План рассказа далекая и близкая сказка. План-конспект урока по повести В.П

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

В.П. Астафьев Рождённый Сибирью (01.05.1924 - 29.11.2001)

«Если бы мне было дано повторить жизнь, - я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями, победами, поражениями, восторгами и горестями утрат…» В. П. Астафьев.

Жизненный путь 1 мая 1924 года в селе Овсянка, что на берегу Енисея, недалеко от Красноярска, в семье Петра Павловича и Лидии Ильиничны Астафьевых родился сын Виктор. Берега Овсянки На берегу Енисея В семь лет мальчик потерял мать - она утонула в реке, зацепившись косой за основание боны. Виктор Астафьев никогда не привыкнет к этой потере. Все ему "не верится, что мамы нет и никогда не будет". Заступницей и кормилицей мальчика становится его бабушка - Екатерина Петровна.

Овсянка Старинное поселение, основанное более 300 лет назад, вскоре после Красноярска. Его предназначением было охранять город от набегов кочевников на ближних подступах. С тех пор сохранилось название ближней к поселку речки - Караульная. История Овсянки неразрывна с именем В.П. Астафьева. Он вернулся на родину как известный писатель. Но именно здесь к нему в полной мере пришло всенародное признание и любовь читателей. Благодаря прославленному земляку в ней появилось то, чего не было в других местах. Асфальтированная дорога, прекрасная библиотека, деревянная церковь. Однако за последние годы слишком многое переменилось. Овсянка давно уже не похожа на древнюю сибирскую деревню, какой мы представляем ее по “Последнему поклону”. Это красивое дачное место под Красноярском на берегу незамерзающей оскудевшей реки, где стоят напротив друг друга краснокирпичные новые особняки и старые потемневшие сибирские избы. Им не ужиться на одной земле, и аккуратный астафьевский дом с разросшимся садом кажется здесь затерявшимся, относящимся к иному измерению и времени.

Работал на станции Базаиха Красноярской железной дороги. Участник Великой отечественной войны (в армии с октября 1942 года до октября 1945 года). Был рабочим в г. Чусовой (Урал), журналистом газеты "Чусовский рабочий".

С апреля 1957 года Астафьев - спецкор Пермского областного радио. В 1962 году семья переехала в Пермь, а в 1969 году - в Вологду. В 1980 году Астафьев переехал жить на родину - в Красноярск. До своей смерти писатель живет и работает как в Красноярске (Академгородок), так и в Овсянке, в летнем домике.

Литературное творчество С 1951 года начал заниматься литературным трудом. Итогом писательской деятельности стало 15-ти томное собрание сочинений. Автобиографическая проза Человек и хаос войны Лад и разлад Человек и природа

Литературные встречи в русской провинции Особой гордостью Овсянкинской библиотеки являются «Литературные встречи в русской провинции», когда раз в 2 года в Овсянке собираются писатели, поэты, издатели и библиотечные работники не только Сибири, но и столицы, и других регионов. Любая библиотека России гордилась бы, если ее читатель написал бы о ней те слова, которые Виктор Петрович написал о своей библиотеке: «... А библиотека села - это окошко родного дома, где всегда светит приветливый огонек». Первые «Литературные встречи в русской провинции» прошли в августе 1996 г., затем в 1998, 2000 гг. Литературные встречи стали одним из самых значительных событий культурной жизни нашего края, традицией, заложенной и завещанной нам великим русским писателем В.П. Астафьевым.

Автобиографическая проза Всю жизнь Виктор Петрович возвращался к одним и тем же темам - автобиографическим. Детство в Сибири ("Последний поклон", "Ода русскому огороду"), война (от "Пастуха и пастушки" до "Прокляты и убиты"), послевоенный голод и неприкаянность. Герои могли быть другими, непохожими на "Астафьева там и тогда", но темы, обстоятельства, места действия, воздух - только из памяти.

Лад и разлад Проблема лада и разлада продолжает оставаться самой “болевой” точкой в размышлениях Виктора Астафьева о своем народе. С наибольшей остротой писатель поставил ее в двух, почти одновременно созданных произведениях - в рассказе “Жизнь прожить”, который увидел свет в сентябрьской книжке “Нового мира” за 1985 год, и в романе “Печальный детектив”, напечатанном в январском номере журнала “Октябрь” за 1986 год.

Человек и хаос войны Размышления Виктора Астафьева о добре и зле, об их немирном сосуществовании в одном земном пространстве, в одном обществе, а порой в душе одного человека - эти размышления очень своеобразно преломились в его постоянном интересе к теме войны. Русская литература о Великой Отечественной войне изначально была пронизана героическим пафосом. Астафьев тоже относится к этому времени трепетно. Но он несколько смещает традиционную оптику в подходе к этой теме: для него и Отечественная война - это прежде всего война, то есть некое противоестественное состояние мира, концентрированное воплощение хаоса, наглядное воплощение тех сил и условий, которые противоположны человеческой натуре по определению и способны только разрушать душу. «Звездопад» «Пастух и пастушка» «Прокляты и убиты «Так хочется жить «Веселый солдат»

Человек и природа Ежегодные поездки Астафьева по родным местам послужили основой для написания широкого прозаического полотна "Царь-рыба" (1972 - 75), одного из самых значительных произведений писателя. Здесь писатель обращается к другой первооснове человеческого существования - к связи “Человек и Природа”. Причем эта связь интересует автора в нравственно-философском аспекте: в том, что еще Есенин называл “узловой завязью человека с миром природы”, Астафьев ищет ключ к объяснению нравственных достоинств и нравственных пороков личности, отношение к природе выступает в качестве “выверки” духовной состоятельности личности.

Первый сборник рассказов "До будущей весны" (Пермь, 1953). Астафьев окончил Высшие литературные курсы (1961). Член Союза писателей. Наиболее известные произведения: "Стародуб" (1960), "Кража" (1968), "Последний поклон" (1968), "Пастух и пастушка" (1973), "Царь-рыба" (1977), "Печальный детектив" (1986), "Зрячий посох" (1991) переведены на многие языки. Автор сценариев к художественным фильмам "Дважды рожденный", "Звездопад" и др. Для творчества Астафьева характерны углубленный психологизм, острота проблем, высокий гуманизм

Музей-мемориал В. Астафьева На родине Виктора Астафьева - в деревне Овсянка под Красноярском - установлен памятник писателю. Монумент изображает Виктора Петровича и его жену, сидящих на лавочке в тени деревьев. Бронзовая скульптурная композиция работы Владимира Зеленова выполнена в натуральную величину и отлита на одном из красноярских заводов. При установке рабочим пришлось постараться, чтобы не сломать ветки яблони, посаженной самим Астафьевым. 1 мая Красноярск отмечал 80-летие со дня рождения Астафьева. В Овсянке открылся музей-мемориал его имени, в состав которого вошли музей Астафьева, библиотека, дом бабушки писателя, часовня и мемориальное кладбище, где покоятся все родные и близкие знаменитого сибиряка.

Музей-мемориал В. Астафьева Дом-музей писателя. Овсянка Комната В. П. Астафьева. Овсянка В 1980 г. В.П. Астафьев вернулся на родину. Дом в Овсянке он выбрал неслучайно: рядом стоял домик бабушки Екатерины. С мая по октябрь писатель отрывался от семьи и переезжал из Красноярска в Овсянку, в свой дом. В дом, где и печку надо было топить, и еду готовить, и гостей принимать великое множество. Вдова писателя Мария Семоновна перед передачей дома в дар музею на свои средства провела в нем текущий ремонт.

Музей-мемориал В. Астафьева 1 сентября 1975 г. в Овсянке была открыта библиотека. Бессменным ее руководителем является Анна Епиксимовна Козынцева. В начале 90-х годов по инициативе В.П. Астафьева началось строительство нового здания для овсянской библиотеки. Проект здания разработал известный красноярский архитектор А.С. Демирханов. 4 мая 1994 г., к 70-летию В.П. Астафьева, библиотека встретила своих первых гостей и читателей в новом здании на берегу Енисея. 31 августа 1999 г. библиотека получила статус библиотеки-музея п. Овсянка. Фонд библиотеки составляет 35 тыс. ед. хр. Библиотека стала настоящим духовным центром не только для жителей Овсянки, но и для Сибири, России. В ней побывало очень много известных людей: М. Горбачев, президент СССР; Б. Ельцин, президент России; Н. Михалков, А. Солженицин, А. Лебедь и др.

Музей-мемориал В. Астафьева «Дом моего детства», куда неизменно устремлялась душа писателя. Главная книга жизни Виктора Петровича - «Последний поклон» -посвящена этому дому, «где как в хорошей избе собрал и бережно воскресил прекрасную страницу своего детства, а с нею и всю свою родню, благодаря которой у него и в сиротстве была прекрасная семья, древо рода, где он был не чужой ветвью». (В. Курбатов). Дом бабушки Е.П. Потылициной

Музей-мемориал В. Астафьева В 1916 г. в Овсянке была построена церковь, в 40-е годы здание было приспособлено под пекарню, а после войны разобрано совсем. Инициатором строительства часовни был В.П. Астафьев. 15 сентября 1998 г. в рамках 11-ых «Литературных встреч в русской провинции» часовня была открыта и освящена. Часовня носит имя святителя Иннокентия Иркутского. Епископ Иннокентий Кульчицкий (1960-1731) возведен в ранг русских святых в 1804 г., имел большое влияние на духовную жизнь Восточной Сибири. Окончил Киевскую духовную академию. С 1727 г. по 1731 г. возглавлял вновь организованную Иркутскую епархию. Известно, что сам Иннокентий Иркутский занимался иконописью, иконы почитались святыней. День Иннокентия Иркутского (26 ноября), как и День Сибири (26 октября), относится к выдающимся сибирским праздникам.

Музей-мемориал В. Астафьева Сельское кладбище, где лежат бабушка, все родные, близкие, мать Виктора Петровича - Лидия Ильинична. Похоронен писатель рядом с дочерью Ириной.

М.С. Корякина о муже Исчезли мелкие подробности, Ушла обыденность поспешно. И ты до неправдоподобности, До ненормальности безгрешный. Мы перед временем бессильны: Что было близким, стало дальним. Но чем ты дальше, тем красивее, Чем недоступней, тем желаннее. Твоим величием подавлена И удивляюсь то и дело: Да как же я в ту пору давнюю Такого полюбить посмела? М. Зимина


На тему «Анализ текста. По рассказу В. Астафьева «Далекая и близкая сказка»

1. ФИО учителя –

2. Предмет – русский язык

3. Класс –11

4. Технология – РКМЧП

5. Форма работы – групповая

Цель урока - повышение уровня текстовой компетенции.

Задачи урока:

· обучение правильному, тонкому, глубокому пониманию текста, побуждение к творческому его восприятию;

· развитие коммуникативных навыков (говорение, письмо, слушание), мышления, способности анализировать и синтезировать;

· воспитание умения видеть красоту человека и окружающего мира, формирование ценностных ориентаций учащихся.

Методы – «погружение» в текст, частично-поисковый, исследовательский

Технология - РКМЧП

Оборудование: текст из рассказа «Далекая и близкая сказка» , запись полонеза «Прощание с Родиной» Михала Клеофаса Огинского (1765-1833), компьютерная презентация о.

Ход урока

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Обратим внимание на слова, записанные на доске: Анализ текста. Эпиграф: «Искусство писателя состоит в том, чтобы находить единственно нужное размещение единственно нужных слов».

Какие задачи мы можем поставить перед собой? (Озаглавить наш урок. Анализировать текст. Понять его, определить его стиль, тип речи, роль изобразительно-выразительных средств. Выявить, как автор нашел « единственно нужное размещение единственно нужных слов» и т. д.)

На слайде портреты Астафьева и Огинского. Как вы думаете, что связывает их: русского писавека и польского композитора, который родился почти 250 лет назад?


Чтобы узнать точный ответ на этот вопрос, обратимся к тексту. Он взят из рассказа Виктора Петровича Астафьева «Далекая и близкая сказка». Но читать текст я буду с остановками. А вы каждый раз попробуете придумать продолжение текста.

Чтение с остановками

1.На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2) Я первый раз в жизни здесь услышал музыку - скрипку. (3) На ней играл Вася-поляк. (4) О чём же рассказывала мне музыка? (5) О чём-то очень большом, (6) На что же это жаловалась она, на кого гневалась? (7) Тревожно и горько мне, (8) Хочется заплакать, оттого

________________________________________________________________________

что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!

(9) Вася, не переставая играть, говорил: «(10) Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (11) Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота. (12) Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, - но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. (13) Эту музыку написал мой земляк Огинский. (14) Написал на границе, прощаясь с родиной. (15) Он посылал ей последний привет. (16) Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор».

(17) «Спасибо вам, дяденька», - прошептал я. (18) «3а что, мальчик?» -

_____________________________________________________________________

(19) «3а то, что я не сирота». (20) Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (21) В эти минуты не было для меня зла. (22) Мир был добр и одинок так же, как я. (23) Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине. (24) А Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, вроде он один во всём мире, трава, отлитая как будто из металла,- это и была моя родина.

(25)…Прошло много лет. (26) И вот однажды

_____________________________________________________________________________

в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. (27) Кругом пахло гарью, пылью. (28) И вдруг в доме, стоящем через улицу от меня, раздались звуки органа. (29) Эта музыка разбередила воспоминания. (30) Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского, (31) Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. (32) Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. (33) Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. (34) Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней. (По В. Астафьеву)

_______________________________________________________________________

После трех первых предложений звучит первая часть полонеза.

Вторая часть после текста.

Когда же родился этот страстный и драматичный полонез, которому композитор дал название – «Прощание с родиной»? Представьте себе, полонезу ровно 220 лет!

«Простые слова таят в себе множество загадок… Их простота обманчива, как крохотный полевой цветок, который устроен сложнее самого современного механизма». Мир слов, действительно, сложен и многоцветен. А как бы вы «простыми словами» озаглавили наш урок? («Во мне звучала музыка…», «Тоска по родине», «Мелодия сердца» и т. д.)


Сегодня мы будем работать с текстом. Но прежде нам нужно рассказать об авторе.

Что вы знаете о Викторе Петровиче Астафьеве?

Презентация учащихся о писателе. Краткий рассказ.

Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края . Отец Астафьева попадает в тюрьму с формулировкой «вредительство». В 1931 г. мать Виктора утонула в Енисее. Мальчику тогда было семь лет, он остался сиротой. После смерти матери Виктор жил у её родителей.

О детстве, проведённом с бабушкой и дедом, у писателя остались светлые воспоминания. Об этом Астафьев рассказал в автобиографическом цикле «Последний поклон», откуда этот отрывок.

В 1942 году ушёл добровольцем на фронт. Был шофёром, связистом. Награждён орденом Красной звезды, медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией».

Первая его книга «До будущей весны» вышла в 1953 году.

С 1980 года жил на родине в Красноярске, затем в родном селе Овсянка.

Герой социалистического труда, Лауреат Государственных премий СССР и России.

Умер в 2001 году, похоронен в селе Овсянка. Горячо любил Родину, которую защищал в годы войны, прославлял в своих книгах.

1. Давайте поработаем с текстом. Скажите, к какому стилю вы отнесли бы этот текст?

Каковы черты художественного стиля, какова его главная функция?

Образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, использование средств других стилей. Главная функция художественного стиля - эстетическая.

2. Какого типа речи текст?

3. Какова композиция текста? Из скольких частей состоит текст по смыслу?
Что мы узнали о герое из первой части? Какие чувства вызвала музыка у мальчика? Какое у него было детство? Найдите в тексте подтверждение этому.
- Чему Вася-поляк научил мальчика? Что общего в судьбе мальчика и Васи? Кто из них более несчастен? За что мальчик благодарит Васю-поляка?

Что мы узнали о герое из второй части текста? Какие чувства вызвала музыка у взрослого мужчины? Объясните, почему. Вспомнил ли он Васю-поляка, скрипача, из своего далекого детства? Найдите в тексте подтверждение этому.

Работа в группах

Не забывайте, что наша задача – определить, как писатель находит «единственно нужное размещение единственно нужных слов».

1 группа

Понаблюдайте над лексикой текста:

Найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значение (возможные варианты: полонез, задворки, свая и т. д.);

Найдите опорные слова в каждой части текста;

Найдите в тексте контекстуальные синонимы и /или антонимы и т. д.;

Обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов , историзмов , неологизмов ; на эмоционально-оценочные слова, на просторечные или, наоборот, слова возвышенного стиля.

2 группа

Какими морфологическими средствами пользуется автор? (Возможные варианты: обилие глаголов и деепричастных оборотов; обилие прилагательных при описании предметов и пейзажа; употребление частиц – ограничительных, выделительных, усилительных и т. д.)

3 группа

Понаблюдайте над синтаксисом текста. (Возможные варианты: употребление предложений определенной структуры: коротких, лаконичных или пространных; простых или сложных; назывных, безличных, обобщенно-личных; употребление инверсий, восклицательных, вопросительных предложений, диалога, прямой речи и т. д.)

4 группа

Языковые средства выразительности в тексте.
Какие средства художественной выразительности, на ваш взгляд, играют в этом тексте важную роль?

Выступление групп

Главное для человека – Родина, если есть родина, он не сирота.

В годы войны происходит переоценка ценностей. Война меняет человека внутренне, добавляет ощущение страдания и в то же время не может убить в нём чувство прекрасного, умение сопереживать другим.

Настоящая музыка – это всегда гимн, прославляющий любовь к жизни, зовущий к свету, добру…

Какие ключевые слова можно выделить в этом тексте? (Музыка и родина).
Какое слово более значимо, более важно для писателя?
- Сформулируйте проблемный вопрос, опираясь на ключевое слово «родина».
(Что такое родина для человека?)

Сформулируйте проблемный вопрос, опираясь на ключевое слово «музыка».
(Какова роль музыки или искусства вообще для человека?)

Проблемы, поднимаемые в тексте:

Любовь к родине (Что значит родина для человека?)

Войны и мира (Как меняется человек на войне?)

Влияние музыки на человека (Как музыка воздействует на человека?)

Давайте вспомним критерии написания части С в ЕГЭ.

На слайде

Попробуйте поработать в группах и составить наброски к сочинению. Давайте обратимся лишь к нескольким пунктам, а аргументы вы подберете дома.

Пишут эскизы сочинений по одной из проблем, поднятых в тексте.

«Цель музыки – трогать сердца».

«Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может». Джордж Ноэл Гордон Байрон

Читаем, слушаем, анализируем.

Итоги урока.

Что узнали, чему научились? Тронул ли ваше сердце рассказ? Поможет ли урок в дальнейшей работе по подготовке к экзамену? Как оцениваете свой вклад в общую работу? Поставьте себе оценку.

Любите русский язык, литературу и музыку. Цените и понимайте искусство, и ваша жизнь будет интересней и ярче. Спасибо за урок.


  • формировать умение анализировать литературное произведение;
  • способствовать развитию у учащихся интеллектуальной компетенции и исследовательских навыков;
  • за счет включения в урок музыки как вида искусства содействовать развитию творческого воображения, эмоционального восприятия произведения, а также повышению читательского интереса.
  • Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, полонез Огинского “Прощание с Родиной”, слайдовая презентация к уроку.

    Ход урока

    I. Мотивационный этап урока. Целеполагание.

    Звучит музыка полонез Огинского “Прощание с Родиной”. (Приложение 1)

    Предварительная учебная задача: попытаться не только прослушать, а “вжиться” в звучащую музыку.

    А) Вопросы и комментарии после прослушивания .

    Обращение к лексическому значению слова “полонез” (торжественное музыкальное произведение; бальный танец)

    Какие мысли, чувства возникли при слушании музыки?

    Всегда ли одна и та же музыка может вызывать одинаковые эмоции?

    От чего это зависит? Приведите примеры из жизни, литературы?

    (Человек при разных обстоятельствах и в разном возрасте может по-разному воспринимать музыку. Рассказ В.П. Астафьева “Далекая и близкая сказка”)

    Рассказ В.П. Астафьева “Далекая и близкая сказка” Открывает произведение писателя “Последний поклон”. Как вы думаете, почему В.П. Астафьев так назвал свое произведение? “Поклон” чему?

    (Детству, бабушке, родным местам)

    Определите каждый для себя цель, которой он желал бы достичь на уроке.

    II. Проверка первичного восприятия рассказа. Беседа по вопросам.

    • От чьего лица в рассказе ведется повествование?
    • Кто находится в центре внимания Вити Потылицына? Почему? Что необыкновенного нашел в Васе-поляке деревенский мальчишка? И в чем состоит необычность повествования?
    • Как рассказчик стремиться передать нам его восприятие музыки?

    (Выделение основных эпизодов, подтверждающих ранее высказанную детьми мысль)

    • Как это можно зафиксировать, чтобы всегда держать во внимании и что облегчило бы нам работу? (Составление соответствующей теме урока таблицы на интерактивной доске и в тетрадях)
    № эпизода Когда и где слушал музыку “Язык” музыки Чувства, вызванные музыкой Образы, вызванные музыкой К чему побудила музыка
    Первое слушание Ранней осенью у ворот завозни “Тихо и одиноко”, “сделалось страшнее”, “жуть такая”, одинокая скрипка не грозится, жалуется”, “нет жуткого”, “смолкла скрипка, выдохнув боль”, “стоном оборвалась в поднебесье” “Боялся громко дышать”, “холод под рубахой”, музыка пригвоздила к стене”, “страх сердце отпускает”, “жаль чего-то, самого себя”, “восторг”, “сердце, раненное на всю жизнь музыкой”, “слезы”, “не было сил подняться” “Ключ течет”, “кто-то пьет”, “тихий Енисей”, “человек, обоз, что-то размытое тиной, бабушка, рвущая волосья”, “говорит о болезни моей”, “грозный поток”, “громы, молнии” “Хотелось умереть всеми заброшенным и забытым”, “пробрался к караулке, сел на порог. “Сыграйте, дяденька, ещё”
    Второе слушание В караулке у Васи-поляка, ночью “Мягче, добрее, тревога и боль”, “скрипка уже не стонала, не сочилась её душа кровью, не бушевал огонь …не рушились камни” “Скрипка снова тронула те самые струны, что накалились при давешней игре и еще не остыли”, чувство благодарности (“спасибо вам, дяденька”), “ничего сейчас не страшно”, “мир добр и одинок” Пошел на могилу матери, попросил прощения за забвение, “не хотелось идти домой”
    Третье слушание “Последней военной осенью, в небольшом, разбитом польском городе на посту возле пушек” “Разлились звуки органа”, “музыка разворачивала душу…, “все-все обнажилось, со всего сорваны одежды”, “все вывернуто грязной изнанкой”. “горло мое сдавило, стиснуло” Вася-поляк, “музыка, словно вздох родной земли” “Звучала боевым кличем, звала куда-то, заставляла что-то делать, чтобы потухли эти пожары…чтобы люди зашли в свой дом…”

    III. Организация мини-исследования. Работа в группах по анализу эпизодов и заполнению таблицы (в тетрадях, представитель от группы - на интерактивной доске)

    IV. Отчет о работе групп с завершением таблицы на интерактивной доске.

    Каждая группа формулирует вывод о силе воздействия музыки на рассказчика.

    При анализе второго эпизода в дополнение к содержанию рассказа Васи-поляка приводится историческая справка. (В марте 1794 года в Речи Посполитой началось восстание, которым руководил Тадеуш Костюшко. Граф Михал-Клеофас Огинский, - горячий его сторонник. Он был избран в Национальный Совет, на одном из заседаний которого он заявил: "Отдаю на благо Родины свои имущество, труд и жизнь”. На свои средства он сформировал большой вооруженный отряд, которым сам и командовал. Старинный герб Огинских он заменил щитом с девизом: “Свобода. Стойкость. Независимость". После поражения восстания М.Огинский вынужден был бежать в Италию).

    Учитель: Рассказ “Далекая и близкая сказка” был написан в 60-ых годах прошлого столетия. В нем В.П. Астафьев открыл нам способность музыки влиять на человека, формировать его мысли, чувства.

    V. Рефлексия. Подготовка к выполнению домашнего задания.

    На дворе 21-ый век. А музыка продолжает с помощью своего языка волновать, вызывать ответные чувства. Прослушайте стихотворение современной поэтессы Татьяны Савостьяновой.

    Что может быть красноречивей рук?

    Что может быть красноречивей рук
    Чувствительнее, мягче и нежнее?
    Для музыканта Пальцы – образ! Слух –
    Аккордов бесконечное движенье.

    То звуки осторожны и тихи
    Или задорны, жалостно-печальны.
    Со всех сторон, снаружи, изнутри,
    Возникшие нарочно и случайно.

    Безумное шептание листвы
    Осенним утром, ветра плач надрывный
    Я слышу дребезжанье темноты,
    И шелест волн, и чайки крик унывный.

    Все в музыке, природе и во мне
    Сливается, расходится кругами…
    Я таю…Наяву или во сне…
    Как млечная дорога под ногами.

    Вопросы и задания для анализа стихотворения.

    • Определите тему и идею стихотворения.
    • Почему автор называет руки музыканта “красноречивыми”?
    • Найдите строки, подтверждающие это.
    • Укажите строки, с помощью которых автор передает силу воздействия музыки на слушателя.

    Учитель: Я взрослый человек… Но так же, как вы, училась когда-то в школе. До сих пор помню, как однажды на уроке пения (так тогда называлась “музыка”) мы классом слушали полонез Огинского “Прощание с Родиной”.

    В классе стояла мертвая тишина, и почему-то нам было грустно…

    Спустя много лет я прочитала “Последний поклон”, который начинался рассказом “Далекая и близкая сказка”. Это произведение вызвало во мне бурю чувств, я даже плакала. А потом родилось стихотворение “Далекая и близкая сказка, или Читая Астафьева…”. (На фоне полонеза читаю стихотворение – авт.)

    Тишина над миром и покой,
    Только плачет скрипка над рекой,
    И поют в ночи тоскливо звуки,
    говоря о боли и разлуке.
    Изнывает скрипкина душа о стране,
    Что очень хороша:
    Полонез Огинского играл
    Человек, что родины не знал.
    В нем Огинский через много лет
    Посылал свой Родине привет.
    В помощь скрипке вторил Енисей,
    О заветном напевая ей.
    - Затаившись, слушал я хорал
    И душою многое познал.
    Я узнал тоску, печаль и боль
    О стране далекой и чужой,
    Я узнал, что трудные пути
    Мне придется по земле пройти.
    41-ый. Началась война.
    Оборвалась скрипкина струна.
    Нежный голос гулом заменен.
    Ужас, страх и боль вселяет он.
    И уж велено Всевышним мне
    Оказаться в той чужой стране.
    Через череду прошедших лет
    Мне Огинский вновь прислал привет:
    Сквозь огонь пожарищ, взрывов ураган
    Я услышал, что звучит орган!
    Как? Откуда этот звук проник?
    Вижу: на стене Святого лик…
    А в глазах его прямой укор
    За кровавый смерч, войну, разор…
    Музыка звучала все сильней!
    Гром орудий прорывался в ней!..
    Но брала она над страхом власть,
    Так сильна была по миру страсть!
    Прекратите, люди, смерти пир –
    Пусть на свете воцарится мир!

    Сейчас ничего не надо говорить. Просто молча посидим. Дадим справиться душе с нахлынувшими чувствами, а дома…

    Домашнее задание.

    Написать сочинение “ Тронутая музыкой душа…”.

    Слайд 2

    Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка (Красноярский край) в семье Лидии Ильиничны Потылициной и Петра Павловича Астафьева. Еще когда Виктор был ребенком, он потерял родителей. Отец его был под арестом, а мать умерла во время одной из поездок к мужу. Так что Виктор Астафьев детство провел с бабушкой. Это время, запомнившееся светлыми воспоминаниями, Виктор позже описал в своей автобиографии. После того, как отец Виктора вышел из тюрьмы и еще раз женился, семья переехала в город Игарка Красноярского края. Когда отец попал в больницу, а новая семья отвернулась от Виктора, он оказался в буквальном смысле на улице. Проскитавшись два месяца, был направлен в детский дом.

    Слайд 3

    Учитель школы-интерната сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский заметил в Викторе склонность к литературе и развивал ее. Сочинения воспитанника Астафьева публиковались в школьном журнале. Среди них и ученическая работа о любимом озере, которая через много лет превратится в повесть «Васюткино озеро». После выпуска из детдома Астафьеву удалось скопить на билет и уехать в Красноярск. Там он учился в ФЗО по железнодорожной специальности. По окончании курса обучения Астафьев некоторое время работал на станции Базаиха под Красноярском составителем поездов.

    Слайд 4

    В 1942 году Астафьев Виктор Петрович добровольно ушел на фронт. В Новосибирской пехотной школе он обучился военному делу. А уже в 1943 году отправился воевать. До 1945 года он служил на передовой, рядовым пехоты, шофером, артразведчиком, связистом. Был ранен, контужен. Закончил войну кавалером ордена «Красной звезды», награжден также медалями «За отвагу», «За победу над Германией» и «За освобождение Польши».

    Слайд 5

    Когда война закончилась, Астафьев женился на рядовой Марии Корякиной, вместе с ней поселился в городе Чусовой Пермской области. Проживая там, он сменил несколько профессий: был слесарем, учителем, кладовщиком, работал на местном мясокомбинате. Однако кроме работы Виктор интересовался литературой: даже был постоянным членом литературного кружка.

    Слайд 6

    Впервые рассказ Астафьева был напечатан в 1951 году («Гражданский человек»). В том же году Виктор стал работать в газете «Чусовский рабочий», это место не покидал 4 года. Для газеты Астафьев написал множество статей, очерков, рассказов, его литературный талант начал раскрываться все полнее. В 1953 году была опубликована книга Астафьева «До будущей весны». А в 1958 году в жизни Виктора Астафьева произошло важное событие – его приняли в Союз писателей. Для повышения своего литературного уровня Астафьев учился на Высших литературных курсах с 1959 по 1961 год.

    Слайд 7

    Важнейшие темы творчества Астафьева - военная и деревенская. Отечественная война предстает в его произведениях, как великая трагедия(роман «Так хочется жить», повесть «Прокляты и убиты»). Деревенская тема наиболее полно и ярко воплотилась в повести «Царь-рыба». Многие его рассказы, посвященные судьбам людей, которых прозаик встретил во времена своего сиротского детства и юности, объединены им в цикл «Последний поклон» – это лирическое повествование о народном характере. Большинство рассказов и повестей, написанных им для детей, вошли в сборники «Конь с розовой гривой», «Дядя Кузя, куры, лиса и кот», «Зорькина песня», книгу «Огоньки».

    Слайд 8

    В 1997-1998 годах в Красноярске осуществлено издание Собрания сочинений В. П. Астафьева в 15 томах, с подробными комментариями автора.В 1997 году писателю присуждена Международная Пушкинская премия, а в 1998 году он удостоен премии "За честь и достоинство таланта" Международного литфонда.В конце 1998 года В. П. Астафьеву присуждена премия имени Аполлона Григорьева Академии русской современной словесности. В 1999 году награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.

    Слайд 9

    Виктор Петрович Астафьев является автором многочисленных литературных произведений: романа «Тают снега» , повестей «Кража» , «Последний поклон» , «Стародуб», «Пастух и пастушка», «Звездопад», «Слякотная осень», «Из тихого света», «Веселый солдат», «Перевал», книги коротких новелл «Затеси» и др. Виктор Петрович Астафьев умер 29 ноября 2001 года. Похоронен в родном селе Овсянка.

    Слайд 10

    "Ни дня без строчки" – эти слова были девизом всей жизни неутомимого труженика, истинно народного писателя.

    Посмотреть все слайды