Анализ рассказ а куприн жизнь. Сочинение на тему «Полесская сказка» А

Тема "Олеси" Куприна - бессмертная тема сердечных взаимоотношений и пылающих страстей. Она ярко и искренне для своего времени показана в трогательном рассказе Куприна, написанном в самом центре природы на Полесье.

Столкновение влюбленных из различных социальных групп обостряет их отношения оттенком жертвования собой, собственными жизненными принципами и оценками их другими людьми.

Анализ "Олеси" Куприна

Загадочная девушка, родившаяся в окружении природы, вобрала в себя все неподдельные и непорочные черты кроткого и простого характера, сталкивается с совершенно непохожей личностью - Иваном Тимофеевичем, который считается эффектным представителем общества в городе.

Начавшиеся трепетные отношения между ними предполагают совместную жизнь, где как заведено, женщина обязана приспособиться к новой окружающей атмосфере быта.

Олеся, привыкшая к своему сказочному обитанию в спокойном,любимом лесу с Мануйлихой, весьма тяжело и мучительно воспринимает перемены в ее жизненном опыте, фактически поступаясь собственными принципами, чтобы быть вместе со своим возлюбленным.

Предчувствуя непрочность отношений с Иваном, она в безжалостном, отравленном бездушием и непониманием городе идет на совершенное самопожертвование. Однако до тех пор отношения молодых прочны.

Ярмола описывает Ивану образ Олеси и ее тети, доказывает ему уникальность того, что в мире обитают маги и чародейки, побуждает его чрезвычайно увлечься загадкой простой девушки.

Особенности произведения

Очень красочно и естественно писатель рисует место обитания волшебной девушки, что нельзя не заметить при анализе "Олеси" Куприна, ведь пейзаж Полесья подчеркивает исключительность проживающих в ней людей.

Нередко говорится, что истории рассказов Куприна написала сама жизнь.

Очевидно, большинству молодого поколения будет сперва непросто понять смысл рассказа и то, что хочет передать автор, однако позднее, после чтения некоторых глав, они смогут заинтересоваться этим произведением, открыв для себя его глубину.

Главные проблемы "Олеси" Куприна

Это превосходный писатель. Ему удалось выразить в собственном творчестве самые тяжелые, высокие и нежные человеческие эмоции. Любовь — есть чудесное чувство, которым испытывается человек, словно пробным камнем. Умение по-настоящему и с открытым сердцем любить имеют отнюдь не многие. Это судьба волевой личности. Как раз подобные люди интересуют автора. Люди правильные, существующие в гармонии с собой и окружающим миром, являются образцом для него, собственно такую девушку создает в рассказе "Олеся" Куприн, анализ которого мы разбираем.

Обычная девушка обитает в окрестностях природы. Она прислушивается к звукам и шелесту, разбирает крики разных существ, весьма довольна своей жизнью и независимостью. Олеся самостоятельна. Ей достаточно той сферы коммуникации, какая у нее имеется. Обступающий со всех сторон лес она знает и разбирает, девушка отлично чувствует природу.

А вот встреча с человеческим миром сулит ей, к несчастью, сплошные неприятности и горе. Горожане думают, что Олеся и ее бабка - ведьмы. Они готовы свалить все смертные грехи на этих несчастных женщин. В один прекрасный день гнев людей уже согнал их с теплого места, и отныне у героини одно лишь желание: чтобы от них отвязались.

Однако бездушный людской мир не ведает помилования. В этом и кроются ключевые проблемы "Олеси" Куприна. Она по-особенному разумна и сообразительна. Девушка отлично осознает, что предвещает ей встреча с городским обитателем, "панычом Иваном". Она не подходит для мира вражды и ревности, выгоды и фальши.

Непохожесть девушки, ее изящество и самобытность вселяют в людей злобу, боязнь, панику. Абсолютно во всех невзгодаз и несчастьях горожане готовы винить Олесю и бабкеу. Их слепой ужас перед "колдуньями", которыми они нарекли их, разжигается расправой без всяких последствий. Анализ "Олеси" Куприна дает нам понять, что появление девушки в храме — это не вызов жителям, а стремление понять человеческий мир, в котором обитает ее любимый.

Главными героями "Олеси" Куприна являются Иван и Олеся. Второстепенные - Ярмола, Мануйлиха и остальные, в меньшей степени важные.

Олеся

Молоденькая девушка, стройная, высокая и очаровательная. Ее вырастила бабушка. Однако невзирая на то что она неграмотна, в ней есть естественный разум столетий, фундаментальные знания людской сущности и любопытство.

Иван

Молодой литератор, разыскивая музу, прибыл из города в деревню по должностным делам. Он интеллигентный и умный. В селе отвлекается с помощью охоты и знакомства с деревенскими жителями. Независимо от собственного происхождения он ведет себя обычно и без высокомерия. "Паныч" добродушный и чуткий парень, знатный и слабохарактерный.

В конце девятнадцатого века А.И. Куприн был управляющим имением в Волынской губернии. Под впечатление от прекрасных пейзажей того края и от драматической судьбы его жителей, он написал цикл рассказов. Украшением этого сборника стала повесть «Олеся», рассказывающая о природе и настоящей любви.

Повесть «Олеся» - одно из первых произведений Александра Ивановича Куприна. Оно поражает своей глубиной образов и необычным сюжетным поворотом. Эта повесть уносит читателя в конец девятнадцатого века, когда старый уклад русской жизни столкнулся с необычайным техническим прогрессом.

Произведение начинается с описания природы края, куда по делам имения приехал главный герой Иван Тимофеевич. На улице зима: метели сменяют оттепели. Уклад жителей Полесья кажется Ивану, привыкшему к городской суете, необычным: в деревни до сих пор царит атмосфера суеверных страхов и боязнь нововведении. Время как будто остановилось в этом селении. Неудивительно, что именно здесь главный герой встретил колдунью Олесю. Их любовь изначально обречена: слишком разные герои предстают перед читателем. Олеся – полесская красавица, гордая и решительная. Во имя любви она готова пойти на многое. Олеся лишена хитрости и корысти, ей чуждо себялюбие. Иван Тимофеевич же наоборот неспособен на принятие судьбоносных решений, в повести он предстает как человек несмелый, неуверенный в своих поступках. Он до конца не представляет своей жизни с Олесей, как с супругой.

С самого начала Олеся, обладающая даром предвиденья, чувствует неизбежность трагического конца их любви. Но она готова принять всю тяжесть обстоятельств. Любовь дарит ей уверенность в собственные силы, помогает выстоять все тяжести и невзгоды. Стоит заметить, что в образе лесной колдуньи Олеси А. И. Куприн воплотил свой идеал женщины: решительной и мужественной, бесстрашной и искренне любящей.

Фоном отношений двух главных героев повести стала природа: она зеркально отражает чувства Олеси и Ивана Тимофеевича. Их жизнь на мгновение превращается в сказку, но только на мгновение. Кульминацией повести становится приход Олеси в деревенскую церковь, откуда местные жители прогоняют ее. Ночью этого же дня разгорается страшная гроза: сильный град уничтожил половину урожая. На фоне этих событий, Олеся с бабушкой понимаю, что суеверные селяне непременно обвинят в этом их. Поэтому они решают уйти.

Последний разговор Олеси с Иваном происходит в избушке в лесу. Олеся не говорит ему, куда уходит и просит, чтобы он не искал ее. В память о себе девушка дарит Ивану нитку красных кораллов.

Повесть заставляет задуматься о том, что такое любовь в понимании людей, на что способен во имя нее человек. Любовь Олеси – это самопожертвование, именно ее любовь, как мне кажется, достойна восхищения и уважения. Что же касается Ивана Тимофеевича, то малодушие этого героя, забавляет усомниться в искренности его чувств. Ведь если ты действительно кого-нибудь любишь, то разве позволишь, чтобы любимый человек страдал.

Краткий анализ рассказа Куприна Олеся для 11 класса

Произведение «Олеся» было написано Куприным, когда к людям, занимающимся лечением травами, относились с опаской. И хотя многие к ним приходили лечиться, в свой круг православных крестьян особо не пускали, считая колдунами, во всех своих бедах обвиняя их. Так получилось и с девушкой Олесей и ее бабушкой Мануйлихой.

Олеся выросла среди леса, познала много тайн связанных с травами, научилась гадать, заговаривать болезни. Девушка выросла бескорыстная, открытая, рассудительная. Она просто не могла не понравиться Ивану. Все способствовало завязыванию их отношений, которые переросли в любовь. Сама природа помогала развиваться любовным событиям, светило солнышко, ветерок играл листвой, вокруг щебетали птицы.

Иван Тимофеевич, наивный молодой человек, встретив непосредственную Олесю, решил ее подчинить себе. Это просматривается в том, как он ее уговаривает посетить церковь. На что девушка соглашается, зная, что это делать нельзя. Уговаривает ее уехать с ним и выйти за него замуж. Он даже о бабушке подумал, если она не захочет жить с нами, в городе есть богадельни. Для Олеси такое положение вещей совершенно неприемлемо это предательство по отношению к близкому человеку. Она выросла в гармонии с природой и для нее многие вещи цивилизации непонятны. Несмотря на то, что молодые люди встречаются и на первый взгляд у них все хорошо, Олеся не доверяет своим чувствам. Гадая на картах, она видит, что продолжения их отношений не будет. Иван никогда не сможет ее понять и принять такой, какая она есть, а общество, в котором он живет тем более. Такие, как Иван Тимофеевич любят подчинять себе, но не у всех это получается и скорее они сами идут на поводу обстоятельств.

Олеся и ее бабушка принимают мудрое решение, чтобы не ломать свою жизнь и Ивана Тимофеевича тайно покидают насиженное место. Людям из разных социальных групп трудно найти общий язык еще труднее влиться в новую среду. На протяжении всего произведения автор показывает насколько разные эти двое влюбленных. Единственно, что их связывает это любовь. У Олеси она чистая и бескорыстная, у Ивана эгоистичная. На противопоставлении двух личностей и построено все произведение.

Анализ повести для 11 класса

Несколько интересных сочинений

    С самого рождения начинается обучение человека. У кого-то оно длится до конца жизни. Есть разные способы обучения, но часто для этого мы используем книги. Ведь книга – это наш главный источник знаний.

  • Анализ романа Новь Тургенева

    Это произведение Тургенев напрямую связал с происшествием студенческого «хождения в народ», которые происходили в семидесятых годах восемнадцатого века. Пусть действие романа разворачиваются в шестидесятых годах

  • Сочинение Человек хозяин своей страны 4 класс

    Каждый рождающийся ребёнок, автоматически становиться гражданином своего государства, на территории которого он родился. Другой вопрос, как родители оформят это гражданство. Ребёнок ступает в период младенчества, мама ведёт тщательный уход за ним

  • Анализ сказки Либерал Салтыкова-Щедрина сочинение

    Основным персонажем произведения является представитель либеральных взглядов, представленный писателем в образе безымянного интеллигента.

  • Анализ рассказа Лескова Запечатленный ангел

Тематика и проблематика творчества Куприна. Анализ повестей «Молох» и «Олеся».

Каждого писателя формируют его жизненные обстоятельства (в детстве умирает отец, нет средств к существованию, московский вдовий дом, с 7-ми лет отдан в Разумовский пансион, казённое обеспечение, в 10 лет – ученик военной! Гимназии, строгие порядки, которая впоследствии была преобразована в кадетский корпус – карьера военного. После поступил в Александровское Юнкерское училище. 1890 год, подпоручик, 4 года отдал военной карьере. Днепровский полк квартировал в провинциальных городках – наблюдал эту жизнь. Подольская губерния, провинция.

1894 – Куприн выходит в отставку избрав путь профессионального писателя. Детство – унижение перед ʼʼблагодетелямиʼʼ, годы детства ʼʼбезрадостные на казённых харчахʼʼ, строгость, порядок. Юность – заштатный полк, бесцветное существования в пошлости и обыденности.

Писатель – нет денеᴦ. Исходил, изъездил среднюю полосу, южную, кем работал? Грузчиком, управляющим имением, землемер, рыбак, кузнец, пел в хоре (провинциальная сцена), газетное дело: репортёр (очерки и другое). Все испытания закалили его характер и дали много жизненных наблюдений. Материал данный очень важен. Куприн стал своим в различных сферах.

Писателя всœегда притягивали (на раннем этапе) глубины человеческой души и её скрытые возможности, первые его рассказы были написаны на военную тематику: ʼʼДознаниеʼʼ о всœечеловечных порядках, ʼʼНочлегʼʼ, прапорщик армейский. Большое внимание уделял внутреннему миру человека, необычные условия, психология, подсознание. Особые ракурсы темы: игрушка, воробей, ужас. Пограничные состояния.

Тема любви его волновала: тоже дала богатый материал. Много рассказов о гибели любви, красоты, он говорит о расточении врождённых способностей ʼʼПогибшая силаʼʼ. Для его важны потенциально заложенные, яркие порывы жизни. ʼʼСвятая любовьʼʼ, ʼʼСтрастная минутаʼʼ. С большой симпатией описывает своих героинь, часто вступают в столкновение с жестокостью, эгоцентризмом жизни. Яркие характеры на цирковую тематику ʼʼАллесʼʼ, ʼʼЛоллиʼʼ, часто это самоотверженные героини, которые идут на жертвы ради своей любви. Купрн создал 10-ки романтических историй. Руководствовался любовь даёт напряжённые переживания. Повод для изображения ярких характеров. Любовные переживания естественное раскованное проявление духовного мира.

Малая жанровая форма не давала Куприну изложить всœе свои мысли и чувства. Переходит к повести ʼʼМолохʼʼ и ʼʼОлесяʼʼ. Эти повести связаны между собой ʼʼот противногоʼʼ. Обе они написаны по впечатлениям от поездок Куприна в донецкий угольный бассейн и в полесье. Условно: связаны молох о вреде научно-технического прогресса гибельная его сторона. А Олеся идеал естественного человека. В Молохе, прежде всœего, отмечали социальный мотив и эксплуатацию рабочей буржуазии. Трагическое положение. Использует очерки о донецких предприятиях. Невыдуманное, очень убедительно воссоздаёт условия, изображает желœезный закон за борьбу существование. Главный герой – инженер Бобров. Рефлексирующий герой. Инженер бобров принадлежит именно к такому типу героев. Завод уподоблен богу – Молоху. Ради развития научно-техническог прогр.
Размещено на реф.рф
ʼʼХороша ваша цивил, в случае если её плоды исчисл…ʼʼ. Острый социальный конфликт приобретает философское осмысление. Содержание повести: наблюдения инженера за работой завода и безнравственной заводской элитой. Предприниматель Квашнин и его окружение.

Тема молоха – божества.

Драма не реализовавшей себя души. Драма честного по природе человека, который не сумел найти себя и реализовать. Для Куприна самое страшное следствие желœезной цивилизации – гибель душевной чистоты в людях.

Куприн ищет свой идеал в области неподвластной молоху – естественный человек, возникает повесть Олеся. Представитель интеллигент, рефлексирующий, Олеся цельная, страстная, дикая. Интеллигент проигрывает. В начале повести Олеся говорит о Своём возлюбленном: вы хотя и добрый, только слабый. У героя отсутствует цельность натуры, глубина чувств, в данном его слабость. Олеся выросла вдали от фальшивых общественных устоев. Куприн идеализирует образ ʼʼдочери лесовʼʼ. Как часто у Куприна это бывает, эта любовная история заканчивается крахом. Нет хэппи-энда, выхода для героя. Эта повесть поэтичная. Куприн описывает картины природы. Природа им тоже содействует, украшает их историю. Первые рецензенты назвали эту повесть ʼʼлеснойʼʼ симфонией. Слияние с природой даёт полноту и чистоту душевного мира. Эта повесть – одно из звеньев Полесского цикла Куприна. Это рассказы как ʼʼЛесная глушьʼʼ, и пр.

Перекличка с ʼʼзаписками охотникаʼʼ Тургенева, поэтизация природы. Хотя герои другие. Куприн очарован живописным краем. Среднерусская полоса. Её обитатели и их интересные характеры.

Выразились творческие принципы: писатель должен наблюдать жизнь. Куприн был мастером точной детали и насыщенного информацией стремительно повествования. Всегда присутствует сюжет. Иногда в одном абзаце совмещалась сконцентрированность. Определённость позиции: что любишь, а что ненавидишь, что собственно хочешь сказать. Свой взгляд выражал определённо и эмоционально.

Формы: рассказ в рассказе. При этом возникает субъективное восприятие человека и это позволяет достоверно представить информацию. Глазами непосредственно активного участника – чужая речь (приём), более глубоко видеть ситуацию.

Тематика и проблематика творчества Куприна. Анализ повестей «Молох» и «Олеся». - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Тематика и проблематика творчества Куприна. Анализ повестей «Молох» и «Олеся»." 2017, 2018.

Сочинение

Молодые прозаики сразу освоили особый тип повествований, небольших, с предельно упрощенной сюжетной основой, раскрывающих не события, отношения, а какое-то состояние человеческой души. Даже там, где речь шла о социально-конкретной ситуации, главным оказывалось ее восприятие личностью, а не она сама.

Известный критик В. Боровский писал о творчестве одного из самых читаемых в 90-х гг. писателей - А. Куприна, что он все «трактует с внутренней, духовной, эстетической стороны, а не с внешней, материальной, политической». Нечто подобное можно было сказать и о многих других авторах. Что касается Куприна, то он и в «многонаселенной» повести «Молох» из жизни фабрики передал прежде всего зыбкое, неуверенное, подверженное стихийным порывам мироощущение инженера Боброва, процесс его одиноких, мучительно противоречивых, безрезультатных размышлений. От Л. Толстого воспринял создатель «Молоха» священный цвет: «Смотрите, как лучезарно-прекрасен и как велик человек!» Но по своей современности Куприн видел печальное расточение красоты и силы, измельчание чувств, заблуждение мысли. Причин юму было много. Среди них Куприн выделял «голый» технический прогресс и мнимую буржуазную цивилизацию. Тем не менее след за Чеховым верил: «грядущая истинная культура облагородит человечество». Идеал писателя восходил к победе «силы духа» над «силой тела» и «любви, верной до смерти». Это чувство иыдслено как стимул расцвета личности. Причем равно очистительная энергия усмотрена в «нежном, целомудренном благоухании» любви и «трепете, опьянении» чистой страстью. Поклонением этим нравственным ценностям овеяно все творчество Куприна.

Он много писал о гибели таланта, красоты, одиночестве людей. Но и в мрачных картинах были блики света. Поэтичны, хотя отнюдь не идеализированы, цирковые актрисы в рассказах «Лолли», «Гранатовый браслет». Им свойственно соединение «детской чистоты сердца с хладнокровной отвагой», что всегда привлекало Куприна в сочинениях Р. Киплинга, А. Дюма, Д. Лондона. Однако душевный взлет купринских героинь не исключает странного их тяготения к ничтожным людям. Природой данный дар самоотвержения изнутри подточен некоей слепотой души. Куприн, однако, нашел и особые, исключительные условия, позволившие ему создать романтизированный образ женщины и идеальной ее любви. Так прозвучала поэтическая и трагическая история молодой девушки в повести «Олеся».

По внешнему и внутреннему облику дочь лесов Олеся живо напоминает Марьяну из «Казаков» Л. Толстого. Яркая и оригинальная красота полесской «колдуньи» тоже сочетается с врожденным благородством. Городской интеллигент Иван Тимофеевич испытывает к ней сходное с Олениным восхищенное влечение. Вместе с тем Куприну дорог и пафос толстовской «Власти тьмы». Деревня в его повести «окутана тьмой», разобщена, бесчувственна. «Цельная, самобытная, свободная натура» потому и существует, что отъединена от мрачных крестьян (общинные идеалы Толстого не приняты), взращена только вольной природой.

Естественное состояние человека, по Куприну, лишено противоречий, органично сочетает в себе сильные эмоции и чистые помыслы, твердую волю и трепетные переживания. Небывалые возможности выражены в самоотреченном чувстве Олеси к слабому, не лишенному эгоизма Ивану Тимофеевичу. Но чудом возникшая возвышенная душа вынуждена скрываться от жестоких людей, страдать от равнодушия своих близких. В творчестве Куприна постоянно подозревали отсутствие обобщений, концепции мира. К. Паустовский тоже увидел лишь «поток жизни».

Молодые прозаики сразу освоили особый тип повествований, небольших, с предельно упрощенной сюжетной основой, раскрывающих не события, отношения, а какое-то состояние человеческой души. Даже там, где речь шла о социально-конкретной ситуации, главным оказывалось ее восприятие личностью, а не она сама.

Известный критик В. Боровский писал о творчестве одного из самых читаемых в 90-х гг. писателей - А. Куприна, что он все «трактует с внутренней, духовной, эстетической стороны, а не с внешней, материальной, политической». Нечто подобное можно было сказать и о многих других авторах. Что касается Куприна, то он и в «многонаселенной» повести «Молох» из жизни фабрики передал прежде всего зыбкое, неуверенное, подверженное стихийным порывам мироощущение инженера Боброва, процесс его одиноких, мучительно противоречивых, безрезультатных размышлений. От Л. Толстого воспринял создатель «Молоха» священный цвет: «Смотрите, как лучезарно-прекрасен и как велик человек!» Но по своей современности видел печальное расточение красоты и силы, измельчание чувств, заблуждение мысли. Причин юму было много. Среди них Куприн выделял «голый» технический прогресс и мнимую буржуазную цивилизацию. Тем не менее след за верил: «грядущая истинная культура облагородит человечество». Идеал писателя восходил к победе «силы духа» над «силой тела» и «любви, верной до смерти». Это чувство иыдслено как стимул расцвета личности. Причем равно очистительная энергия усмотрена в «нежном, целомудренном благоухании» любви и «трепете, опьянении» чистой страстью. Поклонением этим нравственным ценностям овеяно все творчество Куприна.

Он много писал о гибели таланта, красоты, одиночестве людей. Но и в мрачных картинах были блики света. Поэтичны, хотя отнюдь не идеализированы, цирковые актрисы в рассказах «Лолли», « ». Им свойственно соединение «детской чистоты сердца с хладнокровной отвагой», что всегда привлекало Куприна в сочинениях Р. Киплинга, А. Дюма, Д. Лондона. Однако душевный взлет купринских героинь не исключает странного их тяготения к ничтожным людям. Природой данный дар самоотвержения изнутри подточен некоей слепотой души. Куприн, однако, нашел и особые, исключительные условия, позволившие ему создать романтизированный образ женщины и идеальной ее любви. Так прозвучала поэтическая и трагическая история молодой девушки в повести «Олеся».

По внешнему и внутреннему облику дочь лесов Олеся живо напоминает Марьяну из «Казаков» Л. Толстого. Яркая и оригинальная красота полесской «колдуньи» тоже сочетается с врожденным благородством. Городской интеллигент Иван Тимофеевич испытывает к ней сходное с Олениным восхищенное влечение. Вместе с тем Куприну дорог и пафос толстовской «Власти тьмы». Деревня в его повести «окутана тьмой», разобщена, бесчувственна. «Цельная, самобытная, свободная натура» потому и существует, что отъединена от мрачных крестьян (общинные идеалы Толстого не приняты), взращена только вольной природой.

Естественное состояние человека, по Куприну, лишено противоречий, органично сочетает в себе сильные эмоции и чистые помыслы, твердую волю и трепетные переживания. Небывалые возможности выражены в самоотреченном чувстве Олеси к слабому, не лишенному эгоизма Ивану Тимофеевичу. Но чудом возникшая возвышенная душа вынуждена скрываться от жестоких людей, страдать от равнодушия своих близких. В творчестве Куприна постоянно подозревали отсутствие обобщений, концепции мира. К. Паустовский тоже увидел лишь «поток жизни».