Когда учить ребенка есть ложкой самостоятельно комаровский. Как научить ребенка самостоятельно есть ложкой: основные правила. А если малыш упорно не хочет быть самостоятельным

Малыш растет, и родители с гордостью наблюдают, как изо дня в день он становится все активнее и самостоятельнее. Ребенок все хочет попробовать сделать без помощи взрослых - хватает бутылочку и пьет из нее, достает свои любимые игрушки из корзинки и затем кидает их обратно.

Также первые попытки самостоятельности касаются и процесса еды. Сброшенная тарелка с супом, размазанная каша, пюре на голове, одежде и руках - такие картины мама видит каждый день.

Но подавляющее большинство младенцев восстают против ложки незадолго до того, как они превратят ее. Как родители, мы выбираем контролировать многие сферы жизни наших детей. Когда мы позволяем младенцам самостоятельно кормить больше, нам, возможно, придется отказаться от силы, которую мы имеем над тем, что и сколько они едят. Мы опасаемся, что наш ребенок мало питаются от того, что мы предлагаем, выбираем меньше питательных продуктов или вообще не принимаем ничего.

Если вы видите едва тронутый ужин, вы получаете кошмары, это обнадеживает, что исследования показывают, что маленькие дети отлично справляются с саморегуляцией. И если ваш баланс питания - ваша забота, попробуйте записать все, что ваш ребенок ел в течение недели. Вероятно, вы увидите приличное питание от всех групп продуктов.

Конечно, молодые родители теряют терпение от постоянных переодеваний и стирки вещей ребенка, и поэтому стремятся научить ребенка кушать самостоятельно. В большинстве случаев дети с радостью хватают ложечку и стараются подражать взрослым - зачерпывают ею кашу и несут ко рту. А иногда процесс самостоятельно есть ложкой у малыша может затянуться, к большому недоумению и сожалению взрослых.

Познакомьте малыша с непроливайкой

Вот почему, если ваша интуиция говорит вам, что ваше дело более сложное, всегда говорите со своим врачом или диетологом, чтобы исключить основные проблемы, которые могут повлиять на еду вашего ребенка. Если ваш ребенок близится к 9 месяцам, будьте готовы к этой вехе и работайте над созданием репертуара вашего ребенка с пищей и навыками посуды, поэтому он получает достаточное количество калорий и питания, когда ложка летит на пол. Избегайте даже тонких методов давления, таких как отвлечение вашего ребенка во время еды. Он прилипает к столу и имеет встроенную чашу, поэтому можно разливать разливы и метание тарелок. Будьте готовы к беспорядкам и более очищайте, чем обычно, но вы будете вознаграждены приятными приемами пищи и ребенком, который может сделать много самостоятельно! Доверьтесь своему ребенку, чтобы выбрать, сколько и что есть, даже если он выглядит так, как будто ему нужна ваша помощь. Большинство младенцев готовы для пальцевых продуктов уже в 6 месяцев. . Знаете ли вы, что дети в возрасте 6 месяцев могут научиться кормить себя?

Первые результативные попытки кушать самостоятельно карапуз демонстрирует в возрасте 1 года, к 1,5 годам обычно все дети относительно аккуратно кушают ложкой.

Специалисты советуют приучать малышей к ложке после 10 месяцев, однако не сильно надеясь на успех.

Какую ложечку следует выбрать для крохи?

Один из важнейших вопросов в процессе учебы, какой ложке отдать предпочтение? Обычно используют следующие виды: серебряные, специальные резиновые, анатомические либо чайные. Все хороши по-своему и каждая имеет свои недостатки, но как показывает практика, лучше всего приучить ребенка кушать самостоятельно с помощью пластмассовой ложки. Такие ложечки легкие, компактные, яркие и красочные. Когда кроха видит яркую ложку, он воспринимает ее как объект игры, и с удовольствием будет пытаться есть такой ложечкой.

Они могут работать над ручкой загруженной ложкой во рту, кормить пальцем и даже пить из открытой чашки или соломы. Вот 6 больших преимуществ, позволяющих ребенку кормить себя с самого начала. Предоставление ребенку возможности прокормить себя отлично подходит для здорового развития ребенка и стоит беспорядка.

Предоставление ребенку кормления себя чувственным опытом

Еда - это один из самых чувственных богатств младенцев - новые вкусы, запахи и текстуры. Прикосновение и чувство еды - особенно липкие, грязные, влажные продукты - отличный способ полностью задействовать чувства ребенка в процессе еды. Эти ранние сенсорные переживания помогают вашему малышу узнать, что эти новые ощущения не угрожают, вместо этого они связаны с вкусной едой.

Когда детки становятся постарше специалисты советуют выбирать им обычные столовые ложки, сделанные из железа.

Конечно, существует немало советов от бабушек и подруг, правил и рекомендаций в специальной литературе, а также видео, размещенное в интернете, как научить есть ребенка самостоятельно. Но самое главное, каждая мама должна запомнить: все дети разные, графики развития и познания окружающего мира у малышей индивидуальные.

Освобождение от кормления ребенка

Предоставляя вашему маленькому контрольу, когда он укуса, сколько он кладет ему в рот, и когда он поедает, вы встречаете его врожденное желание «сделать все это самостоятельно». В конечном счете, «контроль» родителя во время еды является иллюзией. Даже если вы контролируете ложку, ваш ребенок или малыш контролируют то, что он допускает во рту и ласточки.

Боковые побочные битвы, позволяя вашему ребенку возглавить путь. Чейзинг зерновых вокруг подноса с высоким подносом - отличная возможность для вашего ребенка усовершенствовать новые развивающиеся навыки схватки. На самом деле, часто пища является самым маленьким манипулятивным безопасным для наших детей, с которым можно взаимодействовать, поэтому приемы пищи дают ценную практику, координирующую эти очаровательные пухлые пальцы.

Поэтому, в своих попытках научить чадо есть самостоятельно все мамы должны запастись терпением. Сегодня ребенок кидает ложечку или балуется с ней, а завтра уже уверенно держит ее в руках и делает первые успехи. Все мамы должны стараться проявить свой талант и вооружиться упорством и терпением, прежде чем она подберет подход к малышу и сможет научить его кушать правильно.

Предоставление ребенку кормления себя учит осознанию тела

В процессе практики кормления себя, ваш ребенок будет изучать, где ее рот, сколько силы нужно, чтобы согнуть ее руку, чтобы принести ей руку или ложку ей в рот, как получить этот яблочный соус с ее верхней губы и как использовать две руки, чтобы держать ее чашку. Эти навыки требуют, чтобы ваш малыш координировал двигательные системы и сенсорные системы обработки мозга.

Представляем вашему ребенку пособие по твердым телам

Если вы хотите узнать больше о том, как вводить ребенка в организм, просто зарегистрируйтесь для этого бесплатного гида. Просто введите свой адрес электронной почты. Вы получите своего гида, и вы получите от меня еженедельные советы, чтобы помочь вам. Если вы хотите отказаться от подписки, в каждом письме есть ссылка.

Отличным стимулом взять ложку в руки и попытаться кушать без посторонней помощи - это присутствие за обеденным столом всей семьи. Взрослые должны с пониманием относится к долгому приему пищи, ведь зачастую совместные обеды для маленьких детей - это не утоление голода, а время, когда можно поиграть и пообщаться с близкими людьми. Также можно разумно позволять малышу есть с тарелок родителей, если при этом он пользуется ложкой.

Предоставление детского питания помогает развитию орального двигателя

Когда родители доставляют пищу ребенку во рту, у нас есть тенденция откладывать ее прямо там, где она есть, помогите ребенку взять ее из ложки или пальцев и вычистите после себя. Но, кормя себя, ваш малыш узнает через проб и ошибок то, что ему кажется, чтобы открыть рот достаточно широко для ложки, как закрыть его губы, чтобы очистить пищу от ложки, как достать этот укус зерновых с его губ на его десны для жевания, и как лизать губы чистым или вытереть этот капель, который он чувствует на своем подбородке.

Часто бывает так, что наука приучения карапуза к ложке, не всегда простая и легкая. Можно потихоньку взять маленькую ручку вместе с ложечкой в свою руку и легонько направлять ко рту малыша. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка и ставить его в какие-либо рамки.

Специалисты по питанию давно доказали, что любое насилие во время приема пищи негативно влияет на пищеварение и психику человека, особенно детей.

Несколько важных моментов

Пусть ваш ребенок научится кормить себя, будет беспорядочно. Но награды за развитие намного перевешивают беспорядок. При небольшом приготовлении - набивки или нагрудники, ткань для капель на полу или швабра поблизости - вы можете свести к минимуму беспорядок и позволить вашему ребенку полностью испытать приемы пищи.

Она является самопровозглашенной ботаницей развития ребенка в миссии, чтобы помочь родителям играть игриво и уверенно, чтобы дать своим детям самое здоровое начало. Разве не удивительно, что они могут узнать так много разных навыков, просто позволяя своему ребенку кормить себя? Дайте ему пойти и насладиться беспорядком!

Важно приучать ребенка к ложке тогда, когда ребенок действительно голоден и хочет кушать. В желании утолить свой голод ему будет не до баловства с едой, и голодное состояние станет неплохим стимулом научиться есть ложкой.

Также следует не упустить момент, когда ребенок насытится и начнет хватать еду руками либо размазывать ее по столу. Необходимо сразу пресекать такие действия и убирать тарелку с ложечкой.

Кормление шпаргалки и детского журнала для малышей

Кормите своего малыша здоровой диетой с уверенностью. Будьте первым, кто узнает о новых классах, курсах и продуктах. Изучение того, как правильно использовать кухонную утварь или выпить из чашки, - это то, что каждый ребенок учит взрослению. Для маленьких детей уже достаточно сложно справиться с этим, но еще труднее для детей с церебральным параличом. Может быть сложно держать ложку, вымывать пищу из тарелки или выпить из чашки без выпивки. Неспособность прокормить себя может вызвать разочарование у детей и отсутствие независимости.

Есть ложкой лучше всего ребенка могут научить его любимые блюда, которые неизменно вызывают его особый восторг и интерес. Немаловажный момент - это консистенция приготовленного блюда. Кушанье должно легко зачерпываться ложкой, не быть слишком жидким либо твердым. Соответственно, это могут быть каши, густые супы, детский творожок.

У каждого ребенка должна быть возможность прокормить себя и есть посуда, которая теперь может адаптироваться к потребностям детей, которые усложнили еду. Наконец, есть чашки, которые сделают пить менее сложной задачей. Чашки с вырезами позволят пить, не наклоняя голову назад. Есть также чашки с большими ручками, чтобы облегчить проведение, или есть мягкие чашки, которые также облегчают захват. Кроме того, есть односторонняя солома, которая предотвратит проглатывание воздуха, постоянно удерживая жидкость в соломе.

Питание и питье могут вызвать разочарование и отсутствие независимости для детей с церебральным параличом, но это не обязательно должно быть так. Сложность кормления себя может быть уменьшена с помощью посуды и блюд, предназначенных для самых разных потребностей. Мы надеемся, что этот пост упростит поиск инструментов, которыми может пользоваться ваш ребенок.

Существенным в учебе будет являться соблюдение режима кормления. Даже если кроха еще не совсем умеет использовать ложку, следует ее сразу давать ему в ручки, как только он усаживается за стол.

Опытные мамы практикуют такой способ учебы обращения с ложкой как еда «в две ложки». Одна ложка находится в ручке у малыша и он пытается кушать в меру своих возможностей, а другой аккуратно его кормит мама.

Что делать, если ребенок отказывается есть сам?

Оказывается, большинство из нас не делают это правильно с точки зрения развития и двигателя. Помните: мы делимся этой информацией, чтобы обучить вас и помочь вам получить наилучший опыт кормления. Мы никогда не собираемся оскорблять или позорять кого-либо, думая, что они «сделали все это неправильно» - мы просто хотим предоставить информацию, которую большинство людей не учит нигде. В конце концов, ваш ребенок, ваш выбор. для вашей семьи.

# 1: Начиная слишком рано - помните, «твердые тела» относятся к чему угодно, кроме грудного молока или формулы. Родители слышат, что большинство руководящих органов, включая Американскую академию педиатрии и Всемирную организацию здравоохранения, рекомендуют ждать около 6 месяцев, чтобы начать твердую пищу. Некоторые интерпретируют это как означающее, что пюре нужно начинать раньше, а целые, более «твердые» продукты могут начинаться через 6 месяцев. Эта рекомендация предназначена для применения ко всем «дополнительным продуктам», что означает что-либо, кроме грудного молока или формулы, а не только пища, которая находится в полной форме.


Почти все педиатры, выпустившие книги об уходе за ребенком, в том числе доктор Комаровский, подчеркивают, что вначале, когда ребенок еще только изучает такой предмет, как ложка, маме следует кормить его основным блюдом самой. Ну а вкусненький десерт можно предложить попробовать съесть самостоятельно. Особенно, это касается тех мам, которые переживают, что после самостоятельного использования ложки ребенок останется голодным.

Мы думаем, что кишка и иммунная система ребенка более готовы к еде около 6 месяцев, и когда у ребенка появляются признаки готовности, такие как хороший контроль головы, сидение с минимальной помощью, приведение рук в рот и интерес к еде. Для некоторых детей, это раньше 6 месяцев, а для других - позже. Мы не рекомендуем начинать гораздо позже, чем через 7 месяцев, по причинам, связанным с аллергеном.

# 2 Силовое кормление, удерживание рук ребенка и обманывание ребенка

С точки зрения профессионального терапевта, дополнительные когнитивные признаки важны для наблюдения за оценкой готовности к любой пище. Перед началом кормления ложкой обязательно задайте себе следующие вопросы. Когда вы едите перед своим ребенком, она достигает, чтобы достать вашу посуду из вашей руки? Представляет ли ваш ребенок визуально траекторию медленно движущегося объекта? . В качестве родителей у нас есть много вещей, которые нужно выполнить в любой день. Иногда кормление кажется просто еще одним элементом нашего бесконечного списка дел.

Также разнообразные популярные методики воспитания детей (методики Монтессори, Домана и другие) доказательно аргументируют, что ребенку необходимо предоставлять свободу и выбор действий. Поэтому, когда взрослые навязывают ложку вопреки желанию крохи, то это может привести к увеличению периода привыкания к ней.

Аккуратность и хорошие манеры за столом

Вначале о хороших манерах и аккуратности ребенка за столом можно не вспоминать, процесс освоения самостоятельной еды не способствует их развитию. Начиная с 2-3 летнего возраста мама должна потихоньку учить чадо как вести себя за столом, мягко и терпеливо объяснять, какое поведение за столом допустимо, а какое нет.Запомните, аккуратность и хорошие манеры — это вопрос времени. Научить этому вполне можно.

Попытайтесь вспомнить, что путешествие вашего ребенка в кормление важно для установления здоровой динамики кормления во взрослую жизнь. Мы хотим, чтобы наши дети знали, как есть, когда они «голодают», перестают есть, когда они заполняются, и заполняют их животики продуктами, которые помогите им почувствовать себя лучше. Этот процесс начинается с момента рождения вашего ребенка, когда вы изучаете голод и полноту реплики вашего ребенка. Это усиливается, когда вы начинаете свое путешествие в твердую пищу.

Ниже приведены несколько советов, которые помогут вам почтить реплики вашего ребенка и помочь ему послушать то, что его тело - не часы или внешнее правило - должно сказать. Младенцы, которые слишком устали, голодны или чрезмерны, вероятно, не будут наслаждаться процессом приема пищи. Никогда не обманывайте ребенка, открывая рот или вставляя ложку в рот, не осознавая, что происходит. Это может вызвать аппетиты и страх перед едой, и он контролирует то, что у нее в руке, от вашего ребенка Оставайтесь вовлеченными в процесс кормления - старайтесь не быть пассивным участником. Мы рекомендуем удалять все приборы со стола. Идите медленно, чтобы ребенок мог манипулировать едой во рту и чувствовать признаки ее тела. Не удивляйся, если она сразу не похожа на еду или кажется пораженной текстурой. Почитай ее реплики, если она откажется от пищи и не перестанет предлагать эту еду в другой раз. Заставляя ее есть, это ухудшит ситуацию. Кормите ребенка, пока она не покажет, что она полна. И наоборот, никогда не заставляйте ее заканчивать последние несколько кусков еды в миске или банке - когда она закончит, она сделала. Мы не хотим, чтобы она научилась переедать. Никогда не держите ребенка за руки, когда она пытается схватить ложку. Ее желание удержать ложку и сделать это сама по себе - фантастический шаг в развитии, и ее следует праздновать!

  • Подождите, пока ребенок в эмоциональном состоянии будет предлагать еду.
  • Пусть ваш ребенок направит процесс кормления ложкой.
Когда ложка кормления, большинство из нас кладут ложку к верхней части рта ребенка, а затем очищают пищу от верхней губы или твердого неба, так что она отходит от ложки.


Основные этапы процесса обучения

Можно выделить несколько распространенных периодов, которые проходят почти все дети, обучаясь самостоятельному приему пищи.

Период «Игра» — ложечка воспринимается лишь как новая красивая игрушка, чадо играет с ней, неумело держит и пока не сильно связывает ее с едой.

Период «Копирование» — для ребенка ложка уже связана с приемом пищи, но из-за слабой возрастной координации движения ему пока не удается донести ее ко рту.

Период «Обучение» — кроха вполне осознанно может зачерпнуть еду ложкой и сносно кушать, не всегда успешно.

Период «Привыкание» — этап для мамы, когда можно крикнуть «Ура!». Малыш уверенно держит ложечку и может кушать простые блюда почти самостоятельно.

Несколько НЕЛЬЗЯ

Что нельзя делать родителям по отношению к малышу, который пытается научиться кушать ложкой:

  1. Не ругайте ребенка за пока неумелое обращение с ложкой;
  2. Не торопите чадо в своем желании быстрее справиться с едой;
  3. Не оставляйте ребенка одного с едой за столом;
  4. Не отказывайте своему малышу в помощи, если он старается.

Заключение

Самостоятельная еда ложкой - новый этап развития маленькой личности. Следует запомнить основное - не теряйте терпение, наглядно показывайте как надо кушать с ложкой и не ругайте свое чадо. Ведь ему тяжело научиться есть самому, на этот важный навык может уйти определенное время. Не переживайте из-за большого количества уборок и стирок детских вещей. Все идет своим чередом!

Размазанная еда по столу или с ног до ушей крохи, на стене или полу каша, шлепанье ладошкой в тарелке и многое другое… Вам всё это знакомо? Значит, вы уже пробовали научить свое чадо самостоятельно есть. Возможно, у вас это получилось с огромным успехом. Тогда я вас поздравляю!

Однако если у вас эта затея потерпела фиаско, то вы, наверняка, подумали: как быть дальше? Что ж, давайте вместе попробуем разобраться в этом.

Убедитесь, что ребенок готов есть самостоятельно

Имеются разные рекомендации о том, с какого возраста следует начинать приучать ребенка самостоятельно пользоваться ложкой, пить из чашки и так далее. Одни считают, что делать это необходимо, как можно раньше, другие - позже.

На самом деле это не привязано к определенному возрасту ребенка. Ведь для одного малыша норма - лихо орудовать ложкой в годик, а в полтора - вилкой. Тогда как для другого крохи обладать этими же навыками несколько позднее - долгий путь и тяжелый труд.

Лучше ориентируйтесь на малыша и постарайтесьне упустить благоприятный период. Вы это поймете, когда увидите, что ребенок интересуется пищей взрослых на столе: протягивает свои ручки и хватает кусочки еды, держит их в руках, выхватывает из маминых рук ложку и, подражая взрослым, подносит ко рту. Считается, что это происходит обычно в возрасте от 9-10 месяцев и до 1,5 лет. Однако этот период у некоторых детей иногда наступает несколько раньше - и это абсолютно нормально.

Не упустите этот момент, полагая, что лучше накормите свое чадо сами. Поскольку потом вам в разы тяжелее будет прививать малышу навыки самостоятельности.

Ведь в этом случае экономия своего времени, сохранность чистоты полов и занавесок на кухне - временные победы.

Общие правила и принципы обучения

Запомните, никаких абсолютных правил или догм, которым необходимо неукоснительно следовать, прививая навыки самостоятельности крохе, не существует. Поскольку каждый ребенок индивидуален.

И все же для успеха постарайтесь придерживаться некоторых общих принципов обучения:

  • Принимайте решение всей семьей о том, что ребенка пора приучать есть самостоятельно. Чтобы не получилось неразберихи. Например, мама со всем усердием пытается приучить кроху мастерски утолять свой голод самостоятельно ложкой, а бабушка продолжает кормить любимого внучка или внучку сама. Это может привести к тому, что ребенок обленится.
  • Старайтесь кормить кроху в строго определенное время, поскольку это способствует нормализации режима питания.
  • Закрепляйте полученные навыки ежедневно , чтобы малыш не забывал те, которые он уже приобрел.
  • Если кроха заболел, у него плохое настроение или режутся зубки , лучше отложите занятия до его выздоровления, либо хорошего расположения духа.
  • Соблюдайте последовательность: переходите к приобретению следующего навыка самостоятельности после того, как малыш усвоит предыдущий.
  • Подавайте собственный пример. Сначала обязательно покажите, как вы сами пьете из чашки или едите из тарелки (своей!). При этом выполняя все действия поочередно, а также объясняя каждое движение. Затем вместе с малышом повторите весь процесс, но опять-таки, объясняя всё словами. И тогда малыш с удовольствием будет брать с вас пример. Ведь на данном этапе вы для крохи - проводник в большой и неизведанный для него мир. Разумеется, у малютки всё получится не с первой или даже десятой попытки: по дороге к ротику с ложки половина каши вывалится, либо она будет размазана по столу и так далее. Ведь он только в начале длинного пути. Однако спустя какое-то время ваши действия обязательно увенчаются успехом: малыш САМ будет орудовать ложкой.
  • Старайтесь устраивать совместные трапезы с семьей. Ведь каждый ребенок - маленький повторюшка. Поэтому он будет стремиться подражать действиям взрослых.
  • Предлагайте малышу действовать ложкой самостоятельно , когда он действительно голоден.
  • Приучайте ребенка к самостоятельной еде, начиная с вкусных и любимых его блюд.
  • Не забывайте, чтомалыш во время самостоятельной еды устает, поскольку тратит колоссальное количество энергии. Поэтому, если вы это заметили, то не настаивайте на продолжении самостоятельного приема пищи, лучше сами докормите кроху. Не переживайте, что это замедлит обучение. Ведь по мере взросления доля самостоятельно съеденной крохой порции увеличится.
  • Всегда хвалите ребенка, даже за небольшие достижения . Ведь он так старался! Малыш получит удовольствие как от еды, так и от сознания того, что порадовал вас. Поэтому в следующие разы постарается вновь услышать от вас слова одобрения.
  • Будьте готовы к «отходам», а также пожертвовать чистотой своей кухни, которая, вероятно, превратится в «поле боя» на весь период обучения.
  • Не высказывайте своего недовольства и не ругайте малыша, если у него не всё получается сразу: измазался с ног до головы, по дороге ко рту свалилась еда с ложки, пролилась вода из чашки и так далее. Ведь он только учится! А такая ваша реакция отобьет у крохи желание надолго что-либо делать самому.
  • Придерживайтесь принципа: «Аппетит приходит во время еды». Для этого красиво украшайте стол, используйте симпатичную детскую посуду и так далее.
  • Если ребенок упорно отказывается есть самостоятельно, не настаивайте. Поскольку это сформирует у него негативное отношение к еде. Лучше вновь приступите к занятиям спустя несколько дней.
  • Постарайтесь прививать хорошие манеры ребенку с раннего детства: перед едой мойте руки малышу, старайтесь объяснять, что посуда - не игрушки, а еда - не развлечение и так далее. Конечно, кроха это усвоит не сразу, но по мере взросления такая установка укрепится в его сознании.
  • Для малыша запаситесь специальной деткой посудой из небьющегося термостойкого пищевого пластика: тарелка, чашка, ложка, вилка. Поскольку ей предстоит много и много раз оказываться на полу.
  • Старайтесь приучать кроху к тому, что есть необходимо на кухне или в столовой.
  • По возможности приобретите специальную детскую мебель для еды : детский стульчик со съемным столиком. Чтобы крохе удобно было сидеть и кушать.
  • Постарайтесь не призывать ребенка есть за «маму», «папу», «бабушку» или других членов семьи. Потому что это формирует неправильное пищевое поведение у малыша. И вполне возможно, что в будущем он будет переедать, а это приведет к избыточному весу или развитию у него ожирения.
  • Старайтесь не поступать по принципу: «Сегодня я тебя покормлю сама, потому что спешу, а завтра ты поешь самостоятельно». Так малыш может разлениться. Да и страшного ничего не произойдет, если вы пойдете гулять на 15 минут позже.
  • Запаситесь несколькими непромокаемыми фартучками или нагрудниками, чтобы их можно было менять и удобно стирать. Хороши нагрудники , изготовленные из специального мягкого и гибкого пластикас загнутым наверх нижним краем. Поскольку они предотвращают стекание жидкой пищи на одежду малыша. Кроме того, их не нужно стирать, ведь они легко моются и сохнут. Поэтому крохе достаточно иметь всего только один такой нагрудник.

А если малыш упорно не хочет быть самостоятельным?

Возможно, вы пропустили благоприятный период - когда кроха рьяно хотел проявить самостоятельность во всем, либо в процессе обучения были допущены ошибки.

Поэтому:

* Старайтесь, чтобы начало обучения не очень затягивалось - не старше полутора-двух лет.

* Не давите на малыша и не требуйте слишком изысканных манер - со временем они придут. Поступая так, вы можете сформировать отрицательное отношение малыша к самостоятельной еде и приобретению новых навыков.

* Попробуйте призвать на помощь сверстников вашего крохи, которые уже умеют самостоятельно кушать. Ведь в компании таких же непосед и «вечных двигателей» ваш ребенок в скором времени начнет виртуозно пользоваться ложкой или пить из чашки самостоятельно. Поэтому периодически устраивайте дома детские праздники либо чаще приглашайте домой на обед деток. Особенно эта рекомендация актуальна, если малыш не посещает детский садик или до него ещё далеко.

* Старайтесь больше дать самостоятельности крохе и не слишком опекать его. Тогда он в разы быстрее усвоит новые навыки, почувствовав свою значимость.

Умение самостоятельно пользоваться ложкой и вилкой, пить из чашки - необходимые навыки самообслуживания для каждого малыша. Они пригодятся крохе не только в далекой взрослой жизни, а уже совсем скоро. Поскольку он пойдет в детский садик - и вы, разумеется, будете переживать, чтобы малютка в дали от вас не был голодный целый день. Поэтому, конечно же, приложите все усилия, чтобы научить своего малыша кушать самостоятельно. Давайте вместе разберемся, как это сделать.

Выбираем первую детскую посуду

Отдайте предпочтение посуде, изготовленной из небьющегося пищевого термостойкого пластика. При этом остановите свой выбор на сертифицированных товарах, которые выпущены известными производителями (например, Philips AVENT, Bebe Confort и так далее).

Важна цветовая палитра: чем она ярче и красочнее, с цветными картинками, тем с большим удовольствием малыш ею пользуется. Вы только представьте себе, какую радость испытает кроха, увидев в конце трапезы на дне тарелки изображение любимого мультяшного героя!

Итак, приступим к выбору посуды…

Чашка-непроливайка

Пожалуй - самый первый и необходимый предмет детской посуды для самостоятельного использования малышом. Она удобна тем, что благодаря системе «непроливайка» из чашки не вытекает ни капельки жидкости, как бы малыш ни «пытал» её. В неё встроен специальный клапан, который открывается в момент совершения ребенком сосательного движения.

Виды чашки-непроливайки:

  • С двумя ручками или ушками , за которые малютке удобно держать чашку обеими ручками - для крохи старше шести месяцев.
  • С одной ручкой - для малыша старше года. Она становится переходной между детской и взрослой чашкой.
  • Термопоильником-непроливайкой удобно пользоваться во время длительных поездок или прогулок. В них заданная температура жидкости сохраняется на протяжении нескольких часов.
  • Стакан-непроливайка с трубочкой или носиком - для ребенка более старшего возраста, который уже умеет самостоятельно держать поильник.
  • Чашки-непроливайки бывают разных цветов или прозрачными с градацией для уровня жидкости.
  • С силиконовым (чтобы малыш не поранил десны) или пластмассовым носиком.
  • Чашки, имеющие на дне резиновую подставку, которая не позволит ей упасть со стола или другой поверхности.

Тарелка

Существуют модели :

  • с двумя-тремя секциями - для разной еды
  • поддерживающие заданную температуру - с двойным или подогреваемым дном
  • меняющие свой цвет в зависимости от температуры еды
  • с ручками или без них и так далее.

Желательно, чтобысамая первая тарелка малыша была глубокой, имела форму трилистника или наклонное дно - чтобы во время трапезы малышу было удобно зачерпывать еду и доедать её. Хорошо, если тарелка будет снабжена присоской на дне с наружной стороны - дабы она случайно не соскользнула на пол во время еды.

Размер тарелки выбирайте в соответствии с возрастом малыша, а также объема обычной его порции. Благодаря чему со временам у ребенка сформируется привычка: съесть сколько положили.

Ложка

Рекомендуется пользоваться пластиковой ложкой с физиологической формой. Эта ложка изогнута так, чтобы во время еды её ручка не касалась поверхности стола, а маленькому едоку было удобно её брать в руки. Кроме того, ручка ложки должна быть округлой и не скользить.

Вилка

Пластиковая, с тупыми и закругленными зубьями, чтобы малыш не поранился. Также желательно физиологически изогнутая форма вилки.

Нож

Специальный детский и неострый. Лучше, если для ребенка вы приобретете первый нож, изготовленный из пластика.

Примечательно, что некоторые компании выпускают целые наборы деткой посуды, что очень удобно. Поскольку избавляет вас от выбора каждого предмета отдельно.

Как видите, существует великое многообразие форм и расцветок детской посуды. Выбирая её, необходимо учитывать главный принцип - чтобы малышу она нравилась, и ему было удобно ею пользоваться. Ведь нововведения не всем по душе, поэтому ребенок может капризничать или проявлять недовольство.

Учим ребенка самостоятельно пользоваться чашкой, тарелкой, ложкой, вилкой и ножом

Процесс довольно длительный, требующий от вас терпения, а также навыков настоящих переговорщиков. Потому что придется не только показать, но ещё и ухитриться донести до маленького непоседы, как это делать правильно.

Учимся самостоятельно пользоваться чашкой-непроливайкой

У некоторых детей получается практически сходу пить из обычного стакана или чашки: взял и стал пить, подражая взрослым. Разумеется, при этом он может пролить некоторое количество жидкости на себя. Но разве это главное? Ведь кроха заделал это САМ!

Другим же малышам нужно помочь научится пить из чашки сок, чай, водичку, молочные смеси самостоятельно.

Приступим к обучению:

  • Следует начинать с момента, когда ребенок уверенно с интересом берет в руки и рассматривает предметы, а также пробует их «на зуб» - примерно с пяти-шести месяцев. Поэтому дайте малышу в руки чашку-непроливайку для знакомства.
  • Как только малютка начнет проявлять интерес к новому предмету (примерно в шесть-семь месяцев), сами покажите, как нужно пить из чашки (но только из своей!), делая небольшой глоток.
  • Учите малыша пить из чашки-непроливайки . Для этого налейте в неё небольшой объем напитка, но более одной трети. Далее приложите чашку к губам малыша, поддерживая её за донышко так, чтобы он смог сделать из неё небольшой глоток - и дайте немного времени ему осознать вкус напитка. Если малыш проявит интерес к новому навыку, то можно приступать к дальнейшему обучению. Если интереса не будет, то немного повремените и вновь вернитесь к занятиям через несколько дней.
  • Со временем кроха сам захочет пользоваться красивым предметом , да еще и с вкусностью внутри.
  • Старайтесь, чтобы во время кормления в руках у малютки всегда находилась чашка-непроливайка с чаем, соком или водичкой. Пусть время от времени пьет из неё.
  • Если кроха недопил напиток, не нужно его переливать в бутылочку . Лучше помогите малышу: придержите чашку так, чтобы он это сделал сам либо допоите его из ложечки. Если все ваши усилия не увенчались успехом, не расстраивайтесь, а предлагайте крохе в течение дня по чаще питье.
  • Как только малыш начинает уверенно пить из чашки-непроливайки,наступает пора сказать бутылочке «пока» . Этот пункт актуален, кода ребенок находится на искусственном или смешанном вскармливании и уже знает, что такое бутылочка. Если малыш знаком только с маминой грудью и материнским молоком, то и не приучайте его к бутылочке, а лучше сразу переходите к чашке-непроливайке.

Момент отучения от бутылочки индивидуален. Как правило, он наступает к 10-11 месяцам, а у кого-то - к 1,5 годам, но иногда - несколько ранее или позднее. Все зависит от того, насколько кроха привязан к бутылочке.

Прежде чем приступить к отучению, убедитесь в готовности малыша:

  • Начните с дневного времени: вместо бутылочки со смесью или соком предложите крохе чашку-непроливайку. Если малыш через несколько дней уже уверенно полностью переходит на поильник без истерик (небольшие слезы все же неизбежно прольются, поэтому будьте готовы к ним), то все в порядке.
  • Тяжелее всего кроха отвыкает от вечернего кормления из бутылочки. Поэтому тут вам придется проявить большую стойкость и изобретательность. Отвлеките кроху: расскажите сказку, похвалите его за то, что он уверенно пользуется поильником и так далее.
  • Если малютка очень болезненно отнесся к замене бутылочки на чашку-непроливайку, то повремените с отучением на некоторое время. Но не откладывайте слишком надолго. Поскольку чем старше ребенок, тем сложнее его отучить от бутылочки.
  • Далее переходите к обучению крохи пить из взрослой чашки (примерно в возрасте от года до полутора лет), придерживаясь тех же принципов: показать, вместе выполнить, помогать.

Обычно малыши к полутора-двум годам уже уверенно пьют из взрослой чашки самостоятельно. Однако если этого не произошло, не расстраивайтесь, не ругайте и не заставляйте его делать это. Лучше с терпением продолжите занятия - и придет время, когда он научится пить из чашки сам.

Учимся самостоятельно пользоваться ложкой

По сути, идеально начинать приучать малыша пользоваться ложкой необходимо с момента введения первого прикорма - примерно в шесть месяцев. Но это время может наступить и несколько позднее. Конечно, это вовсе не означает, что в этом возрасте малыш возьмет в руки ложку - и будет лихо орудовать ею.

Приступим к занятиям:

  • Начните обучение в «четыре руки»: вначале каждого кормления давайте ребенку в руку ложку, пусть держит, а второй кормите его. И неважно, что он во время кормления шлепает своей ложкой по каше или пюре, стучит ею по столу и так далее. Главное - чтобы он проявлял интерес.
  • Когда малыш немного подрастет (примерно в возрасте от 8 до 9 месяцев, но возможно и немного позднее), а движения его станут более целенаправленными,начните учить малыша попадать в цель - ротик.

Ведь кроха имеет неточное представление о своем теле. Поэтому вместо ротика в первое время попадает в подбородок, нос, щеки, измазывая их. К тому же, при первых попытках самостоятельно поесть из ложки, возникает еще одна проблема: отсутствие координации движения. То есть ложка с едой у рта, но он не открывается, поэтому нужно немного подождать. Кроме того, маленькому едоку трудно учитывать длину ложки.

Поэтому, чтобы помочь крохе, вначале кормления покажите ему, как можно самостоятельно кушать на своем примере (из своей тарелки, используя свою ложку!), объясняя каждое движение. Затем совместно с ним несколько раз повторите все движения, придерживая и направляя ручку малыша в нужную строну. Но уже с ложкой малютки и из его тарелки.

  • Для первых попыток ребенка пользоваться ложкой лучше подойдет густая пища - каши или пюре . Если вы предложите крохе суп, то он просто расплескает его, не донеся до рта.

Спустя некоторое время после начала обучения малыш начнет орудовать ложкой самостоятельно, утоляя свой голод. Как правило, это происходит к полутора-двум годам, но нередко - и несколько позднее или ранее.

Не стоит переживать по этому поводу или ставить возрастные рамки для ребенка. Придет время - и он обязательно научится кушать самостоятельно. Но даже в этом случае присутствует риск того, что макароны окажутся под столом, а суп прольется на пол. Ведь крохе ещё предстоит отточить свое мастерство.

Учимся самостоятельно пользоваться вилкой

К приобретению этого навыка, как правило, следует приступать после того, как малыш уже научился управляться с ложкой самостоятельно. Обычно это происходит в возрасте от полутора до двух лет, но иногда - и несколько позднее. Однако это непринципиально, поскольку всё зависит от желания самого ребенка. Ведь иногда некоторые дети начинают уверенно пользоваться вилкой даже раньше, чем ложкой.

Принцип тот же, что и с ложкой:

  • вначале кормления показать на собственном примере, объясняя каждое движение: как держать вилку, чтобы малыш не поранился, накалывать кусочки еды (котлеты, мясо и так далее)
  • затем повторить все движения несколько раз вместе с малышом, взяв его за руку, объясняя каждый этап

Учимся самостоятельно пользоваться ножом

Не все родители приучают в раннем детском возрасте пользоваться ножом свое чадо, полагая, что это опасно. Однако намного лучше, если малыш узнает об этом предмете подробнее и именно от вас. Тогда он не будет стремиться познать «запретный плод», ведь он, как известно, сладок.

Если вы всё же решили привить и этот навык малышу, то приступать к его приобретению следует не ранее 2,5 или 3 лет , а иногда и позднее. Принцип тот же: показать, повторить, объясняя, как правильно пользоваться ножом.

Для первого знакомства ребенка с ножом можно использовать мягкие фрукты и ягоды: малину, клубнику, киви, бананы и так далее.

После того, как малыш усвоит навыки самостоятельной еды, по мере взросления он будет оттачивать их. Поэтому спустя какое-то время сможет постепенно начать пользоваться посудой для взрослых.

Пожалуй, это все что можно было рассказать о приобретении столь необходимых навыков самостоятельности каждому ребенку. Однако хочется заметить, что на практике проходит не все так гладко, да и вероятные сроки усвоения навыков самостоятельной еды «скачут». Поскольку очень многое зависит от стремлений малыша.

К тому же, вам, вероятно, придется встретиться с капризами своего крохи и его упорного нежелания приобретать новые навыки. Либо, наоборот, с излишним стремлением малютки к самостоятельности, даже с риском остаться голодным.

Поэтому прислушайтесь к своему малышу, постарайтесь не упустить благоприятные моменты для получения новых навыков им. Главное - запомните, что всё сугубо индивидуально.