Городецкая роспись с применением шаблона. Мастер-класс с пошаговыми фото "Кони"


Многие из нас на уроках рисования узнали о существовании этого наивной, но такой солнечной и доброй – Городецкой росписи. На расписных досках гуляют барышни, скачут тонконогие кони, растут невиданные цветы...

Городец - город в нижегородском Заволжье, на левом берегу Волги. Он принадлежит к числу древнейших русских городов–крепостей. Городец - родина самых разнообразных промыслов. Он славился резьбой по дереву («глухая» домовая резьба), изготовлением инкрустированных мореным дубом донец (дощечка, на которую садится пряха) прялок, городецкой росписью, резными пряничными досками.

Возникновение городецкой росписи связано с производством деревянных прялочных донец в деревнях, расположенных вблизи Городца. Производство донец способствовало зарождению оригинального местного живописного стиля.

Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки – вот пантеон образов, создаваемых при помощи более нигде не встречающейся техники и стиля резных городецких донец. К вставным фигуркам коней и людей из мореного дуба прирезались детали и сопутствующие мотивы – стволы и ветки деревьев, силуэты сидящих на них птиц. Композиционно поверхность инкрустированного донца разделялась на два-три яруса. В верхнем ярусе изображали двух всадников по сторонам цветущего древа с птицей на ветвях, при корнях древа изображали собачек. Второй ярус занимала орнаментальная полоса, в нижнем ярусе размещались жанровые сюжетные мотивы.

До сих пор живут в городецких росписях композиции с конями, всадниками, древом и собачками. Разнообразны фантазии на тему прогулок кавалеров и дам, но из традиционных мотивов прочно сохраняются кони. Образ коня олицетворяет представление о красоте и силе.

В середине XIX века осуществляется переход от инкрустации донец к их росписи. Этот процесс начинается с подцветки резных донец. Мастера начинают оживлять цветом светлый тон древесины и вставки из черного дуба.

Более свободная техника росписи позволяла создавать новые сюжеты, учила красоте свободного живописного мазка, позволяющего писать без предварительного нанесения контура.

У каждого мастера были свои любимые оттенки цвета и их сочетание. При этом они использовали общие приемы для создания грамотного колорита. Городецкие мастера умели создавать равновесие красочных пятен на поверхности предмета, достигая единства колорита и завершенности росписи.

Время сложения городецкой росписи занимает около 50 лет. Складывается стиль этой росписи, рождается городецкий орнамент, в котором определяющими становятся крупные цветовые формы и пятна, скупые и лаконичные.

Кроме донец расписывали детские каталки и стульчики. Близко к стилистике расписных донец стояли росписи мочесников – лубяных коробов, в которые складывали мотки пряжи. Писали свадебные сюжеты с конями, женихами, посиделками: «пряха и кавалер за беседой», «птица на дереве», «собака у дерева».

Период 1870-1900 гг., связанный с общим бурным развитием промысловой деятельности жителей лесного Заволжья знаменуется окончательным сложением стиля городецкой росписи.

После упадка, пережитого промыслами в начале XX века и почти полного прекращения их деятельности в Первую мировую войну, возрождение было делом сложным. 1930-е годы организуются общественные художественные мастерские.

В 1951 году учреждается промысловая столярно-мебельная и художественная артель в селе Курцеве, председателем которой избирают Аристарха Коновалова, потомственного мастера городецкой росписи. Его мать и дядя, дед и прадед работали в промысле.

C 1954 года начинается производство детской мебели с городецкой росписью. В 1957 году открывается класс городецкой росписи в Семеновской профтехшколе. Очень медленно расширяется ассортимент изготавливаемых вещей, появляется знаменитый городецкий конь-качалка, начинают возрождаться сюжетные росписи. В 1960 году артель была преобразована в фабрику «Городецкой росписи», а в декабре 1965 года курцевская фабрика объединилась с городецкой мебельной фабрикой в одно предприятие, получившее общее название «Городецкая роспись». В 1969 году на фабрике создается экспериментально-творческая лаборатория, в которой начинает работать Фаина Никифоровна Касатова, в 1970 году туда же приходят А.В. Соколова и Л.Ф. Беспалова, Н.А. Столесникова. Появляются прекрасные мастерицы Л.А. Кубаткина, Т.Н. Рукина, П.Ф. Сорина, Г.Н. Тимофеева, Н.Н. Носкова. Именно с работой экспериментальной лаборатории связаны поиски в области новых сюжетных композиций.

Выбор первых работ пал на темы и композиции застолий с чаепитием у самовара. Все поиски основывались первоначально на старательном следовании приемам старых мастеров. Одновременно шел поиск типа изделий, в росписи которых целесообразно помещать сюжеты. Эта работа велась при помощи Института художественной промышленности. Наиболее оригинальной работой этих лет стало прямоугольное панно Лилии Федоровны Беспаловой «Художественный совет». В этой композиции в схему традиционного городецкого застолья вместо посуды и самовара включены художественные изделия городчан. Под руководством художников лаборатории постепенно улучшается качество работы городецких мастериц, 60 из которых начинают работать в авторской группе. Они расписывают хлебницы, декоративные настенные тарелки, полочки с комплектами поставков или разделочных досок, пирожные доски, поставки, ларцы и др.

В 1985 году шестеро художников Городца стали лауреатами Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина.

Господствующий цвет городецких росписей или ярко-желтый хром или киноварь. Они обычно являются доминантой колорита, фоном всей росписи в целом; синий, зеленый и иногда «разбеленные» тона(розовый, голубой) используются для написания узора, черный и белый – для проработки деталей.


Материалы: Темпера. Можно использовать гуашь с добавлением клея ПВА.

Из каждого основного цвета составляется два оттенка: один разбеленный, другой более насыщенный.

Порядок выполнения росписи:

А) Роспись выполняется прямо на деревянной основе или основа грунтуется желтым, красным, черным цветами.

Б) На выбранной для росписи разделочной доске или поверхности другого предмета тонкими линиями карандашом намечается композиция будущего узора. Главное - наметить расположение и размеры основных, самых ярких пятен - например, цветов. Это узлы композиции. Средние детали - нераспустившиеся бутоны - связывают крупные детали между собой; мелкие – веточки, листочки - дополняют тему и мало влияют на общую композицию.

В) В узлах композиции широкой кистью наносятся, как правило, пятна правильной круглой формы - основа цветка.

Г) Поверх светлых пятен наносятся тонкие мазки вторым, более темным колером того же оттенка, например, синим по голубому – обводка. Контур обводки – рисующий, изображает контуры лепестков цветка. На этом же этапе между крупными элементами изображаются листочки, форму которых получают двумя-тремя мазками кисти.

Вся роспись состоит из элементов: круги- подмалевки, скобки, капли, точки, дуги, спирали, штрихи.

Д) Заключительный этап росписи - нанесение черной и белой краской штрихов и точек. Этот прием называется «оживкой» и придает работе законченный вид. Выполняется самой тонкой кистью.

Е) После высыхания темперы изделие можно покрыть бесцветным лаком.


Наиболее распространенными мотивами являются:

цветы - розы, купавки с симметричными листьями;






животные - конь, птица


«Древо жизни» - традиционный сюжет, олицетворяющий природу. По обеим сторонам «древа», могут быть изображены кони или птицы.



Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки – традиционны для сюжетной Городецкой росписи.


Существует три вида композиции в Городецкой росписи:

цветочная роспись;
цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица»;
сюжетная роспись.

Такое деление является условным, так как сюжетная роспись не обходится без цветочных мотивов, она разнообразна по схемам построения. И даже если изделия с городецкой росписью выполнены на основе одной композиции, но в разной цветовой гамме, можно не сразу уловить сходство.
Итак,

Цветочная роспись

Этот вид чаще всего используется, он наиболее прост в исполнении. В менее сложном варианте на работе может быть изображен один цветок с расходящимися от него листьями. В более сложном варианте, например, на боковых стенках часто изображают полосу из цветочного орнамента, а крышка декорируется цветами, вписанными в круг. На крышках хлебниц цветы располагают обычно прямоугольником или ромбом.

В цветочном орнаменте можно выделить следующие наиболее распространенные типы орнамента:

«Букет» - изображается симметрично. Обычно пишется на разделочных досках или блюдах.

«Гирлянда»- это разновидность «букета», когда один или два крупных цветка располагаются в центре, от них в стороны расходятся более мелкие цветы с листьями. Они могут вписываться в круг, полосу, располагаться серповидно (на угловых заставках). Данный вид композиции цветочного орнамента чаще всего используется при росписи разделочных досок, хлебниц, шкатулок, блюд, детской мебели.


«Ромб»- один из вариантов «гирлянды», когда в центре пишутся один или более цветков, образующие центр, а бутоны и листья, постепенно уменьшающиеся к вершинам ромба, расположены вдоль его воображаемых ребер. Эту цветочную композицию чаще всего можно увидеть на разделочных досках прямоугольной формы, сундучках, скамеечках, створках шкафов, и хлебницах.


«Цветочная полоса» - сохранилась в Городецком промысле еще с расписных прялок, где она разделяла верхний и нижний ярусы. В зависимости от того, на каком изделии ее пишут, она может представлять повторяющуюся ленточную композицию из цветов одинакового размера, разделенных парами листьев, либо ту же композицию, в которой чередуются: цветки одного размера, но разные по рисунку; цветки одного размера, но разные по цвету; цветки, разные по рисунку, цвету и размеру. Такие орнаментальные полосы обычно используют при росписи объемных изделий, например круглых шкатулок. Узкой орнаментальной полосой опоясывают сюжетные композиции. Более широкая полоса является средним ярусом в трехъярусной композиции.


«Венок» - напоминает «цветочную полосу», но только замкнутую по краю блюда или крышки шкатулки. Цветочные композиции обычно симметричны по расположению мотивов и распределению цвета.

Цветочная композиция с включением мотива «конь» и «птица»

Так же как и в цветочной росписи, в изделиях с изображением коня и птицы мотивы могут быть симметричны. Они располагаются по сторонам цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды. Иногда, среди симметрично написанного цветочного орнамента располагаются две птицы, асимметричные по рисунку, иногда различные по цвету. Иногда, при выполнении мастером композиции из нескольких предметов(например, разделочных досок), симметрия проявляется в композиции двух крайних. На крайних досках могут изображаться различные мотивы цветов либо при написании птиц будут использоваться два мотива: «петух» и «курочка».


Примечание: Изображения «петух» и «конь» является символами солнца, пожеланиями счастья.Изображения «петуха» и «курочки» символизирует семейное благополучие, пожелание семье множества детей.

Сегодня мы изучаем технику городецкой росписи. Этот вид росписи для начинающих является одним из видов народно-прикладного творчества России, которое возникло в небольшом городе на Волге под названием Городец. Рисунки, выполненные в этой технике, отличаются яркими, насыщенными цветами, наличием вороных коней в картинах и птиц с невероятно пышными хвостами. Также в работах обязательно присутствуют цветы, в основном это бутон, роза, розан и ромашка.

Изучаем городецкую роспись для начинающих мастеров

Рисунки в технике городецкой росписи очень символичны – конь символизирует богатство, птицы – счастье, а цветы – здоровье и процветание. Основными мотивами рисунков являются всадники на конях, барышни в пышных, красочных платьях, различные торжественные мероприятия – ярмарки, свадьбы, народные гуляния или просто городские улицы, т. е. все элементы росписи передавали жизнь и быт обычных людей. Причем животные всегда изображались только в профиль, а люди в анфас. Кроме того, городецкие картинки всегда насыщены цветами – в виде букетов, гирлянд или они просто хаотично разбросаны по всей работе.

Традиционно рисование в технике городецкой росписи выполнялось по дереву – узорами украшали прялки, шкатулки, сундуки, дуги, детская мебель, разделочные доски и прочие предметы быта. Но на начальном этапе можно пробовать свои силы и на бумаге, чтобы руки привыкли к изогнутым формам, к переходам от тончайших линий к широким мазкам и прочим необычным элементам рисунков.

Давайте немного прикоснемся к народному творчеству и попробуем нарисовать основные виды цветов, которые присутствуют в городецких рисунках. Для этого нам понадобится лист бумаги, карандаш, кисточка и гуашь вишневого цвета.

В начале работы на листе бумаги рисуем четыре круга – три одинаковых, а четвертый чуть поменьше и с помощью кисточки и краски делаем пятнышки круглой формы на каждом круге – это будут носики цветов. На первых двух кружках носики будут располагаться по центру, а на остальных – сбоку.

Далее начинаем дорисовывать наши цветы как показано на фото, выполняя лепестки краской того же цвета. По окружности первого круга рисуем дугу, начиная с еле заметного касания кисти бумаги, постепенно увеличиваем нажим и заканчиваем работы снова еле заметным касанием – получился бутон. В центральной части второго круга прорисовываем аналогичную дугу, а по краю окружности, дугами меньшего размера, выполненными по тому же принципу, рисуем лепестки – у нас получилась роза. По окружности третьего круга прорисовываем такие же лепестки, получая, таким образом, розан. Из четвертого круга будем делать ромашку, используя уже другую технику – примакивание, чтобы нарисовать капельки вокруг носика цветка.

Вот такими не хитрыми способами прорисовываются цветы в городецкой росписи. Теперь и вы сможете расписать, какой-нибудь предмет домашнего обихода и преподнести в качестве подарка близкому человеку. Если вам предстоит при этом рисовать большое количество цветов, то можно использовать шаблоны и трафареты кружочков с помощью циркуля и использовать их в работе.

Теперь давайте поэтапно разберем, как выполняются цветы в технике городецкой росписи.

Этапы выполнения цветов.

Подмалевок – это тот самый цветной кружочек, который служит основой всех цветов в городецкой росписи. Для цветов в этой технике рисования традиционно используется краска красного, вишневого, розового, голубого и синего цветов. При этом цветы синего и голубого цвета могут совсем отсутствовать на картине или занимать не более 1/4 ее части.

Наведение лепестков – после того, как гуашь с подмалевками подсохла, начинаем прорисовывать лепестки в зависимости от цветов, которые хотите нарисовать и более темной краской делаем их наведение.

Оживки – это украшение цветов с помощью точек и штрихов. Делаются оживки с помощью белой гуаши и тонких художественных кистей №2 или №3. Точки ставятся по центру носиков всех цветов, а также делается окантовка носиков у ромашек и розанов. Носики бутонов и роз украшаются белой дугой. Завершают этот этап штрихи, которые наносятся на розы.

Таким образом, если придерживаться традиционных правил нанесения рисунков в этой технике, то городецкая росписьуже не будет казаться для начинающих чем-то сверхсложным и недостижимым. Ее могут освоить даже дети, стоит лишь приложить определенные усилия и как говорится, «набить» руку. Кроме того, сейчас достаточно много различных художественных учебных заведений, где обучение этому виду творчества адаптировано как для детей, так и для взрослых.

Предметы домашнего обихода, расписанные в городецкой технике, популярны и по сей день, ведь рисунки на досках для разделки, шкатулках или кухонных лопатках способны украсить интерьер любого, даже самого современного жилища.

Видео по теме статьи

В заключение предлагаем ознакомиться с видео уроками по технике городецкой росписи, которые позволят вам окунуться в мир народного творчества, помогут лучше освоить эту технику и создавать неповторимые узоры на вполне обычных предметах домашнего обихода, которые долго будут радовать вас и ваших близких.

Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец.
Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
В 1936 основана артель (с 1960 фабрика «Городецкая роспись»), изготовляющая сувениры; мастера — Д. И. Крюков, А. Е. Коновалов, И. А. Мазин.

Особенности

В нижегородских росписях можно различить два типа — павловские и городецкие росписи, которыми украшали сундуки, дуги, сани, детскую мебель, донца для прялок и многие мелкие предметы обихода.
Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем. Это — быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов.

Значительное место занимают цветочные мотивы — пышные «розаны», писанные широко и декоративно. По выражению А. В. Бакушинского мастер стал подлинным живописцем.
Об этом же говорит и В. С. Воронов, писавший, что «нижегородская манера представляет нам наиболее чистый вариант подлинного живописного искусства, преодолевшего рамки графического пленения и основанного исключительно на элементах живописи…»

Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных. Встречаются экзотические львы и барсы. Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, геральдически обращенные друг к другу.

Городецкие мотивы — сцены городской жизни

Панно. "Мой любимый Городец". Колесникова

Панно"Улица купеческая"Колесникова

Панно"Гуляй слобода" Колесникова

Панно"Городец хлебосольный" Колесникова

Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Там, где позволяет сюжет, мастер охотно пользуется мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов.

Любимые фоны — ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита.
В характеристике сюжета разбелённые тона дают богатые оттенки цветовых переходов. Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом.
Он очень разнообразен — от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха. Работа мастера быстра и экономна. Поэтому она очень обобщена, проста по приемам, свободна в движении кисти. Характерны городецкие цветочные росписи, многокрасочные и выразительные работы мастеров А. Е. Коновалова и Д. И. Крюкова.

История городецкой росписи

Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье, в деревнях, расположенных на берегах чистой и светлой речки Узоры. В селениях Косково, Курцево, Хлебаиха, Репино, Савино, Боярское и др.
В XVIII в. возникает центр производства прядильных донец и игрушек. Свои изделия крестьяне отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая.

Толковый словарь русского языка В.И. Даля объясняет, что слово "донце" означает "дощечку, на которую садится у нас пряха, втыкая в нее гребень". Окончив работу, она вынимала гребень, а донце вешала на стену, и оно украшало избу. Поэтому народные умельцы уделяли особое внимание украшению досок резьбой и росписью.

Прялка была верной спутницей на протяжении всей жизни крестьянки. Часто служила подарком: жених дарил ее невесте, отец — дочери, муж — жене. Поэтому донце выбиралось нарядное, красочное, всем на радость и удивление. Прялка передавалась по наследству, ее берегли и хранили.

Для украшения досок мастера пользовались своеобразной техникой — инкрустацией, очень редко встречающейся в народном искусстве. Фигуры вырезали из дерева другой породы и вставляли в соответствующие по форме углубления. Эти вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделялись на светлой поверхности донца. Располагая древесиной двух оттенков и пользуясь самым простым инструментом, народные умельцы превращали донце в произведение искусства.
Известным мастером инкрустированных донец с подкраской был Л. В. Мельников.

В дальнейшем мастера стали применять еще и подкраску донец. Яркое сочетание желтого фона с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало его нарядным и красочным.

Со второй половины XIX в. сложная и трудоемкая техника инкрустации заменилась скобчатой резьбой с подкраской, а затем стала преобладать живописная манера украшения.

Сюжетами старинной Городецкой росписи были изображения птиц, цветов, всадников на конях, барышень и кавалеров, сцен из народной жизни.

В наши дни традиции старых мастеров стремятся возродить и обогатить народные умельцы, работающие на фабрике художественных изделий "Городецкая роспись" в г. Городце. Среди них есть лауреаты премии им. И.Е. Репина. Это Л.Ф. Беспалова, Ф.Н. Касатова, А.Е. Коновалов, Л.А. Кубаткина, Т.М. Рукина, А.В. Соколова.

Марина Белова..Бочата.Дерево, городецкая роспись.

Марина Белова.Поставецы.Бочата.Дерево, городецкая роспись.

Поднос М.М. Белова. Дерево, городецкая роспись.2005г.

Комплект карточек. Наглядные пособия для начальной школы.

Мастер-класс по рисованию городецкой росписи с применением шаблона. Картина "Кони".

Богатова Оксана Николаевна, воспитатель МКДОУ "Детский сад №94" города Дзержинска Нижегородской области.
Описание: работу могут выполнить младшие школьники либо дошкольники с помощью взрослых. Мастер-класс заинтересует творческих людей, педагогов дополнительного образования.
Назначение: послужит образцом рисунка на занятиях по изодеятельности, украшением интерьера.
Цель: создание картины "Кони".
Задачи: - учить рисовать городецких коней симметрично с использованием шаблона;
- закреплять навыки росписи цветочного городецкого орнамента;
- развивать творческие способности:
- воспитывать патриотические чувства, желание чаще соприкасаться с народными традициями.

Изображение коня, в городецкой росписи символизирует солнце и пожелание счастья.
Характер изображения животных всегда величав, торжествен. Если изображен конь, то это конь, горделиво поднявший голову на круто изогнутой лебединой шее, бьющий оземь копытом. У него тонкие ноги скакуна, богатая упряжь, грива струящаяся водопадом.
Городецкий конь бежит – вся земля под ним дрожит…
Как и в цветочной росписи, картинки городецкой росписи с изображением коня могут быть симметричными. Они могут располагаться как по сторонам от цветущего дерева, так и внутри цветочной гирлянды. Вот таких коней с растительным орнаментом, мы и будем рисовать с вами!

Материалы: лист бумаги А3; гуашь алая, рубиновая, охра, зелёная, белая, чёрная; акварельные краски; баночка для воды; простой карандаш; кусочек губки; кисти №1,№2,№5.


Покрываем, с помощью губки, лист гуашью цвета охра.


Теперь нам нужно нарисовать двух симметричных коней расположенных по бокам картины. Поставив такую задачу я столкнулась с проблемой, что у меня один конь получается (находящийся справа), а другой (находящийся слева) не получается зеркально симметричным... Тогда я вырезала свой карандашный эскиз и положила коня другой поверхностью на противоположную сторону рисунка.


Имея незначительные художественные способности трудно нарисовать красивого, пропорционального коня. Поэтому предлагаю, всем желающим, воспользоваться данным шаблоном, по моему эскизу.


Закрашиваем коней чёрной гуашью.


Для более ровного выполнения цветочного орнамента, а именно, рисования розы, купавок и ромашек, воспользуемся круглыми формами баночки для воды и баночки с гуашью.




Закрашиваем нарисованные круги.


В нижней части нашего цветочного орнамента распишем розан и две ромашки. В центре нарисуем купавку.



Дополним цветочный орнамент листиками.


Чтобы картина заиграла новыми красками, дополним её, новыми для нас цветами - колокольчиками.


Теперь приступим к рисованию сбруи коней.


Затем белой "оживкой" делаем наших коней грациозными и придаём им объём.


На листиках рисуем прожилки соответствующих цветов


Расписываем голубые колокольчики, бутоны и купавки синей и белой акварелью.


Теперь наносим чёрную "оживку" на листики.


Наша картина картина почти готова, осталось нарисовать уздечки.


Оформляем картину рамочкой и вешаем на стену.


Аналогичную картину можно нарисовать и с петухами. Она принесёт в Ваш дом тепло и уют, неповторимую самобытность. Спасибо за внимание!

Городецкая роспись – это традиционное русское искусство, которое имеет свои характеристики, и очень интересно для детей. Из истории этого вида живописи известно, что раньше им занимались обычные крестьяне, что и дало характерное смешение благородного и простодушного стиля.

Рисунки изображались в основном на деревянной основе и были украшением домов и предметов быта. Сегодня городецкая роспись адаптирована для детей и взрослых, может изображаться на простом листе бумаги.

Краски, которые используются для этого мастерства, очень яркие и жизнерадостные. Городецкая роспись и каждый ее элемент– это символ. Так, изображение коня с пышной гривой и длинной шеей означает богатство, жар-птицы – счастье, а ярких бутонов цветов – успех в любом начинании. Поэтому каждый рисунок несет свою символическую нагрузку.

Если говорить о сложности техники, то во многом она зависит от элементов, которые будут присутствовать в узоре. Если понять секрет техники, то рисунок получится легко и быстро.

Из этой статьи вы узнаете

Что нужно приобрести для уроков

Современный подход позволяют сегодня применять технологии использования городецкой росписи не только на дереве, как это было изначально, но и на обыкновенном листе бумаге. В школьной программе детей знакомят с методиками изображения животных и узоров городецких мастеров.

Для проведения уроков для детей нужно приобрести такие необходимые принадлежности.

  • Материал, на котором будет изображаться рисунок. Для детей, которые только начинают делать первые шаги в городецкой росписи, идеальным вариантом будет обыкновенная бумага или картон (не глянцевый).

Для тех, кто уже приобрел навыки техники изображения, можно использовать для работы деревянные заготовки. Это могут быть разделочные доски, тарелки и т. д.

  • Краска. Ее выбор также во многом зависит от того, сколько дети занимаются этим мастерством. Если новички, то подойдут гуашевые краски. Самые обычные наборы из 12 штук могут быть использованы.
  • Кисточки. Их нужно подбирать разные по размеру. Лучше, если это будут кисточки из натурального ворса.
  • Лак. Если рисовать по деревянной поверхности, то после высыхания рисунок нужно закрепить прозрачным лаком. Он предохранит рисунок от повреждений и не даст краскам выцветать.

Начало изображения

Чтобы рисунок получился действительно аккуратным и красивым с первого раза, мало одного желания и подготовленных материалов. Очень важно изучить технику нанесения изображения. Здесь нужно понять, как держать кисть, как вести, какими движениями пользоваться для изображения деталей рисунка.

Вся городецкая роспись производится в три этапа. Первое, что необходимо сделать, – это нанести фон, на который и будет накладываться рисунок. Далее выполняем поэтапно рисунок.

  • Подмалевка. Крупные цветовые пятна, которые впоследствии будут служить основой для изображения. Это большие фигуры. Для детей элементы подмалевки очень легко даются.

Они наносятся тонким слоем, полностью заштриховываются. Зарисовать их нужно очень аккуратно, чтобы не было разводов, наплывов или пробелов. Для хорошего результата лучше рисовать плоской широкой кистью.

  • Тканевка. Используется кисть № 2. Суть этого этапа — разбивание подмалевки на части и выделение деталей.
  • Оживки. Это еще один прием в городецкой технике. Здесь в помощь идет черная и белая краска, которыми и выделяют акценты рисунка. Этот этап очень сложный и требует концентрации.

Черной и белой краской наносится на подмалевке и тканевке множество точек, которые и придают яркости и живости рисунку. Здесь важно не перестараться, так как большое количество оживки может испортить рисунок.

Городецкая роспись получится очень хорошо, если научиться правильно держать кисть. Она должна быть перпендикулярна поверхности, на которую накладывается рисунок.

При этом рука должна быть оперта на локоть и фиксироваться им, а кисть остается подвижной и свободной. Если для ребенка долго держать в таком положении руку тяжело, то можно делать опор на мизинец. В этой позиции руки легче рисовать плавные и правильные линии.

Последнее в рисовании городецкой росписи – это соединять все элементы между собой поэтапно. Картинки должны получаться яркими и пестрыми.

Это главная черта такого направления в художественном искусстве. Если ребенок научился хорошо изображать элементы на бумаге, можно продолжить и предложить рисовать на деревянной основе.

Особенности композиции

Городецкая роспись имеет свои особенности в размещении основных элементов. Чтобы рисунок получился органичным, нужно его очень хорошо продумать и сделать эскиз. Только потом элементы переносятся на основу. Для детей нужно объяснить основные композиционные приемы городецкой росписи.

В центре рисунка обязательно выполняется один большой элемент. Это может быть одно из изображений:

  • растительный мотив (цветок);
  • изображение животного (коня, птицы).

В качестве дополнительных элементов в композиции городецкой росписи выступают более мелкие картинки цветов, листьев. Заканчивается композиция оформлением рамочки. Она также является одним из украшений всего композиционного ряда.

Городецкая роспись требует от ученика выполнять все детали поэтапно. Он должен понимать, что быстро сделать такой рисунок не получится, так как каждый из этапов наносится после полного высыхания предыдущего. Концентрация и желание достичь положительного результата – вот главное правило идеального рисунка.