Евгений онегин дуэль с ленским читать отрывок. Анализ эпизода дуэли Ленского и Онегина: какое значение он имеет в романе? Нужна помощь по изучению какой-либы темы

В романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин" одной из самых печальных сцен является дуэль между Ленским и Онегиным. Но для чего автор решил свести их в поединке? Что двигало молодыми людьми? Можно ли было избежать этой ситуации? Ниже будет представлен анализ эпизода дуэли Ленского и Онегина.

Прежде чем перейти к обсуждению, составим дуэли Онегина и Ленского. Это нужно для того, чтобы обзор сцены шел последовательно, а читатель смог понять, для чего был введен в роман данный эпизод.

Причины поединка

Почему же Ленский вызвал своего друга на дуэль? Читатели помнят, что Владимир был человек мягкого, романтичного склада, в отличие от Евгения - уставшего от света, всегда скучающего, циничного человека. Причина дуэли банальна - ревность. Но кто и почему ревновал?

Ленский привез Онегина на Лариной. Если у Владимира был свой интерес (он приходился женихом сестре именинницы, Ольге), то Евгений скучал. К этому еще добавляется внимание влюбленной в него Татьяны. Все это вызывает лишь раздражение у молодого человека, и причиной своего плохого настроения он выбрал Ленского.

Онегин решает отомстить другу за испорченный вечер и начинает ухаживать за его невестой. Ольга была ветреной девушкой, поэтому с радостью прининяла ухаживания Евгения. Ленский не понимает, что происходит, и, решив положить этому конец, приглашает ее на танец. Но Ольга игнорирует его приглашение и продолжает вальсировать с Онегиным. Униженный Ленский уходит с праздника и вызывает единственного друга на дуэль.

Краткое описание дуэли между Онегиным и Ленским

Евгений получает вызов через Зарецкого, знакомого Ленского. Онегин понимает, что был виноват, что подобная глупость не стоит того, чтобы из-за нее стрелялись лучшие друзья. Он раскаивается и осознает, что встречи можно было избежать, но гордые молодые люди не отказываются от роковой встречи...

При анализе эпизода дуэли Ленского и Онегина нужно отметить попытки Евгения спровоцировать отказ Владимира от дуэли: он опаздывает на час, назначает слугу своим секундантом. Но Ленский предпочитает этого не замечать и дожидается друга.

Зарецкий отсчитывает положенное количество шагов, молодые люди готовятся стреляться. Пока Ленский прицеливается, Онегин стреляет первым. Владимир умирает мгновенно, Евгений, потрясенный этим, уезжает. Зарецкий, забрав тело Ленского, отправляется к Лариным.

Мог ли быть другой исход поединка?

Анализируя эпизод дуэли Ленского и Онегина, следует отметить то, какую роль в этой истории сыграл Зарецкий. Если внимательно читать роман, то можно найти строки, которые намекают на то, что именно он склонил Ленского к тому, чтобы вызвать Онегина стреляться.

Также в силах Зарецкого было предотвратить поединок. Ведь Евгений осознал свою вину и уже не желал участвовать в этом фарсе. И секундант Левина должен был по правилам попытаться примирить соперников, однако этого не было сделано. Зарецкий мог отменить дуэль уже потому, что Онегин опоздал на нее, а его секундантом был слуга, хотя по правилам дуэли секундантами могли быть только равные по социальному положению люди. Зарецкий был единственным распорядителем дуэли, но он ничего не сделал, чтобы предотвратить роковой поединок.

Итог дуэли

Что же стало с Онегиным после дуэли? Ничего, он просто уехал из деревни. В те времена дуэли были запрещены, поэтому очевидно, что причину гибели Ленского преподнесли полиции совершенно иначе. Владимиру Ленскому был поставлен простой памятник, его невеста Ольга вскоре забыла о нем и вышла замуж за другого.

Как раскрывается главный герой в этой сцене

Когда школьники пишут сочинение по анализу эпизода дуэли Онегина и Ленского, то большое внимание уделяют тому, с какой стороны раскрывается Евгений. Кажется, что он не зависит от мнения общества и устал от круга аристократов, с которыми кутит и веселится. Но не потому ли он не отказывается от дуэли, что на самом деле боится того, что скажет про него общество? Вдруг его сочтут трусом, не отстоявшим свою честь?

Анализ эпизода дуэли Ленского и Онегина представляет перед глазами читателя несколько другой образ: Евгений - слабовольный человек, который руководствуется не собственными суждениями, а мнением света. В угоду своему эгоизму он решил отомстить Владимиру, не думая о том, что ранит его чувства. Да, он пытался избежать поединка, но все же не принес извинения и ничего не объяснил другу.

В завершении анализа эпизода дуэли Ленского и Онегина следует написать о том, какое значение для романа имеет сцена. Именно в этом поединке и раскрывается настоящий характер Евгения. Здесь проявляется его духовная слабость, двойственность натуры. Зарецкого можно сравнить со светским обществом, осуждения которого так боится герой.

Смерть Ленского говорит о том, что люди тонкой душевной организации не могут выжить в лживом Они слишком возвышенные, чувствительные и искренние. Стоит отметить, что Евгений Онегин - это собирательный персонаж, который вобрал в себя типичные черты светского общества.

Но как известно читателям, автор не пожалел Онегина, и в литературе он считается циничным героем с черствым сердцем. Он отверг любовь Татьяны, погубил друга, играл человеческими чувствами. А когда раскаялся и осознал, что поступал неправильно, было уже поздно. Онегин так и не нашел своего счастья, его удел - одиночество среди людей, которые ему неинтересны...

Это был краткий анализ эпизода дуэли Онегина и Ленского, в котором раскрывается суть этой сцены в произведении.

Роман "Евгений Онегин" был создано два века назад. Но и сейчас он занимает видное место в русской литературе, выделяясь своей неповторимостью, актуальностью и даже тем, что его написал сам Пушкин. Это человек, занимающий целую эпоху и сияющий в зените славы. Он затмевает собой всех вокруг и с этим нельзя поспорить. "Двести лет его произведения читаются и волнуют наши сердца". Двести лет… сколько событий случилось за это время, но всегда его любили и читали. Он был звездой, которая никогда не погаснет; и которая будет освещать наш путь, помогая разобраться, что в нашей жизни хорошо, а что плохо. Эта та путеводная звезда, благодаря которой невозможно сбиться с пути. Это невозможно сделать читая его произведения, восторгаясь Онегиным и осуждая Ленского, жалея Татьяну и критикуя Ольгу.

Читая его снова и снова, поражаешься чувствам пропитавшим его насквозь. "Евгений Онегин" удивляет нас своей многоликостью и совершенством. Думаю, сейчас не найдется человека, который бы не знал героев этого романа, или не мог прочитать хотя бы страницу из него.

Все знают и Онегина, и Ленского. Их странная дружба до сих пор волнует сердце. Они такие разные. Невольно хочется задать вопрос: а какие они? На него Пушкин отвечает сам и очень точно. Вот что он говорит об Онегине:

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать.

В противоположность Онегину, Ленского поэт описывает так:

От хладного разврата света

Ещё увянуть не успев,

Его душа была согрета

Приветом друга, лаской дев;

Он сердцем милый был невежда.

А свела этих людей неформальная случайность. Онегин приехал в деревню из-за наследства, а Ленский, устав от столичной суеты, хотел уединиться. Эти два образа Пушкин противопоставил друг другу. В деревне их даже приняли по-разному. Онегина назвали "опаснейшим чудаком", а Ленского "просили в женихи". Итак они подружились:

Волна и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень

Не столь различны меж собой.

Сперва взаимной разнотой

Они друг другу были скучны;

Потом понравились; потом

Съезжались каждый день верхом

И скоро стали неразлучны.

Так люди (первый каюсь я)

От делать нечего друзья.

В той дружбе Ленский для Онегина - лишь "временное исключение". Он ищет что-то новое, ещё не надоевшее, и видит всё это в лице Ленского. Мне кажется, что Онегин относился к нему со снисхождением, как относятся взрослые к маленькому, глупому ребёнку. В то время как Ленский горел желанием сделать что-то необыкновенное, Онегин служил ему "бодрящим бальзамом". Это ещё раз доказывает ветреность и легкомыслие Ленского. Они по-разному мыслят, по-разному чувствуют по-разному говорят. Онегин трезв во взглядах, он судит о мире, как законченный циник, защищенный непробиваемой бронёй эгоизма. Он по определению Белинского "страдающий эгоист". Ведь как человек может быть счастлив, если он не верит в любовь. Он лишь играет в неё. Она неведома Онегину - поклоннику "науки страсти немой", но если вслушаться - страсть не знает правил, для Онегина может и уже потом, поняв, что ещё не знал любви, отрёкся от неё, он будет по-настоящему страдать. Им владеет громадное чувство превосходства. Потом он поймёт, что это чувство было "мнимым", потом, уже после смерти Ленского, после признания Татьяне. И будет жалеть, что ничего нельзя исправить, вернуть.

Ленский - полная противоположность Онегину. Пушкин относится к нему с иронией и нежностью. Герцен так сказал о нём: "Это одна из тех целомудренных натур, которые не могут акклиматизироваться в развращенной и безумной среде; приняв жизнь они, больше ничего не могут принять от этой нечистой почвы, разве только смерть". Ленский - это звезда, которая вспыхнула, чтобы погаснуть. Мне кажется, что он должен был погибнуть. Такая душа не могла принять условий жизни и трезво видеть мир, не могла, как пишет Белинский, "развиваться и идти вперёд". Иначе Ленский стал бы копией Онегина, а это

недопустимо. Но, всё-таки, при всей их непохожести было что-то, что их объединяло. Они выделялись из толпы. Они - "белые вороны" того времени. Это их отличие от всего света.

Описание Онегина и Ленского проникнуты декабристскими настроениями. И они подходят для роли декабристов, но не один из них им не становится. Почему же? Да потому, что Онегин индивидуалист, не представляющий себе жизнь рядом с кем-то, сосредоточенность на сомом себе, а не на общем быте - вот разница, которая отделила Онегина от декабристов.

Ленский же к ним был ближе, однако тоже им не стал:

Он верил, что друзья готовы

За честь принять его оковы

И что не дрогнет их рука

Разбить сосуд клеветника...

Смерть Ленского была написана уже после гибели декабристов. Это не случайно. Его гибель описана в таких тонах, что заставляет нас думать о громадной катастрофе. Он умирает слишком рано. Этим подчёркивается его схожесть с декабристами.

Но вот наступают именины Татьяны Лариной. Они становятся переломным моментом в жизни героев. Во время них мир, в котором жил Ленский был взорван. Взорван нагло и бесцеремонно. Уничтожен Онегиным - бывшим лучшим другом, а теперь врагом. И в этом виноваты они оба. Онегин зол на Ленского, ведь тот сказал, что на именинах никого не будет, а зал был полон гостей. С ними Онегин вынужден общаться, так тщательно охранявший своё уединение. Онегин решает отомстить:

К минуте мщенья приближаясь,

Онегин, втайне усмехаясь,

Подходит к Ольге. Быстро с ней

Вертится около гостей,

Потом на стул её сажает.

Заводит речь о том, о сём;

Спустя минуты две потом

Вновь с нею вальс он продолжает;

Все в изумленье. Ленский сам

Не верит собственным глазам.

Он начинает флиртовать с Ольгой. Для него это лишь игра, герой не подозревает, какую бурю чувств вызвал в душе Ленского. Игра с чувствами, так привычная Онегину, для Ленского превращается в игру с судьбами. Оскорблённый он вызывает друга на дуэль. Онегин удивлён. Он не видит для дуэли оснований, однако без раздумий соглашается. Лишь после смерти Ленского, он понимает, что натворил, но уже поздно. Он "сражён". Однако потрясением для Онегина становится не смерть Ленского, а понимание того, что чувство превосходства, которым он так гордился, вдруг исчезло, оставив его беззащитным. Здесь нельзя с уверенностью сказать, кто виноват в дуэли и её трагическом исходе. Онегин? Да, он хотел лишь досадить Ленскому, отомстить непонятно за что. Онегин не подозревал во что это выльется. Пушкин так описывает его состояние после смерти Ленского:

Им овладело беспокойство

Охота к перемене мест

(Весьма мучительное свойство;

Немногих. Добровольный крест).

Он мог отменить дуэль, но не сделал этого, потому что был слишком подвержен влиянию того времени. И в этом его вина.

Вина Ленского в том, что он очень вспыльчив и ревнив, но разве это вина? Тогда вина в том, что он, уже раскаявшись в своём порыве не отменил роковую встречу. А может здесь виноват Пушкин, что свёл их вместе? Но кто бы не был виноват, смерть Ленского является главным событием всего романа, его переломным моментом.

Роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин" был для его современников произведением всемирного значения, так как учил жить, правильно оценивать и выбирать жизненные пути, учил нравственности, разуму, самобытности и гражданственности. "Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека" (В.Г. Белинский)

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

«Дуэль» . Онегин и Ленский - бывшие друзья, имеющие много сход­ных черт характера, привычек и мыслей; они одинаково отно­сятся к местным помещикам, хорошо зная им цену, хотя люди они, безусловно, разные. Но этой чистой дружбе приходит ко­нец, когда на именинах у Татьяны Онегин, увлекшись мщением Ленскому, пригласившему его на этот «пир огромный» (а обе­щал, что никого не будет, кроме семьи), и забыв о нежности и си­ле любви Ленского к Ольге, волочится за Ольгой, которая, буду­чи очень самодовольной, рада этому и почти забывает о Ленском. Владимир же, сначала пораженный, а потом взбешенный пове­дением Онегина, покидает бал, твердо решив отомстить. Почти следом за ним уезжает и Онегин, которому эти балы наскучили еще в Петербурге. Проснувшись утром, Онегин получает от Лен­ского вызов на дуэль, который ему привозит Зарецкий - любо­пытнейшая личность, подлец, так искусно носящий маску пре­красного человека, что даже Онегин, догадываясь о его истинном лице, любит «дух его суждений», а Ленский - тот просто верит каждому его слову!..

Онегин отвечает «да» без рассуждений, ибо знает, что тот, кто отказался от дуэли, считается трусом и будет изгоем и по­смешищем всего света. Почти ненавидя свет, он не может не считать себя его частью. В этом его трагедия, да и не только его… Печальная и молчаливая, она находит себя в романах, в которых все так отличалось от их серой жизни, они действительно «ей заменяли все». Мечтательная, она любила встречать восход, словно ожидая от еще закутанного ночною мглою солнца прихода новой жизни… Так в пустыне вы­рос дивный, чудесный цветок, хранящий в своих лепестках ти­хое, но сильное пламя любви…

Татьяна была одинока, как и этот цветок, и казалось, что ничего замечательного в ее жизни не произойдет, но вот она встречает Онегина… Толки соседей сначала оскорбляют ее гор­дую душу, но одновременно вызывают и приятное чувство. Она, «не ведая обмана и веря избранной мечте», всем сердцем полюбила Онегина. Но ее богатое воображение и исстрадавшая­ся душа представляют его идеальным человеком, а он им не был. Однако любовь ее так сильна, так глубока, так искренна, что, не в силах более сдержать ее внутри себя, она пишет Евге­нию письмо, открывает ему свой неповторимый, необозримый мир…

Пушкин всем сердцем с ней, несмотря на то что дворянское общество ей бы этого не простило; вместе с нами он поражается: «Кто ей внушал и эту нежность…» Благородство, ум, сердце - это наивеличайшие богатства, и даже Евгений с его охлажден­ной душой сумел увидеть их в ней. Тронутый письмом Татьяны, но хорошо зная себя, он говорит: «И того ль искали вы чистой, пламенной душой, когда с такою простотой, с таким умом ко мне писали?..» Но даже это объяснение не может потушить огня в душе Татьяны, покорная судьбе, она все же не станет лгать: «Погибну… Но гибель от него любезна…»

Страшные события разлучают Татьяну с Онегиным. Случай­но она попадает в его опустевший дом, и тут, читая его книги, она узнает истинное лицо своего любимого. Но любовь ее от этого не становится меньше, она просто прячет ее глубоко в сердце, ибо для нее любовь - это жизнь.

Вскоре и ей приходится уехать из родных мест. «Русская ду­шой», Татьяна тяжело переживает разлуку. Она словно соедини­лась с русской природой, в ней она находила отраду. Она была так же проста и неброска, но таила в себе неизъяснимую тайну и очарование… Татьяна, а вместе с ней и Пушкин, словно пред­чувствует, что ее ждет в столице. Чуткая ко всякой лжи, она чувствует фальшь этого общества и «мечтой стремится к жизни полевой», но… «судьба уж решена…»

…И вновь мы встречаемся с ней лишь через несколько лет, на блестящем петербургском балу. Кажется, что в ней не осталось «следов Татьяны прежней», но нет. Благородство души - это на- исегда. И в высшем свете Татьяна возвышается над всеми, все ннутренне сознают ее превосходство. Но она хорошо запомнила совет Онегина: «Учитесь властвовать собою». И поэтому ис­тинная Татьяна открывается лишь при встрече с Онегиным, пылко влюбленным в нее. Она осталась той же прежней Таней, всей душой жаждущей отдать «всю эту ветошь маскарада за пол­ку книг, за дикий сад…». Она ошибается, считая страсть Онеги­на мелкой и недостойной его сердца и ума, но она поступает со­гласно своему сердцу. И, настоящая русская, с детства близкая к народу, она самоотверженно ставит долг выше чувств. «Я вас люблю (к чему лукавить?), но я другому отдана и буду век ему верна».

Пушкин, горячо любя свою героиню, свой идеал, силой своего стиха и нас заставляет любить и восхищаться ею. Татьяна, плод его воображения и мечта, достойна любви и вос­хищения.

Дуэль между и стала ключевым моментом в судьбе главных героев произведения. Когда-то бывшие друзья, пройдя проверку многими жизненными испытаниями, которые приготовил для них Пушкин, провалили испытание убийством. Виной тому стала «русская хандра» Онегина.

Что же стало причиной такого исхода событий? Почему Ленский решился вызвать Онегина на дуэль? Все случилось в день рождения , когда Онегин принебрег светлым чувством Владимира к сестре Татьяны Ольге. Ради забавы он весь вечер мило беседовал с девушкой, танцуя и веселясь с ней. В один момент, когда Ленский хотел пригласить свою возлюбленную на танец, Ольга ответила, что следующий танец она танцует с Онегиным. Это и вызвала необоснованную ревность к Владимиру. Он считал себя обиженным и униженным. И чтобы защитить свою честь, решается вызвать Евгения на дуэль.

Скорее всего, к этому шагу его подтолкнул Зарецкий. Про Зарецкого Пушкин говорил, что он был мастером «друзей поссорить молодых / И на барьер поставить их».

Узнав о вызове на дуэль, Онегин понимает, что был не прав, что поступил глупо. Этот порыв Ленского, Евгений списывает на его молодость и не опытность. Но, не смотря на это, принимает вызов. Возникает вопрос, почему же Онегин, признав свою ошибку, соглашается на дуэль? Ответ кроется в характере Онегина. Он, являясь публичным человеком, очень был зависим от общественного мнения, Онегин боялся показаться трусом. Только поэтому он решается на участие в этой глупости.

По моему мнению, дуэль Онегина и Ленского, кроме как глупостью назвать нельзя. В то время было множество способов избежать кровопролития. Но здесь сыграл свою роль Зарецкий. Он был носителем общественного мнения, а общество требовало крови. Пушкин показывает нам, что Онегиным были грубо нарушены правила дуэли. Так, Евгений взял к себе в секунданты Гильо, который был простым слугой. По правилам дуэли секундант должен был иметь такое же социальное положение, что и дуэлянт. Но Зарецкий не обращает на это внимание. Кроме того, Зарецкий был обязан предложить дуэлянтам примирение, но вновь проигнорировал это правило.

Теперь становится понятным, кто допустил это кровопролитие. К сожалению, Онегин, будучи зависимым от устоев светского общества, самостоятельно не смог сделать выбор. Исход был предопределен. Пушкин показывает нам всю слабость и зависимость натуры Евгения. Все его попытки изменить свою жизнь, стать независимым были тщетны.

Онегин убивает Ленского.

Пушкин показал нам, как Онегин стал заложником общественного мнения. Он осуждает своего героя, показывая нам его лживость. В конечном итоге, жизнь наказала Евгения. Он запомнится читателю, как «лишний человек» с каменным сердцем и огрубевшей душой.

Остановимся подробнее на описании дуэли. В чем богатство языка Пушкина?
Сцена дуэли действительно очень богата разнообразными художественными приемами. Глаголы, существительные, числительные в сцене дуэли обладают ничуть не меньшей силой, чем определения - эпитеты; предложения, лишенные сравнений, не становятся от этого менее выразительными. Анализ описания дуэли мы можем начать как раз с глаголов.


Пушкин детально описывает, как заряжались пистолеты:
Вот пистолеты уж блеснули.
Вот порох струйкой сероватой
Гремит о шомпол молоток.


Сказуемые в этом отрывке более всего завладевают нашим вниманием, заставляют следить за каждым этапом подготовки пистолетов, позволяют видеть и слышать происходящее. Пистолеты не просто извлечены из футляров - они «блеснули». Молоток «гремит» - стук его далеко разносится в звонком зимнем воздухе. Обратим внимание на одну особенность всех действий, изображенных в отрывке: здесь нет человека, хотя его руками все делается. Действуют пистолеты, молоток, пули, порох, кремень (гремит молоток, уходят пули, щелкнул курок]. Этот прием, выдвигающий на первый план орудия смерти, словно наделенные способностью двигаться самостоятельно, подчеркивает неизбежность приближающейся катастрофы.


Эпитеты в отрывке точные, очень скупые: признак дается только там, где он необходим: ствол граненый, сероватая струйка пороха, кремень зубчатый, надежно ввинченный.
Обратим внимание на композиционную роль этой картины: она замедляет действие и тем самым усиливает напряжение. Подробное описание того, как заряжаются пистолеты, превращается в страшную сцену спокойной,методической подготовки убийства.


Подтекст этой сцена - страстный гуманизм поэта: вместе с ним мы с ужасом и возмущением следим за приготовлением к убийству чело века человеком.
Существенную роль в изображении дуэли играют числительные. Они так и врезаются в память, заставляя нас напряженно следить, как "педант" Зарецкий отмеряет тридцать шесть шагов, как идут дуэлянты к роковой черте. Пушкин отлично понимает силу этих чисел и повторяет: «четыре перешли шага, четыре смертные ступени...».


Самый трагический момент, когда с выстрелом Онегина обрывается жизнь Ленского, описан совсем просто: здесь нет ни сравнений, ни метафор и только один простой эпитет «тихо»:

Ленский, жмуря левый глаз,
Стал также целить - но как раз
Онегин выстрелил...

Тревога за судьбу персонажей сменяется трагедией случившегося. Время
замедляется, наступает страшная тишина:
...поэт
На грудь кладет тихонько руку
Роняет молча пистолет,
И падает...
Мысль о смерти связана с представлением о вечном холоде. И мгновенный холод, который охватывает Онегина, это не только чувство ужаса, но и ледяное дыхание смерти. Далее мы читаем строки, изобилующие метафорами и сравнениями:


Дохнула буря, цвет прекрасный
увял на утренней заре.
Потух огонь на алтаре!..

Сравнить умолкнувшее сердце с опустевшим, покинутым домом - для этого нужна была смелость гениального новатора, сумевшего простые слова общенародного языка сделать «чистым золотом» поэзии.


В последующих строфах даны размышления автора о погибшем. Что умерло вместе с ним. Каким надеждам не суждено было свершиться, каков был бы его дальнейший жизненный путь, если бы «задумчивый мечтатель» не был «убит приятельской рукой»