Этические проблемы проведения социологического исследования. Этические проблемы исследования в социальных науках Этические проблемы при проведении социологического исследования

Нельзя рассматривать методы науки только в их техническом аспекте. Необходимо учитывать и этические моменты, особенно если его объектом являются люди. Мы оказываемся в сфере этики тогда, когда оцениваем результаты деятельности с точки зрения их пользы или вреда для общества в целом и для конкретных людей.

Ответственность ученого перед обществом и научным сообществом

Наука по сути своей проникнута благородными стремлениями и гуманистическими идеалами. Стремление к истине, как и стремление к красоте или стремление делать добро, характеризуют лучшие стороны природы человека. В своей прикладной роли наука использует добытую информацию для улучшения жизни людей. Знания становятся силой, способной преобразовывать действительность. Но всякая сила таит в себе и разрушительный потенциал. Поэтому обращение с ней требует известной осторожности. Чрезвычайный рост возможностей науки в наши дни ясно обозначил и эту сторону научно-технического прогресса. Поэтому сегодня как никогда остро встал вопрос о моральной ответственности ученых за результаты своей деятельности. Деятельность ученых должна соответствовать таким этическим нормам:

Интересы науки становятся выше личных интересов;

Ученый должен быть объективным и беспристрастным, он несет ответственность за предоставляемую информацию;

Ученый отвечает перед обществом за свои изобретения.

Специфика исследования в социальных науках добавляет некоторые проблемы морально-этического плана, с которыми не сталкиваются исследователи в точных науках. Это связано с тем обстоятельством, что предметом изучения здесь выступает человек. Поэтому практически любая исследовательская ситуация превращается в особый вид межличностного общения и должна подчиняться его нормам. Физику, например, изучающему поведение элементарных частиц, не нужно спрашивать у них на это позволения. С людьми полагается обращаться по-человечески.

Исследования, проводимые на животных, уже порождают особые проблемы. Среди них - проблема вивисекции,которая привлекла к себе внимание общественности и вызвала бурные дебаты еще в XIX веке. Термин вивисекция (живосечение) употребляется для обозначения таких опытов над животными, в процессе которых им причиняются вред или страдания.

Это сложная проблема, связанная как с необходимостью уточнить содержание понятий «вред» и «страдание», так и с проведением демаркационной линии между живой и неживой природой, между низшими и высшими животными. Мы не будем рассматривать эти аспекты. Отметим только, что наука выработала достаточно четкие (насколько это здесь возможно) принципы действия в подобных ситуациях.

Такого рода опыты допускаются только в случаях, когда это совершенно необходимо для науки. В частности, оправданием жестоких опытов над животными может служить аргументированный довод, что результаты их очень важны для разработки способов помощи страдающим людям.

Проблема вивисекции хорошо иллюстрирует сложность тех этических дилемм , с которыми порой приходится сталкиваться ученым. Дилемма - эта такая проблема, которая не имеет оптимального решения, такая ситуация, когда обязательно приходится чем-то жертвовать.

Во всех случаях следует придерживаться девиза «Не навреди!».

ART 183013 УДК 172

Некрасов Никита Андреевич,

студент ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова», г. Архангельск [email protected]

Этические проблемы прикладных социологических исследований

Аннотация. В статье поставлена проблема этического регулирования социологических исследований. Рассматриваются этические аспекты социологического исследования. Сделан обзор действующих норм проведения прикладных социологических исследований.

Ключевые слова: социология, социологическое исследование, этический аспект,

этика социолога, интервьюер, респондент, этика исследования.

Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.

Изучая все многообразие явлений социальности - социальные взаимодействия, социальные конфликты, социальный контроль и социальные организации, на каждой стадии этого изучения социолог может дать свое видение и толкование социальных процессов, на которые потом будут опираться другие исследователи и ученые. От точности и объективности предоставленной социологом информации во многом зависит успех социальных преобразований, возможность решения социальных конфликтов, сохранение социальной стабильности. Нравственная позиция социолога-профессионала во многом зависит от степени усвоения им основ профессиональной этики, дает четкие нравственные ориентации профессиональной деятельности.

Актуальность и необходимость изучения основ профессиональной этики социолога обусловлена также все более возрастающей ролью профессиональной морали в жизни современного общества. Необходимость повышенных моральных требований, а значит, и создание профессиональных моральных кодексов проявляются прежде всего в тех областях деятельности человека, которые непосредственно связаны с воспитанием и удовлетворением его потребностей. Именно к такой деятельности относится профессиональная деятельность социолога, призванного способствовать не только развитию общественных процессов, но и самосовершенствованию личности.

В социологической литературе иногда встречается перечень требований к интервьюеру, которые требуют от него наличия комбинации качеств, присущих разве что сверхчеловеку. Среди них: привлекательная внешность, порядочность, коммуникабельность, психологическая устойчивость, добросовестность, восприимчивость, общительность, сообразительность, интеллектуальная развитость, беспристрастность, объективность, владение речевыми манерами, способность вести себя непринужденно, раскованно, опрятность и т. д. Признанный специалист в области массовых опросов Элизабет Ноель-Нойман вывела свою известную «формулу идеального интервьюера», согласно которой это «товарищеский педант» - лицо, придающее большое значение формальной стороне дела, опрятности и имеющее при этом высокие коммуникабельные способности .

Существуют также социально-демографические требования, которые можно использовать во время формирования полевой бригады. Американский социальный психолог Герберт Хаймен (который ввел в социальные науки понятие «референтная группа») считал, что лучшими интервьюерами являются женщины в возрасте 3545 лет, с высшим образованием, с определенным жизненным опытом и товарище-

научно-методический электронный журнал

ские по натуре. Действительно, в западных социологических компаниях, специализирующихся на массовых опросах, интервьюерами в основном работают именно такие женщины. Так, в Институте Гэллапа примерно 60% интервьюеров - женщины, в Центре Роупера их 97%. Практический опыт подсказывает, что именно женщины среднего возраста меньше вызывают страх и подозрение. Однако это не означает, что если вы не женщина среднего возраста или если вы не отвечаете всем вышеперечисленным качественным требованиям, то вам не удастся стать квалифицированным и умелым интервьюером. В каждой стране, в каждой ситуации, в различных проектах могут понадобиться и «специфические» кадры. Но с чем все социологи соглашаются в своем отношении к работе интервьюера - это этические принципы, которых он должен придерживаться. Без них все сверхтонкие социологические замыслы, выверенные выборки, современные методики, тщательно подобранные формулировки вопросов ничего не стоят, поскольку вся интеллектуальная, иногда многолетняя, работа может разрушиться «в поле» руками интервьюера.

Не менее значимым является также то, что в своей практической деятельности интервьюер должен руководствоваться чувством социальной ответственности, помнить, что его работа может существенно повлиять на жизнь отдельных граждан, социальных слоев и общества в целом. Массовые опросы часто направлены на решение конкретных социальных проблем, и интервьюирование лишь один из этапов этого процесса, причем именно от его результатов может зависеть выбранный путь решения проблемы.

Большинство социологических и маркетинговых компаний строго придерживаются международных и национальных стандартов качества социальных исследований, согласно которым исследователь должен применять все способы предостережения, чтобы гарантировать отсутствие любых форм неблагоприятного воздействия на респондентов в результате их участия в исследовании.

Этические нормы социологической работы зафиксированы в ряде нормативных документов. Например, в Международном процессуальном кодексе проведения маркетинговых и социологических исследований ICC/ESOMAR, Кодексе этики Международной социологической ассоциации (ISA), Кодексе профессиональной этики социолога Социологической ассоциации России, Кодексе этики Всемирной ассоциации исследования общественного мнения (WAPOR), этическом кодексе Российской ассоциации маркетинга .

Их основные положения базируются на принципах порядочности, честности, социальной и профессиональной ответственности интервьюера. Уважение прав человека, достоинства и индивидуальности респондента, врачебный принцип «Не навреди» по отношению к нему, касающийся вопросов конфиденциальности, приватности личной жизни, - это главные аспекты этики работы интервьюера.

Во время исследования именно интервьюер является основным исполнителем работ и обеспечивает качество результатов исследования. От ответственности и порядочности интервьюера зависят полнота и точность учета мнения разных слоев населения. При проведении опроса интервьюер должен:

Выполнять все особенности методики данного исследования;

Отвечать за достоверность данных;

Быть беспристрастным;

Строго соблюдать сроки проведения опроса;

Отвечать за конфиденциальность полученной информации.

Этические вопросы касаются не только статуса респондента, но и соблюдения принципов профессиональной этики социолога в течение всего процесса исследования. Когда законодательство нечетко определяет те или иные положения или имеет несогласованности, надо ориентироваться на указанные выше базовые этические принципы и помнить, что сохранение безопасности и защита респондента имеют важнейшую ценность.

научно-методический электронный журнал

Для каждого исследования целесообразно организовать совещательную консультационную группу исследования (консультативный совет для надзора за процессом исследования) или использовать имеющиеся структуры. Такая группа/совет должны включать исследователей, которые будут проводить работу, представителей общественных организаций и поставщиков услуг и - лучше несколько - представителей целевой группы исследования. Общественные консультативные советы (также известные как местные группы заинтересованных сторон, общественные этические советы или совещательные комитеты) обеспечивают исследователям возможность проведения консультаций с общинами. Эти группы позволяют понять общественное восприятие предложенных мероприятий, оценки рисков и выгод, а также обеспечить защиту респондентов во время исследовательской деятельности .

Исследование должно быть тщательно разработанным, основанным на детальных консультациях и правильно проведенным. Исследователям надо иметь надлежащие навыки и знания. Методы должны подходить к цели исследования и исследованной группе. Надо также отметить, что представители целевых групп могут решить принять участие, например, чтобы увидеть внедрение результатов исследований, организованных для них. И поэтому важно распространять результаты исследования и проводить дальнейшие мероприятия.

Важно обеспечить соблюдение главных принципов по этике прикладных социологических исследований всеми членами оценочной команды (информированность о согласии, добровольность участия, конфиденциальность, анонимность и отсутствие вреда). Может возникнуть потребность в проведении специального тренинга и постоянного полевого надзора с целью соблюдения надлежащей практики проведения исследований.

Исследователи должны получить подготовку по гендерной проблематике и дисбалансу власти, чтобы они лучше чувствовали разные ситуации. Исследователей также надо подготовить по вопросам дискриминации для неблагоприятного окружения или этнически отличных групп.

Важную роль вопросы этики отыгрывают в проведении исследований с детьми и подростками. Исследователи должны описать процедуру, согласно которой они устанавливают, что потенциальные участники имеют достаточную способность для дачи согласия на участие в исследовании. Если установлена невозможность по определенным причинам предоставления согласия респондента, есть потребность в получении такого согласия от его родителей или опекунов.

Существует древняя моральная и правовая традиция, которая поддерживает родителей как первичных лиц, принимающих решение за своих несовершеннолетних детей, включая право принимать полномочные решения об участии детей в исследовании. В большинстве стран родительское разрешение является важнейшим фактором, даже если признается, что родители, так же как и исследователи, могут иметь интересы, расходящиеся с жизненными интересами ребенка.

Некоторые страны (например, Канада) требуют, чтобы исследователи доказали местной комиссии по вопросам этики, почему не требуется родительское согласие, а именно:

Такое согласие не требуется для проведения исследования;

Исследование не представляет никакого риска для участников;

Были осуществлены адекватные шаги по информированию родителей об исследовании и предоставлению им возможности прекратить участие своего ребенка, если они так решат;

Каждый участник исследования способен дать согласие (достаточно сознательный и зрелый для понимания процедуры согласия, а также достаточно эмоционально зрелый для понимания последствий предоставления согласия) .

научно-методический электронный журнал

Исследователи также должны знать, какие шаги следует предпринять, чтобы защитить себя от вреда.

Опасность представляют респонденты под воздействием алкоголя, наркотиков или в состоянии сонливости. Если они недавно употребляли алкоголь или наркотики, они могут быть не в состоянии предоставлять связные ответы на вопросы, могут засыпать или оказаться очень сонливыми во время интервью.

Если исследователь начал интервью, а участник уже не дает связанных ответов, следует прекратить интервью, поблагодарить респондента и описать, что произошло, в заметках (форма отчетности интервьюера, дневник и т. д.) интервьюера.

Половые посягательства - если респондент ищет сексуального сближения или домогается интервьюера, он вправе прекратить интервью. Если исследователь чувствует, что респондент ведет себя неподобающим образом, во-первых, следует напомнить ему, что исследователь находится здесь только для проведения интервью с ним и что его не интересуют никакие сексуальные предложения. Если респондент продолжает это делать, следует сказать, что необходимо прекратить интервью, если он не сможет сосредоточиться на вопросах. Если это не срабатывает, следует прекратить интервью .

Обязанностью исследователей является обеспечение соблюдения национальных и международных правовых положений и принятых этических стандартов для проведения мероприятий в рамках исследовательских проектов и выполнения следующих действий:

1. Получение согласия Комиссии по профессиональной этике на проведение исследования.

2. Получение поддержки государственных учреждений и/или общественных организаций или лиц, играющих важную роль в жизни той или иной группы, при планировании исследования, а также содействие в развитии потенциала, где это возможно.

3. Подготовка исследователей к работе с респондентами, особенно неграмотными или имеющими ограниченное образование; ознакомление исследователей с вопросами защиты респондента и умение реагировать, если респондент находится в сложной жизненной ситуации, под влиянием наркотиков или другой подобной ситуации.

4. Обеспечение исследователей идентификационными документами (удостоверение интервьюера), которые показывают, что они действительно являются исследователями.

5. Обеспечение того, чтобы методы исследования максимально обеспечивали возможности респондентов в полной мере участвовать в исследовательском процессе.

6. Рассмотрение способов привлечения в исследование маргинализированных и менее заметных групп наряду с более доступными и активными представителями.

7. Решение вопросов поощрения и необходимой компенсации (например, транспортные расходы) респондентов за участие в исследовании. Предоставление информации об исследовании таким способом является понятным и привлекательным для людей и включает сведения об их правах как респондентов, преимуществах исследования (будущие вмешательства) и о том, что будет происходить с данными, которые они предоставляют.

8. Практические меры с целью защиты конфиденциальности респондентов.

9. Надлежащее уведомление представителей целевых групп исследования и соответствующих сообществ о результатах исследования .

Основные принципы социальных исследований опираются на фундаментальные принципы медицинских исследований и ссылаются на три основные обязанности исследователя: уважение к личности, доброжелательность и справедливость. Четкое выполнение этих обязанностей преодолевает «властную» разницу между участником и иссле-

научно-методический электронный журнал

дователем. Информация, которая предоставляется респондентам, должна быть хорошо разработанной, культурно и гендерно взвешенной. Понятия, используемые в исследовании, должны быть ясны для той или иной социальной группы. Особое внимание стоит уделять респондентам с низким уровнем образования и грамотности.

Таким образом, нравственно-правовое регулирование прикладных социологических исследований является одной из актуальных проблем современной науки. Основные «этические» документы в социологии - кодексы профессиональной этики, в которых систематизированы основные этические требования к деятельности социолога. Кодексы базируются на международных и общегосударственных нормах, действующем законодательстве и специфической для отдельных отраслей и организаций внутренней нормативной документации. Непрофессиональное, неэтичное отношение социолога может унизить достоинство участника исследования.

1. Заславская Т. И. Роль социологии в преобразование // Социологические исследования. - 2014. - № 3.

2. Панина Н. Технология социологического исследования: курс лекций. - М.: Ин-т социологии НАН, 2015. - 320 с.

3. Лапин Н. И. Предмет и методология социологии // Социс. - 2016. - № 3. - С. 106-119.

4. Бауман З. Мыслить социологически: учеб. пособие. - М., 2010. - 560 с.

5. Социология: термины, понятия, персоналии: учеб. словарь-справочник / под ред. В. Н. Пичи. - М.: «Каравелла»; Л.: «Новый Мир-2000», 2012. - 480 с.

6. Головаха Е. Концептуальные и организационно-методические основы создания «Социологического архива и банка данных социальных исследований» // Социология: теория, методы, маркетинг. - 2016. - № 1. - С. 140-151.

Nikita Nekrasov,

Student, Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov, Arkhangelsk [email protected]

Ethical problems of applied sociological research

Abstract. The article poses the problem of sociological research ethical regulation. Ethical aspects of sociological research are considered. The author does a review of applied sociological research conducting current norms. Key words: sociology, sociological research, ethical aspect, ethics of a sociologist, interviewer, respondent, ethics of research. References

1. Zaslavskaja, T. I. (2014). "Rol" sociologii v preobrazovanie", Sociologicheskie issledovanija, № 3 (in Russian).

2. Panina, N. (2015). Tehnologija sociologicheskogo issledovanija: kurs lekcij, In-t sociologii NAN, Moscow, 320 p. (in Russian).

3. Lapin, N. I. (2016). "Predmet i metodologija sociologii", Socis, № 3, pp. 106-119 (in Russian).

4. Bauman, Z. (2010). Myslit" sociologicheski: ucheb. posobie, Moscow, 560 p. (in Russian).

5. Pichi, V. N. (ed.) (2012). Sociologija: terminy, ponjatija, personalii: ucheb. slovar"-spravochnik, "Karavel-la",Moscow: "Novyj Mir-2000", Leningrad, 480 p. (in Russian).

6. Golovaha, E. (2016). "Konceptual"nye i organizacionno-metodicheskie osnovy sozdanija "Sociologicheskogo arhi-va i banka dannyh social"nyh issledovanij", Sociologija: teorija, metody, marketing, № 1, pp. 140-151 (in Russian).

Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 25.01.18 Получена положительная рецензия Received a positive review 12.03.18

Принята к публикации Accepted for publication 12.03.18 Опубликована Published 29.03.18

www.e-koncept.ru

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Некрасов Н. А., 2018

Нравственная норма, которой социолог должен руководствоваться, состоит прежде всего в объективности (непредвзятости). Этому, впрочем, должен следовать любой исследователь.

Для социологов важно также соблюдать строгую конфиденциальность - сохранять в тайне ту информацию, которая может повредить людям, находящимся в роли обследуемых.

К этике социологического исследования относят также вопросы, которые приходится решать социологу при организации исследования, в ходе его проведения: как быть, если люди отказываются участвовать в проводимых экспериментах, отвечать на поставленные вопросы.

Практическая оценка должна быть отделена от самого знания, для получения которого необходимо проявить "интеллектуальную честность". Социология не является нравственным руководством, но сам социолог должен руководствоваться в своей деятельности нравственными принципами, что является делом его совести.

Приведенные ниже основные принципы должны рассматриваться социологом в качестве ориентира при выборе этического варианта поведения в различных контекстах.

1) Уважение прав человека, его достоинства и индивидуальности.

Социологи обязаны уважать права, достоинство и индивидуальность каждого человека. В своей профессиональной деятельности они обязаны избегать предубеждения, любых форм нетолерантности и дискриминации по отношению к полу; возрасту; этнической принадлежности; расе; национальному происхождению; языку; религии; недееспособности; состоянию здоровья; семейному положению каждого человека. Они обязаны быть внимательными к культурным, индивидуальным и ролевым различиям при предоставлении услуг, обучении и исследовании групп людей с различными характеристиками. Во всей своей практической деятельности социологи должны признавать права других людей на свои ценности, мнения и отношения, отличные от их собственных.

2) Профессиональная компетентность.

Социологи обязаны поддерживать самый высокий уровень компетентности в своей работе; они понимают, что их профессиональные возможности имеют свои пределы, и берутся только за те задачи, для которых у них достаточно образования, умения и опыта. Они признают необходимость постоянного повышения своего образовательного уровня для того, чтобы оставаться профессионально компетентными; они используют соответствующие научные, профессиональные, технические и административные средства, необходимые для поддержания их профессиональной деятельности на компетентном уровне. Они консультируются с другими профессионалами с целью улучшения своей работы со студентами, участниками исследования и заказчиками.



3) Честность.

В своей профессиональной деятельности - в научных исследованиях, преподавании, практической работе, предоставлении услуг – социологи обязаны действовать честно, справедливо и уважать права и интересы друг друга и других людей, затрагиваемых их профессиональной деятельностью. Свои взаимоотношения социологи обязаны строить на основе доверия друг к другу и ни в коем случае не выдвигать сознательно утверждений, вводящих в заблуждение или обман.

4) Профессиональная ответственность.

Социологи обязаны придерживаться самых высоких профессиональных норм и принимать на себя ответственность за свою работу. В своей профессиональной деятельности они руководствуются тем, что все вместе они составляют одну общность и несут ответственность за развитие социологического знания и поддержание авторитета социологии в научной и социально-практической сферах жизни общества. Социологи осознают ценность доверия общественности к выводам социологии, они заинтересованы в этичном поведении друг друга, их волнует то, что действия некоторых из них могут скомпрометировать это доверие. Социологи должны стремиться действовать коллегиально, но не должны позволять этому стремлению к коллегиальности становиться важнее их личной ответственности за этичное поведение. В случае необходимости социологи должны консультироваться с коллегами во избежание нарушения этических норм.

5) Социальная ответственность.

Социологи должны понимать свою профессиональную ответственность перед обществом, в котором они живут и работают. Они обязаны представлять общественности свои знания и умения во благо самого общества. Проводя исследования, социологи должны стараться развить социологию как науку и принести пользу обществу.