Сочинение на тему Портретная характеристика Липочки и Подхалюзина в пьесе «Свои люди сочтемся. Cочинение «Портретная характеристика Липочки и Подхалюзина в пьесе «Свои люди сочтемся

Вопрос экзаменационного билета (билет № 8, вопрос 2)

Монолог Липочки (начало I действия) в комедии А. Н. Островского «Свои люди — сочтемся!» как средство характеристики героини

«Свои люди — сочтемся» (другое название — «Банкрот»), первая большая комедия Александра Николаевича Островско­го, была написана в 1848 году, читалась автором в присутствии Николая Васильевича Гоголя 3 декабря 1849 года и была напе­чатана в журнале «Москвитянин» в марте 1850 года. Однако к постановке на сцене комедию сразу не допустили, так как цен­зор не усмотрел в ней осуждения безнравственных поступков героев.

Главным героем комедии Островский сделал злостного, умышленного банкрота — купца Самсона Силыча Большова. Драматург анализирует нравственную сторону банкротства Большова и показывает его в отношениях с представителями молодого поколения — дочерью Липочкой и главным приказ­чиком Подхалюзиным. На сцене мы видим семейную жизнь Большовых в тот короткий период, когда банкротство задумы­вается и осуществляется.

Монолог Липочки в первом явлении первого действия ко­медии «Свои люди — сочтемся» композиционно представляет собой часть экспозиции этого драматического произведения. Через его посредство читатель и зритель знакомится с дочерью главного героя комедии и имеет возможность получить первое представление о ее характере и интересах.

В характере Липочки комически сочетаются претензии на образованность и духовная неразвитость. Это с самого начала подчеркиваются контрастом между начальной авторской ре­маркой («сидит у окна с книгой») и первой репликой героини: «Какое приятное занятие эти танцы!»

Весь монолог, занимающий более страницы текста, вертит­ся вокруг танцев и мечтаний Липочки о замужестве. Ее пред­ставления о людях крайне примитивны: «Больше всего не люб­лю я танцевать с студентами да с приказными. То ли дело отли­чаться с военными! Ах, прелесть! восхищение! И усы, и эполеты, и мундир, а у иных даже шпоры с колокольчиками. Одно убий­ственно, что сабли нет! И для чего они ее отвязывают?..»

В эполетах и шпорах Липочка видит высшее проявление мужской привлекательности. А свое обучение танцам рассмат­ривает как необходимую ступень в завоевании благосклонно­сти будущего жениха: «Воображаю я себе: вдруг за меня посва­тается военный, вдруг у нас парадный сговор: горят везде свеч­ки, ходят официанты в белых перчатках; я, натурально, в тюлевом либо в газовом платье, тут вдруг заиграют вальс. А ну как я перед ним оконфужусь! Ах, страм какой! Куда тогда деваться-то? Что он подумает? Вот, скажет, дура необразован­ная!» Но и эти ее претензии не подтверждаются соответствую­щим умением — конец ее монолога отмечен авторской ремар­кой «дурно вальсируя». То есть весь монолог обрамляется авторскими репликами, указывающими на противоречие меж­ду тем, что думает о себе Липочка, и тем, что она представля­ет собой на самом деле.

Этим приемом драматург подчеркивает комизм между пре­тензиями героини и ее реальным внутренним содержанием. Уже из первого монолога Липочки можно составить предвари­тельное мнение о героине, как о недалекой, легкомысленной и нравственно неразвитой особе.

Монолог Липочки из пьесы Островского “Свои люди – сочтемся”: ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ Гостиная в доме Большова. ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ Липочка (сидит у окна с книгой). Какое приятное занятие эти танцы! Ведь уж как хорошо! Что может быть восхитительнее? Приедешь в Собранье али к кому на свадьбу, сидишь, натурально,– вся в цветах, разодета, как игрушка али картинка журнальная,– вдруг подлетает кавалер: “Удостойте счастия, сударыня!” Ну, видишь: если человек с понятием али армейской какой - возьмешь да и прищуришься, отвечаешь: “Извольте, с удовольствием!” Ах! (с жаром) оча-ро-ва-тель-но! Это просто уму непостижимо! (Вздыхает.) Больше всего не люблю я танцевать с студентами да с приказными. То ли дело отличаться с военными! Ах, прелесть! восхищение! И усы, и эполеты, и мундир, а у иных даже шпоры с колокольчиками. Одно убийственно, что сабли нет! И для чего они ее отвязывают? Странно, ей-богу! Сами не понимают, как блеснуть очаровательнее! Ведь посмотрели бы на шпоры, как они звенят, особливо, если улан али полковник какой разрисовывает - чудо! Любоваться - мило-дорого! Ну, а прицепи-ко он еще саблю: просто ничего не увидишь любопытнее, одного грома лучше музыки наслушаешься. Уж какое же есть сравнение: военный или штатский? Военный - уж это сейчас видно: и ловкость, и все, а штатский что? Так какой-то неодушевленный! (Молчание.) Удивляюсь, отчего это многие дамы, поджавши ножки, сидят? Формально нет никакой трудности выучиться! Вот уж я на что совестилась учителя, а в двадцать уроков все решительно поняла. Отчего это не учиться танцевать! Это одно толькое суеверие! Вот маменька, бывало, сердится, что учитель все за коленки хватает. Все это от необразования! Что за важность! Он танцмейстер, а не кто-нибудь другой. (Задумывается.) Воображаю я себе: вдруг за меня посватается военный, вдруг у нас парадный сговор: горят везде свечки, ходят официанты в белых перчатках; я, натурально, в тюлевом либо в газовом платье, тут вдруг заиграют вальс. А ну как я перед ним оконфужусь! Ах, страм какой! Куда тогда деваться-то? Что он подумает? Вот, скажет, дура необразованная! Да нет, как это можно! Однако я вот уж полтора года не танцевала! Попробую-ко теперь на досуге. (Дурно вальсируя.) Раз… два… три… раз… два… три…

Характеристика Липочки подтверждает слова Островского, сказанные Н. Я. Соловьеву: «У меня нет не только ни одного характера или положения, но нет и ни одной фразы, которая бы строго не вытекала из идеи», В «Банкроте» осмеиваются не отдельные лица, а уродливые общественные отношения и порожденные им характеры. Смешное в этой комедии, как и в реальной жизни, неотделимо от трагического.

Какую из двух трактовок характера Липочки вы считаете более верной? Обоснуйте свое мнение текстом комедии:

«Липочка - одна из самых больших удач в первой комедии Островского. (...) В своем пристрастии к танцам и французскому языку, в презрении к «необразованным родителям» и желании покорить «благородного» жениха Липочка выглядит поначалу безвредной дурочкой. Но в этой закатывающей глаза девице дремлет, как сказал бы Чехов, прожорливый крокодил. Липочка - барышня разбитная, и хотя Подхалюзин танцевать не умеет и по-французски не может двух слов связать, она живо смекает свои выгоды. «Ведь мы не мещане какие-нибудь», - говорит Липочка, тем самым прекрасно обнажая свою мещанскую суть. Подхалюзину близки ее понятия и идеалы, и с чисто приказчичьей галантностью, он обещает ей и шляпку, «какую почудней», и потолки в доме, расписанные по моде «капидонами» и «пукетами». Зато попавшему в беду отцу не ждать от них снисхождения». (В. Я. Лакшин )

«Отворачиваясь с возмущением от глупости и невежества, Липочка тянется к уму и благородству. Причем в ее представлении истинное благородство вмещает в себя все, что нужно для жизни возвышенной и чистой, которая так не похожа на ее тягостное существование в родном доме. Вот как она искренне жалуется на свою судьбу: «Ах, если бы вы знали, Лазарь Елизарыч, какое мне житье здесь! У маменьки семь пятниц на неделе; тятенька как не пьян, так молчит, а как пьян, так прибьет того и гляди. Каково это терпеть образованной барышне! Вот как бы я вышла за благородного, так я бы и уехала из дому и забыла бы обо всем этом». Казалось бы, в признании Липочки просматривается знакомый конфликт: натура тонкая и благородная погибает среди людей грубых и необразованных. Но вся пикантность этого разговора состоит в том, что Лазарь Елизарыч (...) и есть Подхалюзин. Тот самый «дурак необразованный», который каким-то образом сумел стать рядом с ней, дотянуться до ее образованности и благородства». (А. П. Валагин .)

2. Инсценирование или выразительное чтение сцен

Следующие сцены читаем и комментируем характеры героев, ярко выраженных в поступках, словах:

Д. I, явл.10, 11 - Большов, Рисположенский, Подхалюзин;

Д IV, явл. 3, 4 - Олимпиада Самсоновна, Подхалюзин, Устинья Наумовна, Аграфена Кондратьевна, Большов, Тишка.



V. Сообщение «Комедия «Банкрот» в оценке современников»

Передовые люди России высоко оценили комедию Островского. «...Для нашего времени... необходима сатира, только сатира умная, благородная, - записывает в свой дневник находящийся в Ново-Петровской крепости Т. Г. Шевченко. - Такая, например, как «Жених» Федотова или «Свои люди - сочтемся!» Островского и «Ревизор» Гоголя».

Иначе встретили это произведение правящие круги. Пьеса была напечатана в журнале «Москвитянин» в 1850 году, но постановка ее и повторное издание были запрещены цензурным комитетом. На это решение царь наложил резолюцию: «Совершенно справедливо, напрасно напечатано, играть же запретить». По распоряжению царя за Островским был установлен полицейский «присмотр».

Комедия была поставлена только после смерти Николая I в 1861 году, через двенадцать лет после ее написания, - сначала в Петербурге, потом в Москве. В московском спектакле были заняты выдающиеся актеры М. С. Шепкин, П. М. Садовский, В. И. Живокини. Шумная овация была устроена артистам и автору после окончания спектакля. Молодежь, встретившая Островского в артистическом подъезде, вынесла его на руках на улицу, без шубы, двадцатиградусный мороз, намереваясь нести его так до дома. Благоразумие взяло верх: кто-то набросил на него шубу, его усадили в сани. Толпа из нескольких сотен человек сопровождала его до самого дома, пробудив весь Яузский квартал. Только через 20 лет, в 1881 году пьеса была поставлена в неискаженном виде под руководством самого А. Н. Островского.

В характере Липочки также комически соединяются самодовольство и духовная отсталость. Она считает себя барышней, получившей «воспитание», но с холодным, грубым пренебрежением относится к прислуге, приказчикам и даже к матери. Особенно смешно ее мещанское восхищение «благородством» дворянства и блеском офицерства. Чтобы приобщиться к ним, она даже готова порвать со своей средой. Но, тем не менее, в ее тяге к чужой культурности, хотя бы и показной, кроется внутренний рост ее собственной среды. В этом отношении союз с Подхалюзиным, конечно, лучший для нее выход.

В этом и заключается смысл его увлечения Липочкой. Она, видящая в эполетах и шпорах с колокольчиками высшее проявление благообразия и утонченности, сама является для Подхалюзина очаровательным “воплощением красоты и благообразия, к которому он и тянется в своей неотесанности. Он чувствует в Липочке человека, с которым может подняться на более высокую ступень в жизни своей среды. А Липочка только потому и откликнулась так быстро на сватовство Лазаря, что сама внезапно почувствовала в нем такую же возможность. И он ее не обманул. Он не пожалел денег на новый дом с богатой мебелью, на роскошный выезд, на богатые платья и на модный сюртук. Все это для Лазаря не просто мотовство в угоду жене. Его не удовлетворяет не только старый большовский быт, но и «лавки» тестя, он «заводится» собственной торговлей и открывает «магазинчик». Там также будут, конечно, обманывать покупателей, но, видимо, этот обман не будет таким грубым и наглым, каким он был в лавках Большова. И в семейной жизни Лазарь, конечно, не будет таким диким самодуром, каким был его тесть; он уже не будет «мять чепчики». Женившись на Липочке, он ухаживает за ней.

Последний акт комедии прекрасно раскрывает как это повое соотношение сил в купеческой семье, так и суть нравственного поражения Вольтова. Кажется, Большое понял теперь всю мерзость своей жизни. Потерпевший крах в своем обмане, он взывает К человечности зятя и дочери и приходит к моральному осуждению всякого обмана. «Знаешь, Лазарь, - говорит он, - Иуда - ведь он тоже Христа за деньги продал, как мы совесть за деньги продаем… А что ему за это было?». Все это может показаться речью резонера, выражающей морализирующую тенденцию комедии.

На самом деле, в сознании Большова все это преломляется совершенно иначе. Как только он потерял власть, т. е. власть своих денег, его безудержное и наивное самодовольство быстро сменилось столь же безудержным и наивным отчаянием. Но он говорит теперь о совести только для того, чтобы подействовать па других, сам же страдает ие от нравственных угрызений, а от того «страма», которому теперь подвергается, оттого, что ему «сорок лет все в пояс кланялись, а теперь мальчишки пальцами показывают». И он сравнивает с «мытарством» грешников не свое душевное раскаяние, а свое путешествие по городу под конвоем. Он понимает теперь, что человек не должен «гнаться за большим», но только потому, что иначе у него «последнее отнимут, оберут… дочиста». «Сама себя раба бьет, коли не чисто жнет» - вот настоящая «мораль» плута, на старости лет попавшего впросак и напоминающего в этом отношении городничего в последнем акте «Ревизора».

На такой же точке зрения стоят и Подхалюзины. Лазарю даже жалко тестя, он готов сам уламывать кредиторов и согласен набавить им несколько копеек. Но на большее он никак не согласится. Интересы его нового, собственного «дела», размах которого воплощен для пего и в мантилье Липочки, и в ее французских фразах, он ставит выше всего. И на него не могут подействовать намеки на страшную судьбу Иуды-предателя. Еще меньше затрагивают его угрозы рассерженной свахи или жалобы бедняка Рисположенского. С наглым самодовольством опровергает он их перед публикой в последней сцене комедии и с наглым торжеством зазывает всех в свой новый «магазинчик».

Таковы характеры главных героев и раскрывающее их происшествие в семье Вольтовых. Все это, действительно, является «результатом тех обстоятельств», в которых эти характеры сложились. И идея нравственного банкротства, действительно, не навязана этим характерам со стороны автора, но вытекает из их объективных особенностей. В этом смысле первая комедия Островского является произведением не только правдивым по своей идее разоблачения буржуазного хищничества, но и реалистическим по принципу отражения жизни.

Комедия Н. В. Гоголя “Ревизор” - замечательное реалистическое произведение, в котором раскрыт мир мелкого и среднего чиновничества России второй четверти XIX века. Сам Гоголь так писал о замысле этой комедии: “В “Ревизоре” я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал... и за одним разом посмеяться над всем”. Комедия вводит читателя и зрителя в мир тихого провинциального городка, откуда “хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь”. Размеренное течение жизни в городе взрывает “пренеприятное известие” о приезде тайного ревизора, о чем в начале пьесы сообщае

Жизнь Пришвина была типична для русского человека, который пережил три войны и революцию. Судьба М. М. Пришвина - это характерная судьба русского человека именно потому, что почти всегда истинная жизнь его проходит в тени. Она никогда о себе не заявляет громко и в то же время присутствует каждое мгновение в слове писательском. Каждая фраза, даже каждое слово у Пришвина, как в стихах, несет большую смысловую нагрузку. Это такая мудрая поэзия в прозе. В ней нет назиданий, но есть родственное, целомудренное внимание ко всему, и к человеку прежде всего: ты голоден - я тебя накормлю, ты одинок

Повесть начинается с описания кладбища, на котором похоронена де­вушка Лиза. Отталкиваясь от этой картины, автор рассказывает печальную историю юной крестьянки, заплатившей жизнью за свою любовь. Однажды, продавая на улице собранные в лесу ландыши, Лиза познако­милась с молодым дворянином Эрастом. Ее красота, естественность и простодушие покорили опустошенного светской жизнью аристократа. Каждая новая встреча укрепляла любовь молодых людей, казалось, их чувство способно преодолеть любые преграды, но... Всё изменилось после свидания, во время которого они стали любовниками. Отношения с Лизой у