Типы семейных конфликтов. Проблема эмоций в конфликте и психологической несовместимости

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.И. ГЕРЦЕНА»

Юридический факультет

Тема: Эмоции в конфликте

Санкт-Петербург 2015

Введение

1.1 Понятие эмоций

1.2 Эмоциональные состояния

2.1 Подавление эмоций

2.2 Работа с эмоциями

Заключение

Введение

Межличностные конфликты обычно бывают чрезвычайно насыщенными в эмоциональном отношении, ибо самым непосредственным образом связаны со сферой чувств, переживаний, желаний, стремлений человека. Межличностная конфронтация нередко возникает вследствие того, что один (или оба) из партнеров по совместному действию или общению из-за накопившегося раздражения начинает испытывать чувство гнева или страха по отношению к другому.

Преодолевать барьеры взаимопонимания, возникающие в различных ситуациях общения, непросто. Для этого нужно хорошо разбираться в нюансах человеческой психологии, в том числе и своей собственной. Значительно проще другое -- самому не создавать эти барьеры. Чтобы не оказаться основным препятствием на пути к взаимопониманию с окружающими, человеку необходимо знать психологические правила общения, и прежде всего, научиться управлять своими эмоциями, которые чаще всего становятся источником межличностных конфликтов.

Поляризация эмоциональных проявлений, свойственная современной цивилизации, стимулирует активный поиск рациональных приемов регуляции эмоций, выход которых из-под контроля угрожает и внутренней психологической устойчивости человека, и стабильности его общественных связей. Нельзя сказать, что проблема управления эмоциями характерна только для современного общества. Способность противостоять страстям и не поддаваться непосредственным побуждениям, несогласующимся с требованиями разума, во все века считалась важнейшей характеристикой мудрости.

1. Понятие эмоций. Эмоциональные состояния

1.1 Понятие эмоций

В конфликтной ситуации эмоции играют значительную роль. Порой эмоции способны заставить действовать нерационально. Искусство управления собственными эмоциями состоит в умении направлять их в нужное русло. Реакции, основанные на эмоциях, часто приводят к конфликтам, а в конфликтной ситуации приводят к эскалации противодействия. Такое развитие событий негативно как для самих оппонентов, так и для коллектива.

Переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе, называют эмоциями.

Эмоциями считают непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Проявляясь как реакции на предметы окружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальными впечатлениями. Первое впечатление от чего-либо носит чисто эмоциональный характер, является непосредственной реакцией (страх, гнев, радость) на какие-то внешние его особенности Аверченко Л.К., Андрюшина Т.В. Психология и педагогика: Учебное пособие - М.- Новосибирск: ИНФРА-М-НГАЭиУ, 2000 г. .

Эмоции являются одним из главных регуляторов психической жизни и возникают в процессе практически любой активности человека.

Выделяют различные виды эмоций. Тон ощущений (реакции, сопровождающие вкусовые, болевые, слуховые и другие ощущения) - простейшая форма эмоций. Они могут быть положительными - побуждать человека к повторному позитивному переживанию - и отрицательными - побуждать к избеганию подобных переживаний.

Выделяют три пары наиболее простых эмоциональных переживаний.

"Удовольствие -- неудовольствие". Удовлетворение физиологических, духовных и интеллектуальных потребностей человека отражается как удовольствие, а неудовлетворение -- как неудовольствие. В основе этих простейших эмоций лежат безусловные рефлексы.

"Напряжение -- разрешение". Эмоция напряжения связана с созданием нового или ломкой старого образа жизни и деятельности. Завершение этого процесса переживается как эмоция разрешения (облегчения).

"Возбуждение -- успокоение". Эмоция возбуждения определяется импульсами, идущими в кору головного мозга из подкорки. Расположенные здесь эмоциональные центры активизируют деятельность коры. Торможение корой импульсов, идущих из подкорки, переживается как успокоение Аверченко Л.К., Андрюшина Т.В. Психология и педагогика: Учебное пособие - М.-Новосибирск:

ИНФРА-М-НГАЭиУ, 2000 г. .

Различают также стенические и астенические эмоции. Стенические эмоции повышают активность, энергию и вызывают подъем, возбуждение, бодрость. При стенических эмоциях человеку трудно молчать, трудно не действовать активно. Переживая сочувствие товарищу, человек ищет способ помочь ему. Астенические эмоции уменьшают активность, энергию человека, сокращают жизнедеятельность. Астенические эмоции характеризуются пассивностью, созерцательностью, расслабляют человека. Сочувствие остается хорошим, но бесплодным эмоциональным переживанием.

1.2 Эмоциональные состояния

Эмоциональные состояния -- психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена, но и направленность поведения http://magazine.mospsy.ru/dictionary/dictionary.php?term=224 - Московский психологический журнал. . Эмоции управляют человеком намного сильнее, чем это кажется на первый взгляд. Даже отсутствие эмоций это эмоция, точнее целое эмоциональное состояние, которое характеризуется большим количеством особенностей в поведении человека.

Если эмоция сама по себе довольно скоротечна, то эмоциональное состояние более длительно. Часто эмоциональное состояние является следствием невозможности для эмоции найти должную разрядку. Например, если человек испытал "укол тревоги", но не смог разобраться в том, что же его именно беспокоит, что же именно он способен сделать, то тревога как эмоция может перейти в тревогу как состояние. Или, например, человек испытал сильную радость (эмоцию), то затем довольно длительное время (до нескольких дней) у него может быть приподнятое радостное настроение (состояние) Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб: Питер, 2001. .

К эмоциональным состояниям относят: настроения, аффекты, стрессы, фрустрации и страсти.

В ходе конфликта люди, как правило, испытывают сильные эмоциональные стрессы, которые затрудняют сознательный самоконтроль. А потеря самоконтроля нередко является причиной конфликта.

1.3 Разрушительные эмоции как причины конфликтов

Конфликт сам по себе воспринимается нами эмоционально негативно, потому что сопровождается негативными эмоциями. Поэтому возникающие по поводу той или иной ситуации негативные чувства, сами по себе могут служить для нас верными индикаторами назревающего конфликта.

К. Изард, анализируя эмоциональный мир человека, пришел к заключению о существовании базовых эмоций. Они в основном, отрицательные. Из положительных можно назвать интерес и радость. Остальные эмоции, проявляющиеся в конфликте и поддерживающие, проявляются в негативных переживаниях Изард К.. Эмоции человека. М., 1980. .

Страдание - негативное эмоциональное состояние, связанное с информацией о невозможности удовлетворения важных жизненных потребностей, которое до этого представлялось более или менее вероятным.

Гнев - отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта, вызывается внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации об угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности.

К. Изард считал, что из сочетаний эмоций возникают комплексы переживаний. Примером такого комплекса может выступать тревожность, возникающая при сочетании гнева и страха.

Тревога - психическое состояние беспокойства, испытываемое человеком без ясного осознания его источника. Это эмоциональное состояние характеризуется напряжением, ожиданием неблагополучного развития событий. Оно включает комплекс эмоций: страх, горе, стыд, вину, интерес и возбуждение Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях: учебное пособие. - СПб: Питер, 2009. .

Фрустрация - глубоко переживаемое эмоциональное состояние, возникшее под влиянием неудач, имевших место при завышенном уровне притязаний личности. Она может проявляться в форме отрицательных переживаний, таких как: озлобленность, досада, апатия и т.п.

Выход из фрустрации возможен двумя путями. Либо личность развивает активную деятельность и добивается успеха, либо снижает уровень притязаний и довольствуется теми результатами, которые может максимально достигнуть.

1.4 Типы межличностных конфликтов на основе развития эмоций

Любая типология дает возможность «развернуть» эмоциональную динамику участников конфликта по напряженности, повторяющую сам конфликт.

На основе социально-психологических описаний различных конфликтов, возникающих между разными людьми в специфических ситуациях их взаимодействия, можно выделить в качестве наиболее распространенных, чаще встречающихся, следующие типы межличностных конфликтов Дмитриев А.В. Конфликтология. М., 2000 .

Чувственно-аффективный тип межличностного конфликта. Он характеризуется тем, что конфликтное взаимодействие между двумя субъектами начинается с довольно острого, эмоционально окрашенного и неприятного для партнера вопроса, обращенного одним из них к другому. Конфликтная ситуация разворачивается постепенно, раздражение и озлобленность нагнетаются как бы исподволь, не сразу приводя к конфликтному взаимодействию. Конфликтное взаимодействие в данном случае выражает разную направленность позиций соперников. Первый из них, стремящийся получить ответы на свои вопросы и не получающий их, начинает раздражаться, злиться. Второй же, напротив, стремится всячески уйти от непосредственного взаимодействия с первым. Его игнорирующая позиция усиливает отрицательную эмоциональную реакцию партнера и провоцирует тем самым возникновение межличностного конфликтного взаимодействия. конфликт эмоциональный психический гнев

Бескомпромиссный тип межличностного конфликта характеризуется тем, что он начинается с взаимных замечаний, упреков, претензий друг к другу. В ходе перерастания конфликтной ситуации в реальное конфликтное взаимодействие обе стороны в данном случае продолжают высказывать друг другу свое недовольство. В таком конфликте его деструктивная функция, как правило, по мере развертывания взаимодействия между враждующими партнерами усиливается, а соперники делают все назло друг другу.

Эмоционально невыдержанный тип межличностных конфликтов начинается с эмоциональной агрессивности одного из субъектов взаимодействия. Для него характерно эмоциональное недовольство и неудовлетворенность партнеров друг другом, высказываемые в резкой форме, в процессе конфликтного общения. Начинающийся конфликт характеризуется, как правило, отсутствием стремления спокойно разобраться в причинах возникшего недоброжелательства и нежеланием понять своего партнера.

Вежливо-обидчивый тип межличностного конфликта характеризуется тем, что начинается он с выражения одним из партнеров несогласия с точкой зрения другого или же с оценкой последним того или иного явления, человека, его поступков и т.п. Для него специфично использование вежливой формы обращения к сопернику (иногда даже подчеркнуто вежливого), а также чувства недовольства собой за вступление в конфликтное взаимодействие. В таком случае у обоих партнеров чаще всего проявляется обоюдная готовность к примирению, которая может без труда реализоваться, нередко с взаимными извинениями.

Агрессивный тип межличностного конфликтного взаимодействия отличается тем, что для обоих его участников характерно деструктивное поведение, в котором эмоции подавляют рассудок. В связи с тем, что один из конфликтующих не в состоянии контролировать свои слова и поступки, а другого переполняют отрицательные эмоции, их взаимодействие нередко сопровождается взаимными оскорблениями, доходящими до острой стычки - в форме словесной перебранки, истерики, а иногда и драки.

Эмоциональные процессы отражают в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процессам и результатам его деятельности. К эмоциональным процессам относятся настроения, чувства, аффекты, страсти и т.д. Они включены во все психические процессы и состояния. Любые проявления человеческой активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Как известно любому человеку на основании собственного жизненного опыта, эмоциональные процессы чаще всего окрашены позитивно или негативно. «Основной исходный момент, определяющий природу и функцию эмоций, заключается в том, что в эмоциональных процессах устанавливается связь, взаимоотношение между ходом событий, совершающимся в соответствии или вразрез с потребностями индивида, ходом его деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей, с одной стороны, и течением внутренних органических процессов, захватывающих основные витальные функции, от которых зависит жизнь организма в целом, - с другой; в результате индивид настраивается для соответствующего действия или противодействия» Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.2., М., 1989. .

2. Работа с эмоциями субъекта в межличностном конфликте

2.1 Подавление эмоций

Испытав, какую либо эмоцию, человек должен ее выразить, в мыслях, мимике, жестах, поступках. Такова природа эмоций, они зарождаются в нас и проявляются через нас. Если эмоция не выражается, это значит, что она подавляется. Подавление эмоций - это психический процесс, при котором человек не позволяет своим эмоциям проявляться.

Только частое переживание, страха, уныния, злости, печали и тому подобных эмоций, приводят к расстройствам психического и физического здоровья. К такому состоянию приводит, постоянное подавление эмоций.

Процесс подавления эмоций, можно условно разделить на несколько этапов, по степени нанесения ущерба здоровью человека:

1. Контроль эмоций

Людям приходится контролировать свои эмоции, когда выражение их неуместно или это повлечет за собой нежелательные последствия.

Сам по себе контроль эмоций нельзя назвать чем-то плохим, наоборот это качество позволяет всем людям мирно сосуществовать. Вовремя сдержанная вспышка гнева или недовольства, может избавить человека от многих проблем в жизни.

Если же человек после события, когда ему приходилось усилием воли контролировать свои эмоций, не находит для них способа выражения, не может снять стресс, освободиться от скопившегося негатива, тогда его внимание зацикливается на негативном переживании.

2. Приглушение чувств, подавление эмоций

Это стадия начинается, когда мы не находим способа отпустить свой негативный опыт. Чувство вины, стыда, обиды или жалости к себе, постоянно приковывают наше внимание к событиям прошлого. Раз за разом, нам приходится заново испытывать душевную боль.

Никому из нас не хочется каждый день жить с ощущением боли, поэтому мы начинаем приглушать свои чувства. Болевые ощущения мы начинаем подавлять, как бы, не чувствовать. В состоянии притупленной боли человек находит облегчение, но оно лишь временное.

Рано или поздно психически истощенный человек, не сможет больше сдерживать внутри себя, накопленный негатив и тогда плотина прорвется, эмоции найдут свое выражение в ссорах, скандалах, психических срывах.

3. Крайняя степень подавления

На этом этапе человек уже долгое время подавляет свои чувства и эмоции. Так как эмоции не дают о себе забыть, их приходиться подавлять еще сильнее. Человек максимально заглушает свои чувства, свой негативный опыт и связанные с ним эмоции.

Для этого используются разные формы подавления: алкоголизм, наркомания, курение, переедание и тому подобное. Практически могут использоваться все пагубные привычки.

2.2 Работа с эмоциями

Работа с эмоциями - один из способов отношения к эмоциям в психотерапии.

Работа с эмоциями предполагает, что любая эмоция - это всегда нечто серьезное и значительное, от чего нельзя просто отмахнуться и проигнорировать; это то, чем заниматься нужно всерьез и скорее всего, долго, поскольку убрать эмоцию нельзя, а наладить с ней отношения - непросто.

1. Аутогенные тренировки

Убеждаясь в том, что борьба с эмоциями приносит победителю больше терний, чем лавров, люди пытались найти такие способы воздействия на свой эмоциональный мир, которые позволяли бы проникать в глубинные механизмы переживаний. Такова система регуляции эмоций, основанная на гимнастике йогов. Индусы заметили, что при неприятных эмоциях дыхание становится стесненным, поверхностным или прерывистым. Установив связь между позой, дыханием и переживаниями, йоги выработали ряд физических и дыхательных упражнений, овладение которыми позволяет избавляться от эмоциональной напряженности и в какой-то мере преодолевать неприятные переживания. Отдельные элементы системы йогов использовались при создании современного метода психологической саморегуляции -- аутогенной тренировки.

Существует много разновидностей этого метода, впервые предложенного немецким психотерапевтом И. Шульцем в 932 году. Классическая методика Шульца включала ряд формул самовнушения, позволяющих после неоднократных занятий свободно вызывать ощущение теплоты и тяжести в различных частях тела, регулировать частоту дыхания и сердцебиения и вызывать общее расслабление. В настоящее время аутогенная тренировка широко используется для коррекции эмоциональных состояний при повышенном нервно-эмоциональном напряжении, для преодоления последствий стрессовых ситуаций, возникающих в экстремальных условиях профессиональной деятельности http://psyfactor.org/strah2.htm - Пси-Фактор. Е.И. Головаха, Н.В. Панина - Управление эмоциями. .

2. Медитативные техники

Чаще всего эти техники используются в целях обучения физической и чувственной релаксации, умению избавляться от излишнего психического напряжения, стрессовых состояний и в результате сводятся к развитию навыков аутосуггестии и закреплению способов саморегуляции.

Медитативная психотерапия обычно не выделяется как самостоятельное психотерапевтическое направление. Но в связи с тем, что элементы медитации широко используются или могут быть использованы во многих других психотерапевтических направлениях, целесообразным рассмотреть ее отдельно.

В настоящее время термин медитация применяется настолько широко, что имеет множество оттенков, поэтому ни одно определение не устраивает всех специалистов этого метода.

Сравнивая термин «медитация» с другими базовыми понятиями психотерапии - деятельностью и общением, Н.Линде пишет: «Если деятельность - это всегда взаимодействие субъекта с объектом, где всегда вся активность (познающая, использующая, преобразующая и т.д.) принадлежит субъекту, то в случае общения происходит взаимодействие субъекта с равноправным ему субъектом и активность в равной мере принадлежит обеим сторонам»Линде Н. - «Психотерапия в социальной работе», М., 1992. .

Сторонники медитации утверждают, что она благодаря освобождению от мешающих суетных мыслей и эмоций приводит к просветлению, озарению. Этот процесс они характеризуют как развитие самого человека, как процесс познания себя, других и окружающей действительности. Происходит скачкообразный (от озарения к озарению) рост личности, приобретающей ранее недоступное новое, более совершенное знание.

Задачей каждого такого сеанса является все более глубокое и длительное (стабильное) обретение внутреннего покоя и гармонии, стабилизация сознания, максимальное освобождение от психомышечного напряжения, любых (не только негативных) эмоций и мыслей, психического напряжения и достижение предельно уравновешенного состояния.

Постепенно эта сосредоточенность сознания должна уходить от фиксации на конкретном объекте - точке, которая на начальном этапе помогает освободить сознание от посторонних, суетных раздражителей.

В этом состоянии человек обретает устойчивое равновесие в противовес состояниям зависимостей от мыслей, чувств, людей и привычек. Крайним (противоположным медитации) проявлением этих зависимостей являются страсти, нервно-психические состояния и поведенческие реакции, от которых человек страдает, хотел бы освободиться, но не может. К таким зависимостям можно отнести и большинство неврозов (или наоборот - неврозы отнести к зависимостям).

Основная суть основных этапов медитативной тренировки.

На первом этапе освоения техники медитации лучше направлять внимание занимающегося на ощущения, которые он может контролировать и регулировать физически. Они легче, чем мысли, поддаются наблюдению и удержанию на них внимания.

Чаще всего для этого используется направление внимания человека на процесс своего дыхания: слежение за всеми ощущениями, сопровождающими вдох, выдох, контроль за спокойным ритмом дыхания с одновременным расслаблением мышц.

Второй этап.

В классической йоге (а сейчас и почти во всех техниках медитации) к этим дыхательным упражнениям добавляются так называемые мантры, простейшими, древнейшими и наиболее эффективными из которых считаются мысленные произнесения при выдохе слов «ОУМ» (в переводе - абсолют) или «ОЛЕ» (один). Некоторые терапевты рекомендуют произносить эти мантры вслух.

Это простейшие мантры, которые в дальнейшем во многих медитативных техниках существенно усложняются. Однако психотерапевт должен помнить, что любое усложнение процедуры должно быть оправдано повышением ее эффективности и рассматриваться с учетом конкретной задачи и индивидуальных особенностей клиентов.

В дальнейшем (а некоторые терапевты сразу начинают с этого) клиентам предлагают просто спокойно следовать своим мыслям, не прогоняя их и не принимая близко к сердцу, наблюдая их как бы со стороны и все более отстраняясь от них эмоционально.

Этот подход учитывает присущий всем нам дух противоречия, когда запрет думать о чем-то нередко еще глубже фиксирует мысль на запрещенном объекте.

Такое упражнение применяется не во всех случаях, а лишь когда не удается устраниться от мешающих мыслей. Тогда человек делает вид, что умышленно поддается им («ну хорошо, давай подумаем об этом»), а сам постепенно тренирует в себе все более монотонное, автоматическое, притупленное (все менее эмоциональное) следование этой мысли, постепенно отстраняясь от нее как от постороннего объекта.

Следующий этап давно известен в медитациях, в последнее время он распространился под названием имаготерапии (терапии воображением), когда для уменьшения тревожности и стресса человеку предлагается представить самого себя в зоне комфорта и полной защищенности. При этом его внимание сосредоточивается на все более отчетливом видении себя самого в образе олицетворения спокойствия и удовлетворения.

В настоящее время имаготерапия часто применяется как самостоятельное психотерапевтическое направление или включается как технический прием в гештальттерапию, психосинтез, поведенческую терапию и пр.

3. Гештальт-терапия

Гештальт-терапия (от немецкого Gestalt - образ, форма, структура) - форма психотерапии, разработанная в рамках гештальт-психологии Фредериком Перлзом.

Гештальт-терапия - это направление психотерапии, которое ставит своими целями расширение осознания человека и посредством этого лучшее понимание и принятие человеком себя, достижение большей внутриличностной целостности, большей наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с внешним миров, в том числе с окружающими людьми http://med-stud.narod.ru/med/psycho/gestalt.html - В. Л. Таланов, И. Г. Малкина-Пых, 2003 - Гештальт-терапия. .

Таким образом, во время гештальт-терапии, можно на основании действий человека понять, что он думает, а на основании его мыслей -- что он делает или хотел бы сделать.

У человека с психологическими, эмоциональными и личностными проблемами происходит нарушение целостности восприятия и ощущения, он не может объединить в целое (гештальт) свои чувства, мысли и поведение.

Этому могут способствовать его комплексы, внутренние конфликты и незаконченные ситуации.

Для нормального взаимодействия, взаимоотношения человека с окружающим миром, другими людьми и собой, должна соблюдаться «Контактная граница».

Размытие, нарушение ее приводит к невротизации, и к другим психологическим, личным, эмоциональным проблемам.

Это проявляется при прекращении контакта (какой-либо деятельности, отношений) без должного его завершения («незаконченная ситуация»). При этом такое не завершение контактов может закрепляться в поведении человека, что приводит к невротизации.

С помощью теорий, подходов, методов, техник и упражнений гештальт-терапии, человек может восстановить контактную границу, объединить свои чувства мысли и поведение, и тем самым освободиться от психологических проблем.

Помощь гештальт-терапевта в решения проблемы -- найти первую (главную) незаконченную ситуацию и отреагировать ее, хотя бы символически.

Заключение

В процессе многочисленных исследований была выявлена интересная закономерность: отрицательное эмоциональное воздействие усиливается, если получает подкрепление в виде эмоционального реагирования. Не получив подкрепления, отрицательное эмоциональное воздействие затухает.

В конфликтах чаще всего доминируют эмоции. Это ведет к аффекту, когда сознание просто отключается и человек не отвечает за свои действия. Эмоциональный подход ведет к смещению дела, проблемы и отношения к оппоненту. Мы застреваем на выяснении отношений, а дело, проблема стоит и не решается. Если проблема не решается, то отношения либо сильно ухудшаются, либо разрываются.

Вот почему необходимо отделять свои отношения, эмоции от самой проблемы и не смешивать их. Важно при этом пытаться решать две самостоятельные задачи: главное - это найти решение проблемы и упорядочить при этом отношения. Но если решение не найдено, надо во что бы то ни стало сохранить хорошие отношения. Ведь к поиску решения можно вернуться и позже, опираясь на сохраненные взаимоотношения.

1. Аверченко Л.К., Андрюшина Т.В. Психология и педагогика: Учебное пособие. - М.- Новосибирск: ИНФРА-М-НГАЭиУ, 2000 г.

2. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях: учебное пособие. - СПб: Питер, 2009.

3. Дмитриев А.В. Конфликтология. - М., 2000

4. Изард К. Эмоции человека. - М., 1980.

5. Линде Н. Психотерапия в социальной работе. - М., 1992.

6. Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб: Питер, 2001.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.2., - М., 1989.

8. http://magazine.mospsy.ru/dictionary/- Московский психологический журнал.

9. http://med-stud.narod.ru/med/psycho/gestalt.html - В. Л. Таланов, И. Г. Малкина-Пых, 2003 - Гештальт-терапия.

10. http://psyfactor.org/strah2.htm - Пси-Фактор. Е.И. Головаха, Н.В. Панина - Управление эмоциями.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Характеристика типичных психических состояний в ситуации учебной деятельности. Особенности проявления психических состояний у студентов. Экспериментальное исследование выраженности эмоциональных состояний у студентов в ситуациях учебной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2007

    Общая характеристика эмоций и эмоциональных состояний. Виды и проявление эмоциональных переживаний. Анализ аспектов, связанных с учетом юридически значимых эмоциональных состояний в юридической практике. Психологическая экспертиза эмоциональных состояний.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2014

    Характеристика психических состояний студентов в различные периоды учебной деятельности. Исследование особенностей изменений психических состояний студентов в период сессии. Изучение рекомендаций студентам для психологической подготовки к экзаменам.

    курсовая работа , добавлен 11.07.2015

    Сущность психических состояний. Особенности эмоциональных состояний студентов, влияющих на познавательную активность в процессе учебной деятельности. Исследование развития у детей состояния нервно-психического напряжения в ситуациях зачетов и экзаменов.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2014

    Характеристика эмоциональных состояний. Психологические исследования эмоциональных состояний. Эмоциональные состояния личности и проблема их регуляции. Особенности и закономерности изменения эмоциональных состояний личности в процессе лечебного массажа.

    дипломная работа , добавлен 24.08.2010

    Виды и роль эмоций в жизни человека. Классификация эмоций по силе длительности и качественным параметрам. Теории эмоций и их содержание. Самооценка эмоциональных состояний. Положительные и отрицательные эмоции. Составляющие компоненты эмоций человека.

    презентация , добавлен 23.12.2013

    Эмоции как особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного отношения человека к миру и людям. Состояния гнева, страха, отвращения, печали, радости и удивления.

    презентация , добавлен 04.03.2015

    Поиск объективных методов диагностики эмоционально значимых состояний человека. Влияние особенностей межполушарной организации психических процессов на характер протекания различных эмоциональных состояний в условиях актуализации мотивации достижения.

    реферат , добавлен 11.05.2010

    Определение и основные характеристики эмоциональных состояний, их влияние на качество деятельности человека. Изучение психических состояний в зарубежной психологии, эмоциональный мир человека с точки зрения бихевиоризма, психоанализа и гештальтпсихологии.

    курсовая работа , добавлен 28.12.2011

    Эмоции как психический процесс импульсивной регуляции поведения, история их изучения, функции, свойства и физиологическое значение. Общая характеристика основных видов эмоциональных состояний. Сравнительный анализ основных теорий возникновения эмоций.

Психология эмоций: чувства под контролем Дубравин Дэн

Тренинг № 2. Управление ГНЕВОМ. Эмоциональная устойчивость в конфликте

Самым мудрым считается тот, кто умеет подчинить свои чувства велению рассудка. Разгневаться может и глупец, и мудрец, но глупец, ослепленный гневом, становится его рабом. В пылу бешенства он сам не ведает, что творит, и все его поступки ему же оборачиваются во зло.

Египетская пословица

Наверное, никакая другая тема не вызывает столько интереса и энтузиазма, как тема управления гневом. «Тебек психологу нужно» или «Иди лечись!» – обычный рецепт человеку, который испытывает проблемы с чувством гнева. А если серьезно, то давайте обратимся к статистике.

По статистике МВД, 90 % убийств совершается в состоянии аффекта. Это состояние, в котором человеком управляют его эмоции, а он не осознает, что делает.

По статистике, каждый человек тратит на гнев около 10 % своей жизни. Так ли это на самом деле? Однако большинство преступлений совершаются именно в состоянии аффекта, которому предшествует гнев.

Эмоция гнева – это наследие, которое досталось нам от наших предков. Агрессия в том или ином виде присуща всем животным, даже доброму хомячку. Это базовый уровень инстинктов, который помогает виду выжить, защитить себя и свое потомство и пройти природный отбор.

Источник постоянного ГНЕВА

Если размахивать достоинством во все стороны, то оно будет задето в любом случае.

Анекдот: В общем-то я не конфликтный человек, пока не задето мое достоинство.

Гневливость – вспыльчивость, склонность ко гневу. Если человек испытывает гнев, это говорит о том, что он не удовлетворяет какие-то важные свои потребности. В словаре Даля «гнев» толкуется как разрушительное чувство, которое дает человеку массу энергии. Негативная энергия начинает буквально хлестать через край, сужая сознание и адекватное восприятие реальности. Как вы понимаете, источников для гнева в окружающем мире более чем достаточно, поскольку потребности растут быстро, а возможности их удовлетворить – не очень. Именно поэтому гнев является обычным явлением в современном обществе.

Возможно, ни в каком другом состоянии человек не ощущает себя таким сильным и храбрым, как в состоянии гнева. В гневе человек чувствует, что у него «вскипает кровь», горит лицо, мышцы напряжены. Ощущение собственной силы побуждает его бросится вперед, напасть на обидчика. И чем сильнее его гнев, тем больше потребность в физическом действии, тем более сильным и энергичным чувствует себя человек.

Кэррол Изорд, американский психолог, автор книги «Психология эмоций»

Три причины гнева

Гнев – это следствие неудовлетворенных потребностей. Внутреннее «разрешение» выразить гнев дает этой эмоции «зеленый свет» для выхода наружу. Поэтому контроль над ним необходим с первого момента его возникновения. Я подчеркиваю тут два момента. Гнев выходит, если ему разрешили, и необходим контроль с первых секунд его возникновения.

Причина № 1. Гнев – это реакция на причиненную боль. Это программа-реакция, которая была доведена эволюцией до автоматизма.

Причина № 2. Гнев – это продолжение первичных чувств. Такие чувства, как страх, печаль, вина, могут быть первопричиной для возникновения гнева.

Причина № 3. Гнев – это следствие оценки, которую вы дали ситуации. Если вы определили ситуацию как несправедливую или противоречащую вашим ценностям, возникает гнев.

Позитивная функция ГНЕВА

Поскольку причиной гнева служат неудовлетворенные потребности, гнев способствует тому, чтобы эти потребности были удовлетворены. То есть гнев – это выброс эмоциональной энергии с целью мобилизовать человека на достижение результата.

Мой опыт. Я, например, становлюсь очень злым, когда голоден. Долгое время я не мог себе простить этого, однако после общения с себе подобными понял, что это обычное состояние для мужчин. Теперь я уверен, что мужчина, испытывающий голод, становиться злым, и это нормально. Эта злость необходима была нашим предкам для того, чтобы пойти на охоту и добыть пищу для себя и своей семьи. Другой вопрос, что эта энергия в современном мире не так востребована, как у наших предков. Мир стал другим, и нам необходимо научиться направлять эту энергию в конструктивное (созидательное) русло. Лично у меня теперь, всегда под рукой есть что перекусить.

Пять правил управления ГНЕВОМ

Гнев – начало безумия.

Марк Туллий Цицерон

Вопрос управления гневом – это вопрос правильных убеждений и инструментов, которые помогают регулировать это чувство.

Если нет реакции вовне, гнев не исчезает. Будучи «проглоченным», он трансформируется в обиду, раздраженность, апатию и т. д. Также могут возникнуть психосоматические заболевания, такие, как гипертония или сахарный диабет – две самые распространенные болезни, связанные с подавлением гнева. Поэтому подавлять гнев или проглатывать его – не самый полезный способ взаимодействия с ним.

Правило № 1. Примите решение взять свой гнев под контроль. Приняв его, вы даете сигнал своему бессознательному научиться справляться с этой эмоцией. На сознательном уровне вы признаете факт, что не справляетесь с гневом и нуждаетесь в помощи.

Правило № 2. Укрепляйте свою самооценку. Любой выпад в свою сторону воспринимайте с интересом, как полезную для размышления информацию. Занятие спортом служат отличной профилактикой, благодаря которой вы учитесь терпеть боль и держать удар.

Правило № 3. Научитесь распознавать предвестники гнева. Это маячки, которые сигнализируют, что вы заходите в опасную для вас зону. Наблюдайте за собой, когда вы раздражены. Это может быть напряжение в животе, усиленное сердцебиение, сжатые челюсти и т. д.

Правило № 4. Учитесь по-новому интерпретировать события, которые с вами происходят. Если вы интерпретируете ситуацию как угрозу, неуважение или несправедливость, гнев будет автоматически включаться. Важно не то, что с нами происходит, а то, как мы это интерпретируем.

Правило № 5. Снижайте свои ожидания от окружающих людей. Старайтесь почаще говорить себе, что другие люди – не для того, чтобы соответствовать вашим ожиданиям. Большое количество проблем происходит от нашего убеждения, что все должно быть так, как мы хотим, и немедленно. Вместе с вами на этой планете живет еще семь миллиардов человек, и нужно учитывать этот факт.

Технология управления гневом

Анекдот: Встречаются два приятеля. Один другому: «Что-то давненько тебя не видно. Где пропадал?». Тот отвечает: «В пансионате отдыхал, нервы лечил». – «Что лечил?» – «Нервы, бл%дь, лечил!»!

Мой опыт. Тема тренинга была посвящена работе с гневом и яростью. Один из участников рассказывал, что ярость захлестывает его целиком и он становится не в состоянии себя контролировать. Недавно он вышел из машины и отбил ногой боковое стекло водителю, который «подрезал» его автомобиль на повороте. Он понимает, что такая реакция ненормальна и может привести к печальным последствиям для него и окружающих. Мы начали исследовать этот вопрос и вышли на его убеждения. Оказывается, его доминирующей ценностью является справедливость. Фильтр справедливости он накладывает на все сферы жизни и сам руководствуется ею как путеводителем. Себе же он негласно отвел функцию стража и защитника справедливости. Каждый раз, когда, по его мнению, справедливость нарушается, в его организм выплескивается огромная доза энергии для восстановления порушенной правды. Осознание этого вызвало у него «ДА» реакцию, и он провел в саморефлексии несколько следующих часов.

Шаг № 1. Проговорите про себя, что вы разозлились. Осознав эмоцию, мы берем ее под контроль. Неосознанная эмоция начинает управлять нами.

Шаг № 2. Стоп на 10 секунд! Сделайте несколько глубоких вдохов. Этот простой способ поможет снять напряжение и восстановить дыхание. Гнев имеет склонность возрастать. И если его не остановить на начальной стадии «раздражения», сделать это потом будет очень тяжело. В результате «остановки» вы получаете драгоценное время, чтобы принять верное решение в сложившейся ситуации.

Шаг № 3. Поставьте себя на место человека, который вызвал у вас гнев. Управление гневом – это во многом искусство сострадания. Постарайтесь искренне понять его позицию и поведение. В основе любого поступка лежит позитивный мотив. Стремление понять и принять помогает почувствовать сострадание к человеку. Сострадание дает нам эмоциональное преимущество и уверенность.

Шаг № 4. Теперь подумайте над наилучшим решением в данной ситуации. Задайте себе вопрос: какое решение и действие сейчас будет наилучшим? какой результат с помощью такой реакции я хочу получить? Иногда юмор и уместная шутка помогут разрядить ситуацию.

Шаг № 5. Предложите решение или совершите действие. Будьте максимально осознаны в данный момент. Не поддавайтесь на возможные провокации и эмоциональные выпады в вашу сторону. Вы взяли гнев под контроль, и теперь вам нужно удержать его в управляемых рамках. Говорите спокойно и уверенно, это усилит ваш контроль над гневом и ослабит гнев собеседника.

У меня плохая новость: агрессия в отношениях будет еще очень и очень долго. То, что формировалось миллионы лет, сразу не исчезнет. Срывы обязательно будут, но все реже и реже. Не спешите и не корите себя за неудачи. Многие люди кардинально изменили свою жизнь, научившись лишь трем-четырем из описанных мною приемов управления гневом, в том числе и я. И вы сможете.

А теперь хорошая новость: мы можем развивать метавнимание и учиться ослаблять инстинктивные реакции, заменяя их очеловеченными способами поведения.

Подведем итоги

1. Какие проблемы у вас обычно возникают из-за неуправляемого гнева?

2. Какие триггеры запускают ваш гнев?

3. Какие способы его контроля вы уже пробовали?

4. Какие из описанных 12 правил нашли в вас наибольший отклик?

5. Какие из шести шагов управления гневом будут даваться вам легко, а над какими придется дополнительно потрудиться?

Из книги Конфликт: участвовать или создавать... автора Козлов Владимир

Из книги Переговоры без поражений. 5 шагов к убеждению автора Нежданов Денис Викторович

Из книги Все из-за меня (но это не так) [Правда о перфекционизме, несовершенстве и силе уязвимости] автора Браун Брене

Из книги Как подобрать ключик к мужчине или к женщине автора Большакова Лариса

2. Переговоры при конфликте: как урегулировать претензии Пришел мириться в ссоре – вини себя. Сергей Нежинский Эта глава даст вам четкое представление о том, как нужно действовать в конфликтной ситуации, где возникает риск взять на себя неприемлемые обязательства под

Из книги Серьезный разговор об ответственности [Что делать с обманутыми ожиданиями, нарушенными обещаниями и некорректным поведением] автора Паттерсон Керри

Из книги Помнить все! Как развить суперпамять автора Фокс Маргарет

Из книги Авторитет. Как стать уверенным, весомым и влиятельным автора Гойдер Каролина

Из книги Секреты царя Соломона. Как стать богатым, успешным и счастливым автора Скотт Стивен

7.1. Устойчивость, распределение и переключение внимания Для развития памяти полезной будет тренировка внимания. Да, внимание можно выработать и упражнять, причем такие тренировки при регулярном повторении позволяют добиться весьма впечатляющих результатов. Существуют

Из книги Код уверенности [Почему умные люди бывают не уверены в себе и как это исправить] автора Келси Роберт

Из книги Преодоление. Учитесь владеть собой, чтобы жить так, как вы хотите автора Хэссон Джилл

Из книги Социальное предпринимательство. Миссия – сделать мир лучше автора Лайонс Томас

Из книги Психологический стресс: развитие и преодоление автора автора

Эмоциональное возбуждение мешает соперникам понять друг друга, оно не позволяет им четко, доходчиво изложить свои мысли. Подчас они не слушают друг друга. Поэтому управление эмоциями в конфликтном взаимодействии является одним из необходимых условий становления на путь разрешения конфликта .

Конфликт всегда сопровождается переживанием эмоций, которые негативно влияют на наше состояние. Несмотря на это большинство конфликтующих людей, обычно настаивают на праве на негативные переживания. Призыв привести в порядок свои эмоции воспринимается ими как призыв к поражению.

Тем не менее, ряд причин требует взять эмоции под контроль.

Во-первых, стресс, неизменно присутствующий в конфликтной ситуации, сопровождающийся сильными эмоциональными переживаниями, приводит к снижению контроля сознания над поведением и к психологическому регрессу. Контроль конфликтной ситуации будет осуществлять тот оппонент, который сможет справиться со своими эмоциями. Это позволит ему анализировать возможные варианты развития события и выбрать наилучшую стратегию поведения.

Во-вторых, по мере эскалации конфликта увеличивается эмоциональная вовлеченность участников, которая сама по себе ведет к росту конфликтности. Каждое эмоционально насыщенное действие будет провоцировать встречные агрессивные реакции, которые сам оппонент будет воспринимать как ответные, вынужденные. Уравновешенное состояние помешает нарастанию враждебности и сохранит возможность выхода на конструктивное взаимодействие.

В-третьих, длительное и регулярное пребывание в некоторых эмоциональных состояниях губительно воздействует на состояние организма и приводит к возникновению соматических расстройств. Такого рода заболевания называют психосоматическими, а эмоции, их вызывающие, -- разрушающими переживаниями.

H.Н. Васильев выделяет следующие этапы в протекании эмоций в конфликте .

Рисунок 1 - Этапы в протекании эмоций в конфликте

I. Процесс восприятия события, формирование психического образа и символизация его в сознании.

  • 2. Эмоциональная оценка события.
  • 3. Внутреннее эмоциональное переживание.
  • 4. Внешняя эмоционально-насыщенная поведенческая реакция.
  • 5. Эмоциональный след после выхода из ситуации.

Локализация этапов позволяет выработать систему мер, которая способна оказать действенное влияние на эмоции, сопровождающие конфликтное поведение, что имеет существенно важное значение для адекватной оценки конфликтной ситуации оппонентами и принятия взвешенных и по возможности неконфликтных решений.

В соответствии с этими этапами Н. Н. Васильев предлагает методы управления эмоциями, направленные на изменение :

  • - процесса восприятия события;
  • - эмоциональной оценки воспринятого события;
  • - процесса внутреннего эмоционального переживания события;
  • - внешней, доступной для наблюдения реакции;
  • - эмоционального следа, оставшегося после прекращения конфликтного взаимодействия.

Возможности снижения агрессии в конфликте (по М. С. Миримановой)


Рисунок 2 - Приемы снижения агрессивности в споре

Особо остановимся на таком феномене, как агрессия. В литературе агрессию определяют как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб или вызывающее психологический дискомфорт. Агрессивное поведение рассматривается как одна из форм реагирования оппонентов на конфликтную ситуацию. Вызывая для вовлеченных в нее лиц деструктивные последствия, она требует выработки адекватных мер противостояния.

Можно выделить следующие способы снижения агрессии в конфликте, как собственной, так и оппонента.

Пассивный способ предполагает возможность кому-то поплакаться, выговориться. Слезы облегчают страдания, снимают внутреннее напряжение.

Активный способ состоит в двигательной активности человека. Адреналин - спутник агрессии - сгорает от физической нагрузки.

Логический способ годится только для людей сугубо рациональных, желающих докопаться до сути, что позволяет посмотреть на ситуацию со стороны.

Человек использует три основных способа ответа на агрессию.

  • 1. Ответная атака -- аналогичный ответ на реплики оппонента, что моментально создает порочный круг вербальной агрессии, служит доказательством достижения агрессором своей цели -- привлечение внимания жертвы и самоутверждение за ее счет.
  • 2. Логически обоснованный спор -- попытка убедить оппонента путем подкрепления своей точки зрения доказанными или общепризнанными фактами. У жертвы появляется небольшой шанс остановить агрессию, если агрессор действительно хочет понять суть происходящего.
  • 3. Просьбы и мольбы в большинстве случаев приводят к обратному результату -- поощрению агрессора, сигнализируя ему о том, что он добился своей цели.

М.С. Мириманова предлагает несколько приемов, которые помогают не просто противодействовать агрессии в трудной ситуации, но и пытаться влиять на агрессивность оппонента .

  • 1. Разрядка вопроса (снятие остроты): «Вопрос поставлен так, что в нем содержится еще несколько вопросов. Надо, очевидно, выделить, какой из них нужно считать самым главным... » и т. п.
  • 2. Перевод вопроса на другой предмет: «Вопрос поставлен так, что на него трудно дать однозначный ответ. Для того чтобы ответить на него, нужно обратиться к другому вопросу». Далее идет обстоятельный разговор, уводящий в сторону от заданного вопроса.
  • 3. Снижение значимости вопроса: «Было бы неверно ставить вопрос именно так», «Вероятно, данный вопрос не совсем корректен по форме» и т. п.
  • 4. Затягивание ответа на вопрос (поиск времени на обдумывание): «С ходу ответить на этот вопрос трудно. Нужно в нем разобраться».
  • 5. Придание вопросу явно бессмысленного характера: «Стоит ли разбираться в этом вопросе? Ответ и так очевиден».

Чем выше уровень конфликтоустойчивости и конфликтологической компетентности, тем лучше человек способен справиться с эскалацией конфликта.

Под технологиями управления собственным поведением в конфликте противоборствующих сторон следует понимать совокупность методов психологического сдерживания, направленного на обеспечение конструктивного взаимодействия субъектов конфликта, на основе самоконтроля эмоций и соблюдения норм организационной культуры и этики деловых отношений.

Самоконтроль над эмоциями в конфликтном контакте можно осуществлять, например, при помощи технологий избавления от гнева, предлагаемых Дж. Скотт. Автор приводит четыре способа избавления от гнева .

Первый способ - визуализация. Сводится к тому, чтобы представлять себя делающим или говорящим что-либо в состоянии гнева. Это позволяет увидеть себя со стороны и, как правило, стимулирует сдержанность собственного поведения.

Второй способ - избавление от гнева с помощью заземления. Вы представляете гнев, входящий в вас, как пучок отрицательной энергии. Затем вы представляете, как эта энергия опускается по вашему телу и спокойно уходит в землю.

Третий способ - проецирование гнева и уничтожение его проекции. Вы как бы излучаете свой гнев, проецируя его на воображаемый экран, и при помощи воображаемой лучевой пушки стреляете в него. Это дает выход желанию осуществить насильственные действия, так как с каждым нападением ваш гнев постепенно исчезает.

Четвертый способ состоит в очищении энергетического поля или ауры вокруг себя. Стоя или сидя вы делаете ряд движений руками над головой, как бы очищая этими движениями энергетическую оболочку вокруг нее. Одновременно необходимо заставить себя почувствовать что вы вынимаете из себя раздражение, все отрицательные эмоции и стряхиваете их с себя соответствующим движением рук.

Овладение названными технологиями управления своим поведением достигается специальными тренировками.

С.М. Емельянов сформулировал три правила самоконтроля эмоций, которые доступны каждому и не требуют специальной подготовки .

Спокойная реакция на эмоциональные действия партнера - первое правило самоконтроля эмоций.

Когда ваш партнер находится в состоянии эмоционального возбуждения, вы должны соблюдать эмоциональную выдержку и не входить в такое состояние сами. Удержавшись от эмоциональной первоначальной реакции, задайте себе вопросы: «Почему он ведет себя так?», «Каковы его мотивы в данном конфликте?», «Связано ли его поведение с индивидуальными психологическими особенностями или с какой-то другой причиной?» и т.п. Отвечая на эти вопросы, вы достигаете следующего: заставляете активно работать сознание и тем самым дополнительно защищаете себя от эмоционального взрыва; даете возможность противнику «выпустить пар»; отвлекаетесь от ненужной, а порой и вредной информации, которую может выплеснуть соперник в возбужденном состоянии; ищете причину конфликта, пытаетесь понять мотивы поведение своего оппонента.

психологический конфликт эмоциональный поведенческий

Эмоции захлестывают? Стоп! Научитесь держать себя в руках - вам необходимо управление эмоциями в конфликте и брать конфликт под контроль.

Пожалуй, каждый из нас знает, что такое тяжелая ссора. После нее вы погружаетесь в пучину раздражения и злости, мысли блуждают вокруг сказанных сгоряча фраз. «Эх, как бы я его сейчас припечатал!» - с сожалением думаете вы, так и хочется вернуться и произнести более удачное выражение, которое уязвит соперника. И на следующий день вы вспоминаете о конфликте, с удивлением замечая, что раздражение ничуть не остыло, скорее наоборот.

Есть тому причина…

По статистике, конфликтов в нашей жизни больше, чем переговоров и дискуссий. Причина? Расхождения во взглядах, желаниях, надеждах. В основе всех сюжетов мировой литературы лежат соперничество и противостояние. Существует несколько базовых причин возникновения конфликта. Это:

  • недостаток общения, отсутствие информации;
  • различия в интересах;
  • противостояние групп;
  • отсутствие сочувствия к нуждам других людей;
  • трудный характер.

Без раздражения

Чтобы образовалась конфликтная ситуация, достаточно противоречий. А чтобы она превратилась в конфликт, необходим инцидент. Это может быть случайно оброненная фраза, неправильно истолкованный взгляд. Тогда формула конфликта выглядит так:
К (конфликт) = КС (конфликтная ситуация) + И (инцидент).

Необходимо управление эмоциями в конфликте и если научиться подходить к конфликту как к арифметической задаче, которую надо решить, ключ к улаживанию будет у вас в руках. Конечно, надо хорошенько потрудиться, избежать самопотакания и жалости к себе.

Первый этап обуздания конфликта - подавление раздражения. Чтобы эмоции вас не захлестнули, нужно дать им выход, иначе они разрушат все преграды на своем пути, как вода плотину. Когда основные потоки обид выплеснутся, нужно закрыть шлюз, чтобы гнев не затопил все. Отрицательные эмоции являются неизменными спутниками любой ссоры, и, подогревая свои чувства, вы способствуете тому, что градус конфликта повышается.

Гнев, чувство вражды и обиды становятся разрушительными факторами в общении. Однако с другой стороны - эти же эмоции могут быть основой для лучших, положительных перемен, если мы в этом случае мудро воспользуемся их энергией. После грозы всегда свежий воздух. Рациональный самоконтроль и управление собой помогут перевести эмоции в положительное русло. Задайте себе вопросы: «Почему я чувствую это? Что вызвало такую реакцию? Что я хочу изменить? Почему это задело мои чувствительные струны?» Используйте ответы на эти вопросы для внесения перемен в свою жизнь.

Подавите гнев!

В идеальном случае эмоции должны сделать свое дело и, конечно же, покинуть вас. Следует знать, что затаенная обида всегда неконструктивна и опасна, как спящий вулкан: в самый неподходящий момент может начаться извержение и залить все кипящей лавой.

Если же вы решите высказать свои чувства по отношению к какой-либо ситуации и приложите усилия для управления эмоциями, эффект будет больше, если вы будете соблюдать некоторые несложные правила.

  • Избегайте стремления и желания наказать другую сторону или обвинить ее в чем-то. Вы ответственны за свои чувства. Если вы намерены приступить к каким-либо действиям, то проверьте, нет ли в ваших ощущениях элементов мстительности. Поступки людей есть их поступки, а наши чувства по их поводу есть только наши чувства.
  • Возникшие бурные эмоции указывают на необходимость перемен. Подумайте, улучшат ли ситуацию ваши действия.
  • Стоит настроить себя на соответствующее выражение чувств. Если что-то доставляет вам боль или очень сердит, вы имеете полное право сказать об этом.
  • Стремитесь избежать повторения неприятной ситуации. Если вы правильно управляете эмоциями, вам удастся обойтись без рецидива.
  • Ваше раздражение может подпитать эмоции другого человека, и привести к скандалу или разрыву отношений. Скажите себе: «Мне следует подавить свой гнев». Заодно дайте понять оппоненту, что вы стремитесь остановить кипение страстей. «Я вижу, что мы еще больше раздражаемся. Пусть это останется в прошлом. Что мы можем предпринять, чтобы избежать этого впредь?» - вы можете произнести примерно такие фразы. Это особенно важно, если вы хотите сохранить отношения с этим человеком.

Махнуть рукой?

Конечно, одно дело - умозрительные размышления об управлении эмоциями в конфликте, и совсем другое - вспомнить об этих советах именно в тот момент, когда вы кипите от злости и готовы испепелить своего оппонента одним взглядом.

Чтобы иметь силы для конструктивного разрешения конфликта, постройте мысленно между собой и оппонентом невидимую преграду, через которую до вас не доносится ни одного звука. Или представьте себя внутри огромной прозрачной сферы, по поверхности которой звуки растекаются, словно капли воды. Эта сфера надежно охраняет вас от злости вашего неприятеля.

Когда вы заметите, что поток обвинений иссякает, начинайте работу по выходу из конфликтной ситуации. Если же вы не знаете, как поступить и утихомирить эмоции в конфликте, ощущаете бессмысленность происходящего, просто махните на все рукой! Иначе конфликт станет навязчивой идеей, которая питает сама себя.

В конфликтной ситуации эмоции играют значительную роль. Порой эмоции способны заставить действовать нерационально. Искусство управления собственными эмоциями состоит в умении направлять их в нужное русло. Реакции, основанные на эмоциях, часто приводят к конфликтам, а в конфликтной ситуации приводят к эскалации противодействия. Такое развитие событий негативно как для самих оппонентов, так и для коллектива. Обратимся к некоторым особенностям эмоционального реагирования в конфликтной ситуации.

Тревога - психическое состояние беспокойства, испытываемое человеком без ясного осознания его источника. Это эмоциональное состояние характеризуется напряжением, ожиданием неблагополучного развития событий. Оно включает комплекс эмоций: страх, горе, стыд, вину, интерес, возбуждение.

Тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги: может стать устойчивой чертой личности – воспринимать угрозы своему “ Я “ в различных ситуациях и реагировать на них усилением тревоги. В конфликтной ситуации тревожность такой личности обуславливает определенные реакции: всяческие попытки ухода от опасной ситуации – как в виде вербальной или физической агрессии, так и в виде ступора, оцепенения, неспособности к анализу.

Тревожная личность воспринимает мир как несущий потенциальную опасность и любой ценой стремится к спокойствию, избегая конфликтов и не отстаивая своих интересов. Тревожность может стать причиной повышенной конфликтности личности. Повышенный уровень тревоги ведет к появлению защитных механизмов, которые помогают избавиться от тревоги.

Эмоциональная ригидность – выражается в заторможенности, косности эмоциональных откликов на меняющийся объект. Мысли, действия, эмоции текущего конфликта возникают не только под воздействием происходящего в данный момент, но и под влиянием глубинных подсознательных процессов. Если мы ограничиваем выражения наших эмоций, как страх, гнев, то снижаем нашу способность адекватно воспринимать действительность.

Контроль эмоций осуществляется большей частью неосознанно. Люди с повышенным контролем за отрицательными эмоциями и люди с пониженным или нормальным контролем будут по- разному выражать их (эмоции) в ситуации конфликта.

Чувство гнева и страх легко могут создать конфликтную ситуацию. Они могут возникнуть в любом конфликте и в последующем служить для него питательной средой. Чтобы расчистить путь к решению проблемы, нужно дать другим освободиться от раздражения, прочих отрицательных эмоций и не забыть победить собственный гнев.

Решающим шагом для выхода из любого конфликта и восстановления хороших взаимоотношений является освобождение от раздражения обоих участников конфликта. Иногда вы заставляете себя раздражаться хотя бы для того, чтобы выслушать тираду оппонента. Но, в конце концов, вы должны признать ваш гнев и обращаться с ним более эффективно . Фокус состоит в том, чтобы научиться избавляться от раздражения, контролируя себя.

Взрываться или атаковать оппонента для того, чтобы освободиться от своего гнева, - это ложный путь. Это можно рассмотреть на примере длительных взаимоотношений, в ходе которых у вас родилось чувство раздражения. Вам может захотеться,выпустить пар’’. Это, например, с друзьями, которые долго общаются вместе. Например, они в раздоре, и у одного из них или у двоих нарастает раздражение в связи с чем-либо, сделанным в прошлом неправильно . Разрядка такого типа ничего не даст для решения непосредственного конфликта или для освобождения от раздражения. Все это может закончиться ссорой и криком. Вы можете оказаться в подобной ситуации и должны понимать, что решить проблему вы сможете, только успокоившись. Вы можете также заметить, что игнорирование или отрицание вашего раздражения оставит вам чувство опустошения.

К счастью, имеется возможность одновременно избавиться от гнева и разочарования. Обычно это внутренний процесс. Действуйте, таким образом, когда другой человек избавляется от возникших у него отрицательных эмоций – даже когда он просто кричит на вас. После этого, в идеальном случае, вы оба будете готовы оставить гнев за спиной (который вы рассеяли, а другой человек дал ему выход), успокоиться и разобраться в конфликтной ситуации.

Отрицательные эмоции являются поверхностной причиной конфликтов. В разных людях базовые инстинкты проявлены в разной степени и поэтому базовая мотивация у людей отличается. Именно поэтому часто возникает взаимонепонимание. Когда один человек считает предпочтительным одно, а другой – другое, то в результате каждый из них логичен, а друг друга не понимают. Если проанализировать базовые мотивации каждого то удается понять причину различий во мнениях и конфликт интересов устранить, найдя комбинацию, при которой каждый получает то, что хочет.

Никакого конфликта интересов в основе не лежит, но они сохранились с давних времен, когда регулировали отношения в человеческой стае. Сейчас можно строить отношения более тонко и эффективно – с помощью разума .

Конфликт всегда сопровождается переживанием эмоций, которые негативно влияют на наше состояние. Но призыв к участникам конфликта привести в порядок свои эмоции часто воспринимается ими как призыв к поражению. Но контролировать эмоции необходимо по следующим причинам:


  1. Стресс, неизменно присутствующий в конфликтной ситуации, сопровождается сильными эмоциональными переживаниями, приводит к снижению контроля над сознанием поведением. Контроль конфликтной ситуации осуществляет тот оппонент, который сможет справиться со своими эмоциями. Это позволит ему выбрать наилучшую стратегию поведения.

  2. По мере эскалации конфликта растет эмоциональная вовлеченность участников, которая сама по себе ведет к росту конфликтности; это провоцирует встречные агрессивные реакции. Уравновешенное состояние помешает нарастанию враждебности.

  3. Длительное и регулярное пребывание в некоторых эмоциональных состояниях губительно воздействует на состояние организма и приводит к возникновению соматических расстройств. Такого рода заболевания называют психосоматическими, а эмоции, их вызывающие – разрушительными переживаниями.
Выделяется несколько этапов протекания эмоций в конфликте:

  • восприятие события, символизация его психического образа в сознании ;

  • эмоциональная оценка события;

  • внутреннее, эмоциональное переживание;

  • внешняя эмоционально-насыщенная поведенческая реакция;

  • эмоциональный след после выхода из ситуации.
В соответствии с этими этапами предлагаются следующие методы управления эмоциями в конфликтной ситуации:

  • направленные на изменение процесса восприятия события; направленные на изменения эмоциональной оценки события;

  • направленные на изменение процесса внутреннего, эмоционального переживания;

  • направленные на изменение внешней, доступной для наблюдения реакции;

  • направленные на изменение эмоционального следа, оставшегося после прекращения конфликтного взаимодействия.
Агрессивное поведение – одна из форм реагирования оппонентов на конфликтную ситуацию. Она вызывает для вовлеченных в конфликтную ситуацию лиц негативные последствия и требует адекватных мер противостояния. Выделяются следующие способы снижения агрессии в конфликте – как собственной, так и агрессии оппонента:

  • Пассивный