Робин гуд история. Робин Гуд


С самого детства героем для многих был и остается Робин Гуд (англ. Robin Hood (а не «good» — «хороший»; «hood»- «капюшон», имеет смысл «скрывать (накрыть капюшоном)», «robin» может переводиться как «малиновка») - благородный предводитель лесных разбойников из средневековых английских народных баллад, согласно им Робин Гуд действовал со своей шайкой в Шервудском лесу около Ноттингема — грабил богатых, отдавая добытое беднякам.
Более шести столетий живет легенда о благородном разбойнике, а личность прототипа этих баллад и легенд не установлена.
В издании поэмы Уильяма Ленгленда «Пахарь Пирс», (1377 г.), есть ссылка на «стихи о Робине Гуде». Современник Ленгленда Джеффри Чосер в «Троилусе и Кризейде» упоминает «заросли орешника, где гулял веселый Робин». Более того, в «Рассказе о Геймлине», который был включен Чосером в «Кентерберийские рассказы», также изображен герой-разбойник.

Было установлено несколько реальных исторических личностей , которые могли послужить прототипом легендарного Робина. В реестрах переписи населения за 1228 и 1230 годы значится имя Роберта Гуда, по прозвищу Домовой, о котором сказано, что он скрывался от правосудия. Примерно в это же время возникло народное движение под руководством сэра Роберта Твинга — повстанцы совершали набеги на монастыри, а награбленное зерно раздавали бедным. Однако имя Роберт Гуд было довольно распространенным, поэтому ученые более склоняются к версии о том, что прообразом Робина Гуда был некий Роберт Фитцуг, претендент на титул графа Хантингдонского, который родился приблизительно в 1160 году и умер в 1247-м. В некоторых справочниках эти годы даже фигурируют как даты жизни Робина Гуда, хотя письменные источники того времени не содержат упоминаний о мятежном аристократе по имени Роберт Фитцуг.

Кто был королем во времена Робина Гуда? Датировка исторических событий осложняется еще и тем, что в различных вариантах легенды упоминаются разные английские монархи. Один из первых историков, занимавшихся этой проблемой, сэр Уолтер Боуэр, считал, что Робин Гуд был участником восстания 1265 года против короля Генриха III, которое возглавил королевский родственник Симон де Монфор. После поражения Монфора многие из повстанцев не разоружились и продолжали жить, как герой баллад Робин Гуд. «В это время, — писал Боуэр, — знаменитый грабитель Робин Гуд… стал пользоваться большим влиянием среди тех, кто был лишен наследства и объявлен вне закона за участие в восстании». Главное противоречие гипотезы Боуэра состоит в том, что большой лук упоминаемый в балладах о Робине Гуде, еще не был изобретен во времена восстания де Монфора.

В документе 1322 года упоминается «камень Робина Гуда» в Иоркшире. Из этого следует, что баллады, а может быть, и сам обладатель легендарного имени были к этому времени уже хорошо известны. Склонные искать следы подлинного Робина Гуда в 1320-х годах обычно предлагают на роль благородного разбойника Роберта Гуда — арендатора из Уэйкфилда, который в 1322 году участвовал в восстании под предводительством графа Ланкастерского. В подтверждение гипотезы приводятся сведения о том, что в следующем году король Эдуард II посетил Ноттингем и взял к себе на службу в качестве камердинера некоего Роберта Гуда, которому выплачивалось жалованье в течение последующих 12 месяцев.

Если взять за отправную точку упоминание о короле Эдуарде II, то получается, что герой-разбойник совершал свои подвиги в первой четверти XIV века. Однако, по другим версиям, он появляется на исторической сцене как отважный воин короля Ричарда I Львиное Сердце, правление которого пришлось на последнее десятилетие XII века - именно эта версия в художественном изложении Вальтера Скотта, в настоящее время пользуется наибольшей популярностью. С тех пор как 1819 году Вальтер Скотт использовал образ Робин Гуда в качестве прототипа одного из персонажей романа «Айвенго», благородный разбойник продолжает оставаться популярным героем детских книг, кино и телевидения.

В одном из наиболее полных сборников английских баллад, опубликованных Фрэнсисом Чайлдом в XIX веке, насчитывается 40 произведений о Робине Гуде, а в XIV веке, их было всего четыре:

В первой новелле Робин одалживает деньги и своего верного оруженосца Маленького Джона обедневшему рыцарю, чтобы отомстить жадному аббату.



Во второй — хитростью заставляет ненавистного шерифа из Ноттингема пообедать c ним олениной, которую разбойники добыли в вотчине стража порядка — Шервудском лесу.


В третьей — Робин узнает переодетого короля Эдуарда, который инкогнито приезжает в Ноттингем, чтобы расследовать нарушения закона местными правителями, и поступает к нему на службу.


художник Daniel Content Published by Rand McNally & Co ~ 1928


художник Frank Godwin (1889 ~ 1959) Published by Garden City Publiching Co ~ 1932

В четвертой - заключительной части баллады, опубликованная в 1495 году, повествует о возвращении Робина к разбойному промыслу и предательстве настоятельницы Кярклейского аббатства, которая доводит его до смерти кровопусканиями, когда он приезжает к ней в монастырь полечиться.


художник N. C. Wyeth Published by David McKay ~ 1917

В ранних балладах нет упоминаний о девице Марианне, возлюбленной Робина. Впервые она появляется в поздних версиях легенды, возникших в конце XV века.


художник Frank Godwin (1889 ~ 1959) Published by Garden City Publiching Co ~ 1932:


художник Lucy Fitch Perkins Boston and New York, Houghton Mifflin Company ~ 1923

Гигант по прозвищу Маленький Джон присутствует в отряде разбойников уже в первоначальных вариантах легенды,


художник Lucy Fitch Perkins Boston and New York, Houghton Mifflin Company ~ 1923


художник Lucy Fitch Perkins Boston and New York, Houghton Mifflin Company ~ 1923

А брат Так (бродячий монах, веселый толстяк), появляется в значительно более поздней версии. Да и сам Робин из йомена (свободным крестьянина) со временем перевоплотился в знатного изгнанника.


художник Lucy Fitch Perkins Boston and New York, Houghton Mifflin Company ~ 1923

Известна также ассоциация Робина Гуда с Робином Добрым Малым (англ. Robin Goodfellow), или Паком (англ. Puck) — лесным духом в фольклоре фризов, саксов и скандинавов.


художник Lucy Fitch Perkins Boston and New York, Houghton Mifflin Company ~ 1923

Сейчас большинство исследователей сходятся во мнении, что Робин Гуд есть «чистое создание народной музы». И, по словам М. Горького -"...поэтическое чувство народа сделало из простого, может быть, разбойника героя, почти равного святому" (предисловие к сб. "Баллады о Робин Гуде", Пг. 1919, стр. 12).


художник Frank Godwin (1889 ~ 1959) Published by Garden City Publiching Co ~ 1932

БАЛЛАДА О РОБИН ГУДЕ
(пер. И. Ивановского)

О смелом парне будет речь,
Он звался Робин Гуд.
Недаром память смельчака
В народе берегут.


художник N. C. Wyeth Published by David McKay ~ 1917

Еще он бороду не брил,
А был уже стрелок,
И самый дюжий бородач
Тягаться с ним не мог.

Но дом его сожгли враги,
И Робин Гуд исчез -
С ватагой доблестных стрелков
Ушел в Шервудский лес.


художник N. C. Wyeth Published by David McKay ~ 1917


художник Frank Godwin (1889 ~ 1959) Published by Garden City Publiching Co ~ 1932

Любой без промаха стрелял,
Шутя владел мечом;
Вдвоем напасть на шестерых
Им было нипочем.


художник Lucy Fitch Perkins Boston and New York, Houghton Mifflin Company ~ 1923

Там был кузнец, Малютка Джон -
Верзила из верзил,
Троих здоровых молодцов
Он на себе возил!

Истории о Робине Гуде знает каждый. Для одних это красивая легенда, для других — реально существующий персонаж. Истории о Робине Гуде овеяны налетом романтики и легенды.

Однако, можно с уверенностью заявить, что Робин Гуд существовал на самом деле. Впервые о нем вспомнили в 1377 году в балладе о лесном разбойнике — враге богатых и защитнике угнетенных. Около 1510 года был издан памфлет в котором рассказывалась история, и согласно ей Робин Гуд повстречался с королем. Он сделал вид, что не узнал своего суверена, а тот пригласил смельчака на службу короне. С тех пор стали появляться все новые и новые версии о подвигах народного защитника и каждый из авторов вкладывал в свои истории все новые и новые данные, не всегда считаясь с фактами.

И Робин Гуд в каждой новой версии повышает свой статус в обществе — от малоземельного крестьянина до графа Хантигтонского. Однако, все легенды сходятся в одном — благородный разбойник развернул активную деятельность, когда центральная власть боролась за полномочия с местной.

Звали человека, ставшего прототипом для народных легенд Робертом Гудом. Он являлся уроженцем Уэйкфилда в графстве Йоркшир и появился на свет около 1280 года. Имел жену Матильду, служил в королевской армии во время сражений с шотландцами и поддержал герцога Ланкастера в его войне с королем Эдуардом Вторым.

После проигранной его покровителем генеральной битвы приблизительно в 1322 году будущий герой легенд перешел на нелегальное положение. Он создал свой собственный партизанский отряд и продолил войну с королевской властью. И, конечно же, боролся с ноттингемским шерифом, не щадя при этом и духовенство.

И шериф, и его заклятый враг постоянно оказывались друг у друга в плену, но, как ни странно, расходились они мирно. Похоже, оба противника договаривались между собой о разделе полномочий между центром и местными властями. Вскоре к главе Шервудского леса прибыл сам король для переговоров. И лишь после этого Роберт Гуд согласился распустить свои войска, приняв предложенную его сувереном должность постельничего. Это был довольно высокий пост, открывающий доступ напрямую к королю.

Тем не менее, вскоре Гуд покинул Лондон и вернулся обратно в родные леса. Против него постоянно высылались карательные экспедиции. Несколько отрдов он сумел разгромить. Один из таких отрядов возглавил норманский рыцарь сэр Гай Гисборн. После победы Роберт Гуд отрезал этому рыцарю голову и насадил ее на кол. Та же участь постигла и ноттигемского шерифа.

После этого оставаться в Англии уже было нельзя, и лесной разбойник попытался уплыть. Но ему не везло — шторм вернул его на берег. После этого Робина Гуда приютил в своем замке один и враждебных королю баронов. Тем не менее, воевать с государством он не мог. После нескольких поражений от правительственных войск легендарный партизан тяжело заболел и отправился на лечение в женский монастырь в Кирклессе. Местная аббатиса приютила беглеца и взялась его лечить. В лечебных целях она пустила своему пациенту кровь, но остановить ее забыла.

После этого почившего разбойника похоронили недалеко от аббатства. Ходят слухи, что в девятнадцатом веке надгробный камень с могилы Гуда пустили на щербень для местной железной дороги.

Многим исследователям не слишком понятно, почему РОбин Гуд пользуется такой популярностью. К примеру, надругательства над шерифом и сэром Гисборном выглядят не слишком привлекательно. К тому же выглядят нелогичными его постоянные конфликты с королем, когда Робин сам мог стать частью власти. Приводятся даже версии, что у него была нетрадиционная сексуальная ориентация, из-за чего возникли конфликты с церковью.

Вполне возможно, такая жесткая позиция Робина Гуда связана с усилившейся королевской властью. На местах эту самую власть представляли шерифы. Они возглавляли советы графств, распоряжались королевским имуществом, собирали подати и водили в походы армии. Конечно же, у шерифов были конфликты с местными лордами и йоменами.

В начале тринадцатого века под давлением баронов один из самых неудачливых королей Иоанн Безземельный был вынужден подписать Великую хартию вольностей. И Великой она была названа не только из-за своего исторического значения, но и из-за объема прав и свобод, которыми наделялись подданные. Согласно одному из пунктов, если король нарушал хартию, бароны имели право на восстание, которое не должно было заканчиваться смертью короля или членов его семьи.

Однако, почти сразу Иоанн Безземельный начал нарушать данные обещания, что привело к новому восстанию. При Эдуарде Первом были внесены правки в Великую хартию вольностей, запрещавшие центральной власти собирать налоги без согласия всего английского сообщества. Тем не менее, Эдуард Второй укреплял свою власть, ограничивая все вольности граждан. Это привело к волнениям и заставило уйти в леса Роберта Гуда.

Робин Гуд был не единственным, кто требовал от властей выполнять данные обещания, но именно его запомнили, как народного защитника.

Видео — Робин Гуд. Тайны истории



Уже почти 700 лет существует легенда, повествующая о благородном разбойнике. Он грабил богатых, а отобранное у них добро раздавал бедным. Этот человек возглавлял шайку "работников ножа и топора", насчитывающую более сотни человек. Обитали отчаянные люди в Шервудском лесу (графство Ноттингемшир) и доставляли много хлопот нечестным, жадным и алчным гражданам.

Робин Гуд (Robin Hood) - так звали легендарного героя, радеющего о благе простых и честных людей. О нём написано столько хвалебных баллад, что невольно начинаешь верить в реальность этой личности. Но жил ли благородный разбойник в действительности или легенды о нём - красивый миф, не имеющий ничего общего с подлинной жизнью?

Во второй половине XV века неизвестный автор написал 4 баллады, посвящённых отважному предводителю лесных разбойников. В первой балладе повествуется о том, как Робин помогает бедному рыцарю, разорённому жадным аббатом. Бедняге одалживается большая сумма денег, а в помощь даётся верный оруженосец благородного главаря разбойников Маленький Джо. Это был огромный детина, наделённый немереной силой. Естественно, рыцарь мстит жадному аббату, и добро торжествует.

Вторая баллада посвящена конфликту между шерифом из Ноттингема и благородным разбойником. "Романтики с большой дороги" устроили охоту на оленей в землях шерифа, а потом с помощью хитрости пригласили на пир и самого грозного стража порядка.

Третья баллада рассказывает о встрече Робина с королём Эдуардом. Тот тайно приезжает в Ноттингем, чтобы инкогнито провести расследование нарушений законности местными властями. Защитник бедных и гроза богатых поступает на службу к королю и присягает ему на верность.

Четвёртая баллада самая печальная. В ней рассказывается о смерти благородного разбойника. Он опять начинает заниматься опасным промыслом, но простывает и отправляется в Кярклейское аббатство, чтобы пройти курс лечения. Однако коварная настоятельница лечит его пиявками. Те сосут кровь, благородный разбойник слабеет день ото дня и, в конце концов, умирает.

Такова вкратце суть преданий о мужественном человеке, верно служившем простым людям. Таких баллад было написано великое множество. Робина представляют гордой и независимой личностью, выступающей против богачей, угнетающих народ. В то же время благородный разбойник был верен королю и почитал церковь. Возле него всё время находился весёлый и добрый монах по имени Так.

Что касается происхождения славного героя, то одни считают его свободным крестьянином, другие полагают, что он был мелким дворянином. Жену звали Мэриан, впрочем, она могла быть и не женой, а просто боевой подругой.

Специалисты изучили реестры переписи населения Англии в период с 1228 по 1230 год. В этих списках был найден человек по имени Робин Гуд, который числился в розыске за преступления. Это время примечательно народными волнениями. Возглавлял их некий Роберт Твинг. Под его руководством повстанцы грабили монастыри, а изъятое зерно раздавали малоимущим крестьянам.

Некоторые историки склоняются к мнению, что легендарным разбойником являлся Роберт Фитцуг. Родился он примерно в 1170 году, а почил ориентировочно в 1246 году. Этот человек был потерявший все свои богатства граф Хантингтонский. По-сути, он являлся мятежным аристократом, но почему-то не выступал против короля, а лишь оказывал противодействие знатным вельможам.

Таким Робина Гуда представляют в Голливуде

Кто сидел на королевском троне во времена деятельности благородного разбойника? Если опираться на баллады и легенды, то можно найти имена нескольких коронованных особ. В частности это Генрих III (1207-1272). Во время его правления в 1261 году разразилась гражданская война. Во главе мятежников встал граф Симон де Монфор (1208-1265).

Вначале восставшие одержали победу с установлением диктатуры мятежного графа, но затем Генриху III в 1265 году удалось вернуть себе власть. Однако часть восставших не склонила головы перед королём. Дворяне ушли в леса и стали разбойниками. Среди них был и наш славный герой. Король отобрал у него всё, но не смог забрать благородного сердца. Некоторые исследователи считают, что тот мужественный дворянин из XIII века и стал героем баллад и легенд.

Робина Гуда также связывают с графом Томасом Плантагенетом Ланкастером (1278-1322). Тот выступил против короля Эдуарду II (1284-1327) и возглавил баронскую оппозицию. Причиной неприязни стало то, что графа не назначили главным советником при дворе. В 1322 году возник мятеж. Он был жестоко подавлен, а самого Ланкастера обезглавили.

Часть мятежников король помиловал. Одним из них был человек с легендарным именем. Его взяли на службу при дворе и дали чин камердинера. В течение года этому господину аккуратно выплачивали жалованье. Затем новоиспечённый камердинер пропал, и что с ним стало дальше - неизвестно. Вполне возможно, что по ряду причин он стал благородным разбойником.

Если рассматривать Эдуарда II как основную королевскую фигуру, то можно предположить, что "романтик и бессребреник с большой дороги" творил благие дела в период с 1320 по 1330 годы. Однако знаменитый писатель и историк Вальтер Скотт (1771-1832) изобразил образ благородного разбойника в своём романе "Ричард Львиное Сердце". Этот английский король жил в период с 1157 по 1199 годы. А это указывает на более ранние сроки существования Робина Гуду, а точнее на конец XII века.

В наше время многие исследователи полагают, что яркая и загадочная личность представляет собой сборный образ. То есть не было конкретного человека, а была лишь народная мечта о справедливом и честном герое-разбойнике. Это чисто народное творение, рождённое в среде простых людей. Так как образ был необыкновенно интересным и романтичным, то стал популярен среди поэтов и романистов. Творческие натуры превратили его в некий символ извечной борьбы добра со злом. Именно поэтому он и остаётся не только популярным, но и актуальным уже несколько столетий .

Сергей Львов

Он провел свою жизнь в лесу. Его боялись бароны, епископы и аббаты. Его любили крестьяне и ремесленники, вдовы и бедняки. (Из старинных хроник.)

О его смерти рассказывают так. Однажды славный стрелок из лука почувствовал: в руках недостает силы, чтобы натянуть тетиву, а ногам трудно идти по привычной лесной тропинке. И тогда он понял: приблизилась старость...
Он отправился в монастырь, настоятельница которого слыла искусной врачевательницей, и попросил полечить его. Монахиня прикинулась, что обрадована его приходом, приветливо проводила пришельца в дальнюю келью, заботливо уложила его на постель, острым ножом вскрыла вену на могучей руке (кровопускание тогда считали хорошим средством от многих недугов). И, сказав, что тотчас вернется, ушла.
Время текло медленно. Кровь текла быстрее. Но монахиня все не возвращалась. Наступила ночь. За ночью пришел рассвет, и тогда стрелок понял, что стал жертвой предательства. Над изголовьем его ложа было окно в лес. Но сил, чтобы дотянуться до окна, у истекающего кровью уже недостало. В груди едва хватило дыхания, чтобы последний раз протрубить в изогнутый охотничий рог. Слабый, дрожащий звук, рога прозвучал над лесом. Верный друг услышал призывный сигнал. В тревоге он поспешил па помощь.
Поздно! Уже никто не смог бы спасти стрелка. Так враги, которые долгие годы не умели одолеть Робина Гула ни в жарком бою, ни в упорном поединке, извели его черным предательством.
Старинный историк называет год и день, когда это случилось: 18 ноября 1247 года.
Прошло несколько веков. Начинались и заканчивались войны. Самая короткая длилась несколько дней, самая длинная – сто лет. По городам и деревням Англии проносились опустошительные эпидемии. Вспыхивали восстания. На престоле сменялись короли. Люди рождались и умирали, поколения приходили на смену поколениям.
Однако бурная череда событий, как любили говорить в старинных книгах, не могла изгладить из памяти англичан имени Робина Гуда.
Однажды, это было лет двести пятьдесят тому назад, в маленький городок близ Лондона медленно въехала тяжелая карета. Карета была нарядной, пышной: только самые важные люди королевства разъезжали в таких. Действительно, в карете сидел важный господин: сам лондонский епископ! Он приехал в городок, чтобы прочитать горожанам проповедь. Покуда карета ехала от городских ворот к церковной площади, епископ успел заметить, что городок словно бы вымер. Епископ не удивился этому. Значит, слух о его приезде опередил карету, и горожане поспешили в церковь: им не часто доводится видеть и слышать его преосвященство. И он привычно представил себе, как выйдет из кареты, как медленно поднимется по ступеням храма сквозь почтительно расступающуюся толпу... Но церковная площадь была пуста. На церковных дверях висел тяжелый замок.
Долго стоял епископ на пустой площади, багровея от гнева и стараясь сохранить достойный вид, подобающий его сану и торжественным ризам, что было совсем нелегко перед запертой дверью.
Наконец какой-то прохожий, поспешая отнюдь не в церковь, бросил на ходу епископу:
– Сэр, вы ждете напрасно, мы празднуем сегодня день Робина Гуда, весь город в лесу, и в церкви никого не будет.
О дальнейшем рассказывают по-разному. Одни говорят, что епископ сел в карету и вернулся в Лондон, произнося мысленно такие слова, какие епископы обычно не произносят. Другие утверждают, что он отправился на городской луг, где горожане, нарядившись в зеленые кафтаны, изображали сцены из жизни Робина Гуда, и присоединился к зрителям.
Что же это была за жизнь? Почему память о ней сохраняют веками? Почему целый город мог много часов подряд вспоминать Робина Гуда и думать только о нем?
Что вам известно о Робине Гуде, кроме тех страниц романа Вальтера Скотта "Айвенго", где он выведен под именем храброго йомена, вольного крестьянина Локсли?
У Робина Гуда два жизнеописания. Одно – очень короткое. Ученые собрали его по крупицам в старинных хрониках. Из этого жизнеописания можно узнать, что Робин Гуд был разорен богатыми недругами и бежал от них в Шервудский лес, глухую и густую чашу, тянувшуюся на много десятков миль. К нему примкнули такие же, как он, беглецы. Он объединил их под своим началом в грозный отряд "лесных братьев" и вскоре стал настоящим властелином Шервудского леса. Робин Гуд и его стрелки числом более ста охотились на запретную королевскую дичь, враждовали с богатыми монастырями, грабили проезжих нормандских рыцарей, помогали преследуемые и беднякам.
За поимку Робина Гуда власти много раз объявляли награду. Но ни один крестьянин, в чью хижину он заходил, ни один из "лесных братьев" не соблазнился этими посулами.
Вот все или почти все, что известно историкам о Робине Гуде.
Второе жизнеописание Робина Гуда куда подробнее. Из него можно узнать, как он впервые столкнулся с королевскими лесничими и чем закончилась эта встреча; как он познакомился с беглым монахом – братом Туком – и Маленьким Джоном, которые стали его помощниками, и о том, как Робин Гуд побеждал па состязаниях из лука, как он враждовал с шерифом Ноттингема, притеснявшим крестьян, как отказался служить королю Ричарду Львиное Сердце.
Где же записано все это и многое другое о Робине Гуде? Не в исторических трудах, а в народных песнях – балладах, как называют их историки литературы.
Их сочиняли по всей Англии на протяжении многих веков. Автором этих песен был народ, а исполнителями – странствующие певцы. Песни о Робине Гуде обрастали разными подробностями, несколько маленьких песен сливались в одну или одна большая распадалась на несколько маленьких... Певцы, которые пели эти баллады, если умели писать, записывали слова песни и за плату давали их списать желающим. А когда в Англии появились первые типографии, песни о Робине Гуде стали печатать. Поначалу это были отдельные листы с оттисками песен. Их охотно раскупали жители городов и деревень, которые раз в год, летом, праздновали день Робина Гуда.
Вот в этих-то песнях постепенно и сложилось второе жизнеописание Робина Гуда. В нем он такой, каким его представлял себе народ. Если старинная латинская хроника утверждает, что Робин Гуд был дворянином, то народная песня решительно называет его сыном крестьянина. Простые люди Англии легендарную биографию Робина Гуда стали считать его настоящим жизнеописанием. В течение многих десятилетий и даже веков всему, что рассказывали о Робине Гуде в песнях, англичане верили как непреложному историческому факту.
Этому есть любопытное свидетельство. В одной из самых старых баллад рассказывается, как Робин Гуд пятнадцатилетним юношей отправился в город Ноттингем на состязание стрелков из лука. На полпути его остановили королевские лесничие и стали издеваться над ним. "Неужели этот мальчишка, который едва может согнуть собственный лук, осмелится появиться перед лицом короля на состязаниях!" – восклицали они. Робин Гуд побился с ними об заклад, что он на сто футов попадет в цель, и выиграл это пари. Но королевские лесничие не только не заплатили ему выигрыша, а пригрозили, что поколотят его, если он осмелится показаться на состязаниях.
Тогда Робин Гуд, как с восторгом сообщает баллада, перестрелял из своего лука всех насмешников. Народ не любил королевских лесничих, которые не давали бедняку ни собрать в лесу хворост, ни тем более поохотиться на лесную дичь или поудить рыбу в лесных ручьях и реках. Не любя королевских лесничих, народные певцы с восторгом распевали эту балладу.
И вот в апреле 1796 года, то есть спустя пять столетий после того, как жил Робин Гуд, в одном из английских журналов появилось сообщение. Вот оно: "Когда несколько дней назад рабочие копали землю в саду в местечке Кокслейн неподалеку от Ноттингема, они наткнулись на шесть человеческих скелетов, которые лежали вплотную друг к другу, аккуратным рядом. Предполагают, что это часть тех пятнадцати лесничих, которых убил в свое время Робин Гуд".
Можно представить себе, как издатель журнала спросил у автора заметки: "А вы уверены, что это те самые скелеты?". И автор ответил, как отвечают журналисты всех времен: "Ну, что же, впишем для осторожности слово "предполагают". Но ни автору, ни издателю не пришло в голову усомниться, что Робин Гуд действительно сражался с королевскими лесничими по дороге в славный город Ноттингем: ведь об этом поется в балладах!
Почему Робин Гуд стал любимым героем народных песен? Чтобы ответить на этот вопрос, придется, пожалуй, напомнить вам то, что вы учили на уроках истории: в 1066 году Англию захватили норманны с Вильгельмом Завоевателем во главе. У коренного населения Англии – саксов – они отнимали землю, дома и имущество, огнем и мечом навязывали им свои законы. Старинный историк называет Робина Гуда одним из тех, у кого отняли землю.
Вражда между старыми и новыми властителями сохранялась и два века спустя. Помните, какое место занимает в книге Вальтера Скотта "Айвенго" вражда саксонских и нормандских дворян? Однако саксонские дворяне скоро примирились с завоевателями. Но песни о Робине Гуде не забылись. Их распевали в отрядах крестьян, восставших под предводительством Уотта Тайлера. Народ сердцем чувствовал: борьба Робина Гуда, прославленная в песнях, – это не только борьба саксов против норманнов, но вообще борьба народа против угнетателей.
Я перелистываю старинную книгу, в которой собраны одна за другой баллады о Робине Гуде. Вот баллада про то, как Робин Гуд сражался с другим своим злейшим врагом – рыцарем Гаем Гайсбурном и как, победив его и переодевшись в его одеяние, – а надобно вам знать, что Гай Гайсбурн всегда носил поверх лат выделанную конскую шкуру, – он снова перехитрил ноттингемского шерифа. Вот баллада "Робин Гуд и епископ", в которой рассказывается, как выместил на епископе Робин Гуд свей гнев против церкви. Вот баллада про то, как Робин Гуд спас трех сыновей бедной вдовы, – и в каждой из этих баллад он всегда один и тот же: смелый в бою, верный в дружбе, шутник, весельчак, насмешник, не стареющий народный герой.
Я рассказал вам о Робине Гуде, каким его изображали народные баллады, и теперь вы сами сможете заметить, в чем изменил Вальтер Скотт этот образ, когда вывел его в "Айвенго".
У Вальтера Скотта йомен Локсли, имя, под которым выведен в романе Робин Год, становится верным помощником Ричарда. Робин Гуд, каким воспел его народ, отказался служить королю Ричарду Львиное Сердце.
Народ помнит Робина Гуда именно таким, каким он воспет в старинных народных песнях. И в этом и есть бессмертие Робина Гуда.

Рисунки П. Бунина.

Своим именем Робин Гуд обязан вовсе не английскому слову "good", то есть "хороший", как обычно считают российские читатели. Наиболее распространено мнение, что свое прозвище он получил от "hood", то есть, капюшон или другой головной убор. Робин Гуд – Робин в капюшоне.


Персонаж английского фольклора, умелый лучник и воин из Шервудского леса (Sherwood Forest), который грабит богатых и раздает свою добычу бедным. Любопытно, что эта черта не была частью оригинального персонажа баллад и появилась лишь в 19-м веке. Неизвестно был ли у легенды о благородном разбойнике реальный прототип или основой для нее послужили только средневековые баллады и сказания, но за прошедшие века Робин Гуд стал одним из самых популярных элементов английской культуры, и история о нем прекрасно чувствует себя в век кино и телевидения.

Своим именем Робин Гуд обязан вовсе не английскому слову "good", то есть "хороший", как обычно считают российские читатели. Наиболее распространено мнение, что свое прозвище он получил от "hood", то есть, капюшон или другой головной убор. Робин Гуд – Робин в капюшоне. Попытки связать это имя с действительно существовавшим человеком ни к чему не привели, в частности потому, что Роберт (Robert) на протяжении последних десяти веков было одним из самых популярных имен в Англии, а Робин – едва ли не самой популярной уменьшительно-ласкательной его версией. Неудивительно, что в средневековых записях нашлось немало народу по имени Роберт или Робин Гуд, и часть из них и правда была преступниками – но не настолько известными и значительными, чтобы поспособствовать рождению легенды.

Робина Гуда сопровождает отряд верных соратников, все вместе они живут в Шервудском лесу в Ноттингемшире (Nottinghamshire), где, в основном, происходит действие первых баллад о Робине и современных кино- и телефильмов. В самых ранних источниках он был ушедшим в леса йоменом, свободным крестьянином, но позже часто изображался аристократом-изгнанником, несправедливо лишенным своих владений из-за козней бессовестного шерифа. Лесного лучника часто называют Робином из Локсли (Loxley) – считается, что он родился в этой деревне близ Шеффилда (Sheffield), но эта версия датируется концом 16-го века, тогда как существуют и более ранние версии места его рождения, например, деревенька Скелоу в Южном Йоркшире (Skellow, South Yorkshire), которую связывают с именем Робина Гуда с 1422 года.

Первая ссылка на стихи о Робине Гуде датируется концом 14-го века, но сами баллады были записаны только в 15-м и 16-м веках, и уже в них Робин Гуд обладает всеми своими основными чертами – он происходит из простолюдинов, поклоняется Богородице, пользуется повышенным вниманием у женщин, он умелый лучник, терпеть не может церковников и враждует с Ноттингемским шерифом (Sheriff of Nottingham). В отряде Робина уже появились Маленький Джон (Little John), Уилл Скарлет (Will Scarlet) и Мач, сын мельника (Much the Miller"s Son), но еще нет упоминания о деве Мэриан (Maid Marian) и веселом монахе брате Туке (Friar Tuck) – они возникнут чуть позже. В популярной культуре Робин Гуд считается современником и сторонником короля Ричарда Львиное Сердце (Richard the Lionheart), то есть живет в Англии (England) 12-го века.

Интересно, что первые баллады дают читателям несколько деталей, чтобы определить время действия, таких как король Эдуард (Edward), например, но баллады, конечно, не могут считаться в таких делах надежным историческим источником. Тем более, что королей с таким именем было несколько - король Эдуард I вступил на престол в 1272 году, а Эдуард III скончался в 1377 году. С 16-го века Робин Гуд "становится" дворянином, как правило, его считают графом Хантингтоном (Earl of Huntingdon), и эта версия пользуется большой популярностью до сих пор.

В любом случае, Робин Гуд – образец для любого благородного разбойника. Он собирает дань с богатых торговцев, рыцарей или высокопоставленных церковников, которым не посчастливилось встретиться с ним в Шервудском лесу, предлагая им отобедать сочной олениной, добытой, само собой, браконьерством. Правда, платой за такой обед обычно служит кошелек "гостя". Существуют и исключения из правил – в одной из баллад Робин Гуд приглашает на обед рыцаря, намереваясь обчистить его до нитки, но узнав, что рыцарь вот-вот лишится своей земли, на которую положил глаз жадный аббат, он дает ему достаточно денег, чтобы заплатить долг аббату.

Робин Гуд молод, высок, хорош собой и очень неглуп, несмотря на свое простое происхождение. Он и его люди обычно одеваются в зеленое, что помогает им прятаться в густых лесных зарослях. У него острый язык, он любит пошутить, и может оказаться вспыльчивым и скорым на расправу. Очень интересно, что в балладах Робин держит своих людей в строгом подчинении, и, признавая его главенство, они встают перед ним на колени как перед своим лордом – в средневековых сказаниях нет и намека на современные идеалы равенства и братства. Историки утверждают, что легенда о Робине Гуде культивировалась, в основном, в среде джентри, мелкого дворянства, и было бы ошибкой видеть в нем воплощение крестьянского восстания. Он не столько бунтует против социальных стандартов средневековья, сколько воплощает их – щедрый, в меру благочестивый и куртуазный, презирающий жадных, изнеженных и неучтивых врагов. Хотя в его отряде "весельчаков" ("Merry Men") больше ста человек, регулярно описываются в балладах только четыре-пять из них, самые ближайшие друзья и соратники Робина.

Самое позднее к началу 15-го века Робин Гуд стал ассоциироваться с майскими праздниками, и примерно тогда же в источниках появилась романтическая привязанность Робина Гуда к деве Мэриан (или Мэрион), которая становится в итоге его подругой жизни. Мэриан тоже изображается то простолюдинкой, то наследницей знатного рода, и в современной культуре считается, что, в конце концов, Робин и Мэриан женятся и покидают лес, возвращаясь к богатой и цивилизованной жизни.

Викторианская эпоха создала собственного Робина Гуда – именно в этот период он становится филантропом, который грабит богатых, чтобы одаривать бедных, - а 20-й век принес свои изменения: от книги к книге, от фильма к фильму Робин Гуд превращался из веселого разбойника в национального героя эпического масштаба, который не только заботится о слабых, но еще и отважно защищает английский трон от недостойных и продажных лордов.