Что подарила марья дмитриевна. Внеклассное занятие по роману Л.Н.Толстого

Одним из лучших произведений русской классической литературы, несомненно, является роман-эпопея Л. Толстого «Война и мир», в котором автор с первых страниц подчеркивает противоестественность всяких конфликтов. Этому способствуют сцены с описанием мирной жизни в кругу родных и близких людей, всегда готовых понять и прийти на помощь. А понять, какие больше всего привлекали писателя в людях, поможет анализ эпизода «Именины у Ростовых».

Место сцены в романе-эпопее

Практически вся 1 часть первого тома посвящена знакомству с героями и сложившимися в их домах и обществе в целом устоями.

После описания знати, собравшейся в салоне Шерер, Л. Толстой показывает, как отмечают именины в доме Ростовых. С этой семьей связана в произведении очень важная для писателя мысль - семейная, как он сам ее обозначил. И начинается знакомство с Ростовыми и повествование об их дальнейшей судьбе со сцены, в которой собираются вместе родные и знакомые. В течение всего дня здесь царит радостная, доброжелательная обстановка, подчеркивающая, что хозяева рады каждому, кто переступил их порог. И хотя графиня, уставшая от визитов, бросает: «Ну довольно», ее слова не воспринимаются как нежелание видеть гостей. Это, в большей мере, проявление искренности и простоты - главных достоинств всех членов семьи за исключением старшей дочери Веры. Вот в этом-то и заключается главное отличие Ростовых от других "дворянских гнезд", представленных в романе.

Утренний прием

Дом графа был известен всей Москве, в том числе, хлебосольством и радушием, что докажет анализ эпизода «Именины у Ростовых». В этот день с самого утра стали подъезжать гости, чтобы поздравить мать и дочь. Графиня, женщина лет сорока пяти, принимала всех в гостиной. Рядом с ней сидела уже повзрослевшая Вера. Молодежь же, включая именинницу, тринадцатилетнюю Наташу, считала это занятие довольно скучным и потому занималась своими, более интересными делами.

Всех подъезжавших с приветливой улыбкой и теплыми словами - здесь, кстати, вместо модного французского предпочитали родной русский - встречал сам граф. Он отводил их к своей жене, а провожая, приглашал каждого гостя непременно быть на праздничном вечернем ужине, который устраивали по традиции, даже несмотря на финансовые трудности.

История с Пьером

Показательной можно считать сцену, в которой одна из гостий рассказывает историю, произошедшую накануне с незаконнорожденным сыном графа Безухова, в пьяном разгуле привязавшем полицейского к спине медведя. Это вызвало всеобщий смех и искреннее веселье. Особенно позабавился граф, живописно представивший всю описанную сцену. Стоит отметить, что у Шерер, к примеру, гости непременно попытались бы дать нравственную оценку столь неумному поведению Пьера и даже навесить на него соответствующи ярлыки.

Таким образом, именины у Ростовых - анализ эпизода это подчеркивает - говорят о простоте, естественности, отсутствии притворства и показного гостеприимства в этой семье.

Начало вечера

Граф всегда, даже в такое сложное для них время, старался устроить все по правилам - к деньгам здесь никогда не относились как к самой главной ценности в жизни. Приехавшие женщины собрались в гостиной, а мужчины отправились в кабинет хозяина: там им предстояло полюбоваться его замечательной коллекцией трубок и, естественно, обсудить политические новости, главной из которых была война. Каждый из гостей высказывал свое мнение относительно сложившейся политической обстановки, но делалось это как-то ненавязчиво и без лишних дискуссий. Особо выделялся молодой поручик Берг, который не случайно приехал на именины Наташи Ростовой (дочери) и самой графини: его прочили в женихи Вере. Часто он предпочитал молчать, наблюдая за происходящим и оценивая обстановку. Теперь же Берг увлек собравшихся рассказом о том, какое выгодное положение занимал в гвардии и как быстро продвигался по службе. При этом он совершенно не замечал, что интерес к нему скорее был вызван проявлением хвастовства и самолюбования, мало принятых в подобном кругу и вполне уместных у Анны Павловны. Это подчеркнула заключительная фраза одного из гостей, что с таким подходом к жизни Берг везде пойдет. Однако и здесь все происходило естественно, без притязаний на превосходство со стороны кого-либо из гостей или самого графа.

Долгожданная гостья

Подошло время обеда, и мужчины вернулись в гостиную. Хозяева все посматривали на дверь, что красноречиво говорило об одном: еще не все гости прибыли. Наконец, раздался шум в гостиную вошла, можно сказать, ввалилась, пятидесятиледняя Марья Дмитриевна, из-за отсутствия которой все еще не начинали праздновать именины у Ростовых. Анализ эпизода, когда все без исключения гости встали при появлении дамы, сразу же подчеркивает ее значимость в этом кругу. Несколько грубовато, но исключительно по-русски, она обращалась к встречавшему ее графу и к любимой крестнице - Наташе-"казаку", сделав по ходу пару замечаний присутствовавшему здесь Пьеру Безухову. Но именно за эту прямоту и простоту общения ее уважали и даже несколько побаивались в обеих столицах. Хотя нужно сказать, что если, как показывает анализ, именины у Ростовых без нее не начинались, то в салоне, подобном Шерер, появление Ахросимовой было бы в принципе невозможным - уж сильно отличалась она от великосветской знати с их «высокими» манерами, надменностью и притворством.

Только теперь, когда яхонтовые сережки были подарены крестнице, а молодой граф Безухов отчитан гостьей за историю с медведем, все отправились к столу.

Описание ужина

Анализ эпизода «Именины у Ростовых» показывает, что за ужином все шло, как полагается - т.е. в целом соблюдались принятые в приличия. Женщины сидели на одном конце стола, мужчины на другом. Интересно замечание автора относительно того, что хозяин, бросая взгляды на сидевшую напротив супругу, незаметно подливал гостям и себе вина, а графиня, в свою очередь, старалась не спускать с мужа глаз и замечала, как его лицо и лысина становятся все краснее. Эта деталь подчеркивает, насколько хорошо супруги изучили друг друга за годы совместной жизни.

Оживившиеся мужчины вскоре вновь заговорили о войне. Но этот вопрос волновал их больше в связи с тем, что приходилось отправлять на фронт сыновей. К примеру, вскоре должен был покинуть дом сын Ростовых, Николай. Гости вполне искренне удивляются: «И чего этот Бонапарт вздумал воевать?» Постепенно в разговор вмешиваются и молодой Николай, готовый победить или умереть за Россию, и Марья Дмитриевна, отметившая, что на все воля божья (у нее у самой на фронте были четыре сына). Таким образом, война здесь воспринималась, как страшное событие, участие в котором являлось не способом достижения званий и наград, а необходимостью и долгом каждого патриота.

Смелая шалость

Эпизод «Именины у Ростовых» подчеркивает, что за общим столом собралась вся семья, в том числе младшие ее члены. Между ними установились свои, особые отношения, на которые чувствовавшая себя уже взрослой Вера посматривала с иронией. Молодежь больше волновали взаимные симпатии и увлечения. Так притихшая Соня, бедная родственница Ростовых, весь вечер наблюдала за Николаем, с которым вскоре предстояло расстаться. Именинница Наташа переглядывалась с Борисом, также готовившимся ехать на фронт. Иногда ее внимание привлекал своим необычным видом большой и неуклюжий Пьер.

И вдруг, когда спор о войне понемногу утих и гости на каждой половине стола заговорили о своем, раздался звонкий голос Наташи. Ее обращение к матери в этот момент выглядело дерзким и противоречащим нормам этикета. Поспорив с младшим братом, она решила непременно узнать, что подадут на десерт. Ее вопрос сначала всех шокировал, однако невероятная смелость девочки, посмевшей затем вступить в диалог с самой Марьей Дмитриевной, всех изрядно повеселил. А именинница почувствовала себя настоящей героиней, и весь вечер пребывала в восторженном состоянии.

Развлечения после ужина

Именины Наташи Ростовой и ее матери продолжаются описанием игры в карты, в которой участвовали мужчины и сама Марья Дмитриевна, пением под аккомпанемент и, конечно же, танцами. Наташа допустила здесь еще одну вольность, пригласив незнакомого ей Пьера. А затем она сидела в его обществе и, обмахиваясь веером, изображала светский разговор, вызвав восхищение у своей крестной: «Какова?» Но настоящим событием стал танец в исполнении графа и Марьи Дмитриевны. Столько простоты, естественности, искренности было в их идущем из глубины души веселье и пусть не всегда ловких, но естественных движениях, что ими нельзя было не восхищаться.

Так Л. Толстой подчеркивает истинно народный характер своих любимых героев в романе-эпопее «Война и мир».

Именины Ростовых: выводы

Как уже было отмечено, в первой части произведения завязываются основные сюжетные линии и читатель знакомится с героями, чья судьба впоследствии пройдет перед его глазами. В этом плане показательно, что рядом оказываются описания приема в салоне Шерер и доме Ростовых. Их контрастное изображение помогает лучше понять достоинства русских людей, чья душа не была испорчена светом, увидеть автора и определение того, какова роль семьи, где все построено на взаимной любви, сердечности, искренности, в

Анализ эпизода «Именины у Ростовых» подтверждает и главную идею романа: человек рожден, чтобы жить в согласии с миром и с самим собой, а любая война разрушительна по своей сути.

Внеклассное занятие : Интеллектуальное шоу «Умники и умницы» (по роману

Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Описание игры: в игре принимают участие 9 учащихся, из которых формируются игровые тройки. Порядок игры троек решает жребий. Игра состоит из трёх агонов. Из 9 участников трое выйдут в финал, в котором определится победитель. Зрители называются теоретиками и тоже участвуют в игре, отвечая на вопросы, на которые не ответили участники. За правильный ответ и участники, и теоретики получают Орден Умника (жетон с буквой У ) . Красная дорожка – самая короткая, но допускать ошибок здесь нельзя. Жёлтая дорожка – три вопроса, можно допустить только одну ошибку. Зелёная – самая длинная, на ней четыре вопроса, здесь можно ошибиться дважды. С помощью Орденов Умника подводятся итоги.

Ход игры:

Вступительное слово ведущего: Уважаемые умники и умницы, а также гости нашей игры! Сегодня мы будем говорить о произведении великого русского писателя Л.Н.Толстого - романе-эпопее «Война и мир».

«Великая поэма, великое творение, вечная песня, завещаемая из века в век…»- писал о романе А.И.Герцен. А И.С.Тургенев сказал о романе так: «какое величественное, глубокое и всестороннее содержание…» «Толстой рассказал нам в романе «Война и мир» о русской жизни почти столько же, как и вся русская литература» - это высказывание М. Горького. И. Репин назвал роман «великой книгой жизни».

Да, роман «Война и мир» относится к книгам, которые не умирают. Читая его, каждый задумывается над «вечными» вопросами: что дурно, что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое есть я? Что такое жизнь и смерть? Какая сила управляет всем?

Эти вопросы мучают любимых героев Толстого и, я думаю, сегодня они тоже мучают современного читателя. Случается это и в то время, когда мы входим в художественный мир писателя. Я приглашаю вас сделать это сегодня ещё раз. Давайте поговорим об этом великом произведении.

Первый агон

(первая тройка участников)

Итак, мы начинаем первый агон с «Пролога». Я представляю вам судей ареопага, моих помощников и участников первого агона. (представление)

А теперь, умники и умницы первого агона, конкурс знатоков русского языка . Вам предстоит найти и исправить ошибки, которые допущены в словах из отрывков романа «Война и мир». (Прогресивный, эфэктивный, калосальный, миравозрение, гостинная).

Второе задание для вас – конкурс красноречия . Из домашнего задания вам выпадает тема: Л.Н.Толстой и его отношение к героям романа «Война и мир». Время выступления – 1 мин. (Выступления участников)

- Слово ареопагу : 1 место занял участник –

2 место занял участник –

3 место занял участник -

В соответствии с местами вы выбираете себе дорожки, на которых будете играть. (Участники выбирают). Переходим к основному конкурсу. Как вы помните, его тема – Роман – эпопея «Война и мир» .

1.Что подарила Марья Дмитриевна Наташе Ростовой на день рождения? (Яхонтовые серёжки)

2.Делал ли Пьер предложение Элен выйти за него замуж?

3.Почему, одержав победу в Бородинской битве, Кутузов принимает решение оставить Москву?

4.Когда умер М.И.Кутузов? Где он похоронен? (28.04.1813г., Санкт-Петербург, Казанский собор)

1.Вспомните, к каким выводам пришёл князь Андрей после Аустерлица?

2.Для решения какого вопроса 13 сентября 1812 года в подмосковной деревне Фили собрался военный совет?

3.Что сближает князя Андрея и Пьера, несмотря на разницу в их характерах?

1.Какой, на ваш взгляд, женский образ любим Толстым? В чём, по-вашему, прелесть героини, её обаяние? (В простоте, естественности)

2. Для Толстого-писателя глаза человека – окно в его душу. Покажите это на примере из романа.

Второй агон

( вторая тройка участников)

Начинаем с « Пролога» (Конкурс знатоков русского языка : найти и исправить ошибки в словах)

Второй конкурс красноречия . Ваша тема – « Я прочитал(-а) роман «Война и мир» и …

-Слово ареопагу : 1 место занял участник –

2 место занял участник –

3 место занял участник –

В соответствии с местами выбираете дорожки

Вопросы для участника на зелёной дорожке

1. Назовите главнокомандующего русской армией в войне 1812 года и скажите, как о нём отзывались русские солдаты?

2.Под каким первоначальным названием печатался роман «Война и мир» в журнале «Русский вестник» в 1865 году? («1805 год»)

3. Почему Николаю Ростову не хочется уезжать из армии, из этого «ясного, хорошего мира», когда он получает письмо из дома от матери?

4.Как доказывает Толстой свою мысль: нет нравственного стержня в родителях – не будет его и в детях?

Вопросы для участника на жёлтой дорожке

1. « Чем мудрее человек, тем меньше тщеславия в его мечте». Когда князь Андрей это понял?

2.В чём смысл противопоставления в романе-эпопее истинного и ложного патриотизма?

3. Почему картины военной жизни в романе представлены через восприятие Пьера Безухова?

Вопросы для участника на красной дорожке

1. Какая Наташа, на ваш взгляд, дороже автору: мечтательная девочка или заботливая мать?

2.Чем похожи семьи Болконских и Ростовых?

Третий агон

(Следующая тройка участников)

Итак, « Пролог» для участников 3 агона. Конкурс знатоков русского языка. Найдите и исправьте ошибки в словах.

Второй конкурс красноречия и ваша тема – « Чтобы жить честно…»(О нравственном кодексе героев Толстого )

-Слово ареопагу

Выбор дорожек

Вопросы для участника на зелёной дорожке

1.Как закончилось Аустерлицкое сражение для князя Андрея?

2.Вспомните вечер в салоне Анны Павловны Шерер. Среди гостей выделяются два человека. Кто они? Чем они отличаются от других?

3.Что поразило князя Андрея ночью в Отрадном?

4.Как Толстой описывает возникновение и развитие любви между Наташей и князем Андреем?

Вопросы для участника на жёлтой дорожке

1.Равноценно ли описание Наполеона и Кутузова в романе «Война и мир»?

2.Почему Андрей Болконский разочаровывается в «наполеоновских» мечтах?

3.Какова, по мнению Толстого, главная, основная, мысль его романа?

Вопросы для участника на красной дорожке

1.Снова вспомним начало романа. Князь Андрей появляется в салоне Анны Павловны и, ещё не зная его, мы уже можем сказать о нём нечто важное. Что именно?

2.В чём вы видите доброту Пьера?

Финал

- «Пролог» для финалистов

- Конкурс красноречия . Тема – Что такое, по мнению Толстого, «настоящая жизнь»

Слово ареопагу

(выбор дорожек)

Вопросы для участника на зелёной дорожке

1.В чём смысл сопоставления в романе двух типов русского крестьянства - Тихона Щербатого и Платона Каратаева?

2.Почему при создании образов героев Толстой использует пейзаж?

3.Почему войну России с наполеоновской Францией в 1812 году называют Отечественной войной?

4.Почему Андрея Болконского и Пьера Безухова связывает дружба?

Вопросы для участника на жёлтой дорожке

1.Как воспринимается князем Андреем Наполеон в начале романа и после ранения князя?

2.Почему Толстой в конце романа сделал Наташу и Марью Болконскую подругами?

3.Чем привлекает читателей Андрей Болконский?

Вопросы для участника на красной дорожке

1.Каким нравственным критерием оценивает автор своих героев?

2.Что делает красивыми любимых героев Толстого?

Подведение итогов игры. Награждение победителей

Антонова Ирина Владимировна,
учитель русского языка и литературы

Счастье учителя — успехи учеников.

М.Аврелий

На сегодняшний день в образовании большое значение придаётся использованию в учебном процессе современных образовательных технологий, среди которых технология активного обучения занимает особое место, поскольку позволяет вовлечь учащихся в процесс глубокого вдумчивого постижения учебного материала, закрепить и обобщить историко-литературные и теоретические знания.

Приходится признавать, что наши ученики читают всё меньше и меньше, предпочитая познавать мир из интернета. Произведения классической литературы либо не читаются, либо постигаются в кратком изложении, и заинтересовать учащихся во внимательном и наблюдательном чтении (для работы с произведением на уроке) книги очень сложно. Как быть учителю в данной ситуации? Что сделать, чтобы ученики открыли книгу и прочли её, если не большим удовольствием, то хотя бы из учебных соображений.

Новые ФГОС дают возможность педагогу в расширенном ракурсе решать подобные проблемы, так как учебные учрежденияпрежде всего должны выпускать развитую, мобильную, конкурентно способную личность. Всем известна фраза: «Всё новое - это хорошо забытое старое». И опытные учителя при освоении новых образовательных технологий не забывают и старые методы работы: сочетая все педагогические методики, мастерски применяют в своей практике. Что же можно предложить, чтобы заинтересовать учащихся прочитатьпроизведение к уроку?

Так, начиная работать с ребятами 5 класса, учитель сам, не стесняясь, обязан продемонстрировать чтение, которое обязательно должно быть выразительным, показательным, чтобы ученики, слушая, желали читать, подражая своему наставнику. Этот вариант, конечно, подходит для небольших рассказов или стихотворений. Что же касается более крупного произведения такого как «Муму» И.С. Тургенева, или в 6 классе романа «Дубровский» А.С. Пушкина, то можно прочесть интересный фрагмент, который имеет дальнейшее продолжение. Ребята станут задавать вопросы; «А что дальше?», «Что случилось с героем?», «Чем закончилась история?» И здесь учитель, конечно же, предложит самостоятельно узнать о дальнейшем развитии событий самостоятельно, прочитав книгу.

Другим интересным подходом в обучении являются рисунки учащихся прошлых лет, картины знаменитых художников, фигурки персонажей (можно подготовить информацию в презентации), которые ребята должны узнать или вспомнить, на каких героев сказок, рассказов они похожи. Так же показать и персонажей неизвестных, провести беседу о том, какую роль могут играть эти герои. Ученики будут называть разные варианты, предполагаявозможную роль данных лиц, и здесь учитель вновь может им подсказать, что узнать об этих персонажах они смогут в новом изучаемом произведении. Интерес наших учеников можно завоевать, показав фрагмент мультфильма (можно изучаемого произведения, а можно использовать другую историю изучаемого автора). Например, в 6 классепрежде чем читать рассказ Сетон-Томпсона «Снап», можно предложить ученикам просмотреть мультфильм (примерно занимает на уроке время 8-9 минут) по рассказу Сетона-Томпсона «Чинк», затем провести беседу и сообщить, что теперь им придётся познакомиться с новым героем канадского писателя — Снапом. Думаю, что истории про животных не оставят равнодушным ни одного шестиклассника.

Нестандартная форма урока создаёт ситуацию психологической раскованности на занятии, раскрепощает сознание, предотвращает угрозу возможного неприятия читателями классического текста. Происходит естественное, без принуждения, приобщение школьников к миру нравственных и эстетических ценностей литературной классики. Учитель же получает возможность выявить знание текста и литературоведческого материала.Иданная форма урока - игровая. Вопросы, адресованные участникам подобных состязаний, нередко касаются мелочей, конкретных фактов. Такие уроки способствуют формированию у учащихся внимательного отношения к художественной детали, ученики обращают внимание на историческую значимость информации в произведении, показывают связь поколений и возможность оценить события, идентичные современным. Особенно интересно будет провести параллель сегодняшних православных праздников со старославянскими при изучении темы в 5 классе «Фольклор», а затем по окончании изучениятемы организовать конкурсный урок-игру «Обрядовый фольклор». Замечательную разработку данного материала предлагают авторы: В.А. Малюгина, О.Г. Черных в книге «Игровые уроки по литературе». Так же можно использовать разработки викторин, уроков игр-путешествий, литературных рингов и др..

Если ученики 5-6 классов ещё с удовольствием читают, рисуют, просят дополнительные задания, выходят к доске отвечать устно, то с учащимися 7-8 классов уже сложнее выполнять подобные виды работы. Во-первых, они становятся стеснительнее в силу возрастных особенностей, во-вторых, тратить время на «чтение» лень. Как повлиять на читательский интерес ребят, тем более произведения русской литературы становятся для восприятия труднее? Сегодня к новым изданиям учебников литературы прилагаются диски с музыкальным воспроизведением. И при изучении того или иного учебного материала можно воспользоваться музыкальной композицией. Задать вопросы о настроении, которое возникает при прослушивании данного фрагмента? Можно ли представить, что художественный фильм будет интересным без музыкального оформления? Как музыка влияет на литературное произведение? Нужна ли музыка «внутри» произведения?.. Можно продемонстрировать музыкальные композиции при изучении рассказа И.С. Тургенева «Ася», Л.Н. Толстого «После бала», А.С. Пушкина «Капитанская дочка» или народные песни о Е. Пугачёве и др.. Интересными для анализа станут серьёзные фрагменты современной постановки из художественного фильма«Тарас Бульба» по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Или при изучении биографии М.В. Ломоносова отрывок (отрывки) из фильма «Михайло Ломоносов» будет более показательным и плодотворным, чем простое чтение на уроке о жизни великого учёного.Чтобы представить семиклассникам значимость того или иного рассказа, романа, повести, удобной для подачи новой информации станет историческая справка. Конечно, этот неординарный подход зависит и от расписания занятия, и от конкретной даты (она может касаться как дня рождения или смерти писателя, поэта, физика и т. д., конкретного исторического события как мирового масштаба, так и российского), и от изучаемого произведения. Здесь необходимо отслеживать исторический календарь, чтобы связать данную информацию на уроке с изучаемым произведением. Применение такой методики помогает ребятам запоминать и исторические факты, и значимость литературы в целом.

В работе с учащимися 9-11 классов все методы словно объединяются и создают полноценную работу на уроке. Одним из любимых мной методов является подготовительное прочтение дневниковых записей или воспоминаний о том или ином писателе, фрагмент рассказа илиописания архитектурного сооружения. Краткую,чёткуюи нужную в данный момент «справку» можно найти в сборнике текстов Л.М. Рыбченковой (для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы 9 класс), теперь ушедшего в «историю».Сборник заслуживает внимания тем, что представленный материал прост, доступен для анализа, и информация не только подготавливает учащихся для восприятия серьёзной работы, но и заставляет подумать личности писателя или поэта по непосредственным воспоминаниям.

Оригинальным подходом к работе на уроке станут принесённые учителем на занятие засушенные розы при изучении лирики И. Северянина и чтение стихотворения «Классические розы»; или чтение «письма Раскольникову», написанного учеником прошлых лет, что будет своеобразным подходом к изучению произведения.

Например,

Письмо сквозь века

Уважаемый, Родион! Вы восхитительны, когда отстаиваете свою теорию, точку зрения. Но в то же время печалит отстранение от моральных ценностей. После всего произошедшего с Вами, у меня появляется только чувство человеческой жалости и сострадания. Несомненно, о себе Вы достаточно высокого мнения.Это и отличает Вас от других людей, но сближает с персонажами не очень приятными для читателя. Более того, сегодня, в наш 21 век, самоуверенность - ключ к успеху, девиз всех молодых и творческих людей. Но чем можно оправдать Вашу противоречивую нестандартную индивидуальность? Незнающий человек, возможно, подумает, что Вы просто задиристый «бродяга», не добившийся ничего в жизни. Но у Вас сильный характер, потому что не каждый сможет поднять руку на беззащитную старушку, а в вашем случае топор. Кому вы этим помогли? Ни себе, ни людям. Работа Вас не привлекала, а может, Вы простоленивый человек? Конечно, креативный ум - это тоже работа, и её не всегда ценят. Тем не менее я Вас не понимаю, но и не осуждаю, потому что всё в руках самого человека. Богданова Л. 10 класс.

Добрый день, Родион!

Несмотря на то что нас разделяет несколько столетий, хотелось бы выразить своё негодование по поводу Вашей теории. Пробираясь сквозь массы выводов и очерков критиков, можно сказать, именно теория является той самой «ложкой дёгтя», из-за которой произошло непоправимое. Надеюсь, что осознание данного фактана каторге не покалечил Ваш острый ум. Предлагаю и дальше идти по пути исправления. С уважением, Денис Синько, 10 класс.

Если в классе есть танцующие ребята, то при изучении романа Л. Н. Толстого «Война и мир» и сцене анализа «Первый бал Наташи Ростовой», они могут исполнить вальс. Чтобы проверить знания текста учащимися, можно предложить составить тесты по каждому тому, затем их подкорректировать, если в этом есть необходимость, и дать выполнить данный материал другим учащимся. Хорошим контролем знаний романа «Война и мир» (или другого произведения) станет урок-игра «Поле чудес», причём задания могут ориентироваться на художественную деталь, которую ученики часто пропускают, тем самым привлечь внимание к детализации при изучении уже других произведений. Например, какие серёжки подарила Марья Дмитриевна на именины Наташи Ростовой; каким был портфель, в котором хранилось завещание графа Безухова? Здесь возникает некая конкуренция среди учащихся на знание текста, что подталкивает ребят к более внимательному чтению, чтобы в подобной форме работы (игровой) не выглядеть несведущим человеком.

Работая над романом И.А. Гончарова «Обломов», учитель может воспользоваться таким ЦОРом, как электронная доска. Заранее приготовив картинки (рисунки) сна И. Обломова (картинки должны передвигаться), расположить их на доске в хаотичном порядке. После проведённого анализа эпизода сна героя, один из учеников должен расположить изображения на доске соответственно тексту, чтобы получилась цельная картина описываемого автором. Визуальное восприятие текста через общую картину помогает десятиклассникам понять важность данного самостоятельного фрагмента в романе, что приводит к более глубокому осознанию всего произведения в целом.

При изучении поэзии Серебряного века можно воспользоваться аудиозаписями, где авторы читают свои стихотворения сами.Например, стихотворения А. Ахматовой «Знаешь сам, что не стану славить» или «Истлевают звуки в эфире»; С. Есенина «Видели ли вы, как бежит по степям…»; В. Маяковского «А вы могли бы …» или «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».Также могут выразительно зачитать стихотворения заранее подготовленные ученики под музыкальную композицию. Чтение лирических произведений в нестандартной форме проявляет уважение к одноклассникам и иное восприятие поэзии.

Новые требования ФГОС ориентируют педагога и учащихся на работу с проектной деятельностью, которая развивает как самостоятельный поиск информации, так и её обработку, постановку цели и задач, создание презентации и теоретического материала на конкретно изученную тему. Реализация метода проектов ведёт к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности учеников. Можно использовать примерный план в рамках технологии проектов:

  1. Учитель выбирает тему проекта, его тип, определяет количество участников.
  2. Затем продумывает проблемы, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики, и помогает ученикам их осознать, сформулировать (наводящие вопросы, ситуация, способствующая определению проблемы).
  3. Учитель нацеливает учеников на обсуждение возможных методов исследования, самостоятельный поиск информации, творческие решения.
  4. Организуется промежуточное обсуждение полученных данных.
  5. Защита проектов предполагает коллективное обсуждение, экспертизу, результаты внешней оценки, выводы.
  6. Защита проектов может проводиться как запланированное мероприятие, или в рамках ученических конференций, дня славянской письменности, юбилейной даты автора.

Например, исследовательский проект

Взгляды Л.Н. Толстого на смысл жизни

  1. Задача: подробное знакомство учащихся с жизнью и творчеством русского писателя Л.Н. Толстым (так как на уроке многие жизненные факты могут быть не упомянуты), знание текста «Война и мир», дневниковые записи Л.Н. Толстого.
  2. Проблема: почему Л.Н. Толстой с юности вёл дневниковые записи? Чем отличаются размышления юного Толстого от Толстого-писателя мирового значения? Как повлияли дневниковые записи на создание романа «Война и мир»? Какой жизненный вывод делает Л.Н. Толстой в записях? Какой должна быть жизнь русского дворянина? Опровергните или подтвердите фразу самого Л.Н. Толстого: Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям».
  3. Источники информации: литературные (книги, газетные и журнальные публикации и т.д.), словари, справочники …
  4. Обработка информации: анализ литературы, обобщение, сопоставление дневниковых записей с романом, известными фактами, доказательства и выводы.
  5. Результат: доклад, реферат.
  6. Презентация: выступление на мероприятии.

Реализация проектной деятельностисоздаёт ситуацию поисказнания, при которой ученик не только набирает материалы и изучает информацию, но и осмысливает факты, явления, поведение героев, их поступки, соотнося с реальной действительностью. И на основе изученного делает выводы, опровергаяили подтверждая гипотезу (фразу).

Но неизменным и «вечным» на любом уроке литературы, конечно же, будет«забытое старое» живое слово учителя и ученика. Ведь после подготовительной работы, которую провёл учитель, используя разнообразные современные технологии, хочется видеть и слышать, как ученики не только отвечают на поставленные вопросы, но и спорят, дискуссируют, выдвигают свои предположения, жизненные позиции. А результатом должно стать сочинение, которое активно врывается в школьную жизнь. Данный вид работы никуда и не «уходил», но сегодня сочинение становится приоритетным не потому, что вновь стал средством проверки знаний учащихся на экзамене, а потому, что прежде всего у учеников есть возможность поразмышлять, порассуждать на конкретной проблемой «по-своему». Может, и не всегда правильными будут высказывания и точки зрения наших учеников, но то, что его (ученика) «услышит» учитель, уже будет достижением как для педагога, так и для ребёнка. Ведь научить излагать свои мысли в письменной форме, при этом анализируя текст и сохраняя определённую тематику, — это большой ученический труд, результатом которого становится итоговая оценка.А значит, как сказал французский писатель: «Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее».

Список литературы

  1. Горбич О.И. Современные технологии обучения русскому языку в школе: Сборник лекций для учителей. Курсы повышения квалификации// Педагогический университет «Первое сентября», 2009, 1-4 лекции.
  2. Малюгина В.А., О.Г. Черных Игровые уроки по литературе. М.: ВАКО, 2009, с. 256.
  3. Стихотворения А. Ахматовой [Электронный ресурс] //Стихотворения А. Ахматовой. — URL: htpp://www. anna.ahmatova.com›audio.htm
  4. Стихотворения С. Есенина. [Электронный ресурс] // Стихотворения С. Есенина. — URL: htpp://www. liveinternet.ru›
  5. Владимир Маяковский. [Электронный ресурс] // Владимир. Маяковский. — URL: htpp://www. v-mayakovsky.com›
  6. Цитата [Электронный ресурс] // Цитата. — URL: htpp://www. lubap.ucoz.ru›