Сочинение «Мир Отцов в романе Тургенева Отцы и дети. Предметный мир в контексте характеристики героев романа «Отцы и дети Мир отцов и детей

Сочинения по литературе: Образы «Отцов» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Основной конфликт романа И. С. Тургенева "Отцы и дети" заключается в идейном столкновении двух "поколений" русского общества: дворянского и разночинно-демократического. Представителем молодого поколения в романе является разночинец Евгений Базаров, проповедующий нигилизм - учение об отрицании всяких принципов, принятых на веру. Его идейным противником в идеологическом споре являются братья Кирсановы, которые, по мнению самого автора, представляют собой лучшую часть дворянства того времени. С Николаем Петровичем Кирсановым мы встречаемся на первой странице романа.

"Барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах..." - так рисует его автор. Николай Петрович имеет поместье в двести душ, которое он называет "фермой". Помещик из него получился неважный, несмотря на то, что он ведет хозяйство на новый лад и "размежевался с крестьянами". Он- нежный и любящий отец, искренне радуется приезду сына. "В кои-то веки дождался я Аркаши...

Я со вчерашнего дня и насмотреться на него не успел". Во время жизни с сыном в Петербурге отец старается заводить знакомства с молодыми товарищами, но увлечения Аркадия Базаровым и его идеями он не понимает. "Но отвергать поэзию? - подумал он опять. - Не сочувствовать художеству, природе?" Николай Петрович любит помечтать, читает Пушкина, играет на виолончели и восторгается природой - одним словом, живет чувствами. А Базаров высмеивает это: "Удивительное дело... - эти старенькие романтики! Разовьют в себе нервную систему до раздражения...

ну, равновесие и нарушено". У Николая Петровича, в отличие от его брата Павла Петровича, мягкий характер, он многое прощает Базарову и даже защищает его: "Нет, брат, ты этого не говори: Базаров умен и знающ". Павел Петрович является во многом противоположностью своему брату. Он, бывший светский лев, также живет чувствами. Но если Николаю Петровичу любовь дает счастье и смысл жизни, то в судьбе Павла Петровича любовь к княгине Р. сыграла роковую роль. Отличают его от брата и такие качества, как высокомерие, самоуверенность и насмешливость.

Павел Петрович - аристократ до мозга костей. Он всегда безупречно одет и выбрит, надушен великолепным одеколоном. Автор так описывает старшего брата Кирсанова: "...Человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки... На вид ему было лет сорок пять; его красиво остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно привлекательное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной...

" Павел Петрович стоит на славянофильских позициях, но при этом одевается в английский костюм, а при разговоре с мужиками "морщится и нюхает одеколон". В округе его считают гордецом, но уважают за его великолепные манеры. Павел Петрович дразнит "помещиков старого покроя либеральными выходками" и не сближается с представителями молодого поколения. В спорах Базаров легко побеждает Кирсановых, которые не могут дать достойный отпор молодому поколению в лице Базарова, энергичному и знающему человеку, который с иронией относится к "старичкам Кирсановым". Дядю Аркадия он считает "архаичным явлением", а Николая Петровича- "отставным человеком". Взгляды Базарова не выдерживают испытания любовью, он с негодованием чувствует, что отрицаемая им ранее "романтика" берет в нем верх. Герой умирает по глупой случайности, пережив перед этим кризис своего столь прочного прежде мировоззрения. Кто же победил в споре? За кем пойдет Аркадий, молодой представитель дворянства?

Но он выбрал жизнь, подобную жизни отца. Кровные узы оказались сильнее всякого нигилизма. Он женится, хозяйствует в имении, продолжая дело своего отца. Тургенев в романе "Отцы и дети" показал, что дворянство перестает быть передовым классом в обществе. В России нарождается новая сила, имя которой нигилизм.

Но автор в этой силе не видит ничего позитивного, а только одно разрушение и отрицание, которые ни к чему хорошему не ведут. При этом Базаров симпатичен и автору, и читателю своей энергией, трудолюбием, целеустремленностью, преданностью своим убеждениям. В своем романе "Отцы и дети" И. С. Тургенев отобразил общественные процессы в России 59-60-х годы XIX столетия. В это время главным вопросом был вопрос о будущем России, о том, какими должны быть преобразования, чтобы улучшить жизнь народа, ибо все приходили к пониманию необходимости изменить существующие и изживающие себя порядки. По отношению к этому вопросу общество разделилось на два лагеря: революционеров-демократов и либералов в союзе с консерваторами. В романе И.

С. Тургенев представил эти два лагеря как мир "отцов" и "детей". Единственным представителем поколения "детей" является Евгений Базаров, молодой человек, закончивший университет, увлекающийся медициной и естественными науками. К противоположному лагерю относятся братья Кирсановы - Николай Петрович и Павел Петрович, родители Базарова, а также Аркадий Кирсанов, представитель молодого поколения дворянства. Павел Петрович Кирсанов, военный в отставке, бывший светский лев, является антагонистом Базарова, его идейным противником.

Если Евгений - нигилист, то есть человек, не верящий в авторитеты и отвергающий принципы, то Павел Петрович, напротив, не мыслит своей жизни без "принсипов" и авторитетов. "Мы, люди старого века, мы полагаем, что без принсипов... шагу ступить, дохнуть нельзя", - говорит он. Павел Петрович - представитель либерального движения, склоняющийся К консерватизму. Больше всего он преклоняется перед английским аристократизмом. Для него идеал государства - Англия.

Павел Петрович считает себя полезным человеком: он иногда заступается за крестьян перед братом, несколько раз одалживал ему деньги, когда имение стояло на грани разорения. Но Базаров упрекает его в том, что, рассуждая о народе, Павел Петрович не способен действовать, он "сидит сложа руки", а маской неудачливого человека с разбитой судьбой прикрывает свою несостоятельность и бездейственность. Впрочем, Павел Петрович по-своему достойный человек: он любит брата и племянника, уважительно относится к Фенечке, благороден в своих поступках, безукоризненно вежлив. К сожалению, практицизм не является отличительным качеством этого дворянина: видя, что нововведения брата только лишь расстраивают имение, он не может ничего предпринять, чтобы поправить дела. Павел Петрович не соглашается с тем, что "его песенка спета", он убежден в том, что "дети" не правы и что его идеи гораздо правильнее, чем их. Речь Павла Петровича своеобразна.

Он часто употребляет иностранные слова, русские же говорит на французский манер, вместо общепринятых "этим" и "это" говорит "эфтим" и "эфто". Его речь изобилует выражениями типа "считаю своим долгом", "не соблаговолите ли вы..." и т. д.

Брат Павла Петровича, Николай Петрович, дворянин, отец семейства и либерал, также является представителем "отцов". Он либерал и гордится этим. "Кажется, я все делаю, чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завел...; читаю, учусь, стараюсь встать вровень с современными требованиями..." Но все его модные преобразования лишь расстраивают имение. Тургенев показывает картину бедности, отсталости народа: "пруды с худыми плотинами", деревеньки с "до половины разметанными крышами", мужички, "обтерханные, на плохих клячонках"... Подслушав слова Базарова о том, что "его песенка спета", Николай Петрович соглашается с этим, не протестуя.

Он охотно поверил в то, что идеи молодежи более современны и полезны. Николай Петрович прекрасный, заботливый и любящий отец, внимательный брат, чуткий и тактичный человек. То, что в сорокалетнем возрасте он играет на виолончели, читает Пушкина и восхищается природой, не вызывает у нас возмущения и непонимания, как у Базарова, но лишь улыбку умиления. Николай Петрович - человек, созданный для семейного счастья, для тихой жизни в своем имении. Его сын Аркадий, только что закончивший университет, что называется, сын своего отца. Вначале он увлекся идеями Базарова, но, в конце концов, мы видим, что он был лишь временный попутчик молодого нигилиста и в дальнейшем повторит судьбу своего отца.

Итак, на примере образов Кирсановых Тургенев показывает то положение, в котором находилось дворянство пореформенной Руси, их неумение приспособиться к новым условиям, бесплодность их деятельности. Сам Тургенев писал, что он показал "сливки" дворянского общества. Если уж лучшие из дворян не могут выжить в новых условиях, то что же говорить о всех остальных...

По поводу идейного содержания романа «Отцы и дети» Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Сладость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучшие из дворян — и именно потому выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность».

Павел Петрович Кирсанов изображен как барин-аристократ с прекрасными манерами, тщательно следящий за своим внешним видом и исполнением дворянского этикета. Он сын генерала, служил в столице гвардейским офицером, мог сделать блестящую карьеру. Трагическая любовь к пустой светской красавице перевернула его жизнь, он уехал в имение, где живет с братом Николаем Петровичем.

Во взглядах Павла Петровича смешались западничество и славянофильство. В молодости он причислял себя к либералам. Русский народ Кирсанов считает патриархальным. Народ, по его мнению, «чтит предания», «не может жить без веры», но, разговаривая с мужиками, Павел Петрович «морщится и нюхает одеколон». Любовь к народу символизирует для него пепельница в виде крестьянского лаптя, стоящая на столе. Тургенев изображает любующегося собой аристократа, активная жизнь которого в прошлом. Автор уточняет: «Да и был он мертвец».

Появление Базарова, человека противоположных взглядов и устремлений, внесло в тихую, безмятежную жизнь «отцов» беспокойство и раздражение. Базаров презирает ценности дворянского класса, живет по своим законам. Даже лакей Прокофьич, привыкший к привычкам «настоящих господ», возмущен грубыми манерами гостя, которого привез Аркадий. Свой немыслимый балахон с кистями Базаров называет «одежонкой», будучи в гостях, ведет себя вызывающе с хозяевами.

Старший Кирсанов с первого взгляда «всеми силами души своей возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем; он подозревал, что Базаров не уважает его, что он едва ли не презирает его — его, Павла Кирсанова!» Кирсанов убежден, что живет правильно и достоин уважения. Он тепло относится к брату, Фенечке, племяннику Аркадию. Он способен на большое чувство, честен и благороден. После дуэли Кирсанов признает силу характера Базарова и отмечает мужество, с которым тот держался.

Заявления Базарова перечеркивают всю его жизнь. Оказывается, по мнению молодого нигилиста, Павел Петрович — «феодал», «архаическое явление», жизнь его — «пустота и распущенность», его «принсипы» — пустые слова человека, который «сидит сложа руки». В ответ Кирсанов бросается защищать аристократов и дворянство в целом. Он все-таки находит слабое место в жизненной философии Базарова, который предлагает все старое разрушить. Кирсанов совершенно справедливо замечает: «Вы все отрицаете… Да ведь надобно же и строить». Базаров отвечает: «Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить». Так Тургенев определяет суть нигилизма — разрушать, не заботясь о будущем. Базаров формулирует так: «Мы… решили ни за что не приниматься… И ругаться… И это называется нигилизмом».

Павел Петрович поражен кощунственными заявлениями Базарова о бесполезности культуры, искусства, поэзии, веры. Для него, как и для Тургенева, это были святые для разумного человека понятия. В этом Павел Петрович абсолютно прав. Спор двух представителей разных «исторических» типов обнажает внутреннюю пустоту убеждений одного и другого. За их словами ничего не стоит. «Отцы» уже все потеряли, «дети» — ничего позитивного не нашли.

Представителем поколения «отцов» является и Николай Петрович Кирсанов. Он добряк по натуре, спокойный, уравновешенный человек, любитель игры на виолончели. Вокруг него любящие его люди, счастье с Фенечкой и ребенком, хороший сын Аркадий. Но в целом жизнь его проходит в мелких житейских хлопотах. Николай Петрович сопротивляется распаду дворянской системы, пытается обустроить имение, не отстать от жизни, но «песенка его спета», он «человек отставной». Он, как истинный барин, во всех своих начинаниях демонстрирует полную неприспособленность к жизни. К резким заявлениям Базарова он относится с недоумением. Как можно не любить музыку, природу? Николай Петрович в душе сомневается, что Базаров на самом деле не чувствует прелести окружающего мира, склонен терпимо относиться к его заблуждениям.

Аркадий Кирсанов, несмотря на молодость, также по взглядам принадлежит к поколению «отцов». Его захватили бунтарские речи Базарова, он уважает в друге целеустремленность и стойкость, но характер у него добрый, покладистый, он не может быть лидером, только ведомым. Аркадий с молоком матери впитал идеологию и жизненные устои дворянства, ему привычны роскошь, покой и безмятежная жизнь дворянина. Он любит Катеньку Одинцову, счастлив с семьей, его вполне устраивает жизнь помещика. Из попытки подражать Базарову у Аркадия ничего не вышло. Он разочаровывается в идеях нигилизма. Материал с сайта

Самыми трогательными в романе нарисованы старики Базаровы. Они простые, добрые люди, скромные великие труженики. Сына своего обожают, гордятся им, готовы все для него сделать. Отец Базарова — штаб-лекарь, служил во время Отечественной войны 1812 года. Он был знаком с участниками декабрьского восстания, помнит о них, с уважением о них отзывается. Вся жизнь его — созидательный труд. В саду он «сам каждое деревце сажал», с утра он уже с лопатой в руках. Отец Базаров в ущерб себе провел прогрессивные реформы и отдал землю крестьянам, о чем не жалел, а, напротив, гордился этим поступком. Мать Базарова Тургенев описывает с большой симпатией: «настоящая русская дворяночка». Она «с подчиненными обходилась ласково и кротко, ни одного нищего не пропускала без подачки и никогда никого не осуждала, хоть и сплетничала подчас». Базаров очень любит стариков, хоть и не показывает этого. Перед смертью он просит Одинцову позаботиться о стариках, потому что «…таких людей, как они, в нашем большом свете днем с огнем не сыскать». Семья заложила в Базарове истинные нравственные ценности, которые не в силах изменить никакие новые веяния. Тургенев с огромной силой таланта изображает горе родителей, потерявших молодого, полного сил сына. Автор подчеркивает, насколько важна связь между поколениями и как важно ее сохранять.

Мир отцов в романе Тургенева "Отцы и дети" и получил лучший ответ

Ответ от Ёергей Большаков[гуру]
Основной конфликт романа заключается в столкновении двух “поколений” русского общества: дворянского и разночинно-демократического.
Представителем молодого поколения в романе явл-ся разночинец Базаров, проповедующий нигилизм - учение об отрицании всяких принципов, принятых на веру. Его идейным противником в споре явл-ся бр. Кирсановы, к/ые, представляют собой лучшую часть дворянства того времени.
С Николаем Петровичем Кирсановым мы встречаемся на первой странице романа. “Барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах... ” - так рисует его автор. Николай Петрович имеет поместье в 200 душ, к/ое он наз-ет “фермой”.Помещик из него получился плохой, несмотря на то, что он ведет хоз-во на новый лад и “размежевался с крестьянами”. Он - любящий отец, и искренне радуется приезду сына. “В кои-то веки дождался я Аркаши... Я со вчерашнего дня и насмотреться на него не успел”. Во время жизни с сыном в Петербурге отец старается заводить знакомства с молодыми товарищами, но увлечения Аркадия Базаровым и его идеями он не понимает. “Но отвергать поэзию? - подумал он опять. - Не сочувствовать художеству, природе? ”
Николай Петрович любит помечтать, читает Пушкина, играет на виолончели и восторгается природой - одним словом, живет чувствами. А Базаров высмеивает это: “Удивительное дело.. - эти старенькие романтики! Разовьют в себе нервную систему до раздражения.. . ну, равновесие и нарушено”.
У Николая П. , в отличие от его брата Павла П. , мягкий характер, он многое прощает Базарову и даже защищает его: “Нет, брат, ты этого не говори: Базаров умен и знающ”.
Павел П. явл-ся во многом пр/положностью своему брату. Он, бывший светский лев, также живет чувствами. Но если Николаю Петровичу любовь дает счастье и смысл жизни, то в судьбе Павла П. любовь к княгине Р. сыграла роковую роль. Отличают его от брата и такие кач-ва, как высокомерие, наглость, насмешливость.
Павел П. - аристократ до мозга костей. Всегда безупречно одет и выбрит, надушен великолепным одеколоном. Автор так описывает старшего брата Кирсанова:
“...Человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки... На вид ему было лет 45; его красиво остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно привлекательное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной... ”
Павел П. стоит на славянофильских позициях, но при этом одевается в английский костюм, а при разговоре с мужиками “морщится и нюхает одеколон”. В округе его считают гордецом, но уважают за его великолепные манеры. Павел П. дразнит “помещиков старого покроя либеральными выходками” и не сближается с представителями молодого поколения.
В спорах Базаров легко побеждает Кирсановых, которые не могут дать достойный отпор молодому поколению в лице Базарова, энергичному и знающему человеку, к/ый с иронией относится к “старичкам Кирсановым”.Дядю Аркадия он считает “архаичным явлением”, а Николая П. - “отставным человеком”.
Взгляды Базарова не выдерживают испытания любовью, он с негодованием чувствует, что отрицаемая им ранее “романтика” берет в нем верх. Герой умирает по глупой случайности, пережив перед этим кризис своего столь прочного прежде мировоззрения.
Кто же победил в споре? За кем пойдет Аркадий, молодой представитель дворянства?
Но он выбрал жизнь, подобную жизни отца. Кровные узы оказались сильнее всякого нигилизма. Он женится, хозяйствует в имении, продолжая дело своего отца.
Тургенев в романе “Отцы и дети” показал, что дворянство перестает быть передовым классом в обществе. В России нарождается новая сила, имя которой нигилизм. Но автор в этой силе не видит ничего позитивного, а только одно разрушение и отрицание, которые ни к чему хорошему не ведут. При этом Базаров симпатичен и автору, и читателю своей энергией, трудолюбием, целеустремленностью, преданностью своим убеждениям.

Образы «отцов» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

В своем романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев отобразил общественные процессы в России 59-60-х годы XIX столетия. В это время главным вопросом был вопрос о будущем России, о том, какими должны быть преобразования, чтобы улучшить жизнь народа, ибо все приходили к пониманию необходимости изменить существующие и изживающие себя порядки. По отношению к этому вопросу общество разделилось на два лагеря: революционеров-демократов и либералов в союзе с консерваторами.

В романе И. С. Тургенев представил эти два лагеря как мир “отцов” и “детей”. Единственным представителем поколения “детей” является Евгений Базаров, молодой человек, закончивший университет, увлекающийся медициной и естественными науками. К противоположному лагерю относятся братья Кирсановы - Николай Петрович и Павел Петрович, родители Базарова, а также Аркадий Кирсанов, представитель молодого поколения дворянства.

Павел Петрович Кирсанов, военный в отставке, бывший светский лев, является антагонистом Базарова, его идейным противником. Если Евгений - нигилист, то есть человек, не верящий в авторитеты и отвергающий принципы, то Павел Петрович, напротив, не мыслит своей жизни без “принсипов” и авторитетов. “Мы, люди старого века, мы полагаем, что без прин-сипов... шагу ступить, дохнуть нельзя”, - говорит он. Павел Петрович -представитель либерального движения, склоняющийся К консерватизму. Больше всего он преклоняется перед английским аристократизмом. Для него идеал государства - Англия. Павел Петрович считает себя полезным человеком: он иногда заступается за крестьян перед братом, несколько раз одалживал ему деньги, когда имение стояло на грани разорения. Но Базаров упрекает его в том, что, рассуждая о народе, Павел Петрович не способен действовать, он “сидит сложа руки”, а маской неудачливого человека с разбитой судьбой прикрывает свою несостоятельность и бездейственность. Впрочем, Павел Петрович по-своему достойный человек: он любит брата и племянника, уважительно относится к Фенечке, благороден в своих поступках, безукоризненно вежлив. К сожалению, практицизм не является отличительным качеством этого дворянина: видя, что нововведения брата только лишь расстраивают имение, он не может ничего предпринять, чтобы поправить дела. Павел Петрович не соглашается с тем, что “его песенка спета”, он убежден в том, что “дети” не правы и что его идеи гораздо правильнее, чем их. Речь Павла Петровича своеобразна. Он часто употребляет иностранные слова, русские же говорит на французский манер, вместо общепринятых “этим” и “это” говорит “эфтим” и “эфто”. Его речь изобилует выражениями типа “считаю своим долгом”, “не соблаговолите ли вы...” и т. д.

Брат Павла Петровича, Николай Петрович, дворянин, отец семейства и либерал, также является представителем “отцов”. Он либерал и гордится этим. “Кажется, я все делаю, чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завел...; читаю, учусь, стараюсь встать вровень с современными требованиями...” Но все его модные преобразования лишь расстраивают имение. Тургенев показывает картину бедности, отсталости народа: “пруды с худыми плотинами”, деревеньки с “до половины разметанными крышами”, мужички, “обтерханные, на плохих клячонках”... Подслушав слова Базарова о том, что “его песенка спета”, Николай Петрович соглашается с этим, не протестуя. Он охотно поверил в то, что идеи молодежи более современны и полезны. Николай Петрович прекрасный, заботливый и любящий отец, внимательный брат, чуткий и тактичный человек. То, что в сорокалетнем возрасте он играет на виолончели, читает Пушкина и восхищается природой, не вызывает у нас возмущения и непонимания, как у Базарова, но лишь улыбку умиления. Николай Петрович - человек, созданный для семейного счастья, для тихой жизни в своем имении.

Его сын Аркадий, только что закончивший университет, что называется, сын своего отца. Вначале он увлекся идеями Базарова, но, в конце концов, мы видим, что он был лишь временный попутчик молодого нигилиста и в дальнейшем повторит судьбу своего отца.

Итак, на примере образов Кирсановых Тургенев показывает то положение, в котором находилось дворянство пореформенной Руси, их неумение приспособиться к новым условиям, бесплодность их деятельности. Сам Тургенев писал, что он показал “сливки” дворянского общества. Если уж лучшие из дворян не могут выжить в новых условиях, то что же говорить о всех остальных...

Домашнее задание к уроку:

1).Анализ эпизодов. Аспект – уроки отцов.

2). Приготовить свод вопросов конкретно к каждому эпизоду. Продумать пути сопоставления.

Таблица заполняемая по ходу урока:

“Как доказывает Толстой – писатель свою мысль: нет нравственного стержня в родителях – не будет его и в детях”?

Отцы и дети… Тема вечная, охватывающая всю нашу жизнь: социальную, семейную, личную. В ней – все, что происходит с нами. Отношения отцов и детей, пожалуй, способны наиболее полно и всесторонне раскрыть сложный “мир” человеческих связей.

В романе “Война и мир” тема семьи имеет особое значение, но нас с вами сегодня интересует не семья как таковая, а уроки, которые родители преподают своим детям, и всходы, которые эти уроки дают.

Цель нашего урока - проследить, как доказывает Толстой – свою мысль: нет нравственного стержня в родителях - не будет его и в детях.

Для анализа избраны определенные эпизоды в домашнем задании.

По ходу работы в таблицу будут вписываться новые определения, касаемые героев именно в этих эпизодах.

Эпизод №1- “Отъезд Андрея Болконского на войну”

В чем значимость этого эпизода?

В том, что в нем наиболее ярко показаны взаимоотношения в семье Болконских. Становятся понятны нравственные ориентиры и их происхождение, психология и характеры героев.

Этот эпизод поднимает такие вопросы, как:

  • взаимоотношение детей (брата и сестры) между собой.
  • взаимоотношения детей с отцом.
  • нравственные нормы, внутреннее содержание героев.

Главная отличительная черта Болконских?

“Горделивая совесть”

Остановимся на странице, где старший Болконский прощается с сыном.

Какие уроки преподает старший Болконский своим детям? Андрею?

С каким чувством отец отправляет Андрея на войну?

С радостью! Радостью за что?

За то, что сын исполняет долг. Службу (в высоком значении этого слова) за опального отца продолжает сын.

Торопит сына.

Как понимает старший Болконский службу? Что в образе этого героя раскрывает понятие службы?

Служить, а не прислуживать. Но служить не как Ипполит, которому отец выхлопотал должность посла в Вене, и не адъютантом при каком-то, хоть и важном, но незначительном лице, как Берг, Борис Друбецкой, а при самом Кутузове. Хотя, быть адъютантом при ком бы то ни было не в традициях Болконских.

Как соотносятся в понимании старшего Болконского слова “адъютант” и “служба”?

“Скверная должность!” - не скрывает своих антипатий старый князь. Адъютант по его понятиям, это лакей, делающий карьеру, а служба- риск, опасность.

Просит в письме Кутузова употреблять сына в “хороших местах”.

Что значат эти “хорошие места” для старого князя?

Не в адъютантах, а, например на батарее Тушина.

Как должен служить сын по мнению отца?

Не из милости! “Коли хорош будет”. (Кутузов).

“Николая Андреевича Болконского сын из милости служить не будет”.

Ведь не Кутузову в итоге будет служить сын, а России!

Адъютант России!

Что значит четырежды повторенное отцом слово “спасибо”?

Спасибо сыну от отца и генерала, что светскому миру предпочел войну.

Какая борьба происходит в душе старого князя в момент прощания? Детали?

Борьба отца и гражданина с победой последнего.

Пусть лучше больно, чем стыдно.

“Гордость мысли” мешает обоим обнажить всю глубину переживаний.

Задиристая выходка отца многое объясняет в его душевной борьбе? Что?

  1. “Что-то” – это слезы;
  2. Любимый сын.

Докажите что Андрей Болконский безмерно уважает отца и имеет настоятельную потребность общаться с ним?

  1. Восхищение и понимание образованностью отца в политических делах, самообразование.
  2. Просьба забрать к себе сына в случае его смерти.

Такого комплимента он, может быть, за всю свою жизнь не получал. Это не просто высокая оценка человеческих качеств отца, но и сыновья любовь к нему, выраженная, как и все, что делает Андрей, по-мужски сурово и сдержанно.

Что характерно для общения детей Болконских между собой?

  1. Взаимоотношения.
  2. Образок, подаренный Марьей.
  3. Разговор об отце и полное понимание его позиций.
  • Нравственные основы семьи Болконских, по мнению автора, - главная составляющая.
  • Никто из отцов в романе не говорит со своими детьми умнее и лаконичнее князя Николая Андреевича Болконского.
  • Старший Болконский воспитывает своих детей.
  • Болконские – семья, где воспитывают настоящих мужчин, знающих себе цену.
  • Князь Андрей никогда не оказался бы в компании Долохова и не проиграл бы ему в карты просто, наверное, даже не взял бы их в руки.

Анализ эпизода №2 “Проигрыш Николая Ростова”.

Если один отец провожает сына почти на верную смерть и этим гордится, то другой отец – граф Ростов – спасает своего сына от верной смерти.

Вчитаемся в эту страницу.

  • Как ведут себя оба героя этой сцены?
  • Какой урок преподал граф Ростов своему сыну?
  • Детали, слова, жесты!

Отец “по-толстовски” мгновенно угадал за напускной бравадой душевное смятение сына. Надо знать своего Николеньку, чтобы тотчас понять, во что обошлось “честное слово”, которое он дал отцу (не просить денег) и не сдержал.

Он не деньги, а себя проиграл.

Кому проиграл? Почему отец оставляет свой вопрос без ответа?

Догадался, чьей жертвой стал его сын. Его обманули, провели, “наказали”. Над ним поглумился шулер, до этого, кстати, переставший бывать в доме Ростовых.

Что дает эта сцена в понимании “ростовской породы”?

Без укоризны и упрека протянута рука отца сыну. Он не только спасает от позора и беды Николая, но своим великодушием, прощением и пониманием раскрывает подлинный смысл и значение отца, способного родственное наполнить духовным. “Завтра” станет для Николая особенным днем, а может, целой эпохой в его жизни. Теперь, что бы он ни делал, его офицерское, дворянское и сыновнее “честное слово” уже не будет только словом – оно будет осознанным, ответственным поступком.

Потому и тянулись к ним многие, ибо в их семье царила атмосфера доброты и душевности!

Вот он – главный капитал Ростовых.

Анализ эпизода №3 “Сватовство Анатоля”

В то время, как отец – Болконский проводил на войну сына и гордился этим, другой отец – князь Василий Курагин – стремился как можно дальше упрятать своего сына от войны.

С какими мыслями явится Анатоль к Болконским?

  1. Женитьба.
  2. Повеселиться, ожидание чудачеств от князя Болконского.

Как проявился князь Василий как отец?

Такой же безнравственный, как и всегда (сын служит неизвестно где, лишь бы где-то в теплом месте.)

Чему учит сына? Как себя вести?

Будь почтителен. От этого многое зависит.

Почему старший Болконский требователен к дочери до деспотизма?

Ключ к разгадке в словах: “А чтобы ты была похожа на наших глупых барышень, не хочу”.

Источник людских пороков – праздность и суеверие. Нужны ум и деятельность. Потому и учит Марью математике.

Некрасивая – значит должна быть умной. “Кто ее из любви возьмет?”.

Какие детали подтверждают ум и прозорливость князя?

(Анатоль и Бурьен, взгляды, жесты).

Что важно князю в женихе для дочери?

Чтобы он был ее достоин.

В каких сценах с особой силой проявится чувство отцовства в старшем Болконском?

Невозможность разлучиться с дочерью толкает его на отчаянные поступки, злобные, желчные, “…нечего уродовать себя – и так дурна”.

Сватовством Курагиных он оскорблен “за свою дочь”, потому что любит ее больше себя.

Какие качества демонстрирует Марья?

  • Мечтает о любви, ничего дурного даже не подозревает.
  • Ей не свойственно это.
  • Не видит ничего странного в поведении Анатоля и Бурьен, думает, что это от любви к ней.
  • Готова простить Бурьен за низость.
  • Главное в Марье – “лучистые глаза”. Достоинство – основная черта ее характера.

Жизненная цель?

“Призвание – быть счастливою счастьем любви и самопожертвования. Думать о чести и достоинстве дома Болконских.

Духовная Марья могла родиться только в семье князя Болконских.

Отец понимает, как богат духовный мир его дочери, знает, какой красивой она могла быть в минуты душевного волнения. Поэтому так мучителен для него приезд и сватовство Курагиных, этой “подлой, бессердечной породы”.

Как переживают Курагины позор сватовства?

Легко “С веселой улыбкой Анатоль поклонился княжне Марье, как бы приглашая ее посмеяться над этой шуткой”.

Неловкая дурнушка Марья превзошла развязного и самоуверенного светского ловеласа, дала ему хороший урок. Предпочла остаться дочерью князя Болконского, а не женой Анатоля Курагина.

Анализ эпизода №4 “Именины Элен”.

Продолжит тему заботы о своих детях князя Василия эпизод, в котором он “женит” свою дочь на безуховских миллионах. Эта тихая “домашняя” страница романа играет важную роль.

Почему домашний мир Курагиных почти отсутствует в романе?

По причине их бездуховности. Приемы, ужины, встречи князь Василий устраивает только по деловым соображениям. Из выгоды.

Какое впечатление производит внутреннее убранство дома Курагиных?

Блеск, сияние. Все притворно.(Анализ интерьера)

Чем так озабочен князь Василий? Детали?

“Нынче все решится”. Не выпустить Пьера из рук.

Как меняется поведение князя Василия в зависимости от обстоятельств?

Улыбается, строго-вопросителен, ласков, решителен, неприятен, хмур.

Что чувствует Пьер?

  • Стыд!
  • Князь Василий готов на все ради денег. Прокомментировать его решительный шаг.
  • Как хороший артист умеет сыграть роль, расчувствоваться. Разыграв сцену помолвки, даже прослезился. Мастерски сыгранная роль.

Что доказывает родство душ между князем Василием и его дочерью?

Такая же неестественная, лживая.

Роль матери?

Ее мучила зависть к счастью своей дочери.

Они чужды толстовской этике. Эгоисты, замкнутые только на себе. Пустоцветы. От них ничего не родится, ибо в семье надо уметь отдавать другим тепло души и заботу.

Итак, на примерах выбранных для анализа эпизодов, мы смогли убедиться в правильности авторской мысли о безусловной определяющей роли “отцовского” воспитания в становлении “детей”.

Бессмертный роман Толстого дает пищу для размышлений многим поколениям.

Домашнее задание:

1). Написать сочинение-размышление на тему:

а) Что я приемлю в воспитании молодого поколения в романе “Война и мир” и что отвергаю;

б) Какие уроки по воспитанию молодого поколения я хотел бы воплотить в своей семье (нынешней или будущей).

2). Приготовиться к диспуту: “ В какой семье я хотел бы воспитываться”.