Конспект занятия по лепке в старшей группе «Весенний пейзаж. Конспект НОД по лепке в средней группе на тему: Весенние цветы

Занятие: Лепка «Жаворонок»

Цель:

1. Познакомить детей с народной традицией встречать весну

«жаворонками».

2. Учить лепить из теста жаворонка.

3. Развивать мелкую моторику рук, навыки работы с тестом.

4. Воспитать любовь и память к старинным русским традициям.

Коррекция: памяти, воображения.

Материалы и оборудование к занятию: мука, тесто, изюм, нож для резки теста, салфетки для рук, разделочная доска.

Ход занятия:

Здравствуйте ребята!

Вы знаете, какое приближается сейчас время года? (весна).

Так вот у нас сегодня необычное занятие, мы с вами будем учиться встречать весну по старинным русским традициям. Мы научимся лепить птичек – жаворонков.

Отступает зима и мы ждём весну - красну. Ребята, а почему весну называют весна - красна? А потому что это приближение чего-то радостного, долгожданного.

Русский народ каждый год праздновал приход весны.

По народному календарю весну встречают трижды.

Первая встреча весны приходится на 15 марта – это Сретенье. «На Сретенье зима с весной встречаются» - так говорят в народе.

Первый весенний месяц – март. Про март говорят, что март не весна, а подвесенье. Март – зимобор, протальник, грачевник. Давайте вместе объясним эти слова.

В народе говорят: «В марте с крыши капает, а за нос цепляется»

« Не спеши снимать шубу, а то март оденет».

Талой мартовской водой мыли полы в доме, этой же водой – «снежицей» обливали стены, поливали цветы, обтирали больных. Все в доме начинало дышать весной. Вода этого дня считалась особой весенней ценностью.

Ну вот наступает 22 марта – вторая встреча весны – день весеннего равноденствия, т.е. день становится равен ночи и начинается настоящая весна. На Руси этот день называют «Сороки» или «Сорок сороков – сорок мучеников». Почитание сорока святых. В народе считается, что на сороки сорок птичек на Русь пробирается, чтобы людям в делах помогать.

И первая из них - жаворонок. На Руси в народе говорили: " сорок сороков – жаворонки летят, весну на крыльях несут". У птиц есть один секрет - волшебные золотые ключи. Каждую осень злая старуха зима запирает в темную темницу красавицу весну, а жаворонки, возвращаясь с юга, открывают эту темницу и освобождают весну. Люди старались помочь птицам принести на крыльях весну. Для этого специально пели необычные песенки - заклички. Вот послушайте некоторые из них:

Ой, кулики, жаворонушки,

Прилетайте к нам с чужой сторонушки

Летел кулик из-за моря

Принёс кулик девять замков,

Кулик, Кулик, замыкай зиму

Отпирай весну, тёпло летечко

Чувиль-виль-виль.

Жаворонушки,

Прилетите к нам,

Весну ясную, весну красную

Принесите нам!

Жаворонок- жаворонок

Из-за моря к нам лети

Весну красную неси

С тёплым солнышком

С пшеничным зёрнышком

Жаворонок, жаворонок

Возьми себе зиму

А нам отдай весну

Возьми себе сани

А нам отдай телегу.

Физкультминутка:

Ножками потопаем (топают)

Ручками похлопаем (хлопают)

Наши пальчики, словно птенчики (движения пальцами вверх-вниз)

Наши ручки – птички

Воробьи – синички (делают расходящиеся фонарики)

К Матрёше полетели делают летящие движения руками)

У Матрёши сели (присаживаются)

Зёрнышек поели «клюют» по коленочкам)

Песенку запели

Чувиль –виль-виль.

По традиции, к началу этого праздника мамы и бабушки делали из теста маленьких птичек - "жаворонков". Тесто ставили подходить на солнышко, что бы бог вошёл в него. Внутрь каждого жаворонка прятали льняное семечко (для хорошего урожая). Птички должны быть аппетитные с хрустящей корочкой. Затем раздавали жаворонков детям со словами «Жаворонки прилетели, на головку сели», тем самым благославляя их.

А вы хотите слепить из теста такого жаворонка? (рассматриваем с детьми образец жаворонка).

Ребята, хотите полетать как жаворонки?

Тогда представьте, что вы жаворонки, а стол, за которым вы сидите – гнездо. У каждого гнезда свой цвет (зелёный, жёлтый, красный, синий). По команде вы вылетаете из гнезда, пока вы летаете, я меняю ваши цвета, а вы должны найти своё гнездо (т.е. свой цвет). Итак, полетели, полетели... на места свои присели. Сели. Молодцы. А теперь за дело.

Практическая часть:

Воспитатель: Сначала нам нужно обмакнуть руки в муку, чтобы тесто к ним не прилипало. Возьмем кусочек теста в руки. Какое оно? (мягкое, тянется). Из чего делают тесто? (муки, воды, яиц, соли, сахара). У нас с вами уже готовая лепёшечка для жаворонка. Нам необходимо сделать 4 надреза по схеме с помощью ножа. Верхний кончик - головка жаворонка, а нижний - хвостик. Боковые части – крылышки. Свободные полосочки сложим на спинке в виде крестика. При помощи ножа оформить крылья и хвост жаворонка. Глазки нашим жаворонкам можно сделать из изюминок. (Дети лепят жаворонков). Воспитатель: Молодцы ребята! Какие красивые жаворонки у вас получились.

А что же делали с этими птичками? Дети поднимали жаворонков над головой и зазывали весну.

Сегодня и мы, как и прежде на Руси, будем зазывать птиц:

Жаворонок!

В наше небо залети

Нашу землю освети

Всех на свете ребятишек

Обогрей, оздорови.

В третий раз весну звали на Благовещенье (7 апреля) – это один из больших праздников весны. Весну ждали с большим нетерпением и верили, что ускорить её приход могут птицы. Поэтому существовал красивый обычай – выпускать птиц на волю, чтобы вместе с птицами полную свободу от зимы обрела природа.

Ну а мы своих жаворонков в небо не отпустим, а разместим на нашей выставке.

Воспитатель: Проходите, ребята. Давайте проверим, с каким настроением вы пришли сегодня.

Психогимнастика.

К солнышку потянулись,

Лучик взяли,

К сердцу прижали,

Людям отдали

И улыбнулись!

И сказали всем: «Здравствуйте»

Воспитатель. Какие вы все молодцы! Замечательно мы с вами поздоровались и своим приветствием пожелали здоровья и добра друг другу. Замечательный день сегодня! Прислушайтесь. Вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?

Звучит запись весеннего шума.

Кто пришёл так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно, бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зелёные травинки,
Сняв зелёные ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит:
Тише всех пришла (ответ детей) весна.

Воспитатель: Да, ребята, правильно – это весна. И я ее сегодня встретила по дороге в детский сад. Словно лебедь плыла Весна. Выпускала она на землю траву шелковую, расстилала росу жемчужную, сливала мелкие ручейки в быстрые речки. Пригласила я Весну в группу к нам, чтобы согрела она нас теплом своим, поиграла, повеселилась бы с нами. Вот она должна подойти с минуты на минуту.

Ой, нам пришло какое-то сообщение, это, наверное нам Весна написала.

На экране ноутбука появляется изображение Зимы лютой.

«Весну они ждут! Теплу и солнцу радуются. А я Зима лютая вашу Весну обманула, обхитрила и в волшебный сундук посадила. А ключ от сундука далеко спрятала. Так что ждать, не дождаться вам ее. Не хватит у вас еще сил, чтобы со мной справится. Ха-ха-ха».
Что же нам делать, как нам быть, надо Весну выручать, волшебный сундук отпирать. Но как же нам найти его и ключ где отыскать?

Заяц. Раздается шуршание. Воспитатель берет в руки с пола игрушку зайца.

Голос зайца: «Хочу помочь я вам, ребята, видел я, куда Зима сундук спрятала. Только пройти вам придется много испытаний, прежде чем вы сундук найдете. А теперь три раза вокруг себя повернитесь и вниз наклонитесь. Вот клубочек волшебный, куда он покатится, туда и путь-дорогу держите.

Дети благодарят зайца. Воспитатель берет клубок в руки и бросает его. Клубок катится…

1 полянка. Воспитатель находит снежок, а в нем записку: «Весну вы ждете, а много ли вы о ней знаете? Назовите весенние месяцы и приметы весны».

Воспитатель. А теперь давайте покажем зиме, что и приметы весенние мы знаем. Ну-ка, давайте вместе.Воспитатель начинает говорить о приметах весны, а дети продолжают.

1. В марте облака плывут быстро и высоко - к хорошей погоде.
2. Синие облака в апреле - к теплу и дождю.

3. Ласточки летают близко к земле – к дождю.
4. Из березы течет много сока - к дождливому лету.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Справились с заданием. И нам снова пора в путь!

Воспитатель бросает клубок, он прикатывается на полянку. Воспитатель находит еще один снежок с запиской внутри: «Что это за птицы, которые с наступлением холодов улетают в теплые края, а с наступлением весны возвращаются? Отгадайте загадки. Звучит запись голосов птиц.

2 полянка. Перелетные птицы.

Воспитатель. Какое чудесное пение. А что это за птицы, которые с наступлением холодов улетают в теплые края, а с наступлением весны возвращаются? Ответы детей (перелетные).

А теперь отгадаем загадки и найдем этих птиц на этой красивой березке.

1. Всех перелетных птиц черней,

Он чистит пашню от червей.

Взад-вперед по пашне вскачь,


2. Из дальних стран вернулся я,
Чтоб вас порадовать, друзья.
«Весна пришла! Зиме – конец!» –
Пел у скворечника... (скворец)

3. Угадайте, что за птичка –

Темненькая невеличка.

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста (ласточка)

4. Хоть и скромен с виду он:

Пестренькие перья, маленький носок,

В поле он живет,

Всю весну и лето песенки поет (жаворонок)

Одной из первых птиц к нам прилетает жаворонок. С приходом весны в каждом деревенском доме хозяйки пекли из теста «жаворонков» - печенье в виде птичек с распростёртыми крылышками, с хохолками и глазами – горошинками. Часть свежеиспеченных птиц дети съедали, а часть использовали для приманивания настоящих птиц. Высоко подняв своих жаворонков над головой, дети бегали звать настоящих жаворонков, а с ними и весну и тепло. Вот и мы с вами поиграем в игру «Жаворонок». Колокольчик

Проводится подвижная игра «Жаворонок». Дети становятся в круг.

Дети идут по кругу и поют:

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в вышине,

Спрятал песенку в траве.

«Жаворонок» (водящий ребенок) с колокольчиком двигается поскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год!» Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится «жаворонком». Игра повторяется.

Вот и мы с вами сейчас, ребята, давайте слепим жаворонков из солёного теста, чтобы еще раз доказать Зиме лютой, что не боимся мы ее, потому что уже много знаем и умеем делать сами.

Воспитатель показывает приёмы лепки: из большого комка теста раскатываем шарик, шарик раскатываем в круг. Делаем четыре надреза. Два верхних надреза перекрещиваем – крылья, два средних надреза - хвост. Из маленького комочка катаем шарик, вытягиваем клюв, берём изюм – вот и глаза. Смазываем водой выше места соединения крыльев и приклеиваем головку.

Воспитатель предлагает детям по очереди повторить последовательность выполнения работы.

Воспитатель. Но чтобы наши пальчики хорошо работали, их нужно подготовить.

Воспитатель выполняет с детьми пальчиковую гимнастику.

«Перелетные птицы»

Тили-тили, тили-тели – (скрещивают большие пальцы, машут ладошками)

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка – (поочередно сгибают на обеих руках, начиная с мизинца левой руки)

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей.

Торопитесь: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж

Аист, ласточка и чиж –

Все вернулись, прилетели (снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками)

Песни звонкие запели! (указательный и большой пальцы делают клюв – «птицы поют»)

Воспитатель предлагает детям приступить к работе, объясняя, что с тестом надо работать аккуратно, с большой любовью, чтобы получились красивые, пышные «жаворонки».

А теперь пора спешить, жаворонков всем лепить.

Звучит весенняя мелодия.

После выполнения работы «жаворонков» из теста укладываем на красивый поднос и просят отнести на кухню, для того, чтобы испечь их.

Воспитатель. Чтобы птицы увидели наших «жаворонков», прилетели быстрее и весну на своих крыльях принесли, мы произнесем закличку.Дети приносят птиц и произносят закличку:

Неси, неси на волю

Воспитатель. Выбилась из сил старая Зима, побежала далеко-далеко за высокие горы, спряталась в ледяные норы. Ребята, посмотрите, сугроб растаял, а вот и сундучок. Ну, где же ключ?

Воспитатель. Давайте скорее Весну освобождать из плена.

Под музыку в группу входит Весна.

Весна . Костюм Весны

Здравствуйте, мои друзья,

Всех вас рада видеть я.

Я – Весна – Красна

Бужу землю ото сна.

Наполняю соком почки.

На лугах ращу цветочки.

Прогоняю с речек лед.

Светлым делаю восход.

Всюду – в поле и в лесу

Людям радость я несу.

Спасибо вам, ребята, что Зимы лютой не испугались и меня из ее плена освободили. Не останутся теперь люди без весеннего тепла, сочной зеленой травки, солнышка лучистого и песни веселой, задорной.

Дети и Весна хороводную песню.

Весна . Хорошо у вас, тепло, весело, но ждут меня леса и реки, солнышко лучистое и облачко пушистое. До свидания!

Весна уходит.

Воспитатель. Может это сказка, а может и не сказка. Но верят в чудо дети на всей большой планете. И это чудо мы совершили с вами, ребята, мы освободили Весну-Красну от Зимы Лютой, ведь добро всегда побеждает зло. А нам пора прощаться и другими делами заниматься.

Вот и жаворонки наши подоспели. На подносе испеченные жаворонки.

А на прощание отведайте, гости дорогие, наших жаворонков. И вас, ребята, угощения ждут, не дождутся. Скажем на прощание всем мы: «До свидания!». Музыка.

Материал.

Для лепки:

  • тесто,
  • клеенки,
  • круглый шаблон из картона,
  • стеки,
  • баночки для воды,
  • скалки,
  • кисточки,
  • изюм,
  • подставки для кисточек и стек,
  • салфетки.

Иллюстрации, 2 снежка, 2 записки с приметами и загадками, клубок, заяц, 2 подноса, жаворонки испеченные, костюм Весны, береза с птицами, ткань, сундук, колокольчик, подсказку гимнастики.

Конспект НОД по лепке в старшей группе

«Весенние прекрасные цветы»

Выполнила: Шуткина А.В.

ПДО по ИЗО

МБДОУ № 141

Воронеж 2016

Цель: учить детей создавать коллективную лепную композицию под руководством воспитателя.

Задачи:

Познакомить с возможностью получения более выразительного цвета путем смешивания трех исходных цветов в технике пластилинография;

Упражнять детей в лепке весенних цветов конструктивным способом из нескольких частей;

Развивать чувствоформы, цвета, творческое воображение, мелкую моторику.

Воспитывать эстетический вкус.

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Предварительная работа:

Рассматривание цветов на прогулке на клумбах, узнать у родителей, откуда получили свое название цветы анютины глазки.

Материалы, инструменты, оборудование:

- проектор

Лепестки разных цветов из бумаги

Пластилин разных цветов

Стеки, дощечки для лепки

Тонированная бумага для имитации поляны

Влажные салфетки.

    Организационный момент

Воспитатель: «Ребята, сегодня я приглашаю вас на волшебную поляну, а почему волшебную мы с вами узнаем в конце нашего занятия».

    Основная часть

Воспитатель: «На прошлом занятии мы с вами говорили о приходе весны. Какие изменения происходят в природе. А сегодня остановимся на самом прекрасном изменении в живой природе – появлении первых весенних цветов. Когда вы ходили на прогулку, то видели, сколько красивых цветов появилось на наших прекрасных клумбах. Какие весенние цветы вы увидели, а какие растут возле вашего дома, можете назвать?»

Дети: (подснежники, тюльпаны, одуванчики, мимоза, крокусы, нарциссы)

Воспитатель: «Вот и мы сейчас с вами переместимся на прекрасную поляну, на которой растут цветы небывалой красоты.

Теплым и солнечным, радостным летом

Синим и белым, и смешанным цветом,

Шепчут весёлые, яркие сказки

Эти цветочки АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ.

Бабочек, синих и жёлтых, и белых

Много на клумбу цветочную село.

Сами узнаете их без подсказки

Это цветочки - АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ»

Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, на что похож этот цветок?

Дети: (на крыло бабочки, на глаза)

Воспитатель: «Почему эти цветы называют «анютины глазки?»

Дети: (Есть легенда, что верная девушка Анюта проводила жениха на защиту родной стороны. А когда он не вернулся, то там, где она пролила слёзы и выросли эти трёхцветные цветы.И сейчас, как много лет назад, стоят анютины глазки около дороги, и с надеждой "всматриваются" вдаль.)

Дополнительная информация: (Немцы называют это растение "мачехой" и сочинили трогательную историю об этих цветах.

Нижний лепесток цветка - самый крупный и красивый - это мачеха. Два боковых - поменьше, но также красивые - ее родные дочери. А два верхних - самые маленькие, скромно окрашенные - бедно одетые падчерицы. Согласно легенде, раньше мачеха была наверху и сильно обижала бедных падчериц.

Добрый волшебник наказал ее и повернул цветок так, что падчерицы оказались наверху, а мачеха - внизу. В наказание за злой нрав волшебник дал мачехе ненавистный ей шпорец, а дочерям - усы (темные черточки на лепестках)

Загадки

Воспитатель: «Ребята, посмотрите какие они все разные.

Может быть, ты мне подскажешь, дружок».

Вот какой красивый цвет,

Ярче и теплее нет.

Но может быть он и опасен,

Догадались? Это ….

Дети (красный)

Этим цветом мы рисуем солнца лучик,

Расцветет такого цвета одуванчик!

Так что это за цвет?

Догадались, девочки и мальчики? Это …

Дети (желтый)

Словно глазки васильков,

Этот цвет красивый очень.

Но морозный словно иней,

И зовем его мы …

Дети (синий)

Он как чистая вода,

Как на реке кусочки льда,

Он как небо, он такой

Нежно, нежно ….

Дети (голубой)

Будто спелый апельсин,

Этот цвет такой один.

Очень-очень важный он

Зовут его ….

Дети (оранжевый)

Воспитатель: « Ребята посмотрите на эту поляну цветов. Какие еще цвета, кроме тех, которые мы уже назвали, мы можем с вами увидеть?»

Дети: (Бордовый, сиреневый, фиолетовый, розовый, лиловый, коричневый…)

Пальчиковая гимнастика

Воспитатель: «А теперь, представьте, что ваши пальчики и есть эти прекрасные цветы.

Наши нежные цветки (Кончики пальцев двух ладоней соединяют.)

Распускают лепестки. (Плавное раскрывание пальцев.)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет. (Покачивание раскрытыми ладонями.)

Наши алые цветки

Закрывают лепестки. (Плавное соединение пальцев.)

Тихо засыпают,

Головой качают. (Сложенные ладони прислоняются к одному уху, голова склоняется.)

Воспитатель: «Посмотрите на цветок и скажите, из каких частей он состоит?»

Дети: (серединка, лепесточки, стебелек, листики).

Воспитатель: «А теперь давайте пройдем за столы и попробуем слепить такую же прекрасную поляну цветов, как та, на которой мы с вами побывали».

Показ приемов лепки.

Воспитатель: «Сегодня, я познакомлю вас, с новым приёмом обработки пластилина в технике пластилинография– это резание. Чтобы сделать такую заготовку, нужно раскатать толстую «колбаску»(размером 3 - 4 см) и немного сплющить ее, затем раскатать вторую "колбаску" другого цвета, сжать ее немного больше, чем первую и уложить сверху. Точно так же проделать с третьей, самой тонкой «колбаской». Аккуратно складываем ленту пополам и стягиваем внизу - получается капелька с серединкой разных цветов. Разрезаем её на много одинаковых кусочков - это лепестки.Разминаем их пальчиками, делая тоньше, предавая форму лепестков. Из них мы собираем цветок».

Продуктивная деятельность

Дети подбирают цвета пластилина, лепят цветы. Воспитатель подсказывает, что у цветов соцветия могут быть разной цветовой гаммы. Напоминает, что цвета могут сочетаться между собой или контрастировать. Серединки цветов тоже могут быть разными. Помочь детям правильно разместить лепестки в цветке. Дети совместно с воспитателем размещают готовые цветына поляне, сделанной из тонированной бумаги. Детям предлагается дополнить композицию по их желанию листьям, травой, кустиками.

III. Подведение итогов

Воспитатель: «А теперь, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?»

Дети: (лепили цветочную поляну)

Воспитатель: «Каким способом мы лепили цветы?»

Дети: (смешивали цвета разрезая пластилин).

Воспитатель: «Вы все большие молодцы, у нас получилась замечательная полянка. Вам понравилось наше занятие? Какое у вас сейчас настроение?»

Воспитатель: «С этим хорошим настроением мы с вами сейчас и поиграем. У вас на столах лежат разноцветные лепесточки, у каждого свой. Берем их и идем на коврик».

Игра.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг

1,2,3 – пару ты себе найди!

Воспитатель: «Посмотрите, ребята, пока мы с вами играли, наши лепесточки собрались вместе, и получился волшебный цветок. На нем все цвета, которые мы с вами сегодня брали для лепки наших цветов, а теперь давайте перевернем лепесточки. Кто изображен на них?»

Дети: (пчела, стрекоза, муравей, божья коровка, жук олень, бабочка)

Воспитатель: «Как одним словом мы можем их назвать?»

Дети: (насекомые)

Воспитатель: «На следующем занятии мы с вами попробуем слепить этих маленьких букашечек, чтобы наша полянка стала совсем, как настоящая, тогда произойдет волшебство, и она наполнится жизнью. А вам задание, дома поспрашивайте пап и мам, какие насекомые бывают, чем они отличаются друг от друга, чем питаются. Найдите какую-то интересную информацию о них и расскажете нам всем».

Литература:

    С. Ю.Ращюпкина «Лепка из пластинина», РИПОЛ Классик, 2010г.

    А. А. Анистратова, Н. И. Гришина «Поделки из пластилина и солёного теста», Москва, ОНИКС, 2009г.

    И. А. Лыкова «Лепим с мамой», Москва, 2005 г.

    Е.А. Янушко Пластилиновый мир. Маленький художник, 2008г.

    http://www.mnemosyne.ru/flowers/flowers4.html

Программные задачи:

Программные задачи:

— закрепить знания детей о смене времён года, о названиях весенних месяцев;
— систематизировать представление об изменениях, происходящих ранней весной в природе;
— заложить основы экологического воспитания;
— активизировать наблюдательность;

— закреплять навыки четкой правильной выразительной речи;

— отрабатывать интонационную выразительность речи в стихах.

Словарная работа:

Расширить словарь за счёт слов по теме «Весна» (проталины, ручьи, сосульки, лучи, капель, подснежник, ледоход).

Грамматический строй речи:

Закреплять навыки употребления в речи детей сравнительных оборотов.

Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы. Формировать умение выбирать наиболее точные слова при решении речевых ситуаций.

Развитие связной речи:

Продолжать совершенствовать монологическую форму речи.

Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно с логической последовательностью.

Совершенствовать умение в составлении короткого рассказа на заданную тему с помощью опорных схем.
Интеграция областей: ОО «Социально-личностное развитие»,ОО
«Познавательное развитие, ОО«Речевое развитие», ОО «Физическое развитие,
ОО «Художественно-эстетическое развитие».
Оснащение: демонстрационная картина: «Ранняя весна», игра «Найди родню», рисунки детей на тему «Подснежники»; мяч, мнемотехнические таблицы на каждого ребенка, мольберт.

Предварительная работа: наблюдения на прогулках, работа с календарем природы, художественно-творческая деятельность детей (рисование, лепка, аппликация) по теме «Весна», заучивание стихотворений, знакомство с приметами.

Организационный момент

Воспитатель: — Ребята, прежде чем начать работать, нам необходимо размять язычки, сделаем гимнастику.

Артикуляционная разминка:

Ель-ель-ель – звенит звонкая капель.

Чьи-чьи-чьи – во дворе бегут ручьи.

Фью-фью-фью – я гнездо себе совью.

Вей-вей-вей – тебе рады, соловей.

Воспитатель: Сегодня мы побеседуем о том времени года, которое называют «Утром года». Вы догадались, о каком времени года мы будем беседовать? Ответы детей (о весне).

Почему весну так называют? (пробуждается природа)

— Назовите, пожалуйста, весенние месяцы? (март, апрель, май)

(Дети читают стихи о весенних месяцах)

КАРТИНА ЯСНА – ПРИШЛА ВЕСНА . (И. Пивоварова)

Что такое? В чем же дело?

Небо вдруг заголубело,

И умчались злые стужи…

На дворе – капель да лужи…

Кто же в этом виноват?

Ну, конечно, месяц март!

АПРЕЛЬ (С. Маршак)

Апрель, апрель! Во дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.

Пробирается медведь сквозь лесной валежник,

Стали птицы песни петь и зацвел подснежник.

Воспитатель: Ребята, вспомните из наших наблюдений во время прогулок, какие самые первые признаки весны мы с вами отмечали. Ответы детей (сосульки)

— Я предлагаю вам игровое упражнение «Найди родню сосульке» (авторская разработка).

Цель: выделение свойств объектов, нахождение сравнений, расширение словарного запаса (сравнение сосульки — с водой, снегом, эскимо, стеклом, морковкой).

Двигательная пауза «Сосульки»

«Капли звонко капали (легкие прыжки)

Все сосульки плакали (качают головой)

Нам сосулькам жарко (машут руками на лицо)

С нас течет вода (наклон вниз)

Мы растаем навсегда (выпрямились).

Воспитатель : — Назовите другие признаки весны.

(На мольберте картинки с изображением примет весны, дети называют приметы весны).

— растаял снег

— потекли ручьи

— появились проталины

— закапали сосульки

— прилетели птицы

— на деревьях набухли почки.

— расцвели первые цветы

— зацвели деревья.

(Работа с опорными схемами) – составление рассказа о весне.

Солнце, дождь. (Погода весной.)

Береза. (Появление первых почек.)

Проталинка. (Первоцветы на проталинах.)

Стая. (Перелетные птицы.)

Ежи. (Пробуждение животных от спячки.)

Бабочка. (Появление насекомых.)

Воспитатель : — Посмотрите внимательно на схему: что было сначала? Что потом? С чего вы начнете свой рассказ? (у каждого ребенка на солее опорные схемы)

(Индивидуальная работа: воспитатель подходит к каждому ребенку, уточняет, все ли ему понятно).

Дети по очереди рассказывают небольшой рассказ, выставляя свою табличку на мольберт.

«Наступает весна. Солнышко светит ярче, «заплакали» сосульки с крыш. Снег тает, и на первых проталинах появляются подснежники. Перелетные птицы стаями возвращаются из теплых стран. Они вьют гнезда и выводят птенцов. Животные побуждаются от зимней спячки. Появляются первые насекомые».

(После того, как все дети рассказали, воспитатель подводит итог).

Воспитатель: — Молодцы, ребята . Теперь немного отдохнем, свои пальчики разомнем.

Пальчиковая и артикуляционная гимнастика:

песенка водички – с-с-с;

песенка комарика – з-з-з;

(произнося звуки, дети выполняют пальчиковую гимнастику: большие пальцы рук поочередно встречается с другими пальцами).

— Сейчас мы послушаем стихотворение (читает ребенок) «К нам весна шагает».

К нам весна шагает быстрыми шагами

И сугробы тают под ее ногами.

Черные проталины на полях видны,

Видно очень теплые ноги у весны.

Воспитатель: — Ребята, что же за теплые ноги у весны? Ответы детей – (солнце, солнечное тепло). – Верно, солнце — самое большое и доброе чудом, которое помогает Весне?

Воспитатель: Солнце стало подниматься выше, светить ярче и сильнее. Оно согрело землю, и мир снова расцвел яркими красками.

Воспитатель предлагает игру «Сравни и назови», в ходе которой бросает ребенку мяч, начинает фразу, а ребенок должен ее закончить. В случае затруднения другие ребята дополняют

Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон).

Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок).

Солнце ласковое, как… (бабушка, мама, ветерок, теплое море).

Солнце веселое, как… (песенка, клоун).

Солнце теплое, как …(печка, рукавички, свитер)

Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда)

Солнце жаркое, как… (огонь, костер)

(После игры дети садятся на стулья)

Воспитатель: — Весною, еще не растаял снег, распускаются первые цветы. Как они называются? (подснежник). Выходите скорее на полянку.

(дети подходят к выставке детских рисунков, выполненных на занятии по рисованию)

Дыхательная гимнастика. Воспитатель: Подышим ароматом подснежников. (Глубокий вдох – носом, на выдох произнесем «Ах, как чудно пахнет цветок»). Дети произносят фразу на выдохе 2-3 раза.

Воспитатель: — предлагаю вам, ребята послушать, о чем нам расскажет Весна. (Стихотворение «Разговор с весной» (диалог двух детей))

— Ну, Весна, как дела?

— У меня работа.

— Для чего тебе метла?

— Снег смести с пригорка.

— Для чего тебе ручьи?

— Мусор смыть с дорожек.

— Для чего тебе лучи?

— Для уборки тоже.

Все промою, просушу,

Вас на праздник приглашу.

Итог занятия: упражнение «Назови одним словом»

Первые вестники весны. – (Сосульки)

Лед идет по реке. – (Ледоход)

Участок земли, на котором растаял снег. – (Проталина)

Первые весенние цветы на проталинках. – (Подснежники)

Воспитатель: — Давайте дружно скажем: «Мы любим весну!»

Аутотренинг: — Ребята, возьмемся за руки, ощутим весеннее тепло, закроем глаза и представим, как тепло распространяется по всему телу. А теперь откройте глаза и передайте тепло друг другу, путем прикосновения ладошками и щечками. И тогда вместе с теплом цепочка доброты передастся друг другу. Пусть весеннее тепло и доброта поселятся в наших сердцах!

Непосредственно образовательная деятельность

по лепке в старшей группе

Румянцева И.А., воспитатель

Тема: «Закликаем весну»

Задачи:

  1. Познакомить детей с народными обычаями.
  2. Создавать выразительные образы по мотивам народных приемов лепки: лепить птичек из теста, делать надрезы на дискообразной форме, соединять края в форме крыльев.
  3. Учить детей украшать лепные изделия методом «налепа», бросовым материалом.
  4. Воспитывать интерес к народным традициям, обычаям, слушанию классической музыки.
  5. Развивать мелкую моторику, микрокоординацию движений пальцев.

Оборудование:

Тесто соленое, иллюстрации с изображением птиц, бумажные фантики, горох, греча, изюм, палочки-стеки.

Ход: Воспитатель загадывает детям загадку:

«Дует теплый южный ветер.

Солнышко все ярче светит.

Снег худеет, мякнет, тает,

Птичка-невеличка прилетает.

Что это за время? Кто узнает?»

Дети: «Весна».

Воспитатель: «Весна! Пришла благодатная, долгожданная весна с теплом, с первой капелью, с первыми проталинами. В старину в ожидании весны пели песни-веснянки, которыми зазывали весну, чтобы она поторопилась, чтобы птицы поскорее с юга вернулись, снег в полях растаял, и хлеба взошли. Ребята, давайте позовем весну».

Дети: «Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

Приди, весна, с милостью!»

Воспитатель: «Люди радовались приходу весны, говорили о ней добрые слова. Какие слова о весенней поре вы знаете?»

Дети: «Матушка-весна всем людям красна»,

«Весна – сестра солнца»,

«Весной солнышко как трава растет»,

«Весна все оживит».

Воспитатель: «А еще про весну говорили «Сорок сороков птиц прилетает из-за морских стран, весну несут». Почему так говорили, как вы думаете?»

Дети: «Весной птицы возвращаются домой из теплых стран».

Воспитатель: «Прилет птиц возвещал приход весны. Какие приметы прихода весны, связанные с прилетом птиц, вы знаете?»

Дети: «Грач на горе – весна на дворе»,

«Сколько проталин, столько и жаворонков»,

«Увидел скворца – знай, весна у крыльца»,

«Прилетела бы чайка, и весна будет».

Физминутка

«Руки подняли и покачали–

Это деревья в лесу,

Руки нагнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят,

Как они сядут, тоже покажем –

Крылья сложим назад»

Воспитатель: «С прилетом птиц начинается весна. День 22 марта считался у русского народа большим праздником, отмечали его весело и торжественно – ведь он открывал весну. Назывался этот день «Сорок сороков». По народному обычаю в этот день пекли печенье жаворонки. Печеных птах посылали родным и близким. Дети бегали по улицам с испеченными птицами, подбрасывали вверх, разбрасывали крошки и кричали: «Жаворонки прилетите, красное лето принесите, зима надоела, весь хлебушек поела». «Жаворонков» прикрепляли к веткам деревьев, к плетню, засовывали под крыши домов. Ребята, а почему пекли жаворонков?»

Дети: «Пекли жаворонков, потому что они первые возвращались из теплых краев».

Воспитатель: «Да, жаворонки – это певчие птицы, которые первые прилетают с юга, птицы, которые выше всех остальных птиц поднимаются в воздухе и ближе всех бывают к солнцу и своими звонкими трелями возвещают о приходе весны».

Воспитатель предлагает выбрать из нескольких иллюстраций птиц изображение жаворонка.

Воспитатель: «Как вы догадались, что это жаворонок?»

Дети: «Это жаворонок, потому что он маленький, серенький».

Воспитатель: «Да, жаворонки внешне неприметны: серые с темными пестринками, с маленькой круглой головкой, небольшим хвостиком. Мы с вами уже лепили птиц. А сегодня мы слепим из теста жаворонков».

Воспитатель приглашает детей к своему столу.

Воспитатель: «Разделим кусочек теста на две части. Что будем лепить из большей части? Из маленькой?»

Дети: «Из большого куска будем лепить туловище, а из маленького – голову.

Воспитатель: «Из большого куска раскатаем лепешку. В ней сделаем четыре надреза. Там, где будет голова, соединим края. Два крыла свернем трубочкой. Хвост надрежем веером, (воспитатель сопровождает свои слова показом)».

Воспитатель: «Жаворонки – птички невзрачные. Но люди любят этих птиц, поэтому украшали их цветными фантиками, на голове лепили хохолок – втыкали в голову перышко. Чтобы изукрасить птичек, делали на них узор из дырочек. Вместо глаз вставляли горох, гречишные зерна, изюм».

Воспитатель предлагает сделать пальчиковую гимнастику:

«Пой-ка, подпевай-ка !», И. Токмакова

Десять птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – жаворонушка,

Серенькое перышко,

Это зяблик, это стриж,

Это развеселый чиж,

Ну, а это злой орлан…

Птички, птички, по домам!»

(Пальцы обеих рук сжаты в кулаки. Услышав название птиц, дети разжимают по одному пальцу сначала правой, а затем левой руки. На последние слова пальцы обеих рук сжимают в кулак).

Воспитатель: «Создать образ жаворонка вам поможет прекрасная музыка композитора П.И. Чайковского, которая так и называется «Песня жаворонка». В этой звонкой радостной мелодии вы услышите и журчание ручейка, и перезвон колокольчиков.

Воспитатель предлагает приступить к лепке птиц. Во время самостоятельной работы при необходимости воспитатель оказывает помощь, поощряет детей, если они стремятся по-разному украсить птичек.

Зрительная гимнастика

  1. «Стрельба глазами». Отводить глаза до упора влево и вправо (по 8-10 раз).
  2. Круговые движения глаз влево и вправо с использованием игрушки-птички;
  3. «Мотылек». Быстро и легко моргать глазами (веки как «крылья бабочки»).

Воспитатель: «Посмотрите, какие чудесные жаворонки у нас получились.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает вылепленных птичек.

Воспитатель: «Ребята, возьмите жаворонков и позовите весну «закличкой»:

«Жаворонки, жаворонки,

Прилетите к нам,

Принесите нам

Весну-красну.

Зима надоела,

Весь хлеб поела».

Итог. Дети сажают жаворонков на плетень.