Снег идёт. Воспитание у школьников любви к Отечеству в процессе изучения музыкального наследия Г.В

В соответствии с задачами исследования нами проанализированы различные школьные программы по музыке на предмет наличия в них произведений Г.В.Свиридова. В программе по музыке под ред. Д. Б. Кабалевского, например, всего три произведения Г. В. Свиридова. В пятом классе на третьем уроке первой четверти школьники разучивают мелодию из 2-й части "Поэмы памяти Сергея Есенина" "Поет зима, аукает". В вокально-хоровой работе педагог добивается от учащихся точного и энергичного исполнения начальной интонации восходящей кварты и "отчетливого звучания перекличек - ауканья" . На следующем уроке они слушают всю 2-ю часть и анализируют ее. Внимание ребят обращается "прежде всего, на то, как музыка живо рисует картину зимы, передает ощущение снегопада, зимней вьюги, ветра и постепенного затишья" . В дополнительном материале к программе предлагается 8-я часть "Поэмы памяти Сергея Есенина" - "Крестьянские ребята", как пример связи музыкальной и речевой интонаций, как "взаимное стремление речи к музыке и музыки к речи" . В этой части поэмы внимание учащихся заостряется на "красочности и выразительности тембрового решения: мужской хор, имитация звучания гармошки и звона колокольчиков (треугольник, рояль и колокольчики)" .

Увертюра Г. В. Свиридова "Время, вперед!" к одноименному кинофильму изучается на 8-м уроке в третьей четверти шестого класса. Тема этой четверти "В чем сила музыки?" и увертюра, как нельзя лучше подтверждает, что сила этой музыки в ее правде. Ведь она выражает дух времени, когда шло мирное строительство, передает ритм жизни и устремленность к будущему людей эпохи строительства социализма. Особое внимание отводится звучанию оркестра. Ребята должны ясно услышать, как "постоянное биение пульса сегодняшнего дня передается быстрым, четким отрывистым звучанием струнных, мощным динамическим нарастанием, и на этом фоне вырастает мужественная, героическая тема труб, звучащая как гимн светлой, счастливой жизни" . На наш взгляд, этих произведений Г.В. Свиридова в программе по музыке для общеобразовательной школы слишком мало. Духовно-нравственный, воспитательный потенциал музыкального наследия композитора огромен, и фактически остается не востребованным.

Изучив творческое музыкальное наследие Г. В. Свиридова, мы пришли к выводу, что необходимо включить еще несколько произведений композитора в программу по музыке, органично встраивая их в тематическое содержание, не нарушая основных принципов преподавания. Для этого мы отобрали несколько произведений с ярко выраженной тематикой и направленностью на воспитание патриотических чувств (любви к природе, народу, Родине, Отечеству). Этот материал распределили по годам обучения в соответствии с возрастными особенностями детей младшего и подросткового возраста. При этом учитывали степень трудности восприятия музыкального содержания. Предложенные нами произведения будут способствовать воспитанию у подрастающего поколения.

2 класс, 1 четверть "Три кита в музыке - песня, танец, марш" мы включили в приложение к программе следующие произведения Г. В. Свиридова: "Веселый марш", "Старинный танец", "Перед сном". Эти произведения доступны восприятию младших школьников, так непродолжительны по звучанию, яркие, разнохарактерные.

Фрагмент урока с включением "Веселого марша"

У. Ребята, я сегодня пригласила к нам на урок одного знакомого нам "кита". Узнаете вы его, или нет? (играет "Веселый марш").

Д. Этот "кит" - марш.

У. А как вы догадались?

Д.Под такую музыку удобно шагать.

У. Какой у нее характер, для кого она больше подходит?

Д.Она бодрая, подвижная. У нее веселый характер. Под нее могут шагать дети, школьники.

У. Вы просто молодцы! Этот марш написал композитор Г. В. Свиридов. Он действительно написал его для вас и назвал очень красиво: "Веселый марш". Вам хочется пошагать под эту музыку? Встаньте и весело промаршируйте на месте. Постарайтесь услышать точку в конце музыки и остановиться вместе с ней (повторное прослушивание с движениями под марш).

У. Вы так старались, что если бы композитор Г. В. Свиридов вас увидел, он бы вас непременно похвалил. Давайте мы с вами попробуем ненадолго стать композиторами. Детский марш превратим в солдатский. Как это сделать, давайте подумаем вместе.

Д. Нужно играть громко, твердо.

У. А почему?

Д. Солдаты шагают твердым, четким шагом, поэтому им нужна такая же музыка.

(дети отстукивают ритм марша по столу кулачками под музыку).

У. Теперь помогите мне превратить ваш марш в кукольный. Что мне для этого нужно сделать?

Д. Играть легко и высокими звуками.

(дети "шагают" пальчиками по ладошке под музыку "кукольного" марша).

У. А сейчас я хочу проверить, как вы внимательно умеете слушать музыку. Я сейчас сыграю "Веселый марш" от начала до конца, но буду превращать его, то в кукольный, то в военный. А вы выполняйте движения в характере музыки.

(исполнение учителем в разных регистрах).

У., Так как же мы сумели превратить наш марш в разные марши?

Д. Мы изменяли громкость и высоту.

Фрагмент урока с включением пьесы "Перед сном"

У. Ребята, послушайте музыку и скажите, какой "кит" у нас сегодня в гостях? (играет).

У. А мы сможем ее спеть? Как?

Д. Ее можно спеть "а-а-а" или с закрытым ртом.

У. А что под такую музыку можно делать?

Д. Можно укачивать любимую игрушку.

У.А почему вы так решили?

Д. Она плавная, спокойная, убаюкивающая.

У. А вы знаете, как называется песня, под которую можно укачивать малыша?

Д. Такая песня называется колыбельной.

У. А кто на Земле поет самые красивые колыбельные песни?

Д. Красивее всех на Земле колыбельные песни поет мама.

У. Видите, ребята, наша колыбельная песенка без слов, а вы догадались, что под нее можно засыпать. Эту музыку сочинил композитор Г. В. Свиридов.

В тему второй четверти 1 класса в теме "О чем говорит музыка" можно включить пьесу "Дождик" из фортепианного "Альбома пьес для детей" Г. В. Свиридов. На примере этого произведения ребята смогут убедиться в том, что музыка может изображать многое, в том числе звуками передать капанье теплого летнего дождика, легкое дуновение ветерка, свет от восходящего солнца. Восприятие этой пьесы обязательно вызовет у ребят чувство любования красотой природы, игрой ее красок и звуков.

2 класс, 2 четверть "О чем говорит музыка?"

У. Я вижу, у вас хорошее настроение. Отчего оно такое?

Д. На улице хорошая погода.

Д. Как вы думаете, у природы бывает плохое настроение?

У. Что тогда происходит?

Д. Природа плачет, идет дождь.

У. Я вам сейчас исполню пьесу, а вы внимательно послушайте и скажите, о чем она, какое в ней настроение?

Г. В. Свиридов "Дождик" (слушание).

Д. Настроение веселое, похоже на дождик.

У. А это дождик или дождь?

Д.Дождик, потому что он не сильный, а легкий. Капельки мелкие, теплые и блестят.

У. А почему вы решили, что капельки блестят?

Д. Потому что светит солнышко. Музыка яркая.

У. А давайте послушаем еще раз, всегда ли у нашего дождика было хорошее настроение?

ПОВТОРНОЕ ПРОСЛУШИВАНИЕ.

Д.В середине слышно, как дождик пошел сильнее. Он забарабанил по крыше. Наверное, подул ветер.

У. Почему вы так решили?

Д. Музыка зазвучала громко. А потом ветер умчался, а дождик закончился.

У. А что же случилось в природе, что произошло?

Д. Она умылась и стала еще красивее. Воздух стал свежее. Можно идти гулять.

У. Вам понравилась эта музыка? Ее написал композитор, Г. В. Свиридов. Он очень любил свою Родину, русскую природу. Всегда любовался ею. Решил рассказать об этом всем людям и сочинил такую интересную пьесу. Нарисуйте дома картинки и расскажите в них о том, что услышали в этой музыке.

3 класс, 2 четверть "Интонация"

Мы предлагаем включить две пьесы Г. В. Свиридова - "Попрыгунья" и "Упрямец". Этот урок можно провести по аналогии с третьим уроком этой четверти, когда дети слушают "Три подружки" Д.Б. Кабалевского. На примере этих пьес закрепляется понимание и различение характера музыки, и воспитываются положительные личностные качества у учащихся.

4 класс, 1четверть "Музыка моего народа"

Можно предложить учащимся послушать произведение "На зеленой, на лужайке" из хоровой поэмы "Ладога" на стихи А. Прокофьева. Это яркое, праздничное сочинение. В нем песенность теснейшим образом связана с народными истоками, этой вечно живой стихией, без которой ни один подлинно национальный художник себя не мыслит. В этой части поэмы композитор мастерски, виртуозно изобразил в хоре игру на любимом в народе инструменте - балалайке. Но стремление передать приемы инструментальной игры - не самоцель. Композитор поэтизирует балалайку - непременную спутницу всех деревенских праздников, народных гуляний, привлекающей своей простотой, спонтанно выплескивающейся эмоциональностью, яркостью. Сам Г. В. Свиридов в юности играл на балалайке-секунде в клубном оркестре народных инструментов.

У. В первом классе мы с вами называли дерево-символ нашей России. Что это за дерево?

Д. Это дерево - береза.

У. А знаете ли вы, что есть еще и инструмент, который называют музыкальным символом нашей родины?

У. На прошлом уроке мы слушали музыку и даже "играли в оркестре". Как эта музыка называется?

Д.Она называется "Светит месяц".

У. Какому народу она принадлежит?

Д. Это русская народная песня.

У. А на каких инструментах мы "играли"?

Д. На баяне и на балалайке.

У. Так вот балалайка - это и есть тот самый музыкальный символ России. Сначала балалайка была двухструнная, а потом к ним добавили еще одну струну. Все на Руси от мала до велика, знают, как на ней играют: бренчат указательным или большим пальцем правой руки. И вот уже почти триста лет без нее не обходится ни одно гулянье в деревне. Но случалось, что этот простой инструмент веселил и царственных особ. У нашего народа это один из самых любимых инструментов, потому и называют ее балалаечкой.

Балалаечка играет,
Балалаечка поет,
Балалайке ножки сделать -
Балалаечка пойдет!

Так пели-прославляли этот инструмент в народе.

Известный вам Г. В. Свиридов в юности играл в оркестре на балалайке, а когда окончил консерваторию и стал композитором, сочинил замечательное произведение, которое посвятил этому инструменту и название "На зеленой, на лужайке".

СЛУШАНИЕ "НА ЗЕЛЕНОЙ, НА ЛУЖАЙКЕ" из вокально-хорового цикла "КУРСКИЕ ПЕСНИ"

У. Изменила музыка ваше настроение?

Д. Стало весело, даже плясать захотелось!

У.А это музыка инструментальная или вокальная?

У. Вы заметили, какой инструмент аккомпанировал?

У.Послушайте еще раз очень внимательно и скажите, был ли здесь инструментальный аккомпанемент?

ПОВТОРНОЕ СЛУШАНИЕ.

Д. Нет, здесь пел хор, а вместо балалайки пели: "Тренди - бренди".

У. Хочу заметить вам, ребята, что слова в этом произведении подлинно народные. Есть такое слово "аутентичные", значит подлинные. Г. В. Свиридов очень любил свой народ, свое Отечество, часто ездил на свою "малую Родину" в Курскую область, слушал, с какой любовью там пели про балалаечку, и написал такую интересную музыку. Он мечтал познакомить с песнями Курской области как можно больше народа. Мечты его сбылись. Его произведения очень часто звучат и по телевидению, и по радио, и в концертных залах в разных городах нашей необъятной Родины.

5 класс, 4 четверть, "Можем ли мы услышать живопись?

На четвертом уроке ребятам предлагается послушать пьесу из "Альбома фортепианных пьес для детей", которая называется "Звонили звоны". На этом уроке после "вслушивания" в картину И. Левитана "Вечерний звон" и небольшой рассказ о мастерах колокольных дел, можно предложить ребятам послушать музыку Г. В. Свиридова.

После "вслушивания" в картину И. Левитана "Вечерний звон":

У. Вы сами когда-нибудь слышали колокольный звон? Где его можно услышать "вживую"?

Д. Колокольный звон можно услышать в церкви, перед богослужением.

У. Русь с незапамятных времен славилась колокольными звонами. Они появились на Руси в середине IХ века и стали неотъемлемой частью церковных обрядов. Кроме того их звон служил сигналом тревоги при пожаре, предупреждал о приближении врага, а в метели и бураны колокольные звоны помогали путникам найти дорогу к жилью. Вспомните, в каких произведениях мы с вами уже слышали колокольные звоны?

Д. Хор "Вставайте, люди русские" из кантаты С. С. Прокофьева "Александр Невский", "Рассвет на Москве - реке", М. П. Мусоргского.

У. Сегодня мы с вами послушаем музыку хорошо вам известного композитора Г. В. Свиридова. Будьте внимательны и скажите, о каких событиях, радостных или печальных рассказывает это произведение?

СЛУШАНИЕ.

Д. Эта музыка говорит о чем-то грустном, и даже тревожном.

У. А как музыка передает состояние тревоги?

Д.Она громкая, тяжелая, резкая, острая. Как - будто каждый звук отдельно вызванивают.

У.Вы были очень внимательны, и потому правильно подметили настроение в этом произведении. Ведь даже в самом начале, когда звучит одна мелодия, в ней уже чувствуется встревоженность, напряженность.

У. А сейчас послушайте еще раз и скажите, когда начинают звонить маленькие колокола, характер музыки становится спокойнее?

ПОВТОРНОЕ ПРОСЛУШИВАНИЕ.

Д. Нет, музыка не становится спокойнее. Маленькие колокольчики звучат пронзительно, напряженно. От этого становится еще горестнее на душе.

У. Я с вами согласна. Колокола звучат очень взволнованно. Они перебивают друг друга, словно стараются поскорее оповестить людей о чем-то важном, но печальном. Они хотят предупредить кого-то о тревожном событии.

У. А теперь давайте подумаем, к какому произведению по характеру "Звонили звоны" ближе?

Д. Они близки по характеру Хору "Вставайте, люди русские".

6 класс, 1 четверть "Преобразующая сила музыки"

Здесь урок строится полностью по аналогии с уроком, предложенным в программе. Для слушания мы рекомендуем сразу два произведения Г. В. Свиридова: "Соловей мой смутный" из вокального цикла "Курские песни" и "Военный марш" из Музыкальных иллюстраций" к повести А. С. Пушкина "Метель".

В самом начале урока "из тишины" звучит песня "Соловей мой смутный" из вокально-хорового цикла "Курские песни" и "Военный марш" из "Музыкальных иллюстраций" Г. В. Свиридова..

У. Когда вы слушали музыку, я очень внимательно на вас смотрела.

Во время звучания первого произведения вы сидели очень тихо и слушали музыку, задумавшись. Почему? О чем эта песня?

Д. Эта песня о тяжелой судьбе женщины в старой русской деревне.

У. Девушку выдавали замуж против ее воли не за того, кого она любила, а за богатого. Жила она там, как птица в клетке: и богатство есть, да счастья нет. В неволе и жизнь не в радость. Вы обратили внимание на темп и лад в этой песне?

Д. Темп медленный, лад минорный, а музыка - очень плавная.

У. Почему композитор использует эти средства выразительности?

Д. Чтобы глубже передать содержание и выразить свое отношение к происходящему.

У. Удалось музыке изменить ваше настроение?

У. Похожа песня на русскую народную?

Д. А разве она не русская народная?

У. Нет, ее сочинил Г. В. Свиридов. Он у себя на родине в Курской области слышал в детстве очень много народных песен. А когда стал композитором, то сам стал сочинять песни в народном стиле. У него это замечательно получалось. А второе произведение? Вы заметно оживились, когда оно звучало. Почему?

Здесь совсем другое настроение, другой характер музыки. Это военный марш. Защитники Отечества возвращаются с победой.

У. Какое настроение вызвал у вас марш?

Д. Приподнятое, праздничное.

У. Каким интонациями наполнена музыка?

Д. Интонациями решительными, торжественными, приподнятыми.

7 класс 1 полугодие "Музыкальный образ"

Мы предлагаем включить первую часть музыкального произведения "Зимнее утро" из вокально-хорового цикла "Пушкинский венок". Это произведение ярко рисует образ русской природы, ее бодрящую зимнюю свежесть и красоту.

7 класс, 4 четверть "Великие наши "современники"

Мы предлагаем один из уроков (по выбору учителя) посвятить

слушанию и анализу маленькой хоровой кантаты на стихи Б. Пастернака "Снег идет". Старшие школьники уже способны "по-взрослому" оценить значение времени в жизни человека, им уже в полной мере может открыться философский смысл поставленных композитором и поэтом задач.

У.Ребята, в пятом классе мы слушали и исполняли музыку "Поет зима, аукает" Г.В.Свиридова. Теперь вы уже в седьмом классе у вас накоплен большой опыт, и я хочу предложить вам "сочинить" музыку на стихи поэта Бориса Пастернака. С творчеством этого поэта вы более глубоко познакомитесь в 10 классе. Его поэзия очень глубокомысленная, философская, она заставляет задумываться над многими серьезными проблемами жизни.

Снег идет, снег идет,
Снег идет, снег идет,
К белым звездочкам в тумане
Тянутся цветы герани
За оконный переплет.
Снег идет, снег идет,
Снег идет, снег идет,
Снег идет, и все в смятенье,
Все пускается в полет -
Черной лестницы ступени,
Перекрестка поворот.
Снег идет, снег идет,
Снег идет, снег идет:

У. В каком характере вы бы сочинили музыку на эти поэтические строки?

У. Где мелодическая линия будет более развита?

У.А какую бы вы сочинили мелодию на многократно повторяющиеся слова?

У. Кто сможет попробовать спеть мелодическую импровизацию на этот поэтический текст?

У. Эти стихи прочел однажды Г. В. Свиридов. С его творчеством мы знакомились с первых уроков еще в первом классе. Давайте вспомним некоторые его произведения.

(исполнение учителем на фортепиано фрагментов произведений "Веселый марш", "Колыбельная песенка", "Дождик", в записи "На зеленой, на лужайке", "Военный марш", "Мороз и солнце").

У. Сегодня познакомимся с одной из частей "Маленькой кантаты" на стихи Б. Пастернака "Снег идет" (слушание).

У. Какое впечатление произвела на вас музыка? Почему? Как она звучит?

У. Кто исполняет это произведение?

Д. Женский хор.

У. А какую выразительную роль здесь играет чередование партий женского хора: альты - сопрано?

Д.У сопрано музыка прозрачная, а у альтов таинственная. Когда они сменяют друг друга, ты словно впадаешь в состояние гипноза.

У. Вы обратили внимание на то, как звучит аккомпанемент?

Д. Завораживающе, сказочно! И в то же время одухотворенно.

У. Только ли это пейзаж зимней природы?

Д. Нет, это не только картина снегопада. Это время, которое невозможно остановить, оно бесконечно.

У. Это изображение самого Времени, которому противопоставляется тема творчества. Как вплетается творчество во время? Как проходят годы, бесстрастным снегопадом или осмысленно, как "слова в поэме"? Пейзаж, такой знакомый всем нам с детства претворен в этом произведении поэтом и композитором, как мысль о предназначении художника.

«Маленький триптих» (1964) - одно из немногих сочинений Свиридова для симфонического оркестра. Оно, тем не менее, прочно связано с основной, «вокальной» линией его творчества. Первая часть целиком построена на интонациях знаменного распева, третья - один из символов музыки Свиридова - воскрешает образы русской старины. Самая загадочная часть - вторая - навевает воспоминания о суровой красоте, нависших громадах храмов, о кровавых страницах русской истории. Музыка «Маленького триптиха» использована в легендарном спектакле Малого театра «Царь Федор Иоаннович» (постановка Бориса Равенских).

Маленькая кантата «Снег идет» - едва ли не первое в русской музыке обращение к стихам Бориса Пастернака - написана в 1965 году. Она интересна прежде всего необычностью трактовки хора. Он у Свиридова скорее носитель не смысла, собственно мелодической выразительности, но краски. Например, в первой части («Снег идет») он поет всего лишь на двух повторяющихся нотах: в третьей части («Ночь») в партии хора и в оркестре также господствует стаккатный (отрывистый) штрих.

День первого исполнения «Поэмы памяти Сергея Есенина» 31 мая 1956 года стал знаменательным в истории русской культуры ХХ века. Именно это сочинение явило миру гений Георгия Свиридова. До этого дня были двадцать лет творчества, известность (всеобщее внимание привлекло уже первое сочинение двадцатилетнего автора - цикл романсов на стихи Пушкина), мучительное изживание влияния учителя, Дмитрия Шостаковича (в его классе в Ленинградской консерватории Свиридов занимался в 1937 - 1941). Не было - своей Темы в искусстве. И именно в этот день Художник и Тема наконец-то нашли друг друга. В «Поэме памяти Сергея Есенина» сфокусирован основной эстетический приоритет Свиридова - новый традиционализм. Музыка Свиридова проста, иногда статична, но эта простота очень сложно организована; традиционный музыкальный язык вбирает достижения музыки ХХ века - сонерику и неофольклоризм. В пору увлечения наконец- то разрешенным (хотя и дозированно) авангардом, Свиридов шел против течения - к естественной русской певческой (в широком смысле) интонации. «Поэма» стала для Свиридова первым шагом вглубь национальной традиции: впоследствии этот путь закономерно привел к абсолютному отказу от «мирской» музыки; в поздний период творчества (с начала 1980-х) композитор пишет исключительно в духовном жанре, а интонационной основой его музыки становится знаменный распев. «Поэма памяти Сергея Есенина» имела огромное общественное значение, вызвав небывалый интерес как к творчеству Есенина, так и вообще к теме русской деревни. Именно музыкальное сочинение Свиридова стоит у истоков «деревенской прозы» как мощного стилевого течения отечественной литературы конца 1950-х - середины 1980-х (среди авторов - Василий Белов, Валентин Распутин, Федор Абрамов, Борис Можаев и другие). В поэме десять номеров, и все они, так или иначе, проникнуты ностальгией по «деревянной Руси» (название кантаты, также на стихи Есенина). Замечательны две кульминации цикла - номера 9 и 10. №9 - «Я - последний поэт деревни» - тихая печальная песнь из сердечной глубины: значительность каждой ноты и фразы подчеркнута скупым оркестровым сопровождением (тоническая квинта, совсем как в «Шарманщике», финале вокального цикла «Зимний путь» Шуберта). №10 - «Небо - как колокол...» - праздничный колокольный финал, в котором, однако ощущается неоднозначное отношение автора к гибели старой Руси.

Михаил Сегельман

Интегрированный урок музыки (интеграция с изобразительным искусством) (2 класс)

Тема: Снежная зима в кантате Г.Свиридова, стихотворении Б.Пастернака и картинах русских художников.

Цель: познакомить с кантатами Г.Свиридова на стихи Б.Пастернака, обогащать словарный состав, ввести в пассивный словарный запас слово «кантата»; познакомить со стихотворением Б.Пастернака «Снег идёт…»

Ход урока.

    Актуализация знаний.

Дети! Как вы думаете, южная и северная зимы отличаются? (Да) Как вы думаете, какая зима в Италии,а в Африке?

А какой яркий признак северной зимы? (снег) А везде ли снег одинаковый? (Нет) Где его больше? (на лоне природы, на даче)

А какой снег? (холодный, бодрящий). Опишите его.

    Работа по теме урока.

Дети, я сейчас Вам прочитаю стихотворение Б.Пастернака. Послушайте его. «Снег идёт»

Борис Пастернак

Снег идет

Снег идет, снег идет.

К белым звездочкам в буране

Тянутся цветы герани

За оконный переплет.

Снег идет, и всё в смятеньи,

Всё пускается в полет,-

Черной лестницы ступени,

Перекрестка поворот.

Словно с видом чудака,

С верхней лестничной площадки,

Крадучись, играя в прятки,

Сходит небо с чердака.

Снег идет, снег идет,

Снег идет, и всё в смятеньи:

Убеленный пешеход,

Удивленные растенья,

Перекрестка поворот.

Дети, как по-разному можно сказать о снеге! о своём ощущении! Какие слова выбрал Борис Леонидович Пастернак для описания снега? Посмотрите на первые 2 четверостишия у вас на партах. Снег как белые звёздочки. Почему он так написал?

    Сейчас мы послушаем,как композитор Георгий Васильевич Свиридов (1915-1998) сочинил маленькие кантаты на стихи Б.Пастернака. Свиридов очень любил снежную Россию, с её многочисленными деревнями, крестьянскими песнями и забавами. (Учитель показывает картины на темы «Зима в живописи русских художников» и «Зимние забавы») . Всё его творчество отличается песенностью и связано с крестьянским фольклором.

    Дети, кантата (от итал. канторе),что значит петь, это муз.произведение, предназначенное для одного или нескольких солистов, хора и оркестра)

    Давайте послушаем эту музыку. Сели, чтобы вам было удобно, закрыли глаза. Какая музыка? (холодная, но светлая, сверкающая). Какую картину природы вы представляете, когда слушали эту музыку? (Мы чувствуем холод, зябкость, но настроение у музыки светлое, радостное. Фразы как снежинки.)

    А какие вообще снежинки? Какие вы наблюдали снежинки? Давайте посмотрим. Какие снежинки по цвету? Когда их лучше видно, на каком фоне? Когда,вы например, поймали снежинку на белую варежку, или когда заметили снежинку на тёмной куртке?

    Сейчас мы нарисуем снежинку. Взяли лист синего картона, чтобы снежинка была ещё заметней и казалась ещё красивее. Посмотрите на доску, у меня та тоже нарисован лист. Где мы будем рисовать снежинку? Как мы её расположим на листе. В этом углу? в этом углу? (нет), а где? Посередине. Правильно. Я нашла серединку и поставила точечку. А какая снежинка будет? маленькая? Нет, на весь лист. Правильно. Вот так (на доске учитель показывает) . А теперь я украшу нашу снежинку. Вот так. Вы можете рисовать, украшать вашу снежинку, как Вам больше нравится. Начали рисовать. Взяли кисточки, нашли середину, музыка Свиридова вам поможет.

    У кого получилась особенная снежинка? Кто хочет про неё рассказать?

    Давайте сделаем выставку. Полюбуемся в тишине нашим снегопадом! Какие все снежинки красивые и пушистые.

Снег идет, снег идет.

К белым звездочкам в буране

Тянутся цветы герани

За оконный переплет.

Снег идет, и всё в смятеньи,

Всё пускается в полет...

Маленькая кантата на стихи Бориса Пастернака

«Снег идет» - это обращение Свиридова к поэзии Пастернака после многих десятилетий раздумий. Любопытно, что «поэт этот, близкий в своей жизни к музыке и музыкальный в своих стихах, тем не менее, по-видимому, еще ни разу не привлекал раньше внимания композиторов, - пишет исследователь творчества Свиридова А. Сохор. - Свиридов, таким образом,... выступил первооткрывателем, причем не в фигуральном, а в буквальном смысле слова».

Для своей маленькой кантаты Свиридов отобрал три стихотворения из последнего периода творчества поэта, объединенные темой «художник и время». Это «Снег идет...» (1957), «Душа» и «Ночь» (1956). Маленькая кантата была закончена в 1965 году. Премьера состоялась 21 декабря 1966 года в Москве, в Большом зале консерватории.



(0:00) - Снег идёт. Commodo
(1:45) - Душа. Moderato con moto
(6:00) - Ночь. Animate

1-я часть, «Снег идет» , передает размеренный, безостановочный ход времени: монотонно, на одной ноте поют сопрано и альты, оркестровая партия завораживает повторением двух зыбких аккордов, убаюкивающей нисходящей интонацией.

Во 2-й части, «Душа» , монотонное кружение напоминает о ровном ходе времени в 1-й. Здесь скупое сопровождение с тянущимися звуками, на фоне которого разворачивается простой напев в духе городской песни, создает ощущение внутренней сосредоточенности, отрешенности от всего внешнего.

3-я часть, «Ночь» , неожиданна по своему решению. Это детская песенка в исполнении детских голосов. Дисканты исполняют простую, почти примитивную мелодию, ее сопровождают легкие отрывистые аккорды. Образы ночной жизни, бездонной глубины неба переданы самыми простыми средствами, но тем более неожиданно заключение, в котором возникает призыв:
Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну,

Ты вечности заложник,

У времени в плену.

Маленькая кантата на стихи Бориса Пастернака

Состав исполнителей: женский хор, ансамбль мальчиков, оркестр.

История создания

После окончания «Деревянной Руси » в 1965 году Свиридов задумал следующую маленькую кантату, на этот раз - на стихи Б. Пастернака (1890-1960). Хотя и менее заметно, но поэзия Пастернака также прошла сквозь всю жизнь композитора. На его стихи были написаны самые первые романсы, которые сам Свиридов счел настолько несовершенными, что даже не включил в список сочинений.

Поэзия Пастернака никогда не оставляла композитора равнодушным. В своих дневниках он на протяжении многих лет так или иначе возвращается к ней. В частности, о «Докторе Живаго» есть такая запись: «Отдельные глубокие (хотя и далеко не всеобъемлющие) мысли П о жизни, о Человеке и его предназначении, о времени, о Революции, надругавшейся над Человеком...».

«Снег идет» - это обращение Свиридова к поэзии Пастернака после многих десятилетий раздумий. Любопытно, что «поэт этот, близкий в своей жизни к музыке и музыкальный в своих стихах, тем не менее, по-видимому, еще ни разу не привлекал раньше внимания композиторов, - пишет исследователь творчества Свиридова А. Сохор. - Свиридов, таким образом,... выступил первооткрывателем, причем не в фигуральном, а в буквальном смысле слова».

Для своей маленькой кантаты Свиридов отобрал три стихотворения из последнего периода творчества поэта, объединенные темой «художник и время». Это «Снег идет...» (1957), «Душа» (дата написания неизвестна, стихотворение в СССР не публиковалось и было взято Свиридовым из зарубежного источника) и «Ночь» (1956). Маленькая кантата была закончена в 1965 году, в том же году №3 был опубликован в последнем, 12-м номере журнала «Советская музыка». Премьера состоялась 21 декабря 1966 года в Москве, в Большом зале консерватории.

Музыка

1-я часть, «Снег идет», передает размеренный, безостановочный ход времени: монотонно, на одной ноте поют сопрано и альты, оркестровая партия завораживает повторением двух зыбких аккордов, убаюкивающей нисходящей интонацией. Во 2-й части, «Душа», монотонное кружение напоминает о ровном ходе времени в 1-й. Здесь скупое сопровождение с тянущимися звуками, на фоне которого разворачивается простой напев в духе городской песни, создает ощущение внутренней сосредоточенности, отрешенности от всего внешнего.