Анализ «Евгений Онегин» Пушкин. Компететностно-ориентированные задания по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин" Кто любовался из окна «зимы блистательным ковром»

Система заданий по изучению романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Составила Новосёлова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка, литературы и МХК, Пермский край, город Лысьва, МБОУ «СОШ № 6»

1 глава. День Онегина.

1 вариант – биографы Евгения Онегина. Восстановите биографию Онегина и заполните таблицу. 1 – 14 строфы.

Этап жизни

комментарий

1. Где родился.

2. Родители.

3. Как учили и воспитывали.

4. Круг чтения.

5. «Наука страсти нежной»

2 вариант – историки моды. Проследите по тексту, каковы предпочтения Онегина в одежде, в парфюмерии, в еде (строфы 15, 16, 21, 23, 24, 25, 26, 27)

Одежда Онегина

Вещи, которые окружают его

3 вариант – организаторы развлечений. Проследите по тексту, как проводил свой день Онегин и какие чувства при этом испытывал (строфы 15 – 22, 27-28, 35 – 36)

Маршрут Онегина

Чувства героя

    Автор задает вопрос: «Но был ли счастлив мой Евгений?» Зная о воспитании, образовании, образе жизни героя, попытайтесь ответить А.С. Пушкину. Докажите свою точку зрения, обратившись к тексту 1 главы (строфы 36 – 44)

    Онегин и Пушкин: «всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной»

Основание для сравнения

1. Образование

2. Отношение к творчеству

3. Отношение к друзьям и любви

4. Отношение к театру

5. Отношение к моде

6. Герои и общество (45)

7. Отношение к природе (54, 55, 56, 57, 58)

Глава 2. Онегин в деревне: знакомство с Ленским и Лариными .

    Онегин и Ленский

Основание для сравнения

1. происхождение

2. образование

3. Круг чтение

4. черты характера

6. отношение к любви

7. отношение друг к другу

Вывод: Что объединяет героев? Почему они стали друзьями?

Напишите синквейн на тему « Ольга», « Татьяна».

Булатова Вика

Ольга

Весела, простодушна.

Цвела, любила, веселилась.

Ольгин портрет надоел Пушкину.

Банальность.

Татьяна

Печальная, задумчивая.

Молчала, скучала, грустила.

Пушкину нравится образ Татьяны.

Загадочность.

Щукина Настя

Ольга

Простодушная, послушная.

Банальность.

Татьяна

Печальная, боязливая.

Глава 3. Письмо Татьяны к Евгению Онегину.

Трёхчастный дневник по 3 главе

Ключевое слово

Цитата из главы

Что мы понимаем о героях (их чувствах, мыслях) их этой цитаты?

1. «Которая Татьяна?»

2. «Пора пришла, она влюбилась»

3. «Я, няня, влюблена…»

4. «Письмо Татьяны предо мною»

5. « И нет ответа…»

6. «Блистая взорами, Евгений…»

Письмо Татьяны.

Что есть любовь для героини?

Какие ключевые слова в тексте помогут понять ее внутренний мир, проникнуть в тайны её души? Заполните двухчастный дневник.

Ключевые слова

Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» — это попытка автора показать всю жизнь России, постичь характер русского народа, определить дальнейшие пути его развития. Сам Н.В. Гоголь говорил, что сюжет «Мертвых душ» хорош тем, что «дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров». Поэтому такую важную роль в поэме играет мотив дороги, путешествия. В разъездах героя происходят с ним случайные встречи (заблудившись, приехал к Коробочке, в трактире неожиданно повстречал Ноздрева), разные происшествия, порою неприятные (пьяный Селифан опрокинул экипаж в грязь). Эпизод из V главы — столкновение экипажей — происходит с героем по пути к Собакевичу и тоже имеет немаловажное значение для раскрытия идейного содержания поэмы.

Чичиков уезжает от Ноздрева в дурном расположении духа, взволнованный пережитым страхом. Дурное мнение о Ноздреве составилось у Селифана и даже у лошадей, не получивших овса. Размышления путников были прерваны внезапно: на них наехала «коляска с шестеркой коней», и упряжь двух экипажей перепуталась. Брань и ругань обоих кучеров усугубилась советами сбежавшихся деревенских мужиков, как расцепить экипажи. Коней развели, но они не двигались дальше и «стояли как вкопанные». В попытках сдвинуть их с места кучерам помогают дядя Митяй и дядя Миняй — эпизодические персонажи, отличающиеся силой и в то же время крайней бестолковостью, и пока кучер их не прогнал, заставить лошадей идти так и не удалось. Два этих деревенских мужика — лица, как уже было сказано, эпизодические, но они оба составляют собирательный образ русского народа. Как и девчонка, не знающая, где право, где лево, как и пьющий Селифан, и малограмотный Петрушка, бестолковые дядя Митяй и дядя Миняй — реальные характеры русских людей. Да, Гоголь изображает их в неприглядном свете, но в этом и есть художественное мастерство и объективность автора. Не приукрашивать действительность, а показать ее такой, как она есть, — вот задача честного художника. И если русский народ не только трудолюбив и талантлив, но еще и дик, невежествен, склонен к пьянству, то это не вина его, а его беда, ответственность за которую должна нести более образованная часть общества, в чьей власти находятся эти крестьяне.

Еще один значимый момент этой встречи — это впечатление, произведенное на Чичикова пассажирками злополучной коляски. В ней сидели две испуганные женщины — старуха и молоденькая девушка, очевидно, только выпущенная из института, где она воспитывалась. Девушка хороша собой, но более того, она удивительно естественна. И Чичиков размышляет по этому поводу, что главная ее привлекательность — в этой искренности и непосредственности. «Она теперь как дитя, все в ней просто, она скажет, что ей вздумается, засмеется, где захочет засмеяться». Но она не останется такой: женское воспитание предполагало заученные жесты, общепринятые фразы, жеманное поведение, искусно рассчитанные на определенное впечатление манеры. Маменьки и тетушки возьмутся за ее воспитание, научат лицемерию, и девушка «станет наконец врать всю жизнь», что обычно для светского общества. Чичиков сожалеет о ее будущем, но он не был бы Чичиковым, если бы не подумал, чья она дочь и есть ли у нее хорошее приданое. Он даже досадует на себя, почему не расспросил, кто были эти дамы, и только деревня Собакевича, показавшаяся вдали, рассеяла эти его мысли. Однако эта встреча вовсе не так случайна: в дальнейшем Чичиков снова встретит прекрасную незнакомку. Мало того, что она окажется дочкой губернатора, — предпочтение, оказанное ей Чичиковым среди лучших дам, сделает ни в чем не повинную девушку предметом разговоров и сплетен, покажет, на что способны завистливые дамы губернского города.

Таким образом, незначительный, казалось бы, эпизод, произошедший в пути с героем, сыграет свою роль в дальнейших событиях, а также даст автору возможность добавить некоторые мысли о собирательном образе русского народа, о характере женского воспитания в России и роли женщины в светском обществе.

Именины Татьяны Лариной (анализ эпизода из 5 главы романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин").

В.Г.Белинский назвал "Евгения Онегина" "энциклопедией русской жизни", так как в этом романе отразилась как в зеркале вся жизнь русского дворянства той эпохи. В центре внимания поэта находятся жизнь, быт, нравы, поступки молодого человека. Евгений Онегин является первым литературным героем, открывающим галерею так называемых лишних людей. Он образован, умен, благороден, честен, но светская жизнь Петербурга убила в нем все чувства, стремления, желания. Он "до времени созрел", стал молодым стариком. Ему неинтересно жить. В этом образе Пушкин показал болезнь века - "хандру". Онегин действительно тяжело болен социальной болезнью своего времени. Даже искреннее чувство, любовь, не способно воскресить его душу.

Образ Татьяны Лариной - противовес образу Онегина. Впервые в русской литературе женский характер противопоставлен мужскому, более того, женский характер оказывается сильнее и возвышеннее мужского. Пушкин с большой теплотой рисует образ Татьяны, воплощая в ней лучшие черты русской женщины. Пушкин в своем романе хотел показать обыкновенную русскую девушку и подчеркивал отсутствие в Татьяне необычайных, из ряда вон выходящих черт. Но героиня в то же время удивительно поэтична и привлекательна. Неслучайно Пушкин дает своей героине простонародное имя Татьяна. Этим он подчеркивает простоту девушки, ее близость народу.

На именины в дом съезжаются гости, Татьяну сажают напротив Онегина, она молчит, готовая упасть в обморок. Онегина раздражает взволнованное состояние Татьяны и большое количество гостей. Он решает отомстить Ленскому, который обещал, что их будет мало...

Следовательно, кошмары сна начинают сбываться сразу же. Онегин с нежностью смотрит на Татьяну, "он сердце Тани оживил", а потом откровенно ухаживает за Ольгой. Ленский не верит собственным глазам. Когда же Ольга отказывает ему в танце, так как уже приглашена Онегиным, Ленский в гневе уезжает. Завязка трагедии началась.

Известно, что Татьяна воспитывается в усадебном поместье в семье Лариных, верной "привычкам милой старины", характер ее формируется под влиянием няни, прототипом которой поэту послужила чудесная Арина Родионовна. Татьяна росла одинокой, неласковой девочкой. Она не любила играть с подругами, была погружена в свои чувства и переживания. Она рано пыталась понять окружающий мир, но у старших не находила ответа на свои вопросы. И тогда она обращалась к книгам, которым верила безраздельно.

Окружающая жизнь мало удовлетворяла ее требовательную душу. В книгах она видела интересных людей, которых мечтала встретить в своей жизни. Общаясь с дворовыми девушками и слушая рассказы няни, Татьяна знакомится с народной поэзией, проникается любовью к ней. Близость к народу, к природе развивает в Татьяне ее нравственные качества: душев ную простоту, искренность, безыскусность. Татьяна умна, своеобразна, самобытна. От природы она одарена "воображением мятежным, умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем, пламенным и нежным". Умом, своеобразием натуры она выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Она понимает пошлость, праздность, пустоту жизни деревенского общества. Она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов. Таковым ей показался Онегин - светский молодой человек, приехавший из Петербурга, умный и благородный. Татьяна со всей искренностью и простотой влюбляется в Онегина: "...Все полно им; все деве милой без умолку волшебной силой твердит о нем".

Главные черты характера Татьяны - сильно развитое чувство долга, которое берет верх над другими чувствами, и душевное благородство. Это и делает ее душевный облик таким привлекательным. Татьяна Ларина открывает собой галерею прекрасных образов русской женщины, нравственно безупречной, ищущей глубокого содержания в жизни. Сам поэт считал образ Татьяны "идеальным" положительным образом русской женщины.

В разбираемом эпизоде затронута наряду с другими проблемами тема дружбы и любви. Началось все с того, что в первой главе автор говорит об Онегине: "друзья и дружба надоели". Но почему, кто в этом виноват? Вероятно, отчасти сам Онегин, выбравший своим идеалом индивидуализм или даже эгоизм произведений Байрона. Кроме того, чуть позже мы узнаём о том, что в кабинете Онегина находился бюст Наполеона, и Пушкин говорит: "Мы почитаем всех нулями, а единицами - себя. Мы все глядим в Наполеоны..." Разве это в некоторой степени не об Онегине?

Одной из причин того, что Онегину надоела дружба - его хандра. Но почему она овладела им, а автором, который предстает в романе его другом, - нет? Они оба умны, честны, оба понимают недостатки общества, но в Онегине нет желания действовать, желания изменить что-либо, желания пойти наперекор этому обществу. Бездействие, ничегонеделание ему наскучило (как, впрочем, и балы, и светское общество), но и делать он ничего не хочет.

И с Ленским Онегин подружился вначале просто потому, что больше в деревне, куда он попал после смерти дяди, общаться было не с кем. Пушкин называет их (Ленского и Онегина) "от делать нечего друзьями". Это так и есть - им обо им действительно было нечего делать: Онегину - из-за его скуки и хандры, а Ленскому - из-за его неопытности и наивности. Он не знал настоящей жизни, не мог приспособиться к ней. И автор, и Онегин - старше Ленского, и неудивительно их ироничное и шутливое отношение к его романтической натуре. Онегин, естественно, был намного опытнее, научен жизнью - он был своему приятелю наставником, покровителем.

Любовь Ленского к Ольге - также плод его романтического воображения. Нет, он не любит Ольгу, он любит образ, созданный им самим. Романтический образ. А Ольга... Обыкновенная провинциальная барышня, портрет которой автору "надоел... безмерно". Недаром Онегин, который был намного мудрее и опытнее Ленского, сказал: "Я выбрал бы другую, когда бы был, как ты, поэт..."

Но почему же Онегин так уверен, что не сможет полюбить сам? Он встречает Татьяну, ту самую "другую", и она признается ему в любви (надо, однако, заметить, что Татьяна влюблена -не в полностью реального Онегина, а отчасти опять же в образ, созданный на основе сентименталистских книг). А что же Онегин? Он уверен, что "не создан для блаженства", но это на самом деле не так. Он просто боится полюбить, боится пробудить чувства, убитые за время его пребывания в свете. Да, именно там, в светском обществе, он разучился по-настоящему дружить и любить. Там такие понятия, как дружба и любовь, отсутствуют - они заменяются ложью, клеветой, общественным мнением.

Следовательно, именины Татьяны - это своеобразный нервный узел произведения, где сон - мистическое предостережение, поведение скучающего Онегина - завязка дуэли, а сомнения Татьяны - предтеча любви.

О, не знай сих страшных снов

Ты, моя Светлана!

Жуковский

А.С. Пушкин "Евгений Онегин".

Глава 5. Анализ сцен «Сон Татьяны», «Именины».

Здравствуйте, ребята!

Прочитайте главу 5 романа в стихах "Евгений Онегин".

Вопросы урока:

В чём сходство именин со сном Татьяны?

Почему Татьяна смогла предугадать столкновение Онегина и Ленского?

В пятой главе завязывается, возникает тот романтический конфликт между Онегиным и Ленским, который приведёт друзей к расплате. Один заплатит за свою наивную восторженность жизнью; другой - за свой эгоизм, за неумение думать о других людях - муками совести, горьким раскаянием, одиночеством, крушением всех надежд. Трагические собятия надвигаются - их неизбежность станет очевидной во время бала, на именинах Татьяны. Поэтому и глава была названа в пушкинском плане "Именины". Читатель ещё не предвидит трагедии, но автор знает, что ждёт героев впереди, и с первых же строк пятой главы уточняет время, когда происходят события.

Такая бесснежная зима, конечно, многим запомнилась - это было именно в 1821 году. Сам Пушкин в это время не был в Михайловском и знал о поздней зиме по рассказам няни и соседей, может быть, барышень из Тригорского, в одной из которых современники увидели черты Татьяны.

Следующие строки известны вам с детства.

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь.

Почему глава открывается зимним пейзажем?

Гаданья Татьяны

Перечитайте строфы 4-10.

Удивительное это свойство человеческого характера: очень хочется, очень надо неприменно заглянуть в будущее, знать, что будет завтра, и через год, и через 10 лет. Но это невозможно и, пожалуй, хорошо, что невозможно. Разумом мы всё это понимаем, а всё-таки очень хочется знать, что будет впереди.

Некоторые гадания привлекали людей самого разного возраста ещё и своей красотой, поэтичностью. Ведь сбывалось, по преданью, не всякое предсказание, а полученное в определённые дни, особенно на святках - зимних праздничных днях от Рождества (25 декабря по старому стилю) до Крещенья (6 января).

Что обозначает примета, когда кот умывается?

Какие плохие приметы знала Татьяна?

Когда надо было загадывать желанья?

Почему Татьяна спрашивает имя у прохожего?

С какой целью у неё под подушкой лежит зеркало?

Некоторые литературоведы отмечают, что Татьяна у Пушкина всегда связывается с текстом зимы, холода, ночи, луны, сумерек.

Вы согласны с литературоведами?

Докажите свою точку зрения. Приведите примеры из текста.

Кроме того, Татьяна связана и с образом луны. Смотрит в зеркало, но видит себя, потому что луна - это Татьяна. А луна - Диана - девственна, чиста, связана с древним, она предсказательница и пророчица. Именно поэтому Татьяна и может предвидеть всё, что случится.

Сон Татьяны

Главное место в 5 главе занимает сон Татьяны - вещий сон, который очень скоро сбудется. Литер атуровед Гуковский считал сон Татьяны ключом к пониманию её души, её сущности.

Что видит Татьяна во сне?

Итак, Сон Татьяны заключает в себе одну из главных идей романа: героиня не могла бы так тонко чувствовать, если бы не ее близость к народу. Мы знаем, что Татьяна с детства любила "страшные рассказы зимой, в темноте ночей", в её сне оживают чудовища из народных сказок, но среди этих чудовищ оказывается Онегин... Внимательно рассмотрите схему. Приведите примеры.


Другая часть пятой главы посвящена именинам Татьяны, которые по описанию тесно связаны с её сном. Гости, съехавшиеся на праздник, удивительно напоминают адских созданий из сна.

В чём сходство чудищ сна и гостей на именинах Татьяны? Найдите в тексте цитаты, описывающие гостей.

Как Пушкин относится к поместному дворянству?

Как к нему относится Онегин?

Почему взбешён Онегин?

Почему Онегин перестал быть снисходительным к Ленскому?

Как объясняют поведение Онегина на именинах Ленский, Татьяна, автор?

Подведём итоги! Тупые, ничтожные соседи Лариных только внешне походили на людей, а на самом деле "один в рогах с собачьей мордой, другой с петушьей головой... вот череп на гусиной шее вертится в красном колпаке...".

Татьяна видела во сне не сказку, не просто ужасы, рождённые фантазией. Её тонкий, хотя и суеверный ум не мог не оценить по заслугам окружающих жалких людей; она не смогла бы объяснить, конечно, почему ей кажется неизбежной ссора Онегина с Ленским, но ведь эта ссора и на самом деле была неизбежна: слишком холоден и себялюбив был Онегин, слишком наивен Ленский.

Из мелких, необдуманных поступков Онегина и Ольги складывается трагедия. Далеко не всегда большие беды и большие радости происходят от крупных, значительных причин. Разве могла представить Ольга, принимая приглашение Онегина на последний танец, что приближает трагическую развязку? И Онегин, конечно же, не думал о тех последствиях, к которым приведёт его "мщение". А между тем события развивались и направляла их не судьба, а сами люди.

Наивный, восторженный, ничего в жизни не понимающий Ленский уничтожен, разбит, раздавлен изменой друга и невесты. Изменой! Иначе он не может назвать то, что происходит. Ведь его представление о жизни прямолинейно. Первое же столкновение его розовых мечтаний с жизнью разрушает весь его мир, красивый и хрупкий.

Для Ленского теперь наступила ночь. Всё рухнуло... "Две пули - больше ничего - вдруг разрешат судьбу его", - так заканчивается 5 глава. Мир мечты приходит в соприкосновение с миром реальности - и разрушается.

Задание 1: Письменно проанализируйте эпизоды: «Сон Татьяны» (1 вариант) «Именины Татьяны» (2 вариант)

В разъездах героя происходят с ним случайные встречи (заблудившись, приехал к Коробочке, в трактире неожиданно повстречал Ноздрева), разные происшествия, порою неприятные (пьяный Селифан опрокинул экипаж в грязь). Эпизод из V главы - столкновение экипажей - происходит с героем по пути к Собакевичу и тоже имеет немаловажное значение для раскрытия идейного содержания поэмы.

Чичиков уезжает от Ноздрева в дурном расположении духа, взволнованный пережитым страхом. Дурное мнение о Ноздреве составилось у Селифана и даже у лошадей, не получивших

Овса. Размышления путников были прерваны внезапно: на них наехала «коляска с шестеркой коней», и упряжь двух экипажей перепуталась. Брань и ругань обоих кучеров усугубилась советами сбежавшихся деревенских мужиков, как расцепить экипажи. Коней развели, но они не двигались дальше и «стояли как вкопанные».

В попытках сдвинуть их с места кучерам помогают дядя Митяй и дядя Миняй - эпизодические персонажи, отличающиеся силой и в то же время крайней бестолковостью, и пока кучер их не прогнал, заставить лошадей идти так и не удалось. Два этих деревенских мужика - лица, как уже было сказано, эпизодические, но

Они оба составляют собирательный образ русского народа. Как и девчонка, не знающая, где право, где лево, как и пьющий Селифан, и малограмотный Петрушка, бестолковые дядя Митяй и дядя Миняй - реальные характеры русских людей. Да, Гоголь изображает их в неприглядном свете, но в этом и есть художественное мастерство и объективность автора.

Не приукрашивать действительность, а показать ее такой, как она есть, - вот задача честного художника. И если русский народ не только трудолюбив и талантлив, но еще и дик, невежествен, склонен к пьянству, то это не вина его, а его беда, ответственность за которую должна нести более образованная часть общества, в чьей власти находятся эти крестьяне.

Еще один значимый момент этой встречи - это впечатление, произведенное на Чичикова пассажирками злополучной коляски. В ней сидели две испуганные женщины - старуха и молоденькая девушка, очевидно, только выпущенная из института, где она воспитывалась. Девушка хороша собой, но более того, она удивительно естественна. И Чичиков размышляет по этому поводу, что главная ее привлекательность - в этой искренности и непосредственности. «Она теперь как дитя, все в ней просто, она скажет, что ей вздумается, засмеется, где захочет засмеяться». Но она не останется такой: женское воспитание предполагало заученные жесты, общепринятые фразы, жеманное поведение, искусно рассчитанные на определенное впечатление манеры.

Маменьки и тетушки возьмутся за ее воспитание, научат лицемерию, и девушка «станет наконец врать всю жизнь», что обычно для светского общества. Чичиков сожалеет о ее будущем, но он не был бы Чичиковым, если бы не подумал, чья она дочь и есть ли у нее хорошее приданое. Он даже досадует на себя, почему не расспросил, кто были эти дамы, и только деревня Собакевича, показавшаяся вдали, рассеяла эти его мысли. Однако эта встреча вовсе не так случайна: в дальнейшем Чичиков снова встретит прекрасную незнакомку. Мало того, что она окажется дочкой губернатора, - предпочтение, оказанное ей Чичиковым среди лучших дам, сделает ни в чем не повинную девушку предметом разговоров и сплетен, покажет, на что способны завистливые дамы губернского города.

Таким образом, незначительный, казалось бы, эпизод, произошедший в пути с героем, сыграет свою роль в дальнейших событиях, а также даст автору возможность добавить некоторые мысли о собирательном образе русского народа, о характере женского воспитания в России и роли женщины в светском обществе.