. 1609-1610 гг. Старая Пинакотека, Мюнхен


Творчество

Рубенса

В аллегорической картине «Союз Земли и Воды» он прославляет союз двух природных стихий, без которых невозможна жизнь человека. Землю олицетворяет мать богов Кибела, воду - бог морей Нептун.

На границе своих владений они заключают союз, который освящает крылатая богиня Виктория, возлагающая золотую корону на голову Кибелы. Из- под скалы навстречу зрителю выплывает тритон, трубящий приветствие. Очаровательные путти веселятся и играют в потоках льющейся воды, шумно вырывающейся из огромной урны.

П.П. Рубенс. Союз Земли и Воды. 1618 г.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург


Творчество

Рубенса

Немало прекрасных полотен создано Рубенсом на темы Священного Писания. Одно из лучших его произведений – алтарная картина «Снятие с креста», блестяще описанная французским писателем, художником и искусствоведом Э. Фромантеном в книге «Старые мастера»:

  • В нём неуловимо гибкое,

утончённое изящество, передающее

мягкость тела и изысканность,

свойственную прекрасному

академическому этюду. Чувство

меры – тонко. Вкус - совершенен.

Рисунок не уступает по силе чувства.

Обратите особенное внимание на то

... как осторожно его поддерживают,

как бессильно изогнуто оно,

покрытое длинным саваном, с какой

любовью и тоской принимают его к

себе на руки женщины. Есть ли что-

нибудь более трогательное? ..

П.П. Рубенс. Снятие с креста. Центральная часть триптиха. 1612-1614 гг. Кафедральный собор, Антверпен


Творчество

Рубенса

Рубенс создал огромную

мастерскую, куда стекались

лучшие молодые художники

Фландрии, среди которых

были знаменитые Антонис ван

Дейк (1599-1641), Якоб Йорданс

(1593-1678) и Франс Снейдерс

(1579-1657).

Рубенс обладал колоссальной

работоспособностью. Им

создано за 63 года жизни

около полутора тысяч

самостоятельных

произведений и ещё столько же

совместно с учениками.

Французский живописец

Э. Делакруа говорил: «Рубенс - Бог!»

А. ван Дейк. Автопортрет. Конец 1620-х - начало 1630-х гг. Государственный

Эрмитаж, Санкт-Петербург


Творчество

Лоренцо Бернини

Скульптура барокко подчинялась

общему декоративному

оформлению фасадов и

интерьеров зданий, отличалась

подчёркнутой экспрессивностью

форм, её излюбленными

мотивами стали спираль, гнутые

и витые формы, закруглённые

грани.

Идеальные скульптурные образы

сочетали в себе бурную

динамику выражения чувств,

реальность с фантазией,

искусственные материалы с

природными. Добиваясь

впечатления невесомости фигур,

скульпторы, казалось,

стремились преодолеть тяжесть

мрамора или бронзы.

В скульптуре "Похищение Прозерпины" Бернини изобразил момент, когда бог подземного мира Плутон похитил дочь богини плодородия Цереры, чтобы сделать её своей женой. Фигура Прозерпины уменьшена в размерах, и этим ещё сильнее подчеркнута тщетность её сопротивления.


Творчество

Лоренцо Бернини

Определяя главные особенности

изобразительного искусства

барокко и скульптурного

творчества Бернини,

искусствовед Н. А. Дмитриева

отмечала: «Характерно, что

живописность мыслится как

идеал пластики. Не живопись

стремится быть скульптурной, как

в искусстве Возрождения, а

скульптура хочет быть

живописной...

Немудрено писать красками

воздушные облака или пушистый

мех и лёгкое кружево, а вот

превратить мрамор в облака

и мех - это триумф художника, для

которого нет ничего

Невозможного.»

Л. Бернини.

Давид. 1623г.

Галерея Боргезе,


Творчество

Лоренцо Бернини

Скульптурная композиция

«Экстаз Святой Терезы»

для римской церкви Санта

Мария делла Витториа.

Композиция раскрывает

один из эпизодов записок

испанской монахини

Терезы, жившей в XVI в. И

позднее причисленной

церковью к лику святых.

В своих записках она

рассказала, как однажды к

ней во сне явился ангел и

пронзил сердце золотой

Стрелой.

Бернини победил мрамор, он действительно сделал его «гибким, как воск».

Л. Берпипи. Экстаз Святой Терезы.

1645-1653 гг. Церковь Санта Мария делла

Витториа, Рим


Творчество

Лоренцо Бернини

В числе самых известных произведений

Бернини есть и фонтаны, которым

и он украсил Рим, например, фонтан

Тритона и фонтан Четырёх рек - блестящее

сочетание экспрессивной барочной

пластики с бурлящей и пенящейся водой.

Л. Берпипи. Фонтан Четырёх рек. Фрагмент. 1648-1651 гг. Рим


Контрольные вопросы

1. Почему изобразительное искусство барокко тяготело к декоративно-монументальной живописи, каковы его характерные черты? Чем можно объяснить особый интерес художников к аллегорическим сюжетам на мифологическую или библейскую тематику? На примере известных вам произведений попробуйте показать их принадлежность к стилю барокко.

2. Что характерно для творческой манеры П. Рубенса? Почему его называют крупнейшим мастером барокко? Каковы главные темы его творчества? Отметьте характерные особенности в изображении мира и героев на полотнах художника. Какие из произведений Рубенса вам особенно понравились? Почему?

3 . Какими художественными средствами Л. Бернини добивался особого воздействия скульптуры на чувства зрителей? Как ему удавалось передавать стремительную динамику жизни, самые сложные и тонкие движения человеческой души? Какова художественная роль деталей в созданных им скульптурных портретах?


Творческая мастерская

1. Фреску Микеланджело «Страшный суд» в Сикстинской капелле Ватикана, произведения позднего Тициана и огромные диагональные композиции Тинторетто, созданные в эпоху позднего Возрождения, часто рассматривают как предвосхищение стиля барокко в живописи. Согласны ли вы с таким утверждением? Аргументируйте свой ответ.

2. Познакомьтесь с творчеством знаменитых учеников Рубенса А. ван Дейка, Я. Йорданса или Ф. Снейдерса. Что общего и в чём различие их творческой манеры по сравнению с произведениями их прославленного учителя? Оформите стенд (выставку или альбом, прзентацию) на тему «Фламандские живописцы барокко». Сопроводите живописные произведения краткими аннотациями.


Темы презентаций, проектов

  • «Изобразительное искусство барокко».
  • «Монументальная живопись итальянских и французских мастеров».
  • «Особенности парадного портрета барокко».
  • «Традиции Возрождения в изобразительном искусстве барокко».
  • «Портретное искусство Питера Рубенса».
  • «Творчество Антониса ван Дейка».
  • «Живописные шедевры Якоба Йорданса».
  • «Натюрморты Франса Снейдерса».
  • «Произведения фламандских мастеров в собраниях российских музеев».
  • «Скульптурные шедевры Лоренцо Бернини».
  • «Роль художественной детали в скульптурных произведениях Лоренцо Бернини».

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

Литература:

  • Программы для общеобразовательных учреждений. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2011
  • Данилова, Г. И. Искусство/ МХК. 11 кл . Базовый уровень: учебник / Г.И. Данилова. М.: Дрофа, 2014.

Питер Пауль Рубенс

(1577-1640)

ГБОУ СОШ №84 Петроградского района

Санкт-Петербург


Выдающийся фламандский живописец Питер Пауль Рубенс (1577-1640) был человеком редкого по масштабу гения, который обладал всеми достоинствами, столь необходимыми как для великих свершений в искусстве, так и для успеха в обществе, - мощным интеллектом, кипучей энергией, крепким здоровьем, приятной внешностью, удивительным даром гармонии и, в придачу, ясной головой для творческой и деловой активности.

Фрагмент автопортрета

Фальфраф Ришартц Музей, Кельн


«Четыре части света» 1612-1614

Музей истории искусств, Вена


Рубенс говорил на шести языках, учился у трёх фламандских живописцев, был счастливым художником, не знавшим сомнений и разочарований в своем творчестве.

Современники называли его «королём художников и художником королей» Достаточно посмотреть на его картины, и в этом не останется ни малейшего сомнения.

«Герцог Лерма» 1603

музей Прадо, Мадрид


Больше всего его приводила в восторг податливая, пластическая красота человеческого тела. Хотя ему нравился окружающий его материальный мир, он весь был наполнен глубокой, доводящей до экзальтации религиозной верой своего времени.

«Пригвождённый Прометей» 1610-1611

Музей Изобразительных Искусств, Филадельфия


«Возвращение Дианы с охоты» 1615

Дрезденская картинная галерея, Германия


Что бы он ни рисовал - белокурую Венеру в окружении нимф или задумчивую Богоматерь с ребенком на руках, сияющую светом аллегорию мощных фигур на облаках, плодородный пейзаж возле дома, - его творчество всегда было гимном, восхваляющим красоту нашего мира.

«Союз Земли и Воды» 1618

Государственный Эрмитаж


"История искусства не знает ни единого примера такого универсального таланта, такого мощного влияния, такого непререкаемого, абсолютного авторитета, такого творческого триумфа", - писал о Рубенсе один из его биографов.

«Святое семейство и Святая Анна» 1630 музей Прадо, Мадрид


«Охота на гиппопотама» 1615-1616

Старая Пинакотека, Мюнхен


Рубенс как никто другой воплотил подвижность, безудержную жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко. Его творчество - органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями венецианской школы.

«Похищение дочерей Левкиппа», 1617

Старая пинакотека Мюнхен


Рубенс не только виртуозный мастер масштабных работ на мифологические и религиозные темы, но и тонкий портретист и пейзажист.

«Летний пейзаж с видом Хет Стина» 1635. Лондонская Национальная Галерея, Англия


Vivis, vita tuo picta colore rubet. Жив ты! В красках твоих жизнь пламенеет сама. Дж. П.Беллори.

«Три Грации» 1639

Музей Прадо, Мадрид


СПАСИБО ЗА

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Питер Пауль Ру́бенс - живописец, как никто другой воплотивший подвижность, безудержную жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко. Творчество Рубенса - органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями венецианской школы. Хотя на всю Европу гремела слава его масштабных работ на мифологические и религиозные темы, Рубенс был также виртуозным мастером портрета и пейзажа.

Биография Питер Пауль Рубенс родился 2 июня 1577 года вдали от родины своих предков, в небольшом городке Зигене в Германии, куда его отец, антверпенский адвокат Ян Рубенс, бежал с семьей. Детство будущего живописца прошло в Кёльне. Питер Пауль четырнадцати лет начал обучаться живописи у антверпенских художников. Из трех учителей - а ими были Тобиас Верхахт, Адам ван Норт и Отто ван Веен. В 1598 г. Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию св. Луки, а в 1600 г., по установившемуся издавна обычаю нидерландских живописцев, отправился заканчивать своё художественное образование в Италию. В 1601 г. он состоял при дворе мантуанского герцога Винченцо Гонзаги, у которого и оставался на службе в течение всего своего пребывания в Италии.

Мастерская и дом Рубенса Дом Рубенса в Антверпене Мастерская Рубенса

Темы и жанры Рубенс обращался к темам Ветхого и Нового Завета, к изображению святых, к античной мифологии и историческим сюжетам, к аллегории, бытовому жанру, портрету, пейзажу. Великий живописец, он был также великим мастером рисунка. Искусство Рубенса, отличающееся живым и мощным ощущением натуры и неистощимой фантазией, насыщено разнообразными сюжетами, действием, обилием фигур и аксессуаров, патетическими жестами.

Создатель Барокко Он стал создателем живого и волнующего стиля художественного выражения, позже названного барокко. Яркий, пышный рубенсовский стиль характеризуется изображением крупных тяжелых фигур в стремительном движении, возбужденных до предела эмоционально заряженной атмосферой. Резкие контрасты света и тени, теплые богатые краски, кажется, наделяют его картины кипучей энергией. Он писал грубоватые библейские сцены, стремительную, захватывающую охоту на животных, звонкие ратные побоища, примеры высочайшего проявления религиозного духа, и все это делал с равным пристрастием к перенесению на холст высочайшей жизненной драмы.

Известные картины Возвращение Дианы с охоты, 1615. Дрезденская Картинная Галерея, Германия Союз Земли и Воды, 1618. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Закат жизни «История искусства не знает ни единого примера столь универсального таланта, такого мощного влияния, такого непререкаемого, абсолютного авторитета, такого творческого триумфа» Рубенс рисовал для того, чтобы доставлять удовольствие. С помощью своего искусства он старался отразить красоту окружающего мира, всего сотворенного на свете. Счастливый, глубоко верующий человек, уникально одаренный Провидением.

Закат жизни Во время своих странствий Рубенс овдовел. По возвращении в родной Антверпен в 1630 г. он взял в жёны 16-летнюю дочь друга, Елену Фурман. Жизнь в сельской местности приблизила Рубенса не только к природе, но и крестьянам. Работать ему с каждым годом становилось всё труднее из-за прогрессирующей подагры. В 1640 г. Рубенса не стало. В его антверпенском доме после реставрации был открыт (в 1947 г.) музей Рубенса.


ПРОЕКТ по МХК Портретное искусство Питера Рубенса


«ПАСПОРТ ПРОЕКТА»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта

Портретное искусство Питера Рубенса

Руководитель проекта

Рябинина Валентина Викторовна

Название образовательного учреждения

МБОУ «Руссковская СШ»

Год разработки

Учебная дисциплина по которой готовится проект

Ковалев Юрий Викторович

Время работы над проектом

Проблемная ситуация

Во Фландрии феодальное дворянство и высшее бюргерство, а также католическая церковь играли главную роль в жизни страны и являлись основными заказчиками искусства. Поэтому картины для замков, для городских домов антверпенского патрициата и величественные алтарные образа для богатых католических церквей – вот главные виды работ фламандских живописцев XVII века. Сюжеты из Священного писания, античные мифологические сцены, портреты именитых заказчиков, сцены охот, огромные натюрморты – основные жанры искусства Фландрии XVII века. И во всех этих жанрах искусства работал Петер Пауль Рубенс.

Цель проекта

рассмотреть портретное искусство Питера Рубенса

Задачи проекта

Изучить материал о биографии Рубенса

Найти информацию о работах художника

Создать продукт проекта

Необходимое оборудование, источники

Компьютер, проектор, http ://infourok .ru , МХК 11 класс Г.И. Данилова Москва «Дрофа» 2013 год

Актуальность выбранной темы

Портрет был актуален во многие времена, и не менее актуальным он остается сейчас, так как именно спомощью портрета можно показать индивидуальность человека, духовную историю личности.

Также стоит отметить, что именно в портрете отчетливее, чем где-либо, прослеживается стойкость реалистических традиций, яснее вырисовывается связь с предшествующими достижениями. Конечно, в разные эпохи менялся подход к натуре, характер и тип портрета, живописно-пластические приемы, все видоизменялось, где привносилось свое, выходя тем самим за рамки определенного стилистического направления.

Продукт проекта

презентация

Рефлексия

Рубенс был не только художником. Но и блестяще образованным человеком. Разносторонний ученый, знаток и коллекционер древностей, дипломат, знавший семь языков, переписывавшийся с выдающимися людьми Европы, архитектор, издававший двухтомную книгу «Дворцы Генуа» и построивший свой великолепный дом с парком в Антверпене, он снискал себе заслуженную славу при жизни.

Просмотр содержимого документа
«проект»

МБОУ «Руссковская СШ»

Проект по МХК


Выполнил: Ковалев Юрий, ученик 11 класса

Руководитель: Рябинина В.В,

учитель МХК


с. Русское

Введение

К выдающимся художникам барокко можно отнести фламандского мастера Питера Пауэла Рубенса (1577-1640), принадлежавшего к числу «универсальных гениев искусства. Которые не замыкаются в границах того или другого жанра, но умеют откликнуться на самые различные стороны жизни».

При упоминании имени Рубенса приходят на память пышные фламандские красавицы с золотистыми волосами, сцены охоты и битв, вакханалии, великолепные пейзажи с клубящимися облаками. В каждом своем произведении Рубенс не только передавал сходство с натурой, но и наделял полотно жизненной силой.

Рубенса часто называют крупнейшим мастером торжествующего барокко. Это верно, так как в своём творчестве он унаследовал и развил многие традиции этого художественного стиля. Ощущение бесконечности мира, неукротимого всеобщего движения, столкновение стихийных сил и накал человеческих страстей – вот что характерно для многих полотен художника. Многофигурные ассиметричные композиции, представленные в сложных диагональных ракурсах, изобилуют мельчайшими подробностями и деталями.

Картины Рубенса отличают свободное построение композиции, объемная пластика форм, сильные цветовые эффекты, тончайшая игра красочных оттенков. Они полны напряженной динамики, буквально светятся сочными, яркими красками, которые художник накладывал жидким прозрачным слоем таким образом, чтобы сквозь них просвечивал теплый красноватый подмалевок. Для него было характерно письмо длинными волнистыми мазками. Так, вьющуюся прядь волос он мог написать одним движением кисти. Вот почему грузные тела в его композициях воспринимаются легкими, исполненными изящества и грации.

Из ранней биографии Рубенса

Питер Пауль Рубенс родился в 1577 г. в Зигене (Германия) в семье адвоката Яна Рубенса. В этом городе его отец отбывал ссылку за связь с супругой принца Оранского Анной Саксонской.
Детство будущего художника проходило в Зигене, затем в Кёльне, и только после смерти отца семья вернулась на родину – в Антверпен (Фламандский регион Бельгии).
Получил юридическое образование, но живописью стал заниматься очень рано. У него было несколько учителей живописи, но особенное влияние на становление будущего художника оказал придворный художник Отто ванВеен. Благодаря его широкой эрудиции Рубенс познакомился с историей и мифологией античности, искусством итальянского Возрождения, искусством иллюстрирования и гравировки. После 4-летнего обучения у ванВеена, Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию Святого Луки (1598), а в 1600 г. отправился заканчивать своё художественное образование в Италию. В этой стране он состоял при дворе мантуанского герцога ВинченцоГонзаги (известный меценат, коллекционер, покровитель наук и искусств) в течение всего своего пребывания в Италии.
Герцог способствовал культурному расцвету Мантуанского двора: был ценителем театрального искусства, при его дворе действовал знаменитый придворный театр. В его дворце находилось богатейшее собрание произведений искусства, пользовавшееся мировой известностью. Здесь Рубенс впервые познакомился с античными памятниками, увидел работы Тициана, Веронезе, Корреджо, Мантеньи, Джулио Романо. Многие из них Рубенс копировал, оттачивая своё мастерство.
Рубенс никогда не стеснялся подражать художникам, которые восхищали его (Тициану, Питеру Брейгелю Старшему) и др. Его начальное творчество как раз и представляет собой некоторое подражание художникам XVI в. Он освоил все жанры ренессансной живописи и затем стал самым универсальным художником своего времени.
В Мантуе Рубенс пополнил местную картинную галерею портретами придворных.

Но художник не долго смог существовать в рамках придворного живописца, которые были ему тесны. Его тянуло к более масштабным формам творчества. Он выполнил три крупных холста на религиозные темы для иезуитской церкви в Мантуе, а вместе с ними получил славу и за пределами Мантуи.

О других работах художника

В 1609 г. Рубенс женился на 18-летней Изабелле Брант, дочери уважаемого антверпенского патриция и статс-секретаря Яна Бранта. Несмотря на знатное происхождение, это была женщина «невздорная и без обычных женских прихотей, всегда благонравная и жизнерадостная» (из письма Рубенса). У четы Рубенсов родились дочь и два сына. В 1626 г. она скоропостижно скончалась.

П. Рубенс. Автопортрет с Изабеллой Брант (ок. 1609). Холст, масло. 178х136,5 см. Старая пинакотека (Мюнхен)

Эта картина создана Рубенсом вскоре после женитьбы и изображает супругов на фоне куста жимолости. Фигуры супругов изображены в одинаковом размере и рядом, что может означать равноправное их положение.
Новаторство этого портретного изображения состоит в том, что до сих пор в портретном жанре не изображались фигуры в столь непринуждённой и свободной позе. Эта картина считается «портретом брака» – молодая женщина доверчиво положила свою правую руку на руку мужа.
Пейзажный фон кажется реальной средой местонахождения персонажей картины. Фигуры объединяют близкие цветовые тона, особенно золотистые.

П. Рубенс «Портрет камеристки инфанты Изабеллы» (1623-1626). Дерево, масло. 63,5х47,8 см. Государственный Эрмитаж (Петербург)

Портрет изображает придворную даму Изабеллы Клары Евгении. Считается, что эта картина не совсем характерна для творчества Рубенса – в ней очевидно обращение к жанру психологического портрета.
Некоторые исследователи даже сомневаются в авторстве Рубенса (работа автором не подписана), а иные предполагают, что художник на полотне изобразил свою старшую дочь Клару Серену, которая умерла ко времени создания полотна.
Это погрудный портрет девушки. Модель одета по испанской моде в строгое тёмное платье с белым гофрированным воротником.
Колорит картины довольно сдержан и построен на переходе от тёмного платья к тёплым краскам лица с преобладанием жемчужно-серебристых тонов. Автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. Большие светло-зелёные глаза и выбившиеся пряди белокурых волос придают особую реалистичность портрету. Чуть болезненный румянец и едва заметная улыбка на губах придают портрету личный, интимный характер.

Творчество Питера Пауля Рубенса

Благоприятным для Рубенса оказался и римский период его жизни и творчества (1605-1608). В Рим он был приглашён своим братом, библиотекарем при ватиканском кардинале Асканио Колонна. В Риме Рубенс выполнил алтарь для церкви Санта-Мария-ин-Валичелла и для монастыря ораторианского ордена в Фермо. Возвращение в Антверпен было связано со смертью матери.
Здесь он открыл просторную мастерскую, в которой работали подмастерья, выстроил себе прекрасный особняк, который постепенно наполнялся картинами, статуями и произведениями декоративно-прикладного и ювелирного искусства.

Успех и славу лучшего живописца Антверпена Рубенсу принесло исполнение двух триптихов: «Воздвижение креста» и «Снятие с креста»

Героями картин Рубенса становились исключительно прекрасные люди как духовно, так и физически. Живописца привлекали темы, рассказывающие о высокой стойкости несгибаемого человеческого духа, героическом начале, способности к подвигу(«Христос в терновом венце», «Отцелюбие римлянки»)

За два года он создал 24 полотна (21 картина из жизни королевы и 3 портрета). Впоследствии эти картины были перенесены в Лувр.

П. Рубенс «Снятие с креста» (1612). Дерево, масло. 450,5х320 см. Собор Антверпенской Богоматери (Антверпен)

Триптих

«Снятие с креста» – центральная панель триптиха Рубенса. Это одна из наиболее известных картин мастера и один из величайших шедевров живописи барокко.
Тело Христа осторожно и торжественно снимают с креста. Над крестом находятся два человека, один из них ещё поддерживает тело Христа, а апостол Иоанн, стоя внизу, принимает тело Христа. Коленопреклоненные святые жены готовы помочь Иоанну, а Богоматерь (изображенная слева) с белым, как мел, лицом приближается к Христу, протягивая ладонь, чтобы принять тело сына. Иосиф Аримафейский, стоя на лестнице, поддерживает тело под руку. С противоположной стороны другой старец спускается по приставной лестнице, выпустив угол савана и передав свою ношу стоящему рядом Иоанну. Наиболее поразительна во всей работе фигура мертвого Христа. Знаменитый английский живописец XVIII в. сэр ДжошуаРейнолдс (1723-1792) писал: «Это одна из самых прекрасных его фигур. Голова, упавшая на плечо, смещение всего тела дают нам такое верное представление о тяжести смерти, что никакое другое не в силах превзойти его».

Заключение

Рубенс был не только художником. Но и блестяще образованным человеком. Разносторонний ученый, знаток и коллекционер древностей, дипломат, знавший семь языков, переписывавшийся с выдающимися людьми Европы, архитектор, издававший двухтомную книгу «Дворцы Генуа» и построивший свой великолепный дом с парком в Антверпене, он снискал себе заслуженную славу при жизни. В 1630 г. после удачной дипломатической миссии английский король Карл I пожаловал художника в рыцари, подарил ему свою шпагу, шнур с королевской шляпы и кольцо, усыпанное бриллиантами…

Источники

    МХК 11 класс Г.И. Данилова Москва «Дрофа» 2013 год

    http ://infourok .ru

Просмотр содержимого презентации
«проект по МХК»


МБОУ «Руссковская СШ»

Портретное искусство

Питера Рубенса

Выполнил: Ковалев Юрий, ученик 11 класса

С. Русское


Питер Пауль Рубенс

Рубенс по справедливости называется фламандским Рафаэлем… Какие богатые мысли! Какое согласие в целом! Какие живые краски, лица, платья! М. Карамзин


Питер Пауль Рубенс - величайший живописец в истории мирового искусства. Одна из прекрасных жемчужин фламандской живописи. Художник принадлежит к числу самых блистательных фигур европейской культуры XVII века. Он родился 28 июня 1577 в немецком городке Зигене(Вестфалене).Он был шестым ребенком в семье юриста Яна Рубенса и Марии Пейпелинкс .



Портреты Питера

Когда Рубенс проживал в Италии, он написал портреты многих аристократов, например, «Автопортрет в кругу друзей из Мантуи», «Маркиза Бриджида Спинола-Дориа».




Триптихи Питера

Успех и славу лучшего живописца Антверпена Рубенсу принесло исполнение двух триптихов: «Воздвижение креста» и «Снятие с креста»




Героями картин Рубенса становились исключительно прекрасные люди как духовно, так и физически. Живописца привлекали темы, рассказывающие о высокой стойкости несгибаемого человеческого духа, героическом начале, способности к подвигу(«Христос в терновом венце», «Отцелюбие римлянки »)