Антропоморфный орнамент в полосе. Какие бывают орнаменты и узоры

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОБ ОРНАМЕНТЕ

ВИДЫ ОРНАМЕНТОВ

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОРНАМЕНТАЛЬНЫХ ПОСТРОЕНИЙ

Понятие о композиции орнамента

Пропорции

Ритм и пластика

Симметрия

Статичные и динамичные композиции

Композиционные решения лоскутных полотен

ЗАКОНЫ И ПРАВИЛА ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ

СБОРКА БЛОКОВ

1. ВИДЫ ОРНАМЕНТОВ

Орнамент является одним из средств оформления произведений декоративно-прикладного искусства. Искусство орнамента очень древнее. Возникло оно в эпоху палеолита. Орнаментальные изображения обладают исключительной способностью доставлять эстетическое наслаждение, оказывать сильное воздействие на человека, подчас пробуждая у него неосознанные чувства, связанные с генетической памятью, вызывают цепочки ассоциаций. Основной закономерностью орнамента является периодическая повторяемость мотива, и именно это производит эстетическое впечатление. Для орнамента характерны также перевод реальных форм и предметов в условные орнаментальные изображения, высокая степень декоративного обобщения, отсутствие воздушной перспективы (плоское изображение).

Орнамент (от лат. ornamentium - украшение) - узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и предназначенный для украшения различных предметов (утвари, оружия, мебели, одежды и т.д.), архитектурных сооружений, предметов декоративно-прикладного искусства. Орнаменты подразделяются на следующиевиды : технический, символический, геометрический, растительный, каллиграфический, фантастический, астральный, пейзажный, животный, предметный (или вещный)2.

Все орнаменты условно можно разделить на изобразительные и неизобразительные (геометрический, символический).

К геометрическим относятся орнаменты, мотивы которых состоят из различных геометрических фигур, линий и их комбинаций.

В лоскутном шитье геометрический орнамент играет ведущую роль. Технология соединения простых по форме деталей проще, чем соединение деталей сложных геометрических или лекальных форм. Простые, лаконичные очертания зрительно воспринимаются лучше, чем сложные и многодетальные формы. Вот почему именно геометрический орнамент наиболее

употребим в лоскутном шитье.

В природе геометрических форм не существует. Геометрическая правильность - достижение человеческого разума, способ абстрагирования. Любые геометрически правильные формы выглядят механическими, мертвыми. Первоосновой почти любой геометрической формы является реально существующая форма, до пределов обобщенная и упрощенная.

Один из основных путей создания геометрического орнамента

Это постепенное упрощение и схематизация (стилизация) мотивов, которые изначально имели изобразительный характер.

Элементы геометрического орнамента: линии - прямые, ломаные, кривые; геометрические фигуры - треугольники, квадраты, прямоугольники, круги, эллипсы, а также сложные формы, полученные из комбинаций простых

фигур. Изобразительным называется орнамент, мотивы которого

воспроизводят конкретные предметы и формы реального мира

Растения (растительный орнамент), животных (зооморфные мотивы), человека (антропоморфные мотивы) и т.д. Реальные мотивы природы в орнаменте значительно перерабатываются, а не воспроизводятся, как в живописи или графике. В орнаменте природные формы требуют той или иной меры упрощения, стилизации, типизации и в конечном счете - геометризации. Вероятно, это объясняется многократным повторением мотива орнамента.

Изобразительный орнамент также используется в лоскутном творчестве, но в основном в

аппликативных вариантах.

Природа и окружающий нас мир лежат в основе орнаментального искусства. В творческом процессе

проектирования орнамента приходится отбрасывать несущественные детали и подробности предметов и оставлять только общие, наиболее характерные и отличительные черты. Например, цветок ромашки или подсолнуха может выглядеть в орнаменте упрощенно.

Природная форма силой воображения перевоплощается с помощью условных форм, линий, пятен в нечто совершенно новое. Существующая форма упрощается до предельно обобщенной, знакомой геометрической формы. Это дает возможность многократно повторять форму орнамента. То, что было утрачено природной формой при упрощении и обобщении, возвращается к ней при использовании художественных орнаментальных средств: ритмичности поворотов, разномасштабности, плоскостности изображения, колористических решений форм в орнаменте.

Как происходит перевоплощение природных форм в орнаментальные мотивы? Вначале выполняется зарисовка с натуры, максимально верно передающая сходство и подробности (этап "фотографирования"). Смысл перевоплощения - переход от зарисовки к условной форме. Это второй этап - трансформации, стилизации мотива. Таким образом, стилизация в орнаменте является искусством перевоплощения. Из одной зарисовки можно извлечь различные орнаментальные

решения. Способ формирования орнамента и выбор орнаментальных

форм, как правило, согласуется с возможностями изобразительного средства.

В художественном творчестве с использованием текстильного лоскута в качестве изобразительного материала на стадии замысла, поиска орнаментального решения следует учитывать и использовать технологические возможности разнообразной работы с

лоскутом. В наибольшей степени это относится к лоскутному шитью, и в особенности к лоскутной мозаике. >>>в начало

2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОРНАМЕНТАЛЬНЫХ ПОСТРОЕНИЙ

2.1. ПОНЯТИЕ О КОМПОЗИЦИИ ОРНАМЕНТА

Композиция (от лат. composito) - составление, расположение, построение; структура художественного произведения, обусловленная его содержанием, характером и назначением. Создание композиции из лоскутов ткани - это выбор орнаментальной и колористической темы, рисунка, сюжета, определение габаритных и внутренних размеров произведения, а также взаиморасположение его частей.

Орнаментальная композиция - это составление, построение, структура узора.

К элементам орнаментальной композиции и одновременно ее выразительным средствам относятся: точка, пятно, линия, цвет, фактура . Эти элементы (средства) композиции в произведении преобразуются в орнаментальные мотивы. Говоря о закономерностях орнаментальных композиций, прежде всего нужно сказать о пропорциях. Пропорции определяют другие закономерности построения орнаментальных композиций (имеются в виду ритм, пластика, симметрия и асимметрия, статика и динамика).>>>в начало

2.2. ПРОПОРЦИИ

Пропорциям и пропорциональным отношениям в любом искусстве принадлежит определяющая роль. Без верно выбранных пропорций не может быть художественного произведения.

Пропорции - это соразмерность элементов в отношении к целому и один к другому, придающая изделию или орнаменту эстетическую выразительность и гармоническую завершенность.

Вопросы соразмерности линейных величин, площадей, ритмических движений, тональных отношений могут быть решены двумя способами: 1) делением на равные части (в этом случае создается впечатление покоя, равновесия, устойчивости

Статики); 2) делением на неравные части (впечатление

движения, разнообразия - динамики) в соответствии с правилом "золотого сечения".

"Золотое сечение" ("золотая пропорция") - это такая соразмерность частей между собой и по отношению к целому, при которой целое так относится к большей части, как большая часть к меньшей. Математически это выражается

так: Минуя ряд преобразований, получаем: В художественной

практике прямоугольник с соотношением сторон 21:34 считается самым эстетичным, самым красивым по форме. "Золотое сечение" считается идеальным выражением пропорциональности.

Следуя правилу "золотого сечения", полотно из лоскутов необходимо поделить на центральное поле и кайму. Деление производится по меньшей стороне, так как соотношения между меньшими величинами

Гармоничными будут восприниматься: квадрат как частный случай прямоугольника или прямоугольник, стороны которого соотносятся по правилу "золотого сечения" или близко к нему. Правило "золотого сечения" может быть выражено в ряде чисел: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34 и т.д. Каждое последующее число в этом ряду равно сумме двух предыдущих чисел.

Этот ряд называется рядом Фибоначчи (по имени итальянского математика, жившего на рубеже ХII-ХIII вв.).

Используя этот ряд, можно получить размеры полотен, воспринимаемых гармонично. Для этого нужно единицу размера полотна умножить на два соседних (или через одно) числа ряд а. Например:

1) единица размера 10 см: гармоничными будут прямоугольники 30X50, 30x80, 20X50, 210X340 см;

2) расчет размеров одеяла, собранного из блоков: если единичный блок имеет размеры 30X30 см, тогда ширина

Турецкие огурцы, дамаск, шотландка – эти узоры окружают нас постоянно, но не все знают, как правильно работать с ними в интерьере. Сегодня мы говорим о самых популярных, интересных и ярких узорах, которые применяются при оформлении квартир и домов. Как отличать их друг от друга, не спутать между собой и правильно использовать в собственном жилом пространстве?

1. Пейсли



Узор пейсли известен в народе под названием «турецкие огурцы». Он популярен не только в дизайне интерьеров, и активно используется модельерами по всему миру. Известно, что зародился он на Востоке, поэтому актуальнее всего смотрится в интерьерах этого стиля. Но сегодня его применяют и в классических, эклектичных и ретро стилях.

Так как узор достаточно колоритный, то его лучше всего применять акцентно – на шторах, постельном белье, декоративных подушках. Не исключаются варианты с обоями, например, если нужно сделать акцент на какой-либо из стен.

2. Дамаск



Дамаск давно зарекомендовал себя, как классический узор, хотя на самом деле тоже пришёл к нам с Востока. В отличие от пейсли его можно применять в обоях по всей комнате, в обивке мебели и декоративных элементах. Наиболее выгодно дамасский узор раскрывается на основе глубоких оттенков – благородный синий, загадочный винный, элегантный коричневый. Дамаск любит просторные комнаты, но не слишком крупный рисунок может использоваться и в маленьком интерьере.

3. Икат



Икат – особая технология окраски шёлковой ткани, но сегодня это ещё и популярный орнамент, который активно используют не только в текстиле. Его можно встретить на посуде, светильниках, коврах и других декоративных элементах. Он способен украсить интерьер в классическом, современном и эклектичном стилях, и привнести в пространство особый колорит. Икат универсален и может сочетаться с разными видами орнаментов. Так как чаще всего он яркий, то лучше использовать его, как дополнительный элемент, и желательно на нейтральном фоне стен или мебели.



4. Тартан

К разряду классических узоров можно отнести и шотландскую клетку тартан. Она всегда делает интерьер тёплым, уютным и гармоничным. Этот узор считается самодостаточным и не терпит конкуренции с другими узорами. Его нужно использовать на нейтральном фоне, оттенять предметами мебели или однотонными обоями, которые совпадают с одним из цветов клетки. Тартан великолепно сочетается с грубыми натуральными фактурами – камень, кирпичная кладка, древесина.



5. Решетка

Этот узор способен подарить пространству дополнительный объём. Он отлично работает в небольших интерьерах. Интересно, что решетка (которая на Западе больше известна, как imperial trellis) появилась в дизайне интерьеров не так давно. Орнамент был придуман голливудским дизайнером Келли Уирстлер (Kelly Wearstler), которая оформляет апартаменты знаменитостей. За счёт сочетания в решетке лаконичных геометрических линий и мягких овальных форм, она считается универсальной, и может применяться, как в гламурных интерьерах, так и в сдержанных классических пространствах.





6. Зигзаг

Зигзаг очень популярен в скандинавских интерьерах. Он способен задать пространству динамику и визуально изменить его – удлинить или расширить комнату, в зависимости от размера и способа использования узора. Например, чтобы скрыть кривизну стен, можно при помощи обоев с зигзагами. Если нужно отвлечь внимание от каких-либо изъянов пространства, то для этого лучше всего использовать ковёр или кресло с зигзагообразным узором. Этот орнамент также поможет оживить скучный или слишком монотонный интерьер. Наиболее уместен зигзаг в современном и скандинавском стилях.

7. Полоски

Сегодня в интерьерном дизайне очень популярна полоска. Она, как и зигзаг является одним из самых древних орнаментов, применяемых человеком. Изначально она использовалась в глиняной посуде, постепенно перешла в одежду и интерьер. Модный тренд – яркие полосы. Особенно они актуальны в мебели и аксессуарах. В обоях чаще всего используют полосы нейтральных оттенков. Вертикальный узор способен создать иллюзию высокого потолка, а горизонтальный – визуально раздвинуть стены. Полоски универсальны и могут примеряться в любом интерьере.





8. Гусиная лапка

Гусиная лапка – культовый орнамент, который завоевал сердце самой Коко Шанель. Пик его популярности пришёлся на шальные 60-е. Стоит только вспомнить знаменитый «Завтрак у Тиффани», где Одри Хепберн не единожды появлялась на экранах в нарядах с этим узором.
В дизайне интерьеров гусиную лапку чаще всего используют в обивке мебели, или акцентно в декоративных подушках или на вазах. От большого количества гусиной лапки в пространстве может попросту рябить в глазах.



9. Розы

Розы – один из самых романтичных и красивых узоров. Активно его стали использовать в 18 веке. Тогда же он стал одним из главных христианских символов того времени. Розы вышивали на одежде, расписывали этим узором посуду, вырезали его на предметах мебели. Сегодня дизайнеры любят внедрять его в интерьер при помощи обоев и текстиля. Такой цветочный принт будет уместен в комнате, обставленной лаконичной мебелью, которая не перенимает на себя внимание.



Ромбы в интерьере


Какой бы узор ни был выбран в качестве основного, перед тем как его применить, предстоит пройти через ремонт. Мы подготовили .

Наши предки очень хорошо разбирались в символах и образах, стоящих за ними, и знали, как правильно символом передать образ и были мудрыми.

Эту мудрость видно из значения слов «орнамент» и «узор» . Что понималось и понимается в русском языке под этими словами?

Слово «Орнамент» в русском языке появилось гораздо позже слова «узор». Слово «орнамент» заимствованное с латинского «ornamentum» (украшение»). Однако, отразившись с латинского, это слово стало означать в русском языке узор, который построен путём чередования в определенном порядке (ритме) символов, линий, повторяющихся элементов-мотивов (раппорте), которые являются основой.
«Раппорт» от французского rapport - «ответ, отклик, возвращение, отношение, отзыв», то есть повторяющаяся часть.

С точки зрения западной культуры, откуда и пришло это слово, орнамент не считается самостоятельным художественным произведением и только иногда он берётся за основу формообразования изделия. Считается, что основной функцией орнамента является декоративная стилизация.

Особенностью орнамента является его плоскостность, обязательная связь с несущей орнамент поверхностью и материалом, при этом выражая конструктивную логику вещи.
По характеру композиции, орнамент бывает центрическим, геральдическим, ленточным, окаймляющим, заполняющим поверхность. Могут так же сочетаться комбинации из этих типов. Это зависит от формы декорируемого предмета.

По используемым мотивам орнаменты классифицируют как:

- антропоморфный орнамент , где в качестве мотивов применяются женские и мужские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека;

- растительный, стилизующий листья, цветы, плоды и пр. (лотос, папирус, пальметта, акант и т. д.);

- геометрический, состоящий из абстрактных форм (точки, прямые, ломаные, зигзагообразные, сетчато-пересекающиеся линии; круги, ромбы, многогранники, звёзды, кресты, спирали; более сложные специфически орнаментальные мотивы - меандр и т. п.);

- зооморфный, или животный , стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных.

В качестве мотивов используют также оружие, архитектурные фрагменты, различные эмблемы (гербы) и знаки. Особым видом орнамента являются стилизованные надписи на объектах архитектуры (на среднеазиатских средневековых мечетях) или в книгах (вязь).

Имеются так же сложные комбинации различных мотивов: звериных и геометрических форм (тератология), а так же растительных и геометрических (арабески).

Но орнамент все равно связан с материалом самого произведения, формой произведения, масштабом, назначением и образом. При этом, через орнамент передаются такие ощущения как: торжественность и сдержанность, плавность и изящество, спокойствие, легкость, свободное движение или внутреннее напряжение. Можно передать и эмоции. По орнаменту можно судить об особенностях культуры народа, который его создал, и эпохе возникновения.

Не всякий узор является орнаментом. Например, узорная ткань с бесконечно повторяющимся раппортом, не является орнаментальной.

На Руси издревле говорили вместо слова «орнамент» - «узор». Это слово образнее и глубже, так как корни этого слова хорошо проглядываются. Узор – узреть - зреть. И здесь по Далю есть два смысла:
- ЗРЕТЬ (зрею) вызревать, поспевать, дозревать, созревать, назревать; спеть, приходить в зрелость, доходить, наливаться. Хлеб в поле зреет, яблоки зреют. Малый долго зрел, да не дозрел, медленно рос и развивался. У меня в голове созрела богатая мысль; Зренье, выспеванье набивной на ситцах краски, которой нужно время, чтобы дойти, дозреть.
- ЗРЕТЬ(зрю), зирать и зревать на что или что, глядеть, смотреть; видеть; понимать, постигать; зреть в корень, то есть постигать суть. Зирал (ЗИР АЛ) я с любовью на чад своих.

«Узреть» означало дойти, созреть, постигнуть суть (АЛ). Вот что означает это слово! А для украшения существовало слово «украс». И часто на узоры говорили – «украсы», видимо, подчёркивая внешние свойства узора (красивые, украшающие, пробуждающие красоту узоры).

То есть, наши предки через узоры передавали и постигали Мир вокруг, Суть его, Любовь и Красоту. Кроме того, они знали, что необходимо защищать обережной символикой края одежды (подол, края рукавов, ворот), места швов и жизненно важные места (голова, сердце и.т.д.), так как через эти участки идёт обычно воздействие иных сил.

Вышивкой орнаментов и узоров не только оберегались, но и гармонизировали себя с пространством, выбирая определённые символы и узоры под конкретное место и время. Эту великую мудрость мы, в большинстве своём, почти забыли и постигаем её вновь.

Ленточным называется орнамент, структурные элементы которого собраны в ритмический ряд с двусторонним движением, выполненный в виде ленты. Данная разновидность является одной из самых распространенных. По-другому ленточные орнаменты называются фризовыми.

Используя этот вид орнамента, можно придать вещи законченный, устойчивый и выразительный внешний вид. Подобные ленточные узоры очень часто применяются для украшения интерьера и экстерьера зданий, одежды, обуви и т.д. При этом располагаться орнамент может:

По центру;
по краю;
в важных конструктивных местах. В этом случае он служит, прежде всего, для акцентирования на них внимания.

Также этот декоративный элемент может подчеркнуть или визуально увеличить ширину, длину или высоту предмета.

Греческий меандр

Греческий меандр (греч. mαίανδρος - название одной из рек) - это самый известный вид ленточного геометрического орнамента. Использовался он еще во времена неолита. Это самый распространенный ортогональный этнический орнамент, основной особенностью которого является наличие перпендикулярных линий. Его характеризует неразрывный бордюр, представляющий собой сплошную линию. Использовался данный вид орнамента для украшения одежды, фризов и рельефов.

Одним из самых распространенных его типов является двойной меандр. Повторяющийся узор в таком орнаменте представлен двумя линиями, между которыми часто располагаются прямоугольники или квадраты. Одним из характерных элементов двойного меандра является свастика. В Греции, как и в других странах Запада и Востока, этот символ означал огонь, жизнь, вечное движение. Поэтому в меандре использовалась обычно правосторонняя (прямая) свастика. Считается, что данный символ в качестве самостоятельного был выделен именно из этого греческого орнамента.

Древние греки придавали меандру особый сакральный смысл. Каждый элемент при этом имел свое значение:

Прямая часть линии узора считалась символом добродетели;
прямые углы символизировали стремление к совершенству;
свастика, включенная в композицию, означала вмешательство в жизнь человека сверхъестественных сил.

Все остальные греческие орнаменты являются лишь разновидностью меандра. Однако этот характерный узор использовали не только греки. Находили его и на архитектурных сооружениях других народов. Орнаментом «меандр», например, украшены храм в Баальбеке и вестибюли Дамаска. Использовался такой узор и в Америке. Археологами были найдены перуанские ранние ткани, украшенные им. Меандр часто встречается на архитектурных сооружениях майя и ацтеков.

Растительный ленточный орнамент

Чаще всего растительные ленточные узоры выполняются со средней жилкой в виде волнообразно изогнутой линии. При этом от нее отходят листья, цветы, плоды и другие растительные элементы. Весьма распространен тип ленточного орнамента, в котором ветви выполнены в виде улиткообразных завитков. Жилка в таких орнаментах не используется, однако четко прослеживается симметричность. Используется также узор с прямой средней жилкой.

Очень интересна такая разновидность растительного орнамента, как фестон (фр. feston ) – это узор, очень часто применяемый в качестве декора древними римлянам. Представляет собой цепочку вязок листьев, плодов, либо цветов. Если говорить об отдельных элементах растительного орнамента, то особо стоит выделить пальметту (лат. palmete – пальмовый) и виноградную лозу. Первый представляет собой соответственно веерообразные стилизованные листья пальмы. Пальметками, к примеру, был украшен трон Филиппа Македонского.

Виноградная лоза пользовалась огромной популярностью во времена античности и в средние века. Именно она часто олицетворяла собой Древо жизни (в некоторых культурах Древо Познания). В Египте она была посвящена Осирису, в Греции и Риме – Дионису. Христиане считали ее символом Христа. Использовался этот элемент и в России. К примеру, виноградной лозой украшен саркофаг Ярослава Мудрого. Очень часто элементам растительного орнамента были лотос, акант, папирус и т.д.

Комбинированные ленточные орнаменты

Для украшения одежды, предметов быта и зданий использовались и комбинированные ленточные орнаменты. Основными видам подобных узоров можно назвать:

Арабески (итал. arabesco — арабский) - геометрический и растительный. Часто в такой узор включался витиеватый арабский шрифт. В античные времена арабеской стали называть исключительно растительный орнамент;
тератология (греч. τέρατος – уродство) – комбинация геометрических и фантастических звериных форм.

Ленточный орнамент на Руси

Орнамент этого типа использовался на Руси повсеместно. Им украшали одежду, обувь, предметы быта. Особенно стоит выделить резной русский узор. Традиционным материалом для изготовления разного рода декоративных орнаментальных архитектурных украшений была древесина березы. Очень часто для этой цели использовали сосну и кедр. Орнамент, служащий украшением домов, мог быть очень сложным и включать в себя растительные, геометрические и звериные мотивы.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

профессиональный лицей № 24 г. Сибай

Методическая разработка урока по дисциплине

«Основы композиции и цветоведения»

на тему: « Орнамент. Виды орнаментов»

Разработал: мастер п/о I квалификационной категории

Г.К. Зайнулина

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современная мировая культура является обладательницей огромного наследия в сфере всех видов изобразительного искусства. Изучая величайшие памятники архитектуры, живописи, скульптуры и декоративно – прикладного искусства, нельзя оставить без внимания ещё одну область художественного творчества. Речь идет об орнаменте. Используя роль того или иного предмета, орнамент (лат. Ornamentum – украшение) не может существовать отдельно вне определенного произведения искусства, он имеет прикладные функции. Произведением же искусствам является сам, украшенный орнамент предмет.

При внимательном изучении роли и функции орнамента становится очевидным, что значимость его в системе выразительных средств произведения искусства намного больше, чем украшательская функция, и не ограничивается одним только прикладным характером. В отличии от цвета, фактуры, пластики, которые не могут существовать вне определенного предмета, не потеряв при этом своей образности, орнамент может сохранять её даже во фрагментах или при перерисовки. Кроме того, ряду орнаментальных мотивов присуща устойчивость, позволяющая определенный мотив использовать на протяжении длительного периода времени и на различных предметах, в разных материалах, не лишая при этом его логики орнаментальной формы.

Орнамент – часть материальной культуры общества. Внимательное изучение и освоение богатейшего наследия этой составляющей мировой художественной культуры способствует воспитанию художественного вкуса, становлению представлений в сфере истории культуры, делает более значительным внутренний мир. Творческое освоение декоративно – орнаментального искусства предшествующих эпох обогащает практику современных художников и архитекторов.

Тема урока. Орнамент. Виды орнаментов.

Цели урока. 1. Ознакомление обучающихся с орнаментом, с его видами. Рассказать

о структуре орнаментов, о многообразии и единстве орнамен-

тальных мотивов стран и народов.

2. Формирование умений и знаний. Развивать умения анализиро-

ровать, устанавливать связи и отношения. Развивать умения

планировать свою деятельность, память учащихся.

3. Воспитывать приветливость, дружелюбие. Формировать сооб-

разительность, ответственность и решительность.

Тип урока. Урок сообщения нового материала.

Учебно-методическое обеспечение и ТСО. Учебник Н.М.Сокольникова «Изобразительное искусство», «Основы композиции», иллюстрации, репродукции великих художников.

Ход урока

1. Организационный момент.

а) проверка явки учащихся по журналу;

б) проверка внешнего вида;

в) проверка наличия учебных принадлежностей.

2. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос:

а) Что такое колористика (цветоведение)?

б) Расскажите об истории развития цветоведения.

в) Какой вклад внес в историю развития колористики Леонардо да Винчи?

г) Расскажите об идее шестицветного цветоряда Леонардо да Винчи.

д) Какой вклад в историю развития цветоведения внесли Ньютон, Роже де Пиль, М.В.Ломоносов и Рунге?

3. Сообщение нового материала.

Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов.

Термин «орнамент» связан со словом «украшение». В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный и комбинированный.

Ритм в орнаменте - это чередование элементов узора в определенной последовательности.

Узор может быть плоским и объемным. Плоский узор создается посредством полного или частичного наложения одной формы на другую путем взаимопроникновения этих фигур.

Плоский узор может неоднократно повторятся. Такое повторение называется мотивом, или раппортом.

Из орнаментов наиболее распространены ленточный, сетчатый и композиционно – замкнутый.

Ленточный (полосный) орнамент строится из одинаковых, повторяющихся или чередующихся элементов, расположенных вдоль кривой или прямой линии.

Повторяющиеся одинаковые по величине элементы создают монотонность и однообразие ритма, чередующиеся элементы рождают более «живую» композицию с нарастающим и волнообразным ритмом.

Чередующиеся или повторяющиеся элементы могут быть различными по величине, то есть построены на контрасте форм (большой, средней, малой) с различным их движением. Контрастность помогает выявить образную характеристику применяемых форм.

Контрастность может проявляться и в распределении черно – белых пятен тона, когда усиливаются одни пятна и ослабляются другие.

Большое значение имеет принцип светлотного контраста, выражающийся в том, что любой цвет на светлом темнеет, а на темном – светлеет. Это явление относится в разной степени как к ахроматическим (черно – белым), так хроматическим цветом.

Ленточный орнамент может быть в виде горизонтальной, вертикальной или наклонной полосы. Для такого орнамента характерна открытость, то есть важность его продолжения. Последовательно проследим, как строится полосной орнамент, расположенный вертикально, горизонтально или в виде наклонной полосы. Проводим полосу для необходимого по ширине орнамента, разбивая его соответственно на квадраты, прямоугольники и проводим в них оси симметрии. Затем предварительно стилизованные формы, взятые, например, из зарисовок растений, размещаем на плоскости, строя чередующиеся элементы орнамента.

После этого смотрим, устраивает ли нас то, что получилось. Если нет, добавляем более мелкие или средние формы (по принципу трехкомпонентности этих форм).

Завершая композицию, нужно определить, где будут самые темные и самые светлые пятна, как они будут повторяться на плоскости, где расположатся серые пятна и, что они будут дополнять – темные или светлые элементы орнамента.

В основе сетчатого орнамента лежит ячейка с вписанным в неё орнаментальным мотивом – раппортом. Размер ячейки может быть различной.

Сетчатый орнамент характерен для тканей в большей степени. Ячейка может неоднократно повторяться. Сетчатый орнамент строится аналогично полосному. Основная задача при его построении – правильно нанести оси симметрии.

Симметрией в искусстве называется точная закономерность расположения предметов или частей художественного целого.

История Возникновения

Орнамент (лат. ornemantum - украшение) - узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов. Орнамент - один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость. В те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Стремление украсить свое жилище свойственно человеку любой эпохи. И все-таки в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил. По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга.. естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее (радовали глаз) и, главное, «защищали» от проникновения через горловину злых духов. Тоже самое относится и к украшению одежды. Магические знаки на ней оберегали тело человека от злых сил. Поэтому не удивительно, что узоры-заклинания располагали на вороте, рукавах, подоле. Возникновение орнамента уходит своими корнями в глубь веков и, впервые, его следы запечатлены в эпоху палеолита (15-10 тыс. лет до н. э.). В культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и стал доминировать. Со временем орнамент теряет своё господствующее положение и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества. Каждая эпоха, стиль, последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему; поэтому орнамент является надёжным признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране. Цель орнамента определилась - украшать. Особенного развития достигает орнамент там, где преобладают условные формы отображения действительности: на Древнем Востоке, в доколумбовой Америке, в азиатских культурах древности и средних веков, в европейском средневековье. В народном творчестве, с древнейших времён, складываются устойчивые принципы и формы орнамента, во многом определяющие национальные художественные традиции. Например, в Индии сохранилось древнее искусство ранголи (альпона)- орнаментальный рисунок - молитва.

Виды и типы орнамента

Существуют четыре вида орнаментов:

Геометрический орнамент. Геометрический орнамент состоит из точек, линий и геометрических фигур.

Растительный орнамент. Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т.д.

Зооморфный орнамент. Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных или фантастических животных.

Антропоморфный орнамент. Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.

Типы:

Орнамент в полосе с линейным вертикальным или горизонтальным чередованием мотива (ленточный) . Сюда относятся фризы, каймы, обрамления, бордюры и т.п.

Замкнутый орнамент. Он компонуется в прямоугольнике, квадрате или круге (розеты). Мотив в нем либо не имеет повтора, либо повторяется с поворотом на плоскости (так называемая поворотная симметрия).

К геометрическим относятся орнаменты, мотивы которых состоят из различных геометрических фигур, линий и их комбинаций.
В природе геометрических форм не существует. Геометрическая правильность - достижение человеческого разума, способ абстрагирования. Любые геометрически правильные формы выглядят механическими, мертвыми. Первоосновой почти любой геометрической формы является реально существующая форма, до пределов обобщенная и упрощенная. Один из основных путей создания геометрического орнамента - это постепенное упрощение и схематизация (стилизация) мотивов, которые изначально имели изобразительный характер.
Элементы геометрического орнамента: линии - прямые, ломаные, кривые; геометрические фигуры - треугольники, квадраты, прямоугольники, круги, эллипсы, а также сложные формы, полученные из комбинаций простых фигур.

Изобразительным называется орнамент, мотивы которого воспроизводят конкретные предметы и формы реального мира - растения (растительный орнамент), животных (зооморфные мотивы), человека (антропоморфные мотивы) и т.д. Реальные мотивы природы в орнаменте значительно перерабатываются, а не воспроизводятся, как в живописи или графике. В орнаменте природные формы требуют той или иной меры упрощения, стилизации, типизации и в конечном счете - геометризации. Вероятно, это объясняется многократным повторением мотива орнамента.

Природа и окружающий нас мир лежат в основе орнаментального искусства. В творческом процессе проектирования орнамента приходится отбрасывать несущественные детали и подробности предметов и оставлять только общие, наиболее характерные и отличительные черты. Например, цветок ромашки или подсолнуха может выглядеть в орнаменте упрощенно.
Природная форма силой воображения перевоплощается с помощью условных форм, линий, пятен в нечто совершенно новое. Существующая форма упрощается до предельно обобщенной, знакомой геометрической формы. Это дает возможность многократно повторять форму орнамента. То, что было утрачено природной формой при упрощении и обобщении, возвращается к ней при использовании художественных орнаментальных средств: ритмичности поворотов, разномасштабности, плоскостности изображения, колористических решений форм в орнаменте.

Как происходит перевоплощение природных форм в орнаментальные мотивы? Вначале выполняется зарисовка с натуры, максимально верно передающая сходство и подробности (этап "фотографирования"). Смысл перевоплощения - переход от зарисовки к условной форме. Это второй этап - трансформации, стилизации мотива. Таким образом, стилизация в орнаменте является искусством перевоплощения. Из одной зарисовки можно извлечь различные орнаментальные решения.

Способ формирования орнамента и выбор орнаментальных форм, как правило, согласуется с возможностями изобразительного средства.

Закономерности композиционных построений

ПОНЯТИЕ О КОМПОЗИЦИИ ОРНАМЕНТА

Композиция (от лат. composito) - составление, расположение, построение; структура художественного произведения, обусловленная его содержанием, характером и назначением.
Создание композиции из лоскутов ткани - это выбор орнаментальной и колористической темы, рисунка, сюжета, определение габаритных и внутренних размеров произведения, а также взаиморасположение его частей.
Орнаментальная композиция - это составление, построение, структура узора.
К элементам орнаментальной композиции и одновременно ее выразительным средствам относятся: точка, пятно, линия, цвет, фактура . Эти элементы (средства) композиции в произведении преобразуются в орнаментальные мотивы.
Говоря о закономерностях орнаментальных композиций, прежде всего нужно сказать о пропорциях. Пропорции определяют другие закономерности построения орнаментальных композиций (имеются в виду ритм, пластика, симметрия и асимметрия, статика и динамика.

РИТМ И ПЛАСТИКА

Ритмом в орнаментальной композиции называют закономерность чередования и повторения мотивов, фигур и интервалов между ними. Ритм - главное организующее начало любой орнаментальной композиции. Важнейшей характеристикой орнамента является ритмическая повторяемость мотивов и элементов этих мотивов, их наклоны и повороты, поверхности пятен мотивов и интервалы между ними.
Ритмическая организация - это взаиморасположение мотивов на композиционной плоскости. Ритм организует своего рода движение в орнаменте: переходы от малого к большому, от простого к сложному, от светлого к темному или повторение одних и тех же форм через равные или разные интервалы. Ритм может быть:

1) метрический (равномерный);

2) неравномерный.

В зависимости от ритма узор становится статичным или динамичным.
Ритмический строй определяет ритм мотивов по вертикальным и горизонтальным рядам, число мотивов, пластическую характеристику формы мотивов, особенности расположения мотивов в раппорте.
Мотив - часть орнамента, его главный образующий элемент.
Орнаментальные композиции, в которых мотив повторяется через одинаковые интервалы, называются раппортными.

Раппорт - минимальная и простая по форме площадь, занимаемая мотивом и промежутком до соседнего мотива.

Закономерное повторение раппорта по вертикали и горизонтали образует раппортную сетку. Раппорты примыкают друг к другу, не перекрывая один другого и не оставляя промежутков.

В зависимости от формы поверхности, которую они украшают, орнаменты бывают: монораппортные или замкнутые; линейно-раппортные или ленточные; сетчато-раппортные или сетчатые.

Монораппортные орнаменты представляют собой конечные фигуры (например, герб, эмблема и т.п.).

В линейно-раппортных орнаментах мотив (раппорт) повторяется вдоль одной прямой. Ленточный орнамент - это узор, элементы которого создают ритмический ряд, вписывающийся в ленту с двухсторонним движением.

Сетчато-раппортные орнаменты имеют две оси переносов - горизонтальную и вертикальную. Сетчатый орнамент - это узор, элементы которого располагаются вдоль многих осей переноса и создают движение во всех направлениях. Простейший сетчато-раппортный орнамент представляет собой сетку из параллелограммов.

В сложных орнаментах всегда можно выявить сетку, узлы которой составляют определенную систему точек орнамента. Раппорты сложной формы строятся следующим образом. В одном из раппортов прямоугольной сетки пририсовывают снаружи ломаные или кривые линии к правой и верхней сторонам, а к левой и нижней - такие же линии, но внутри ячейки. Таким образом, получается сложная структура, площадь которой равна прямоугольнику.

Этими фигурами площадь орнамента заполняется без промежутков.
В основе композиции сетчатого орнамента лежит пять систем (сеток): квадратная, прямоугольная, правильная треугольная, ромбическая и косая параллелограммная.

Для того чтобы определить вид сетки, надо соединить повторяющиеся

элементы орнамента.

Ритмический ряд предполагает наличие как минимум трех-четырех орнаментальных элементов, так как слишком короткий ряд не может выполнить

организующуюся роль в композиции.

Новизна композиции орнамента, как отмечал известный специалист в области теории орнамента на ткани В.М.Шугаев, проявляется не в новых мотивах, а главным образом в новых ритмических построениях, новых сочетаниях орнаментальных элементов. Таким образом, ритму в композиции орнамента придается особое значение. Ритм наряду с цветом является основой эмоциональной выразительности орнамента.
Пластикой в орнаментальном искусстве принято называть плавные, непрерывные переходы от одних элементов формы к другим. Если при ритмических движениях элементы находятся на некотором расстоянии друг от друга, то при пластическом движении они сливаются.

Орнаментальные формы в зависимости от эмоционального воздействия условно делятся на тяжелые и легкие . К тяжелым формам относятся квадрат, куб, круг, шар, к легким - линия, прямоугольник, эллипс.

СИММЕТРИЯ

Симметрия - это свойство фигуры (или орнаментального мотива) накладываться на себя таким образом, что все точки занимают первоначальное положение. Асимметрия - отсутствие или нарушение симметрии.
В изобразительном искусстве симметрия является одним из средств построения художественной формы. Симметрия обычно присутствует в любой орнаментальной композиции, это одна из форм проявления ритмического начала в орнаменте.
Основные элементы симметрии: плоскость симметрии, ось симметрии, ось переносов, плоскость скользящего отражения.
Плоскость симметрии - воображаемая плоскость, которая делит фигуру на две зеркально равные части

- фигуры с одной плоскостью симметрии,

Фигура с двумя плоскостями симметрии,

- с четырьмя плоскостями симметрии.

4. Правила построения орнамента.

Показ и объяснение построения орнаментов:

а) ленточного;

б) сетчатого.

5. Закрепление изученного материала.

1. Фронтальный опрос:

Каково назначение орнамента?

Какие типы орнаментов в зависимости от структуры вы знаете?

Какие типы орнаментов в зависимости от преобладающих в них мотивов вы знаете?

Найдите приметы орнаментов разных народов мира с одним и и теми же мотивами.

Какие виды орнаментов вы знаете?

Что такое орнамент? Что такое искусство орнамента?

Что такое ритм в орнаменте? Что такое раппорт?

Что называется симметрией в искусстве?

Что такое плоскость симметрии?

2. Выполнение упражнений:

а) построение ленточного орнамента;

б) построение сетчатого орнамента.

6. Подведение итогов.

7. Домашнее задание.

Придумать свои орнаменты в круге, в квадрате и в полосе, используя геометрические фигуры или растительность.