Цель:
Своевременное выявление и оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения устной и письменной речи (дислалии, ринолалии, дизартрии, заикания, дизграфии, дислексии, речевых нарушений, вследствие снижения слуха);
Задачи:
Диагностика и анализ звукопроизношения, фонематического восприятия и анализа, грамматического строя речи, связной речи первоклассников.
Проанализировать устную речь и некоторые неречевые процессы учащихся и определить причины затруднений в овладении письменной речи.
Проанализировать письменные работы учащихся вторых и третьих классов.
Разработать и реализовать содержание коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи у учащихся начальных классов.
Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей.
Организационная работа.
Развитие фонетико-фонематических процессов. Формиро-вание навыков правильного аудирования в процессе обучения. Предупреждение и коррекция дислексии.
Формирование грамматически правильной связной речи. Развитие словаря.
Развитие тонкой моторики. Пропедевтика навыков письма. Предупреждение и коррекция дисграфии.
Коррекция звукопроизношения.
Работа с педагогами.
Работа с родителями.
Методическая работа.
Самообразование.
Направление деятельности и формы работы
Цель проведения
Сроки проведения
Организационная работа. Диагностико-проектная деятельность
Составить годовой план коррекционно-методической работы на 2014-2015 уч. год
работы логопункта
Своевременно провести обследование детей.
Первичное обследование устной и письменной речи
Выявление нарушений устной и письменной речи
Знакомство с данными медицинского об-следования, сбор анамнеза
Уточнение этиологии характера речевых нарушений
Сентября
октябрь
Комплектование групп и подгрупп
Заполнение речевых карт, состав-ление перспективных планов рабо-ты с каждой группой
Обеспечить оснащение педагогического процесса/p>
Систематически
Составить комплексную форму речевой карты логопедического обследования.
Сентябрь
Своевременно заполнить речевые карты логопатов в соответствии с решением протоколов психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Систематически
По результатам обследования составить диагностическую карту работы с логопатами, отражающую динамику их развития.
Отследить и проанализировать динамику в ходе коррекционной работы.
Сентябрь
Систематически оснащать логопедический кабинет речевыми пособиями и литературой.
Систематически
Составить годовой отчет о работе логопункта.
Повторное обследование устной и письменной речи
Заполнение речевых карт.
Развитие фонетико-фонематических процессов. Предупреждение и коррекция дислексии. Коррекционно-развивающая деятельность.
1.1. Формирование навыков правильного аудирования. Пропедевтика и коррекция дислексии. Развитие звукового анализа. Запоминание и повторение рядов звуков и слогов, выделение в словах гласных звуков, рядоговорение.
Умение вычленять в словах определенные звуки, линейный ряд фонем, деление на слоги, ударение, нахождение первого и последнего звука в слове (по картинке).
Систематически
Упражнения в дифференцировании оппозиционных групп звуков на слух и в произношении.
Знакомство со всеми гласными звуками попарно и правилами их написания. Обозначение мягкого согласного последующим гласным. Дифференциация гласных 1-го и 2-го ряда:
а о у э ы и,
я е ю е.
По перспективному планированию
Формирование действия изменения слов. Свободное оперирование звуковыми и графическими моделями слов:
анализ слога по звукам;
анализ слова по звукам;
нахождение звука в словах со стечением согласных в начале слова, конце слова, середине слова;
преобразование слов путем замены одних звуков и букв другими;
преобразование слов путем наращения и отнимания звуков (букв);
преобразование слов путем наращения согласных.
Коррекция речевых нарушений учащихся
По перспективному планированию
Помощь в обучении детей-логопатов чтению (работа со смешанными моделями слов):
слоговой анализ — синтез слова в 2, 3,4, (5) слогов разной слоговой структуры;
чтение предложений и небольших рассказов по слогам;
дописывание слов по картинкам;
помощь учителю в обучении плавному, слитному чтению (до 40—60 слов в 1 минуту).
Систематически
Упражнения в дифференцировании оппозиционных групп звуков на слух и в произношении:
выделение согласных по картинкам и в словах (по мере изучения алфавита): б—п; в—ф; г—к—х; с—ш; з—ж; с—з; с—ц; ш—ж; ц—ч; ч—ц; ч—ть;
выделение и дифференцирование парных согласных звуков: п—б; д—т; р—л.
Систематически
Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий с учащимися по коррекции нарушений устной речи
Коррекция речевых нарушений учащихся
Систематически
Формирование грамматически правильной связной речи. Развитие словаря.
Обогащение, закрепление и активизация словаря:
именами существительными, прилагательными;
глаголами;
наречиями.
Систематически
Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов в разных частях речи. Малоупотребительные слова.
Систематически
Развитие обобщающих понятий (классификация предметов).
Систематически
Словообразовательная работа.
Систематизация знаний детей о способах словообразования:
суффиксальный способ образования имен существительных, имен прилагательных, имеющих различный смысловой оттенок;
суффиксально-префиксальный способ образования глаголов.
По перспективному планированию
Работа над формированием грамматического строя речи:
Упражнения в образовании и согласовании существительных и прилагательных в роде, числе, падеже с ориентацией на их окончание;
подбор определений к существительным;
образование качественных и относительных прилагательных краткой формой прилагательного;
обучение разным способам образования степеней сравнения (прилагательных и наречий);
активизация употребления глагольного словаря (в форме настоящего, прошедшего, будущего времени, единственного и множественного числа);
составление и оценивание по смыслу словосочетания (предложения) с заданными словами;
упражнения в подборе эпитетов, сравнений, метафор, поговорок, чистоговорок, фразеологизмов и других средств образования слов.
По перспективному планированию
Развитие тонкой моторики. Пропедевтика навыков письма. Коррекционная логопедическая работа по профилактике и устранению нарушений чтения и письма у учащихся 2—3-х классов.
Коррекция на фонетическом уровне:
а) предупреждение и исправление акустических дисграфий:
строение и функции речевого аппарата (повторение);
звуки речи и буквы (повторение);
б) фонематический анализ слов:
простые формы звукового анализа;
сложные формы звукового анализа;
твердые и мягкие согласные;
обозначение мягкости согласных на письме посредством гласных 2-го ряда;
второй способ обозначения мягкости согласных на письме (посредством буквы ь);
в) формирование фонематического восприятия; дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное
сходство:
гласные ё, ю, о, у;
звонкие и глухие парные согласные в-ф; п-б; д-т; д"-т";з-с;г-к;ж-ш;
Коррекционная работа на лексическом уровне.
Выявление активного словарного запаса учащихся.
Уточнение и расширение словарного запаса учащихся:
слова-«сорняки»,
слова-«приятели» (синонимы),
слова-«неприятели» (антонимы),
слова-«близнецы» (омонимы),
сколько значений у слов? (многозначные слова). Слоговой анализ и синтез слов.
Типы слогов.
Ударение в слове.
Схемы слогоритмической структуры слов.
Безударные гласные.
Состав слова (морфемный анализ и синтез слов).
Корень слова. Сложные слова.
Приставка. Суффикс.
Пропедевтика семантической дислексии и дисграфии.
По перспективному планированию
Коррекционная работа на синтаксическом уровне.
Словосочетание и предложение. Согласование различных частей речи в числе, в роде.
Управление.
Кого? Что? (винительный падеж).
Кого? Чего? (родительный падеж).
Кому? Чему? (дательный падеж).
О (в, на) ком? чем? (предложный падеж).
Кем? Чем? (творительный падеж).
Закрепление падежных форм.
Связь слов в предложении (словосочетании).
Предлоги.
Приставки.
Приставки и предложения.
Пропедевтика аграмматической дислексии и дисграфии.
По перспективному планированию
Пропедевтика и коррекция оптической дисграфии:
формирование пространственных представлений,
формирование временных представлений,
дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство:
б-д; б-в; д-в; и-у;
о-а; и-ш
п-т; ш-т; ц-ш; п-р; г-ч; у-щ; у-з.
Пропедевтика и коррекция оптической дисграфии.
По перспективному планированию
Пальчиковая гимнастика.
Развитие тонкой моторики.
Систематически
Коррекция звукопроизношения.
Оказание систематической помощи по коррекции речи детей-логопатов.
Систематически
Консультативно-методическая деятельность
Работа с педагогами. Связь учителя-логопеда с родителями.
Помощь педагогам в планировании и осуществлении работы по развитию речи логопатов.
Помощь педагогам в организации обучения и развития логопатов.
Ознакомление учителей и родителей с актуальными проблемами коррекционного воспитания ребёнка
Конкретная взаимопомощь в организации логопедического кабинета.
Организация речевой игротеки.
Организация родительской школы. Систематическая пропаганда логопедических знаний:
Приобщать родителей к коррекционно-воспитательной работе по развитию речи ребенка;
принимать активное участие в родительских собраниях;
доводить до сведения родителей успехи в развитии речи ребенка;
проводить систематические консультации и индивидуальные беседы с родителями.
Родительские собрания в 1 классах «Предпосылки обучения грамоте»
«Развитие зрительно-моторной координации первоклассников»
Ознакомление родителей с резуль-татом диагностики речевого разви-тия детей
сентяб-рь
октябрь
Консультирование педагогов и родителей учащихся 1-3 классов по результатам обследования устной и письменной речи
детей.
Обеспечение индивидуального подхода к ребёнку с учётом выяв-ленных особенностей его речевого развития
Систематически
Мероприятия по пропаганде логопедичес-ких знаний среди учителей (беседы, лекции, выступления на роди-тельских собраниях)
Выступление на МО учителей начальных классов
«Готовность к обучению грамоте учащихся первых классов».
«Пальчиковая гимнастика»
Ознакомление учителей и роди-телей с актуальными проблема-ми коррекционного воспитания ребёнка
Систематически
Взаимодействие с учителями, психологом, психотерапевтом
Систематически
Методическая работа. Повышение профессиональной компетентности
Посещение курсов, лекций, методических объединений, обмен опытом
Повышение профессиональной компетентности
Систематически
1 раз в месяц
Работа с научной и публицистической ли-тературой
Систематически
Проведение наблюдений за динамикой речевых нарушений на логопедических занятиях, за влиянием определённых ме-тодов на речевое развитие и коррекцию речи ребёнка.
Выбор наиболее эффективных пу-тей обучения и восстановления ус-тной и письменной речи детей
Составление перспективных планов работы с учащихся
Заполнение речевых карт
1 раз в четверть
Составление конспектов занятий
Систематически
Подобрать методическую и коррекционную литературу и пособия, логопедические игры в помощь учителю и родителям.
Заполнение журнала учета посещаемости
Ежедневно
Организовать обследование звукопроизношения и фонематического восприятия у детей, посещающих школу дошкольников «Добрая школа»
По требованию администрации
Пополнить логопедический кабинет дидактическими средствами по всем разделам плана.
Систематически
Самообразование. Работа по улучшению оснащённости логопедического кабинета
Изготовление и приобретение методичес-ких пособий
Повышение эффективности коррекционной работы
Систематически
Своевременно пополнять знания, знакомиться с инновационными программами и технологиями. Систематический обзор дефектологической литературы.
Систематически
Принять активное участие в районных семинарах и методических советах.
1 раз в четверть
Посетить с целью обогащения опыта ближайшие образовательные учреждения дошкольного и школьного типа.
Участвовать в различных курсах при институте повышения квалификации работников образования.
Пополнять методическими разработками свой сайт.
Систематически
Приобретение методической литературы
В данном разделе плана
специалист указывает сроки коррекционной
работы, формы организации занятий.
III. Научно-методическая работа
В данном разделе
специалист указывает мероприятия,
связанные с его участием и проводившиеся
в рамках данного МДОУ, района, города и
т.д. Логопед также указывает свою роль
в этом мероприятии.
Здесь же можно указать
мероприятия, направленные на повышение
профессионального уровня специалиста,
а также открытые занятия или иные
мероприятия, направленные на обмен
опытом (если они имеются).
IV. Взаимосвязь со всеми участниками общеобразовательного процесса
Под участниками
общеобразовательного процесса
подразумеваются:
Учителя начальных
классов;
Педагог-психолог;
Родители;
Администрация
общеобразовательного учреждения;
Специалисты
поликлиники, школьная медсестра.
Данный документ
составляется каждый год и включает в
себя как мероприятия, которые остаются
традиционными, например проведение
коррекционных занятий, обследования,
групповых консультаций, так и другие
мероприятия, например, принятие участия
в курсах повышения квалификации, участие
в городских конференциях и т.д.
В настоящее время
многими логопедами применяется несколько
документов, заменяющих единый годовой
план. Это могут быть отдельные планы
работы учителя-логопеда с родителями,
со специалистами, а также план методической
работы на текущий год.
Составление полного
плана методической работы значительно
облегчает составление отчета о проделанной
работе учителя-логопеда в конце года.
Ниже приведен образец
годового плана работы логопеда
муниципального образовательного
учреждения.
План методической работы на 200___/200___ учебный год логопеда моу №________
«Утверждаю»
Директор МОУ
№__________
ФИО_____________________
Наименование
мероприятия
Дата и место
проведения
Роль специалиста
Сведения о
выполнении
1. Организационная
работа
Подготовка
кабинета к новому учебному
Покраска стен
в кабинете, плинтусов, оклейка
обоями, оформление зоны для
индивидуальной работы
Учитель-логопед
Первичное и
углубленное обследование устной
и письменной речи детей (в начале, в
середине и в конце года)
Проведение
массового обследования учащихся
начальной школы, затем углубленного
обследования детей, зачисленных
на логопункт
Учитель-логопед
Проведено в
установленные сроки
Изучение
документации детей, зачисленных
на логопункт
Сбор анамнестических
данных и выписка из медицинских карт
учащихся сведений, необходимых
для педагога
Учитель-логопед
Проведение
мониторинга устной и письменной
речи детей (1-4 класс)
Наименование
мероприятия
(уровень мероприятия: ОУ, район,
город и т.д.)
Дата и место
проведения
Роль специалиста
Сведения о
выполнении
Оформление
документации учителя-логопеда
на начало и конец учебного года
01.09 - 15.09 30.05 -
10.06
Оформление и
визирование необходимой документации,
комплектование пакета документов
в соответствии с рекомендуемым
перечнем
Учитель-логопед
Оформлена в
установленные сроки
Комплектование
групп для коррекционной работы:
первая группа - 2 «А» класс, вторая
группа - 2 «Б» класс, третья группа -
2 «В», «Г» класс, четвертая группа -
3 класс
Комплектование
групп для коррекционной работы
(акцент в работе школьного логопеда
делается на коррекцию и профилактику
дисграфии)
Учитель-логопед
Проведено в
установленные сроки
Подготовка
раздаточного материала
а также в
каникулярное время
Изготовление
пособий по теме: «Гласные первого
и второго ряда», символов для
обозначения гласных и согласных
звуков, карточек с изображением
стилизованных букв
Учитель-логопед
Приобретено
Приобретение
пособий и дидактических игр
а также в течение
года
«Антонимы», «В
моей квартире», «Слова-предлоги»,
тематические словари по темам
«Овощи», «Грибы», «Фрукты»
Учитель-логопед
Приобретено
Наименование
мероприятия
Дата и место
проведения
Роль специалиста
Сведения о
выполнении
Анализ
коррекционной работы (предоставляется
в отдел образования или образовательный
округ старшему логопеду, районному
логопеду и т.д.)
Написание
аналитических справок по итогам
мониторинга, отчета о работе логопеда
на конец года
Учитель-логопед
Проведено в
установленные сроки
II. Коррекционная
работа
Проведение
фронтальных занятий в виде групповых
согласно циклограмме рабочего времени
Понедельник:
11.00 - 14.15
Учитель-логопед
Проведено в
установленные сроки
Проведение
индивидуальных коррекционных занятий
согласно циклограмме рабочего времени
15.09-15.05 (исключая
каникулы и время обследования)
А) выступления
на родительских собраниях (тему
родительского собрания определяет
логопед
Сентябрь -
«Как помочь
ребенку с ОНР»
«Леворукий
ребенок в школе»
«Что такое "дети
с отклонениями в развитии"?»
Учитель-логопед
Наименование
мероприятия
(уровень
район, город и т.д.)
Дата и место
проведения
Роль специалиста
Сведения о
выполнении
Б) Тематические
консультации для учителей начальных
классов
Сентябрь
Методические
объединения учителей нач. клас-
«Что нужно знать
педагогу о ребенке с нарушениями
речи?» «Развиваем у первоклассников
слуховое внимание» «Где начинается
дисграфия?»
Выступающий
на метод. объединении
Проведение
родительских собраний для родителей,
чьи дети зачислены на логопункт
Сентябрь, май
ОУ
Учитель-логопед
Проведение
индивидуальных консультаций
для родителей и педагогов ОУ
В течение года
Понедельник,
Четверг: 14.15 - 15.00 (еженедельно, согласно
графику работы педагога)
Учитель-логопед
Еженедельно (по
графику работы специалиста)
Семинары-практикумы
для учителей-логопедов района:
Сентябрь
В течение
года(согласно плану работы)
«Планирование
работы учителей-логопедов района на
текущий год»
Сентябрь -
слушатель
Наименование
мероприятия
(уровень мероприятия: ОУ, район, город
и т.д.)
Дата и место
проведения
Роль специалиста
Сведения о
выполнении
Район: на базе
районного психологического центра,
отдела образования, ПМПК и т.д.
«Итоги
комплектования школьных логопунктов,
актуальность логопедической
работы в школе»
Ноябрь - участник
«Особенности
развития пространственного восприятия
у детей младшего школьного возраста
с оптической дисграфией»
Март -участник
«Итоги
коррекционной работы за текущий год»
Июнь - слушатель
Проведение
открытых занятий для учителей
начальных классов и специалистов ОУ
А) Октябрь - 2
класс
Б) Декабрь - 1
класс
А) Итоговое
занятие по теме «Звонкие и глухие
согласные»
Б) «Твердые и
мягкие согласные»
Учитель-логопед
Проведение
открытых фронтальных занятий для
родителей, чьи дети посещают логопункт
Октябрь, апрель
Приглашаются
родители, чьи дети посещают
логопедические занятия. Тема
определяется логопедом по
перспективному плану
Учитель-логопед
Первая неделя
октября и последняя неделя апреля
Научно-практическая
конференция «Дети и патология речи»
Март. Кафедра
педагогического университета;
областное мероприятие
Выступления
специалистов города и области,
обмен опытом, знакомство с новинками
методической литературы
Участник
Наименование
мероприятия
(уровень мероприятия: ОУ, район, город
и т.д.)
Дата и место
проведения
Роль специалиста
Сведения о
выполнении
Посещение курсов
повышения квалификации
Февраль.
Кафедра педагогич.
университета.
Областное мероприятие
Лекционные
и практические занятия, проводимые
специалистами
кафедры
логопедии и ведущими специалистами
города и области
Слушатель
Первая и вторая
неделя февраля
Логопедическая
практика студентов кафедры логопедии
педагогического университета
Проведение
практических занятий в рамках
педагогической практики
Первая-третья
неделя октября Вторая-четвертая
неделя декабря
IV. Взаимосвязь
со специалистами ОУ
Диагностика
различных сфер деятельности,
определенных функций ребенка
Совместное
проведение исследования: педагог-психолог
исследует сенсорную сферу,
познавательную сферу и мелкую
моторику. Логопед исследует уровень
сформированности речевых навыков
и артикуляционную моторику. Учитель
начальных классов исследует
общеразвивающие навыки по программе
ОУ
Учитель-логопед
Проведено в
установленные сроки
Анализ результатов
обследования, составление индивидуальных
программ развития
Сентябрь Январь
Взаимный
обмен информацией, с целью уточнения
и конкретизации заключения, а
также для составления индивидуальных
программ развития
Учитель-логопед
Проведено в
установленные сроки на заседании
ПМПк
Наименование
мероприятия
(уровень мероприятия: ОУ, район, город
и т.д.)
Дата и место
проведения
Роль специалиста
Сведения о
выполнении
Направление
детей (с согласия родителей) к психологу
МДОУ
В течение года
Логопед направляет
детей с целью уточнения заключения,
для более полного обследования, с
целью проведения профилактических
или коррекционных мероприятий
Учитель-логопед
Направлены
на городскую
6 детей ОУ
Знакомство с
содержанием коррекционного обучения
Перед началом
коррекционной работы (2 раза в
год - перед каждым периодом
коррекционного обучения). ОУ
Логопед знакомит
психолога и учителей начальных
классов с направлениями коррекционной
работы на текущий год, с предполагаемыми
лексическими темами, которые будут
изучаться в группе, с программными
требованиями на текущий год.
Психолог знакомит логопеда с теми
методами и приемами, набором игр,
которые будут использоваться в
индивидуальной коррекционной
работе в течение всего года. Учитель
начальных классов знакомит логопеда
с программами обучения по русскому
языку на текущий год
Участник
коррекционного
процесса
Проведено:
сентябрь, январь
Наименование
мероприятия
(уровень мероприятия: ОУ, район, город
и т.д.)
Дата и место
проведения
Роль специалиста
Сведения о
выполнении
Взаимопосещение
коррекционных занятий
А) Октябрь - 2
класс
Б) Декабрь - 1
класс
У логопеда:
А) Итоговое
занятие
Годовой оганизационно-мотодический план расчитан на работу учителя - логопеда в условиях логопедического пункта общеразвивающего детского сада. Он поможет педагогу систематизировать свою работу, выделив основные ее направления
Скачать:
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Зав. МБДОУ «Детский сад № »
_______________
«____» ______________ 2013 год
План
организационно – методической работы
учителя - логопеда МБДОУ д\с №
(2013 – 2014 уч.г.)
Организационная работа
Наименование
мероприятия
Сроки
выполнения
Результат выполнения
1. Подготовка диагностических речевых карт
01.09. – 22.09.2013 г.
2.Подбор и изготовление дидактического и демонстрационного материала
1. Обследование устной речи и неречевых процессов детей групп:
старшей «А», старшей «Б»
01.09. – 22.09. 2013 г.
15.05. – 31.05. 2014 г.
2. Обследование устной речи и неречевых процессов детей групп:
«Монтессори – 1»
«Монтессори – 3»
01.09. – 22.09. 2013 г.
15.05. – 31.05.2014 г.
3. Формирование групп по результатам обследования
3-я неделя сентября 2013г.
4. Переформирование детей по подгруппам
3-я неделя января 2014г.
1-я неделя марта 2014г.
(по мере выписки, отчисления, прохождения этапов коррекции)
5. Углубленное обследование речи и неречевых процессов детей по запросам родителей и воспитателей групп
2013 – 2014 уч г.
6. Углубленное обследование артикуляционной и мимической моторики детей на предмет выявления миннимальных дизартрических проявлений
2013 – 2014уч.г.
7. Углубленное обследование устной речи и неречевых процессов детей для представления на ПМПК.
2013 – 2014уч.г.
Коррекционная работа
Наименование
мероприятий
Срок
выполнения
Результат выполнения
1.Подгрупповые коррекционные занятия с детьми старшей группы «А» и старшей группы «Б», имеющими логопедическое заключение ОНР-III уровня.
Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. III часть Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина.
IV часть Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова
Используется пособие Н.В. Нищевой «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи», составленное с опорой на
Примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой;
Логопедия в детском саду (занятия с детьми 5-6 лет» Л.Н.Смирнова;
«Говорим правильно» О.С. Гомзяк;
«Обучение детей связной речи с использованием мнемотаблиц» Байнова С.В.
«Лексико-грамматичекие представления. Формирование и развитие» Т.А Ткаченко
«100 логопедических игр» И.В. Скворцова;
«Составь предложение» Л.М. Козырева
2 раза в неделю:
2.Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа). Программа и методические рекомендации. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. М.: 2004.
«Фронтальные логопедические занятия для детей с фонетико-фонематическиим недоразвитием» (старшая группа) В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко;
«Фонематическое восприятие. Формирование и развитие» Т.А Ткаченко;
«Слоговая структура слова. Коррекция нарушений» Т.А. Ткаченко;
«Формируем слоговую структуру слова» С.Е. Большакова;
«Звуковой анализ и синтез. Формирование навыков» Т.А. Ткаченко;
«Автоматизация звуков в игровых упражнениях» (11 альбомов) Л.А. Комарова;
2. Индивидуальные занятия с детьми по коррекции звукопроизношения.
Используются пособия О.И. Крупенчук «Лого – рифмы», Е.А.Дьякова «Логопедический массаж», «Дошкольная логопедическая служба» под ред. О.А.Степановой, Н.Ю.Григоренко «Гласные звуки и буквы», О.А.Новиковская «Развитие звуковой культуры речи у дошкольников».
В.М.Акименко «Новые логопедические технологии»;
Т.Г.Визель «Логопедические упражнения на каждый день».
По 3 раза в неделю каждый ребенок
Работа с воспитателями
Наименование
мероприятий
Срок
выполнения
Результат выполнения
1. Ознакомление воспитателей с результатами обследования устой речи детей и принципом формирования коррекционных групп
3-я неделя сентября
2. Ознакомление воспитателей с режимом работы логопункта
3-я неделя сентября
3. Консультации для воспитателей старших групп и групп «Монтессори – 1, 3»:
«Новинки литературы по коррекционной педагогике»;
«Особенности развития речи детей с общим недоразвитием речи»;
«Логопедический словарь. Знакомство педагогов с логопедической терминологией»;
«использование комплексов артикуляционной гимнастики в ходе занятий по развитию речи»;
2013 – 2014 уч.г.
5. Методчас «Индивидуальная работа с детьми, имеющими нарушения речи»
Март 2014г.
4 Семинары – практикумы:
«Использование игровых приемов при подготовки руки к письму у детей с нарушениями речи»
«Приемы по формированию фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста»
Ноябрь 2013г.
Март 2014г.
5. Проведение «Дня открытых дверей»
2013 – 2014 уч.г.
6. Посещение занятий по развитию речи и обучению грамоте
2013 – 2014 уч.г.
7. Индивидуальные беседы с воспитателями детей - логопатов
2013– 2014 уч.г.
8. Подготовка и проведение конкурса чтецов «С Днем Рождения, любимый город»
Ноябрь 2013г.
Работа с родителями
Наименование
Мероприятий
Сроки
Выполнения
Результат выполнения
1.Выступление на родительских собраниях в дошкольных группах.
Темы:
«Нормы развития речи и причины возникновения речевых нарушений»
«Итоги коррекционной работы »
По плану воспитателей групп:
По плану воспитателей групп:
старшая «А»,старшая «Б»
«Монтессори – 1»;
«Монтессори – 3».
Апрель 2014 г.
2. Проведение родительских собрание для родителей детей – логопатов.
Темы:
« Ознакомление родителей с режимом работы логопункта и подписание договора».
«Совершенствование лексико – грамматических представлений и навыков звукового анализа»
«Итоги коррекционной работы»
3-я неделя сентября 2013г.
3-я неделя февраля 2014г.
3-я неделя мая 2014г.
3. Индивидуальные консультации для родителей
По запросам родителей
4. Практикумы:
«Обучение грамоте и подготовка руки к письму детей с нарушениями речи».
2-я неделя декабря 2013г.
6. Проведение углубленного обследования речи детей по запросам родителей
2013 – 2014 уч.г.
7. Проведение «Дня открытых дверей»
2013 – 2014 уч.г.
Преемственность
Наименование
мероприятия
Сроки
выполнения
Результат выполнения
1. Ознакомление с результатами диагностики устной и письменной речи выпускников МБДОУ д\с №6, проведенной логопедами школ №1, №9.
Май 2014г.
2. Посещение уроков в первых классах школ города
2013 – 2014 уч.г.
3. Посещение логопунктов средних школ №1, №2, №3, №9, МБДОУ д\с №1, №2, №3, №4, №9
2013 – 2014 уч.г.
Повышение квалификации
Наименование
Мероприятий
Сроки
выполнения
Результат выполнения
1. Разработка темы: «Формирование навыков звуко-слового анализа у дошкольников с речевыми нарушениями посредством наглядной модели»
2. Посещение курсов повышения квалификации
По плану ИУУ
3. Посещение занятий учителей – логопедов детских садов и школ г. Вилючинска
2013 – 2014 уч.г.
4. Участие в заседаниях ГМО Вилючинска
2013 - 2014 уч.г.
5. Участие в заседаниях ПМП консилиума МБДОУ «Детский сад №6»
2013 – 2014уч.г.
6. Приобретение и изучение новой литературы по коррекционной педагогике
2013 – 2014уч.г.
Ведение документации
Наименование
мероприятия
Сроки
выполнения
Результат выполнения
1. Заполнение речевых карт
3-я неделя сентября 2013г.
2. Работа с речевыми картами
Каждые 10 дней
3. Составление и подписание договора с родителями детей - логопатов.
Сентябрь – октябрь 2013
3. Составление:
Рабочей программы воспитания и обучения детей с нарушениями речи 5-7 года жизни для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта
Плана организационно – методической работы учителя – логопеда;
Перспективно-тематического плана подгрупповых занятий по коррекции ФНР, ФФНР, ОНР -3ур.;
Перспективного плана индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения
сентябрь 2013г.
сентябрь2013г.
3-я неделя сентября 2013г.
3-я неделя сентября 2013г.
4. Составление расписания и режима работы логопункта
3-я неделя сентября 2013г.
5.Составление поурочных планов подгрупповых и индивидуальных занятий
2013 – 2014 уч.г.
6. Ведение «Журнала учета посещений логопункта»
2013 – 2014уч.г.
7. Ведение «Журнала рабочих контактов»
2013 – 2014уч.г.
8. Ведение «Журнала учета уровня речевого развития детей МДОУ д\с №6»
2013 – 2014 уч.г
9. Ведение «Журнала учета передвижения детей на логопункте МДОУ д\с №6»
2013 – 2014 уч.г
Развитие логопедического кабинета
Наименование
мероприятия
Сроки
выполнения
Результат выполнения
1. Приобретение стенда шкафов для размещения методического материала
сентябрь 2013г
2. Изготовление картотеки:
«Артикуляционная гимнастика»
«Пальчиковая гимнастика»
«Физминутки»
Август – сентябрь 2013г.
3. Изготовление словаря по лексическим темам
Август – сентябрь 2013г
3.Изготовление дидактических игр для проведения индивидуальных и фронтальных занятий по коррекции речевых нарушений:
«Речевые лабиринты»
«Весёлый поезд»
«Звуковые схемы»
«Звуковые схемы гласных звуков»
2013 – 2014 уч.г.
4. Изготовление демонстрационного и раздаточного материалов для коррекционно – развивающих занятий
2013 – 2014 уч.г.
5. Приобретение методической и дидактической литературы.
2013 – 2014 уч.г.
7. Создание зеленой зоны в логопедическом кабинете
2013 – 2014уч.г.
Задачи коррекционно – образовательного процесса.
Обследование воспитанников общеразвивающих групп и выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи.
Изучение уровня речевого, познавательного, социально – личностного, физического развития и индивидуально – типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений работы с каждым из них.
Систематическое проведение профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с индивидуальными и групповыми программами.
Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению.
Формирование у педагогического коллектива и родителей в информационной готовности к логопедической работе, помощь им в организации полноценной предметно – развивающей и речевой среды.
Координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством их речевой работы с детьми.