Элла фицджеральд биография краткая. Фицджеральд Элла Джейн — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

Ella Fitzgerald

Величайшая джазовая вокалистка, получившая звание "первой леди джаза" родилась 25 апреля 1918 года в Ньюпорт-Ньюс, штат Вирджиния.
Нежное и легкое вибрато, присущее ее голосу, превращало каждое исполнение в лирический монолог, а огромный диапазон и виртуозный скэт придавали невероятную энергию каждому ее выступлению.

Наибольшие ее удачи в исполнении джазовых стандартов-
Lady,Be Good; How High The Moon; Mr.Paganini; Mack TheKnife.
В детстве училась танцевать и мечтала о кардибалете. Петь начала в 14 лет в ньюйорском клубе Opera House и в 1934 году стала победительницей
на конкурсе в Гарлеме.

В 1937 году начала выступать с танцевальным оркестром Чика Уэба. Первый успех принесла песня на собственные слова A-tisket - A-tasket. После смерти Уэба в течение трех лет (1939-1942) возглавляла биг-бенд.
В 1942-1946 годах работала с разными музыкантами, но вся ее дальнейшая каръера связана с антрепризой Номана Гренца.
Успех принесли организованные Гренцом выступления и записи с трио Оскара Питерсона и оркестром Каунта Бейси.

В 1956-1958 годах при поддержке Гренца записала двойные альбомы с песнями самых популярных американских композиторов Керна, Портера, Роджерса, Элингтона, Арлена, Мерсера. Сотрудничала со многими выдающимися музыкантами и выступала в самых крупных концертных залах мира.

В начале 70-х годов покинула сцену из-за резкой потери зрения, но после нескольких сложных операций продолжила выступления.
В последние годы жизни пела сидя в инвалидном кресле.
Получила множество разных наград, в 1986 году стала почетным доктором
Йельского университета.
Снялась в кинофильмах "Блюз Пита Келли" (1955) и "Сент-Луис-блюз" (1958) и других. Умерла 15 июня 1996 года в Биверли-Хиллс, штат Калифорния.

Она была рождена чтобы петь

Многие книги об Элле Фитцжеральд начинаются с восклицания: "Она была рождена чтобы петь". Но Элла не собиралась петь.
Подружка по школе вспоминала: "В 11 лет она вечно торчала в окне раскачиваясь и пританцовывая. То же самое было и во дворе школы во время перерыва. Элла, найдя тихий угол, танцевала сама с собой, раскачиваясь и притоптывая".

Элла не знала своего отца. Родившись в Ньюпорт-Ньюс, выросла в Юнкерсе и сбежала из дома от отчима после смерти матери. Подростком она зарабатывала на мостовых Гарлема песнями и танцами, заодно предупреждала местных рабынь любви о приближении полицейских.
Элла принадлежала к первому поколению в истории, выросшего при громофоне и при радио. Это была революционная эпоха, обозначившая появление массовой культуры. Популярные песни стали по настоящему популярными. Люди проводили целые дни возле первых приемников. Что касается Эллы, то для нее многое решалось в тот момент когда она услышала Луи Армстронга. Она была подростком, мечтавшем стоять на сцене у микрофона вместе с "Сачмо". И мечты осуществились. В 16 лет в чужих обносках и мужских ботинках Элла появилась на том самом знаменитом конкурсе талантов в театре "Апполо".

Когда ее подвели к знаменитому Чику Уэбу, он сказал: "Уберите эту страшную старушку". Но всеже, будучи допущенной к конкурсу, Элла получила первый любительский приз. Тот же Чик Уэб был настолько восхищен ее выступлением, что предложил войти в свой оркестр.

После смерти Уэба Элла стала руководителем этого оркестра.
Коллеги джазмены часто обвиняли Эллу в том, что она поет так как хотят белые, но Элла пела "как чувствовала". Это были ее самые знаменательные слова.
Известность Эллы равна только Луи Армстронгу. Как-то Элле сказали, что в Италии ее зовут "Мама-джаз". "Это замечательно придумано, - сказала Элла, - я страшно рада и надеюсь, что меня не назовут однажды "Бабушка-джаз".
Муж Эллы Рэй Браун играл в трио Оскара Питерсона, был его двойником и другом. В 1961 году Элла отправилась с трио на европейские гастроли. Она превратила трио в квартет, ибо была четвертым инструментом. Ее голос звучал как саксафон.

Сколько же она записала песен? Несколько тысяч. Музыкальный критик Джеймс Кокс пишет, что она пела для шести поколений слушателей. Она пела главам государств, королям, шейхам.

О вокальных данных Эллы Фитцжеральд можно гоаворить часами: о ее невероятной способности менять ритм, ускорять, замедлять, взмываться, кружиться, о ее знаменитых глиссандо, о ее подражании музыкальным инструментам, о ее шутках и вставлении в тексты песен и баллад всяческой отсебятины.

Элла была застенчива, не любила прессу и интервью, а на сцене всегда нервничала до тех пор пока не брала в руки микрофон.

"Сердца для Эллы"

Элла награждалась премиями, званиями и дипломами. Она 13 раз была призером высшей музыкальной награды "Гремми", а также премиями имени Кенеди. Она была награждена Национальной медалью Искусств, которую ей вручил сам Президент США.

Престижные университеты страны сделали певицу своим почетным доктором.
В 1990 году по инициативе национального банка "Америкенэкспресс" был организован концерт в ньюйоркском "Сити-Холле".
Он назывался "Сердца для Эллы".

Вторым спонсором былла ассоциация кардиологов. На афише были такие слова: "За 56 лет каръеры Элла загнала свое сердце, она слишком много пела для вас, слишком много вложила в свои песни любви. Теперь ваш черед вернуть ей долг".

По сути дела это было прощание с Эллой. Она уже была тяжело больна и в том же году, выступая в Париже, пела фактически сидя.
Элла выступала до 1992 года. 1993 году она перенесла тяжелую операцию по ампутации ног, после чего здоровье резко ухудшилось.

В субботу 16 апреля 1996 года, Эллы, которая всем нам не просто пела о любви,а дала столько любви, не стало.

Элла Фицджеральд (Ella Fitzgerald) , известная как «Первая леди джаза» и «Леди Элла» , прошла через нелегкое детство, но это не сломило ее. Напротив, она выбрала карьеру певицы и дебютировала в Театре «Аполло» в 1934 году. Начав с любительских вокальных конкурсов, она сумела добраться до вершины и возглавить список лучших певиц десятилетия. Немалую роль сыграли ее вокальные способности, которыми она была наделена с рождения, поставленная интонация и широкий репертуар песен – благодаря всему этому Фицджеральд была удостоена 13 премий «Грэмми», а продажи ее альбомов достигли 40 миллионов копий.

Элла Фицджеральд стала первой вокалисткой, импровизировавшей голосом

Элла Фицджеральд родилась 25 апреля 1917 года в Ньюпорт-Ньюс. Ее родители Уильям Фицджеральд (William Fitzgerald) и Тэмперанс Уильямс Фицджеральд (Temperance «Tempie» Williams Fitzgerald) жили в гражданском браке. У юной Эллы было трудное детство, отношения между родителями стали еще хуже после ее рождения. Вместе с матерью девочка переехала в Йонкерс, городок в Нью-Йорке, где они жили с маминым новым ухажером Джозефом ДеСилва (Joseph DeSilva). В 1923 году к ним перебралась сводная сестра Фицджеральд Фрэнсис. Ее семья бедствовала, и она устроилась работать на почту. Главной мечтой девушки была стать балериной.

Судьбоносное выступление

После смерти матери в 1932 году Фицджеральд окончательно перебралась жить к тете. Девушка стала пропускать школьные занятия, и ее отправили в специальную школу, но надолго она там не задержалась. В 1934 году Фицджеральд все еще пыталась устроиться в жизни. Укрываясь на улицах города, она подала заявку на участие в вокальном конкурсе в гарлемском театре «Аполло». Тогда она спела песню Judy Хоги Кармайкла (Hoagy Carmichael) и выиграла 25 долларов за призовое первое место.

Это неожиданное выступление в «Аполло» дало мощный старт карьере Фицджеральд. Вскоре она познакомилась с бэнд-лидером и барабанщиком Чиком Уэббом (Chick Webb) и присоединилась к его группе в качестве вокалистки. В 1935 году они вместе записали Love and Kisses и стали регулярно выступать в одном из лучших джаз-клубов Гарлема – Савое (Savoy). Элла Фицджеральд выпустила свой первый сингл A-Tisket, A-Tasket в 1938 году, записанный в соавторстве. Годом позже вышел ее второй хит I Found My Yellow Basket.

«Верховная жрица джаза» ,
Мел Торме (Mel Torme)

«Величайшая певица из всех, кого мне доводилось слышать»,
Перл Бэйли (Pearl Bailey)

«Мужчина, женщина или ребенок – Элла величайшая среди всех» ,
Бинг Кросби (Bing Crosby)

Несмотря на то, что некоторые критики твердили о нехватке глубины в ее голосе наряду с другими блюзовыми исполнителями, Фицджеральд заслужила уважение со стороны многих музыкальных деятелей.

Наряду с работой в оркестре Уэбба, Фицджеральд выступала и записывалась с биг-бэндом Бенни Гудмана (Benny Goodman). У нее также был и собственный сайд-проект с названием Ella Fitzgerald and Her Savoy Eight («Элла Фицджеральд и ее восьмерка из Савоя») . После смерти Чика Уэбба в 1939 году певица взяла на себя руководство бэндом и переименовала его – Ella Fitzgerald and Her Famous Orchestra (Band). Примерно в это же время Элла Фицджеральд вышла замуж за Бена Карнеги (Ben Kornegay), осужденного наркоторговца и мошенника. Они поженились в 1941 году, но их брак вскоре был расторгнут.

Взлет карьеры


Элла Фицджеральд с Дюком Эллингтоном и Бенни Гудманом

Популярность Эллы росла, и она заключила контракт с лейблом Decca Records . В начале 1940-х она записала несколько хитов с группой Ink Spots и Луисом Джорданом (Louis Jordan). В 1942 она сыграла Руби в комедии-вестрене Ride ‘Em Cowboy с Бадом Эбботом (Bud Abbott) и Лу Костелло (Lou Costello). Настоящий подъем ее карьеры пришелся на 1946 год, когда она сотрудничала с Норманном Гранцем (Norman Granz), основателем лейбла Verve Records . В середине 1940-х Гранц запустил серию джазовых концертов в Филармонии с записью живых выступлений великих представителей жанра. Своим менеджером он назначил тогда Эллу.

В эти же годы Фицджеральд гастролировала с бэндом (Dizzy Gillespie) и влюбилась в контрабасиста Рэя Брауна (Ray Brown). Она стала работать над своим вокальным стилем, используя скэт в своих выступлениях. Они поженились в 1947 и усыновили ребенка сводной сестры Фицджеральд, которого назвали Рэй Браун младший. Их брак распался в 1952 году.

1950-60 годы были поистине золотыми для Фицджеральд

Элла Фицджеральд – первая леди джаза

Это было время ее наибольшего коммерческого успеха и одобрительных отзывов со стороны критиков. Тогда же она получила прозвище «Первая леди джаза» за свою популярность и несравненный певческий талант. Ее уникальная способность имитировать звуки музыкальных инструментов поспособствовала популяризации «скэта», который стал ее фирменной стилем исполнения.

В 1956 году Элла Фицджеральд стала записываться на недавно открывшемся лейбле Verve. На Verve она записала самые популярные свои альбомы, начиная с Ella Fitzgerald Sings the Cole Porter Song Book 1956 года. На самой первой церемонии вручения премии «Грэмми» в 1958 году, Фицджеральд выиграла сразу две статуэтки, и стала первой афро-американкой, заслужившей подобный приз. Награды были за лучшее сольное джазовое исполнение на альбоме альбомах Ella Fitzgerald Sings the Duke Ellington Song Book и лучшее женское вокальное исполнение – на Ella Fitzgerald Sings the Irving Berlin Song Book .


Элла Фицджеральд и Фрэнк Синатра

Лучшие свои записи Элла Фицджеральд сделала с истинными родственными себе душами – и Каунтом Бэйси (Count Basie). Несколько раз она выступала с . В 1960 году Фицджеральд ворвалась в музыкальные чарты с песней Mack the Knife, которая оставалась неизменным хитом до 1970-х и исполнялась по всему миру. Самым запоминающимся из всех был концерт в Нью-Йорке в 1874 году с участием Фрэнка Синатры и Каунта Бэйси.

Последствия болезни

К началу 1980-х годов у Фицджеральд появились серьезные проблемы со здоровьем. В 1986 году ей сделали операцию на сердце, и она страдала диабетом. Из-за болезни она ослепла, и ей были вынуждены ампутировать обе гони до колена в 1994. Свою последнюю запись она сделала в 1989 году, иее последнее публичное выступление прошло в 1991 в нью-йоркском Карнеги Холле. Элла Фицджеральд умерла 5 июня 1996 года в своем доме в Беверли Хиллс.

Достижения за всю свою музыкальную карьеру:
  • более 200 альбомов
  • более 2000 песен
  • общая сумма всех продаж 40 миллионов долларов,
  • 13 премий «Грэмми»
  • награда NAACP Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения (NAACP Image Award for Lifetime Achievement)
  • Президентская медаль Свободы (Presidential Medal of Freedom)

Концерты Эллы Фицджеральд всегда собирали полные клубы

В 2016 году исполняется 20 лет, как певица оставила земной мир. Почтовая служба США к 90-летию со дня рождения Эллы Фицджеральд выпустила юбилейную марку с ее изображением.

В том же 2007 году вышел трибьют-альбом We All Love Ella: Celebrating the First Lady of Song . В записи золотой джазовой классики великолепной Эллы участвовали Глэдис Найт (Gladys Knight), (Etta James) и Куин Латифа (Queen Latifah).

Э́лла Джейн Фицдже́ральд (Ella Jane Fitzgerald) - американская джазовая певица, известная также как «Леди Элла» и «Первая леди песни». Родилась 25 апреля 1917 года в Ньюпорт-Ньюс, штат Вирджиния, США.

Обладательница голоса диапазоном в три октавы, Фицджеральд считается одной из величайших вокалисток в истории джаза. По крайней мере, никто не мог превзойти её в мастерском владении техникой голосовой импровизации - пении скэтом. Она - обладательница четырнадцати премий «Грэмми», автор 250 альбомов. Всего было продано более 100 миллионов ее пластинок.

Родилась Элла в бедной негритянской семье. Из-за своего плохого материального положения отчим с матерью и девочкой переехали в пригород Нью-Йорка, где мать нашла работу в прачечной. В Нью-Йорке Элла попала в неприятную историю, после которой была отправлена в исправительный дом для девочек. Оттуда она сбежала, но домой не поспешила, вместо этого она жила на улицах. В 1934-м году Элла решила принять участие в любительском конкурсе. Она собиралась станцевать, но, растерявшись, исполнила песню «Джуди». Спела – и получила первый приз в 25 долларов.

Ею заинтересовался джазмен Бенни Картер, который и предпринял первые попытки пристроить Эллу Фицджеральд. Он познакомил девочку с руководителем джазового оркестра Чиком Уэббом. На того она не произвела впечатления, но Чик согласился, чтобы она исполнила один вечерний концерт с его джаз-бэндом. Концерт прошел удачно, и в 1935-м году Элла уже постоянно работала вокалисткой в оркестре Чика Уэбба.

Элле посчастливилось – ее подтолкнули к успеху, ей помогли. Как на сцене, так и в жизни, она почти не заботилась о своем внешнем виде. Легкий нрав и оптимизм делали ее приятной в общении. Своих детей у Чика Уэбба и его жены не было, и потому они приютили Эллу и относились к ней как к родной дочери.

В 1935-м году вышла первая пластинка Эллы Фицджеральд «Любовь и поцелуи», которая принесла певице гонорар всего 25 долларов, такой же, как и на любительском конкурсе. А через три года старинная народная песня «Желтая корзина», аранжированная в джазовом стиле, уже вышла тиражом в один миллион экземпляров.

В 1939-м году Чик Уэбб умер. По единогласному решению Элла Фицджеральд возглавляет его джаз-оркестр. Популярность певицы продолжала расти. Элла сотрудничала и выступала со многими выдающимися людьми, например, Луи Армстронгом, Кауном Бэйси. Ее записи в студии «Верв» считаются самыми успешными в ее карьере, а концертная запись «Мэкки-нож» на концерте в Берлине (когда она забыла слова и придумала собственные) часто приводится в пример как великолепная импровизация.

Всю жизнь Элла оставалась застенчивой, одинокой и замкнутой. В 1971-м году Элла едва не ослепла. До конца жизни она видела всего лишь одним глазом. В 1985-м году из-за проблем с легкими было прервано ее концертное турне. В начала 1990-х она пережила сердечный приступ, а из-за обострения диабета ей ампутировали обе ноги до колена. Первая Леди Джаза умерла 15 июня 1996 года в Беверли Хиллз, штат Калифорния, США.

В одной из очень популярных в свое время песен были слова, которые Элла Фицджеральд исполняла с особым чувством: «Господь все управит, и главное – не сколько ты проживешь, а как…». Эти слова вполне символизируют и жизнь самой певицы.

Джазовая музыка стала набирать популярность в 20-е годы XX века благодаря появлению выдающихся талантливых исполнителей, работавших в этом жанре. Одной из них стала Элла Фицджеральд, краткая биография которой будет рассмотрена в этой статье. Расскажем подробнее о ее детстве, творческом пути, личной жизни и последних годах.

Детство и юность

Детство будущей великой певицы вряд ли можно назвать благополучным. Она родилась 25 апреля 1917 года в семье водителя погрузчика и работницы прачечной. Однако ее родители не были официально расписаны и быстро разошлись после появления дочери. Мать Эллы, 23-летняя Темперанс Фицджеральд, взяв ребенка с собой, переехала в южную часть Нью-Йорка. Там она познакомилась с португальцем Джозефом де Силва, который впоследствии стал отчимом певицы. В 1923 году в их семье появляется еще одна дочь, которую назвали Фрэнсис. Фицджеральды жили крайне бедно, снимая комнату в многоэтажном доме. Родители Эллы были религиозными людьми, поэтому девочка часто посещала церковь, где распевала госпелы. В детстве она также увлекалась танцами, кино и спортом.

Элла Джейн Фицджеральд, биография которой описывается в этой статье, потеряла мать в 14 лет. Темперанс внезапно умерла от сердечного приступа, что сильно подкосило девочку. Из-за смерти матери она забросила школу, а отношения с ее отчимом сильно ухудшились. В итоге она переехала к своей тете и устроилась на работу смотрителем в борделе. Когда об этом узнали службы опеки, Эллу отправили в приют для неблагополучных детей. Но Фицджеральд вскоре сбежала оттуда и некоторое время была вынуждена жить на улице.

Начало творческого пути

В первый раз на сцену Элла вышла в 17 лет, принимая участие в конкурсе талантов, который проходил в театре "Аполло". Изначально она хотела станцевать, но в последний момент передумала и спела. Победитель определялся овациями зрителей, которые громче всех кричали, когда ведущий произнес: "Элла Фицджеральд". Биография ее творчества началась именно с этого момента. В 1935 году она стала выступать с оркестром Чика Уэбба, который заприметил ее во время выступления в "Аполло". Ее первым хитом стала песня A-Tisket, A-Tasket, которая была написана на основе детской считалки. В 1938 году Уэбб умер, и Элла взяла на себя управление оркестром, переименовав его в Ella and Her Famous Orchestra. Вместе с музыкантами она написала почти 150 композиций, но они не смогли стать популярными. Оркестр распался в 1942 году, когда Элла решила сконцентрироваться на своей сольной карьере.

Покинув оркестр, певица заключила контракт с музыкальной студией Decca Records, а ее карьерой стали заниматься Милт Гэблер и Норман Гранц. Элла стала часто появляться на джазовых концертах, где она пыталась петь в стиле бибоп, совершенствуя свое музыкальное мастерство. В 1945 году Фицджеральд записывает песню Flying Home, и критики ставят ее в один ряд с ведущими исполнителями, включая Луи Армстронга. Спустя 2 года Элла выпускает композицию Oh Lady Be Good, после чего ее стали называть лучшей джазовой вокалисткой десятилетия.

Пик музыкальной карьеры Эллы

Наибольшей популярности карьера Эллы достигла в 50-е и 60-е годы. В 1955 году она прекращает сотрудничество с компанией Decca Records, а ее менеджер Норман Гранц создает для нее собственную звукозаписывающую студию. В 1956 году выходил ее первый альбом-песенник из серии Songbook, а часть музыки и текстов к композициям Элла написала самостоятельно. Впоследствии вышло еще 7 альбомов из этой серии, которые принесли певице огромный коммерческий успех. В перерывах между записями песенников Фицджеральд активно гастролировала по США и Европе. Ее концерты собирали полные залы в Риме, Берлине, Голливуде, Чикаго, Лос-Анджелесе.

В 1960 году Элла Фицджеральд, фото которой представлены в этой статье, получила престижную за уникальное исполнение песни "Баллада о Мэкки-Ноже". Но уже в 1961 году лейбл Эллы выкупает компания MGM, которая вскоре перестает работать с исполнительницей. В 1967 году певица, чья популярность пошла на спад, решила отойти от классического джаза и начала экспериментировать со своим творческим материалом.

Элла Фицджеральд: биография поздняя

Потеряв собственный лейбл, Элла стала сотрудничать со студиями Capitol, Atlantic и Reprise. Альбом Brighten the Corne, выпущенный в 1967 году, стал 35-м сборником певицы. В него вошли многие популярные христианские и торжественные песни того времени. Следом за ним выходит альбом с рождественскими песнями, а еще через год Элла выпустила сборник в стиле кантри, который не оценили ни критики, ни слушатели. Ее последней песней, сумевшей попасть на вершины чартов, стала композиция Get Ready, вышедшая в 1969 году.

Концертный джазовый альбом 1972 года имел коммерческий успех, и Норман Гриц рискнул создать новый лейбл, где Элла Фицджеральд, биография которой насчитывает более 90 пластинок, выпустила еще 20 сборников. Запись концерта в Лондоне, который прошел в 1974 году, повысил популярность певицы. Критики называли ее одной из лучших в карьере исполнительницы. Через год она повторила свой успех на концерте в Гамбурге.

Личная жизнь

Дважды за всю свою жизнь была замужем Элла Фицджеральд. Биография певицы упоминает о том, что ее первым мужем стал Бенни Корнегей, который занимался наркоторговлей и подрабатывал в доках. Однако совместная жизнь у них не сложилась и уже через 2 года их брак назвали недействительным. Ее следующее замужество состоялось в 1947 году, когда Элла сочеталась браком с джазовым музыкантом Реем Брауном. Они прожили вместе до 1953 года, а потом были вынуждены расстаться из-за плотного графика. Существуют мнение, что Элла вышла еще раз замуж в 1957 году, но эта информация так и не была подтверждена.

Последние годы и смерть

В конце 70-х годов голос Эллы стал ухудшаться из-за возрастных изменений. В 1991 году она была вынуждена прекратить запись студийных альбомов из-за проблем со здоровьем. В 1986 году исполнительница перенесла операцию на сердце, кроме того, у нее стало ухудшаться зрение из-за появившейся катаракты. Ее последнее появление на публике состоялось в 1993 году, тогда же из-за сахарного диабета певице ампутировали обе ноги. Певица скончалась в 1996 году. Последние дни она провела в своем доме в окружении сына и внучки.

Огромный вклад в джазовую и популярную музыку внесла Элла Фицджеральд. Биография, краткое содержание которой вы могли прочитать в этой статье, наполнена и взлетами, и падениями. Певица стала знаковой фигурой в американской музыке XX века, ведь за всю свою жизнь она записала более 90 альбомов, которые были проданы миллионными тиражами.

Аудио, фото, видео на Викискладе

Э́лла Джейн Фицдже́ральд (англ. Ella Jane Fitzgerald , 25 апреля , Ньюпорт-Ньюс , Виргиния , США - 15 июня , Беверли Хиллз , Калифорния) - американская джазовая певица , известная также как «Первая Леди песен» и «Первая леди джаза». Обладательница голоса диапазоном в три октавы, Фицджеральд считается одной из величайших вокалисток в истории джаза. Также была мастером скэта и владела техникой голосовой импровизации.

Фицджеральд является обладательницей тринадцати премий «Грэмми » . При жизни певицы было продано более 40 миллионов пластинок , она также была награждена медалью Национального искусства Рональдом Рейганом и Президентской медалью свободы Джорджем Бушем . Кроме того в 1990 году Фицджеральд была была удостоена французского Ордена искусств и литературы .

На протяжении своей 50-летней музыкальной карьеры Элла Фицджеральд записывалась с самыми именитыми джазовыми музыкантами и композиторами, в их числе Дюк Эллингтон , Луи Армстронг , Коул Портер , Куинси Джонс , Каунт Бэйси , Ирвинг Берлин , Антонио Карлос Жобин , Джо Пасс и многие другие. В общей сложности Фицджеральд выпустила более 250 альбомов и различных сборников песен.

Биография

Детство и юность

Элла Джейн Фицджеральд родилась 25 апреля 1917 года в Ньюпорт-Ньюс , штат Виргиния в результате фактических брачных отношений её родителей Уильяма и Темпи Фицджеральд . Уильяму было 32 года, а Темпи - 23, оба были коренными жителями Виргинии. Отец работал водителем погрузчика, а мать трудилась в прачечной .

Пара разошлась вскоре после рождения дочери, и Элла с матерью вынуждены были переехать в юго-восточную часть Нью-Йорка в Йонкерс . Там новым сожителем Темпи стал португальский иммигрант Джозеф да Силва, в результате связи с которым в 1923 году родилась неполнородная сестра Эллы - Франсис да Силва. Семья придерживалась принципов методизма , родители с детьми часто посещали церковь и воскресные служения, и Элла с самого детства изучала Библию и церковные песнопения . Как и многие чернокожие певицы того времени, Элла развивала свой музыкальный талант благодаря пению спиричуэлсов и госпелов .

Семья Фицджеральд бедствовала, матери с отчимом приходилось снимать одну единственную комнату в многоэтажном доме, но Элла несмотря на это росла неунывающим и добродушным ребёнком. Как и все негритянские дети её квартала, она увлекалась танцами, кино и музыкой. Вечерами, оставшись дома одна, любила разучивать песни с пластинок. Любимой исполнительницей Эллы стала Конни Босвелл , у которой она переняла манеру пения и некоторые приёмы фразировки. Как позднее рассказывала сама Фицджеральд, мать «принесла домой запись Конни, и Элла просто влюбилась в её голос, она старалась петь как можно более похоже на Босвелл» .

В 1932 году мать Эллы умерла в результате сердечного приступа , для четырнадцатилетней девочки это был страшный удар. Она стала хуже учиться, а вскоре и вовсе забросила школу. Из-за разногласий с отчимом Элла переехала жить к тёте Вирджинии Генри и стала подрабатывать смотрительницей в борделе, где соприкоснулась с жизнью мафиози и игроков в азартные игры . После того, как несовершеннолетней девушкой занялись полиция и службы опеки, её поместили в сиротский приют в Бронксе , позднее перевели в интернат для девочек в Гудзоне , но Элла вскоре сбежала оттуда и некоторое время оставалась бездомной .

Возможностью выйти из сложившейся ситуации для Эллы стала победа на конкурсе Amateur Nights. 21 ноября 1934 года состоялось её первое выступление в театре Аполло в Гарлеме . Изначально она планировала станцевать в стиле местного танцевального дуэта Edwards Sisters, но в последнюю секунду решила спеть как Конни Босвелл. В итоге Элла заняла первое место с песнями «Judy» и «The Object of My Affection» и выиграла приз в 25 долларов, а также недельный ангажемент в Аполло .

Творческий путь

1930-е годы. Сотрудничество с биг-бэндами

В январе 1935 года Элла Фицджеральд получила возможность выступить с биг-бэндом Тайни Брэдшо в Гарлемском Театре оперы, тогда же она познакомилась с джазовым барабанщиком и руководителем оркестра Чиком Уэббом . Уэбб к тому времени уже сотрудничал с певцом Чарли Линтоном и, как писали The New York Times , «с неохотой подписал с ней контракт… она была неуклюжа и неряшлива, эдакий неогранённый алмаз» . Уэбб всё же предложил ей выступить вместе на танцевальном вечере в Йельском университете .

С 1935 года Фицджеральд стала выступать с оркестром Уэбба в гарлемском танцевальном зале «Савой» на постоянной основе, там они вместе записали несколько хитов, в том числе «Love and Kisses» и «(If You Can’t Sing It) You’ll Have to Swing It (Mr. Paganini)». Однако песней, принёсшей ей наибольшую популярность, стала «A-Tisket, A-Tasket» - импровизация на тему детской считалочки, которую Фицджеральд написала в 1938 году.

Чик Уэбб скончался 16 июня 1939 года, и его коллектив был переименован в «Ella and her Famous Orchestra», Фицджеральд стала руководительницей биг-бэнда. Вместе с музыкантами Элла записала более 150 композиций, по мнению журналистов из The New York Times, «большая часть из них не представляла из себя ничего особенного, это были посредственные поп-вещицы» . Оркестр прекратил своё существование в 1942 году.

1940-е годы. Студия Decca

Элла Фицджеральд, Диззи Гиллеспи, Рэй Браун, Милт Джексон и Тимми Розенкранц в клубе Downbeat, Нью-Йорк, 1947

В 1942 году Элла Фицджеральд решила начать сольную карьеру и подписала контракт со звукозаписывающей студией Decca Records. Теперь она сотрудничала с Биллом Кенни, Луисом Джорденом и группой The Delta Rhythm Boys. Менеджерос Фицджеральд стал Милт Гэблер, а в качестве импресарио выступал Норман Гранц, благодаря стараниям последнего Элла стала часто появляться на джазовых концертах в рамках Jazz at the Philharmonic. Сотрудничество с Гранцем стало ещё более плотным, когда он стал исполнять обязанности менеджера Фицджеральд, однако записываться на его лейбле Элла стала лишь через 10 лет.

Песня 1945 года «Flying Home» Эллы Фицджеральд была аранжирована Виком Шоеном, и позднее её назвали «одной из фундаментальных джазовых записей десятилетия… там, где музыканты вроде Луи Армстронга использовали уже имеющиеся импровизации, Элла Фицджеральд не боялась экспериментировать и создавать новое» . Ещё одна композиция «Oh, Lady be Good!» (1947) укрепила статус Фицджеральд как одной из лучших джазовых вокалисток.

1950-е годы. Студия Verve и пик карьерного успеха

Фицджеральд выступала на концертах JATP вплоть до 1955 года, позже она покинула студию Decca. Норман Гранц, будучи теперь её менеджером, создал специально для неё лейбл Verve Records . Сама Фицджеральд отзывалась об этом периоде, как о ключевом моменте в её карьере.

Я обнаружила, что пою лишь бибоп. Я думала, что этого было достаточно, что от меня требовалось лишь прийти куда-то на концерт и исполнять боп. Но в конечном итоге мне больше негде было выступать. Я осознала, что помимо бопа есть и другая музыка... Норман предложил попробовать что-нибудь новое, и в итоге мы выпустили The Cole Porter Songbook. Это был решающий момент моей жизни .

Элла Фицджеральд

В период записи песенников Элла Фицджеральд регулярно в течение 40-45 недель в году гастролировала и давала концерты по всей Америке и зарубежом. Норман Гранц, организовывавший выступления, способствовал тому, что Элла стала одной из самых успешных певиц, выступавших вживую . Одними из самых популярных концертных записей являются Ella at the Opera House , Ella in Rome , Twelve Nights In Hollywood и Ella in Berlin . Последний включал песню, принёсшую Элле премию «Грэмми», «Mack the Knife», во время исполнения которой слышно, как Элла забыла слова, но мастерски вышла из ситуации своим скэтом.

Поздние годы

Элла Фицджеральд в 1975 году

Verve Records была куплена компанией MGM в 1963 году за 3 миллиона долларов, и с 1967 года MGM перестали заключать контракт с Фицджеральд. В последующие 5 лет она работала на студиях Atlantic, Capitol и Reprise, данный период ознаменовал собой эксперименты Эллы в различных музыкальных жанрах и уход от классического джаза. На лейбле Capitol вышел её альбом Brighten the Corner - собрание торжественных песен, Ella Fitzgerald’s Christmas - коллекция традиционных рождественских гимнов, Misty Blue - альбом в стиле кантри , а также 30 by Ella - серия из шести записей-попурри. Один из тогдашних синглов Фицджеральд «Get Ready» (кавер-версия песни Смоки Робинсона) стал последним в её творчестве, который попал в американский хит-парад.

Неожиданный успех концертного альбома 1972 года сподвиг Нормана Гранца основать Pablo Records - первый его лейбл после продажи Verve. Фицджеральд записала около 20 пластинок для этого лейбла. Запись с живого выступления 1974 года Ella in London с пианистом Томми Флэнаганом, гитаристом Джо Пассом , контрабасистом Кеттером Беттсом и барабанщиком Бобби Дурхэмом была принята очень тепло и многими считалась одной из лучших работ Фицджеральд. На следующий год она вновь выступила с Пассом на немецком телевидении в Гамбурге . Тогда же в середине 1970-х годов критики подметили ухудшение вокальных данных певицы, она стала использовать более короткую, острую фразировку, голос стал жёстче . Из-за проблем со здоровьем Фицджеральд вынуждена была прекратить студийную деятельность в 1991 году, её последнее выступление состоялось в 1993 году в Сан-Франциско .

Последние годы жизни и смерть

В 1989 году Фицджеральд приняла участие в записи альбома Куинси Джонса Back On The Block , завоевавшего впоследствии несколько премий «Грэмми». Однако серьёзные проблемы со здоровьем мешали её творческой деятельности (в 1986 году певица перенесла операцию на сердце, зрение стремительно ухудшалось - катаракта развилась ещё в 1972 году ). После очередной госпитализации в 1989 году у нее в гостях в Калифорнии побывал журналист Леонард Фитер, и на его вопрос, как она выздоравливает, певица ответила: «Сижу дома и скучаю, мне не хватает путешествий, переездов». В 1990 году Элла снова попала в больницу во время гастролей в Голландии.

Сотрудничество

Самым плодотворным для Фицджеральд было сотрудничество с такими музыкантами, как Билл Кенни и его вокальная группа The Ink Spots , трубач Луи Армстронг , гитарист Джо Пасс , бэнд-лидеры Каунт Бэйси и Дюк Эллингтон .

  • С 1943 по 1950 год Фицджеральд совместно с The Ink Spots записала 7 песен, 4 из которых достигли вершин чартов, в том числе «I’m Making Believe» и «Into Each Life Some Rain Must Fall».
  • Элла Фицджеральд и Луи Армстронг выпустили три совместных студийных альбома на студии Verve, два из них состояли из джазовых стандартов: Ella and Louis (1956) и Ella and Louis Again (1957), третий содержал аранжированные арии из оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс »; помимо этого в начале 1950-х Элла снова сделала несколько записей вместе с Армстронгом.
  • Период сотрудничества с оркестром Каунта Бэйси многими критиками считается одним из самых успешных в карьере Фицджеральд, впервые она была задействована в записи альбома One O’Clock Jump (1957), следующей совместной работой стала пластинка Ella and Basie! (1963). Новое звучание биг-бэнда Бэйси, аранжировки его композиций от молодого композитора Куинси Джонса - всё это ознаменовало для Фицджеральд новые горизонты, она также долгое время гастролировала с Бэйси. В 1972 году они вновь скооперировались для записи альбома Jazz at Santa Monica Civic "72 , в 1979 году - для трёх альбомов: Digital III at Montreux , A Classy Pair и A Perfect Match .
  • На закате карьеры Фицджеральд вместе с Джо Пассом записали 4 альбома: Take Love Easy (1973), Easy Living (1986), Speak Love (1983) и Fitzgerald and Pass… Again (1976).
  • Вместе с Дюком Эллингтоном было записано два студийных и два концертных альбома (Ella and Duke at the Cote D’Azur (1966) и The Stockholm Concert (1966). Сборник Фицджеральд Duke Ellington Songbook способствовал тому, что сочинения Эллингтона прочно вошли в Great American Songbook и стали классикой джаза.

Одним из самых крупных нереализованных проектов в карьере Эллы Фицджеральд стало сотрудничество с Фрэнком Синатрой , на протяжении музыкальной карьеры они не записали ни одного совместного студийного или концертного альбома. Однако Синатра и Фицджеральд появлялись вместе в различных телешоу, в частности, передаче «A Man and His Music + Ella + Jobim» (1967), и принимали участие в общих концертах .

Голосовые данные

Элла Фицджеральд не получила музыкального образования, она ни разу в жизни не посетила урок пения и ей не нужно было распеваться перед выступлениями . Она обладала меццо-сопрано , но могла петь как выше, так и ниже. Диапазон её голоса составлял три октавы: от ре-бемоль малой октавы до ре-бемоль второй октавы .

Американский писатель, журналист и музыкальный критик Уилл Фридвальд писал о её вокальных данных:

В отличие от многих других певцов, которых вы можете вспомнить, Элла Фицджеральд обладает поистине уникальным и ценным голосом, звучание его с лёгкостью можно назвать самым красивым и идеальным среди тех, которые когда-либо слышал человек. Даже если бы она ничего не делала со своим голосом, он всё равно оставался бы сладким, чистым и прекрасным. Как однажды сказал Генри Плизантс, у Фицджеральд больший голосовой диапазон, чем у большинства оперных певцов, многие из них, включая Дитриха Фишер-Дискау , являлись поклонниками её творчества. Певческие интонации Эллы, выражаясь скромно, просто божественны. Фицджеральд буквально живёт мелодией, она берёт каждую ноту без малейшего усилия или затруднения. Другие певцы поют так, словно специально пытаются достать до самой высокой ноты, но Фицджеральд всегда звучит так, будто она уже на высоте. Создаётся ощущение, что она со своей небесной высоты устремляется вниз к любому звуку, который ей нужен .

Уилл Фридвальд

Генри Плизантс в своей книге «The Great American Popular Singers»:

У неё замечательный голос, её природный певческий диапазон - один из самых тёплых и излучающих радость среди тех, которые мне доводилось слушать, а я переслушал многих певцов всех мыслимых музыкальных направлений. Фицджеральд обладает безупречным чувством ритма и безукоризненной интонацией. Её чуткость по отношению к гармонии просто потрясает. Она бесконечно находчива. И дело тут заключается не в том, что именно она делает, и даже не в том, как она это делает, вся суть кроется в том, чего она не делает. Говоря простыми словами, она не делает ничего неверного. Ничто в её выступлении не вызывает сомнения… Она всё делает абсолютно правильно и никак иначе .

Генри Плизантс

Элла Фицджеральд в кино и на телевидении

Самой заметной ролью в кино для Фицджеральд стала роль Мэгги Джексон в музыкальном фильме режиссёра Джека Уэбба «Блюз Пита Келли» (1955), в котором также снялись Пегги Ли и Джанет Ли . Несмотря на то, что Элле уже доводилось петь в фильмах (комедия Эбботта и Костелло «Загони их, ковбой»), на тот момент предложение Нормана Гранца сыграть в фильме Warner Bros. казалось ей пиком карьеры . Критики The New York Times холодно восприняли фильм, но упомянули, что «из 95 минут, что идёт фильм, 5 минут из него стоит посмотреть точно… это момент, когда Элла Фицджеральд предстаёт на экране во всей красе» . После съёмок в «Блюз Пита Келли» Фицджеральд также играла камео в «Сент-Луис Блюз» (1958) и «Никто не напишет мне эпитафию» (1960), позже, в середине 1980-х, она также снялась в сериале «Белая тень».

Фицджеральд часто появлялась в самых различных телешоу, в том числе передачах Энди Уильямса , Фрэнка Синатры , Нэта Кинг Коула , Дина Мартина и многих других. Также являлась постоянным гостем на «Шоу Эда Салливана » . Помимо этого певицу часто привлекали к созданию рекламных роликов, в частности, она рекламировала магнитные ленты Memorex и продукцию сети ресторанов фастфуда общественного питания KFC . Её последним участием в рекламе была фотосессия для финансовой компании American Express , фотографировала певицу Энни Лейбовиц .

Благотворительная деятельность

Элла Фицджеральд активно помогала таким благотворительным организациям, как Американская Ассоциация Сердца и Национальный Медицинский Центр «Город Надежды». В 1993 году она основала Благотворительный Фонд имени Эллы Фицджеральд, который занимается образованием, помощью молодым музыкантам, гуманитарной поддержкой, а также исследованием диабета и помощи больным. Помимо этого Фонд принимает участие во многих акциях, одна из них называется «A Book Just For Me!» и заключается в ежегодном предоставлении более ста тысяч новых книг детям из малоимущих семей .

Характер

Элла Фицджеральд была печально известна своей излишней скромностью и даже застенчивостью, она не поддерживала отношений даже с теми музыкантами, с которыми успешно работала, встречаясь с ними только на записях и концертах. Трубач Марио Бауза, аккомпанировавший Элле в годы её сотрудничества с Чиком Уэббом, вспоминал, что «Элла не слишком любила тусовки, она была предана лишь музыке… она была замкнута и одинока во всём Нью-Йорке» . Когда чуть позже союз певцов назвал в честь Эллы специальную награду, она ответила, что «не хочет сболтнуть что-нибудь лишнее, но на её взгляд ей всё же лучше всего удаётся просто петь» . Певец Дженис Сигель вспоминал о совместной репетиции в 1983 году:

Мы все собрались вокруг фортепьяно, записывали нашу четырёхголосную партию, после чего Элла добавила от себя немного скэта. Затем она повернулась к нам и спросила: «Ну, как, нормально получилось?». Я был просто изумлён, это как если бы Бог после создания мира спросил окружавших его ангелов: «Ну, что думаете? Великий каньон хорошо вышел?» .

Дженис Сигель

Семья и личная жизнь

Элла Фицджеральд официально была замужем два раза, существуют также неподтверждённые сведения о третьем браке. В 1941 году она вышла замуж за Бенни Корнегея, торговца наркотиками и рабочего в местном доке. Через два года брак был объявлен недействительным .

В декабре 1947 года певица вышла замуж за известного контрабасиста Рэя Брауна , которого она встретила годом ранее во время турне с ансамблем Диззи Гиллеспи . Пара усыновила племянника Эллы, сына Франсис да Силва, которого они назвали Рэй Браун-младший, впоследствии он также стал известным джазменом. Фицджеральд и Браун развелись в 1953 году из-за большого влияния, которое оказывала карьера на личную жизнь каждого. Но, несмотря на разрыв семейных отношений, Элла и Рэй продолжали сотрудничать в музыкальном плане .

Трибьюты

Дискография

Основная статья: Дискография Эллы Фицджеральд

Дискография Эллы Фицджеральд состоит из более 250 различных альбомов, коллекций песен и песенников, посвящённых одному автору.

Награды и номинации

Основная статья: Список наград и номинаций Эллы Фицджеральд

За свою пятидесятилетнюю карьеру Элла Фицджеральд получила 13 премий «Грэмми » и специальную награду за жизненные достижения , 2 песни и 4 альбома в её исполнении были введены в Зал славы «Грэмми». В 1960 году на голливудской «Аллее славы» появилась звезда Фицджеральд. В разные годы она была награждена Президентской медалью свободы , медалью Национального искусства, французским Орденом искусств и литературы и многими другими почётными регалиями.

Примечания и источники

  1. , с. 203
  2. Grammy Awards Past winners search: Ella Fitzgerald (англ.) . Grammy.org. Архивировано
  3. Элла Фицджеральд (англ.) на сайте Discogs
  4. NEA Jazz Masters: Ella Fitzgerald (англ.) . Nea.gov. Архивировано из первоисточника 16 декабря 2012.
  5. Model Citizens: Notable Medal of Freedom Recipients (англ.) . Bet.com. Архивировано из первоисточника 16 декабря 2012.
  6. Renouf, Renee "Muriel Maffre, Chevalier de l"Ordre des Arts et des Lettres" (англ.) . Ballet.co.uk (24 October 2008). Архивировано из первоисточника 16 декабря 2012.
  7. Lichfield, John The Big Question: How does the French honours system work, and why has Kylie been decorated? (англ.) . The Independent (8 May 2008). Архивировано из первоисточника 16 декабря 2012.
  8. , с. 13
  9. Ella Fitzgerald Biography (англ.) . Notablebiographies.com.
  10. , с. 15
  11. Holden, Stephen Ella Fitzgerald, the Voice of Jazz, Dies at 79 (англ.) . The New York Time (16 June 1996). Архивировано из первоисточника 16 декабря 2012.
  12. Bernstein, Nina Ward of the State: The Gap in Ella Fitzgerald"s Life (англ.) . The New York Times (23 June 1996). Архивировано из первоисточника 16 декабря 2012.
  13. Rich, Frank How High the Moon (англ.) . The New York Times (19 June 1996). Архивировано из первоисточника 16 декабря 2012.
  14. Moret, Jim "First Lady of Song" passes peacefully, surrounded by family (англ.) . CNN.com (15 June 1996).
  15. Davies, Hugh (англ.) . The Telegraph (31 December 2005). Архивировано
  16. Nicholson, Stuart Encyclopedia of Jazz Musicians: Ella Fitzgerald (англ.) . Jazz.com. Архивировано из первоисточника 19 декабря 2012.
  17. , с. 423
  18. Find a Grave: Ella Fitzgerald (англ.) . Findagrave.com. Архивировано из первоисточника 19 декабря 2012.
  19. Library of Congress and Smithsonian Institution To Share Ella Fitzgerald Collection (англ.) . Loc.gov (25 April 1997). Архивировано из первоисточника 19 декабря 2012.
  20. Ella Fitzgerald collection, 1956-1992 (англ.) . Loc.gov. Архивировано из первоисточника 19 декабря 2012.
  21. Library to Unveil Fitzgerald Cookbooks (англ.) . The Harvard Crimson (7 October 1996). Архивировано из первоисточника 19 декабря 2012.
  22. Nicholson, Stuart The Dozens: Twelve Essential Ella Fitzgerald performances (англ.) . Jazz.com. Архивировано из первоисточника 19 декабря 2012.
  23. Friedwald, Will ELLA FITZGERALD, 1917 - 1996 A memorial (англ.) . Museum.media.org. Архивировано из первоисточника 19 декабря 2012.
  24. Webb Plays the Blues (англ.) . The New York Times (19 August 1955).
  25. Ella Fitzgerald on Ed Sullivan Show (англ.) . Edsullivan.com. Архивировано из первоисточника 19 декабря 2012.
  26. Memorex Ad featuring Ella Fitzgerald (англ.) . Retrojunk.com.