Этапы работы над сказкой в начальной школе. Работа со сказками в начальной школе

РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

СОСТАВЛЕНИЕ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ.

Цели:

Совершенствование речевых умений, восприятия и понимания отличий волшебной сказки от литературного произведения, навыка пересказа;

Повторение «законов» волшебной сказки;

Овладение навыком создания творческих работ.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать основные нормы русского литературного языка; уметь создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные : осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные : адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.

Познавательные : выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные : строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Ход урока

1. Введение в тему урока.

Подумайте и скажите, о каком жанре устного народного творчества пойдёт речь на уроке.

(это сказка)

- В ряду разных жанров устной народной прозы сказка занимает особое место. Это самый популярный, необычайно любимый жанр детей и взрослых.

«Что за прелесть эти сказки!» - писал в Х IX веке А. С. Пушкин.

Сказка. Какое красивое слово. Кажется, что весь мир начинает звенеть, когда ребёнок произносит это чудное слово. Звенят волшебные колокольчики, звенит волшебный лес и уносит нас в удивительный мир прекрасных и опасных приключений, фантастических чудес.

Ребята, посмотрите на нашей выставке представлены книги. Что вы можете о них рассказать?

Ближе с этими книгами вы сможете познакомиться в школьной библиотеке.

Скажите, пожалуйста, а какие сказки вы уже читали?

А есть ли у вас любимая сказка?

Давайте вспомним некоторые сказки

(иллюстрации к русским народным сказкам. Дети должны назвать их.)

Назовите сказки. Что общего у этих сказок?

(Это русские народные сказки)

2. Мотивация учебной деятельности

- Давайте ещё раз вспомним, что такое сказка ?

- Какие виды сказок вы знаете?

- Что обязательно должно быть в сказке?

- Какие вам больше нравятся и почему?

- Кто сочинял сказки, которые мы изучили?

- Трудно ли быть сочинителем?

- Сочиняли ли вы когда-нибудь сказки?

3. Работа по теме урока.

Писать и сочинять сказки может лишь тот человек, который их любит, понимает и бережёт.

Знакомство с несколькими присказками, зачинами, концовками.

присказка

На море, на океане,

На острове Буяне

Стоит дуб зелёный,

Под тем дубом стол золочёный,

Садись, кушай,

Мою сказку слушай!

Давайте подумаем. Зачем в сказке нужна присказка?

(Вводит в мир сказки, настраивает на поэтическое восприятие текста, включает творческое воображение читателя).

После присказки в волшебной сказке идёт зачин. Он напоминает нам, что все события в сказке происходят где-то, место действия нельзя определить или показать на географической карте. Все события в сказке происходят только чудесным образом.

Найдите и зачитайте зачины сказок.

- Жили-были старик со старухой…

- В стары годы, в старопрежние, в красну вёсну, в тёплые лета…

- В некотором царстве, далёком (некотором) государстве жил-был царь…

Вспомните примеры концовок волшебных сказок.

Я там была и мёд кушала. А когда чай-то пила, по губам текло, а в рот не попало. Вот и сказке конец. Сказка вся, боле врать нельзя

- Тут и сказке конец, а кто слушал - молодец.

- И стали себе жить-поживать, добра наживать да медок попивать.

Какую роль играют в сказке концовки?

(Делают сказку красивой и необыкновенной, настраивают нас на доброе восприятие жизни).

Создание сказки.

Начинаем работу по созданию сказки. Начинаем сказку с зачина или с присказки.

План работы над собственной сказкой

1. Выбрать вид (волшебная, бытовая, о животных) и тему сказки.

2. Подобрать или придумать героев сказки исходя из её типа, героями могут быть: человек, животное, предмет.

3. Выбрать нужный зачин.

4. Использовать народные языковые обороты (пословицы, поговорки, постоянные эпитеты).

5. Составить план, схему, сюжет сказки.

6. Подобрать концовку.

7. Продумать оформление сказки.

Домашнее задание.

Сочинить и оформить собственную сказку.

Сказка для ребенка имеет большое воспитательное и познавательное значение. Это любимый жанр многих детей. И не случайно в программу начальной школы включены различные сказки.

Так в первом классе учащиеся знакомятся со сказками о животных, читают бытовые и волшебные сказки («Лиса и тетерев»; «Два мороза»; «Каша из топора»).

Во втором классе ребята читают народные сказки («Сивка-бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк»; былины «Добрыня Никитич», «Добрыня и змей», «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей-разбойник»), а также литературные сказки В.Ф. Одоевского («Мороз Иванович»), С.Т. Аксакова («Аленький цветочек») и другие.

1. Обычно перед чтением сказки проводится небольшая подготовительная беседа (можно спросить, какие сказки бывают, какие читали; организовать выставку сказок). Перед чтением сказок о животных можно напомнить о повадках животных, показать иллюстрацию этих животных.

2. Сказку читает обычно учитель, но желательно ее рассказывать.

3. Работу над сказкой вести как над реалистическим рассказом, не растолковывая, что «так в жизни не бывает», что это вымысел.

4. Сказку можно использовать для составления характеристик и оценок, так как персонажи сказок обычно являются выразителями одной - двух характерных черт, ярко раскрывающихся в их поступках.

5. Не переводить мораль сказки в область человеческих характеров и взаимоотношений. Дидактизм сказки настолько силен, ярок, что дети сами делают выводы: «Поделом лягушке - не надо хвастаться» (сказка «Лягушка - путешественница»). Если дети придут к подобным заключениям то можно считать, что чтение сказки достигло цели.

6. Специфика фольклорной сказки в том, что она создавалась для рассказывания. Поэтому прозаические сказки пересказываются как можно ближе к тексту. Рассказывание должно быть выразительным. Хорошим приемом подготовки к нему является чтение сказки в лицах. Инсценировка сказок во внеклассное время помогает выражать сказочный характер, развивает речь и творческие способности у детей.

7. Сказка используется и для обучающих работ по составлению планов, так как она отчетливо членится на сцены - части плана, заголовки легко отыскиваются в тексте сказки.

Учащиеся I -II классов охотно рисуют картинный план.

8. Обычно чтение сказки о животных не требует никакой подготовки, но иногда следует напомнить в беседе о нравах и повадках животных.

Если читается сказка о природе, близкой детям то используется материал экскурсии, записи в календарях природы, то есть наблюдения и опыт.

9. В связи с чтением сказки возможно изготовление кукол, декораций для кукольного театра, фигурок зверей и людей для теневого театра.

10. Следует вести элементарные наблюдения над особенностями композиции сказки, так как эти наблюдения повышают сознательность восприятия сказки детьми. Уже в I - II классах дети встречаются со сказочными приемами троекратного повтора и замечают, что это помогает запомнить сказку .

При чтении сказок применяются следующие виды работ:

Подготовка к восприятию сказки;

Чтение сказки;

Обмен мнением о прочитанном;

Чтение сказки по частям и их разбор;

Подготовка к рассказыванию;

Обобщающая беседа;

Подведение итогов;

Задание детям на дом .

Методика дает общее направление работы со сказками в зависимости от их принадлежности к тем или иным внутрижанровым разновидностям, однако при этом не до конца учитывает качественную неоднородность сказочного жанра, не определяет оптимального объема умений, который нужно сформировать у младших школьников при чтении разных типов сказок. А ведь именно знания литературоведческих основ помогает учителю глубже осмыслить роль сказки, выбрать методы и приемы, соответствующие данному типу сказки и способствующий формированию необходимых умений при анализе сказок.

Умения дают возможность стандартов в работе, разнообразить ее с целью создания у детей нужного эмоционального тона в восприятии, настроить их на то, что нет одинаковых сказок, что каждая сказка интересна по-своему.

Так, в бытовых сказках говорится о характерах людей, повадках животных. При анализе бытовых сказок не стоит сравнивать характеры людей. В социальных сказках показана жизнь народа, его горе, обездоленность, нищета, бесправие. При их изучении можно сравнить, как жили люди до революции как живут теперь, какие получили права.В волшебных сказках показана мечта народа, смекалка, талантливость, умение, трудолюбие. Здесь необходимо сравнение с современной жизнью (машины, краны, самолеты и т.д.). В сказках о животных важны наблюдения, экскурсии, иллюстрации, кино. Нужно научить составлять характеристику (вспомнить, в каких сказках и как показаны животные) .

1. Не говорить, что так не бывает в жизни.

2. Ставить вопрос: Почему? О чем это говорит?

3. Мораль сказки не переводить на человеческие отношения.

4. Речь сказки проста, пересказ должен быть близким к тексту (со смехом, игрой или грустью).

5. Пересказ по иллюстрациям, по картинному плану, по словесному плану, но с использованием речевых особенностей сказки (зачин, повторы, концовка).

6. Важно чтение в лицах, показ картонных кукол, кукольное выступление, теневой театр, грамзаписей.

7. На доске выписать яркие определения, характерные выражения, необходимые для введения при пересказе.

8. Поставить проблему - каков персонаж, докажи своим рассуждением и словами текста.

9. Важна в сказке интонация, яркость выражения .

В практике преподавания чтение сказок не редко проходят однопланово, без учета литературоведческой специфики этого жанра, в результате чего дети усваивают не глубину содержания «сказочного мира», не его метафоричность и не скрытый в ней нравственный и социальный смысл, а лишь фабулу которую они зачастую буквально соотносят с реальной действительностью.

Главное в любой сказке может быть осмысленно младшими школьниками в том случае, если учитель при руководстве чтением сказок будет опираться на их литературоведческую специфику и последовательно формировать необходимые умения, важные в плане литературного развития учеников.

Что же входит в понятие «литературоведческие основы» сказки? Сказка народная, литературная создает свой особый «сказочный мир». Он объемен, содержателен и специфически оформлен. В понятие «объем» включают количество знаков и частей, в понятие «форма» - осложненную и неосложненную, связанную и несвязанную с фольклорной традицией композицию, повествовательную, стихотворную, драматургическую.

Названные признаки важны не только с точки зрения художественных особенностей, но и в психолого-педагогическом плане. Они помогают глубже понять и описать «сказочный мир» .

«Чудесный мир» - это предметный, фактически не ограниченный, содержательный мир, создаваемый чудесным принципом организации материала.

При чтении сказки с «чудесным миром» можно организовать самостоятельный поиск учащихся, проводимый под руководством учителя.

В процессе чтения - поиска учащиеся должны обобщить и углубить практические представления о сказке как жанре, о «чудесном мире» то есть у них необходимо заложить оптимальный объем умений, таких как:

1. Умение видеть специфическое начало сказки - зачин и благополучный конец для хороших героев;

2. Умение определить сказочное место и время действия;

3. Умение при работе с текстом находить переломный момент в развитии действия дающий возможность проследить изменения героев;

4. Умение давать элементарную оценочную характеристику поведению персонажей;

5. Умение находить и называть волшебные предметы и волшебные существа, определять их место и роль в развитии сюжета функцию добра или зла по отношению к персонажам .

Для формирования данных умений чтение сказки с «чудесным миром» должно быть организованно так, чтобы дети от начала и до конца работы находились в состоянии поисковой ситуации, читали сказку по абзацам, осмысливали сказочное действие и поступки героев по «сюжетным вехам».

Перед чтением сказки нацелить учащихся на первичное ее восприятие, заинтересовать их, тогда они будут слушать с большим вниманием и интересом.

Многое при первичном восприятии зависит от учителя. Где-то надо изменить интонацию голоса, мимику, выдержать паузу.

После знакомства со сказками можно дать задание нарисовать запомнившийся эпизод, чтобы посмотреть, что же привлекло внимание детей.

Учет специфики «чудесного мира» помогает учителю сформировать необходимые умения, воздействовать на эмоциональную и нравственную сферу ребенка.

В традициях русской методики не обсуждать с детьми аллегорический смысл сказки: «Пусть в сказке все говорит само за себя» (В.Г.Белинский) . Дети без постороннего вмешательства улавливают идейную направленность сказки: добро побеждает зло.

Уже после первичного восприятия учащиеся проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам. Задача учителя при анализе сказок - помочь детям заметить формальные признаки данного жанра.

В кумулятивной сказке - это нагромождение событий или героев, связь звеньев в цепочке событий, способ нанизывания одного события за другим, выстраивания цепочки, роль стилистических формул в последовательном действий. В волшебной сказке - это специфика структуры пространства, наличие двух миров и границы между ними, обязательный переход главным героем этой границы «туда» и «обратно», перерождение героя в конце сказки. В новеллистической (бытовой) сказке - это резкая смена точки зрения, относительно которой ведется повествование.

Поэтому при чтении кумулятивной сказки полезно схематично обозначить цепочку героев и связи событий, приведших к развязке сказки. При чтении волшебной сказки - дать детям задание начертить схему путешествия героя в иной мир и обратно. А при работе над бытовой сказкой удобно использовать пересказ с изменением лица рассказчика .

Аллегорический смысл сказок приоткроется ребенку в том случае, если он уяснит функцию формальных элементов и сумеет соотнести их с целостным восприятием текста, а не будет интерпретировать сказки, исходя из своих житейских установок. Очень важно научить детей отделять сюжет сказки от способа её рассказывания, поэтому при анализе внимание концентрируется на формулах:

Начала: Жили-были…, В некотором царстве, в некотором государстве…;

Продолжения: Долго ли, коротко ли…, Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…;

Конца: И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…, Вот вам сказка, а мне кринка масла .

Алгоритм анализа содержания сказки можно представить следующим образом:

1. Тема сказки (например, про любовь, про животных, и др.). Отмечается оригинальность или заимствованность сюжета, влияние внешней среды на творчество.

2. Анализ героев и образов. Выделяются главные и вспомогательные. Герои классифицируются на добрых и злых, на тех, кто герою помогают и которые мешают, а также по выполняемым функциям. Выделяются и особо внимательно рассматриваются те герои, которые выделены самим автором сказки посредством эмоциональной окраски, преувеличения и т.д. также необходимо обратить внимание на "выпадение образов", на искажения. Одной из главных задач на этом этапе является определение героя, с которым идентифицирует себя автор. Это выявляется по личностным реакциям в ходе наблюдения за клиентом, а также уточняется наводящими вопросами. Надо отметить, что положительный герой и тот, с которым идентифицирует себя человек, не всегда совпадают.

3. Анализ затруднений, возникающих в ходе рассказа, в которые попадают главные герои. Их можно разделить на внешние и внутренние. Первые предполагают невозможность достичь цели, то есть различные преграды (огромные реки, дремучие леса, чудовища в пещерах и т.д.). Вторые представляют собой недостатки средств, то есть изъяны, и это чаще всего характеристики ресурсной базы человека (трусость, жадность, злость, физическая слабость героев и т.д.).

4. Способы совладания с затруднениями. Анализ способов отражает типичный репертуар героев. Это могут быть: убийство, обман, психологическое манипулирование и другие.

5. Набор индивидуальных этических стандартов, предписывающих, когда надо сердиться, когда обижаться, чувствовать вину, радоваться или ощущать правоту .

При анализе отмечается не только основной текст сказки. Но и все побочные высказывания, комментарии, отпускаемые по ходу рассказа шуточки, смех, долгие паузы, сбои.

Таким образом, сказка - жанр устного народного творчества; художественный вымысел фантастического, приключенческого или бытового характера. Каждая из них несет в себе огромное воспитательное и познавательное значение. Задача учителя - донести до сознания ребенка народную мудрость.

Разделы: Начальная школа

I. Введение.
II. Методические принципы работы над сказкой в начальной школе

2.1. Сказка в программе по литературному чтению начальной школы
2.2. Основные подходы к работе со сказочным текстом в 3-м классе

III. Вывод.
IV.Список литературы

Введение

Главная цель школьного обучения – формирование личности ученика. Чтение как учебный предмет имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература. Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем большее воздействие на личность оно оказывает. Поэтому в качестве одной из ведущих задач обучения чтению выдвигается задача обучения восприятию художественного произведения.

К.Д. Ушинский одну из важнейших задач школы видел в том, чтобы “приучить дитя к разумной беседе с книгой ”. Чтобы решить данную задачу учителю необходимо создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразных видов работы.

По мнению О.И. Колесниковой, уроки чтения в начальных классах, помимо утилитарных целей дидактического и воспитательного планов, призваны решать проблему, связанную с адекватным восприятием детьми произведений искусства слова “.

О важности обучения учащихся восприятию сказки пишут и другие известные методисты, такие как М.С. Васильева, М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская, О.И.Никифорова,М.С. Соловейчик, А.А.Леонтьев. Адекватное восприятие формируется в процессе анализа сказки, который должен быть совместным (учителя и ученики) раздумьем вслух, что со временем позволит развиться естественной потребности самому разобраться в прочитанном. По мнению методистов А.И. Шпунтова и Е.И. Иваниной, анализ сказки должен быть направлен на выявление содержания, той основной мысли, которую стремится донести автор, на выявление художественной ценности сказки.

Среди сказок можно выделить, прежде всего, животный эпос – сказки о зверях, известные и в греческих обработках (басни Эзопа), и в восточных вариантах, и у западных народов. В русских сказках – это многочисленные сказки о лисе и об ее встречах с волком, с котом, с бараном, с медведем, это сказки о медведе и мужике, о журавле и о цапле, сказки на тему «Зимовье зверей», сказки про кота и петуха, про козу с козлятами.

Вторая группа народных сказок – чудесные сказки: «Иван царевич и серый волк», «Царевна – лягушка», «Сивка – бурка» и т. д. Третью жанровую группу образуют сатирические сказки. В течение учебного курса начальной и средней школы должно быть обеспечено знакомство со всеми тремя видами сказок. В начальной школе преобладает работа со сказками о животных.

Огромный мир сказок представлен и литературными – авторскими произведениями.
Литературная сказка выросла не на пустом месте. Фундаментом ей послужила сказка народная, ставшая известной благодаря записям ученых-фольклористов.

Методические принципы работы над сказкой в начальной школе

Сказка в программе по литературному чтению начальной школы

«Ученик должен называть и приводить примеры: сказок народных и литературных (бытовых, волшебных, о животных); произведений фольклора (пословицы и поговорки, загадки, сказки, сказы, легенды, предания, былины); различать, сравнивать: произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка), сказки народные и литературные, жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, пьеса, баллада, очерки, мифы)».

Эти требования могут быть выполнены выпускниками начальной школы при условии сформированности достаточного круга чтения (из произведений фольклора, а также классических произведений отечественных и зарубежных писателей), позволяющего учащимся не только называть произведения, приводить примеры произведений разных жанров фольклора, но и различать их, уметь указывать их особенности.

Учебно-методический комплект программы отвечает всем этим требованиям. В учебнике по литературному чтению 1-4 классов входят произведения фольклора народов России и других стран мира. Задача обучения в каждом классе - углублять знания детей о произведениях народного творчества, расширять и обогащать читательский опыт, вводить литературоведческие представления и понятия. Разделы учебников включают в себя загадки, пословицы, скороговорки, потешки, сказки, легенды, сказания, сказы. От класса к классу расширяется круг чтения, повышается уровень начитанности. Постепенно у детей формируются понятия о литературных (авторских) и народных сказках, видах сказок (волшебных, бытовых, о животных), а сравнение сказок народов мира дает возможность выделить сходства и различия, «похожесть» сюжетов, особенность языка народных и литературных сказок.

В круг чтения третьеклассников вводятся новые сказки, чтение и анализ которых показывают их нереальный мир, существование положительных и отрицательных героев, особенности языка сказок каждого народа, наличие повторов, присказок, зачинов и концовок. Третьеклассники получают представление о том, что сюжеты многих сказок имеют сходство, хотя и отличаются манерой изложения, так как создавались они в разное время, разными людьми, в разных странах.

В 4 классе в круг чтения входят сказки, более сложные по форме и содержанию, что создает условия для обогащения читательского опыта, расширения круга чтения, повышения уровня начитанности. Четвероклассники повторяют все жанры произведений фольклора и виды сказок, изучают литературные сказки (А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, В.М. Гаршина, П.П. Ершова, Х.К. Андерсена и др.). Такое построение содержания обучения позволяет постоянно расширять круг чтения детей, формировать основные читательские умения.

Рассмотрим теперь требования к уровню сформированности литературоведческих представлений и понятий. В обязательный минимум содержания входит литературоведческая пропедевтика следующих понятий:

Жанры произведений - рассказ, сказка (народная или литературная), басня, стихотворение, повесть, пьеса;
- жанры фольклора: загадки, скороговорки, песенки, пословицы и поговорки;
- тема произведения;
- основная мысль;
- сюжет;
- герой-персонаж, его характер, поступки;
- писатель, автор, рассказчик;
- средства художественной выразительности в тексте - эпитеты, сравнения; в стихах - звукозапись, рифма.

Литературоведческие знания необходимы для более углубленной работы с произведением. Эти знания не даются ученику в готовом виде, а «открываются» детьми в ходе их читательской деятельности.

Наблюдения за разнообразными формами сказок (народных и литературных) приводят детей к выводу, что у некоторых сказок есть необычное вступление или концовка в виде прибаутки, шутки. Отбор сказок с присказками, их чтение расширяют круг чтения начинающего читателя, обогащают речь и читательский опыт. Подбирая шутки, прибаутки, пословицы для присказок или придумывая свои присказки к знакомым сказкам, рассказывая сказки с присказками, учащиеся познают мир сказок и овладевают литературоведческим понятием «присказка».

Работа с текстом в 1 классе: практическое отличие текста от набора предложений; выделение абзаца и смысловых частей; озаглавливание смысловых частей, составление схематического или картинного плана (под руководством учителя).

Во 2 классе : понимание слов и выражений, употребляемых в тексте; различение простейших случаев многозначности слов и сравнений; деление текста на части и составление плана под руководством учителя; определение основной (главной) мысли произведения; составление плана и пересказ по плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.

В 3 классе : осознание последовательности и смысла событий; вычленение главной мысли текста; знание структуры текста: начало, развитие действия, концовка; составление плана и пересказ содержания текста (подробно и выборочно) по плану и самостоятельно, самостоятельное выполнение заданий к тексту.

В 4 классе : понимание и объяснение значений слов и выражений; составление плана к рассказу и сказке; подробный, краткий и выборочный пересказ текста по плану; творческий пересказ (изменения лица рассказчика).

Основные подходы к работе со сказочным текстом в 3-м классе

Для педагогов особо значима проблема эстетического воспитания детей на материале сказки. Эстетическое восприятие развивается в результате широкого знакомства с художественной литературой, овладения необходимыми знаниями, накопления опыта переживаний и жизненных впечатлений. Поэтому так важна серьезная, продуманная работа со сказкой с самого начала приобщения ребенка к литературе.
Задания предполагают первичное и вторичное восприятие произведения. Первичное восприятие отражает общее, преимущественно эмоциональное впечатление отпрочитанного; вторичное обеспечивает размышление над произведением. Для организации первичного восприятия предлагаются такие, например, задания: понаблюдай за событиями и героями, вырази к ним свое отношение, выскажи свои впечатления. Эти задания опираются на эмоции детей и понимание ими фактического содержания произведения. При вторичном восприятии, после того как текст прочитывается повторно, учащиеся объясняют свое понимание героев и событий, свое отношение к прочитанному, рассуждают, доказывают, размышляют.

Далее организуется работа, опирающаяся на творческое воображение детей при восприятии произведения: представь героев, события, постарайся «увидеть» их (внешний вид персонажей, место действия); объясни поведение, эмоциональное состояние героя; подумай и подтверди словами из текста, как к нему относится автор, как мы об этом узнаем и т.п.

Поскольку произведение имеет не только содержание, но и форму, специально предусмотрены задания на выявление особенностей басни, сказки, стихотворения (как жанров), установление их сходства и различия, а также на осознание особенностей языка произведения, его композиции (построения). Важно, чтобы учащиеся поняли, как читаемое ими произведение построено, что этим достигается, какие слова выбирает автор для изображения персонажа, как они характеризуют этот персонаж.

Завершает работу над произведением выразительное чтение, которое специально готовится учителем. Очень важно, чтобы дети поняли: могут существовать разные варианты выразительного чтения, так как оно отражает различное восприятие людьми одного и того же художественного произведения.

Все задания учебника направлены на развитие учебной деятельности учащихся. Дети должны: 1) осознать учебную задачу (что нужно сделать и зачем), 2) понять (подумать), как выполнить задание и 3) проконтролировать и оценить свою работу.

Каково же содержание работы в каждом разделе учебника, в какой последовательности она осуществляется? Покажем это на примере изучения сказки. Это не новый материал для учеников. Обращение к нему в третьем классе позволяет углубить знания детей о народном творчестве, научить их различать жанрылитературных произведений, а также видеть поэтичность и многообразие творчества русского народа, богатство русского языка.

Вначале учащимся сообщаются сведения о сказке, ее источниках, жанровых особенностях, ведущих идеях (торжество добра над злом, утверждение нравственных норм жизни, представления народа о счастье, достоинствах человека и т.п.). Важно, не нарушая поэтичности сказки, показать детям, что в сказках сочетаются реальный и нереальный миры, а все герои делятся на положительных и отрицательных. Задания предлагают оценить поступки героев, обратить внимание на особую манеру их описания, народный язык, наличие повторов, присказок, зачинов и т.д.

Следующий этап работы – формирование представлений о том, что сюжеты многих сказок имеют сходство, хотя они и отличаются манерой изложения, тем, как создавались в разное время, в разных местах и рассказывались разными сказителями.

Дети сравнивают сказки со сходными сюжетами, знакомятся со сказками, включающими загадки, и героями, которые побеждают врагов не силой, а мудростью, умом и смекалкой. Сказки-загадки также изучаются в сопоставлении.

И, наконец, мы рассматриваем сказку как источник творчества писателя.Народная и авторская сказки часто похожи по сюжету и изучаются в сопоставлении.
В первом-втором классах дети овладели свободным и выборочным пересказами. В третьем классе начинается обучение пересказыванию и рассказыванию, которые сохраняют художественные особенности текста. Начинать желательно с пересказа отдельных эпизодов, чтобы можно было сохранить (а значит, заметить) все выразительные средства языка (эпитеты, сравнения, олицетворения и т.д.), а также передать интонационный рисунок текста, что позволяет не только понять авторскую точку зрения, но и выразить собственное отношение к читаемому.

Как организовать обучение художественному пересказу! Эту работу следует проводить, когда учащиеся уже хорошо усвоили содержание произведения, составили план, выделили особенности каждого эпизода. Учитывая, что произведения для чтения в третьем классе достаточно объемны, на их изучение отводится 2-3 урока. Для обучения художественному рассказыванию целесообразнее привлекать сказки. Прочитав сказку, обсудив ее, следует поработать над формой изложения и планом. Вместе с учениками определите, каким содержанием можно наполнить каждый пункт плана, как передать при пересказе настроение каждого персонажа, какие авторские слова следовало бы полностью сохранить при пересказе и почему.

Художественный пересказ позволяет не только хорошо усвоить содержание произведения, но и увидеть особенности его построения, заметить необычные слова, передать диалоги, представить героев и их отношения. Наблюдения над художественными особенностями сказки проводятся в процессе работы с текстом.

Такая работа с текстом необходима для раскрытия образа героя сказки: описание его внешнего вида, поступков, отношения к другим персонажам. Она заставляет учеников вслушиваться, вчитываться, всматриваться в авторский текст, чтобы понять, что хотел сказать автор, и определить свое отношение к героям и всему произведению.

В третьем классе дети не только узнают о том, что сказки бывают о животных, бытовые и волшебные, но и наблюдают за их формой (сказки-загадки, сказки в прозе и в стихах; загадки, построенные на основе противопоставления явлений и предметов, загадки-вопросы, загадки, в основе которых лежат конкретные признаки).

При изучении сказок желательно использовать схемы, таблицы и кроссворды. В курсе литературного чтения это форма самостоятельной работы учащихся, которая вводится для обобщения полученных знаний, повышения читательской зоркости, воспитания внимания к слову.

Задания такого типа лучше выполнять в группах, куда входят дети с разными уровнями подготовки.

Специальных методик диагностики уровня освоения и анализа сказок не имеется, поэтому можно провести опрос.

Вывод

Результаты исследования позволили сделать следующие выводы. Сказки имеют огромное педагогическое и воспитательное значение. Они формируют устойчивые народные представления о нравственных началах жизни, являются наглядной школой изумительного искусства слова. Сказки способствуют развитию у детей воображения и литературно-творческих способностей. Изучение сказок повышает интерес и мотивацию школьников к изучению литературы. Сказка прививает любовь к своей земле и своему народу. Она формирует коммуникативные качества младших школьников.

При опоре на фольклорные традиции решается такая педагогическая задача, как формирование творчески развитой личности школьника. Различные компоненты народной художественной культуры обладают мощным творческим потенциалом. И, конечно же, очевидны возможности сказки в развитии творческих способностей детей. Содержательный мир сказки, ее поэтика и композиция близки и доступны детям. Поэтому применение сказки в разных видах творческой деятельности открывает широкие горизонты для формирования креативной личности.

Список литературы

1. Беседы с учителем (методика обучения): Четвертый класс четырехлетней начальной школы/Под ред. Л.Е.Журовой. – М.: Вентана-Графф, 2001. – 480 с.
2. Беседы с учителем. Методика обучения: Первый класс четырехлетней начальной школы/Под ред. Л.Е.Журовой. – М.: Вентана-Графф, 2002. – 384 с.
3. Беседы с учителем: Второй класс четырехлетней начальной школы /Под ред. Л.Е.Журовой. – М.: Вентана-Графф, 2002. – 320 с.
4. Беседы с учителем: Третий класс четырехлетней начальной школы/Под ред. Л.Е.Журовой. – М.: Вентана-Графф, 2000. – 384 с.
5. Бибко Н.С. Обучение первоклассников умению читать сказки. Начальная школа, – М..: Просвещение, 1986, №4, с.17-21
6. Бибко Н.С. Сказка приходит на урок. Начальная школа, – М.: Просвещение, 1996г., №9, с.31-34 и 47-48
7. Педагогика. Уроки сказки – М., 1989 г. с 6-7
8. Колесникова О.И. Филологические основы работы над произведением на уроках чтения // Начальная школа. – 2000. – № 11. с. 6.
9. Воюшина М.П. Анализ художественного произведения на уроках чтения во втором классе четырехлетней начальной школы. – Л.: ЛГЛИ им. А.И. Герцена, 1989. – с. 3.
10. Козырева А.С. Виды работы над текстом на уроках чтения // Начальная школа – 1990. – № 3. с. 67.
11. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учебник для студентов вузов. – М.: Смысл. 1997. – с. 201.
12. Леонтьев А.А. Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1981. – с. 76.
13. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. Под ред. М.С. Соловейчик. М.: Просвещение, 1993. – с. 321.
14. Никифорова О.И. Восприятие художественной литературы школьниками. – М.: Учпедгиз, 1959. – с.116.
15. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. – М.: Педагогика, 1977. – с. 99.

Лудуп Ирина Максимовна
Должность: учитель русского языка начальных классов с родным (нерусским) языком обучения
Учебное заведение: МБОУ Гимназия №5
Населённый пункт: город Кызыл, Республика Тыва
Наименование материала: статья
Тема: "Работа над сказкой на уроках литературного чтения"
Дата публикации: 07.01.2016
Раздел: начальное образование

Тема: «Работа над сказкой на уроках литературного чтения

в начальной школе


Лудуп Ирина Максимовна учитель русского языка начальных классов МБОУ Гимназии №5 г. Кызыла. «Чтение – это окошко, через которое дети видят, познают мир и самих себя». /В.А. Сухомлинский/ Литературное чтение – один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетентности младшего школьника. Задачи: 1. формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения; 2. формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; 3. развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания; 4. формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству; 5. находить сходство и различие разных жанров; 6. развитие воображения, творческих способностей; 7. обогащение представлений об окружающем мире. Одним из любимых жанров детей младшего школьного возраста является сказка. В мире существует огромное количество сказок, которые любят дети всех стран и народов. У каждой сказки свой характер и своя судьба. Каждая сказка интересна по-своему, и рассказывает нам много нового и интересного. Сказка - древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. В сказке за фантастичностью скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказочной фантастики. Не случайно в программу начальной школы включены различные сказки. По сложившейся в литературоведении традиции сказки делятся на три группы:  сказки о животных  волшебные сказки  бытовые сказки Главная задача
сказок о животных
– вызвать сострадание к слабому, обиженному и высмеять отрицательные черты характера, поступки.

Волшебная

сказка
– это художественное произведение с четко выраженной идеей победы человека над темными силами зла. Детям младшего школьного возраста нравятся волшебные сказки.

Бытовые сказки
имеют большое воспитательное и познавательное значение. Дети узнают об истории народа, его быте. Эти сказки помогают нравственному воспитанию учащихся, так как они передают народную мудрость. В первом классе учащиеся знакомятся со сказками о животных, читают бытовые и волшебные сказки («Теремок»; «Маша и медведь»; «Колобок», «Доктор Айболит»). Во втором классе читают народные сказки («Лиса, кот и петух», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»; В третьем классе читают авторские сказки А. Пушкина «Сказка о мертвой царевне», сказки К.И. Чуковского В четвертом – более объемные по содержанию сказки. А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане …», С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» и др. авторов. Из программы видно, что сказка занимает большое место в обучении чтению младших школьников. Она способствует развитию речи, мышления учащихся. Сказка обладает огромным воспитательным и развивающим воздействием. Однако здесь велика роль самого учителя. Перед чтением сказки проводится небольшая подготовительная беседа (можно спросить, какие сказки бывают, какие сказки читали, организовать выставку книг). Перед чтением сказок о животных можно напомнить учащимся о повадках животных, показать иллюстрации. Сказку читает обычно учитель, но желательно ее рассказывать. Речь сказки проста, пересказ должен быть близким к тексту (с улыбкой, игрой, радостью или грустью).
При чтении сказок применяются следующие виды работ:
1. Подготовка к восприятию сказки; 2. чтение сказки учителем; 3. словарная работа; 4. работа над произношением; 5. чтение сказки по ролям; 6. беседа по содержанию сказки; 7. п о д г о т о в к а к рассказыванию; 8. рассказывание сказки; 9. обобщающая беседа; 10. вывод; 11. задание на дом.
Прочитав сказки, можно провести следующие мероприятия:
1. Составить и провести викторину; 2. Эффективным способом изучения сказки является ее инсценирование. Этому способствует насыщенность сказки диалогами. 3. КВН; 4. Разучить роли и показать спектакль; 5. Игра «Поле чудес» (по сказкам); 6. Внеклассную работу по теме «Учимся сочинять сказки». 7. Иллюстрировать сказки. 8. Арттерапия - рисование, лепка, конструирование, театр (кукольный в том числе), музыкальные постановки сказок;
9. Издание собственных мини-книжек сказок. Работая со сказкой (чтение детей, чтение вслух взрослыми, различные формы пересказа), необходимо указывать на ее особенности, помочь учащимся понять замысел сказки. Можно широко использовать сказку, как источник эстетического воспитания детей, сопоставление вариантов сказок, различных "редакций" одного сюжета у разных народов, привлечение игрушки для глубокого осмысления сказки, установление связи народной сказки с литературой. Давно замечено, что сказки разных народов иногда удивительно похожи.Это сходство объясняет теория самозарождения сюжетов: у всех народов на одинаковой стадии развития складываются похожие верования и обряды, похожие формы социальной и общественной жизни. А, следовательно, идеалы и конфликты у них те же - противостояние бедности и богатства, мудрости и глупости, трудолюбия и лени. Прочитав и изучив схожие по сюжету сказки, можно провести следующее задание:

Задание
«
Похожи ли эти сказки?»  "Теремок" А.Н. Толстого и "Теремок" – русская народная сказка в пересказе Е.И. Чарушина;  "Терем мышки" – русская народная сказка и "Лесные хоромы" – С.Михайлова;  "Руковичка" – украинская народная сказка и "Теремок" – С.Я. Маршака;  "Морозко" – русская народная сказка и сказка "Мороз Иванович". Задания подобного типа обращают внимание детей на диалоги и короткие эпизоды в сказке, на которые они часто не обращают внимания. Читая сказки, учащиеся заметили, что сюжет сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» очень схож с сюжетом тувинской народной сказки «Алдын кушкаш» («Золотая птичка»). Так у нас появился следующий проект, с которым выступила ученица 2-го класса на Научно-практической конференции учащихся начальных классов Гимназии №5.

Сходства и различия сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

и тувинской народной сказки «Золотая птичка» («Алдын кушкаш»).

Цель:
Изучить и сравнить сходства и различия сказок.
Задачи:
1.

Изучить сказки. 2. Сравнить героев двух сказок их сходства и различия; 3. Выявить положительные и отрицательные человеческие качества главных героев; 4. Почему эти сказки живут в народе сотни лет и до сих пор их любят дети?
Объект исследования:
Тексты сказок «Сказка о рыбаке и рыбке». «Золотая птичка».
Предмет исследования:
Сходства и различия этих сказок.
Актуальность:
Сказка всегда представляет собой интерес для всех детей. Она учит нас тому, что такое хорошо и что такое плохо, о добре и зле, о вознаграждении и наказании за наши поступки.
Гипотеза:
В сказке А.С. Пушкина и тувинской народной сказке существуют сходства и различия. Сказка – один из основных видов устного народного творчества. Сказки всех народов воспевают добро, справедливость, милосердие, благородство. Они осуждают зло, ненависть, жадность, лень. Она учит сострадать, любить все живое, быть правдивым, трудолюбивым, готовым помочь, оказавшемуся в беде. Сказка помогает по-своему понять окружающий мир. Прочитав сказки, ученики нашли сходства и различия:
СХОДСТВА

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Сказка «Золотая птичка»

3.
Рыбка спаслась, благодаря дедушке. Рыбка добрая, благодарная, выполнила желания старухи. Старуха жадная, алчная Птичка спаслась, благодаря дедушке Птичка добрая, благодарная, выполнила желания старика. Старик жадный, алчный
4.
Птичка и золотая рыбка поняли, что этих людей ничто не сможет остановить. Они будут требовать даже невозможного. Рыбка и птичка
решили ничего не менять в жизни старика и старухи. Оставить все как есть. РАЗЛИЧИЯ
«Сказка о рыбаке и рыбке»

Сказка «Золотая птичка»

(народная)
Жадная
старуха
Выполняет желания старухи золотая
рыбка.
1 желание старухи – новое корыто 2 желание – новая изба 3 желание – стать столбовою дворянкой 4 желание – стать вольною царицей 5 желание – стать владычицей морскою Жадный
старик
Выполняет желания старика золотая
птичка.
1 желание старика – иметь много дров 2 желание – новая белая юрта 3желание - белый скот (бараны, овцы) 4 желание – стать хааном - - - Из сказок видно, что зло наказывается. Наказание получили и старуха, и старик за свою жадность. Эти сказки учат нас быть добрыми и справедливыми. В сказках не приветствуется зло и лень. Даже сама природа против зла. Сколько добра сделала рыбка? Сколько добра сделала птичка? Не понимая этого, старик из сказки «Золотая птичка» уничтожает дерево, разоряет гнездо и остаются они со старухой в старой дырявой юрте. А в сказке «О рыбаке и рыбке» - остаются у разбитого корыта.
Вывод:
Надо ценить то, что делают для тебя другие. Нужно быть добрым, благодарным, хорошим человеком. Сказка обязательно чему-то учит людей, а выдуманный сказочный мир всегда несет с собой мудрую реальную мысль. Недаром многие русские народные сказки имеют такую концовку:
«Сказка - ложь, да в ней намек,

добрым молодцам урок».

Литература
1. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». 2. Тувинские народные сказки. Сказка «Алдын кушкаш». " Тувинские народные сказки", Москва, 1984 г. 3. Пропп В. Я. Исторические корни Волшебной Сказки в библиотеке Максима Мошкова. 4. А. И. Гагарина. Народные и литературные сказки разных стран. 5. Бибко Н.С. Обучение первоклассников умению читать сказки, Начальная школа, - М.: Просвещение, 1986г., №4. 6. Бибко Н.С. Сказка приходит на урок, Начальная школа, - М.: Просвещение, 1996г., №9.

Обучение детей сочинению литературных сказок.

Сказкотерапия для младших школьников

Ребенок-сказочник

Данная работа обращена к педагогам и психологам, работающим с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В ней описан мой опыт по обучению детей сочинению литературных сказок и использованные в ходе этой работы элементы сказкотерапии.
Одним из направлений психолого-педагогической работы по гармонизации личности ребенка с целью его социализации и адаптации к школьным требованиям является сказкотерапия. Этот метод, использующий сказку для интеграции личности ребенка, развития творческих способностей, совершенствования взаимодействия с окружающим миром, недаром популярен сегодня. Но часто под сказкотерапией подразумевается лишь работа над фольклорными и терапевтическими сказами с последующей их иллюстрацией и драматизацией. Мы же обучаем детей непосредственно детскому литературному творчеству. Считаем, что работа над авторской сказкой необходима для развития художественного воображения, эмоциональной сферы, для овладения речью не просто как средством общения, а как средством художественной выразительности. Кроме того, авторская сказка является прекрасным диагностическим и гармонизирующим детскую психику инструментом.
Сказочная история, которую сочиняет ребенок, по сути своей близка к фантазиям и снам и является продуктом бессознательного. В таких историях очень сильно выражен элемент проекции, отождествления. Герой сказки – сам ребенок, сказочная история – это драма его внутренней жизни. Если взрослый писатель может отделить себя от личных переживаний и пристрастий и создавать произведения в соответствии с логикой и замыслом, то ребенок к такой отстраненности еще не способен. Фантазии вырываются из него, как пар из кипящего чайника.
Наша работа ведется на базе творческой студии «Лепная сказка» и во внеурочной деятельности с первоклассниками общеобразовательной школы. Возраст детей семь - восемь лет.

В своей работе мы используем следующие приемы и методы:
1. Сочинение историй (коллективных и авторских).
2. Рефлексивный анализ, обсуждение.
3. Игры-драматизации.
4. Моделирование сказочного мира.
5. Лепка и рисование по придуманным сказкам.
6. Инсценировка по сказкам и изготовление атрибутов к спектаклям.
В 2013 г. по мотивам придуманной коллективно сказки мы поставили яркий и необычный спектакль «Драконий остров», который был показан на сцене районного Дворца Молодежи. Все атрибуты и декорации к спектаклю создавались руками детей.


В нашей студии создана такая психологическая атмосфера, при которой любой ребенок принят таким, какой он есть. Дети знают, что я отношусь к ним с уважением и интересом, высоко оцениваю их творчество, поэтому с радостью делятся со мной своими открытиями, свободно говорят на любую тему и без опасений выражают свое мнение. Они знают, что я не буду критиковать придуманные ими сказки. Поэтому даже дети, которые, по мнению родителей, «лишены воображения», на занятиях раскрываются как творческие личности и удивляют нас своими историями.
Мир детской души совсем не так безмятежен, как хотелось бы нам, взрослым, верить. Дети испытывают сильные чувства, хотя сами их порой не осознают. Здесь и тревога за свою безопасность, и сложные отношения со сверстниками и взрослыми, и страх оказаться неуспешным. Чего стоят одни только школьные перемены! Невольно вспоминаются строчки Н. Лиснянской:
Перемена, перемена!
Все орут одновременно,
Все бегут туда-сюда
Как орда на города!
Детские неврозы и отклонения в поведении возникают чаще всего из-за конфликта между требованиями, предъявляемыми к школьнику, и его актуальными возможностями.
Главное в сказкотерапии – не получить правильный, «причесанный» литературный продукт, а дать ребенку возможность овеществить, выразить то, что скрыто в его подсознании. В процессе такой вербализации поток образов из подсознания теряет свою разрушительную энергию, образы осознаются и интегрируются в сознание, тем самым психика ребенка приближается к целостности и гармонии. А педагог получает бесценный диагностический материал, который помогает ему правильно строить воспитательную работу с каждым школьником.


Расскажу о нашей методике сочинения сказок. На первом году обучения мы используем метод карточек-пиктограмм, значение которых основано на часто повторяющихся элементах волшебной сказки. Опираемся при этом на труды В.Проппа и Д.Родари, много работаем с детьми над раскрытием структуры сказки как жанра, над развитием речи учащихся и обучению их символическому мышлению. Дети выкладывают схемы известных сказок и сочиняют свои коллективные сказки на основе аналогичных схем. Переходя от сказочного сюжета к его схеме, учащийся тем самым переходит от конкретного мышления к абстрактному и учится оперировать символами. Этот навык относится к метапредметным и весьма необходим ученику на уроках математики и русского языка, при составлении схемы слова и схемы задачи. Пиктограммы, обозначающие ту или иную функцию или персонаж сказки, подбирались нами так, чтобы быть предельно простыми, яркими и запоминающимися. (Приложение 1)


Конечно, мы не использовали в работе с детьми все 31 функции, обозначенные Проппом, а только наиболее часто встречающиеся. С другой стороны, в процессе сочинения мы не ограничивали фантазию детей только имеющимися функциями, используя их в дальнейшем как опорные маяки, а не жесткую схему.
В процессе непосредственного сочинения сказок мы также переходим от простых методов к сложным, нетривиальным.
На эту тему в журнале «Обруч» №3 за 2013 г. была опубликована моя статья «Ключ к фантазии».
Приемы, используемые нами при сочинении сказок:
Сочинение с опорой на известный сказочный сюжет, перенесение действия в наши дни. При этом выкладывается схема базовой сказки.
Сочинение с опорой на куклы-персонажи (Баба-Яга, Иван-царевич, Василиса Прекрасная, Змей Горыныч, звери и птицы).
Сочинение с опорой на два любых слова (существительное+существительное, существительное+глагол, существительное+прилагательное).
Сочинение с опорой на набор карточек, выполненным по детским рисункам.
Сочинение с опорой на три случайно взятых предмета.
Сказки-перевертыши, где Баба-Яга, к примеру, борется со злом.
Сказки, базирующиеся на придумывании волшебных свойств обычных предметов, вроде розовой шапки, что превращает надевшего ее в розу, или ложки, которая гоняется за ребенком, чтобы накормить его кашей.
Сказки, начинающиеся с невероятного предположения. Например, а что, если бы однажды все взрослые превратились в игрушечных человечков из конструктора Лего?..
Сказки-трансформации снов, обычно неприятных, тревожащих ребенка.
Сказки-трансформации образов бессознательного, прорывающихся в рисунках и навязчивых фантазиях ребенка.
Сказки, опирающиеся на иллюстрацию к книге или репродукцию фантастической картины, например, белорусского художника П.Кульши.


На втором году обучения мы перешли от литературных импровизаций по мотивам традиционной волшебной сказки к сочинению коллективных и авторских историй, сюжет которых задавали сами дети, уже не опираясь на пиктограммы, но лишь на внутреннюю потребность в проговаривании того или иного тревожащего ребенка мотива. Неудивительно, что авторские сказки такого рода по форме ближе всего к сновидению и уязвимы для критики с литературной точки зрения. В процесс сочинения авторских сказок я никак не вмешиваюсь, лишь записываю по просьбе ребенка историю, которую он диктует.
Другое дело коллективные сказки. Они требуют больше времени, иногда сказку, начатую в студии, дети продолжали дома, а заканчивали лишь через несколько недель, потому что намеченный конфликт никак не удавалось разрешить. Сочинение таких сказок я координировала, требуя, к примеру, большей достоверности, разработки диалогов, описаний, логического развития событий. И, конечно же, счастливого конца. Обычно такие сказки начинались с образа, вызывающего тревогу у одного из детей. Так, сказка «Черный стул» началась с фантазии мальчика В. о стуле, с которого исчезают дети. Несмотря на тревожное начало, совместными усилиями сказка была выстроена как героическая эпопея, в которую вплелись мотивы войны с фашистами. В конце истории справедливость восторжествовала, а герои были вознаграждены за храбрость.
Не случайно именно эта сказка стала лауреатом Всероссийского литературного конкурса «Волшебное слово» 2014 года и прозвучала в эфире радиостанции «Эхо Москвы».


Изложенная ниже сказка «Волшебные крылья» была написана С., хорошо успевающей девочкой с высоким уровнем притязаний.

Волшебные крылья

Жила-была девочка Даша. Ей очень хотелось научиться летать. Она все время тренировалась, прыгала с лестницы на батут. Но летать все равно не получалось. Однажды у нее выпал молочный зуб. Она спрятала его под подушкой и стала ждать фею. Когда зубная фея появилась, девочка попросила, чтобы ей научиться летать. И фея исполнила ее желание: у девочки выросли крылья. Каждое утро Даша уходила гулять, а на самом деле летала. Она пряталась от людей в парке и лесу. Однажды ее крылья увидели родители и тут же повели в больницу. Врач осмотрел девочку и попытался отрезать крылья. Усилием воли она сделала так, что крылья сами исчезли на время. И врач оставил ее в покое. Теперь ей приходилось все время прятать свои крылья. Однажды она все-таки забыла убрать крылья перед уроками, и ее увидели крылатой в школе. Учитель рассердился, и девочку выгнали из школы. Но она попросила фею, и та сделала так, что у девочки появилась своя школа, в которой училась только она, и никто ей не мешал. Но это не понравилось ее родителям. Они потребовали, чтобы она избавилась от крыльев. Как только Даша пообещала это, ее школа исчезла, и крылья тоже. Они исчезли насовсем. Девочка долго плакала и просила, чтобы все стало, как раньше. Когда у нее снова выпал зуб, она дождалась зубную фею и попросила ее вернуть крылья. Но фея сказала, что волшебство действует только с первым зубом. Она подарила девочке 500 рублей. Даша сказала:
- Зачем мне деньги, я хочу летать!
Тогда фея сказала, что есть один волшебный магазин фей, и в нем продаются крылья. Но чтобы попасть туда, нужно быть очень смелой. На следующий день девочка попросила у папы еще денег, потому что крылья стоили дорого, и нашла магазин фей. Она купила крылья и с тех пор летала, и все у нее было хорошо.

Как и героиня своей истории, С. ощущает себя особенной, лучшей, достойной необыкновенного дара. В сказке этот дар – крылья. Символ свободы и независимости, полета фантазии. Крылья - это окрыленная душа, вдохновение, мечта.
Почему же люди не рукоплещут, почему ей приходится прятать свои крылья? Врач считает крылья болезнью, учитель – нарушением правил, и даже родители требуют от них избавиться. Героиня учится скрывать свой дар, но это ей недолго удается. Наконец, прижатая к стене, она обещает отказаться от крыльев – и они исчезают. Сюжет напоминает историю Золушки, которой тоже помогала фея. Едва Даша дрогнула, отступила перед напором родителей, как волшебство рассеялось, крылья вместе с прекрасной школой (аналог королевского дворца) исчезли. Если в народной сказке справедливость восстанавливает принц, то в сказке С. девочка получает еще один шанс: она может купить крылья. Правда, они стоят дорого, как любой ценный товар. В качестве образа из сна деньги представляют эквивалент энергии, личных усилий. В девочке очень развиты лидерские качества, стремление к свободе и независимости. Мечты ведут ее очень далеко. Но подсознание поправляет: жизненный успех нельзя получить, как дар, за него придется заплатить личными усилиями. Учитель и родители напоминают ей: только усердным трудом можно добиться своей цели.
Мне кажется, финал сказки о крыльях позитивен. Развитое мышление девочки и сильная воля помогут ей добиться успеха, несмотря на трудности. Причем, трудности не внешние, а внутренние. В первую очередь это неумение С. договариваться, решать конфликты мирным путем. Она горда и не допускает, что «крылья» могут быть не только у нее. Мы с ней говорили по душам на эту тему и девочка, кажется, извлекла урок, стала доброжелательнее относиться к своим сверстникам.


Детское сочинительство в «сыром», необработанном виде по своей сути близко к фантазированию и его внешнему проявлению в режиссерской игре. Сюда же можно отнести сюжетно-ролевые игры, в которые играют дети без вмешательства взрослых. Эти игры, которые могут длиться часами, представляют собой спектакль без зрителей. Если вслушиваться в диалоги детей, можно различить контуры фантастических приключений или драматических историй. Здесь также очень ярко проявляется бессознательное ребенка. Сюжетной канвой для таких игр часто служат популярные среди детей сериалы «Трансформеры» и «Винкс».
Влияние работы со сказками на развитие эмоциональной и когнитивной сферы ребенка мы отслеживаем с помощью проективных методик. В начале и конце учебного года проводили с детьми следующие рисуночные тесты: «Рисунок несуществующего животного», «В кого бы меня заколдовали», «Нарисуй историю» (тест Силвер), «Дом, дерево, человек», «Моя семья», «Семья животных».
Хорошее знание детей, их интересов помогает более взвешенно относиться к результатам подобных тестов. Например, по традиции считается плохим показателем, если в проективном тесте «Нарисуй несуществующее животное» или «В кого бы я превратился» ребенок рисует не живое существо, а механизм. Но все положительные герои «Трансформеров», растиражированные в виде популярных игрушек серии «Лего», - механизмы. Что удивительного, если ребенок, который любит этот фильм, или играет на планшете, управляя монстрами, изображает себя тоже в виде монстра? Психика ребенка отражает действительность. С этим можно бороться, лишь заменяя агрессивные игры и фильмы другими, несущими позитивный настрой. Поэтому, интерпретируя результаты рисуночных тестов, следует учитывать влияние среды на ребенка.