Сущность индивидуального и дифференцированного подходов, их значение в формировании личности ребенка. Ущность и принципы дифференцированного обучения

Дифференцированное коррекционное воздействие предусматривает учет в коррекционной работе вариативности и специфичности структуры нарушения, а также уровня развития детей. На основании данного принципа осуществляется распределение детей на подгруппы, подбирается вариативное содержание, методы и средства обучения, различные виды помощи детям (направляющая, стимулирующая или обучающая). Индивидуализация обучения предполагает разработку образовательного маршрута на каждого ребенка с учетом степени проявления нарушения, индивидуально-типологических особенностей, компенсаторных возможностей.

Деятельностный принцип коррекционного обучения. Обучение осуществляется в процессе различных видов деятельности с опорой на ведущий для каждого возраста и доступный для овладения данному ребенку, с учетом его психофизических особенностей и структуры нарушения. Приоритетным является овладение ребенком определенными доступными и необходимыми для самостоятельной жизни в обществе практическими действиями .

Принцип полисенсорной основы обучения предполагает опору на все сохранные анализаторы и развитие компенсаторных возможностей ребенка. Предусматривается максимальное обогащение сенсорного опыта ребенка. В процессе обучения используется комплекс методов и приемов для формирования целостного образа об объектах и явлениях окружающего мира.

Принцип единства диагностики и коррекции нарушений. Предполагает осуществление комплексной и систематичной поэтапной диагностики особенностей развития каждого ребенка, на основании которой составляется индивидуальная программа обучения, отслеживается динамика развития и уровень овладения программным материалом. Это позволяет варьировать и уточнять содержание программы на всех этапах обучения.

Принцип коммуникативной направленности. Предусматривает развитие коммуникативных навыков в различных ситуациях взаимодействия со взрослым. При этом предусматривается возможность выбора альтернативных средств коммуникации (пиктограммы, Блисс-символы, жесты и др.). При этом развитие навыков речевого (словесного) общения определяется как необходимое условие расширения коммуникативных связей.

Авторы программно-методических материалов, рекомендованных для детей со сложными (комплексными) нарушениями определяют общие условия организации образовательной среды на уровне отдельного образовательного учреждения.

· Предельная наполняемость группы (класса) для детей с комплексными нарушениями развития – 5 человек. При этом в условиях интегрированного обучения количество детей может быть меньше.

· Введение в штатный состав учреждения специалистов разного профиля (психолога, дефектолога, логопеда) для оказания детям комплексной психолого-медико-педагогической помощи. Медицинская помощь осуществляется специалистами, работающими по договору.



· Организация щадящего режима предусматривает оптимальное чередование режима занятий и отдыха, определение доступной нагрузки индивидуально для каждого ребенка с учетом рекомендаций специалистов. Предусматривается: включение в структуру занятий физкультпауз, рациональное чередование разных видов заданий (практических, игровых, речевых, познавательных с преобладанием первых), непрерывное психологическое сопровождение обучения.

· Особая организация максимально насыщенной сенсорной среды для развития компенсаторных функций ребенка с опорой на все сохранные анализаторы. Разделение коррекционного пространства на зоны (столовая, игровая, коррекционная, двигательная и др.) для оказания различных видов помощи.

· Введение дополнительных подготовительных (пропедевтических) этапов в программы предметного и беспредметного обучения и использование в обучении стратегии «маленьких шагов», ‒ разделение сложного алгоритма действий на составляющие, отработка каждого компонента с последующим объединением в единое действие.

· Параллельное использование материалов из различных разделов на всех занятиях, взаимосвязь и взаимодополнение программных тем.

· Составление индивидуальной программы на каждого ребенка с учетом уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.

· Включение в учебный план специальных коррекционных занятий с учетом вида и структуры нарушений. Например, занятия ЛФК, логопедические занятия, ритмика и др.

· Ведение мониторинга за динамикой развития ребенка и усвоением программы на основе качественной оценки показателей.

· Оказание своевременной и доступной (дифференцируемой по виду и степени) помощи на всех этапах обучения в ситуациях возникновения затруднений.

· Обновление и пополнение методической базы за счет использования современных технологий обучения с учетом характера и структуры отмечаемого нарушения.

· Использование комплекса методов обучения с преобладанием наглядно-практических и игровых методов.

· Дифференциация форм обучения с учетом степени и структуры нарушений, уровня интеллектуального развития, потребностей ребенка в посторонней помощи (предметное, беспредметное обучение).

Беспредметное обучение предусматривает планирование содержания работы по следующим направлениям:

– формирование представлений ребенка о себе и окружающем,

– развитие навыков коммуникации,

– формирование навыков самообслуживания и безопасной жизнедеятельности,

– подготовка к овладению простейшими видами учебной деятельности,

– социальная интеграция и преодоление бытовой зависимости от ближайшего окружения.

Предметное обучение предполагает овладение обучающимися содержанием основных учебных дисциплин. В учебный план входят учебные предметы, отобранные с учетом вида и структуры отмечаемого нарушения. Так, например, для детей с тяжелой умственной отсталостью в учебных план включаются следующие предметы:

Родной язык (развитие речи, чтение, письмо)

Математика (элементарный счет)

Мир животных, мир растений

Изобразительное искусство

Музыка, пение

Физическая культура, самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд

Ремесленное дело.*

Методические подходы к проектированию индивидуальной программы обучения детей с комплексными нарушениями развития разработаны М.В. Жигоревой**. Они предусматривают:

· Необходимость опоры на данные комплексного обследования ребенка (вид и структура нарушения, клинические и индивидуально-психологические особенности, исходный уровень развития и компенсаторные возможности ребенка).

· Междисциплинарный подход к проектированию индивидуальной программы – отработка в системе каждого структурного компонента нарушения. Например, при сочетании нарушений слуха, зрения и речи у ребенка, содержание работы будет планироваться на основе научных исследований в области судропедагогики, тифлопедагогики и логопедии.

· Интегрированный подход при отборе содержания разделов программы предполагает комбинирование разделов из программ, ориентированных на первичные дефекты, представленные в структуре нарушений сложного ребенка. Количество и виды программ, из которых выбираются темы, зависит от количества и видов первичных нарушений, имеющихся в структуре сложного. Так, для слепоглухого ребенка необходимо проанализировать программы для слепых и глухих детей и отобрать темы и разделы, ориентированные на коррекцию каждого компонента сложного нарушения. Соответственно, при составлении индивидуальной программы для ребенка с нарушением слуха и зрения необходимо предусмотреть разделы «Развитие слухового восприятия», «Формирование правильного произношения» из программы для детей с нарушением слуха, а разделы «Развитие зрительного восприятия» и «Ориентировка в пространстве» из программы для детей с нарушением зрения.

· Дозированность объема изучаемого материала с учетом реальных возможностей его усвоения каждым ребенком. Допускается увеличение сроков усвоения.

· Межпредметные связи предполагают отработку одних и те же знаний и навыков на разных видах занятий и в разных видах деятельности.

· Линейность и концентричность при построении индивидуальной программы обучения предполагает расположение тем в определенной логической последовате-льности с постепенным увеличением объема и усложнением содержания материала. При этом каждая последующая тема является продолжением предыдущей.

· Инвариантность программного материала предполагает наличие пропедевтических разделов для восполнения недостающих знаний и использование специальных технологий, ориентированных на структуру нарушения. В то же время следует предусмотреть возможность изменения содержания раздела, последовательности их изучения, их комбинирование и введение дополнительных элементов с учетом уровня развития ребенка, его потребностей и реальных возможностей . Это обусловлено тем, что у детей со сложными нарушениями стираются возрастные границы, поэтому уровень развития может быть одинаковым независимо от возраста.

Контрольные вопросы и задания.

1. Раскройте содержание понятий «комплексные (сложные) нарушения развития», «осложненные нарушения развития», «множественные нарушения».

2. Назовите основные группы детей и подростков с сочетанными нарушениями развития. Почему возникает необходимость в их психолого-педагогическом изучении?

3. Кратко охарактеризуйте содержание комплексного изучения особенностей психофизического и познавательного развития ребенка со сложным нарушением в развитии.

4. Как организована комплексная помощь лицам со сложными нарушениями в развитии в нашей стране. Укажите основные нормативно-правовые документы, регламентирующие работу коррекционных учреждений с детьми и подростками, имеющими сложные нарушения развития.

5. Назовите и охарактеризуйте ведущие принципы коррекционной работы с детьми и подростками с комплексными нарушениями в развитии.

6. Перечислите основные задачи и направления коррекционно-педагогической работы с детьми с комплексными нарушениями развития.

7. Назовите основные разделы индивидуальной программы коррекционной работы с ребенком, имеющим комплексное нарушение развития (по модели М.В. Жигоревой).

1. Басилова Т.А., Александрова Н.А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития: Пособие для родителей. – М.: Просвещение, 2008.

2. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: Программно-методические материалы / Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б., Комарова С.В. и др. //Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: ВЛАДОС, 2007.

3. Дети со сложными нарушениями развития. Психофизиологические исследования / Под ред. Л.П. Григорьевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2006.

4. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2006.

5. Закрепина А.В., Браткова М.В. Разработка индивидуальной программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2008. – № 2. – С. 9 -19.

6. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

7. Малофеев Н.Н., Гончарова Е.Л., Никольская О.С., Кукушкина О.И. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концеп- ции.//Дефектология. 2009. №1. С.5-19.

8. Мещеряков А. И. Как формируется человеческая психика при отсутствии зрения, слуха и речи // Вопросы философии. – 1968. №9.

9. Мещеряков А. И. Опыт обучения детей, страдающих множественными дефектами // Дефектология. – 1973. №3.

10. Программа воспитания и обучения слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития / Под ред. Головчиц Л.А. – М.: УМИЦ «Граф-Пресс», 2006.

11. Соколянский И. А. Обучение слепоглухонемых детей // Дефектология. – 1989. №2.

12. Специальная педагогика / под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Тема № 15. Служба практической (специальной) психологии в системе

образовательных учреждений

Дифференцированный и индивидуальный подход в обучении

В последнее время значительно усилился интерес учителей общеобразовательной школы к проблеме дифференцированного обучения школьников. И эта проблема остается актуальной и сегодня. Что же такое дифференцированное обучение и индивидуальный подход в обучении?

Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся.

Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Развитие мышления учащихся- одна из основных задач начальной школы. То, что обучение так или иначе должно быть согласовано с уровнем развития ребёнка,- это установленный и многократно проверенный факт, который невозможно оспаривать.

В условиях классно-урочной системы, когда в классе дети с разными способностями, интересами, разным психическим и физическим развитием для обеспечения эффективного обучения необходим дифференцированный подход к нему.

Внимательно наблюдая за учащимися, учитель видит, что у одних неустойчивое внимание, им трудно сосредоточиться на учебном материале, другие стремятся к механическому запоминанию правил, третьи медлительны в работе. Как правило, у детей по-разному развита память; у одних – зрительная, других – слуховая, третьих – рукодвигательная. Наша задача – изучить индивидуальные особенности учащихся и облегчить им процесс обучения. Самое важное – это вызвать у детей интерес к учёбе и желание ликвидировать пробелы в своих знаниях. Для этого нужно вложить в них веру в свои силы, указать причины их отставания и вместе найти пути преодоления трудностей, и обязательно отмечать их малейшие успехи. Дифференцированный подход позволяет учащимся постоянно чувствовать своё продвижение вперёд, ведь даже незначительный успех окрыляет детей, побуждает лучше работать, повышает интерес к знаниям.

Как строить процесс дифференцированного обучения?

Практики говорят: по степени умственного развития, работоспособности. Теоретики считают: по степени помощи ученику. Дифференциацию можно проводить по степени самостоятельности учащихся при выполнении учебных действий.

Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов.

Для себя я разбила эту работу на несколько этапов:

    Изучение индивидуальных особенностей учащихся – и физических (здоровья), и психологических, и личностных. В том числе особенностей мыслительной деятельности, и даже условий жизни в семье.

В связи с этим вспоминаются слова К. Д. Ушинского:

« Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях».

Для этого я использую личные наблюдения, анкетирование, беседы с родителями, а также опираюсь на результаты обследований, проводимых нашими психологами и логопедом.

2.Выделение отдельных групп учащихся, отличающихся:

Различным уровнем усвоения материала на данный момент;

Уровнем работоспособности и темпом работы;

Особенностями восприятия, памяти, мышления;

Уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.

3.Составление или подбор дифференцированных заданий, включающие различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания.

4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.

Каждый из этих этапов по-своему сложен. У каждого учителя свой подход к выделению групп учащихся.

С моей точки зрения, правильнее будет не деление детей на «слабых» и «сильных», а отнести их к трём условным группам. Эти группы не постоянны, их состав может меняться.

1 группа - дети, требующие постоянной дополнительной помощи.

2 группа – дети, способные справиться самостоятельно.

3группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим.

Дети 1 группы отличаются низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, трудностями в организации собственной деятельности, низким уровнем развития памяти, внимания, мышления. Им необходимы постоянная стимуляция, яркая мотивация, чёткое отслеживание временного режима, проверка качества выполнения заданий, включение заданий на развитии. Этим учащимся педагоги обычно уделяют максимум внимания в ущерб остальным.

Дети 2 группы более всего устраивают учителя, с ними мало хлопот. У них хорошие память и внимание, нормально развитое мышление, грамотная речь, их отличают исполнительность, добросовестность, высокая учебная мотивация. Им необходимо постоянное ненавязчивое внимание учителя, небольшая стимуляция, включение творческих заданий.

Дети 3 группы обладают «академической одарённостью», представляющей собой единство познавательной потребности, эмоциональной включённости, мотивации и способности к регуляции своих действий.

Как педагогу-практику сделать каждый урок продуктивным и максимально эффективным для всех групп учащихся? Как «подать» материал, чтобы одарённые не скучали, а дети с трудностями обучения и развития понимали его?

Эффективность урока зависит от целого ряда факторов. Работать над ним учитель начинает ещё при написании календарно-тематического плана. Важно продумать место и роль каждого урока в теме, связь между уроками курса, распределить время на введение в тематику, закрепление и отработку, контроль и коррекцию результатов.

Применение дифференцированного подхода на этапе изучения нового материала.

Усвоение учащимися начальных классов нового учебного материала обычно опирается на ситуализацию уже изученного путём предварительного повторения (при домашней работе) либо беседе на уроке, либо комплексно через опрос и самостоятельную работу.

Для большинства учащихся такой подготовительной работы достаточно, чтобы актуализировать нужные знания, умения, навыки. А вот учащимся с преобладанием нервных процессов торможения над процессами возбуждения необходимо выполнить ряд заданий, направленных на выделение узловых вопросов. Хотя и медленно, но учебный материал они усвоили, правда, для его восстановления нужен вопрос, какое-то напоминание.

Детям с преобладанием нервных процессов возбуждения над процессами торможения, у которых процесс написания, решения, ответа опережает процесс обдумывания, анализа, необходимы упражнения с комментированием. Повторение правила должно подкрепляться практической работой с объяснением каждого действия, рассуждая, что и с какой целью следует сделать, что вначале, что затем.

Таким образом разобьём всех учащихся на три примерные группы:

Первые – медлительные, робкие, торможение преобладает над возбуждением;

Вторая –возбуждение преобладает над торможением, не обдумывают, не анализируют сказанного и написанного;

Третья – уравновешенные, вдумчивые, сосредоточенные.

Исходя из этого, при изучении темы « Умножение двузначного числа на однозначное » в комплексе беседы повторяется состав числа, название компонентов при умножении, приёмы умножения суммы на число. После этого ученики 3 группы выполняют задание по учебнику, а ученики 1и 2 групп – по индивидуальным карточкам. При этом дети 1-й группы ещё раз повторив нужные определения и правила, самостоятельно работают по карточкам. С остальными учитель несколько раз повторяет правило и приёмы его использования при решении примеров, стремясь, чтобы каждый ребёнок прокомментировал свои действия. С этой целью полезно объяснить последовательно этапы действий до решения, а в процессе самого решения организации работы одновременно формируется произвольное внимание, а учебного материала. Возможна и такая организация: после коллективной работы слабые ученики задают вопросы ребятам посильнее, последние помогают им вспомнить нужный для урока материал. В этом случае сильные ученики получают возможность действительно актуализировать свои знания и умения.

Дифференцированный подход к обучению при закреплению знаний, умений и навыков.

Процесс овладения учащимися знаниями, умениями и навыками вместе с первоначальным восприятием, осмыслением включает в себя закрепление не только, но и закрепление на продвинутом этапе, тренировочное и творческое.

Этап закрепления – это преимущественно самостоятельная деятельность учащихся, которая является важнейшим путём формирования творческой индивидуальности ученика. Необходимо сформировать у детей, как психические способы рациональных учебных действий, так и оригинальные, т.е. развивать творчество. На этом этапе учитель может использовать различные варианты дифференцированных заданий по степени трудности, по степени оказания помощи, задания основные и дополнительные, задания по объёму, а также учитывающие интересы и склонности детей.

На уроках русского языка варианты заданий по степени трудности обычно связаны с уровнем сложности языкового материала для упражнений. Склонность определяется, например, выбором слов для разбора по составу и написания пропущенной орфограммы, распространённостью предложения и порядком слов в нём (для разбора), частотой употребления предложений и подбора родственных слов.

На уроках математики варианты заданий по степени трудности различаются характером решения (одним, двумя или всеми возможными способами, выбором рационального из всех возможных), сложностью математического материала при вычислениях.

На уроках чтениях и окружающего мира различие заданий по степени трудности определяется необходимостью использовать при их выполнении свой опыт, наблюдения, давать оценку, привлекать дополнительные сведения.

Дифференцированный подход при проверке ЗУН применяется в виде разноуровневых контрольных работ. Так же мы его используем и при работе над ошибками. Памятка «Как работать над ошибками» часто очень громоздка или рассчитана на сильного ученика, который самостоятельно может определить, в какой части слова и на какое правило им была допущена ошибка. А вот слабый ученик теряется и не знает, на какое правило допущена ошибка. Исходя из этого, слабому ученику нужна памятка, которая подсказала бы ему, на какое правило допущена ошибка и в которой был дан образец, указывающий, как правильно исправить такую ошибку. При задании домашней работы так же используем дифференцированный подход.

Чтобы дифференцированный подход сделал урок наиболее эффективным, надо проводить эту работу постоянно, задания должны быть ёмкими и конкретными, характер заданий должен быть только практический, а их проверка и оценивание должны быть регулярными.

Памятка для работы над ошибками.

    Перенос слов.

Ма-ленький, малень-кий

Ап-пликаци я, апплика-ция, апплика-ция.

2.Жи,ши,ча,ща,чу,щу,чн,чн.

(Напиши правильно слово, подбери ещё три слова на это правило)

Машина, шило, чугун, чаща, щука, речной.

3.Большая буква в именах собственных.

Москва – название города.

Иванов Иван Сергеевич – фамилия, имя, отчество.

4.Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

Грозы – гроза,снег – снега.

5. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.

Грибы – гриб, шуба – шубка.

6. Непроизносимые согласные в корне слова.

Солнышко – солнце, опасен – опасный.

7. Правописание приставок и суффиксов.

Из садика, переход.

8. Разделительный ъ и ь.

Подъезд, вьюга.

9. Раздельное написание предлога со словом.

В лес, в густой лес.

10. Мягкий знак в конце существительных после шипящих.

Ночь – ж.р., мяч – м.р.

11. Безударные гласные в окончаниях имён прилагательных.

Озером (каким?) глубоким, к лесу (какому?) сосновому.

12. Безударные падежные окончания существительных.

Шёл (по чему?) по площади – 3 скл., Д.п.

13. Безударные личные окончания глаголов.

Писать (не на –ить, не искл,1 спр.)- пишет

Строить (на –ить, 2 спр.) –строят.

14. Глаголы 2 лица единственного числа.

Играешь – 2 лицо, ед.ч.

Чтобы разнообразить учебные будни, учителя обычно используют различные формы и жанры урока.

По математике можно проводить «блиц-турниры» - это уроки решения задач. В учебниках УМК «Школа 2100» решения задач проводятся в форме блиц турниров: нужно решить определённое количество задач за отведённый норматив времени(3-5 задач за 1-2 минуты).

На блиц-уроке учащимся предлагается весь урок решать задачи. Разнообразие и интерес в это занятие вносит внутренняя и внешняя дифференциация: учитель подбирает задачи трёх уровней сложности, а право выбора сложности задачи оставляет за учеником. Оценивание за урок проводится рейтинговое, в зависимости от сложности и количества решённых задач. Для высокого рейтинга ученик должен решить, например 3 сложных и 6 простых задач – выбор за ним.

Учащиеся, быстро набрав нужные баллы, выступают в роли консультантов для более «слабых» учащихся, обучая их.

Даже самые неуспешные ученики могут справиться с заданиями, ведь задачи с низким уровнем трудности им по плечу, а в случае затруднения всегда можно взяться за другую задачу или воспользоваться помощью консультанта.

Эта форма урока наиболее эффективна при закреплении решении задач одного вида (по теме « Периметр», « Площадь»).

Из нестандартных жанров уроков часто используют уроки-игры .

Примеры.

1.Наиболее удобное средство работы – это карточки . Например, по теме

« Безударные гласные».

1группа . Вставить пропущенные буквы. Выбери из предложенных слов проверочные слова. Запиши.

В…лна, в..сна, д..мишко, Волнистый, волноваться,

л..сной. с..оновый, в..дичка. волны, вёсла, домище,

весенний, домовой, дом,

лесок, лес, сосны, вода,

сосенки, водный.

2 группа . Вставь пропущенные буквы, используя алгоритм. Запиши проверочные слова.

б-гун - Алгоритм.

х-дить- 1. Прочитай слово.

сл-ды- 2. Поставь ударение.

в-да - 3. Выдели корень.

б-да - 4. Измени слово или подбери однокоренные, найди

в-лна - проверочные слова.

5. Напиши слово, вставь букву.

6. Обозначь орфограмму.

3 группа . Вставь пропущенные буквы, подбери и запиши проверочные слова.

прол-тать-

д-ждливый-

в-сенний-

гр-зовой-

тр-винка-

стр-ла-

Математика.

Тема«Решение задач на разностное сравнение».

1 группа . Соедини текст задачи с нужным выражением.

У Вити 2 кассеты с мультфильмами, а у Кати на 3 кассеты больше, чем у Вити. Сколько кассет у Кати?

2+3 3-2 3+2

2 группа . Составь выражение к задаче.

Ширина ленты 9 см. Это на 7см больше, чем ширина тесьмы. Какова ширина тесьмы?

3 группа . Составь выражение. Придумай свою задачу к выражению.

В среду Митя выучил 2 стихотворения, а в четверг – на 3 больше. Сколько стихотворений Митя выучил в четверг?

Использую в работе задания с разной степенью помощи или с разными инструкциями.

Тема: « Проверяемые гласные», 2 класс.

Задание. Даны слова:

Леса, круг, гроза, столб, трава, пятно, год, плуг, дуб, стрела.

1группа . Распредели слова по двум группам. В одну выпиши слова с безударной гласной, в другую- слова с проверяемыми согласными.

2 группа . Распредели слова с разными орфограммами на 2 группы.

3 группа . Распредели слова на две группы.

Русский язык. 3 класс. Тема: « Предложения по цели высказывания». Составить предложения по цели высказывания:

1 группа . Повествовательное.

2 группа . Вопросительное.

3 группа . Побудительное.

Для уроков обобщения изученного материала широко использую такую известную форму обучающего контроля, как зачёт .

На зачёте можно пользоваться всем: тетрадью, учебником, памятками, советами консультантов.

Проводить зачёт можно начинать со 2 класса, причём в каждый из уроков-зачётов добавлять элемент новизны.

Проводя зачёт впервые, всю подготовку к зачёту берёт на себя учитель:

Составление вопросов, подбор практического материала, оценивание и организацию работы на уроке.

Постепенно подключаю к работе по подготовке и проведению зачёта учащихся: они готовят вопросы, подбирают материал для практической части, сами выступают в роли консультантов и зкспертов, проводят самооценку деятельности на уроке.

К окончанию 3 класса готовят и проводят зачёт сами учащиеся.

Учителю при внедрении зачётной системы помогут советы:

1.До проведения зачёта попросите учеников письменно ответить на вопросы: Что было непонятно в данной теме? Что вызвало затруднение? О чём бы ты хотел узнать подробнее?

2. По ответам детей составьте вопросы зачёта и подготовьте консультантов (к ним можно будет обратиться в случае затруднения), по всем вопросам темы поработайте с экспертами (учащиеся, которые будут принимать ответы по теоретической и практической части у одноклассников).

3. Для отбора экспертов и консультантов можно попросить ребят составить вопросник по пройденной теме. Поработав с учебной литературой, выделив основные моменты в теме, сформулировав их в виде вопросов, найдя ответы на них, дети могут свободно ориентироваться в материале.

4. Чтобы привлечь к активной работе на зачёте « средних» и « слабых» учащихся, возлагают на «сильных» роли наблюдателей: они должны следить за приёмом и сдачей зачёта, помогать малоопытному эксперту, направлять его деятельность.

Таким образом, на уроке все учащиеся активны, осознают важность и значимость выполняемых ролей, учатся задавать наводящие, провокационные вопросы, оппонировать друг другу.

5. Попробуйте ввести рейтинговую систему оценивания, чтобы избежать ярлыков « троечник», « двоечник»,хотя на уроках-зачётах эти отметки крайне редки. Успешность каждого вселяет в детей уверенность в качественном выполнении контрольных работ, что подтверждают компьютерные программы- эксперты.

Проводя контроль, педагоги обязательно должны сделать анализ работ, довести его до учащихся, выполнить работу над ошибками.

Варианты заданий по степени трудности.

1 . Первая группа .

Реши пример:

(3+2) х 19

Вторая группа .

Реши пример разными способами:

(3+2) х 19

Третья группа .

Реши пример рациональным способом:

(3+2)х19

2.Начерти прямоугольник со сторонами 3 и 7 см. Вычисли его периметр.

Первая группа .

Вычисли, опираясь на чертёж.

Вторая группа.

Рассмотри чертёж. Вспомни! Периметр прямоугольника равен сумме длин всех его сторон. Вычисли периметр.

Третья группа .

Выполни задание самостоятельно.

3.Вспомни, какие дожди бывают летом, а какие осенью.

Первая группа .

Составь рассказ, используя слова: гроза, ливень, затяжной, кратковременный, холодный, тёплый.

Вторая группа .

Составь рассказ, опираясь на предложения: Летом дожди идут…. , чем осенью. Летние дожди … проходят … , а осенние …. , идут … . Ливни и грозы чаще бывают …. , а … идут затяжные, бесконечные.

Третья группа .

Составь рассказ о летних и осенних дождях.

    Первая группа.

Образовать слова от корня –лет- и от приставок от-, вы-, при-. Записать слова.

Вторая группа .

Списать слова, найти в них корень и приставку. Приставку выделить.

Третья группа .

Рассмотреть схемы действия. Образуйте слова с приставками от слова ходит. Запишите их.

Вывод:

При работу с дифференцированными заданиями важно учитывать зону актуального и ближайшего развития. А для этого важно осуществлять постоянный контроль за результатами работы, диагностику и после изучения каждой темы, и в ходе изучения темы.

Я использую дифференциацию на разных этапах урока. Виды дифференцированных заданий зависят от цели, которую ставит учитель.

Если учителя волнует развитие детей, успех в обучении каждого учащегося, то он обязательно будет осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

В настоящее время наблюдаются признаки несоответствия уровня обучения существенной части выпускников школ растущим требованиям к подготовке рабочих распространенных профессий. Ускорение темпа и повышение качества труда, постоянное сокращение простых специальностей в производстве, переход предприятий на другие направления хозяйственной деятельности обуславливают ряд трудностей при адаптации подростков. В школьников в настоящее время педагоги не используют все имеющиеся резервы совершенствования образовательно-воспитательной работы. В этой связи сложившиеся трудности при социальной адаптации выпускников имеют нарастающую тенденцию. Для коренного решения возникающих сложностей необходимо поднять на качественно новый уровень индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

Понятие предполагает дидактический и обучения. Он считается одним из ключевых в общей и Суть индивидуального подхода заключается в учете личных особенностей детей в образовательном процессе. Он позволяет осуществлять активное управление процессом развития физических и умственных возможностей. В рамках индивидуального подхода осуществляется всестороннее изучение учащихся. На основании полученных результатов осуществляется разработка соответствующих педагогических мер воздействия. Этот метод имеет особое значение в школьном обучении, поскольку учащиеся существенно отличаются по уровню восприимчивости. Различия обуславливаются характерными людям особенностями интересов, темперамента и пр. К индивидуальному подходу относят все меры, ориентированные на формирование благоприятных условий обучения и развития учащихся и определяемые в соответствии с их личными возможностями. Особый интерес к использованию этого метода обуславливается существенным разбросом способностей лиц одного возраста. Если личные особенности, свойственные для одних обучающихся, выявляются у других, то их именуют типическими. Другими словами, те или иные возможности характерны для определенной группы.

Сущность дифференцированного подхода в обучении

При решении педагогических вопросов особое внимание имеют социально-психологические особенности групп. Дифференцированный подход в обучении - это один из методов осуществления координированной деятельности, направленной на их учет. В сообществе существуют определенные группы, которые являются неформальными или структурными объединениями. Они выделяются преподавателем по похожим личностным характеристикам каждого ребенка. Дифференцированный подход в обучении - это метод, занимающий промежуточную позицию между фронтальной деятельностью и межличностным взаимодействием. Он существенно облегчает В условиях большой наполняемости класса далеко не всегда есть возможность определить содержание и формы взаимодействия с каждым ребенком. Использование дифференцированного подхода в обучении позволяет разработать их для конкретных групп или категорий.

Ключевые направления

Дифференцированный подход в обучении детей невозможно применять без изучения межличностных отношений. Этот метод позволяет влиять на взаимодействие личности и группы, группы и коллектива, ребенка и взрослого. Реализация дифференцированного подхода в обучении осуществляется различными способами. Особое значение среди них имеют игровые формы, соревнования, моделирование ситуаций. Все эти мероприятия должны способствовать раскрытию потенциала каждого ребенка. Эффективность метода прямым образом зависит от творческой атмосферы, содержания взаимодействия, демократического управления внутри коллектива.

Система мер

Дифференцированный подход в обучении и воспитании включает в себя достаточно большое количество педагогических действий. Этот метод представляет собой комплекс мер, направленных на изучение, учет и развитие типологических особенностей. В задачи дифференцированного подхода в обучении входит обеспечение:

  1. Достижения обязательных результатов каждым ребенком в соответствии с его реальными возможностями.
  2. Совершенствование творческого, ценностного, познавательного, художественного, коммуникативного потенциала.
  3. Восприятия знаний в соответствии с реальными возможностями и ориентацией на "сферу ближайшего развития".

Специфика изучения личных особенностей

Цель дифференцированного подхода в обучении заключается в выявлении и исследовании возможностей по специальным критериям. В качестве них выступает несколько особенностей, по которым ребенок характеризуется как Каждое выбранное свойство имеет существенное значение при определении успешности обучения. Среди критериев при этом есть доминирующие. Одним из таких считается степень обученности. Приоритет этого свойства обуславливается тем, что от него будет зависеть уровень сформированности интереса к познавательной деятельности. Этот критерий также влияет на обучаемость школьника. Такой метод изучения типичных личных особенностей максимально соответствует деятельности в современных условиях. Исследование отличий предполагает установление показателей их определения. В соответствии с ними формируются диагностические материалы. В качестве одного из эффективных способов изучения степени обученности выступают проверочные работы, а обучаемости - школьный тест по определению умственного развития. На практике именно эти методы применяются педагогами чаще всего. Для определения степени познавательного интереса к конкретному предмету используется анкетирование.

Группы свойств

В педагогической практике выработана определенная классификация особенностей, позволяющая учесть опыт и результаты, полученные специалистами, применяющими дифференцированный подход в обучении. Это разделение соответствует трем сторонам деятельности:


Анализ

Применяя дифференцированный подход в обучении младших школьников, личные особенности можно определить комплексной оценкой. Она отражает специфику деятельности по трем направлениям анализа. В результате формируется три группы, в которых:

  1. Все три стороны сохранены в той либо иной степени.
  2. Нарушена 1 или 2 компонента деятельности.
  3. Все три компонента деятельности не сформированы.

Дифференцированный подход в обучении младших школьников включает в себя выделение типологических временных групп. Они, в свою очередь, разделяются на подгруппы. В психолого-педагогической литературе выделяют следующие категории:


Дифференцированный подход в обучении дошкольников позволяет обеспечить углубление, систематизацию и обобщение умений и знаний. Он направлен на стимулирование развития познавательной самостоятельной деятельности ребенка. Кроме этого, метод способствует выравниванию умений и знаний. Дифференцированный подход в обучении дошкольников особенно эффективен при изучении нового материала, проверке и закреплении пройденного, а также в ходе подготовки домашней работы. Самостоятельная деятельность в коллективе и дома - два взаимосвязанных элемента, дополняющих друг друга. При составлении домашнего задания следует планировать задачи разной степени сложности и различного объема. При этом необходимо учитывать реальные возможности и интересы ребят. Для облегчения работы и учителя, и школьников, рекомендуется составить сборник с дифференцированными заданиями. В нем вопросы должны группироваться по разделам. В каждый из них включаются задания продвинутого и базового уровней. В последний входят вопросы для детей с низким и средним уровнем обученности, в первый, соответственно, - для сильных учащихся. Задания базового уровня также следует отделять друг от друга. Для детей с низким уровнем обученности - прописывать их курсивом, со средним - обычным шрифтом. Вопросы для разной степени познавательного интереса рекомендуется показывать разными значками.

Организация дифференцированного подхода в обучении

В качестве одного из важнейших условий правильного осуществления педагогического процесса выступает выбор рационального комплекса образовательных приемов и методов. Значение имеет также оценка качества полученных знаний, способ ее оптимизации с учетом возрастных особенностей, уровня подготовки, сформированности общих умений в рамках решаемых воспитательных и учебных задач. В соответствии с этими факторами обеспечивается сбалансированное сочетание новых и традиционных педагогических методов с внедрением инновационных технологий. При этом происходит оптимизация применения проблемных заданий и ситуаций, воспроизводительных, объяснительно-иллюстративных, эвристических, частично-поисковых, исследовательских методов, используется групповая работа и деятельность в парах, а также технические средства. Контроль и коррекция умений и знаний осуществляются в рамках систем разноуровневой оценки. В нее входят диктанты и задачи по предмету, тесты и тренировочные задания, индивидуальные карточки с вопросами, домашние и самостоятельные работы обучающего и контролирующего характера. В качестве критерия успешной деятельности выступает качество подготовки каждого ребенка, а не формальное применение какого-либо педагогического приема, метода, средства.

Технология

Применяя дифференцированный подход в обучении в начальной школе, необходимо учитывать, что каждый ребенок развивается по-своему. В этой связи в классе появляются отстающие, отличники и хорошисты. Целесообразно сформировать уровневую дифференциацию на определенных этапах урока. Для этого мысленно можно разделить класс на несколько типологических временных групп. Образовательный процесс в этом случае будет выстраиваться согласно реальным возможностям каждой из них. Дифференцированный подход в обучении школьников позволяет продвигать ребенка из более слабой группы в сильную. В этой связи в образовательном процессе намечается два ключевых направления. Первое предполагает выделение типологических временных групп, второе - разработку и внедрение приемов и методов, отвечающих каждой категории. В процессе решения первой задачи рекомендуется отталкиваться от обученности детей. Она определяется по письменным проверочным работам, которые охватывают все элементы содержания предметного образования и требуют применения полученных знаний на различных уровнях самостоятельности. Ознакомление с успеваемостью по прочим дисциплинам осуществляется и по классному журналу. Также целесообразно узнать мнение о коллективе в целом и отдельных учениках от других педагогов. Немаловажное значение имеют беседы с родителями для выявления личных особенностей того или другого ребенка. Различать учащихся можно также по наличию либо отсутствию познавательного интереса к конкретному предмету. Если его нет или ребенок часто пропускает занятия и имеет небольшой объем знаний, то его относят к отстающей типологической группе. Таких учащихся рекомендуется привлекать к индивидуально-групповым занятиям, вовлекать их в открытые уроки и внеклассные мероприятия, способствуя развитию у них уверенности.

Разработка и внедрение приемов

Вторая задача по применению дифференцированного подхода наиболее успешно решается в рамках обособленной и коллективной форм планирования образовательной деятельности. В качестве одного из способов проверки можно использовать степень сложности заданий. О ней можно судить по нескольким показателям. К примеру, проблемные или творческие задания в объективном смысле для обучающихся сложнее, чем репродуктивные. Значение имеет также количество звеньев в процессе рассуждения от исходных данных до ответа. Чем число будет больше, тем сложнее задание. Для детей, включенных в отстающую группу вопросы должны быть достаточно простыми. Их содержание следует готовить с учетом обязательного стандарта (минимума) по предмету. Не стоит забывать также о широте переноса умений и знаний. К наиболее сложным в этом плане относят задания, при выполнении которых обучающиеся используют материал по нескольким дисциплинам. В этом случае формируется межпредметная связь.

Показатели сложности

К критериям, по которым определяется степень трудности заданий, относят:

  1. Проблемность. Как выше было сказано, репродуктивные задания легче, чем творческие.
  2. Расстояние от исходных данных до ответа на вопрос. Чем больше количество звеньев в рассуждении, тем задание сложнее.
  3. Число следствий или причин, которые нужно установить. Чем больше их необходимо найти, тем сложнее задание.
  4. Количество используемых источников. Чем их больше, тем задание труднее.

Другие методы

На практике целесообразно применять способ дифференциации помощи со стороны педагога в процессе выполнения одного и того же задания. Этот метод предполагает, что слабый ребенок получает более подробные инструкции в сравнении с теми, что даются более сильному. При этом успевающие дети решают задачи без какой-либо помощи со стороны преподавателя. Они самостоятельно собирают источники и определяют логическую цепь выполнения задачи. Для средней группы разрабатывается типовой план. Для слабых учеников следует заготовить карточки с вопросами, расположенными в соответствии с логикой эвристического обсуждения. Все рассуждения при этом должны быть четко направлены от первого до последнего этапа. В качестве еще одного метода выступает дифференцированный учет обучающихся. Проявляться он может в формулировании отдельных творческих заданий. К примеру, преподаватель поручает определенным детям подготовить небольшие доклады. Информацию при этом им следует выбрать самостоятельно из дополнительной литературы. Также педагог может дать задание составить викторину, кроссворд, придумать продолжение сценария кинофильма или комментарий. В данном случае важно правильно распределять деятельность между учениками, учитывая реальные их возможности и применяя дифференцированный подход в обучении. Это особенно важно при работе с отстающими. Педагогу необходимо правильно спланировать свою помощь, чтобы она способствовала развитию каждого ребенка.

Сущность принципа дифференцированного обучения

На сегодняшний день существует несколько подходов к определению принципа дифференцированного обучения. Согласно, данным подходам, под принципом дифференцированного обучения понимают:

  • дидактическое положение, которое предполагает деление учеников на группы, исходя из их особенностей и опираясь на принцип индивидуализации процесса обучения;
  • особый подход педагога к разным группам учеников, основанный на организации учебной работы с данными группами, исходя из их возможностей и потребностей;
  • управление индивидуальной деятельностью учеников с учетом их возрастных и умственных способностей, которые выступают как основа данной группы учеников;
  • оптимальное сочетание различных форм обучения (общеклассной, групповой и индивидуальной);
  • условное деление учеников на группы, которые в процессе обучения могут меняться по содержанию.

Принцип дифференцированного обучения предусматривает разделение учеников на группы. Данное разделение условно. Принято выделять следующие группы учащихся (по уровню обучаемости):

  • Первая группа. В данную группу входят ученики, имеющие высокие темпы обучения. Учащиеся первой группы характеризуются тем, что они умеют самостоятельно находить решение, обладают навыками самообучения, в процессе решения учебных заданий способны использовать несколько видов решения.
  • Вторая группа. Учащиеся данной группы обладают средним темпом обучения, могут самостоятельно решать задания со средним уровнем, при усложнении условий задачи им необходима помощь педагога.
  • Третья группа. Обучающиеся третьей группы обладают низким темпом продвижения в обучении, они испытывают трудности в усвоении нового материала, не обладают навыками самообучения и не имеют мотивации на обучение.

Замечание 1

Таким образом, принцип дифференцированного обучения предполагает организацию учебного процесса так, чтобы он был оптимален для учащихся с разным уровнем. Для эффективности учебного процесса, в рамках реализации данного принципа, педагог сочетает разные формы обучения.

Реализация принципа дифференцированного обучения

Реализация принципа дифференцированного обучения применима в различных звеньях обучения.

Изучение нового материала.

В процессе подготовки к прохождению нового учебного материала, педагог должен учитывать возможности каждого ученика и организовать подачу наиболее оптимальным способом, чтобы все учащиеся могли понять и усвоить новый учебный материал.

Данный этап учебного процесса является одним из самых важных для последующего обучения и усвоения дальнейшего материала. Поэтому педагог должен подойти ответственно к его организации. Необходимо при подаче нового материала максимально использовать воздействие на различные анализаторы, способствующие благоприятному восприятию и усвоению, а также различные методы и способы подачи.

Ориентация на конечный результат.

Ориентация на конечный результат определяет дифференцированное отношение учителя к вводимому материалу. На усвоение пройденного материала учащимся необходимо дать достаточное время, при этом нужно учитывать, что более слабым ученикам требуется больше времени, в то время как более сильным меньше. Соответственно педагог должен разделить на детей на группы, в то время как одна группа (слабые ученики) осваивают новый материал, более сильные могут заниматься решением тренировочных упражнений.

Закрепление пройденного учебного материала.

На данном этапе обучения, принцип дифференцированного обучения подразумевает, что для закрепления пройденного материала учащимся необходимо давать задания индивидуально, с учетом их уровня. При этом более сильные ученики могут выполнять не только стандартные задания, но и дополнительные (усложненные).

В качестве упражнений, направленных на закрепление учебного материала, в рамках реализации принципа дифференцированного подхода, педагогом могут быть использованы следующие виды заданий:

  • задания обязательного уровня (должны быть пройдены всеми учениками, вне зависимости от уровня);
  • задания для предупреждения типичных ошибок (так же необходимы для решения всеми учениками);
  • усложненные задания (предназначены для учеников с высоким уровнем).

Контроль и оценка знаний.

Реализация контроля и оценки знаний в рамках реализации принципа дифференцированного обучения направлены на выявление уровня усвоения пройденного учебного материала.

При проведении контроля за деятельностью учащихся, ребенок сам определяет уровень своих возможностей и выбирает те задания, с которыми он может справиться, поэтому оценка работы ученика определяется, исходя из выбранного им уровня сложности задач.

Основная функция контроля видится в постоянном прослеживании хода выполнения учебных действий, своевременном обнаружении различных погрешностей в их выполнении.

Домашняя работа.

Особенно большие возможности для дифференциации открываются в домашней работе. Домашняя работа задается педагогом в виде упражнений, задач, а также в виде карточек, на которых дано задание и алгоритм его выполнения. Домашние задания дифференцируются не только по уровню знаний и процессу усвоения учебного материала, но и принято их разделять в зависимости от класса обучения (начальные, средние и старшие классы).

Основная цель домашнего задания – это закрепить знания ученика по пройденному материалу, а также выявить возможные трудности в усвоении учебного материала, для последующего устранения.

Замечание 2

Таким образом, принцип дифференцированного обучения, направлен на организацию оптимального учебного процесса для всех учеников, вне зависимости от их уровня усвоения учебного материала, темпа обучения, умственных и возрастных возможностей. Реализация принципа дифференцированного обучения осуществляется путем условного разделения учеников на группы, согласно их возможностям и потребностям.

Подхода в воспитании детей на внеклассных занятиях

Проблема индивидуального подхода в воспитании имеет длительную историю развития. Ещё великий чешский педагог Ян Амос Коменский создал педагогическую систему, в которой разработал дидактические основы образования и воспитания. Он видел организацию индивидуальной работы в сочетании с коллективной.

Русский педагог разработал методику приёмов индивидуального подхода к детям. До сегодняшнего дня его идеи привлекают внимание педагогов, когда обсуждаются сочетания коллективных и индивидуальных форм работы с детьми.

считал, что принципы индивидуального и дифференцированного подхода к детям очень важны при организации и воспитании детского коллектива. Именно он сделал вывод, что осуществляя программу воспитания и обучения личности, педагог должен вносить в неё коррективы в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.

В настоящее время актуальным является повышенное внимание к проблемам дифференцированного и индивидуального подходов в обучении и воспитании детей. Принципы воспитательного процесса - это основополагающие, исходные положения, в которых определяются педагогические требования к организации, содержанию, методам и формам воспитательной системы. Воспитатель или педагог всегда руководствуются как общепедагогическими, так и специальными принципами воспитания, отражающими специфику воспитательного процесса той или иной категории детей. Принципы воспитания требуют полной реализации в практической деятельности, но они не могут заменить специальных знаний, умений, опыта воспитателя. Поэтому, даже на занятиях, педагог должен уметь найти общий язык с каждым воспитанником. Принципы, на которых выстраивается воспитательный процесс, не могут оставаться неизменными, они изменяются, совершенствуются в связи с социальными и экономическими изменениями в обществе.

В организации и реализации внеурочной воспитывающей деятельности дифференциация и индивидуальный подход являются одним из принципов воспитания. Цель этой воспитательной системы состоит в подготовке воспитанника к самостоятельной жизни в обществе, к трудовой деятельности Принцип индивидуального и дифференцированного подхода требует как учёта индивидуальных особенностей воспитанников, так и учёта степени трудности заданий, упражнений, содержания воспитывающей деятельности и разных методов воспитания. Принцип дифференциации направлен на достижение оптимального уровня социализации воспитанника при применении эффективной технологии воспитания. Главная цель дифференцированного и индивидуального подходов на занятии - участие каждого воспитанника, возможность совершенствования навыков и способностей. Одной из задач дифференциации является создание и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, его потенциальных возможностей. Дифференциация – в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на части. Дифференцированный подход - это создание разнообразных условий воспитания в одной группе, это комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обусловлен наличием вариативных особенностей. Могут обучаться дети с различными особенностями нарушения, отклонениями в развитии в одном классе. Они будут отличаться между собой по познавательным возможностям, активности. Дифференцированный подход в воспитании предполагает реализацию педагогом воспитательных задач применительно к возрасту, полу, уровню обучения и воспитанности воспитанников. Дифференциация направлена на изучение качеств личности, её интересов, склонностей, уровня самосознания и социальной зрелости. При дифференцированном подходе воспитанники группируются на основе сходства в интеллекте, поведении, отношениях, уровне ведущих качеств. Воспитательная работа при дифференцированном подходе ведётся с группами. Каждая группа воспитанников требует индивидуального подхода и личностно-ориентированного воспитания, а также своей системы методов педагогического воздействия.

Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода. Социализация каждого воспитанника в условиях индивидуального подхода осуществляется с учётом особенностей его развития и воспитания.

Воспитатель должен учитывать все индивидуальные особенности воспитанника: уровень развития речи, речевого общения, мыслительных операций, особенности нервной деятельности, характера, темперамента, работоспособности, культуры поведения, нравственных знаний и практическое их применение; уровень эмоционально-волевого развития, физического развития, условия его воспитанности и развития в семье, отношения с окружающими, в частности со сверстниками в коллективе.

Индивидуальный подход позволяет уделять внимание отдельным выраженным недостаткам развития каждого воспитанника, путём избирательного использования, необходимых в данном случае, методов и средств. Благодаря индивидуальному подходу становится возможным развитие детей с тяжёлыми нарушениями через доступное для них использование специфических приёмов и способов коррекционно-педагогической работы . Индивидуальная работа - это деятельность воспитателя, требующая знаний общего, типичного и индивидуального, осуществляемая с учётом особенностей развития каждого ребёнка. Она выражается в реализации принципа индивидуального подхода к воспитанникам в воспитании.

Индивидуальный подход необходим нашим детям, независимо от их успехов. Нельзя задерживать в развитии тех, кто хорошо выполняет задания, им нужно давать дополнительные, чтобы развивать, вызывать интерес к занятиям. Слабых постоянно контролировать. Надо учитывать индивидуальные особенности воспитанников в воспитательном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей.

Необходимой предпосылкой успешной реализации принципов индивидуального и дифференцированного подхода в воспитании детей в первую очередь является педагогический такт воспитателя. Спокойный тон обращения к ребёнку, слово поощрения, одобрения за удачный ответ, за внимание, успехи дают больший результат, чем грубое замечание, окрик. Воспитанник, особенно слабый, должен быть уверен в том, что воспитатель заинтересован в его успехах, видит любое, даже самое малое продвижение, радуется вместе с ним. Эффективность индивидуально-воспитательной работы зависит от профессионализма и опытности педагога-воспитателя. Воспитатель определяет формы и методы воспитательного воздействия и взаимодействия: - уважение самооценки личности воспитанника; - вовлечение во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств характера;

Постоянное повышение требовательности к воспитаннику в ходе избранной деятельности;

Создание адекватной психологической почвы и стимулирование самовоспитания.

Воспитание опирается на определённые положения, выражающие требования к нему и реализующиеся через принципы индивидуального и дифференцированного подхода. -

Индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании детей на внеклассных занятиях предполагает знание индивидуально-психологических особенностей воспитанников; определение задач, анализ воспитательной работы , внесение корректив в методику воспитания с учётом потенциальных возможностей каждого конкретного ребёнка.

Внеклассная воспитательная работа – это организация воспитателем различных видов деятельности воспитанников во внеурочное время. Это совокупность различных видов деятельности и обладает воспитательным воздействием на ребёнка, способствует разностороннему раскрытию его индивидуальных способностей. Разнообразные виды деятельности помогают самореализации воспитанника, повышению его самооценки, уверенности в себе. Включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт, его знания, приобретаются необходимые практические умения и навыки. Также способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желание участвовать в работе класса. Воспитанники проявляют свои индивидуальные особенности, учатся жить в коллективе, сотрудничать друг с другом. Каждый вид вне учебной деятельности – творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия.

Индивидуальная работа с детьми начинается с диагностирования личности каждого ребёнка, устанавливается дружеский контакт с ними, организуется совместная коллективная деятельность. Рекомендуется применять разнообразные методы изучения воспитанников: наблюдение за ними в процессе обучения и воспитания, анализ результатов их деятельности (ответов на вопросы, самостоятельных практических действий, поделок), беседы (с родителями, с воспитанниками), анкетирование, тестирование, анализ документации. Воспитатель будет знать готовность детей к восприятию материала, предвидеть затруднения, которые могут возникнуть, использовать в системе занятий групповые и индивидуальные задания, анализировать эффективность индивидуального и дифференцированного

подхода в воспитании в системе, а не эпизодически.

Дифференцированный подход в сфере воспитания – это учёт индивидуальных интересов воспитанников, их возможностей, способностей к реализации организаторских функций в коллективе. И цель дифференциации воспитывающая: создаются предпосылки для развития интересов и способностей детей. У воспитателя появляется возможность помогать слабым и уделять внимание сильным.

Индивидуальный и дифференцированный подходы – как средство преодоления несоответствия между требованиями воспитательно-образовательного процесса и реальными возможностями детей.

Воспитательная работа в классе ведётся с группами (на основе сходства в интеллекте, поведении), каждая группа требует индивидуального подхода. Все занятия провожу в сюжетно - игровой форме. Это помогает активизировать внимание детей, поддерживать познавательный интерес в течение всего занятия. Коррекционно-развивающие задачи решаются с применением индивидуально-дифференцированного подхода: при одном общем задании могут совпадать цели, но способы выполнения могут быть различными в зависимости от нарушений в развитии ребёнка. Например, если одним воспитанникам хватает словесной инструкции, то другим нужен показ. Применяю «энергетические минутки», упражнения на релаксацию, физкультминутки, которые помогают снять утомление детей, мышечное напряжение. Подбираю материал для занятий с разным уровнем сложности, учитывая особенности воспитанников, индивидуально. Например, в играх: »Собери картинку», «Повтори и составь», «Овощи и фрукты», кто-то может собрать только из двух частей, а кто-то из четырёх и более. Или взять контурные изображения для раскрашивания, нужно подбирать

индивидуально, не все знают цвета и не могут аккуратно раскрасить. Во время изготовления поделок у каждого определённый уровень задания, учитываются индивидуальные особенности (темперамент, способности, интересы), но цель одна для всех: выполнить красиво и чисто.

В игре проявляются и формируются все стороны психического развития воспитанника. Через роли, которые он выполняет в игре, обогащается его личность, нужно, чтобы ребёнок почувствовал свою значимость. Подвижные игры способствуют формированию нравственных проявлений.

Осуществление индивидуального подхода к детям во время всех видов деятельности необходимо рассматривать как определённую взаимосвязанную систему. Приёмы и методы различны. Задача воспитателя – отобрать те средства, которые наиболее действенны в конкретной ситуации, отвечают индивидуальным особенностям воспитанника. И опираться на коллектив постоянно, на коллективные связи детей внутри группы. Ведь невозможно воспитать доброжелательность, чувство взаимопомощи , ответственности за общее дело без коллектива.

Использование индивидуального и дифференцированного подходов в воспитании детей качественно влияет на повышение уровня работоспособности на занятиях, на глубину и качество усвоения материала каждым воспитанником и группой в целом.

Литература:

1. Основные понятия дифференциации взяты из Интернета.

2. Белопольская диагностика личности детей с задержкой психического развития. М,1999

3. , О детях с отклонениями в развитии.

4. «Российская педагогическая энциклопедия» т. 1.М. 1999

5. Макаров индивидуального обучения. Педагогический вестник.-1994г.

6. Степанов о современных подходах и концепциях воспитания. М, 2003