Лётчик - штурмовик дважды герой советского союза анатолий недбайло! Дважды Герой Советского Союза лётчик Николай Дмитриевич Гулаев Живой дважды герой советского союза.



Г рицевец Сергей Иванович - командир истребительной авиационной эскадрильи в рядах республиканской Испании; командир отдельной авиационной группы новейших истребителей "И-153" 1-й армейской группы, майор; первый дважды Герой Советского Союза.

Родился 6 июля 1909 года в деревне Боровцы Гродненской губернии (ныне Барановичского района Брестской области Республики Беларусь) в крестьянской семье. Белорус.

В годы 1-й мировой войны семья С.И. Грицевца перебралась в посёлок Шумиха Курганской области, где прошли детство и юношеские годы будущего лётчика. Здесь же, по окончании школы-семилетки, он работал на железной дороге, и отсюда в 1927 году он уехал в город Златоуст Челябинской области, где трудился слесарем механического завода.

В рядах Красной Армии с 1931 года, по комсомольской путёвке направляется на учёбу в Оренбургскую военную школу лётчиков, навсегда связав свою жизнь с военной авиацией. Член ВКП(б) с 1931 года. По окончании в сентябре 1932 года учёбы он служит в Киевском истребительном авиаотряде, а через год - командиром звена в 1-й Краснознамённой истребительной авиационной эскадрилье на Дальнем Востоке. Успехи молодого лётчика были замечены командованием, поэтому в 1936 году он был направлен на учёбу в Одесскую школу воздушного боя, а по завершении учёбы оставлен в ней лётчиком-инструктором. С 1938 года С.И. Грицевец в Кировабадской авиационной школе готовит к воздушным боям испанских лётчиков-республиканцев, и сам пишет рапорты с просьбой направить его в сражающуюся с фашизмом Испанию.

Наконец, в июне 1938 года он с заграничным паспортом на имя Горева Сергея Ивановича в составе группы из 34-х лётчиков-добровольцев вступает в ряды республиканцев. За 116 дней пребывания на испанской земле командиру эскадрильи истребителей С.И. Грицевцу пришлось участвовать в 57 воздушных боях. В отдельные дни лётчики делали по 5-7 вылетов. В Испании ярко проявились все лучшие качества летчика-истребителя Грицевца. Человек необыкновенного мужества и отваги, он от боя к бою совершенствовал свое лётное мастерство. Тридцать сбитых вражеских самолётов лично и семь в группе на его боевом счету. В иные дни комэску Грицевцу удавалось уничтожить на своём "курносом" (так любовно испанцы называли советский истребитель И-16) двух-трёх и однажды даже семь фашистских стервятников. 15 октября 1938 года советские добровольцы получили приказ о возвращении на Родину. В конце декабря С.И. Грицевцу было присвоено звание майора...

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1939 года "за образцовое выполнение специальных заданий Правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и за проявленное геройство" майору Грицевцу Сергею Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

Отказавшись от предложенной должности начальника Борисоглебской военной авиационной школы пилотов, он направляется в строевую часть на Дальний Восток. 28 мая 1939 года японские войска вторглись на монгольскую территорию в районе реки Халхин-Гол. В ответ на этот акт агрессии Советское правительство направило на помощь Монгольской Народной Республике технику, вооружение и наиболее опытные военные кадры, среди которых был Герой Советского Союза С.И. Грицевец.

Здесь, на Халхин-Голе, в полную силу расцвёл талант летчика-истребителя С.И. Грицевца. Он летал на самолёте-истребителе "И-16", затем командовал отдельной группой новейших истребителей "И-153" ("Чайка"). За период с 22 июня по 30 августа 1939 года в небе МНР он выполнил сто тридцать восемь успешных боевых вылетов, сбив двенадцать вражеских самолётов и совершил изумительно дерзкий по своей смелости подвиг: спас подбитого японцами командира 70-го авиационного истребительного полка майора Забалуева В.М . На глазах японцев, в семидесяти километрах за линией фронта, С.И. Грицевец сел в степи, втиснул Забалуева между левым бортом и бронеспинкой своего неуязвимого "И-16" и успешно доставил его на свой аэродром.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 29 августа 1939 года "за образцовое выполнение боевых заданий и выдающийся героизм, проявленный при выполнении боевых заданий, дающий право на получение звания Героя Советского Союза", было постановлено "соорудить бронзовые бюсты и поставить их на постаменте на родине награждённых: 1. Героя Советского Союза майора Грицевца Сергея Ивановича. 2. Героя Советского Союза майора Кравченко Григория Пантелеевича ".

Это были первые дважды Герои Советского Союза.

Но не суждено было самому результативному советскому лётчику-истребителю, имевшему на своём счету сорок два сбитых вражеских самолёта, дважды Герою Советского Союза С.И. Грицевцу получить знаки особого отличия...

Медаль "Золотая Звезда" была учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 октября 1939 года, но за месяц до этого, 16 сентября 1939 года майор Грицевец С.И. погиб в авиационной катастрофе в районе посёлка Болбасово Оршанского района Витебской области, вылетев к новому месту назначения, когда в его самолёт врезался приземляющийся истребитель.

Награждён орденом Ленина и орденом Боевого Красного Знамени Монгольской Народной Республики.

На месте гибели С.И. Грицевца установлен памятник. Бронзовый бюст - в городе Барановичи, памятник и мемориальная доска - в городе-герое Минске. Именем Героя названы улицы в Москве (с 1994 переименована в Большой Знаменский переулок), Санкт-Петербурге, в белорусских городах Минске, Орше, Барановичах, а также авиационно-спортивный клуб ДОСААФ Белоруссии. Мемориальная доска с рельефным портретом дважды Героя установлена на фасаде здания Минской средней школы № 22 по адресу: Минск, улица Грицевца, дом № 9.

Русские слыли искусными боевыми лётчиками - отмечали в первую мировую их оппоненты. Наши асы приумножили свою славу и в годы второй мировой. И всё же блеск отечественной воздушной школы наиболее ярко проявился в тридцатые годы. Войны в Испании (1936-1939 годы), в Китае (началась в 1937 году и продолжалась по 1945 год), бои на Халхии-Голе (1939 год), советско-финляндская война (1939-1940 годы), как известно, характеризовались острой воздушной борьбой. В яростных схватках пилоты ВВС многих стран познали мастерство, удаль наших лётчиков. Впрочем, читатель в этом может убедиться сам.

СЕРГЕЮ ГРИЦЕВЦУ НЕ БЫЛО РАВНЫХ

Книга военных рекордов

1. ЛИНИЮ фронта в тот раз пересекли 60 бомбардировщиков. Они уверенно шли к Мадриду. Но их стройные ряды нарушились сразу же после того, как их атаковала группа истребителей, что возглавлял Сергей Грицевец. Сам он с первой атаки завалил флагманский самолёт. С близкого расстояния ударил прицельной очередью сначала по правому мотору «юнкерса», затем по кабине лётчика. Бомбардировщик клюнул носом, завалился набок и подставил под удар крыло. А затем еще четыре объятых пламенем вражеских самолета полетели к земле.

И хотя советских И-15 и И-16 всего было два звена, пилоты «юнкерсов», развернувшись, начали беспорядочно бросать бомбы, причём и на позиции франкистов, лишь бы поскорее уйти. А «курносые» и «мошки» - «чатос» и «москас», как с симпатией называли испанцы истребители И-15 и И-16, - продолжали наседать, сбив в последующих атаках ещё пять «юнкерсов». На следующий день бомбардировщики франкистов ещё раз попробовали прорваться к городу, но, потеряв четыре самолёта, опять были вынуждены ретироваться. И в этот раз им путь преградила группа капитана Сергея Грицевца. Лётчика, получившего боевое крещение в небе Испании в самый напряжённый период боевых действий, в 1938-м, когда в кольце осады был уже и Мадрид, и в считанные дни ставшего известным асом.

СПРАВКА. В июне 1936 года в Испании вспыхнул военный мятеж против республиканского правительства, который возглавил генерал Франко. Началась гражданская война. Франкистам помощь оказали Германия, Италия, Португалия, некоторые другие государства. На помощь республиканцам пришли добровольцы из 50 стран мира, в том числе более 160 лётчиков-добровольцев из Советского Союза.
В Испании впервые столкнулись взгляды на тактику применения ВВС двух главных противников во второй мировой войне - СССР и Германии. Командование люфтваффе рассматривало войну как хорошую возможность испытать авиатехнику. Эта задача была, возложена на лётчиков так называемого Легиона Кондор и Вернера Мельдерса - главного разработчика «новой тактики» немецкой истребительной авиации. Такую же задачу ставило перед собой и командование советских ВВС. Участвуя в боевых действиях, говорил на одном из заседаний Военного совета НКО комкор Яков Смушкевич , «мы смогли проверить наших людей, проверить материальную часть и главным образом испытать, что из себя представляет враг, противник, с которым нам придётся драться».

Сергей Грицевец не только умело водил группы истребителей в бой, но и мастерски дрался сам. Не было воздушной схватки, из которой он бы не возвратился с победой. В одном из вылетов советский ас уничтожил сразу семь самолётов противника! Рекорд, непревзойдённый в тридцатые годы.

В группе Сергея Грицевца практиковался весь набор тактических приёмов, наработанных на то время советскими лётчиками. К примеру, вариант эшелонирования разнотипных истребителей по высоте. Располагавшиеся вверху И-16, первыми бросались на противника и прижимали его вниз, где находились И-15. Таким образом, группа добилась успеха в нескольких боях.

За три месяца боев в самый тяжелый - заключительный период войны в Испании в схватках с асами Мельдерса Сергей Грицевец лично сбил более 20 самолётов. А всего в небе Испании он уничтожил 30 вражеских бомбардировщиков и истребителей. 22 февраля 1939 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Результативно сражались в Испании и другие советские летчики. Иван Лакеев уничтожил 12 самолетов врага, 8 - Анатолий Серов , по 6 воздушных побед на счету Павла Короткова и Павла Рычагова .

Наивысшего результата в ходе воздушных боёв в Испании, по свидетельству некоторых источников, добился испанский лётчик Джоакин Гарсия Морато, воевавший на стороне франкистов. Он уничтожил 40 самолётов противника.

2. НА ХАЛХИН-ГОЛ Сергей Грицевец прихватил испанский багаж: острую наблюдательность, молниеносную находчивость, виртуозное владение техникой пилотирования. Вместе с ним с далёкого Пиренейского полуострова прибыли Иван Лакеев , Евгений Степанов , Борис Смирнов , другие советские воздушные асы, из Китая - лётчики Григорий Кравченко , Леонид Орлов и их сослуживцы, имевшие в активе победы над японскими пилотами, из Москвы - лётчик-испытатель Виктор Рахов . И даже среди этой когорты, которую возглавлял «генерал Дуглас» комкор Яков Смушкевич , Сергей Грицевец был звездой.

СПРАВКА. 28 мая 1939 года Япония после захвата части Китая и образования на этой территории марионеточного государства Маньчжоу-Го подвела свои войска к границам Монгольской Народной Республика и начала военные действия в районе реки Халхнн-Гол.
Советский Союз, выполняя Протокол о взаимной помощи между СССР в МНР 1936 годя, по просьбе монгольского правительства ввёл свои войска в республику, и начал военные действия.
Японская авиация к тому времени неожнданными налётами разгромила известные ей аэродромы на территории МНР, где было сожжено много советских самолётов. Во главе японской авиации в то время стоял один из видных лётчиков Моримото.
С японской стороны в воздушных боях принимали участие истребители Накадзима AN-1 и «Боинг-281» (лицензионный вариант американского самолёта). Затем в бой были введены новейшие истребители Мицубиси S-00 «Зек» (И-97). В горизонтальном маневре и скороподъёмности И-97 превосходили советские истребители И-16. Потому в начале июня СССР направил в МНР подразделения истребителей И-16 последних типов и новые маневренные истребители с убирающимися шасси И-153 «Чайка». Были направлены и лётчики, имевшие за плечами опыт боёв в Испании и Китае.

В июне Сергей назначается командиром эскадрильи «Чаек», до этого он летал на И-16. И уже в первом боевом вылете идёт на хитрость. «Чайки» приблизились к группе японских истребителей с неубранными шасси. Японские лётчики, приняв новые машины за И-15, уступавшие И-97 в скорости, самоуверенно вступили в бой. Перед атакой шасси «Чаек» были убраны, и японцы заметили это, но было уже поздно. Девятка Грицевца с первого же захода сбила четыре И-97, остальные ретировались.

В каждом боевом вылете группу «Чаек» возглавлял Сергей Грицевец, и каждый раз группа добивалась успеха. В том числе и 25 августа, когда напряжённые бои развернулись как на земле, так и в воздухе. 7 воздушных схваток, причём ожесточённых, завязалось в тот день. В одной из них участвовало более 200 советских и японских самолётов. Бой развернулся на высоте шесть тысяч метров. По рассказам очевидцев, над долиной реки ревели моторы, гремели пулемётные очереди, падали вниз горящие самолёты. И в этой круговерти выделялась «Чайка» Сергея Грицевца.

В разгар боя лётчик заметил, как к хвосту машины его товарища Леонида Орлова пристроился японский истребитель. Наш лётчик, увлечённый атакой, не видел этого, и тогда Сергей пошёл в лоб на японца. Тот не выдержал встречной атаки и взмыл вверх. Грицевец дал короткую прицельную очередь. Пилот бросил свою машину на этот раз в крутое пике, притворился, что подбит и падает. Уловка не прошла, она была хорошо знакома Грицевцу ещё по боям в Испании. Он тут же нырнул вниз за самураем, догнал его и с близкого расстояния расстрелял.

В боях в районе реки Халхин-Гол Сергей Грицевец сбил 12 японских самолётов и довёл счёт воздушным победам до 42, добившись наивысшего результата среди лётчиков-истребителей в войнах и военных конфликтах тридцатых годов. На Халхин-Голе он совершил изумительный подвиг - спас своего командира майора Вячеслава Забалуева , подбитого над территорией, занятой противником. 26 июня он приземлился на И-16 в расположении врага и забрал своего командира.

Сергей Грицевец одним из первых советских лётчиков-истребителей стал дважды Героем Советского Союза. Второй медали «Золотая Звезда» он был удостоен 29 августа. Случись так, что ему пришлось бы принять участие в Великой Отечественной войне, его имя, несомненно, сегодня было бы более известным. Но... выдающийся советский лётчик 16 сентября 1939 года погиб в авиационной катастрофе.

Результативно в небе Халхин-Гола сражались и другие советские лётчики. К примеру, Виктор Рахов , на счету которого 8 воздушных побед. 22 июля 1939 года в районе Халхин-Гола в воздух поднялись 95 советских истребителей и 120 японских. Группу самолётов Страны восходящего солнца возглавлял известный японский ас Фукуда Такео. Его имя не сходило со страниц мировой прессы. Но в тот раз лидировать ему пришлось недолго. В первые минуты боя его сбил молодой русский пилот Виктор Рахов . Всего японцы потеряли 31 самолёт, россияне - 12.

3. БОЙ уже подходил к концу, когда Антон Губенко увидел одинокий японский истребитель, торопливо уходящий в сторону своей территории, видимо израсходовав весь боезапас. Губенко погнался за ним, поставив целью посадить на своём аэродроме. Незаметно он приблизился к противнику и рукой показал: иди на посадку. Японец стремительно сделал маневр, постарался оторваться от погони. Но Антон в этот момент подвёл свой И-16 к элерону правого крыла японского истребителя и винтом самолёта разрушил его. Тот накренился и заскользил к земле. Губенко же удачно приземлился на своём аэродроме.

Поединок произошел 31 мая 1938 года над городом Ханькоу. А всего отважный советский лётчик уничтожил в небе Китая 5 самолётов противника (по другим данным - 7). Однако не ему принадлежит первенство в споре асов в ходе японо-китайской войны. Кому?

СПРАВКА. Японо-китайская война началась в июле 1937 года. Японии первоначально удалось оккупировать значительную часть территории Китая. В тот период китайская авиация несла большие потерн. Японские ВВС безраздельно господствовали в воздухе, подвергая бомбардировкам и мирное население. По просьбе китайского руководства Советский Союз предоставил Китаю военную помощь. С октября 1937 года по июнь 1941-го СССР поставил Китаю 985 самолётов, 31,6 тысячи авиабомб различных калибров много другого авиационного имущества. Были направлены также советники по авиации и свыше 700 лётчиков и механиков.

Наиболее результативно из наших соотечественников в xoде японо-китайской войны, по данным автора этого очерка, сражался Пётр Козаченко . Он уничтожил в воздушных боях 11 японских самолётов. Вторым в это списке - известный лётчик Алексей Благовещенский . Он сбил 9 самолётов противника лично и в группе. Третий результат у Aнтона Губенко , о котором я уже упомянул. На его счету 5 воздушных побед.

Приоритет среди асов в японо-китайской войне принадлежит японским лётчикам, которые воевали продолжительное время (напомним, война продолжалась по 1945 год), и воевали умело. На счету Мечтсуоши Таруи - 28 воздушных побед, Тетсуцо Ивамото - 14. Наивысший результат среди китайских асов принадлежит Ли Чи Суну - 11 уничтоженных самолётов.

В СКОРОТЕЧНОЙ советско-финляндской войне никто из лётчиков не смог войти в число асов - добиться пяти воздушных побед. Вместе с тем многие советские и финские пилоты сражались результативно. Так, в советско-финляндской войне Пётр Козаченко сбил четыре самолёта противника и довёл общий счёт своим воздушным победам до 15. Четырежды добивался успеха Виктор Талалихин , известный многим по ночному тарану осенью 1941-го на подступах к Москве.

Анатолий ДОКУЧАЕВ, «Красная звезда» от 19 июля 1995 года. _____________________________________________________________________

Книга военных рекордов

СЕРГЕЮ ГРИЦЕВЦУ НЕ БЫЛО РАВНЫХ. И ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ТАК

Приятно сознавать, что твои материалы читают, на них откликаются. Сразу несколько звонков раздалось в редакции в день публикации очерка о воздушных асах тридцатых годов «Сергею Грицевцу не было равных» («Красная звезда» от 19 июля с.г.). Мотивы звонивших были разными. Одни благодарили за публикацию, другие уточняли приведённые цифры, третьи предлагали свои услуги в предоставлении редакции соответствующей информации. Но почти все звонившие были единодушны в том, что «Красной звезде» к лицу опубликовать табель о рангах воздушных асов тридцатых годов. Как отметил в разговоре один из студентов Московского авиационного технологического университета, для отечественной прессы это будет в новинку.

Что ж, у редакции есть такая возможность. Сегодня мы публикуем две таблицы, в которых «соперничество между собой ведут» советские и зарубежные лётчики, отличившиеся в тридцатые годы - в войнах в Испании (1936-1939 годы) и Китае (началась в 1937 году и продолжалась по 1945 год), в боях на Халхин-Голе (1939 год), в ходе советско-финляндской войны (1939-1940 годы).

С разу сделаю уточнения. Воздушные победы советских лётчиков в таблице приводятся по архивным документам тридцатых годов - представлениям к наградам, отчётам, историческим формулярам частей, и их можно считать достоверными. Другие источники мною в расчёт не принимались. К примеру, в отечественной литературе встречаются публикации, в которых

Лётчик – это не только романтические истории, воспевание в песнях, а тяжелый труд, ежедневный риск и большая ответственность. Но все-таки каждый второй мальчишка мечтает стать пилотом и поднять в небо свой самолет. И как же не мечтать, когда перед глазами примеры великих людей в этой профессии. Многие из них, также когда-то мечтали стать пилотами, наверняка и героями своей страны, получить награды, медали, вот только цена этих наград бывает слишком высока. В этой статье мы обобщим информацию о лётчиках-героях как Советского Союза так и современной России.

Лётчики Герои Великой Отечественной войны. Герои СССР

Каждый боевой вылет штурмовика или бомбардировщика в Великую Отечественную войну можно приравнивать к подвигу, настолько велика была опасность быть сбитым. Наиболее результативный лётчик-истребитель в авиации союзников (64 сбитых самолета). Трижды Герой Советского Союза. Маршал авиации (6 мая 1985) Первый трижды Герой Советского Союза, Покрышкин был второй по результативности (после Ивана Кожедуба) пилот-истребитель среди лётчиков стран антигитлеровской коалиции в Великой Отечественной войне.
  • Григорий Андреевич Речкалов
  • Николай Дмитриевич Гулаев
  • Кирилл Алексеевич Евстигнеев
  • Сергей Иванович Грицевец
Всего дважды Героями Советского Союза стали 154 человека. Подавляющее большинство из них - 71 человек - летчики, 15 танкистов, 3 моряка, 2 партизана. Единственная среди дважды Героев женщина - летчик-космонавт Светлана Евгеньевна Савицкая, дочь дважды Героя Советского Союза маршала авиации Евгения Яковлевича Савицкого. Число Героев Советского Союза, получивших это звание за подвиги в годы Великой Отечественной войны, - 11 739. Звание это было присвоено посмертно 3051 из них. Первые звания Героя Советского Союза летчикам были присвоены 8 июля 1941 года. Причем и тут пилоты поддержали традицию: шестеро летчиков были первыми Героями Советского Союза в истории этой награды - и трое летчиков первыми удостоены этого звания в годы Великой Отечественной войны! 8 июля 1941 года оно было присвоено летчикам-истребителям 158-го истребительного авиаполка 41-й смешанной авиадивизии ВВС 23-й армии Северного фронта. Младшие лейтенанты Михаил Жуков, Степан Здоровцев и Петр Харитонов получили награды за совершенные в первые дни войны тараны. Степан Здоровцев погиб на следующий день после награждения, Михаил Жуков погиб в январе 1943 года в схватке с девятью немецкими истребителями, а Петр Харитонов, тяжело раненный в 1941 году и вернувшийся в строй только в 1944-м, закончил войну, имея на счету 14 уничтоженных самолетов противника.

Забытые герои лётчики

и его бесстрашный подвиг

Женщины-лётчицы

Женщины лётчицы Великой Отечественной войны


В годы Великой Отечественной войны в рядах Красной Армии, наравне с мужчинами, сражалось около 600 000 женщин. Свыше 90 были удостоены звания Героя Советского Союза, более 100 000 награждены орденами и медалями. Не все женщины, конечно, принимали непосредственное участие в боевых действиях. Многие проходили службу в различных тыловых службах: хозяйственных, медицинских, штабных и так далее. Тем не менее, значительное число их непосредственно участвовало в боевых действиях. При этом, спектр деятельности женщин - воинов был довольно разнообразен: они принимали участие в рейдах разведывательно - деверсионных групп и партизанских отрядов, были санинструкторами, связистками, зенитчицами, снайперами, пулемётчицами, водителями автомобилей и танков. Много женщин было и в авиации: лётчицы, штурманы, стрелки - радисты, вооруженцы... При этом, женщины - авиаторы сражались как в составах обычных "мужских" авиационных полков, так и отдельных "женских". О некоторых наиболее известных лётчицах, о истории создания и боевом пути женских авиационных полков будет рассказано ниже.
  • Евдокия Давыдовна Бершанская С февраля 1942 года была командиром женского 588-го (46-го гвардейского Таманского) ночного легкобомбардировочного полка. Под ее командованием полк совершил 23 672 боевых вылета, сбросил на противника более 3000 т. бомб. Двадцать три летчицы полка стали Героями Советского Союза. В составе этого же полка сражалась с врагом командир эскадрильи, Герой Советского Союза Евдокия Андреевна Никулина. Она совершила 774 ночных боевых вылета.
  • Лидия Владимировна Литвяк Самая результативная женщина-летчица Великой Отечественной войны. Совершила 168 боевых вылетов, в 89 воздушных боях сбила лично 11 самолетов и 1 аэростат-корректировщик противника, еще 3 самолета уничтожила в группе с товарищами. 1 августа 1943 г. погибла в воздушном бою. Ее останки были найдены лишь в 1979 г. и захоронены в братской могиле возле деревни Дмитриевка Шахтерского района. Указом Президента СССР 5 мая 1990 г. ей посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
- так прозвали авиационный полк, который был сформирован для борьбы с фашистким захватчиком. Все его воины - от летчиков и штурманов до техников - были женщины.


Данное звание было учреждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 апреля 1961 года. Оно было присвоено всем советским космонавтам, совершившим полёты в космос, исключая Георгия Добровольского и Виктора Пацаева, погибших при завершении своего первого полёта. Всего, с 1961 по 1991 год, за 30 лет существования звания, оно было присвоено 70 космонавтам - 68 мужчинам и 2 женщинам (Валентине Терешковой и Светлане Савицкой). Впервые звание «Лётчик-космонавт СССР» было присвоено - первому человеку, совершившему космический полёт, сразу же по возвращении на Землю, 12 апреля 1961 года. В последний раз оно было присвоено космонавту Токтару Аубакирову, 10 октября 1991 года вернувшемуся из своего первого полёта в космос, всего за два месяца до распада СССР. Среди награждённых данным званием самым молодым являлся Герман Титов, получивший его в возрасте 25 лет, а самым пожилым - Лев Дёмин, удостоенный чести стать лётчиком-космонавтом СССР лишь в 48 лет.


Профессия - пилот – это не только романтические истории, воспевание ее в песнях, а тяжелый труд, ежедневный риск и большая ответственность. Но все-таки каждый второй мальчишка мечтает стать пилотом и поднять в небо свой самолет. И как же не мечтать, когда перед глазами примеры великих людей в этой профессии. Многие из них, также когда-то мечтали стать пилотами, наверняка и героями своей страны, получить награды, медали, вот только цена этих наград бывает слишком высока. Каждый из них имеет право быть названным и узнаваемым, но не хватит просторов рунета, чтобы отдать им всем должное. Но можно в лице нескольких современников вспомнить каждого героя со времен первого поднявшегося в небеса.
  • Владимир Ильич Шарпатов
В конце прошлого столетия (1996 год) Шарпатов Владимир - пилот и командир экипажа самолета Ил-76. Имеет награду от президента за смелость и героизм, проявленный им при побеге из Афганистана, где он и его команда были пленными целый год. Владимир Шарпатов получил «Героя Российской Федерации» и «Золотую Звезду», Героем Российской Федерации стал и его коллега по штурвалу Газинур Хайруллин, второй пилот. Его команда - Штурман Здора Александр, бортрадист Вшивцев, ведущие инженеры Бутузов Сергей, Рязанов Виктор, бортинженер Аббязов Асхат были отмечены за заслуги перед отечеством орденом Мужества.
  • Тимур Автандилович Апакидзе
Заслуженный военный летчик России, первым среди пилотов морской авиации получивший свою награду Героя России. Погиб в 2001 году на 85-летнем юбилее морской авиации, при парадных выступлениях. Награжден – «Золотой звездой» героя Российской Федерации, орденом третий степени за службу «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» и «За личное мужество», медалью «За боевые заслуги», его именем названы улицы.
  • Случай в республике Коми
Крылатая машина Ту-154, была обязана совершить экстренную посадку и благодаря пилотам и доблестной команде, никто из людей не пострадал, хотя на борту находилось более семидесяти пассажиров. Пилотам Андрею Ламанову и Евгению Новоселову, присвоены звания Героев России, а члены команды получили ордена Мужества. К такой ситуации привели проблемы с бортовыми аккумуляторами, самолет должен был совершить путь из аэропорта "Полярный" в московский аэропорт "Домодедово", но не успел.
  • Александр Кружалин и Олег Спичка
К сожалению, награда находит не всех пилотов живыми и в добром здравии.23 июня 2012 года прошлого года во время испытательных работ истребителя МиГ-29КУБ не вернулись домой пилоты - герои Александр Кружалин и Олег Спичка. Последние испытания они проводили в Астраханской области, за что и получили звания Героев России, посмертно. Свой последний самолет они посадили вблизи от населенного пункта, при этом, не нанеся физического урона ни одной живой душе. Вечная им память. Спас жизни более 200 призывников. 21 июня 2000 года заместитель командира военно-транспортной авиационной эскадрильи Оренбургского полка подполковник Андрей Зеленко, находясь за штурвалом Ил-76, выполнял рейс «Махачкала - Астрахань - Новосибирск». На борту самолета находились более двухсот дагестанских призывников. Во время полёта произошла авария. Но несмотря на все сложности командир корабля смог посадить самолёт. А сколько оставшихся в живых пилотов не получили награды, которые благодаря своей мужественности и высокому мастерству сажали самолеты в экстренных ситуациях. Или такие пилоты, которые боролись, но не смогли, к сожалению, помочь ни себе, ни пассажирам. Не хватит страниц, чтобы перечислить всех и вспомнить все ситуации, которые, как кинолента летят годами – ….1999, 2000, 2001, 2002…городами и фамилиями. Командир-капитан Андрей Чурбанов и летчик-оператор старший лейтенант Олег Тумаков погибли…. Недалеко от Итум-Кале, погибли Герой России подполковник Юрий Николаевич Якименко и капитан Олег Анатольевич Подситков… Самолёт Су-17М3 разбился при испытаниях, два летчика, которые его испытывали... На тренировочных полетах погиб летчик Дмитрий Хребтов …


Лётчики-испытатели СССР

  • Валерий Чкалов – обладатель головокружительной карьеры авиатора. Он проводил испытания многих самолетов, вертолетов, истребителей и бомбардировщиков. Кроме того, он стал создателем нескольких фигур, которые были названы фигурами высшего пилотажа. К ним относится «восходящий штопор», «замедленная бочка». Он принимал участие в создании новейших самолетов, установил несколько рекордов по продолжительности перелетов.
  • Михаил Громов был разносторонне развитым человеком. Он проявлял выдающиеся способности к музыке и рисованию, врачебному делу. Он служил не только летчиком-испытателем, но и военным врачом. Громов поставил два международных рекорда в области авиации, не единожды выполнял перелеты по Европе, Китаю и Японии.
  • За установление нескольких рекордов и мужественное выполнение долга перед Отечеством он был награжден орденом Ленина. Многие-летчики испытатели Советского Союза занимали высокие должности на военной службе. Среди них –
  • Владимир Аверьянов, полковник, проводивший испытания как реактивных бомбардировщиков, так и пассажирских самолетов. Он обладает огромным количеством наград.
  • Иван Дзюба стал участников Великой Отечественной войны. В эти страшные времена он проявил себя выдающимся летчиком-испытателем. На его счету – более двухсот тридцати восьми боевых вылетов и двадцати пяти воздушных боев. Он сбил шесть вражеских самолетов лично, а также два в группе. За заслуги перед Отечеством он был удостоен звания Героя Советского Союза и награжден орденом Ленина, а также медалью «Золотая Звезда».

Многие мальчишки после окончания Великой Отечественной войны мечтали стать летчиками. Никто особо не задумывался, насколько сложно летать в небе. Ребятам казалось, что летчики - - это романтики, которые от полета получали огромное удовольствие.

Как первые летчики-Герои получили свои звания?

Впервые звание Героя Советского Союза было присвоено в 1934 году, хотя с момента основания Советского государства до 1939-го не было войн, то есть боевых заданий летчики не выполняли. Отметим, что именно летчики стали первыми Героями Советского Союза. Эти имена не настолько известны, как имена некоторых авиаторов периода ВОВ. Давайте с вами вспомним, кто эти первые летчики - Герои Советского Союза.

Как известно, в 1934 году проходила операция по спасению челюскинцев. Без участия самолетов спасти людей не представлялось возможным. Вместе с тем техника на тот момент была еще развита слабо, и позитивный результат спасательная миссия могла получить только благодаря высокому профессионализму и героизму летчиков.

Первые Герои поименно

Николай Каманин Золотую Звезду Героя № 1 получил в возрасте 25 лет. Он сделал 9 вылетов над Арктикой, спас при этом 34 человека (на затонувшем ледоколе "Челюскин" экипаж состоял из 104 человек). На фото, размещенном далее, Каманин изображен слева.

Сложность миссии по спасению моряков состояла в том, что местность была на тот момент недостаточно изучена. Также у летчиков не было полной уверенности в надежности моторов, потому что на такие дальние расстояния в то время еще практически не летали.

Михаил Водопьянов сделал три сложных вылета, во время которых смог спасти более 10 человек. Уникальность участия этого пилота в спасательной операции состоит в том, что за несколько месяцев до этого он получил сильные травмы и долго лечился. Начальство не хотело допускать его к операции, но он настоял.

Также в этой операции принимали участие такие летчики - Герои Советского Союза, как Иван Доронин, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Маврикий Слепнев. Каждый летчик внес огромную лепту в дело спасения людей в Северном Ледовитом океане.

Война и великие летчики

Анализируя приказы о присвоении званий Героев Советского Союза времен ВОВ, мы обнаруживаем интересную тенденцию: более 50% отмеченных легендарных воинов, защищавших нашу Родину от захватчиков, - это летчики. Конечно, на земле воевать тоже непросто, но воздушные бои намного сложнее наземных. Уровень смелости, выносливости советских летчиков просто поражает. Летчики ВОВ - Герои Советского Союза внесли огромный вклад в победу СССР над фашистской Германией.

В этом разделе стоит упомянуть про Алексея Маресьева и Петра Шемендюка. Эти герои даже вопреки тяжелым физическим травмам продолжали служить авиации.

Например, Маресьев - это известный герой произведения Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке".

Его самолет был сбит над территорией, которую контролировали на тот момент немцы. Катапультироваться летчик не смог. Упал на землю вместе с машиной. Так случилось, что во время удара о землю его выбросило из кабины. На протяжении 18 суток герой ползком добирался до линии фронта. Обнаружен советскими детьми в Новгородской области. После этого некоторое время лечился в новгородской деревне. После долгого лечения и ампутации обеих ног смог вернуться в строй и совершил еще далеко не один боевой вылет.

Летчики-истребители - Герои Советского Союза часто после ранений возвращались на фронт. По проверенной, но малоизвестной информации, порядка 20 советских летчиков воевали против фашистов с ампутированными ногами, руками или другими тяжелыми травмами конечностей.

Стоит отметить, что для многих летчиков ВОВ не была первым боевым опытом. Всем известно, что много советских военных принимали участие в боевых действиях в Испании (гражданская война). Например, одним из летчиков-асов 1930-х годов считается Сергей Грицевец. Белорус по национальности, он родился в 1909 году в Гродненской губернии. В авиацию пришел по комсомольской путевке в 1931 году. Послужной список пилота по официальной информации составляет 40 сбитых самолетов.

Развитие военной авиации СССР

Летчики - Герои Советского Союза прекрасно проявили себя в годы ВОВ. Хотя изначально технический уровень немецких самолетов превосходил оснащенность и качество советских самолетов, но уровень мастерства "красных" пилотов уже через некоторое время после начала войны с лихвой компенсировал все недостатки техники.

Усовершенствование советской боевой авиации происходило фактически уже во время войны. Дело в том, что в первые дни боевых действий большинство советских самолетов было уничтожено на аэродромах во время фашистских бомбардировок. По мнению многих специалистов, это даже лучше. Если бы деревянные самолеты вступили в бой с "Юнкерсами" или другими истребителями, то у них не было бы ни одного шанса на победу в воздушном бою. Такая решительность фашистов спасла жизни многим советским летчикам.

За годы войны, по примерным подсчетам, асы сбили более 4000 лучших немецких самолетов. Рейтинг советских асов определяется в первую очередь по количеству сбитых "Юнкерсов". Поговорим про каждого из лучших отдельно.

Легендарный Иван Кожедуб родился в 1920 году на территории Шосткинского района современной Украины. После окончания в 1934 году школы поступил в химико-технологический техникум. Занятие авиацией для него долгое время было не больше чем хобби. Путь Кожедуба в авиации начался со службы в армии в 1940 году. На фронт попал в конце 1942 года после работы инструктуром в авиационной школе. Кстати, первый бой в воздухе для легендарного летчика мог стать одновременно и последним, потому что сначала его самолет подбили немцы, а потом и "свои". Это испытание Кожедуб выдержал и смог посадить свою машину. На фото, представленном далее, он изображен справа.

Такие летчики - трижды Герои Советского Союза, как Иван Кожедуб, становятся профессионалами своего дела быстро. Им не надо очень много времени для подготовки. Итак, некоторое время после этой аварии Кожедуб не летал. Звездное время летчика настало во время битвы на Курской дуге. За несколько боевых вылетов в июле 1943 года ему удалось сбить 4 "Юнкерса". До начала 1944 года в послужном списке героя было уже несколько десятков побед. До конца войны он смог сбить 18 самолетов этой марки.

Семен Ворожейкин и другие дважды Герои СССР

Этот результат не превзошел никто, а повторить смог только Ворожейкин Арсений Александрович. Этот пилот дважды был удостоин Звезды Героя. Общий боевой итог Ворожейкина - это 46 сбитых самолетов противника. Кроме него, летчики - дважды - это:

  • Алексеенко Владимир Аврамович;
  • Алелюхин Алексей Васильевич;
  • Амет-Хан Султан;
  • Андрианов Василий;
  • Якубекович;
  • Беда Леонид Игнатьевич;
  • Береговой Георгий Тимофеевич;
  • Гулаев Николай Дмитриевич;
  • Сергей Прокофьевич Денисов.

Для успешного использования авиационной техники она должна пройти летные испытания. Для этого и работают летчики-испытатели. Очень часто они рискуют жизнью, потому что на испытываемой модели самолета до них еще никто не летал. Многие были удостоены Звезды Героя СССР. Самым выдающимся испытателем авиационной техники советского периода считается

Экипажи под руководством Чкалова совершили 2 рекордных для своего времени авиаперелета (Москва-Ванкувер через Северный полюс и Москва-Дальний Восток). Длина маршрута до Ванкувера составила 8504 км.

Среди других советских летчиков-испытателей стоит отметить Степана Микояна, Владимира Аверьянова, Михаила Громова, Ивана Дзюбу, Николая Замятина и Михаила Иванова. У большинства из этих летчиков первое образование не было техническим, но всю авиационную элиту объединяет одна особенность: они прошли теоретическую подготовку в развитой на то время системе авиаклубов. Такие своеобразные школы давали возможность слушателям получить теоретическую и практическую подготовку на довольно высоком уровне.

Штурмовая авиация СССР времен ВОВ

Летчики-штурмовики, Герои Советского Союза военных лет, занимают почетное место в списках людей, отмеченных государственными наградами за подвиги во время воздушных боев 1941-1945 годов. Согласно историческим данным, звание Героя Советского Союза получили более 2200 летчиков. Причем именно штурмовиков в списке можно найти больше всего (860 фамилий).

Также представителей этого вида авиации много в списках дважды Героев Союза. Как известно, две геройские Золотые Звезды имели в своем активе 65 летчиков. В этом списке штурмовики тоже занимают первое место (27 человек).

Кто смог трижды получить звание Героя?

Александр Покрышкин и Иван Кожедуб - эти летчики, трижды Герои Советского Союза, золотыми буквами вписали свои имена в летопись ВОВ.

Дело в том, что три раза государство отметило таким высоким званием только троих человек. Кроме двух летчиков, это известный со времен революции военный Семен Михайлович Буденный. Покрышкин получил свои награды по приказам от 24 мая и 24 августа 1943 года, а также 19 августа 1944 года. Иван Кожедуб отмечен приказами Главнокомандующего от 4 февраля и 19 августа 1944 года, а также после окончания военных действий в августе 1945 года.

Вклад советских летчиков в победу над врагом просто неоценим!

Понятие «дважды, трижды, четырежды Герой» сегодня кажется несколько странным, наверное, правильнее было бы говорить о награждении несколькими медалями «Золотая Звезда». Но это факт нашей истории, и обойти его нельзя.
Впервые дважды Героями за боевые подвиги, проявленные в боях с японскими интервентами на реке Халхин-Гол в 1939 году, стали трое летчиков: майор Сергей Иванович Грицевец и полковник Григорий Пантелеевич Кравченко (Указ от 29 августа), а также комкор Яков Владимирович Смушкевич (Указ от 17 ноября). Судьба всех троих сложилась трагически.

Маршал монгольской Народно-революционной армии Х. Чойбалсан поздравляет дважды Героя Советского Союза С. И. Грицевца с высокой правительственной наградой
Грицевец сбил в небе Халхин-Гола 11 вражеских самолетов. Он погиб в авиакатастрофе менее чем через месяц после награждения. Кравченко, командовавший на Халхин-Голе истребительным авиаполком и сбивший за период конфликта 7 японских самолетов, в 1940 году стал самым молодым генерал-лейтенантом Красной Армии. В Великую Отечественную войну он успешно командовал авиадивизией, но 23 февраля 1943 года погиб, выпрыгнув из сбитого самолета и не сумев воспользоваться парашютом (его вытяжной трос был перебит осколком). Смушкевич летом 1941 года был арестован и осенью этого же года расстрелян.
Кравченко и Грицевец стали первыми дважды Героями Советского Союза
В 1940 году количество дважды Героев увеличилось на два человека: начальник спасательной экспедиции по выведению изо льдов ледокола «Георгий Седов», Герой Советского Союза Иван Дмитриевич Папанин стал дважды Героем (Указ от 3 февраля), вторую «Золотую Звезду» за бои в Финляндии получил летчик комдив Сергей Прокофьевич Денисов (Указ от 21 марта).

И. Д. Папанин на дрейфующей станции СП-1
В годы Великой Отечественной войны дважды Героями стал 101 человек, семеро из них посмертно. Летчик Герой Советского Союза подполковник Степан Павлович Супрун Указом от 22 июля 1941 года первым в период Великой Отечественной войны был награжден второй медалью «Золотая Звезда». 14 июня 1942 года появился первый дважды Герой, оба раза удостоенный этого звания во время войны. Это тоже был летчик, командир истребительного авиаполка Северного флота гвардии подполковник Борис Феоктистович Сафонов.
Среди дважды Героев были три Маршала Советского Союза - Александр Михайлович Василевский, Иван Степанович Конев и Константин Константинович Рокоссовский, один Главный маршал авиации - Александр Александрович Новиков, 21 генерал и 76 офицеров. Солдат и сержантов среди дважды Героев не было.
В годы ВОВ дважды Героями стал 101 человек, 7 из них посмертно
Следует отметить, что в 1944 году были обнародованы Указы о награждении штурмана истребительного авиаполка майора Николая Дмитриевича Гулаева (за годы войны он произвел 250 боевых вылетов, в 49 воздушных боях лично сбил 55 самолетов противника) третьей «Золотой Звездой», а также ряда летчиков второй «Золотой Звездой», но никто из них не получил наград по причине дебоша, устроенного ими в московском ресторане накануне получения. Указы были аннулированы.


Николай Дмитриевич Гулаев
После войны количество дважды Героев продолжало увеличиваться. В 1948 году подполковник, будущий Главный маршал авиации СССР, Александр Иванович Колдунов был награжден второй медалью «Золотая Звезда». За годы войны Колдунов совершил 412 боевых вылетов, в 96 воздушных боях лично сбил 46 вражеских самолетов.
В сентябре 1957 года известному летчику Владимиру Константиновичу Коккинаки за испытания авиационной техники было присвоено звание дважды Героя Советского Союза, первое он получил еще в 1938 году.
Всего дважды Героями Советского Союза стали 154 человека
Маршалы Советского Союза Семен Константинович Тимошенко, Родион Яковлевич Малиновский, Иван Христофорович Баграмян, Кирилл Семенович Москаленко и Матвей Васильевич Захаров получили вторую «Золотую Звезду» после войны в связи с различными юбилеями, а Адмирал Флота Советского Союза Сергей Георгиевич Горшков, Маршалы Советского Союза Климент Ефремович Ворошилов и Андрей Антонович Гречко вообще стали дважды Героями только в мирное время.

Г. Т. Береговой на марке Почты СССР
В ноябре 1968 года летчик-космонавт Георгий Тимофеевич Береговой был удостоен звания дважды Героя Советского Союза, причем первую награду он получил в годы Великой Отечественной войны за 186 боевых вылетов на штурмовике Ил-2. В 1969 году появились первые космонавты - дважды Герои, получившие обе «Звезды» за космические полеты: полковник Владимир Александрович Шаталов и кандидат технических наук Алексей Станиславович Елисеев (Указ от 22 октября). В 1971 году они оба первыми в мире совершили космический полет в третий раз, но третьих «Золотые Звезд» им не дали: возможно, потому что этот полет явился неудачным и был прерван на второй день. В дальнейшем космонавты, совершившие третий и даже четвертый полет в космос, дополнительных «Звезд» не получали, а награждались орденом Ленина. Всего 35 человек получили звание дважды Героя за освоение космоса.
Последним дважды Героем стал командир танковой бригады генерал-майор Ази Агадович Асланов, награжденный вторым званием посмертно (Указ от 21 июня 1991 года).
А. И. Покрышкин - первый трижды Герой Советского Союза
Всего дважды Героями Советского Союза стали 154 человека. Подавляющее большинство из них - 71 человек - летчики, 15 танкистов, 3 моряка, 2 партизана. Единственная среди дважды Героев женщина - летчик-космонавт Светлана Евгеньевна Савицкая, дочь дважды Героя Советского Союза маршала авиации Евгения Яковлевича Савицкого.

Светлана Евгеньевна Савицкая
19 августа 1944 года первым трижды Героем Советского Союза стал полковник Александр Иванович Покрышкин, который за годы войны совершил 650 вылетов, провел 156 воздушных боев, лично сбил 59 самолетов противника. В 1945 году трижды Героями стали Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков, получивший к 60-летию со дня рождения четвертую «Звезду» (Указ от 1 декабря 1956 года), и гвардии майор Иван Никитович Кожедуб.
После войны в связи с различными юбилеями трижды Героем стал Маршал Советского Союза Семен Михайлович Буденный и четырежды Героем Леонид Ильич Брежнев.

Сергей Грицевец прожил короткую, но необычайно яркую жизнь и оставил в истории российской авиации заметный след. Сын бедного белорусского крестьянина, он родился 19 июля 1909 года в деревне Боровцы, ныне Барановичского района Брестской области. Окончил 7 классов в 1927 году. Работал чернорабочим в службе пути на железной дороге, в "Льноторге", учеником слесаря в эфесном цехе механического завода в Златоусте. Окончил ФЗУ, учился на вечернем отделении металлургического техникума. С 1931 года в рядах Красной Армии.

В июне 1931 года по комсомольской путёвке прибыл в 3-ю Оренбургскую военную школу пилотов, где считался одним из самых инициативных и способных курсантов. Боевые листки тех лет призывали равняться в учёбе на Сергея. После окончания в сентябре 1932 году авиашколы, Грицевец стал лётчиком - истребителем. Сначала служил в Киевской авиабригаде, а с декабря 1933 года в 1-й Краснознамённой ИАЭ в Гатчине. В составе этой эскадрильи служил затем на Дальнем Востоке, стал начальником воздушно - стрелковой службы эскадрильи, потом был назначен командиром звена. С 1 августа 1936 года учился в Одесской школе воздушного боя и высшего пилотажа, затем был в ней лётчиком - инструктором.

Военный лётчик с небольшим чемоданом ждал, когда подойдёт трамвай № 13, как его здесь называли "авиационный", чтобы ехать с вокзала "Одесса - Главная" в сторону Люстдорфа - приморской детской климатической станции. Надвигался знойный день конца июля 1936 года, но утром ещё не пекло, и Сергей чувствовал себя бодро и легко, с наслаждением вдыхая свежий и влажный морской воздух. Настроение было отличное.

Почти порожний в ранний час вагон, приняв одинокого пассажира, побежал по пустынным улицам, усаженным деревьями средней полосы вперемежку с субтропическими. Перед Люстдорфом трамвай свернул на Ульяновку и остановился недалеко от контрольно - пропускного пункта авиационной школы. Сергей Грицевец вышел, а вагон, дребезжа и позванивая, развернулся в город.

Ядром школы высшего пилотажа была авиационная эскадрилья специального назначения. Талантливые кадровые лётчики ВВС Красной Армии под руководством опытных инструкторов - методистов оттачивали здесь мастерство ведения воздушного боя, повышали меткость воздушной стрельбы, словом, овладевали полным курсом применения в бою новейшего самолёта - истребителя И-16.

К концу июля 1936 года в Одесскую школу воздушного боя съехалось большинство лётчиков - истребителей первого набора...

Сергей писал в Москву брату Ивану:

"С 1 августа я нахожусь в Одессе и учусь в школе. Между прочим, очень хорошо преподносят теорию. Летаю на новом истребителе. Работать приходится очень много: 7 часов рабочий день и во внешкольное время занимаемся до 1 - 2 часов ночи. Это, правда, бывает в некоторые дни. Наша учёба, оказывается, рассчитана на год, а говорят ещё так, что при усиленных темпах учёбы закончим школу за 6 - 8 месяцев. Это было бы очень хорошо. Если так будет, то Галя на это время останется жить у матери, правда, скучновато будет врозь жить, но нам с ней не привыкать. Вот так дело обстоит в отношении нас. Пока всего хорошего. Твой брат Серёжа..."

Затем случил в авиационных частях. В звании старшего лейтенанта был ВРИО командира звена 8-й Одесской школы пилотов Киевского военного округа.

В июне 1938 года, в составе группы из 34 лётчиков, прибыл в Испанию для оказания помощи республиканским ВВС. Имел псевдонимы "Сергио" и "Командор Серж".

В боях с вражеской авиацией в неравных условиях, когда зачастую соотношение между республиканскими и франкистскими самолётами было 1: 5 он пришёл к убеждению, что единственно правильной тактикой борьбы в таких условиях может быть только групповой "соколиный удар" - внезапная атака врага всей эскадрильей сверху, сзади.

Модификация

Размах крыла, м

Высота, м

Площадь крыла, м2

Масса, кг

взлетная

Тип двигателя

Мощность, л.с.

Максимальная скорость, км/ч

на высоте

Практическая дальность, км

Cкороподъемность, м/мин

Практический потолок, м

Вооружение:

четыре 7.62-мм пулемета ШКАС

14 августа 1938 года группа самолётов, которой он командовал, впервые в воздушном бою применила этот новый тактический приём. Удар был настолько неожиданным и ошеломляющим для врага, что неприятельская группа потеряла управление. На землю упало несколько вражеских машин, объятых пламенем. Группа Грицевца в полном составе возвратилась на аэродром.

Всего в небе Испании Сергей Грицевец совершил 88 боевых вылетов с общим налётом 115 часов, в 42 (по другим данным в 24) воздушных боях сбил 30 самолётов противника (6 лично и 24 в составе группы).

Лётчики группы под его руководством сбили 85 самолётов. Весть об одном из его боевых вылетов облетела весь мир...

Воздушный бой с немецкими He-51 и итальянскими Cr-32 завязался близ реки Эбро над позициями корпуса Листера, на НП которого в тот день были приглашены испанские и иностранные журналисты. Старший лейтенант Грицевец дрался в небе с превосходящими силами противника. Да как! На "ишачке" - так прозвали маневренный И-16 - дерзко атаковал Сергей группы вражеских самолётов. Об этой неравной схватке центральная газета испанских коммунистов "Мундо Обреро" сообщала: "Сергио, храбрый пилот Республики, верный воинскому долгу, героически сражаясь, за один боевой вылет сбил 7 (семь!) фашистских самолётов (из них 5 Фиатов CR-32), но и его машина была серьёзно повреждена".

He-51

Фиат CR-32

Об этом подвиге писали и многие иностранные газеты. Среди прочих - английская "Дейли ньюс", корреспондент которой наблюдал воздушный бой и даже сумел узнать подлинное имя камарадо Сергио. Газета вышла с броским заголовком: "Русский лётчик Сергей Грицевец - человек изумительной храбрости". [ Согласно данным С. В. Абросова, в реальности Сергею во время одного из вылетов на сопровождение СБ пришлось в одиночку отбиваться от 7 "Фиатов", однако побед в этом бою он, согласно официальным документам, не заявлял. Скорее всего, это лишь красивая легенда. ]

Особенно отличился Сергей Грицевец в заключительных и самых тяжёлых боях за Эбро, где немцы использовали опытные "Мессера" вооружённые пушками и значительно превосходящие И-16 в скорости. Только за 20 дней августа 1938 года советскими и испанскими лётчиками было сбито 72 вражеских самолёта.

бой И-16 с Bf-109

В одном из боёв 13 августа 1938 года, в паре с испанским лётчиком сержантом Луисом Маргалефом подбил и заставил приземлиться на республиканской территории немецкий бомбардировщик Не-111, чей экипаж был взят в плен.

18 августа 1938 года - в день Авиации, Грицевец сбил 2 итальянских "Фиата". Со своими лётчиками Грицевец порой забирался без кислородных приборов на высоту до 7 км, чтобы оттуда обрушить удар на противника.

Последний раз пилоты группы Сергея Грицевца участвовали в бою 15 октября 1938 года, когда было поднято в воздух сразу около 100 республиканских самолётов в составе 7 эскадрилий. Тогда над рекой Эбро в напряжённой воздушной схватке, совместными усилиями советских и испанских лётчиков, было сбито 3 "Мессера" и 5 "Фиатов". Наши потери составили 3 самолёта (все лётчики спаслись на парашютах).

Однако, ко времени окончания 113-дневной битвы за Эбро, из 34 лётчиков, прибывших вместе с Грицевцом в июне 1938 года, осталось в строю лишь 7.

Список известных побед старшего лейтенанта С. И. Грицевца:

Дата
победы

Сбитый
самолёт

Район боя
(падения)

Примечание

(в составе группы)

(в составе группы)

(в составе звена)

(в составе группы)

Барселона

(в паре с Луисом Маргалефом)

(в паре с Сапроновым М. С.)

(в составе группы)

Вильяльба

(в составе группы)

(в составе группы)

(в составе группы)

(в составе группы)

(в составе группы)

(в составе группы)

* Предположительно пилотом этого Bf.109 был ас "Легиона Кондор", обер-лейтенант Отто Бертрам, взят в плен.

Отто Бертрам

22 февраля 1939 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ, в котором говорилось о том, что за образцовое выполнение специальных заданий правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и проявленные при этом личное мужество и отвагу, старшему лейтенанту С. И. Грицевцу присваивается звание Героя Советского Союза. Сам Михаил Иванович Калинин вручил Грицевцу грамоту о присвоении этого высокого звания. Следует отметить и тот факт, что звания капитан Сергей Грицевец никогда не имел: из старшего лейтенанта он стал сразу майором (31 декабря 1938 года).

В полную силу сильные стороны характера и лётного мастерства Сергея Грицевца проявился и в небе Халхин - Гола летом 1939 года: молниеносная находчивость, острая наблюдательность, чувство товарищеской выручки, виртуозное владение техникой пилотирования. В воздушных боях лично и в составе группы сбил 12 японских самолётов.

Вначале Грицевец летал на И-16, а когда в конце июня были получены новые И-153 ("Чайки"), его назначили командиром эскадрильи этих машин.

В большинстве боевых вылетов "Чаек", эскадрилью которых всегда лидировал Грицевец, заканчивались победой советских лётчиков.

Так было и в памятном воздушном бою 25 августа, когда наземные войска доколачивали окруженные части 6-й японской армии. В этот день над Халхин - Голом произошло 7 воздушных боёв. В одном из них участвовало более 200 советских и японских самолётов.

Модификация

Размах крыла, м

Высота, м

Площадь крыла, м2

Масса, кг

пустого самолета

нормальная взлетная

нормальная взлетная

Тип двигателя

1 ПД Армейский тип 97

Мощность, л.с.

Максимальная скорость, км/ч

на высоте

Крейсерская скорость, км/ч

Практическая дальность, км

Боевая дальность, км

Максимальная скороподъемность, м/мин

Практический потолок, м

Вооружение:

два синхронных 7,7-мм пулемета тип 89

Бой развертывался на высотах до 6000 метров. Над долиной реки ревели моторы, трещали пулемётные очереди, падали вниз самолёты, оставляя за собой шлейфы чёрного дыма. И в этой круговерти выделялась "Чайка" командира эскадрильи.

В разгар бой Грицевец заметил, как к хвосту машины Леонида Орлова пристроился японский истребитель. Увлечённый атакой, Орлов не заметил этого, и тогда Сергей Грицевец пошёл в лоб на японца. Враг не выдержал встречной атаки и свечой взмыл вверх. Грицевец дал короткую прицельную очередь по японскому лётчику. Тот бросил свою машину в крутое пике, притворился, что подбит и падает. Но подобная уловка противника была хорошо знакома Грицевцу ещё по боям в Испании. Он тут же нырнул вниз за самураем, догнал его и с близкого расстояния расстрелял. Японский истребитель, не выходя из пике, врезался в песчаный бархан.

Модификация

Размах крыла, м

верхнего

Высота, м

Площадь крыла, м2

Масса, кг

пустого самолета

нормальная взлетная

максимальная взлетная

Тип двигателя

Мощность, л.с.

Максимальная скорость, км/ч

на высоте

Практическая дальность, км

Скороподъемность, м/мин

Практический потолок, м

Вооружение:

четыре 7.62-мм пулемета ШКАС (2500 патронов)

26 июня 1939 года в районе озера Буир - Нур завязался воздушный бой с японцами, продолжавшийся около двух часов и закончившийся полной победой советских лётчиков. Враг потерял 15 самолётов. В этот день Сергей Грицевец совершил подвиг, ставший известным на всю страну.

И-153 и И-16 в Монголии

В бою был сбит самолёт командира 70-го истребительного авиаполка майора В. М. Забалуева и он опустился на парашюте на территории занятой противником.

Всё это видел Сергей Грицевец. Недолго думая, он посадил свою машину неподалеку от приземлившегося товарища, помог ему забраться в кабину и взлетел под огнём японской пехоты. Это был первый подобный случай в советской авиации.

Сергей Иванович Грицевец и Вячеслав Михайлович Забалуев

В небе Халхин - Гола С. И. Грицевец совершил 138 боевых вылетов. В воздушных боях сбил 12 самолётов противника (по одни источникам - 10 лично и 2 в группе, по другим - все 12 лично).

Список известных побед майора С. И. Грицевца в небе Монголии:

Дата
победы

Сбитый
самолёт

Район боя
(падения)

Примечание

Буир - Нур

Хуху - Узун - Обо

Ганьчжура

(2 лично и 1 в составе группы)

(вместе с Писанко А. С. и Смирновым Б. А.)

Хамар - Даба

29 августа 1939 года за победы в воздушных боях и спасение командира, Сергей Грицевец был награждён второй медалью "Золотая Звезда" Героя Советского Союза. Награждён также орденом Красного Знамени (1939) и монгольским орденом Боевого Красного Знамени 1-й степени (18.08.1939).

Он был не только прекрасным воздушным бойцом, но и замечательным наставником. Десятки молодых лётчиков учились у Грицевца искусству воздушного боя. Он проводил с ними разборы полётов, занятия по тактике, учил сочетать маневр и огонь: "Только секунда отводится лётчику на прицельную очередь, - говорил он, - Только одна секунда!"

Он и в самом деле умел первым дать очередь, на какую то долю секунды опережая врага. Атаковал всегда неожиданно, никогда не допуская шаблона в тактике. К началу Великой Отечественной войны именно Грицевец был самым результативным советским лётчиком - истребителем имея 42 воздушные победы!

В начале сентября 1939 года майор С. И. Грицевец вместе с группой лётчиков, возглавляемой комкором Я. В. Смушкевичем, выехал в Москву.

Он был назначен советником одной из авиабригад Белорусского военного округа. Предстоял поход войск Красной Армии в Западную Украину и Западную Белоруссию.

16 сентября Грицевец с группой лётчиков присутствовал на заседании Военного совета округа в Минске. Возвращались на свой аэродром под Оршей в сумерках. Грицевец приземлился первым. Шедший на посадку вторым майор П. И. Хара, не разглядев выложенную букву "Т", стал садиться с противоположной стороны аэродрома и на большой скорости врезался в стоявшую машину Грицевца.

В результате столкновения, оба самолёта были разбиты, Хара получил серьёзные травмы, а Грицевцу ударом винта отрубило голову. Так, нелепая случайность послужила причиной гибели выдающегося советского лётчика.