Арам Хачатурян: «Я сочетаю разные музыкальные языки. Хачатурян Арам Ильич

Композитор, дирижер и педагог Арам Ильич Хачатурян родился 6 июня (24 мая по старому стилю) 1903 года в селе Коджори, Грузия. Детство и юношеские годы провёл в старом Тифлисе.

В 18-летнем возрасте переехал в Москву, где поступил в Музыкальный техникум им. Гнесиных в класс виолончели .

В 1925 году начал заниматься композицией. Тогда же создал свои первые сочинения — "Танец" для скрипки и фортепиано и "Поэму" для фортепиано.

В 1929 году поступил в Московскую консерваторию (класс композиции Николая Мясковского), которую окончил с отличием в 1934 году.

В 1934-1936 годах учился в аспирантуре при консерватории.

После окончания консерватории начал активную творческую деятельность.

В военные годы Хачатурян создал балет "Гаяне". Премьера балета "Гаяне" состоялась в 1942 году в Перми, куда был эвакуирован Ленинградский оперный театр имени С.М. Кирова. Спектакль прошел с огромным успехом, а особенно широкую известность получил "Танец с саблями". За балет "Гаяне" композитору в 1943 году была присуждена Государственная премия СССР.

В 1943 году была закончена Вторая симфония Хачатуряна, в 1944 году композитор стал автором Государственного гимна Армянской ССР, в 1945 году была написана Третья симфония - "победная".

Среди наиболее известных сочинений — "Спартак" (1954), концерты для фортепиано (1936), скрипки (1940; Сталинская премия, 1941), виолончели (1946) с оркестром, концерты-рапсодии для скрипки (1961), виолончели (1963; Государственная премия Армянской ССР, 1965), фортепиано (1968) с оркестром (Государственная премия СССР за триаду концертов, 1971), симфонии (1934,1943; Сталинская премия, 1946), "Симфония-поэма" (1947), произведения для солистов, хора и оркестра — "Ода радости" (1956), "Баллада о Родине" (1961), "Детский альбом" для фортепиано (тетрадь 1, тетрадь 2.).

Большое место в творчестве Хачатуряна занимала музыка для драматических спектаклей. Наиболее показательные в этом жанре сочинения - музыка к "Валенсианской вдове" Лопе де Вега (1940) и к "Маскараду" Лермонтова (1941). Симфонические сюиты, созданные на основе музыки к спектаклям, получили самостоятельную концертную жизнь. Всего Арам Хачатурян написал музыку более чем к двадцати спектаклям.

С не меньшим вниманием относился композитор и к киноискусству. Среди многочисленных фильмов, в которых звучит его музыка, особое место занимают "Пепо" и "Зангезур".

В Москве открыт памятник композитору Араму Хачатуряну Скульптор Георгий Франгулян и архитектор Игорь Воскресенский запечатлели маэстро в минуты творческого вдохновения в окружении музыкальных инструментов.

Начиная с 1950 года Хачатурян — профессор по классу композиции в Московской консерватории и Институте имени Гнесиных. В 1950 году началась дирижерская деятельность композитора. С большим успехом его выступления проходили в городах СССР и за рубежом.

Разнообразной была и общественная работа композитора. В 1939 — 1948 годы он был заместителем председателя, а в 1957-1978 годах - секретарем Союза композиторов.

Кроме этого он плодотворно работал как член Всемирного и Советского комитета защиты мира, был президентом Советской ассоциации дружбы и культурного сотрудничества со странами Латинской Америки.

Был награждён многими орденами и медалями. Арам Хачатурян Герой Социалистического труда (1973), Народный артист СССР (1954), Народный артист Армянской ССР (1955), Народный артист Грузинской ССР (1963), Народный артист Азербайджанской ССР (1973).

Имя Xачатуряна присвоено Большому залу филармонии Еревана (1978).

В 2006 году в Москве в сквере у Дома композиторов был открыт памятник Араму Хачатуряну работы скульптора Георгия Франгуляна.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Веками ходят легенды о музыкальности народов Кавказа. Наверное, поэтому у мальчика из армянской семьи, жившей в предместье старого Тифлиса, не было другого пути, как стать одним из самых выдающихся композиторов и педагогов XX века.

Краткая биография

24 мая 1903 года в семье переплетчика Ильи Васкановича Хачатуряна родился четвертый сын. По воспоминаниям матери, малыш появился на свет в «рубашке». Его назвали Арам, что на армянском означает «милосердный». В детстве он был непоседой и шалопаем. С восьми лет мальчика отдают учиться в расположенный неподалеку пансион С.В. Арбутинской-Долгорукой. Ребенок из простой семьи оказался среди детей аристократов и буржуа только благодаря тому, что Илья Васканович много работал с библиотекой хозяйки пансиона. Именно там Арам научился играть на фортепиано и петь. Подростком по настоянию отца он учится в тбилисской Коммерческой школе, а в 1921 году приезжает в Москву продолжать образование в университете, куда и поступает на биологическое отделение.


В столице он живет у брата, известного МХАТовского режиссера Сурена Хачатуряна, посещает театры и концерты, общается с творческой элитой. Е.Ф. Гнесина первой разглядела его музыкальные способности. И вот уже Арам после года в университете успешно сдает вступительные экзамены в Музыкальный техникум им. Гнесиных, в класс виолончели. Несколько лет он учится в обоих заведениях, но три года спустя оставляет биологию ради музыки. Одновременно с этим, из класса виолончели он переводится в класс композиции, где под руководством М. Гнесина сочиняет свои первые произведения.

В конце 20-х годов Арам женится, у него рождается дочь Нунэ. С 1929 он – студент Московской консерватории. Аспирантуру он заканчивал у Н.Я. Мясковского, о котором сохранил теплые воспоминания на всю последующую жизнь. В классе у Мясковского он познакомился с Ниной Макаровой и принял решение разорвать свой первый брак. В 1933 году молодые композиторы поженились, семь лет спустя у них родился сын.

Произведения Хачатуряна исполнялись в крупнейших советских и зарубежных концертных залах, его поглотили общественная деятельность и большое количество работы, а первой наградой в 1939 году стал Орден Ленина. С того же года Хачатурян стал зампредседателя Оргкомитета Союза композиторов СССР. Во время войны он в составе творческой группы был эвакуирован в Пермь, где много работал, остро воспринимая разлуку со своей семьей. После Победы радость от воссоединения с любимыми и друзьями, вдохновенный творческий подъем в одночасье были разрушены 10 февраля 1948 года. Хачатурян был упомянут в печально известном постановлении «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели». Одним махом была перечеркнута работа многих советских композиторов, Арама Ильича перестали издавать и одно время почти перестали исполнять. Эта несправедливая критика больно ударила его еще и потому, что расколола композиторский лагерь на две части – «формалисты» и «правильные» автор. В числе первых были Хачатурян, Мурадели, Шостакович , Прокофьев , Мясковский. В числе вторых, получивших должности и известность - Хренников, Асафьев, Захаров. Арам Ильич воспринял эти события как предательство тех, с кем работал долгие годы. Первым желанием было закончить писать музыку, но это оказалось не в его власти. Он стал преподавать в консерватории, встал за дирижерский пульт.

Несмотря на то, что «композиторское» постановление отменили только в 1958, официальная власть все эти годы не могла не признавать заслуг Хачатуряна. О том свидетельствуют и Сталинская премия в 1950, и звание Народного артиста СССР в 1954. Последние годы жизни Арам Ильич боролся с раком и перенес несколько операций. В 1976 он овдовел и тяжело переживал потерю жены, к которой был невероятно привязан. План своих похорон он составил сам, выбрав местом своего последнего пристанища историческую родину, Армению. 1 мая 1978 года он скончался в московской больнице.


Интересные факты

  • Родители композитора, Илья (Егия) Васканович и Кумаш Саркисовна, были родом из соседних сел в Армении. Илья с 13 лет уехал на заработки в Тифлис. С невестой, которая была моложе его на 10 лет, их обручили заочно, а поженились они, когда ей едва исполнилось 16.
  • Арам был самым младшим, пятым ребенком в семье. Первая дочь Хачатурянов умерла в малолетстве, у композитора были три брата, разница в возрасте со старшим из которых, Суреном, составляла 14 лет.
  • Знаменитый «Танец с саблями» появился по требованию постановщиков балета «Гаянэ ». Хачатурян вспоминал, что написал его всего за 11 часов. По иронии судьбы, именно благодаря этой мелодии имя композитора стало известно широкой публике за пределами Советского союза. На западе его даже называли «Мистер «Танец с саблями».
  • Материалы для своего первого балета «Счастье» Хачатурян несколько месяцев собирал в Армении, знакомясь с народным творчеством, мотивами и традиционными музыкальными инструментами.
  • Игорь Моисеев поставил «Спартака » в Большом театре полтора года спустя после ленинградской премьеры. В 1968 году появилась на свет еще одна версия балета – в хореографии Ю. Григоровича.
  • Ленинградский «Спартак» Якобсона и московский Григоровича – абсолютно разные постановки – и по хореографии, и по духу. Спектакль Якобсона, сцены из римской жизни, был новаторским и по форме, и по содержанию. Так, например, партия антагониста главного героя – Красса создана для возрастного танцовщика и решена пантомимически. Леонид Якобсон выстроил запоминающиеся гладиаторские бои, эпичные массовые сцены. Тема Юрия Григоровича – хореографическая дуэль Спартака и Красса, а по сути – двух миров: мира гладиаторов и рабов, мира римской знати и воинов. Григорович создал героический мужской балет, женские образы в нем второстепенны, в то время как в версии Якобсона Фригия и Эгина играют значительную роль в развитии сюжета.
  • Переделанная версия «Спартака» Якобсона некоторое время демонстрировалась и в Большом театре.
  • В Кировском – Мариинском театре всегда ставился только один «Спартак» - Л. Якобсона. Возобновления спектакля были в 1976, 1985 и 2010 годах. Спектакль входит и в текущий репертуар.
  • В 2008 году санкт-петербургский Михайловский театр представил свою версию «Спартака» по либретто и в хореографии Георгия Ковтуна. Постановка отличалась пышностью и размахом: несколько сотен человек массовки, четырехэтажные декорации, присутствие живых лошадей и даже тигра.

  • Либретто «Гаянэ» переделывалось едва ли не к каждой постановке. Кировский театр в 1945 году представил балет на своей исторической сцене. В нем появились новые персонажи, были отредактированы сюжетные линии, удален пролог, изменена сценография. В 1952 году балет был переработан для новой постановки. Большой театр обратился к произведению в 1957. И вновь сценарий был существенно переделан.
  • С «Гаянэ» начался творческий путь одного из самых выдающихся хореографов современности Бориса Эйфмана. В 1972 году он выбрал этот балет для своей дипломной работы. По согласованию с Хачатуряном, сюжет был вновь изменен. Спектакль шел на сцене Малого театра оперы и балета в Ленинграде и выдержал более 170 представлений.
  • Сегодня «Гаянэ» - редкий гость российских подмостков. Полностью с произведением можно познакомиться только во время нечастых гастролей Армянского академического театра оперы и балета им. А. Спендиаряна, визитной карточкой которого является этот балет.
  • Даже будучи больным, после двух тяжелых операций, Арам Ильич лично ездил по стране участвовать в постановках своих балетов.
  • Арам Хачатурян создал собственную композиторскую школу, самыми известными его учениками стали А. Эшпай, М. Таривердиев, В. Дашкевич, А. Рыбников, М. Минков.

Aram Elijah Khachaturyan

Армянский советский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель.

Народный артист РСФСР (1947).
Народный артист Армянской ССР (1955).
Народный артист Грузинской ССР (1963).
Народный артист Азербайджанской ССР (1973).
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1944).
Заслуженный деятель искусств Армянской ССР (1938).
Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1967).
Народный артист СССР (1954).

Родился 6 июня 1903 года в селе Коджоры близ города Тифлис.
Окончил Московскую консерваторию (1934, педагог Н.Я. Мясковский).
Мировую известность композитору принесли концерты для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром, балеты «Гаянэ» (1942) и «Спартак» (1954).
Автор симфоний, музыки к театральным спектаклям («Маскарад» Лермонтова). С 1966 года выступал как дирижёр.
Педагог Московской консерватории, профессор с 1951 года. В числе его учеников были такие видные композиторы, как Андрей Эшпай, Ростислав Бойко, Алексей Рыбников, Микаэл Таривердиев, Эдгар Оганесян, Эдуард Хагагортян, Марк Минков, Толиб-хон Шахиди, Игорь Якушенко, Владимир Рябов и Кирилл Волков.
Доктор искусствоведения (1965).
С 1957 года занимал пост секретаря Союза композиторов СССР.
В кино - с 1935 года.

Ушёл из жизни 1 мая 1978 года в Москве. Похоронен в Армении в пантеоне парка имени Комитаса.

Имя композитора носят: улица на севере Москвы, улица в Симферополе и улица в Астане.
31 октября 2006 г. в Москве открыт памятник Араму Хачатуряну.
В столице Республики Армения Ереване на улице маршала Баграмяна открыт Музей А. И. Хачатуряна (с концертным залом).
Именем А. И. Хачатуряна назван самолёт авиакомпании «Аэрофлот» Airbus A319-112 (бортовой номер VQ-BCO).
В честь А. И. Хачатуряна были выпущены почтовые марки.

призы и награды

Ленинская премия (1959) - за балет «Спартак»
Государственная премия СССР (1971) - за музыку Триады концертов-рапсодий для скрипки с оркестром; для виолончели с оркестром; для фортепиано с оркестром
Сталинская премия второй степени (1941) - за Концерт для скрипки с оркестром
Сталинская премия первой степени (1943) - за балет «Гаянэ»
Сталинская премия первой степени (1946) - за Вторую симфонию
Сталинская премия первой степени (1950) - за музыку к двухсерийному кинофильму «Сталинградская битва»
Герой Социалистического Труда (1973)
3 ордена Ленина (1939, 1963, 1973)
Орден Октябрьской Революции (1971)
2 ордена Трудового Красного Знамени (1945, 1966)
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «В память 800-летия Москвы»
Медаль «За оборону Кавказа»
Медаль «За оборону Москвы»
«За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Орден «Науки и искусства» 1-й степени (1961, Объединённая Арабская республика) - за выдающуюся музыкальную деятельность
Памятная медаль в связи с 25-летием восшествия на престол шахиншаха Ирана (1965)
Заслуженный деятель искусств Польской Народной республики - за заслуги перед польской культурой
Государственной премии Армянской ССР (1965).

Учебные цели:

  1. Развитие интереса в познании классической музыки.
  2. Умение учащихся охарактеризовать значение творчества А.И.Хачатуряна в музыкальной культуре XX века.
  3. Знакомство с основными событиями творческой биографии композитора.
  4. Знакомство с симфоническими, балетными произведениями А.И.Хачатуряна и с массовыми музыкальными жанрами – музыкой для театра и кино

Воспитательные цели:

  1. Развитие интереса к музыкальной культуре XX века.
  2. Формирование стремления учащихся к разностороннему развитию личности, воспитанию трудолюбия, патриотизма, глубокой любви к сокровищнице народного музыкального искусства на примере творческой личности А.И.Хачатуряна.

Наглядные пособия и ТСО:

    -проигрыватель. -плеер.
  1. Телевизор.

Музыкальный материал:

  1. Дживан Гаспарян. Армянский дудук. Мелодия № 1 (Приложение № 6 ).
  2. “Вальс” из музыки к драме Лермонтова “Маскарад” (Приложение № 7 ).
  3. Концерт для скрипки с оркестром, I часть (Приложение № 8 ).
  4. “Танец с саблями” из балета “Гаянэ” (Приложение № 9 ).
  5. Адажио Фригии и Спартака из балета “Спартак” (Приложение № 10 ).
  6. Дживан Гаспарян. Армянский дудук. Мелодия № 2 (Приложение № 11 ).

Раздаточный материал:

  1. Хронологическая таблица “Жизнь и творчество А.И.Хачатуряна” (Приложение № 1 ).
  2. Карточки-конспекты (Приложение № 2 ).
  3. Таблица основных произведений А.И.Хачатуряна (Приложение № 3 ).
  4. Устный экспресс-опрос по теме: “Творчество А.И.Хачатуряна” (Приложение № 4 ).
  5. Летопись жизни А.И.Хачатуряна (Приложение № 5 ).

Ход урока

Организационный момент:

  • Приветствие, перекличка.
  • Эмоциональная настройка.
  • Обеспечение учащихся наглядными пособиями.
  • Обеспечение раздаточным материалом.
  • Информация о целях и задачах урока.
  • Изучение нового материала.

    Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством композитора Арама Ильича Хачатуряна. По мнению ЮНЕСКО, Хачатурян – один из самых известных композиторов 20 века. Его “Танец с саблями” – чуть ли не самое популярное произведение нашего времени.

    Феноменальная популярность музыки Хачатуряна, ее доступность, как специалистам музыкального искусства, так и широчайшим кругам любителей музыки. Объясняется громадной силой таланта, блеском мастерства и творческой щедростью композитора. Его музыка отличается подлинной народностью, реалистичностью, глубиной содержания и совершенством художественной формы.

    Арам Ильич Хачатурян родился 6 июня 1903 года в Коджори, предместье Тифлиса, в армянской семье переплетчика. Отец, Илья Восканович происходил из крестьян, живших в деревне Верхняя Аза Нахичеванского уезда, а мать – Кумаш Сергеевна была родом из Нижней Азы.

    Семья Хачатурянов жила на Арагвинской улице в доме, построенном на склоне горы. Здесь они снимали три небольшие комнаты, где размещались родители и четыре сына. Там же была крохотная кухонька и чулан, через который можно было подняться на чердак и уединиться для музыкальных занятий.

    Арам рос, подобно всем своим сверстникам-мальчишкам на дворе, на улице. Здесь они носились неутомимыми “табунами” в веселых прятках, бегали наперегонки, играли в “чилька чжохи” – игру, напоминающую нашего “чижика”.

    Будущий композитор учился сначала в пансионе, а затем в коммерческом училище. Проявляя интерес к живописи, поэзии, литературе, театру, он все же отдавал предпочтение музыке: пел в хоре, играл на трубе в духовом оркестре. Отец, заметив увлечения сына, приобрел старенький прямострунный рояль. С величайшим увлечением Арам подбирал на нем понравившиеся мелодии, импровизировал, вслушивался в своеобразные гармонические созвучия. Вскоре среди товарищей, друзей и родных он прослыл пианистом. Однако о профессиональной карьере музыканта пока еще не помышлял.

    Многонациональная культура Тбилиси оказали огромное влияние на Хачатуряна. (Звучит Армянский дудук. Мелодия № 1, Приложение № 6). Этот живописнейший и очень своеобразный город отличался большой пестротой населения. Здесь наряду с коренными грузинами проживали представители около 80 национальностей. Эта многонациональная, многоязычная атмосфера накладывала свой отпечаток на быт, нравы и культуру Тбилиси, в том числе и музыку. Позднее, Арам Хачатурян вспоминал: “Достаточно было пройтись по улицам и переулкам, лежащим в стороне от центра, чтобы окунуться в музыкальную атмосферу, создаваемую самыми разнообразными источниками: вот из открытого окна слышится характерное звучание хоровой грузинской песни, рядом кто-то перебирает струны азербайджанского тара, пройдешь дальше – наткнешься на уличного шарманщика, наигрывающего модный в ту пору вальс. Южный город живет кипучей уличной жизнью, встречая каждое утро музыкальными выкриками торговцев фруктами, рыбой, мацони и завершая свой день сложной многоголосной полифонией несущихся со всех сторон армянских, грузинских, русских напевов, обрывков итальянских оперных арий, громоздких военных маршей, доносящихся из городского сада, где играет духовой оркестр… Нередки встречи и с хранителями древней народной культуры певцами-сказителями, ашугами, аккомпанирующими себе на народных инструментах – сазе, кеманче…”

    Музыкальная культура Тифлиса была довольно высокой. Здесь было отделение Русского музыкального общества, работало музыкальное училище, которое одно время возглавлял М.М.Ипполитов-Иванов. Постоянно функционировала итальянская оперная труппа. Сюда приезжали с концертами Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, С.В. Рахманинов, К.Н. Игумнов. Наконец, здесь жили талантливые музыканты, сыгравшие видную роль в становлении грузинской и армянской композиторских школ: М.А. Баланчивадзе, З.П. Палиашвили, и другие.

    В семье Хачатурянов постоянно звучала музыка. Мать композитора Кумаш Сергеевна знала множество армянских, азербайджанских народных песен и превосходно их исполняла. Некоторые из этих мелодий позже “проросли” в творчестве Арама Ильича.

    По воспоминаниям композитора, отец тоже знал много армянских народных песен и пел их, аккомпанируя себе на таре. Художественно одаренными людьми были и братья Арама. Левон обладал красивым голосов и стал довольно известным певцом. Сурен, окончив студию Станиславского при МХАТе в Москве, работал актером и режиссером. Вагинак часто выступал в любительских спектаклях. Араму Хачатуряну было шестнадцать лет, когда он впервые попал в оперный театр. Опера классика грузинской музыки З.П. Палиашвили “Абесалом и Этери” произвела на него сильное и яркое впечатление.

    Осенью 1921 года Сурен Хачатуров (в Москве он был известен под этой фамилией) совершил поездку в Армению и Грузию для набора учащихся в Армянскую студию в Москве.

    Сурен взял на себя заботу о младшем брате. Он хорошо понимал, что для развития таланта юноши в Москве могут быть созданы наиболее благоприятные условия.

    Москва поразила А. Хачатуряна напряженным темпом жизни, широким размахом культурной деятельности. В доме брата он знакомится со многими выдающимися деятелями театра, актерами, художниками музыкантами. Незабываемое впечатление оставляет игра пианиста Николая Орлова.

    Еще более сильное впечатление произвел симфонический концерт в Большом зале Московской консерватории. Исполнялась Девятая симфония Бетховена и Второй концерт Рахманинова. Солистом был Константин Николаевич Игумнов.

    19-летний А. Хачатурян становится учеником Музыкального техникума имени Гнесина по классу виолончели и фортепиано, а в 1925 году поступает в только что открытый класс композиции к М. Ф. Гнесину. Начинающий композитор знакомится с множеством музыкальных произведений. Изучает музыкально-теоретические дисциплины, осваивает технику композиции, пишет свои первые сочинения. Параллельно Хачатурян учится на биологическом отделении физико-математического факультета Московского университета и получает образование биолога.

    С 1929 г. по 1934 г. Арам Хачатурян учится в консерватории и заканчивает ее с золотой медалью. Его имя заносится на мраморную доску Почета. Его дипломной работой становится Первая симфония, посвященная Армении, ее древней культуре, истории и людям.

    Первое исполнение Симфонии состоялось в большом зале Московской консерватории 23 апреля 1934 года, дирижировал немецкий дирижер Эуген Сенкар, работавший в те годы в Советском Союзе. В последующие годы (1934-1936) Арам продолжает совершенствовать свое композиторское мастерство у Мясковского в аспирантуре при Московской консерватории.

    Среди ранних произведений Хачатуряна следует отметить “Аллегретто” для скрипки и фортепиано, “Детский альбом” для фортепиано, Сюиту для альта и фортепиано. Постепенно Хачатурян переходит от мелких форм к более развернутым, от обработки народно-песенного и танцевального материала к его разработке, применяя различные средства интонационно – тематического развития. В этой связи следует назвать струнный квартет с двойной фугой, сонату для скрипки и фортепиано, сюиту для фортепиано. Первая часть “Токката” – завоевала широкую известность и вошла в репертуар многих пианистов. Характерные для данного жанра ритмическая острота, моторность, сливаются здесь со своеобразными ритмами плясок народов Закавказья и общей динамикой звучания восточных ударных инструментов. Проявляя большую изобретательность, композитор варьирует, развивает музыкальный материал, создает непрерывное нарастание звучания. Безудержной стихией ритма, энергии, воли, напора, противопоставлен в сочетании проникновенно – лирический эпизод. Нельзя не удивляться мастерству, с которым молодой композитор достигает средствами пианистической техники эффекта, имитирующего звучание восточных народных инструментов – канона и дойры.

    После окончания консерватории композитор много и упорно работает над своими новыми сочинениями. Он обращается к различным жанрам. Среди созданного на протяжении 30-х годов наиболее удачными оказались балет “Счастье”, фортепианный и особенно скрипичный концерты. Заслуженную популярность завоевала музыка Хачатуряна к драматическим спектаклям (“Валенсианская вдова”, “Маскарад”) и кинофильмам (“Пэпо”, “Зангезур”). Активно включается Хачатурян и в общественно-музыкальную жизнь страны, выполняет ответственную работу в Союзе композиторов.

    Фортепианный концерт закончен композитором в 1936 году. Его первым исполнителем был выдающийся советский пианист Лев Оборин, которому он и посвящен. Концерт имел большой успех. В нем проявилась склонность композитора к виртуозно-блестящему стилю. Еще ярче стали краски гармонии, острее и выпуклее ритмы, выразительнее мелодия.

    В 1940 году Хачатурян создает одно из своих наиболее значительных произведений – скрипичный концерт. Здесь творческий облик композитора раскрылся во всей своей полноте. Концерт посвящен его первому исполнителю – известному советскому скрипачу Давиду Ойстраху. Как выдающееся произведение он удостоен Государственной премии СССР. (Звучит I часть концерта для скрипки и фортепиано, Приложение № 7).

    Весну и лето 1939 года Хачатурян проводит в Армении, где усиленно работает над балетом “Счастье”.

    Спустя два года Хачатурян пишет музыку для спектакля “Маскарад” (по драме Лермонтова) в театре имени Евгения Вахтангова. Несколько позже отдельные музыкальные номера были изданы в виде симфонической сюиты. Особенно полюбился слушателям “Вальс”. Взволнованная, полная тревоги музыка “Вальса” связана с трагической судьбой героини “Маскарада”. (Звучит “Вальс” из музыки к драме Лермонтова “Маскарад”, Приложение № 8).

    В годы Великой Отечественной войны Хачатурян создает хоровое произведение “Слава нашей Отчизне”, песню “О капитане Гастелло”, марш для духового оркестра “Героям Отечественной войны”, “Песню гнева”.

    Из крупных жанров появляется балет “Гаяне” на либретто К. Державина. В этом балете композитор талантливо синтезирует традиции классического балета и народно-национального музыкального и хореографического искусства.

    Особенно яркой страницей балета стал огненно-темпераментный “Танец с саблями”. Его отличают стремительный темп, острый ритмический рисунок, яркость оркестровки. (Звучит “Танец с саблями”, Приложение № 9).

    Премьера “Гаяне” состоялась в 1942 году в городе Перми в исполнении Ленинградского театра оперы и балета. В 1943 году Хачатуряну за балет “Гаяне” присуждена Государственная премия СССР, которую он внес в фонд Вооруженных сил Советского союза.

    В 1943 году была написана вторая симфония, получившая название “Симфонии с колоколом”. Она передает переживание людей в годы войны. Их страдание, скорбь по погибшим, воспоминания о счастье и радости, предчувствие грядущей победы.

    В 1944 году Хачатуряном был создан гимн Армении.

    Летом 1946 года композитором был создан Виолончельный концерт, который с большим успехом исполнил в Москве С. Кнушевицкий. В то же время был создан вокальный цикл на стихи армянских поэтов. В 1954 году родилось наиболее значительное произведение А. Хачатуряна – героико-эпический балет “Спартак”. Композитора привлек образ человека, возглавившего беспримерное в истории древнего мира восстание рабов. Балет был поставлен на сцене ленинградского театра им. С.М. Кирова и в Большом театре в Москве. Из отдельных номеров балета композитор создал четыре сюиты, куда вошли наиболее значительные фрагменты. В 1959 году за балет “Спартак” Хачатуряну была присуждена Ленинская премия. (Звучит Адажио из Фригии и Спартаки из балета “Спартак”, Приложение № 10).

    60-е годы в творчестве Хачатуряна ознаменованы еще одним концертным “всплеском” – один за другим появляются три концерта-рапсодии: Концерт-рапсодия для скрипки с оркестром (1961), Концерт-рапсодия для виолончели с оркестром (1963) и Концерт-рапсодия для фортепиано с оркестром (1968). Композитор неоднократно делился мыслями о своем желании написать четвертый Концерт-рапсодию, где концертирующими выступали бы все три инструмента, объединяющиеся в конце произведения... В 1971 году триада Концертов-рапсодий была удостоена Государственной премии.

    Много сил отдавал Хачатурян педагогической работе. Долгие годы он руководил композиторским классом в Московской консерватории имени П.И.Чайковского и музыкальном институте имени Гнесиных. Развивая педагогические принципы своего учителя Мясковского, опираясь на собственный жизненный и творческий опыт, Хачатурян создал свою композиторскую школу.

    Арам Ильич любил своих студентов, даже, несмотря на различие в их способностях. Хачатурян имел необычайное педагогическое чутье, что позволяло ему правильно развивать индивидуальность и своеобразие каждого ученика. Не случайно, что среди воспитанников Хачатуряна не было ни одного, кто изменил бы своей профессии и не стал бы композитором. Среди учеников Хачатуряна – известные композиторы разных стилей и направлений.

    Его учениками были:

    Андрей Эшпай – советский композитор и пианист. В период с 1953 по 1956 гг. был аспирантом А.Хачатуряна. Народный артист СССР, член Международного музыкального совета при ЮНЕСКО. Автор ряда известных произведений: симфоний, концертов, балетов, а также музыки к спектаклям драматических театров и кино.

    Микаэл Таривердиев – советский композитор. Окончил Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных по классу композиции у Хачатуряна в 1957 году. Основная сфера творческой деятельности – камерная музыка, музыка к спектаклям и кинофильмам. Широкое признание получили его песни и романсы.

    Алексей Рыбников – российский композитор. Окончил Московскую консерваторию у А.Хачатуряна в 1967 году. Автор ряда опер, мюзиклов, концертов. Имя А.Рыбникова неразрывно связано с советским кинематографом. Его музыка способствовала популярности множества художественных фильмов.

    Арам Ильич Хачатурян был великолепным дирижером.

    Уже в первых рецензиях на дирижерские выступления Хачатуряна подчеркивалась выразительная пластика рук Арама Ильича, умение лепить форму целого, замечательное внутреннее ощущение ритма.

    В работе с оркестром проявились врожденный артистизм Арама Хачатуряна, его талант, яркая исполнительская одаренность, большая творческая воля, поразительная работоспособность и – прочный профессионализм. “Под его палочку было удобно играть. Он умел зажигать артистов оркестра и солистов, он всегда точно знал, чего хотел. Его дирижерская воля безотказно впечатляла слушателей”, – вспоминает о дирижерском умении Хачатуряна знаменитый скрипач Виктор Пикайзен.

    С симфоническим оркестром Хачатурян посетил многие столицы мира. Ему рукоплескали Прага, Варшава, Берлин, София, Будапешт, Бухарест, Вена, Париж, Рим, Брюссель, Лондон, Зальцбург, Нью-Йорк, Чикаго, Токио, Буэнос-Айрес, Гавана, Мехико, и др. Вот далеко не полный список городов, где выступал Хачатурян. Его концерты проходили с неизменным успехом, способствуя укреплению международных культурных связей.

    Лауреат Государственных и Ленинской премий, Герой Социалистического труда, народный артист СССР Арам Ильич Хачатурян прожил счастливую жизнь. Он объездил весь мир, встречался с Роменом Ролланом, Хемингуэем, Чаплином, Сибелиусом, Стравинским, Караяном... Хачатуряна с радостью принимали великие мира сего - королева Бельгии Елизавета, Папа Римский Иоанн XXIII , католикос Вазген. Его сочинения играли звезды исполнительского искусства - скрипачи Яша Хейфец, Джордже Энеску, Давид Ойстрах, пианисты - Артур Рубинштейн, Эмиль Гилельс, виолончелист Мстислав Ростропович... Он был овеян славой, любим слушателями, уважаем властями.

    О мировом признании творчества Арама Хачатуряна свидетельствует бесчисленное множество наград. В 1963 году Хачатурян был избран действительным членом Академии Наук АССР, почетным академиком Итальянской музыкальной академии “Санта Чечилия” (1960), почетным профессором Мексиканской консерватории (1960), членом-корреспондентом Академии искусств ГДР (1960). Арам Хачатурян имел звания профессора и доктора искусствоведения (1965).

    Именем Хачатуряна в Ереване назван Большой концертный зал в филармонии, струнный квартет и ежегодный конкурс пианистов и композиторов.

    К своему 75-летию А.И. Хачатурян шел обогащенный огромным жизненным опытом, достигшим вершины мастерства, полным новых значительных замыслов.

    Но первого мая 1978 года, за месяц до намеченного юбилея перестало биться горячее, жизнелюбивое, трепетное сердце Арама Ильича.

    Прах Хачатуряна был перевезен из Москвы самолетом в Ереван и похоронен на знаменитом кладбище. (Звучит Армянский дудук. Мелодия № 2, Приложение № 11).

    Тенистый парк, большая гранитная плита, на которой высечена: А. Хачатурян (1903-1978). Кругом деревья, цветы, а рядом могилы великих деятелей армянской культуры: Аветика Исаакяна, Мартироса Сарьяна, Комитаса…

    Музыка Хачатуряна всегда утверждала, и будет утверждать высокие гуманистические идеалы, веру в прогресс, в светлое будущее, в красоту. Его творчество – источник высоких эстетических наслаждений.

    Об этом человеке мы знаем как об одном из самых талантливых композиторов, чьи произведения являются музыкальной классикой двадцатого века. Его имя известно практически всем, даже не соприкасающимся вплотную с музыкой, а его шедевры исполняют в концертных залах. И хотя со дня его смерти прошло почти 40 лет, его музыка и сегодня звучит в кинофильмах, по телевидению и в радиопередачах. Итак, герой этой публикации - Арам которого является ярким примером того, как обычный мальчик из предместья Тифлиса мог стать настолько известным человеком.

    Детские годы великого композитора

    6 июня 1903 года в многочисленной армянской семье родился четвертый сын, которого назвали Арамом. Это произошло в селе Коджоры, сейчас - Гардабанский район, предместье Тифлиса (Тбилиси) в Грузии. Его родителями были Кумаш Саркисовна (мама) и Илья (Егия) Хачатурян (папа), работающий переплетчиком.

    С первых лет своей жизни превозносил музыку маленький Арам Хачатурян, биография которого с интересом изучается людьми, с трепетом внимающими каждой ноте из его партитур. В школьной капелле он с огромным удовольствием играл на тубе, горне и фортепиано. Часто мальчик удостаивался похвал. Позже он вспоминал, что родившись в предместье старого Тифлиса — музыкального, изумительно звучащего города, - просто невозможно было не впустить в себя волшебство музыки.

    Но родители считали, что их дети должны заниматься серьезным делом, поэтому его увлечение серьезно не воспринимали. Заниматься музыкой в том масштабе, в котором он себе представлял, удалось только в 19 лет.

    Впечатления юного Хачатуряна

    Для будущего композитора очень важным было нахождение в Тбилиси итальянского оперного хора, музыкального училища и Русского музыкального общества. В этот город приезжали Сергей Рахманинов и Федор Шаляпин. Здесь жили очень одаренные музыканты, которые в свое время сумели внести огромный вклад в становление композиторских школ Грузии и Армении.

    Все это обогатило ранние музыкальные впечатления молодого человека.

    Хачатурян, биография которого пользуется заслуженным вниманием, впитал этот многонациональный интонационный «букет», который очень быстро очень прочно закрепился в его слуховом опыте. Именно этот «букет» позволил и спустя многие десятилетия никогда не ограничивался рамками национальности. Музыка всегда звучала для огромной аудитории. Да никогда и не проявлял национальную ограниченность сам Арам Хачатурян. Биография, ведущая путь из небольшого селения, теперь начинала сиять все новыми и новыми красками. Будущий великий композитор интересовался музыкой разных народов, относясь к ней с огромным уважением. Именно интернационализм и являлся главной отличительной чертой в мировоззрении и творчестве Арама Хачатуряна.

    Родные стены "Гнесинки"

    Сейчас трудно поверить в то, что гениальный композитор, создавший столько рапсодий, концертов, симфоний и других произведений, выучил только в 19 лет. В эту пору своей жизни он с несколькими своими земляками приезжает в Москву и поступает в Музыкальный техникум имени Гнесиных на класс виолончели. Одновременно он получал образование биолога (на физико-математическом факультете) в Московском Университете.

    За рекордно короткие сроки Арам Ильич Хачатурян, биографиякоторого начала пополняться новыми фактами, смог наверстать все, что он упустил в своем музыкальном развитии. Он не только начал свое обучение, но и стал одним из лучших учеников. К тому же он удостоился права выступать на некоторых ученических концертах в Большом и Малом залах Московской консерватории.

    Как стать композитором?

    То, что он станет композитором, Арам Хачатурян, биография которого в это время напоминала неоконченную повесть, понял еще в 1925 году, когда в его любимом училище появился класс композиции. Именно там он получил самые первые навыки сочинительства. Спустя четыре года, в 1929-м, он становится студентом Московской Государственной консерватории, где под чутким руководством Николая Мясковского происходило его формирование именно как композитора.

    В 1933 году Сергей Прокофьев посетил класс Мясковского. От этой встречи у молодого Хачатуряна остались незабываемые впечатления. Его все больше и больше покоряли произведения талантливейшего композитора. Но и обратный интерес тоже присутствовал: Прокофьеву настолько понравились сочинения Арама, что он забрал их с собой в Париж. Именно там, в этом городе, который миллионы людей так стремятся увидеть, они и были исполнены.

    Первый «Танец» Хачатуряна

    «Танец» для скрипки и фортепиано — это было первое произведение Арама Ильича, которое было опубликовано. В нем отчетливо просматриваются некоторые особенности и характерные черты творчества талантливого композитора: можно услышать имитации некоторых тембровых эффектов, которые получили широкое распространение в инструментальной музыке Востока; в произведении множественные приемы варьирования, импровизационности; слышны ритмические остинато и известные многим «хачатуряновские секунды». Композитор рассказывал, что его секунды произошли от многократного прослушивания в детстве народных инструментов — бубна, кеманча и сазандар-тара.

    Так понемногу, не спеша, Хачатурян, биография которого — пример того, как умный и талантливый человек сам себя создал, шагнул от обработки народно-песенного материала к его разработке. Наступил 1932 год, когда на свет появилась Сюита для фортепиано. Именно ее первая часть под названием «Токатта» стала известна всему миру. Многие пианисты до сих пор вводят ее в свой репертуар. До сих пор в ней присутствует сила воздействия на публику и некая прелесть.

    В 1933 году начали исполнять «Танцевальную сюиту» для симфонического оркестра. Благодаря этому произведению, излучающему искреннюю радость жизни, свет и силу, молодого Хачатуряна ввели в команду лучших советских композиторов. Еще через два года в зале Московской консерватории раздались аккорды Первой симфонии, которая являлась дипломной работой по случаю окончания консерватории. Это было завершением предыдущего и началом следующего этапа в жизни композитора. Биография Арама Хачатурянапредставляет собой некую историю музыки, ведь каждая его партитура — это отдельный отрезок времени, повествующий о впечатлениях, переживаниях и надеждах самого автора.

    Композитор-педагог

    Огромную часть творчества Арама Ильича занимают его сочинения для драматических спектаклей. Самые известные — музыка к лермонтовскому «Маскараду» и лопедевеговской «Валенсианской вдове». Несмотря на то что сочинения были предназначены для спектаклей, они получили абсолютно самостоятельную жизнь.

    Хачатурян, краткая биография которого может только весьма схематично описать жизненный путь талантливого композитора, проявлял огромный интерес к киноискусству. Он показывал, насколько важна музыка в раскрытии сути и замысла режиссера. И все же его гениальность получила огромнейшее признание именно в симфонических произведениях. Зрители приняли на ура его концерты для скрипки с оркестром и для фортепиано с оркестром. Замыслы, возникшие еще в Первой симфонии и «Танцевальной сюите», обрели новую жизнь. К тому же у Хачатуряна появилась концертность, что позже стало особенностью его стиля. В 1942 году он завершил партитуру балета «Гаяне», где были синтезированы классический балет и хореографическое искусство. До конца войны появились Вторая и Третья симфонии. Спустя 9 лет после окончания войны композитор написал героико-трагический балет «Спартак».

    Какая же она, биография Арама Хачатуряна? Кратко можно представить тремя словами: труд, труд и еще раз труд. В шестидесятые из-под пера Хачатуряна вышли три концерта-рапсодии, которые в 1971 году были удостоены Госпремии.

    Много сил отдавал Хачатурян педагогической работе. Много лет подряд он был руководителем композиторского класса в Московской консерватории имени П. И. Чайковского и музыкального Творческая деятельность композитора продолжалась почти до последнего его дня. Его жизнь завершилась в Москве, 1 мая 1978 года.

    Забавные случаи из жизни композитора

    Биография Арама Хачатурянавключает в себя и разные интересные факты. Один из них — о его собаке. Композитор с особым трепетом относился к животным. Однажды в Германии ему принесли подарок — королевского пуделя. Арам Ильич назвал его Лядо (согласно названиям двух нот). Он сам с ним гулял, кормил его, играл с ним. Хачатурян настолько привязался к своему питомцу, что как-то раз посвятил ему пьесу под названием «Лядо серьезно заболел».

    Еще один факт практически исторического значения. В 1944 году объявили конкурс на гимн Армении. У Хачатуряна, приехавшего в Ереван, был свой вариант музыки. Как-то вечером он уселся за рояль в окружении членов своей семьи и прикоснулся к клавишам. Это было жарким летом, балконы у людей были настежь открыты. Под окнами великого композитора собрались люди, которые, воодушевившись услышанной мелодией, одновременно запели хачатуряновский гимн.

    Семейные отношения

    Так умел творить Хачатурян. Краткая биография этого талантливейшего композитора современности говорит о том, что он, как никто другой понимал не только музыку, но и ее ценность для общественности. Его личная жизнь тоже не была скучной. В первом браке родилась дочка Нунэ, которая стала пианисткой. Немного позже, после расторжения первого союза, композитор женился второй раз. Его избранницей стала студентка из класса его руководителя Мясковского — Нина Макарова. Именно эта женщина стала огромной любовью, соратницей и верным спутником жизни Хачатуряна. Арам и Нина подарили жизнь сыну Карену (известному искусствоведу).

    Так прожил свою жизнь Арам Хачатурян, краткая биографиякоторого давно пополнилась еще одним важным фактом: именем великого композитора назвали и струнный квартет, его имя носит и ежегодный конкурс, на котором представляют композиторов и пианистов.