Пакт бриана келлога был принят. Пакт Бриана-Келлога (1928 г.)

Давайте немного подробнее поговорим о Версальском договоре. Мы уже говорили о том, что он способствовал созданию Лиги Наций, но что касается конкретно Германии, то важнейшим аспектом здесь является то, что вина за развязывание войны целиком возлагается на Германию. Возможно, в подтверждение этого вы могли бы сказать, что Германия вела себя наиболее агрессивно в начале войны, объявив войну России и Франции без всякого повода, но в качестве контраргумента можно было бы сказать, что Австро-Венгрия объявила войну Сербии, а Россия уже объявила мобилизацию, но затем следует контр-контраргумент, что Германия дала карт-бланш Австрии, объявив, что поддержит ее независимо от того, что Австрия предпримет. Стоит ли говорить о том, что немцы были не очень довольны, что на них взвалили всю вину за развязывание войны? Кроме того, и мы уже говорили об этом, согласно Версальскому договору, численность германских вооруженных сил резко сокращалась - до 100 000 человек, что немногим больше крупных полицейских сил. Германии также было запрещено создавать союз с Австрией. Запишем: запрет на создание союза с Австрией. Вы можете спросить, почему именно с Австрией? Потому что Австрия - немецкоязычная страна. Понятно, что между Германией и Австрией существует тесное этническое и лингвистическое родство, поэтому создание союза между ними и было запрещено Версальским договором. Помимо этого, Германия лишилась своих колоний. О них мы уже говорили. Она имела колонии в Африке, колонии в Азии и в Тихом океане. Кроме этого, Германия должна была платить репарации. Их сумма оценивается в эквиваленте примерно 450 миллиардов долларов по ценам 2013 года. Они не были выплачены полностью, но легли тяжелым бременем на немецкую экономику, особенно из-за того, что выплачивались не только деньгами, но и ресурсами. Чтобы гарантировать выплату репараций ресурсами, союзники оккупировали Саарскую область, которая находится вот здесь, она была богата углем, и в течение следующих 15 лет уголь вывозился во Францию. Союзникам выплачивали часть репараций не просто деньгами, а долларами. Это также оказывало свое воздействие, потому что Веймарская Германия, Веймарская республика (так называлось правительство Германии после Первой мировой, потому что послевоенная конституция Германии была принята в городе Веймар). Так вот, для того, чтобы платить валютную часть репараций, правительство печатало все больше денег, стараясь конвертировать их в другие валюты, результатом чего стала гиперинфляция, охватившая Германию в начале 20-х годов, конкретно, в 1923 г. Ну, а c началом гиперинфляции Германия не могла больше выплачивать репарации, и Франция, чтобы обеспечивать выкачивание ресурсов из Веймарской Германии и в дальнейшем тоже, Франция идет дальше и оккупирует Рурскую область, которая находится вот здесь. Она также богата углем и сталью. Французы начали вывозить ресурсы и оттуда. Это стало еще одним огромным унижением для немцев. Кроме того, это обескровливало немецкую экономику. Союзники выкачивали все важнейшие ресурсы из нее. Это также произошло в 1923 г. Общий эффект от унижения после Первой мировой, вывоза ресурсов и теперь оккупации Рурской области, что, с точки зрения немцев, не соответствовало содержанию и без того плохого Версальского договора, все это обеспечило растущую поддержку самым экстремистским партиям Германии. Например, в конце 1923 г. это сподвигло Гитлера, тогда лидера довольно малочисленной национал-социалистической или нацистской партии, на попытку гос. переворота известного как «Пивной путч». Он закончился провалом, но стал мощным толчком для тогда маргинальной, т. е. очень малочисленной партии. Из-за оккупации Рурской области численность партии резко увеличилась. Нельзя не упомянуть о фактических территориальных потерях Германии. Вот здесь, на севере Восточной Пруссии, расположен крошечный регион. В соответствии с Версальским договором он перешел под французский протекторат, но позже был передан Литве. Мы уже говорили о целом регионе Германии, бывшей Германской империи, который был просто отрезан, чтобы войти в состав нового польского государства. Большая часть Польши раньше была частью бывшей Российской империи, часть была отрезана от бывшей Германской империи, и еще часть - от бывшей Австро-Венгерской империи. Надо сказать о Силезии (вот здесь), часть которой отошла к Польше, другая часть - к Чехословакии. Мы упоминали о знаменитом регионе Эльзас-Лотарингия вот здесь, который был предметом спора между Германией и Францией в течение долгих лет. Теперь он отошел обратно к Франции. Вот эту крошечную область получила Бельгия, а этот регион на севере отошел к Дании. Ну и кроме всего этого - сокращенной армии, вывоза ресурсов, и так далее, Франция действительно хотела окончательно подорвать способности Германии начинать войну в будущем, и потому она создала демилитаризованную зону в Рейнской области. Рейнская область включает оба… Демилитаризованная зона включила немецкую территорию западнее Рейна, всю немецкую территорию западнее Рейна, т. е. весь этот регион, он весь был оккупирован союзниками. Кроме того, Германии запретили проводить милитаризацию и мобилизацию войск в полосе шириной 50 км восточнее Рейна. Восточнее Рейна. Если вы посмотрите Версальский договор, то увидите, что он пресекает всякую попытку Германии развязать войну. Ей запретили торговать оружием, ей запретили владеть многими видами наступательных вооружений. Была сделана попытка полностью лишить Германию возможности сделать то, что она сделала во время Первой мировой. Но, как мы видим, это в большой степени стало катализатором бурного развития в Германии экстремистских групп и послужило одной из причин, приведших Германию ко Второй мировой войне. Subtitles by the Amara.org community

В годы относительной стабилизации капитализма США еще больше

укрепили свои позиции международного кредитора, шире и глубже

вовлеклись в систему международных экономических отношений. За

1924-1930 гг. американские корпорации невероятно обогатились. Их

прибыли превысили 53 млрд. долл. (до вычета налогов), они росли и в

послевоенные годы от поставок товаров и кредитов в опустошенную вой-

ной Европу. К 1923 г. сумма займов США иностранным государствам

составила 10,6 млрд. долл., а с учетом процентов по займам - 11,8 млрд.

Главными должниками США оказались Англия - 4600 млн. долл.,

Франция - 3999 млн., Италия - 2015 млн.1

Правительство США, выражая волю финансово-монополистических

кругов, стремилось не связывать себя какими бы то ни было экономиче-

скими или политическими союзами с Лигой наций и отдельными госу-

дарствами. Финансово-монополистический капитал США, обретя небыва-

лую долларовую силу, при покровительстве своего правительства

устремился во все концы мира, на все континенты, особенно в разорен-

ную войной Европу. Интересам монополий была подчинена внешнеполи-

тическая деятельность министерств финансов, торговли, военного мини-

стерства и государственного департамента.

Воспользовавшись ослаблением позиций своих конкурентов, США

повсеместно теснили их на мировых рынках. Английская газета «Дейли

ньюс» жаловалась: «Всюду наши интересы приносятся в жертву Соеди-

ненным Штатам...» 2. Если в 1914 г. Англия и США имели одинаковый

вес в японском импорте (16,8%), то в 1927 г. доля Англии снизилась до

7%, а доля США увеличилась до 30%. В 1913 г. доля Англии в китай-

ском импорте составляла 16,3%, а США -6,0%, в 1926 г. соответствен-

но- 10,2 и 16,4%. В Латинской Америке успехи США были еще значи-

тельнее. С 1913 по 1927 г. доля США в импорте 20 республик Цент-

ральной и Южной Америки увеличилась с 24 до 38%, а доля Англии

снизилась с 25 до 16% 3. Следует подчеркнуть, что европейский рынок

для США продолжал оставаться главным. В 1924 г. страны Европы пог-

лощали примерно 51% общего американского экспорта, тогда как импорт

США из Европы по отношению к общему импорту США составил лишь

Одновременно росли инвестиции американского капитала в зарубеж-

ные страны. «Избыточный» капитал шел туда в виде правительственных

внешних займов, кредитов корпораций и вложений частных лиц.

В 1926 г. американские инвестиции за границей, не считая 12 млрд. долл.

по военным займам, составили сумму 9522 млн. долл.4 Особое место от-

водилось прямым вложениям: скупке контрольных пакетов зарубежных

предприятий, открытию филиалов или дочерних предприятий американ-

ских монополий. Нередко филиалам банков и промышленных компаний

США удавалось поглотить отдельные европейские компании. Во Фран-

ции ими были таким образом захвачены позиции в производстве элект-

рического и телефонного оборудования, а также и кинематографии. Под

контролем США оказалось производство железа, стали, электроэнергии,

добыча угля в Польше.

Монополии США предпочитали давать европейским странам не порт-

фельные, а прямые инвестиции - на создание филиалов американских

предприятий. Особый интерес проявлялся к обрабатывающей промышлен-

ности (машиностроение, химия). По официальным данным министерства

торговли, в 1929 г. имелось американских предприятий: в Германии -

186 с капиталом 216 млн. долл., во Франции - 203 с капиталом

145 млн. долл., в Англии - 169 предприятий с долей американского

капитала более 25% 5. Создание предприятий в странах Европы и дру-

гих континентов американские корпорации рассматривали как важное

средство преодоления тарифных барьеров, получения сверхприбылей,

борьбы за рынки сбыта, за контроль в области экономики и политики.

Американский капитал проявлял заинтересованность и к источникам

сырья. Правительство Кулиджа оказывало активную помощь корпорациям

в борьбе за доступ к зарубежном}7 сырью, прежде всего нефти и кау-

чуку, столь необходимым для развивавшейся автомобильной промышлен-

ности. Госдепартамент помогал американским предпринимателям внед-

ряться в районы добычи нефти. «Стандард ойл», «Галф» и другие неф-

тяные компании США при поддержке правительства скупали акции у

английских, французских, голландских компаний на производство и

контроль нефтяных источников в Иране, Колумбии, Венесуэле, Мексике.

Аналогичная политика проводилась также в отношении каучука, меди

и другого важного сырья. Американские медные фирмы в 20-е годы до-

бились контроля над 95% мирового капиталистического производства ме-

ди и ценами на мировом капиталистическом рынке. Гардинг, Кулидж и

Гувер поощряли создание крупных межнациональных картелей. Мини-

стерство торговли выступало как коммивояжер американских товаров 6.

В своих декларациях правительство Кулиджа заявляло, будто оно,

как и крупнейшие частные банки, предоставляет пострадавшей от войны

Европе займы в целях ускорения восстановления ее экономики. На са-

мом же деле они стремились нажиться на европейских долгах и процен-

тах по ним. Особенно американская администрация была заинтересована

в том, чтобы восстановленная Германия могла выплачивать военные ре-

парации. В этой связи США взяли на себя инициативу по выработке

плана репарационной проблемы, которая, по мнению американцев, стала

серьезным препятствием на пути оздоровления европейского и мирового

капитализма.

Для решения вопроса о репарациях был создан Международный ко-

митет экспертов, в который вошли представители пяти государств - по-

бедителей в войне: США, Великобритании, Франции, Италии и Бельгии.

В 1924 г. этот комитет под руководством американского банкира Чарлза

Дауэса разработал план, предусматривавший получение репараций с

Германии. В литературе он стал известен как «план Дауэса». Его авторы

полагали, что восстановленная Германия будет добросовестно выплачи-

вать военные репарации Франции и Англии, а эти последние, в свою

очередь, станут выплачивать государственные долги Соединенным Шта-

По «плану Дауэса» банкиры США и Великобритании предоставили

Германии заем на сумму 800 млн. марок (200 млн. долл.), из которых

половина приходилась на банкирский «дом Морганов». Германия обязы-

валась, в свою очередь, выплатить в первый год 1 млрд. репарационных

марок (250 млн. долл.) и увеличить затем платежи до 2,4 млрд. марок

в год. К 1928-1929 гг. общая сумма репараций с Германии окончатель-

но еще не была установлена.

С принятием в августе 1924 г. на Лондонской конференции «плана

Дауэса» для капитала США открывались новые возможности проникно-

вения в экономику Германии. В период между 1924 и 1929 гг. американ-

цы обеспечили себе 80% капитала, шедшего на заем кредитным учреж-

дениям Германии, 75% займов местным правительствам, т. е. германским

землям, и 50% - крупным германским корпорациям7. «План Дауэса»,

принятый под давлением американских банкиров и правительства Кулид-

жа, отвечал интересам в первую очередь США и Германии. Бывший

канцлер Германии Вирт в одной из речей в Чикаго подчеркнул: «...ваша

помощь во многом помогла моей стране избежать социальной катастро-

фы» 8. Оказание помощи в стабилизации германской промышленности

на определенном этапе укрепляло в целом экономическую и социальную

систему капитализма и в Европе. Вместе с тем эта помощь в возрожде-

нии германского империализма таила в себе и огромную опасность не

только для немецкого народа, но и народов других стран.

США удалось подписать соглашения с правительствами Великобри-

тании, Бельгии и Чехословакии о выплате ими некоторой части военных

долгов, что временно смягчало межкапиталистические противоречия.

Американские буржуазные историки и публицисты представили «план

Дауэса» как свидетельство «политики мира». На деле же правительство

Кулиджа и Уолл-стрит стремились превратить Германию в «надежного

партнера» и использовать ее в качестве противовеса Англии и Франции

в Европе, помешать налаживанию нормальных отношений между Гер-

манией и Советским Союзом, не допустить роста революционного движе-

ния в Европе.

На очередь встал вопрос об урегулировании политических отношений

Германии со странами Антанты, о присоединении ее к Лиге наций.

После принятия «плана Дауэса» дипломатия США поддержала

Англию, которая под прикрытием разговоров о «гарантиях европейской

безопасности» приступила к организации политического союза западно-

европейских стран (с участием Германии), направленного своим острием

против СССР. Для осуществления этого плана была созвана в 1925 г.

в швейцарском курортном городке Локарно конференция представителей

Великобритании, Германии, Франции, Италии, Бельгии, а также Поль-

ря, было подписано восемь соглашений. Но важнейшим из них был Рейн-

ский гарантийный пакт, который предусматривал прежде всего неруши-

мость установленных Версальским мирным договором границ Германии

на западе - с Францией и Бельгией. Роль «гарантов» взяли на себя

Великобритания и Италия. Гарантийный пакт вступил в силу после при-

этим для Германии кончилась дипломатическая изоляция со стороны

стран Запада.

Хотя США формально и не участвовали в переговорах и выработке

локарнских соглашений, тем не менее они оказали сильное влияние на

ход переговоров и их результаты. «... Американский финансовый капи-

тал, рассматривавший Европу как большую колонию, из которой он

Выступление Бриана перед подписанием пакта Бриана — Келлога. Кадр из кинохроники. 1928 год.

Активная последовательная борьба СССР за мирное сосуществование государств с различными социальными системами и настойчивые требования народов всех стран побудили некоторых американских и французских деятелей выступить с пацифистской инициативой. Этим путем они стремились приобрести популярность в народных массах и по возможности снизить в их глазах значение миролюбивой политики Советского правительства.

В апреле 1927 г. министр иностранных дел Франции Бриан предложил государственному секретарю Соединенных Штатов Америки Келлогу заключить между обеими странами договор о «вечной дружбе, запрещающей обращение к войне как к средству национальной политики». Это было не только данью общественному мнению, но и попыткой укрепить франко-американские отношения и тем самых упрочить положение Франции в европейских делах.

Соединенные Штаты не спешили с ответом. Лишь в самом конце 1927 г. Келлог дал согласие на предложение Бриана, но высказался за подписание не двустороннего, а многостороннего договора. Американские правящие круги рассчитывали, что такой договор будет содействовать стабилизации политического положения в Европе и обеспечит условия для регулярного получения дохода от вложенных в европейскую экономику капиталов. Кроме того, многосторонний договор соответствовал и желанию создать параллельную и даже противостоящую Лиге наций организацию, которой руководящая роль принадлежала бы не Англии и Франции, а Соединенным Штатам.

После того как Франция согласилась на многосторонний пакт, Соединенные Штаты обратились по этому вопросу к ряду других государств. Ведущие империалистические державы сопроводили свое согласие многочисленными оговорками, значительно обесценивавшими значение пакта для поддержания мира. Так, английское правительство заявило, что оно готово присоединиться к пакту, сохраняя свободу действий в районах, «представляющих особый жизненный интерес» для Англии. Поскольку эти районы конкретно не назывались, получалось, что Англия оставляла за собой свободу рук почти на всем земном шаре. Англия также оговорила, что пакт об отказе от войны может не применяться к «некоторым государствам, правительства которых еще не признаны всеми». Это был прямой намек на Советский Союз.

Московская конференция СССР, Польши, Румынии, Эстонии и Латвии по досрочному введению в действие пакта Бриана — Келлога. Кадр из кинохроники. 1929 год.

После серии переговоров текст пакта был согласован и 27 августа 1928 г. подписан в Париже представителями 15 стран. Договор, обычно называемый пактом Бриана- Келлога, провозглашал отказ от войны как орудия национальной политики и признавал необходимым разрешать споры и конфликты мирными средствами.

Советский Союз не был приглашен принять участие в переговорах о подготовке пакта. Причины этого вскрыл народный комиссар иностранных дел Г. В. Чичерин в своем интервью представителям печати 5 августа 1928 г.: «Устранение Советского правительства из числа участников этих переговоров,- сказал он,- наводит нас, прежде всего, на мысль, что в действительные цели инициаторов этого пакта, очевидно, входило и входит стремление сделать из него орудие изоляции и борьбы против СССР. Переговоры по заключению так называемого пакта Келлога, очевидно, являются составной частью политики окружения СССР, стоящей в данный момент в центре мировых международных отношений». Одновременно Г. В. Чичерин отметил, что еще не поздно пригласить СССР для участия в переговорах о пакте.

По этому вопросу развернулись острые споры между организаторами пакта. В конце концов уже в день подписания пакта СССР получил приглашение присоединиться к нему. В своем ответе правительство СССР констатировало «недостаточность и неопределенность самой формулировки о запрещении войны и наличие ряда оговорок, имеющих своей целью заранее устранить даже подобие обязательств по отношению к делу мира».Тем не менее Советское правительство дало согласие участвовать в пакте, «поскольку парижский пакт объективно накладывает известные обязательства на державы перед общественным мнением». При этом Советское правительство сделало ряд оговорок, направленных не на ослабление, а на расширение и укрепление пакта.

Советский Союз первым из участников пакта ратифицировал его. По инициативе Советского Союза 9 февраля 1929 г. в Москве был подписан протокол, по которому СССР, Польша, Румыния, Эстония и Латвия договорились досрочно ввести в действие пакт Бриана-Келлога и придерживаться его принципов в отношениях между собой. В том же году к Московскому протоколу присоединились Турция , Иран и Литва.

Позиция, занятая Советским Союзом в отношении пакта Бриана - Келлога, убедительно свидетельствовала о миролюбивом характере советской внешней политики.

ИНИЦИАТИВЫ СССР О РАЗОРУЖЕНИИ

На Генуэзской конференции 1922 г., первой между­народной конференции, на которую была приглашена Страна Советов, советская делегация выступила с предложением о разоружении. Идея разоружения приобрела большую популярность в народных массах. Лига наций была вынуждена включить в план своих работ обсуждение вопроса о разоружении. С конца 1925 г. при Лиге наций стала работать подготовительная комиссия конференции по разоружению.

В ноябре 1927 г. в работе подготовительной комиссии конференции по разоружению приняла участие со­ветская делегация, возглавляемая М. М. Литвиновым. Советская делегация внесла предложение о полном и всеобщем разоружении. Она предложила ликвидировать во всех странах мира армии и военный флот, упразднить всеобщую воинскую повинность, распустить военные министерства и генеральные штабы, срыть все крепости и военные заводы, закрыть военные школы и т. д.

В марте 1928 г. советская делегация выступила в подготовительной комиссии конференции по разоружению с проектом частичного разоружения. Она предложила сократить вооруженные силы стран, имеющих армии численностью свыше 200 тыс. человек, наполовину; имеющих армии численностью свыше 40 тыс. человек - на одну треть; имеющих армии численно­стью до 40 тыс. человек - на четверть. Проект не нашел поддержки у западных держав.

Советское правительство не было приглашено к участию в переговорах о заключении пакта Келлога - Бриана.

ПАКТ КЕЛЛОГА - БРИАНА

6 апреля 1927 г., по случаю 10-летия вступления США в первую мировую войну, французский министр иностранных дел Бриан обратился к правительству США с предложением заключить между обеими странами договор о вечной дружбе, запрещающий войну как средство национальной политики. Это предложение было благожелательно встречено в Вашингтоне. Государственный секретарь США Келлог не только поддержал предложение Бриана, но даже расширил его. Он высказался за заключение многостороннего договора об отказе от войны как средства национальной политики. К переговорам о заключении этого договора были привлечены другие западные державы. Все они не возражали против договора, но вносили свои оговорки.

27 августа 1928 г. представители 15 государств, в том числе США, Франции, Англии, Италии, Японии и Германии, подписали в Париже пакт об отказе от войны как средства национальной политики. Пакт обязывал его участников разрешать любые споры и конфликты между ними мирными средствами. Всем остальным государствам мира, в том числе и Советскому Союзу, было послано приглашение присоединиться к этому пакту.

Советский Союз присоединился в начале сентября 1928 г. к пакту Келлога - Бриана и первым из его участников ратифицировал его. Советский Союз отверг оговорки, которые были сделаны другими участниками пакта и которые ограничивали сферу его действия.

Поскольку ратификация пакта Келлога - Бриана затянулась, Советский Союз в конце 1928 г. сделал предложение ряду стран о немедленном введении в действие этого пакта. Это предложение было принято. 9 февраля 1929 г. представители СССР, Польши, Румынии, Эстонии и Латвии подписали в Москве протокол о немедленном введении в действие пакта Келлога - Бриана в отношениях между подписавшими этот протокол странами. На протяжении февраля - апреля 1929 г. к этому протоколу присоединились Турция, Иран и Литва. Московский протокол 1929 г. способствовал укреплению мира на западных и юго-восточных рубежах нашей страны.

Летом 1929 г. пакт Келлога - Бриана вступил в силу в отношениях между всеми его участниками.

Выступление Бриана перед подписанием пакта Бриана — Келлога. Кадр из кинохроники. 1928 год.

Активная последовательная борьба СССР за мирное сосуществование государств с различными социальными системами и настойчивые требования народов всех стран побудили некоторых американских и французских деятелей выступить с пацифистской инициативой.

Этим путем они стремились приобрести популярность в народных массах и по возможности снизить в их глазах значение миролюбивой политики Советского правительства.

В апреле 1927 года министр иностранных дел Франции Бриан предложил государственному секретарю Соединенных Штатов Америки Келлогу заключить между обеими странами договор о «вечной дружбе, запрещающей обращение к войне как к средству национальной политики».

Это было не только данью общественному мнению, но и попыткой укрепить франко-американские отношения и тем самым упрочить положение Франции в европейских делах.

Соединенные Штаты не спешили с ответом. Лишь в самом конце 1927 г. Келлог дал согласие на предложение Бриана, но высказался за подписание не двустороннего, а многостороннего договора. Американские правящие круги рассчитывали, что такой договор будет содействовать стабилизации политического положения в Европе и обеспечит условия для регулярного получения дохода от вложенных в европейскую экономику капиталов.

Кроме того, многосторонний договор соответствовал их желанию создать параллельную и даже противостоящую Лиге наций организацию, в которой руководящая роль принадлежала бы не Англии и Франции, а Соединенным Штатам.

После того как Франция согласилась на многосторонний пакт, Соединенные Штаты обратились по этому вопросу к ряду других государств. Ведущие империалистические державы сопроводили свое согласие многочисленными оговорками, значительно обесценивавшими значение пакта для поддержания мира.

Московская конференция СССР, Польши, Румынии, Эстонии и Латвии по досрочному введению в действие пакта Бриана — Келлога. Кадр из кинохроники. 1929 год.

Так, английское правительство заявило, что оно готово присоединиться к пакту, сохраняя свободу действий в районах, «представляющих особый жизненный интерес» для Англии. Поскольку эти районы конкретно не назывались, получалось, что Англия оставляла за собой свободу рук почти на всем земном шаре.

Англия также оговорила, что пакт об отказе от войны может не применяться к «некоторым государствам, правительства которых еще не признаны всеми». Это был прямой намек на Советский Союз.

После серии переговоров текст пакта был согласован и 27 августа 1928 г. подписан в Париже представителями 15 стран. Договор, обычно называемый пактом Бриана- Кол л о га, провозглашал отказ от войны как орудия национальной политики и признавал необходимым разрешать споры и конфликты мирными средствами.

Советский Союз не был приглашен принять участие в переговорах о подготовке пакта. Причины этого вскрыл народный комиссар иностранных дел Г. Б. Чичерин в своем интервью представителям печати 5 августа 1928 г.: «Устранение Советского правительства из числа участников этих переговоров,- сказал он,- наводит нас, прежде всего, на мысль, что в действительные цели инициаторов этого пакта, очевидно, входило и входит стремление сделать из него орудие изоляции и борьбы против СССР. Переговоры по заключению так называемого пакта Келлога, очевидно, являются составной частью политики окружения СССР, стоящей в данный момент в центре мировых международных отношений». Одновременно Г. В. Чичерин отметил, что еще не поздно пригласить СССР для участия в переговорах о пакте.

По этому вопросу развернулись острые споры.между организаторами пакта. В конце концов уже в день подписания пакта СССР получил приглашение присоединиться к нему. В своем ответе правительство СССР констатировало «недостаточность и неопределенность самой формулировки о запрещении войны и наличие ряда оговорок, имеющих своей целью заранее устранить даже подобие обязательств по отношению к делу мира».

Тем не менее Советское правительство дало согласие участвовать в пакте, «поскольку парижский пакт объективно накладывает известные обязательства на державы перед общественным мнением». При этом Советское правительство сделало ряд оговорок, направленных не па ослабление, а на расширение и укрепление пакта.

Советский Союз первым из участников пакта ратифицировал его. По инициативе Советского Союза 9 февраля 1929 года в Москве был подписан протокол, по которому СССР, Польша, Румыния, Эстония и Латвия договорились досрочно ввести в действие пакт Бриана-Келлога...и придерживаться его принципов в отношениях между собой. В том же году к Московскому протоколу присоединились Турция, Иран и Литва.

Позиция, занятая Советским Союзом в отношении пакта Бриана - Келлога, убедительно свидетельствовала о миролюбивом характере советской внешней политики.