Кто написал картину явление христа народу. Тайны великих картин: "явление христа народу"

Множество тайн, связанных с жизнью и творчеством Гоголя, еще предстоит открыть и изучить исследователям, считает Дмитрий Бак, профессор истории русской литературы РГГУ, специалист по литературе 19-20 веков. О некоторых из этих тайн он рассказал в интервью коррепонденту РИА Новости Светлане Вовк в канун 200-летия со дня рождения писателя.

- Дмитрий Петрович, достаточно ли хорошо изучены творчество и жизнь Гоголя? Еще могут быть какие-то громкие открытия?

В основном наследие Гоголя изучено, и в этом большой вклад ученых XIX века. Например, Николая Тихонравова, который прокомментировал все основные произведения писателя. Но остается еще множество тайн, связанных и с жизнью, и с творчеством Гоголя, например, тайна второго тома "Мертвых душ".

Известно, что перед смертью Гоголь сжег рукопись второго тома "Мертвых душ", за исключением нескольких начальных глав. Но это произведение имеет настолько мощную энергетику, настолько понятно, какой замысел оно в себе несло, что можно сказать - оно существует. Этот том, в отличие от первого, должен быть посвящен светлым сторонам жизни России. Возможно, что мы когда-нибудь найдем другие его фрагменты, которые могут лежать в архивах.

Но главная тайна Гоголя даже не сожженная рукопись второго тома. Самое существенное состоит в том, что неисчерпаемы произведения писателя, они "многотолкуемы", потому каждое новое поколение читает их по-своему, открывает неожиданные смыслы.

Например, по понятным причинам, в советское время недостаточное внимание уделялось религиозности самого Гоголя и вероучительным проблемам в его творчестве. И здесь еще непочатый край работы.

- У Гоголя ведь был не только писательский дар, он был многосторонне одаренным человеком.

Да. Помимо писательского дара, Гоголь обладал талантом комического актера, славился своим лицедейством. А еще создал специальный труд о церковных службах - "Размышление о Божественной литургии".

Гоголь всегда очень пристально вглядывался в окружающий мир. Он стремился к доскональной осведомленности обо всем, что упоминалось в его книгах, будь то события исторического прошлого или народные малороссийские легенды. В письмах своим родственникам он все время просил их сообщать ему народные приметы, песни, детали быта.

Точность и конкретность деталей в произведениях Гоголя просто потрясает. "Для него важно все - как называется трава, растущая у порога, названия одежды, утвари и так далее. К "Вечерам на хуторе близ Диканьки" приложен небольшой словарь, где Гоголь объясняет некоторые малороссийские понятия.

- Правда ли, что художник Иванов изобразил Гоголя на известной картине "Явление Мессии"?

Действительно, на знаменитой картине Александра Иванова "Явление Мессии" (или "Явление Христа народу") - в облике одного из персонажей изображен Гоголь. Среди тех, кто с надеждой устремил взгляды на приближающегося Христа, есть человек, стоящий вполоборота к Мессии, в алом одеянии, он выделяется из толпы своим пророческим горящим взглядом. Портретное сходство с Гоголем очевидно.

Гоголь познакомился с Александром Ивановым в Италии, где писатель прожил долгие годы. Художник тонко почувствовал и изобразил на картине гоголевскую "избранность", которую остро переживал и сам писатель.

Гоголя при жизни упрекали в гордыне, в преувеличении своих заслуг и достоинств, и это действительно могло так выглядеть. Основания для этого можно усмотреть даже в его текстах есть: Гоголь в текстах обращается ко всем людям, он понимает, что его слово имеет такой вес, что к нему должны прислушаться все. А ведь на это даже Пушкин не решался - он избегал пафоса, говорил, что поэзия должна быть глуповатой.

Кроме того, Гоголь всерьез рассуждает о том, какой памятник должен быть водружен на его могиле, описывает, как нужно хоронить его: рассказывает, что впадает в летаргические состояния и прямо рекомендует похоронить его только тогда, когда появлятся первые признаки тления. Но все это - чисто внешнее, это вещи, за которыми скрываются глубокая вера и убежденность в своей призванности.

Грандиозное полотно «Явление Христа народу» создавалось А.А.Ивановым на протяжении 20 лет, с 1837 по 1857 год. Произведение стало настоящим подвигом живописца, находившегося в постоянном духовном поиске, ищущего возможности для разрешения глубоких жизненных противоречий.

В своей картине А.А.Иванов стремился показать, как возвышенное и божественное оказывает влияние на формирование и преображение человека.

Работая над полотном, Иванов глубоко и детально изучает тему, несколько раз изменяет первоначальную композицию, делает множество этюдов. Содержание картины – евангельский сюжет, который живописец трактует как подлинное историческое событие – приход Спасителя к толпе «скорбящих и безутешных».

Полотно имеет сложную многофигурную композицию – на нем изображены люди разных сословий, возрастов и характеров, собравшихся на берегу Иордана вокруг пророка Иоанна Крестителя. Пророк указывает людям на приближающегося Христа, вдохновляя их на скорое избавление от горя и страданий. Со страхом и надеждой смотрят люди на величественную фигуру, показавшуюся вдали.

Работая над полотном, Иванов полностью отрекся от условных приемов академической живописи. И в композиционном, и в цветовом решении картины, и в выразительности изображенных лиц много реалистических достижений. Огромных успехов добился Иванов и в изображении объема и пространства.

В процессе работы над картиной «Явление Христа народу» произошли изменения в мировоззрении автора. В конце жизни он уже не верил в возможность преобразования человека с помощью религиозной проповеди посредством искусства.

Эти настроения, а также прогрессирующая болезнь глаз помешали А.А.Иванову закончить произведение. Однако даже в таком виде оно является грандиозным образцом классического монументализма, произведением, в котором художник добивается огромного философского обобщения и глубины.

Помимо описания картины А. А. Иванова «Явление Христа народу», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

В 1837 году Иванов приступил к созданию картины "Явление Христа народу", но работа была соответственно не из легких и продолжалась два десятилетия. Мало кто из художников после картин Карла Брюллова решался на подобные подвиги по созданию таких массовых и крупномасштабных живописных произведений. За время работы художником создано огромное множество этюдов с головами персонажей картины, среди которых Иванов даже изобразил своего друга писателя Гоголя.

Смысл всей этой работы олицетворял всю сущность библейской истины, во время крещения народа у реки Иордан Святым Иоаном Крестителем и вдруг группа людей среди которых были еще не совсем верующие совершающие ритуал омовения оказываются в благоговейном изумлении и удивлении, Святой Иоан указывает рукой на Явление Миссии, Воскресший Иисус Христос спаситель и защитник рода человеческого, надежда всех обездоленных приближается к народу. Написанное в Италии произведение "Явление Христа народу" было решено переправить в Российскую столицу, и в 1858 году картина была переправлена в Санкт Петербург, где была встречена с великим восторгом и положительными отзывами общественности.


Девятнадцатый век в России стал временем обновления и переосмысления во всех сферах жизни и культуры российского общества, не обошло новаторство стороной и живопись, одним из ярчайших примеров чего стала картина Александра Андреевича Иванова «Явление Христа народу».
На создание этого монументального произведения искусства у художника ушло почти двадцать лет, основную часть которых Иванов провел в Италии. Помимо картины до наших дней дошло множество отдельных сюжетов-этюдов, предшествующих основной работе, которые более подробно изображают тот или иной фрагмент полотна.

В своей работе художник полностью отступил от канонов художественного академизма, поставив своей целью не только изображение известного исторического события, но и передачу посредством него важных глубокомысленных христианских идей и реакции различных людей на них. Довершил художник свое отступление от академической манеры исполнения акцентированием внимания не на теле человека, а на его лице и эмоциональных переживаниях.
Итак, в основе сюжета картины лежит библейский сюжет о первом появлении Христа в народе. Александр Андреевич считал этот момент наиболее важным, можно сказать, фундаментальным, в истории христианства. Именно после того, как люди увидели воочию Иисуса, началось нравственное совершенствование человечества, познание истинного смысла жизни.

Действие происходит на берегу реки Иордан, в котором очищались от своих грехов первые приверженцы новой религии – христианства. Центральной фигурой полотна является Иоанн Креститель, которому Бог уже рассказал о приходе спасителя на землю. На картине изображен именно тот момент, когда Иоанн впервые узрел собственными глазами Иисуса Христа, приближающегося к нему. Каждый его жест, каждая черточка его лица буквально дышат одухотворением и волнением, вот он миг, когда пророк дождался своего Мессию!

Рядом с пророком стоят апостолы, будущие ученики Спасителя, которым после его воскрешения будут разносить по миру благую весть о земной жизни Иисуса Христа. Из вод Иордана выходят еще два персонажа картины – молодой мальчик и старик, внимательно внемлющие словам пророка, мальчик с интересом и воодушевлением выглядывает из-за толпы, чтобы внимательнее рассмотреть Мессию. Вот они – уже уверовавшие в Христа Спасителя.

По другую сторону от Иоанна Крестителя расположились люди разных возрастов, одни из которых уже очистились в водах священной реки, а другие только собираются. На лицах некоторых из них мы видим радость, а на лицах других – недоверие, они все еще сомневаются в правдивости рассказов о Мессии. Чуть дальше, на холме, мы видим толпу еврейских священников, которые со злобой смотрят на Иисуса, именно они впоследствии и станут причиной дальнейшей казни Спасителя.

Центральным звеном этой цепочки различных людских характеров и настроений является сам Иисус Христос, который находится вдали от всех персонажей картины. Его фигура преисполнена величием, но лицо просматривается плохо, так как целью автора было отображение реакции людей на приход Спасителя, а не он сам. Возможно, Иванов сделал силуэт Иисуса немного размытым еще и потому, что само христианство для людей в этот момент является чем-то непонятно-возвышенным и таинственным.

Отдельно следует сказать о фигуре раба, подающего одежду своему господину. Его образ является чуть ли не самым колоритным во всей картине. На его лице отображена целая гамма чувств: от недоверия и смятения, до радости, умиления и восторга. Можно быть уверенными, что впоследствии этот раб стал ярым приверженцем новой религии, настолько сильны в нем чувства, вызванные словами Иоанна Крестителя и появлением Мессии.

Глубокий символизм и философский смысл картины «Явление Христа народу» были не сразу понятны широкой публике, сначала работа Иванова была принята достаточно холодно. Общество привыкло видеть в искусстве героизм в любой его форме, художником же были изображены реальные люди с реальными эмоциями, это был нонсенс! Такого в живописи еще не наблюдалось. Картина Иванова опередила время, поэтому по достоинству ее смогли оценить лишь потомки.

Александр Андреевич Иванов был первым художником, который перед тем, как приступить к работе, решил досконально изучить все особенности того места и той эпохи, которую он собирался изображать. Им было исследовано огромное количество археологических и исторических источников, в том числе Евангелие, а также древние стенные росписи и иконы, дожившие до наших дней. Художником был проделан колоссальный труд, результаты которого мы можем видеть на картине «Явление Христа народу». Даже пейзаж, списанный с итальянской природы, которая очень похожа на палестинскую, изображен с неимоверной точностью.

Огромной заслугой автора является его глубокое понимание человеческой психологии. Каждого участника картины Иванов искал среди реальных людей, высматривая в них нужные ему черты характера и внешности, затем писал с него этюд, и уже после первоначальных набросков вносил участника в общий сюжет картины, добавив ему нужные эмоции. Эта работа сделана была художником мастерски! Разглядывая полотно, невозможно поверить в то, что художник не видел всего происходящего в реальности. Настолько тонко он подметил психологические особенности каждого из участников сюжета. Кстати, один из персонажей полотна, находящийся недалеко от Спасителя, это Николай Васильевич Гоголь, друг художника. Сходство с писателем особенно заметно на этюдах, предшествующих картине.

20 лет жизни. Такова цена шедевра, для которого в Третьяковской галерее построили отдельный зал. Картина «Явление Христа народу» должна была стать для художника Александра Иванова итогом заграничной стажировки, а стала смыслом жизни. Подробности о работе художника над самой большой картиной Третьяковки узнаем с Натальей Летниковой.

«Явление Христа народу»

«Всемирный сюжет» основан на первой главе Евангелия от Иоанна. В Италии, копируя «Сотворение человека» Микеланджело, художник увлекся «теорией». Читая Новый Завет, написал «Явление Христа Марии Магдалине», сделав первый шаг к масштабному полотну о приходе Мессии.

600 набросков. Александр Иванов искал образы к своей картине по всей Италии: в синагогах и церквях. Внешней красоте натурщиков предпочитал глубину чувств, что проступала на лицах именно в храмах. Палестинский пейзаж заменили пустоши в окрестностях Рима, где часами просиживал художник.

20-летний труд русского живописца был окутан завесой тайны. Мастерская закрыта для публики. «Иванов… уже давно умер для всего остального мира, кроме своей работы», - писал Николай Гоголь. Именно благодаря его письмам в России узнали о создании картины.

Черты самого Гоголя можно увидеть среди встречающих Мессию.

Черты самого Гоголя можно увидеть среди встречающих Мессию. Фигура, ближайшая к Христу. Особенно явно создатель «Мертвых душ» «читается» в этюдах. Себя художник тоже изобразил – в облике странника с посохом, сидящего неподалеку от Иоанна Крестителя.

Изначально Христос шел по направлению к Крестителю. Это в эскизах. «Я пришел не праведников, но грешников призвать к покаянию». Предполагается, что именно эти слова из Евангелия изменили замысел художника, «направив» Спасителя на картине к группе «грешников».

Мечте художника – поместить свое творение в храме Христа Спасителя – не суждено было осуществиться. В 1845 году Иванов написал для строящегося тогда храма эскиз заалтарного образа «Воскресение». Но заказ на эту работу получил Карл Брюллов . Эскиз остался «пробой кисти» в византийском стиле.

Себя художник тоже изобразил – в облике странника с посохом.

Самое большое полотно Иванов так и не закончил: падало зрение. В левом нижнем углу вместо старика изначально был юноша в красных одеждах. Переписав саму фигуру, на одеяния, отраженные в воде, у художника уже не было сил. Они так и остались красными.

Семь с половиной метров на пять метров сорок сантиметров. Везти такое полотно из Италии в Россию и дорого, и долго. Великая княгиня Елена Павловна помогла средствами. Картина «плыла» из Рима в Санкт-Петербург морем. Прямо на палубе корабля. Подобный масштаб не вместил ни один трюм.

«Явление» купил Александр II за 15 тысяч рублей и подарил Румянцевскому музею. При переезде в Доме Пашкова для картины построили целый павильон. В 1925 году шедевр достался Третьяковке, где к тому времени уже была коллекция эскизов. Малый вариант картины и часть набросков отправились в Русский музей .

«Вся картина была мгновение, но то мгновение, к которому вся жизнь человеческая есть одно приготовление» . Считается, что Гоголь в повести «Портрет» писал именно о «Явлении Христа народу». Иван Крамской считал образ Крестителя идеальным портретом, но многие современники картину так и не поняли. Александр Иванов опередил свое время.

1836 - не позднее 1855. Малый вариант картины, одновременно служивший А.А. Иванову эскизом. Холст, масло. 172 х 247 см
______
Картина «Явление Христа народу (Явление Мессии)» - центральное произведение в творчестве Александра Иванова. Двадцать лет трудясь в Италии над воплощением своего грандиозного замысла, художник выполнил большую подготовительную работу. В собрании Русского музея находятся более 80-ти натурных этюдов, два эскиза и так называемый малый вариант картины с фигурами в треть человеческого роста Неудовлетворенный размером этого холста, Иванов остановил работу и в 1837 году, используя его как эскиз, приступил к написанию большой картины, ныне хранящейся в собрании Третьяковской галереи.
Задумав создать монументальное полотно на ключевую для всего человечества тему, Иванов выбирает сюжет «всемирный». В письме из Рима своему отцу он пишет: «… Идя вслед за алканием пророков, я остановился на Евангелии - на Евангелии Иоанна!! Тут на первых страницах увидел я сущность всего Евангелия - увидел, что Иоанну Крестителю поручено было Богом приготовить народ к принятию учения Мессии, а наконец и лично Его представить народу!...». В первом появлении Иисуса Христа перед людьми художник увидел узловой момент всемирной истории, поскольку это евангельское событие открывало путь к духовному преображению человечества, означало наступление нового мира.
Явление Христа в картине Иванова подобно видению. Его одинокая фигура, отнесенная на дальний план, слита воедино с холмами и долинами древней земли, с цепью гор, окутанных голубой дымкой. Он словно приносит с собой завет спокойствия и умиротворяющей гармонии природного мира.
Важную роль играет и образ Иоанна Кристителя. Глашатай новой истины, он указует людям, представленным в сложный момент выбора веры, на приближающегося к ним Сына Божьего.
Контрастом пророку Иоанну художник изобразил противников Христа - «окаменелых сердцем фарисеев», медленной поступью идущих из глубины холста как образ старого мира.
Основное же внимание Иванов сосредоточил на изображении народа, в котором появление Мессии вызывает своеобразный духовный переворот, выраженный целой гаммой чувств - от радостной надежды и пророческой уверенности до фарисейского скепсиса.
Александр Иванов начинал работу над картиной с мыслью о том, что в обращении к Христу заключен залог нравственного совершенствования и духовного спасения человечества. Но в процессе работы художнику открылась печальная истина, что времена простодушного упования на Спасителя безвозвратно прошли, а конфликты в мире нельзя разрешить с помощью одной веры. В результате большая картина, как и ее малый вариант, осталась незаконченной.