Почему Андрею Штольцу не удалось изменить образ жизни Обломова? Презентация на тему "штольц и обломов" Подумайте, прав ли профессор МГУ В.И. Кулешов, который писал


























1 из 25

Презентация на тему: Штольц и Обломов

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Основные вопросы: - Почему автор не изобразил чудесного преображения Обломова? - Как вообще можно помочь человеку достигнуть гармонии с жизнью, научиться не прятать, а открывать миру все свое интеллектуальное и духовное богатство? Что нужно предпринять, чтобы помочь человеку преодолеть апатию и вновь вернуться к полноценной жизни? - Что намеревался сделать Штольц во имя спасения друга? К какому итогу он пришел? - Почему столь благородные душевные порывы Штольца не привели к ожидаемому результату.

№ слайда 4

Описание слайда:

Прав ли был автор, считая, что именно такой человек, как Штольц, способен спасти Обломова? - Мог ли такой человек, как Штольц, пробудить душу Обломова? - Какими чертами автор наделил Андрея Штольца? Можно ли считать, что образ Штольца строго противопоставлен образу Обломова? Сопоставьте авторскую характеристику образа жизни Обломова и Штольца. 1. В чем Обломов и Штольц противопоставлены друг другу? 2. Что сближает Обломова и Штольца?

№ слайда 5

Описание слайда:

«Обломов, дворянин родом, коллежский секретарь чином, безвыездно живет двенадцатый год в Петербурге» (1, V). «Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормаль ным состоянием» (1,1). «Штольц ровесник Обломову: и ему уже за тридцать лет... Он беспрестанно в движении...» (2, II) «Штольц был немец только вполовину, по отцу; мать его была русская; веру он исповедовал православную; природная речь его была русская...» (2,1) «Он шел твердо, бодро; жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль, с ежеминутным, никогда не дремлющим контролем издержанного времени, труда, сил души и сердца. Кажется, и печалями, и радостями он управлял как движением рук, как шагами ног или как обращался с дурной и хорошей погодой» (2, II).

№ слайда 6

Описание слайда:

«Он все сбирался и готовился начать жизнь, все рисовал в уме узор своей будущности; но с каждым мелькавшим над головой его годом должен был что-нибудь изменять и отбрасывать в этом узоре. Жизнь в его глазах разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки - это у него были синонимы; другая - из покоя и мирного веселья» (1, V). «А сам все шел да шел упрямо по избранной дороге. Не видали, чтоб он задумывался над чем-нибудь болезненно и мучительно; по-видимому, его не пожирали угрызения утомленного сердца; не болел он душой, не терялся никогда в сложных, трудных или новых обстоятельствах, а подходил к ним, как к бывшим знакомым, как будто он жил вторично, проходил знакомые места» (2, II). 1. Обломов безвыездно живет в одном городе более 12 лет, и главное его занятие - лежание; Штольц «беспрестанно в движении». Обломов еще только собирался и готовился начать жизнь, Штольц «все шел да шел упрямо по избранной дороге». Обломов еще только создавал в"тзоем воображении картину будущей жизни; Штольц все делал обдуманно и уверенно, «как будто он жил вторично». 2. Обломов и Штольц - ровесники, принадлежат одному социальному слою.

№ слайда 7

Описание слайда:

Обломов и Штольц: отношения с родителями -Сопоставьте характер взаимоотношений Обломова и Штольца с их родителями. 1. В чем Обломов и Штольц противопоставлены друг другу? (1, IX , 1, IX, 2,1) 2. Что сближает Обломова и Штольца? 1. Обломов почти не знал мужского воспитания; отец же Штольца, напротив, стремился сделать из своего сына настоящего мужчину, он был сторонником суровых методов воспитания и не позволял своей жене жалостью и излишней заботой вмешиваться в его общение с Андреем. 2. И Обломов, и Штольц с нежностью вспоминают о своих матерях, не в силах сдержать слезы. Их матери - образец нежности, заботливости - дорожили сы новьями, стремились уберечь их от опасностей, не могли налюбоваться на своих детей.

№ слайда 8

Описание слайда:

Обломов и Штольц: отношение к учению -Сопоставьте информацию об отношении к учению Обломова и Штольца. В чем Обломов и Штольц противопоставлены друг другу? (1, VI ;2,1) 2. Что сближает Обломова и Штольца? 1. Обломов учился поневоле, не понимая, за что ему было уготовано это наказание и зачем ему эти знания в жизни; родители стремились защитить своего сына от тяжелого учения. Образованием Штольца руководил отец, давал ему ответственные поручения и спрашивал, как со взрослого. Учился Штольц отлично. И скоро сам начал преподавать. 2. И Обломову, и Штольцу были созданы необходимые для учения условия. Они оба получили хорошее образование, причем долгие годы учились вместе.

№ слайда 9

Описание слайда:

Обломов и Штольц: отношение к службе и к обществу. -Сопоставьте информацию об отношении Обломова и Штольца к службе и роли в обществе. 1. В чем Обломов и Штольц противопоставлены друг другу? (1, V ; 2, II) 2. Что сближает Обломова и Штольца? 1.Обломову был чужд образ жизни, который требовала от него служба, а также суета и шум светской жизни; он успешно изолировал себя от них. Штольц и на службе, и в свете чувствовал себя уверенно, но никогда не придавал этому особого значения. Обломов не бывает в свете; Штольц, несмотря на свою занятость, успевает показываться в светском обществе. 2. Ни Обломов, ни Штольц не считали, что служба или светское общество имеют особое значение в их жизни. И Обломов, и Штольц находятся в отставке.

№ слайда 10

Описание слайда:

Обломов и Штольц: понимание любви - Сопоставьте характер переживаний влюбленных Обломова и Штольца -В чем Обломов и Штольц противопоставлены друг другу? (2, X; ,XI; 3, VI ; 4,IV ; 4, VII). 1.Для Обломова любовь- потрясение, болезнь, она доставляет ему душевные и физические страдания. Для Штольца любовь - труд ума и души. 2.И Обломов, и Штольц одарены способностью любить глубоко, искренне.

№ слайда 11

Описание слайда:

Вывод. Автор характеризует Штольца как яркую, привлекательную личность; если Обломов ленив, бездеятелен, добродушен, беззлобен, чувствителен, способен на душевный порыв, нерешителен, то Штольц активен, деятелен, любезен, доброжелателен, сосредоточен на своей цели, погружен в размышления, предусмотрителен, расчетлив, быстро принимает решения. Образы Обломова и Штольца противопоставлены и по воспита нию, и по отношению к учению, и по восприятию любви... Однако нельзя сказать, что в основе сравнения этих образов лежит строгое противопоставление. Автор представил читателю две яркие индивидуальности, внутренний мир которых не исчерпывается только взаимоисключающими характеристиками. Он обращает внимание читателя на то, что этих героев сближает их глубокая привязанность к матери, воспоминания о детстве и юности,способность глубоко и искренно любить. Очевидно, что Штольц - это именно тот человек, который мог пробудить душу Обломова.

№ слайда 12

Описание слайда:

Может быть, Обломов боялся довериться Штольцу? - Какие отношения связывали Обломова и Штольца? Выпишите слова, фразы текста, которыми автор характеризует взаимоотношения Обломова и Штольца. (I,III; 2, II) Обломова и Штольца связывали не только общие страницы биографии. Они дорожили друг другом, всегда были рады встрече, умели ценить лучшие качества и быть снисходительными к слабостям друг друга. Их отношения - глубокая душевная привязан ность, искренние сердечные чувства. Обломов и Штольц были необходимы друг другу и были благодарны судьбе за то, что она послала им друг друга. Обломов доверял Штольцу, верил, что он сможет помочь ему, ждал от него помощи.

№ слайда 13

Описание слайда:

Может быть, Штольц ошибся в выборе средства для спасения друга? - Верное ли средство избрал Штольц для реализации своего замысла? Штольц, казалось бы, рассчитал все правильно. Любовь - чувство, вызывающее самые сильные потрясения. Если в душе человека еще остались живые чувства, любовь не позволит им дремать. Штольц был уверен, что Ольга очарует Обломова. - Оправдались ли ожидания Штольца? Обломов и Ольга: пробуждение любви

Герои подружились в детстве, когда родители Ильи вынуждены были отдать сына на обучение в пансион немца Штольца. Сын учителя, Андрей, всегда опекал своего друга и пытался повлиять на его убеждения, на его образ жизни. Он помог Обломову при обучении и в пансионе, и в университете, но после того, как их пути пошли раздельно, они встречались редко.

Однажды Андрей приехал к другу на съемную квартиру в Петербурге. Они беседовали о жизни, об Обломовке, и Андрей упрекал друга за бездействие, говорил ему о необходимости изменить жизнь, заняться делами в имении. Затем Штольц предложил Обломову «дорисовать идеал жизни…». Илья Ильич мечтает вслух, рассказывая о приятном времяпрепровождении, которое является идиллией безделья. Он ни разу не упомянул о какой-либо деятельности, так как труд не входил в его планы. Даже книгу читать должна жена вслух, когда он отдыхает на диване.

Барские привычки проступают в его мечтах во всем: все его желания обслуживаются крепостными крестьянами, о труде которых он имеет нереальные представления, рисуя идиллию их труда. В течение дня в распорядке Обломова отводилось большое место приему пищи, шесть раз Илья Ильич трапезничал: в доме, на веранде, в березовой роще, на лугу и опять в доме вечером. Занятий никаких, кроме созерцания природы, разговоров на приятные темы или отдыха при звуках музыки. И тогда Андрей стал убеждать Илью изменить нарисованную картину, чтобы вернуться к деятельной жизни, не угаснуть в молодые годы.

До следующей встречи, через два года, произошли некоторые изменения. Штольц по-прежнему очень активен, в Петербург он приехал «на две недели по делам, затем отправлялся в деревню, потом в Киев…» Он заехал к другу на именины, в Ильин день. Илья Ильич в это время уже жил на квартире у вдовы Агафьи Пшеницыной. Он расстался с Ольгой, делами в имении доверил заниматься Затертому (другу брата хозяйки), и теперь его обирают мошенническими способами Тарантьев с приятелем.

Штольц огорчен делами друга, напоминает Обломову его слова, произнесенные в их последнем разговоре, «Теперь или никогда!». Обломов с грустью признает, что не получилось у него возрождения к жизни, хотя попытки были: «…я не лежу праздно, …выписываю два журнала, книги…». Однако с любимой женщиной расстался, потому что его лень и бездействие не исчезли даже в лучшую пору жизни, в период любви. Штольц резюмирует: «Ты заметь, что сама жизнь и труд есть цель жизни…». Он призывает Илью Ильича к действию ради самого себя, чтобы не погибнуть окончательно: поехать в деревню, обустроить там всё, «возиться с мужиками, входить в их дела, строить, садить…». Обломов жалуется на здоровье, но Андрей говорит ему о необходимости переменить образ жизни, «чтобы не умирал совсем, не погребался заживо…».

Штольц узнаёт, что Обломова грабят люди, которые называют себя его приятелями. Андрей заставил Обломова подписать доверенность на управление имением на свое имя и «объявил ему, что берёт Обломовку на аренду» временно, а потом Обломов «сам приедет в деревню и привыкнет к хозяйству».

Между друзьями опять происходит разговор об отношении к жизни. Обломов сетует на жизнь, которая его «трогает, нет покоя!» А Штольц призывает его не гасить этот огонь жизни, чтобы она была «постоянным горением». На эти слова Илья Ильич возражает, говоря о том, что у него нет таких способностей и дарований, как у Штольца, который наделен «крыльями». Андрею приходится напоминать другу, что он свои умения «затерял еще в детстве»: «Началось с неумения надевать чулки и кончилось неумением жить».

Последняя встреча Штольца с Обломовым является развязкой романа Гончарова « ». В этой сцене Илья Ильич подводит итоги своей жизни, размышляет над проблемами своего существования, пытается понять каковы причины такой жизни и, вообще, почему она так прошла.

Илья Ильич все свою долгую жизнь был верен традициям и укладу жизни своих дедов и прадедов. Он ни разу не нарушил заветов своей семьи и родной Обломовки. Обломов вспоминает всю свою жизнь и понимает, что уже ни чего не изменить и не исправить. Илья Ильич понимает, что опустился на самое дно такой жизни и пути назад уже нет. Даже такой стимул, как любовь к не смог возродить его.

Обломов прекрасно осознает, что недостоин Ольги. Немного ранее Гончаров показал нам, как Илья Ильич радовался женитьбе Штольца и Ильинской, ведь Ольга была достойна человека более решительного, чем главный герой.

В этой сцене мы видим окончательное формирование образа Обломова. Теперь он становится понятным читателю и даже самому Илье Ильичу. Здесь образ Штольца играет второстепенную роль, ведь служит контрастом в понимании образа Обломова.

Как и ранее не воспринимает такой образ жизни своего друга. Он считает, что такой образ жизни просто убивает Обломова. При последней встрече Штольц не оставляет попыток спасти Илью Ильича. Он уже просто кричит на Обломова: «Вон из этой ямы, из болота, на свет, на простор, где есть здоровая, нормальная жизнь!». К сожалению, Обломов осознает трагедию своей жизни, но сил бороться с таким положением у него уже не осталось. Штольц пытается достучаться до совести Ильи Ильича, спрашивая, не стыдно ли ему за такую бездумную жизнь. Обломов говорит, что стыдно, но просит не винить его, ведь он стал заложником обстоятельств. Он просит Штольца ни чего не рассказывать о нем Ольге.

Единственное, что Обломов попросил у Андрея Штольца – воспитать его сына Андрюшу. Назвав сына в честь своего лучшего друга, Илья Ильич надеется, что он не повторит судьбу своего отца. Обломов хочет, чтобы Штольц вырастил Андрюшу настоящим человеком, который проживет полную и интересную жизнь. Если у него не удалось спасти отца, то с сыном должно все получиться.

Штольц чувствует свою вину за такую судьбу Обломова. И это очень разочаровывает его. На вопрос Ольги о том, что происходит с Обломовым, он угрюмо отвечает: «Обломовщина».

Через некоторое время умирает, а семья Штольцев забирает маленького Андрюшу к себе на воспитание.

















3. Личностные качества Штольца и Обломова. Как они дополняли друг друга? Обломов добрый мягкий умный честный благородный гостеприимный чувствительный чуткий ленивый Штольц энегричный активный умный честный благородный расчетливый благоразумный рациональный, деятельней целеустремленный волевой резкий, твёрдый Физически и духовно сильный откровенный оптимист сдержанный холодный




5. Идеал жизни, счастья Штольца и Обломова. Идеал счастья Штольца – комфорт и материальное благополучие, а Обломов был материально независим. Идеал жизни Обломова – спокойная размеренная жизнь, к чему стремятся все обломовцы. Штольц считает, что «нормальное назначение человека – прожить четыре времени года, т.е. четыре возраста, без скачков.., что ровное и медленное горение лучше бурных пожаров…»










10. Что же объединяет этих людей? Что в них схожее? Штольц близок Обломову воспитанием.Мать Штольца видела в нем идеал барина, сына русской дворянки (завивала кудри, шила изящные воротнички и манишки; заказывала курточки, «учила слушать музыку, пела о цветах, о поэзии жизни..» «Детство и школа – две сильные пружины, « русские, добрые, жирные ласки, обильно расточаемые в семействе обломовых на немецкого мальчика»


В душе Штольца соединились с немецкими элементами Обломовка и княжеский замок - «с широким раздольем барской жизни.» Хорошо усвоив уроки отца, быта обломовского дома и княжеского замка, Штольц научился удобно и практично устраиваться в жизни. Его идеал – комфорт и материальное благополучие, а у Обломова все это было.




Оба стремятся к гармоничному образу жизни, но у каждого свое представление о путях достижения его. Мечтали посвятить жизнь полезному делу, нужному для России, но впоследствии ни у одного, ни у другого нет высоких устремлений. Штольц не мог спасти друга, т.к. не доводит дело до конца, как и Обломов.


Штольц «останавливался у порога тайны»..., «ожидал появления закона,а с ним и ключа к ней» Перед трудностями и Штольц пасует: «…мы не пойдем с Манфредами и Фаустами, на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним головы и смиренно переждем трудную минуту…»Еще один вариант обломовщины, причем худший, т. к. у Штольца она тупая и самодовольная.


В судьбах обоих героев наблюдается трагичность: 1. Обломов погружается в страшную трясину апатии, теряет интерес к жизни и умирает. 2. Трагизм Штольца в его ненатуральности, искусственности Штольц считал, что «ровное и медленное горение огня лучше бурных пожаров, какая бы поэзия ни пылала в них», и Обломов не желал порывистой страсти. Оба любили одну и ту же женщину.


Семейное счастье заслонило всю деловую жизнь Штольца. Они жили, «как все, как и мечтал Обломов», достигли «нормы любви», о которой он говорил. Ведомый истинной любовью, Штольц приходит к обломовскому идеалу, т.е. всякая истинная любовь приводит, по мнению автора, к спокойной тихой жизни, каким бы бурным ни было её достижение.




Подумайте, прав ли профессор МГУ В.И. Кулешов, который писал: «Штольц спасает Обломова от разорения, но подлинного самопожертвованного участия Штольц в его делах не принимает. В нем самом на каждом шагу проглядывает Обломов… Он только бодрит Обломова, обещает что-то сделать – и всё бросает на полдороге.


«Штольц светится не своим светом: он ярок в меру того, что отбрасывается на него от Обломова, человека с задатками и душой, но инертного. Штольц – это машина, методически работающая. Все для него – средство, а не цель… Штольц трудится ради самого труда, а высшего идеала он не имел и не подозревал, что идеалы нужны. Над целью жизни он никогда не задумывался. Его устраивала простая тавтология: жизнь – это жизнь, труд – стихия жизни, следовательно, надо трудиться; деньги должны приносить деньги, обогащать ради богатства. Штольц – типичный буржуазный делец, знающий только непрерывность роста капитала. Дальше он не заглядывает…»?

Слайд 2

«Обломов» - капитальная вещь, какой давно не было» Л.Н. Толстой

Слайд 3

Цель и задача исследования:

Прийти к собственному пониманию проводимого исследования, сделать вывод. Наблюдая над текстом романа И.А. Гончарова «Обломов», доказать, что антиподы Обломов и Штольц имеют больше общего, чем кажется на первый взгляд.

Слайд 4

Гончаров считал, что первые детские впечатления формируют натуру будущего человека.

Слайд 5

Гипотеза исследования:

Штольц близок Обломову.

Слайд 6

Обломовка - есть наша прямая родина, её владельцы – наши воспитатели. В каждом из нас сидит значительная часть Обломова. Н.А. Добролюбов

Слайд 7

История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее истории целого народа. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Слайд 8

Вопросы к уроку

Слайд 9

1. Что нравилось Штольцу в доме Обломова и в княжеском замке Верхлёва?

Слайд 10

2. Что их связывало? Черты характера, которые помогли стать близкими друзьями?

Слайд 11

3. Личностные качества Штольца и Обломова. Как они дополняли друг друга?

Обломов добрый мягкий умный честный благородный гостеприимный чувствительный чуткий ленивый Штольц энегричный активный умный честный благородный расчетливый благоразумный рациональный, деятельней целеустремленный волевой резкий, твёрдый Физически и духовно сильный откровенный оптимист сдержанный холодный

Слайд 12

4. О чем мечтали Обломов и Штольц в детстве и юности?

Слайд 13

5. Идеал жизни, счастья Штольца и Обломова.

Идеал счастья Штольца – комфорт и материальное благополучие, а Обломов был материально независим. Идеал жизни Обломова – спокойная размеренная жизнь, к чему стремятся все обломовцы. Штольц считает, что «нормальное назначение человека – прожить четыре времени года, т.е. четыре возраста, без скачков.., что ровное и медленное горение лучше бурных пожаров…»

Слайд 14

6. Какую роль сыграла любовь в жизни Штольца и Обломова?

  • Слайд 15

    7. Как складывается их семейная жизнь? Чьи мечты осуществил Штольц?

  • Слайд 16

    8. Почему всё, о чём мечтал Обломов, воплотилось в жизни Штольца?

    Что делать? Идти вперёд или оставаться?... теперь или никогда?

    Слайд 17

    9. Почему Штольц не смог спасти Обломова?

  • Слайд 18

    10. Что же объединяет этих людей? Что в них схожее?

    Штольц близок Обломову воспитанием.Мать Штольца видела в нем идеал барина, сына русской дворянки (завивала кудри, шила изящные воротнички и манишки; заказывала курточки, «учила слушать музыку, пела о цветах, о поэзии жизни..» «Детство и школа – две сильные пружины, « русские, добрые, жирные ласки, обильно расточаемые в семействе обломовых на немецкого мальчика»

    Слайд 19

    В душе Штольца соединились с немецкими элементами Обломовка и княжеский замок - «с широким раздольем барской жизни.» Хорошо усвоив уроки отца, быта обломовского дома и княжеского замка, Штольц научился удобно и практично устраиваться в жизни. Его идеал – комфорт и материальное благополучие, а у Обломова все это было.

    Слайд 20

    Обломов и Штольц любят и уважают друг друга. Они настоящие друзья. Их сближает честность, доброта, порядочность В дружбе Штольц, как и Обломов, нежен и предан другу. Штольц, как и Обломов – эгоист, живет только для себя.

    Слайд 21

    Оба стремятся к гармоничному образу жизни, но у каждого свое представление о путях достижения его. Мечтали посвятить жизнь полезному делу, нужному для России, но впоследствии ни у одного, ни у другого нет высоких устремлений. Штольц не мог спасти друга, т.к. не доводит дело до конца, как и Обломов.

    Слайд 22

    Штольц «останавливался у порога тайны»..., «ожидал появления закона,а с ним и ключа к ней» Перед трудностями и Штольц пасует: «…мы не пойдем с Манфредами и Фаустами, на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним головы и смиренно переждем трудную минуту…»Еще один вариант обломовщины, причем худший, т. к. у Штольца она тупая и самодовольная.

    Слайд 23

    В судьбах обоих героев наблюдается трагичность: 1. Обломов погружается в страшную трясину апатии, теряет интерес к жизни и умирает. 2. Трагизм Штольца в его ненатуральности, искусственности Штольц считал, что «ровное и медленное горение огня лучше бурных пожаров, какая бы поэзия ни пылала в них», и Обломов не желал порывистой страсти. Оба любили одну и ту же женщину.

    Слайд 24

    Семейное счастье заслонило всю деловую жизнь Штольца. Они жили, «как все, как и мечтал Обломов», достигли «нормы любви», о которой он говорил. Ведомый истинной любовью, Штольц приходит к обломовскому идеалу, т.е. всякая истинная любовь приводит, по мнению автора, к спокойной тихой жизни, каким бы бурным ни было её достижение.

    Слайд 25

    Результат исследования.

    Таким образом, выдвинутая гипотеза оказалась верной. Действительно, вслед за Гончаровым мы делаем вывод, что Штольц близок Обломову.

    Слайд 26

    Подумайте, прав ли профессор МГУ В.И. Кулешов, который писал:

    «Штольц спасает Обломова от разорения, но подлинного самопожертвованного участия Штольц в его делах не принимает. В нем самом на каждом шагу проглядывает Обломов… Он только бодрит Обломова, обещает что-то сделать – и всё бросает на полдороге.

    Слайд 27

    «Штольц светится не своим светом: он ярок в меру того, что отбрасывается на него от Обломова, человека с задатками и душой, но инертного. Штольц – это машина, методически работающая. Все для него – средство, а не цель… Штольц трудится ради самого труда, а высшего идеала он не имел и не подозревал, что идеалы нужны. Над целью жизни он никогда не задумывался. Его устраивала простая тавтология: жизнь – это жизнь, труд – стихия жизни, следовательно, надо трудиться; деньги должны приносить деньги, обогащать ради богатства. Штольц – типичный буржуазный делец, знающий только непрерывность роста капитала. Дальше он не заглядывает…»? домашнее задание

    Посмотреть все слайды