Скончался режиссер алексей балабанов. Алексей Балабанов: «Я умру, а вы останетесь Алексей Балабанов, последнее интервью

Алексей Балабанов – талантливый российский режиссер, ставший одной из знаковых фигур в отечественном кинематографе. Многократный обладатель премии «Ника», в том числе за драму «Про уродов и людей» как лучшую режиссерскую работу и лучший фильм.

Многие работы Алексея Балабанова, такие как «Брат», «Брат 2», «Мне не больно», «Кочегар», «Замок», вошли в классику российского кинематографа нового времени еще при жизни автора. И даже после смерти режиссера не потеряли своей популярности, оставаясь актуальными до сих пор.

Детство и семья

Будущий режиссер появился на свет и вырос в провинциальном Свердловске, ныне город-миллионник Екатеринбург. Здесь прошло детство Алексея, о котором известно крайне мало. Еще со школьных времен он интересовался иностранными языками, мечтая много путешествовать в будущем. Не раздумывая, Алексей поступил в Горьковский институт иностранных языков, где впоследствии получил профессию переводчика.


Умения и навыки, приобретенные в институте, оказались крайне полезны во время службы в армии. В этот период Алексей вместе с ротой военно-десантных войск, к которой был приписан, побывал во многих регионах Африки и Средней Азии. Некоторое время он принимал участие в боевых действиях в Афганистане. Спустя годы именно эти переживания, связанные с военной службой, нашли свое отражение в фильме «Груз 200».


Возможно, именно служба в армии и война научили Алексея Балабанова по-особенному полюбить жизнь. Он неустанно повторял:

«Жизнь – это искусство, искусство – это жизнь».

Вернувшись из армии в конце восьмидесятых годов, Балабанов начал свою карьеру в кинематографе.


В этот период Алексей устраивается на работу в Свердловскую киностудию в качестве помощника режиссера. Но все время быть на вторых ролях Балабанову не очень нравилось, поэтому накопив необходимый опыт, будущий мэтр российского кино поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров, которые окончил в 1990 году.

Режиссерская деятельность

Свой первый фильм Алексей Балабанов снял еще в 1987 году в период работы на Свердловской киностудии. Дебютная картина получила название «Раньше было другое время» и была поставлена в небольшие сроки, например, сценарий режиссер написал за одну ночь.


В 1990 году, ведомый мечтой о режиссерском творчестве, Балабанов переехал в Ленинград. Здесь он берется за создание новых картин, а параллельно с этим начинает работать над организацией собственной кинокомпании, которая была образована спустя два года при помощи друзей и других начинающих режиссеров.


Карьера режиссера складывалась удачно: в период с 1990 по 1995 год Алексей Балабанов поставил несколько новых игровых фильмов, над созданием которых часто работал не только как режиссер, но и как продюсер и сценарист. Наиболее яркими работами в раннем творчестве Балабанова являются ленты «Трофимъ», «Счастливые дни», «Замок». Последние две оказались особенно удачными и были отмечены престижными премиями.


Таким образом, к середине девяностых годов Алексей Балабанов стал довольно известен в кинематографических кругах. Однако настоящая слава пришла к режиссеру только в 1997 году, когда на экраны вышел фильм «Брат», сразу же ставший культовым. В фильме снялись такие звезды, как Виктор Сухоруков и Андрей Краско , а также Сергей Бодров , для которого эта роль стала знаковой в актерской карьере. Многие актеры согласились работать за копейки либо вообще бесплатно, так как бюджет картины был ограничен 100 тысячами долларов. Данная картина принесла своему создателю Гран-при фестиваля «Кинотавр», а также призы фестивалей в Турине, Триесте и Котбусе.

Алексей Балабанов о «Братьях» и Сергее Бодрове

Окрыленный славой, Алексей взялся за реализацию новых проектов. Наиболее успешными работами конца девяностых – начала двухтысячных годов стали лента «Брат 2» – продолжение фильма «Брат». Лента собрала золотой актерский состав: Сергей Бодров, Виктор Сухоруков, Сергей Маковецкий и многие другие. Особенно стоит отметить подбор музыкальных композиций, использованных Балабановым в фильме. Песни групп Би-2 , Сплин , Океан Ельзы и Бутусова стали отражением той эпохи наряду с картинами Алексея.


Балабанов не боялся снимать на провокационные темы, что часто встречалось публикой противоречиво. Фильм «Про уродов и людей», раскрывающий темы сексуальности и уродства человеческого тела, и «Война» о жестоких боевых действиях в Чечне, закрепили за работами режиссера ярлык «чернухи».


Скандальную славу режиссеру принес фильм «Груз 200», споры насчет которого не прекращаются до сих пор. Сюжет фильма описывает историю жестокого насилия и убийства, совершенного в провинции накануне перестройки. Известно, что актеры Евгений Миронов и Сергей Маковецкий отказались от своих ролей после прочтения сценарий. Долгое время «Груз 200» был запрещен к показу на российском телевидении.

Трейлер фильма Алексея Балабанова «Груз 200»

Несмотря на спорные темы своих работ и неоднозначную реакцию критиков, многие из этих лент принесли своему создателю новые престижные номинации и кинопремии, в том числе «Кинотавр» и «Ника».

Личная жизнь Алексея Балабанова

Алексей был дважды женат. Со своей первой супругой Ириной он познакомился в Москве, когда приехал продолжать режиссерское образование на Высших курсах сценаристов и режиссеров. Несмотря на рождение сына Фёдора, спустя два года Алексей и Ирина развелись.


Со второй женой, Надеждой Васильевой, Балабанов познакомился во время съемок фильма “Замок”, где она работала художником по костюмам. В 1994 (по другой информации в 1995) году у них родился сын Пётр.


Последние годы своей жизни режиссер провел в окружении своих близких. Рядом с ним была его жена – Надежда Васильева, а также сыновья.


Несмотря на экономическое образование, старший сын Фёдор интересовался работой своего отца. После его смерти оба сына изъявили желание закончить начатые проекты Алексея при помощи его коллег.

Последние годы и смерть Алексея Балабанова

В 2012 году Алексей Балабанов поставил фильм «Я тоже хочу», в котором под особым ракурсом рассматриваются вопросы жизни и смерти. В фильме режиссер намеренно не снял ни одного профессионального актера, а обратился за помощью к тем, кто прошел войну в Афганистане, а также к бывшим бандитам – по замыслу автора герои должны были играть самих себя.

Алексей Балабанов о фильме «Я тоже хочу»

В кадре также появился сам мэтр (умирающий в финале фильма) и его младший сын Петр. Некоторое время спустя стало известно, что у Алексея Октябриновича обнаружено онкологическое заболевание. Фильм «Я тоже хочу» стал последним в творческой биографии режиссера.


В мае 2013 года режиссер скончался от затяжной болезни. Как говорят его знакомые и друзья, Балабанов знал о приближающейся кончине, а потому старался закончить все проекты.

Неоконченные работы

После смерти Алексея Балабанова друзья и коллеги режиссера изъявили желание взяться за реализацию его незаконченных проектов. На момент смерти в работе находилось сразу три фильма, над которыми Алексей трудился в качестве режиссера и сценариста. Одна из лент должна была посвящена ранним годам жизни Сталина.

Балабанов - гениальный русский режиссер / вДудь

Алексей Октябринович Балабанов. Родился 25 февраля 1959 года в Свердловске (ныне Екатеринбург) - умер 18 мая 2013 года в Сестрорецке (Санкт-Петербург). Советский и российский кинорежиссёр, сценарист, продюсер. Постановщик фильмов «Про уродов и людей», «Брат», «Война», «Груз 200».

В 1976 году окончил среднюю школу в Свердловске.

В 1981 году окончил переводческий факультет Горьковского педагогического института иностранных языков.

В 1981-1983 годах служил офицером в Советской Армии - в 339-м военно-транспортном авиационном полку ВТА ВВС военно-транспортной авиации в Витебске, летал в страны Африки и Азии. Этот опыт нашёл отражение в картине «Груз 200». Участник войны в Афганистане. Незадолго до окончания службы был переведён в Военно-морской флот. С тех пор его излюбленной одеждой была морская тельняшка.

Четыре года работал ассистентом режиссёра на Свердловской киностудии.

В 1990 году окончил режиссёрское отделение Высших курсов сценаристов и режиссёров, экспериментальная мастерская «Авторское кино» Л. Николаева, Б. Галантера.

В 1987 году снял свой первый игровой фильм. Съемки проходили на Урале. Сценарий фильма был написан за одну ночь. Эта малобюджетная картина была снята в ресторане. В фильме играла группа Nautilus Pompilius, с лидером которой режиссёр был знаком. В массовке были заняты посетители заведения. После дебюта в каждом последующем фильме Балабанов снимал непрофессиональных артистов, добиваясь наиболее натурального и убедительного воплощения житейских перипетий своих персонажей посредством художественных образов.

С 1990 года Балабанов жил и работал в Санкт-Петербурге. В 1992 году вместе с продюсером Сергеем Сельяновым он учредил кинокомпанию «СТВ», при помощи которой снял большинство фильмов.

Первые два полнометражных фильма режиссёра «Счастливые дни» (по мотивам Сэмюэля Беккета) и «Замок» (экранизация романа Франца Кафки) отличались запоминающимися визуальными решениями и искусной передачей чувств абсурда и клаустрофобии, заложенных в литературных источниках.

Фильм «Счастливые дни» стал событием кинематографа начала 90-х. Герой фильма - человек без имени и места жительства. Единственное, чем он владеет, - немного денег, калоши и шляпа, которую он никогда не снимает. Этот фильм стал первой большой совместной работой Балабанова и . Актер позже появлялся практически во всех фильмах режиссера, а картинам других придавал "балабановский дух". Сухоруков вспоминал, как на съемках Балабанов заставил его надеть ботинки на полразмера меньше: "Мы снимали зимой на кладбище, я ноги себе отморозил. Говорю ему: "У меня ноги мерзнут..." А он: "Ничего-ничего, потерпи..." Потом оказалось, что это все специально. Ему нужно было, чтобы мои мучения через глаза передавались".

Широкую известность ему принёс фильм «Брат» , вышедший в 1997 году. Картина рассказывает историю молодого человека, ставшего киллером. Фильм стал одной из культовых российских кинокартин 1990-х, а исполнителя главной роли стали называть героем поколения. Из-за неприязни, которую испытывает к иностранцам главный герой «Брата», Балабанова обвиняли в национализме и ксенофобии.

Балабанов говорил, что фильм снимали как любительское кино, почти без бюджета: "Денег не было снимать интеллектуальные фильмы... В то время уже была очень популярна бульварная литература. Я прочел "Антикиллер" Корецкого и решил снять фильм про бандитов - модно было".

Данила Багров - улыбчивый парень в грубом свитере, который точно знает "в чем правда", и вершит справедливость, потому что больше некому, в одночасье стал для зрителей своим. Это заслуга и режиссера, и исполнителя главной роли Сергея Бодрова-младшего. Балабанов не раз признавался, что без Бодрова фильм и герой получился бы другим, неприятным, отталкивающим: "Эту историю я писал специально под Сережу Бодрова - к тому времени я уже видел "Кавказского пленника", где он сыграл одну из главных ролей, немного представлял, какой Сережа в жизни. Какой он? Обаятельный. И совсем не актер... Он просто органично существует в пространстве".

В 2000 году Балабанов снял «Брат 2» - сиквел «Брата», действие которого происходит в Москве и в США. Обвинения в неполиткорректности вызвал и фильм «Война» (2002), местом действия которого стал Северный Кавказ во время Второй чеченской войны. Затем Балабанов, изменив сложившийся почерк, снял два «лёгких» фильма: криминальную комедию «Жмурки» и мелодраму «Мне не больно».

В 1998 году Балабанов поставил фильм «Про уродов и людей» по сценарию, который он написал за пять лет до этого, но не мог реализовать из-за отсутствия финансирования. Несмотря на спорность тематики - фильм рассказывает о производителях порнографии в Российской империи - картина была удостоена премии «Ника» за лучший фильм.

В этой стилизованной черно-белой драме режиссер показывает крайности человеческого уродства, физического и морального, которое, конечно, еще ужаснее. Конец XIX–начало XX века, главный герой - фотограф Иоганн, владелец студии, в подвальном помещении которой снимают порнографическое фото. В первоначальном варианте фильм назывался «Ехать никак нельзя», потом «Уроды и люди», а для Балабанова он стал логическим продолжением короткометражки «Трофимъ» о крестьянине, убившем собственного брата. Главные роли в обеих лентах сыграл .

Балабанов говорил: "Герой Сергея Маковецкого не есть воплощение зла. Он делает свое дело с увлечением и растлевает, не осознавая этого. В результате он сам оказывается жертвой". "У каждого режиссера есть только один хороший фильм. Мне «Про уродов и людей» нравится", - отмечал Алексей Балабанов.

В 2005-м на экраны вышла криминальная комедия в стиле нуар «Жмурки» , в которой главные роли сыграли и . Начало 90-х годов ХХ века. Эпоха "стрелок", малиновых пиджаков, кровавых разборок, нарядов от Версаче и шестисотых мерсов. Если «Бумер» расставался с ней на полном серьезе, то «Жмурки» прощаются смеясь. Сюжет фильма крутится вокруг чемоданчика с героином. Саймон и Сергей либо вернут его Михалычу - главному местному авторитету, который контролирует незаконные перемещения наркотиков, либо распрощаются с жизнью. Два молодых беспредельщика знают только один способ конкурентной борьбы - выстрел в голову.

Алексей Балабанов с Дмитрием Дюжевым и Алексеем Паниным

В 2007 году на экраны вышел фильм «Груз 200» , в котором автором была натуралистично показана изнанка поздней советской действительности времён афганской войны, страшная и жестокая сторона человеческой натуры, сценарий вызвал отказ ряда известных актёров сниматься в картине и расколол российское киносообщество. Во многих городах России лента была снята с проката. Публика тоже реагировала неоднозначно, что неудивительно, показанная в фильме история вряд ли может вызвать какие-то чувства, кроме отвращения.

Балабанов о фильме «Груз 200» говорил: "Это же очень спорная с точки зрения нравственности картина... Да, это все на самом деле было. А очень многие детали я почерпнул из личного опыта. 1984-й год для меня лично был временем расцвета. Я был молодым, только из армии пришел. Но именно тогда я и мое поколение в целом почувствовали, что все скоро рухнет. Вот этот момент я и хотел передать на экране - момент распада страны, духовного распада конкретных людей, таких вот, как главный герой, этот милиционер. Получилось жестко, но и время было таким".

В последней своей картине 2012 года «Я тоже хочу» режиссёр осмысливает проблему ухода человека из жизни. Балабанов появляется в кадрах фильма в эпизодической роли. По сюжету музыкант, бандит, приятель бандита со стариком отцом и проститутка едут по России в поисках Колокольни Счастья, которая есть где-то под Питером. Но Колокольня принимает не всех. Оказавшись на месте герои видят сотни трупов так и не добравшихся до счастья людей и "режиссера, члена европейской академии".

Всего Балабанов снял 14 игровых фильмов, не считая любительских и документальных. Фильмы режиссера всегда вызывали противоречивые оценки, кто-то хвалил его за то, что он чувствовал время, кто-то, напротив, ругал за чрезмерное насилие и "чернуху". Но равнодушным его работы не оставляли никого. Балабанов как-то сказал: "Я не знаю, хороший я человек или плохой. Не мне судить. Умру - узнаю".

Балабанов выступил режиссёром нескольких видеоклипов. Снял 3 клипа группы «Наутилус Помпилиус»: 1988 - «Взгляд с экрана», 1992 - «Чистый бес», 1997 - «Во время дождя» (саундтрек к фильму «Брат»). В 1989-м - клип группы «Настя» («Стратосфера»). В 2000-м совместно с режиссёром Валерием Макущенко клип группы «Би-2» - «Полковнику никто не пишет» (саундтрек к фильму «Брат 2»).

Смерть Алексея Балабанова

Умер 18 мая 2013 года около 16 часов дня, работая над очередным сценарием в санатории «Дюны» в городе Сестрорецке (Курортный район Петербурга) от сердечного приступа. Он умер дома, на руках у родных - упал в обморок и больше не пришел в сознание. Режиссер был тяжело болен и свой последний фильм «Я тоже хочу» сам называл прощанием. И тем не менее не хотел останавливаться, продолжал работать.

Гражданская панихида на «Ленфильме» по воле режиссёра не проводилась. Отпевание прошло 21 мая в Князь-Владимирском соборе, похороны состоялись в тот же день на Смоленском кладбище.

Смерть режиссера остановила реализацию и завершение ряда проектов. В 2003 году Балабанов начал снимать фильм «Американец», съёмочный период которого был запланирован на ноябрь-декабрь. Это история про разорившегося американца, приехавшего в Россию в попытке вернуть свои деньги. Главные роли в фильме должны были сыграть Майкл Бин и Алексей Чадов. Также, одну из ключевых фигур должен был исполнить музыкант Сергей Шнуров, который вместе с группой «Ленинград» был указан в сценарии. Большинство эпизодов фильма было отснято в Иркутске, но в Норильске Майкл Бин ушёл в запой и сорвал съёмки. Работу над фильмом пришлось прекратить. На судебное разбирательство конфликта Балабанов ездил в Лос-Анджелес. В дальнейшем Балабанов в своих интервью говорил, что доснимать этот фильм не собирается, так как перегорел, и дважды в одну реку входить не привык. Но в 2013 году он всё же решил снова взяться за этот фильм и для этого решил переписать сценарий под чернокожего боксёра , но этот проект он не успел завершить.

В планах Балабанова был фильм по собственному сценарию о молодости . Фильм должен был повествовать о бандитской юности Сталина. Для этого Балабанов собирал о нём факты, неизвестные широкой общественности.

Балабанов работал над фильмом, который должен был называться «Мой брат умер», но не успел закончить его сценарий. Олег Гаркуша и Рената Литвинова были кандидатами на роли в данной картине.

Личная жизнь Алексея Балабанова:

Дважды был женат.

Первая жена - Ирина. В браке родился сын Фёдор (1989 г.р.), стал экономистом.

Вторая жена - Надежда Васильева, художник по костюмам «Ленфильма». Их познакомил в коридоре «Ленфильма» продюсер фильма «Счастливые дни». Вдова режиссера вспоминала: "Леша сказал мне: «Давайте работать вместе». Потом мы разговорились, и он заявил, что ему очень нравится, что я в юбке, а не в брюках. С этого все началось".

О своем супруге Надежда рассказывала: "Леша был всегда неполиткорректен, но я за это в него и влюбилась, с первого взгляда! Ему было плевать, если скажут, что надо обязательно прийти в белой рубашке и галстуке, – муж надевал тельняшку. Его особенность: Леша никогда никуда не опаздывал. Если говорил, что придет в 5.37, то ровно во столько и приходил. И считал это очень важным качеством для мужчины. Часто повторял: «Главное – не балаболить»... А еще Леша считал, что плохое всегда побеждает хорошее, что и продемонстрировал в своем фильме «Про уродов и людей»: по сюжету там новые и сильные герои победили хороших и слабых".

В браке в 1995 году родился сын Пётр.

Фильмография Алексея Балабанова:

1995 - Прибытие поезда (киноальманах) - помощник режиссера
2000 - Как снимался Брат-2 (документальный)
2010 - Ингеборга Дапкунайте. Без комплексов и вредных привычек (документальный)
2011 - Где ты, брат? (документальный)
2012 - Я тоже хочу - режиссер
2013 - Андрей Панин. Всадник по имени Жизнь (документальный)

Режиссерские работы Алексея Балабанова:



1989 - О воздушном летании в России (документальный)

1991 - Счастливые дни
1994 - Замок

1997 - Брат
1998 - Про уродов и людей
2000 - Брат-2

2002 - Война

2005 - Жмурки
2006 - Мне не больно
2007 - Груз 200
2008 - Морфий
2010 - Кочегар
2012 - Я тоже хочу

Продюсерские работы Алексея Балабанова:

1995 - Откровения незнакомцу (Confidences a un inconnu)

Сценарии Алексея Балабанова:

1987 - Раньше было другое время (короткометражный)
1988 - У меня нет друга (короткометражный)
1989 - Настя и Егор (документальный)
1991 - Счастливые дни
1994 - Замок
1995 - Прибытие поезда (киноальманах)
1997 - Брат
1998 - Про уродов и людей
2000 - Брат-2
2002 - Река (короткометражный)
2002 - Война
2003 - Американец (не был завершен)
2005 - Жмурки
2006 - Мне не больно
2007 - Груз 200
2010 - Кочегар
2012 - Я тоже хочу

Призы и награды Алексея Балабанова:

За фильм «Счастливые дни»:

1991 - Приз «Грёзы Парижа» на кинофестивале в Заречном;
1991 - Приз жюри критиков «За создание целостного кинематографического мира и бескомпромиссное следование изначальному авторскому выбору» на кинофестивале в Заречном;
1992 - Приз за лучший полнометражный фильм на кинофестивале «Дебют» в Москве

За фильм «Замок»:

1994 - Приз жюри киноклубов на кинофестивале «Кинотавр» в Сочи;
1995 - Специальный приз жюри на кинофестивале «Литература и кино» в Гатчине;
1995 - Премия им. Г. Козинцева на конкурсе профессиональных премий киностудии «Ленфильм»;
1995 - Приз «Золотой гвоздь» в номинации «Киноманифест» Международного кинофестиваля молодого кино «Кинофорум» (Суздаль)

За фильм «Прибытие поезда»:

1995 - За лучший фильм года - приз кинопрессы;
1996 - Приз «Кентавр» Международного кинофестиваля «Послание к Человеку» в Санкт-Петербурге;
1996 - Приз FIPRESCI на кинофестивале «Кинотавр» в Сочи;
1996 - Приз Гильдии киноведов и кинокритиков на кинофестивале «Кинотавр» в Сочи

За фильм «Брат»:

1997 - Специальный приз жюри Международного кинофестиваля в Котбусе;
1997 - Приз FIPRESCI Международного кинофестиваля в Котбусе;
1997 - Гран-при «Золотая медаль» Международного кинофестиваля в Триесте;
1997 - Специальный приз жюри Международного кинофестиваля молодого кино в Турине;
1997 - Приз FIPRESCI Международного кинофестиваля молодого кино в Турине;
1997 - Гран-при кинофестиваля «Кинотавр» в Сочи

За фильм «Про уродов и людей»:

1998 - Гран-при «Фестиваль фестивалей» в Санкт-Петербурге;
1998 - Специальный приз жюри «За режиссёрский профессионализм и цельное стилевое решение» на кинофестивале «Кинотавр» в Сочи;
1998 - Гран-при - премия «Золотой Овен»;
1998 - За лучший игровой фильм - премия «Ника»;
2007 - Главный приз «Золотая роза» на кинофестивале «Кинотавр» в Сочи

За фильм «Груз 200»:

2007 - Премия Российской гильдии кинокритиков на кинофестивале «Кинотавр»

За фильм «Кочегар»:

2010 - Приз «Сталкер» за лучший игровой фильм на Международном Фестивале фильмов о правах человека «Сталкер»

За фильм «Я тоже хочу»:

2012 - Приз «Лучший режиссёр» на Санкт-Петербургском международном кинофестивале



Биография и эпизоды жизни Алексея Балабанова . Когда родился и умер Балабанов, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты режиссера, фото и видео .

Годы жизни Алексея Балабанова:

родился 25 февраля 1959, умер 18 мая 2013

Эпитафия

Как рано ты ушел, родной,
Оставив нам печаль и боль.

Биография

Ни один его фильм не оставался незамеченным зрителями - таким самобытным и ярким режиссером был Алексей Балабанов. Биография Алексея Балабанова - это яркий, но, увы, короткий творческий путь человека, любящего свою профессию и болеющего ей.
Биография Балабанова берет свои корни в Екатеринбурге, где родился режиссер. Позже он закончил Нижегородский институт, потом проходил срочную службу и даже участвовал в военных действиях в Афганистане, что позже нашло отражение в его творчестве. Какое-то время Алексей работал ассистентом режиссера, но после того, как в 1991 году он закончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров, Балабанов начал снимать собственное кино. Всероссийскую известность ему принес фильм «Брат» в 1997 году. Помимо популярности режиссер Балабанов обрел и настоящего друга, актера Сергея Бодрова. С его участием режиссер снял продолжение «Брата», а также фильм «Война». Гибель Бодрова для Балабанова стала сильной человеческой потерей, он с трудом находил в себе силы жить дальше. После его смерти Балабановым в память о друге был снят фильм «Морфий», сценарий к которому написал Сергей. Другими яркими работами Балабанова стали криминальная картина «Жмурки», мелодрама «Мне не больно», фильм о жестокой и калечащей судьбы людей войне «Груз 200». Впрочем, другого кино в своей жизни Балабанов просто не снимал - каждая его работа всегда с интересом воспринималась зрителями, коллегами и критиками.
Смерть Алексея Балабанова стала трагедией для его поклонников и коллег - режиссер ушел из жизни в 54 года. Причиной смерти Балабанова стало онкологическое заболевание, с которым режиссер боролся несколько месяцев. Последние недели своей жизни он нередко говорил о своей скорой смерти. Похороны Балабанова состоялись 21 мая 2013 года после отпевания тела в Князь-Владимирском соборе. Могила Балабанова находится на Смоленском кладбище .

Линия жизни

25 февраля 1959 г. Дата рождения Алексея Октябриновича Балабанова.
1981-1983 гг. Срочная служба в армии.
1985 г. Первый игровой фильм Балабанова.
1990 г. Окончание Высших курсов сценаристов и режиссеров.
1992 г. Учреждение Балабановым компании «СТВ».
1997 г. Выход фильма «Брат».
2000 г. Выход фильма «Брат-2».
2012 г. Выход фильма «Я тоже хочу».
18 мая 2013 г. Дата смерти Алексея Балабанова.
21 мая 2013 г. Отпевание Балабанова в Князь-Владимирском соборе, похороны Балабанова.

Памятные места

1. Нижегородский государственный лингвистический университет имени Добролюбова (бывший Горьковский педагогический институт иностранных языков), где Балабанов закончил переводческий факультет.
2. Свердловская киностудия, где Балабанов проработал четыре года (Екатеринбург).
3. Высшие курсы сценаристов и режиссеров, которые закончил Балабанов.
4. Князь-Владимирский собор в Санкт-Петербурге, где проходило отпевание Балабанова.
5. Смоленское кладбище в Санкт-Петербурге , где похоронен Балабанов.

Эпизоды жизни

В последней своей картине «Я тоже хочу» Балабанов осмысливал проблему смерти. Он также появился в картине в эпизодической роли. По трагической иронии судьбы он играл режиссера, который умирает в последней сцене фильма. В этом же году, когда вышел фильм, у режиссера был обнаружен рак. Последними словами его героя в последнем фильме были: «А я счастья хочу…».

В одном из интервью Балабанова спросили, где бы он хотел оказаться в другой жизни? Режиссер ответил, что в раю. «Но ведь там может быть скучно, безмятежно?» - спросила журналистка. На что Балабанов ответил: «Не знаю - скучно в раю или нет. Я папу хочу увидеть. Вы свинку морскую любили, а я - папу любил. И ради папы я готов поскучать в раю».

Завет

«Я не знаю, хороший я человек или плохой. Не мне судить. Умру - узнаю».

Передача «Взгляд» с Алексеем Балабановым и Вячеславом Бутусовым

Соболезнования

«Алексей Балабанов был настолько искренним режиссером, что многие его фильмы казались документальными свидетельствами сегодняшнего дня. Герои фильмов Балабанова всегда искали правду, счастье и часто уходили в неизвестность, в которой режиссер продолжал искать ответы на многие-многие вопросы. Мы потеряли уникального человека и режиссера».
Сергей Митрохин, политик, депутат партии «Яблоко»
«Фильмы Алексея Балабанова - коллективный портрет страны в самые драматические периоды ее истории. Мне нравились его работы. Уход талантливого режиссера - большая потеря для близких и поклонников. Соболезную».
Дмитрий Медведев, премьер-министр РФ
«Это был странный, неудобный, но с потрясающей внутренней, стержневой структурой человек. Потрясающий кинематографист. Он чувствовал и знал кино. Совершенно не показной, в нем не было ничего такого «режиссерского», он был абсолютно погружен в то, что делал. Я считаю, что Балабанов - это целая планета, которая будет существовать столько, сколько просуществует кинематограф. Думаю, что много-много людей, которые не знали его фамилию, но знали картину «Брат», тяжело вздохнут, узнав, что его больше нет».
Никита Михалков, режиссер, актер
«Ушел из жизни один из самых крупных представителей отечественного кино последних десятилетий. Он создал фильмы, в которых ярко и образно отразилась сложная и противоречивая судьба наших современников. Его кинокартины любимы россиянами. Они не оставляют никого равнодушными».
Георгий Полтавченко, губернатор Санкт-Петербурга

Image caption Алексей Балабанов умер на 55-м году жизни

Сообщается, что у создателя культовых фильмов "Брат", "Брат-2", "Жмурки", "Про уродов и людей", "Груз 200" и других картин "случился приступ". Что он умер под Петербургом.

Он упал в обморок. Родные, как пишет газета "Коммерсантъ", попытались оказать ему помощь, но безуспешно. Алексей Балабанов умер, не приходя в сознание.

Продюсер Сергей Сельянов сообщил агентству РИА-Новости, что "Алексей скоропостижно скончался сегодня в санатории, где он писал сценарий. Никто в это не верит".

Как сказала Русской службе Би-би-си известный российский кинокритик Ольга Шервуд: "Не стало одного из настоящих, редчайших режиссеров. Это факт, который нельзя подвергать сомнению. Таких в кинематографе единицы".

"Уже час сижу над статьей о нем для своей газеты, и ничего не могу написать. Все в шоке", - говорит Шервуд.

"Хочу в рай…"

Последнее интервью Алексей Балабанов дал накануне, в пятницу, корреспонденту газеты "Вечерняя Москва".

В нем, как отмечают журналисты этой газеты, многие слова оказались пророческими.

В частности, режиссер говорил о своей вере в Бога, и о том, что он "готов поскучать в раю, чтобы увидеть там папу".

Последняя картина режиссера "Я тоже хочу" вышла в 2012 году. Алексей Балабанов снялся в ней в эпизодической роли, его герой по ходу фильма умирает.

"Скорее всего, больше не будет фильмов Алексея Балабанова, - говорится в его предсмертном интервью "Вечерней Москве". - Почему-то у меня такое предчувствие. Хотя я написал сценарий нового фильма, и он, на мой взгляд, неплохой. Только о чем, - не скажу".

"Он боролся со смертью"

По словам известного кинокритика Михаила Трофименкова, который хорошо знал режиссера, последнее время здоровье Алексея Балабанова было сильно подорвано. Он снимал свои последние фильмы, будучи тяжело больным.

"Фильмами он боролся со смертью, и не только со своей", - отметил Трофименков в интервью Русской службе Би-би-си.

Media playback is unsupported on your device

По словам критика, Алексей Балабанов стал культовой фигурой для кинематографа России последних 20 лет.

"Российский кинематограф современный боится жизни. Балабанов был тем, кто не боялся эту жизнь транслировать на экран. Транслировать Россию на экран", - считает кинокритик.

В 1981 году окончил переводческий факультет Горьковского педагогического института, затем работал ассистентом режиссера на Свердловской киностудии.

С 1990 года режиссер жил и работал в Петербурге. Фильмы он старался снимать по собственным сценариям. Работу над своей последней картиной "Я тоже хочу" режиссер закончил в 2012 году.

Причина смерти Алексея Балабанова волнует всех его многочисленных поклонников. Режиссер ушел из жизни внезапно для многих практически в расцвете своей карьеры. Он умер в 2013 году в возрасте 54 лет. Причина смерти Алексея Балабанова, фото которого есть в этой статье, еще долго обсуждалась его знакомыми и почитателями таланта. Это один из самых знаменитых современных отечественных мастеров кино, которого прославили ленты "Про уродов и людей", "Брат", "Война".

Биография режиссера

О причине смерти Алексея Балабанова вы узнаете из этой статьи. Режиссер родился в Свердловске в 1959 году.

Интересно, что среди сверстников Балабанов еще с детства выделялся своей тягой к иностранным языкам. Это было связано с желанием много путешествовать в будущем, что и решило с выбором его профессии. Окончил местную школу, поступил в педагогический институт иностранных языков в Горьком.

Проходя службу в армии, побывал в странах Азии и Африки, принял участие в войне в Афганистане. Заканчивал службу в военном-морском флоте, с тех пор морская тельняшка была его любимой одеждой.

Творческую карьеру начал в должности ассистента режиссера на киностудии в Свердловске. Кинообразование получил на Высших курсах сценаристов и режиссеров, которые окончил в 1990 году.

В Свердловске на него большое влияние оказала андеграундная культура, которая в то время стремительно развивалась. Несмотря на то, что город был вдалеке от Москвы и Ленинграда, здесь зародилась собственная школа рок-музыки, из которой вышло множество знаменитых коллективов. Балабанов тесно общался с музыкантами группы "Наутилус Помпилиус", их песни использовал в нескольких своих фильмах.

Балабанов был дважды женат. От первой супруги Ирины у него остался сын Петр. С Надеждой Васильевой, своей второй женой, он познакомился на съемках картины "Замок". Она работала художником по костюмам. В 1994 году на свет появился Петр.

Васильева была рядом с режиссером до самого конца.

Творческий дебют

Его первой картиной стал музыкальный фильм "Раньше было другое время", который был посвящен группе "Наутилус Помпилиус". Балабанов снял его в ресторане, роль массовки исполнили обычные посетители заведения. С тех пор герой нашей статьи в каждом своем фильме снимал непрофессиональных актеров, стремясь к максимальной натуралистичности.

Также в начале своей карьеры Балабанов снял короткометражный фильм "У меня нет друга, или One step beyond", в котором была показана свердловская рок-тусовка, группы "Урфин Джюс", "Настя", "Трек", "Наутилус Помпилиус". А также документально-игровой фильм "Настя и Егор" про Егора Белкина и Настю Полеву.

В 1990 году Балабанов переезжает в Санкт-Петербург.

Работа с полным метром

Его первой полнометражной картиной стала социальная драма "Счастливые дни", которая вышла в 1991 году. Она приняла участие во внеконкурсной программе Каннского фестиваля, была основана на драматических и абсурдных произведениях Сэмюэля Беккета.

В 1994 году вышла экранизация романа Франца Кафки "Замок". Уже в них Балабанову удалось продемонстрировать новаторские кинематографические приемы, создать у зрителя ощущение клаустрофобии и чувство абсурда, заложенные и в литературных источниках.

"Брат"

Первым громким успехом Балабанова стала криминальная драма "Брат", вышедшая в 1997 году. Это история про вернувшегося из армии Данилу Багрова (в исполнении Сергея Бодрова-младшего), который приезжает в родной провинциальный город.

Скучная жизнь не устраивает героя этой ленты, поэтому он отправляется в Санкт-Петербург к своему старшему брату, который, по слухам, за это время стал большим человеком. Когда он его отыскивает, все оказывается не так просто. Его брат работает киллером. Даниле предстоит столкнуться с криминальным миром 90-х, ни на минуту, не забывая о своей принципиальности, обостренном чувстве справедливости. Багров стал героем целого поколения, а Бодров - одним из самых популярных актеров 90-х.

Картина получила Гран-при фестиваля "Кинотавр" и множество других наград.

В 1998 году выходит еще один громкий фильм Балабанова - драма "Про уродов и людей".

Действие этой картины разворачивается в самом начале XX столетия. В центре - две благополучные семьи, а также таинственный владелец фотостудии Иоганн, который в подвале создает собственный фотографический театр Маркиза де Сада.

Иоганн снимает фотографии, которые вызывают похоть, пробуждают в человеке самые низменные чувства. Своей работой он разрушает благополучные семьи, превращая простых людей в уродов, погрязших в пороках. Картина попала в программу Каннского фестиваля, получила премию "Ника" в номинации "Лучший фильм".

"Война"

В 2000 году на экраны вышел сиквел фильма "Брат", имевший серьезный успех. На этот раз действия разворачивались в России и США. Фильм неоднократно обвиняли в неполиткорректности. Таких же подозрений удостоилась и картина "Война", рассказывающая о событиях в Чечне.

В картине повествование ведется от первого лица, историю рассказывает подследственный Иван Ермаков, который дает интервью журналисту. Он рассказывает о событиях в Чечне в 2001 году, когда оказался в плену у командира боевиков на положении домашнего раба. Самого Ивана также используют в качестве специалиста по связи.

Вскоре к чеченскому командиру привозят английского актера с невестой. Боевик отпускает русских, потому что они срочники, а не контрактники, и англичанина, чтобы он привез выкуп за свою невесту. Англичанину не удается за два месяца собрать деньги и найти понимание у властей. Тогда он обращается за помощью к Ивану, вместе они едут освобождать Маргарет и русского офицера Медведева, которые остаются в плену.

В 2007 году герой нашей статьи снял драму "Груз 200", в которой до жути реалистично продемонстрировал изнанку поздней советской действительности. Лента вышла настолько жестокой, что многие известные актеры отказались в ней сниматься, а в ряде российских городов фильм убрали из кинотеатров.

Важной вехой в творчестве Балабанова стала драма "Кочегар" про якутского ветерана войны в Афганистане. Фильм рассказывал о мести, на которую способны даже маленькие люди.

Его последней работой стала картина "Я тоже хочу", в которой режиссер пытался осмыслить суть расставания с жизнью. Возможная причина смерти, биография Алексея Балабанова тогда стали активно обсуждаться.

Многие отмечали, что после съемок этого фильма он во многих интервью начал намекать на свою скорую кончину, утверждая, что эта картина была его последней. Так оно в действительности и получилось.

Смерть мастера

О причине смерти Алексей Балабанова первоначально было мало известно. Трагедия произошла 18 мая 2013 года. В тот момент режиссер трудился над сценарием своего очередного проекта. Он находился в Сестрорецке Ленинградской области, и около 16.00 в санатории "Дюны" скоропостижно скончался. Причиной смерти Алексея Балабанова стал сердечный приступ. Ему было всего 54 года.

По его воле гражданская панихида прошла на "Мосфильме", режиссера отпели, похоронили на Смоленском кладбище. Причина смерти актера Алексея Балабанова еще долго обсуждалась его друзьями и знакомыми.

Поначалу даже были сомнения. Но в результате эксперты назвали точную причину смерти Алексея Балабанова. По словам медиков, он много работал, сердце просто не выдержало таких серьезных нагрузок. Так что официальная причина смерти Алексея Балабанова - острая сердечная недостаточность.

В отчете судмедэкспертов отмечалось, что в последнее время он часто чувствовал себя неважно. В итоге случился роковой сердечный приступ, который и стал причиной смерти режиссера Алексея Балабанова.

Всего за свою карьеру он снял 14 игровых полнометражных фильмов. А также были документальные, короткометражные и любительские проекты.