Сретение Господне - что это такое? Что такое Сретение Господне: история праздника, обычаи.

Двустороняя икона-таблетка второй четверти XV века. Сергиево-посадский музей заповедник (Ризница)

В этот день Церковь вспоминает события, описанные в Евангелии от Луки - встречу со старцем Симеоном младенца Иисуса в иерусалимском храме на сороковой день после Рождества.

Сретение Господне - один из двунадесятых, то есть главных праздников церковного года. Это непереходящий праздник - его всегда отмечают 15 февраля.

Что означает слово «сретение»?

На церковно-славянском «сретение» означает «встреча». Праздник установлен в память об описанной в Евангелии от Луки встрече, которая произошла на сороковой день после Рождества Христова. В тот день Дева Мария и праведный Иосиф Обручник принесли младенца Иисуса в Иерусалимский храм, чтобы совершить установленную законом благодарственную жертву Богу за первенца.

Какую жертву нужно было совершить после рождения младенца?

По ветхозаветному закону женщине, родившей мальчика, в продолжение 40 дней (а если рождалась девочка - то и все 80) было запрещено входить в храм. Ей также следовало принести Господу благодарственную и очистительную жертву: благодарственную - годовалого ягнёнка, и во оставление грехов - голубку. Если семья была бедной, вместо ягненка жертвовали голубку, и получалось «две горлицы или два птенца голубиных».

Кроме того, если в семье первенцем был мальчик, родители на сороковой день приходили с новорожденным в храм и для обряда посвящения Богу. Это была не просто традиция, а Моисеев закон, установленный в память исхода евреев из Египта - освобождения от четырёхвекового рабства.

Пресвятая Дева Мария не нуждалась в очищении, потому что Иисус появился на свет в результате непорочного зачатия. Однако из смирения и дабы исполнить закон, она пришла в храм. Очистительной жертвой Богородицы стали два голубка, поскольку семья была бедной.

Кто такой Симеон Богоприимец?

По преданию, когда Дева Мария переступила порог храма с младенцем на руках, навстречу ей вышел древний старец.

Звали его Симеон. По-древнееврейски Симеон означает «слышание».

Предание говорит, что Симеон прожил 360 лет. Он был одним из 72 книжников, которые в III веке до н.э. по велению египетского царя Птолемея II перевели Библию с еврейского на греческий.

Когда Симеон переводил книгу пророка Исаии, он увидел слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» и хотел исправить «Дева» (девственница) на «Жена» (женщина). Однако ему явился Ангел и запретил менять слово, обещав, что Симеон не умрёт, пока сам не убедится в исполнении пророчества. Об этом сказано в Евангелии от Луки: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк 2:25-26).

В день Сретения исполнилось то, чего старец ждал всю свою долгую жизнь. Пророчество исполнилось. Старец мог теперь спокойно умереть. Праведник взял на руки младенца и воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2:29-32). Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем и прославила как святого.

В VI веке мощи его были перенесены в Константинополь. В 1200 году гроб святого Симеона видел русский паломник - святитель Антоний, будущий архиепископ Новгородский.

Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству...». В воспоминание об этом евангельском событии в православном богослужении каждый день звучит Песнь Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши».

Кто такая Анна-пророчица?

В день Сретения в Иерусалимском храме произошла ещё одна встреча. В храме к Богоматери подошла 84-летняя вдова, «дочь Фануилова». Горожане за вдохновенные речи о Боге называли её Анна-пророчица. Она много лет жила и трудилась при храме, «постом и молитвой служа Богу день и ночь» (Лк 2:37 - 38).

Анна-пророчица поклонилась новорожденному Христу и вышла из храма, неся горожанам новость о пришествии Мессии, избавителя Израиля. «И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2, 36 - 38).

Как начали праздновать Сретение Господне?

Сретение Господне относится к древнейшим праздникам христианской Церкви и завершает цикл рождественских праздников. Праздник известен на Востоке с IV века, на Западе - с V века. Самые ранние свидетельства о праздновании Сретения на христианском Востоке относятся к концу IV века. Тогда Сретение в Иерусалиме ещё не было самостоятельным праздником, а называлось «сороковым днём от Богоявления». Сохранились тексты проповедей, что произносили в этот день Святители Кирилл Иерусалимский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и другие известные иерархи. Но до VI века этот праздник совершался не так торжественно.

При императоре Юстиниане (527-565), в 544 году Антиохию поразила моровая язва, уносившая ежедневно несколько тысяч человек. В эти дни одному из христиан было явлено указание совершать празднование Сретения Господня торжественнее. Бедствия действительно прекратились, когда в день Сретения было совершено всенощное бдение и крестный ход. Поэтому Церковь в 544 году установила торжественно праздновать Сретение Господне.

С V века укоренились наименования праздника: «праздник Встречи» (Сретение) и «праздник Очищения». На Востоке его и теперь называют Сретеньем, а на Западе он назывался «праздником Очищения» до 1970 г., когда было введено новое именование: «Праздник Жертвования Господнего».

В Римско-католической церкви праздник Очищения Девы Марии, посвящённый воспоминанию о принесении младенца Иисуса во храм и очистительном обряде, совершённом его матерью на сороковой день после рождения первенца, называется Chandeleur, т.е. светильник. Светильник, праздник Божией Матери Громничной (праздник Огненной Марии, Громнииы) - так его называют католики.

Наш Богослужебный Устав - Типикон ничего не говорит о освящении свеч (и воды) в Праздник Сретения Господня. Не содержат ничего такого и старые требники. Только после 1946 года в требниках стали печатать Чин освящения свечей на Сретение Господне, и это было связано с переходом из унии населения областей Западной Украины. Обычай освящать церковные свечи в праздник Сретения Господня перенесён в Православную церковь от католиков в 17 веке, когда митрополит Петр Могила правил «Требник для малоросских епархий». Для правки был в частности использован римский требник, в котором подробно описывался чин шествий с зажжёнными светильниками. У нас латинский сретенский обряд так и не укоренился, а чин, благодаря Петру Могиле, остался (ни у греков, ни у старообрядцев его и в помине нет). Поэтому во многих епархиях Русской Церкви свечи освящают либо после заамвонной молитвы (наподобие чина Великого водоосвящения, который «вставлен» в литургию), либо после литургии на молебне. И есть места, где нет обычая освящать свечи. «Магическое» отношение к сретенским свечам является пережитком языческого ритуала почитания огня, связанного с культом Перуна, и получившего название «громницы».

Что значит икона «Умягшение злых сердец»?

С событием Сретения Господня связана икона Пресвятой Богородицы, которая называется «Умягчение злых сердец» или «Симеоново проречение». На ней символически изображено пророчество святого Симеона Богоприимца, произнесённое им в Иерусалимском храме в день Сретения Господня: «Тебе Самой оружие пройдёт душу» (Лк. 2, 35).

Богоматерь изображена стоящей на облаке с семью пронзившими сердце мечами: по три справа и слева и один внизу. Существуют и поясные изображения Богородицы. Число семь означает полноту горя, печали и сердечной боли, испытанных Богородицей в её земной жизни. Иногда образ пополнен изображением на коленях Богоматери умершего Богомладенца.

Какие приметы существуют на Сретение?

На Руси по этому празднику определяли сроки начала весенних полевых работ. По народным приметам Сретение - это граница между зимой и весной, о чём свидетельствуют народные поговорки: «Сретенье - зима с весной и летом повстречалась», «Солнце на лето, зима на мороз».

По погоде в праздник Сретения крестьяне судили о наступающих весне и лете, о погоде и урожае. О весне судили так: «Какова погода на Сретение, такова будет и весна». Считалось, что если на Сретение оттепель - весна будет ранняя и тёплая, если холодный день - жди холодной весны. Выпавший в этот день снег - к затяжной и дождливой весне. Если на Сретение снег через дорогу несёт - весна поздняя и холодная. «На Сретение утром снег - урожай ранних хлебов; если в полдень - средних; если к вечеру - поздних». «На Сретение капель - урожай пшеницы». «На Сретенье ветер - к плодородию фруктовых деревьев».

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Есть христианские праздники, о которых знают буквально все. И могут в двух словах описать, что же, собственно, отмечают верующие. Рождество — Христос родился. Пасха — Христос воскрес. А что такое Сретение Господне? Что вообще значит это непривычное современному человеку слово — «сретение»? Предлагаем вам познакомиться с хронологией событий Сретения и посмотреть, какой след этот день новозаветной истории оставил в мировой культур.

Что значит слово «Сретение»?

Самый частый вопрос, который можно услышать по поводу Сретения: «Так, хорошо, сегодня Сретение. А что это такое?»
Сретение Господне — один из Двунадесятых праздников христианской Церкви, то есть главных праздников церковного года. Это непереходящий праздник, в Русской Правславной Церкви он отмечается 15 февраля.

В переводе с церковнославянского «сърѣтение» — «встреча». День Сретения — точка во времени, где встретились Ветхий и Новый Заветы. Древний мир и христианство. Произошло это благодаря человеку, которому в Евангелии отведено совершенно особенное место. Но обо всем по порядку.

Очистительная жертва от Пречистой Девы

15 февраля мы вспоминаем события, описанные в Евангелии от Луки. Сретение произошло через 40 дней после Рождества Христова.

У иудеев того времени было две традиции, связанных с рождением в семье ребенка.

Во-первых, женщина после родов не могла появляться в Иерусалимском Храме сорок дней (а если родилась девочка — то и все восемьдесят). Как только срок истекал, мать должна была принести в Храм очистительную жертву. В нее входила жертва всесожжения — годовалый ягненок, и жертва во оставление грехов — голубка. Если семья была бедной, вместо ягненка тоже приносили голубку, получалось «две горлицы или два птенца голубиных».

Во-вторых, если в семье первенцем был мальчик, родители на сороковой день приходили с новорожденным в Храм — для обряда посвящения Богу. Это была не просто традиция, а закон Моисеев: его иудеи установили в память исхода евреев из Египта — освобождения от четырехвекового рабства.

И вот, Мария и Иосиф прибыли из Вифлеема в столицу Израиля Иерусалим. С сорокадневным Богомладенцем на руках они ступили на порог Храма. Семья жила небогато, поэтому очистительной жертвой Богородицы стали два голубка. Пречистая Дева решила принести жертву из смирения и уважения перед иудейским законом, несмотря на то, что Иисус появился на свет в результате непорочного зачатия.

Встреча в Иерусалимском Храме

После совершения обряда Святое Семейство уже направлялось к выходу из Храма, но тут к ним подошел древний старик, пожалуй, самый старый человек в Иерусалиме. Его звали Симеон. В переводе с древнееврейского «šim’on» значит «слышание».

Праведник взял Младенца на руки и радостно воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля » (Лк 2:29-32).

По преданию, на момент встречи со Христом Симеону было больше 300 лет. Он был уважаемым человеком, одним из семидесяти двух ученых, которым поручили перевести Священное Писание с еврейского на греческий. Перевод Септуагинты был сделан по просьбе египетского царя Птолемея II Филадельфа (285—247 до н. э.).

В эту субботу старец оказался в Храме неслучайно — Святой Дух привел его. Много лет назад Симеон переводил книгу пророка Исаи и увидел загадочные слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына ». Как дева, то есть девственница, может родить?

Ученый усомнился и хотел исправить «Дева» на «Жена» (женщина). Но ему явился Ангел и не просто запретил менять слово, но сказал, что Симеон не умрет, пока лично не убедится, что пророчество истинно. Об этом пишет евангелист Лука: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня » (Лк 2:25-26).

И вот, день пришел. Исполнилось то, что ученый ждал всю свою непосильно долгую жизнь. Симеон взял на руки Младенца, рожденного от Девы, — а значит, пророчество Ангела исполнилось. Старец мог спокойно умереть. «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко… » Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем и прославила как святого.

Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…». Воспоминание об этой евангельской истории каждый день звучит в православном богослужении.

Это Песнь Симеона Богоприимца, или иначе — «Ныне отпущаеши».

«Тебе Самой оружие пройдет душу»

Приняв из рук Пречистой Девы Младенца, старец Симеон обратился к ней со словами: «Вот, из-за Него будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут. А Тебе Самой оружие пройдёт душу,— да откроются помышления многих сердец » (Лк 2:34-35).

Споры в народе — это преследования, которые были уготованы Спасителю. Открытие помышлений — Суд Божий. Что за оружие пронзит сердце Богородицы? Это было пророчеством о Распятии, которое ждало ее Сына. Ведь гвозди и копье, от которых принял смерть Спаситель, прошли нестерпимой болью через ее материнское сердце. Есть икона Богородицы — яркая иллюстрация этого пророчества. Она называется «Умягчение злых сердец». Иконописцы изображают Богоматерь стоящей на облаке с семью воткнутыми в сердце мечами.

Анна-пророчица

В день Сретения в Иерусалимском храме произошла еще одна встреча. К Богоматери подошла 84-летняя вдова, «дочь Фануилова». Горожане называли ее Анна-пророчица за вдохновенные речи о Боге. Она много лет жила и работала при Храме, как пишет евангелист Лука, «постом и молитвой служа Богу день и ночь » (Лк 2:37 - 38).
Анна-пророчица поклонилась новорожденному Христу и вышла из Храма, неся горожанам новость о пришествии Мессии, избавителя Израиля. А Святое Семейство вернулось в Назарет, так как исполнило все положенное законом Моисея.

Смысл праздника Сретения

Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО, клирик собора иконы Казанской Божией Матери на Красной площади:

"Сретение — это встреча с Господом. Старец Симеон и Пророчица Анна оставили свои имена в Священном Писании, потому что дали нам пример — как принять Господа с чистым и открытым сердцем.

После встречи со Христом Симеон отошел к праотцам, чтобы ждать Воскресения Христова. И, представьте, смерть стала для него огромным счастьем! Праведный старец прожил долгую жизнь — по преданию, ему было больше трехсот лет. Многие скажут «счастливчик», потому что мечтают жить вечно. Но почитайте рассказы долгожителей, которые превысили возраст, отпущенный человеку Богом, — сто двадцать лет. Мне запомнился один телесюжет: древнюю старушку к журналистам вывела пра-пра-правнучка, которая тоже далеко не молода. Согбенную бабушку разогнули и спросили: «К тебе здесь телевидение пришло. Что ты можешь сказать?» И она ответила: «За что на меня прогневался Господь? Почему Он меня не забирает?» Так и Симеон ждал избавления от бремени долгой жизни. И, приняв из рук Девы Марии Богомладенца, возрадовался.

«Ныне отпущаеши раба Твоего» — говорит Симеон. Теперь, когда он своими глазами увидел Спасителя, Господь отпускает его из мира тленного — в мир Горний. Так и мы, однажды встретив Бога, должны понять: время греха, слабостей и своеволий прошло.

Настает время блаженства!

Неслучайно Сретение происходит с сорокадневным Младенцем. Он мал и беззащитен, но одновременно — велик и полон торжествующей радости. Таким должен быть человек, узнавший Христа, — новорожденный христианин. Полным ликования.

Сретение — это не просто день из далекой новозаветной истории. Хотя бы раз в жизни любой человек оказывается в доме Божием — в храме. И там с каждым происходит его личное Сретение — встреча со Христом. Как понять, произошла ли в вашей жизни Встреча? Очень просто — спросите себя: радостен ли я? изменился ли я? сколько в моем сердце любви? Давайте же встретим Господа, увидим Его сердцем! "

Песнь Симеона Богоприимца

Песнь Симеона Богоприимца, или «Ныне отпущаеши…», — это слова Симеона Богоприимца из Евангелия от Луки.
Впервые эта молитва упоминается уже в Апостольских Постановлениях. В Русской Православной Церкви слова Симеона Богоприимца во время богослужения читают, а не поют, в отличие от католиков, например. Происходит это в конце вечерни. Кроме того, православные произносят «Ныне отпущаеши…» во время Таинства Крещения — но только для младенцев-мальчиков.

Текст:


Церковнославянский:

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром;
яко видеста очи мои спасение Твое,
еже еси уготовал пред лицем всех людей,
свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.

Русский:

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,
ибо видели очи мои спасение Твое,
которое Ты уготовал пред лицем всех народов,
свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

Тропарь Сретению Господню

Ра́дуйся, Благода́тная Богоро́дице Де́во,/ из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце Пра́вды, Христо́с Бог наш,/ просвеща́яй су́щия во тьме./ Весели́ся и ты, ста́рче пра́ведный,/ прие́мый во объя́тия Свободи́теля душ на́ших,// да́рующаго нам воскресе́ние.

История празднования

Праздник Сретения Господня — один из самых древних в христианской Церкви. Первые сретенские проповеди перед народом произносили еще IV-V веках — например, святители Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов, Григорий Нисский и Иоанн Златоуст.

Самое старое и при этом исторически достоверное свидетельство о праздновании Сретения на христианском Востоке — это «Паломничество ко Святым местам». Его написала паломница Этерии (Сильвия) в конце IV века. Она пишет: «В этот день бывает процессия в Анастасис, и все шествуют, и все совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху. Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ… После этого, отправив все по обычному порядку, совершают Литургию».

Праздник стал общегосударственным для Византии в VI веке. Вслед за этим традиция торжественного празднования Сретения распространилась по всему христианскому миру.

Богослужение Сретения

У Сретения Господня — неизменное место в церковном календаре. 15 февраля (2 февраля по старому стилю). Если Сретение выпадает на понедельник первой седмицы Великого поста, что случается очень редко, праздничное богослужение переносится на предыдущий день — 14 февраля.

Сретение — праздник Господский, то есть посвященный Иисусу Христу. Но в первые века христианства в этот день чествовали Богоматерь. Поэтому те, кто скажет, что это Богородичный праздник, будут отчасти правы.

Сретение близко к праздникам в честь Божией Матери и по строю богослужения. В тропаре праздника, в прокимнах на утрене и Литургии и других песнопениях обращения к Богородице занимают центральное место.

Интересно, что двойственность Сретения повлияла на цвет облачений священнослужителей на праздничной службе. Они могут быть и белыми — как в Господские праздники, и голубыми — как в Богородичные. В церковной традиции белый цвет символизирует Божественный свет. Голубой — чистоту и непорочность Девы Марии.

Обычай освящения свечей

Обычай освящать церковные свечи в праздник Сретения Господня пришел в Православную церковь от католиков. Случилось это в 1646 году, когда митрополит Киевский святитель Петр (Могила) составил и издал свой требник. В нем автор подробно описал католический чин крестных ходов с зажженными светильниками. С помощью такого факельного шествия Римская Церковь пыталась отвлечь свою паству от языческих праздников, связанных с почитанием огня. В эти дни язычники-кельты праздновали Имболк, римляне — Луперкалии (фестиваль, связанный с пастушеским культом), славяне — Громницы. Интересно, что в Польше после принятия христианства Сретение стали называть праздником Громничной Божией Матери. Это отголосок мифов о боге-громовнике и его супруге — в народе верили, что сретенские свечи могут защитить дом от молнии и пожара.

К сретенским свечам в Православной Церкви относились по-особенному — не магически, а благоговейно. Их хранили весь год и зажигали во время домашней молитвы.

Народные традиции Сретения

В народных традициях празднования Сретения перемешалось церковное и языческое. Некоторые из этих обычаев совсем нехристианские, но даже они говорят об этом дне нечто важное — для людей он был очень радостным.

Встрече Святого Семейства со старцем Симеоном нашлась простая календарная аналогия. В этот день в простонародье стали отмечать встречу зимы с весной. Отсюда множество поговорок: «на Сретение зима с весною встретилась», «в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила».

Последние зимние морозы и первые весенние оттепели называли Сретенскими. После праздника крестьяне начинали множество «весенних» дел. Выгоняли скотину из хлева в загон, готовили семена к посеву, белили плодовые деревья. И конечно, помимо трудов по хозяйству, в деревнях проводили гулянья. 1. В честь Сретения названы многие населенные пункты в России и за рубежом. Самый крупный — город Сретенск, районный центр Читинской области.
2. В США и Канаде к празднику Сретения, который там отмечают 2 февраля, приурочен знаменитый народный праздник — День сурка.
3. Сретение Господне — в некоторых странах еще и День православной молодежи. Идея этого праздника принадлежит Всемирному Православному Молодежному Движению — «Синдесмосу». В 1992 году с благословения всех глав поместных Православных Церквей «Синдесмос» утвердил 15 февраля как День Православной молодежи.

Иконы Сретения

Иконография Сретения — иллюстрация повествования евангелиста Луки. Дева Мария передает Богомладенца на руки старцу Симеону — вот главный сюжет икон и фресок праздника. За спиной Богородицы изображается Иосиф Обручник; он несет в руках или в клетке двух голубей. Позади праведного Симеона пишут Анну-пророчицу.

Древнейший образ Сретения можно найти в одной из мозаик триумфальной арки в церкви Санта Мария Маджоре в Риме. Мозаика была создана в первой половине V века. На ней мы видим, как Богоматерь шествует с Младенцем на руках навстречу святому Симеону — в сопровождении ангелов.

Самые дневние изображения событий Сретения на Руси — это две фрески XII века. Первая — в Кирилловской церкви в Киеве. Вторая — в церкви Спаса на Нередице в Новгороде. Интересно, что на фреске Кирилловского храма Младенец не сидит, а лежит на руках Богородицы.

Необычный вариант иконографии Сретения есть в средневековом грузинском искусстве. На этих иконах нет изображения алтаря, вместо него — горящая свеча, символ жертвы Богу.

С событием Сретения связана икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец», ее еще называют «Симеоново проречение». Иконописный сюжет напоминает нам слова Симеона Богоприимца, обращенные к Деве Марии: «А Тебе Самой оружие пройдет душу» .

Кстати, этот образ очень похож на икону Божией Матери «Семистрельную». Но есть одно отличие. Стрелы, пронзающие сердце Богородицы, расположены на иконе «Умягчение злых сердец» по три справа и слева, одна снизу. У «Семистрельной» иконы — четыре стрелы с одной стороны и три с другой.

Цитаты:

Феофан Затворник. Слово на Сретение Господне

«…Мы все призваны не к мысленному только представлению сего блаженства, а к действительному его вкушению, потому что все призваны иметь и носить в себе Господа и исчезать в Нем всеми силами своего духа. И вот, когда достигнем мы сего состояния, тогда и наше блаженство не ниже будет блаженства тех, кои участвовали в Сретении Господнем…»

Митрополит Антоний Сурожский о Сретении

«…Вместе с Ним в жертву как бы приносится и Матерь. Симеон Богоприимец Ей говорит: Но и Тебе пройдет сердце оружие, и Ты пройдешь через муку и страдание… И годы проходят, и Христос висит на кресте, умирая, а Божия Матерь стоит у креста безмолвно, безропотно, полной верой, полной надеждой, всецелой любовью отдавая Его на смерть, как приносила Она Его в храм живой жертвой живому Богу.

Многие матери за столетия пережили ужас того, как умирал их сын; многим матерям прошло оружие через сердце. Она всех может понять, Она всех объемлет Своей любовью, Она всем может в безмолвном таинстве общения раскрыть глубины этой жертвы.

Пусть те, которые умирают смертью страшной и мучительной, вспомнят о Христе распятом и отдают свою жизнь так, как Сын Божий, ставший сыном человеческим, ее отдал: без гнева, безропотно, любовно, во спасение не только тех, кто был Ему близок, но и тех, кто был Ему врагом, последними словами извлекая их из погибели: Отче, прости им, они не знают, что творят!

И матери, сыновья которых, дети которых умирают злой смертью — о, их Божия Матерь может научить, как отдавать на подвиг, на страдание и на смерть тех, кого они больше всего на земле и в вечности любят…

Поэтому все благоговейно поклонимся Божией Матери в Ее крестном страдании, в Ее распятой любви, в Ее бесконечной жертве, и Христу Спасителю, Который сегодня приносится в храм, и жертва Которого совершится на Голгофе. Кончается, кончился Ветхий Завет, началась новая жизнь любви на жизнь и на смерть, и мы этой жизни принадлежим».

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Слово в день Сретения Господня

«В мире, в глубоком душевном мире ушел в вечность святой Симеон Богоприимец после 300-летней жизни в ожидании исполнения пророчества Исаина: “Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, еже есть сказаемо, “с нами Бог”.

А зачем вы теперь постоянно слышите эту молитву? Почему она, как никакая другая, повторяется на каждой вечерне?
Затем и для того, чтобы помнили о часе смертном, чтобы помнили, что и вам надлежит умереть в таком глубоком мире, как умер святой Симеон Богоприимец…

Если хотите, чтобы на вас исполнились слова молитвы Симеона Богоприимца, если хотите иметь дерзновение в час смертный, повторить его молитву и сказать: “ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром”, - если этого хотите, то пойдите за Христом, взяв иго Его на себя, поучаясь от Него, ибо Он кроток и смирен сердцем».
1953 год.

Одним из праздников, установленных в память о важнейших событиях в земной жизни Иисуса Христа, является Сретение Господне, отмечаемое на 40-й день после Рождества и завершающее собой связанный с ним цикл торжеств. В Православном церковном календаре он занимает особое место, поскольку олицетворяет собой рубеж между эпохами Ветхого и Нового Завета.

По Закону Моисееву

Чтобы в полной мере понять, что за праздник Сретение Господне, необходимо не только обратиться к тексту 2-й главы Евангелия от Луки, где содержится описание этого события, но и коснуться также религиозных традиций еврейского народа, изложенных в Ветхом Завете. Согласно Закону Моисееву, приведённому в книгах Исход, Левит и Числа, женщина, родившая сына, в течение 40 дней считалась нечистой и не допускалась во храм. Этот обычай отчасти сохранился и до наших дней, хотя и не имеет столь строгой установки.

По истечении этого срока мать была обязана прийти с ребёнком в Иерусалимский храм и принести Богу очистительную и благодарственную жертву ─ ягнёнка и одну голубку. Если же семья, в которой родился ребёнок, была бедна, то допускался меньший размер жертвоприношения. Так поступали все жёны израильские. Главный смысл этого действа заключался в посвящении себя Богу и выражении Ему благодарности за ниспосланного младенца.

Из евангельских текстов явствует, что Пресвятая Дева Мария не имела нужды в очищении, поскольку Рождество Младенца Иисуса явилось следствием непорочного зачатия, совершённого наитием Святого Духа, но по Своему глубочайшему смирению Она пришла с младенцем Иисусом Христом во храм, чтобы исполнить предписание Закона. В качестве жертвоприношения Она смогла принести с Собой лишь двух малых голубок, так как весьма стеснённые материальные обстоятельства не позволяли большего.

Встреча небесного и земного

Ключ к пониманию того, что за праздник Сретение Господне, даёт само это слово, пришедшее к нам из церковнославянского языка. «Сретение» в переводе означает «встреча». Однако в данном случае в нём заложен более глубокий смысл, чем тот, который придаётся ему в обыденной речи.

Сын Божий, воплотившийся и принявший человеческое естество, впервые был принесён во храм, являвшийся не чем иным, как Домом Божьим. В дальнейшем Иисус Сам, говоря о нём, употребляет выражение «Дом Отца Моего». Следовательно, принесение Его во храм ─ это встреча (сретение) Бога-Сына и Бога-Отца. Не служителей храма с Девой Марией и принесённым Ею Младенцем, а именно земная встреча двух Божественных ипостасей.

Из евангельских текстов известно, что впоследствии Иисус Христос будет часто бывать во храме, а следовательно, и многократно встречаться с Отцом, но на сороковой день после Рождества это случилось впервые, и поэтому считается одним из главных праздников. Его отмечают не только православные христиане, но и католики, и протестанты.

Распространено и ещё одно объяснение того, что значит Сретение Господне. Сретение, то есть встреча Младенца Иисуса, произошла в данном случае не только с Его Отцом Небесным, незримо пребывавшем во храме, но и в лице праведного Симеона и пророчицы Анны (о них будет сказано ниже) со всеми людьми мира. Это вполне очевидно, поскольку, согласно бытовавшему в то время обычаю, израильские матери не показывали своё дитя посторонним до его принесения во храм. Таким образом, первые 40 дней жизни ребёнок был скрыт от людских глаз.

Праведный Симеон

Евангелист Лука повествует также о праведном старце Симеоне, жившем в Иерусалиме и пришедшем в тот день во храм. На нём следует остановиться подробнее, поскольку ему в Евангелии отведена весьма важная роль. Из Священного Предания известно, что Симеон входил в число 72-х мудрецов, которые по поручению египетского царя Птоломея занимались переводом Священного Писания с древнееврейского языка на греческий.

Ему выпало работать над текстом Книги пророка Исайи, и когда он дошёл до знаменитых слов «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», то впал в сомнение ─ как непорочная дева может родить? Сочтя это простой опиской составителя Книги, он в переводе вместо слова «Дева» хотел поставить «Жена», что более соответствовало его понятиям о человеческой природе, но внезапно появившийся ангел остановил его руку. Посланник Божий изрёк пророчество, согласно которому Симеон не вкусит смерти, пока не убедится в истинности слов пророка Исайи.

Из жития праведного Симеона Богоприимца (объяснение этой прибавки к имени будет дано ниже), составленного епископом Русской православной церкви Димитрием Ростовским, известно, что в ту пору ему было 60 лет ─ возраст сам по себе преклонный, но во исполнение пророчества он прожил ещё 300 лет, прежде чем в Вифлееме появился на свет Младенец Иисус. По некоторым данным, он даже стал священником Иерусалимского храма, заняв место убитого старца Захарии ─ отца Иоанна Предтечи.

Одно из церковных преданий, дошедших до наших дней, дополняет приведённый выше рассказ весьма любопытным фактом. Даже после явления ангела Симеона не оставляли сомнения в возможности рождения Младенца от Девы. И вот однажды, идя по берегу реки, он бросил в воду перстень, сказав при этом, что лишь обретя его вновь, поверит в истинность предсказания. На следующий день Симеон купил в одном из селений рыбу и, разделывая её, обнаружил внутри свой перстень. После этого чуда все сомнения его оставили.

Исполнение пророчества

Но вернёмся к Евангелию от Луки. Пребывая в более чем преклонных летах, праведный Симеон не мог оставить этот мир в силу откровения, данного ему свыше. В день, когда Пресвятая Богородица и Её обручник ─ праведный Иосиф, совершили Принесение во храм Младенца Иисуса, он по Божественному внушению явился туда и стал не только свидетелем, но и участником событий. Это положило начало исполнению Божественного откровения.

Подойдя ко Святому Семейству, он принял из рук Девы Марии Младенца Иисуса (за что был впоследствии наречен Богоприимцем) и изрёк пророчество о спасении мира. Его текст, представленный в статье, на протяжении многих веков звучит в православных храмах, став одной из наиболее известных молитв. Начинается она словами «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка…». Обратившись же к Матери Богомладенца, он открыл многое из того, что предстоит пережить и Ей Самой, и всему израильскому народу.

Ещё одной участницей этого великого события стала 84-летняя пророчица Анна, долгие годы пребывавшая во вдовстве и неотлучно находившаяся в Иерусалимском храме. На склоне лет она посвящала свои дни постам и молитвам. Подойдя вместе с праведным Симеоном ко Святому Семейству, она также славила Бога, а затем передала весть о явлении в мир Спасителя всем жителям Иерусалима.

Роль праведного Симеона и пророчицы Анны в Священной истории весьма велика. До Рождества Христова весь народ израильский на протяжении многих веков жил ожиданием прихода в мир Мессии-Спасителя, и лишь им двоим, последним праведникам Ветхого Завета, суждено было воочию узреть Его Пришествие. В лице Иисуса Христа произошло неслитное и нераздельное единение человека с Божеством, что они не только сподобились видеть, но и всенародно засвидетельствовали. Именно поэтому Сретение Господне вошло в число главных христианских праздников.

Когда же он был установлен?

На этот вопрос исследователи не могут дать точного ответа. Однако имеющиеся в их распоряжении исторические документы свидетельствуют о том, что до IV века цикл важнейших годовых христианских праздников включал в себя лишь Пасху, Пятидесятницу (День Святой Троицы) и Богоявление. В течение последующих двух столетий древнецерковный богослужебный календарь пополнился праздниками рождественского цикла. Поскольку есть все основания полагать, что в их число вошло и Сретение Господне, смысл которого непосредственно связан с явлением в мир Спасителя, принято считать именно этот период временем его установления.

Эта гипотеза имеет документальные обоснования. Самыми ранними из них являются путевые записи, составленные на рубеже IV и V веков западноевропейской паломницей Этерией, посетившей Святые места и подробно описавшей увиденное там в своих дневниках. В этом первом христианском памятнике подобного жанра Сретению Господню ещё не даётся самостоятельный литургический заголовок, и автор упоминает его лишь как 40-й день после Рождества, что косвенным образом подтверждает предположение о более позднем включении праздника в богослужебный цикл.

Тем не менее, судя по записям благочестивой и весьма любознательной паломницы, уже тогда этот день отмечался с большой торжественностью. Этерия описывает многолюдные шествия, подобные тем, что совершаются обычно на Пасху. Кроме того, по её словам, во всех храмах читался тот фрагмент Евангелия, где описывается приношение Младенца Иисуса в Иерусалимский храм и его встреча праведными Симеоном и Анной.

Месточтимый религиозный праздник

Следующим по хронологии историческим памятником, охватывающим эту тему, является армянский Лексионарий ─ церковная книга, содержащая тексты различных богослужений, с их комментариями и пояснениями. Написана она была в середине V столетия, и включает в себя молитвы, читавшиеся на Сретение Господне. Что за праздник отмечался в тот день, Лексионарий даёт достаточно полное представление, но в нём, как и в путевых записях паломницы Этерии, он ещё литургически не озаглавлен, а вновь упоминается лишь 40-м днём от Рождества Христова.

На основании двух упомянутых выше исторических памятников большинство современных исследователей делает вывод о том, что в период V-VI веков Сретение Господне хоть и отмечалось с большой торжественностью, но являлось лишь месточтимым праздником Иерусалимской церкви.

Совершавшиеся же в этот день молебны и шествия носили характер религиозных мистерий, позволявших их участникам в исторической обстановке пережить события сорокового дня земной жизни Спасителя и даже стать их участниками. Именно благодаря топографическому реализму всего происходившего этот ещё официально не установленный христианский праздник был уникален и не мог воспроизводиться в других поместных церквях.

Праздник, спасший Византию

Литературные источники более позднего времени (главным образом византийские) указывают на то, что в богослужебном календаре Константинопольской церкви этот праздник был официально учреждён в середине VI века, поле чего стал общегосударственным торжеством. Однако и в данном случае датировка этого события весьма расплывчата и не поддаётся более конкретному уточнению.

В "Четьих-Минеях" ─ церковной книге, предназначенной для чтения, а не для богослужения, на каждый день года содержатся определённые жития святых и рассказы о православных праздниках. В разделе, относящемся ко 2 (15) февраля, приводится легенда об установлении торжества по случаю Сретения Господня. Из неё мы узнаём о том, что в 541 году на Византийскую империю обрушилось сразу два бедствия ─ эпидемия моровой язвы и землетрясение. Ежедневно тысячи жителей страны либо находили смерть под обломками рушащихся зданий, либо умирали, поражённые страшной болезнью.

И вот когда уже казалось, что Божий гнев готов окончательно уничтожить некогда могучую и процветавшую империю, одному благочестивому мужу было чудесное явление. Посланник Небесных Сил открыл ему, что все бедствия, постигшие Византию, прекратятся, как только её народ начнёт отмечать праздник Сретения Господня.

Сей муж передал услышанное Константинопольскому патриарху, и когда наступило 2 (15) февраля, то есть 40-й день после Рождества Христова, по всей стране были совершены торжественные богослужения. И действительно, земные толчки сразу прекратились, а вместе с ними отступила и смертоносная эпидемия. Правивший в те годы император Юстиниан Великий в память об этом чудесном событии издал указ, согласно которому устанавливался новый христианский праздник ─ Сретение Господне.

Исторические свидетельства легендарных событий

Несмотря на то что события, изложенные в "Четьях-Минеях", более напоминают благочестивое сказание, нежели исторический обзор, в действительности они основаны на вполне реальных фактах. Например, из целого ряда независимых друг от друга источников абсолютно достоверно известно о землетрясении, постигшем Византию именно в указанный год.

Кроме того, из документов, составленных в период правления Юстиниана I, со всей очевидностью следует, что и эпидемия моровой язвы также не является выдумкой, а действительно унесла в тот год тысячи жизней. Так что вполне логично допустить, что поражённые этими бедствиями византийцы искали защиту у Бога и прибегли к такому радикальному, по их мнению, средству, как установление нового религиозного праздника.

Праздник христиан всего мира

Со временем традиция отмечать 15 февраля Сретенье Господне распространилась почти на весь христианский мир, хотя в разных конфессиях этот праздник именовался по-разному. Если на православной Руси его название всегда оставалось неизменным, то в Западной Церкви оно менялось. В течение длительного времени Сретение именовали Днём Очищения, а в 70-х годах минувшего века вошло в обиход следующее название: Праздник Жертвоприношения Господня.

Отметим также, что на вопрос о том, какого числа Сретение Господне, не все христианские церкви дают однозначный ответ. Например, армяне отмечают этот праздник на день раньше, то есть 14 февраля. Также и представители многих направлений Старообрядческой, или, как её принято сейчас называть, Единоверческой церкви, считают правильным отмечать праздник по старому стилю- 2 февраля.

Испокон века в календаре, принятом Русской православной церковью, среди двунадесятых праздников, то есть входящих в число наиболее значимых, указывается и Сретение Господне. Богослужение в этот день совершается по особому чину и отличается необычайной торжественностью. Во время праздничной литургии исполняются тропарь, кондак и величание Сретению.

Важно помнить, что этот праздник установлен в память события, стоящего на рубеже двух эпох, ─ периодов Ветхого и Нового завета. В себе он заключает как радость от явления в мир Спасителя, так и грусть, переполнившую сердце Девы Марии от слов Симеона Богоприимца, открывшего ей в тот день, что Её Сыну предстоит крестными мучениями и смертью искупить людские грехи.

Отмечая его, очень важно оставить в прошлом все дурные помыслы и наполнить сердца христианской любовью к ближним. Молитвы о её даровании в этот день принято возносить перед иконами «Сретение Господне», «Симеоново пророчество», а также богородичным образом «Умягчение злых сердец» (фото иконы приведено выше). Очень важно отметить праздник совершением каких-либо добрых дел и оказанием помощи тем, кто в ней нуждается.

Приметы и обычаи, связанные со Сретением Господним

Известно, что с этим праздником связано немало обычаев. Сретение Господне, например, испокон веков считалось наилучшим моментом для того, чтобы сделать предложение будущей невесте. Очевидно, полагали, что в этот день женские сердца наиболее отзывчивы. Если же согласие было получено ещё заранее, то именно в праздник Сретения старались обвенчаться, поскольку надеялись, что браки, заключенные в этот день, будут самыми счастливыми. Когда же по истечении должного срока аист приносил молодой чете награду за их любовь, то и наилучшим днём крещения младенцев также считалось Сретение Господне.

Ещё со времён Киевской Руси вошло в обычай по погоде, выдавшейся в этот день, строить прогнозы относительно того, какой в этот год будет весна. Считалось верной приметой, что если 2 (15 февраля) светит солнце, а мороз не слишком сильно щиплет нос и уши, то весна будет ранняя и дружная. Если же в праздничный день небо затянуло тучами и за окном не смолкает вьюга, то рассчитывать на скорое тепло не приходилось.

Касались народные приметы и будущего урожая. Так, если в праздничное утро чуть свет выпадал снег, то с уверенностью говорили, что хлеба в этом году вызреют рано, и урожай будет обильным. Если же снегопад начинался в середине дня, это тоже никого не смущало, но свидетельствовало лишь о том, что колосья нальются в обычное для них время. Опасение мог вызвать вечерний снег, но и тут оптимисты уверяли, что он сулит не бескормицу, а вызревание поздних сортов зерновых. Что же касается садоводов, то они считали ветреную погоду в день Сретения предвестником обильного урожая. Как ни странно, но безветрие в этот день ничего хорошего им не сулило.

Узнав в общих чертах, что за праздник - Сретение Господне, какой смысл кроется в евангельском событии, заложившем его основу, и взяв на заметку связанные с ним народные приметы, в очередной раз 15 февраля придём в церковь и под звуки праздничных песнопений воздадим хвалу Спасителю мира!

15 февраля все православные верующие отмечают праздник Сретения Господня. В этот великий день младенец Иисус был принесен в иерусалимский храм и посвящен Богу.

Смысл праздника

Слово «сретение » переводится как «встреча». Пресвятая Дева вместе с мужем своим принесли первенца на сороковой день после его появления на свет в храм для принятия таинства крещения. Там их встретил Симеон Богоприимец. Он в лице всего человечества встретился с Богом нашим. Великий и почитаемый человек, он был в храме не случайно. Сам Святой Дух привел его на судьбоносную встречу. В свое время он переводил Святое Писание и удивился пророчеству Исайи. В книге было написано: «Дева примет во чреве своем и родит сына». Ангел небесный спустился к нему и возгласил, что старец не покинет этот мир, пока не узрит свершившееся пророчество. Симеон ничего не стал менять и записал перевод слово в слово. На момент крещения младенца Иисуса старец был в преклонном возрасте и жил, по преданиям, около трехсот лет. Симеон покорился Божьей воле и предсказал удивленным родителям грядущие перемены в жизнях всего человечества.

Празднование Сретения Господня 15 февраля

Ежегодно 15 февраля православные посещают храм и славят Господа нашего. В этот важный для христиан день во всех соборах и церквях проходят праздничные богослужения. Главная молитва от чистого сердца произносится миллионами людей, укрепляя веру в Бога и его милостивую волю:

«Благодатная Богородица Дева, возрадуйся. Из чрева Твоего непорочного появился Господь, освещающий наш путь во тьме. Возрадуйся и ты, старче Симеон, принявший на руки Господа Освободителя душ наших, дарующий им воскресение. Аминь»

В день празднования во время богослужения проходит обряд освещения свечей. Эта традиция уходит корнями во времена раннего христианства, но поддерживается и в наши дни. Освященные свечи каждый забирает в дом и зажигает в течение года до следующего праздника во время молитв, а также болезней и недомоганий. Считается, что они обладают даром исцелять тела и души людей, избавлять их от тревог и напастей. Во время хворей наши предки зажигали такую свечу и ставили ее рядом с иконой в изголовье больного. Чтение молитв способствовало быстрому выздоровлению и благополучной дальнейшей жизни.

В этот светлый праздник необходимо помнить, что радостное событие не должно омрачаться плохим настроением. Помощь нуждающимся в этот день обращается еще большей милостью, поэтому считается хорошим знаком оставить мелочь просящим, а также совершать добрые поступки. Взаимовыручка всегда будет поощряться и возвышать души людские над дьявольскими происками. Любите друг друга и не забывайте нажимать на кнопки и

09.02.2017 03:10

В православном церковном календаре особое место отводится праздникам, посвященным нашему Спасителю. Они напоминают о важных...

В православии каждый праздник напоминает нам о каком-то важном событии из жизни Иисуса Христа, Девы...

Сретение

СРЕ́ТЕНИЕ , СРЕ́ТЕНЬЕ , -я; ср.

1. Устар. и поэт. Встреча. * Феб лучезарный из морей Поднялся.. И в сретение ему Хор громких соловьёв в густых лесах раздался (Крылов).

2. В православной церкви: один из двунадесятых праздников, отмечаемый 2(15) февраля (в память о встрече некоего старца Симеона с младенцем Иисусом).

Сре́тенский, -ая, -ое (2 зн.). С-ие морозы.

Сре́тение

один из двунадесятых православных церковных праздников. Установлен в честь встречи (сретенья) с праведником Симеоном младенца Христа, которого родители несли в храм для посвящения Богу. Отмечается 2(15) февраля.

СРЕТЕНИЕ

СРЕ́ТЕНИЕ Господне, христианский праздник (см. ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ) , посвященный воспоминанию событий, происшедших в сороковой день земной жизни Иисуса Христа, а именно встрече (слав. Сретение) Божественного Младенца в Иерусалимском Храме двумя ветхозаветными праведниками - Симеоном Богоприимцем и Анной Пророчицей (Евангелие от Луки 2:22-39). Празднуется 2 (15) февраля. В Православной Церкви - Господский и Богородичный двунадесятый праздник (см. ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ) .
Содержание праздника
По закону Моисееву, в сороковой день по рождении младенца мужского пола, первенца, мать должна была явиться с младенцем в храм для принесения жертвы о своем очищении, для представления младенца Богу и «выкупа», ибо по закону Моисееву все первенцы принадлежали Богу (Исход 13:12-13; Левит 12:1-8; Числа 3:13-18). В жертву приносили агнца (ягненка) и горлицу, а в случае бедности - двух горлиц, или голубиных птенцов. Выкуп же состоял из определенной законом цены (пяти сиклей). Пречистая Дева пришла в храм, чтобы исполнить все по закону. В очистительную жертву она, по своей бедности, могла принести только двух горлиц. В Иерусалимском храме младенца Иисуса встретили праведный Симеон, которому было обещано Святым Духом, что он не умрет, пока не увидит Христа Господня, и вдовица Анна, восьмидесяти четырех лет, жившая при храме. Праведный Симеон взял младенца на руки и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». Анна Пророчица возвестила о Спасителе всем, кто с верою ожидал Его.
История праздника и богослужебное празднование
Праздником Сретения завершается цикл рождественских праздников, посвященных прославлению явившегося в мир Спасителя. Древнейшим историческим свидетельством о праздновании Сретения на христианском Востоке являются записки западной паломницы в Иерусалиме конца 4 в. Сильвии, в которых Сретение еще не названо самостоятельным праздником, а именуется «сороковым днем от Богоявления». В кратких описаниях торжества, совершающегося в этот день в Иерусалиме, упоминается шествие в Храм Воскресения (как и на Пасху (см. ПАСХА христианская) ), пресвитерские и епископские проповеди с толкованием Евангелия от Луки, затем обычная Литургия (см. ЛИТУРГИЯ (богослужение)) и отпуст. Аналогичное название праздника зафиксировано и в армянском Лекционаре, содержавшем краткие богослужебно-уставные заметки о праздниках годового цикла, совершавшихся в Иерусалиме в начале 5 в. Вероятно, в это время праздник Сретения существовал в Иерусалимской церкви как местночтимый и служил отданием всего сорокадневного цикла праздников, посвященных Богоявлению.
Закрепление праздника Сретения в календаре Константинопольской Церкви произошло не ранее первой половины 6 в. при византийском императоре Юстине I (правил 518-527), учредившем его торжественное празднование. Его преемник, Юстиниан I (см. ЮСТИНИАН I Великий) , перенес праздник с 14 на 2 февраля, в соответствии с календарной традицией Римской Церкви, отмечавшей Рождество Христово 25 декабря.
В Иерусалимской традиции 5-7 вв. встречаются два основных названия праздника: Встреча Господа и праздник Очищения. Первое название закрепилось в Византии со времени официального введения там праздника Сретения, а также в григорианской традиции Рима. Второе - в многовековой богослужебной традиции папы Геласия (кон. 5 в.), согласно которой праздник именовался Очищением Блаженной Девы Марии. В Римской Церкви в древности доминировала богородичная тематика Сретения, в отличие от восточной традиции, согласно которой праздник имел статус Господского и постепенно был трансформирован в праздник Богородичный (в богослужебной литературе он иногда называется Сретение Пресвятой Богородицы). Так, согласно богослужебному Уставу, если праздник Сретения попадает на воскресенье, то служба воскресная не отменяется, а соединяется вместе с службой Сретения, как происходит и в двунадесятые Богородичные праздники.
Праздник Сретения имеет один день предпразднства (см. ПРЕДПРАЗДНСТВО) 1 (14) февраля - и семь дней попразднства (см. ПОПРАЗДНСТВО) . Отдание - 9 (22) февраля.
На Западе только после 2-го Ватиканского собора (см. ВАТИКАНСКИЕ СОБОРЫ) праздник вновь стал Господским и именуется по-латыни «Представление Господне», хотя среди русских католиков сохраняется название «Сретение Господне». Одной из важных особенностей богослужения Сретения в латинском обряде (см. ЛАТИНСКИЙ ОБРЯД) является благословение свечей, с которыми верующие стоят на Мессе (см. МЕССА) , а потом благоговейно хранят их дома в течение года (свеча в данном случае символизирует Христа - «Свет к просвящению язычников»). Обычай благословения свечей на Сретение воспринят и православными (в частности, во многих приходах Украины).
Сретение в народной традиции
В народном календаре славянских народов Сретение имело значение сезонной границы: этим праздником у восточных и западных славян отмечалась половина зимы, а в южнославянских регионах - и начало весны, с чем было связано значительное число примет погоды и урожая. Хорошая солнечная погода обычно предвещала долгую зиму, а мороз - раннюю весну; метель на Сретение обещала «подмести» все корма для скота раньше обычного и др.
У восточных (реже у западных и южных) славян о Сретении говорили: «Сретение - зима с летом встречается», в дополнение к чему рассказывали о том, как именно борются зима с летом: «Лето зиму по щеке ударяет: «полно тебе, зиме, зимовать - пора мне, лету, летовать». Восприятие Сретения как начала весны отразилось и в приметах: «На Сретение кафтан с шубой встретились, а цыган шубу продает» и др.
Представление о Сретении как о начале весны воплотилось в многочисленных рассказах о животных, которые в этот день якобы переворачиваются с бока на бок. Болгары рассказывали о медведице, вылезающей на Сретение из берлоги, чтобы увидеть свою тень: если день солнечный и медведица видит свою тень, она поворачивается на другой бок, чтобы продолжить сон; это означает, что еще в течение сорока дней будет холодно.
Сретение по многим параметрам сближалось с началом нового года, что отразилось в представлениях о судьбоносности встреч, случающихся в этот день: сербы верили, что если встретить в этот день здорового человека, то и весь год будешь здоров (и наоборот). В некоторых местах Сретение считалось неудачным и опасным днем: люди избегали выполнять в этот день какие-либо хозяйственные работы, чтобы не встретиться с волками. Украинцы полагали, что родившийся на Сретение будет несчастлив; у болгар беременные женщины воздерживались от работ с острыми предметами из боязни, что будущий ребенок будет иметь на теле знаки и отметины, напоминающие об этих работах.
Во всех славянских традициях большое значение придавалось свече, которую в этот день освящали в церкви. У украинцев и белорусов ее называли «громничной свечкой», ср. «Громницы» как одно из восточно- и западнославянских диалектных названий Сретения. Эту свечу хранили в течение года: ее зажигали во время грозы и града, давали в руки тяжело умирающему, ее дымом окуривали больных и чертили кресты на балках и матице, зажигали, чтобы уберечься от «ходячего» покойника; прикрепляли к посуде, из которой весной засевали; обходили с зажженной свечой скот при первом выгоне на пастбище; подпаливали детям волосы при головной боли, терли ею горло при болях; вешали над входом в дом в купальскую ночь, чтобы защититься от ведьмы, и т. д.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Сретение" в других словарях:

    Встреча Словарь русских синонимов. сретение сущ., кол во синонимов: 2 встреча (50) праздник … Словарь синонимов

    Господне. По закону ветхозаветному, в 40 й день порождении младенца мужск. пола первенца, мать приносила его в храмиерусалимский, чтобы принести от себя жертву своего очищения,представить младенца Богу и выкупить его, так как по закону… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    СРЕТЕНИЕ, один из двунадесятых православных церковных праздников. Установлен в честь встречи (сретенья) праведником Симеоном Мессии младенца Иисуса Христа, которого родители несли в храм для посвящения Богу. Отмечается на 40 й день после… … Современная энциклопедия

    Один из двунадесятых православных церковных праздников. Установлен в честь встречи (сретенья) праведником Симеоном мессии ребенка Христа, которого родители несли в храм для посвящения Богу. Отмечается 2(15) февраля … Большой Энциклопедический словарь

    СРЕТЕНИЕ, сретения, мн. нет, ср. (действие по старин. гл. сретити встретить) (устар.). 1. Встреча (поэт. ритор.). «Феб лучезарный из морей поднялся… и в сретенье ему хор громких соловьев в густых лесах раздался.» Крылов. 2. Один из т.н.… … Толковый словарь Ушакова

    СРЕТЕНИЕ, я, ср. (С прописное). Один из двенадцати основных православных праздников в память о том, как праведник Симеон встретил у дверей храма Марию и Иосифа, несущих младенца Иисуса на руках для посвящения Богу. Заутреня на С. Толковый словарь … Толковый словарь Ожегова

    Сретение - СРЕТЕНИЕ, один из двунадесятых православных церковных праздников. Установлен в честь встречи (сретенья) праведником Симеоном Мессии младенца Иисуса Христа, которого родители несли в храм для посвящения Богу. Отмечается на 40–й день после… … Иллюстрированный энциклопедический словарь