Что такое тональность в музыке, учимся определять и изменять тональности. Какие знаки в ре миноре Какие знаки в гамме ре мажор

Известно, что тональностей существует 24, по количеству нот в хроматической гамме (12 мажорных и 12 минорных тональностей). Формально (по названиям) их больше, т.к. все тональности могут быть названы энгармонически. Например, До-диез мажор можно записать как Ре-бемоль мажор и т.п., или даже Ре мажор можно представить себе как До-дубль-диез мажор и т.п.

В Википедии можно найти отдельную статью по каждой сколько-нибудь употребимой тональности, с примерами произведений академической музыки в этой тональности, а также с указанием количества знаков при ключе, параллельной и энгармонически равной тональности.

Возникает вопрос, как в каждом конкретном случае правильнее или удобнее назвать или записать тональность знаками при ключе. Например, тональность До-диез мажор будет иметь семь диезов при ключе, а тональность Ре-бемоль мажор - пять бемолей.

Некоторые тональности неупотребимы, вследствие слишком большого количества знаков при ключе. Например, тональность Ре-диез мажор следовало бы записать с девятью знаками при ключе (два дубль-диеза, остальные диезы). Поэтому вместо неё используется Ми-бемоль мажор (три бемоля при ключе).

Список употребимых тональностей есть в Википедии, практически в каждой статье по конкретной тональности (там это называется "Соседние тональности").

Тональности с семью знаками при ключе малоупотребимы, т.к. семь знаков всегда можно заменить на пять. Например, До-диез мажор (семь диезов при ключе) можно записать как Ре-бемоль мажор (пять бемолей при ключе). Такие тональности (с семью знаками) используются в основном только в специальных циклах по всем тональностям, например, "24 прелюдии и фуги" и т.п.

Тональности с шестью знаками при ключе являются энгармонически равными. Например, Ми-бемоль минор (шесть бемолей) энгармонически равен Ре-диез минору (шесть диезов). С учётом этих пар практически употребимых в музыке тональностей получается 26, а с учётом тональностей с семью знаками - 30.

Единственная хорошо употребимая мажорная тональность со словом "диез" - Фа-диез мажор (шесть диезов при ключе). Единственная хорошо употребимая минорная тональность со словом "бемоль" - Ми-бемоль минор (шесть бемолей при ключе). Т.е. в основном со словом "диез" записываются минорные тональности, а со словом "бемоль" - мажорные.

Теперь немного о логике "переходов" от одной тональности к другой по знакам при ключе и тому подобного.

1) Параллельные тональности не отличаются по знакам.

2) Одноимённые тональности отличаются на три знака, причём мажор лежит на три знака "в сторону диезов" от минора. Например, Ми-минор - один диез, Ми-мажор - четыре диеза. Или: Фа-мажор - один бемоль, Фа-минор - четыре бемоля. Или: Ре-минор - один бемоль, Ре-мажор - два диеза.

3) "Лишний" знак при ключе, появляющийся в тексте как случайный знак, может свидетельствовать об использовании некоего ладового звукоряда. Иногда такие знаки даже выносят к ключу (хотя это, пожалуй, спорный способ записи музыки).

Дорийский лад - шаг в сторону диезов от минора. Например, в дорийском Ми появится "лишний" до-диез, в дорийском Ре появится си-бекар (бемоль при ключе "аннигилировался") и т.п.

Лидийский лад - шаг в сторону диезов от мажора. Например, в лидийском Фа появится си-бекар.

Фригийский лад - шаг в сторону бемолей от минора. Например, во фригийском Ре появится ми-бемоль.

Миксолидийский лад - шаг в сторону бемолей от мажора. Например, в миксолидийском До появится си-бемоль.

4) "Автентический" ход с сохранением наклонения яляется шагом в сторону бемолей. Например, при переходе от До-мажора к Фа-мажору появляется си-бемоль (то же самое при переходе от Ля-минора к Ре-минору). "Плагальный" ход с сохранением наклонения яляется шагом в сторону диезов.

5) Большесекундовый ход вверх с сохранением наклонения яляется шагом на два знака в сторону диезов (вниз - в сторону бемолей). Например, при переходе от Соль-мажора к Ля-мажору добавляется два диеза, а при при переходе от Соль-минора к Ля-минору убираются два бемоля.

6) Малосекундовый ход вверх с сохранением наклонения яляется шагом на семь знаков в сторону диезов (вниз - в сторону бемолей). Отсюда, например, неупотребимость тональности Ре-диез мажор (в Ре мажоре уже два диеза, а в Ре-диез мажоре их должно быть девять).

Для удобства нахождения количества знаков альтерации в тональностях с числом знаков более семи полезно помнить, что сумма знаков (диезов и бемолей) в энгармонически равных тональностях всегда равна 12:
- Фа-диез мажор и Соль-бемоль мажор - 6# + 6b
- До-диез мажор и Ре-бемоль мажор - 7# + 5b
- До-бемоль мажор и Си-мажор - 7b + 5#
- Соль-диез мажор и Ля-бемоль мажор - 8# + 4b
- Фа-бемоль мажор и Ми-мажор - 8b + 4#

Приветствую всех читателей нашего музыкального блога! Я уже ни раз в своих статьях говорил, что для хорошего музыканта важно обладать не только техникой игры, но и знать теоретические основы музыки. Ознакомительная статья о у нас уже была. Очень рекомендую внимательно ознакомиться с ней. А сегодня объект нашего разговора – знаки в .
Хочу напомнить вам, что тональности в музыке бывают мажорными и минорными. Мажорные тональности можно образно охарактеризовать, как яркие и позитивные, а минорные – мрачные и грустные. Каждая тональность имеет свои характерные особенности в виде набора диезов или бемолей. Их называют знаками тональности. Также их могут ещё называть ключевыми знаками в тональностях или знаками при ключе в тональностях потому, что прежде чем написать какие-либо ноты и знаки, нужно изобразить скрипичный или басовый ключ.

По наличию ключевых знаков тональности можно разделить на три группы: без знаков, с диезами при ключе, с бемолями при ключе. Не бывает в музыке такого, что знаками в одной тональности будут и диезы и бемоли одновременно.

А теперь привожу для Вас список тональностей и соответствующие им ключевые знаки.

Таблица тональностей

Итак, внимательно рассмотрев этот список, необходимо отметить несколько важных моментов.
По очереди к тональностям приплюсовывается по одному диезу или бемолю. Их добавление строго оговорено. Для диезов последовательность следующая: фа, до, соль, ре, ля, ми, си . И никак иначе.
Для бемолей цепочка выглядит так: си, ми, ля, ре, соль, до, фа . Заметьте, что она обратна последовательности диезов.

Вы наверняка отметили такой факт, что одинаковое количество знаков имеют по две тональности. Они называются . Об этом на нашем сайте есть отдельная подробная статья. Советую прочитать её.

Определение знаков тональности

Теперь следует важный момент. Нам нужно научиться определять по названию тональности, какие у неё ключевые знаки и сколько их. Прежде всего необходимо запомнить, что знаки определяются по мажорным тональностям. Это значит, что для минорных тональностей придется сначала найти параллельную мажорную тональность, а дальше уже действовать по общей схеме.

Если в названии мажора (кроме фа мажора) вообще не упоминаются знаки, либо присутствует только диез (например, фа диез мажор), то это мажорные тональности с диезными знаками. Для Фа мажора нужно запомнить, что си бемоль при ключе. Далее начинаем перечислять последовательность диезов, которая была определена выше в тексте. Нужно остановить перечисление, когда очередная нота с диезом будет на ноту ниже тоники нашего мажора.

  • Например, нужно определить знаки тональности Ля мажор. Перечисляем диезные ноты: фа, до, соль. Соль на ноту ниже, чем тоника ля, следовательно, у тональности ля мажор три диеза (фа, до, соль).

Для мажорных бемольных тональностей правило немного другое. Перечисляем последовательность бемолей до ноты, которая следует за названием тоники.

  • Например, у нас тональность Ля бемоль мажор. Начинаем перечислять бемоли: си, ми, ля, ре. Ре – это следующая нота после название тоники (ля). Поэтому в тональности Ля бемоль мажор четыре бемоля.

Квинтовый круг

Квинтовый круг тональностей – это графическое изображение связей разных тональностей и соответствующих им знаков. Можно сказать, что всё то, что я объяснял вам до этого, наглядно присутствует на этой схеме.

В таблице квинтового круга тональностей исходной нотой или точкой отсчета является До мажор. По часовой стрелке от неё отходят диезные мажорные тональности, а против часовой стрелки – бемольные мажорные тональности. Интервалом между ближайшими тональностями является квинта. Также на схеме изображены параллельные минорные тональности и знаки. С каждой последующей квинтой у нас прибавляются знаки.

Мажорные тональности

Минорные тональности

Параллельные тональности

Энгармонически равные тональности

Энгармонически равные тональности - тональности одинаковые по звучанию, но различные по названию.





Комментарии:

29.03.2015 в 14:02 олег высказался:

Я не увидел таблицу со всеми знаками при ключе во всех ВОЗМОЖНЫХ тональностях. Таблица есть, а того что надо нет!

05.04.2015 в 23:54 Светлана высказался:

Здравствуйте. Напишите конкретно какая тональность Вас интересует, я Вам отвечу.

21.01.2016 в 16:06 Юлия высказался:

В таблице пропущены тональности - G-dur и e-moll

21.01.2016 в 16:17 Светлана высказался:

Исправили, спасибо!

19.02.2016 в 18:59 Максим высказался:

Меня интересует до бемоль мажор. И не могли бы Вы сделать отдельную статью, где построены разные аккорды в разных тональнастях?

19.02.2016 в 22:25 Светлана высказался:

Здравствуйте, Максим. В до-бемоль мажоре семь бемолей. Рекомендую Вам заменить на тональность си мажор, энгармонически они равны, а знаков будет меньше - 5 диезов.

Написания такой статьи в ближайших планах нет.

30.08.2017 в 04:52 мне надо построить д7 с обращениями в 24тональностях а везде почему то нахожу по 30 тональностей в интернете.почему? высказался:

Я нечаянно в имени написал свой вопрос.

25.04.2018 в 14:25 Петр высказался:

Ребят на самом деле всё выше перечисленное очень полезно, и необходимо для применения на практике просто не понимаю тех, кто из-за недостаточного понимания темы оставляет плохие отзывы.

08.10.2018 в 17:36 Юлия высказался:

Добрый день,

ребенку задали до.задание: знаки в тональностях до 3-х с # и b.

К сожалению, уже 4-тый учитель по сольфеджио за 3 года, материал дается кусками. Дочка вообще не понимает, что это и что от нее хотят.

Подскажите, пожалуйста.

02.01.2019 в 21:33 morozalex2018 высказался:

G-dur и e-moll есть в таблице, смотрите внимательно

09.02.2019 в 09:16 Ева высказался:

Спасибо! Очень полезная статья, сохранила👏🏻👍🏻

16.04.2019 в 19:33 Лида высказался:

Какие знаки в Фа бемоль миноре?

21.04.2019 в 23:48 Олег высказался:

Полезные консультации

21.04.2019 в 23:49 Олег высказался:

Полезная информация

21.04.2019 в 23:55 Олег высказался:

Разберём тональность фа бемоль минор. Итак, в тональности фа минор - 4 бемоля, а в фа бемоль миноре на 7 бемолей больше, то есть 4+7=11b. Кто-то может сказать, что такое не может быть. Отвечаю - может!! В фа бемоль миноре 4 дубль-бемоля: это -сиbb, миbb, ляbb и реbb. А также сольb, доb и фаb.

22.04.2019 в 00:05 Олег высказался:

Тональности с большим (более шести) количеством ключевых знаков можно заменить на тональность с меньшим количеством знаков. Главное, чтобы сумма исходных и заменённых знаков равнялась 12-ти, а также чтобы они были противоположными. Например если у вас 8 бемолей, то делаем: 12-8b= 4# (фа бемоль мажор 8b. А ми мажор - 4#). Такие тональности называются энгармонически равными, то есть равными по звучанию. Но по названию и по записи нот (гаммы) - они разные.

Лад. ТОНАЛЬНОСТЬ. ТОНИКА. ЗВУКОРЯД. ГАММА. ТЕТРАХОРД

Лад – это система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми ступенями.

Существует 2 основных лада: мажор и минор .

  • Мажор – лад светлого, радостного, твердого характера.
  • Минор – лад грустного, лирического, мягкого характера.

Тональность – это высота лада. Например:

  • Тональность До мажор .
  • Тональность ля минор .

Название тональности определяет её тонику.
Тоника – I ступень лада, самая устойчивая, самая главная. Например:

  • В тональности До мажор тоника - ДО .
  • В тональности ля минор тоника - ЛЯ .

Звукоряд тональности – это последовательность ступеней тональности в восходящем движении (вверх) или в нисходящем движении (вниз).

Звукоряд мажорной и минорной гаммы начинается и заканчивается тоникой и образует гамму.

Гамма – это звукоряд из 8 ступеней.

Половина гаммы образует тетрахорд.

Тетрахорд – это звукоряд из 4 ступеней.

Между ступенями гаммы образуется определённое расстояние: полутон или тон.

Полутон (П) – расстояние между двумя ближайшими клавишами:

. . . .

Тон (Т) =2 полутона:

(Отсюда значит, что полутон = 1 / 2 тона, или 0,5 тона: П= 1 / 2 т; П=0,5т)

Строение гаммы – это определенная последовательность тонов и полутонов.

верхний тетрахорд
Строение мажорной гаммы : Т – Т – 0,5т – Т – Т – Т – 0,5т
нижний тетрахорд
Гамма До мажор:
III III IV V VI VII I
I II III IV V VI VII I

В любой гамме есть устойчивые ступени – I, III, V .

Неустойчивые ступени – II, IV, VI, VII . Неустойчивые ступени тянутся в устойчивые. При этом II, IV, VI – вниз, а VII - вверх (при записи они закрашиваются, стрелочкой обозначается тяготение).

Вводные ступени II, VII . Вводные ступени окружают тонику.
Гаммы со знаками при ключе

От ноты «до» по белым клавишам образуется гамма До мажор .

Чтобы построить мажорную гамму от другой ноты, нужны знаки – диезы (#) или бемоли (b ).

МАЖОРНЫЕ ГАММЫ С ОДНИМ ЗНАКОМ ПРИ КЛЮЧЕ

Если от ноты «соль» идти вверх, соблюдая строение мажорной гаммы: Т–Т–0,5т–Т–Т–Т–0,5т ,

то по пути встретится всего один знак – фа#.

Его надо записать при ключе и соблюдать во всем музыкальном произведении.

Получится гамма Соль мажор – гамма с одним ключевым знаком – фа#:

От ноты «фа» строится гамма Фа мажор – гамма с одним бемолем при ключе – сиb.


Знаки в гаммах появляются в определенном порядке.

Порядок диезов при ключе: фа#-до#-соль#-ре#-ля#-ми#-си#.

Порядок бемолей при ключе: сиb-миb-ляb-реb-сольb-доb-фаb.

МАЖОРНЫЕ ГАММЫ С ДВУМЯ ЗНАКАМИ ПРИ КЛЮЧЕ

От ноты «ре» строится гамма Ре мажор – гамма с двумя диезами при ключе – фа# и до#.

От ноты «сиb »строится гамма Сиb мажор – гамма с двумя бемолями при ключе – сиb и миb.

Параллельные тональности

Каждому мажору соответствует свой минор , в котором знаки будут те же.
Тональности с одинаковыми ключевыми знаками, но разной тоникой параллельные .

Чтобы найти от мажора параллельный ему минор, надо опуститься от тоники через одну ступень вниз (на его VI ступень ). Например, Соль мажору параллелен ми минор, в нем тоже один диез – фа# ..

Фа мажору параллелен ре минор, в нем тоже один бемоль – сиb .

И наоборот: чтобы найти от минора параллельный мажор, надо подняться от тоники через одну ступень вверх (на его III ступень). Например, си минору параллелен Ре мажор , в нем тоже два диеза – фа# и до# .

| следующая лекция ==>
|

Связано это только с тем, что аналогичный мажор является гаммой, не употребляемой по причине своей изначальной сложности в плане ключевых знаков, что будет рассмотрено несколько позже.

Гамма соль-диез минор

С минорной гаммой все достаточно просто. По принципу определения тональностей (квинто-квартовый круг) она является параллельным минором к гамме си-мажор и содержит пять ключевых знаков, распространяющихся на всю гамму. Это диезные знаки фа/до/соль/ре/ля (стандартная последовательность).

Как положено в данном случае, от ноты соль-диез строятся три основных минорных лада: натуральный, гармонический и мелодический минор. В соответствии с правилами сольфеджио и гармонии музыки, в повышенной на полтона является седьмая ступень (F# (фа-диез) до одноименного дубль-диеза (F##)). В мелодическом миноре при игре гаммы вверх на полтона повышаются шестая и седьмая ступени (для ми это обычный диез (E#), для фа - двойной (дубль) диез (F##)), а при прохождении гаммы вниз повышения на полтона отменяются.

Гамма соль-диез мажор

С мажорной тональностью дело обстоит не так просто. Дело в том, что как уже было сказано выше, эта практически не используется и заменяется на энгармоническую (равную по звучанию).

В данном случае это обычный ля-бемоль мажор. В нем и со знаками все проще.

Но отдельно остановимся именно на мажорной гамме, построенной от ноты соль-диез. В принципе, ее можно сравнить с обычным соль-мажором, в котором все ноты повышены на полтона.

Следуя правилу добавления диезов или определения тональности по знакам при ключе, можно было бы определить диезный порядок следующим образом: обычный порядок от фа до си, а потом снова повышение на полтона, но уже фа-диеза. Таким образом, получается, что при ключе должен содержаться фа-дубль-диез.

Понятно, что дубль-диезы при ключе используются крайне редко. Тем не менее, говоря о такой сложной гамме, знаки при ключе можно построить в таком порядке: фа-дубль-диез, а дальше обычная последовательность от ноты до до ноты си. Как видим, мороки со знаками достаточно много. Именно поэтому намного проще использовать энгармонический бемольный мажор, ведь по своему звучанию ноты соль-диез и ля-бемоль абсолютно равнозначны.

То же самое касается и параллельного ми-диез минора. Он встречается практически только в теоретическом курсе сольфеджио.

Трезвучия главных ступеней

Что касается основных трезвучий гамм, которые строятся на I, III и IV ступенях гаммы, для минора тоническое трезвучие - это последовательность повышенных и чистых нот: соль (G#)/чистое си (H)/ре (D#), субдоминанта - до (C#)/чистое ми (E)/соль (G#), доминанта - ре (D#)/фа (F##)/ля (A#).

Для мажорной гаммы, построенной от соль-диез, тоническое трезвучие содержит такие повышенные на полтона ноты с диезами: соль (G#)/си (H#)/ре (D#), субдоминанта - до (C#)/ми (E#)/соль (G#), доминанта - ре (D#)/еще раз повышенное фа (F##)/ля (A#).

Итог

В заключение остается добавить, что если возникают сложности с определением знаков в ключе для таких сложных тональностей, как соль-диез мажор, не стоит пугаться. Нужно просто применить четкое правило следования диезов при ключе один за другим. Только и всего. И неправы те, кто утверждает, что при ключе дубль-диезы содержаться не могут. Примеров с наличием таких знаков можно найти просто огромное количество. Другое дело, что такие тональности остаются невостребованными и практически никогда не используются при написании музыкальных произведений.