Дебюсси: на заре вдохновения. Фортепианное творчество Самые знаменитые произведения клода дебюсси

Клод Ашиль Дебюсси (1862-1918 гг). Представитель музыкального импрессионизма. Знаменитые произведения - Прелюдии, среди которых - «Шаги на снегу», «Девушка с волосами цвета льна», Затонувший собор", опера «Пеллеас и Мелизанда», симфоническая фантазия «Полуденный отдых Фавна».

Клод Дебюсси родился 22 августа 1862 года в маленьком городке Сен-Жермен-ан- Пэн. Он был первым ребенком в семье хозяина скромной китайской лавочки Мануэля-Ашиля Дебюсси и его жены Виктории. У младенца оказался странный раздвоенный лоб, что вполне могло быть признаком гидроцефалии. Вопреки опасениям родителей, Ашиль-Клод Дебюсси (такое имя мальчик получил при крещении) рос нормальным ребенком, хотя необычная форма лба так и осталась на всю жизнь самой примечательной чертой его внешнего облика.

Через некоторое время финансовые дела отца совсем расстроились, и семья перебралась в Париж. Из-за проблем со здоровьем, мальчик не ходил в школу, начальное образование дала ему мать, благодаря именно ей у Дебюсси на всю жизнь осталась любовь ко всему изысканному и утонченному.

Много времени Клод со своими братьями и сестрой проводили в доме Ашиля-Антуана Арозы - человека столь же культурного, как и богатого. Он особенно увлекался живописью и коллекционировал картины. Ароза также оказывал поддержку молодым художникам, которые стали позже известны как «импрессионисты». С некоторыми из них Дебюсси мог познакомиться лично. Яркие цвета южной природы, где находился особняк богатого мецената, полотна импрессионистов и первые музыкальные впечатления привели к тому, что юный Клод никак не мог выбрать, чем ему заниматься: рисовать картины или играть на фортепиано. Отец же был уверен, что его сын станет военным моряком.

Сомнения развеяла мадам Моте де Флервиль – первая учительница Дебюсси, с которой он начал заниматься по возвращению в Париж. Эта дама училась некоторое время у Шопена, была знакома с Вагнером, а в её салоне охотно бывали многие музыкальные знаменитости того времени. Годы учебы у знаменитой пианистки – с 1870 по 1873 - были омрачены событиями, явившимися огромным испытанием для Франции. Франко – прусская война 1871 года закончилась поражением французов. Унижение нации вылилось в открытый протест, горожане построили баррикады и провозгласили недолго просуществовавшую коммуну. Два месяца на улицах города шли бои, тысячи людей погибли, другие были расстреляны впоследствии.

Тяжелая ситуация сложилась и в собственном доме мадам де Флервиль. Её дочь была женой Поля Верлена, который только что ввёл в дом семнадцатилетнего Артюра Рембо. Между двумя поэтами существовала совершенно открытая связь, кроме того привычки и мнения Рембо просто шокировали окружающих. Хулиган, распутник, вольнодумец и анархист, - всё это уживалось в нем с причудливыми образами символистской поэзии. Мадам де Флервиль продолжала готовить Клода к экзаменам, несмотря на развод дочери и тюремное заключение, грозившее её зятю, ранившего Рембо выстрелом из револьвера.

Поступив в консерваторию, Дебюсси попадает в класс к Антуану Мармонтелю, который занимался с продвинутыми детьми. Теплые отношения связали Дебюсси с преподавателем сольфеджио Альбером Лавиньяком. А преподаватель композиции Эрнест Гиро так высоко оценил свежие идеи своего ученика, что скоро они стали большими друзьями. Под его руководством Дебюсси начал осознавать свой собственный уникальный талант композитора.

Годы учебы в консерватории – с 1873 по 1879 были наполнены для Дебюсси яркими художественными впечатлениями. С ранних лет, любивший и понимавший искусство, Дебюсси не мог не побывать на первых выставках импрессионистов, которые проходили в 1874 и 1875 годах в частном салоне. Глубоко почитал Дебюсси музыку Г. Берлиоза, К. Сен-Санса, восхищался сочными музыкальными красками опер Массне, интересовался творчеством бельгийского композитора Сезара Франка. Не прошли мимо его внимания и легкомысленные представления в Опера-комик. А во время представления балета Лало «Намуна» он так кричал и аплодировал, что его вывели из театра.

Летом 1880 года Дебюсси предоставляется случай расширить свой кругозор. Благодаря рекомендации Мармонтеля, Дебюсси познакомился с Надеждой Филаретовной фон Мекк. Имя этой необыкновенной женщины связывают преимущественно с именем П. И. Чайковского, покровительницей которого она оставалась на протяжении свыше шестнадцати лет. После смерти мужа, горного инженера, она унаследовала большое состояние, которое тратила на свою большую любовь – музыку, путешествия по Европе со своими одиннадцатью детьми и на домашнее трио музыкантов. Согласно договору, Дебюсси должен был провести в её доме лето в качестве пианиста. Он прожил с семьёй фон Мекк почти три месяца, посетив за это время Швейцарию и красивейшие города Италии: Рим и Флоренцию. И следующие два года Дебюсси проведет летние каникулы в обществе семьи фон Мекк – в их имении в окрестностях Подольска и, путешествуя по Европе.

Дебюсси манит высокая цель – Римская премия, позволяющая победителю в продолжение трёх лет жить и совершенствоваться в своём искусстве за счёт французского правительства в Риме на Вилле Медичи. Только со второй попытки Дебюсси достигает цели – его кантату «Блудный сын» высоко оценил Шарль Гуно – автор знаменитого «Фауста». В Риме Дебюсси прожил с 1884 по 1887 годы. Он наслаждался сокровищами искусства, хранившихся в художественных галереях и музеях, уличными представлениями комедии Дель арте с вечными образами Арлекина, Коломбины и Пульчинеллы. Он слушал мессы Палестрины и ди Лассо в маленькой церкви, смог лично познакомиться с музыкальными легендами XIX века: Ф. Листом и Д. Верди. Казалось что жемчужина архитектуры Возрождения, возведенная в 1557 году, Вилла Медичи, древние памятники «вечного» города и общество талантливой французской молодежи должны были создавать особую творческую атмосферу. Но Дебюсси пришлось разочароваться в своих ожиданиях. Условия жизни его не устраивали, взгляды, и разговоры окружения раздражали. В таком настроении он работает над симфонической поэмой «Весна», навеянной картиной Боттичелли. Это двухчастное произведение для хора без слов было единственной законченной работой за время жизни на Вилле Медичи.

Вернувшись в Париж, Дебюсси вынужден был добывать себе средства к существованию. Он даёт частные уроки, занимается аранжировкой, не прекращая писать музыку: небольшие салонные пьесы и песни на стихи модных в то время поэтов-символистов, с которыми он сближается на собраниях в доме Стефана Малларме. Малларме знакомит Дебюсси с идеей о синтезе искусств, которая становится для него откровением.

В этот период Дебюсси пишет Пять песен Бодлера и заканчивает ораторию «Дева – избранница» по поэме Россети, начатую еще в Италии. С ней он отправляется в Лондон, рассчитывая заинтересовать англичан своим новым произведением. Крупнейший город мира покорил его, но англичане тогда совсем не интересовались французской музыкой. В 1888 и 1889 годах Дебюсси побывал на представлениях опер Р. Вагнера в Байрейте. Полурелигиозная атмосфера, царившая в городе, несколько охлаждает восторг молодого Дебюсси творчеством великого немца.

Дебюсси продолжает свои музыкальные эксперименты, начиная использоватьхроматическую гамму из 12 тонов вместо мажорной и минорной гамм. В это время он написал: Две Арабески, Маленькая сюита, Цикл песен «Забытые ариетты» на стихи Верлена, закончил Фантазию для фортепиано с оркестром, а также знаменитую «Бергамасскую сюиту».

Весьма значительное влияние на творчество Дебюсси оказала проходившая в Париже в 1889 – 1890 годах Всемирная выставка. Она встряхнула столицу подобно электрическому разряду: над городом вознеслась стальная конструкция Эйфелевой башни, в многочисленных палатках и павильонах демонстрировались культурные и материальные богатства разных стран. Звучали подлинные венгерские и цыганские мелодии, народная музыка Европы, Африки, арабских стран. Это был и праздник русской музыки, традиционно считавшейся экзотической: «Ночь на Лысой горе» М. Мусоргского, отрывки из «Князя Игоря» А. Бородина, «Испанское каприччио» Н. Римского – Корсакова. Концерты, на которых Н. А. Римский – Корсаков выступил дирижером, прозвучали для парижан, как откровение. Дебюсси посвятил после этого почти четыре года изучению партитуры «Бориса Годунова» М. Мусоргского, в которой его больше всего впечатлили ритмы, напоминающие речь декламатора.

В 1892 году Дебюсси познакомился с недавно вышедшей из печати пьесой М. Метерлинка «Пеллеас и Мелизанда». Он сразу же понял, что это как раз тот текст, который позволит ему воплотить свои идеи в жизнь. Дебюсси незамедлительно набросал несколько тем к задуманной опере. Начинает он работу и над Струнным квартетом, обращается к поэме С. Малларме «Послеполуденный отдых фавна». Исполнение 22 декабря 1894 года Прелюдии к «Послеполуденному отдыху фавна» стало первым реальным успехом композитора. В короткий срок Фавн получил международную известность. Наконец-то, в возрасте тридцати трех лет, Дебюсси обрел свой собственный голос, и его имя стало известно.

Работа над «Пеллеасом и Мелизандой» продвигалась все медленнее. Дебюсси до крайности придирчиво относился ко всему написанному. Первый вариант оперы был закончен весной 1895 года, в кругу единомышленников и друзей Дебюсси сам проиграл всю партитуру, пропев при этом все арии. Несмотря на то, что все присутствующие выказали свое восхищение новым творением композитора, он вернулся к началу и переработал почти каждую строчку. Это потребовало предельной преданности своему делу и еще двух лет работы.

В это время он знакомится с испанским композитором Альбенисом и Морисом Равелем. Долгие беседы трех композиторов были посвящены в основном технике игры на фортепиано, которой замечательно владел Альбенис и испанской музыке. И Дебюсси и Равель не смогли устоять против ее очарования. Имена Дебюсси и Равеля часто упоминаются вместе, однако за исключением этого периода, между ними никогда не было близких отношений, и вскоре их дружба прервалась. Мастерство Альбениса - пианиста побудило Дебюсси взяться в 1896 за сочинение Сюиты для фортепиано в трех частях.

В 1899 Дебюсси закончил «Ноктюрны» для симфонического оркестра с женским хором, которые он посвятит позже своей жене. Дебюсси женился на портнихе из Бургундии Розалии Тексье. Она была хозяйственной и практичной, семейные дела Дебюсси на время пришли в порядок. В небольшой квартире, которую сняли молодые, он смог устроить себе кабинет, который расписал в своих любимых зеленых тонах, украсив китайским шелком и декоративными кошками. Там он и продолжил работу над «Пеллеасом и Мелизандой».

В 1901 году он смог закончить Сюиту для фортепиано. Опера «Пеллеас и Мелизанда» близилась к завершению, в следующем году планировалась ее постановка в Опера-Комик. В то время, когда шла работа над этими произведениями, впервые были исполнены все три части «Ноктюрнов» - «Облака», «Празднества» и «Сирены», с восторгом встреченные и слушателями, и критикой. Дебюсси, уверившись, что его музыка будет тепло принята, наконец-то позволил уговорить себя отдать в театр партитуру «Пеллеаса и Мелизанды». 13 января 1902 года начались репетиции.

После десяти лет, затраченных на создание оперы, ее постановка показалась Дебюсси безнадежным делом. Конфликт с Метерлинком, оскорбленного отказом Дебюсси взять на исполнение главной партии его жену – Жоржету Леблан, финансовые затруднения, дошедшие до судебных разбирательств. На премьере же неприятности начались уже во втором акте: хохот, кошачий концерт. Друзья и сторонники Дебюсси, среди которых были Пьер Лало и Поль Дюка, образовали единый фронт, и громкие споры продолжались до конца спектакля. Постепенно оперу стали принимать все более спокойно. От спектакля к спектаклю - в то лето их состоялось четырнадцать – опера набирала силу. Французское правительство наградило его Почетным Крестом.

Лето Дебюсси теперь проводит в доме родителей Лили в Бешенее. Здесь он начал работу над собственным либретто второй задуманной оперы по рассказу Эдгара По «Чёрт на колокольне». Композитор по-прежнему много времени отдавал сочинению фортепианной музыки: Тетради Эскизов, Эстампов и Гравюр. Периодически Дебюсси занимается критической деятельностью, он умел выразить свои мысли точно и сжато. Путешествие в Лондон на постановку «Кольца Нибелунгов» через Ла-Манш, детские планы о карьере моряка, а самое главное – очень стилизованная картина, изображавшая море, кисти японского художника Хокусая, которым Дебюсси глубоко восхищался, - все это стало источником вдохновения для создания звукового портрета морской стихии –Симфонического эскиза «Море».

Финансовые проблемы не оставляли Дебюсси, он вынужден был давать частные уроки, и именно благодаря этому в 1904 году произошла встреча, еще раз резко перевернувшая его жизнь. Рауль Бардак, бравший уроки у Дебюсси, представил его своей матери, Эмме Бардак, жене преуспевающего банкира. Дебюсси восхищался ее голосом и раньше, когда слышал ее в салонах своих состоятельных друзей. Из дружбы их отношения переросли в нечто большее, - в то время Дебюсси уже окончательно решил порвать с Лили. Лето он проводит с мадам Бардак на острове Джерси, где пишет фортепианные пьесы «Маски» и «Остров радости», обе вдохновленные живописью Антуана Ватто, художника XVIII века. Охваченная отчаяньем Лили, пыталась застрелиться. Дебюсси, не посещал ее в больнице, оставив неоплаченными счета за лекарства. Разразился скандал, многие друзья и музыканты отвернулись от него.

Несмотря на состояние «крайней опустошенности», вызванное скандалом вокруг его развода, Дебюсси находил в себе силы работать: Танцы («Священный» и «Мирской») для арфы с оркестром, заказанные фирмой Плейеля с целью продемонстрировать возможности новой – хроматической – арфы, «Три песни Франции» по мотивам стихотворений Шарля Орлеанского и вторая серия «Галантных празднеств» – обе серии вышли с посвящением: «Моей маленькой Эмме, с благодарностью».

Эмма ждала ребенка, что стало для Дебюсси самым счастливым моментом в этот период его жизни, полной неприятностей и финансовых затруднений. Девочке дали имя Клод-Эмма, но в семье ее ласково называли Шушу. Вскоре после этого Эмма официально развелась с мужем, причем ее бывший супруг должен был выплачивать ей значительную сумму алиментов, - и Дебюсси, наконец-то, женился на ней. На недолгое время они смогли позволить себе жить в достатке. Дебюсси даже завел себе кошку, животное, на его сходство с которым весьма часто обращали внимание.

Все более Дебюсси стремиться к уединению. Его не видели больше в фешенебельных кафе и ресторанах, которые он так часто посещал в дни своей беспечной молодости, теперь его увлекала идея мистического погружения в музыку. В 1905 годы он написал первую из двух серий фортепианных пьес под общим заглавием «Образы». Здесь Дебюсси экспериментирует с гармонией и ладом, избегая мажорных и минорных тональностей. Первое исполнение цикла имело огромный успех. Вторую серию Дебюсси закончит в 1907 году, продолжая свои эксперименты в области фортепианной техники, исследуя «изобразительные» возможности импрессионизма. Он использует три нотные линейки вместо традиционных двух, стремясь еще больше расширить звуковой диапазон. Дебюсси черпает силы в кругу семьи – детская комната и первые шаги Шушу вдохновляют его на написание в 1906 году сюиты для фортепиано «Детский уголок», в знак нежной любви к жене и дочке.

Стремительно растет интерес к музыке Дебюсси в Англии, неоднократно он будет приезжать еще сюда с концертами, дирижируя собственными сочинениями. Всемирная слава приходит к композитору после постановок «Пеллеаса и Мелизанды» в Германии и Италии, а особенно Америке, где успех был настолько оглушительным, что директор театра приехал в Париж, чтобы купить права постановки еще на несколько опер, которые Дебюсси планировал написать, по слухам, в ближайшем будущем. Дебюсси честно признался, что эти произведения существуют еще только в набросках, работа продвигается слишком медленно и, скорее всего, он ничего не закончит к назначенному сроку, но его убедили принять аванс. Дебюсси оказался прав, все эти оперы так и остались проектами, которые, впрочем, он не забывал до конца жизни.

Летом 1909 года из-за сильных болей вынужден был обратиться к врачу. Диагноз гласил: рак желудка. Но денежные затруднения не оставляли Дебюсси, и он вынужден был превозмогая боль продолжать работать. В этом же году Дебюсси получает ответственную должность в Парижской консерватории – он участвует в работе жюри конкурсных экзаменов. И это так увлекло его, что год спустя он написал Рапсодию для кларнета и фортепиано специально для тестирования конкурсантов. Кроме того, он работает над серией «Образов» для оркестра, в которую вошли, навеянная испанскими мотивами, «Иберия» и «Весенние хороводы», на мотив французской народной песни.

1909 год ознаменовался первым приездом Русского балета в Париж в театр Шателе. «Половецкими плясками» из оперы Бородина «Князь Игорь» в исполнении труппы Дягилева буквально взорвали парижскую сцену. На следующий год Русский балет привозит «Шехерезаду» по сюите Римского-Корсакова и Балет молодого русского композитора И. Стравинского «Жар-птица». Это послужило толчком к целому перевороту в декоративном искусстве и началу «русской лихорадки». Целые салоны за один вечер изменили свой интерьер в подражание варварского великолепия декораций Л. Бакста. Женщины облачались в струящиеся наряды, сшитые по образцу его костюмов. Постановки Русского балета невероятно потрясли Дебюсси, А между Стравинским и Дебюсси возникло взаимное уважение, позже переросшее в дружбу.

На один из майских дней 1911 года была назначена премьера второго сценического произведения Дебюсси – Мистерии «Мученичество святого Себастьяна», написанное в содружестве с итальянским поэтом Габриэле д’Аннуцио. Эта Мистерия, музыку к которой написал признанный язычник, а в роли христианского святого выступала еврейская танцовщица – Ида Рубинштейн, не могла не вызвать религиозные раздоры. Дебюсси вынужден был оправдываться. Разочарованный Дебюсси, тем не менее, продолжает работать над сценическими произведениями - в 1912 году он дает согласие на постановку «Послеполуденного отдыха фавна» Вацлавом Нежинским, принимает новые заказы, в том числе и на балет «Игры» для Русских сезонов (спектакль будет поставлен в 1915 году, но опять без успеха).

Семья была для Дебюсси его маленьким миром, где он мог полностью погрузиться в покой. Самую большую радость доставляла дочь Шушу, он мог часами слушать ее милый лепет и разделял все ее милые забавы. И теперь его мыслями завладел новый сценарий для балета, написанный Андре Хеллэ по его собственной детской книжке «Ящик с игрушками». Музыка была закончена довольно быстро, но оркестровкой Дебюсси попросил заняться Андре Капле (балет не был поставлен при его жизни). В 1913 году Дебюсси заканчивает работу над второй тетрадью Прелюдий (первая закончена еще в 1910 году). Два цикла пьес – по 12 в каждом – были написаны по примеру любимого композитором Шопена и вобрали в себя многочисленные впечатления последних лет. Зимой Дебюсси отправляется в свое последнее международное турне – радушный прием в Москве и Санкт-Петербурге смягчил лютые русские морозы, а в феврале 1914 года он получил в Риме почетное звание члена Академии святой Сесилии. Все эти места напомнили композитору о далекой юности, где он бывал с семьей фон Мекк. Последней страной, которую посетил Дебюсси в эту поездку, стала Голландия, где его концерты прошли с не меньшим успехом. Теперь он стал знаменит, и это заметила, наконец, и парижская Академия изящных искусств, предложив ему стать одним из своих членов. Но выборы откладывались, а здоровье Дебюсси стремительно ухудшалось.

Летом 1914 года разразилась первая страшная катастрофа XX века. Убийство австрийского престолонаследника 28 июня 1914 года в сербском городе Сараево стало толчком к началу Первой мировой войны. Пятидесяти двух летний Дебюсси, пораженный неизлечимой болезнью, был чрезвычайно расстроен своей бесполезностью. На его глазах его друзья музыканты, добровольно поступали на военную службу. Он принимается за редактирование нового французского издания полонезов и вальсов обожаемого им Шопена. Основной замысел был – заменить немецкие издания классических произведений. Ненависть к немцам росла вместе с печальными известиями с фронтов, искренние переживания композитора вылились в «Героическую колыбельную»,

Вдохновленный Шопеном, Дебюсси написал серию из двенадцати фортепианных этюдов. За этюдами последовала сюита «Белым и черным», название которой вполне отвечает той мрачности и бесцветности, которая, по мнению Дебюсси, опустилась не только над Европой, но и над всей культурной жизнью. Возрождая французские классические музыкальные традиции, Дебюсси решает написать шесть сонат для различных ансамблей инструментов. Соната для виолончели и фортепиано, Соната для флейты, альта и арфы и Соната для скрипки и фортепиано были закончены достаточно быстро, но болезнь начала причинять ему невыносимые страдания, и было решено прибегнуть к хирургическому вмешательству. Но еще до того, как лечь на операцию, он заканчивает песню для детского хора «Рождество детей, не имеющих больше крова» на собственные слова. Суровая зима 1915/16 года принесла весть о разорении целых деревень в Бельгии и Северной Франции. Это настолько потрясло композитора, что он излил свои чувства в горестной песне. Операция удалась лишь частично, Дебюсси, став практически, инвалидом, проводил все время дома под присмотром жены и в это время ничего не писал кроме писем. Он умер в один из самых мрачных дней 25 марта 1918 года, когда немецкие войска вплотную подошли к Парижу, а снаряды противника рвались прямо у самого дома Дебюсси. На его похоронах смогли присутствовать только несколько коллег, приехавших с фронта. Газетной бумаги не хватало, поэтому о смерти Дебюсси во французских газетах лишь упоминалось, большинство соболезнований приходило из-за рубежа: Англии, Испании, Италии, даже в германских газетах почтили память великого музыканта. Вдова Дебюсси прожила еще 16 лет, свято храня память о нем. А его нежно любимая дочь, Шушу, не надолго пережила отца: она умерла во время эпидемии дифтерита в 1919 году.

Список основных произведений:

Оркестровые

«Весна»; Прелюдия к «Послеполуденному отдыху фавна»; Ноктюрны: «Облака», «Празднества», «Сирены»; «Море»; «Образы»: «Жиги», «Иберия», «Весенние хороводы»; Маленькая сюита; Рапсодия для саксофона с оркестром (оркестровка Роже-Дюкасса); Первая рапсодия для кларнета с оркестром; Шотландский марш.

Сценические Опера «Пеллеас и Мелизанда»; Балеты: «Игры», «Ящик с игрушками»; Мистерия «Мученичество святого Себастьяна».

Вокальные Кантаты: «Блудный сын», «Гладиатор», «Дева-избранница»; Пять стихотворений Бодлера, «Галантные празднества» две серии), «Три песни Франции», Три баллады на слова Франсуа Вийона, Три стихотворения Стефана Малларме, «Рождество детей, не имеющих больше крова».

Камерные

Струнный квартет соль минор; Соната для виолончели и фортепиано; Соната для флейты, альта и арфы; Соната для скрипки и фортепиано;

Сочинения для фортепиано

«Забытые образы»; «Бергамасская сюита»; «Эстампы»; «Образы» (две серии); «Маски»; «Остров радости»; «Детский уголок»; Прелюдии (две тетради); Этюды (две книги); Шесть античных эпиграфов для фортепиано в четыре руки; «Белым и черным» сюита для двух фортепиано и др.

Дебюсси с первой женой.

АУ СПО «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж»

Факультет «Искусств и культуры»

Научно-практическая конференция

«Изучение и внедрение в исполнительскую программу студентов музыки современных композиторов»

Раздел «Зарубежные композиторы - детям»

Тема выступления «Стилистические особенности творчества Клода Дебюсси»

Подготовили:

Пачганова Т.В.,

Концертмейстер высшей категории;

Костылева К., студентка III курса

2013 год

1. Импрессионизм в искусстве Франции конца XIX- начала XX веков.

  1. Особенности творчества Клода Дебюсси.
  2. Методические рекомендации беседы для старшеклассников.

Цель представленной работы: расширение художественного и музыкального кругозора учащихся средних общеобразовательных учреждений, приобщение их к миру искусства, музыки, эстетики, приобщение к красоте и гармонии.

Наглядные пособия: 1. Портрет К. Дебюсси;

2. Картины К. Моне «Впечатление. Восход солнца»,

О. Ренуар «Девушка с веером» (1881г.);

3. Фортепианная пьеса «Девушка с волосами цвета льна»

1.Импрессионизм в искусстве Франции конца XIX – начала XX веков

Импрессионизм - один из самых ярких и интересных направлений во французском искусстве последней четверти XIX века, родилось в очень сложной обстановке, отличающейся пестротой и контрастами.

Термин impresssionisme произошёл от французского слова impression «впечатление». Так назвал свою картину К. Моне – «Впечатление. Восход солнца»

Первоначально импрессионизм проявил себя в живописи. Художники, примыкавшие к этому направлению – К. Моне, О. Ренуар, К. Писсарро, А. Сислей, Э. Дега. Стремясь максимально точно выразить свои непосредственные впечатления от вещей, импрессионисты освободились от традиционных правил, они создали новый метод живописи. Суть его состояла в передаче внешнего впечатления света, тени рефлексов на поверхности предметов раздельными мазками чистых красок, что зрительно растворяло форму в окружающей свето-воздушной среде. Импрессионистический метод стал максимальным выражением самого принципа живописности. Для художника-импрессиониста важно не то, что он изображает, а важно – как изображает. Объект становился только поводом для решения чисто живописных «зрительных задач, поэтому импрессионизм первоначально имел ещё одно, позднее забытое название – «хроматизм» от греческого chroma – «цвет».

Импрессионисты обновили колорит, они отказались от тёмных, земляных красок, и наносили на холст чистые, спектральные цвета, почти не смешивая их предварительно на палитре. Из мастерских они выходят на пленэр (pleinair -«вольный воздух»).

Для творческого метода импрессионистов характерна краткость, этюдность. Ведь только короткий этюд позволял точно фиксировать отдельные состояния природы. Импрессионисты считали, что реальность - это меняющиеся световые ощущения. Так как эти ощущения всё время меняются, художники работали над тем, чтобы уловить эти исчезающие мгновения. Они достигали совершенно невиданных до этого времени эффектов передачи бликов, мерцаний, игры светотеней, светлых, гармоничных, красочных созвучий. К 80-90-м годам XIX века художники-импрессионисты становятся исключительными мастерами передачи освещения, тумана, игры воды, неба, облаков и т.д. Основная тема их творчества – Франция, её природа, быт, люди.

Настоящим откровением в полотнах художников-импрессионистов стал пейзаж. Именно в пейзаже их новаторские устремления раскрылись во всём своём

разнообразии и богатстве нюансов и оттенков (К. Моне «Белые кувшинки» 1889г., К. Писсарро «Осеннее утро в Эраньи» 1897г., А. Сислей «Снежный пейзаж с охотником» 1873г., О. Ренуар «На берегу озера» ок. 1880г.). Таким образом, интерес к натуре, впечатлению, сюжету, колориту рождает у художников-импрессионистов особый живописный язык.

Музыкальный импрессионизм возник в конце 80-х - начале 90-х годов XIX века. Также, как и в живописи, проявился прежде всего в стремлении передавать мимолетные впечатления, полутона, полутени. Эти устремления приводят к тому, что на первый план выдвигается звуковая красочность, большое внимание уделяется колориту, поискам необычайных оркестровых звучаний и гармоний. Явление, непосредственно подготовившее музыкальный импрессионизм - это современная французская поэзия и живописный импрессионизм. Свою музыку импрессионисты строят на игре музыкальных светотеней, на неуловимом «звуковом ощущении». Отказываясь от классической завершенности форм, композиторы-импрессионисты вместе с тем охотно обращаются к жанрам программной музыки, к народным танцевальным и песенным образам, в них они ищут пути обновления музыкального языка.

В отличие от импрессионизма живописного, который был представлен именами ряда крупных мастеров, к музыкальному импрессионизму, в разной мере, относятся такие крупные французские композиторы, как П. Дюка, Ф. Шмитт, Л. Обер, Ш. Кеклен (в раннюю пору творчества), Ж.-Роже-Дюкас, М Равель, но самым ярким представителем является Клод Дебюсси.

Как и художники-импрессионисты, представители музыкального импрессионизма проявляются в тяготении к поэтическому одухотворенному пейзажу (например, такие симфонические произведения как «Послеполуденный отдых фавна», «Ноктюрны», «Море» К. Дебюсси, фортепьянная пьеса «Игра воды» М. Равеля). Близость к природе, ощущения, возникающие при восприятии красоты неба, моря, леса, способны по мысли Дебюсси, возбудить фантазию композитора, взывать к жизни новые звуковые приемы.

Другая сфера музыкального импрессионизма - фантастика. Композиторы обращаются к образам античной мифологии, к средневековым легендам («Шесть античных эпиграфов» для фортепиано в 4 руки, «Флейта Пана» для флейты соло К. Дебюсси и т.д.); они обратились к миру грёз, к сверкающим звуковым пейзажам, открывая новые возможности поэтической звукописи и новые средства музыкальной выразительности.

Важную роль в формировании импрессионистической музыки играло сохранение и развитие классических традиций, унаследованных от предшествующих эпох. Дебюсси очень интересовался григорианским пением, его ладами, интонациями, с увлечением слушал произведения мастеров полифонии. В произведениях старых мастеров его восхищало богатство их музыкальных средств, где, по его мнению, можно найти нечто важное для развития современного искусства. Так, изучая музыку Палестины, Орландо Лассо, Дебюсси находит много ладовых возможностей, обогащавших сферу мажора-минора, ритмическую гибкость, далекую от традиционной квадратности. Всё это помогло ему в создании собственного музыкального языка.

Тонкость «схватывания» настроения, детализация письма импрессионистов в музыке была бы невозможна без усвоения гениальной звуковой техники и миниатюрализма «Прелюдий», «Ноктюрнов», «Этюдов» Ф. Шопена, которого Дебюсси боготворил с детства. Колористические находки Э. Грига, Н.А. Римского-Корсакова, свобода голосоведения и стихийная импровизационность М.П. Мусоргского нашли оригинальное продолжение в творчестве Дебюсси, его увлечение Вагнером способствовало поискам новых гармонических средств и форм.

Эстетика импрессионизма воздействовала на все основные жанры музыки: вместо развитых многочастных симфоний стали культивироваться симфонические эскизы - зарисовки, на смену романтической песне пришла вокальная миниатюра, где преобладала речитация с красочно-изобразительным аккомпанементом, в фортепианной музыке появляется свободная миниатюра, для которой характерно значительно большая свобода развития, чем в романтической миниатюре, а так же постоянная изменчивость гармонического языка, ритмического рисунка, фактуры, темпа. Всё это придает форме пьес характер импровизационности, а также способствует передаче постоянно меняющихся впечатлений.

Таким образом, термин импрессионизм позднее стал общепринятым определением, охватывающим широкий круг музыкальных явлений рубежа XIX-XX веков, как во Франции, так и в других странах Европы.

Живописный и музыкальный импрессионизм выросли на почве национальных традиций. В творчестве художников и композиторов-импрессионистов обнаруживается родственная тематика, колоритные жанровые сценки, портретные зарисовки, но исключительное место занимает пейзаж. Есть общие черты и в художественном методе живописного и музыкального импрессионизма - стремление к передаче первого, непосредственного впечатления от явления. Нельзя не отметить тяготение импрессионистов к миниатюрным формам; всё это вытекало из их основного художественного метода, они ценили мимолетность, быстротечность живых впечатлений. Поэтому живописцы обращаются не к крупной композиции или фреске, а к портрету, этюду; музыканты - не к симфонии, оратории, а к романсу, оркестровой или фортепьянной миниатюре. Больше всего живописный импрессионизм повлиял на музыку в области средств музыкальной выразительности. Так же как и в живописи, поиски музыкантов, главным образом Дебюсси, были направлены на расширение круга выразительных средств, необходимых для воплощения новых образов, и в первую очередь, на максимальное обогащение красочно-колористической стороны музыки. Эти поиски коснулись лада, гармонии, мелодии, метроритма, фактуры и инструментовки, выросла роль ладогармонического языка и оркестрового стиля, в силу своих возможностей более склонных к передаче картинно-образного и колористических начал.

Оркестр у Дебюсси очень оригинален и своеобразен. Он отличается изяществом рисунка и обилием деталей, но каждая из них слышима. Дебюсси сопоставляет различные тембры инструментов и различные способы звукоизвлечения. Его оркестр поражает тембровым разнообразием, переливчатой звучностью и красочностью колорита. Так, свои симфонические эскизы «Море», композитор писал в приморском городке на берегу Атлантического океана, запечатлевая «с натуры» нарастающий шум прибоя и могучий шум ветра. С живописью его роднит и стремление создавать радостное, ласкающее искусство, доставляющее людям наслаждение. Дебюсси очень любил природу, о ней он говорил как о высшем источнике вдохновения, считал близость к ней - критерием творчества. Он выступал за создание особого вида музыки на открытом воздухе, которая способствовала бы слиянию человека с природой. В этом тоже видна взаимосвязь с художниками-импрессионистами, которые отказались от работы в ателье и вышли на пленэр - под открытое небо, на воздух, где им открылись новые живописные мотивы, а главное - иное видение форм и красок. Роднясь с поэтами и художниками, музыканты искали свой путь в новом направлении. Они заимствовали у художников терминологию, наталкивающую на новые идеи эстетического восприятия; в обиход вошли определения: звуковая краска, инструментальный колорит, гармонические пятна, тембровая палитра.

Импрессионизм сыграл огромную роль в развитии культуры. В живопись он привнес новые открытия в области техники и композиции - работа на пленэре, тонкая наблюдательность, живописность, светлый тон, пренебрежение деталью ради колорита. Из-за своеобразной живописной манеры поверхность картин у импрессионистов кажется трепещущей и зыбкой, благодаря чему им удавалось передать блеск солнечных лучей, рябь на воде, ощущения воздуха, легкость и невесомость предметов.

Интерес к творчеству импрессионистов в наше время не исчезает. И сегодня картины художников-импрессионистов, музыка Дебюсси поражает новизной виденья мира, свежестью заложенной в них чувств, силой, смелостью и необычностью выразительных средств: гармонии, фактуры, формы, мелодики.

2.Особенности творчества К. Дебюсси

Клод Ашиль Дебюсси родился 22 августа 1862 года в Сен-Жермен-ан-Ле, в предместье Парижа. Его отец хотел, чтобы сын служил в морской пехоте, мать занималась ведением хозяйства в доме, и оба они не возражали, когда воспитанием Клода занялась его тетка. В семь лет мальчик начал заниматься игре на фортепиано и уже в десять лет поступил в консерваторию, где проучился (по разным причинам)

двенадцать лет.

В шестнадцать лет Дебюсси начал сочинять, преимущественно в жанре песни и романса, а к середине 1890-х годов наступила творческая зрелость композитора, оформление его оригинального стиля – музыкального ипрессионизма .

Клод Дебюсси был одним из самых интересных и ищущих художников своего времени, он всегда искал новые пути совершенствования своего мастерства, изучал творчество современных музыкантов-новаторов: Листа, Грига, композиторов русской школы: Бородина, Мусоргского, Римского–Корсакова. В стремлении к обновлению французской музыки Дебюсси опирался и на опыт её классиков, а именно на творчество Рамо и Куперена. Композитор сожалел, что отечественная музыка долго шла путями, удалявшими её от ясности выражения, точности, собранности формы, которые, по его мнению, и являются характерными качествами французской музыкальной культуры.

Дебюсси необычайно любил природу. Для него она была своеобразной музыкой. «Мы не слушаем вокруг себя тысячи шумов природы, не постигаем достаточно этой музыки, такой разнообразной, которая раскрывается нам с таким изобилием», - говорил композитор .

Дебюсси вошёл в историю художественной культуры как крупнейший представитель музыкального импрессионизма. Нередко творчество Дебюсси отождествляется с искусством живописцев-импрессионистов, их эстетические принципы распространились на творчество композитора.

С раннего детства Дебюсси находился в мире фортепианной музыки. К поступлению в консерваторию его подготовила Мантэ де Флервиль, ученица Шопена. Большое значение, несомненно, имели указания и советы, которые она получила от Шопена и затем сообщила своему ученику. В консерватории Дебюсси учился фортепианной игре у профессора Мармонтеля (это был известный французский пианист-педагог). Помимо Дебюсси у него учились Бизе, Гиро, д"Энди и другие.

Уже в те годы молодой Дебюсси обращал на себя внимание тонкой выразительностью своего исполнения и прекрасным качеством звука.

В ранний период творчества рядом с вокальными (романсы) и симфоническими произведениями Дебюсси появляются сочинения для фортепиано. С наибольшей отчетливостью самобытные черты индивидуальности композитора проявились в двух «Арабесках» - E-dur и G-dur(1888г.). В них характерен уже художественный образ, который предполагает изящество и «воздушность» композиции. Типичны для последующего стиля Дебюсси прозрачные краски, красота и пластика мелодических линий. В 1890г. Дебюсси создает свой первый фортепианный цикл - «Бергамская сюита», состоящую из четырех частей: Прелюдия, Менуэт, «Лунный свет» и Пасспье. Здесь уже отчетливо видны две тенденции, которые станут типичными для последующих циклов композитора: опора на жанровые традиции клавесинистов и тяготение к пейзажным зарисовкам. Используя жанры старинной музыки, Дебюсси трактует их свободно. Он смело применяет гармонический язык и фактуру нового времени.

С 1901г. сочинения для фортепиано следуют одно за другим без перерыва. Дебюсси отдает им лучшие минуты вдохновения. «Сюита для фортепиано» - это уже вполне зрелый цикл Дебюсси. Он состоит из трех пьес - Прелюдии, Сарабанды и Токкаты. В этом цикле у Дебюсси больше, чем где-либо в его фортепианной музыке, проявились черты классицизма. Они сказываются не только в выборе жанров, но и в строгости музыки, ясности формы каждой пьесы и гармоничной симметрии всего цикла.

В сериях пьес, написанных вслед за «Сюитой для фортепиано», усиливаются программно-изобразительные и импрессионистские тенденции.

1903 год ознаменован появлением фортепианного цикла «Эстампы». Любопытно само заглавие «Эстампы». В «Ноктюрнах» для оркестра название музыкальной пьесы трактовалось в живописном аспекте. Теперь пьесы получают название из терминологии живописи и графики. В своих произведениях Дебюсси воплощает эмоцию-настроение в слиянии с живописными впечатлениями, стремится названием дать толчок восприятию слушателя, направить его воображение. Отсюда и тяготение к живописным заглавиям. И впоследствии композитор пользуется такими названиями как «Эскизы», «Картины».

В течение трех лет (1910-1913 г.г.) исполняются и опубликовываются два тома «Прелюдий» - в каждом по 12 пьес, в которых в полной мере проявился импрессионизм Дебюсси . В прелюдиях предстают:

Пейзажи – «Паруса», «То, что видел западный ветер», «Ветер на равнине», «Вереск», «Шаги на снегу», «Холмы Анакапри», «Звуки и ароматы реют в вечернем воздухе», «Туманы», «Мертвые листья», «Терасса, посещаемая лунным светом»;

портреты – «Девушка с волосами цвета льна», «В знак уважения С. Пичвику эск. П.Ч.П.К.», «Генерал Лявин - эксцентрик»;

легенды – «Ундина», «Танец Пека», «Феи – прелестные танцовщицы», «Затонувший собор»;

произведения искусства – «Дельфские танцовщицы», «Канопа», «Чередующиеся терции», «Ворота Альгамбры»;

Сцены – «Прерванная серенада», «Менестрелли», «Фейерверк».

Уже чтение заголовков этих красочных пьес – почти музыка, но интересен тот факт, что композитор разместил названия пьес не в начале, а в конце каждой прелюдии, предлагая слушателю самому составить представление о музыке и лишь затем сравнить его с авторскими ассоциациями.

Цикл из 24 прелюдий – своеобразный итог эволюции стиля композитора: многоцветье, извлекаемое композитором из черно-белой клавиатуры, вобрало в себя и оркестровый опыт. (Дебюсси предпочитал сочинять сидя за роялем, это приводило и к обратному влиянию – фортепианной музыки на оркестровую).

«Прелюдии» - это энциклопедия искусства Дебюсси, потому что здесь он достигает высшего мастерства образно-звуковой характеристики, в мгновенном «схватывании» впечатления во всей его изменчивости. В прелюдиях проявляются такие черты импрессионизма как фиксирование мимолетных впечатлений от каких- либо характерных явлений действительности, передача внешнего впечатления света, тени, цвета, а также этюдность и картинность, фиксирование различных состояний природы и т.д.

Фортепианная музыка Дебюсси очень красива, интересна, и в силу этого очень популярна как у слушателей, так и среди исполнителей.

В основных сочинениях Клода Дебюсси:

Опера “Пеллеас и Мелизанда”

3 балета (“Игры”, “Камма”, “Ящик с игрушками”, два последних в виде клавиров)

5 кантат (в том числе “Весна”, “Блудный сын”, “Дева-икзбранница”)

Оркестровые сочинения (симфоническая сюита “Весна”, “Маленькая сюита”, Прелюдия к “Послеполуденному отдыху фавна”, 3 триптиха - “Ноктюрны”, “Море”, “Образы”)

Фантазия для фортепиано с оркестром

Рапсодия для кларнета с оркестром

Фортепианные циклы (“Бергамасская сюита”, “Для фортепиано”, “Эстампы”, “Образы”, “Детский уголок”, 24 прелюдии, 12 этюдов, “Шесть античных эпиграфов” для фортепиано в 4 руки “, “По белому и черному” для двух фортепиано”), программные пьесы (“Остров радости”, “Маски”), другие сочинения для фортепиано

87 песен и романсов на слова французских поэтов

“Песни Шарля Орлеанского” для хора a cappella

Камерно-Инструментальные сочинения

Музыка к мистерии Г.д’Аннунцио “Мученичество святого Себастьяна”

новаторство заключалось в том, что в его музыке произошла « эмансипация звука », освобождение его от пут классической функциональной системы (а через это – от многовековой традиции театрального драматизма), выдвинувшее на первый план «прелесть», самоценность звуковой краски . Красота, спасающая мир, в его музыке получила убежденного поклонника и умелого Мастера: оркестр Дебюсси великолепен, гармонические оттенки свежи, мелодические линии непринужденны, а форма увлекает слушателя в свои живописные лабиринты. Он, как и художники-импрессионисты или их собратья из поэтического цеха, стал певцом идеально-прекрасного, стремившимся воплотить «чистую духовность» вне рамок грубо-материального или примитивно-психологического. В духе времени ценность человека он соизмерял в первую очередь с эстетическими категориями, а не с этическими законами добра и зла. Эта идея «искусства для искусства» проистекала также из традиционного французского «эстетизма» - культа рафинированно-прекрасного, из тяготения к изящности, тонкости, изысканности. Служение красоте сочеталось у него с полным отсутствием интереса к социальной проблематике, поэтому эмоциональный тонус его сочинений тяготеет к непосредственности, лиризму, прихотливости эмоции, мечтательности, очарованности и прелестью мгновения. «Искусство – самая прекрасная из иллюзий», - говорил Клод Дебюсси. Его « бархатная музыкальная революция » - смелый прорыв в будущее, а он сам, по словам Лорки, - «лирический аргонавт, открывший Новый Свет в музыке».

Тема «Импрессионизм и творчество Дебюсси» интересна, необычна и довольно сложна, поэтому предлагается для проведения внеклассных занятий по музыке и на уроках МХК в старших классах. В предлагаемой главе представлены методические рекомендации и последовательный план занятия, на которые следует ориентироваться учителю:

  1. Что такое импрессионизм.
  2. Импрессионизм и фортепианное творчество К.Дебюсси.

Цель: познакомить детей с творчеством К. Дебюсси и таким явлением французской культуры прошлого века как импрессионизм, его основными представителями.

Форма проведения занятий - беседа.

Основные задачи :

1. расширить кругозор учащихся, воспитать музыкальный и художественный вкус, активизировать восприятие, развить воображение и образность мышления. Этому способствует создание поисковых ситуаций, постановка проблемных задач, творческие задания;

2. формирование определенных художественных знаний, развитие творческой фантазии школьников, обучение анализу художественных и музыкальных произведений, развитие музыкального интереса.

Наглядные пособия: портрет композитора К.Дебюсси; портреты художников К.Моне, О.Ренуара, К.Писсарро, А.Сислея, Э. Дега; репродукции картин: К.Моне «Впечатление. Восход солнца»1872 г, «Белые кувшинки» 1899 г, «Руанский собор вечером» 1894 г, «Руанский собой в полдень» 1894 г, а также фотография Руанского собора, О. Ренуар «Девушка с веером» 1881 г.

Музыкальный материал: К.Дебюсси - прелюдия «Девушка с волосами цвета льна».

Учитель начинает беседу с определения импрессионизма, рассказывает о первой выставке «независимых художников», непосредственно об ее участниках. Эти художники изобрели новый живописный метод. Важно обратить внимание на то, что они были своего рода революционерами в живописи и всех этих различных художников объединяла борьба с академизмом и консерватизмом в искусстве. Учитель предлагает ознакомиться с картинами художников-импрессионистов.

Вопросы учащимся:

1.Что необычного в живописи импрессионистов?

2. Какие живописные жанры привлекали художников-импрессионистов?

3. Чем привлекает нас их искусство?

4. Как бы нарисовал Руанский собор художник-реалист?

Учитель может предложить учащимся следующие творческие задания:

сравнить фотографию Руанского собора и картину К.Моне «Руанский собор в полдень» или «Руанский собор вечером». Определить к каким художественным жанрам обращались художники-импрессионисты.

После того как учащиеся получили общее представление о живописном импрессионизме, можно переходить к рассказу об импрессионизме в музыке и его виднейшем представителе - К. Дебюсси, остановившись на биографии композитора и перечислении жанров, в которых он работал, обратив внимание на особенности фортепианного творчества. Следует обратить внимание школьников и на то, что хотя К. Дебюсси и искал новые пути для воплощения своих идей, он очень трепетно относился к наследию отечественных музыкантов XXVIII века (Рамо, Куперен), высоко ценил традиции. Важно отметить и то, что К. Дебюсси был одним из величайших певцов природы в мировом музыкальном искусстве. Он запечатлел её самые различные образы, в разные времена года, часы суток, при различном освещении, при разной погоде. Это мы можем видеть на примере таких произведений, как «Сады под дождем» из «Эстампов» для фортепиано, а также в прелюдиях: «Туманы», «Вереск», «Ароматы и звуки, кружащиеся в вечернем воздухе» и т.д. (всего 24 прелюдии), где в полной мере проявился импрессионизм композитора.

К.Дебюсси привлекала фортепьянная миниатюра. Значительное отличие импрессионисткой миниатюры от романтической - в большей свободе развития. Далее педагог говорит об особенностях мелодики, гармонического языка, ритмического рисунка, фактуры и т.д. - все это придает произведению импровизационность и постоянную смену музыкальных впечатлений. Учитель предлагает прослушать прелюдию К.Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна», после чего задает ряд вопросов:

1. Понравилась ли вам музыка?

2. Какими музыкальными красками написана эта музыка?

3. Какой характер этой музыки?

4. Чем привлекает эта музыка?

5. Как бы вы изобразили образ этой девушки?

В заключение занятия, чтобы закрепить полученные знания учеников, рекомендуется задать следующие вопросы:

1. Какие характерные черты и особенности импрессионизма?

2. Назовите основных представителей художественного импрессионизма?

3. Какие особенности фортепьянной музыки К. Дебюсси вы можете назвать? (стремление к постоянной изменчивости образов жизни, большой интерес к музыкальным зарисовкам различных движений и т.д.)

4. Какое впечатление вы получили от прослушанной музыки?

Домашнее задание: Нарисовать иллюстрации к прослушанной прелюдии «Девушка с волосами цвета льна».

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Таким образом, затронув вопросы импрессионизма как важного, значимого и интересного направления в искусстве, педагог приобщает учащихся к миру живописи и музыки. Знакомство с лучшими образцами этого течения повысит их образовательный уровень, расширит кругозор.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев А.Д. Французская фортепьянная музыка конца 19 - начала 20

веков.- М.: Издательство академии наук СССР, 1961.

2. Алексеева Л.Н., Григорьев В.Ю. Зарубежная музыка XX века.- М.:

Знание, 1986.

3. Власов В.Г. Стили в искусстве в 3-х т. T.I - С. Пб.; Кельна, 1995.

4. Дебюсси и музыка XX века: Сб. статей. - Л.: Музыка, 1983.

5. Музыкальная литература зарубежных стран. Вьш.5/ Ред: Б. Левик. - 5-е изд.

М.: Музыка, 1984.


Музыкальный импрессионизм возник во Франции в конце 19 века. Его появлению способствовали два течения – 1)импрессионизм в живописи и 2)символизм в литературе.

Этот стиль сконцентрирован в творчестве одного композитора – Клода Дебюсси. Некоторые черты импрессионизма присутствуют в творчестве Мориса Равеля. В узком смысле этот стиль просуществовал недолго, но как тенденция – почти до конца ХХ столетия.

    От импрессионизма в живописи Дебюсси воспринял особое отношение к пространству и времени, радостное миросозерцание, стремление к обновлению всех параметров выразительности.

    от символизма в литературе – эстетику суггестии (внушение): язык (поэтический или музыкальный) должен обладать мощной внушающей функцией (а не только называть предметы или иллюстрировать события)

Дебюсси определял сущность своего стиля через понятие «арабеска» (под «арабеской» вообще понимается капризная, извилистая линия, идущая от подражания растительным мотивам в греческой, византийской, арабской орнаментике). Для Дебюсси арабеска – это образ, схваченный мгновенно в его вибрирующих красках; таинственность в незаконченном, уходящем за многоточием.

Клод Дебюсси (1862–1918), французский композитор. Родился 22 августа 1862 в Сен-Жермен-ан-Ле близ Парижа в семье скромного достатка – его отец в прошлом был морским пехотинцем, затем совладельцем лавки фаянсовых изделий. Первые уроки фортепианной игры давала одаренному ребенку Антуанетта-Флора Моте (теща поэта Верлена). В 1873 Дебюсси поступил в Парижскую консерваторию, где в течение 11 лет учился у А.Мармонтеля (фортепиано) и у А.Лавиньяка, Э.Дюрана и О.Базиля (теория музыки). Около 1876 он сочинил свои первые романсы на стихи Т. де Банвиля и П.Бурже. С 1879 по 1882 проводил летние каникулы как «домашний пианист» – сначала в замке Шенонсо, а затем у Надежды фон Мекк – в ее домах и поместьях в Швейцарии, Италии, в Вене и в России. Во время этих путешествий перед ним открылись новые музыкальные горизонты, причем особенно важным оказалось знакомство с сочинениями русских композиторов петербургской школы. Влюбленный в поэзию Де Банвиля (1823–1891) и Верлена, молодой Дебюсси, наделенный беспокойным умом и склонный к экспериментам (преимущественно в области гармонии), пользовался репутацией революционера. Это, впрочем, не помешало ему получить в 1884 Римскую премию за кантату «Блудный сын» (L"Enfant prodigue).

Дебюсси провел в Риме два года. Там он познакомился с поэзией прерафаэлитов и начал сочинять поэму для голоса с оркестром «Дева-избранница» на текст Г.Россетти (La Demoiselle élue). Глубокие впечатления он вынес из посещений Байройта, вагнеровское влияние отразилось в его вокальном цикле Пять стихотворений Бодлера (Cinq Poèmes de Baudelaire). Среди других увлечений молодого композитора – экзотические оркестры, яванский и аннамитский, которые он услышал на парижской Всемирной выставке в 1889; сочинения Мусоргского, в то время постепенно проникавшие во Францию; мелодическую орнаментику григорианского пения. В 1890 Дебюсси начал работу над оперой Родриг и Химена (Rodrigue et Chimиne) по либретто К.Мендеса, но через два года оставил произведение незавершенным (долгое время рукопись считалась утерянной, затем была найдена; сочинение инструментовано русским композитором Э.Денисовым и поставлено в нескольких театрах).

Примерно в то же время композитор стал постоянным посетителем кружка поэта-символиста С.Малларме и впервые прочел Эдгара По, который стал любимым автором Дебюсси. В 1893 он приступил к сочинению оперы по драме Метерлинка «Пеллеас и Мелизанда» (Pelléas et Mélisande), а год спустя, вдохновленный эклогой Малларме, закончил симфоническую прелюдию «Послеполуденный отдых фавна» (Prélude à l"Après-midi d"un faune). Дебюсси был с юности знаком с главными деятелями литературы этого периода, среди его друзей были писатели П.Луис, А.Жид и швейцарский ученый-лингвист Р.Годе. Его внимание привлекал импрессионизм в живописи. Первый концерт, целиком посвященный музыке Дебюсси, прошел в 1894 в Брюсселе в художественной галерее «Свободная эстетика» – на фоне новых полотен Ренуара, Писсарро, Гогена и прочих.

В том же году началась работа над тремя ноктюрнами для оркестра, которые первоначально были задуманы как скрипичный концерт для известного виртуоза Э.Изаи. Первый из ноктюрнов (Облака) автор сравнивал с «живописным этюдом в серых тонах». К концу 19 в. творчество Дебюсси, которое считали аналогами импрессионизма в изобразительном искусстве и символизм в поэзии, охватило еще более широкий круг поэтических и визуальных ассоциаций. Среди сочинений этого периода – струнный квартет соль минор (1893), в котором отразилось увлечение восточными ладами, вокальный цикл Лирические прозы (Proses Lyriques, 1892–1893) на собственные тексты, Песни Билитис (Chansons de Bilitis) по стихотворениям П.Луиса, навеянным языческим идеализмом Древней Греции, а также Ивняк (La Saulaie), незаконченный цикл для баритона с оркестром на стихи Россетти.

В 1899, вскоре после женитьбы на манекенщице Розали Тексье, Дебюсси лишился и того небольшого дохода, который имел: скончался его издатель Ж.Артманн. Отягощенный долгами, он все же нашел в себе силы закончить в том же году «Ноктюрны», а в 1902 – вторую редакцию пятиактной оперы «Пеллеас и Мелизанда». Поставленный в парижской «Опера-комик» 30 апреля 1902, «Пеллеас» произвел фурор. Это произведение, замечательное во многих отношениях (глубокая поэзия сочетается в нем с психологической утонченностью, инструментовка и трактовка вокальных партий поражает новизной), было оценено как крупнейшее достижение в оперном жанре после Вагнера. Следующий год принес цикл «Эстампы» (Estampes) – в нем уже складывается стиль, характерный для фортепианного творчества Дебюсси.

В 1904 Дебюсси вступил в новый семейный союз – с Эммой Бардак, что едва не привело к самоубийству Розали Тексье и вызвало безжалостную огласку некоторых обстоятельств личной жизни композитора. Впрочем, это не помешало завершению лучшего оркестрового произведения Дебюсси – трех симфонических эскизов «Море» (La Mer; впервые исполнено в 1905), а также замечательных вокальных циклов – «Трех песен Франции» (Trois chansons de France, 1904) и второй тетради «Галантных празднеств» на стихи Верлена (Fêtes galantes, 1904).

В течение всей остальной жизни Дебюсси приходилось бороться с недугами и бедностью, но он работал неустанно и весьма плодотворно. С 1901 он начал выступать в периодической печати с остроумными рецензиями на события текущей музыкальной жизни (после смерти Дебюсси они были собраны в сборнике «Господин Крош – антидилетант», Monsieur Croche – antidilettante, опубликован в 1921).

В тот же период появляется большинство его фортепианных произведений. За двумя сериями Образов (Images, 1905–1907) последовала сюита «Детский уголок» (Children"s Corner, 1906–1908), посвященная Шушу, дочери композитора (она родилась в 1905, но официально оформить свой брак с Эммой Бардак Дебюсси смог лишь три года спустя). Хотя первые признаки заболевания раком появились уже в 1909, в последующие годы Дебюсси совершил несколько поездок с концертами для того, чтобы обеспечить семью. Он дирижировал собственными сочинениями в Англии, в Италии, в России и других странах. Две тетради прелюдий для фортепиано (1910–1913) демонстрируют эволюцию своеобразного «звукоизобразительного» письма, характерного для фортепианного стиля композитора. В 1911 он написал музыку к мистерии Г. д"Аннунцио «Мученичество св. Себастьяна» (Le Martyre de Saint Sébastien), партитуру по его разметке делал французский композитор и дирижер А.Капле.

В 1912 появился оркестровый цикл «Образы». Дебюсси уже давно привлекал балет, и в 1913 он сочинил музыку к балету «Игры» (Jeux), который был показан труппой «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже и Лондоне. В том же году композитор начал работу над детским балетом «Ящик с игрушками» (La bооte а joujoux) – его инструментовка была завершена Капле уже после кончины автора. Эта бурная творческая деятельность была временно приостановлена Первой мировой войной, но уже в 1915 появились многочисленные фортепианные произведения, в том числе «Двенадцать этюдов» (Douze études), посвященных памяти Шопена. Дебюсси начал серию камерных сонат, в определенной мере опирающихся на стилистику французской инструментальной музыки 17–18 вв. Он успел завершить три сонаты из этого цикла: для виолончели и фортепиано (1915), для флейты, альта и арфы (1915), для скрипки и фортепиано (1917). У него еще хватило сил переделать оперное либретто по повести Э.По «Падение дома Эшеров» – сюжет давно привлекал Дебюсси, и еще в молодости он начинал работу над этой оперой; сейчас он получил заказ на нее от Дж.Гатти-Казацца из «Метрополитен-опера». Умер Дебюсси в Париже 25 мая 1918.

Творчество Дебюсси венчает последнюю, наиболее утонченную стадию музыкального искусства целой эпохи. Он сумел преодолеть влияние вагнеровской эстетики, но при этом, привнося в музыку достижения литературы и живописи, стремился к тому же синтезу искусству, что и Вагнер. Это отразилось в таких, например, сочинениях, как «Море» и «Образы», – они подобны видениям-снам на полотнах Тёрнера, которого Дебюсси называл «величайшим творцом тайны в искусстве». Всю жизнь Дебюсси преклонялся перед Э.По – художником и человеком (это преклонение разделяли многие французы – современники Дебюсси), и у американского писателя композитор нашел близкую ему идею «сна во сне». В ином аспекте творчество Дебюсси может быть охарактеризовано как искусство ощущений, точнее – воспоминаний о пережитых ощущениях («Есть воспоминания, которые для меня гораздо дороже действительности», – писал он в связи с симфоническими эскизами «Море»). Такая направленность музыкального мышления Дебюсси близка психологизации прозы у М.Пруста. Утонченность, выражающаяся в исключительном внимании к деталям и постоянном тяготении к изысканности отделки, – характерная черта творчества Дебюсси, хотя к концу жизни композитор начал воспринимать чрезмерную изысканность как опасный симптом. Предчувствуя появление неоклассицизма, который получил развитие в творчестве следующего поколения, Дебюсси в поздних сочинениях стремился к большей простоте выражения. Он обогатил музыкальный язык применением средневековых церковных ладов, целотоновой гаммы и пентатоники, создал новые модели форм и оригинальное инструментальное письмо (в особенности фортепианное).

Я пытаюсь найти новые реальности... дураки называют это импрессионизмом.
К. Дебюсси

Французского композитора К. Дебюсси часто называют отцом музыки XX в. Он показал, что каждый звук, аккорд, тональность могут быть услышаны по-новому, могут жить более свободной, многокрасочной жизнью, как бы наслаждаться самим своим звучанием, его постепенным, таинственным растворением в тишине. Многое действительно роднит Дебюсси с живописным импрессионизмом: самодовлеющая красочность неуловимых, текуче-подвижных моментов, любовь к пейзажу, воздушная трепетность пространства. Не случайно Дебюсси считается основным представителем импрессионизма в музыке . Однако он дальше, чем художники-импрессионисты, ушел от традиционных форм, его музыка устремлена в наше столетие гораздо глубже, чем живопись К. Моне, О. Ренуара или К. Писсарро.

Дебюсси считал, что музыка подобна природе своей естественностью, бесконечной изменчивостью и многоликостью форм: «Музыка - как раз то искусство, которое ближе всего к природе... Только музыканты обладают преимуществом уловить всю поэзию ночи и дня, земли и неба, воссоздать их атмосферу и ритмически передать их необъятную пульсацию». И природа, и музыка ощущаются Дебюсси как тайна, и прежде всего тайна рождения, неожиданного, неповторимого оформления капризной игры случая. Поэтому понятно скептически-ироничное отношение композитора ко всякого рода теоретическим штампам и ярлыкам в отношении художественного творчества, невольно схематизирующим живую действительности искусства.

Дебюсси начал обучаться музыке в 9 лет и уже в 1872 г. поступил на младшее отделение Парижской консерватории. Уже в консерваторские годы проявилась нетрадиционность его мышления, что вызвало столкновения с преподавателями гармонии. Зато истинное удовлетворение получал начинающий музыкант в классах Э. Гиро (композиция) и A. Mapмонтеля (фортепиано).

В 1881 г. Дебюсси в качестве домашнего пианиста сопровождал в поездке по Европе русскую меценатку Н. фон Мекк (большого друга П. Чайковского), а затем по ее приглашению дважды посетил Россию (1881, 1882). Так началось знакомство Дебюсси с русской музыкой, очень повлиявшее на формирование его собственного стиля. «Русские дадут нам новые импульсы для освобождения от нелепой скованности. Они... открыли окно, выходящее на простор полей». Дебюсси пленила красочность тембров и тонкая изобразительность, картинность музыки Н. Римского-Корсакова, свежесть гармоний у А. Бородина. М. Мусоргского он называл своим любимейшим композитором: «Никто не обращался к лучшему, что в нас есть, с большей нежностью и большей глубиной. Он неповторим и останется неповторимым благодаря своему искусству без надуманных приемов, без иссушающих правил». Гибкость вокально-речевой интонации русского новатора, свобода от заранее установленных, «административных», по выражению Дебюсси, форм были по-своему претворены французским композитором, стали неотъемлемой чертой его музыки. «Идите, послушайте „Бориса“. В нем весь „Пеллеас“», - сказал однажды Дебюсси об истоках музыкального языка своей оперы.

Окончив консерваторию в 1884 г., Дебюсси участвует в конкурсах на получение Большой Римской премии, дающей право на четырехлетнее усовершенствование в Риме, на вилле Медичи. За годы, проведенные в Италии (1885-87), Дебюсси изучил хоровую музыку эпохи Возрождения (Дж. Палестрины, О. Лассо), и далекое прошлое (как и своеобразие русской музыки) внесло свежую струю, обновило его гармоническое мышление. Симфонические произведения , посланные в Париж для отчета («Зулейма», «Весна »), не пришлись по вкусу консервативным «вершителям музыкальных судеб».

Вернувшись раньше срока в Париж, Дебюсси сближается с кружком поэтов-символистов во главе с С. Малларме. Музыкальность символистской поэзии, поиски таинственных связей между жизнью души и миром природы, их взаиморастворение - все это очень привлекло Дебюсси и во многом сформировало его эстетику. Не случайно наиболее самобытными и совершенными из ранних сочинений композитора стали романсы на слова П. Вердена, П. Бурже, П. Луиса, а также Ш. Бодлера. Некоторые из них («Чудесный вечер», «Мандолина») были написаны еще в годы учения в консерватории. Образами символистской поэзии навеяно и первое зрелое оркестровое произведение - прелюдия «Послеполуденный отдых фавна » (1894). В этой музыкальной иллюстрации эклоги Малларме сложился своеобразный, тонко нюансированный оркестровый стиль Дебюсси.

Полнее всего воздействие символизма сказалось в единственной опере Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда » (1892-1902), написанной на прозаический текст драмы М. Метерлинка. Это история любви, где, по словам композитора, действующие лица «не рассуждают, а претерпевают свою жизнь и судьбу». Дебюсси здесь как бы творчески спорит с Р. Вагнером - автором «Тристана и Изольды», он даже хотел написать своего Тристана - при том, что оперой Вагнера в юности чрезвычайно увлекался и знал ее наизусть. Вместо открытой страстности вагнеровской музыки здесь - экспрессия утонченной звуковой игры, полной намеков и символов. «Музыка существует для невыразимого; я хотел бы, чтобы она как бы выходила из сумрака и моментами возвращалась бы в сумрак; чтобы она всегда была скромна», - писал Дебюсси.

Невозможно представить Дебюсси без фортепианной музыки . Сам композитор был талантливым пианистом (а также и дирижером); «играл он почти всегда на „полутонах“, без всякой резкости, но с такой полнотой и густотой звука, как играл Шопен», - вспоминала французская пианистка М. Лонг. Именно от шопеновской воздушности, пространственности звучания фортепианной ткани отталкивался Дебюсси в своих колористических поисках. Но был и другой исток. Сдержанность, ровность эмоционального тонуса музыки Дебюсси неожиданно сблизила ее со старинной доромантической музыкой - особенно французских клавесинистов эпохи рококо (Ф. Купереном, Ж. Ф. Рамо). Старинные жанры из «Бергамасской сюиты » и Сюиты для фортепиано (Прелюдия, Менуэт, Пасспье, Сарабанда, Токката) представляют своеобразный, «импрессионистский» вариант неоклассицизма. Дебюсси вовсе не прибегает к стилизации, а создает свой образ старинной музыки, скорее впечатление от нее, чем ее «портрет».

Излюбленный жанр композитора - программная сюита (оркестровая и фортепианная), как бы серия разнохарактерных картин, где статика пейзажей оттеняется стремительно-подвижными, часто танцевальными ритмами. Таковы сюиты для оркестра «Ноктюрны » (1899), «Море » (1905) и «Образы » (1912). Для фортепиано создаются «Эстампы », 2 тетради «Образов» , «Детский уголок », который Дебюсси посвятил своей дочери. В «Эстампах» композитор впервые пытается вжиться в музыкальные миры самых разных культур и народов: красочно оттеняют друг друга звуковой образ Востока («Пагоды»), Испании («Вечер в Гренаде») и полный движения, игры света и тени пейзаж с французской народной песенкой («Сады под дождем»).

Сюита «Море» состоит из трех частей: «На море от зари до полудня», «Игра волн» и «Разговор ветра с морем». Образы моря всегда привлекали к себе внимание композиторов различных направлений и национальных школ. Можно привести многочисленные примеры программных симфонических произведений на «морские» темы у западноевропейских композиторов (увертюра «Фингалова пещера» Мендельсона, симфонические эпизоды из «Летучего голландца» Вагнера и др.). Но наиболее яркое и полное претворение образы моря нашли в русской музыке, особенно у Римского-Корсакова (симфоническая картина «Садко», опера того же названия, сюита «Шехеразада», антракт ко второму действию оперы «Сказка о царе Салтане»),

В отличие от оркестровых произведений Римского-Корсакова Дебюсси ставит в своем сочинении не сюжетные, а только лишь живописные и колористические задачи. Он стремится передать средствами музыки смену световых эффектов и красок на море в разное время дня, различные состояния моря - спокойное, взволнованное и бурное. В восприятии композитором картин моря совершенно отсутствуют такие мотивы, которые могли бы придать сумеречную таинственность их окраске. У Дебюсси господствует яркое солнечное освещение, полнокровные краски. Композитор смело привлекает и танцевальные ритмы, и широкую эпическую картинность для передачи рельефных музыкальных образов.

В первой части развертывается картина медлительно-спокойного пробуждения моря на рассвете, лениво перекатывающихся волн, бликов первых солнечных лучей на них. Особенно колоритно оркестровое начало этой части, где на фоне «шелеста» литавр, «капающих» октав двух арф и «застывших» тремоло скрипок в высоком регистре появляются, как блики солнца на волнах, короткие мелодические фразки у гобоя. Появление танцевального ритма не нарушает очарования полного покоя и мечтательного созерцания.

Самая динамичная часть произведения - третья - «Разговор ветра с морем». Из неподвижной, застывшей картины спокойного моря в начале части, напоминающей первую, развертывается картина бури. Дебюсси использует для динамичного и напряженного развития все музыкальные средства - мелодико-ритмическне, динамические и особенно оркестровые.

В начале части слышны краткие мотивы, которые проходят в виде диалога у виолончелей с контрабасами и двух гобоев на фоне приглушенной звучности большого барабана, литавр и тамтама. Помимо постепенного подключения новых групп оркестра и равномерного нарастания звучности Дебюсси использует здесь принцип ритмического развития: вводя все новые и новые танцевальные ритмы, он насыщает ткань произведения гибким сочетанием нескольких ритмических рисунков.

Конец всего сочинения воспринимается не только как разгул морской стихии, но как восторженный гимн морю, солнцу.

Многое в образном строе «Моря», принципах оркестровки подготовило появление симфонической пьесы «Иберия» - одного из самых значительных и своеобразных произведении Дебюсси. Оно поражает своей теснейшей связью с жизнью испанского народа, его песенной и танцевальной культурой. В 900-е годы Дебюсси несколько раз обращался к темам, связанным с Испанией: «Вечер в Гренаде», прелюдии «Ворота Альгамбры» и «Прерванная серенада». Но «Иберия» стоит в ряду лучших произведений композиторов, черпавших из неиссякаемого родника народной испанской музыки (Глинка в «Арагонской хоте» и «Ночи в Мадриде», Римский-Корсаков в «Испанском каприччио», Бизе в «Кармен», Равель в «Болеро» и трио, не говоря уже об испанских композиторах де Фалья и Альбенисе).

«Иберия» состоит из трех частей: «На улицах и дорогах Испании», «Ароматы ночи» и «Утро праздничного дня». Вторая часть раскрывает излюбленные Дебюсси живописные картины природы, напоенные особым, пряным ароматом испанской ночи, «написанные» с присущей композитору тонкой изобразительностью, быстрой сменой мелькающих и исчезающих образов. Первая и третья части рисуют картины народной жизни Испании. Особенно колоритна третья часть, заключающая внутри себя большое количество разнообразных песенных и танцевальных испанских мелодии, которые создают быстрой сменой друг друга живую картину красочного народного праздника. Крупнейший испанский композитор де Фалья так сказал об «Иберии»: «Эхо деревни в виде основного мотива всего произведения («Севильяна») как бы порхает в ясном воздухе или в трепещущем свете. Опьяняющая магия андалузских ночей, живость праздничной толпы, которая идет танцуя при звуках аккордов «банды» гитаристов и бандуристов... - все это вихрем носится в воздухе, то приближаясь, то удаляясь, и наше беспрерывно бодрствующее воображение ослеплено могучими достоинствами напряженно выразительной музыки с ее богатыми нюансами».

Последнее десятилетие в жизнн Дебюсси отличается непрекращающейся творческой и исполнительской деятельностью вплоть до начала первой мировой войны. Концертные поездки в качестве дирижера в Австро-Венгрию принесли композитору известность за рубежом. Особенно тепло он был прийят в России в 1913 году. Концерты в Петербурге и Москве прошли с большим успехом. Личное общение Дебюсси со многими русскими музыкантами еще больше усилило его привязанность к русской музыкальной культуре.

Начало войны вызвало у Дебюсси подъем патриотических чувств. В печатных высказываниях он подчеркнуто называет себя: «Клод Дебюсси - французский музыкант». Целый ряд произведений этих лет навеян патриотической темой: «Героическая колыбельная», песня «Рождество детей, не имеющих крова»; в сюите для двух фортепиано «

Существует мнение, что композитор из Франции Клод Дебюсси определил будущее развитие музыки в XX веке. В его произведениях каждый аккорд обретает особую красочность, звуки постепенно растворяются в тишине. Если возможно говорить об импрессионизме в музыке, то Дебюсси – главный представитель этого движения.

Клод Ашиль Дебюсси появился на свет 22 августа 1862 года в Сен-Жермене, под Парижем. Его родители ценили музыку на обывательском уровне. Они изредка посещали оперу и, отдавая дань моде, определили девятилетнего Клода в музыкальную школу в класс фортепиано при Парижской консерватории. Одарённость мальчика проявилась сразу же: он получал премии по сольфеджио, интересовался новыми гармониями и сложными ритмами. Однако его игра не была виртуозной, и ни преподаватели, ни сверстники не признавали его таланта. Занимаясь гармонией в классе Эрнеста Гиро, юноша создаёт первые вокальные произведения «Чудный вечер» и «Мандолина», в которых проявляется его самобытность.

В 1881 году Дебюсси был приглашён на должность домашнего пианиста для сопровождения русской меценатки Надежды фон Мекк в путешествии по Европе. Подружившись с ней, он неоднократно посетил Россию, где и произошло его знакомство с творчеством , .

В 1884 году Дебюсси окончил консерваторию и стал обладателем Римской премии, которая обеспечила его четырёхлетнее проживание в итальянской столице, на вилле Медичи. Там он знакомился с итальянской музыкой эпохи Возрождения, что внесло новизну и разнообразие в его собственный стиль.

Дебюсси вернулся в Париж раньше намеченного. Там он завёл дружбу с поэтами-символистами, в частности со Стефаном Малларме. Так появились романсы на стихи Пьера Вернера, Поля Бурже, Пьера Луиса и Шарля Бодлера и первое произведение для оркестра « » (1894). В его единственной опере «Пеллеас и Мелизанда» (1892–1902) также прослеживается влияние символизма. В основе оперы лежит драма Мориса Метерлинка – трагическая история любви.

Дебюсси писал музыку почти исключительно для фортепиано, поскольку он сам был одарённым пианистом и дирижёром. Его музыка пронизана воздушностью, как у . Но он был не единственным источником вдохновения: композитор увлёкся французской музыкой эпохи рококо, а именно произведениями и Жана Филиппа Рамо. Их влияние прослеживается в « » Дебюсси. Он создал свой образ музыки того времени, не копируя её.

Чаще всего Дебюсси творил в жанре программной сюиты для оркестра и фортепиано. Примерами таких оркестровых произведений служат « » (1899), « » (1905), « » (1912), а фортепианных – « » (1903), « » (1906–1908), вторая серия пьес «Образы» (1907).

Также Дебюсси написал две тетради прелюдий (1910, 1913). Самыми яркими среди них стали «Девушка с волосами цвета льна», «Вереск», «Терраса, посещаемая лунным светом», «Ароматы и звуки реют в вечернем воздухе». Их названия говорят сами за себя – музыка пронизана светом, звуки чисты и где-то насыщенны, а где-то тон можно сравнить с акварельным рисунком. Прелюдия «Затонувший собор» звучит эпически, а «Дельфийские танцовщицы» по-настоящему античны.

С годами музыка Дебюсси становилась сложнее и многограннее, проявился интерес композитора к сценической музыке: балеты «Камма» (1910–1912), «Игры» (1912–1913), «Ящик с игрушками» (1913). Он также работал с произведениями Шопена, редактируя их, что вдохновило его на создание Двенадцати этюдов (1915) в память о маэстро.

В 1915 году композитор тяжело заболел и перенес операцию, но не прекратил творческих поисков. В последние годы была сильна тяга музыканта к драматическим образам. Так родились произведения «Героическая колыбельная», «Рождество детей, лишённых крова», «Одна Франции».

Дебюсси погиб во время бомбардировки Парижа немцами в марте 1918 года. Своим новаторством и страстью к экспериментам он внёс неоценимый вклад в музыкальное искусство Франции и всего мира.

Все права защищены. Копирование запрещено